Где живут курды на карте. Кто такие курды и откуда они взялись? Современные курды


Сирия Сирия :
около 1,7-2,2 млн чел.
Германия Германия :
от 800 тыс. чел.
Афганистан Афганистан
200 тыс. чел.
Азербайджан Азербайджан
от 150 тыс. чел.
Ливан Ливан :
80 тыс. чел.
Россия Россия :
63,8 тыс.
Грузия Грузия :
12 тыс. чел.
Армения Армения :
32 тыс. чел.
Казахстан Казахстан :
38,3 тыс. чел. (недоступная ссылка) Проверено 13 декабря 2016.
Великобритания Великобритания :
37 470 чел
Израиль Израиль :
от 11 до 32 тыс. чел.
Туркмения Туркмения :
6 тыс. чел. Религия большинство исповедуют ислам с 7 века (суннитского толка , а также шиизм и алевизм) ,
езидизм (у езидов) , христианство и иудаизм (у лахлухов)

Этногенез

Высказываются различные гипотезы происхождения курдов, в частности, скифско-мидийская. Версию о происхождении современных курдов от населявших Северную Месопотамию и Иранское плато куртиев подтверждают также античные источники (др.-греч. Κύρτιοι , лат. Cyrtii ) . В частности, сообщается о племени Куртиев, издревле обитавших в Персии . Куртии населяли горные области стыка Персии и Атропатены Мидийской , а также Армянское нагорье и Курдистан , в Прикаспийских областях и Иранском Азербайджане и были скотоводческим и разбойничьим племенем . Согласно В. Минорскому во времена древне-персидской монархии курды, по-видимому, входили в состав провинции Армения, где они жили в области Кордуена .

Имя курдов (kwrt) упоминается в (Карнамак-и Ардашер-и Папакан) , но, как отмечают исследователи, в раннем средневековье это был прежде всего социально-экономический термин, означавший у оседлого иранского населения кочевых, живущих в шатрах горцев на западе Иранского плато и мог применяться к любому ираноязычному племени, соответствовавшему этим характеристикам. Именно поэтому вплоть до Нового времени под именем «курдов» объединяли иранские народности , широко расселившиеся в горах Загроса , Верхней Месопотамии и на Армянском нагорье, разговаривающих на разнородных языках/диалектах: курманджи , зазаки , сорани , лаки , келхури , горани , авромани.

Напротив, происхождение таких «курдских» языков как гурани и зазаки , также относящихся к северо-западной подгруппе и распространённых соответственно в среднем Загросе и в истоках Тигра и Евфрата , не связано с собственно курдскими диалектами. Данные языки происходят из прикаспийского региона и их распространение связано с миграциями дейлемитов на запад Иранского плато, где они в дальнейшем вступили в тесное взаимодействие с курдами. Гуранийское и зазайское влияние заметно соответственно в северном (курманджи) и центральнокурдском (сорани) языках .

Этническая структура и языки

Курды представляют собой совокупность многочисленных и зачастую разнородных племён, называемых вслед за своими эпонимами . Племенная принадлежность до сих пор очень важна в социальных отношениях в традиционном курдском обществе .

С лингвистической точки зрения все языки/диалекты, называемые ныне «курдскими», можно разделить на следующие группы:

  • Курдские языки :
    • сорани (южный курманджи)
    • южнокурдский язык (келхури , фейли , лаки)
  • Дейлемитские языки:
    • гурани и авромани

Несмотря на то, что и в обиходном употреблении, и в научной литературе часто идёт речь о «курдском языке» и его диалектах, взаимопонимание сильно затруднено уже между носителями курманджи и сорани - наиболее близких курдских языков. Большинство курдов является билингвами и владеет основным языком государства проживания: турецким , арабским , персидским и другими.

Курды и заза

Генетические исследования

Ориентировочно Y-хромосомная гаплогруппа достигает 23,5%, гаплогруппы R1b 11%, гаплогруппы R1a 10,5%, 12% у и 12,5% у , 6% у , 5% у гаплогруппы , 5,5% у , 2% у .

Расселение

В настоящее время курдов насчитывается не менее 40 млн человек [ ] . Большинство курдов расселено в регионе Курдистана . Почти 2,5 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины.

В Турции

Самый большой массив курдской этнической территории занимает юго-восток и восток Турции в районе озера Ван и города Диярбакыра . Отдельные курдские поселения разбросаны также по всей Анатолии , крупные курдские диаспоры сосредоточены в больших городах на западе страны. Экспертные оценки говорят о 20-23 % населения страны , что может составлять до 16-20 млн человек. В это число включаются северные курды-курманджи - основное курдское население Турции и народ заза (говорящий на языке зазаки) - около 1,5 млн человек, а также значительная доля тюркоязычных курдских племён, перешедших на турецкий язык - свыше 6 млн человек ). В Турецком Курдистане традиционно наблюдается наиболее высокий уровень безграмотности в Турции.

В Иране

Происходившие в самом монархическом Иране интеграционные процессы отразились и на характере межнациональных отношений в Иранском Курдистане . До свержения шахского режима определенное сближение населявших страну национальностей гарантировала политика иранского национализма. Она была нацелена на разрушение традиционных форм общественных отношений, на формирование социальной структуры и хозяйства, свойственных капиталистическому обществу, распространение общеиранских форм культуры, внедрение персидского языка во все сферы жизни и т. д. При этом игнорировались национально-культурные запросы неперсидских народов страны. Социально-политическая и экономическая неудовлетворенность иранских курдов, ущемление их национально-государственного статуса и иные причины порождали претензии к властным структурам, представителям доминирующего этноса (персоязычным иранцам), с которыми связывались этнокультурные последствия интеграционных процессов. Между тем использование военных и репрессивных институтов позволяло шахскому режиму в целом сохранять определенный баланс межнациональных отношений .

В Ираке

Ирано-иракской война, которая могла бы дать курдам возможность воспользоваться условиями, созданными в связи с поглощенностью двух стран Залива в борьбе друг с другом, только обострила напряженность между основными курдскими группами .

В Сирии

В России и странах СНГ

Религия

Курдское национальное движение

Географическое положение курдских районов в Турции, Сирии, Иране и Ираке является важным фактором в определении «жизнеспособности» и силы курдских политических организаций, противостоящих центральным правительствам этих стран. Курдская проблема расселения демонстрирует, как географический фактор отрицательно влияет на этническое движение в зоне большого соперничества за власть и межрегиональных конфликтов. Можно предположить, что в ближайшем будущем решение курдской проблемы невозможно, но некоторая степень курдской автономии возможна в рамках подлинных федеральных систем данных государств .

Использование курдского языка в турецких СМИ было запрещено. Курдский алфавит был сформирован английскими, российскими и французскими учёными в последнем столетии. Однако, под давлением мирового общественного мнения, постепенной демократизации страны и в результате снижения активности РПК , Турция начала поэтапно смягчать запреты в области использования курдского языка. С января 2009 года Турция начала регулярные круглосуточные телепередачи на курдском языке .

В настоящее время курдский вопрос является одним из ключевых при обсуждении дальнейшей евроинтеграции Турции. Европа требует большей регионализации и автономизации курдов, а также соблюдения их прав в соответствии с европейскими стандартами.

История показывает, что курдские проблемы, как правило, возникали из-за попытки лишить этот народ, сильно привязанный к своим собственным традициям, их культурной и племенной автономии. С другой стороны, возникают сомнения, что создание автономии сможет способствовать практическому решению проблемы курдов .

Примечания

  1. Konda Poll
  2. CIA World Factbook : 18% Kurds out of 81,6 million total population (2014 est.) - 14,7 млн.
  3. Beverley Milton-Edwards, «Contemporary politics in the Middle East» Polity, 2006. pg 231: "They form a population in all four states, making 23 percent in Turkey, 23 percent in Iraq, 10 percent in Iran and 8 percent in Syria (Mcdowell, 2003, p 3-4)
  4. Estimate based on 15 % to 20 % of 26,783,383: World Factbook
  5. Volume 2. Dabbagh – Kuwait University. - Iran, page 1111–1112. // Encyclopedia of Modern Middle East & North Africa. Second Edition. Volume 1 - 4. Editor in Chief: Philip Mattar. Associate Editors: Charles E. Butterworth, Neil Caplan, Michael R. Fischbach, Eric Hooglund, Laurie King–Irani, John Ruedy. Farmington Hills: Gale, 2004, 2936 pages. ISBN 9780028657691

    Оригинальный текст (англ.)

    With an estimated population of 67 million in 2004, Iran is one of the most populous countries in the Middle East. ... Iran’s second largest ethnolinguistic minority, the Kurds, make up an estimated 5 percent of the country’s population and reside in the provinces of Kerman and Kurdistan as well as in parts of West Azerbaijan and Ilam. Kurds in Iran are divided along religious lines as Sunni, Shi"ite, or Ahl-e Haqq.

  6. The World Factbook - Iran (неопр.) . Проверено 21 апреля 2008.
  7. UNPO - Iranian Kurdistan
  8. Syria
  9. The Kurdish Diaspora
  10. The Kurdish Diaspora
  11. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам. : см.
  12. Перепись-2009 (казах.) . Архивировано 23 апреля 2015 года.

В последнее время в новостях мы всё больше слышим о курдах – крупнейшей в мире нации без государства. Вместе с тем, рядовому обывателю, практически ничего не известно об этом гордом и загадочном народе.

Кто такие курды?

Курды – древний народ, объединяющий множество племён и населяющий преимущественно горную область Передней Азии, называемую Курдистаном. Современный Курдистан расположен на территориях Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Курды ведут полукочевой образ жизни, основные их занятия – скотоводство и земледелие.

Точное происхождение курдов учеными не установлено. Предками курдов называют и скифов, и древних мидийцев. Ученые доказывают близость курдского народа к азербайджанскому, армянскому, грузинскому и еврейскому народам.

Большинство курдов исповедует ислам. Есть среди них также христиане, иудеи и езиды.

Точная численность курдов неизвестна

Всего в мире проживает от 20 до 40 миллионов курдов:13–18 миллионов - в Турции, 3,5–8 миллионов - в Иране, в Ираке - более 6 миллионов, в Сирии - почти 2 миллиона, ещё около 2,5 миллионов кудров живут общинами в странах Европы, Азии и Америки. Точная численность этого народа неизвестна, поскольку в областях, населенных курдами, перепись населения никогда не проводилась.

След в истории

Курдистан, благодаря центральному геополитическому расположению на Ближнем востоке, со времен Месопотамии был театром завоевательных войн, междоусобиц и грабительских набегов. Во времена арабского завоевания большинство курдов приняли ислам.

При династии арабских халифов Аббасидов, пришедшей к власти в 750 году, все мусульмане других народов были уравнены в правах с арабами. Это привело к миру в Халифате, а у представителей неарабских народов появилось больше возможностей сделать политическую карьеру. По всей видимости, курды неплохо ладили с арабами, ведь их соотечественник Джабан Сахаби был сподвижником пророка Мухаммеда.

После распада Халифата и вторжения турок национальное государство курдов так и не было создано. При этом выходцы из этого народы нередко становились правителями других народов. Ими были основаны династии Айюбидов, правившая на Ближнем востоке в 1169-1525, и Шеддадидов, правившая в Закавказье в XI-XII веках.

В XVI веке Курдистан был поделен между турками, захватившими практически весь Ближний восток, и персами. На протяжении веков курды играли значительную роль в пограничных войнах Турции и Ирана, а правители обеих стран не слишком вмешивались во внутренние дела Курдистана, где местными делами управляли вожди племён.

А вот основанная курдами династия Сефевидов правила с начала XIV века в иранской провинции Азербайджан, а в 1501-1722 и 1729-1736 годах - всей Персией.

Знаменитый восточный правитель и полководец Саладин был курдом.

Немногие знают, что султан Салах ад-Дин, основатель династии Айюбидов, правитель практически всего Ближнего востока и Северной Африки XII века, был курдом. Он известен в Европе под именем Саладин, прежде всего, как талантливый полководец и предводитель сарацин в противостоянии с крестоносцами.

Например, в битве при Хаттине Саладин наголову разгромил крестоносцев, весь цвет рыцарства либо погиб, либо оказался у него в плену, включая короля Иерусалимского. После победы он захватил Иерусалим, поступив крайне благородно по тем временам по отношению к побежденным: всем желающим было разрешено покинуть город и сохранить имущество (которое могли увезти с собой) за небольшой выкуп.

В последствии, несмотря на переменный успех войны с одиозным предводителем третьего крестового похода, Ричардом Львиное сердце, мирный договор был подписан всё же на условиях Салах ад-Дина.

Образ благородного и мудрого Саладина часто используется в фильмах о крестовых походах и литературе.

Национальное государство курдов никогда не существовало?

Это гипотеза не соответствует истине.

Истории известны несколько национальных курдских государств. Самым долговечным из них оказалось Ардаланское ханство, которое находилось в приграничных районах Османской империи и Персии и прекратило своё существование только в XIX веке. В разное время, начиная с XVI века, ханство становилось вассальным государством по отношению к Османской империи или Персии, а временами было полностью независимым.

Более поздние, созданные курдами, государственные образования не были признаны мировым сообществом и просуществовали очень недолго.

Араратская Курдская Республика - самопровозглашённое государство курдов, находилось на территории современной Турции, существовало в 1927-1930 годах.

Королевство Курдистан - самопровозглашённое государство, созданное на территории современного Иракского Курдистана, существовало в 1921-1924 годах

Мехабадская республика - самопровозглашённое курдское государство в иранском Курдистане, просуществовало всего 11 месяцев в 1946 году.

Курдский вопрос

Организованное сопротивление курдов с целью самоопределения и создания независимого Курдистана явно начинает проявляться только в XIX веке и усиливается в XX веке. Это было связано с притеснениями и репрессиями курдского народа правящими режимами, иногда с целью насильственной ассимиляции. Наиболее серьезные столкновения произошли в Турции во времена правления Мустафы Кемаля Ататюрка. Данные курдам обещания расширенных свобод и автономии в обмен на поддержку в Войне за независимость не были выполнены после победы. Последовавшие восстания были жестоко подавлены, курдам было официально запрещено говорить на родном языке, табуировались слова «Курдистан» и «курды» – с тех пор их полагалось именовать горными турками.

Наибольшей автономией в настоящее время обладает Иракский Курдистан, которую он получил после свержения Саддама Хусейна, а курд Джаляль Хусамаддин Талабани с 2005 по 2014 гг являлся президентом Ирака.

Война в Сирии, вернее её окончание и последующая возможная демократизация открывает уже перед сирийскими курдами возможности получения автономии. Самым ярым противником курдского самоопределения по-прежнему остается Турция, опасаясь курдского сепаратизма в самой Турции.

Занимает юго-восток Турции в районе города Диярбакыра и озера Ван. Численность турецких курдов, по приблизительным расчетам, составляет 15-20 млн человек. В Иране проживает примерно 7 млн курдов, чуть меньше в Ираке и Сирии, небольшие курдские диаспоры в Германии, Швеции, Великобритании и Франции. В России насчитывается около 20 тыс. курдов, живущих в Адыгее, Ставропольском и Краснодарском краях, Новосибирской и Саратовской областях. В целом, численность этого народа оценивается в 40 млн человек.

Основная проблема курдов - в том, что они не имеют собственного государства. Курдов, проживающих в Сирии и Турции, притесняют в правах: в Сирии их не признают гражданами страны, в Турции курды не могут разговаривать на своем языке, пропагандировать свою культуру. Проблему осложняет богатые нефтью территории Курдистана, в связи с чем крупные мировые государства желают контролировать этот серьезный источник энергии. Играет свою роль и политическая разобщенность курдов. Большинство населения стремится к независимости и считает, что их народ отвечает всем нужным для этого критериям (язык, территориальная преемственность, культура, ).

Религия и культура

Подавляющее большинство курдов суннитского толка, значительная часть - -шииты, также есть христиане и . Небольшая часть курдов - приверженцы доисламской курдской - езидизма. Но своей исконной религией все курды считают зороастризм.

Курдская не однородна в плане языка. Существуют два самостоятельных, очень разных, курдских языка – сорани и курманджи. В сорани нет родов, в курманджи они есть, поэтому объединить их невозможно.

Большей части этого народа приходится жить в тяжелых экономических условиях, многие считают их дикими и необразованными. На самом же деле, культура курдов очень богатая и древняя. Курдский фольклор отличается большой оригинальностью и разнообразием. Известны множество национальных , песен, легенд, свадебных и погребальных обрядов. Первые памятники письменности курдов датируются VII веком. Литература развивается с XI века, достигая своей вершины в XIV-XVIII веках, в творчестве таких поэтов, как Факи Тейран, Ахмед Хани, Харис Битлиси. Основное занятие курдов с древних времен - полукочевое скотоводство и земледелие, также развиты ремесла.

3. Отношение курдов к евреям

Читатель мало что знает об отношении курдов к евреям, а между тем этот вопрос не лишен интереса, поскольку он связан с любопытной и малоизученной формой восточного еврейства. Среди них имеются таты - горские евреи Кавказа, говорящие на иранском диалекте; это персидские евреи со своей святыней - могилой Эстер Хатун в Хамадане и гетто Джубара в Исфагане, живущие, впрочем, и далее до самой Бухары; по всей территории Курдистана разбросаны по селениям и предместьям еврейские общины. Эти израильтяне говорят на восточноарамейском диалекте, распространенном и среди христианских народностей (ассиро-халдеи, несториане, якобиты). Они живут торговлей и мелкими ремеслами.

К евреям иногда обращаются в тех случаях, когда нужно выполнить деликатную дипломатическую миссию, например добиться у заносчивого курдского аги согласия на брак с его дочерью. Евреи и курды живут в тесном общении друг с другом: вспомним, как, например, сказитель-еврей Пинхас исполнял для Сосина сказания о народном герое курдов Езданшире. Следует упомянуть здесь о гипотезе американского миссионера Гранта, посетившего несториан-горцев в 1840 году и предположившего, будто они потомки плененных евреев из Вавилона («исчезнувшие племена»).

Анализируя здесь вопрос об отношении курдов ко всем народностям, чуждым им в религиозном и национальном плане, я не буду останавливаться на отношении их к христианам, поскольку мы уже касались этой темы в предыдущих главах (см. гл. IV и IX). Заметим, кстати, что понятия «религия» и «национальность», как мы уже говорили в гл. VIII, нередко совпадают на мусульманском Востоке. Очень возможно, что в некоторые эпохи (войны Саладина с крестоносцами, борьба шеддадидов с армянами, грузинами, византийцами) «священная война» вдохновлялась мусульманским фанатизмом курдов; было бы, однако, непростительной ошибкой забывать при этом, что и христиане воевали против ислама во имя религии! В наше время, судя по авторитетным высказываниям шейха Обейдуллы, Сурейя-бек Бадр-хана, муллы Сайда и других, курды уже понимают, что фанатизм способен лишь повредить им в общественном мнении и тем нанести ущерб освободительному движению. История курдов тесно переплетена с историей христиан. В фундированной работе проф. Н. Я. Марра, посвященной езидизму, мы находим любопытные данные, подтверждающие эту мысль. Мне также удалось собрать кое-какие факты, свидетельствующие, что часть курдов в давние времена исповедовала христианство 1) ; тем самым я внес свой скромный вклад в подтверждение тезиса, с таким блеском выдвинутого моим великим соотечественником.

1) См. мою статью «Курды и христианство», в «Revue de 1"Histoire des Religions», 1922.

В. Язычество курдов в Армении

Итак, продолжает Марр, народно-религиозная языческая закваска могла быть внесена уже непосредственно курдскими массами в мусульманский мир Малой Азии. Курды влились в среду сельджуков и момент зарождения в ней мусульманства на обломках официальнон христианской религии, истощенной борьбой против народных религиозных движений. Когда в географических рамках дуги, протянувшейся от гор Исаврии до гор северо-западной Армении, сформировался новый религиозный мир - ислам, - он столкнулся с сопротивлением народно-религиозных движений. Это был дервишизм, а именно, по утверждению проф. В. Д. Смирнова 1) , манихейство. Мы имеем в виду не отвлеченный, всеобщий, космополитический дервишизм, но лишь ту его форму, которую он принял в интересующей нас среде. Наряду с дуализмом мы встречаем в нем символику цвета одежды 2) , значение формы и цвета головного убора (kolah) 3) , мистический смысл круга 4) , тайную роль света 5) , радения с пением и экстазами - иначе говоря, все черты, присущие и езидизму. Разумеется, дервишский орден (mevlevi), обладавший известной литературной культурой в период его формирования в Конии в XII веке, не мог ограничить свою эволюцию рамками одного только езидизма. Вся духовная атмосфера была насыщена идеей внутреннего обновления человека путем непосредственного общения с богом, вне церковной обрядности и иерархии. В соседней Армении в X и XI веках шла ожесточенная борьба церкви против народных-религиозных течений. Среди последних мы остановимся на идеях дервишизма, которые проповедовал в начале XI века Иаков Харкский (Харк-Баязитский пашалык). Босые, в одежде из грубой шерсти, его ученики, даже из среды знати, но большей частью из народа, призыали к чистоте нравов, посту, покаянию и самоусовершенствованию, отрицая духовенство и обряды официальной церкви 6) . Это мощное народное религиозное движение, поставившее себя выше религиозных предубеждений, увлекало не одни только христианские общины. Прежде чем искать в Индии или Александрии основы дервишизма, определенного во времени и месте, как, например, ионийский дервишизм при сельджуках, следовало бы пролить свет на связи, неизбежно возникавшие между двумя религиозными течениями, столь близкими географически и хронологически. Не следует забывать о «значительном религиозном влиянии» Армении в Малой Азии XI и XII веков 7) , которое только теперь начинают признавать.
___________________________________
1) V. D. Smirnоv, Le Christianisme des Turcs et le soufisme derviche, p. 125.
2) John Brown, The Dervisches or oriental spiritualism, London, p. 53.
3) Ibid., p. 56.
4) Ibid., p. 54.
5) Ibid., p. 57, 65.
6) Cм. M. Wagner, op. cit., S. 262-263.
7) См. Gerhard Picker, Die Phundagiagiten; Ein Beitrag zur Ketzergeschichte der Byzantinischen Mittelalters

Очаги дервишизма сельджуков в Сивасе и Конин возникали под влиянием народно-религиозных традиций, не западных, а восточных, и притом наиболее близких 1) . Общее указание на христианский источник мы не можем считать достаточным, как это делал Уинфильд, ссылавшийся на тождественность суфийского слова «любовь» ("ichq) с άγάπη Нового завета 2) . Нам важно не происхождение идентичных понятии, выступающих в самом общем виде и потому абстрактных, но интересна родственность религиозных течений, определенных но месту и времени и принявших конкретные формы. Если факт пребывания благочестивой Рабин в Иерусалиме в 752 году может помочь нам и определении источников суфизма сельджуков, то еще большего внимания заслуживает несомненно установленный факт, что Джелал-Эддин сжился с близкой ему по духу армянской средой: ведь он провел четыре года в Эрзинджане 3) .

Помимо езидизма, среди курдов-немусульман бытует ряд народно-религиозных верований, являющихся пережитками язычества, более или менее сродных езидизму. Некоторые езиды называют себя дасынами; проф. Хвольсон отождествляет их с дайцанитами, последователями Бар-Дайцана 4) . Несколько дальше стоит секта ахле-хакк, хотя по происхождению она близка к курдскому езидизму. К югу от Эрдзинджана, в чьих стенах проповедовал свое учение Джелал-Эддин Руми, основатель конийского дервишизма, высятся горы Дерсим. Там и по сей день живут курды, долгое время считавшиеся мусульманами, но в действительности близкие к езидам. Их называют то таджиками, то кизылбашами. Они сохраняли независимость вплоть до пятидесятых годов прошлого века и могли выставить войско в 30-40 тысяч человек. Разумеется, в древности среди курдов было гораздо больше езидов. По мере того как курды приобщались к исламу, сила и значение езидизма падали, однако курды не могли полностью отрешиться от своих исконных верований. И быть может, дервишизм, зародившийся в Конии, лишь утвердил никогда не исчезавшие пережитки родовых верований или возродил их а среде курдов, которые уже задолго до того приняли мусульманство и отуречились.
___________________________________
1) См. проф. В. Бартольд, «Энциклопедия ислама», т. I, 1913, стр. 852. «Язычество курдов оказало явное влияние на религиозную жизнь мусульман, и в частности па дервишей Малой Азии; сходную картину дает курдская секта ахле-хакк, очень распространенная в Персии».
2) Whinfield, Methnevi of Djelal-oud-Din Roumi: Никольсон полагает, что Уинфильд преувеличивает роль христианства в формировании суфизма (см. «Selected Poems from the Divani Shamsi Tabriz!, Cambridge, 1898, XXXV, n. 3).
3) Nicholson, op. cit., p. XVII.
4) Сhwоlsоn, Die Ssabier, S. 812.

Итак, по мнению Марра, езидизм является собственно курдской религией, существовавшей среди курдов до их приобщения к исламу и сильно сдавшей свои позиции после проникновения мусульманства в жизнь этого парода. Аргументы Марра, приведенные им в 1911 году, выглядят убедительными; пользуясь своей широкой эрудицией, ученый старается показать влияние, которое оказывали друг на друга религиозная среда Армении и Малой Азии, с одной стороны, и курдов - с другой. Выше мы говорили о более поздних взглядах на езидизм.

Продолжим изложение теории Марра, представляющей интерес не только для изучающих историю курдов, но и вообще для всех, не безразличных к судьбам религиозных идей, тем более что труд русского ученого остался неизвестным на Западе.

Курды - горный народ передней Азии, России (в Закаспийской области). Нынешние курды считаются потомками прежних жителей Курдистана, которые у Ксенофонта называются кардухами, а позже - кордиеями, гордиеями, гордианами. Раулинсон сближает кардухов с горным воинственным народом гуту, в ранних клинообразных надписях упоминаемым наряду с , хеттами (хиттитами), сузийцами, элимийцами и вавилонскими аккадийцами и державшим себя довольно независимо от ассирийской державы. После падения Ниневии гуту постепенно слились с мидянами и вообще с народностями, обитавшими в плоскогорьях Малой Азии, и Персии, и разделяли их дальнейшую участь.

Когда Персия была покорена арабами, курды не выказывали повиновения халифам, постоянно их тревожили, часто встречаются в арабской истории сведения о походах в Курдистан, для усмирения его буйных жителей. В XII веке курд Саладин основал знаменитую Эюбидскую династию в Сирии; в состав его державы входил и Курдистан. В 1258 г. страна попала под власть Хулагу-хана, а в 1388 г. была окончательно завоевана Тимуром. Собиратель земли Иранской, шах Исмаил-Сефи (1499-1523), включил Курдистан в свои владения.

В XVII в. курды взволновались, и значительная часть их перешла в подданство турецкое. В 1880 г. обнаружилась со стороны курдов попытка основать свое собственное государство. Почин шел от персидских курдов северо-западной части провинции , губернатор которой довел подведомственных ему курдов до восстания. Мятежники, под руководством Обейдуллах-хана, призвали к восстанию и турецких соплеменников, но мятеж или, правильнее, война, кончился ничем, за недостатком у курдов твердой организации.

Курды распадаются на множество этнографических групп. В гористой области Курдистана живут асиреты и гураны. У первых грубые, угловатые черты лица, голубые или серые глаза, глубоко лежащие и проницательные, твердая и крепкая походка; у гуранов более нежные и более правильные черты лица, скорее напоминающие греческий тип. Такая разница объясняется не различием происхождения, а неодинаковым образом жизни: одни - кочевники, скотоводы, а другие - оседлые земледельцы.

У кочевников быт родовой; старейшины родов и союзов получают власть наследственно. Знатными предками курды гордится и помнит свою родословную, но нужно думать, что в курдских генеалогиях много подделок. С соседями и между собой курды ведут распри, вызываемые, например, местью за кровь родственника.

Курды храбры, свободолюбивы, гостеприимны, воздержны и соблюдают данное слово, чем резко отличаются от лживых персиян. Женщина курдская пользуется такой свободой, как ни у одного народа на Востоке: она обыкновенно не носит покрывала на лице, свободно выходит из дома, может разговаривать с мужчинами и даже иметь мужскую прислугу.

Девушки, по правилу, выдаются замуж между десятым и двенадцатым годом жизни, причем жених выплачивает вено. Многоженство среди асиретов практикуется только у знатных и богачей, а у гуранов и вовсе не практикуется. Случаи дурного обращения с женщиной редки.

Национальная одежда курдов - белые шаровары, вышитая куртка с короткими рукавами, широкий кафтан и плащ. На голову надевается или турецкий тюрбан, или высокая коническая шапка из войлока, с кисточкой. Длинных волос курды не носят; молодые курды не носят и бороды, а только усы. Традиционная пища - куфта (мясные галушки с молоком, перцем и луком), плов или пилав (барашек с вареным рисом), ржаные лепешки, сыр, молоко, мед, кофе.

Курды любят музыку и танцы. Национальный танец - «чопи»: хоровод c топаньем, живыми телодвижениями и диким криком, под звуки флейты и барабана. Песен много; они слагаются двустишиями, которые в хорах чередуются.

Язык курдский («керманджи») - арийский; его грамматика и вообще строение совпадают с персидским, почему его и относят к иранской ветви. Словарный материал курдского языка более чем в трети является новоперсидским, арабским и тюркским; далее, есть большой запас слов арамейских, греческих, армянских и даже русских (преимущественно на границах), и только остаток лексического запаса принадлежит наречию, бывшему в стране раньше ислама, раньше вторжения новоперсидских и ново-тюркских элементов - какому-то народному наречию языка древнеперсидского.

Арамейские и греческие слова прошли через арабское и персидское посредство. Часть туранского элемента, быть может, имеется в языке еще с вавилонских времен, из относящихся сюда, быть может, и лишь позднейшие слова - ново-тюркские.

Из множества курдских наречий одни более чисты от иностранного наплыва. Речь курдов звучит грубо, но имеет менее гортанных и шипящих звуков, чем другие азиатские языки. Согласные - те же, что и в персидском языке, но гласных и двугласных - гораздо больше, так что персидский алфавит с трудом передает их (например, аэ, ээ, оо, ау, ээу).

Курдская литература не обширна: более образованные курды склонны довольствоваться литературой персидской и турецкой.

По вероисповеданию курды - сунниты. Фанатизма исламского у них нет, религиозные познания слабы: пятикратный «тевхид» (исповедание Божия единства), поклоны и коленопреклонения - все их богослужение.

В глухих уголках Дейрсима на севере и Загроша на юге живут полуязычники (Али-Оллахи, Али-Илахи, Кызылбаши). Они себя признают шиитами, но отличаются от прочих особыми таинственными обрядами, выражающими мысль, что на земле всегда должно находиться видимое воплощение Божества. Таким воплощением Бога были: Моисей, Давид, Иисус, Алий, разные шиитские имамы и святые; и теперь есть в каждой общине живые люди, которых считают за божественное воплощение и которым приносят жертвы, хотя бы они и не вели подвижническую жизнь. Подобные верования существуют у исмаилитов.

Читайте также: