Знаки препинания как указатели ударений в тексте

Окт 07 2010

1.Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними; помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

2. Знаки препинания «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г.Паустовский)
3. Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.

4. А иногда мы читаем их даже… вместо слов! Известен факт такой «бессловесной» переписки. Виктор , закончив «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»

Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.
5. При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Если вы пишете о ком-нибудь, что он «умница», сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.

Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую».
Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Их значения складывались в течение столетий
Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.
Вопросительный з н а к требует ответа. В устной речи ему соответствует особого рода интонация и вопросительные слова.

Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».
Ставя восклицательный знак пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.
Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора фрагменты предложения.

Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил еще не все, читайте дальше».
Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».

Т и р е ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге сменился реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.

К А В Ы Ч К И нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.В помощь пишущему сочинение «Зачем нужна пунктуация»
Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении () знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении () запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Восклицательный знак очень экспрессивен. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.
Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Материал для подготовки к сочинению на лингвистическую тему о пунктуации и орфографии . Литературные сочинения!

К ЧИТАТЕЛЯМ

Самая важная глава книги - «Хотя «путь и далек, и долог». Это путь от знания правила к верно поставленному знаку.
Многие из вас успели убедиться, что ни упорное повторение правил, ни бесконечное переписывание не гарантируют от ошибок. А чтобы рука как бы сама собой ставила нужный знак на нужное место, чтобы грамотность «приросла к кончику пера», в мозгу должен работать точный и быстро действующий механизм. Как заставить этот механизм работать, и рассказывает глава «Хотя «путь и далек, и долог». Будет ли механизм действовать, зависит прежде всего от вас: выполняя задания, учитесь им управлять.
Некоторые задания вы будете выполнять «в уме». Большинство же требует реальной расстановки знаков препинания. Для этого не обязательно переписывать все в тетрадь: обзаведитесь прозрачной пленкой, положите ее на текст с заданием и расставляйте знаки.
Расстановкой знаков препинания работа не заканчивается. Необходимо проверить ее. Наша книжка дает возможность научиться проверять себя. Для этого существуют ответы, которые расположены через несколько страниц после каждого задания под заголовком «Проверьте себя».
Тем, кто готовится в вузы, мы советуем не откладывать работу с книгой на последние недели перед экзаменами. Занимайтесь по ней так же ответственно, как занимаются с индивидуальным репетитором, к которому в течение длительного времени аккуратно приходят на уроки.
Желаем вам успехов в раскрытии секретов пунктуации!

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ

Замечательный английский драматург Бернард Шоу в предисловии к сборнику своих пьес говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ.
Можно ли согласиться с этим замечанием? Пожалуй, можно, но все-таки...
Действительно, способов произнести слово, даже самое короткое, есть великое множество. Произнесенное вами нет может быть спокойным или угрожающим, злорадным или огорченным, радостным или скорбным. Ваш голос может при этом звучать мягко или твердо. И всего этого при записи, конечно, не передашь. И записывается слово только одним способом - составляющими его буквами. Но... Вот одно и то же слово, записанное несколько раз: Да. Да? Да?! Да... Да, Да:.
Произнесите в уме эти слова, мысленно вслушайтесь в их звучание. Вряд ли они прозвучат для вас одинаково.
Вам ясно, что да с точкой - это спокойное да, но это спокойствие может быть мужественным, решительным или горьким. Да с вопросительным знаком - это да, выражающее вопрос, сомнение, недоумение или просьбу что-то позволить. Да с вопросительным и восклицательным знаком - сильное недоумение (в этом случае да?! можно «перевести» как «неужели?»), с восклицательным - сильное чувство (может быть, радость или гнев). С многоточием - это неуверенность, растерянность, размышления, которым еще трудно облечься в слова, огорчение, разочарование. Запятая после да свидетельствует: сейчас будет сказано о том, что именно подтверждается этим да, двоеточие - сигнал того, что последует объяснение, почему сказано да.
Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой речи, что передается интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания.
Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл.
Мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста, впервые выражена основоположником русской грамматики М. В. Ломоносовым, писавшим, что «знаки ставятся по силе разума».
При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда... даже и вместо слов.
Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»
Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо Виктора Гюго содержит и тревожные вопросы (Ну как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?), и тонкий юмор, позволяющий писателю с достоинством переносить состояние тревожного ожидания. Ответ издателя может иметь примерно такое словесное выражение:
Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо держал в руках! Я ее немедленно издам! А может быть, даже и такое: Отлично! Это мне принесет изрядныш доход! С помощью такой книги я потесню своих конкурентов на книжном рытке!
И всю эту гамму мыслей и чувств он выразил одним коротеньким значком «!», окрашенным одновременно и тем же юмором, с которым сочинил свое письмо автор «Отверженных». Примерно так же поступаете и вы, когда, желая похвалить кого-нибудь и сделать это весело, поднимаете кверху большой палец и говорите: «Во!»
Маленькая эпистолярная шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т. е. хорошо понимать знаки препинания.
При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Так, если вы пишете о ком-нибудь, что он умница, выделяя это слово кавычками, сразу становится ясно, что вы не уверены в высоких умственных способностях этого человека.
Эти примеры показывают, насколько обогащает возможности письменной речи хорошее знание пунктуации.
Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. В начале прошлого века подобные трудности возникали довольно часто, так как знание пунктуационных правил не считалось обязательным и большинство пишущих ставили знаки по своему усмотрению. Знатоками пунктуации были только издательские работники, и им приходилось немало мучиться с рукописями даже образованнейших авторов. Так, один из издателей писал Герцену, что его знаки препинания - «сущие знаки притыкания» и только затрудняют чтение.
Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. О таких искажениях рассказывают два хорошо известных «пунктуационных анекдота». Первый из них повествует о путешественнике, который в момент опасности молился Богу и обещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую». Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставить статую, золотую пику держащую». Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
Другой «пунктуационный анекдот» говорит о том, что жизнь человека оказалась в зависимости от того, где будет поставлена запятая в предложении: «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать». А теперь представьте себе, что в таком приказе знак препинания случайно или умышленно пропущен. Тогда этот приказ становится двусмысленным и тот, кто его получит, не будет знать, как же ему надлежит поступить. Скорее всего он попытается угадать, чего же в действительности хотели те, кто отдавал распоряжение. Именно такая ситуация описывается в историческом романе М. Дрюона «Французская волчица». В нем рассказывается, как английская королева Изабелла и ее возлюбленный лорд Мортимер свергли с престола короля Эдуарда II, нелюбимого мужа королевы Изабеллы. Его заточили в крепость и вынудили отречься от престола в пользу наследника. Однако существовала опасность, что возникнет заговор с целью освободить короля и поднять мятеж. Лорду Мортимеру и королеве Изабелле было бы спокойнее, если бы Эдуарда II не было в живых. Но никто не решился собственноручно отдать приказ об убийстве особы королевской крови: письменный приказ мог попасть не к тем, кому предназначался, или даже послужить оружием против королевы. Этими сомнениями Мортимер поделился со своим другом епископом Орлетоном. «Иными словами, милорд, -сказал епископ, - вы хотите послать приказ, не посылая его». Орлетон довольно быстро решил задачу, написав в качестве приказа одну строчку по-латыни без знаков препинания. Из записи, таким образом оформленной, нельзя было решить, доброе или не доброе дело убить Эдуарда.
«Если Господь пожелает, - заметил Орлетон, - тот, кто получит письмо, поймет его смысл. Но разве можно будет кого-нибудь упрекнуть за такое письмо?»
Так король Эдуард II стал жертвой не только политического, но и грамматического коварства.
А вот что рассказал К. Паустовский в книге «Золотая роза».
Писатель Андрей Соболь принес в редакцию газеты «Моряк» рассказ, интересный по теме, но напечатанный путаными, какими-то раздерганными фразами. Печатать его в таком виде было невозможно, а упускать жаль. Корректор Благов, опытный издательский работник, взялся поправить рассказ, не выбросив и не вписав ни одного слова. И вот рукопись выправлена. «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова......
- Это чудо! - сказал я. - Как вы это сделали?
- Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой.
Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Итак, умение ставить знаки препинания - неотъемлемая часть владения письменной речью, оно так же важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.
Умение ставить знаки дается нелегко, так же как нелегко дается и весь процесс письменного выражения своих мыслей. Но вам ясно, что нашу жизнь сегодня невозможно даже представить себе без письменной речи. Письменная речь воплощает в себе все, чем богата жизнь: она приносит и новые знания, и опыт мудрости, и добрый привет близких людей, находящихся в разлуке с нами. Благодаря письменной речи человеческий опыт не пропадает, а копится и передается из поколения в поколение. Иначе человеческая культура не могла бы развиваться.

Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.
А иногда мы читаем их даже… вместо слов! Известен факт такой «бессловесной» переписки. Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные» , послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»
Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать» , т. е. хорошо понимать знаки препинания.
При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Если вы пишете о ком-нибудь, что он «умница» , сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.
Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую» .
Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую» . Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
Значения знаков препинания складывались в течение столетий.
Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.
Вопросительный з н а к требует ответа. В устной речи ему соответствует особого рода интонация и вопросительные слова.
Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю» .
Ставя восклицательный знак пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.
Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше» . Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора фрагменты предложения.
Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил еще не все, читайте дальше» .
Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение» .
Тире ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.
Кавычки нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты. В помощь пишущему сочинение «Зачем нужна пунктуация»
Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.
Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

Устное рассуждение о роли знаков препинания (3)

Знаки препинания на письме … . Они не только помогают _____ смысл написанного, но и расставляют _____ в предложениях, передают ______ чувства. Знаки препинания выполняют разные функции: ____. Например, в предложении № __ присутствует уточняющий член предложения, который необходим для ____. В конце предложения как знак его завершения ставится______ . Это разделительный, одиночный знак препинания. Точка ___ в тексте одно предложение от другого.

Мы очень часто говорим о том, что всякие правила о постановке запятых (двоеточия, тире, и т. д.) не очень-то нам и нужны, мы вполне могли бы обойтись и без них. Когда-то книги писались не то что без знаков препинания, но и вообще без пробелов, и ничего, как-то ведь их понимали. Но я думаю, что правила постановки знаков препинания (двоеточия, тире, и т. д.) нужно знать каждому, потому что они помогают организовать нашу речь, выделить в том, о чём мы пишем что-то самое главное, даже передать наши чувства.

Из курса грамматики мы знаем, что есть знаки препинания завершения, выделения, разделения. (Расскажи о функциях того знака препинания, о котором ты пишешь сочинение-рассуждение).

Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.

ВОТ ПОДСКАЗКА:

Знаки завершения: ТОЧКА, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ, МНОГОТОЧИЕ.

Знаки выделения и разделения: ЗАПЯТЫЕ, ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ, ДВОЕТОЧИЕ, ТИРЕ, скобки.

ИХ РАЗГРАНИЧИВАЮТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФУНКЦИЙ:

При обращениях, вводных словах, обособленных членах предложения, междометиях, придаточных предложениях в сложноподчинённом эти знаки помогают выделить нужные слова и выражения, а однородные члены предложения, простые предложения в составе сложносочиненных и в сложных бессоюзных эти же знаки служат для разделения.

!!! А теперь найди соответствующие задаче сочинения примеры из анализируемого текста, выпиши их и объясни, для чего они служат.

Оформи это примерно такими фразами:

В тексте NN запятые (тире, двоеточие и т.д,)

Также играют значительную роль. Например, в предложении: «………………» запятая разделяет однородные члены. А в другом предложении: «…….» этот знак препинания выделяет вводные слова.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕЛАЙ ВЫВОД!

Мы ещё раз убедились в том, что знаки препинания, правила их постановки нужны грамотному человеку, его письменная речь при правильном выборе нужного знака

будет понятнее, доступнее.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

1.Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними; помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

2 . Знаки препинания «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г.Паустовский)

3. Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.

4. А иногда мы читаем их даже… вместо слов! Известен факт такой «бессловесной» переписки. Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»

Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.

5. При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Если вы пишете о ком-нибудь, что он «умница», сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.

Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла . Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую».

Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ – РАССУЖДЕНИЙ С 2.1.

1 образец

Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении () знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении () запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.

Таким образом, знаки препинания на письме необходимы. Потому что они не только расставляют эмоциональные акценты. Но и помогают верно передать смысл предложения.

(121 слово)

Вступление.

Знаки, которые ставятся в письменной речи между словами или группами слов, называются знаками препинания. Они помогают понять смысловые взаимоотношения между частями и членами предложения. Без них нельзя читать текст правильно, внятно и с верным выражением мыслей и чувств автора.

Основная часть

Запятые

(1)Например, в предложении №… запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения.

Точка

Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи.

(1)Например, в предложении №… точка обозначает конец предложения, не заключающего в себе ни прямого вопроса. Ни эмоционального оттенка.

(2)Например, в предложении №… точка обозначает конец предложения, в котором заключается описание (сообщение, рассуждение о чём-либо).

Многоточие

(2)….указывает на неожиданный переход от одной мысли к другой.

(3)…указывает на то, что приводимое перечисление может быть продолжено.

(4)…ставится при перечислении слов с нераскрытым содержанием.

Вопросительный знак

Очень экспрессивный вопросительный знак.

(1)Например, в предложении №… вопросительный знак заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором.

(2)…в предложении №… вопросительный знак обозначает риторический вопрос, который не требует никакого ответа.

Восклицательный знак.

Очень экспрессивный восклицательный знак.

(1)Например, в предложении №… восклицательный знак передаёт восхищение (восторг) автора и придаёт предложению однозначный смысл. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте.

Тире

(1) Например, в предложении №… тире служит для сжатого, резкого и контрастного выражения мыслей.

(3)…в предложении №… тире подчёркивает (уточняет0 смысловые отношения между членами предложения или предложениями.

Заключение.

Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

2 образец

Текст для чтения

1) Отправляя письма в большой южный город Ростов, на конверте обязательно пишут: «Ростов-на-Дону», смутно догадываясь, что есть ещё где-то какой-то Ростов. 2) И не всем известно, что огромный южный Ростов – дитя в сравнении с незаметным, маленьким Ростовом северным.

3) Ростову на севере было двести лет, когда в устье Дона рубили первую избу. 4) Москва была деревенькой, когда Ростов называли не иначе как Ростовом Великим. 5) Город имел в своё время такую же славу, как Киев и Новгород. 6) Первый раз Ростов летописцами упомянут в 862 году – тысяча сто двадцать три года назад. 7) Представим эту глыбищу времени и, попытавшись, отмеряем тысячу с лишним лет не назад, а вперёд.8) Каждый год теперь рождаются новые города. 9) Вообразим: нынешняя Дубна, Комсомольск-на-Амуре, Ангарск простояли тысячу сто с лишним лет. 10) На Земле 3090 год… 11) Какой фантаст решится предсказать, что будет и чего не будет на Земле в то далёкое время? 12) Вот что такое тысяча лет. 13) Ростов преодолел эту толщу времени. 14) И мы с любопытством и восхищением разглядываем его как некий корабль, приплывший из страны с названием Древняя Русь.

15) Дорога из Москвы в Ростов такая же древняя, как её конечный пункт и как все маленькие городки, деревушки, монастыри и церкви, посаженные на ней, как драгоценный жемчуг на прочной нитке. 16) Как хороша ты (тут уж не задремлешь), старинная дорога в Ростов! 17) Маячат перелески в красках вечернего облака; ещё одна колоколенка скрылась за поворотом.

(По В.Пескову)

Образец сочинения-рассуждения

Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания.

Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!».

В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.

В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и др..

Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.

3 образец

Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, счи­таю, что без знаков препинания обойтись невозможно.

Во-первых, знаки препинания помогают определить границы синтаксических единиц. Так, в первом абзаце стоит пять знаков за­вершения (точек), которые отмечают такие синтаксические единицы, как предложения. В предложении 6 четыре раза встречаются запятые в простом предложении. Две из них отмечают обособленное обстоятельство, вы­раженное сравнительным оборотом (как у мальчишки), две другие стоят между одно­родными составными именными сказуемыми (была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными волосами).

Во-вторых, знаки препинания передают интонацию. Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утверди­тельного высказывания (Люди слушали вни­мательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек); а в предло­жении 25 многоточие указывает на интона­цию незавершенности.

В-третьих, знаки препинания помогают точно выразить мысли. Так, самая короткая и лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал издателю письмо, где стоял только «?», и получил ответ: «!». Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.

Вот и в тексте В. Крапивина знаки препи­нания помогают передать смысл. В предло­жении 22 (Хотя... посмел бы он?) многото­чие передает неуверенность, а вопросительный знак требует немедленного ответа. И в следующем предложении (23) герой начина­ет сам себе отвечать, разбираться в своих чувствах и мыслях.

Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.

4 образец

Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.

Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.

Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.

5 Образец

Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.

Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.

Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

6 Образец

Зачем нужны запятые?

В школе изучают 10 знаков препинания, и запятые среди них занимают достойное место.

Во-первых, запятые помогают увидеть стро­ение предложения, выделить такие интонаци­онно-смысловые отрезки, как простые пред­ложения в составе сложного (например, пред­ложения 1, 5, 6); однородные члены предло­жения (предложения 4, 5); обращения (пред­ложение 8); обособленные члены предложе­ния (предложения 16, 17); вводные словосо­четания (предложения 20, 22, 23, 28).

Во-вторых, запятые помогают верно пере­дать смысл предложения. К примеру, в пред­ложении 3 («Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается») за­пятые, выделяющие вводное слово, подска­зывают, что этот отрезок не имеет отношения к информации, содержащейся в предложе­нии; а запятая перед союзом но помогает ус­тановить отношения сопоставления между частями сложносочиненного предложения.

В-третьих, запятые служат для обозначе­ния фразовой интонации. В том же третьем предложении запятые, выделяющие вводное слово, подсказывают, что этот интонацион­но-смысловой отрезок должен произноситься особо: с понижением голоса и более быстро по сравнению с остальной частью предложе­ния, а запятая перед союзом но по подготовке учащихся 9 классов к выполнению заданий части 1 и 3 Государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме Ижевск...

  • «Пути повышения эффективности работы педагога при подготовке учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»

    Документ

    Возникающие при подготовке учащихся 9-х классов к ГИА по русскому языку в новой форме 1.1. Организационные... по ГИА в новой форме  Педагогу необходима помощь городской методической службы в плане проведения курсов ... по вопросам подготовки к экзаменам со...

  • Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2013-2014 учебном году Автор-составитель

    Методические рекомендации
  • Актуальные аспекты подготовки учащихся к сдаче егэ по русскому языку

    Документ

    Освоению разнообразной информации. Новая форма аттестации – ГИА по русскому языку за курс основной школы, ещё недавно... такой работы с текстом. Именно подготовка к экзамену по русскому языку в тестовой форме (задания типа «С») даёт шанс...

  • 15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го линг­ви­ста Л. Ю. Мак­си­мо­ва: «При по­мо­щи аб­зац­но­го от­сту­па (или крас­ной стро­ки) вы­де­ля­ют­ся наи­бо­лее важ­ные в ком­по­зи­ции це­ло­го тек­ста груп­пы пред­ло­же­ний или от­дель­ные пред­ло­же­ния». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

    Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Л. Ю. Мак­си­мо­ва.

    Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

    Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

    Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

    На что нужно обратить внимание:

    • любое сочинение 15.1 целиком и полностью о языковых явлениях . Здесь будут идти рассуждения об абзацном членении текста, о предложениях и их соединениях, о знаках препинания, о тропах (метафора, эпитет, сравнение и пр.), о синтаксических фигурах (анафора, эпифора и пр.), о лексических средствах выразительности (экспрессивной лексике, лексический повтор, просторечные слова, книжные слова, жаргонизмы и пр.). Вот почему это сочинение называют сочинением "на лингвистическую тему";
    • сочинение пишется по высказыванию, которое Вы должны подтвердить. Всё Ваше сочинение должно быть направлено на такую мысль: "Да, автор высказывания абсолютно прав. Примеры тому мы видим почти в каждом предложении. Вот это предложение подтверждает, что данное языковое явление действительно служит тому-то. Другое предложение также говорит нам о том, что языковое явление такое-то помогает достичь того-то";
    • рекомендованное количество абзацев - 4:
      1 - вступление, тезис;
      2 - первый аргумент;
      3 - второй аргумент;
      4 - вывод;
    • аргумента в доказательство нужно приводить два ;
    • оба аргумента нужно приводить из текста . Находите предложение, в котором есть языковое явление, о котором сказано в цитате, и пишете его в качестве первого аргумента вместе с конкретным словом или словосочетанием. Если нас просят доказать, что метафора служит построению особенных образов, мы не только пишем, что "метафора представлена в предложении 7", но еще и указываем, что "перед нами метафора "план лопнул";
    • кроме предложения с конкретным примером Вы должны указать еще и функцию этого примера. Зачем в этом предложении стоит эта метафора, к примеру? Чего с помощью неё автор хочется добиться? Чему она служит? Какой эффект создает? Чей образ передает?
    • сочинение должно иметь не менее 70 слов. Рекомендуем писать его объёмом от 70 до 95, ведь чем больше слов, тем более велик шанс совершить ошибку.

    Структура сочинения 15.1:

    (1)Я не лю­би­ла эту куклу. (2)Её рост и внеш­ние до­сто­ин­ства срав­ни­ва­ли с моими. (3)Взрос­лые на­ив­но по­ла­га­ли, что до­став­ля­ют мне удо­воль­ствие, когда с де­жур­но-уми­ли­тель­ны­ми ин­то­на­ци­я­ми вос­хи­ща­лись мною.

    – (4)Кто из вас де­воч­ка, а кто кукла - труд­но по­нять! - вос­кли­ца­ли они.

    (5)Я была хруп­кой и ма­ло­рос­лой. (6)И от­то­го что все, вос­хи­ща­ясь этой хруп­ко­стью, име­но­ва­ли её «изя­ще­ством», а меня - «ста­ту­эт­кой», мне не было легче. (7)Я была са­мо­лю­би­ва, и мне ка­за­лось, что «ста­ту­эт­ка» - этo лишь вещь, укра­ше­ние, а не че­ло­век, тем более что ста­ту­эт­ка­ми на­зы­ва­ли и трёх фар­фо­ро­вых собак, оце­пе­нев­ших на нашем бу­фе­те. (8)Вос­пи­та­тель­ни­ца в дет­ском саду, слов­но ста­ра­ясь под­черк­нуть мою хлип­кость, вы­стро­и­ла нас всех по росту, на­чи­ная с самых вы­со­ких и кон­чая мною. (9)Вос­пи­та­тель­ни­ца так и опре­де­ля­ла моё место в общем строю: «за­мы­ка­ю­щая».

    – (10)Не огор­чай­ся: конец - делу венец! - услы­ша­ла я от отца. (11)Венца на моей го­ло­ве, увы, не было, а вен­це­нос­ные за­маш­ки име­лись, и ко­ман­до­вать я очень лю­би­ла.

    (12)Цар­ство иг­ру­шек по-сво­е­му от­ра­жа­ло ре­аль­ный мир, ни­ко­го не уни­жая, а меня воз­вы­шая. (13)Ми­ни­а­тюр­но­стью своей иг­руш­ки подчёрки­ва­ли, что со­зда­ны как бы для под­чи­не­ния мне. (14)А без­раз­дель­но хо­зяй­ни­чать - я со­об­ра­зи­ла уже тогда - очень при­ят­но. (15)Я рас­по­ря­жа­лась марш­ру­та­ми ав­то­мо­би­лей и по­ез­дов, по­вад­ка­ми и дей­стви­я­ми зве­рей, ко­то­рых в жизни бо­я­лась. (16)Я власт­во­ва­ла, по­ве­ле­ва­ла - они были бес­сло­вес­ны, без­молв­ны, и я втай­не по­ду­мы­ва­ла, что хо­ро­шо было бы и впредь об­ра­щать­ся с окру­жа­ю­щи­ми по­доб­ным об­ра­зом.

    (17)Но вдруг, когда мне ис­пол­ни­лось шесть лет, по­яви­лась огром­ная кукла с круг­лым лицом и рус­ским, хотя и не­обыч­ным для иг­руш­ки, име­нем Ла­ри­са.(18)Отец привёз куклу из Япо­нии, где был в ко­ман­ди­ров­ке. (19)Я долж­на была бы об­ра­до­вать­ся за­мор­ской иг­руш­ке. (20)Но она была выше меня ро­стом, и я, бо­лез­нен­но на это от­ре­а­ги­ро­вав, сразу же её не­взлю­би­ла.

    (21)Мама не­ред­ко втор­га­лась в мои вза­и­мо­от­но­ше­ния с иг­руш­ка­ми.

    – (22)Лю­бишь на­ка­зы­вать? - впо­лу­шут­ку спро­си­ла как-то она. (23)И впо­лу­серьёз до­ба­ви­ла: - (24)С бес­сло­вес­ны­ми так по­сту­пать нель­зя. (25)Они же не могут от­ве­тить ни на добро, ни на зло.

    – (26)На зло от­ве­ча­ют, - воз­ра­зи­ла я.

    – (28)Под­чи­ня­ют­ся.

    – (29)Это оскор­би­тель­но. (30)Не для них... (31)Для тебя! - уже со­всем серьёзно ска­за­ла мама.

    (32)Она, по­хо­же, хо­те­ла, чтоб я от­ка­за­лась от аб­со­лют­ной вла­сти над сво­и­ми иг­руш­ка­ми. (33)Она во­об­ще была про­тив са­мо­вла­стия. (34)Но я к этому от­вра­ще­ния не пи­та­ла.

    (35)С по­яв­ле­ни­ем Ла­ри­сы мно­гое из­ме­ни­лось. (36)Иг­ру­шеч­ное цар­ство, ка­за­лось, по­слуш­но за­дра­ло го­ло­ву и взи­ра­ло на неё снизу вверх. (37)Так смот­ре­ла на Ла­ри­су и я. (38)Как кукла она была более не­обыч­ной, по­ра­жа­ю­щей во­об­ра­же­ние, чем я как че­ло­век. (39)Мы и кук­лой-то её на­зы­вать не ре­ша­лись, а име­но­ва­ли толь­ко Ла­ри­сой.

    (По А. Алек­си­ну) *

    * Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) - пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и дру­гие, по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

    1 абзац

    Это вступление. В нём же должен обозначиться тезис, который Вы далее будете доказывать. Тезис, правда, уже обозначен за Вас: это то самое высказывание, та цитата, по которой Вы пишете сочинение. Именно поэтому в самом задании Вам рекомендуют начать именно с неё. Мы так и поступим. Подать её мы можем двумя способами: переписать прямо так, как она дана, с помощью прямой речи или использовать речь косвенную. Мы воспользуемся вторым способом.

    Российский лингвист Л. Ю. Максимов писал о том, что абзацный отступ выделяет наиболее важные группы предложений или предложения. Докажу это на примерах из прочитанного текста.

    Абзац состоит всего из двух предложений. Это нормально. Но здесь могло быть и 3 предложения. Между первым и вторым здесь можно было добавить собственный комментарий по теме. Получилось бы примерно так:

    Российский лингвист Л. Ю. Максимов писал о том, что абзацный отступ выделяет наиболее важные группы предложений или предложения. Действительно, абзацное деление текста помогает читателю правильно воспринимать события текста, обращать своё внимание на отдельные моменты. Докажу это на примерах из прочитанного текста.

    Такое второе предложение можно писать, а можно и не писать, это не возбраняется. А вот первое и третье в Ваших сочинениях должны быть максимально похожи на те, что Вы видите в примере выше. Их выкидывать нельзя, но можно в них менять слова.

    2 абзац

    Это 1 аргумент. Так как в данном примере сочинения речь идет об абзацах, мы будем указывать для аргумента не предложение, а группу предложений: какой-то конкретный абзац из текста. Это может быть абсолютно любой абзац, так как каждый из них - скопление группы важных мыслей. Помним, что мы должны указать не просто абзац, но и его функцию, то есть: почему эти предложения объединены в абзац, какая мысль в них заключена, на чем содержание этого абзаца заостряет наше внимание? Абзац может состоять из 2-3 предложений. 1 предложение - указание на сам пример, в нашем случае на абзац, 2 и последующие - на его функцию. Получается так:

    Предложения 12-16 объединены в один абзац не случайно. Этот отрывок концентрирует внимание читателя на внутреннем мире девочки и на том, как он находил своё отражение в её мире игрушек.

    3 абзац

    Это 2 аргумент. Логика рассуждений точно такая же, как и в предыдущем аргументе. Выбираем понравившийся абзац, рассказываем о его функции. Получается:

    Абзац, начинающийся с предложения 17 и заканчивающийся предложением 20, также несет особую смысловую нагрузку. Он знаменует начало нового этапа в жизни главной героини, резкую смену её привычного мироощущения: теперь кукла, какая-то кукла, лучше, выше и красивее неё.

    4 абзац

    Это вывод. Мы доказали, что высказывание автора - чистая правда. Именно это мы и должны написать. Можно этим и ограничиться. Тогда вывод будет выглядеть так:

    Таким образом, можно прийти к выводу о том, что высказывание российского лингвиста Л. Ю. Максимова неоспоримо.

    Но мы рекомендуем пояснить, в чем именно автор цитаты был прав. Ваш вывод будет очень похож на тезис по смыслу, но слова одни и те же лучше не употреблять. Ваш вывод - это измененный, краткий тезис. Дополняем предыдущее предложение:

    Таким образом, можно прийти к выводу о том, что высказывание российского лингвиста Л. Ю. Максимова неоспоримо. Красная строка служит грамотному сложению композиции текста, выделению конкретных мыслей и событий. С этим трудно не согласиться.

    Можно поступить и по-другому: убрать первое предложение, так как оно не несет особого смысла. Получится так:

    Таким образом, красная строка служит грамотному сложению композиции текста, выделению конкретных мыслей и событий. С этим трудно не согласиться.

    Читайте также: