Какой отдел мозга отвечает за память. Как работает и из чего состоит память любого человека

Головной мозг - главный орган центральной нервной системы, с помощью которого осуществляется контроль всей произвольной и непроизвольной деятельности человека, а также его основных физических и когнитивных функций: движения, речи, мышления, восприятия, эмоций и памяти. Мозг состоит из миллиардов мозговых клеток, называемых нейронами.

В них хранятся сообщения, посылаемые органами чувств. Нейроны соединены между собой и сообщаются друг с другом посредством электрических импульсов. В мозге существует примерно десять миллионов связей, которые объединяют все нейроны.

Спинной мозг представляет собой столб мозговой ткани, проходящий в центре позвоночника, - это главный путь, по которому поступают сообщения от тела или к телу.

Большинство современных ученых выделяет в мозге три основные части: продолговатый мозг, мозжечок и большой мозг. Расположенный между спинным и головным мозгом продолговатый мозг отвечает за передачу импульсов, поступающих от спинного мозга к большому. Кроме того, он регулирует деятельность сердца и сосудов, органов дыхания и пищеварения. В функции мозжечка входит поддержание равновесия и координация движений.

Большой мозг, самая сложная часть организма млекопитающих, и в частности человека, отвечает за все высшие функции и выполнение самых важных задач, связанных как с произвольными сознательными действиями, так и с автоматическими, начиная с функционирования во внешней среде и заканчивая когнитивными или познавательными процессами. Большой мозг заставляет как сокращаться любую мышцу, так и возникать мысли.

Мозг делится на две практически симметричные части, называемые полушариями (правым и левым). В них осуществляется сознательная интеллектуальная деятельность.

Память, а также речь и творческая деятельность - одни из важнейших и сложнейших функций человеческого мозга. Их исполнение происходит в главном отделе головного мозга - большом мозге.

В процессе памяти задействованы разные участки мозга, однако недавние исследования отмечают, что, например, воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких из них, а рассеяны по системе нейронных связей. В главе «Где живут воспоминания » мы рассмотрим этот вопрос подробнее.

Память - одна из важнейших функций мозга. Без памяти, увы, мы не смогли бы ни научиться чему-либо, ни использовать свой опыт.

Лимбическая система головного мозга играет ключевую роль в процессе памяти. Она располагается на внутренней поверхности височных долей. Здесь же находится гипоталамус - важная структура для консолидации памяти. Размер этой области - с большой палец ребенка.

Представление человека о памяти зависит от духа времени и связано с актуальными возможностями техники запоминания. В наши дни часто память сравнивают с жестким диском компьютера, на котором мы сохраняем информацию и выученный материал, а затем при необходимости снова им пользуемся. Однако в большей степени головной мозг по принципу организации напоминает безграничную мировую сеть Интернет.

Аристотель был убежден в том, что память покоится в сердце, и там хранятся воспоминания, Платон в 400 году до нашей эры считал, что память находится в душе и представляет собой восковую табличку: «То, что отпечатывается на ней, мы помним. Если же что-то стерлось или совсем не смогло оставить следа, эту вещь мы забываем и не знаем». После распространения книгопечатания память стали сравнивать с библиотекой. Изобретение фото- и кинокамеры, а также магнитофонной ленты наглядно нам показало, каким образом головной мозг записывает знания и воспроизводит их впоследствии.

По счастью, наш головной мозг — это не груда аппаратного оборудования весом в 1,3 килограмма, которому все равно, какое программное обеспечение на него устанавливают, так что сравнение с жестким диском компьютера все-таки неправомерно. Наш головной мозг потому так хорошо работает — и не отказывает, — что постоянно приспосабливается к нашему «программному обеспечению». В головном мозге человека практически невозможно даже условное разделение на аппаратное и программное обеспечение. Ячейка памяти в нем может включать до 100 миллиардов нервных клеток, а нейронные связи между ними постоянно активно перестраиваются и разрушаются. На протяжении всей жизни структуры головного мозга подстраиваются под приобретенный жизненный опыт и окружение. Наш мозг — это не статический орган, он обладает необыкновенной гибкостью. Процесс приспособления мозга в науке обозначается термином «нейропластичность «. Мозг не только сохраняет информацию, как это делает компьютер, он автоматически ее интерпретирует.

Сравнение мозга с сетью Интернет тоже нельзя назвать совершенно удачным, так как наш головной мозг представляет собой систематическую сеть, то есть работает со смыслом. Когда из памяти всплывает имеющаяся информация, мозг стремится обнаружить в ней «нечто разумное» и дает нам сигнал, удалось это или нет. Такого Интернет пока не может.

Головной мозг — основа нашей памяти . То, что мы сами узнаем и изучаем, образует структуры нашего мозга и тем самым нашу память. Головной мозг, как и память каждого человека, уникален — даже однояйцевые близнецы имеют разный, сформированный их собственным опытом головной мозг.

Выше всего нейропластичность головного мозга в детском возрасте. Именно поэтому этот период жизни так важен для развития самосознания, личности, ума, а также отношения к учебе. Уже во время внутриутробного развития закладывается анатомия мозга и грубая система связей в нем. Индивидуальная тонкая система связей формируется с рождения последовательно посредством воздействия окружения. Нейроны пытаются образовать друг с другом связь. Нейронная сеть возникает по первоначальному примеру, заложенному генетически: чувства и знания образуют в некотором роде уникальную сеть дорог, в которой конструируются магистрали для основополагающих мыслительных процессов. Эта «главная сеть путей сообщения» сохраняется для последующих учебных процессов. Дополнительные пути сообщения неизменно достраиваются, сеть становится все шире и «оживленнее». Если же внешние раздражители или учебные процессы отсутствуют, существующие нервные волокна между нейронами исчезают в течение нескольких дней, так как в системе головного мозга имеется механизм ликвидации неиспользуемых нейронных цепей. Сенсорные области головного мозга развиваются в раннем детстве, эмоциональная система развивается до переходного возраста, а развитие фронтальных долей головного мозга, обители интеллекта, происходит вплоть до двадцати лет.

При этом в определенные периоды в головном мозге закладывается основа для интеллектуальных способностей и манеры поведения в более позднее время. Анатомия мозга и динамика его структурирования развиваются толчками. В критические периоды головной мозг особенно чувствителен к влиянию окружающего мира. Важный толчок происходит во время первых двух лет жизни. В это время массово возникают контакты между нервными клетками (синапсы), которые затем — в зависимости от того, используются они или нет — выборочно удаляются. Дальнейшая перестройка нейронных связей происходит еще раз во время переходного возраста, прежде всего в лобных долях головного мозга, которые контролируют долгосрочное планирование, а также .

Головной мозг человека разделен на две части: левое полушарие отвечает за правую половину тела, правое полушарие «руководит» левой половиной тела. Нервные клетки коры головного мозга получают электрические и химические сигналы от органов чувств. Почти каждая часть тела через периферические нервы посылает сигналы головному мозгу. Например, если человек кончиком среднего пальца на левой руке коснется струны скрипки, осязательное тельце кончика пальца создаст импульсы, которые передаются по нервным волокнам и доходят до нейронов правой половины головного мозга, отвечающих за кончик этого пальца. Нейроны перерабатывают и кодируют сигнал в смысловую информацию. Это значит: они представляют что-то. В коре головного мозга имеются нейроны, представляющие отдельные кончики пальцев, или нейроны, представляющие губы или позвоночник. В нашем головном мозге имеется так называемая «карта» нашего тела, возникающая еще в утробе матери.

Если ребенок еще совсем в юном возрасте начинает учиться играть на скрипке и каждый день кончиками пальцев левой руки упражняется со струнами скрипки, это оказывает большое влияние на его головной мозг. При этом увеличивается не число нейронов, а в несколько раз вырастает число синапсов. Каждая нервная клетка контактирует с тысячами и даже десятками тысяч других нервных клеток. Если нервная клетка получает внешнее раздражение, то с помощью химических веществ через узлообразные соединения она отправляет сигнал связанным с ней нейронам. Если две нервные клетки связаны между собой и одновременно активируются, синапсы между этими нервными клетками укрепляются. Чем чаще в головном мозге происходит такое «синхронное воспламенение», тем лучше скрепляется сеть нейронов и тем интенсивнее и долговечнее будет воспоминание. Таким образом, если ребенок часто и регулярно упражняется в игре на скрипке, в результате синхронной активации одних и тех же сенсорных и моторных процессов больше и сильнее становятся определенные синапсические соединения. Кончики пальцев левой руки сильнее представлены в головном мозге юного скрипача и занимают значительно больше места, чем у ребенка такого же возраста, не играющего на этом инструменте. Менее частые действия получают гораздо меньшую площадь в мозге.

Наряду с отражением в коре головного мозга, представляющей как бы карту нашего тела, реакция происходит и в задних областях мозга, отражающих состояние чувств нашего тела, как, например, расположение или гнев, спокойствие или отвращение. Когда юная скрипачка берет в руки скрипку, то при одном только взгляде на инструмент она испытывает приятное чувство. Если ученика с учителем складывается из неприятных моментов, то при воспоминании об учителе у ученика возникнет чувство враждебности. Это происходит помимо нашей воли. Молодая девушка при одном только взгляде своего нового друга «заливается румянцем» — это указывает, насколько сильную реакцию молодой человек вызвал в мозговых извилинах своей возлюбленной. Эти отражения внешнего мира в нас могут меняться: как только мы расстаемся с любимым, изменяется и состояние наших чувств. Если вдруг учитель становится внимательным, понимающим и постоянно хвалит, то соответствующие реакции в головном мозге ученика меняются и активируются.

Где находится память?

Долгое время считалось, что клетки головного мозга взрослого человека больше не делятся, а отмершие клетки головного мозга не могут восстанавливаться. Однако в 1990-е годы общественность взбудоражило новое открытие в области головного мозга: оказалось, что в гиппокампе, маленькой внутренней части головного мозга, и у взрослого человека могут появляться новые нервные клетки. Гиппокамп активизируется при изучении чего-либо нового и как «организатор» решает, в какую ячейку памяти коры головного мозга сложить поступающие данные. Гиппокамп способен даже расти, что немаловажно для учебного процесса. Исследование мозга лондонских таксистов помогло подтвердить значение роста клеток в гиппокампе. Оказывается, они в среднем имеют больший гиппокамп, чем остальные люди. Причиной этого явления неврологи считают тот факт, что таксисты в этом городе, насчитывающем семь с половиной миллионов жителей, должны сильнее, чем другие люди, тренировать свое чувство ориентации и память на местность. Кроме того, им приходится регулярно сдавать сложный экзамен, который требует многомесячного изучения сети улиц Лондона. Невероятное сплетение улиц 33 районов на почти 160 квадратных километрах подвергают напряжению гиппокамп таксистов настолько, что он вырастает до необыкновенных размеров.

Наша память не сортируется по предметам и не имеет какого-либо центра, где могли бы скапливаться все сохраненные факты. В головном мозге царит совершенно иной порядок: память различается по содержанию и времени. Головной мозг имеет различные системы памяти, в которых откладываются различные знания и опыт соответственно различным функциям. Выделяют кратковременную и долговременную память. Память сохраняет как осознанные, так и неосознанные события, и сохранение происходит не обязательно в тех же структурах головного мозга, что и воспоминания. Пока события и факты ищут свое место в долговременной памяти, которая хранится в отдельных системах по всей коре головного мозга, проходит очень много времени. Гиппокамп, который является прежде всего фильтром или промежуточным запоминающим устройством для фактов и автобиографических воспоминаний, решает, обрабатывать полученную информацию дальше или нет и найдется ли в долговременной памяти место для новых знаний.

По этой причине у школьников порой возникают сложности с запоминанием и воспроизведением материала. Даже увлеченный географией ученик может не запомнить надолго скучные сведения об экономическом развитии и специализации различных регионов Аргентины, но он, скорее всего, легко вспомнит название столицы Аргентины Буэнос-Айрес, а также субтропические леса и их обитателей. Насколько глубоко отложились в его памяти знания об этой стране, покажет итоговая контрольная работа в конце четверти.

Головной мозг человека до сих пор остается загадкой для всего человечества. Уникальный орган по своему строению и своей роли в жизни человека отвечает за все основные возможности: дышать, двигаться, думать, слышать, видеть и, наконец, говорить. Несмотря на огромное количество вопросов, некоторые тайны ученым удалось разгадать, в том числе определить, какая часть мозга отвечает за речь.

Строение головного мозга

Всем известно, что если головной мозг перестает функционировать, то человек не реагирует ни на какие внешние факторы, не проявляет никакой активности, превращается в «овощ». По своему строению мозг симметричен и состоит из правого и левого полушарий.

Споры ученых не утихают, однако некоторые факты доказаны и утверждены.

Важные факты:

  1. Мозг человека состоит из 25 миллиардов нейронов.
  2. Мозг взрослого человека составляет около 2 % от массы тела.
  3. Орган состоит из трех оболочек: твердая, мягкая, паутинная. Оболочки выполняют главную - защитную функцию.

С точки зрения анатомии мозг состоит из следующих частей:

  1. Продолговатый мозг. Отвечает за вегетативные функции.
  2. Средний мозг. Контролирует рефлексы на внешние раздражители.
  3. Задний мозг. Отвечает за координацию движений.
  4. Промежуточный мозг. Включает в себя центры чувств (голод, жажда, насыщение, регуляция сна).
  5. Передний мозг. Самая большая часть, которая покрыта бороздами (извилинами). Обеспечивает более совершенную работу мозга.

Функции головного мозга

Перечислить все функции практически невозможно. Зоны головного мозга отвечают за все действия человека в повседневной жизни.

Основные функции:

  1. Разумная функция, или мышление человека.
  2. Обработка внешних сигналов, которые координирует вкус, зрение, слух, обоняние.
  3. Управление психологическим состоянием, эмоциями.
  4. Регуляция основных движений, рефлекторная функция.

В обычной жизни человек не задумывается, почему поступает так или иначе. Ответственность за все действия несет головной мозг.

Отделы

Если углубляться в тему, чтобы определить, какая часть мозга отвечает за речь, необходимо знать, из каких основных отделов состоит этот орган человека. Их принято называть долями. Строение и функции головного мозга играют важнейшую роль в жизни каждого из нас.

В человеческом мозге выделяют следующие доли:

  1. Лобная.
  2. Височная.
  3. Теменная.
  4. Затылочная.

Отдельно от строения и функций больших полушарий головного мозга выделяют мозжечок, который отвечает за координацию тела в пространстве, и гипофиз, который регулирует выработку гормонов.

Не во всех случаях ученые едины во мнении, какая часть за что отвечает. Это говорит в первую очередь о большом недостатке знаний о зонах головного мозга и о несовершенстве современной медицины.

Лобная доля

Возвращаясь к вопросу, какая часть мозга отвечает за речь, необходимо остановиться на изучении лобной доли. В первую очередь существует утверждение, что за способность говорить несет ответственность левое полушарие головного мозга. Здесь находятся речевые центры.

Лобная часть больших полушарий мозга несет огромное значение в повседневной жизни человека. Она отвечает за:

  1. Характер мышления.
  2. Процесс мочеиспускания.
  3. Поддержание тела в вертикальном состоянии.
  4. Мотивацию и контроль поведения.
  5. Речь и почерк.

Лобная доля берет на себя ответственность за смысловое построение речи человека.

Височная доля

Роль этой части головного мозга не столь обширна, но гораздо более узконаправлена. находятся как в левом, так и в правом полушариях головного мозга, что откладывает отпечаток на их основные функции.

Левая височная доля отвечает за:

  1. Восприятие звуковой информации.
  2. Кратковременную память.
  3. Подбор слов во время разговора (роль в формировании речи).
  4. Синтез зрительной и слуховой информации.
  5. Взаимодействие музыки и эмоций.

Права височная доля несет ответственность за:

  1. Распознавание мимики.
  2. Восприятие ритма и музыкального тона.
  3. Восприятие интонации речи.
  4. Фиксация зрительных фактов.

Данная часть мозга позволяет человеку понять по интонации речи собеседника о его эмоциях и отношении к обсуждаемому вопросу.

Речевые центры головного мозга

Различные нарушения речи человека мотивировали ученых изучить, как влияет на данный факт работа головного мозга. Было определено, что существует несколько речевых центров, которые расположены преимущественно в левом полушарии. В совместном взаимодействии они поддерживают речь человека на должном уровне. Если хоть какая-то часть травмирована, то это непременно отразится на качестве и способности говорить.

Выделяют две основные речевые зоны мозга:

  1. Моторная зона.
  2. Сенсорная зона.
  3. Ассоциативный центр.

Каждая из них отвечает за четко определенные функции.

Функции

Моторная зона расположена в передней части лобной доли левого полушария, рядом с двигательным центром, который отвечает за мышечную деятельность. Основная функция моторной зоны (центр Брока):

  • Несет ответственность за двигательную способность языка. В случае каких-либо нарушений в этом отделе человек продолжает понимать речь, но не в состоянии ответить.

Сенсорная зона находится в задней части височной доли головного мозга. Главной задачей этого центра (центр Вернике) является:

  • Восприятие и хранение устной речи, как собственной, так и окружающих. Если в данной области происходят нарушения, то человек перестает воспринимать речь окружающих, хотя сам при этом сохраняет способность говорить, хоть и с дефектами.

Если по каким-то причина приходится удалить сенсорную речевую зону, то человек полностью теряет способность воспринимать и производить речь.

Ассоциативный речевой центр

Данная часть головного мозга развивается у человека не с рождения, а только к 2 годам жизни, когда ребенок начинает пытаться произносить осознанные фразы. Данная зона располагается в теменной части коры головного мозга и играет также одну из важнейших ролей в формировании речи человека.

Нарушения

Зная, какая часть мозга отвечает за речь, важно понимать, что мозг уязвим. Любые нарушения и повреждения не пройдут для человека бесследно. Врожденную способность к речи в человеке необходимо воспитывать и развивать с раннего детства.

Причины, которые провоцируют нарушения:

  1. Тяжелая беременность.
  2. Генетическая предрасположенность.
  3. Медленное развитие психики.
  4. Поражение слухового органа.
  5. Тяжелые заболевания и иные патологии.

Недостаточное внимание со стороны родителей, также непременно отражается на речевых способностях ребенка. В дальнейшем, чтобы установить причины нарушений, необходимы консультации как логопеда, так и психолога. Принято использовать классификацию О. Бадалян для описания и определения нарушений у детей.

Во взрослом возрасте самым распространенным фактором, нарушающим речь нормального человека, признан инсульт. Нередко после удара человек не в состоянии грамотно и полностью сформулировать фразу, мысли путаются либо не слушается язык. Это говорит о дизартрии. Такое поражение чаще всего легко поддается лечению.

Если возникает состояние афазии, то это влечет за собой системное поражение всего головного мозга. На фоне такой патологии страдает также и психологическое состояние пациента.

Вне зависимости от причин, которые повлекли за собой нарушение речевых способностей, человеку необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Только специалист способен верно определить основную патологию и назначить лечение.

Строение головного мозга, как и его функции, были приняты учеными и на данный момент являются основой в познавании всей механики процессов в человеческом организме.

Данная статья посвящена строению и функциям составных частей мозга. В ходе статьи читатель сможет увидеть на рисунке главные зоны этого органа и понять, как они влияют на жизнь человека.

  • продолговатый мозг;
  • задний мост;
  • мозжечок;
  • средняя зона;
  • промежуточная зона;
  • передний мозг;
  • полушария;
  • кора.

Помимо этого главный орган имеет покрытие из трех оболочек: мягкая, паутинная, твердая. Мягкая выполняет функцию обволакивания, которая защищает каждую клетку и даже заходит в их полости и щели. Следующая оболочка – паутинная, которая представляет собой неплотную ткань. Между мягкой оболочкой и паутинной есть зоны с жидкостью, которые являются защитой органа от повреждений механического характера. Основная их функция аналогична подушкам безопасности в автомобиле. И последняя, твердая оболочка, тесно прилегает к коробке черепа, прочно защищая его от инфицирования и воздействия токсинов.

Корректная и бесперебойная работа головного мозга нуждается в ежедневной подпитки полезными веществами и кислородом, которые поступают в орган вместе с кровью по артериям.

Четыре артерии, доходя до основания ствола, разделяются на две ветви. Позвоночные получили название «базилярные», а сонная артерия направляет кровоток в следующие зоны: лобная, височная и теменная.

Артерии снабжают кровью ствол и мозжечок, заботятся о затылочной части органа центральной нервной системы (ЦНС).

Кора полушарий состоит из нейронов и по функционалу делится на три области: сенсорные, ассоциативные и двигательные зоны. Все эти отделы коры имеют связи, за счёт которых они контролируют и управляют памятью, сознанием и .

Каждое из полушарий отвечает за свой спектр действий и распознавание определённой информации.

Левое полушарие выполняет аналитические функции, отвечает за абстрактное мышление и управление органами правой половины туловища. Что на эту зону мозга возложена миссия обработки информации, полученной справа и формирование сложных действий и узнавание предметов в целом, которое зарождается в левом полушарии мозга.

Правое полушарие, в противовес к левому, отвечает за конкретное мышление и особо развито у творческих личностей. Поэтому эта зона органа отвечает за музыкальный слух и возможность правильно реагировать и оценивать неречевые звуки (шум леса, голоса животных и другие, которые не относятся к речи и голосу человека).

Основные задачи, которые выполняет задний мозг (мост и мозжечок)

Мост передаёт данные из спинного отдела органа ЦНС. Через него формируется связь между разными частями головного мозга. В мосте есть углубление для базилярной артерии. Этот орган состоит из волокон и ядер. Последние из упомянутых управляют работой некоторых типов нервов человека (к примеру, лицевого нерва).

Презентация: "Строение и функции отделов мозга человека"

Что касается мозжечка, то основные его задачи – координация движений, слежка за равновесием и тонусом мышц. Как и другие части ключевого органа центральной нервной системы, мозжечок делится на зоны, каждая из которых отвечает за работу отделов мозга: регуляторные, тактильная и температурная чувствительность и прочие.

Рефлексы, за которые отвечает средний и продолговатый мозг

Отвечает за функционирование мышцы, которые фиксируют тело в определённой позе и рефлексы (ходьба, стояние, бег). Эта часть также включает в свой состав ядра нервов, отвечающие за движение, вращение глазных яблок и выполнение других зрительных функций. Другие типы ядер задействованы в ориентировании, работе слуховых центров, в том числе реагируют на звук.

Что касается усложнённых типов рефлексов, возникающих в системах органов, то за них отвечает продолговатый мозг.

Именно он заставляет человека чихать, кашлять и плакать, в случае, если есть раздражающий фактор или факторы. В список заслуг этой части органа центральной нервной системы включены также сердечнососудистые рефлексы, регулирующие работу сердца, сосудов и артерий. В продолговатом мозге находится пересечение путей, обеспечивающих связь разных зон головного мозга.

Какие задачи возложены на промежуточный мозг?

Эта часть органа ЦНС имеет свой состав и делится из таламуса, гипоталамуса и гипофиза. В таламусе есть ядра, которые отображают данные о состоянии зрительной, слуховой, кожной, мышечной и других систем. Кроме того, подобные составные части выполняют связующую функцию.

Гипоталамус, в свою очередь, принимает участие в организации различных реакций организма (к примеру, эмоциональных). Этот орган регулирует продолжительность сна и бодрствования, координирует водный баланс тела человека и поддерживает сознание.

Каждая часть этого органа взаимодействует не только с другими зонами самого важного органа центральной нервной системы, но и работают друг с другом. Примером может послужить гипоталамус и гипофиз, которые вместе собирают гормоны и поддерживают равновесие солей и воды в теле человека. В женском организме гипофиз регулирует работу матки и молочных желез, а также вырабатывает различные гормоны, которые отвечают за развитие костной ткани, регулируют щитовидную или половые железы как мужчины, так и женщины.

Строение и функции головного мозга тесно переплетаются друг с другом и постоянно работают в симбиозе (сосуществовании) для обеспечения полноценной жизни и развития человека.

Функциональное назначение коры головного мозга

Строение мозга в наглядном виде представлено на рисунке ниже. Ранее мы рассмотрели задачи пяти главных отделов, теперь следует обратить внимание на кору головного мозга.

Кора представляет собой слой на поверхности с толщиной в три сантиметра, которая покрывает всю площадь полушарий. По своему составу они представляет собой нервные клетки, имеющие вертикальное ориентирование. Также в их состав входит эфферентный и афферентные волокна и нейро-глии.

По своему строению, кора также представлена в виде шести зона (или слоев):

  • наружная зернистая;
  • молекулярная;
  • наружно-пирамидальная;
  • внутренняя зернистая;
  • внутренняя пирамидальная;
  • веретеновидные клетки.

За счет вертикальных пучков нервных волокон, нейронов и их отростков, кора обладает вертикальной исчерченностью. Ввиду того, что в коре мозга человека есть более 10 миллиардов нейронов, по площади, занимаемые, примерно 2,2 тысячи см², эта зона мозга имеет ряд важных функций.

К специфическим функциям относят:

  • контроль над зрительным и слуховым аппаратом;
  • теменная область коры отвечает за осязание и вкусовые рецепторы;
  • лобная часть за речевую функцию, двигательный аппарат и мыслительные процессы.

Теперь следует коснуться нейронов коры. Так, серое вещество контактирует с десятком тысяч иных нейронов. Их состав, это нервные волокна и некоторые части объединяют полушария.

Белое же вещество по своему составу имеет три типа волокон:

  • Ассоциационные волокна, которые связывают разные области коры на левом и правом полушарии.
  • Комиссуральные волокна соединяют полушария.
  • Задача проекционных волокон проводить пути анализаторов и осуществлять связь между корой и образованиями, расположенными ниже их.

Также белое вещество расположено между ядрами и корой. У него есть четыре зоны, которые зависят от их месторасположения:

  • в извилинах между бороздами;
  • наружные части полушарий;
  • в составе капсулы;
  • в мозолистом «теле».

Данное вещество образуется из нервных волокон, которые связывают извилины и полушария, а также нижние образования.

Серое вещество, находящееся внутри полушарий, имеет второе название «Базальные ганглии». Их функциональное предназначение – передача данных.

Что касается подкорки, то она имеет состав подкорковых ядер. А конечный мозга работает над управлением интеллектуальных процессов.

Как заметил читатель, данная статья несет информационно-теоретический аспект и предназначена для общего понимания из чего состоит головной мозг, какие части его отвечают за ту или иную деятельность человека и, конечно, их функции.

Ученные рассматривают кору лобной области как совокупность образований, которые проявляют с раннего возраста выраженную индивидуальность в анатомическом строении. Среди этих образований есть те, которые является новыми, «человеческими » полями, которые развиваются в более позднем возрасте. К ним можно отнести 46 поле.

Поле 46 является «человеческим полем», т.к является эволюционным новообразованием, которое поздно дифференцируется. Поле 46 созревает последним и достигает 630% от начального размера. Т.к. это поле является тормозным, можно заметить, что дети не контролируют свои движения и хватают все, что плохо лежит. Такое поведение характерно мартышкам.

Общее

Специально развить лобные доли головного мозга у детей невозможно. В обществе бытует неправильно мнение о том, что физическая активность способствует усиленному кровообращению мозга, тем самым развивает все участки мозга. Физическая активность наполняет моторно-двигательные центры мозга, при этом остальные участки мозга ‘отдыхают ‘, т.к. при выполнении разных задач мозг задействует определенные центры, а не весь мозг.

Исходя из вышесказанного, чтобы определить упражнения для развитие лобных долей, нужно узнать, за какие функции отвечает лобные доли, при выполнении которых мы сможем развивать лобные доли.

Лобная доля как и другие состоит из и веществ.

Расположение

Лобная доля располагается в передних отделах полушарий. Лобную долю от теменной отделяет центральная борозда, а от височной — боковая борозда. Анатомически состоит из четырех извилин — вертикальная и три горизонтальных. Извилины отделяются бороздами. Лобная доля составляет треть массы коры.

Возложенные функции

Эволюционно так сложилось, что активное развитие лобных долей связанно не с мыслительной и интеллектуальной деятельностью. Лобные доли возникли у человека эволюционным путем. Чем больше человек мог делиться пищей в своей общине, тем больше вероятность того, что община могла выжить. У женщин лобные доли возникали с конкретной целью — деление пищей. Мужикам же эта область досталась в качестве подарка. Не имея тех возложенных задач, что лежат на плечах женщины — мужики стали использовать лобные доли самыми разными способами (думать, строить и тд), для проявления Доминантности.

По сути, лобные доля являются тормозными центрами . Также многие спрашивают, за что отвечает левая или правая лобная доля мозга. Вопрос поставлен не верно, т.к. в левом и правом лобных долях располагаются соответствующие поля, которые и отвечают за конкретные функции. Если обозначить грубо, то лобные доли отвечают за:

  • мышление
  • координация движений
  • осознанный контроль поведения
  • центры памяти и речи
  • проявление эмоций

Какие поля входят

Поля и подполя отвечают за конкретные функции, которые обобщены под лобными долями. Т.к. полиморфизм мозга огромен, комбинация размеров разных полей и составляет индивидуальность человека. Почему говорят, что со временем человек меняется. На протяжении всей жизни нейроны умирают, а оставшиеся формируют новые связи. Это и вносит дисбаланс в количественном соотношении связей между разными полями, которые отвечают за разные функции.

Мало того, что у разных людей размеры полей разные, так и некоторые люди могут и не иметь этих полей во все. Полиморфизм был выявлен советскими исследователями С.А. Саркисов, И.Н. Филимонов, Ю.Г. Шевченко. Они показали, что индивидуальные способы строения коры мозга внутри одной этнической группы настолько большие, что нельзя увидеть каких-либо общих признаков.

  • Поле 8 — находится в задних отделах средней и верхней лобной извилин. Имеет центр произвольных движений глаз
  • Поле 9 — дорсолатеральная префронтальная кора
  • Поле 10 — Передняя префронтальная кора
  • Поле 11 — обонятельная область
  • Поле 12 — контроль над базальными ганглиями
  • Поле 32 — Рецепторная область эмоциональных переживаний
  • Поле 44 — Центр Брока (обработки информации расположения тела относительно других тел)
  • Поле 45 — музыкальный и моторный центр
  • Поле 46 — двигательный анализатор поворота головы и глаз
  • Поле 47 — ядерная зона пения, речедвигательная составляющая
    • Подполе 47.1
    • Подполе 47.2
    • Подполе 47.3
    • Подполе 47.4
    • Подполе 47.5

Симптомы поражения

Симптомы поражения выявляются таким образом, что выделенные функции перестают адекватно выполнятся. Главное не перепутать некоторые симптомы с ленью или навязанными мыслями по этому поводу, хотя это и есть частью заболеваний лобных долей.

  • Неконтролируемые хватательные рефлексы (Рефлекс Шустера)
  • Неконтролируемые хватательные рефлексы при раздражении кожи руки у основания пальцев (Рефлекс Янишевского-Бехтерева)
  • Разгибание пальцев ног при раздражении кожи стопы (Симптом Германа)
  • Поддержания неудобного положения руки (Симптом Барре)
  • Постоянное потирание носа (Симптом Дуффа)
  • Нарушение речи
  • Потеря мотивации
  • Невозможность сконцентрироваться
  • Нарушение памяти

Такие симптомы могут вызывать следующие травмы и болезни:

  • Болезнь Альцгеймера
  • Лобно-височное слабоумие
  • Черепно-мозговые травмы
  • Инсульты
  • Онкологические заболевания

При таких заболеваниях и симтомах человека можно не узнать. Человек может потерять мотивацию, у него размываются чувства определения личных границ. Возможны импульсивное поведение связанное с удовлетворением биологических потребностей. Т.к. нарушение лобных долей (тормозных) открывает границы биологическому поведению, которым управляет лимбическая система.

Ответы на популярные вопросы

  • где находится речевой центр в головном мозге?
    • Находится в центре Брока, а именно в заднем отделе нижней лобной извилины
  • Где находится центр памяти в головном мозге?
    • Память бывает разная (слуховая, зрительная, вкусовая и тд). Зависимо от того, какой центр обрабатывает определенные сенсоры, в тех центрах и хранится информация от этого сенсора

Читайте также: