Проведение сестринского ухода в оториноларингологии. Воспаление среднего уха (отит) Сестринский процесс при заболевании уха

Нарушение зрения. Слепота – одна из значительных социальных проблем. В мире насчитывается не менее 20 млн. слепых, если слепоту определять как неспособность сосчитать пальцы на расстоянии 3 м., т.е. придерживаясь определения слепоты, рекомендованного Всероссийским обществом слепых (ВОС). В общей сложности 42 млн. чел. имеет тяжелый уровень снижения зрения, т.е. не способны сосчитать пальцы на расстоянии 6 м. По данным ВОС, в России инвалидов по зрению насчитывается 272 801 чел., из них 220 956 – тотально слепые.

Несмотря на достигнутые успехи в борьбе с заболеваниями и повреждениями глаз, инвалидность при этой форме патологии значительна, поэтому реабилитация инвалидов вследствие глазной патологии остается актуальной проблемой. Наиболее трагическим финалом тяжелых заболеваний органа зрения является слепота. Причиной слепоты в прошлом были такие заболевания, как оспа, трахома, бленнорея, в настоящее время – врожденные и наследственные заболевания глаз, зрительно-нервного аппарата.

Система социально-трудовой реабилитации и адаптации слепых разработана ВОС. В этой организации занимаются всеми сторонами жизни слепого человека и в разные периоды его жизни. Воспитание слепого ребенка, его школьное образование, получение профессии и трудоустройство – это направление деятельности общества, если слепота была врожденной или приобретенной в детстве. Общество способствует проведению лечения больных, финансируя программу реабилитации. Реабилитация больных с патологией органа зрения находится также в сфере деятельности медико-социальных экспертных комиссий. Обязанностью этих комиссий является не только определение трудоспособности больных, но и разработка программ реабилитации, контроль за их реализацией.

Первостепенную важность с точки зрения реабилитации имеет развитие адаптационно-компенсаторных возможностей слабовидящих, касающихся как органа зрения, так и иных анализаторных систем. Поэтому вся комплексная программа реабилитации инвалидов по зрению должна строиться не только и не столько на учете утраченных функций, сколько на использовании сохранившихся резервов компенсации зрительного дефекта и возможности компенсации за счет других анализаторов. В связи с развитием повышенной чувствительности к окружающей среде, необходимой для успешного ориентирования, незрячие обращают внимание на такие вещи, как колебания воздуха, звуковую информацию, чего люди зрячие не замечают.

Слепота отрицательно сказывается на развитии всех сторон двигательной функции и особенно на регуляции движения, осуществлении самоконтроля при выполнении упражнений. В норме контроль и саморегулирование движений происходит с помощью зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков. Зрительный контроль является решающим при выполнении упражнений в беге, прыжках, ходьбе на лыжах и др. В некоторых физических упражнениях, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), слепые показывают относительно высокие показатели.

У слепых выработка двигательных действий по сравнению со зрячими происходит медленнее вследствие ограничения возможностей внесения коррективов в общую структуру движений по ходу действия. Однако отсутствие зрения не исключает возможности производить оценочные и контрольные операции с помощью мышечно-суставной чувствительности, осязания и вестибулярного анализатора.

Роль того или иного анализатора в выполнении движений зависит от характера упражнений. Например, при выполнении силовых упражнений (поднятие тяжестей) зрительный анализатор не играет существенной роли. При выполнении упражнений на точность роль зрительного анализатора возрастает, так что некоторые упражнения выполняются с большими трудностями. При выключении зрения показатели функции равновесия снижаются более чем в 5 – 8 раз.

Приведенные сведения позволяют классифицировать все упражнения для совершенствования движений с учетом роли того или иного анализатора в их выполнении. Выделяют три группы упражнений для слабовидящих: 1) упражнения, при выполнении которых ведущим является зрительный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущий – слуховой анализатор; 3) упражнения, в которых ведущий – двигательный анализатор. Для слепых существуют две группы упражнений: 1) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущий – слуховой (и вестибулярный) анализатор.

При реабилитации инвалидов с нарушением зрения следует учитывать, что недостаточная двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненно важных функций организма: ухудшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также реакции иммунитета и обшей работоспособности. В связи с этими особенностями психофизического состояния слепых и слабовидящих вся система их физической реабилитации (воспитания) должна быть построена так, чтобы не только компенсировать зрительный дефект, но и улучшить физическое развитие, расширить двигательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма.

Формы занятий физическими упражнениями должны быть разнообразными: уроки физической культуры; занятия в секции по избранному виду спорта и ОФП (общая физическая подготовка); УГГ; физкультурные паузы; прогулки – пешие, велосипедные, лыжные; бег в течение 10 – 30 мин; плавание, купание; подвижные игры; самостоятельные занятия доступным видом спорта; специальные занятия для устранения недостатков физического развития или осанки; участие в различных соревнованиях; занятия ЛФК.

Основной формой ЛФК для инвалидов по зрению являются занятия ЛГ различной направленности. Во-первых, это занятия, направленные на совершенствование и коррекцию зрительных функций. В занятия необходимо включать упражнения для развития пространственного восприятия, тренировки зрительно-моторных реакций, упражнения на развитие и коррекцию центрального и периферического зрения, специальные упражнения для тренировки глазодвигательного аппарата. Во-вторых, в реабилитационную программу слепых и слабовидящих необходимо включать занятия корригирующей гимнастикой. В-третьих, нужно включать занятия, направленные на развитие обшей физической подготовки. Необходимо отметить особенность построения занятия ЛГ. В связи с тем что у инвалидов данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей происходит медленно, целесообразно увеличить продолжительность вводной части занятия до 35 %, соответственно основная часть составит 50 и заключительная – 15 %.

В зависимости от вида и глубины зрительной патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей физические упражнения применяют в разной последовательности и дозировке. Так, в зависимости от характера поражения органа зрения и соответственно возможностей применения всех или иных групп упражнений детей-инвалидов по зрению для занятий подразделяют на две группы: дети, имеющие близорукость с изменением глазного дна, подвывихи хрусталика, косоглазие; дети с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, альбинизмом. Детям первой группы противопоказаны упражнения со значительными отягощениями (штанга, гиря и др.), ускорения, стойки на голове и руках, наклоны вперед из положения стоя на двух ногах, прыжки с предельной мощностью и т. п. Для детей второй группы эти упражнения не противопоказаны. Занятия ЛФК показаны ослабленным детям с низким уровнем физического развития, нарушениями осанки, низкими показателями физической подготовленности.

Особая роль в системе реабилитации принадлежит спортивной составляющей медико-социальной реабилитации инвалидов. Регулярно проводятся физкультурные мероприятия в тренажерном зале или на стадионе со специально оборудованной для незрячих инфраструктурой. Для незрячих спорт представляет собой прекрасное реабилитационное средство и служит основой для развития и совершенствования таких важнейших показателей жизнедеятельности человека, как способность к передвижению, ориентировке, развитию компенсаторных и сенсорных систем, способность преодолеть страх.

В настоящее время крупные международные соревнования среди слепых и слабовидящих проводят по следующим видам спорта: легкая атлетика, плавание, борьба вольная и дзюдо, лыжный спорт, мини-футбол. Занятия спортом, физическими упражнениями, а также танцетерапия улучшают координацию движений, помогают быстрому обучению ориентации и владению телом. Было отмечено, что физический потенциал выше у тех, кто совмещает физическую культуру с занятиями танцами. Особенность этого синтеза – гармоническое развитие тела и слуха. Те незрячие, которые занимаются физической культурой и танцами, заметно выделяются среди других. Они более общительны, раскованны, их движения более свободны, пластичны и выразительны. Это касается как слабовидящих, так и тотально слепых.

Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентации в пространстве, социально-бытовой ориентации и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи, а также другими коммуникативными средствами. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.

В мире существует ряд приспособлений, помогающих не быть в зависимости от окружающих: от определителей денежных купюр и уровня воды в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности. Кроме того, после определенной подготовки и приобретения навыков человек может самостоятельно ориентироваться на местности с помощью трости или собаки- поводыря.

Проблемы передвижения незрячих могут носить как субъективный, так и объективный характер. Бывают случаи, когда незрячий человек достаточно хорошо знает местность, расположение различных объектов и вполне хорошо ориентируется. Идя с сопровождающим, он даже может руководить их совместным передвижением, но самостоятельно передвигаться не может – испытывает страх, стесняется выйти на улицу с белой тростью. Для незрячего степень свободы в передвижении зависит от того, насколько хорошо он освоил приемы ориентации и мобильности. Чем свободнее передвигается незрячий, тем увереннее формируется образ его «я» в собственных глазах и глазах других. Самостоятельность передвижения влияет и на взаимоотношения с другими людьми. Хорошая мобильность и умение ориентироваться имеют важное значение в труде, учебе и других сферах деятельности.

Основной метод социальной реабилитации больных – рациональное трудоустройство, при котором условия труда не только соответствуют возможностям организма больного, но и способствуют благоприятному протеканию восстановительных процессов в поврежденном органе и организме в целом. Противопоказаниями для слепых являются виды труда, разрушающие такой важный путь компенсации дефекта, как тактильную чувствительность. К таким видам относятся работы, приводящие к огрубению кожи пальцев и снижению осязания. Противопоказанными условиями труда для слепых и слабовидящих являются и те, которые связаны с токсическим воздействием на орган зрения, центральную нервную систему.

Выпускники поступают в институты и университеты, а затем работают по различным специальностям в юридических конторах, диспетчерских и справочных службах, издательствах, банках, бюро переводов и т.д. В России традиционно популярными для незрячих являются престижные профессии массажиста и композитора-аранжировщика.

Нарушение слуха. Различают следующие категории больных с нарушением слуха: глухие (потеря слуха) и слабослышащие. Глухие без речи – это люди рано оглохшие или с врожденным отсутствием слуха. Глухие, сохранившие речь в той или иной степени, – поздно оглохшие. К последствиям врожденной глухоты относят: нарушения вестибулярного аппарата; задержку в формировании прямостояния; нарушения пространственной ориентации, нарушения осанки, глухонемота. На фоне этих нарушений вторично наблюдаются изменения психики: проблемы с общением, отставание в развитии мышления, слабая память, бедность эмоций.

Слабослышащие – инвалиды с частичной потерей слуха, сохранившие речь. Интеллект у них не страдает.

Существуют следующие причины инвалидности по слуху: врожденные (токсикоз беременности, вирусная инфекция матери, травматические повреждения плода) и приобретенные (до трех лет) – менингит, пневмония, свинка, воспалительные заболевания носа и носоглотки, неврит слухового нерва, травмы головы.

Среди причин, способствующих росту инвалидности по слуху, следует выделить: ухудшение экологии, наследственную патологию, низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний и др.

По данным ВОЗ, нарушения слуха имеют около 300 млн. чел., что составляет примерно 7 – 8 % всего населения планеты; около 90 млн чел. страдают тотальной глухотой. В Российской Федерации, по данным МСЭ, число впервые признанных инвалидами в связи с заболеваниями уха в 2000 г. составило 5,8 тыс. чел. – 0,4 на 10 тыс. населения; повторно признаны инвалидами 13,6 тыс. чел. Однако точных данных о числе лиц с нарушением слуха нет.

Под реабилитацией глухих понимают комплекс социальных, медицинских, технических, образовательных, культурных и других мероприятий, цель которых – реализация равных прав и возможностей глухих во всех сферах жизни.

Индивидуальная программа реабилитации должна включать в себя различные виды, формы реабилитационных мероприятий: физические методы лечения (физиотерапию), механотерапию, массаж, психотерапию, трудотерапию, ЛФК и др.

Часто больным с нарушением слуха и речи необходимо пользоваться слуховым аппаратом, который должен выдаваться бесплатно.

Бытовая реабилитация направлена на обучение чтению, формированию профессии.

Существуют специальные ясли и детские сады, где проводят постоянную работу по формированию устной и письменной речи, развитию остатков слуха. Далее обучение продолжается в специальных школах и интернатах.

■ Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

■ Не нуждаюсь в поддержке, я не так слаб, как кажется.

■ Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

■ Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это прав.

■ Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как и любая личность.

■ Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжение.

■ Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.

■ Поддерживайте меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

■ Помогите мне познать то, что я хочу.

■ Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто борется в попытке сделать лучше.

■ Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

■ Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.

■ Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

■ Узнайте меня лучше. Мы можем стать друзьями.

■ Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

■ Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство.

■ Слушайте, поддерживайте и действуйте.

(Норман Кюнк, американский адвокат)

В этом контексте большое значение имеет утвержденный на правительственном уровне гарантированный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, которые должны предоставляться инвалидам по слуху.

■ бесплатные переводческие услуги при обращении глухих в различные организации, при обучении глухих в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования;

■ оборудование объектов городской среды техническими средствами связи и коммуникаций (уличные текстофоны, телефоны с возможностями телекоммуникаций и др.);

■ обеспечение инвалидов по слуху специальными средствами коммуникационной поддержки (будильник с вибратором, беспроводные оптические сигнализаторы, текстовые телефонные аппараты и др.);

■ организация телевизионных передач с субтитрами;

■ создание центров реабилитации инвалидов по слуху на базе центров социального обслуживания или учреждений государственных органов социальной защиты;

■ выдача денежных компенсаций на приобретение телефонных аппаратов (факс, текстофон, сотовый телефон для передачи текстовых сообщений, телефон с усилителем звука, телефон с бегущей строкой, пейджер, телеавтограф, факс-модем);

■ оборудование транспортных средств табло с бегущей строкой для оповещения об остановках и других мерах предосторожности.

Огромную роль в физической и социальной реабилитации глухих и глухонемых играет Всероссийская организация глухих (ВОГ). Эта организация, в частности, имеет большое значение в реабилитации глухих посредством занятий физическими упражнениями и спортом с использованием всех форм занятий физической культурой, ЛФК, малыми формами занятий физическими упражнениями (УГГ, производственная гимнастика, физкультурные паузы и др.).


Похожая информация.


Страница 11 из 21

Тема 6. Заболевания уха. Сестринский уход за больными.

Конкретные цели занятия: иметь представление о клинической анатомии уха, знать о причинах, путях распространения инфекции в ухо, клинических проявлениях и лечении при наружном отите, при остром и хроническом гнойном среднем отите, знать ранние клинические признаки основных отогенных внутричерепных осложнений и принципы лечения их, знать клинические формы негнойных заболеваний уха как основной причины тугоухости и организационные формы сурдологической помощи, уметь выполнять основные сестринские манипуляции при патологии уха, а также организовать сестринский уход за пациентами, страдающими болезнями органа слуха.
Распределение рабочего времени .
Лекция – 2 часа.
Практические занятия (клинические часы) – 4 часа.
Инструменты и учебные пособия к занятию
Инструменты: смотровой ЛОР инструментарий, воронка Зигле, баллон Политцера, ушные зонды, ушной пинцет, шприц Жане, набор для операций на ухе (парацентезная игла, инструменты для мастоидэктомии, РО па среднем ухе).
Таблицы (слайды): разрез височной кости (3 раздела уха), барабанная перепонка, медиальная стенка барабанной полости, лабиринт (костный, перепончатый), острый средний отит, парацентез, мастоидит, формы хронического гнойного среднего отита (эпитимпанит, мезотимпанит), промывание аттика, пути проникновения инфекции из уха в полость черепа, формы отогенных внутри-черепных осложнений.
Муляжи : височная кость, костный лабиринт, медиальная стенка барабанной полости.
Костные препараты : распил височной кости, слуховые ко сточки, этапы операции на среднем ухе.
Краткое содержание . В лекции разбираются вопросы клинической анатомии наружного, среднего и внутреннего уха, используются таблицы, муляжи и
костные препараты. Анализируются возрастные анатомические различия височной кости и их роль в особенностях клинического течения ряда заболеваний (острый средний отит, антрит и т. д.).
Анатомо-топографическая характеристика барабанной полости, пути распространения инфекции из среднего уха в полость черепа. Этому же вопросу уделяют внимание при разборе анатомии внутреннего уха. Кратко разбирается строение слухового и вестибулярного анализаторов.
Рассматривается клиника наиболее распространенных форм патологии наружного уха (фурункул наружного слухового прохода, диффузный наружный отит).

Таблица 12
Классификация воспалительных заболеваний уха

Наружный отит

Средний отит

Лабиринтизм (но патогенезу)

хронический

а) фурункул наружного слухового прохода

а) острый катар уха (евстахеит)

а) экссудативный

а) тимпаногенный

б) дерматит наружного слухового прохода

б) острый гнойный (первичный)

б) аллергический

б) гематогенный

в) экзема

в) острый гнойный (вторичный)

в) гнойный (эпитимпанит)

в) менингогенный

г) средний отит у новорожденных

г) гнойный (мезотимпанит)

г) травматический

При диффузном наружном отите имеет место, разлитое поражение кожи слухового прохода. При общности жалоб следует учитывать данные отоскопической картины. При фурункуле обнаруживается конусовидный инфильтрат на одной из стенок перепончато-хрящевого отдела наружного слухового прохода, слух, как правило, не страдает. У больного диффузным наружным отитом кожа слухового прохода инфильтрирована, гиперемирована, просвет сужен, в нем много слущенного эпителия. Слух заметно не страдает.
Лечение заключается в местном применении антисептических и гормональных мазей, согревающих компрессов, физиотерапевтических процедур (УФ О, УВЧ). При необходимости назначают антибиотики, антигистаминные препараты.
Рассматриваются причины, наиболее важные звенья патогенеза, клиническое течение гнойного среднего отита.
При определении причин острого среднего отита подчеркивается большое значение состояния носа, его придаточных пазух и глотки, роль простудного фактора. Отмечается высокая распространенность заболевания (15–30% от общего числа заболеваний уха). Более 60% всей тугоухости вызвано острым средним отитом, перенесенным в детстве.
Пути проникновения инфекции в среднее ухо: через слуховую трубу (тубогенный путь), через наружный слуховой проход (при травме барабанной перепонки), гематогенный, редко – ретроградный (при первичных мастоидитах).
Клиника заболевания разбирается по стадиям течения. При этом учитывается ведущее значение отоскопии.
Острое гнойное воспаление среднего уха при типичном течении проходит 3 стадии:
1) неперфоративная – начало воспалительного процесса в среднем ухе, нарастание клинических проявлений в связи со скоплением гнойного экссудата в барабанной полости и всасыванием токсинов в кровяное русло (бурное начало, боль в ухе, высокая температура, шум и заложенность уха, нейтрофильный лейкоцитоз, сдвиг влево, ускоренная СОЭ). Отоскопия: от радиарной инъекции сосудов на барабанной перепонке до диффузной гиперемии. В конце периода – выпячивание ее в просвет наружного слухового прохода.
2) перфоративная – появление гноетечения из уха, уменьшение интоксикации (снижение температуры, улучшение общего самочувствия). Отоскопия: гиперемия барабанной перепонки, появление точечной перфорации (как правило, в передненижнем квадранте). Иногда о наличии ее можно говорить по «пульсирующему гнойному рефлексу» – толчкообразному выделению капель гноя, синхронному пульсу.
3) репаративная – прекращение гноетечения, восстановление целостности и
цвета барабанной перепонки, нормализация слуха.
Длительность стадий различна, но в типичных случаях продолжительность заболевания составляет 2–3 недели. Необходимо дифференцировать острый средний отит и фурункул наружного слухового прохода.
Обращается внимание на особенности возникновения и течения отитов в детском возрасте, и факторы, предопределяющие возникновение этого заболевания.
В раннем детском возрасте наблюдается преобладание симптомов общей интоксикации над местными проявлениями, картина выраженного токсикоза усугубляется явлениями менингизма (раздражения мозговых оболочек: рвота, запрокидывание головы, положительные менингиальные симптомы), отмечаются также признаки парентеральной диспепсии в виде поноса, рвоты, потери веса и др. Причины разнообразны.
Комплексное лечение острого среднего отита предполагает проведение активной противовоспалительной и общеукрепляющей терапии, назначение физиотерапевтических средств с обязательным обеспечением оттока гноя из барабанной полости (назначение сосудосуживающих капель в нос в течение всего периода заболевания).
Одним из эффективных лечебных методов, особенно в детском возрасте, является парацентез. Необходимо уточнить показания к нему, доказать родителям безопасность этого метода.
Показания к парацентезу: сильная боль в ухе, высокая температура и другие признаки интоксикации, барабанная перепонка выпячена, имеется болезненность при надавливании на сосцевидный отросток, но спонтанной перфорации не наступает.
Место парацентеза (разреза барабанной перепонки) – задненижний квадрант. Следует запомнить, что барабанная перепонка после парацентеза заживает лучше, чем после спонтанного прободения.
Особенности течения острого среднего отита при (корь, тифы, скарлатина, грипп):
1) отиты часто двусторонние (гематогенный путь попадания инфекции);
2) основной патологоанатомической особенностью такого рода отитов (вторичные отиты) является преобладание процессов альтерации (некроза). При этом распадается слизистая оболочка, даже слуховые ко сточки, образуются обширные перфорации барабанной перепонки, резко страдает слуховая функция.
Гриппозные отиты характеризуются скоплением геморрагического экссудата во всех полостях среднего уха, образуются кровоизлияния (геморрагические пузыри) в барабанной перепонке, в коже наружного слухового прохода.

Исходы острого гнойного среднего отита:
а) полное выздоровление;
б) неполное выздоровление;
в) развитие осложнений;
г) переход в хроническую форму.
Мастоидит – наиболее частое осложнение острого гнойного воспаления среднего уха, обычно развивающееся на исходе заболевания. Причины развития мастоидита:
1. Вирулентность инфекции.
2. Снижение сопротивляемости организма.
3. Неправильное лечение (или отсутствие такового) основного заболевания, в частности, поздний парацентез.
4. Особенности строения сосцевидного отростка (зависимость от степени пневматизации его).
При оценке клинических проявлений мастоидита подчеркивается особая диагностическая ценность некоторых из них, а именно: длительность течения острого отита (усиление болей в ухе и гноетечения из него, ухудшение общего состояния спустя 2,5–3 недели от начала процесса); данные отоскопии (нависание задневерхней стенки костного отдела наружного слухового прохода (патогномоиичный признак мастоидита); результаты рентгенологического исследования сосцевидных отростков по методике Шюллера (снижение пневматизации плоть до полного разрушения клеточных структур сосцевидного отростка), субпериостальный абсцесс в заушной области (табл. 13).
Лечение мастоидита – хирургическое. Принцип мастоидэктомии – вскрытие всех расплавленных гноем клеток сосцевидного отростка, дренирование барабанной полости через широко раскрытый антрум.

Таблица 13
Дифференциально-диагностические признаки мастоидита и фурункула
наружного слухового прохода

Перечень симптомов

Мастоидит

Фурункул

Температура

Повышена почти всегда

Почти всегда нормальная или слегка повышена

В ухе, не изменяющиеся при жевании

В ухе, заметно усиливающиеся при жевании

Болезненность

При надавливании на сосцевидный отросток

При надавливании на козелок или оттягивании ушной раковины

Резко снижен

Не изменен

Ушная раковина

Оттопырена кнаружи и книзу

Без изменений

Барабанная перепонка

Розовая, серорозовая, инфильтрирована, опознавательные пункты стушеваны

Не изменена

Изменения в наружном слуховом проходе

Сужение в костном отделе за счет нависания задневерхней стенки его

Сужение в перепончато-хрящевом отделе

Изменения в заушной области

Гиперемия, инфильтрация кожи на сосцевидном отростке, субпериостальный абсцесс

Как правило, без изменений

Занятие посвящено также одной из самых актуальных проблем – хроническому гнойному среднему отиту, занимающему 2-е место в структуре ЛОР заболеваемости (после болезней глотки). Необходимо подчеркнуть большую социальную значимость проблемы, обусловленную развитием тугоухости при этом заболевании. Тугоухость может стать причиной, ограничивающей профессиональную деятельность, и способствующей стойкой потере трудоспособности.
Процесс из уха может распространиться в полость черепа, вызвав опасные для жизни осложнения.
Причины многообразны: повторные острые средние отиты, переход острого гнойного среднего отита в хроническую форму изза нерационального лечения больного, ослабление реактивности, аллергизация организма, патология верхних дыхательных путей (аденоиды, синуситы, искривление носовой перегородки и др.) и т. д.
Основные клинические симптомы хронического гнойного среднего отита:
1. Оторея – длительное гноетечение (1,5 месяца и более).
2. Нарушение слуха.
3. Стойкая перфорация барабанной перепонки.

Таблица14
Дифференциально-диагностические признаки клинических форм хронического гнойного среднего отита

Признаки

Мезотимпанит

Эпитимпанит

Выделения из уха, понижение слуха

Гнойные выделения, понижение слуха, шум в ухе, иногда боль, головокружение

Характер выделений

Слизисто-гнойные, без запаха

Гнойные с запахом, костный песок, холестеатома

Количество выделений

Умеренное, может быть обильное

Характер перфорации барабанной перепонки

Ободковая (центральная) в натянутой части

Краевая (в ненатянутой части, в задневерхнем квадранте, суб и тотальная перфорация)

Патологические изменения в барабанной полости

Вовлекается слизистая оболочка (гиперемирована, инфильтрована), редко грануляции, полипы

Вовлекается слизистая оболочка, костные структуры (грануляции, полипы, холестеатома)

Характер тугоухости Басовая Смешанная

Рентгенография сосцевидных отростков

Склероз, участки деструкции в аттикоантральной области

Студенты должны получить представление о клинике основных форм хронического гнойного среднего отита (мезотимпанита и эпитимпанита) (табл. 14). Необходимо усвоить решающее значение отоскопической картины для диагностики и дифференциальной диагностики между этими формами отита, а именно: размер и локализация перфорации барабанной перепонки, оценить определенную диагностическую ценность отделяемого из уха (гнойное, слизистое, слизистогнойное), степень и характер тугоухости (звукопроводящая, звуковоспринимающая, смешанная).
Хронический гнойный мезотимпанит отличается относительно благоприятным течением с преимущественным поражением слизистой оболочки барабанной полости. Перфорация располагается в натянутой части барабанной перепонки и называется ободковой или центральной. Отделяемое из уха обычно слизистое или слизистогнойное, без запаха. Слух понижен, как правило, по типу поражения звукопроводящего аппарата (кондуктивная тугоухость), степень тугоухости – умеренная (40–50 дБ).
Хронический гнойный эпитимпанит протекает более тяжело – это недоброкачественная форма заболевания. Перфорация краевая, расположена в ненатянутой части барабанной перепонки или в задневерхнем квадранте, или полностью разрушена перепонка (тотальная перфорация). Помимо гнойных выделений, отмечается значительное понижение слуха. Тугоухость часто носит смешанный характер, т. е. наряду с поражением звукопроводящего аппарата имеет место нарушение функции рецепторных образований улитки.
Холе стеатома представляет собой скопление эпидермиса, холестерина, гноя, микроорганизмов в виде концентрических слоев, снаружи имеет оболочку – матрикс, плотно прилегающую к кости и разрушающую ее. При этом разрушаются стенки барабанной полости, слуховые косточки, могут образоваться фистулы на полукружном канале, промонториуме, канале лицевого нерва. В диагностике существенная роль принадлежит рентгенологическому исследованию височных костей (укладка Шюллера, Майера).
При разборе способов лечения необходимо подчеркнуть приоритет хирургического лечения хронического гнойного эпитимпанита, как заболевания, способного быть причиной тяжелых внутричерепных осложнений.
Студентам важно уяснить, что хирургическое вмешательство – общеполостная (радикальная) операция при хроническом гнойном среднем отите имеет профилактический характер (ликвидация гнойного очага в ухе, сохранение или восстановление слуха, предотвращение отогенных внутричерепных осложнеий). Техника операции заключается в том, что после вскрытия антрума заушным подходом сносится задняя стенка костного отдела наружного слухового прохода и барабанной полости, мастоидальная рана соединяется в одну общую полость, из которой удаляется все патологическое (грануляции, кариозная кость, холестеатома).

Абсолютные показания к общеполостной операции:
1. Кариозный процесс костных структур среднего уха.
2. Холестеатома.
3. Парез лицевого нерва.
4. Лабиринтит.
5. Подозрение или имеющееся отогенное внутричерепное осложнение.

Следующий этап хирургического лечения, ставящий целью восстановление слуха – группа операций под названием тимпанопластика. Эти операции направлены на восстановление поврежденного звукопроводящего аппарата. Следует отметить, что кроме типа тугоухости, успех операции зависит от состояния слуховой трубы и подвижности окон лабиринта.
Опасность распространения процесса на окружающие органы существует как при острых, так и при хронических гнойных средних отитах. При переходе его в полость черепа возникают внутричерепные осложнения: пахименингит, т. е. воспаление твердой мозговой оболочки; экстрадуральный абсцесс (скопление гноя между костью и твердой мозговой оболочкой), субдуральный абсцесс (скопление гноя между мозговыми оболочками), лептоменингит, т. е. воспаление мягкой мозговой оболочки, абсцесс мозга и мозжечка, тромбоз сигмовидного синуса.
Важно донести до студента, что каждое из перечисленных осложнений возникает или как самостоятельное заболевание, или в виде стадии, т. е. перехода более легкого осложнения в более тяжелое.

Пути распространения инфекции из уха в полость черепа:
1. Контактный путь: через верхнюю стенку барабанной полости (крышу), при ее кариозном разрушении инфекция проникает в среднюю черепную ямку; через сосцевидный отросток – в заднюю черепную ямку.
2. Гематогенный путь (чаще всего при острых отитах): метастатическое распространение инфекции приводит к поражению глубоких отделов мозга.
3. Лабиринтогенный путь: по внутреннему слуховому проходу, водопроводам улитки и преддверия в заднюю черепную ямку.

Наиболее частым и опасным для жизни осложнением является отогенный гнойный менингит. В типичных случаях диагноз менингита не представляет затруднений (сильная головная боль, высокая температура, спутанное сознание, менингиальные симптомы, изменения в спинномозговой жидкости) (табл. 15).
При распространении воспалительного процесса в вещество мозга, возникают абсцессы височной доли мозга и мозжечка. Следует подчеркнуть, что клиническая картина в значительной степени зависит от локализации, размера и стадии абсцесса (табл. 16).

4 стадии течения заболевания
1. Начальная (1–2 недели) – энцефалитическая.
2. Латентная (2–5 недель).
3. Явная – манифестная (2 недели) характеризуется общеинфекционными проявлениями, общемозговыми признаками, очаговыми симптомами (последние наиболее ценны для установления диагноза, а их появление зависит от локализации процесса).
4. Терминальная (несколько дней).

При локализации в левой височной доле у правшей появляются различные виды афазии (амнестическая, характеризующаяся неспособностью назвать предметы при сохранении понимания об их предназначении, сенсорная, моторная; алексия, аграфия).
При абсцессе мозжечка страдает равновесие, нарушается выполнение координационных проб, появляется адиадохокинез (отставание руки на больной стороне при выполнении супинации и пронации). Мозжечковый нистагм (аритмичный, крупноразмашистый (грубый), как правило, направленный в больную сторону, и с развитием процесса усиливается).

Таблица 15
Дифференциальная диагностика отогенного и других менингитов

Симптомы

Отогенный менингит

Туберкулезный менингит

Цереброспинальный менингит

Начало Острое, внезапное

Постепенное

Предшествующие болезни

Хронический или острый гнойный средний отит

Бронхоаденит, соответствующие изменения в легких, костях

Температура

Высокая, постоянная

Субфебрильная

Высокая, ремитирующая

Ригидность затылочных мышц

Выражена резко

Выражена не резко

Выражена в начале заболевания

Симптом Кернига

Выражен резко

Постепенно нарастает

Выражен в начале заболевания

Головная боль

Постоянная, интенсивная

Умеренная, в виде приступов

Выражена резко

Наблюдается относительно редко

Наблюдается часто

Наблюдается часто

Поражаются редко

III, VI, VII пары поражаются часто

Мутный, белесоватый иди зеленоватый

Бесцветный или опалесцирующий

Давление (мм вод. ст.)

Повышено

Повышено

Цитоз 10 9 /л;

Более 1,0-10,0

Цитограмма: лимфоциты, %%

Нейтрофилы %%

Белок г/л

0,3-10,0 и выше

Реакция Панди

Реакция Нонне-Алельта

Сахар г/л

Снижен (меньше 0,55)

Снижен (меньше 0,55)

Не изменен (0,55-0,65)

Пленка фибрина

Образуется редко

Наблюдается часто (40-
50%)

Грубая в виде осадка

Редко стрептококки, стафилококки и др.

Туберкулезные палочки

Часто менингококк

Терминальная стадия заканчивается летально при картине или прорыва абсцесса в ликворную систему и мгновенного развития разлитого менингита, или ущемления ствола мозга и паралича жизненно важных центров.
Дополнительные диагностические методы абсцессов головного мозга – рентген компьютерная томография, ЯМР компьютерная томография, эхоэнцефалография.

Таблица 16
Дифференциальная диагностика отогенных внутричерепных
Осложнений

Симптомы

Синустромбоз

Менингит

Абсцесс височной доли

Абсцесс мозжечка

Температура

Фебрильная с большими размахами

Фебрильная, с небольшими колебаниями

Субфебрильная, иногда нормальная

Сознание

Сохранено, иногда заторможено

Часто заторможено, беспокойство

Сознание затемнено

Иногда возбуждение

Головная боль

Умеренная

Интенсивная, диффузная

Локальная (височная и смежные области)

Локальная (затылок с иррадиацией в лоб, орбиту)

Тошнота, рвота

Очень редко

Крупноразмашистый в больную сторону

Учащен, реже замедлен

Замедлен, в терминальном периоде учащен

Менингеальные симптомы

Бывают невыражены

Постоянно, резко выражены, с. Кернига, как правило, двусторонний

Бывают часто, с. Кернига, как правило, неодинаков справа и
слева

Парезы черепно-мозговых нервов

Иногда VI, IX, X, XI (при вовлечении яремной вены)

Возможны любые варианты

Иногда III (гомола-терально), VII центральный, гетеро-латеральный)

Часто VI, VII (периферический, гомолатеральный очагу)

Нарушение речи

При левосторонней локализации амнестическая афазия

Скандированная речь, дизартрия

Нарушение координации

Давление ликвора

Иногда повышено

Может быть повышено

Повышено

Повышено

Глазное дно

Часто расширение вен сетчатки, иногда застойные соски зрительных нервов

Состав ликвора

Иногда небольшой плеоцитоз

Резкий плеоцитоз (нейтрофильный), гиперальбуминоз

Умеренный плеоцитоз (лимфоцитарный), гиперальбуминоз

Ускоренная СОЭ, лейкоцитоз, сдвиг влево, анемия, анэозинофилия

Ускоренная СОЭ, лейкоцитоз, сдвиг влево

Умеренный лейкоцитоз ускоренная СОЭ

Тромбоз сигмовидного синуса протекает обычно с проявлениями отогенного сепсиса (гектическая температура, для обнаружения которой обязательна 2-
4 часовая термометрия; ознобы, критическое падение температуры, сопровождающееся проливным потом) (табл. 16). Воспалительные изменения в крови и отсутствие изменений в спинномозговой жидкости. Возможно появление метастатических гнойников, чаще всего в легких, суставах, мышцах.
Студенты должны глубоко усвоить, что при любом внутричерепном отогенном осложнении и даже при подозрении на него больной должен быть немедленно госпитализирован в оториноларингологическое отделение, где ему будет проведено экстренное оперативное вмешательство. Характер и масштабы операции зависят не от осложнения, а от характера отита, вызвавшего это осложнение. Перед операцией больному показано проведение предоперационной подготовки заключающейся в нормализации гемодинамических нарушений, уменьшении интоксикации и начале антибактериальной терапии. Длительность и характер подготовки определяется совместно оториноларингологом, реаниматологом и анестезиологом.
При остром отите производится расширенная мастоидэктомия. Если осложнение вызвано хроническим гнойным средним отитом, выполняют расширенную общеполостную операцию. Термин «расширенная» означает, что производится широкое обнажение твердой мозговой оболочки средней и задней черепных ямок.
В процессе лечения отогенных внутричерепных осложнений операция, хоть и главная, но лишь часть лечения. При объяснении материала необходимо подчеркнуть, что лечение внутричерепных осложнений требует решения следующих задач: а) элиминация возбудителя и продуктов его жизнедеятельности (антибиотики, препараты иммуноглобулинов, инфузионная терапия, методы экстракорпоральной детоксикации); б) элиминация и блокирование продуктов взаимодействия возбудителя и иммунной системы организма (различные виды сорбций, плазмаферез, инфузионная терапия, антиоксиданты, ингибиторы протеаз, антиарахидонаты, пентоксифиллин и др.); в) нормализация микроциркуляции и перфузии органов и тканей (инфузионная терапия, вазоактивные вещества, мониторинг); стабилизация и поддержание функций органов и систем (ИВЛ, диализ и пр.)

Способы лечения абсцессов мозга и мозжечка:
закрытый способ (ряд пункций с отсасыванием гноя из абсцесса и введением в него антибиотиков);
открытый способ (широкое вскрытие абсцесса после рассечения твердой мозговой оболочки и дренирования полости абсцесса);
нейрохирурги применяют подход через неинфицированную область (чешую височной кости или затылочную кость) и удаляют абсцесс вместе с капсулой. Этот метод, несомненно, показан при множественных или контралатеральных абсцессах.
Менингизм (раздражение мозговых оболочек) наблюдается у детей раннего возраста и может быть началом индуцированного серозного менингита. Менингиальные симптомы при этом выражены слабо, а изменения в ликворе практически отсутствуют или весьма незначительные. После эвакуации гноя из барабанной полости (например, парацентез) явления менинингизма быстро исчезают.
Студенты должны иметь представление о негнойных заболеваниях уха как о наиболее частой причине тугоухости. Речь идет об отосклерозе, болезни Меньера, нейросенсорной тугоухости (табл. 17). Чаще всего диагностируют нейросепсорную тугоухость.
Острая нейросенсорная тугоухость: причины, клинические проявления, принципы лечения (устранение причины, раннее начало лечения, госпитализация). Следует подчеркнуть полиэтиологичность этого заболевания.

Этиологические факторы нейросенсорной тугоухости
1. Инфекционные заболевания, особенно вирусные, хронические инфекции (сифилис, бруцеллез);
2. Сосудистые нарушения функционального и органического характера;
3. Травматические повреждения:
a. черепно-мозговая травма;
b. аку- и баротравма;
c. повреждение улитки при операциях на среднем ухе.
4. Воспалительные процессы:
a. среднего уха;
b. внутреннего уха (серозный и гнойный лабиринтит);
c. внутричерепные осложнения (менингиты различной этиологии: эпидемический, отогенный, туберкулезный и др. , арахноидит, особенно в области мосто-мозжечкового угла).
5. Остеохондроз шейного отдела позвоночника.
6. Токсические повреждения:
a. лекарственными веществами;
b. промышленными и бытовыми ядами.
7. Новообразования:
a. среднего уха;
b. внутреннего слухового прохода;
c. мозга.
8. Аллергические заболевания.
9. Пресбиакузис.
10. Профессиональные факторы.
11. Наследственные заболевания.
12. Врожденные пороки развития.
13. Комбинированные поражения органа слуха.

Таблица 17

Негнойные заболевания уха

Признаки

Отосклероз

Адгезивный отит

Неврит VIII нерва

Начало в молодом возрасте, связь с беременностью

В анамнезе гноетечение из уха

Связь с инфекцией, интоксикацией, профессиональными вредностями, травмами, контузией

Чаще женский

Не имеет значения

Не имеет значения

Барабанная перепонка

Не изменена

Мутная, втянутая, иногда с меловыми отложениями

Не изменена

Проходимость слуховой трубы

Не нарушена

Не нарушена

Не нарушена

Нарушение слуха

Снижен в значительной степени, процесс двусторонний

Снижен в средней степени, процесс односторонний или двусторонний

Резко снижен, вплоть до глухоты, процесс одно или двусторонний

Шум в ушах

Выражен до сильного

Умеренный, может отсутствовать

Восприятие речи в шумной обстановке

Слышит лучше (паракузис Виллизия)

Слышит хуже

Слышит хуже

Опыт Ринне

Отрицательный

Отрицательный

Положительный

Опыт Вебера

Латерализации нет

Латерализация в больное ухо

Латерализация в здоровое ухо

Опыт Швабаха

Удлинен (при ОТО3 может быть укорочен)

Укорочен

Опыт Желле

Отрицательный

Может быть отрицательным

Положительный

Таблица 18
Стадии нейросенсорной тугоухости

Комплексная терапия должна быть направлена на восстановление обменных процессов и регенерацию нервных элементов (витамины группы В, АТ Ф и др.), биогенные стимуляторы (ФИБС, алоэ, апилак и др.), препараты, сосудорасширяющие и улучшающие микроциркуляцию – кавинтон, стугерон, трентал и др. , антихолинэстеразные (галантамин и др.), антигистаминные средства. Физиолечение, оксигенотерапия, иглорефлексотерапия. Электродно - имплан-тационное слухопротезирование. Следует отметить организацию диагностики и лечения больных с нейросенсорной тугоухостью (слухоречевые кабинеты, слухопротезные пункты, центры аудиологии и слухопротезирования).

Цель . Очищение ушной раковины и слухового прохода.
Показания . Пассивное положение пациента в постели.
Оснащение . Два почкообразных тазика для чистого и использованного материала; стерильные ватные турунды (фитили); 3 % раствор перекиси водорода; салфетка, смоченная теплой водой; полотенце.
Техника выполнения .
2. Ватную турунду смачивают 3 % раствором перекиси водорода, поливая из флакончика (держать флакон следует этикеткой к ладони, сначала слить несколько капель лекарства в лоток для использованного материала, а затем полить на турунду), слегка отжать.
3. Голову пациента поворачивают набок.
4. Левой рукой оттягивают ушную раковину вверх и назад, а правой рукой вращательным движением вводят турунду в наружный слуховой проход и, продолжая вращать, очищают от серных выделений.
5. Обтирают ушную раковину влажной салфеткой, затем сухим полотенцем.
6. Повторяют процедуру с другим ухом.
Примечания. Вместо перекиси водорода можно пользоваться вазелиновым маслом. Категорически нельзя пользоваться острыми предметами (зондами, спичками) для очищения слухового прохода во избежание травмы барабанной перепонки. При образовании серных пробок их удаляют специалисты ЛОР-кабинета.

Уход за глазами тяжелобольного.

Цель . Профилактика гнойных заболеваний глаз.
Показания . Гнойные выделения из глаз, слипшиеся ресницы по утрам.
Оснащение . Стерильный почкообразный тазик с 8 - 10 стерильными ватными шариками; почкообразный тазик для использованных шариков; две стерильные марлевые салфетки; раствор калия перманганата бледно-розового цвета или раствор фурацилина 1:5000.
Техника выполнения .
1. Медицинская сестра моет руки с мылом.
2. Наливают в тазик с шариками небольшое количество дезинфицирующего раствора.
4. Ватный шарик, смоченный в дезинфицирующем растворе, берут 1 и 2 пальцами правой руки и слегка отжимают
5. Просят пациента закрыть глаза. Протирают один глаз шариком
в направлении от наружного угла глаза к внутреннему.
6. При необходимости процедуру повторяют.
7. Следует промокнуть стерильной салфеткой остатки анти-
септика от наружного угла глаза к внутреннему.
8. Повторяют манипуляцию со вторым глазом.
Примечание. Во избежание переноса инфекции с одного глаза на другой для каждого глаза используют разные шарики и салфетки.

Уход за носом тяжелобольного.

Цель . Очищение носовых ходов от корочек.
Показания . Скопление корочек в полости носа у пациентов, находящихся в пассивном положении.
Оснащение . Ватные турунды; вазелиновое или другое жидкое масло: подсолнечное, оливковое, или глицерин; два почкообразных тазика: для чистых и использованных турунд.
Техника выполнения .
1. Голове пациента придают возвышенное положение, на грудь стелят полотенце.
2. Смачивают турунды приготовленным маслом.
3. Просят пациента слегка запрокинуть голову.
4. Берут смоченную турунду, слегка отжимают и вводят вращательным движением в один из носовых ходов.
5. Оставляют турунду на 1 - 2 мин, затем вращательными движениями удаляют, освобождая носовой ход от корочек.
6. Повторяют процедуру со вторым носовым ходом.
7. Обтирают полотенцем кожу носа, помогают пациенту удобно лечь.

Уход за волосами тяжелобольного.

Цель . Соблюдение личной гигиены пациента; профилактика педикулеза, перхоти.
Показания . Постельный режим пациента.
Оснащение . Таз с теплой водой; кувшин с теплой водой (+35...+37 С); полотенце; расческа; шампунь; платок или косынка.
Техника выполнения .
1. Просят санитарку приподнять туловище пациента, поддерживая его за плечи и голову.
2. Убирают подушки, скатывают головной конец матраса валиком к спине пациента, закрывают его клеенкой.
3. Ставят на сетку кровати таз с водой.
4. Смачивают волосы пациента, промывают шампунем, тщательно полоскают в тазу.
5. Ополаскивают волосы теплой водой из кувшина.
6. Насухо вытирают волосы полотенцем.
7. Убирают таз, расстилают матрас, кладут подушки, опускают голову пациента.
8. Расчесывают волосы расческой, принадлежащей пациенту. Короткие волосы расчесывать от корней волос, а длинные - от концов, постепенно продвигаясь к корням.
9. Повязывают голову платком или косынкой.
10. Помогают пациенту удобно лечь.
Примечания. Если у пациента нет собственной расчески, можно воспользоваться общей, которую предварительно обрабатывают 70% спиртом, протерев 2 раза с интервалом 15 мин. Расчесывать волосы пациентам нужно ежедневно. Во время мытья головы санитарка все время должна поддерживать пациента.

Глава 14. Уход за больными с поражениями уха, горла и носа (Докт. мед. наук М. А. Шустер)

Вдувание порошков . В оториноларингологической практике порошки вдувают при заболеваниях носа, глотки и ушей. Применяемые порошки должны быть сухими, тщательно измельченными. Вдувают порошки обычно с помощью специальных порошковдувателей или небольшого резинового баллона. Перед вдуванием порошка в ухо наружный слуховой проход должен быть тщательно очищен от гноя. Вдувание порошков в глотку чаще всего производится больным после тонзиллэктомии для лучшего заживления послеоперационных ниш. Перед вдуванием порошка больного нужно предупредить, чтобы он во время процедуры не дышал, во избежание попадания порошка в дыхательные пути, что может вызвать приступ кашля.

В нос порошок больной может втягивать сам.

Вливание лекарственных веществ в гортань производит, как правило, врач. В обязанности медицинской сестры входит подготовка инструментов и растворов для вливания. Вливания производят специальным шприцем, отличающимся от обычного шприца длинным изогнутым наконечником. Шприц стерилизуют ежедневно, а наконечник перед каждым вливанием.

Медицинская сестра перед каждым вливанием обязательно проверяет лекарство во избежание ошибочного введения в гортань кислот, щелочей, ляписа, что может привести к тяжелым осложнениям, вплоть до смертельного исхода. Медицинская сестра обязана показать врачу пузырек (повернув его этикеткой), из которого набирается раствор для введения в гортань. Наполняет лекарство в шприц только врач.

Вливание капель в нос производят пипеткой. Детям закапывают 3-4 капли в каждую половину носа, взрослым 6-7 капель, а масляные капли до 15-20 капель. Перед закапыванием следует очистить нос. Закапывание капель в нос производят в сидячем положении с запрокинутой головой или, лежа на спине, не подкладывая подушку под голову. Пальцем приподнимают кончик носа больного и, стараясь не касаться крыльев носа, медленно впускают капли. После этого больной наклоняет голову в сторону той половины носа, в которую производилось закапывание. Для лучшего орошения слизистой оболочки носа можно также рекомендовать больному после закапывания капель пальцами прижать крылья носа к перегородке и сделать несколько движений головой спереди назад и обратно. Через 1-2 мин таким же образом вливают капли во вторую половину носа.

Вливание капель в ухо производят пипеткой. Детям закапывают 5-6 капель, взрослым - 6-8 капель. Если у больного имеется гноетечение, то перед закапыванием необходимо очистить наружный слуховой проход от гноя. Вливание капель в ухо при наличии гноя совершенно не эффективно, так как лекарственное вещество не проникает к барабанной перепонке, что является основным-назначением ушных капель.

Капли в ухо закапывают обязательно подогретыми до температуры тела. Холодные капли раздражают лабиринт и могут вызвать головокружение и даже рвоту. Закапывание в ухо производят в положении больного лежа. Перед введением капель голову больного поворачивают на бок так, чтобы ухо, в которое должны закапывать капли, было сверху. Ушную раковину для выпрямления наружного слухового прохода оттягивают у взрослого кзади и кверху, а у маленьких детей - книзу.

После закапывания пальцем несколько раз нажимают на козелок, что улучшает проникновение капель в барабанную полость. Если больной отмечает, что лекарство попало в рот, то это свидетельствует о проникновении капель в среднее ухо, и через него в евстахиеву трубу. Для удлинения контакта лекарственного вещества с барабанной перепонкой и слизистой оболочкой среднего уха после введения капель в ухо больной должен находиться 10-15 мин в лежачем положении с повернутой головой. Больным с острым катаральным воспалением среднего уха нередко назначают карбол-глицериновые капли. Эти капли можно закапывать только до появления гноетечения, так как при наличии гноя они вызывают ожог барабанной перепонки и слизистой оболочки среднего уха.

Ингаляцией называется введение в дыхательные пути мелко распыленного лекарственного раствора (масло, сода, димедрол, антибиотики и др.) в смеси с водяным паром или воздухом. В настоящее время многие лечебные учреждения оснащены стационарными ингаляционными установками и их обслуживают специально обученные медицинские сестры.

Ингаляция часто выполняется и с помощью специального парового ингалятора. В стаканчик наливают раствор питьевой соды (половина чайной ложки на стакан воды). Ингалятор включают в электрическую сеть, и, когда вода в резервуаре ингалятора закипает, образующийся пар начинает поступать в трубку пульверизатора, увлекает за собой раствор соды и выходит через трубку.

Больной садится перед ингалятором таким образом, чтобы трубка ингалятора находилась на уровне его рта, и ртом вдыхает выходящий из трубки пар.

Длительность ингаляции 5-7 мин.

При отсутствии ингалятора эта процедура может быть выполнена с помощью чайника, в который заливают 2-3 стакана воды и ставят на огонь. Когда вода в чайнике закипит, из носика чайника будет поступать пар, которым больной дышит так же, как и из ингалятора. Во избежании ожога кожи лица на кончик носика чайника надевают раструб, сделанный из плотной бумаги, и через этот раструб дышат паром. Щелочные и масляные ингаляции можно делать несколько раз в день.

Сестринский процесс при уходе за больными с заболеваниями уха

Заболевания наружного уха

Фурункул наружного слухового прохода

Острое гнойное воспаление волосяного мешочка, сальной железы с ограниченным воспалением кожи и подкожной клетчатки перепончато-хрящевой части наружного слухового прохода.

Боль в области уха иррадиирующая в глаз, зубы, шею, иногда диффузно распространяется по всей голове,усиливается при разговоре и жевании.

Болезненность при надавливании на козелок и нижнюю стенку слухового прохода, при оттягивании ушной раковины.

Инфильтрация кожи окружающей ушную раковину, с распространением на сосцевидный отросток.

Регионарные околоушные лимфатические узлы увеличены.

Резкое повышение температуры и озноб.

Антибактериальные препараты (аугментин, рулид, стрептоцид, эритромицин)

В наружный слуховой проход вводят турунду, пропитанную борным спиртом.

Жаропонижающие и болеутоляющие средства - ацетилсалициловую кислоту, анальгин, парацетамол, тайленол

Общее укрепляющее лечение

При нагноении - оперативное

Наружный отит .- это воспалительное заболевание наружного слухового прохода.

Виды отита

Ограниченный

Диффузный.

Ограниченный наружный отит- проявляется в виде воспаления волосяного фолликула или в виде фурункул в наружном слуховом проходе

При диффузном наружном отите воспалительный процесс затрагивает весь слуховой проход. Этот вид отита подразделяется еще на бактериальный, аллергический и грибковый.

Симптомы наружного отита.

Сильные боли при движении ушной раковины или козелка

Постоянная боль в ухе или в области уха. Обычно наружный отит наблюдается с одной стороны.

Зуд в ухе. Зуд зачастую характерен при грибковом поражении кожи слухового прохода, а также при экземе.

Отек наружного слухового прохода либо увеличение лимфоузлов в области уха.

Ощущение заложенности в ухе.

Выделение гноя из уха.

Снижение слуха.

Постановка турунды с антибактериальной или гормональной мазью (целестодерм, флуцинар, тридерм).

Использование ушных капель в т.ч. и содержащих антибиотики (неомицин, норфлоксацин, офлоксацин).

Прием обезболивающих препаратов внутрь (кетанов и др).

При развитии фурункула наружного прохода лечение оперативное.

НЕДОПУСТИМО:

При наружном отите устанавливать турунды, например, с борным спиртом. Попадание раздражающего агрессивного вещества на воспаленную кожу может усугубить болевой синдром.

Ушная серная пробка.

Является результатом накопления в кожно- хрящевой части наружного слухового прохода ушной серы.

Обычно после душа или купания внезапно возникает заложенность и снижение слуха на одно или на оба уха. Одновременно может возникать низкочастотный шум в ухе, аутофония в причинное ухо и даже головокружение.

Читайте также: