Какую роль играют органы чувств человека. Строение и функции органа осязания. Органы чувств человека: уши

Для более полного ответа на этот вопрос необходимо выделить различные планы, или уровни «срезов» жизни человека (при этом под словом «человек» понимается общая, глобальная культура «пси» в рамках ее существования на планете Земля, а не отдельно взятая единица биомассы).

При поверхностном подходе к рассмотрению процесса жизни культуры пси картина следующая. Каждому человеку нужно видеть, слышать, чувствовать, чтобы охотиться и добывать пищу, репродуцироваться для продолжения своего рода, то есть, не только поддерживать, но и продолжать цепочку жизней. Это простейший, самый низкий, «приземненный» план исследования данного вопроса. Если на нем остановиться, то картина получится более чем примитивная.

Поэтому нужно учитывать и то, что человеку жизненно необходимо еще и творить, создавать условия для собственного существования и развития, обрабатывать металлы, рожать и воспитывать детей, чтобы получить себе достойных преемников. Это уже «план» второго уровня – в некотором смысле «духовный».

И, наконец, есть третий «план», или «высшая цель», к которой человеку изначально было определено стремиться – это место в Иерархии и взаимодействие человека с его Учителями. Учителя и наша поддержка есть у каждого из вас, и нужно стараться ее услышать и использовать.

И на первом, и на втором «планах» человеку нужны глаза, уши и речь (двусторонее восприятие действительности), чтобы получить и переработать доступную для этих органов чувств информацию.

Важнейшим инструментом для решения подобной задачи выступает личностное сознание, генеративная функция которого позволяет эту информацию объединить для осознания и дальнейшего использования.
Итак, для того чтобы человек мог развиваться, меняя планы своего пребывания в реальности, ему необходим контакт с окружающим миром, который обеспечивается «снимаемой» им информацией.

В этой фразе и содержится ответ на поставленный вопрос.

Примитивный мир давал человеку возможность обходиться простейшей информацией, и обостренного восприятия рецепторов обоняния очень часто оказывалось достаточно для поиска например, зверя на охоте. Подкорковая часть головного мозга, ответственная за память прошлого, не использовалась, а «идеальная» для примитивного восприятия, выстроенная таким образом картина мира ограничивалась удовлетворенностью, полученной от сна и насыщения.

На втором плане пребывания для человека все устроено гораздо сложнее. Развивая себя, человеку требовалось все большее и полнейшее удовлетворение от выполняемой им деятельности, он желал достижения высот карьерного роста и получения от жизни максимальных дивидендов. Его эгоизм выступал генератором для работы сознания на втором «плане». Кстати, на вашей планете в настоящее время подобный план чрезвычайно распространен.


И, наконец, на «третьем плане» привычные органы чувств уже не нужны, они ничего не значат и ничего не дают их обладателю. Если на втором «плане-уровне» они уже использовались слабее, чем раньше, давая больший простор мыслительной деятельности, и мыслительные процессы превалировали над интуитивным восприятием, то на Нашем с вами «уровне» общения и бытия подобное восприятие вообще не играет никакой роли. Это нужно осознать при изучении данного вопроса.

То, что вы называете «шестым чувством» на самом деле таковым и является, а его основным инструментом является ваша мыслительная или ментальная способность. Разум человека - это и есть ваш шестой орган чувств. Почему его изучение и вызывает такой большой интерес у адекватных людей, стремящихся понять его «устройство», особенности и истинное предназначение.

Итак, механизм использования органов чувств в жизни человека постоянно претерпевает трансформацию. Происходит угасание чувственного восприятия действительности получаемых рецепторами «традиционных» или реликтовых органов чувств, и на смену к нему приходит более совершенный процесс получения информации путем ее мысленного восприятия органами «пси» человеческого организма. Рецепторы «ментального глаза» расположены в коре головного мозга и в прилегающей к ней области сознания (ментального тела) человека. Мы уже раньше говорили, что в Метакосмосе нет пустот.

Заметим, что развитие имеет форму нарастающей или прогрессивной спирали. Элементарное интуитивное восприятие человека прошлого является аналогом интуитивно-личностного восприятия человека на настоящем этапе его эволюции. Но это современное восприятие уже совсем иное, гораздо более прогрессивное проявление этого реликтового явления.

Данный справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы.

Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы.

Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Книга:

5.5. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

<<< Назад
Вперед >>>

Разделы на этой странице:

5.5.1 Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: анализаторы, внутреннее ухо, евстахиева труба, зрительный анализатор, рецепторы, сетчатка, слуховой анализатор, среднее ухо.

Анализаторы – совокупность нервных образований, обеспечивающих осознание и оценку, действующих на организм, раздражителей. Анализатор состоит из воспринимающих раздражение рецепторов, проводящей части и центральной части – определенной области коры головного мозга, где формируются ощущения.

Рецепторы – чувствительные окончания, воспринимающие раздражение и преобразующие внешний сигнал в нервные импульсы. Проводниковая часть анализатора состоит из соответствующего нерва и проводящих путей. Центральная часть анализатора – один из отделов ЦНС.

Зрительный анализатор обеспечивает получение зрительной информации из окружающей среды и состоит

из трех частей: периферической – глаз, проводниковой – зрительного нерва и центральной – подкорковой и зрительной зоны коры головного мозга.

Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата, к которому относятся веки, ресницы, слезные железы и мышцы глазного яблока.

Глазное яблоко расположено в глазнице и имеет шаровидную форму и 3 оболочки: фиброзную , задний отдел которой образован непрозрачной белочной оболочкой (склерой ), сосудистую и сетчатую . Часть сосудистой оболочки, снабженная пигментами, называется радужной оболочкой . В центре радужной оболочки находится зрачок , который может изменять диаметр своего отверстия за счет сокращения глазных мышц. Задняя часть сетчатки воспринимает световые раздражения. Передняя ее часть – слепая и не содержит светочувствительных элементов. Светочувствительными элементами сетчатки являются палочки (обеспечивают зрение в сумерках и темноте) и колбочки (рецепторы цветового зрения, работающие при высокой освещенности). Колбочки расположены ближе к центру сетчатки (желтое пятно), а палочки концентрируются на ее периферии. Место выхода зрительного нерва называется слепым пятном .

Полость глазного яблока заполнена стекловидным телом . Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы. Он способен изменять свою кривизну при сокращениях ресничной мышцы. При рассматривании близких предметов хрусталик сжимается, при рассматривании отдаленных – расширяется. Такая способность хрусталика называется аккомодацией . Между роговицей и радужкой находится передняя камера глаза, между радужкой и хрусталиком – задняя камера. Обе камеры заполнены прозрачной жидкостью. Лучи света, отражаясь от предметов, проходят через роговицу, влажные камеры, хрусталик, стекловидное тело и, благодаря преломлению в хрусталике, попадают на желтое пятно сетчатки – место наилучшего видения. При этом возникает действительное, обратное, уменьшенное изображение предмета . От сетчатки по зрительному нерву импульсы поступают в центральную часть анализатора – зрительную зону коры мозга, расположенную в затылочной доле. В коре информация, полученная от рецепторов сетчатки, перерабатывается и человек воспринимает естественное отражение объекта.

Нормальное зрительное восприятие обусловлено:

– достаточным световым потоком;

– фокусированием изображения на сетчатке (фокусирование перед сетчаткой означает близорукость, а за сетчаткой – дальнозоркость);

– осуществлением аккомодационного рефлекса.

Важнейшим показателем зрения является его острота, т.е. предельная способность глаза различать мелкие объекты.

Орган слуха и равновесия. Слуховой анализатор обеспечивает восприятие звуковой информации и ее обработку в центральных отделах коры головного мозга. Периферическую часть анализатора образуют: внутренне ухо и слуховой нерв. Центральная часть образована подкорковыми центрами среднего и промежуточного мозга и височной зоной коры.

Ухо парный орган, состоящий из наружного, среднего и внутреннего уха

Наружное ухо включает ушную раковину, наружный слуховой проход и барабанную перепонку.

Среднее ухо состоит из барабанной полости, цепочки слуховых косточек и слуховой (евстахиевой) трубы. Слуховая труба связывает барабанную полость с полостью носоглотки. Это обеспечивает выравнивание давления по обеим сторонам барабанной перепонки. Слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко связывают барабанную перепонку с перепонкой овального окна, ведущего в улитку. Среднее ухо обеспечивает передачу звуковых волн из среды с низкой плотностью (воздух) в среду с высокой плотностью (эндолимфу), в которой находятся рецепторные клетки внутреннего уха. Внутреннее ухо расположено в толще височной кости и состоит из костного и расположенного в нем перепончатого лабиринта. Пространство между ними заполнено перилимфой, а полость перепончатого лабиринта – эндолимфой. В костном лабиринте различают три отдела – преддверие, улитку и полукружные каналы . К органу слуха относится улитка – спиральный канал в 2,5 оборота. Полость улитки разделена перепончатой основной мембраной, состоящей из волоконец разной длины. На основной мембране находятся рецепторные волосковые клетки. Колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам. Они усиливают эти колебания почти в 50 раз и через овальное окошко передаются в жидкость улитки, где воспринимаются волоконцами основной мембраны. Рецепторные клетки улитки воспринимают раздражение, поступающее от волоконец и по слуховому нерву передают его в височную зону коры головного мозга. Ухо человека воспринимает звуки частотой от 16 до 20 000 Гц.

Орган равновесия , или вестибулярный аппарат , образован двумя мешочками , заполненными жидкостью, и тремя полукружными каналами . Рецепторные волосковые клетки расположены на дне и внутренней стороне мешочков. К ним примыкает мембрана с кристаллами – отолитами, содержащими ионы кальция. Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. В основаниях каналов находятся волосковые клетки. Рецепторы отолитового аппарата реагируют на ускорение или замедление прямолинейного движения. Рецепторы полукружных каналов раздражаются при изменениях вращательных движений. Импульсы от вестибулярного аппарата по вестибулярному нерву поступают в ЦНС. Сюда же поступают импульсы от рецепторов мышц, сухожилий, подошв. Функционально вестибулярный аппарат связан с мозжечком, отвечающим за координацию движений, ориентацию человека в пространстве.

Вкусовой анализатор состоит из рецепторов, расположенных во вкусовых почках языка, нерва, проводящего импульс в центральный отдел анализатора, который находится на внутренних поверхностях височной и лобной долей.

Обонятельный анализатор представлен обонятельными рецепторами, находящимися в слизистой оболочке носа. По обонятельному нерву сигнал от рецепторов поступает в обонятельную зону коры головного мозга, находящуюся рядом со вкусовой зоной.

Кожный анализатор состоит из рецепторов, воспринимающих давление, боль, температуру, прикосновение, проводящих путей и зоны кожной чувствительности, расположенной в задней центральной извилине.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Часть А

А1. Анализатор

1) воспринимает и перерабатывает информацию

2) проводит сигнал от рецептора в кору полушарий

3) только воспринимает информацию

4) только передает информацию по рефлекторной дуге

А2. Сколько звеньев в анализаторе

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

А3. Размеры и форма предмета анализируются в

1) височной доле мозга 3) затылочной доле мозга

2) лобной доле мозга 4) теменной доле мозга

А4. Высота звука распознается в

1) височной доле коры 3) затылочной доле

2) лобной доле 4) теменной доле

А5. Воспринимающим световое раздражение органом является

1) зрачок 3) сетчатка

2) хрусталик 4) роговица

А6. Воспринимающим звуковые раздражения органом является

1) улитка 3) слуховые косточки

2) евстахиева труба 4) овальное окошко

А7. Максимально усиливает звуки

1) наружный слуховой проход

2) ушная раковина

3) жидкость улитки

4) комплект слуховых косточек

А8. При возникновении изображения перед сетчаткой возникает

1) куриная слепота 3) близорукость

2) дальнозоркость 4) дальтонизм

А9. Деятельность вестибулярного аппарата регулируется

1) вегетативной нервной системой

2) зрительной и слуховой зонами

3) ядрами продолговатого мозга

4) мозжечком и двигательной зоной коры мозга

А10. Укол, ожог анализируются в

1) лобной доле головного мозга

2) затылочной доле мозга

3) передней центральной извилине

4) задней центральной извилине

Часть В

В1. Выберите отделы анализаторов, в которых воспринимается раздражение

1) поверхность кожи

3) слуховой нерв

4) зрительная зона коры

5) вкусовые почки языка

6) барабанная перепонка

Часть С

С1. Каковы функции среднего уха?

С2. В каких случаях нарушается равенство давления воздуха на барабанную перепонку и что нужно делать при возникновении болезненных ощущений?

<<< Назад
Вперед >>>

Если говорить научным языком, то органы чувств человека – это составляющие анатомо-физиологической системы, которые благодаря множественным рецепторам, позволяют получать и анализировать информацию из внутренней и окружающей среды.

Определенно, недооценивать то, что даровано человеку природой, является наибольшей глупостью. Но что же известно о системе органов чувств, а какие факты до сих пор остаются загадкой для ее обладателей?

О том, сколько органов чувств у человека, люди узнают еще в детском возрасте. Обычно уже в дошкольном учреждении малышей в игровой форме, весело и задорно знакомят с органами чувств. Кроху можно спросить, что у зверушки на макушке, а у человека ниже глаз? И он обязательно, хоть и после раздумий, ответит, что это ушки!

Еще со времен Аристотеля были выделены 5 органов чувств у человека, которые передают головному мозгу потоки информации.

Речь идет о:

Их же принято подразделять на две категории:

  1. Дистанционные органы.
    Их обеспечивают нос, глаза, уши и здесь идет речь о восприятии. То есть, чтобы мозг получил достоверные данные, человеку достаточно контактировать с объектами, находясь на некотором расстоянии от них.
  2. Тактильные органы.
    В эту категорию входят оставшиеся основные органы чувств, которые обеспечивают вкусовые и осязательные ощущения. В этом случае, без непосредственного контакта с предметами не обойтись, иначе аналитическая цепочка прервется, и информация до мозговых рецепторов так и не дойдет.

Человеку важно, чтобы вся система органов чувств работала слаженно и без перебоев, и даже незначительные нарушения способны ухудшить качество его жизни.

Немного о зеркале души – глазах

Еще Гераклит Эфесский обозначил этот орган чувств, как «более точный свидетель происходящего, чем уши». Чем же глаза заслужили такой высокий ранг среди других органов? На самом деле, их функции позволяют человеку получать самое большое количество данных об окружающем мире. Что же касается строения глаза, то оно очень сложное, и зрительный орган состоит из множества частей.

Наружная часть глаза состоит из:

Внутренняя часть:

  • стекловидного тела гиалуроновой кислоты и воды, преломляющих свет;
  • хрусталика – естественной линзы, отвечающей за фокусировку зрения;
  • сетчатки – многослойной оболочки, благодаря которой люди видят при дневном, приглушенном свете и различают силуэты в темноте.

Кроме того, орган зрения включает несколько специальных аппаратов:

  • слезный, включающий железы, канальцы, носослезный проток и мешочек.
  • мышечный – сложно представить, сколько мышц участвует в работе глаз – прямые, косые, круговые, а также обеспечивающие подъем века.

Все органы чувств человека и их функции направлены на лучшее восприятие окружающего мира, и глаза способны на многое. Они позволяют человеку различать цвета и ощущать свет, обладать периферическим, центральным и стереоскопическим зрением. Все изображения, видимые глазами, направляются в головной мозг – главный центр, контролирующий абсолютно все процессы, происходящие в организме.

Два уха – чтобы лучше слушать…

Еще один важный орган, влияние которого на жизнь человека нельзя недооценивать. Недаром в фольклоре и изречениях известных людей очень часто встречаются фразы и афоризмы об ушах и слухе: «Женщины любят ушами», «В тишине можно услышать гармонию», «С детьми нужно держать ухо востро» и др.

Определенно, орган слуха заслуживает особого внимания, а если разобрать его строение, то можно понять, что это удивительная часть тела – сложная и при этом функциональная:

  1. Центральная – включает нервные волокна, оканчивающиеся в височной доле коры мозга.
  2. Периферическая область:
    1. наружное ухо, состоящее из ушной раковины, слухового прохода, барабанной перепонки;
    2. среднее ухо – включающее барабанную полость, евстахиеву трубу, сосцевидный отросток; это две воздухоносные полости, соединенные носоглоткой.
  3. Внутреннее ухо – образование из кости, состоящее из преддверия, полукружных каналов, костной улитки и вестибулярного анализатора.

Уши способны воспринимать звуки, звуковые колебания, проводить их и волны к рецепторам. Звуки могут воздействовать на эмоциональное состояние человека, а уж о положительных свойствах музыки, которую слышит человек, сказано очень много.

Еще Аристотель сказал, что «когда человек воспринимает ухом ритм и мелодию, у него изменяется душевное настроение». Конечно, чтобы это произошло, нужно слушать «правильные» мелодии, которые не вызывают негатива.

Почему нос считают самым любопытным органом?

Рассматривая органы чувств человека, невозможно обойти вниманием нос, который позволяет дышать и обонять ароматы. А что же касается любопытства, то именно его «суют не в свои дела», «оторвали любопытной Варваре», и «задирают», когда зазнаются. Что уж сказать, а в народных афоризмах всегда есть мудрое зерно.

Нос – сложная конструкция, состоящая из хрящевой, костной ткани и кожного покрова, и для его полноценной работы важно, чтобы все части функционировали. Он состоит из: корня, верхушки, спинки, крыльев, перегородки и ноздрей.

Но это наружная часть органа, которую видно невооруженным взглядом, также строение носа предполагает наличие внутренней полости. Она располагается между глазницами, ротовой полостью и передней черепной ямкой.

В состав носовой полости входят следующие отделы:

  • стенки с реснитчатой поверхностью – защита от пыли и мусоринок;
  • обонятельный центр – располагается в верхней области полости;
  • носовые ходы.
  • пазухи, располагающиеся около носа.

Подобное строение органов чувств человека настолько продумано природой, что даже нос влияет на различные системы организма, помимо того, что он дает возможность обонять и дышать:

  • является фильтром для воздуха;
  • увлажняет и согревает эти воздушные массы;
  • защищает от болезнетворных микроорганизмов, содержащихся в воздухе;
  • формирует высоту и тембральные голосовые нотки.

Существует множество исследований, посвященных этому органу, и порой выясняются интереснейшие моменты, например, самые приятные запахи, которые он способен улавливать – аромат скошенной травы, натурального кофе и свежеиспеченных булочек.

Язык – помогает познать вкус жизни

Это орган с множеством рецепторов, способных различать вкусы. Он состоит из корня, тела и верхушки, а вся его поверхность покрыта эпителиальной тканью и большим количеством сосочков:

  • нитевидными;
  • грибовидными;
  • листовидными;
  • желобовидными;
  • слюнными.

Но, чтобы человек ощутил все вкусовое богатство блюда, необходимо, чтобы нервные окончания приняли и донесли их до головного мозга. Такая задача стоит перед языкоглоточным, блуждающим нервами и барабанной струной лицевого нерва.

Язык позволяет людям общаться, защищает организм от вирусных и бактериальных возбудителей, а помимо вкуса, он позволяет чувствовать боль и тепло. Согласно мнению Ханса Георга Гадамера – «Язык является средой, которая объединяет «Я» и остальной мир».

Современные ученые мужи изучают воздействие на органы чувств человека различных внешних факторов – музыки, гаджетов, интернета, а некоторые, считают человека заложником собственных чувств. Но ведь не зря великий Уильям Шекспир изрек: «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, жить.»

Еще в древности люди стали замечать, что человеку свойственно по-разному воспринимать окружающую его информацию. Это восприятие осуществляется с помощью органов чувств. Благодаря им человек получает полное представление об окружающей его среде. Возникает вопрос: сколько органов чувств у человека.

Считается, что пять. Они имеют свойство отзываться на разнообразные внешние факторы. Это органы чувств, о которых и пойдет речь в статье.

Характеристика

К основным органам чувств относятся:

  1. Глаза - с их помощью принимается все, что человек видит (зрение);
  2. Нос - распознает приятные и неприятные запахи (обоняние);
  3. Уши - воспринимают колебания звуков и принимают участие в регулировании равновесия (слух);
  4. Язык - несет ответственность за всевозможные вкусовые ощущения (вкус);
  5. Кожа - здесь чувствительные нервные окончания позволяют ощущать прикосновения (осязание).

Эти 5 органов чувств условно разделяют на две группы:

  1. Тактильные - их можно назвать простыми по своему характеру воздействия. Это осязание и вкус. Потому что начальная стадия переработки информации мозгом осуществляется при прямом контакте;
  2. Дистанционные - это зрение, слух, обоняние. Все представленное этими чувствами, индивидуум воспринимает дистанционно. Определенные отделы мозга отвечают за создание изображения и оценку увиденного. При этом строятся замысловатые аналитические цепочки.

Немного остановимся на каждом .

Зрение

Самыми красивыми из органов чувств считаются глаза, их еще называют «зеркало души». Они предоставляют 90% сведений обо всем окружающем и происходящем. Еще в утробе матери у зародыша глаза формируются из двух маленьких пупырышек, появляющихся из головного мозга.

В виде нервных сигналов представленное изображение отправляется в мозговой центр, где они проходят расшифровку, производят оценку и понимание увиденного.

При помощи шести отдельных мышц око может вращаться в разные стороны и направляться на какой-либо предмет. Хочется отметить, что от рефракции зависит острота зрения или дееспособность хрусталика и роговицы к светопреломлению. Когда попадают в глаза лучи света, они начинают фокусироваться на сетчатке, образуя изображение.

Возбуждение в сетчатке нервных клеток ведет к образованию разного рода импульсов в зависимости от цвета и яркости света, которые исследуются и анализируются мозгом. Затем все складывается в понятные человеку картинки и виды.

Слух

Человеческие уши состоят из трех отделов:

  1. Наружного;
  2. Среднего;
  3. Внутреннего.

Они выступают не только как слуховой орган, но и устанавливают равновесие и расположение тела.

С ушной раковины начинается наружное ухо. Она добросовестно оберегает слуховой проход от травмирования. В слуховом проходе замечены волоски и специальные железы. Последние выделяют серу, дабы защитить ушной проход от мельчайших соринок.

На этом функции ушной раковины не заканчиваются. Она не только ограждает ухо от негативных воздействий, но и работает как улавливающая установка - с ее помощью колебания звука направляются прямиком к барабанной перепонке.

В среднем ухе находятся: молоточек, наковальня и стремечко. С их помощью барабанная перепонка связывается с внутренним ухом, где уютно расположилась улитка - важный слуховой орган. Вибрация барабанной перепонки перевоплощается в нервные импульсы, которые посылаются в мозг и там считываются как звук.

Обоняние

Воздухоносные полости черепа тесно связаны с носовыми ходами. Запахи угадываются обонятельными нервами, сильно похожими на волосики, которые расположены в верхней части полости носа. При очередном вдохе воздуха они задерживают и исследуют поступающие молекулы. Улавливают и отменно определяют запахи, витающие в воздухе. Далее, быстро и четко передают полученные сведения обонятельным луковицам, которые связаны с мозговым центром.

У любителей затянуться сигаретой есть вероятность нарушения обоняния. А при аллергических или простудных заболеваниях оно может измениться к худшему до полного выздоровления организма. Безвозвратная потеря обоняния наступает, когда повреждается нерв (например, при травме черепной коробки) или при патологии части мозга, которая несет ответственность за распознавание запахов.

Вкус

При детальном осмотре можно смело заявить, что основными вкусовыми рецепторами являются вкусовые пупырышки. Они в большом количестве расположились на поверхности языка в выступающих мягких сосочках. Различают четыре главных ощущений вкуса:

  1. Сладкое;
  2. Кислое;
  3. Соленое;
  4. Горькое.

Вкусовые почки, определяющие каждое из вышеперечисленных ощущений, находятся на конкретных отделах языка:

  1. На заднем - горькое;
  2. По бокам - кислое;
  3. На переднем - соленое;
  4. На кончике - сладкое.

Замечено, что вкус и обоняние соединены между собой - это способствует улавливанию разных ароматов. Плохо развитый орган обоняния или потеря функций оного ухудшает ощущения вкуса.

Осязание

Под осязанием подразумевают все кожные ощущения. Они пересылаются от восприимчивых и специфических рецепторов нервных окончаний по самим нервам, которые погружены на разном расстоянии и глубине, в толщу кожного покрова.

Свободные нервные окончания реагируют на прикосновение, небольшое повышение температуры и холод. На вибрирование и растяжение отвечают одни (закрытые нервные окончания), а другие - мгновенно реагируют на давление. На ощущение тепла и холода откликаются терморецепторы и спешат передать в определенный отдел мозга сигнал о том, чтобы непременно отрегулировать температуру тела.

При заболевании, которое разрушает нервные волокна, периферическую систему нервов или мозг, большая вероятность ухудшения чувства осязания. К таким неприятным последствиям может привести местное повреждение кожных рецепторов.

Данные нам с рождения хорошо развитые органы чувств - прекрасные помощники в жизни человека. Они содействуют хорошей ориентации и приспособлению к окружающей среде. Каждое чувство по-своему уникально и необходимо для полноценной и яркой жизни.

Органы чувств – это специализированные структуры, через которые отделы головного мозга получают информацию из внутренней или внешней среды. С их помощью человек способен воспринимать окружающий мир.

Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора . Анализатор — это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой, принимает раздражение и передает его через проводящие пути в кору мозга, там происходит переработка информации и формируется ощущение.

5 органов чувств человека

Сколько основных органов чувств у человека?

Всего у человека принято разделять 5 чувств. В зависимости от происхождения их делят на три типа.

  • Органы слуха и зрения походят из эмбриональной нервной пластинки. Это нейросенсорные анализаторы, относятся к первому типу .
  • Органы вкуса, равновесия и слуха развиваются из эпителиальных клеток, которые передают импульс нейроцитам. Это сенсорно-эпителиальные анализаторы, относятся ко второму типу .
  • Третий тип включает периферические части анализатора, которые ощущают давление и прикосновение.

Зрительный анализатор

Основные структуры глаза: глазное яблоко и вспомогательный аппарат (веки, мышцы глазного яблока, слезные железы).


Глазное яблоко имеет овальную форму, крепится с помощью связок, может совершать движение с помощью мышц. Состоит из трех оболочек: внешней, средней и внутренней. Внешняя оболочка (склера) — это белковая оболочка непрозрачной структуры окружает поверхность глаза на 5/6. Склера переходит постепенно в роговицу (она прозрачная), которая составляет 1/6 часть внешней оболочки. Область перехода называется лимбом.

Средняя оболочка состоит из трех частей: сосудистой оболочки, цилиарного тела и радужки. Радужка имеет цветной окрас, в центре нее находится зрачок, благодаря его расширению и сужению, регулируется поступление света на сетчатку. При ярком свете зрачок сужается, а при недостаточном освещении, наоборот, расширяется, чтобы уловить больше световых лучей.

Внутренняя оболочка — это сетчатка. Сетчатка находится на дне глазного яблока, обеспечивает световосприятие и цветовосприятие. Фотосенсорные клетки сетчатки — это палочки (около 130 млн.) и колбочки (6-7 млн.). Палочковые клетки обеспечивают сумеречное зрение (черно-белое), колбочки служат для дневного зрения, различения цветов. Глазное яблоко имеет внутри хрусталик и камеры глаза (переднюю и заднюю).

Значение зрительного анализатора

С помощью глаз человек получает около 80% информации об окружающей среде, различает цвета, форму предметов, способен видеть даже при минимальном поступлении света. Аккомодационный аппарат дает возможность сохранять четкость предметов при переводе взгляда вдаль, или близком чтении. Вспомогательные структуры защищают глаз от повреждений, загрязнений.

Слуховой анализатор

Орган слуха включает внешнее, среднее и внутреннее ухо, которые осуществляют восприятие звуковых раздражений, генерируют импульс и передают его в кору височной зоны. Слуховой анализатор неотделим от органа равновесия, поэтому внутреннее ухо чувствительно к изменениям гравитации, к вибрации, вращению, перемещению тела.


Наружное ухо делится на ушную раковину, слуховой ход и барабанную перепонку. Ушная раковина это эластичный хрящ, с тонким шаром кожи, определяет источники звука. Строение наружного слухового хода включает две части: хрящевую в начале и костную. Внутри расположены железы, которые вырабатывают серу (имеет бактерицидное действие). Барабанная перепонка воспринимает звуковые колебания и передает их на структуры среднего уха.

Среднее ухо включает барабанную полость, внутри которой расположены молоточек, стремя, наковальня и Евстахиеву трубу (связывает среднее ухо с носовой частью глотки, регулирует давление).

Внутреннее ухо делится на костный и перепончатый лабиринт, между ними течет перилимфа. Костный лабиринт имеет:

  • преддверие;
  • три полукружных канала (находятся в трех плоскостях, обеспечивают равновесие, контролируют перемещение тела в пространстве);
  • улитку (в ней находятся волосковые клетки, которые воспринимают звуковые колебания и передают импульс на слуховой нерв).

Значение слухового анализатора

Помогает ориентироваться в пространстве, различая шумы, шорохи, звуки на разном расстоянии. С его помощью осуществляется обмен информации при общении с другими людьми. С рождения человек слыша устную речь, сам учится говорить. Если возникают врожденные нарушения слуха, то ребенок не сможет разговаривать.


Строение органов обоняния человека

Рецепторные клетки находятся в задней части верхних носовых ходов. Воспринимая запахи, они передают информацию на обонятельный нерв, который доставляет ее в обонятельные луковицы головного мозга.

С помощью запаха человек определяет доброкачественность пищи, или чует угрозу жизни (угарный дым, токсические вещества), приятные ароматы поднимают настроение, запах еды стимулирует выработку желудочного сока, способствуя пищеварению.

Органы вкуса


На поверхности языка располагаются сосочки – это вкусовые рецепторы, на апикальной части которых находятся микроворсинки воспринимающие вкус.

Чувствительность рецепторных клеток к пищевым продуктам разная: кончик языка восприимчив к сладкому, корень – к горькому, центральная часть – к соленому. Через нервные волокна сгенерированный импульс передается в вышележащие корковые структуры вкусового анализатора.

Органы осязания


Воспринимать окружающий мир человек может через прикосновения, с помощью рецепторов на теле, слизистых, в мышцах. Они способны различать температуру (терморецепторы), уровень давления (барорецепторы), боли.

Нервные окончания имеют высокую чувствительность в слизистых оболочках, мочке уха, а, к примеру, восприимчивость рецепторов в области спины низкая. Осязание дает возможность избегать опасности – убрать руку от горячего или острого предмета, определяет степень болевого порога, сигнализирует о повышении температуры.

Читайте также: