Что читали советские школьники. Школьная программа по истории

Алена Бальцева | 18.01.2016 | 19997

Алена Бальцева 18.01.2016 19997


Если в вашей семье есть школьник , это прекрасный повод заново перечитать с ним самые лучшие книги, включенные в программу по литературе. Можем поспорить, что многие произведения откроются вам с неожиданной стороны и станут поводом для откровенных разговоров на важные темы.

Все знают, что в романе «Отцы и дети» Тургенев затрагивает тему конфликта поколений, но это произведение гораздо глубже. Здесь не только история отношений эксцентричного сына и пожилых родителей, которые не чают в нем души и одновременно побаиваются его. Эта небольшая книга – о конфликте мировоззрений, человеческих ценностях, смысле жизни.

Возможно, перечитывая «Отцов и детей» вместе с ребенком, вы узнаете там друг друга. Чем не отличная возможность вызвать чадо на открытое обсуждение и поучиться на чужих ошибках, пусть и литературных?

Запрещенный цензурой роман, написанный за тюремной решеткой, который вызвал настоящую бурю в Российской империи и за ее пределами, – кажется, этого достаточно, чтобы заинтриговать подростка, не так ли?

Во многом это философское произведение Николая Чернышевского является ответом на «Отцов и детей» Тургенева. В «Записках из подполья» его идеи оспаривал Федор Достоевский. А Ленин и Маяковский, к примеру, восхищались им.

Так какая же загадка кроется в этой книге? Возможно ли то новое общество, о котором писал Чернышевский? Попробуйте разобраться в этом вместе.

«Тварь я дрожащая или право имею?» – этот вопрос мучил не только Раскольникова, но в определенные моменты жизни встает и перед каждым из нас. Допустимо ли зло во благо? Имеет ли преступник шанс на искупление и прощение? Ответы на все это подросток должен найти в первую очередь вместе с родителями. Прочтите вместе «Преступление и наказание».

Признайтесь честно: а вы в школе осилили все четыре тома «Войны и мира», не пропуская ни строчки про войну? Если вы ответили утвердительно, вашей выдержке можно только позавидовать!

На самом деле, у эпического романа Толстого лишь два недостатка, которые отпугивают школьников, – это обилие цитат на французском и внушительный объем. Все остальное – сплошь достоинства: увлекательный сюжет (любовь – для девочек, война – для мальчиков), динамичное повествование, яркие персонажи.

Помогите ребенку рассмотреть всю прелесть этого произведения. А чтобы чтение шло веселее, добавьте элемент соревнования: кто быстрее закончит первый том? А второй? А как насчет прочесть всю книгу до конца? Вы не пожалеете, что решились перечитать великое произведение.

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя», «Но я другому отдана и буду век ему верна» – список крылатых фраз из этой поэмы можно продолжать до бесконечности. Недаром Пушкин считал это произведение одной из самых значимых работ собственного сочинения.

В этой книге – история первой безответной любви романтичной девочки, история праздной жизни молодого денди, история верности и самоотречения. Все это в красках предстанет перед вашими глазами, если вы устроите семейные чтения по ролям этого шедевра русской литературы.

Истерически смешная пьеса Фонвизина о семействе Простаковых завовевала моментальный успех в день своей премьеры в конце XVIII века и продолжает смешить читателей в начале XXI. Говорят, сам Григорий Потемкин похвалил Фонвизина следующими словами: «Умри, Денис, лучше не напишешь» .

Почему же это пьеса попала в разряд бессмертных? Как минимум благодаря двум цитатам:

  • «Не хочу учиться – хочу жениться!
  • «Вот злонравия достойные плоды».

Как максимум – благодаря колкой сатире, обличающей невежество. Еще одна блестящая история о взаимоотношениях родителей и детей.

Цитируя Грибоедова, «счастливые часов не наблюдают». Особенно, когда держат в руках «Горе от ума», ведь читать его – сплошное удовольствие. Как и прочил произведению Пушкин, едва ли не половина стихов перешла в разряд пословиц.

Эта блестящая трагикомедия лишь поверхностно затрагивает любовную тему, обличая подхалимство и чинопочитание. Важные вопросы для каждого человека, будь ему 15 лет или 40.

Самый известный роман Гоголя – эталонный образец русской ироничной прозы, своеобразная «Одиссея», описывающая путешествие предприимчивого помещика Чичикова по российской провинции, энциклопедия архетипов.

Чтобы научиться распознавать в жизни плюшкиных, маниловых, коробочек, стоит прочесть «Мертвые души» еще в юности. А чтобы не «потерять сноровку» – перечитать в зрелом возрасте.

Сюжет этого ироничного, остроумного романа до неприличия прост: по большей части главный герой лежит на диване в старом халате, изредка отвлекаясь на попытки устроить личную жизнь. Несмотря на это, «Обломов» читается легко и с интересом.

К сожалению, «обломовщина» поражает не только ленивых холостяков чуть за 30, но и солидных отцов семейства уже за 40, а зарождается – в умах избалованных чад младше 18. В целях профилактики этого острого заболевания – читать Гончарова всей семьей!

В отличие от Ильи Ильича Обломова, герои чеховских пьес ведут довольно активную деятельность, а результат все тот же – нерешительность и душевные терзания, которые в итоге ни к чему хорошему не приводят. Вырубать сад или не вырубать? Сдавать землю в аренду или нет?

Действительно, а как поступили бы вы на месте главной героини пьесы Раневской? Хорошая тема для семейного обсуждения.

Орест Кипренский, «Бедная Лиза»

Этот драматичный роман – хороший повод обсудить с подростком этику отношений с противоположным полом, поговорить о мужской порядочности и девичьей чести. История бедной Лизы, покончившей с собой из-за предательства соблазнившего ее молодого человека, к сожалению, слишком часто повторяется в реальной жизни в различных вариациях, чтобы считать ее лишь литературной выдумкой.

Эпическое произведение, главный герой которого – классический «плохой парень», скептик и фаталист Печорин. «Герой нашего времени» вдохновлен романтическими произведениями Вальтера Скотта и лорда Байрона, а также «Евгением Онегиным» Пушкина.

Угрюмый главный герой покажется во многом близким подростку, да и повидавшему виды взрослому – тоже.

Пополнить словарный запас лаконичными фразочками Эллы Щукиной, научиться просить милостыню на нескольких европейских языках, получить мастер-класс по превращению шкурки сомнительного качества в мех шанхайского барса, узнать 400 относительно честных способа отъема денег? Запросто!

В то время как школьник, скорее всего, увидит в романе талантливого писательского дуэта лишь искрометную юмористическую историю, его родители оценят тонкую иронию авторов.

Еще одно произведение, буквально разошедшееся на цитаты. Перечитайте гениальную сатиру Михаила Булгакова, чтобы напомнить себе и объяснить ребенку, что «разруха не в клозетах, а в головах».

Человек и история неотделимы друг от друга. Мы и творцы истории, и носители основных черт времени одновременно. Исторический процесс — это не только войны, ожесточенные сражения, политические интриги и заговоры. Это прежде всего человеческие судьбы, в которых как в зеркале отражается история. Невозможно прожить жизнь полностью абстрагируясь от происходящего вокруг тебя. Без понимания истории своего народа, причин и следствий важных исторических процессов человеку трудно ориентироваться в современном мире. Ведь, как известно, именно изучение прошлого позволяет прогнозировать будущее и предостерегает от совершения ошибок.

Важность изучения истории своей страны неоспорима, именно поэтому ей уделяется должное место в школьной образовательной программе. Преподавание истории начинается уже в начальной школе, учителя знакомят детей с наиболее важными историческими событиями, героями своего времени, памятниками старины. В среднем звене начинается более серьезное изучение предмета, исторических процессов, происходящих не только в России, но и за рубежом. Также должное внимание уделяется и истории родного края.

Изучение истории в начальной школе.

Историю как отдельный предмет в начальной школе не проходят. Малыши знакомятся с историческими событиями в рамках школьного предмета . В обучающей программе Перспективная начальная школа, история России 1 (первый) класс подразумевает получение первоначальных представлений о Родине: Россия — многонациональная страна, государственные символы, столица, Кремль.

История России 2 (второй) класс повторяет уже пройденный в первом классе материал, а также добавляется изучение важных памятных дат, знакомство с понятием Конституция.

История России 3 (третий) класс знакомит учеников с хронологией строительства Московского Кремля, городами “Золотого кольца” и их историей, а также с архитектурными и культурными памятникам, изучается история города Санкт-Петербург.

История России 4 (четвертый) класс более объемна. Здесь ученики знакомятся с правлением первых русских князей, с деятельностью Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Изучается история Москвы и важнейшие архитектурные памятники, а также исторические события, в честь которых они были воздвигнуты.

История в программе основного общего образования (5-9 класс)

История России 5 (пятый) класс.

Преподавание истории в 5 классе, по общепринятому мнению, наиболее интересно и увлекательно. Связано это и с самим учебным курсом, и с возрастными особенностями детей. Повествование предмета строится на увлекательных рассказах, красочных картинках, лишь совсем мало времени уделяя изучению дат, логики исторического процесса, исторической терминологии.

В 5 классе проходят историю Древнего мира. Изучение начинается с доисторических времен: появление первых людей, их занятия, быт, религиозные верования — а заканчивается падением Западной Римской империи, которым по общепринятому мнению, завершается эпоха Древнего мира и начинается средневековая история.

Условно весь учебный курс можно разделить на 5 блоков:

Блок 1. Что изучает история?

Блок 2. Первобытные люди.

Блок 3. Древний Восток.

Блок 4. Древняя Греция.

Блок 5. Древний Рим.

В разделе Древний Восток дети знакомятся с древнейшими цивилизациями: Египтом, Индией, Китаем. Помимо этого изучается Междуречье, Вавилонское царство, Финикия, Палестина, Ассирия, Персидская держава. Ученики узнают о жизни фараонов и их военных походах, образе жизни древних шумеров, законах царя Хамураппи, финикийских мореплавателях, библейских сказаниях, строительстве великой китайской стены, гибели Вавилонского царства под ударами персов и создании великой Персидской державы.

В разделе Древняя Греция дети знакомятся с афинским полисом, изучают основы античной демократии, устройством военного полиса Спарты, борьбой греков с персами, завоеваниями Александра Македонского. Дети погружаются в знаменитую античную культуру: древнегреческие мифы, подвиги Геракла, Одиссея, Троянская война, театр, олимпийские игры — встают перед ними.

История Древнего Рима столь же захватывающая и увлекательная. Здесь дети узнают о возникновении Рима, о расширении его могущества и влияния, рабстве. О попытках народах защитить свои права и начавшихся Гражданских войнах, о победах Цезаря и становлении его императором. Жестокий император Нерон, его гонения на христиан, упадок Римской империи и взятие Рима варварами — все это учит детей, что даже когда-то могущественное и сильное государство может пасть под ударами диких племен, если в нем нет порядка.

История России 6 (шестой) класс.

В шестом классе дети уже относительно повзрослели и обучение истории строится не только на увлекательных рассказах, но и на изучении причинно-следственных связей, исторической хронологии и терминологии, постижении логики исторического процесса. Изучение предмета делится на три курса: История России, История Средних веков и региональный компонент, то есть изучение истории родного края.

Хронологические рамки этих курсов одинаковы, приблизительно с V по XV-XVI века, то есть средневековье. В Истории России ученики начинают знакомиться с историей своего государства, от образования Киевской Руси до окончания правления Ивана Грозного, то есть фактически прекращения первой правящей династии — Рюриковичей. Дети узнают о многих значительных событиях, которые немало повлияли на ход нашей истории: начало правления Рюриковичей — призвание варягов на Русь, правление князей Олега, Игоря и Ольги, их сына Святослава. Эпоха расцвета Древней Руси: принятие Русью христианства при князе Владимире, реформы Ярослава Мудрого, древнерусская культура; и эпоха ее заката — феодальная раздробленность.

Затем на пути нашего государства встает новый и могущественный враг — Золотая Орда, под натисками которой разобщенной Руси устоять не просто и страна на долгие годы (1238 — 1480) оказывается под пятой Орды. Дети узнают о том, что эта беда не сломила властителей и в стране появляется новый центр — Москва, который начинает собирать вокруг себя земли для удара по татаро-монголам. Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Третий внесли большой вклад в освобождение Руси. И завершает этот учебный курс правление Ивана Грозного. Дети узнают об одной из самых противоречивых личностей в нашей истории, прославившейся своей крайней жестокостью, дела которой были столь же противоречивы.

В истории Средних веков дети узнают о самых ярких и значительных событиях европейских, азиатских государств: средневековых рыцарях, крестовых походах, Столетней войне между Англией и Францией и героической Жанне д’Арк, католической инквизиции и многом другом.

История России 7 (седьмой) класс.

В этом классе дети также проходят три курса: История России, Новая история, и история родного края, только хронологические рамки иные: XVII-XVIII века. В истории России дети знакомятся с очень интересным и значительным периодом в истории нашей страны: от начала правления новой династии Романовых, до времени расцвета абсолютизма в правление Екатерины Великой. Перед взором детей встают важные и эпохальные события, такие как Смутное время и Петровские преобразования, Дворцовые перевороты.

История Нового времени нацелена на изучение мировой истории, стран Европы, Америки, Азии и Африки. Дети узнают о таких важных событиях, как: Великие географические открытия, Английская революция в XVII веке, промышленная революция, Великая Французская революция, возникновение Американского государства, война за независимость от Англии, Наполеоновские войны.

История России 8 (восьмой) класс.

В этом классе дети также проходят три курса: Историю России, Новую историю, и историю родного края, только хронологические рамки иные: XIX век. Изучение исторической хронологии нашего государства строится на изучении правления российских императоров: Александра I (1801-1825), Николая I (1825-1855), Александра II (1855-1881), Александра III (1881-1894).

Правление Александра I включает в себя изучение таких событий, как: реформаторская деятельность императора, Отечественная война 1812 года, заграничные походы русской армии, участие в деятельности Венского конгресса, решавшего судьбу послевоенного устройства мира, восстание декабристов. Знакомятся с такими великими личностями эпохи, как М.М.Сперанский, М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт.

К правлению Николая I относят события Крымской, Кавказской войны, постройка первой железной дороги, ужесточение внутренней политики вследствие восстания декабристов. Ученики узнают о деятельности таких выдающихся лиц, как: реформаторы П.Д.Киселев и Е.Ф.Канкрин, адмирал П.С. Нахимов и генерал А.П.Ермолов.

Время царствия Алексанра II прославлено многими значимыми событиями: отмена крепостного права, «эпоха реформ», которая внесла изменения во многие сферы общественной жизни. Помимо этого, во время его правления происходит всплеск общественной активности, появляется много политических кружков: «нечаевцы», организация «Земля и воля», чайковцы, группы Лаврова и Бакунина и многие другие. Некоторые из них пропагандировали и применяли террористические методы борьбы, следствием чего стало большое количество политических убийств и ряд покушений на императора, последнее из них стало роковым и привело к гибели царя в 1881 году. Помимо этого дети знакомятся с событиями внешней политики: русско-турецкая война 1877-1878 годов, продажа Америке Аляски, определение отношений с азиатскими государствами.

Завершает изучение отечественного исторического курса в 8 классе правление Александра III, которое было непродолжительным и запомнилось современникам ужесточением внутренней политики, вследствие распространения революционных настроений и миролюбивостью внутренней политики, за что император удостоился прозвища Царь — Миротворец.

В курсе Новой истории дети знакомятся с мировыми событиями, происходившими в XIX веке, который из-за насыщенности событиями получил название «долгий XIX век». Важными событиями считаются: Венский конгресс, Опиумные войны, Гражданская война в Америке, англо-бурские войны.

История России в 9 (девятом) классе.

История в 9 классе нацелена на изучение исторических процессов и явлений, произошедших в XX веке. Это столетие изобилует грандиозными по своей значимости событиями: Первая русская революция, Первая мировая война, Великая революция 1917 года, гражданская война белых и коасных, возникновение СССР, Вторая мировая война, “холодная война” и противостояние двух великих держав, распад СССР и создание нового государства — Российской Федерации. Ученики рассматривают правление императора Николая II, приход к власти В.И.Ленина, особенности развития государства при различных советских и российских лидерах. В рамках курса Новейшей истории изучение предмета концентрируется на важнейших исторических событиях, происходящих в мире, которые в известной мере перекликается с тем, что происходило в нашем государстве, поскольку мы неотделимая часть мировой истории.

И стория в программе среднего общего образования (10-11 класс)

В российских школах преподавание исторической науки строится на концентрической основе. Это означает, что с 5 по 9 класс изучают все основные события, а в 10-11 классах начинают изучение заново, проходя за 2 года то, что проходили в течение 5 лет. Необходимость такого подхода объясняется тем, что в младших классах ученики в силу своего возраста проходили материал по упрощенной схеме, став старше они могут по иному взглянуть на уже изученные события, выстроить всю схему исторического процесса, отследить исторические связи и параллели.

Курс история России 10 (десятый) класс предполагает изучение событий, происходящих с момента образования государства по XIX век включительно. В курсе Всеобщей истории ученики проходят события Древнего мира, Средних веков и Новое время. История России 11 (одиннадцатый) класс нацелена на изучение событий XX века, происходивших как в нашей стране, так и во всем мире.

Изучение истории в школе позволяет понять роль нашей страны в мировом процессе, воспитать в подрастающем поколении чувство гордости за наши победы, свершения, воспитать патриотов своего государства. Благодаря этому предмету формируется историческое мышление, умение объяснять значение исторических событий, определять причины и прогнозировать следствия. Происходит также нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.

История — одна из наиболее увлекательных дисциплин в школьном общеобразовательном курсе. Она интересна по своему содержанию и всегда актуальна, так как позволяет проследить причинно-следственную связь между самыми различными на первый взгляд событиями, причем разделенными между собой веками.

История наглядно показывает, как создавались и распадались великие державы, примером чего могут служить Древнеримская или Российская империя. Как предмет — это многоплановая дисциплина и по событийным процессам, и по их трактовкам. Она очень объёмна, если брать во внимание источники информации, и при этом системна по своему изложению. Понять этот предмет, усвоить всю огромную базу информации, сопутствующую его изучению, помогает обширный видеоматериал, представленный на общеобразовательном портале сайт и сформированный как группа видеоуроков по отдельным темам и курсам.

Восстание декабристов и Крымская война

Достаточно сложной для понимания школьниками считается период начала 19 века, когда Российская империя стала ареной для нового политического движения, во главе которого оказалось прогрессивное молодое дворянство. Этот исторический этап более известен как восстание декабристов.

Разобраться в причинах,побудивших элиту общества выступить с протестом против политики Александра I за радикальные перемены в стране, без внимательного и глубокого изучения довольно сложно.Восстание декабристов, имевшее своей целью подготовку и осуществление вооруженного выступления, захват монархии и Сената для того, чтобы ввести в стране конституционный строй, стало первым серьезным сигналом для властных структур Российской империи. Видеоуроки, представленные на сайте, содержат в себе тщательно проработанную и систематизированную информацию, связанную с темой восстание декабристов , и значительно облегчают задачу усвоения программы по истории.

Серьезный интерес вызывает и такой этап жизни страны как Крымская война. Причинами ее стало неразрешимое мирным путем столкновение политических интересов России, Турции, Австрии, Франции и Англии, а также расширение сферы влияния и рынков сбыта.

Окончательным поводом, в результате которого в 1853 году началась Крымская война, стал, как не удивительно, религиозный спор о принадлежности «палестинских святынь», которые находились на тот момент на земле Османской империи. Противостоять в этом конфликте между Турцией и Россией на стороне османов сочли для себя необходимым Англия и Франция, начав дипломатическую блокаду по отношению к российской империи.

В итоге Крымская война стала серьезным поражением для России, в результате которого империя утратила свои военно-морские базы на Черном море и частично флот, потеряла влияние на Балканы. Но в то же время Крымская война стала причиной проведения целого ряда серьезных реформ в период последующего правления Александра II.

сайт — лучший помощник для глубокого понимания истории

Огромный объем сложного материала становится серьезным препятствием для глубокого понимания уроков по этим темам. Возможность еще раз в спокойной домашней обстановке выслушать изложение информации из уст высококвалифицированного преподавателя — отличная возможность понять и разобраться, в чем была сложность исторического пути, которым шла Российская империя в этот исторический период.

Оптимальным решением проблемы станут , представленные на портале и для детей, которые вынуждены по ряду причин проходить домашнее обучение. Не менее интересны они будут и для учителей, как возможность заочного присутствия на открытых уроках и обмена опытом их проведения.

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Александр Архангельский. О своем участии в написании учебника, о нововведениях в школьной программе по литературе и том, стоит ли идти в гуманитарии в 2016-м году, он рассказал Миле Дубровиной на сайте mel.fm.

О преимуществе современных учебников над советскими

С той предметной областью, которая меня, увы, очень рано перестала интересовать, всё было не так уж и плохо: математика, физика, география и астрономия, которой сейчас практически нет, в СССР преподавались на высоком уровне. Но с литературой, историей, тем более обществоведением, не говоря уже про ИЗО и музо — никаких плюсов я в советской школьной системе не вижу. И дело не только в том, что тогда в школе к ним подвёрстывалась идеология. Само преподавание этих предметов, за пределами опыта учителей-новаторов, методически никуда не годилось. А тем, кто говорит, что в советской школе были замечательные учебники, советую попробовать их перечитать. Лучше перед сном — действует как снотворное. Скучища.

Какие бы ни были гуманитарные учебники сейчас — они могут нравиться или не нравиться — по сравнению с советскими это как небо и земля. Но почему же, будучи дуболомной по методам, советская школа была подчас продвинутой по результатам? Потому что начётничество искупалось альтернативностью: параллельно существовала система внешкольного образования и воспитания. Это была именно система, в отличие от современных разрозненных кружков, часто платных, в крупных городах. Вопреки всем мифам, тотально управляемая школьная модель и относительно свободная внешкольная прекрасно друг друга дополняли, и на этом балансе обеспечивалась возможность выбора. То есть всё штучное, нестандартное, по интересам ты добирал после уроков во дворцах пионеров, домах юных техников. Кстати, именно это помогло мне увлечься литературой.

Моя покойная мама из лучших побуждений чуть было не отбила у меня всякую охоту к литературе. Мечтая вырастить меня человеком культурным, она заставляла писать рецензии на прочитанные книги. Это кончилось тем, что я перестал читать, чтобы не писать эти самые рецензии. И на какое-то время увлёкся математикой. Зато потом, как все нормальные люди, я начал сочинять стихи.

Есть даже такой феномен в школьной психологии: сам пишу, других не читаю.

Это был мой случай: сам писал, а читать не хотел. И пошел я во Дворец пионеров записываться в кружок рисования, а заодно, по необъяснимой прихоти, записался в кружок литературного творчества к Зинаиде Николаевне Новлянской. Она и развернула меня к литературе, а в 1980-м я сам уже начал вести кружок в том же Дворце.

Почему история и география умирают

Судя по собеседованиям, которые мы не первый год проводим в Вышке, могу твёрдо сказать, что география как массовый предмет умерла. А история как набор фактов близка к состоянию комы. И вообще всё, что нужно запоминать, нынешние выпускники школ знают плохо. А соображают в разы лучше: многие умеют быстро соотнести разнородные элементы и дать разумную интерпретацию нового материала. То есть аналитические способности выросли, а в том, что касается конкретных знаний, всё печально.

Если продолжать тему сравнения с СССР, то тогда всё было ровно наоборот. Иногда говорят: ну и пусть, главное, чтобы понимали, а информацию найдут в интернете. Но какая-то база, ориентиры и в прошлом, и в настоящем должны быть. История, строго говоря, — это карта времени: надо представлять, что с чем соотносится, что чему предшествовало, что за чем следовало, как одно связано с другим. А географическая карта — карта пространственных соотнесений. Значит, мы угодили в мир, где ничто ни с чем не соотносится, но при этом всё словно бы просвечено рентгеном.

О работе над учебником по литературе

У нас с соавтором, директором подмосковной гимназии «Образ» Татьяной Смирновой, сейчас полубезумное состояние: вычитываем гранки, вёрстки, сверки всей учебной линии по литературе общей школы. Обязаны успеть к осени, потому что близится грифование, и в какую секунду оно будет назначено, мы не знаем.

Работа для меня необычайно важная. Но при этом необходимо понимать: учебник всё-таки надстроен над школьным процессом. Он, говоря словами Митрофанушки, «прилагательно», а не «существительно». Каким бы продвинутым он ни был, он всё равно компромиссен.

Составитель учебника не должен тешить себя иллюзией, будто бы он в одиночку поменяет школьный процесс в лучшую сторону

Хотя сделать это в худшую сторону при большом старании, наверное, можно. Учебник даёт некоторый фундамент, на котором строится главное — здание предмета. И строит это здание учитель, а не автор учебника. Поэтому последний ни в коем случае не должен мешать учителю проявлять его право на свободный выбор.

В свою очередь, система позволяет обеспечивать относительную вариативность любому составителю учебника, и этим правом мы тоже пользуемся. Но прыгнуть выше головы не можем, радикальные решения не пройдут.

Если взять среднего (типического) учителя, то окажется, что у него есть любимые темы и те, которые ему даются хуже, и что количество часов у него запредельное. Что он в нашем учебнике найдет? Стандартный «золотой список», который очевидным образом должен присутствовать в любой учебной линии, плюс не вполне стандартные ходы. Например, начиная с пятого класса, осторожно, медленно — потому что заповедь «не навреди» очень важна — учебник начинает вводить современную подростковую литературу. В пятом классе это может быть просто совет: «Почитай летом стихи Марины Бородицкой, зайди на сайт „Библиогид“, загляни в рекомендации…»

О современной литературе в школьной программе

Начиная с шестого класса, современная — в узком смысле слова — литература вводится в виде отрывков. Главы из книг, которые вышли совсем недавно, например, из «Сахарного ребенка» Ольги Громовой. Дальше начинается подростковая тема в литературе, и, разумеется, надо включать конец XX и начало XXI веков. Например, «Над пропастью во ржи» позволяет обсудить проблему идеала в восьмом классе. А в седьмом классе актуальна сквозная тема путешествий: её мы связываем с общим ходом мировой литературы и берём произведения от «Одиссеи» до «Властелина колец».

В учебнике много творческих заданий: чтобы стать большим читателем, человек должен сначала стать маленьким писателем

В пятом классе полезно сочинять свои скороговорки, пословицы и загадки, чтобы понимать, как они устроены изнутри. С другой стороны, если детям сейчас видеокультура ближе, почему мы должны прятаться от этого? Через знакомое и понятное мы идём к незнакомому и непонятному. В пятом классе, например, берём текст Распутина «Уроки французского»: «Напиши рецензию, пойми, почему режиссер может взять этот сюжет, а тот не может». К восьмому классу предлагаем попробовать сделать свой сценарный план, а в школьном кружке — снять свой фильм на мобильный телефон. Так мы не от литературы идем к видео, а через видео идем к литературе.

Современная литература делится не на хорошую и плохую, а на живую и мёртвую. Поэтому, если мы включаем в учебник современную литературу, мы должны понимать, что, может быть, этот текст через десять лет умрёт, не выдержав проверки даже коротким временем. В этом нет ничего страшного: он обладает другими важными свойствами, свойствами «подсветки». А именно: он написан на теперешнем языке и жизнь, описанная в нём, понятна, похожа на ту, что окружает нас.

Чтобы понять, что «Евгений Онегин» — молодёжный роман, где герои почти сверстники школьников, надо взломать автоматизм восприятия, порвать шаблон

С одной стороны, можно нудно объяснять, что Татьяна, Ольга, Ленский очень молоды, что им нет ещё и 20 лет. А можно, кроме «Онегина», дать почитать более современный молодежный роман и сказать: «Посмотрите, а в „Евгении Онегине“ тоже первая любовь».

Есть также другие возможности, которые редко используются в школе, по непонятным мне причинам. Например, текст «Капитанской дочки» — книжки, без которой нельзя представить русский литературный код, — считывается с большим трудом. Язык уходит, к сожалению, всё дальше, количество незнакомых исторических реалий очень велико. Но кто сказал, что не может быть цифрового издания со всплывающими мультимедийными комментариями? Почему комментарий обязательно должен состоять из сносок, бесконечных примечаний, которые тормозят процесс чтения, не может превратиться в анимированное сопровождение текста? Мы сами этого не делаем, а потом жалуемся, что они не читают.

Об инновациях в образовании

Я бы боролся не за сохранение старого и не за радикальные перемены, а за нереволюционное вхождение нового. Хватит революций, нужна эволюция, а она предполагает траты, причём не разовые — это вам не нацпроект «Образование», на который кинут огромное количество денег, а они потом «уплывут». Нам нужны системные вложения в будущее: переквалификация преподавателей должна быть неформальной и постоянной. Не просто «привели на семинар и рассказали про новые методики» — необходимо включение в педагогические практики, которые соответствуют новому миру.

Через 10 лет на дорогах будут автоматизированные дроны, а мы всё мыслим так, будто по ним мчится тройка Чичикова

Если ничего не сделать здесь и сейчас, то мы начнём отставать навсегда. Произойдёт системный крах, после которого модернизация будет стоить нам гораздо дороже, а осуществить её будет гораздо тяжелее. При этом надо понимать, что модернизация начинается только тогда, когда спина уже почувствовала стену, когда некуда отступать. Потому что любое обновление — это очень больно. В общем, либо мы принимаем волевое политическое решение и делаем ставку на творческое, неформальное, неформатное и развиваем новые образовательные технологии, либо мы стагнируем. Это как с СССР: только идиот может радоваться тому, что Союз почти мгновенно развалился (потому что это кровь и поломанные судьбы), но только идиот не может понимать, что распад — это расплата за отказ от своевременных перемен.

О перспективах гуманитарных профессий в России

Можно плакаться, что делать ничего не дают, а можно выбрать бег с препятствиями. Вспомните, как действовали педагоги-новаторы в 1970-е: через не могу, через нельзя. Более того, мощные педагогические идеи возникли именно в позднесоветский период: вариативное образование, педагогика сотрудничества. И система оказывалась слабее, чем творческие учителя. Кроме педагогов, в позднесоветские годы на будущее работали экономисты, которые успели что-то проработать, в отличие от гуманитарной интеллигенции, которая как в 1968-м году после танков в Праге уснула на кухне, так и проснулась в 1986-м, когда опять разрешили. И всё оставшееся время потратила на то, чтобы обсуждать, кто хуже — Сталин или Ленин.

Что до журналистики, то если сейчас какой-нибудь ребёнок скажет родителям, что он хочет стать журналистом, то правильнее всего объяснить ему, что такой отдельной профессии больше нет.

Есть широкая компетенция креативных индустрий и мультимедиа, одной из малых частей которой является журналистика в старом её понимании

Когда-то, очень давно, на журфаке были специализации: телевидение, радио, газеты. То есть можно было одним промыслом заниматься всю жизнь. Сегодня если ты не умеешь писать, снимать, монтировать, не понимаешь законов сторителлинга, не умеешь управлять культурными проектами, не знаешь, что такое фандрайзинг и, например, мультимедийное продвижение того же фандрайзинга, ты не будешь успешным. При этом если ты гениальный медиевист и собираешься, условно говоря, изучать вопрос появления жанра жонглеров в средневековой французской народной поэзии, ты должен плюнуть на все прагматические вопросы и идти туда, где будешь счастлив. Потому что если делать то, что не нравится, компромисс с жизнью не удастся. По верхам или в глубины, вершки или корешки — это другой вопрос, тут каждый выбирает для себя.

Вообще, я жил и работал при четырёх режимах: коммунистическом, перестроечном, ельцинском и сегодняшнем. Опыт показывает, что действовать, хоть и с неизбежными издержками, можно почти всегда. Другое дело, что впереди не провал, а промер, как писал Мандельштам. Но ведь и через трагедию, как выяснилось, тоже можно пройти.

Читайте также: