Кравченко А. Социология. Общий курс. Учебное пособие для вузов. Социология - Общий курс - Кравченко А.И

[email protected]

Информация о книге

УДК 316(075.8)

Кравченко А. И.

Пособие представляет собой краткое изложение основ социологической науки, преподаваемой в вузе для студентов несоциологических специальностей.

Книга написана в соответствии с программой учебного курса «Социология», содержит все основные вопросы, включаемые в экзаменационные билеты: история и структура социологии, даны определения таким основным понятиям социологии, как «общество», «социальная структура», «социальная группа», «личность», «социализация» и др.

Структура изложения материала в виде вопросов и ответов, доступность стиля изложения, список рекомендуемой литературы позволят быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.

Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

УДК 316(075.8)

© А. И. Кравченко, 2014

© ООО «Проспект», 2014

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга представляет собой краткое изложение основ социологической науки, преподаваемой в вузе для студентов несоциологических профилей. Речь пойдет о молодой науке, изучающей самый сложный объект – человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей. Физики, химики, биологи, кажется, уже раскрыли все тайны Вселенной, атомарное строение вещества и генную структуру организма. А социологи продолжают спорить о том, что такое общество, которое постоянно меняется, принимая новые, неожиданные для нас формы, какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, по каким причинам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко вперед, а другие запаздывают.

Множество подобных вопросов вот уже 2,5 тыс. лет задают себе лучшие умы человечества и не могут найти окончательных ответов. О классовом строении общества, принципах социальной справедливости, правильном разделении труда писали в V–IV вв. до н. э. Платон и Аристотель. После них свои гипотезы предлагали Ибн Хальдун, Руссо, Вольтер, Кант, Гегель и Маркс.

Одним из первых решился поставить философские суждения на твердый фундамент эмпирических факторов французский мыслитель Огюст Конт в начале XIX в. Он предложил метод, каким можно соединить абстрактную теорию общества и проверенные данные о поведении людей. О. Конт дал имя новой науке, поэтому его считают родоначальником социологии.

Однако, как часто бываете первопроходцами, О. Конт намного опередил свое время. Только в конце XIX в. появляется плеяда великих ученых – прежде всего это М. Вебер, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, – воплотивших его замысел в жизнь. Ведь Конт, будучи первооткрывателем социологии, не провел ни одного анкетного опроса, не построил ни одной статистической таблицы, не проверил на практике ни одной научной гипотезы. Хотя именно этим в массе своей занимаются сейчас социологи всего мира. Мало догадаться о том, как надо строить науку, необходимо показать на практике, как она работает и какова ее отдача.

В нашей книге вы познакомитесь с тем, как ученые изучают реальность, с которой мы сталкиваемся каждый день, о которой мы обладаем лишь приблизительными и очень поверхностными знаниями.

Курс социологии ставит своей целью:

– дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

– помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы;

– способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Глава 1
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Один из патриархов мировой социологии Роберт Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности.

Кого считают первыми социальными философами?

В течение 2,5 тыс. лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя однако полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы – Платон и Аристотель. Многие классики социологической мысли вошли в историю науки и как классики философии, т. к. социология зарождается и долгое время существует в качестве составной части философии – социальной философии. Поэтому первых социологов античности называют социальными философами.

Среди них выделяются два гиганта – Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество.

Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Великий мыслитель разработал основы первой в мире теории стратификации, согласно которой любое общество делилось на 3 класса : высший – состоявший из мудрецов, управлявших государством; средний – включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка; низший – где числились ремесленники и крестьяне.

Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности – Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, существуют еще два класса – богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат.

Кого можно назвать предшественниками научного этапа социологии?

Только через 2 тыс. лет европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса, которые послужили непосредственными предшественниками научного этапа социологии.

Еще в Средневековье арабский мыслитель Ибн-Хальдун пристально изучал поведение больших социальных групп людей, составляя анатомию человеческого общества. Многие европейские мыслители XVII–XIX вв., в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс, задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII–XVIII вв. впервые появились термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социологии: общество, культура, цивилизация, классы, структура, функция и некоторые др.

Каковы характерные черты учения О. Конта?

Социология как наука – если не говорить о тысячелетней предыстории – родилась в середине XIX в. Термин «социология» появился лишь в 1839 г. Его создателем стал француз Огюст Конт (1798–1857). Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что социология должна стать точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергая спекуляции и вымыслы. По Конту, социология (первоначально он называл ее «социальной физикой») – единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Сам Конт термин «позитивный» рассматривал в пяти значениях: реальный, полезный, достоверный, точный, организующий.

В своем творчестве он руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Открытые ею законы надо преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей, научить людей тому, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения. В этом отношении он был близок к взглядам просветителей.

О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину – выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии.

Конт совершил поистине революционный переворот в науках об обществе, определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни.

Конт преклонялся не только перед социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид – почти ничто. Общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем. Под ним подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Посредствующим звеном между индивидом и обществом выступает семья, а семейная связь совсем иной природы, нежели социальная. Учение Конта состояло из двух частей – социальной статики, описывающей взаимоотношения между социальными институтами, и социальной динамики, раскрывающей законы и этапы изменения общества. Последствиями изучения социальной динамики являются исследования в области социального прогресса, представляющего собой развитие по восходящей линии. Первичные факторы такого прогресса – духовное и умственное развитие человека и вторичные – климат, раса, продолжительность жизни.

В чем суть «закона трех стадий» Огюста Конта?

О. Конт сформулировал основной закон общественного прогресса, или закон трех стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума.

Первую теологическую, или фиктивную стадию, охватывающую Древность и раннее Средневековье (до 1300 г.), Конт делил на 3 периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма – эпоха христианства.

Метафизическую стадию (с 1300 по 1800 г.) Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований – фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи – Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погруженное в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. Такова, по Конту, философия позитивизма, знаменующая наступление третьей стадии – позитивной.

Свидетельством вступления в последнюю, позитивную эру является распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни.

Философы оказались весьма плодотворны в части создания новых наук или придумывания им названий. Вспомним, что родоначальником экономики был философ Адам Смит, а психологии – философ Вильгельм Вундт. Таким образом, 3 науки, составляющие ныне костяк так называемых социальных, или поведенческих, наук, – психология, экономика и социология – созданы философами. Но они не исключение. Из недр философии, как из первоматерии, в разное время выделились в самостоятельные науки и физика, и астрономия, и математика и все другие дисциплины. Только социальные, в отличие от естественных наук, задержались с появлением на свет. Человеческое общество, как ныне считают антропологи, зародилось никак не менее 40 тыс. лет назад, а науки о нем – социология, экономика, психология, этнография, антропология – появились, причем все одновременно, только в XIX в.

Возникновение в XIX в. опытной, эмпирической науки об обществе является не случайным, а имеет определенные гносеологические и социально-экономические предпосылки. Девятнадцатый век – это век естествознания, его идеалом является опытное, «позитивное» знание.

Наука не знает границ, естественно-научному методу подвластно все, в том числе мораль, право, общественное устройство – все то, что раньше было предметом метафизики и спекулятивных домыслов.

Стилю научного мышления XIX в. были одинаково чужды как обскурантизм Средневековья, так и морализаторство просветителей. Говоря современным языком, лидерами естествознания в XIX в. являлись физика (механика И. Ньютона) и биология (эволюционная теория видов Ч. Дарвина). Именно эти науки определяли стиль научного мышления своей эпохи. Особенности этого стиля мышления наложили зримый отпечаток на сам процесс формирования социологии и криминологии. Общество и преступность стали рассматриваться как объективное явление, ничем, в принципе, не отличающиеся от объектов познания физики и биологии. И достаточно долго опытная, позитивная наука об обществе называлась социальной физикой, а ее разделы, по аналогии с механикой, назывались социальная статика и социальная динамика.

В XIX в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Двое первых из рассматриваемых здесь мыслителей, а именно – О. Конт и К. Маркс, застали начальную стадию капитализма, а двое других (Э. Дюркгейм и М. Вебер) – развитую. Между этими стадиями существует качественная разница.

Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества. Отсюда во многом проистекает и различие их взглядов.

Что нового внес К. Маркс в подход к пониманию общества?

Чем отличаются взгляды К. Маркса и О. Конта?

Карл Маркс (1818–1883) родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясь научной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуев, продажу своих детей в рабство и т. п. Поэтому Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский. Маркс – основоположник теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории.

В отличие от Конта и Дюркгейма Маркс придавал негативным сторонам капитализма, а именно эксплуатации, обнищанию, преступности, не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм – непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд.

Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если 2 класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Наиболее важными для социолога работами Маркса являются: «Манифест Коммунистической партии» (1848 г. – совместно с Ф. Энгельсом), «Капитал» (1867, 1885, 1894), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «К критике политической экономии. Предисловие» (1859).

Что представляет собой основной закон социального развития Г. Спенсера?

В Англии наибольший вклад в мировую социологию внес Герберт Спенсер (1820–1903), создавший учение о социальной эволюции. Получив инженерно-ремесленное образование, Спенсер обратился к изучению философии и социологии. Большое влияние на Спенсера оказала теория эволюции Ч. Дарвина. Спенсер сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь, образование и т. д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т. д.). Каждая из них несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно важную функцию. Экономическая жизнь в обществе подобна обмену веществ в организме: правительство аналогично головному мозгу, торговля выполняет функции, подобные кровообращению, и т. д. Изменения общества не могут происходить без изменения его частей и выполняемых ими функций: изменилась экономика – меняется социальная структура общества, поскольку в ней возникают новые классы, например предприниматели и наемные рабочие. Считается, что Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции.

Основной закон социального развития, по Спенсеру, – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Правительство не должно вмешиваться, по мнению Спенсера, в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться – такая позиция получила название «социальный дарвинизм». Спенсер был противником революции, называл ее болезнью организма.

Научное признание получила его идея о том, что общества развиваются от простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, к сложному обществу с совершенно несхожими между собой элементами. Такое развитие эволюционно по своему характеру и выражает единство и борьбу двух взаимосвязанных процессов – дифференциации и интеграции. Чем больше разнообразия между частями общества, т. е. чем сильнее их дифференциация, тем неумолимее действует встречный закон интеграции частей. К объединению стремятся регионы одной страны, разные страны, нации, народы. Сегодня мы называем такой процесс глобализацией. Но во времена Спенсера этого слова не существовало, а потому он писал о социальной интеграции.

Спенсер способствовал распространению термина «социальный институт», выделив и описав его главные разновидности. Ему удалось сделать удачный прогноз относительно возможного установления социалистического общества и его скорого возвращения к естественным законам эволюции. Спенсер первым дал полномасштабное описание сферы социологии, предвосхитил некоторые положения структурного функционализма, применил эволюционный подход к анализу социальных явлений.

Представителями эволюционно-органического направления были также французский ученый Р. Вормс, в Германии – А. Шеффле, в России – П. Лилиенфельд, все они искали аналогии между организмом и обществом. Во многом благодаря их идеям в XX в. зародился системный подход к изучению общества.

Какие новые принципы социологии были выдвинуты Э. Дюркгеймом?

Какая проблема была центральной в его научном творчестве?

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: 1) натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства индивидами. В 1855 г. в работе «Правила социологического метода» Дюркгейм (первый профессор социологии во Франции) сформулировал принципы социологии, ставшие хрестоматийными.

Э. Дюркгейм считал, что основной задачей социологии является изучение социальных фактов, под которыми он подразумевал независимую от индивидов реальность, обладающую «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. В социальной реальности им выделены 3 уровня: уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население), уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила) и уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).

Центральной в научном творчестве Дюркгейма, как и всей французской школы, является проблема социальной солидарности. Он, как и Конт, считал, что общество по своей природе основано на консенсусе. Конфликты не являются ни движущей силой исторического развития, ни неизбежным признаком коллективной жизни, они – признак болезни или разлада в обществе. Дюркгейм отвергал идею К. Маркса о революции как способе разрешения социальных конфликтов.

Вслед за Контом он рассматривал общество как отношения согласия и солидарности. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное общество); 2) органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество). Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение. Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При ней каждый индивид в какой-то мере независим от общества, свободен и автономен. Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

Каковы социологические воззрения М. Вебера?

Чем его взгляды отличались от идей К. Маркса и Э. Дюркгейма?

Макс Вебер (1864–1920) – соотечественник К. Маркса – жил в одно время с Э. Дюркгеймом. Тем не менее взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное понятие.

Вебер ввел в социологию понятие идеальный тип. Эти теоретические конструкты («капитализм», «церковь», «хозяйство» и т. д.), служат основой понимания человеческих действий и исторических событий. «Класс», «государство», «общество» – собирательные понятия. Мы говорим «о капиталисте», «предпринимателе», «рабочем» или «короле» как о среднетипичном представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего «вообще» не существует. Это абстракция, придуманная для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений.

Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это первый и далеко не последний шаг ученого. Второй и более главный шаг – поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм, – взаимодополняющие части социологического исследования. Таково ядро научного метода.

Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково. Так, Вебер подошел к теории социального действия, выделив 4 его типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. Два последних не входят в предмет социологии, т. к. человек выполняет их либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первые два он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными).

М. Вебер разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, отчуждении, профессии как призвании, основы социологии религии, экономической социологии и социологии труда, социологии города, теории бюрократии, концепцию социальной стратификации и статусных групп, основы политологии и института власти, учение о социальной истории общества и рационализации, учение об эволюции капитализма и института собственности. Все достижения М. Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны.

Благодаря М. Веберу, а также его коллегам Ф. Теннису и Г. Зиммелю немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.

Что представляет собой типология социальности Ф. Тенниса?

В своем главном труде «Община и общество» (1887) немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855–1936) предложил ставшую позже классической типологию социальности: сообщество (община), где господствуют непосредственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные институты. Если «общинные» отношения предполагают «высшую самость», то «общественные» – «искусственное лицо». Отсюда следует и различие главных экономико-правовых категорий. В первом случае (община) речь идет о «владении», «земле», «территории», «семейном праве»: во втором (общественные) – об «имуществе», «деньгах», «обязательственном» (торговом) праве. Сюда же Т. добавляет и противоположность статуса и контракта (договора). Касаясь динамики общества, Теннис полагал, что «общинная» социальность в ходе истории все больше вытесняется «общественной» социальностью. Отсюда открывался путь для анализа нравов, права, семьи, хозяйствования, деревенской и городской жизни, религии, государства, политики, общественного мнения и т. д.

Почему учение Г. Зиммеля называют «формальной социологией»?

Что представляет собой его учение?

Главная работа Георга Зиммеля (1858–1918) «Философия денег» была задумана им еще в 1889 г. первоначально как «Психология денег», а получила завершение и была опубликована в 1890 г. Автор предпринял глубокий анализ влияния денежных отношений и разделения труда на социальную реальность, человеческую культуру и отчуждение труда. Учение Зиммеля часто называют «формальной социологией» за то, что основным предметом изучения он считал «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие. В том, как люди ведут себя или действуют в различных экономических ситуациях, слишком много случайного, идущего от наших эмоций и желаний. Индивиды и их желания могут изучаться естественными и историческими науками. Изолировав желания, переживания и мотивы как психологические акты от их объективного содержания, социолог, по мнению Зиммеля, получает то, что не относится к психологии, а составляет сферу ценностей – область идеального. Социолог изучает идеальное (точнее – идеациональное), а не психологическое или нравственное. Но и это еще не все. Настоящий социолог изучает не содержание индивидуального, а ценности сами по себе, т. е. как чистые социальные формы. Так, очистив от случайного человеческие отношения, ученый получает черты вечного – чистые формы. Из них предлагается строить геометрию социального мира. Чистая форма есть попросту отношение между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которые выступают предметом их желаний. Формально-геометрический метод Зиммеля позволил выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой социологические переменные освобождены от морализаторских оценочных суждений.

Чем отличается развитие социологии в Европе и США?

Европейское общество, когда его изучали Конт, Маркс, Дюркгейм и Вебер, переживало потрясающе интересные события. Капитализм, благодаря индустриальной революции, разворачивался во всю свою мощь. Буквально штаны трещали на теле старого общества – рост промышленных городов-спрутов, обезземеливание крестьян, концентрация преступности и проституции, торговля детьми, пауперизация и обнищание широких масс. И все это на фоне невиданного расширения политических прав прежде всего для средних слоев, а не только аристократии, как прежде, появления железных дорог, газовых фонарей, синематографа, пароходов и других невиданных ранее чудес «века железа», как его окрестили позже историки.

Социология, по мнению А. Гоулднера, возникала как идеология среднего класса. Именно в XIX в. мы видим широкое движение интеллигенции, причем во всех европейских странах, включая и Россию, в помощь социальным аутсайдерам. Врачи проводят инспекции на предприятиях и описывают условия труда, филантропы жертвуют деньги на помощь беднякам и сиротам, учителя дают бесплатные уроки и выявляют одаренных детишек. Множащийся числом средний класс горел желанием улучшить положение дел в обществе. Социология рождалась как наука об обществе и его трансформации. Если европейские пионеры социологии были философами, то американские – проповедниками и священниками. Это свидетельствует не только о романтическом ореоле зарождения социологии, но и о том утопическом проекте, который был выбран в качестве некой теоретической платформы.

XIX в., судя также и по русской литературе (вспомнить хотя бы Базарова), был весьма деятельным. Все что-то улучшали, изменяли, преобразовывали. О. Конт, создавая новую науку, мечтал ее сделать разновидностью научной религией, поверив в которую правители смогут править в соответствии с объективными и надежными законами. Алгеброй они поверят общественную гармонию. А что вы думаете о положении дел в XX и XXI вв.? Сохранился ли прежний героический пафос в социологии?

Главная > Учебное пособие

А.И. КРАВЧЕНКО ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ Учебное пособие

Главным управлением развития

общего среднего образования МО РФ

ББК 60.5я72 К78 УДК 319:371(07) Кравченко А. И. К78 Введение в социологию: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1995. - 144 с. - ISBN 5-7301-0101-5 Книга дает целостное представление о современной социологии. В ней рассматриваются методы и система социологического знания, струк-тура и динамика культуры, природа человеческого общества, социализа-ция, статусы и роли, составляющие социальную структуру, стратифика-ция (классы, сословия, касты), социальный контроль, отклоняющееся по-ведение и другие проблемы. Учебное пособие адресовано учащимся 10-11 классов средней шко-лы, лицеев и гимназий. Оно может быть полезным первокурсникам несо-циологических вузов, а также и учителям.

ISBN 5-7301-0101-5

Эта книга - популярное введение в социологию. Речь пойдет о мо-лодой науке, изучающей самый сложный объект - человеческое об-щество, его структуру, законы развития, поведение людей. Физики, химики, биологи, кажется, уже раскрыли все тайны Вселенной, ато-марное строение вещества и генную структуру организма. А социологи продолжают спорить о том, что такое общество, которое постоянно ме-няется, принимая новые, неожиданные для нас формы, какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, по каким причи-нам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко впе-ред, а другие запаздывают. Множество подобных вопросов вот уже две с половиной тысячи лет задают себе лучшие умы человечества и не могут найти окончательных ответов. О классовом строении общества, принципах социальной спра-ведливости, правильном разделении труда писали в V-IV веках до н.э. Платон и Аристотель. После них свои гипотезы предлагали Ибн Халь-дун, Руссо, Вольтер, Кант, Гегель и Маркс. Одним из первых решился поставить философские суждения на твердый фундамент эмпирических факторов французский мыслитель Огюст Конт в начале XIX века. Он предложил метод, каким можно со-единить абстрактную теорию общества и проверенные данные о пове-дении людей. О. Конт дал имя новой науке, поэтому его считают родо-начальником социологии. Однако, как часто бывает с первопроходцами, О. Конт намного опе-редил свое время. Только в конце XIX века появляется плеяда великих ученых - прежде всего это М. Вебер, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, - воп-лотивших его замысел в жизнь. Ведь Конт, будучи первооткрывателем социологии, не провел ни одного анкетного опроса, не построил ни од-ной статистической таблицы, не проверил на практике ни одной науч-ной гипотезы. Хотя именно этим в массе своей занимаются сейчас соц-иологи всего мира. Мало догадаться о том, как надо строить науку, не-обходимо показать на практике, как она работает и какова ее отдача. 3

В нашей книге вы познакомитесь с тем, как ученые изучают реаль-ность, с которой мы сталкиваемся каждый день, о которой мы обладаем лишь приблизительными и очень поверхностными знаниями.

Автор надеется, что первое знакомство с азами социологии поможет читателю избавиться от некоторых иллюзий, в которые легко впадает здравый смысл. Избавиться от слишком упрощенного представления о структуре и законах развития человеческого общества. Автор выражает глубокую признательность всем, кто на разных этапах подготовки книги оказал ему помощь: проф. Г.С. Батыгину, к.ист.н. A.M. Водянскому, к.ист.н. Е.Н. Захаровой, проф. И.С. Кону, И.В. Новикову, к.ист.н. А.Ю. Согомонову, проф. В.А. Ядову. Особую благодарность автор выражает Центру общечеловеческих ценностей и его руководителю проф. М.С. Мацковскому. I

Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

Как и любая другая наука, социология обладает собственным пред-метом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами - психоло-гией, социальной психологией, экономикой, антропологией (наукой о человеке), политическими науками и этнографией - она образует подсистему системы научного знания - социальное знание.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Предметом именуют совокупность понятий, при помощи которых данная наука описывает объективную реальность. Физики, изображая материальный мир, употребляют понятия гравитации, электрического взаимодействия, капиллярности, энергии и множество других терми-нов, которые вы усвоили из школьного курса. Они описывают предмет физики. А как представляет общество современная социология? Его основой служит социальная структура - совокупность социальных институ-тов, социальных ролей и статусов. Семья, производство, религия, об-разование, армия, собственность, государство - фундаментальные институты общества, возникшие в глубокой древности и существую-щие по сию пору. В зачаточной форме семья появилась у наших обезь-яноподобных предков и постоянно совершенствовалась на протяжении 500 тысяч лет. Человек и созданное им общество возникли 40 тысяч лет назад, армия и государство - 10 тысяч. Приблизительно в то же время зародилось систематическое образование в школах, а собственность, вначале коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Са-мым древним институтом считается производство - ему около 2 мил-лионов лет. Именно тогда предок человека впервые взял в руки орудие труда. У общества, как и у людей, множество потребностей. Не всегда по-требности общества и отдельных индивидов совпадают, но когда такое происходит, мы говорим о фундаментальных потребностях. Они удов-летворяются при помощи регулярной, систематической деятельности миллионов людей, специализирующихся на выполнении каких-то важных функций. Добывание средств существования, обучение моло-дого поколения, защита общества от врагов, воспроизводство людей, сохранение в обществе порядка - фундаментальные потребности, в удовлетворении которых заинтересовано большинство населения. Так было раньше, есть сейчас и будет продолжаться дальше. Стандартизи- 5

рованная форма осуществления социальной функции для поддержа-ния общественного воспроизводства и удовлетворения какой-то одной фундаментальной потребности называется социальным институтом.

Каждый институт выполняет строго предписанную функцию: обу-чать, производить, защищать и т.д. Функция и роль тесно связаны. Учитель, передающий свои знания ученикам, - это не только конк-ретный человек, ной социальная роль, у которой есть своя конкретная функция. Меняются люди, выполняющие ту или иную роль, но сама она остается.Социальных ролей у одного человека несколько: он муж-чина, человек зрелого возраста, спортсмен, рабочий, муж, родитель, член профсоюза. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки миллионов - в роли учителя, сотни тысяч - в роли офицера. Меня-ются люди, но роли остаются. Сохраняются и социальные статусы. Статус - социальное положение, позиция человека в обществе. Од-ни статусы принадлежат ему от рождения, например, национальность, другие приобретаются в ходе социализации (обучения культурным нормам и ролям), скажем, статус президента коммерческого банка. Статусы можно сравнивать. Говорят, что статус банкира выше статуса почтальона. У одного человека множество разных статусов, но точно так же один статус может занимать множество людей. Сколько в российском обще-стве прежде было дворян, крестьян, рабочих, полицейских, извозчи-ков, мужчин, членов Государственной Думы? Со временем исчезают одни социальные позиции и выражающие их социальные роли и появ-ляются другие. Общество меняется, меняется и его структура. Напри-мер, исчезли с исторической карты России такие социальные роли, как извозчик, опричник, князь, появились новые роли - космонавт, трак-торист, стюардесса. А теперь задание 1. Составьте список социальных (религиозных, профессио-
нальных, демографических и др.) ролей, которые были в России
раньше и исчезли после 1917 года.

    Приготовьте перечень социальных ролей, которые не суще-ствовали до 1917 года и появились позже. Подготовьте список социальных ролей, которые существо-вали раньше и существуют сейчас.
Посоревнуйтесь между собой - у кого полнее список, кто правиль-но справился с заданием. Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную пози-цию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называ-ется социальной группой. Социальные группы могут быть большими и 6

состоять из сотен, тысяч и даже миллионов человек, а могут быть ма-лыми, насчитывающими от 2 до 7 человек. Дружеская компания или семья относятся к малым группам. Большие социальные группы под-разделяются - в скобках даны примеры таких групп - на половозра-стные (старики, взрослые, дети, мужчины и женщины), национальные (русские, англичане, эвенки), профессиональные (трактористы, ин-женеры, преподаватели), экономические (акционеры, брокеры, ран-тье), религиозные (протестанты, мормоны, православные), политиче-ские (либералы, консерваторы, демократы). Таковы главные группы, совокупность которых называют социальным составом.

Общество можно рассматривать в двух плоскостях - горизонталь-ной и вертикальной. Когда все социальные статусы и роли связаны между собой функциями, - а стало быть правами и обязанностями по отношению друг к другу (учитель имеет определенные права и обязан-ности перед учеником, офицер перед солдатом, и наоборот), - они об-разуют ячейки социальной структуры, расположенные горизонтально. Ячейки пусты: одна ячейка - преподаватель, одна ячейка - мужчина и т.д. Но вот мы заполнили их: тысячи преподавателей, миллиарды мужчин. Получились не ячейки, а социальные группы, слои, некото-рые из них можно расположить вертикально: правители займут вы-сшую позицию, дворянство расположится ниже, а под ними - рабочие и крестьяне. У первых больше власти, у вторых - меньше. Различают-ся они также по доходам, богатству, уровню образования, престижу должности или профессии. Такого рода пирамида, построенная на не-равенстве доступа к социальным благам, существует в каждом обще-стве. Расположенные друг над другом группы (в данном случае их име-нуют стратами, составляют социальную стратификацию общества. Это аспект или часть социальной структуры. Как вы думаете, что их объединяет? Разделение труда в обществе. Наконец, последнее фундаментальное понятие социологии - куль-тура. Это совокупность материальных памятников и духовных ценно-стей - нравов, обычаев, традиций, правил, норм, законов, языков и др. Социальная структура"- костяк общества, культура - его плоть. Усваиваются культурные нормы, а вместе с ними и социальные роли, в процессе социализации. Продолжается она всю жизнь - с младенче-ства до старости. Социализацию не надо путать с воспитанием или обу-чением, она - более широкое явление. За правильным усвоением норм и ролей следит недремлющий страж - социальный контроль. Он многолик: вас контролируют родители, соседи, учителя, милиция, го-сударство, администрация и еще множество других агентов социально-го контроля. К тем, кто отклоняется вправо или влево, применяются всевозможные санкции. Они подразделяются на позитивные (вознаг- 7

раждение) и негативные (наказание). Исправность механизма контро-ля - залог здоровья и стабильности общества. Когда отсутствуют зако-ны и нормы, регулирующие социальные отношения, наступает страш-ный паралич. Имя ему - аномия (беззаконие, отсутствие норм).

Еще одно задание Проявите себя аналитиком и поставьте социальный диагноз нашему обществу: В какие периоды его истории аномия дости- гала наибольшего накала? Что служило тому виной? Как это действует на самочувствие и поведение людей? Итак, мы рассмотрели в самых общих черта* предмет социологии. Выделим ключевые понятия: Социальный институт Социальная роль Социальная структура Социальный статус Социальная стратификация Социальная страта Социальная группа Социальный контроль Культура Социализация

СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Общество - настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Социология, если можно так выразиться, мыслит крупными блоками. Она способна описать поведение больших масс лю-дей, поэтому тяготеет к статистике. Но для нее закрыт внутренний мир человека. Его исследует психология. Родившаяся на стыке социологии и психологии, новая дисциплина социальная психология описывает человека в непосредственном окружении. Она затрагивает взаимодей-ствие людей в малой группе. И, конечно же, социальный психолог не способен предсказать смену правящих режимов или исход политиче-ской борьбы партий. На помощь ему приходит политическая наука (так ее именуют за рубежом, у нас же называют политологией; в дальнейшем будут оди-наково использоваться оба термина). Она добилась многого, но, в свою очередь, политология не в силах предвидеть изменение рыночной конъюнктуры, колебание спроса и предложения на рынке, динамику цен или предложить рекомендации по совершенствованию федераль-ных и местных налогов. Эти вопросы в компетенции экономики. Социология, психология, социальная психология, экономика, по-литология, а также антропология и этнография (наука о народах) от-носятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к не- 8

му группа других, родственных ему, дисциплин: философия, история, искусствознание, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию. И это правильно. Социальные науки оперируют количествен-ными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными). Гуманитарные дисцип-лины нельзя относить к поведенческим наукам, изучающим взаимо-действие людей в группах, институтах, на рынке или в политических ситуациях, а социальные можно. Поэтому их называют еще бихевио-риальными науками (найдите в словаре английского языка значение данного термина).

Кроме социальных и гуманитарных дисциплин существуют еще ес- тественные и технические. Например, физика, химия и биология от-носятся к разряду естественных фундаментальных наук, они раскры-вают структуру материального мира. Радиоэлектроника, биотехника и химия полимеров представляют собой технические дисциплины, или прикладное знание. Они опираются на фундаментальное знание и слу-жат практическим целям. О. Конт, построивший в XIX веке пирамиду научного знания, рас-положил на ее вершине социологию: математика - астрономия - фи-зика - химия - биология - социология. Не только Конт, но и многие другие мыслители числили социологию царицей социальных наук: она возвышается над всеми ними и, опираясь на знания, добытые другими науками, охватывает общество во всех его проявлениях. Она как бы подытоживает развитие социального знания, изучая самый сложный из когда-либо существовавших объект. Быть может, именно этим объясняется позднее рождение социоло-гии. Она как бы поджидала, пока научное знание достигнет достаточ-ной зрелости, чтобы воспользоваться его плодами и его помощью. Мо-лодым наукам свойственно постоянно обновляться и обогащаться за счет тех дисциплин, которые сформировались раньше. Так происходи-ло всегда и происходит сейчас. Философия древнее физики, и послед-няя позаимствовала у нее многие фундаментальные понятия: "мате-рия", "вещество", "атом", "причина", "сила" и др. Химия и биология возникли в то время, когда физика отмечала свой двухтысячелетний юбилей. Догадайтесь, что именно позаимствовали у нее молодые нау-ки. Заимствование - это еще и показатель преемственности развития научного знания. Понятия, перенесенные в иную сферу, обогащаются новым содержанием. Расширяются объяснительные возможности нау-ки. Старые понятия получают новую жизнь, их генеалогия удлиняет-ся. Некоторые понятия имеют очень древнюю родословную, наиболее 9

заслуженные именуются уже не понятиями, а категориями - это осо-бая честь.

Из философии в социологию пришли такие понятия-категории, как "общество", "человек", "ценности", "индивид", "прогресс", "развитие" и некоторые другие. Из сферы театральной жизни взялось в социологию ключевое понятие "роль", а из юриспруденции - "статус". Список можно продолжить. Со временем социологи придумали свои слова - "социализация", "девиантность", "делинквентное поведение", "инте-ракция". Их становится все больше. Возможно, когда-нибудь они вы-теснят старые понятия. Задание для самых дотошных Составьте родословную фундаментальных научных понятий (по своему выбору): в каких областях знания они зародились, в какие науки они впоследствии "мигрировали", как изменялось их содержание и значение? Итак, мы рассмотрели систему научного знания и определили место в ней социологии. Выделим ключевые понятия: Социальные науки Гуманитарное знание Естествознание Технические дисциплины Социология Психология Социальная психология Политическая наука Экономика Антропология Этнография История Философия Физика Химия Биология

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую ин-формацию самого разного плана - о мнении избирателей, рейтинге президента, семейном бюджете, профессиональном престиже, уровне разводов, количестве безработных. Обобщая данные в статистические таблицы и выводя закономерности, социолог строит научную теорию, помогающую глубже объяснить реальный мир и предсказать будущие события. Сбор эмпирической информации, или первичных данных, произво-дится несколькими способами: анкетным опросом, интервью, наблюде-нием, экспериментом, анализом документов. Самый распространен-ный метод - анкетирование. Вначале социолог составляет общую схему явления, которое предстоит изучить, допустим, забастовку. Эта 10

схема включает абстрактные понятия, которые затем переводятся в совокупность вполне конкретных и наблюдаемых признаков. К приме-ру, понятие "масштаб забастовки" можно свести к таким признакам, как число активных забастовщиков и число сочувствующих им, объем нанесенного экономического ущерба, продолжительность забастовоч-ной акции.

Для того, чтобы построить теорию, исходные понятия логически связывают между собой. Подобные связи вначале носят гипотетиче-ский характер, но обязательно выражают какие-то существенные чер-ты явления; например, предполагается, что с увеличением продолжи-тельности забастовки количество сочувствующих убывает. Или с уве-личением продолжительности увеличивается вероятность заключения компромисса между враждующими сторонами. Точно сформулирован-ные гипотезы легче проверить на фактах, нежели абстрактные и неоп-ределенные. Вот почему общую схему необходимо конкретизировать (социологи употребляют для этого особый термин - операционализи- ровать). На следующем этапе конкретные признаки либо формулируются как вопросы анкеты, если цель - узнать мнение людей, либо записы-ваются в качестве показателей в документ для сбора статистической информации, если цель - выяснить не субъективные мнения, а объек-тивные факты. К примеру, в анкете социолог запишет такие вопросы: относите ли вы себя к активным участникам забастовки, пассивным участникам, сочувствующим или к числу ее противников? Станете ли вы поддерживать забастовщиков, если акция продлится слишком дол-го? Подобные сведения нельзя получить, обобщая статистику. Но она даст социологу информацию о том, сколько человек принимали уча-стие в организации забастовки, в переговорных процессах, на началь-ной стадии, на конечной стадии, сколько человек активно выступали против ее проведения и сколько выражали сочувствие. Сравнивая субъективные и объективные данные, социолог получа-ет полномасштабную картину явления. В результате выстраиваются определенные тенденции событий, выявляются зависимости одного события от другого, скажем, числа сочувствующих от продолжитель-ности забастовки. Если первый признак уменьшается по мере того, как возрастает второй, то ученый делает вывод о подтверждении своей ги-потезы. А если подтвердились и все другие предположения, то его те- ория верна. Правда, надежным инструментом познания она станет лишь после того, как теорию, хотя бы частично, подтвердят в других исследованиях. Появление надежной теории - вещь чрезвычайно редкая. Многие годы и даже десятилетия уходят на ее создание и проверку. Эмпириче- 11

ских исследований неисчислимо больше, и не все они заканчиваются созданием теории. Большинство из них годятся лишь для решения ча-стных вопросов - скажем, совершенствования кадровой политики на данном предприятии, организации партийных выборов, оказания по-мощи нуждающимся.

Как бы то ни было, но представить себе социолога без анкеты труд-но. Она для него значит то же, что для геолога теодолит. Анкета - раз-множенный на машинке, компьютере или типографским способом до-кумент, содержащий в среднем 30 - 40 вопросов. Тех, к кому они об-ращены, называют респондентами. Вопросы должны формулировать-ся как можно более точно и конкретно. Нельзя допускать неясностей, двусмысленности. Все они делятся на два основных типа - открытые и закрытые. В открытых после формулировки вопросах социолог ос-тавляет свободное место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Пример: "Каков доход на одного человека в вашей семье?" В закрытых после формулировки вопросах социолог предлагает список закрытий, или альтернатив. Пример: "Каков доход на одного человека в вашей семье? 1. До 20000 рублей. 2. От 20001 до 100000 рублей. 3. От 100001 до 200000 рублей. 4. Свыше 200000 рублей". Один и тот же воп-рос можно сделать открытым или закрытым. Закрытые легче обрабаты-вать на компьютере, но они требуют от социолога исчерпывающего знания проблемы. Открытые вопросы используются там, где социолог не достиг полного понимания ситуации и проводит исследование с раз-ведывательной целью. Попробуйте свои силы в социологии: Составьте простенькую анкету на несколько вопросов, посвя- щенных какой-либо одной понятной вам теме, например, про- ведение свободного времени, подготовка к урокам, отношение учеников к школьным предметам. В качестве респондентов мо- гут выступить ваши одноклассники. Они же явятся и вашими критиками, когда результаты исследования вы обсудите кол- лективно. Если в вашем классе не меньше 15 - 20 человек, то для учебной иг-ры в анкетный опрос такого количества вполне достаточно. Ведь вы не собираетесь излишне обобщать полученные выводы и распространять их на всех учеников Москвы или России. Но для социологов этого мало. Они ставят другую цель: обобщить полученные выводы до уровня всего населения. Иначе социологическое исследование, если оно научно, проводить бессмысленно. Социолог стремится получить типичную картину явления, ему нужны правила, а не исключения из них.

  • Социология Учебно-методическое пособие для студентов Казань 2010 удк 005 101 1701841 ббк 60 5 (Я 7) Печатается по решению предметно-проблемного совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин

    Учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие содержит комплекс методических рекомендаций, способствующих усвоению студентами знаний, умений, навыков и освоению общекультурных компетенций, регламент в области политики качества, план семинарских занятий,

  • Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин гсэ. Ф. 08. Для студентов заочной формы обучения для специальностей

    Учебно-методический комплекс

    Социология: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. А. Г. Фомин; Кузбасский институт экономики и права. - Кемерово, 2006.

  • Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

    Социология. Краткий курс. Краткий курс предмет и история социологии
    Социология краткий курс.. ru http www litru ru bd b социология краткий курс ооо питер пресс санкт петербург..

    Социология. Социология в строительной и автодорожной сферах. Учебное пособие
    Социология социология в строительной и автодорожной сферах учебное пособие.. к ф н сорокин геннадий вениаминович.. рецензент к ф н доцент кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологи..

    Социология: Психология и социология личности
    Хрестоматия часть вторая.. Магнитогорск Часть Психология и социология личности..

    Социология. Социология личности
    Ответственный за разработку учебно методического комплекса модуля дисциплин магистр социальных наук ст преподаватель Аязбаева.. Казахский Гуманитарно юридический университет..

    Лекции история социологии как область знания. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные истоки новой науки. социология огюста конта О границах социологии и ее истории
    Оглавление.. От автора.. Лекция первая История социологии как область знания лекция вторая из каких идей родилась социология интеллектуальные истоки новой науки..

    Лекция первая. История социологии как область знания лекция вторая. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные истоки новой науки лекция третья. Социология огюста конта лекции
    Оглавление.. от автора.. лекция первая история социологии как область знания лекция вторая из каких идей родилась социология интеллектуальные истоки новой науки..

    Социология образования методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения по программе специалитета специальности «социология»
    Утверждаю.. ректор университета..

    Социология
    На сайте сайт читайте: социология. а т забирова..

    О понятии российская социология
    Синтетический этап российской социологии христианская социология серебряного века xix в..

    Социология
    Социология как наука об обществе объект и предмет социологии этимологически.. классические социологические теории социология.. классификация групп..

    0.034

    Социология. Кравченко А.И.

    Скачать: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2001. - 508 с.

    В учебнике излагаются основные положения и краткая история социологии - науки об обществе. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, стратификации, социальном неравенстве и мобильности, социальном контроле и организациях, социализации личности и культуры, социальных группах и поведении. Рассматриваются конкретные примеры из общественной жизни, формулируются выводы и указываются ключевые определения по каждой теме.

    Для студентов вузов. Представляет интерес также и для широкого круга читателей.

    Формат: doc / zip

    Размер: 2,2 Мб

    Скачать / Download файл 15 .07.2017г, файлы удалены по требованию изд-ва "Юрайт" (см. примечание)

    СОДЕРЖАНИЕ
    Предисловие ко второму изданию 2
    Раздел I . Основы социологического знания 4
    Глава I . Междисциплинарная матрица социологии 4
    Ключевые понятия: 7
    Глава II. Внутридисциплинарная матрица социологии 7
    Ключевые понятия: 11
    Глава III. Уровни социологического знания 11
    Иерархия социологического знания 11
    Научная картина 13
    Теоретическое знание 15
    Ключевые понятия: 18
    Глава IV. Предмет социологии 18
    Ключевые понятия: 23
    Глава V. История социологии 23
    5.1. Античность 24
    5.2. Новое время (XV-XVII века) 25
    5.3. Современный этап (середина XIX - начало XX века) 25
    Ключевые понятия: 28
    Глава VI. Социологическое исследование 28
    6.1. От теории к инструменту 28
    6.2. Какой метод применить? 29
    8.3. Анкетирование 30
    6.4. Виды вопросов 31
    6.5. Виды опроса 31
    6.6. Выборочное обследование 31
    6.7. Интервью 32
    6.8. Наблюдение 32
    6.9. Эксперимент 33
    Ключевые понятия: 33
    NB 33
    Раздел II. Социальная динамика 35
    Глава I. Определение и строение общества 35
    Ключевые понятия: 42
    Глава II. Гражданское общество и правовое государство 43
    Ключевые понятия: 45
    Глава III. Социальный прогресс 45
    Ключевые понятия: 48
    Глава IV. Исторические ступени общества 48
    4.1. Типология обществ 48
    4.2. Первая ступень: бродячие охотники 50
    4.3. Вторая ступень: вождества 52
    4.4. Современники первобытных людей 53
    4.5. Третья ступень: скотоводство и земледелие 54
    4.6. Возникновение ранних государств 56
    4.7. Аграрные общества 58
    4.8. Современное общество 61
    4.9. Модернизация 63
    Ключевые понятия: 64
    Глава V. Мировое сообщество и мировая система 65
    Ключевые понятия: 72
    NB 72
    Раздел III. Социальные институты 75
    Глава I. Сущность и функционирование социальных институтов 75
    1.1. Что такое социальные институты 75
    1.2. Функционирование институтов 76
    1.3. Типология и функции институтов 77
    Ключевые приятия: 79
    Глава II. Социальный контроль 79
    2.1. Функции и содержание социального контроля 79
    2.2. Концепция социального контроля П. Бергера 85
    2.3. Агенты и инструменты социального контроля 86
    2.4. Общин и детальный контроль 88
    Ключевые понятия: 90
    Глава III. Институт как социальная организация 90
    Ключевые понятия: 93
    Глава IV. Образование и наука 93
    4.1. Институты образования в современном в обществе 93
    4.2. Высшее образование и наука 99
    4.3. Российское образование на пороге третьего тысячелетия 105
    Ключевые понятия: 107
    Глава V. Семья и брак 107
    5.1. Что такое семья 107
    5.2. Жизненный цикл семьи 108
    5.3. Добрачное поведение 109
    5.3.1. Знакомство 109
    5.3.2. Первое свидание 110
    5.3.3. Ухаживание 111
    5.3.4. Сватовство 112
    5.3.5. Помолвка 112
    5.4. Брак 112
    5.5. Семья 117
    5.6. Родство 118
    5.7. Современная семья: распределение ролей 119
    5.8. Проблема лидерства в семье 121
    5.9. Развод 122
    5.10. Последствия развода 125
    5.11. Семья и социальный класс 127
    Ключевые понятия: 129
    NB 129
    Раздел IV. Социальная структура и стратификация 131
    Глава I. Социальная структура: статусы и роли 131
    1.1. Что такое социальная структура 131
    1.2. Социальные статусы 131
    1.3. Вселенная статусов 132
    1.4. Несовпадение статусов 133
    1.5. Статус и социальные отношения 133
    1.6. Социальная роль 134
    1.7. Ролевой набор 135
    1.8. Идентификация с ролью и статусом 135
    Ключевые понятия: 136
    Глава II. Социальная стратификация 136
    2.1. Слагаемые стратификации 137
    2.2. Исторические типы стратификации 139
    2.3. Классовая система 141
    2.4. Типология классов 142
    2.6. Стратификационный профиль и профиль стратификации 143
    Ключевые понятия: 145
    Глава III. Классы в российском обществе 145
    13.1. Социально-экономическое расслоение населения 145
    3.2. Правящий класс и элита общества 152
    3.3. Российская олигархия 156
    3.4. Олигархи и «новые средние» 157
    3.5. Бизнес-слой в российском обществе 157
    3.6. Средний класс в России 158
    3.7. «Новые бедные» 161
    3.8. «Социальное дно» и маргиналы 162
    Ключевые понятия: 165
    Глава IV. Неравенство и бедность 165
    Ключевые понятия: 167
    Глава V. Социальная мобильность и миграция 168
    5.1. Виды и формы социальной мобильности 168
    5.2. Миграционная картина современной России 170
    Ключевые понятия: 172
    NB 172
    Приложение. Социологический практикум 174
    Рекомендуемая литература 229

    Социология. Кравченко А.И.

    Скачать: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2001. - 508 с.

    В учебнике излагаются основные положения и краткая история социологии - науки об обществе. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, стратификации, социальном неравенстве и мобильности, социальном контроле и организациях, социализации личности и культуры, социальных группах и поведении. Рассматриваются конкретные примеры из общественной жизни, формулируются выводы и указываются ключевые определения по каждой теме.

    Для студентов вузов. Представляет интерес также и для широкого круга читателей.

    Формат: doc / zip

    Размер: 2,2 Мб

    Скачать / Download файл 15 .07.2017г, файлы удалены по требованию изд-ва "Юрайт" (см. примечание)

    СОДЕРЖАНИЕ
    Предисловие ко второму изданию 2
    Раздел I . Основы социологического знания 4
    Глава I . Междисциплинарная матрица социологии 4
    Ключевые понятия: 7
    Глава II. Внутридисциплинарная матрица социологии 7
    Ключевые понятия: 11
    Глава III. Уровни социологического знания 11
    Иерархия социологического знания 11
    Научная картина 13
    Теоретическое знание 15
    Ключевые понятия: 18
    Глава IV. Предмет социологии 18
    Ключевые понятия: 23
    Глава V. История социологии 23
    5.1. Античность 24
    5.2. Новое время (XV-XVII века) 25
    5.3. Современный этап (середина XIX - начало XX века) 25
    Ключевые понятия: 28
    Глава VI. Социологическое исследование 28
    6.1. От теории к инструменту 28
    6.2. Какой метод применить? 29
    8.3. Анкетирование 30
    6.4. Виды вопросов 31
    6.5. Виды опроса 31
    6.6. Выборочное обследование 31
    6.7. Интервью 32
    6.8. Наблюдение 32
    6.9. Эксперимент 33
    Ключевые понятия: 33
    NB 33
    Раздел II. Социальная динамика 35
    Глава I. Определение и строение общества 35
    Ключевые понятия: 42
    Глава II. Гражданское общество и правовое государство 43
    Ключевые понятия: 45
    Глава III. Социальный прогресс 45
    Ключевые понятия: 48
    Глава IV. Исторические ступени общества 48
    4.1. Типология обществ 48
    4.2. Первая ступень: бродячие охотники 50
    4.3. Вторая ступень: вождества 52
    4.4. Современники первобытных людей 53
    4.5. Третья ступень: скотоводство и земледелие 54
    4.6. Возникновение ранних государств 56
    4.7. Аграрные общества 58
    4.8. Современное общество 61
    4.9. Модернизация 63
    Ключевые понятия: 64
    Глава V. Мировое сообщество и мировая система 65
    Ключевые понятия: 72
    NB 72
    Раздел III. Социальные институты 75
    Глава I. Сущность и функционирование социальных институтов 75
    1.1. Что такое социальные институты 75
    1.2. Функционирование институтов 76
    1.3. Типология и функции институтов 77
    Ключевые приятия: 79
    Глава II. Социальный контроль 79
    2.1. Функции и содержание социального контроля 79
    2.2. Концепция социального контроля П. Бергера 85
    2.3. Агенты и инструменты социального контроля 86
    2.4. Общин и детальный контроль 88
    Ключевые понятия: 90
    Глава III. Институт как социальная организация 90
    Ключевые понятия: 93
    Глава IV. Образование и наука 93
    4.1. Институты образования в современном в обществе 93
    4.2. Высшее образование и наука 99
    4.3. Российское образование на пороге третьего тысячелетия 105
    Ключевые понятия: 107
    Глава V. Семья и брак 107
    5.1. Что такое семья 107
    5.2. Жизненный цикл семьи 108
    5.3. Добрачное поведение 109
    5.3.1. Знакомство 109
    5.3.2. Первое свидание 110
    5.3.3. Ухаживание 111
    5.3.4. Сватовство 112
    5.3.5. Помолвка 112
    5.4. Брак 112
    5.5. Семья 117
    5.6. Родство 118
    5.7. Современная семья: распределение ролей 119
    5.8. Проблема лидерства в семье 121
    5.9. Развод 122
    5.10. Последствия развода 125
    5.11. Семья и социальный класс 127
    Ключевые понятия: 129
    NB 129
    Раздел IV. Социальная структура и стратификация 131
    Глава I. Социальная структура: статусы и роли 131
    1.1. Что такое социальная структура 131
    1.2. Социальные статусы 131
    1.3. Вселенная статусов 132
    1.4. Несовпадение статусов 133
    1.5. Статус и социальные отношения 133
    1.6. Социальная роль 134
    1.7. Ролевой набор 135
    1.8. Идентификация с ролью и статусом 135
    Ключевые понятия: 136
    Глава II. Социальная стратификация 136
    2.1. Слагаемые стратификации 137
    2.2. Исторические типы стратификации 139
    2.3. Классовая система 141
    2.4. Типология классов 142
    2.6. Стратификационный профиль и профиль стратификации 143
    Ключевые понятия: 145
    Глава III. Классы в российском обществе 145
    13.1. Социально-экономическое расслоение населения 145
    3.2. Правящий класс и элита общества 152
    3.3. Российская олигархия 156
    3.4. Олигархи и «новые средние» 157
    3.5. Бизнес-слой в российском обществе 157
    3.6. Средний класс в России 158
    3.7. «Новые бедные» 161
    3.8. «Социальное дно» и маргиналы 162
    Ключевые понятия: 165
    Глава IV. Неравенство и бедность 165
    Ключевые понятия: 167
    Глава V. Социальная мобильность и миграция 168
    5.1. Виды и формы социальной мобильности 168
    5.2. Миграционная картина современной России 170
    Ключевые понятия: 172
    NB 172
    Приложение. Социологический практикум 174
    Рекомендуемая литература 229

    Читайте также: