Психология восприятия. Роль моторных компонентов восприятия

Главная > Лекция

Классификация восприятий

В основе классификации восприятия, так же как и ощу-щений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восп-риятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в вос-приятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезичеекие, обонятельные и вку-совые восприятия. Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда ана-лизаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера мож-но назвать осязательное восприятие, в котором участвуют так-тильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слухо-вом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде; обычно они комбинируются, и в результате воз-никают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие. Основой другого типа классификации восприятий явля-ются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Роль моторных компонентов в восприятии

Восприятие является своеобразным действием, направлен-ным на обследование воспринимаемого объекта и на созда-ние его копии, его подобия. Существенным компонентом вос-приятия являются моторные процессы. К ним относятся: дви-жение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, про-слеживающего видимый контур; движения гортани, воспро-изводящие звук; и т.д. Большую роль моторные компоненты играют в акте осязания. Известно, что пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма человека. Активное осязаниехарактеризуется высокой точностью - адекватность отраженияпредмета возникаетпри перемеще-нии движущейся руки относительно воспринимаемого пред-мета. В работе глаза ируки есть много общего. Глаза, как рука, последовательно осматривают, «ощупывают»контуры рисунка и предмета. Выполняя довольно большое число различных функций, движения глаз разнообразны по форме. При зри-тельном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Если наблюдатель пристально смотрит на какую-либо точку неподвижного предмета, то субъективно у него возни-кает представление, что он фиксирует эту точку неподвиж-ным взором. Однако регистрация движений глаз показыва-ет, что в действительности оно сопровождается непроизволь-ными и незаметными для наблюдателя микродвижениями. Это можно продемонстрировать на простом примере. Посмотрите пристально на заходящее солнце, затем перенесите взгляд на какую-нибудь поверхность и вы увидите два последовательных образа. Очевидно, фиксируемый объект не находится все время в одной и той же точке фиксации,2 точки фиксации объекта дали 2 последовательных образа. Таким образом, следует говорить не о точке фиксации, а скорее, о зоне или области фиксации. Критерии адекватности образов восприятия действительности вырабатываются под влиянием условий жизни и обучения и подвержены перестройке. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о восприятии слепорожденных в первые дни после удаления катаракты. Наблюдения над человеком, ослепшим в девятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено в 52 года, показали, что после операции, когда повязка была снята с глаз больного, он не увидел ничего, кроме расплывчатых очертаний. Он не увидел мир предметов, как видим его мы, когда открываем глаза. Постепенно зрение его восстанавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Он так и не научился читать глазами, однако мог зрительно узнавать печатные заглавные буквы и числа, потому что в школе для слепых его учили читать именно заглавные буквы. Его рисунки свидетельству ют о неспособности воспроизвести что-либо, о чем раньше он не знал через осязание. Так, даже через год после возвращения зрения он не смог нарисовать переднюю часть автобуса, поскольку не смог исследовать его руками. Опыты со стабилизацией изображений относительно сетчатки глаза и наблюдения над слепорожденными, которым зрение возвращено в зрелые годы, дают основания утверждать, что мы не можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать Восприятие - это система перцептивных действий и овладение ими требует специального обучения и практики.

Сложные формы восприятия

Восприятие пространства . Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. В течение длительного времени в философии обсуждался вопрос о том, является ли восприятие врожденным (как это считали представители направления, известного под названием нативизма) или результатом обучения (так считали представители другого направления - эмпиризма). Сейчас стало совершенно ясно, что хотя восприятие пространства и имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитые формы восприятия пространства могут протекать на различных уровнях. В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер 3 изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидкостью. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение 3 основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором. Он тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз; при быстрых и продолжительных изменениях положения тела в пространстве наступают пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом, а при продолжительной ритмической смене зрительных раздражений (например, возникающих при езде на автомобиле по аллее с постоянно мелькающими деревьями или при длительном взгляде на вращающийся барабан с частыми поперечными полосами) возникает состояние неустойчивости, сопровождающееся тошнотой. Такая тесная взаимная связь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, вызывающим оптико-вестибулярные рефлексы, входит в качестве существенного компонента в систему восприятия пространства. Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз. Хорошо известно, что глубина (отдаленность) предметов особенно хорошо воспринимается при наблюдении за предметом обоими глазами, Для отчетливого восприятия предметов нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки, а это невозможно без конвергенции обоих глаз. Если при конвергенции глаз возникает незначительная диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект. При большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз, на которые падает изображение, возникает двоение предмета. Таким образом, импульсы вследствие относительного напряжения мышц глаз, обеспечивающих конвергенцию и смещение изображения на обеих сетчатках, являются вторым важным компонентом для восприятия пространства. Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К ним присоединяется и последнее условие - влияние хорошо закрепленного прежнего опыта, которое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а в некоторых случаях - приводить к возникновению иллюзий. Восприятие пространства не ограничивается, однако, восприятием глубины. Его существенную, часть составляет восприятие расположений предметов по отношению друг к другу. Это требует специального рассмотрения. Воспринимаемое нами пространство никогда не носит симметричного характера; оно всегда в большей или меньшей степени асимметрично. Одни предметы расположены от нас сверху, другие - внизу; одни дальше, другие ближе; одни справа, другие - слева. Различные пространственные расположения предметов в этом асимметричном пространстве имеют часто решающее значение. Примером этого могут служить ситуации, когда нам нужно ориентироваться в расположении комнат, сохранить план пути и т.д. В условиях, когда мы можем опираться на дополнительные зрительные сигналы (расстановка вещей в коридорах, различный вид зданий на улицах), такая ориентировка в пространстве осуществляется легко. Когда эта дополнительная зрительная опора устраняется (это имеет место, например, в совершенно одинаковых коридорах на станциях метро, где имеются два ничем не отличающихся по виду выхода), такая ориентировка резко затрудняется. Каждый хорошо знает, как легко теряется ориентировка в пространственном расположении у засыпающего в полной темноте человека. Ориентировка в таком асимметричном пространстве настолько сложна, что одних описанных выше механизмов недостаточно. Для ее обеспечения нужны добавочные механизмы, прежде всего выделение «ведущей» правой руки, опираясь на которую, человек и осуществляет сложный анализ внешнего пространства и системы абстрактных пространственных обозначений (правое - левое) которое, как показали психологические наблюдения, имеет социально-историческое происхождение. Совершенно естественно, что на определенном этапе онтогенеза когда ведущая правая рука еще не выделена и система пространственных понятий не усвоена, симметрические стороны пространства долгое время продолжают путаться. Такие явления, характерные для определенных стадий нормального развития, проявляются в так называемом «зеркальном письме, которое выступает у многих детей 3-4 лет и затягивается, если ведущая (правая) рука почему-то не выделяется. Так сложный комплекс приборов, который лежит в основе восприятия пространства, требует, естественно, столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестезического и вестибулярного анализаторов. Восприятие времени . Несмотря на важное значение этого раздела психологии, он разработан гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Можно указать, что восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие Циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов - ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.п. Все перечисленные условия лежат в основе наиболее простых непосредственных оценок времени. Они могут проявляться у животных в выработке рефлексов «на время» и их можно изменять путем фармакологических воздействий, влияющих на вегетативную нервную систему. Последние воздействия могут быть проверены и на человеке. Так было показано, что под действием одних препаратов небольшие отрезки времени существенно «укорачиваются», в то время как воздействие других способствует «удлинению» этих временных интервалов при оценке их испытуемыми. От элементарных непосредственных форм ощущения времени следует отличать сложные формы восприятия времени, которые опираются на вырабатываемые человеком эталоны оценки времени: секунды, минуты, часы, а также ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Именно в си-лу этого точность такого опосредствованного восприятия вре-мени может заметно повышаться, причем, как показали наблю-дения над музыкантами, парашютистами и летчиками, она мо-жет заметно обостряться благодаря упражнениям, в ходе кото-рых человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. От оценки коротких интервалов времени следует от-личать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т.п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках вре-мени. Эта форма оценки является более сложной по своему строению и приближается к явлениям интеллектуального коди-рования времени. В собственно восприятии времени мы различаем: а) воспри-ятие временной длительности; б) восприятие временной после-довательности. Как одно, так и другое включают в единстве и взаимопроникновении и непосредственные и опосредованные компоненты. Интересные данные представляют эксперименты на субъективную оценку времени, проведенные с различными группами больных. Полученный патологический материал по-казал связь переоценок и недооценок временной длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому, та-ким образом подтвердив положение об эмоциональной детер-минированности оценок времени. Характерной особенностью времени является его необра-тимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Установление объективного порядка или однознач-ной необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ни-ми. Именно на основе причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последова-тельности события. Помимо установления порядка или последовательности пред-шествующего и последующего, временная локализация вклю-чает определение величины интервалов их отделяющих. Знание того, что такой день, как временной интервал, включает в себя знание того, что день- это такая-то часть столетия, года, ме-сяца и т.д., что в дне столько-то часов, минут и т.п. Непосред-ственная локализация во времени ограничивается лишь очень общим недифференцированным не столько знанием, сколько ощущением того, что данное событие близко, поскольку оно актуально или отдаленно. Более точная временная локализация переживаемого предполагает умение оперировать соотношени-ями временных величин. Поскольку время - направленная величина, вектор, од-нозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В про-странстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. С этим связан дальнейший момент, особенно осложняющий восприятие времени опос-редствованными компонентами. Естественной отправной точ-кой во времени является настоящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и после-дующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется в прошлое и будущее, которые могут быть определены лишь через свое отношение к настоящему. Но проблематика времени здесь осложняется диалектикой всех временных определений, свя-занной с текучестью времени. Полное разрешение трудностей, связанных с текучей ди-алектикой временных определений, требует принятия одной общей системы координат с постоянной точкой, от которой ведется отсчет посредством постоянных общих единиц ис-числения (год, месяц, день). Эта исходная общая точка от-счета может быть фиксирована лишь за пределами субъек-тивного, личного переживания. Всякая временная локализа-ция - даже пережитого - требует умения оперировать вре-менной схемой или системой координат, выходящей за пре-делы переживания. Подлинно временную характеристику на-ше настоящее получает лишь тогда, когда мы в состоянии посмотреть на него из прошлого и из будущего, свободно перенося свою исходную точку за пределы непосредственно данного. Настоящее - отправная точка, из которой опреде-ляются и прошлое и будущее, не является в психологиче-ском времени абстрактной точкой, а всегда - некоторым временным интервалом. Восприятие движения. Восприятие движения - очень слож-ный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Ес-ли предмет объективно движется в пространстве, то мы вос-принимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передви-гать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего те-ла указывает нам на ее передвижение в объективном про-странстве. Восприятие движения в глубину пространства, ко-торое экспериментально еще почти не исследовалось, воз-никает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следя-щих за движущимся предметом. Однако восприятие движе-ния не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимопротиво-положных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может дви-гаться одновременно в противоположные стороны. В то же время впечатление движения может возникнуть при отсутст-вии его в реальности, если через небольшие временные пау-зы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объ-екта. Это так называемый стробоскопический эффект, для возникновения которого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени. Пауза между смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 с. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень ве-лика (например 1 с), изображения осознаются как раздель-ные; максимальное расстояние между движущейся точкой в двух смежных кадрах, при котором имеет место стробоско-пический эффект, равно 0,45 с. На стробоскопическом эф-фекте построено восприятие движения на кинематографичес-ких лентах. Отчасти аналогичным приемом изображения движе-ния посредством одновременного воспроизведения последова-тельных его фаз пользуются также в живописи и скульптуре. В восприятии движения значительную роль, несомненно, играют косвенные признаки, создающие опосредованное впе-чатление движения. Так, впечатление движения может вы-звать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры. К числу «кинетических положений», вызывающих представление о движении, принадлежат наклонное поло-жение, меньшая отчетливость очертаний движущегося пред-мета и множество других косвенных признаков. Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пре-делами собственно восприятия чисто интеллектуальный про-цесс: впечатление движения может возникнуть и тогда, ког-да мы знаем, что движения на самом деле нет. Мы, таким образом, можем не только делать умозаключения о движе-нии, но и воспринимать его. Теории движения разбиваются в основном на 2 группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из эле-ментарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и ут-верждает, что восприятие движения возникает вследствие вли-яния этих элементарных зрительных ощущений (В.Вундт). Теории второй группы утверждают, что восприятие движе-ния имеет специфическое качество, не сводимое к таким эле-ментарным ощущениям. Представители этой теории гово-рят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а отличным от них качественно спе-цифическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зри-тельных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии (М.Вертгеймер). Восприятие движения является, по Вертгеймеру, специ-фическим переживанием, отличным от восприятия самих дви-жущихся предметов. Если имеются 2 последовательных вос-приятия объекта в различных положениях (а) и (б), то пере-живание движения не складывается из этих 2 ощущений, но соединяет их, находясь между ними. Это переживание дви-жения Вертгеймер называет фи-феномен, - оно не есть ре-зультат движения глаз или последовательных образов на цен-тральной ямке, которыми хотели объяснить восприятие дви-жения. В стробоскопических иллюзиях последовательные об-разы могут дать впечатление лишь об определенных положе-ниях предмета, но они не объясняют, почему воспринимает-ся переход предмета из одной фазы в другую. Согласно формально-идеалистической точкезрения Вертгеймера, вос-приятие движения может быть дажебез восприятия предме-та, который движется. С позиций гештальтпсихологии было проведено несколь-ко специальных работ о восприятии движения. Исследовате-ли поставили перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зре-ния одни из воспринимаемых объектов кажутся движущи-мися, а другие - неподвижными? Так,например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объ-екты, которые явно локализуются на некотором другом объ-екте: двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспри-нимается. Так, при фиксации луны среди облаков, она вос-принимается движущейся. Ими было показано, что из 2 пред-метов движущимся обычно кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта пре-терпевает наибольшие количественные или качественные изменения. Но исследования представителей гештальтпси-хологии не вскрыли сущности восприятия движения. Основ-ным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действитель-ности на основе всего прошлогоопыта человека.

Условия оплаты труда специалистов и служащих предприятий

Условия оплаты труда руководителей государственных предприятий, с которыми заключены контракты

Материальное стимулирование руководящих работников и специалистов

Должностные оклады руководителей государственных предприятий исчисляются в кратном размере тарифной ставки первого разряда, установленной правительством Республики Беларусь в зависимости от:

1) списочной численности работников предприятия;

2) чистой прибыли;

3) роста объема производства (работ, услуг).

Надбавка к должностному окладу устанавливается руководителю предприятия в размере до 50% должностного оклада. При этом учитывается сложность работы, напряженность работы, а также стаж работы и квалификация руководителя.

Премирование руководителей предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности может производиться с учетом выполнения различных производственно-экономических показателей по одному из двух вариантов:

1) по показателям и условиям, направленным на выполнение предприятием конкретных задач (достижение заданных показателей по объему производства (работ, услуг), реализации продукции и других объемных показателей с учетом особенностей отраслей, прибыли (снижение убытков), рентабельности, освоению производства новых видов продукции);

2) по нормативу к прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление.

Должностные оклады первых заместителей руководителей предприятий устанавливаются на 5-20% ниже должностного оклада руководителя предприятия, исчисленного по шкале; заместителей руководителей предприятий – на 1-2 разряда ниже тарифного разряда первого заместителя.

Должностные оклады главных специалистов сельскохозяйственных предприятий рекомендуется устанавливать в размере 75-80% от должностного оклада руководителя, а остальных специалистов и служащих по ЕТС.

Премирование специалистов и служащих предприятий осуществляется в соответствии с положением, разработанным на предприятии за показатели, аналогично руководителям.

Наиболее изучены в психологии так называемые двигательные навыки, формирующиеся в контексте предметно-практических и знаково-практических действий. Оба этих действия реализуются посредством двигательного аппарата и представляют собой более или менее сложные системы рабочих движений (рук, ног, всего тела).


При образовании двигательных структур, происходит объединение отдельных рабочих движений в некоторое единое целое.

На начальных ступенях обучения какому-либо действию человек выполняет отдельные движения порознь, с большим или меньшим интервалом между ними. В процессе упражнения время выполнения движений и интервалы между ними укорачиваются, происходит их объединение. В действии опытного профессионала ряд последовательных движений выступает как одно сложное движение.

Формирование двигательных структур сопровождается постепенным устранением «лишних» движений и уменьшением мышечной напряженности.

Например, на первых этапах овладения действиями пилотирования курсант обычно работает всем телом, совершая много ненужных движений, в напряженной позе. Опытный летчик работает только теми группами мышц, которые необходимы для данного движения. Поза свободная, движения точны, уверены, экономны.

Любое, даже сравнительно простое, двигательное действие складывается из массы движений.

В зависимости от функций выделяют три группы движений:

1. Рабочие (или исполнительские) движения, посредством которых осуществляется воздействие на объект. Характеристики – сила, длительность, амплитуда. Характеристики определяются конкретной операцией, выполняемой системой «орган тела + орудие» (рука + ручка управления).

2. Гностические . Их функция связана с познанием объекта и условий труда. Эти движения весьма разнообразны. В эту группу входят:

  • ощупывающие или осязательные движения , посредством которых человек получает информацию о механических свойствах (например, величина сопротивления органа управления) и пространственных особенностях (например, форма органа управления) тех предметов, которыми он манипулирует
  • Измерительные движения , при помощи которых оценивается расстояние между предметами или их частями
  • Пробующие движения по своим характеристикам ближе к рабочим, но их функцией является не изменение предмета, а ориентировка в возможных способах действия выбора оптимального из них
  • Посредством контрольных движений осуществляется проверка отдельных этапов действия.

3. Приспособительные движения. К ним относят установочные движения (установка рабочей позы руки, ноги, всего тела), а также корректировочные (с их помощью исправляют ошибки, возникающие в процессе выполнения действия), сюда же относятся уравновешивающие и компенсаторные движения, которые обеспечивают устойчивость двигательного аппарата (например, позы).

Между перечисленными группами движений нет резких границ. В реальных трудовых действиях наблюдаются взаимные переходы между ними.

Движения, относящиеся ко 2-й и 3-й группам, на начальных этапах овладения действием кажутся «лишними», на самом же деле на этих этапах они необходимы, поскольку обеспечивают ориентировку человека.

По мере обучения, движения двух последних групп сокращаются, и исполнительские движения начинают выступать в чистом виде. Однако при перестройке способа действия гностические (особенно пробующие) и приспособительные движения вновь появляются, подготавливая формирование нового навыка, новой двигательной структуры.

Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование объекта. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук; и т. д.
Большую роль моторные компоненты играют в акте осязания. Пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма человека. Активное осязание характеризуется высокой точностью движущейся руки относительно воспринимаемого предмета.
В работе глаза и руки есть много общего. Глаза, как рука, последовательно осматривают, «ощупывают» контуры рисунка и предмета. При зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Если наблюдатель пристально смотрит на какую-либо точку неподвижного предмета, то субъективно у него возникает представление, что его взор неподвижен. Однако регистрация движений глаз показывает, что в этом случае имеют место непроизвольные и незаметные для наблюдателя микродвижения. Таким образом, следует говорить не о точке фиксации, а скорее, о зоне или области фиксации.
Адекватность образов восприятия действительности вырабатывается под влиянием условий жизни и обучения. Наблюдения над человеком, ослепшим в девятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено в 52 года, показали, что после операции он не увидел ничего, кроме расплывчатых
очертаний. Условия жизни приучили его «видеть» мир руками, а не глазами. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Постепенно зрение его восстанавливалось, однако он воспринимал предметы расплывчато. Он так и не научился читать глазами, его рисунки свидетельствуют о неспособности воспроизвести что- либо, о чем раньше он не знал через осязание. Так, даже через год после возвращения зрения он не смог нарисовать переднюю часть автобуса, поскольку не смог исследовать его руками.
Наблюдения над слепорожденными, которым зрение возвращено в зрелые годы, дают основания утверждать, что восприятие - это система перцептивных действий и овладение ими требует специального обучения и практики.

Еще по теме Роль моторных компонентов в восприятии:

  1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.
  2. 4. Роль и значение ощущения, восприятия в профессиональной деятельности юриста.
  3. § 70. Метод прояснения сущности и роль восприятия в нем. Преимущественное положение нескованной фантазии
  4. 1.3. Роль favepov и dfaveq в процессе познания: иерархия чувственных восприятий как основа перевода неявного в явное
  5. § 27 Свидетельство (непосредственной интуиции}. Представление в восприятии и восприятие
  6. Глава 4 «Исследование восприятия» («Пратьякша-париччхеда») Часть 2 [Опровержение положения Дигнаги о том, что концептуализирующее восприятие (савикальпака) не является непосредственным (пратьякша)]
  7. Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни
  8. Методы определения моторных и сенсорных асимметрий человека
  9. Блок 3.Восприятие другого в процессе профессионального общения психолога Занятие 8. Безоценочное восприятие и профессиональное общение.
  10. Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсо-моторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.
  11. Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсо-моторного обеспечения психических процессов.
  12. 23. О восприятиях, которые мы относим к внешним предметам Восприятия, относимые к вещам, находящимся вне нас, например к объектам наших чувств, вызваны, по крайней мере когда мы судим правильно, предметами, возбуждающими некоторые движения в органах внешних чувств
  13. Глава 1. Функциональные асимметрии Моторная асимметрия
  14. Возникновение суфизма – мистико-аскетического направления в исламе, его социальная база. Представители философского суфизма, его историческая роль. Мистическая философия как реакция на засилие софистики и псевдорационалистической демагогии богословия, на безграничную веру в разум философов-перипатетиков. Ориентация на личностную структуру человека. Онтология суфизма, учение о макро– и микрокосмосе. Гносеология суфизма: значимость житейского опыта, обостренное эстетическое восприятие предметов, у

Восприятие не только включается в действия, которые совершают люди, но и регулирует их. Оно становится перцептивным действием, который направлен на создание образа предмета, который нужный человеку в данный момент. Но восприятие не только получает подробную информацию о предмете, а также имеет свойство сравнивать два объекта и классифицировать их.

Психофизиологические исследования показывают, что во время восприятия начинается управление действием. Именно благодаря сенсомоторным процессам можно получить информацию о предметах, которые в данный момент человек старается воспринять. Он помогает вычленить объект из множества подобных. Например, зрительное восприятие связано со зрительной координацией, ушные анализаторы стараются повернуться к источнику звука, а чтобы определенную вещь почувствовать тактильно, нужно поводить по ней соответственным участком кожи. Известный рефлексолог Сеченов указывал, что сенсорные и двигательные компоненты объединены в единственную систему.

В психологии тщательно изучено зрительное восприятие. Оно напоминает манипулятивное действие, то есть, движение руками, которые ощупывают предмет, из ходя из его формы и размеров. Материальной основой зрительного восприятия являются движения глаз. Этими движениями достигается несколько эффектов. Во-первых, они необходимы для создания образа объекта, во-вторых, они помогают исправить те отклонения в отображении действительности, которые совершенно естественным образом возникают в соответствии с законами оптики. Именно движения глаз помогают человеку видеть предметы такими, которыми они есть на самом деле.

Критерии адекватности образов восприятия действительности вырабатываются под влиянием условий жизни и обычно поддаются перестройке. Наблюдение за человеком, который в десятимесячном возрасте лишился зрения, а через 51 год ему его вернули, показали, что он все равно не видит так же хорошо, как мы. Он вместо полной красоты картины видит лишь размытые контуры, которые лишь отдаленно соответствуют действительности. Цвета он воспринимает плохо, для того, чтобы понять, какой предмет из себя, ему все равно нужно ощупать их руками. Более того, даже через год, как ему вернули зрение, он все равно не мог нарисовать какой-то объект, если его перед этим не ощупает.

Наблюдение за теми, кто родился слепым, дают основания утверждать, что восприятию еще предстоит научиться. Восприятие не существует само по себе, оно всегда связано с моторным компонентом и называется перцептивным действием. А для того чтобы научиться восприятию, нужен специальный опыт и обучение. Семена конопли АК 47 можно купить в интернет-магазине Киева https://konoplisemena.com/feminized/ak-47 - узнай об особенностях сорта АК 47: отзывы, фото, полное описание сорта, цена и эффект

Восприятие является своеобразным действием, направлен­ным на обследование воспринимаемого объекта и на созда­ние его копии, его подобия. Существенным компонентом вос­приятия являются моторные процессы. К ним относятся: дви­жение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, про­слеживающего видимый контур; движения гортани, воспро­изводящие звук; и т.д. Большую роль моторные компоненты играют в акте осязания. Известно, что пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма человека. Активное осязаниехарактеризуется высокой точностью - адекватность отраженияпредмета возникаетпри перемеще­нии движущейся руки относительно воспринимаемого пред­мета.

В работе глаза ируки есть много общего. Глаза, как рука, последовательно осматривают, «ощупывают»контуры рисунка и предмета. Выполняя довольно большое число различных функций, движения глаз разнообразны по форме. При зри­тельном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Если наблюдатель пристально смотрит на какую-либо точку неподвижного предмета, то субъективно у него возни­кает представление, что он фиксирует эту точку неподвиж­ным взором. Однако регистрация движений глаз показыва­ет, что в действительности оно сопровождается непроизволь­ными и незаметными для наблюдателя микродвижениями. Это можно продемонстрировать на простом примере. Посмотрите пристально на заходящее солнце, затем перенесите взгляд на какую-нибудь поверхность и вы увидите два последовательных образа. Очевидно, фиксируемый объект не находится все время в одной и той же точке фиксации,2 точки фиксации объекта дали 2 последовательных образа. Таким образом, следует говорить не о точке фиксации, а скорее, о зоне или области фиксации.

Критерии адекватности образов восприятия действительности вырабатываются под влиянием условий жизни и обучения и подвержены перестройке. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о восприятии слепорожденных в первые дни после удаления катаракты. Наблюдения над человеком, ослепшим в девятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено в 52 года, показали, что после операции, когда повязка была снята с глаз больного, он не увидел ничего, кроме расплывчатых очертаний. Он не увидел мир предметов, как видим его мы, когда открываем глаза. Постепенно зрение его восстанавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Он так и не научился читать глазами, однако мог зрительно узнавать печатные заглавные буквы и числа, потому что в школе для слепых его учили читать именно заглавные буквы. Его рисунки свидетельству ют о неспособности воспроизвести что-либо, о чем раньше он не знал через осязание. Так, даже через год после возвращения зрения он не смог нарисовать переднюю часть автобуса, поскольку не смог исследовать его руками.

Опыты со стабилизацией изображений относительно сетчатки глаза и наблюдения над слепорожденными, которым зрение возвращено в зрелые годы, дают основания утверждать, что мы не можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать Восприятие - это система перцептивных действий и овладение ими требует специального обучения и практики.

Сложные формы восприятия

Восприятие пространства . Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. В течение длительного времени в философии обсуждался вопрос о том, является ли восприятие врожденным (как это считали представители направления, известного под названием нативизма) или результатом обучения (так считали представители другого направления - эмпиризма). Сейчас стало совершенно ясно, что хотя восприятие пространства и имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитые формы восприятия пространства могут протекать

на различных уровнях.

В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер 3 изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидкостью. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение 3 основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором.

Он тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз; при быстрых и продолжительных изменениях положения тела в пространстве наступают пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом, а при продолжительной ритмической смене зрительных раздражений (например, возникающих при езде на автомобиле по аллее с постоянно мелькающими деревьями или при длительном взгляде на вращающийся барабан с частыми поперечными полосами) возникает состояние неустойчивости, сопровождающееся тошнотой. Такая тесная взаимная связь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, вызывающим оптико-вестибулярные рефлексы, входит в качестве существенного компонента в систему восприятия пространства

Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз. Хорошо известно, что глубина (отдаленность) предметов особенно хорошо воспринимается при наблюдении за предметом обоими глазами, Для отчетливого восприятия предметов нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки, а это невозможно без конвергенции обоих глаз. Если при конвергенции глаз возникает незначительная диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект. При большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз, на которые падает изображение, возникает двоение предмета. Таким образом, импульсы вследствие относительного напряжения мышц глаз, обеспечивающих конвергенцию и смещение изображения на обеих сетчатках, являются вторым важным компонентом для восприятия пространства.

Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К ним присоединяется и последнее условие - влияние хорошо закрепленного прежнего опыта, которое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а в некоторых случаях - приводить к возникновению иллюзий.

Восприятие пространства не ограничивается, однако, восприятием глубины. Его существенную, часть составляет восприятие расположений предметов по отношению друг к другу. Это требует специального рассмотрения.

Воспринимаемое нами пространство никогда не носит симметричного характера; оно всегда в большей или меньшей степени асимметрично. Одни предметы расположены от нас сверху, другие - внизу; одни дальше, другие ближе; одни справа, другие - слева. Различные пространственные расположения предметов в этом асимметричном пространстве имеют часто решающее значение. Примером этого могут служить ситуации, когда нам нужно ориентироваться в расположении комнат, сохранить план пути и т.д.

В условиях, когда мы можем опираться на дополнительные зрительные сигналы (расстановка вещей в коридорах, различный вид зданий на улицах), такая ориентировка в пространстве осуществляется легко. Когда эта дополнительная зрительная опора устраняется (это имеет место, например, в совершенно одинаковых коридорах на станциях метро, где имеются два ничем не отличающихся по виду выхода), такая ориентировка резко затрудняется. Каждый хорошо знает, как легко теряется ориентировка в пространственном расположении у засыпающего в полной темноте человека. Ориентировка в таком асимметричном пространстве настолько сложна, что одних описанных выше механизмов недостаточно. Для ее обеспечения нужны добавочные механизмы, прежде всего выделение «ведущей» правой руки, опираясь на которую, человек и осуществляет сложный анализ внешнего пространства и системы абстрактных пространственных обозначений (правое - левое) которое, как показали психологические наблюдения, имеет социально-историческое происхождение. Совершенно естественно, что на определенном этапе онтогенеза когда ведущая правая рука еще не выделена и система пространственных понятий не усвоена, симметрические стороны пространства долгое время продолжают путаться. Такие явления, характерные для определенных стадий нормального развития, проявляются в так называемом «зеркальном письме, которое выступает у многих детей 3-4 лет и затягивается, если ведущая (правая) рука почему-то не выделяется.

Так сложный комплекс приборов, который лежит в основе восприятия пространства, требует, естественно, столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестезического и вестибулярного анализаторов.

Восприятие времени . Несмотря на важное значение этого раздела психологии, он разработан гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Можно указать, что восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие Циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов - ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.п.

Все перечисленные условия лежат в основе наиболее простых непосредственных оценок времени. Они могут проявляться у животных в выработке рефлексов «на время» и их можно изменять путем фармакологических воздействий, влияющих на вегетативную нервную систему. Последние воздействия могут быть проверены и на человеке. Так было показано, что под действием одних препаратов небольшие отрезки времени существенно «укорачиваются», в то время как воздействие других способствует «удлинению» этих временных интервалов при оценке их испытуемыми.

От элементарных непосредственных форм ощущения времени следует отличать сложные формы восприятия времени, которые опираются на вырабатываемые человеком эталоны оценки времени: секунды, минуты, часы, а также ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Именно в си­лу этого точность такого опосредствованного восприятия вре­мени может заметно повышаться, причем, как показали наблю­дения над музыкантами, парашютистами и летчиками, она мо­жет заметно обостряться благодаря упражнениям, в ходе кото­рых человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. От оценки коротких интервалов времени следует от­личать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т.п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках вре­мени. Эта форма оценки является более сложной по своему строению и приближается к явлениям интеллектуального коди­рования времени.

В собственно восприятии времени мы различаем: а) воспри­ятие временной длительности; б) восприятие временной после­довательности. Как одно, так и другое включают в единстве и взаимопроникновении и непосредственные и опосредованные компоненты. Интересные данные представляют эксперименты на субъективную оценку времени, проведенные с различными группами больных. Полученный патологический материал по­казал связь переоценок и недооценок временной длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому, та­ким образом подтвердив положение об эмоциональной детер­минированности оценок времени.

Характерной особенностью времени является его необра­тимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Установление объективного порядка или однознач­ной необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ни­ми. Именно на основе причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последова­тельности события.

Помимо установления порядка или последовательности пред­шествующего и последующего, временная локализация вклю­чает определение величины интервалов их отделяющих. Знание того, что такой день, как временной интервал, включает в себя знание того, что день- это такая-то часть столетия, года, ме­сяца и т.д., что в дне столько-то часов, минут и т.п. Непосред­ственная локализация во времени ограничивается лишь очень общим недифференцированным не столько знанием, сколько ощущением того, что данное событие близко, поскольку оно актуально или отдаленно. Более точная временная локализация переживаемого предполагает умение оперировать соотношени­ями временных величин.

Поскольку время - направленная величина, вектор, од­нозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В про­странстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. С этим связан дальнейший момент, особенно осложняющий восприятие времени опос­редствованными компонентами. Естественной отправной точ­кой во времени является настоящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и после­дующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется в прошлое и будущее, которые могут быть определены лишь через свое отношение к настоящему. Но проблематика времени здесь осложняется диалектикой всех временных определений, свя­занной с текучестью времени.

Полное разрешение трудностей, связанных с текучей ди­алектикой временных определений, требует принятия одной общей системы координат с постоянной точкой, от которой ведется отсчет посредством постоянных общих единиц ис­числения (год, месяц, день). Эта исходная общая точка от­счета может быть фиксирована лишь за пределами субъек­тивного, личного переживания. Всякая временная локализа­ция - даже пережитого - требует умения оперировать вре­менной схемой или системой координат, выходящей за пре­делы переживания. Подлинно временную характеристику на­ше настоящее получает лишь тогда, когда мы в состоянии посмотреть на него из прошлого и из будущего, свободно перенося свою исходную точку за пределы непосредственно данного. Настоящее - отправная точка, из которой опреде­ляются и прошлое и будущее, не является в психологиче­ском времени абстрактной точкой, а всегда - некоторым временным интервалом.

Восприятие движения. Восприятие движения - очень слож­ный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Ес­ли предмет объективно движется в пространстве, то мы вос­принимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передви­гать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего те­ла указывает нам на ее передвижение в объективном про­странстве. Восприятие движения в глубину пространства, ко­торое экспериментально еще почти не исследовалось, воз­никает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следя­щих за движущимся предметом. Однако восприятие движе­ния не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимопротиво­положных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может дви­гаться одновременно в противоположные стороны. В то же время впечатление движения может возникнуть при отсутст­вии его в реальности, если через небольшие временные пау­зы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объ­екта. Это так называемый стробоскопический эффект, для возникновения которого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени. Пауза между смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 с. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень ве­лика (например 1 с), изображения осознаются как раздель­ные; максимальное расстояние между движущейся точкой в двух смежных кадрах, при котором имеет место стробоско­пический эффект, равно 0,45 с. На стробоскопическом эф­фекте построено восприятие движения на кинематографичес­ких лентах. Отчасти аналогичным приемом изображения движе­ния посредством одновременного воспроизведения последова­тельных его фаз пользуются также в живописи и скульптуре.

В восприятии движения значительную роль, несомненно, играют косвенные признаки, создающие опосредованное впе­чатление движения. Так, впечатление движения может вы­звать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры. К числу «кинетических положений», вызывающих представление о движении, принадлежат наклонное поло­жение, меньшая отчетливость очертаний движущегося пред­мета и множество других косвенных признаков. Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пре­делами собственно восприятия чисто интеллектуальный про­цесс: впечатление движения может возникнуть и тогда, ког­да мы знаем, что движения на самом деле нет. Мы, таким образом, можем не только делать умозаключения о движе­нии, но и воспринимать его.

Теории движения разбиваются в основном на 2 группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из эле­ментарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и ут­верждает, что восприятие движения возникает вследствие вли­яния этих элементарных зрительных ощущений (В.Вундт). Теории второй группы утверждают, что восприятие движе­ния имеет специфическое качество, не сводимое к таким эле­ментарным ощущениям. Представители этой теории гово­рят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а отличным от них качественно спе­цифическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зри­тельных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии (М.Вертгеймер).

Восприятие движения является, по Вертгеймеру, специ­фическим переживанием, отличным от восприятия самих дви­жущихся предметов. Если имеются 2 последовательных вос­приятия объекта в различных положениях (а) и (б), то пере­живание движения не складывается из этих 2 ощущений, но соединяет их, находясь между ними. Это переживание дви­жения Вертгеймер называет фи-феномен, - оно не есть ре­зультат движения глаз или последовательных образов на цен­тральной ямке, которыми хотели объяснить восприятие дви­жения. В стробоскопических иллюзиях последовательные об­разы могут дать впечатление лишь об определенных положе­ниях предмета, но они не объясняют, почему воспринимает­ся переход предмета из одной фазы в другую. Согласно формально-идеалистической точкезрения Вертгеймера, вос­приятие движения может быть дажебез восприятия предме­та, который движется.

С позиций гештальтпсихологии было проведено несколь­ко специальных работ о восприятии движения. Исследовате­ли поставили перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зре­ния одни из воспринимаемых объектов кажутся движущи­мися, а другие - неподвижными? Так,например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объ­екты, которые явно локализуются на некотором другом объ­екте: двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспри­нимается. Так, при фиксации луны среди облаков, она вос­принимается движущейся. Ими было показано, что из 2 пред­метов движущимся обычно кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта пре­терпевает наибольшие количественные или качественные изменения. Но исследования представителей гештальтпси­хологии не вскрыли сущности восприятия движения. Основ­ным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действитель­ности на основе всего прошлогоопыта человека.

Читайте также: