Основные направления развития отечественной социологии в XX веке. История отечественной социологии

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Кафедра “Социология и социальные технологии”.

Тема: “Основные этапы формирования отечественной социологии”.

Выполнил студент

группы 08-ИУК-10

Торопова Е.В.

Проверил доц. Юшкова С.А.

Москва 2010

Цель исследования:1.Изучение зарождения социологии в России и формирования различных направлений Задачи исследования:1. Рассмотреть причины зарождения социологии в России;2. Изучить этапы развития отечественной социологии;

Причины зарождения социологии в России

В 40-50-хх годах XIX в. в России остро ощущалась необходимость реформ. В 1861г. было отменено крепостное право, что привело к появлению новых социальных отношений. Общество было заинтересовано в изучении социальных процессов. Метафизика и философия уже полностью не могли отвечать на вопрос о реальном положении вещей в обществе. А значит, накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки на основе новой теоретической базы с новыми методами. Это привело к зарождению и становлению в России новой науки.

Возникновение социологии в первую очередь связано с капиталистическим путем развития, по которому Россия медленно продвигалась после реформы 1861 г. Этот хронологический рубеж и следует считать началом социологии в России, которая, как и в Западной Европе, возникла в русле позитивистской традиции. К началу 60-х годов в русском обществоведении сложилась парадоксальная ситуация. Часть конкретных социальных наук - история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие - достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала.

Возникновению социологии как самостоятельной науки предшествовал подготовительный этап, в котором выделяется два направления общественной мысли: западническое и славянофильское. Символически это выражается в том, что российское государство расположено на двух континентах: Европа и Азия.

Западники доказывали, что Россия как часть европейского континента должна пройти европейский путь развития. Они критически относились к существующему в России строю и считали образцом западный парламентаризм. В качестве преобразований выдвигались отмена крепостного права, наделение крестьян землей, введение конституции и организацию просвещения народа. Там, где славянофилы видели самобытность, западники усматривали невежество и насилие.

Славянофилы считали, что необходимо учитывать особенности азиатского происхождения государства, его уникальность. Конечно же, они признавали отставание России от Запада в области экономики и техники, но подчеркивали, что она идет впереди в сфере духовной культуры. Славянофилы идеализировали патриархальный уклад быта, общинные традиции и православие. Они утверждали, что понятие «частная собственность» чуждо нашему государству, а на селе должно существовать общинное землепользование. Именно в общине кроется русский коллективизм в противовес западному индивидуализму. Общинные отношения славянофилы рассматривали как семейные, поэтому они тесно связывали общину, семью и государство.

Несомненно, общественную мысль в России отличало особое своеобразие по сравнению с социальными теориями Запада. В нашем государстве в течение длительного периода проблемы обществоведения освещались с помощью средств художественной культуры и публицистики.

Философия истории 40-50-х годов (спор между западниками и славянофилами) оказалась парализованной собственными трудностями. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке - социологии.

Формирование социологии для русской культуры имело как научное значение, связанное с появлением новой формы мысли, так и более широкий социальный смысл. Это связано с тем, что социология теоретически отражала в самой различной форме требования буржуазного перестроения существующих порядков в России. Несомненно, одной из основных особенностей русской общественной жизни тех лет было сохранение в стране пережитков крепостничества. Это переплетение нового и старого являлось яркой характеристикой того периода.

Проблема разложения феодального строя и формирования промышленного капитализма и его культуры становится, как правильно отмечал В. И. Ленин, "главным теоретическим вопросом" в русском обществоведении.

Усложнение социальной структуры русского общества и бурный рост городских сословий стимулировали развитие социологии. Капитализм привел к сильному расслоению населения города, ломке старых культурных стандартов, создал массу новых профессий. Совокупность этих изменений вызвала в различных слоях русского общества большой интерес к социальным проблемам.

Другим отрицательным фактором в распространении и оформлении социологии явились предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведении и т. п. Как правило, их отношение к социологии варьирует от безразличия до откровенной враждебности. Недоброжелательство ломалось очень медленно. И только в первое десятилетие XX в. междисциплинарные отношения резко изменились. Началось повсеместное признание социологии, и постепенно социологическая точка зрения стала широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии именно как новая плодотворная теоретическая перспектива в сравнении с традиционными подходами.

Основные этапы развития социологии в России

В развитии социологической мысли в России можно условно выделить 5 основных этапов.

Первый этап - 1860-1890 гг.

Второй этап - 1890 г. - начало XX в.,

Третий этап - первая четверть XX в.

Четвертый этап - 20-е - 30-е годы XX в.

Пятый этап - конец 50-х - 90-е годы XX в.

Первый этап: 1869-1890гг.

Развитие социологии в России, также как и на Западе, происходило в тесной связи с позитивизмом. Идеи О. Конта были известны уже в 40-50-е годы, но только в 60-е началась широкая популяризация позитивизма в России. Усвоение идей Конта шло быстро, и, как писал Н.И. Кареев, “в исходе шестидесятых годов позитивизм и социология вошли в русский умственный обиход” .

Теоретическую основу позитивизма составляли идеи об исторический эволюции человеческого общества, о закономерностях общественного развития, о прогрессе. Представители разных школ и направлений абсолютизировали ту или иную сторону общественной жизни и считали, что именно она является определяющей в социально-историческом развитии общества.

В 1859 г. вышли две работы П.Л. Лаврова, имевшие позитивистское направление. В 1865 г. три наиболее серьезных журнала (“Современник”, “Русское слово”, “Отечественные записки”) опубликовали статьи о Конте и его философии. Напечатанная в 1868 г. рецензия П.Л. Лаврова на книгу “Огюст Конт и положительная философия” (1867) стала во многом определяющей для всей последующей позитивистской социологии в России. В 60-70-е года вышли первые в прямом смысле социологические работы, написанные П.Л. Лавровым и Н.К. Михайловским. Они положили начало специализированной социологической литературе в России,рассматривали развитие общества как стремление к идеалу.

Необходимо отметить, что российские социологи, придерживаясь позитивизма, не заимствовали примитивно чужие идеи. Они критически относились к идеям О. Конта и его сторонников.

В это время зарождается ряд социологических школ и направлений.

1 . Социологические теории народников

Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса.

Конец 1860х – начало 1880х годов: революционное направление народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции.

Середина 1880х – середина 1890х годов: либеральное направление народничества.

С середины 1890х годов народническая социология под напором марксистской критики приходит в упадок, ее заменяет созданная в 1902 году партия социалистов-революционеров. Объединяло революционных народников то, что они критиковали царизм, требовали уничтожения феодально – крепостнических пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма в России, идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом социализма. Их взгляды расходились только в вопросах подготовки и осуществления революции, форм и способов революционной деятельности:

П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: «Знание и революции», «Социальная революция и задачи нравственности», «Кому принадлежит будущее».

Был теоретиком подготовительно – пропагандистского направления. Выступал за длительную пропаганду социалистических идей, так как народ еще не готов к социалистическому перевороту. Революция возможна только тогда, когда большинство населения осознает полностью ее необходимость.

М.А.Бакунин (1814-1876). Основные социологические работы:

«Кнуто-Германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм» (не закончена).

Был теоретиком бунтарско – анархического направления, родоначальником отечественного анархизма. Считал, что социология – наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества, а общество – естественный способ существования совокупности людей независимо от всякого договора. Оно никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей.

Центральная проблема социологии: проблема уничтожения государства как силы, которая подавляет абсолютную свободу личности. Всякое государство таит в себе опасность развития деспотизма управляющих и рабства управляемых и является главным препятствием на пути социального освобождения человека. Основная сила, способная уничтожить государство – революция, которая возможна при любом экономическом строе общества. Верил, что народный взрыв разрушит до основания старый строй, а вместо государства будут созданы независимые общины. Бакунин отвергал не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, которое идет «сверху вниз».

Считал, что религия – социальное зло, освобождение от которого возможно только благодаря социальной революции.

П.Н.Ткачев (1844-1886). Основные социологические работы: « Задачи революционной пропаганды в России», «Что такое партия прогресса», «Накануне и на другой день революции», «Производительные силы Европы», «Анархическое государство».

Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в трех сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе. Основная цель социального прогресса – приведение в соответствие потребностей людей с возможностями их удовлетворения.

2 . Субъективная школа

П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: «Социологи-позитивисты», «Введение в историю мысли», «Теория и практика прогресса», «Социальная революция и задачи нравственности», «Задачи понимания истории».

Считал, что социология – это наука о солидарности, практические задачи которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство и общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом. Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью ее интересов. Движущая сила истории – «критически мыслящая личность», элитарное меньшинство, а большинство служит и трудится, создавая меньшинству возможность служить народу для искупления его жертв, возврата народу его морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это приведет к застою и гибели.

Н.К.Михайловский (1842-1904). Основные социологические работы: «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Герои и толпа», «Орган, неделимое, общество».

При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами. Только справедливый общественный строй может гарантировать уважение к человеческой неповторимости и индивидуальности.

Идеал общественного развития – создание таких отношений, которые способствовали всестороннему развитию личности. Такое возможно только при социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Михайловский считал, что социализм – это «творчество личного начала при посредстве начала общинного».

С середины 1870х годов занялся психологией «толпы», изучением психологии масс, анализом психологических путей и средств воздействия личностей на народ. Проводил различие между понятиями «герой» и «великая личность».

Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания.

3 . Натуралистическое направление.

Его представители выдвигали на первый план географический фактор.

Л.И.Мечников (1838-1888). Основная социологическая работа: «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества».

Две основные проблемы: социальный прогресс и его критерий, механизм социального прогресса. Мерилом прогресса выступает солидарность. Главный показатель социального прогресса – степень свободы при образовании кооперации. Считал, что социальный прогресс проходит те же ступени солидарности, что и в органическом мире.

Пытался рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство общества. Выделял 3 периода в истории цивилизации: речной, средиземноморский, океанический. С этой периодизацией связывает основной закон развития культуры.

По мнению Мечникова, социологические законы не сводимы с законами природы, выступал против социал-дарвинизма.

Пытался связать проблему географического фактора с условиями материальной жизни общества.

4. Органицизм.

Исходный путь органицизма – гипотетическое отождествление общества с организмом.

А.И.Стронин (1826-1889). Основные социологические работы: «История и метод», «Политика как наука», «История и общественность».

По мнению Стронина, общество – это организм, а социальные институты – отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково.

Структуру общества представлял в виде пирамиды. Вершина - привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты. Основание- большинство общества(земледельцы и ремесленники).

П.Ф.Лилиенфельд (1826-1903). Основные социологические работы: «Мысли о социальной науке будущего», «Социальная патология».

Так как общество – организм, оно обладает всеми отличительными чертами организма. Выделял в жизни общества 3 главные функции:

1.Физиологическая или экономическая

2.Морфологическая или юридическая

3.Индивидуальная или политическая

Считал, что классовая борьба и революция – это патология, ненормальное развитие.

5. Психологическое направление.

Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.

Е.В.Де Роберти (1843-1915). Основные социологические работы: «Социология», «Прошедшее философии», «Новая постановка основных вопросов социологи».

Положение о социальной эволюции как об основном факторе социологии.

Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд, состоящий из семи категорий: психологическое взаимодействие – общественные группы – личность – наука – философия – искусство – практическая деятельность.

Н.И.Кареев(1850- 1931). Основные социологические работы: «Историко-философские и социологические этюды», «Введение в изучение социологии», «Сущность исторического процесса и роль личности в истории», «Историка. Теория исторического знания», «Общие основы социологи».

Общество – сложная система психологических и практических взаимодействий личностей, «надорганическая среда». Она делится на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы – предмет изучения психологии, социальные организации – предмет изучения социологии.

6. Плюралистическая школа Ковалевского

М.М.Ковалевский (1851-1916). Основные социологические работы:

« Очерк развития социологических учений», «Очерк происхождения и развития семьи и собственности», «Современные социологи», «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии».

Считал, что социология – синтез результатов, полученных конкретными общественными науками, наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Считал, что на исторический процесс параллельно влияет множество факторов, но в различные эпохи на первое место выдвигались разные факторы.

Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической закономерностью. Отрицательно относился к революции, как к источнику социального прогресса. Считая, что только система продуманных реформ является необходимым благом для общества.

В центре соц. теории Ковалевского – учение о солидарности.

Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий общественного развития.

7. Ортодоксальный марксизм.

Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: «Социализм и политическая борьба», «Очерки по истории материализма», «Основные вопросы марксизма», «Искусство и общественная жизнь», «К вопросу о роли личности в истории».

Глубокая и основательная критика методологических основ буржуазной социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию предвидящую).

Критика буржуазной философии.

Разрабатывал основные проблемы социологии на основе материализма, рассматривал методологию научного предвидения в социальном познании.

Критиковал теорию фактов в социологии, плюралистические взгляды Ковалевского, субъективную социологию народничества.

Он подчеркивал определяющее значение исторической необходимости в действиях личности, при этом не занижая роль исторической инициативы личности на определенном этапе развития общества.

Второй этап: 1890е годы – начало ХХ века.

В конце XIX века позитивистская социология в России столкнулась с глубокими теоретическими трудностями, стало явным внутреннее противоречие натуралистического редукционизма. Кризис механического естествознания приводит к усилению антипозитивистского течения, которое выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием. Это стало причиной появления неокантианство, которое критиковало вульгарный натурализм, эволюционизм и механицизм.

1.Неокантианство.

Основные моменты неокантианской концепции:

Приоритет логических основ

Критика понятий и языка социологии

Гносеологическое философствование

Неокантианство в России можно разбить на 3 группы

1.1 Ортодоксальное ядро (социологическая гносеология)

А.С.Лаппо-Данилевский (1863-1919). Основная социологическая работа: «Методология истории».

Он выступил за переход от «публицистического любительства» в социологии к ее специализации, то есть к научному профессионализму. В центре его внимания – вопросы синтеза истории и социологии.

Считал, что социология – это абстрактная, обобщающая наука, которая не может опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики.

Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: «Общество и личность», «Социальные науки и право».

Общество, по его мнению, это психическое взаимодействие людей, и его нельзя рассматривать с помощью пространственных категорий.

Отмечал наличие кризиса в современном социальном познании, выход из которого надо искать в области методологии.

Настаивал на пересмотре всех основ социального знания.

1.2 Субъективно –нормативная концепция.

П.И.Новгородцев (1866-1924)

Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта, части социальной среды. Общество – сознание отдельных лиц.

Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их концепции права о том, что социальному прогрессу всегда предшествует поворот к идеализму. Эту идею он положил в основу «системы нравственного идеализма». Поворот к идеализму возможен только в результате разрыва с позитивизмом.

В.М.Хвостов (1868-1920)

Социология – особая промежуточная наука, которая использует типологические методы.

Личность – социокультурное образование, на которое общество и культура ставят свой отпечаток.

Хвостов отрицательно относился к революции как форме разрешения социальных противоречий. Необходимо учитывать, что она ведет к разрушению культуры и гибели людей. Отдавал предпочтение реформам.

Подверг критике марксизм и субъективную школу.

1.3 Концепция индивидуального психологизма.

Л.И.Петражицкий (1867 – 1931)

Социология – наука, призванная изучать человеческое участие в процессах социальной жизни. Основной метод изучения и познания предметов: наблюдение.

Центральным научным термином социологии считал социальное поведение и мотивы (эмоции), а не общество и ценности, как принято.

Историю человечества рассматривал как постоянный рост разумности норм и учреждений, увеличение гуманности средств реализации норм и ускорения социального действия.

2. Легальный марксизм

С.Н.Булгаков (1871-1944)

Н.А.Бердяев (1874-1948)

М.И.Туган-Барановский (1865-1919). Основные социологические работы: «Значение экономического фактора в истории», «Экономический фактор и идеи», «Русская фабрика».

П.Б.Струве (1870-1944). Основные социологические работы: «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии в России», «Моим критикам».

Выступали против народничества, против положения того, что развитие капитализма есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Отрицали наличие антагонистических противоречий, выступали против необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата. Либерально – буржуазная политическая программа с заимствованными марксистскими экономическими идеями.

Философия на базе идеализма. «Легальные марксисты» считали, что капитализм в России является исторической необходимостью, и для обоснования «прогрессивной и культурной миссии» капитализма в будущем пытались применить идеи марксистской социологии.

3. Ортодоксальный марксизм (развитие)

В этот период также идет дальнейшее развитие ортодоксального марксизма. Теоретиками ортодоксального марксизма в этот период были Плеханов и Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Взгляды Плеханова и Ленина на решение конкретных проблем общественного устройства кардинально расходились, а перед Октябрьской революцией эти расхождения привели к непримиримой борьбе.

Ленин продолжал дальше развивать идеи Плеханова. Но в отличие от Плеханова Ленин выступил против идеалистических основ социологии народников на более позднем этапе развития народничества. В начале 90-х годов представители либерального народничества стали основными противниками марксистской социологии.

Третий этап: первая четверть ХХ века.

Неопозитивизм.

К.М.Тахтарев (1871-1925). Основные социологические работы: «Главнейшие направления в русской социологии», «Наука об общественной жизни», "Общество и государство и закон борьбы классов".

Выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно общественный.

П.А.Сорокин (1889-1968). Основные социологические работы: « Система социологии», «Социология революции», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», «Россия и Соединенные Штаты», «Общество, культура и личность», «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа».

Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее.

В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия.

Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.

Предлагал создать социологию на следующих принципах:

1.Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук.

2.Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, какой он есть

3.Социология должна быть объективной наукой.

4.Если социология хочет быть "опытной и точной "наукой, она должна распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов.

5.Следствием разрыва с философствованием станет естественный разрыв с монизмом.

Сорокин выделял 2 уровня социологии:

1) теоретическая: - аналитика

Генетика

Механика

2) практическая: - политика

Главный объект для изучения в социологии - взаимодействие индивидов. Создал первое развернутое изложение теории взаимодействия.Индивиды взаимодействуют, когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями другого индивида.

Процесс взаимодействия возможен при трех условиях:

1) наличие одного или нескольких индивидов.

2) наличие актов, обуславливающих их поступки.

3) наличие проводников.

Дает структурный анализ общества.

Выделяет 2 критерия для классификации социальных групп:

Односторонний: индивиды объединены в группу по одному признаку.

Многосторонний: индивиды объединены в группу по двум и более признакам.

Выделяет:

Закрытые группы: раса, пол, возраст.

Открытые группы: партия, ассоциация.

Промежуточные группы: класс, сословие, вторая семья.

Построил теорию социальной стратификации:

3 страты: - политическая

Профессиональная

Экономическая

Построил теорию социальной мобильности:

Вертикальная мобильность

Горизонтальная мобильность

Четвертый этап: 1920-1930-е годы.

1. Основные направления социологической науки.

В 1920-е годы начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Она была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма и определению ее места среди других общественных наук. В связи с этим в развитии марксистской социологии можно выделить следующие направления:

1.Большая часть марксистских социологов под влиянием книги Н.И.Бухарина "Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии", изданной в 1921 году, стала отождествлять социологию с историческим материализмом.

Бухарин: "Исторический материализм - это социологическая теория марксизма, которая по отношению к философии выступает как частная наука.

Оранский: "Исторический материализм-это марксистское направление в социологии, марксистская социология является не только всеобщим методом для социальных наук, но и теорией".

2.Другая часть социологов считала, что социология-составная часть философии (Вольфсон, Черняков, Каценбоген).

3.Существовала концепция, представители которой в историческом материализме философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая теория общества) аспекты.

4.Часть философов считала, что марксизму вообще чужда какая-либо социология (Луппол, Сарабьянов, Деборин).

Развиваются такие течения, как "социальный дарвинизм", "фрейдизм", "социальная рефлексология", "фитосоциология", "зоосоциология", "социология эмпириомонизма", "физиологическая социология".

В 20-е годы широкое распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений. Суть их заключалась в признании натурализма, то есть при изучении общества опирались на аналогичные законы природы, а социология рассматривалась, как часть естествознания, или можно говорить о биологизации общественных процессов. Одновременно с этим существовали и механистические взгляды на общественные явления. Для механистов было характерно сведение исторического закона к механически понимаемым причинности, необходимости, повторяемости, а также отрицание случайности.

2. Развитие марксистской социологии.

Сформулирована и обоснована центральная категория исторического материализма - "общественно-экономическая формация". В связи с этим основной задачей научной социологии стало изучение ее возникновения, развития и функционирования по объективным общественным законам.

Существовало две точки зрения:

1.Историчекий материализм является одновременно частью социологии и общей социологической теории, то есть социология-часть философии.

2.Хотя социология и основана на принципах исторического материализма, она - самостоятельная, нефилософская наука.

Первая точка зрения получила более широкое распространение.

1920-е годы стали наиболее творческими в развитии советской социологии: был сформулированы многие спорные идеи, проведены дискуссии. Очень значимой была дискуссия, длившаяся в течение двух лет(1927-1929)в журнале "Вестник", о структуре и движущих силах развития производительных сил общества. Также в эти годы обсуждались проблемы отношения классов в переходный период и формирования новой структуры общества, причиной которых стала Октябрьская революция.

Необходимо отметить, что процесс становления марксистской социологии был сопряжен со значительными трудностями: необходимость решения задачи культурного строительства (из-за процесса размежевания между марксистскими и не марксистскими социологами), проблема неграмотности населения, общий дефицит кадров социологов-марксистов.

3. Становление социологических исследований .

В 1920-1930-е годы много внимания уделяется проблеме управления и организации труда. Выходит около двадцати журналов: "Хозяйство и управление", "Производство, труд и управление" и другие. Проводятся социологические исследования в области труда (ученые Гастев, Струмилин, Керженцев, Ерманский).

Также проводятся социологические исследования по проблеме брака и семьи (Луначарский, Коллонтай), исследования в психологии и педагогике (Шацкий), в области социологии преступности (Куфаев, Тарновский, Змиев, Маннс), исследования в области СМИ (Марр).

Итак, в 1920-1930-е годы появляются зачатки отраслевых социологий, широкое проведение эмпирических исследований.

4 .Социологическая наука в условиях тоталитарного государства.

1920-1930-е годы: социологические исследования прекращаются. Исторический материализм, политэкономия и научный коммунизм перекрыли все социальные науки. Окончательное утверждение марксизма как идеологической основы общества. Социология приходит в упадок.

Пятый этап: с 1960х годов по настоящее время.

1. "Второе рождение социологии".

Только во время хрущевской "оттепели", в конце 1950-х годов начинается новый период в развитии социологии.

В это время в науке господствовали догматизм и схоластика. Социологические методы конкретного исследования общества не использовались, изучение явлений и процессов социальной жизни было запрещено.

Для широкого развертывания эмпирических исследований необходимо было в первую очередь реабилитировать социологию, вернуть ее в лоно марксизма, то есть объявить, что исторический материализм это собственно социология, а саму социологию рассматривать только как проведение прикладных исследований.

Это привело к тому, что сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, проводились социологические исследования, а с другой стороны, социология как наука не признавалась.

В 1960-е годы прошел ряд дискуссий, направленных на выяснение предмета социологии, на доказательство того, что социология не противоречит марксистской философии и марксистскому мировоззрению.

К 1965 году уже сложилось мнение, что социология - наука о законах и движущих силах развития общества, предмет которой - исследование исторически сменяющих друг друга общественных формаций. Данная точка зрения полностью отождествляла социологию с историческим материализмом. Но данный подход не устраивал многих ученых, которые стали делать разные попытки, чтобы найти компромиссный вариант.

Была предложена трехуровневая концепция социологии:

Общая социологическая теория как философская наука (исторический материализм)

Частные социологические теории (рассматривались как разделы научного коммунизма)

Конкретные социологические исследования выступали в качестве прикладного инструментария сбора эмпирической информации.

2. Развитие специальных социологических теорий и исследований.

В эти годы проведены новые важные исследования, среди которых следует отметить исследования, посвященные проблемам крестьянства. Стали анализироваться реальные проблемы: неравенство уровня жизни в городе и селе, упадок крестьянской культуры, причины бегства крестьян из деревни.

В это время большое распространение получило так называемое социальное планирование, то есть составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов, совхозов и некоторых городов.

На смену первым исследованиям, которые носили эпизодический характер, пришли целенаправленные крупномасштабные социальные и социологические исследования. В середине 1960-х годов появляется ряд работ, обобщающих итоги многих исследований:

1964 г.- выходит книга Харчева "Брак и семья в СССР", где обобщен широкий круг проведенных исследований социальных проблем брака и семьи.

1965 г.- издан пятитомник произведений Струмилина.

1967 г.- вышли коллективные монографии "Рабочий класс и технический прогресс" Осипова и "Человек и его работа" Здравомыслова, повлиявшие на все дальнейшие социологические исследования труда.

1966 г.- издание двухтомника "Социология в СССР" под ред. Осипова. В этом труде были собраны результаты множества эмпирических исследований.

Наиболее заметный вклад в проведение социологических исследований внесли Ядов, Здравомыслов, Андреева, Осипов.

Развитию социологии семьи много внимания уделили следующие ученые: Харчев "Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования", Харчев, Голофаст "Некоторые методологические проблемы сравнительных исследований в социологии семьи".

В сфере социологии личности наиболее значимыми являлись работы: Кона: "Личность как субъект общественных отношений", "Социология личности", также в этой сфере много сделали Харчев, Левада, Ольшанский.

Уделялось внимание и изучению общественного мнения: Грушин "Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования", Сафаров "Общественное мнение и государственное управление", Тощенко "Пресса и общественное мнение".

Зарождение социологии в России было связано со многими трудностями, главной из которых, пожалуй, являлась реакционность российского правительства. В то же время русские социологи находились в лучшем положении по сравнению с западными социологами. Они имели возможность ознакомиться с достижениями европейской мысли. Ведь все основные работы известных западных социологов, несмотря на цензуру, переводились на русский язык и издавались в России с серьёзными научными комментариями. Благодаря систематическому ознакомлению с мировым опытом и развитием социологической науки в мире социологи в России достигли больших успехов. Но, несмотря на то, что, на развитие социологии в России повлияли различные течения западной социологии, она всё же выдвинула ряд оригинальных теорий, которые во многом были обусловлены своеобразием развития российского общества. В ряде случаев русские социологи шагнули дальше западных, часто они даже предугадывали то, что позднее повторили западные социологи. Они раньше всех начали обсуждать проблемы, которые довольно быстро стали принимать межнациональный характер и превращались в темы первых международных конгрессов.Процессы, которые происходили в первую очередь в экономической сфере и потребовавшие в связи с этим знаний об обществе как целостной взаимосвязанной системе, стали основной причиной возникновения социологии в России.(стр.3-4/задача№1).Социология этого периода выражала в различной форме требования буржуазного изменения, реформирования в России порядков. Поэтому её появление в России после реформы 1861 г. является не случайным, а вполне закономерным, так как в это время начался интенсивный переход от феодального общества к капиталистическому, с его процессами индустриализации и урбанизации, изменением структуры общества, и устаревшие идеи и идеалы дореформенного общества.Стимулирующим фактором для развития социологии в России оказалось усложнение социальной структуры российского общества. Произошёл бурный рост городских сословий, которые до реформы были совсем незаметны на фоне крестьянства и дворянства.(стр.5/задача№1).Развитие социологии шло в рамках натуралистического и психологического направлений.Натуралистическое направление представляли идеологи географического детерминизма (Л.И. Мечников (1838-1888) и др.) и органицизма (А.И. Стронин (1826-1889), П.Ф. Лилиенфельд (1829-1903)). Представителями психологического направления были Е.В. Де Роберти (1843-1915), Н.И. Кареев (1850-1931), Н.М. Коркунов (1853-1904). Также необходимо отметить большую роль, которую играли в этом процессе социологические теории народников (М.А. Бакунин (1814-1876), П.И. Ткачев (1844-1886)), а в их рамках существующая субъективная школа социологии (П.Л. Лавров (1828-1900), Н.К. Михайловский (1842-1904)). Особое место в этот период занимали плюралистическая школа М.М. Ковалевского (1851-1916) и ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов (1856-1918)).(стр.6-13/задача №2).Кризис механического естествознания приводит к усилению антипозитивистского течения, которое выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием. Это стало причиной появления неокантианства.(стр.14/задача№2).Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии русской социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории социологии. Ведущей школой становится неопозитивизм.(стр.17/задача№2). На четвертом этапе развивались такие течения как "социология эмпириомонизма", "физиологическая социология",развивалась марксистская социология.Во время хрущевской "оттепели", в конце 50-х годов начинается новый период в развитии социологии. В конце 50-х - начале 60-х годов происходит "второе рождение" социологии как науки в нашей стране (стр.19-25 /задача №2).
Список использованной литературы:1. Новикова. С. С. История развития социологии в России. М., 19962. Социология в России. Под ред. В. А. Ядова

В России первые шаги развития социологии связаны с педагогической деятельностью Н.И. Карссва (1850-1931). Этот российский обществовед в конце XIX в. прочитал первый систематический курс по социологии студентам Санкт-Петербургского университета. Затем он обобщил опыт этого чтения в своей работе «Введение в изучение социологии» (1897), ставшей первым русским учебником по социологии и выдержавшим два переиздания (1903, 1913).

Особую роль в развитии социологии сыграла открытая в Париже в 1901 г. Русская высшая школа общественных паук. В ней читали лекции виднейшие ученые и общественные деятели Франции и России, в том числе И.И. Мечников, П.Н. Милюков, Г.В. Плеханов и В.И. Ульянов (Лепин). Здесь на практике нарабатывались и «обкатывались» дидактические материалы по преподаванию социологии, в частности читались такие курсы, как «Введение в социологию» и «Социология в России», «Общая социология», «Роль личности в истории», «Юриспруденция и социология», «Философия и методология естественных и общественных наук». Школа подготовила условия для утверждения социологии в России. И этот процесс начал постепенно осуществляться, несмотря на явное противодействие со стороны правящей администрации и консервативно мыслящих обществоведов, которые в большинстве своем воспринимали социологию как теорию слишком радикальных социальных преобразований. (Достаточно сказать, что книга Л. Уорда «Динамическая социология», переведенная на русский язык в 1891 г., была сожжена по специальному решению царского правительства.)

В 1908 г. был открыт Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт, который возглавил известный русский ученый В.М. Бехтерев. Целью этого учебного заведения стала подготовка медиков и педагогов особого профиля в области психологии и неврологии. Четыре факультета - основной, педагогический, юридический и медицинский - имели различные отделения и ряд специальных кафедр, в том числе кафедру социологии. Руководителями кафедры стали М.М. Ковалевский и Е. дс Робсрти. А среди первых слушателей были П.А. Сорокин, К.М. Тахтарсв и С.З. Кацснбогсн. Так постепенно социология стала внедряться в учебные планы российских университетов. В 1912 г. была открыта секция социологии при Историческом обществе Санкт-Петербургского университета, в 1916 г. было учреждено Русское социологическое общество.

Социология в России продолжала развиваться и в первые годы советской власти. В 1919 г. был образован Социобиблиогра- фичсский институт, которым руководил К.М. Тахтарсв. Основной целью института была пропаганда социологических знаний. Здесь проходили семинары и читались курсы лекций по общим и частным вопросам социологии. Н.А. Гредсскул, например, читал курс «История социологических учений», А.А. Гизетти - «История русской социологической мысли», П.А. Сорокин - «Социологическая аналитика и механика», П.И. Люблинский - «Уголовная социология».

В 1920 г. в Петроградском университете был создан факультет общественных наук с социологическим отделением и кафедрой социологии, которую возглавил П.А. Сорокин. Этот момент можно считать высшей точкой институционализации социологии в России, ибо социологов начинают готовить как профессионалов. Примечательно и то, что П.А. Сорокин издал и первые учебники по социологии в условиях новой советской власти: в 1920-е гг. вышли в свет его работы «Общедоступный учебник по социологии» и «Система социологии» (в двух томах), которые стали первыми учебными пособиями социологов-профессионалов.

В этот же период открывается кафедра социологии в Ярославском университете. Социологию как самостоятельную дисциплину изучают даже в средних учебных заведениях, чему содействовала большая организационная работа, проводимая Н.И. Кареевым.

К указанному времени относится и начало институционализации социологии в Беларуси: в 1921 г. был открыт Белорусский государственный университет, первым ректором которого стал профессор В.И. Пичета. Среди четырех факультетов был и факультет общественных наук (ФОН) с рядом специализированных кафедр, одной из которых была кафедра социологии и первобытной культуры. Руководителем этой кафедры стал профессор С.З. Каценбоген, который одновременно являлся деканом факультета и проректором университета. Студентам этого факультета читались курсы по общей (или генетической) социологии, по проблемам организации труда, экономического развития, социологии права, культуры, семьи, религии и т.д. Уже в 1923 г. в университетском издании «Труды БГУ» (1923. № 4-5) был опубликован первый в республике курс социологии, прочитанный С.З. Каценбогеном, а в 1925 г. этот курс вышел отдельной книгой.

О развитии социологии говорит и тот факт, что с ростом масштабов социологического обучения усиливаются и тенденции проведения конкретных социологических исследований.

В Беларуси систематические исследования велись в области социально-экономических и политических процессов, культурологического развития белорусской нации (Е.Ф. Карский, С.М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В.М. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи и религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (С.М. Василейский, А.А. Гаваровский, С.М. Риверс), проблем молодежи (Б.Я. Смулевич, П.Я. Папкевич).

Масштабы научно-исследовательской работы в области социальной проблематики значительно расширились после открытия в 1922 г. Института белорусской культуры (Инбслкульта) и создания на его базе в 1929 г. Белорусской Академии наук, которую возглавил В.М. Игиатовский.

Расширение научных исследований проблем общественной жизни положительно сказалось на процессе совершенствования самой науки, отработки методик исследования, получения конкретных научных результатов. Однако эти результаты резко расходились с теми идеологическими установками, которые пропагандировались властными структурами, что и предопределило негативное отношение в советском обществе к социологии вообще и к прикладной социологии в особенности. Социология если и допускалась, то только как чисто теоретическая наука, причем она полностью отождествлялась с историческим материализмом.

В период хрущевской «оттепели» ситуация начинает постепенно меняться. Расширяются международные контакты ученых, происходит обмен учеными и аспирантами. В СССР (и в странах социалистического лагеря в целом) оживляется интерес к социальной проблематике, к трудам западных социологов. Именно в этот период вновь появляются переводы работ зарубежных авторов, правда, с грифом «Для научных библиотек», т.е. рассчитанные на очень узкий круг специалистов. К изданиям такого рода можно отнести книгу Г. Беккера и А. Боскова «Современная социологическая теория» (1961) и Дж. Тернера «Структура социологической теории» (1985). В последней раскрывается суть западной теоретической социологии и показывается возможность иной, нежели в рамках исторического материализма, интерпретации социальных явлений.

Это, однако, не меняло идеологической ситуации в стране. От советских авторов по-прежнему требовался резкий критический разбор зарубежных концепций. Правда, некоторые из них, нс избегая критики, стремились дать более или менее объективную информацию о зарубежных авторах, пытались выявить то положительное, что имело место в критикуемых работах. Этим положительным ядром явились вопросы методологии и техники конкретно-социологических исследований. Большое значение в этом плане имели исследования Г.В. Осипова «Современная буржуазная социология» (1964), Г.М. Андреевой «Современная буржуазная эмпирическая социология» (1965), А.Г. Здравомыслова «Методология и процедура социологического исследования» (1969), В.А. Ядова «Социологическое исследование» (1972), «Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях» (1979) и др.

Перечисленные публикации не только имели научную ценность, но и служили учебной литературой для тех, кто стал самостоятельно проводить конкретно-социологические исследования. Продолжал расширяться и процесс институционализации социологии. В Ленинградском государственном университете была организована лаборатория социологических исследований под руководством В.А. Ядова. В 1969 г. в АН СССР открылся Институт конкретно-социологических исследований, который возглавил А.М. Румянцев (в 1972 г. был переименован в Институт социологических исследований). С 1974 г. начал выходить журнал «Социологические исследования» (главными редакторами которого были А.Г. Харчев, А.В. Дмитриев, в настоящее время - Ж.Т. То- щенко). В 1962 г. была основана Советская социологическая ассоциация, первым председателем которой стал Ю.П. Францев. В учреждениях партийного просвещения стали читаться спецкурсы по социологической тематике, в том числе по методике социологического исследования.

На фойе этих позитивных тенденций оживился интерес к социологии и в Беларуси. Внимание к ней стали проявлять не только ученые, по и партийное руководство. Осенью 1965 г. вышло постановление ЦК КП Б «Об организации конкретно-социологических исследований в республике», в значительной мерс стимулировавшее решение ряда организационных вопросов, направленных на создание социологических служб и специальных исследовательских лабораторий. В 1967 г. в БГУ была создана Проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований, которую в разные годы возглавляли И.Н. Лущицкая, С.И. Дс- ришев, И.И. Зубов, Ю.Г. Юрксвич, Г.П. Давидюк, С.Д. Лаптенок. В 1968 г. в составе Института философии и права Академии наук БССР был открыт сектор проблем социологических исследований, преобразованный в Центр социологических исследований (1989), который в свою очередь подготовил базу для открытия в 1990 г. Института социологии (директор-организатор академик НАН Беларуси, профессор Е.М. Бабосов).

В 1960-е - начале 1970-х гг. в вузах республики на базе общественных кафедр стали создаваться хоздоговорные группы и лаборатории социологического профиля. Как в СССР, так и в БССР начали активно изучать проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления, социологии города, села, семьи и брака, трудящейся и студенческой молодежи и т.д. Одним словом, социология, казалось бы, заняла подобающее ей место в общественном сознании. Однако не хватало главного звена институционализации - вузовской подготовки специалистов, профессионально занимающихся социологическими исследованиями. С каждым годом все острее становилась проблема нехватки профессиональных социологических кадров, необходимость их вузовской подготовки. Пионером в решении этой проблемы стала БССР. Именно в БГУ, задолго до того как в вузах Советского Союза стали открываться отделения и факультеты социологии, была предпринята первая попытка подготовки социологов-профессиопалов. Инициатором ее стал профессор Г.П. Давидюк, который в свое время заведовал отделом социологических исследований в Институте философии и права АН БССР, а в 1973 г. возглавил кафедру философии гуманитарных факультетов БГУ. Он открыл специализацию по прикладной социологии на философском отделении исторического факультета БГУ. Специальность «Прикладная социология» была открыта и в аспирантуре университета. В 1977 г. состоялся первый выпуск студентов, в дипломах которых уже значилась новая специальность.

Перестройка, в корне изменившая облик социалистического общества, раскрыла перед социологией новые возможности. Окончательно были сняты все запреты па ее полноценное развитие. В 1989 г. открылся социологический факультет в МГУ имени М.В. Ломоносова, деканом которого стал профессор В.И. Доб- репьков. На этом факультете были созданы специализированные кафедры и лаборатории социологического профиля, открыты аспирантура и докторантура, созданы советы по защите докторских диссертаций по социологическим специальностям. Постепенно социология приобрела статус полноценной институциона- лизировапой пауки, которая заняла достойное место в системе вузовского образования.

В этом же году в БГУ был открыт философско-экономический факультет с отделением социологии. Его деканом был назначен профессор А.Н. Елсуков. Этому факультету были переданы отделения философии и политической экономии, ранее существовавшие в рамках исторического факультета. На новом факультете были открыты кафедра социологии (ее первым руководителем стал А.Н. Елсуков, в настоящее время кафедру возглавляет член- корреспондент НАН Беларуси профессор А.Н. Данилов), аспирантура, докторантура и создан совет по защите докторских диссертаций по социологии, которым руководит профессор Д.Г. Рот- ман. После отделения от факультета экономической специальности он получил новое название - «факультет философии и социальных наук». Его деканом является доктор социологических наук, профессор А.В. Рубанов. На факультете издаются два научных журнала («Социология», «Философия и социальные науки»), на страницах которых широко представлены публикации белорусских, российских и западноевропейских авторов.

Таким образом, социология в России и Беларуси приобрела все признаки сформировавшегося научного знания и заняла достойное место в арсенале современных наук об обществе.

Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, отечественные социологи создают свои оригинальные концепции, отражающие своеобразие российского общества. В развитии социологической мысли в дореволюционной России можно выделить три этапа: с начала 1860-х гг. до 1890 г.; с 1890-х гг. до начала XX в.: с начала XX в. до 1917 г.

Первый этап развития социологии (1860-е гг. — 1890 г.) связан прежде всего с творчеством видных идеологов народничества П.Л. Лаврова (1823-1900) иН.K. Михайловского (1842-1904). Развиваемое ими направление получило название «этико-субъективная школа». Эти мыслители считали, что объективное изучение общественных явлений должно сочетаться с их субъективной оценкой , основанной на принципах этики и социальной справедливости. Основным социологическим трудом являются «Исторические письма», где он разработал основы субъективного метода. По его мнению, ведущей силой, «главным органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием к изменению застывших общественных форм». Согласно Лаврову, исторический процесс имеет направленность и измеряется степенью развития социальной солидарности. Он выделяет три вида солидарности: основанную на привычке; основанную на сходстве аффектов и интересов; сознательную солидарность, основанную на единстве убеждений людей. Отсюда он делает вывод о том, что только те группы и народы могут быть признаны историческими, в среде которых появилась сознательная солидарность. Внешним признаком существования этой формы служит появление интеллигенции, умеющей критически мыслить и сострадающей угнетенным.

Придерживался аналогичных взглядов. Его основные работы: «Что такое прогресс?», «Герои и толпа» и др. По мнению Михайловского, главная задача социологии как науки должна состоять не столько в поиске и обнаружении объективных законов, сколько в том, чтобы раскрыть человеческое, гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями человеческой личности. Субъективным методом он называет такой способ удовлетворения познавательной потребности, когда социолог-наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого. Михайловский был ярко выраженным индивидуалистом, для которого критерий блага реальной личности стал делом всей системы его социологических воззрений. По его мысли, личность и общество взаимно дополняют друг друга, поскольку всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного — вред личности.

Таким образом, в качестве ведущей силы общественного прогресса Лавров и Михайловский рассматривали «критически мыслящую личность». которая, по их мнению, выступала как творец истории и одновременно как носитель нравственно идеала. Сущность прогресса они видели в росте социальной солидарности и сознательности личности.

Наряду с субъективной социологией заметную роль в социологической мысли России того периода играет позитивизм. Наиболее полное развитие позитивистский подход получил в научном творчестве (1851-1916) — известного историка, этнографа и социолога. Основные его труды - «Социология», «Современные социологи». Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, с помощью которого исследовал генезис народов разных стран и эпох. Анализ социальных явлений на основе их происхождения Ковалевский называл «генетической социологией», и с этих позиций рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности, государства. Он высоко ценил психологическую школу в социологии, отмечая, подобно Г. Тарду, что для более глубокого понимания духовного состояния народов и проявления их культур необходимо изучать «психологию народов».

Ковалевский в своих социологических воззрениях разделяет положения многих социологических школ и направлений, пытаясь понять и использовать их при анализе различных социальных явлений. Исходя из установок «социологического плюрализма», он разработан теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. Основное содержание общественного прогресса Ковалевский видел в «расширении сферы человеческой солидарности» .

В русле позитивизма развивалась «натуралистическая» школа, в рамках которой возникло несколько течений и направлений социологической мысли. К их числу относится концепция географического детерминизма. разработанная крупным географом и социологом Л.И. Мечниковым (1838-1888). В работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития обществ» он объяснил неравномерность общественного развития влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. При этом решающая роль в развитии общества отводилась воздействию гидрологического фактора (рек, морей, океанов). Теория Л.И. Мечникова содержала ценные идеи, объясняющие механизмы взаимодействия природы и общества.

Наиболее яркими представителями психологического направления в российской социологии были Е.В. Де Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареев (1850-1931). В теоретическом отношении их труды базировались на идеях, высказанных французами Г. Тардом и Г. Лебоном. а также русскими социологами П.Л. Лавровым и Н.К. Михайловским, которые в известной мере были склонны к психологизации в объяснении общественных явлений.

Основные труды Е.В. Де Роберти: «Социология», «Социальная психика», «Новая постановка основных вопросов социологии». Он понимает социологию как теоретическую обобщающую науку, главная задача которой заключается в «открытии законов, управляющих возникновением, образованием и постепенным развитием высшей надорганической или духовной формы мировой энергии...». В своей «психологической социологии» ученый исходил из того, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими» [ 13, с. 35]. По мнению Де Роберти, существует четыре группы социальных фактов, которые в конечном счете определяют поведение индивидов в обществе и специфику их психологического взаимодействия: знание, религиозная вера, эстетические чувства и практические, технические действия людей.

Большой вклад в обоснование роли психических факторов в развитие общества внес Н.И. Кареев. Главные его работы: «Основные вопросы философии истории», «Общие основы социологии» и др. Предметом изучения социологии он считал духовное взаимодействие людей как определяющий фактор социальной жизни. Кареев отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит, во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного бытия. По его мнению, психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и определяется ею. Подобно Де Роберти, Кареев придавал большое значение «коллективной психологии», лежащей в основе развития духовной культуры.

Одновременно с так называемой академической социологией в России большое развитие получили идеологическая и политическая социология.

Религиозная социальная философия (христианский гуманизм) связана с именами таких русских мыслителей, как А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и др. Возникновение этого направления было вызвано в первую очередь нарастанием в конце XIX — начале XX в. кризисных явлений во всех сферах общественной жизни, а также ростом активности народных масс и растерянностью интеллигенции.

Владимир Соловьев (1853-1900) (основная работа — « Чтение о Бого- человечестве») и Николаи Бердяев (1874-1948) (основная работа — «Русская идея») глубоко сознавали, что истинной социологией может быть лишь та, которая но сущности своей является идеологией национального духа. Они считали, что социология должна вырабатывать такие важные интегральные, сплачивающие общество понятия, как «национальная идея», «общественный идеал», «коренной интерес» и другие понятия, относящиеся к категории так называемой ценностной ориентации, как мирового, так и национального масштаба.

Социология марксизма в России была представлена двумя основными теориями: ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов и В.И. Ленин) и так называемый «легальныймарксизм» (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский и Др.,).

Легальный марксизм - это теоретическое и идеологическое направление социальной мысли, признавшее истинность экономического учения К. Маркса о природе и исторической неизбежности капитализма. Наиболее яркими представителями этого течения были П.Б. Струве (1870-1944) (основные работы: «Метафизика и социология», «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России ») и М. Туган-Барановский (1865-1919) (основные работы: «Современный социализм в своем историческом развитии», «О кооперативном идеале»).

По мнению П. Струве, экономическое процветание России в перспективе станет возможным на основе капиталистического пути развития. Необходимым условием этого он считал успешное проведение социальных реформ и создание возможностей для свободного развития индивидов. Важную роль Струве отводил деятельности буржуазного государства — «организации порядка», способного наладить экономическую и политическую жизнь общества и предотвратить социальные конфликты.

М. Туган-Барановский, так же как П.Б. Струве, предпочитал социализму цивилизованный капитализм. Будучи крупным экономистом и социологом, он высказывал идеи: частичного и кооперативного предпринимательства; соединения крупного и мелкого производства; общественного самоуправления в общественных организациях, общинах; распределения по труду: «от каждого по способностям, каждой способности по ее труду». Туган-Барановский большое значение придавал свободной сельскохозяйственной кооперации, через которую крестьяне могут прийти к крупному и эффективному производству. К сожалению, многие труды Туган-Барановского, в том числе и по кооперации, были преданы забвению или подвергались необоснованной критике. От этого многое потеряли как теория, так и практика экономических и социальных преобразований в нашей стране.

Главный смысл марксистской теории заключен в раскрытии закономерностей и сущности перехода от частной собственности к общественной.

Анархизм (от греч.anarchia - безначалие, безвластие) — это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и иной власти и проповедующее неограниченную свободу личности. непризнание общепризнанных законов и порядка. Виднейшими представителями анархизма в России были русские революционеры М.А. Бакунин (1814-1876) (основная работа - «Бог и государство») и П.А. Кропоткин (1842- 1921) (основные работы: «Записки революционера», «Этика»).

Анархизм XIX в. подразделялся на два течения: анархизм-индивидуализм , представителем которого был Бакунин, и анархизм-коллективизм. Кропоткин представлял второе течение, развив его в анархизм-коммунизм. Суть анархизма, как считал Бакунин, может быть выражена в словах: «предоставьте вещи их естественному течению». Отсюда одна из центральных идей анархизма — идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами. Государство, по мнению Бакунина, — это всегда власть меньшинства, противопоставленная народу сила. Оно остается «законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы».

Подобно Бакунину, Кропоткин резко выступал против «государственного социализма», считая, что трудящиеся сами в состоянии «выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе». Этот свободный «анархический коммунизм», по его мнению, должен представлять собой общество равных между собой людей, основанное на самоуправлении и состоящее из множества союзов, организованных для всякого рода производства: земледельческого, промышленного, умственного, художественного и т.п. Кропоткин писал: «Равенство — это справедливость». «Равенство во всем — синоним справедливости. Это и есть анархия». Таковы теоретические и практические установки анархизма, изложенные его российскими вождями.

Видным представителем исторической школы (направления) русской социологии был Н.Я. Данилевский (1822-1885). В своем наиболее известном труде «Европа и Россия» он выделил и проанализировал основные «культурно-исторические типы», или цивилизации. Согласно его теории, каждое общество, каждый народ в своем развитии переживает циклические стадии — рождение, молодость, дряхление и гибель. Цивилизационный подход у Данилевского служил методологической основой поиска особого исторического пути России, обоснованием ее самобытности и возможности для нее не повторять этапов развития западных стран.

Идеи Данилевского оказали сильное влияние на П.А. Сорокина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Их отголоски слышны в идеях Л.H. Гумилева и даже в цивилизационной концепции современного американского политолога С. Хантингтона [ 1, с. 57].

На втором этапе (1890-е гг. — начало XX в.) начинается процесс институционализации российской социологии, которая проникает в академическую среду и все больше находит поддержку в научных и общественных кругах.

В этот период возникли новые направления в социологии, наиболее влиятельным из них стала социологическая школа права. Представители этой школы — известные правоведы и социологи Н.Ж. Коркунов (1853-1904), С.А. Муромцев (1850-1910), П.И. Новгородцев (1866-1924) и др. — выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удаюсь глубоко разработать ряд методологических проблем социологического познания.

К концу второго этапа российская социология вышла на международную арену. Российские социологи активно участвовали в рабоге Международного института социологии, а М.М. Ковалевский и П.Ф. Лилиенфельд избирались его президентами. В то же время наметились сдвиги и в процессе институционализации отечественной социологии. Благодаря усилиям М.М. Ковалевского в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психоневрологическом институте в Петербурге.

Третий этап (начало XX в. — 1917 г.) развития российской социологии характеризуется ориентацией на неопозитивизм , наиболее известными представителями, которого были К.М. Тахтарев (1871- 1925) и П.А. Сорокин (1889- 1968).

Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на необходимость применения в социологии эмпирических методов - наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения , поскольку без математики социология не может стать точной и объективной наукой.

Научная и организационная деятельность П.А. Сорокина способствовала ускорению процесса институционализации социологической науки. При его активном участии создается первое в стране социологическое общество, учреждается степень по социологии. В 1920 г. в Петроградском университете был открыт первый в стране социологический факультет, который возглавил П.А. Сорокин. Однако в дальнейшем социология была объявлена буржуазной наукой, и научные исследования в этой области были запрещены на многие десятилетия. В конце 1922 г. Сорокин был вынужден эмигрировать из страны сначала в Германию, затем в Чехословакию, а в конце 1923 г. — в США.

— крупнейший ученый и общественный деятель, внесший огромный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Его основные труды: двухтомная «Система социологии», «Социология революции», «Социальная мобильность», четырехтомная «Социальная и культурная динамика», «Общество, культура. личность».

П. Сорокин различает теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология, по его мнению, лишь наблюдает, анализирует и выстраивает концептуальные модели, а практическая социология должна быть прикладной дисциплиной. Она призвана осуществлять афоризм О. Конта: «знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы мочь».

Разделами социологического знания, по П. Сорокину, являются:

  • социальная аналитика , изучающая строение (структуру) социального явления и его основные формы;
  • социальная механика (или социальная физиология), описывающая процессы взаимодействия социальных агрегатов (людей, групп, социальных институтов);
  • социальная генетика , которая изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

Первичной единицей социологического анализа П. Сорокин считал взаимодействие. Развивая идею понимания общества как особого социшмного пространства , не совпадающего с территориальным, физическим и т.д., П. Сорокин создал две взаимосвязанные концепции: социальной стратификации (социального расслоения) и социальной революции.

Согласно первой теории все общество делится на различные слои - страты , которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации Сорокин отнес экономическую, политическую, профессиональную.

Внутренняя динамика систем стратификации выражается в процессах социальной мобильности — перемещении людей по позициям социального пространства.

П. Сорокин был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, эволюционный путь развития. Он считал, что возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления.

В работе «Социальная и культурная динамика» Сорокин анализирует развитие культуры разных народов, разрабатывает теорию ценностей. Понятие «ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии. Он считает, что истинным субъектом исторического развития выступает «социокультурная суперсистема».

Взяв за критерий классификации общефилософские представления о двойственной природе человека, в которой сосуществуют понятия «материального» и «идеального», «возвышенного» и «земного», П. Сорокин выделил три типа культурных суперсистем: чувственный, идеациональный и идеалистический (или интегральный). При доминировании в обществе материальных и утилитарных ценностей мы имеем делос чувственным типом культуры. Если же первичным признается потусторонний мир, а земные блага и нужды — второстепенными, то перед нами идеациональный тип культуры. Интегральный тип культуры - «золотая середина», сочетает в себе эмпирические и свсрхэм- пирические ценности. Причем на разных этапах исторического процесса может преобладать тот или иной тип культуры.

Большое значение П. Сорокин придавал общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество. На склоне своих лет он выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический типы общества сольются в некое интегральное общество, которое «объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа».

Таким образом, социология в дореволюционной России развивалась как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние различных течений западной социологии, она вместе с тем смогла выдвинуть немало собственных теорий и концепций, отразивших своеобразие развития российского общества.

Возрождение российской социологии началось только в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в связи с либерализацией политического режима. В 1960-х гг. социология восстанавливает свой социальный статус. В 1962 г. создается Советская социологическая ассоциация, в 1968 г. — Институт конкретных социальных исследований АН СССР (ныне — Институт социологии). Открываются факультеты и кафедры при вузах страны. С 1974 г. стал издаваться специализированный журнал «Социологические исследования».

Последующее интенсивное развитие социологии связано с коренными изменениями, произошедшими в жизни страны с середины 1980-х гг. В 1987 г. был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали достаточно распространенным явлением. Социология обрела свое второе рождение, стала преподаваться в высших и средних специальных учебных заведениях страны в качестве общеобразовательной дисциплины. Значительный вклад в развитие современной социологической мысли внесли известные отечественные социологи: И.В. Бестужев- Лада; А.Г. Здравомыслов; Ю.А. Левада; Т.И. Заславская; Н.А. Аитов; Ж.Т. Тощенко; С.С. Фролов; Г.А. Осипов; В.А. Ядов; В.И. Добреньков и др.

Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине Х1Х столетия. Ее последующее развитие не был непрерывным

процессом набора качества. Социология напрямую зависела от условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования.

В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое десятилетие ХХ века имело свои особенности.

Первый этап характеризовался богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества, социальных общностей и человека. Наибольшую известность получили: теория публициста и социолога Н. Данилевского о «культурно-исторических типах» (цивилизациях), развивающихся, по его мнению, наподобие биологическим организмам; субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса социолога и литературного критика Н. Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма; географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением

географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса; учение о социальном прогрессе М. Ковалевского - историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями; теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П.Сорокина; позитивистские воззрения последователя О. Конта, русского социолога Е. Роберти и др. Эти разработки принесли их авторам мировую известность. Практические дела российских социологов, например, составление земской статистики, шли на пользу отечества. В дореволюционной социологии сосуществовали пять основных направлений: политически ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца Х1Х века испытала на себе влияние идей К.Маркса, но оно не было всеобъемлющим. Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной. Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден. Первое его десятилетие (1918 - 1928) было периодом признания социологии новой властью и ее определенного подъема: осуществляется институализация науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная). Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.

В 30-е годы социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена.

Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены (до начала 60-х годов). Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое подавление всех форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мнений внутри партии остановили развитие науки об обществе.

Ее возрождение началось лишь в конце 50-х годов, после ХХ съезда КПСС, да и то под прикрытием экономической и философской наук. Сложилась парадоксальная ситуация: социологические эмпирические исследования получили право гражданства, а социология как наука - нет. Публиковались материалы о позитивных аспектах социального развития страны. Тревожные сигналы социологов о разрушении природной среды, о нарастании отчуждения власти от народа, о националистических тенденциях игнорировались и даже осуждались. Но и в эти годы наука продвигалась вперед: появились работы по общей теории и по конкретному социологическому анализу, обобщающие труды советских социологов; предпринимались первые шаги по участию в международных сравнительных исследованиях. В 60-е годы создаются социологические учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация. В 70-80-е годы отношение к отечественной социологии было противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой - всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Социологические исследования носили мировоззренческий направленный характер. Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 году был создан Институт социсследований (с 1988 г. - Институт социологии АН). Появились отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 года стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). К концу данного периода административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е годы. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований. Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли бы быть самыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социология была восстановлена в гражданских правах в 1986 году. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне - была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность современной социологии. Объект и предмет социологической науки. Функции современной социологии. Современные социологические теории. Перспективы развития социологии.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2007

    Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2012

    Современная социология: основные понятия, сущность. Объект и предмет социологической науки. Функции, условия, перспективы развития социологии в России. Роль социологических знаний в деятельности инженера. Основные направления развития социологии.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Определение социологии как науки, ее место в системе общественных наук и перспективы развития. Предмет социологии, ее гносеологические и социальные функции. Разработка социальных прогнозов и практических рекомендаций. Современные социологические теории.

    реферат , добавлен 21.12.2009

    Предпосылки возникновения социологии как науки. Объект и предмет социологической науки. Основные функции социологии. Понятие о "позитивизме". Развитие человеческого духа. Основные положения концепции Конта. Социология в системе наук об обществе.

    презентация , добавлен 29.11.2013

    Взаимосвязь социологии с другими науками. Определения предмета социологии, предыстория и социально-философские предпосылки ее возникновения. Основные черты и направления развития европейской и американской социологии. Парадигмы современной социологии.

    контрольная работа , добавлен 04.06.2011

    История становления социологии. Зарождение социологии: предыстория (от мифологии до Нового времени). Вклад Огюста Конта в историю социологии: место его учения в становлении социологической науки, его значимые положения. Основные социологические методы.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

Читайте также: