Зачем чернили зубы. Идеал красоты: черные зубы. Придание об Охагуро-бэттари

Охагуро - окрашивание зубов в черный цвет

Чернозубые японки, которых встречали путешественники и колонизаторы из Старого Света, наводили последних на мысль о том, что они видят перед собой надежный способ предотвратить супружеские измены. Ведь с точки зрения европейских канонов красоты такой женский облик скорее отталкивает, черные зубы уродуют. Но все дело было как раз в обратном: на протяжении веков, а возможно, и тысячелетий, охагуро кроме символического значения преследовало цель улучшить здоровье зубов и повысить привлекательность их владелицы.

Первые находки, подтверждающие существование традиции охагуро, относятся к эпохе Кофун – периоду строительства курганов, который продолжался с III по VI вв. По свидетельству историков, краска была обнаружена на человеческих останках и на погребальных фигурках. С течением времени сама процедура окрашивания и состав красящей смеси совершенствовались. Самый знаменитый рецепт смеси для охагуро связывают с именем Гэндзи (Цзяньчжэнь) – китайского монаха, который принес на японские острова учение буддийской школы Риссю. Сам старинный рецепт находится в хранилище Сесонн в храме Тодай-дзи.


Скульптурное изображение Гэндзи

Жители Страны восходящего солнца на протяжении всей своей истории вкладывали глубокий смысл в каждый цвет. Черный в Японии – возможно, самый уважаемый, означающий постоянство. Прибывшие на острова в VI веке последователи буддизма считали черный цвет «неподвижным», ведь он не меняется в зависимости от освещения, его нельзя закрасить каким-либо другим цветом. Другими словами, главная характеристика черного – это постоянство. А замужняя женщина, носившая такой признак статуса, заслуживала уважение и одобрение.


Состав для окрашивания зубов защищал эмаль от повреждений

Окрашивание зубов давало и практический положительный эффект – оно защищало зубную эмаль от повреждений и предотвращало таким образом порчу зубов. Каких-либо негативных воздействий на организм за века практикования охагуро и расходования тонн красящего состава историками не выявляется.

Для проведения процедуры использовалась канэмидзу – «железная вода». Требовалось раскалить на огне ржавые железные стержни, опустить их в смесь воды и саке и выдерживать около недели. После в смесь добавляли галлы – наросты - листьев сумаха, называемые чернильными орешками. Краску наносили на зубы ежедневно.


Гравюра Утагава Кунисада

Поначалу чернение зубов было прерогативой аристократических семейств, девушкам красили зубы с началом их перехода в новый период жизни, сводившимся к поиску мужа. Чернили зубы и мужчины, как правило, при достижении возраста совершеннолетия. На территории императорского дворца Киото обряд чернения зубов мальчикам правящей семьи сопровождался церемонией хикимаю – «подведение бровей».


Хикимаю часто проводили одновременно с первым охагуро

Существует легенда об Охагуро-бэттари – призраке женщины, на лице которой нет ничего кроме улыбающегося рта с черными зубами. Это существо не приносит вреда, разве что напугает встретившегося с ним человека – оно порой маскируется под чью-нибудь жену или сестру, всегда прикрывая лицо рукавом. Голову призрака украшает цунокакуси – убор невесты, а сама она одета в праздничное кимоно. Охагуро-бэттари считается призраком некрасивой женщины, покончившей с собой из-за того, что никто не захотел на ней жениться.


Охагуро-бэттари - призрак женщины с черными зубами


Охагуро был распространен как среди аристократов, так и в крестьянской среде

Буддизм сделал охагуро обычным и для людей простого, крестьянского происхождения, и на протяжении веков оно применялось всеми сословиями. Даже воины перед боем красили свои зубы. В период Эдо, который начался в XVI веке, традиция начала сходить на нет, но охагуро продолжали делать представители императорской семьи, знатные мужчины, женщины перед свадьбой и после замужества, а также представители некоторых профессий – например, гейши.


Гейша с традиционно черными зубами

Обычай сохранился вплоть до второй половины XIX века, когда правительством Мэйдзи охагуро было запрещено и Япония стала переходить от привычной для нее изоляции и консерватизма к активному культурному взаимодействию с иностранными государствами.
Традиция охагуро не исчезла окончательно – ее и сейчас порой придерживаются пожилые японки, а кроме того, это атрибут национальных праздников и театральных постановок. В настоящее время для окрашивания зубов используют чернила, смешанные с зубным воском.

Практика чернения зубов свойственна не только культуре Японии. Похожий обычай существовал и местами сохранился и в некоторых районах Китая, юго-восточной Азии, на островах Тихого океана. Испанский колонист Антонио де Морга, посетивший Филиппины в XVII веке, рассказывал в своих сочинениях, что местные жители используют черную краску для зубов в качестве ухода за собой.


Антонио де Морга - путешественник, записавший свои наблюдения о традициях японцев

Интересно, что чернили зубы когда-то и русские красавицы. Эта процедуру начали применять не позднее XVII века. Вероятно, она связана с тем, что при использовании тогдашних белил, содержащих ртуть, зубы со временем портились и местами становились черными. Черная краска же выравнивала цвет женской улыбки, а кроме того, давала понять, что женщина имеет высокий статус и может себе позволить дорогие средства ухода за собой. Кроме того, кариес, который встречался относительно редко и был отличительной особенностью сладкоежек, считался болезнью богатых, а богатство не считалось зазорным лишний раз подчеркнуть.

Ну что, потрындим за черные зубки, как было обещано?

Предупреждение для особо впечатлительных: картинки и материал, который я нашла, не способствуют повышению аппетита.

Для отпугивания привлечения внимания:
Кликабельно.
Женская маска "Фукаи" (深井) театра Но. Стащено отсюда .

Милая традиция боевой раскраски зубов в Японии берет начало все с того же 15го Императора Ооджина-тэнно и его воинственной матушки, которые подцепили эту заразу на ближайшем континенте где-то в 3-4 веках. А в славных сопредельных государствах Юго-Восточной Азии закрашивать зубки как начали с дремучей древности, так и до сих пор кое-где балуются.

В общем, черные зубы - о-хагуро お歯黒 - входили в полный комплект макияжа для тех, кто желал считаться модным и красивым. Красота по-древнеазиатски: белая-белая морда лица, красные-красные губки бантиком и черные-черные глаза, волосы и зубы.
Так выглядят черные зубы о-хагуро.

Интересно, что поначалу закрашивали зубки черным только благородные японские дамы. Мужчины ограничивались побелкой лица и рисованием бровок на лбу. Говорят, что намазанные белым лица было лучше видно в темных залах древних дворцов.

В древнейшей японской летописи "Коджики", датирующейся началом 8го века, уже воспевается красота девушек с "восхитительно черными блестящими зубами".

Когда к модной тенденции чернить зубы присоединились и мужчины, не очень ясно. По одним данным, зубы красил легендарный принц Шётоку, в 6ом веке, стало быть.
По другим, моду на чернение зубов среди мужской части знати ввел уже в 12ом веке Император Тоба, который жутко маялся зубами, зато очень любил поговорить "за жизнь" со своими приближенными. Кто именно предложил болезному тэнно покрасить зубки черным и чем аргументировал это, неизвестно. Но императору идея понравилась. А придворные дружно поддержали. Черные зубы стали одним из признаков принадлежности к элите: краситься дозволялось только придворным не ниже 5го ранга.

Девушки же начинали красить зубы как только признавались взрослыми, т.е. пригодными к замужеству. Точной даты древнеяпонского совершеннолетия не было, возраст, когда девушка считалась уже взрослой варьировался с 12 до 16 лет. Вероятно, возраст совершеннолетия у девочек привязывался к началу менструаций.

Черненькие зубки сохранились у кукол Хина-нингё, представляющих благородную аристократию хэйанских времен.
Лицо Одаири-сама, Императора, из набора Хина-нингё. Стащено отсюда .

В повести "Хэйкэ Моногатари", написанной в начале 13го века, чернение зубов уже описывается и как обычай самураев.

К середине 15го века черные зубы повсеместно стали частью "взрослого одеяния". Первое церемониальное окрашивание зубов у девочек и мальчиков происходило на день совершеннолетия вместе с изменением прически и стиля одежды. Фиксированной даты, однако, так и не было и возраст варьировался от 10 до 16 лет.

Повальное увлечение черными зубами до некоторой степени сохранило свой отпечаток в масках театра Но. Самая верхняя картинка в этом посте - женская маска. Но и мужские тоже имели красивые черные зубки.
Мужская маска "Джюроку" (十六). Кликабельно. Отсюда .

Во время спокойной и размеренной жизни времен Эдо женщины продолжали красить зубы. Черные зубы служили признаком совершеннолетия дамы. Если девочка умудрялась выйти замуж до своего совершеннолетия, то набор для чернения зубов преподносился ей в качестве свадебного подарка. Наборы эти отличались изысканностью отделки, особенно у богатеньких, и украшались гербами семьи.

Разные наборы для окрашивания зубов времен Эдо. Все картинки кликабельны.

А вот у мужчин эта привычка постепенно начала уходить. И уже к 19му веку исчезла окончательно, оставшись только в самых консервативных аристократических кругах.
Кликабельно.
Гравюры с девушками, закрашивающими зубы.

С открытием страны в середине 19го века аристократия была отменена и мода на черные зубки стала умирать, начиная, понятно, с жительниц больших городов. Говорят, кое-где в глухих провинциях черные зубки дожили вплоть до середины 20го века.

Что же использовали для окраски зубов жители средневековой Японии?
Поскольку хорошо окрашенные, блестящие черные зубки были гордостью женщины, секрет хорошей краски хранился в каждой семье и передавался через поколения от матери к дочери или от свекрови к невестке. Точный состав потому достаточно разнообразен. Но классический рецепт обязательно включал три следующих компонента:
1. "Фушико" 五倍子粉 - порошок истолченных галлов (наростов) местной разновидности дерева сумах.
Вот такие орешки-галлы, рост которых, говорят, каким-то образом провоцируется насекомыми или бактериями. Вот эти шишки собирают, высушивают и растирают в порошок. Порошок этот содержит около 60-70% таннина - дубильного вещества.

2. "Канэ-мизу" 鉄漿水 - настойка на гвоздях. Какой-либо раствор солей железа. Традиционно делался путем настаивания в течение 2-3 месяцев старых железок в воде с добавлением зеленого чая, дрожжей, рисового вина мирин, соли и сахара по вкусу.

Нашла блог , автор которого рискнула воспроизвести старинную рецептуру "канэ-мизу" (что избавило лично меня от повторения этого эксперимента, как советовали отдельные остряки). Слева - набор ингридиентов, справа - готовый продукт.
Во время Эдо настойку на гвоздях делали в симпатичных таких керамических бадейках:

В наше время "канэ-мизу" можно заменить банальным раствором банального же сульфата железа.

3. Растертые же в порошок раковины устриц カキ殻 или гашеная известь.

Эти три компонента смешивались непосредственно перед нанесением в какой-нибудь плошке, давая тот самый замечательный густо-черный цвет.

Собственно, похожая рецептура была известна и в Европах, и даже в России. Для самых обычных чернил.

Местные дантисты утверждают, что таннин, обладающий бактерицидными свойствами, в такой смеси защищал эмаль зубов от всяких напастей. И даже препятствовал развитию кариеса.

Однако, настойка на гвоздях имела весьма неприятный запах. А краска была не очень стойкой. Процедуру рекомендовалось делать в идеале ежедневно или не реже чем раз в три дня.

Ежели кто рискнет, то вот осовремененный рецепт:
Фушико (можно заменить дубовой корой), сульфат железа и гашеная известь в соотношении 3.5: 2: 1. Развести водой по минимуму и немедленно мазать.

Впрочем, среди отдельных категорий дам манера красить зубки черным существует и поныне.
Таю из Шимабары, Киото (кликать с осторожностью, вблизи зрелище не для слабонервных).
Таю красили зубы всегда и красят до сих пор. Видимо, если эта профессия еще продержится, то так и будут красить. Им положено, аристократки как-никак, тот самый 5й ранг.

Действующие женские лица разных исторических шествий и парадов. Например, во время в Киото главному женскому персонажу, представителю императорской семьи перед богами, Саиодаи, зубки чернят в обязательном порядке.

И относительно недавно вернувшаяся мода чернить зубы у гейш Киото. Еще года три назад об этом не было слышно и никаких данных на эту тему не попадалось. А вот ноне, похоже, идет тенденция возврата к старым традициям.

Необычная традиция чернения зубов существовала в Японии с древнейших времен, как минимум с V века, а в древнекитайском трактате о Японских островах упоминается как о «стране чернозубых». В разные исторические периоды обычай чернения зубов, или охагуро, имел неодинаковое распространение среди представителей японского общества. Но в том или ином виде этот необычный ритуал дожил до 20-х годов XX века.

Как полагают исследователи, изначально традиция чернения зубов носила исключительно практическое значение. Нанося специальный раствор на зубы, японцы тем самым защищали эмаль и предотвращали старение. Как показывают археологические раскопки, останки жителей японского архипелага, датируемые III-VI веками нашей эры, уже содержат следы применения охагуро.


Смесь для охагуро состояла из раствора железа и уксусной кислоты, который имел темно-коричневый цвет. Для его получения требовалось опустить раскаленный стержень железа в смесь воды и сакэ и продержать там в течение недели. Для придания охагуро черного цвета в раствор добавляли специальный краситель - ингредиент из растения сумаха. Для достижения наилучшего эффекта раствор необходимо было наносить ежедневно, что было довольно хлопотно.

Вплоть до XII века традиция охагуро была широко распространена во всех слоях японского общества. К чернению зубов прибегали члены императорской семьи, служители буддийских храмов и большинство обычных японцев. Но в то же время военные не использовали защитных смесей для зубов. Постепенно традиция охагуро приобрела еще одно значение: молодые юноши и девушки чернили зубы во время церемонии совершеннолетия, тем самым давая понять окружающим, что они готовы к вступлению в брак.

В период примерно с XV и по XVII век охагуро применяли в узком кругу знати и императорской семьи. Помимо них охагуро пользовались лишь молодые девушки, которым рано было выходить замуж. После XVII века японское общество охладело к охагуро. Его применение практиковали члены императорской семьи, дамы зрелого возраста и знатные мужчины. Этот обычай был также распространен среди гейш и юдзё (женщин, занимавшихся оказанием сексуальных услуг). У большинства же японцев черные зубы стали ассоциироваться со старостью.


В 1870 году, на волне отказа от самоизоляции и поворота Японии к западному миру вышел указ, запрещающий членам императорской семьи и представителям высших слоев общества делать охагуро. На этом фоне и остальное население архипелага стало реже прибегать к традиционной процедуре, а к 20-м годам прошлого века охагуро исчезло совсем.

Сегодня традиция чернения зубов, просуществовавшая более тысячи лет, присутствует в основном в сфере традиционного японского искусства. Актеры исторических театров, участники религиозных обрядов, а также гейши - вот те немногие, кто пользуется охагуро. Но это уже скорее дань традициям, чем ритуал защиты зубов.


Необычная традиция чернения зубов существовала в Японии с древнейших времен, как минимум с V века, а в древнекитайском трактате о Японских островах упоминается как о «стране чернозубых». В разные исторические периоды обычай чернения зубов, или охагуро, имел неодинаковое распространение среди представителей японского общества. Но в том или ином виде этот необычный ритуал дожил до 20-х годов XX века.

Как полагают исследователи, изначально традиция чернения зубов носила исключительно практическое значение. Нанося специальный раствор на зубы, японцы тем самым защищали эмаль и предотвращали старение. Как показывают археологические раскопки, останки жителей японского архипелага, датируемые III-VI веками нашей эры, уже содержат следы применения охагуро.

Смесь для охагуро состояла из раствора железа и уксусной кислоты, который имел темно-коричневый цвет. Для его получения требовалось опустить раскаленный стержень железа в смесь воды и сакэ и продержать там в течение недели. Для придания охагуро черного цвета в раствор добавляли специальный краситель - ингредиент из растения сумаха. Для достижения наилучшего эффекта раствор необходимо было наносить ежедневно, что было довольно хлопотно.

Вплоть до XII века традиция охагуро была широко распространена во всех слоях японского общества. К чернению зубов прибегали члены императорской семьи, служители буддийских храмов и большинство обычных японцев. Но в то же время военные не использовали защитных смесей для зубов. Постепенно традиция охагуро приобрела еще одно значение: молодые юноши и девушки чернили зубы во время церемонии совершеннолетия, тем самым давая понять окружающим, что они готовы к вступлению в брак.

В период примерно с XV и по XVII век охагуро применяли в узком кругу знати и императорской семьи. Помимо них охагуро пользовались лишь молодые девушки, которым рано было выходить замуж. После XVII века японское общество охладело к охагуро. Его применение практиковали члены императорской семьи, дамы зрелого возраста и знатные мужчины. Этот обычай был также распространен среди гейш и юдзё (женщин, занимавшихся оказанием сексуальных услуг). У большинства же японцев черные зубы стали ассоциироваться со старостью.

В 1870 году, на волне отказа от самоизоляции и поворота Японии к западному миру вышел указ, запрещающий членам императорской семьи и представителям высших слоев общества делать охагуро. На этом фоне и остальное население архипелага стало реже прибегать к традиционной процедуре, а к 20-м годам прошлого века охагуро исчезло совсем.

Сегодня традиция чернения зубов, просуществовавшая более тысячи лет, присутствует в основном в сфере традиционного японского искусства. Актеры исторических театров, участники религиозных обрядов, а также гейши - вот те немногие, кто пользуется охагуро. Но это уже скорее дань традициям, чем ритуал защиты зубов.


Япония – до такой степени самобытная страна, что некоторые ее старинные традиции кажутся созданными с одной единственной целью – удивить европейцев. К ним относится и обычай чернить зубы девушки перед замужеством и после перехода в статус жены – обычай, впрочем, почти ушедший в прошлое.

Охагуро – чернение зубов по-японски


Чернозубые японки, которых встречали путешественники и колонизаторы из Старого Света, наводили последних на мысль о том, что они видят перед собой надежный способ предотвратить супружеские измены. Ведь с точки зрения европейских канонов красоты такой женский облик скорее отталкивает, черные зубы уродуют. Но все дело было как раз в обратном: на протяжении веков, а возможно, и тысячелетий, охагуро кроме символического значения преследовало цель улучшить здоровье зубов и повысить привлекательность их владелицы.

Первые находки, подтверждающие существование традиции охагуро, относятся к эпохе Кофун – периоду строительства курганов, который продолжался с III по VI вв. По свидетельству историков, краска была обнаружена на человеческих останках и на погребальных фигурках. С течением времени сама процедура окрашивания и состав красящей смеси совершенствовались. Самый знаменитый рецепт смеси для охагуро связывают с именем Гэндзи (Цзяньчжэнь) – китайского монаха, который принес на японские острова учение буддийской школы Риссю. Сам старинный рецепт находится в хранилище Сесонн в храме Тодай-дзи.


Жители Страны восходящего солнца на протяжении всей своей истории вкладывали глубокий смысл в каждый цвет. Черный в Японии – возможно, самый уважаемый, означающий постоянство. Прибывшие на острова в VI веке последователи буддизма считали черный цвет «неподвижным», ведь он не меняется в зависимости от освещения, его нельзя закрасить каким-либо другим цветом. Другими словами, главная характеристика черного – это постоянство. А замужняя женщина, носившая такой признак статуса, заслуживала уважение и одобрение.

«Железная вода», «подведение бровей» и легенда об Охагуро-бэттари


Окрашивание зубов давало и практический положительный эффект – оно защищало зубную эмаль от повреждений и предотвращало таким образом порчу зубов. Каких-либо негативных воздействий на организм за века практикования охагуро и расходования тонн красящего состава историками не выявляется.

Для проведения процедуры использовалась канэмидзу – «железная вода». Требовалось раскалить на огне ржавые железные стержни, опустить их в смесь воды и саке и выдерживать около недели. После в смесь добавляли галлы – наросты - листьев сумаха, называемые чернильными орешками. Краску наносили на зубы ежедневно.


Поначалу чернение зубов было прерогативой аристократических семейств, девушкам красили зубы с началом их перехода в новый период жизни, сводившимся к поиску мужа. Чернили зубы и мужчины, как правило, при достижении возраста совершеннолетия. На территории императорского дворца Киото обряд чернения зубов мальчикам правящей семьи сопровождался церемонией хикимаю – «подведение бровей».


Существует легенда об Охагуро-бэттари – призраке женщины, на лице которой нет ничего кроме улыбающегося рта с черными зубами. Это существо не приносит вреда, разве что напугает встретившегося с ним человека – оно порой маскируется под чью-нибудь жену или сестру, всегда прикрывая лицо рукавом. Голову призрака украшает цунокакуси – убор невесты, а сама она одета в праздничное кимоно. Охагуро-бэттари считается призраком некрасивой женщины, покончившей с собой из-за того, что никто не захотел на ней жениться.



Буддизм сделал охагуро обычным и для людей простого, крестьянского происхождения, и на протяжении веков оно применялось всеми сословиями. Даже воины перед боем красили свои зубы. В период Эдо, который начался в XVI веке, традиция начала сходить на нет, но охагуро продолжали делать представители императорской семьи, знатные мужчины, женщины перед свадьбой и после замужества, а также представители некоторых профессий – например, гейши.


Обычай сохранился вплоть до второй половины XIX века, когда правительством Мэйдзи охагуро было запрещено и Япония стала переходить от привычной для нее изоляции и консерватизма к активному культурному взаимодействию с иностранными государствами.
Традиция охагуро не исчезла окончательно – ее и сейчас порой придерживаются пожилые японки, а кроме того, это атрибут национальных праздников и театральных постановок. В настоящее время для окрашивания зубов используют чернила, смешанные с зубным воском.

Практика чернения зубов свойственна не только культуре Японии. Похожий обычай существовал и местами сохранился и в некоторых районах Китая, юго-восточной Азии, на островах Тихого океана. Испанский колонист Антонио де Морга, посетивший Филиппины в XVII веке, рассказывал в своих сочинениях, что местные жители используют черную краску для зубов в качестве ухода за собой.


Интересно, что чернили зубы когда-то и русские красавицы. Эта процедуру начали применять не позднее XVII века. Вероятно, она связана с тем, что при использовании тогдашних белил, содержащих ртуть, зубы со временем портились и местами становились черными. Черная краска же выравнивала цвет женской улыбки, а кроме того, давала понять, что женщина имеет высокий статус и может себе позволить дорогие средства ухода за собой. Кроме того, кариес, который встречался относительно редко и был отличительной особенностью сладкоежек, считался болезнью богатых, а богатство не считалось зазорным лишний раз подчеркнуть.

Чернение зубов - странный на современный взгляд, но все же довольно безобидный способ сделать внешность ярче. Но история знала куда более опасные и , к которым прибегали модницы прошлых веков.

Читайте также: