Физкультурная группа здоровья у детей. Подготовительная группа по физкультуре: что нельзя делать

Прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные учреждения и
в период обучения в них, утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н

Правила
определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой

1. Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.

2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.

3. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:

без нарушений состояния здоровья и физического развития;

с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.

Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

4. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:

имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;

входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);

с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

5. Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную "А" и специальную "Б".

5.1. К специальной подгруппе "А" (III группа) относятся несовершеннолетние:

с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;

с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

5.2. К специальной подгруппе "Б" (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

Отнесенным к этой" группе несовершеннолетним рекомендуется в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

С началом нового учебного года, одной из самых востребованных справок у школьников становится освобождение от физкультуры. Некоторые школьники (при поддержке родителей) не желают посещать школьные уроки физкультуры, другие не могут посещать стандартные школьные уроки физкультуры по состоянию здоровья.

Освобождение от физкультуры

Российское правительство в настоящее время заботится о физическом воспитании населения, в том числе школьников. С помощью различных законов государство старается обеспечить доступ к занятиям физической культурой и спортом даже для людей с ограниченными возможностями. Школьным урокам физкультуры уделяется большое, а иногда даже повышенное внимание.

Поэтому на сегодняшний день освободить школьника от уроков физкультуры может только официальный медицинский документ - справка. Освобождение от физкультуры может быть только временным (максимально до 1 года).

Педиатр

Врач-педиатр единолично имеет право освободить ребенка от занятий физкультурой на 2 недели - 1 месяц. Такое освобождение дается ребенку в обычной справке после болезни. После обычного ОРЗ - дается стандартное освобождение от физкультуры на 2 недели, после более серьезного заболевания, например после ангины или пневмонии - на 1 месяц.

После некоторых тяжелых заболеваний (гепатит, туберкулез, язвенная болезнь), травм (переломы, сотрясение головного мозга) или операций требуется более длительное освобождение от физкультуры. Любое, освобождение от физкультуры свыше 1 месяца оформляется через КЭК. Чтобы его оформить нужна выписка из стационара, с рекомендациями в отношении занятий физкультурой и (или) запись в амбулаторной карте врача специалиста по заболеванию ребенка с соответствующими рекомендациями. Заключение КЭК (контрольно-экспертной комиссии) заверяется тремя подписями: лечащий врач, зав. поликлиникой, главный врач и круглой печатью поликлиники, вся информация о справке вносится в журнал КЭК.

Длительно (на весь учебный год) от физкультуры обычно освобождаются дети-инвалиды, как правило, те из них кто имеет право на домашнее обучение. Подход к этому вопросу строго индивидуальный, решается совместно: лечащим врачом-специалистом, родителями, с учетом желания ребенка. Некоторым детям разрешаются занятия физкультурой в специальной или даже в подготовительной группе.

Даже если ребенок освобождается от занятий физкультурой на весь период обучения в школе, справка КЭК обновляется ежегодно .

Среди специалистов медицинских и образовательных учреждений часто возникают споры по распределению на группы для занятий физическими упражнениями, т. е. в правильности трактовки – медицинские либо группы здоровья.

Распределение на медицинские группы для физического воспитания осуществляется на основе данных о состоянии здоровья, физического развития, общей физической подготовленности и тренированности подростков. В соответствии с существующим «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» школьники и учащиеся, основываясь на результатах медицинского освидетельствования распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Специальная группа, в свою очередь, подразделяется на подгруппы: физкультурную (а) и лечебную (б). Каждая медицинская группа характеризуется по объему и интенсивности физических нагрузок.

Основная группа выполняет программу по физическому воспитанию в полном объеме. В ходе занятий используются все виды физических упражнений: гимнастические, игровые, спортивно-прикладные, трудовые. Предусматриваются занятия спортом. Интенсивность выполнения упражнений разнообразная, вплоть до максимальной. Методика проведения занятий групповая, малогрупповая, индивидуальная. В данную группу направляются лица со средним, выше среднего и высоким уровнем физического развития, без отклонений, а также с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но имеющими нормотоническую реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.

Подготовительная группа выполняет программу по физическому воспитанию в том объеме, который указывает врач со знаниями врачебного контроля, основываясь на результатах первичного медицинского освидетельствования, а в ряде случаев и результатах углубленного обследования. В ходе занятий используются все виды физических упражнений. Интенсивность выполнения упражнений субмаксимальная. Расширение объема и увеличение интенсивности нагрузок решается врачом, который руководствуется результатами дополнительного или повторного медицинского освидетельствования. Методика проведения занятий разнообразная.

В подготовительную группу направляются лица с ниже-средним уровнем физического развития без отклонений в состоянии здоровья, а также те, у кого уровень физического развития средний, выше среднего и высокий, но имеющих отклонения в состоянии здоровья. При этом тип реакции сердечно-сосудистой системы у них должен быть преимущественно нормотонический.

Специальная группа: подгруппа А - в данной подгруппе не предусматривается выполнение общей программы по физическому воспитанию. Используются все виды упражнений. Ограничение по интенсивности нагрузки определяется по результатам медицинского освидетельствования и углубленного обследования. Методика проведения занятий малогрупповая либо индивидуальная. К подгруппе А относятся лица с низким уровнем физического развития без отклонений в состоянии здоровья, а также те, у кого уровень физического развития средний, выше среднего и высокий со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, но без выраженных нарушений функции со стороны пораженных органов либо систем. Реакция сердечно-сосудистой системы преимущественно нормотоническая, возможны элементы патологической.

подгруппа Б - основная форма проведения занятий - лечебная гимнастика. Используются, главным образом, гимнастические и элементы спортивно-прикладных упражнений. Нагрузка, строго дозированная, подбирается с учетом результатов углубленного обследования и медицинского освидетельствования. Методика проведения занятий - индивидуальная. В данную подгруппу направляются лица со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, с выраженными нарушениями функций со стороны пораженных органов либо систем. Тип реакции сердечно-сосудистой системы может быть как нормотонический, так и патологический. Перевод из одной медицинской группы в другую осуществляется на основании результатов повторных и дополнительных обследований.

Лица, перенесшие заболевание или травму, временно освобождаются от занятий по физическому воспитанию на установленные сроки (приложение 1, 2, 3). Однако при этом не исключаются занятия физическими упражнениями в определенных формах лечебной физкультуры.

Обращаю внимание родителей, что любые справки о занятиях физкультурой: освобождение от физкультуры, справка о занятиях в подготовительной или специальной физкультурной группах должны обновляться не реже одного раза в год. Если в начале учебного года ребенок не приносит новую справку с рекомендациями врача в отношении занятий физкультурой, он автоматически попадает в основную физкультурную группу.

Приложения к приказу МЗ РФ №1346н определяющим физкультурные группы.

Сроки начала занятий по физическому воспитанию после травм

Название повреждения

Сроки, дни

Переломы костей нижних конечностей:

40-60 дн. со дня снятия иммобилизующей повязки;

5-6 месяцев.

Стопы – со стоянием отломков, не нарушающих свода и рессорную функцию

2-3 мес. со дня снятия гипсовой повязки

Стопы – со стоянием отломков, нарушивших свод и рессорную функцию

Переломы костей верхних конечностей:

Предплечья

Кисти и пальцев

45-60 дн. со дня перелома

45-60 дн. со дня снятия иммобилизации

30-45 дн. со дня перелома

Компрессионные переломы в грудном и поясничном отделах позвоночника

10-12 мес. со дня перелома

Растяжение связочного аппарата голеностопного сустава:

1 ст. – с микронадрывами связок

2 ст. – с выраженными повреждениями связок

3 ст. – с отрывом от кости

7-10 дней после повреждения

Растяжение и ушибы коленного сустава:

Без гемартроза и без повреждения связок

С незначительным кровоизлиянием в сустав, небольшим повреждением связок

С гемартрозом и повреждением связок

10-14 дней после повреждения

Не ранее 45 дней.

После операции удаления минисков коленного сустава

90-180 дн. после операции

Вывих локтевого и плечевого суставов

30-60 дн. со дня вывиха

Растяжение лучезапястного сустава

7-30 дн. со дня повреждения

Сроки начала занятий по физическому воспитанию после острых инфекционных заболеваний

Название повреждения

Сроки, дни

Ангина (катаральная, фолликулярная, лакунарная)

Ангина флегмонозная

Аппендицит острый

После операции (протекавшей без осложнений) по поводу аппендицита

Бронхит острый

Ветряная оспа

Острое воспаление придаточных полостей носа

Пневмония

Гастроэнтериты и др. острые расстройства ЖКТ

Грипп – катаральная, желудочно-кишечная, нервная формы:

А) легкой и средней степени тяжести: высокая температура не более 4-х суток, отсутствие резко выраженных местных явлений

Б) более тяжелые (высокая температура дольше 5 суток, расстройства со стороны отдельных органов, а также резко выраженные явления общей интоксикации)

Дизентерия

Дифтерия

Воспаление почек (о. нефрит)

Острые и подострые заболевания (заразные и незаразные) кожи и слизистых оболочек, не вызывающие резких болезненных явлений, ограничения движений (чесотка, стригущий лишай)

Острое расширение сердца (вследствие спортивных или иных напряжений)

Отит (острый)

Плеврит сухой

Плеврит экссудативный

Ревматизм острый

скарлатина

Миокардит острый

Тонзиллоэктомия

Аденотомия

Вскрытие перитонзиллярного абсцесса

Резекция носовой перегородки

Радикальная операция на височной кости

грыжесечение

Сотрясение мозга

Примерное распределение на медицинские группы для выполнения программы по физическому воспитанию

Заболевания

Медицинские группы

Основная

Подготовительная

Специальная

Острая пневмония (бронхит)*

+ (на диспансерном наблюдении)

Хронический бронхит*

Бронхиальная астма*

+ (при стойкой ремиссии)

Туберкулез легких*

+(при снятии с диспансерного учета)

Перенесенный миокардит*

Врожденные пороки клапанного аппарата*

Приобретенные пороки клапанного аппарата

После хирургического лечения пороков сердца

Кардиотонзилогенный синдром*

Хронический гастрит, энтерит, колит

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

+ (при стойкой ремиссии)

Опущение внутренних органов

Хронический нефрит, пиелонефрит

Сахарный диабет

Ожирение

Грыжесечение, аппендэктомия, переломы опорно-двигательного аппарата

Сколиозы: Iст.

II, III, IV ст.

Параличи, парезы, гиперкинезы

Хронический тонзиллит компенсированный

декомпенсированный

Синуситы

Аномалии рефракции (миопия, гиперметрония)

Варикозное расширение вен нижних конечностей

* Для лиц с указанной патологией возможен переход в другую медицинскую группу с учетом результатов, полученных в ходе дополнительных и повторных углубленных обследований.

Положение

об организации занятий по предмету «Физическая культура»

обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или освобождённых от физических нагрузок на уроках

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:

    Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 года №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

    Методическим письмом Министерства Просвещения РСФСР от15.06.1987 г. № 105/33-24 «О направлении методических рекомендаций «Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»;

    Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

    Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и Российской Академией образования от 16 июля 2002 года № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

1.2. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся МБОУ лицей №4 в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

К основной медицинской группе относятся обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья.

К подготовительной медицинской группе относятся обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).

К специальной медицинской группе относятся обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы.

Занятия по физической культуре в этой группе проводятся по специальным учебным программам. Перевод из специальной медицинской группы в подготовительную производится либо при ежегодном медицинском осмотре, либо после дополнительного медицинского обследования.

При определении медицинской группы для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления и предупреждения обострения заболеваний.

1.3. Работа в спецмедгруппе направлена на:

    укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

    расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;

    повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

    освоение основных двигательных навыков и качеств;

    воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;

    разъяснения значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе;

    предупреждение дезадаптации обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения.

2. Организация и функционирование специальных медицинских групп.

2.1. Спецмедгруппа наполняемостью 10 - 12 человек организуется для обучающихся 1 - 11 классов. Группы комплектуются либо по параллели, либо по заболеваемости. Если число обучающихся недостаточно для комплектования группы, то комплектуются разновозрастная группа.

Группы обучающихся, отнесенных к спецмедгруппе, комплектуются для занятий физической культурой по заключению врачебной комиссии и заявлению родителей (законных представителей), оформляются приказом директора МБОУ лицей №4 в начале учебного года.

В листе здоровья классного журнала медицинский работник образовательного учреждения совместно с преподавателем физической культуры напротив фамилии обучающегося делает отметку: «спецмедгруппа, приказ №…… от ……..г.».

2.2. Движение обучающихся по группам здоровья в течение учебного года (из специальной медицинской группы в подготовительную группу, далее в основную и наоборот) проводится на основании справки врачебной комиссии и заявления родителей (законных представителей). На основании этих документов директор МБОУ лицей №4 издает приказ о переводе обучающегося в другую группу здоровья. Медицинский работник лицея совместно с классным руководителем и преподавателем физической культуры в листе здоровья классного журнала напротив фамилии обучающегося делают отметку: «на основании приказа от…….№……. переведен в ….. группу».

2.3. Учет посещаемости и успеваемости обучающихся специальной медицинской группы здоровья и прохождение ими программного материала осуществляется в журнале для специальных медицинских групп, который заполняет преподаватель, ведущий занятия в спецмедгруппе. В классном журнале на предметной странице «Физическая культура» напротив фамилии обучающегося, отнесенного к специальной медицинской группе здоровья, из журнала специальной медицинской группы переносятся четвертные (полугодовые) и годовые оценки.

3. Организация образовательного процесса в специальной медицинской группе.

3.1. Образовательный процесс в специальной медицинской группе регламентируется расписанием занятий. Учебные занятия с обучающимися, отнесёнными к специальной медицинской группе, планируются отдельно от основного расписания.

3.2. Посещение занятий учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе здоровья, являются обязательными. Во время уроков физической культуры по расписанию учебных занятий данные обучающиеся находятся вместе с группой в спортивном зале лицея или на спортивной площадке.

3.3. Ответственность за посещение обучающимися уроков физической культуры и занятий специальной медицинской группы возлагается на учителя, ведущего занятия в группе, и классного руководителя, контролируется заместителем директора лицея по УВР и медицинским работником лицея.

4. Кадровое и финансовое обеспечение специальных медицинских групп.

В специальных медицинских группах работают учителя, имеющие опыт работы в образовательном учреждении.

Оплата труда учителей за работу в специальных медицинских группах осуществляется в пределах фонда оплаты труда образовательного учреждения.

5. Функции заместителя директора лицея по УВР, учителя, работающего в специальной медицинской группе.

5.1. Заместитель директора по УВР обеспечивает создание необходимых условий для работы специальных медицинских группы, осуществляет контроль за её работой, несет ответственность за её комплектование, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителю в определении направлений и планировании работы специальной медицинской группы, анализирует результаты обучения.

5.2. Учителя, работающие в специальных медицинских группах должны:

    знать анатомические и физиологические особенности обучающихся разных возрастных групп;

    знать методики проведения лечебной физкультуры с различными заболеваниями;

    знать показания и противопоказания к проведению лечебной физкультуры;

    знать санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий и правила техники безопасности и охраны труда;

    проводить систематическую работу с обучающимися, с целью выявления их индивидуальных возможностей и определения направлений развивающей работы, фиксировать динамику развития обучающихся;

    Вести систематическое наблюдение за реакцией обучающихся на предлагаемые нагрузки по внешним признакам утомления;

    иметь следующую документацию: рабочую программу по предмету; календарно – тематическое планирование; расписание занятий; журнал учета успеваемости и посещаемости обучающихся.

6. Система оценивания достижений, обучающихся в специальных медицинских группах.

6.1. При выставлении текущей отметки обучающемуся, имеющему специальную группу здоровья, необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию и стимулировала на дальнейшие занятия физической культурой.

6.2. Итоговая отметка по физической культуре обучающимся специальной медицинской группы выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

6.3. Обучающиеся подгрупп «А» и «Б» специальной медицинской группы здоровья по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок, обучающихся специальных медицинских групп должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для обучающихся основной и подготовительной групп. Кроме этого каждый обучающийся специальной медицинской группы имеет свой выбор ограничений двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств.

6.4. Текущая отметка успеваемости обучающемуся специальной медицинской группы здоровья выставляется по пятибалльной системе.

6.5. Положительная отметка по физической культуре выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно - оздоровительную деятельность). Основной акцент должен быть сделан на стойкую мотивацию обучающихся к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной и корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.

6.6. Обучающемуся выставляется:

Отметка «2» (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:

    не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями;

    не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры;

    обучающийся, не имеет выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями, нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены преподавателем физической культуры;

    не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических и морально-волевых качеств;

    не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Отметка «3» (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:

    выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивном зале, на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений;

    обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры;

    продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и развития физических и морально-волевых качеств в течение полугодия;

    частично выполняет все теоретические и иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физкультуры.

Отметка «4» (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий:

    обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем;

    постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и развития физических и морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдает на уроках норматив по физкультуре, для своего возраста;

    выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Отметка «5» (отлично), в зависимости от следующих конкретных условий:

    имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока;

    выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивном зале и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений на занятиях;

    обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем. Занимается самостоятельно в спортивной секции, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на соревнованиях любого ранга;

    постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдает или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста;

    выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

6.7. При выставлении четвертной (полугодовой), годовой оценки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры.

7. Организация учебного процесса обучающихся, освобождённых от физических нагрузок на уроках физической культуры.

7.1. В исключительных случаях по соответствующему медицинскому заключению обучающиеся освобождаются от физических нагрузок на уроках физической культуры.

7.2. Для освобождения, обучающегося от физических нагрузок на уроках физической культуры родители (законные представители) предоставляют в МБОУ лицей №4 заключение врачебной комиссии поликлиники (больницы) и заявление об освобождении обучающегося от физических нагрузок на уроках физической культуры.

Если обучающийся освобожден от физических нагрузок на уроках физической культуры более, чем на месяц:

    образовательное учреждение издает приказ об от физических нагрузок на уроках физической культуры к началу учебного года или во время учебного года незамедлительно после предоставления справки и заявления;

    в классном журнале медицинский работник школы совместно с учителем физической культуры напротив фамилии обучающегося делает отметку: «освобожден от физических нагрузок, приказ №……. от …….. г.»;

В том случае, если по медицинскому заключению пребывание в спортивном зале связано с опасностью для жизни и здоровья обучающегося, освобожденного от физических нагрузок, или по заявлению родителей (законных представителей), администрация образовательного учреждения определяет его местонахождение во время проведения учебных занятий по физической культуре (библиотека, столовая и др.).

Одним из обязательных предметов школьной программы является физкультура. Она необходима для полноценного физического развития деток. Такой предмет помогает малышам сохранить свое здоровье в условиях постоянного нахождения за партой во время уроков, когда тело вынуждено большую часть времени находится в статичном положении. Для большей части здоровых деток физкультура совершенно безопасна, однако есть определенные группы школьников, которым не рекомендуется выполнять определенные виды физических нагрузок. Поэтому все дети, посещающие школу, проходят обязательное обследование у педиатра, где их могут отнести к определенной медицинской группе для занятий физической культурой.

Принципы разделения

Не стоит путать группы здоровья, которые нужны в основном докторам, с медицинскими группами по посещёниям физкультуры. Группы здоровья определяются ещё в новорожденном возрасте и могут корректироваться по мере роста ребенка. Медицинские группы для занятий физкультурой обычно определяются перед поступлением в школу и требуют ежегодного подтверждения либо опровержения. В большей части школ учителя не могут в точности определить смысл спецмедгруппы и не знают, чем занятия у таких деток отличаются от ЛФК. Однако лечебная физкультура проводится лишь специалистами-докторами, в то время как обычный урок физкультуры у детей из спецгруппы проводит педагог, который способен подобрать наиболее оптимальные методики тренировки.

Все школьники в начале учебного года, либо незадолго до него, в зависимости от анамнеза, распределяются ровно на три группы, а именно основную, подготовительную, а также специальную. Доктор, который проводит распределение, принимает в учёт особенности здоровья и функционального состояния организма. Если поднимается вопрос о спецгруппе, врач должен обязательно установить диагноз и указать степень нарушений функциональной деятельности организма. Подробнее поговорим про группы здоровья по физкультуре в школе, охарактеризуем их детальнее.

Основная группа

Так основная медицинская группа для занятий физкультурой включает в себя деток, относящихся к первой группе здоровья, а также определенное количество представителей второй группы здоровья, если существующий недуг никак не ограничивает двигательный режим. Такие школьники характеризуются отсутствием отклонений в состоянии своего здоровья, а также физического развития. Они имеют отличное функциональное состояние и такую физподготовку, которая полностью соответствует возрасту. Также к основной группе здоровья относят и тех детей, которые имеют незначительные, большей частью функциональные отклонения. При этом такие школьники совершенно не отличаются от своих сверстников по физическому развитию и физподготовке.

Таким детям можно выполнять занятия физкультурой в полном объёме, который соответствует программе учебного воспитания, а также сдавать тесты по индивидуальной физподготовке. Кроме того таким школьникам разрешено посещать спортивные секции, кружки и пр., а также участвовать в разного рода соревнованиях, спортивных праздниках и т.п.

Подготовительная группа

В такой группе находятся дети, которые обладают некоторым отставанием в физическом развитии, имеют недостаток физподготовки либо незначительные отклонения в состоянии здоровья. Это представители второй групп здоровья.

Специальные цели физического воспитания таких школьников состоят в том, чтобы повысить уровень их физподготовки до нормального.

Ослабленное состояние здоровья часто фиксируется в качестве остаточного явления после разных перенесенных недугов острого типа, а также при их переходе в стадию хронического заболевания. Кроме того такая ситуация наблюдается и при хронических формах заболеваний на этапе компенсации. Таким школьникам нужно соблюдать определенные ограничения и специальные методические правила, а также не выполнять значительные нормы физической нагрузки с высокой интенсивностью.

Специальная группа

В этой группе находятся те школьники, состояние здоровья которых требует занятий в соответствии с отдельной программой, которая принимает в учет состояние их здоровья. Однако таких детей не нужно полностью освобождать от физической культуры, хотя это довольно часто практикуется. Этой группе школьников особенно нужны правильно организованные физические нагрузки.

В спецгруппе могут находится дети со временными либо постоянными отклонениями в состоянии здоровья, которым настоятельно рекомендуется посещать курс физкультуры по специализированной программе в обычной школе под руководством педагога. Такие школьники имеют подгруппу А.

Кроме того спецгруппа включает в себя детей, которые страдают от довольно серьезных отклонений в состоянии здоровья. Таким малышам требуется существенно ограничивать объемы и интенсивность разного рода физических нагрузок. Они относятся к подгруппе В. В этом случае занятия физкультурой должны проводиться под наблюдением не только педагога, но и квалифицированного доктора. Чаще всего такие мероприятия проводят в поликлинике, специальном диспансере либо же в учебном заведении по индивидуальной программе.

Перевод из одной группы в другую вполне возможен, после того, как будет проведено врачебное обследование и педагогическое тестирование. Чаще всего это становится возможным по окончанию четверти, семестра либо учебного года.

Cмотрите так же...
Ответы к зачету по курсу Основы здорового образа жизни
Факторы риска для здоровья человека. Школьные факторы риска для здоровья.
Критерии здоровья. Группы здоровья детей. Физкультурные группы.
Физкультурные группы
Хрони́ческий тонзилли́т
Ожире́ние
Позвоночник
Плоскостопие
Особенности ревматизма у детей
Гастрит
Дискинезия желчевыводящих путей и желчного пузыря
Холецистит
Адаптация организма к условиям окружающей среды. Виды адаптации. Фазы адаптации. Механизмы адаптации.
Механизмы адаптации
Стресс. Стрессоры. Фазы стрессовой реакции. Механизмы стресса. Виды стресса.
Болезни адаптации. Способы преодоления неблагоприятного для здоровья действия стресса.
Условия труда как стрессирующий фактор. Влияние компьютера на здоровье.
Компьютер и здоровье человека
Здоровье учителя. Способы снижения неблагоприятного воздействия условий труда на здоровье учителя
Биоритмы. Десинхроноз. Причины склонности к десинхронозу у детей. Профилактика десинхроноза. Возможности использования знаний о биологических ритмах организма для сохранения, укрепления здоровья и поддержания работоспособности.
All Pages

Физкультурные группы

Длительное освобождение от физкультуры в настоящее время редкость и требует достаточных оснований. А число школьников с отклонениями в состоянии здоровья, которые не могут справляться со стандартной нагрузкой на уроках физкультуры с каждым годом растет.Чтобы подобрать физическую нагрузку, соответствующую состоянию здоровья школьника, существуют физкультурные группы.

Основная.

Основная группа – для здоровых детей. Все школьники попадают в нее, если в медицинской карте ребенка нет записей, рекомендующих занятия физкультурой в другой группе.

Подготовительная.

Подготовительная группа – для детей, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья. Занятия в этой группе может порекомендовать врач-специалист по заболеванию ребенка. От него требуется сделать четкую запись с рекомендациями в отношении школьных занятий физкультурой в амбулаторной карте ребенка. Заключения КЭК для занятий в подготовительной группе не требуется, на справке достаточно одной врачебной подписи и печати поликлиники . Зато необходима четкая и конкретная запись с рекомендациями в школьной справке. Эту справку обычно выдает участковый педиатр на основании рекомендаций врача-специалиста.

Обязательно указывается диагноз, срок на который рекомендуются занятия в подготовительной группе (на весь учебный год, на полугодие, на четверть), и конкретные рекомендации, что именно нужно ограничить ребенку при занятиях физкультурой (не разрешаются занятия физкультурой на улице или в бассейне, ребенок не допускается к соревнованиям или сдаче каких-то определенных нормативов, не разрешаются кувырки через голову или прыжки и т.д.)

Подготовительная группа для ребенка означает, что он будет посещать занятия физкультурой вместе со всеми, соблюдая те ограничения, которые указаны в его справке. Лучше, если ребенок сам будет знать, какие именно упражнения на уроке физкультуры ему делать нельзя. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически окажется в основной группе.

Специальная.

Специальная группа – это физкультурная группа для детей с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Справка определяющая специальную физкультурную группу для ребенка оформляется через КЭК . Показаниями к занятиям ребенка в спецгруппе могут быть заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем организма. Желающие могут ознакомиться с примерным перечнем этих заболеваний (specgruppa).

Если Вы решили оформить ребенку справку для занятий в специальной группе по физкультуре, начать нужно с посещения врача специалиста по заболеванию ребенка. В амбулаторной карте обязательно должна быть его запись с четкими рекомендациями. Далее справка оформляется также, как освобождение от физкультуры, с указанием срока ее действия (максимально на один учебный год), тремя подписями членов КЭК и круглой печатью поликлиники.

В школах занятия в спецгруппе проводятся отдельно от общих занятий физкультурой. Т.е. Ваш ребенок больше не будет посещать физкультуру вместе с классом. Зато будет заниматься физкультурой в спецгруппе в другое время (не всегда удобное).

В спецгруппе обычно собираются дети с отклонениями в состоянии здоровья из разных классов. Если в школе таких детей много, отдельно проводят занятия для младших, средних и старших школьников, если детей мало – сразу для всех. Нагрузку и упражнения для ребенка всегда подбирают с учетом его заболевания. В соревнованиях такие дети не участвуют, нормативы не сдают. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически переводится в основную группу. Родителям нужно следить за ее своевременным обновлением.

4-7. Характеристика наиболее распространенных у детей школьного возраста хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (хронический тонзиллит, неврозы, ожирение, нарушения осанки, плоскостопие, вегетососудистая дистония, ревматизм, ревмокардит, гастрит, дискинезия желчевыводящих путей и желчного пузыря, холецистит). Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания.

Читайте также: