Как склонять имя прилагательное по падежам. Как определить падеж имени прилагательного. Определяем окончания по падежам

Имя прилагательное

Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

1) обозначают непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей? ;

2) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые - по полноте / краткости и степеням сравнения;

3) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого.

Разряды прилагательных по значению

Выделяются три разряда прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают качество, свойство предмета: его размер (большой ), форму (круглый ), цвет (синий ), физические характеристики (холодный ), а также склонность предмета к совершению действия (болтливый ).

Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение этого предмета к другому предмету (книжный ), действию (читальный ) или другому признаку (вчерашний ). Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий; наиболее распространенными суффиксами относительных прилагательных являются суффиксы -н - (лес-н-ой ), -ов - (еж-ов-ый ), -ин - (топол-ин-ый ), -ск - (склад-ск-ой ), -л - (бег-л-ый ).

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и образуются от существительных суффиксами -ин - (мам-ин ), -ов - (отц -ов ), -ий - (лис-ий ). Эти суффиксы стоят в конце основы прилагательного (ср. притяжательное прилагательное отц-ов и относительное прилагательное отц-ов-ск-ий ).

Качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях:

1) только качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени;

2) качественные прилагательные могут иметь антонимы (глубокий - мелкий );

3) только качественные прилагательные могут быть непроизводны, относительные и притяжательные всегда производны от существительных, прилагательных, глаголов;

4) от качественных прилагательных образуются существительные со значением абстрактного признака (строг-ость ) и наречия на -о (строг-о ), а также прилагательные с суффиксом субъективной оценки (син-еньк-ий, зл-ющ-ий );

5) только качественные прилагательные имеют полную / краткую форму и степени сравнения;

6) качественные прилагательные сочетаются с наречиями меры и степени (очень большой , но не *очень читальный ).

Таким образом, мы видим, что качественные прилагательные грамматически противопоставлены относительным и притяжательным прилагательным, которые, в свою очередь, грамматически очень похожи. Различие относительных и притяжательных прилагательных проявляется только в типе их склонения (см. склонение прилагательных), что дает основание многим исследователям объединять их в одну группу относительных прилагательных, в которую при последовательном грамматическом выделении частей речи попадают также порядковые числительные и местоименные прилагательные.

Склонение прилагательных

Прилагательные всех разрядов имеют непостоянные признаки рода (в единственном числе), числа и падежа , в которых они согласуются с существительным. Прилагательные также согласуются с существительным в одушевленности, если существительное стоит в форме В. п. множественного числа, а для мужского рода - и единственного числа (ср.: вижу красив-ые туфли и вижу красив-ых девочек ) - см. одушевленность существительного.

Изменение прилагательного по родам, числам и падежам называется склонением прилагательных.

Качественные и относительные прилагательные склоняются одинаково. Этот тип склонения называют адъективным.

В русском языке имеются несклоняемые прилагательные, которые обозначают:

1) цвета: беж, хаки, маренго, электрик ;

2) народности и языки: ханты, манси, урду ;

3) фасоны одежды: плиссе, гофре, клеш, мини.

Неизменяемыми прилагательными являются также слова (вес) брутто , нетто , (час) пик.

Степени сравнения прилагательных

Качественные прилагательные имеют непостоянный морфологический признак степеней сравнения.

Школьная грамматика указывает, что существует две степени сравнения - сравнительная и превосходная. Более корректным является выделение трех степеней сравнения - положительной, сравнительной и превосходной. Положительной степенью сравнения является исходная форма прилагательного, по отношению к которой мы осознаем другие формы как выражающие бoльшую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени признака.

Сравнительная степень прилагательногоуказывает, что признак проявляется в большей / меньшей степени у данного предмета по сравнению с другим предметом (Петя выше Васи; Эта река глубже, чем другая ) или этим же предметом в других обстоятельствах (Петя выше, чем был в прошлом году; В этом месте река глубже, чем в том) .

Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень обозначает бoльшую степень проявления признака и образуется следующим образом:

основа положительной степени + формообразующие суффиксы -ее(-ей), -е, -ше/-же (быстр-ее, выш-е, рань-ше, глуб-же ).

Если в конце основы положительной степени имеется элемент к / ок , этот сегмент часто усекается: глубок-ий - глуб-же .

Некоторые прилагательные имеют супплетивные, т. е. образованные от другой основы, формы: плохой - хуже, хороший - лучше .

При образовании простой сравнительной степени может присоединяться приставка по- (поновее ). Простая сравнительная степень с приставкой по - используется в том случае, если прилагательное занимает позицию несогласованного определения (Дайте мне газету поновее ) и не требует введения в предложение того, с чем сравнивается данный признак. При наличии в предложении и того, что сравнивается, и того, с чем сравнивается, приставка по - вносит разговорный оттенок (Эти ботинки поновее, чем те ).

Морфологические признаки простой сравнительной степени нехарактерны для прилагательного. Это

1) неизменяемость,

2) способность управлять существительным,

3) употребление преимущественно в функции сказуемого (Он выше отца ). Позицию определения простая сравнительная степень может занимать только в обособленном положении (Намного выше других учеников, он казался почти взрослым ) или в необособленном положении с приставкой по - в положении после существительного (Купи мне газеты посвежее ).

Составная сравнительная степень обозначает как бoльшую, так и меньшую степень проявления признака и образуется следующим образом:

элемент более / менее + положительная степень (более / менее высокий ).

Отличие составной сравнительной степени от простой заключается в следующем:

1) составная сравнительная степень шире в значении, так как обозначает не только бoльшую, но и меньшую степень проявления признака;

2) составная сравнительная степень изменяется так же, как положительная степень сравнения (исходная форма), т. е. по родам, числам и падежам, а также может стоять в краткой форме (более красив );

3) составная сравнительная степень может быть как сказуемым, так и необособленным и обособленным определением (Менее интересная статья была представлена в этом журнале. Эта статья менее интересная, чем предыдущая .)

Превосходная степень сравнения указывает на самую большую / малую степень проявления признака (высочайшая гора ) или на очень большую / малую степень проявления признака (добрейший человек ).

Превосходная степень сравнения, как и сравнительная, бывает простой и составной.

Простая превосходная степень сравнения прилагательного обозначает наибольшую степень проявления признака и образуется следующим образом:

основа положительной степени + формообразующие суффиксы -ейш- / -айш- (после к, г, х , вызывая чередование): добр-ейш-ий , высоч-айш-ий

При образовании простой превосходной степени сравнения может быть использована приставка наи -: наи-добрейший .

Морфологические признаки простой превосходной степени сравнения прилагательных те же, что и у положительной степени, т. е. изменяемость по родам, числам, падежам, использование в синтаксической функции определения и сказуемого. В отличие от положительной степени простая превосходная степень сравнения прилагательного не имеет краткой формы.

Составная превосходная степень сравнения прилагательных обозначает как наибольшую, так и наименьшую степень проявления признака и образуется тремя способами:

1) элемент самый + положительная степень (самый умный );

2) элемент наиболее / наименее + положительная степень (наиболее / наименее умный );

3) простая сравнительная степень + элемент всего / всех (Он был умнее всех ).

Формы составной превосходной степени, образованные первым и вторым способом, обладают морфологическими признаками, характерными для положительной степени, т. е. изменяются по родам, числам и падежам, могут иметь краткую форму (наиболее удобен ), выступают и как определение, и как именная часть сказуемого. Формы составной превосходной степени, образованные третьим способом, неизменяемы и выступают преимущественно как именная часть сказуемого.

Не все качественные прилагательные имеют формы степеней сравнения, причем отсутствие простых форм степеней сравнения наблюдается чаще, чем отсутствие составных форм.

Отсутствие простой сравнительной и превосходной степени может быть связано

1) с формальным устройством прилагательного: если прилагательное имеет в своем составе суффикс, совпадающий с суффиксами относительных прилагательных, оно может не иметь простой сравнительной степени (исхудалый - *исхудалее, *исхудалейший, передовой - *передовее );

2) с лексическим значением прилагательного: значение степени проявления признака может быть уже выражено в основе прилагательного - в его корне (босой - *босее ) или в суффиксе (толст-енн-ый - *толстеннее, зл-ющ-ий - *злющее, бел-оват-ый - *беловатее, син-еньк-ий - *синеньше ).

Составные формы степеней сравнения не образуются только у слов со смысловым ограничением, т. е. во втором случае. Так, нет форм *более злющий, *менее беловатый , но существуют формы менее исхудалый, более передовой.

Полнота / краткость прилагательных

Качественные прилагательные имеют полную и краткую форму

Краткая форма образуется присоединением к основе положительной степени окончаний:  для мужского рода, -а для женского, -о / -е для среднего, -ы / -и для множественного числа (глубок -, глубок-а, глубок-о, глубок-и ).

Не образуется краткая форма от качественных прилагательных, которые

1) имеют характерные для относительных прилагательных суффиксы -ск-, -ов-/-ев-, -н-: коричневый, кофейный, братский ;

2) обозначают масти животных: каурый, вороной ;

3) имеют суффиксы субъективной оценки: высоченный, синенький.

Краткая форма имеет грамматические отличия от полной формы: она не изменяется по падежам, в предложении выступает преимущественно как именная часть сказуемого (случаи типа красна девица , бел горюч камень являются фразеологизированной архаикой); краткая форма выступает как определение только в обособленной синтаксической позиции (Зол на весь мир, он почти перестал выходить из дома ).

В позиции сказуемого значение полной и краткой формы обычно совпадает, но у некоторых прилагательных между ними возможны следующие смысловые различия:

1) краткая форма обозначает чрезмерное проявление признака с негативной оценкой, ср.: юбка короткая - юбка коротка ;

2) краткая форма обозначает временный признак, полная - постоянный, ср.: ребенок болен - ребенок больной.

Есть такие качественные прилагательные, которые имеют только краткую форму: рад, горазд, должен .

Переход прилагательных из разряда в разряд

Возможно существование у прилагательного нескольких значений, относящихся к разным разрядам. В школьной грамматике это называется «переходом прилагательного из разряда в разряд». Так, у относительного прилагательного может развиваться значение, характерное для качественных (например: железная деталь (относит.) - железная воля (кач.) - метафорический перенос). У притяжательных могут возникать значения, характерные для относительных и качественных (например: лисья нора (притяж.) - лисья шапка (относит.) - лисьи повадки (кач.). Качественные прилагательные, употребленные терминологически, функционируют как относительные (глухие согласные ). При этом прилагательное сохраняет тип своего склонения, но часто изменяют морфологические признаки: качественные теряют степени сравнения и краткую форму (например, нельзя сказать *Этот согласный глух ), а относительные, наоборот, могут эти признаки приобретать (С каждым словом его голос становился всё более медовым, а повадки - всё более лисьими ).

Морфологический разбор прилагательного

Морфологический разбор прилагательного производится по следующей схеме :

1. Прилагательное. Начальная форма.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Разряд по значению,

Степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный),

Полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);

б) непостоянные:

Степень сравнения (для качественных, у которых этот признак непостоянный),

Полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак непостоянный),

Род (в ед. числе),

Падеж (для полных).

Местоимение как часть речи

Местоимение - это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные : . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

2. Возвратное : себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое - или суффиксами -то , -либо , -нибудь .

Разряды местоимений по грамматическим признакам

По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные - на признак предмета, местоименные числительные - на количество.

К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратное себя кто и что никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).

К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный , вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).

К местоимениям-числительным относятся местоимения столько , сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).

К местоимениям относятся также местоимения-наречия , т. е. слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда ), указательных (так , туда ), вопросительных, относительных (где, зачем ), неопределенных (где-то, когда-либо ) и отрицательных (нигде, никогда ) местоимений.

С одной стороны, есть основание для такого объединения всех местоименных слов: действительно, местоимение как часть речи не обладает грамматическим единством и выделено на основании своей отсылочной функции: местоименные слова не называют предметов, признаков, количеств, обстоятельств, а указывают на них, отсылая нас либо к внеязыковой действительности, речевой ситуации (местоимение я называет того, кто в данный момент является говорящим, фраза Дай мне ту книгу может быть понята при указании рукой на определенную книгу), либо к предшествующему или последующему тексту (Вот стол. Он (=стол) деревянный. Человек, который (=человек) мне нужен, не пришел - отсылка к предшествующему контексту. Я хочу сказать о том , что не приду - отсылка к последующему контексту).

С другой стороны, есть сложившаяся лингвистическая традиция относить к местоимению как части речи только те местоименные слова, которые употребляются «вместо имени», т. е. вместо существительного, прилагательного или числительного. Именно этой традиции мы и придерживаемся в нашем описании. Местоименные наречия описываются нами как незнаменательный разряд наречий (см. наречие).

Грамматические признаки местоимений-существительных

К местоименным существительным относятся следующие местоимения: личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они , возвратное себя , вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то, кое-что, что-либо и др.).

Эти местоимения обладают грамматическими признаками, сходными с грамматическими признаками существительных, однако имеют и определенные отличия от знаменательных существительных. К ним можно задать вопросы кто? или что? , в предложении эти слова выступают преимущественно как подлежащие или дополнения.

Рассмотрим морфологические признаки местоимений-существительных.

Личные местоимения имеют морфологический признак лица :

1 лицо: я, мы ;

2 лицо: ты, вы ;

3 лицо: он, она, оно, они .

Морфологический признак лица местоимений выражается внесловно - личными окончаниями глагола в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения и формами повелительного наклонения глагола, т. е. теми глагольными формами, которые имеют морфологический признак лица:

1 лицо: я ид-у, мы ид-ем ;

2 лицо: ты ид-ешь, ид-и -, вы ид-ете, ид-и-те ;

3 лицо: он, она, оно ид-ет, пусть идет, они ид-ут, пусть идут .

У остальных местоимений-существительных, а также у всех знаменательных существительных лицо определять не принято.

У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно ) и множественного (мы, вы, они ) числа. При перечислении личных местоимений все три комплекса приводят эти восемь слов, из чего можно сделать вывод, что каждое из восьми личных местоимений - самостоятельное слово. Однако в отношении трактовки признака числа в комплексах допущены разногласия. В комплексе 1 ничего не сказано об изменении личных местоимений по числам, однако в плане морфологического разбора местоимения число помещено в непостоянные признаки. В комплексе 2 сказано, что личные местоимения «бывают ед. и мн. числа». В комплексе 3 указано, что местоимения 1 и 2 лица не изменяются по числам (т. е. я и мы - разные слова), а местоимения 3 лица - изменяются (т. е. он и они - это формы одного слова).

В лингвистике обычно считается, что число - постоянный признак местоимений-существительных, т. е. местоимения я и мы , ты и вы , он , она , оно и они - разные слова. Это связано с тем, что между словами я и мы , ты и вы нет нормального для изменения по числу соотношения «один предмет - множество предметов, каждый из которых называется формой единственного числа», т. е. нельзя сказать, что мы - это много я , поскольку мы - это я (говорящий) и еще кто-то.

Таким образом, мы будем описывать личные местоимения как слова с постоянным признаком единственного или множественного числа.

Местоимения-существительные имеют постоянный признак рода . Этот вопрос, как и вопрос о числе, в школьных учебниках освещен слабо. С одной стороны, как уже было сказано, в списке личных местоимений приводится 8 слов, т. е. слова он , она и оно считаются разными словами. С другой стороны, местоимения 3 лица изменяются по родам. О роде остальных личных местоимений не сказано.

Мы будем исходить из следующих положений. Все личные местоимения имеют постоянный признак рода, который, как и у знаменательных существительных, выражается внесловно.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел - - я, ты пришл-а .

Местоимение он мужского рода: он пришел -.

Местоимение она женского рода: она пришл-а .

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о .

Местоимения множественного числа мы , вы , они не охарактеризованы по роду.

Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя - вижу тебя ).

Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются . Склоняются личные местоимения особым образом, причем формы их косвенных падежей образованы от другой основы (так называемый супплетивизм):

И.п. я

меня

тебя

тебе

меня

тебя

мной/мною

тобой/тобою

нами

вами

(обо) мне

(о) тебе

(о) нем

(о) нем

(о) ней

(о) нам

(о) вас

(о) них

В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н : у него, к ним, от нее . Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему .

Возвратное местоимение-существительное себя не имеет рода и числа. Склоняется оно так же, как личное местоимение ты , за исключение того, что местоимение себя не имеет формы И. п.

Вопросительно-относительные местоимения кто и что в школьных учебниках не охарактеризованы с точки зрения рода и числа, однако можно отметить, что местоимение кто мужского рода единственного числа (кто пришел -, но не *кто пришл-а или *кто пришл-и ), а местоимение что - среднего рода единственного числа (что произошл-о ).

Образованные от местоимений кто и что отрицательные и неопределенные местоимения обладают теми же признаками, что и местоимения кто и что . Особенностью неопределенных местоимений некто и нечто является то, что некто имеет форму только И. п., а нечто - И. п. и В. п. А отрицательные местоимения некого и нечего , наоборот, не имеют формы И. п.

Что вам необходимо найти предметы (явления), которые характеризуются найденными прилагательными. В данном случае это слова "заря" и "городом".

Определите падеж найденных . Вспомните, что именительный падеж отвечает на вопросы "кто?"("что?"), - на вопросы "кого?"("чего?"), дательный - на вопросы "кому?"("чему?"), винительный - на вопросы "кого?"("что?"), творительный - на вопросы "кем?"("чем?"), предложный - на вопросы "о ком?"("о чем?"). Итак, "заря" , а существительное "городом" творительного падежа.

Обратите внимание

Именительный и винительный падежи легко спутать, так как неодушевленные существительные в этих падежах отвечают на один вопрос. Для того, чтобы различать их, нужно помнить, что существительное в именительном падеже всегда является подлежащим в предложении, а существительное в винительном падеже - второстепенным членом предложения. Например, "Ленивый кот видел сладкий сон". Здесь подлежащим является слово "кот". Следовательно, словосочетание "ленивый кот" именительного падежа, а словосочетание "сладкий сон" винительного падежа.

Источники:

  • как правильно определить падеж существительных

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает человека или предмет и отвечает на вопросы «кто?» и «что?». Существительные изменяются по падежам , которых в русском языке шесть. Чтобы падежи не путались между собой, существует строгая система правил и различий между ними. Чтобы уметь правильно и быстро определить винительный падеж, необходимо знать его вопросы, и для чего он применяется.

Инструкция

Чтобы никогда не ошибиться с падежом существительного, помните, что каждый из них имеет определенные для него уникальные вопросы, задав которые, вы получите соответствующий . Вопросы винительного падежа – это вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу что?» для неодушевленных существительных.

Кроме этого, выучите определения винительного падежа русского языка, а, точнее, случаи, когда он употребляется. Итак, винительный падеж обозначает передачу временных и пространственных отношений ( неделю, пройти километр); переход действия полностью на предмет (вести автомобиль, листать книгу). Очень редко винительный падеж в качестве зависимости от (обидно за друга).

Однако даже по правилам или окончаниям иногда очень трудно определить падеж, поэтому всегда пользуйтесь специальными вопросами. По своим вопросам винительный падеж частично совпадает с родительным и именительным. Чтобы не путать их, сделайте следующее: если перед вами , и оно отвечает на вопрос «кого?», который совпадает с , подставьте вместо него и задайте вопрос к нему. Если слово отвечает на вопрос «вижу что?», тогда перед вами винительный падеж.

Помните также, что есть некоторые , которые во всех падежах выглядят одинаково: метро, кино, пальто, кафе и др. Чтобы определить их падеж, задайте вопрос к ключевому слову. Например, в предложении «Вчера мне купили дорогое пальто», слово «пальто» стоит в винительном падеже, поскольку на вопрос «вижу что?» можно ответить «красивое пальто». К тому же, замените здесь слово «пальто» на изменяемое, например, «украшение». Тогда принадлежность к винительному падежу сразу становится более очевидной.

Видео по теме

Полезный совет

При определении падежа любого существительного всегда применяйте все правила и методы, которые вы знаете, тогда вам будет гораздо легче убедиться в принадлежности слова к тому или иному падежу.

В отличие от финского и венгерского языков, в которых насчитывается полтора-два десятка падежей , в русской грамматике их выделяют всего шесть. Окончания слов, стоящих в разных падежах, могу совпадать, поэтому для определения падежа необходимо задать к проверяемому слову правильный вопрос.

Инструкция

Чтобы определить падеж имени существительного, внимательно прочитайте фразу, в состав которой оно входит. Найдите слово, к которому относится проверяемое вами существительное, - именно от этого слова вы будете задавать вопрос. Например, вам дана фраза «Я люблю собак», и нужно определить падеж существительного «собак». Слово «собак» в этом предложении подчиняется слову «люблю». Следовательно, задавать падежный вопрос вы будете следующим образом: «люблю кого?»

Каждому из шести падежей соответствует свой особый вопрос. Так, в именительном падеже отвечают на вопрос «кто?» или «что?». К этому падежу можно подставить вспомогательное слово «есть». Например, есть (кто?) . Вопрос родительного падежа – «кого?» или «чего?». К существительному в этом падеже можно подставить вспомогательное слово «нет». Дательный на вопрос «кому?/чему?» и сочетается со вспомогательным словом «давать». Вопрос винительного падежа – «кого?» или «что?», а его вспомогательное слово – «винить». Существительные в творительном падеже отвечают на вопрос «кем?/чем?» и сочетаются со словами «сотворён» и «доволен». Наконец, следующими вопросами: «о ком?/о чем?», «в ком?/в чем?». Одним из вспомогательных слов этого падежа является слово «думаю».

Чтобы определить падеж , для начала нужно найти то существительное или местоимение, к которому оно относится. Определив падеж этого главного слова, вы узнаете и падеж прилагательного, так как всегда согласуются в роде, числе и падеже с теми существительными (), от которых они зависят. Например, «Коля съел большую грушу» существительное «грушу» употреблено в винительном падеже, поэтому падеж относящегося к нему прилагательного «большую» тоже является винительным.

Именительный падеж – это начальная словарная форма имен существительных, противопоставленная всем остальным формам косвенных падежей: родительного, дательного, винительного, творительного, предложного. Слово в именительном падеже никогда не используется с предлогом и в предложении обычно выполняет синтаксическую функцию подлежащего или именной части составного сказуемого.

Инструкция

Для именительного падеж а главными являются субъектное и определительное значения. В первом случае эта форма обозначает деятеля, выполняющего действие, или предмет, на который оно направлено. Сравните:«Мать любит сына». Слово «мать» обозначает деятеля.«Сын любим матерью». Слово «сын» обозначает предмет, на который направлено действие.

Определяйте субъектное значение формы именительного падеж а по синтаксической роли подлежащего в двусоставном предложении («Сын – студент, но при этом работает») или подлежащего в односоставном назывном («Шепот, дыханье, трели соловья…»).

Определительное значение формы именительного падеж а в составном именном сказуемом или в синтаксической конструкции приложения.«Новое – это фабрика». Слово «фабрика» является именной частью сказуемого, которое отвечает на вопрос « новое здание?».«Женщина-врач пригласила меня в кабинет». Слово «врач», отвечающее на вопрос «кто?», − это приложение, выполняющее синтаксическую функцию определения.Обратите внимание, что именительный падеж , употребляющийся в определительном значении, дает другое наименование предмету по свойству, качеству, признаку, а значения ему не свойственны.

Дополнительными значениями именительного падеж а имени существительного являются: - оценочное значение, выраженное в именной части сказуемого («Он был добряк»);- выражение временного признака, отнесенного к прошлому («В то время был еще жених ее супруг»);- значение информативно восполняющей формы, употребляемой как при имени собственном («Ее назвали Оля»), так и нарицательном («Он числится как сторож»). Чаще всего именительный падеж употребляется в этом значении при географических названиях («Потом стал называться Петроград»).

Обратите внимание

Кроме имен существительных, категорию падежа имеют склоняемые части речи: прилагательное, числительное, причастие и местоимение. Определяйте именительный падеж прилагательных и причастий по вопросам «какой? какая? какое? какие?», задаваемым от определяемого имени существительного, «сколько?» − для количественных числительных, «какой по счету?» − для порядковых. Местоимения в зависимости от разряда могут отвечать в именительном падеже на вопросы «кто? что?» (я, тот), «какой? чей?» (некоторый, свой), «сколько?» (столько).

МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» МО «ЛЕНИНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Урок русского языка в 4 классе

« Изменение имен прилагательных по падежам »

Гизитдинова Раиса Сергеевна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Лениногорск- 2014

Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Цели урока:

Образовательные цели:

Ознакомление с алгоритмом определения склонения имён прилагательных;

Выявление особенностей склонения этой части речи;

Развитие первоначальных навыков исследовательской работы;

Стимулирование познавательных интересов с помощью проблемных вопросов;

Развивающие цели:

Развитие интереса к дальнейшему учебному процессу,

Развитие умения анализировать собственную деятельность;

Воспитательные цели:

Воспитание стремления детей к успеху в учебе,

Воспитание чувства дружбы и товарищества.

Воспитание любви к природе.

Тип урока :

Урок освоения новых знаний.

Оборудование:

    Компьютер.

    Презентация.

    Карточки для индивидуальной работы.

Использованные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, исследовательские (метод вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока, метод организации работы в группе, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке) Аннотация : Данный урок состоит из несколько этапов, на каждом из которых применяется ИКТ с целью улучшения усвоения материала. Используются разные виды деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа учащихся, работа у доски, работа в группах.

Ход урока.

1.Организационный этап.

Учитель: Ребята, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Я рада вновь видеть вас и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения и радость открытия нового на уроке. Успехов вам и удач!

Каким вы хотите видеть этот урок?

Дети: Интересным, чтобы узнали что-то новое .

Учитель: Все ли готовы к уроку?

Дети: Да!

(1 слайд.)

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Чтобы грамотно писать.

2. Самоопределение к учебной деятельности .

Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?

(2 слайд)

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?..(имя прилагательное).

Учитель: С какой частью речи сегодня будем работать на уроке?

Дети: С именами прилагательными.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Учитель: Для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

На доске словосочетания:

холодн… погода, о холодн.. .погоде

Из каких частей речи они состоят? (из имени существительного и имени прилагательного)

Что можно сказать о существительных в этих словосочетаниях?

(в ж.роде, ед. числе)

Что вы знаете об именах существительных?

(изменяются по родам, числам, падежам, т.е. склоняются)

Об именах прилагательных? (находятся в том же роде и числе,что и имя существительное);

Определите окончания прилагательных в словосочетаниях;

Почему у имен прилагательных разные окончания?

(у имен существительных разные падежи);

Имена прилагательные могут изменяться по падежам?

(предположения детей)

4.Постановка учебной задачи.

- Попробуем просклонять у доски прилагательное зимний (не получается)

Подставим существительное день . От этого существительного задаем вопрос к прилагательному.

Чему же мы будем учиться на уроке? (изменять имена прилагательные по падежам, т.е. склонять.)

Сформулируйте тему урока.

(3 слайд) «Изменение имён прилагательных по падежам»

-Каковы же цели нашего урока?

- Сегодня будем учиться:

(4слайд)

Цели урока:

Склонять имена прилагательные.

Распознавать падеж имён прилагательных.

Употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

5. Решение проблемы. Исследование.

Проведём исследование:

1 и 2 группы просклоняют словосочетание: зимнее утро

3 и 4 группы: хорошие дни . (Работа в группах)

(5слайд) План исследования.

    Просклонять существительное и прилагательное.

    Понаблюдать, как изменяются имена прилагательные.

    Сделать вывод.

Выделить окончания у существительных и прилагательных.

Проверка работ.

(Дети объясняют, как работали:

Изменяли существительное по падежам, от существительного задавали вопрос к прилагательному, определяли окончание прилагательного)

Молодцы, ребята!

ФИЗМИНУТКА.(6 слайд)

Вы,наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

6.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Какой же сделаем вывод?

Повторяем в группах, как изменяли имена прилагательные по падежам.

- Составьте памятку определения падежа у имен прилагательных

(Составляют в парах, обсуждают)

Ребята, запишем алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Памятка:

    Найдём существительное, с которым связано имя прилагательное.

    Определим падеж существительного.

    По падежу существительного узнаем падеж прилагательного.

7.Первичное закрепление.

а) -Записать предложения, вставляя окончания прилагательных. Применяя алгоритм, определить падеж имен прилагательных.

(1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях):

Зимн__ солнечн__ день. Небо чист__и ясн__. Стоят морозн__ дни.

б)Самостоятельная работа (Записать предложения, вставляя окончания прилагательных. Применяя алгоритм, определить падеж имен прилагательных):

В зимн… тумане встаёт холодн… тускл… солнце. Весёл… стайка птиц пронеслась над заснежен… лесн… поляной.

в) Взаимопроверка (поменялись тетрадями).

г) Диктант.(несколько учеников работают по индивидуальным карточкам)

Пришла вьюжн ая зима. Земля укрыта мягк им пушист ым снегом. Голодно птицам в зимн ем лесу. Дружн ые ребята мастерят кормушки. Они повесят их в школьн ом саду.

- Почему птицам голодно зимой в лесу?

Какую помощь вы оказываете птицам? (делаем кормушки, насыпаем корм, вывешиваем скворечники)

- Найти словосочетания сущ+ прилаг. Определить падеж, выделить окончание.

Проверка (7слайд)

Вывод :

«Имя прилагательное изменяется по падежам и всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано по смыслу.»

8.Обобщение:

Итак, на сегодня наше исследование заканчивается.

Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня определяли падеж имён прилагательных.

Учитель оценивает самостоятельную работу по карточкам.

В конце нашего урока проведём «Блиц-опрос» .

Прошу знатоков русского языка ответить на вопросы.

9. Итог урока. Рефлексия.

а)Домашнее задание.

Составить 5 предложений о зиме.

Выписать словосочетания сущ. + прил.

Указать род, число, падеж существительных и прилагательных..

б)Блиц-опрос.

Что нового узнали о словоизменении прилагательных?

Какие цели мы перед собой ставили?

(научиться склонять имена прилагательные,

распознавать падеж имён прилагательных).

Достигли ли мы их?

Как узнать падеж имени прилагательного?

У кого были трудности?

Кто сегодня доволен собой? Почему?

Как оцениваете свою работу?

У каждого на столе лежит солнышко. Если у вас хорошее настроение, нарисуйте улыбку. Если плохое настроение, то нарисуйте солнышку плохое настроение.

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Карточка № 1

1 задание. Допиши прилагательные. Определи род, падеж существительных.

Пальто(…………), мороз(……..), снежинка(……….), море(………), книга(………..), сыр(…..),

2 задание. Определи род, падеж прилагательных.

Северный олень, старый лес, у могучего дуба, высокое дерево, зимнее солнце, птичий гам, у соседнего дома, в снежном наряде.

Карточка № 2

Спиши словосочетания, вставляя по смыслу прилагательные. Определи падеж имени прилагательного.

(………..)ветка, (…………)пень, у (………..) речки, (………..)снег, у(……….)берега, на (………..) тополе, для (……….)брата, до (……..)города.

Карточка № 3

К данным глаголам придумай и запиши словосочетания прилагательного с именем существительным. Определи падеж имен прилагательных.

Вывесить(что?)…………. ………….. .

Вскопать(что?)…………. …………. .

Рассказать (что?)………. …………… .

Спеть (что?)…………. ………………. .

Увидеть (что?)……….. ……………… .

Услышать(что?)……… …………….. .

Любить (что?)……….. ……………… .

Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.

Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежей
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса склонения имён прилагательных, важно отметить особенности изменения данной части речи. Склонение по падежам зависит напрямую от рода и числа имени прилагательного. Запомните принцип изменения слов данной части речи по числам и родам, тогда вы сумеете легко ориентироваться в окончаниях падежей.
  1. Прилагательные склоняются по родам только в единственном числе.
    • Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
    • Женский род: окончания –ая, -яя. Кофта (какая?) красная, синяя.
    • Средний род: окончания –ое, -ее. Зеркало (какое?) круглое, синее.
    Род имени прилагательного можно определить по существительному, к которому оно относится в тексте.
  2. Имена прилагательные склоняются по числам.
    • В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
    • Имена прилагательные, стоящие во множественном числе, обозначают множество предметов. Они отвечают в именительном падеже на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.
Вы можете определять число имени прилагательного по существительному, к которому прилагательное относится.

Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.

Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
  • Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
  • Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
  • Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
  • Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
  • Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Запомните порядок склонения данной группы прилагательных. Обратите внимание, что окончания прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах совпадают. В подобных случаях вам потребуется определять падеж по существительному.

Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:

Падеж Мужской род
Окончание
Пример Средний род
Окончание
Пример
именительный -ой, -ый, -ий
Стол (какой?) большой,
деревянный
-ое, -её
Небо (какое?)
голубое, синее
родительный -ого, -его
Стола (какого?) большого,
деревянного
-ого, -его
Неба (какого?)
голубого, синего
дательный -ому, -ему
Столу (какому?) большому,
деревянному
-ому, -ему
Небу (какому?)
голубому, синему
винительный
Одушевл.
сущ.-см.
род. падж
Неодушевл.-
см. им.
падеж
См. им.
падеж
Небо (какое?)
голубое, синее
творительный -ым, -им
Столом (каким?) большим,
деревянным
-ым, -им
Небом (каким?)
голубым, синим
предложный -ом, -ем
О столе (каком?) большом,
деревянном
-ом, ем
О небе (каком?)
голубом, синем

Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.

Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж: -ые, -ие. Дома (какие?) большие.
  • Родительный падеж: -ых, -их. Домов (каких?) больших.
  • Дательный падеж: -ым, -им. Домам (каким?) большим.
  • Винительный падеж: одушевлённые существительные склоняются по родительному падежу, а неодушевлённые – по именительному. Дома (какие?) большие.
  • Творительный падеж: -ыми, -ими. Домами (какими?) большими.
  • Предложный падеж: -ых, -их. О домах (каких?) больших.
Обратите внимание, что слова данной группы прилагательных имеют одинаковые окончания в родительном и предложном падежах. Также сложности могут возникнуть при определении именительного, родительного, винительного падежа. Тогда обращайте внимание на падеж существительного, роль существительного в предложении.

Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.

  1. Запомните особенности склонения имён прилагательных, их окончания, вопросы падежей.
  2. Выпишите на листочек прилагательное.
  3. Выделите в прилагательном окончание и сравните мысленно с таблицей.
  4. Если у вас возникли сомнения, падеж вашего прилагательного нельзя определить по окончанию, обратите внимание на существительное.
  5. Задайте к существительному вопрос, выделите окончание и определите его падеж. Такой же падеж имеет прилагательное.
  6. Иногда сложно отличить именительный и винительный падеж. В таком случае вы должны выяснить роль существительного, к которому относится прилагательное, в предложении.
    • существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
    • существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения.
    У прилагательного будет такой же падеж.
Помните признаки разных падежей, особенности склонения данной части речи, пользуйтесь алгоритмом. Тогда вы будете всегда правильно определять падеж прилагательного.

Разряды прилагательных

Разряд - единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Бывает три разряда прилагательных:

Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы . Полная форма изменяется по падежам, числам и родам. Прилагательные в краткой форме изменяются по числам и родам . Краткие прилагательные не склоняются; в предложении употребляются как сказуемые . Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: горазд, рад, должен, надобен. Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами , обозначающие высокую степень признака , и прилагательное, входящие в состав терминологических наименований (скорый поезд, глубокий тыл). Качественные прилагательные могут сочетаться с наречием очень, иметь антонимы . Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. По форме каждая степень может быть простой (состоит из одного слова) и составной (состоит из двух слов): более твердый, самый тихий.

  • относительные (отвечают на вопрос «какой?»)
    • относительные прилагательные не имеют степеней; обозначают материал, из которого сделан предмет, пространственные и временны́е признаки предмета: дерево - деревянный , январь - январский , мороз - морозный ;
    • большинство относительных прилагательных не сочетается с наречием «очень»;

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени . Относительные прилагательные не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов . Относительные прилагательные изменяются по падежам , числам и родам (в единственном числе).

  • притяжательные - отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность чему-либо живому или лицу (отцовский , сестрин , лисий ).

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего - либо лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Притяжательные прилагательные изменяются по падежам , числам и родам (в единственном числе).

Чтобы отнести имя прилагательное к какому-либо разряду, достаточно найти хотя бы один признак этого разряда у прилагательного.

Границы лексико-грамматических разрядов прилагательных подвижны. Так, притяжательные и относительные прилагательные могут приобретать качественное значение: собачий хвост (притяжательное), собачья стая (относительное), собачья жизнь (качественное).

Согласование имён прилагательных с именами существительными

Имена прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

  • Пример: прилагательное «синий»
    • синий (Ед.ч. , м.р. , Им.п.) дом (Ед.ч., м.р., Им.п.)
    • синее (Ед.ч., ср.р., Им.п.) небо (Ед.ч., ср.р., Им.п.).

Склонение имён прилагательных.

Род, падеж и число прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется. Несклоняемые прилагательные обычно находятся в постпозиции по отношению к существительному, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: красный пиджак, пиджаки беж .

  • твёрдый: красный , красного , красному
  • мягкий: синий , синего , синему
  • смешанный: большой , большого , большим .

Склонение имён прилагательных включает в себя изменение по числам, а в единственном числе - и по падежам и родам.

Форма прилагательного зависит от существительного, к которому прилагательное относится и с которым согласуется в роде, числе и падеже.

Краткие прилагательные изменяются только по родам и числам.

Формы мужского и среднего рода различаются в именительном и винительном падежах, в остальных формах совпадают.

Различаются формы винительного падежа прилагательных в единственном числа мужского рода и во множественном числе, относящихся к одушевлённым и неодушевлённым существительным:

  • В.п. = И.п. при неодушевлённых существительных:
    • «Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам» (А. Пушкин);
  • В.п. = Р.п. при одушевлённых существительных:
    • «Маша не обратила внимания на молодого француза» (А. Пушкин);
    • «И славить вечно вся земля должна простых людей, которым за победы я б звёзды перелил на ордена» (В. Сысоев).

Прилагательные мужского рода на -ой склоняются так же, как и на -ый , но всегда имеют ударное окончание: серый , молодо́й - серого , молодо́го - серому , молодо́му - о сером , о молодо́м .

Буквенное обозначение окончаний прилагательных в ряде случаев резко расходится со звуковым составом: бел-ого - бел[ъвъ] , летн-его - летн[ьвъ] .

Склонение качественных и относительных прилагательных:

  • твёрдое склонение;
  • мягкое склонение;
  • смешанное склонение.

Твёрдое склонение имён прилагательных

По твёрдому типу склоняются имена прилагательные с основой на твёрдый согласный, кроме Г, К, Х, Ц и шипящих: худой, белый, прямой, родной, нудный, глупый, серый, лысый, крутой, сытый.

Образование прилагательных

Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото - болотн ый. Прилагательные также могут образовываться приставочным: не большой, и приставочно-суффиксальным способами: под водн ый. Прилагательные также образуются сложносуффиксальным способом: льн осемяочист ительный. Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ: бледно-розовый , трёхлетний .

Морфологический разбор имени прилагательного

  1. Общее грамматическое значение.
  2. Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (синий ).
  3. Постоянные признаки: разряд.
  4. Непостоянные признаки: употреблено в краткой/полной (только у качественных); степень сравнения (только у качественных); число, род, падеж (синий - употреблён в полной форме, единственном числе)
  5. синтаксическая роль - определение

Переход в другие части речи

Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия . В качестве прилагательных также могут выступать местоимения (Художник из него никакой ).

Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться , то есть переходить в разряд существительных : русский, военный .

Особенности прилагательных в других языках

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Имя прилагательное" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 прилагательное (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Имя прилагательное - см. Прилагательное … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Часть речи, характеризующаяся; а) обозначением признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.) (семантический признак); б) изменяемостью по падежам, числам, родам (морфологический признак); в) употреблением в предложении в функции… … Словарь лингвистических терминов

    Имя прилагательное часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «какой»/«чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам, числам и лицам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают… … Википедия

    Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? Числительные делятся на три лексико грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать,… … Википедия

    Является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия

    ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ого, ср. или имя прилагательное. В грамматике: часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед.) рода. Полные, краткие прилагательные. Качественные,… … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 имя прилагательное (1) слово (72) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Читайте также: