Габдулла тукай, водяная

(Рассказ деревенского мальчика)

Работа Хайрутдиновой Зухры по сказке Тукая, воспитанника МДОУ "Хасаншаихский детский сад" Арского района РТ

Лето. Жаркая погода. Прыгнешь в речку - благодать!
Любо мне нырять и плавать, воду головой бодать!

Так играю, так ныряю час, а то и полтора.
Ну, теперь я освежился, одеваться мне пора.

Вышел на берег, оделся. Всюду тихо, ни души.
Пробирает страх невольный в этой солнечной глуши.

На мостки, зачем - не знаю, оглянулся я в тоске...
Ведьма, ведьма водяная появилась на доске!

Растрепавшиеся косы чешет ведьма над водой,
И в руке ее сверкает яркий гребень золотой.

Я стою, дрожа от страха, притаившись и ивняке,
И слежу за чудным гребнем, что горит в ее руке,

Водяная расчесала косы влажные свои,
В реку прыгнула, нырнула, скрылась в глубине струи.

Тихо на мостки всхожу я, выйдя из листвы густой.
Что это? Забыла ведьма чудный гребень золотой!

Оглянулся: пусто, глухо на реке, на берегу.
Гребень - хвать и прямо к дому опрометью я бегу.

Ну лечу я, ног не чуя, ну и мчусь, как быстрый конь.
Я покрыт холодным потом, я пылаю как огонь.

Посмотрел через плечо я... Аи беда, спасенья нет:
Ведьма, ведьма водяная гонится за мною вслед!

Не беги! - кричит бесовка. - Погоди, воришка!
Стой!

Ты зачем украл мой гребень, чудный гребень золотой?
Я - бегом, а ведьма - следом. Ведьма - следом, я - бегом.

Человека бы на помощь!.. Тихо, глухо все кругом.
Через ямы, буераки до села мы добрались.

Тут на ведьму все собаки поднялись и залились.
Гав! Гав! Гав! - не уставая, лают псы, щенки визжат,

Испугалась водяная, поскорей бежит назад.
Отдышался я, подумал: «Вот и минула беда!

Водяная ведьма, гребня ты лишилась навсегда!»
В дом вошел я: - Мать, нашел я чудный гребень золотой.

Дай попить, бежал я быстро, торопился я домой.
Золотой волшебный гребень принимает молча мать,

Но сама дрожит, боится, а чего - нельзя понять.
Солнце закатилось. Ладно, спать ложусь я.

День потух.
И в избу вошел прохладный и сенной вечерний дух.

Я лежу под одеялом, мне приятно, мне тепло.
Стук да стук. Стучится кто-то к нам в оконное стекло.

Лень мне скинуть одеяло, лень добраться до окна.
Мать, услышав, задрожала, пробудилась ото сна.

Кто стучит в такую темень! Убирайся, проходи!
Что тебе приспело ночью? Пропадом ты пропади!

Кто я? Ведьма водяная! Где мой гребень золотой?
Давеча стащил мой гребень твой сынок, воришка твой!

Одеяло приоткрыл я. Лунный луч блестит в окне.
Ах, что станется со мною! Ах, куда податься мне!

Стук да стук. Уйди, бесовка, чтобы черт тебя унес!
А вода - я слышу - льется с длинных и седых волос.

Видно, славною добычей мне владеть не суждено:
Мать швырнула гребень ведьме и захлопнула окно.

Мы избавились от ведьмы, а не в силах были спать.
Ох, бранила же, бранила, ох, меня бранила мать!

Вспоминая стук зловещий, я сгораю от стыда.
И чужие трогать вещи перестал я навсегда.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Земляничка» Зеленодольского муниципального

района Республики Татарстан

Подготовила: Яковлева Назия Адыевна, воспитатель по обучению татарскому языку МБДОУ № 12

Актуальность проекта

Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Габдулла Тукай – великий татарский поэт, и как сказал Минтимер Шаймиев: «Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда» .

Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.

26 апреля 2011 года исполняется 125 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Неиссякаемый интерес к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект .

Проект “Путешествие по книгам Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.

Цель проекта

Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая.
  3. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.
  4. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания) .
  5. Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая.
  6. Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
  7. Ожидаемые результаты проекта:
  8. Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье, библиотеке по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая.
  9. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  10. Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями Габдуллы Тукая.
  11. Активное участие родителей в реализации проекта.
  12. Понимание родителями важности семейного чтения.
  13. Срок реализации – апрель месяц.

Стратегия достижения поставленных целей

  1. работа с детьми
  2. работа с воспитателями
  3. работа с родителями

Разработан перспективный план по этим направлениям. В графиках проектных мероприятий определены мероприятия, цели мероприятий, сроки проведения и ответственные.

В ходе реализации проекта используются разнообразные формы работы: книжные выставки, игровые викторины, занятия, поисковая деятельность, экскурсии, театрализованная деятельность, презентация книг, создание книжных закладок, буклетов с рекламой творчества Г. Тукая.

Участниками проекта являются воспитанники старшей и подготовительной групп детского сада, воспитатели, родители.

Значимость проекта «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» в том, что благодаря проекту появились новые направления в совместном сотрудничестве с педагогами ДОУ и семьей по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок Г. Тукая.

Этапы реализации проекта

К 130-летию со дня рождения Г. Тукая ГБУК РТ «Республиканская детская библиотека» организовала Республиканский конкурс детского творчества «Сказки Г. Тукая – источник вдохновения».

В конкурсе приняло участие 1713 детей и подростков – читателей 36 муниципальных районов республики и г. Казани.

В Республиканскую детскую библиотеку РТ поступило 94 работы, занявшие 1 места в двух возрастных номинациях (3 – 4 кл.; 5 – 6 кл.).

Поделки по произведениям Г. Тукая, выполнены в разной технике из самых разнообразных материалов: аппликация, квиллинг, бисероплетение, вязание, вышивка, лепка из пластилина, глины и слоеного теста, выжигание, выпиливание, оригами, папье-маше, плетение из бумажных трубочек и т.д., всевозможных размеров и объемов. Каждая работа дарит тепло и частичку души мастера. Все работы участников очень интересные, оригинальные, порой необычные. Они выполнены на высоком уровне, с большим старанием и фантазией. На их изготовление потребовались дни, недели и даже месяцы кропотливого, упорного труда.

Самым популярным оказался Шурале из одноименной сказки Г. Тукая. Именно его образ вдохновил 29 участников конкурса на создание поделок.

Сказке «Водяная» посвящены 25 работ.

Не менее популярной оказалась сказка «Коза и баран» - 17 работ.

6 работ было посвящено нескольким произведениям, их общая тема: «Волшебный мир сказок Г. Тукая». Здесь в одной композиции и встреча джигита с Шурале, и длинноволосая Водяная, и коза с бараном сидят у костра и т.д.

Стихотворение «Дитя и бабочка» так же вдохновило 11 ребят на создание работ по этому произведению.

Не остались без внимания и такие произведения: « К портрету» - 1, «Забавный ученик» – 3, «Киска – озорница» - 1, «Сон земли» - 1, «Черепаха и заяц» - 1.

Работы участников конкурса представлены на выставке «Сказки Г. Тукая – источник вдохновения» в Республиканской детской библиотеке, где ежедневно проводятся экскурсии. К 26 апреля – Дню рождения великого поэта экспозицию посетило свыше 400 человек. Яркие, красочные поделки, выполненные в различной технике, радуют глаз и привлекают внимание как юных читателей, так и их родителей.

Посетители выставки участвуют в зрительском голосовании.

Членам жюри пришлось делать нелегкий выбор, ведь каждая поделка уникальна и неповторима. Поэтому определение лучших работ прошло в атмосфере горячих споров и обсуждений.

Жюри определило 45 Лауреатов, наградив их Дипломами и подпиской на журнал «Девчонки и мальчишки. Школа ремесел» на второе полугодие 2016 года. Остальные участники награждены Поощрительными дипломами.

Лауреаты Республиканского конкурса детского творчества «Музей литературного героя» Номинация: «Сказки Г. Тукая – источник вдохновения»

Ханнанова Ильзида Агрызский муниципальный район, МБОУ «Кичкетанская СОШ», 3 класс. («Бабочка»»).

Елсимов Владислав , г. Азнакаево, МБОУ «СОШ № 7», 6 «А» класс. («Дитя и бабочка»).

Шавалиева Азалия , 10 лет, Аксубаевский муниципальный район, с Трудолюбово,4 класс («Шурале»).

Фахрутдинов Ринат , 10 лет, Актанышский муниципальный район, МБОУ ДОД ДШИ, преподаватель Галимова Лейля Ренатовна. («Шурале»).

Сарварова Залия , 10 лет, Актанышский муниципальный район, МБОУ ДОД ДШИ, преподаватель Галимова Лейля Ренатовна. («Су анасы»).

Валиахметов Тимур , 9 лет Алексеевский муниципальный район, Ялкынская ООШ, 3 класс. («Шурале»).

Иванов Савелий , 9 лет, Алькеевский муниципальный район, с. Каракули, 3 класс. («Шурале»).

Файзуллин Амир , 13 лет, Муниципальное автономное образовательное учреждение «СОШ № 7, г. Альметьевска, 6 «Б» класс. («Коза и баран»).

Бульц Илья , Альметьевский муниципальный район, Русско – Акташская СОШ, 4 «А» класс. («Коза и баран»).

Ватрушкина Альбина , 10 лет, Апастовский муниципальный район, мурзинская СОШ, 5 класс. («Коза и баран»).

Валиев Фирдус , 12 лет, Арский муниципальный район, МБОУ «Новокинерская СОШ», 6»Б» класс, Сюрдинская сельская библиотека («Коза и баран»).

Асатова Дина , 8 лет, Арский муниципальный район, МБОУ «Старочурилинская СОШ» Арского района РТ – Штырьская НОШ. («Коза и баран»).

Сафиуллин Азат , Атнинский муниципальный район, МБОУ «Большеменгерская СОШ», 4 класс. («Коза и баран»).

Газизов Айрат , МБОУ СОШ № 3 Бавлинского муниципального района РТ, 4 класс. («Шурале»).

Мазитов Линар , Александровская СОШ Бавлинского муниципального района РТ, 6 класс. («Шурале»).

Ахмадуллина Миляуша , 9 лет, Балтасинский муниципальный район, МБОУ «Балтасинская гимназия», 4 класс. («Дитя и бабочка»).

Новичкова Влада , 6 класс, Бугульминский муниципальный район, Зеленорощинская сельская библиотека МБУ «МЦБ» Бугульминского муниципального района. («Коза и баран»).

Гинятуллина Ильвина , Буинский муниципальный район, МБОУ «Кошки-Теняковская СОШ», 5 класс. («Шурале»).

Тюрин Артём ,12 лет, Верхнеуслонский муниципальный район, МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ», 5 класс («Шурале»).

Халитов Айсар , 10 лет, Халитова Заррина . 10 лет, Высокогорский муниципальный район, Ямашурминская сельская библиотека МБУ «Высокогорская Централизованная библиотечная система». (Су анасы»).

Еремеева Виктория , 10 лет, Дрожжановский муниципальный район, Городищенская средняя школа, 4 класс. («Коза и баран»).

Гильманова Ольга , 12 лет, г. Елабуга МБОУ «Гимназия №4, 6 класс МБУ; ДО «ДХШ №1 им. И.И. Шишкина ЕМР», 3 класс, (препод. Парамонова Е.Н.). («Су анасы»).

Гумерова Алсу , Заинский муниципальный район, Бегишевская СОШ им. М.Х. Хасанова, 5 класс. («Мечта Шурале»).

Давлетшин Равиль , 5 класс, Зеленодольский муниципальный район, Осиновская гимназия им. С.К. Гиматдинова. («Коза и баран»).

Абдулхакимова Саида , 6 класс, читатель Айшинской библиотеки – филиала № 9 «ЦБС Зеленодольского муниципального района». («Шурале»).

Чиликанова Дарья , 9 лет, г. Казань, МБОУ «школа» № 49, 3 «Г» класс. («Шурале». Тестопластика).

Гилемханова Регина , г. Казань, Лицей им. В. Карпова, 4 «Г» класс, МБУК «ЦБС г. Казани». («Шурале»).

Сулейманова Камиля , 10 лет, Камско-Устьинский муниципальный район, МБОУ «Староказевская СОШ», 3 класс. («Шурале»).

Исламова Лада , Кукморский муниципальный район, п. Кукмор,МБОУ»Учреждение дополнительного образования детей», 6 класс, руководитель Низамова Лейла Нурмухаматовна (Су анасы»).

Касимов Карим , Кукморский муниципальный район, п. Кукмор, Моу «СОШ с. Псяк», 3 класс, руководитель: Нафикова Альфина Алвердовна – библиотекарь Асан-Елгинской сельской библиотеки. («Киска - озорница»).

Николаева Ангелина , 12 лет, Суслова Нина, 12 лет, Лаишевский муниципальный район, МБОУ Орловская СОШ, 6 класс. («Шурале»).

Каримов Адель , 9 лет, Лаишевский муниципальный район, МБОУ Пелёвская СОШ, 3 класс. («Су анасы»).

Низамова Зухра , Лениногорский муниципальный район, МБОУ «Шугуровская СОШ им.ВЫ.П. Чкалова, 6 «А класс, руководитель: Шайдуллина Г.В. («Водяная»).

Платонова Анна , 10 лет, Мамадышский муниципальный район, МБОУ «Пристань – Берсутская СОШ», 4 класс. («Коза и баран»).

Паитова Диана , г. Менделеевск, 6 класс. («Водяная»).

Бикушова Зарина , г. Нижнекамск, гимназия №2 им. Б. Урманче, ЦДБ, («Путешествие в мир Тукая»).

Валеева Диляра , 12 лет г. Нижнекамск, Нижнекамская ЦБС, ф. № 7. («Шурале»).

Хабибрахманова Марьям , 11 лет, Нурлатский муниципальный район МБОУ «Новоиглайкинская СОШ», 5 класс. («Коза и баран»).

Саярова Софья , 11 лет, Пестечинский район, д. Отар – Дубровка, руководитель: Кадирова Халима Нуретдиновна – зав. сельским филиалом МБУ «Пестречинская ЦБС». («Сказки Тукая – источник вдохновения»).

Шайхутдинов Амир , 9 лет, Рыбно-Слободский муниципальный район, МБОУ «Большеелгинская СОШ», 3 класс. (Коза и баран»).

Ахметшина Эндже , 11 лет, Сабинский муниципальный район, МБОУ «Завод-Ныртинская СОШ им. И.С. Башкирова», 5 класс. («Дитя и бабочка»).

Шамилов Сабир , МБОУ «Рантамакская начальная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района РТ., 6 класс. («Шурале»).

Ярмухаметова Гузель , 9 лет, Тетюшский муниципальный район, МБОУ «Тетюшская татарская СОШ», 3 класс. («Ребёнок и мотылек»).

Сурков Руслан , 11 лет, МБОУ «Тетюшская СОШ №2», 5 «а» класс, («Шурале»).

Сабирзянова Аделя , 13 лет, Чистопольский муниципальный район МБОУ «Адельшинская СОШ», 6 класс, («Малыш и мотылек»).

Проект был разработан с целью пробуждения у детей дошкольного возраста интереса к литературным произведениям через творчество Г. Тукая. При реализации проекта перед собой были поставлены следующие задачи: 1) Познакомить детей с великим поэтом Г. Тукай, 2) Раскрыть образный язык стихотворений и сказок поэта; 3) Воспитать любовь, бережное отношение и неисчерпаемый интерес к произведениям Тукая; 4) Формировать у детей по средством чтения произведений, просмотра мультипликационных фильмом по произведениям Тукая такие черты характера как честность, правдивость, доброта и отзывчивость; 5) Изучить традиции татарского народа, воспитать любовь к Родине, уважение к старшим.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МАДОО «Центр развития ребенка – детский сад №92 «Ладушки» Педагогический проект на тему: «Путешествие в сказочную страну Габдуллы Тукая» с осТАВИЛИ: Шамсутдинова разиля тимергалеевна, воспитатель старшей группы, Адиева Лейля райшатовна, воспитатель по обучени ю детей татарскому языку Нижнекамск, 2015 год

Актуальность В нашем современном мире, благодаря средствам информации и связи, все народы сближаются друг с другом. Всё больше и больше узнают о национальных традициях, культуре, как своего, так и других народов. Одним из ярчайших представителей татарской культуры является великий татарский поэт Габдулла Тукай. В апреле 2015 года исполняется 129 лет со дня его рождения. С годами мы глубже осознаем значение творчества и величие личности Тукая. Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Габдулла Тукай – не просто великий поэт, а символ истории и любви всего татарского народа. Он и сегодня учит нас и наших детей понимать этот сложный мир со всеми его хлопотами и заботами. Учить жить и кричать, смеяться и плакать, ценить и беречь любовь к своим близким в повседневном хаосе сегодняшнего бытия. Чем больше эмоциональных, выразительных впечатлений ребенок получит в детстве, через произведения поэта, тем более яркой, творческой личностью, обладающей высокими духовно-нравственными качествами станет он в будущем. Таким образом, все это еще раз подчеркивает важность и необходимость изучения творчества Габдуллы Тукая.

Цель данного проекта состоит в том, чтобы пробудить у детей дошкольного возраста интерес к литературным произведениям через творчество Г. Тукая. Проблема решалась с помощью реализации следующих задач: 1. Познакомить детей с великим поэтом татарского народа Г. Тукай, ознакомив их с тяжелым его жизненным путем. 2. Раскрыть образный язык стихотворений и сказок Тукая. 3. Воспитать любовь, бережное отношение и неисчерпаемый интерес к произведениям Г. Тукая. 4. Формировать у детей посредством чтения произведений, просмотра мультипликационных фильмов по произведениям Тукая, такие черты характера как честность, правдивость, доброта и отзывчивость. 5. Изучить традиции татарского народа, воспитать любовь к Родине, уважение к старшим.

Педагогические средства, используемые в работе словесные

наглядные

практические

Формы работы с родителями беседы, круглый стол для родителей «В мире сказок Г. Тукая », совместное творчество родителей и детей - как стимул единения семьи (подготовка костюмов к театрализованному представлению), оформление информационного стенда: предоставление списка детской художественной литературы по произведениям Г. Тукая, - театрализованное представление по творчеству поэта.

Когнитивный критерий Показатели: 1. Знания и представление о великом поэте татарского народа Г. Тукай; 2. Знания и представление об стихах, поэмах и сказках поэта. Эмоционально-мотивационный критерий Показатели: 1. Интерес к знакомству с биографией Г. Тукая; 3. Интерес к творчеству поэта. Деятельностный критерий Показатели: 1. Умение изготавливать поделки, рисовать сюжетные картинки по изученным сказкам; 2. Умение представлять актерское мастерство зрителям; 3. Участие в мероприятиях, посвящённых поэту. Критерии оценки

Организация деятельности I этап. организационный

II этап. Основной (организация мероприятий) Всё о Габдулле Тукае

“Сказки на листе бумаги”

Мы в библиотеке

Викторина « Мы читаем, мы все знаем»

Театрализованное и кукольное представление по произведениям поэта

«Вторая жизнь любимой книги»

Конкурс художественного мастерства слова, посвященному 129-летию Г. Тукай

Спасибо за внимание Игътибарыгыз өчен рәхмәт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе с логопедическим заключением ОНР,IIIуровень речевого развития "В сказочной стране Слогинии" по развитию звуко-слоговой структуры,

В конспекте показаны игры по развитию звуко-слоговой структуры у детей подготовительного возраста....

Конспект НОД "В сказочной стране" - развивающая деятельность по развитию эмоциональной составляющей личности: творческих способностей ребенка, познавательного интереса; обогащение сенсорного опыта; формирование основ самоанализа и саморегуляции

Обучение детей развитию проявления эмоциональных чувств, обучение распознаванию различных эмоций - страх, радость, удивление, грусть и других....

Читайте также: