Какие плюсы от вступления в вто. Снижение таможенных пошлин. Вступление России в ВТО

18.01.2012. Материал с сайта Общественного совета по развитию малого предпринимателеьства при губернаторе Санкт-Петербурга

19 лет назад аббревиатура «ВТО» была для россиян чем-то далеким и недосягаемым, тайным кодом, к которому нам всем хотелось приобщиться. Теперь все иначе - 16 декабря 2011 года был подписан официальный протокол о принятии России в ВТО, чуть раньше министры стран-членов ВТО одобрили весь пакет документов, включая обязательства РФ по доступу на рынок товаров и услуг.

Таким образом, Россия окончательно завершила переговоры о вступлении в организацию, членства в которой добивается с 1993 года. Дольше нашей страны в ВТО пытается попасть только Алжир (с 1987 года). Формальное завершение переговоров о присоединении РФ к организации произошло в середине ноября, при этом спорные вопросы с Грузией урегулировали лишь в последний момент.

Президент Дмитрий Медведев поблагодарил членов конференции за решение, принятое в непростое для мировой экономики время. Он выразил надежду, что потенциал ВТО поможет не допустить перерастания локальных кризисов в глобальные, и в целом будет способствовать обеспечению международной экономической стабильности.

Глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина отметила, что проблемы в отношениях между странами были, есть и будут, а развитие торговли может помочь их решить. По ее словам, для России принципиально важно поддерживать статус ВТО как именно торговой организации.

«Наша работа в ВТО будет направлена как на поддержание действующих правил торговли, так и на выработку ее новых принципов, адекватных современным вызовам и интересам глобального развития. Мы разделяем нацеленность организации на содействие наиболее уязвимым экономикам.

Мы с уважением будем относиться к уже достигнутым договоренностям. Роль России в ВТО должна быть, прежде всего, созидательной, укрепляющей организацию - в интересах всех нас, наших экономик, наших народов.

Для нас принципиально важно поддерживать статус ВТО как именно торговой организации. Проблемы в отношениях между странами были, есть и, к сожалению, будут. Развитие торговли может реально помочь их решению».

Гендиректор ВТО Паскаль Лами констатировал, что влияние организации со вступлением РФ охватит 97% мировой торговли.

Итак, протокол о присоединении России к глобальному торговому клубу подписан и спустя 220 дней с этого момента Россия должна ратифицировать протокол, а также документы, где прописываются правила доступа на российский рынок товаров и услуг. И через 30 дней страна становится членом ВТО.

Несмотря на то, что переговоры о присоединении велись 19 лет, многие все равно задают вопрос: а зачем нам нужно это самое ВТО? В какой-то степени ответом на этот вопрос может стать справка Минэкономразвития, в которой анализируется деятельность ВТО и те плюсы и минусы, которые страна может получить в связи со вступлением в ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО)

Краткие сведения:

Место расположения : Женева, Швейцария
Основана : 1 января 1995 г.
Создана : по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
Членство : 153 страны или таможенные территории
Штат Секретариата : около 640 сотрудников
Глава : генеральный директор

Бюджет: 196 млн.швейц.франков.

Цели и принципы :

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования количественных и иных ограничений;

- транспарентность торговой политики;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшими функциями ВТО являются:

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

- проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

- разрешение торговых споров;

- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

- техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

- сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

    Получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

    Устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

    Возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

Многосторонние соглашения по торговле товарами:

Наименование соглашения

Краткое описание

Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе.

Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой

Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля

Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации

Запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие Ст.III ГАТТ (Национальный режим) и Ст.XI (Запрет количественных ограничений)

Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров

Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций

Определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров

Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта

Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием

Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу

Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту

Генеральное соглашение по торговле услугами
Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности

Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров
Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО

Механизм обзоров торговой политики
Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО

Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения

    Товары

    Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии, в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994), основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.

    Услуги

    Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, - были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС) . Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров.

    Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.

    Обзор политики

    Укрепление международной стабильности

    Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

    Ярким примером влияния торговли на международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны.

    Достигнутое в рамках нашего присоединения к ВТО соглашение с Грузией будет способствовать нормализации ситуации в регионе, признанию Грузией существующих в нем реалий.

    Лучшая защита интеллектуальной собственности

    Членство в ВТО предлагает широкий инструментарий защиты прав на интеллектуальную собственность. Мы сможем требовать от наших партнеров выполнения соответствующих обязательств, что позволит расширять экспорт высокоинтеллектуальных товаров и услуг.

    Типичные заблуждения относительно ВТО:

    Существуют различные точки зрения на многостороннюю торговую систему и на ВТО как форум, на котором страны могут разрешать свои разногласия по торговым вопросам. Критика ВТО, однако, зачастую основана на неправильном представлении о том, как работает эта организация. Наиболее часто встречающиеся критические замечания будут рассмотрены ниже.

    "ВТО диктует государственную политику правительствам стран-членов"

    Это неверно. ВТО не указывает правительствам, как им проводить свою торговую политику - организацией руководят ее участники. Соглашения ВТО принимаются в результате переговоров между правительствами стран-членов на основе консенсуса и ратифицируются парламентами.

    Механизм принуждения может использоваться лишь в случае отхода члена от выполнения своих обязательств, возникновения торгового спора и вынесения его в ВТО. Тогда Орган по разрешению споров, в состав которого входят все страны-члены, принимает по нему решение путем утверждения выводов, сделанных группой экспертов по разрешению споров или итогов рассмотрения апелляции. Это решение носит узкий характер и представляет собой суждение относительно того, нарушило ли правительство какое-либо соглашение ВТО. Если член ВТО, нарушивший обязательства, не намерен исправлять ситуацию, он может столкнуться с ответными действиями, которые будут санкционированы ВТО.

    Секретариат при этом не принимает решения, а скорее обеспечивает административную и техническую поддержку ВТО и ее членам.

    Таким образом, ВТО не диктует политику своим членам; напротив, ее участники формируют политику организации.

    "Членство в ВТО ведет к потере суверенитета участников"

    Это не так. В реальности ВТО ничем не отличается от других международных организаций, которые не предполагают делегирования какой-либо части национального суверенитета наднациональным международным органам. В этом ее отличие от организаций интеграционного типа, таких как Европейский Союз. Кроме того, обязательства стран вытекают и из других международных соглашений экономического характера, причем большинство из них содержат те или иные ограничения для подписавших их правительств.

    Круг ведения ВТО гораздо уже, чем представление о нем в общественном мнении. Так ВТО не регулирует отношения собственности, макроэкономическую, структурную, антимонопольную политику, политику валютного курса, бюджетные отношения, режим инвестиций (за исключением инвестиций в сектора услуг, а также торговых мер, связанных с инвестициями); она не вмешивается в вопросы обороны и безопасности.

    Условия участия в любом торговом соглашении, в том числе и во Всемирной торговой организации, не препятствуют государству реализовать свое суверенное право на выход из соглашения тогда, когда оно сочтет это нужным.

    "Участие в ВТО - это полная либерализация доступа на рынок и свободная торговля любой ценой"

    Это неверно. Несмотря на то, что один из принципов системы ВТО - снижение странами своих торговых барьеров и обеспечение более свободного осуществления торговли, о том, насколько эти барьеры должны понижаться, страны-участницы договариваются друг с другом. Их позиция на переговорах зависит от того, насколько они готовы к понижению барьеров и что хотят получить в ответ от других членов. Таким образом, при присоединении к ВТО новые члены могут сохранять необходимый уровень тарифной защиты рынка товаров и услуг.

    Впоследствии члены ВТО сохраняют возможность применять ограничительные меры против импорта, например, в случаях, когда такой импорт наносит серьезный ущерб национальным производителям товаров или ведет к нарушению нормального состояния платежного баланса. Специальные положения предусмотрены и для развивающихся стран. Все подобные ограничения вводятся на основе четко определенных правил, установленных ВТО.

    Таким образом, несмотря на то, что свободная торговля - одна из главных целей ВТО, обеспечению торговли справедливой, основанной на принципах недискриминации и гласности, придается при этом не меньшее значение.

    "Коммерческие интересы в ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды"

    Это не так; во многих положениях особое внимание уделяется вопросам защиты окружающей среды.

    В преамбуле Марракешского соглашения, учреждающего Всемирную торговую организацию, среди прочих задач предусмотрено оптимальное использование мировых ресурсов, поддержка развития и защита окружающей среды.

    В так называемых зонтичных положениях, таких как статья 20 Генерального соглашения о тарифах и торговле, странам позволено предпринимать действия по защите жизни и здоровья человека, животных или растений; государства также имеют возможность сохранять истощающиеся природные ресурсы.

    "Члены ВТО могут, должны и уже принимают меры по защите видов, подвергаемых опасности, а также по другим направлениям защиты окружающей среды", - говорится в отчете по решению, принятому по одному из вынесенных на рассмотрение ВТО споров, касающемся импорта креветок и защиты морских черепах.

    Особое внимание задачам защиты окружающей среды уделяется в соглашениях ВТО, касающихся стандартов на продукцию, безопасности пищевых продуктов, защиты прав интеллектуальной собственности и т.д. Для защиты окружающей среды разрешены субсидии.

    Важно, однако, чтобы меры, принимаемые для защиты окружающей среды, не были несправедливыми и дискриминационными. Нельзя быть снисходительным к своим собственным производителям и в то же время проявлять строгость по отношению к иностранным товарам и услугам, как нельзя и допускать дискриминацию различных торговых партнеров. Этот момент оговаривается в положении о регулировании споров.

    Правила системы ВТО могут помочь странам распределять редкие ресурсы более эффективно. К примеру, сокращение промышленных и сельскохозяйственных субсидий, о котором ведутся сейчас переговоры, снизит расточительное перепроизводство и позволит сохранить природные ресурсы.

    Установление международных норм и правил по защите окружающей среды - задача специализированных международных агентств и конвенций, а не непосредственно Всемирной торговой организации. Однако до сих пор документы ВТО и международные соглашения по защите окружающей среды не вступали в противоречие друг с другом, напротив, в них существуют частичные совпадения (к примеру, в соглашениях по вопросам ограничений импорта и др.)

    "Коммерческие интересы преобладают над вопросами здоровья и безопасности человека"

    Это не так. Ключевые положения в соглашениях ВТО, такие как статья 20 ГАТТ, позволяют правительствам предпринимать действия по защите жизни и здоровья людей, животных или растений. Ряд соглашений затрагивают вопросы стандартов на продовольственную продукцию, качества и безопасности пищи и другой продукции животного и растительного происхождения. Их целью является защита прав правительств на обеспечение безопасности своих граждан.

    Но эти действия определенным образом регулируются для предотвращения использования норм и правил безопасности в качестве оправдания для защиты внутренних производителей и дискриминации иностранных товаров и услуг, "замаскированного" протекционизма. Для этого применяемые меры должны быть основаны на научных фактах или стандартах, признанных во всем мире, например, нормах Кодекса Алиментариус, устанавливающего рекомендуемый уровень стандартов безопасности продуктов в рамках Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

    Правительства, однако, могут устанавливать и собственные стандарты при условии, что они совместимы с международными требованиями и не являются произвольными или дискриминационными.

    "ВТО лишает людей работы и увеличивает разрыв между богатыми и бедными"

    Это не так. Способствуя экономическому росту, торговля является мощным рычагом для создания рабочих мест и сокращения бедности. Однако почти всегда ситуация осложняется тем, что необходим определенный период адаптации для решения проблем потери рабочих мест. Протекционизм как альтернатива - это не решение.

    Наибольшую выгоду в сфере занятости от свободной торговли получает страна, которая понижает свои собственные торговые барьеры. Страны, осуществляющие экспорт в эту страну, выигрывают также, особенно отрасли, работающие на экспорт, в которых ситуация более стабильна и заработная плата выше.

    При понижении торговых барьеров производители, которые раньше были защищены, сталкиваются с большей конкуренцией, и эффективность их приспособления к новым условиям становится жизненно важной. Страны с более действенной адаптационной политикой приспосабливаются лучше, чем те, которые упускают новые возможности, открываемые развитием торговли и экономики в целом.

    Проблема приспособления производителей к существованию в условиях свободной торговли решается в ВТО несколькими путями.

    Так, либерализация в рамках ВТО проводится путем переговоров, и когда страны чувствуют, что определенные изменения существующих мер защиты неприемлемы, они могут продолжать сопротивляться требованиям открытия соответствующих секторов своих рынков.

    Кроме того, либерализация рынков согласно уже достигнутым договоренностям осуществляется постепенно, что дает странам время на необходимую адаптацию. Соглашения также позволяют странам предпринимать ограничительные меры против импорта, который наносит особый вред отечественной экономике, но делать это согласно строго определенным правилам.

    Протекционизм как альтернатива торговле в целях сохранения рабочих мест неэффективен, так как он повышает издержки на выпуск продукции и поощряет низкую производительность. Так, в соответствии с расчетами ОЭСР, взимание 30%-ой пошлины на импорт из развивающихся стран фактически сократило бы зарплату неквалифицированных рабочих в стране-импортере на 1% и зарплату квалифицированных рабочих на 5%, то есть применение протекционистских мер понижает уровень оплаты труда в стране.

    Кроме того, существует множество факторов, не связанных с деятельностью ВТО, которые влияют на изменения в уровне заработной платы. Так, тот факт, что в развитых странах увеличивается разрыв между оплатой труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих, либерализацией торговли не объяснить. Большая часть изменений в зарплате в развитых странах объясняется технологическими изменениями, связанными с квалификацией, импорт же из стран с низким уровнем заработной платы, по данным ОЭСР, объясняет только 10-20% этих изменений.

    Кроме того, анализ исключительно импорта товаров искажает картину. В развитых странах 70% экономической деятельности - это услуги, где иностранная конкуренция влияет на рабочие места по-другому: если, к примеру, телекоммуникационная компания открывает бизнес в стране, она в большинстве случаев нанимает на работу местный персонал.

    Наконец, хотя уровень жизни 1.5 миллиардов людей все еще чрезвычайно низок, либерализация торговли со времен Второй мировой войны способствовала тому, что около 3 миллиардов человек были выведены из состояния нищеты.

    "ВТО - это инструмент мощного лоббирования"

    Это неверно. Такая точка зрения связана с неправильным представлением о членстве во Всемирной торговой организации. Бизнес, неправительственные организации и другие группы лоббистов не участвуют в работе ВТО, за исключением специальных мероприятий, таких как семинары и симпозиумы, и могут оказывать влияние на решения ВТО только через свои правительства.

    И наоборот, правительство может использовать членство в ВТО для сопротивления лоббированию узких интересов отдельными группами. В ходе переговоров ему легче противостоять давлению лоббистов, приводя аргументы, свидетельствующие о том, что существует необходимость принятия общего пакета мер в интересах страны в целом.

    "У более слабых стран нет выбора, они вынуждены присоединяться к ВТО"

    Это не так. Быть или не быть в ВТО - добровольный выбор любой страны, и поэтому на данный момент переговоры ведут как большие, так и маленькие государства. Причины того, что все большее количество стран хотят присоединиться к данной системе, скорее позитивные, чем негативные; они заложены в ключевых принципах ВТО, таких как недискриминация и прозрачность. Присоединяясь к ВТО, даже небольшая страна автоматически пользуется всеми гарантированными преимуществами членства.

    Альтернативой присоединению могли бы быть переговоры по двусторонним соглашениям с каждым торговым партнером, однако для этого правительствам понадобилось бы больше средств, что является серьезной проблемой для небольших стран. Кроме того, их переговорные возможности в двусторонних переговорах слабее, чем они могли бы быть в ВТО, где страны объединяются в союзы с другими государствами, с которыми у них есть общие интересы.

    Вступая в ВТО, страна берет на себя обязательства, не требуя взаимности, по снижению таможенных тарифов, внося тем самым свой вклад в процесс торговой либерализации. Формой этих обязательств является список тарифных уступок, состоящий из уровней ставки пошлин, которые страна-участница обязуется не превышать. Это требование едино для всех новых членов, и страны при вступлении также соглашаются на его выполнение добровольно.

    "ВТО - недемократичная организация"

    Это неверно. Решения в ВТО обычно принимаются путем консенсуса, что даже более демократично, чем принятие решений большинством голосов. Принятые соглашения ратифицируются в парламентах стран-участниц.

    Несмотря на то, что не каждая страна располагает одинаковыми переговорными возможностями, правило консенсуса означает, что каждый член организации имеет голос и решение принимается только тогда, когда несогласных нет.

    Таким образом, механизм ВТО обеспечивает равные возможности для правительств всех стран-участниц.

На данный момент членами Всемирной торговой организации являются 159 государств мира. Остальные, за редким исключением, стремиться в нее вступить. Уже само , входящих в ВТО говорит о том, что членство в этой организации приносит большую пользу их экономикам.

Снижение таможенных пошлин.

Именно обязательное снижение экспортных и импортных таможенных пошлин на целый ряд товаров как главный аргумент выдвигают критики вступления в ВТО. Они, конечно, не против этого снижения. Но только в том случае, если речь идет о таможенных барьерах в других странах, а не в их собственной.

Снижение импортных пошлин несет прямую выгоду конечному потребителю. Это неизбежно влечет за собой приток в страну импортных товаров, увеличения конкуренции и, как следствие, понижение розничных цен.

Снижение экспортных пошлин особенно выгодно сырьедобывающей экономики. Но и другие предприятия-экспортеры на этом . Автоматически происходит уменьшение цен на экспортируемую продукцию, а она становиться более конкурентоспособной.

Создание благоприятного инвестиционного климата.

Вступление в ВТО благоприятно сказывается на имидже государства. А , что оно становится более привлекательным для иностранных инвесторов.

Привлечение внешних инвестиций является основной прерогативой для экономики любого государства. Для России, к примеру, приток иностранных вложений в экономику может составить от пяти до десяти процентов от ВВП в то время, как на снижении пошлин она потеряет менее одного процента.

Прочие плюсы от вступления в ВТО

Несомненно, выигрывает финансовый сектор экономики. Рост конкуренции на финансовом рынке должен привести к снижению процентных ставок по кредитам.

Также ускориться модернизация экономики. В условиях возросшей конкуренции производители будут вынуждены искать пути повышения качества выпускаемой продукции и снижения затрат на ее производство.

Расширятся и возможности для отечественных инвесторов для участия в экономиках стран - членов ВТО.

Станет намного проще разрешать возникающие споры в области торговли между странами. Для этого в ВТО существует специальная комиссия по урегулированию споров.

Россия совсем недавно вступила ВТО и каких-либо существенных положительных или отрицательных результатов это пока не принесло. Поэтому подводить предварительные итоги этого вступления можно будет только минимум лет через пять.

Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.

По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.

В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя.

В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.

С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.

Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.

В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.

В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.

В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

Перспективы развития экономической интеграции на постсоветском пространстве станут туманными, если Россия будет членом Всемирной торговой организации (ВТО). К такому выводу пришли участники онлайн-конференции, организованной инвестхолдингом «Финам».

Как отмечают эксперты, предстоящее вступление России в ВТО теоретически предоставит стране дополнительные выгоды, однако на практике всё может быть не так радужно. «У нас вопрос о вступлении в ВТО - тема полуфантастическая, - говорит директор ИАЦ МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов. - Все или стращают, или силком затаскивают в эту организацию. Но какие будут последствия для России в эпоху «пост-ВТО», практически никто из аналитиков в точности обозначить не может. Поэтому еще раз подчеркну: на бумаге все гладко, ну а что получится - большой знак вопроса».

Присоединение к ВТО может негативно отразиться на перспективах Таможенного союза (ТС России, Казахстана и Белоруссии). ТС может превратиться в бумажное образование, поскольку весьма затруднительно одновременно быть членом ВТО и Таможенного союза со странами, которые не входят в торговую организацию.

Более того, сам ТС задумывался (тогда президентом РФ Владимиром) Путиным как механизм противодействия вступлению России в ВТО (разговоры о вступлении в ВТО всем ТС оказались всего лишь риторикой, впоследствии речь шла об одновременном вступлении трех стран по отдельности). Таким образом, неодновременное и нескоординированное с другими странами-участницами Таможенного союза вступление России в ВТО фактически лишает ТС смысла.

Как утверждает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин, существенных устойчивых преимуществ Россия за счет своего первенства во вступлении в ВТО не получит: «При вступлении России в ВТО заработают нормы договора о работе Таможенного союза при присоединении его членов к Всемирной торговой организации. Режим допуска в зону свободной торговли по некоторым особо чувствительным к изменениям в тарифной политике товарам в каждой стране будет собственный, национальный. Надо также отметить, что Казахстан планирует вступление в ВТО в 2012 году».

«По нашей оценке, Россия получила условия гораздо хуже, чем получили в ВТО Китай, Украина и многие другие страны. Мы, вступая в ВТО, берем на себя обязательства, но взамен не получаем ничего», - сказал член рабочей группы по технологической модернизации сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения при правительстве России Евгений Корчевой. Он отметил, что когда Украина вступала в ВТО, было принято решение о снижении ввозных пошлин, но, например, со стороны ЕС украинская сторона выторговала квоту на ввоз зерна. Россия такую квоту имеет в размере ноль. Вследствие вступления России в ВТО нанесен существенный вред несырьевому сектору российской экономики.

«Все, кто занимается реальным производством - все пострадают», - сказал он, и добавил, что это приведет к сокращению рабочих мест, оттоку капитала, сокращению инвестиций и как следствие - оттоку населения из страны.

Директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский считает, что Россия получила выгодные условия членства. В частности, по его словам, ни одна отрасль не должна пострадать после вступления страны в ВТО, хотя риски могут быть на уровне отдельных предприятий.

«И в правительстве, и в сельском хозяйстве среднее снижение ставки импортной таможенной пошлины в течении переходного периода составит 3-4%», - сказал он. По его словам, сразу после вступления РФ в ВТО 90% ставок импортных пошлин останутся неизменными и будет переходный период.

Следует также отметить, что до вступления во Всемирную торговую организацию Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ВТО. Присоединение России к Всемирной торговой организации будет служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики.

Сейчас можно только говорить о возможных последствиях вступления РФ в ВТО, поскольку за всю историю их никто точно не смог просчитать.

Минусы вступления России в ВТО

Владимир Жириновский «Мы будем волочиться в последнем вагоне этого обоза под названием ВТО, где всем верховодят транснациональные компании. В их руках все финансы мира, и они решают, какой курс… Там есть свои и чужие. Мы там чужие»

директор петербургского филиала Высшей школы экономики Александр Ходачек: «Девятнадцатилетний путь вступления в ВТО показал, что к моменту, когда нас туда впустили, нам это уже не очень нужно», – считает он. Ходачек напоминает, что за это время Россия подписала порядка восьмидесяти международных соглашений, создала региональный Таможенный союз, внутри которого упразднены пошлины.

Малый и средний российский бизнес вследствие вступления в ВТО понесет убытки, так как теперь будут пересмотрены все внутренние регламенты, включая таможенный, налоговый и бюджетный кодексы.

возвращение к тотальному дефициту товаров потребления, от чего российские граждане полностью отвыкли за последние двадцать лет

присоединение к ВТО отрицательно скажется на жизненном уровне россиян и на перспективах развития российской промышленности.

Вполне возможно, что цены на некоторые импортные товары станут дешевле, поскольку будут снижены пошлины на их ввоз. Но этот выигрыш в цене может обернуться потерями ввиду свертывания отечественного производства, и, соответственно, уменьшения рабочих мест. Поэтому, по цене что-то может стать дешевле, но доходов, чтобы это купить даже по сниженной цене, у населения не будет

в наиболее уязвимом положении окажутся сельское хозяйство, легкая промышленность, большая часть станкостроения и автопром. Они окажутся неконкурентоспособными по сравнению с ввозимыми из-за рубежа более дешевыми товарами. Но пострадают и те отрасли промышленности, которые могли бы стать локомотивами экономического роста России. В частности – авиастроение.

1. Многие российские компании окажутся неконкурентоспособными. Как результат - потеря рабочих мест, увеличение количества безработных. Особенно серьезными последствия будут в моногородах, где из-за банкротства градообразующего предприятия может возникнуть социальный взрыв.

2. Российская экономика потеряет существенную гибкость в вопросах внешнеэкономической деятельности. К примеру, мы уже не сможем так рьяно защищать наш автопром, который сейчас находится в "тепличных" условиях, а в периоды засухи не сможем вводить эмбарго на сельскохозяйственную продукцию, как это было в 2010г.

3. России будет сложнее избавиться от сырьевой зависимости.

4. Уменьшение экспортных пошлин приведет к еще большему дефициту бюджета, который будет покрываться за счет выпуска государственных облигаций. Это может привести к увеличению государственного долга с соответствующими последствиями.

усиление конкуренции российских производителей с зарубежными – это основной минус присоединения России к ВТО: "Особенно сильно давление иностранных производителей будет сказываться в автомобилестроении, производстве бытовой техники и некоторых отраслях сельского хозяйства. В сельском хозяйстве наиболее уязвимы мясное и молочное животноводства".

минусы от вступления есть только для некоторых отраслей, но для наиболее уязвимых из них, в частности сельского хозяйства, производства автомобилей, машиностроения, легкой промышленности удалось получить длительные переходные периоды на уровне 5-7 лет. "Это позволит компания сектором более успешно подготовиться к вступлению в ВТО. Пострадают эти отрасли от того, что появится большое количество более интересных по цене и качеству товаров для покупателей, соответственно некоторые отечественные компании указанных секторов из-за возросшей конкуренции будут терять большие объем продаж, выручку и прибыль

Минусов вступления России в ВТО гораздо больше чем плюсов. Всё, что придумывает Америка направлено не на благо других государств. Вот и ВТО придумали не для того, чтобы облегчить торговлю разных стран между собой. Благодаря этой организации сильные компании попадают на рынки присоединённых государств и начинается неравная конкуренция. И последствиями такой конкуренции являются банкротства и массовые увольнение рабочих. за примерами далеко ходить не надо, Украина. При вступлении Украины в ВТО, в страну хлынули дешёвые продукты качество которых плохое, химия. Экспортировать Украине нечего, производства не конкурентоспособные. Сельское хозяйство разваливается. У Финов с сельским хозяйством тоже проблемы, из-за поступления дешёвого Бразильского и Аргентинского мяса цены упали в два раза, что привело к разорению фермеров. Не сложно представить, что будет с Россией, ведь в России холодный климат и большая протяжённость, а от этого и большие затраты на отопление и логистику. Одним из условий вступления в ВТО является предложение отказаться от государственного регулирования цен на электроэнергию и газ. С учётом всего этого наши произведённые товары всех отраслей становятся не конкурентно способными на мировом рынке. Сельское хозяйство и так еле дышит, а при вступлении в ВТО вообще загнётся. По уровню развития сельского хозяйства мы находимся на уровне отсталых африканских стран. Просто катастрофа, деревни разваливаются, колхозникам некуда продавать свою продукцию, перекупщики выставляют такие цены, что просто душат колхозников. У них нет денег даже для выплаты зарплат, а будущий урожай уже в залоге за ГСМ. Иностранные инвестиции в Россию не хлынут, т.к. нерентабельно. Дешевле строить заводы в тёплых странах, да и рабочая сила там дешёвая. К нам в страну хлынут дешёвые продукты из химии и не кто не сможет их запретить. Промышленность будет постепенно останавливаться, т.к. из-за большой конкуренции не будет хватать денег на модернизацию оборудования. Будет большая безработица, рост наркомании и алкоголизма.

Плюсы вступления России в ВТО

По более низкой цене должны будут продаваться парфюм и косметика. Например, пошлины на ввоз духов и туалетной воды к 2016 году снизятся с 15 до 6,5%. На таких же условиях в Россию будут импортироваться средства для макияжа губ и глаз. К 2015-2017 годам также снизятся пошлины на импорт пудры, шампуней, лосьонов, лаков, зубной пасты, средств для бритья, дезодорантов, солей для ванн.

А еще раньше - к 2014 году должны подешеветь и шубы. Пошлина на ввоз дубленых или выделанных меховых шкурок, которая сейчас составляет 10 процентов, должна снизиться вдвое - до 5 процентов. И, наконец, уже с 2013 года Россия взяла обязательства снизить ставку пошлины на ввоз срезанных цветов и бутонов с 15 до 5%.

после вступления России в ВТО уйдут в прошлое некоторые элементы экономической и финансовой дискриминации, когда некоторых отечественных инвесторов не допускали на международные биржи для покупки тех или иных акций. Будет облегчен доступ на международные рынки и для предприятий, производящих детали для современного оборудования.

Во-первых, выиграют не только российские покупатели импортных товаров, но и те предприятия, которые производят что-то нужное для внешнего рынка. Они-то и нуждаются во вступлении в ВТО, нуждаются в том, чтобы их взаимоотношения с иностранными партнерами регулировались согласно четко утвержденным международным правилам

в выигрыше оказываются представители сырьевого сектора, которые сегодня платят большие экспортные пошлины. «Тем самым у них изымается монопольная рента, связанная со сверхвысокими ценами на сырье на мировых рыках. А это обеспечивает разницу между более низкими ценами на сырье на внутреннем рынке, и внешними ценами» Кроме углеводородов это касается цветных металлов и лесной промышленности. А после вступления в ВТО разницы между экспортными ценами и теми, что предназначены для внутреннего рынка не будет. А значит, исчезнет преимущество России, как страны, производящей сырье

в условиях конкуренции появляется стимул к инновационному преобразованию производства и к модификации товаров. И потому появляются новые возможности для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

С другой стороны, тезис о том, что вследствие снижения пошлин российский бюджет может недосчитаться некоторых поступлений, представляется экономисту более весомым. «Но, в то же самое время, после вступления в ВТО мы можем рассчитывать, как это произошло с другими странами, на рост внешнеторговой деятельности, на рост импорта и экспорта. И те потери, кстати, не очень большие, которые недополучит бюджет, будут за этот счет компенсированы

1. Снижение пошлин. Как результат - импортируемые товары станут дешевле. Снизятся также и экспортные пошлины, что приведет к тому, что российский экспорт также увеличится. От этого выиграют, прежде всего, сырьевые отрасли.

2. Иностранные компании будут более активно работать на российском рынке, и усилится конкуренция. Как результат - российские товары также станут дешевле.

3. Вступление в ВТО - серьезный шаг для страны. Российская внешнеэкономическая деятельность станет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций. Также, вероятно, курс рубля станет менее волатильным.

Присоединение к ВТО позитивно для российской экономики, поскольку предполагает улучшение в стране инвестиционного климата и потенциальное привлечение в экономику новых технологий. Объем увеличения иностранных инвестиций в результате вступления России в ВТО может составить как минимум несколько процентов от ВВП.

Позитивно вступление в ВТО и для российского бюджета – во многом благодаря членству в организации, по нашим прогнозам, темпы внешнеторгового оборота будут расти в ближайшие годы на уровне около 10% ежегодно, таким образом, можно достаточно оптимистично смотреть на перспективы федерального бюджета и роста доходов госказны

Основной плюс вступления в ВТО почувствуют на себе экспортеры, так как им станет проще действовать, поскольку членство в организации исключает возможность введения заградительных пошлин на экспортируемую российскую продукцию. Это сделает выгодным развитие экспортноориентированных производств с высокой добавленной стоимостью, что позволит улучшить структуру российской экономики и снижать зависимость от экспорта нефтегазовых ресурсов

Россию целых 18 лет не пускали в ВТО, якобы нужно было соблюдать условия вступления в ВТО . Но вот наконец то удалось договориться оприсоединение России к ВТО . Многие эксперты считают, чтоприсоединение России к ВТО приведёт к гибели экономики. Но есть и сторонники присоединения, которые видятплюсы вступления России в ВТО . - Появятся лучшие условия для доступа российской продукции на заграничные рынки. - Появляется доступ к органам разрешения торговых споров. - Улучшиться инвестиционный климат для иностранцев в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО. - Появляются большие возможности для отечественных инвесторов в государствах-членах ВТО (в банковской сфере). - Будут созданы условия для повышения качества Российских товаров и услуг, за счёт потока иностранных товаров и инвестиций в Россию. - Защита своих национальных интересов. - Повышается имидж России из-за присоединение россии к вто. Можно было бы больше придуматьплюсов вступления России в ВТО , но их нет.

Спорные моменты

К ним относится постепенное исчезновение моногородов.

Еще одним неоднозначным фактом, по его мнению, можно назвать следующее: "ВТО обяжет Россию приобретать у себя продукты генной инженерии. В силу этого Россия может постепенно превратиться в регион, куда будут отправляться продукты генномодифицированные, т.к. соглашения между странами-участниками не позволяют тщательно исследовать весь ввозимый товар, учитывая, что торговые отношения между членами-участницами ВТО строятся в основном на доверии. Поэтому подобные факты могут создать непреодолимые проблемы для обеспечения продовольственной безопасности населения страны, а это очень существенный минус".

Какова польза от вступления в ВТО?

Однозначно сказать о пользе или вреде вступления России в ВТО достаточно сложно. Мнение политиков и других специалистов расходятся: равное число выступают «ЗА» участие и столько же «ПРОТИВ». Начнем с того, что пошло ли на пользу или во вред наше участие во Всемирной Торговой Организации мы сможем судить только когда почувствуем это на себе, то есть когда станем полноценными членами организации (если вообще станем). Пока же можно только предполагать, спорить, отстаивать свою точку зрения.

Вот что считает о необходимости сотрудничества с ВТО президент РФ Владимир Владимирович Путин:

«….В целом ситуация достаточно сложная. Снизилась конкурентоспособность и на внешних рынках, в том числе на традиционных для России рынках стран СНГ…. У нас в обществе идет большая дискуссия по поводу возможного присоединения России к ВТО, и мы часто слышим тезис о том, что здесь не нужно спешить - неудобное место для суеты. Согласен абсолютно.

Но, как вы видите, мы этого и не делаем. Постоянно идут консультации с представителями всех отраслей. Ученые работают. Правительственная комиссия работает…

Хотел бы подчеркнуть при этом, что вступление России в ВТО – это важнейший фактор экономической политики России сегодня. И от нашей готовности к работе в условиях мировой торговли во многом зависит эффективность работы российских производителей. Пока результаты нас не очень радуют. Доля продукции перерабатывающей промышленности в общем объеме российского экспорта пока снижается. … Некоторые видят в возможном присоединении России к ВТО чуть ли не панацею от всех бед: и от антидемпинговых расследований против российских товаров, и от нетарифных ограничений, и от инвестиционного голода.

Между тем, само по себе присоединение к ВТО не снимет кардинальных проблем развития нашей экономики. Ее фундаментальные вопросы нам все равно придется решать самим….И все же убежден, что процесс вступления в ВТО подтолкнет к работе над повышением конкурентоспособности. А наше участие в выработке правил мировой торговли поможет успешному развитию российской промышленности в целом.…Сейчас Правительство ведет активный переговорный процесс. Характер обсуждаемых вопросов и сложный, и объемный….»

Первым делом, стоит ответить на вопрос: зачем же Россия собралась вступать в ВТО? Очевидно, что для России проблема выбора - интегрироваться ей в мировое экономическое пространство или нет, уже не стоит. Членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках. И мощным внешним стимулом для решения тех задач, которые нам и так нужно решать. Развитие российской экономики возможно лишь при ориентации на жесткие требования мирового рынка, на завоевание в нем своих собственных новых ниш. Подобно тому, как членство в Совете Европы является для государства инструментом формирования правового государства, членство в ВТО создает условия для структурной перестройки экономики. Как бы ни хотелось кому-то восстановить в России смертную казнь – нельзя, поскольку это несовместимо с нормами Совета Европы. Международные обязательства заставляют Россию делать то, до чего она «русским путем развития» брела бы еще не одно десятилетие. Так и принципы, вытекающие из членства в ВТО, позволят создать стимулы для инновационного обновления традиционных для России отраслей. Сегодня такие отрасли имеют объективную возможность выбора между «инерционным развитием» под прикрытием протекционистских барьеров и рискованным обновлением. Со вступлением в ВТО такой выбор меняется на другой: либо ты сумеешь вывести отрасль на современный уровень в оговоренный срок, либо не сумеешь. Начиная процесс вступления в ВТО, Россия добивалась принятия на «стандартных условиях». Но стандартных условий в ВТО нет – каждая страна уникальна. Зато есть облегченные условия. Например, для Грузии или Молдавии. А чего с ними спорить: влияние на мировую экономику практически нулевое. В России же рынок со 140 миллионами потребителей. Нефтедоллары. Богатейшие природные ресурсы. Дешевая энергия. Развитая металлургия. Огромное число промышленных предприятий, образованная и пока еще квалифицированная рабочая сила. В общем, по всему видно, что страна не очень стандартная: какие могут быть стандартные условия? Ясно, что торг и должен был быть максимально тяжелым, хотя бы потому, что за нами в очереди в ВТО экономике такого размера нет.

2.2. Чем мы рискуем?

Мнения журналистов опять-таки различны. Вот как выглядят заголовки газет:

- «РБК Дейли», 26.07.2004, Евгения Гаврилюк - «Вступление России в ВТО грозит российским портам потерей части грузооборота»;

- «Солидарность», 20.10.2004, Алексей Чеботарев - «Вступление в ВТО грозит агропрому крахом»;

- «Росбалт», 22.10.2004 - «Северсталь-Авто»: ВТО убьет российский автопром»…

И это лишь небольшая часть! Как обстоят дела на самом деле? Чем все-таки рискует Россия, вступая во Всемирную Торговую Организацию?

Точного ответа на этот вопрос дать невозможно. Конечно можно рассчитать, как новые рамочные условия (тарифы, квоты и т.п.) повлияют на экспорт и импорт при нынешнем состоянии российской экономики (и такие расчеты есть). Но нет ответа на главный вопрос: в какой степени вступление в ВТО «взбодрит» структурную перестройку каждой конкретной отрасли – а именно в этом должен состоять главный эффект.

Например, что касается отечественной автомобильной промышленности , то по мнению экспертов, вливание в ВТО приведет либо к полному ее исчезновению, либо к ее крупному кризису. Как передает корреспондент «Росбалта», такие данные огласил представитель холдинга «Северсталь-Авто» Николай Соболев на Саммите финансовых директоров России, организованном «Институтом Адама Смита»: «По самому оптимистичному прогнозу, в условиях ВТО к 2010 году доля российских автомобилей на рынке сократится с 61% до 41%, а новые иномарки улучшат свои позиции с 11% до 30%». Проблемы отечественного автопрома Соболев видит в первую очередь в технологическом отставании производителей и росте цен на ресурсы, в частности, на металл.

Одним из самых болезненных для России условий присоединения к ВТО остается требование уравнять наши внутренние цены на энергоносители с мировыми. Суть проблемы унификации заключается в том, что внутренние цены на энергоресурсы в России ниже экспортных, что обусловлено с одной стороны наличием больших и доступных запасов энергоресурсов на территории страны и внутренней экономической политикой государства в данной области с другой. Помимо того, что это требование со стороны ВТО просто необоснованно, так еще и неприемлемо для нас.

Минэкономразвития, выбрало самый плохой вариант и самые тяжелые условия для вступления во Всемирную Торговую Организацию. Неслучайно, как отметил в своем выступлении Алексей Чепа, эти варианты правительство обсуждает без представителей Министерства сельского хозяйства России: «С вступлением в ВТО в нашей стране будет покончено с развитием производства в аграрном секторе. Сейчас в стране рост производства мяса за последние два года составляет не менее 15% в год, хотя импортные мясо и птица по-прежнему удерживают серьезный сегмент отечественного рынка. Но после вступления в ВТО про российских производителей можно будет просто забыть. Дело в том, что одним из условий вступления России в ВТО является соглашение о поставках американского мяса и птицы. Согласно ему американцы будут полностью контролировать импорт этой продукции - выбирать в США поставщиков и выбирать в России компании, которые будут заниматься реализацией импортного мяса и птицы. Таким образом импорт этой продукции в Россию фактически будет под контролем страны-импортера. И ясно, что вначале, снизив цены, американские и европейские импортеры мяса задушат наших производителей, а потом начнут постепенно повышать цены на свою продукцию. В этом случае Россия будет полностью зависеть от иностранных импортеров сельхозпродукции». Также России придется унифицировать железнодорожные тарифы: в настоящее время тарифы, регулирующие стоимость экспортных перевозок через сухопутные погранпереходы, существенно отличаются от других. Однако если уравнять железнодорожные тарифы на экспортные перевозки через российские порты и сухопутные границы, многие поставщики предпочтут работать через порты Балтии и Украины. Единственной возможностью сохранить грузопоток в российских портах, по словам собеседников «RBC daily», является объявление портов свободными зонами. Однако в этом направлении пока не предпринимается никаких действий. Что касается Российского бизнеса. "Российский бизнес в массе своей не готов к вступлению в ВТО",- считает заместитель президента Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты Рашид Гайнутдинов. По его мнению, большинство представителей российского бизнеса, особенно малого и среднего, не знакомо сегодня даже с самой проблематикой вступления страны в ВТО. Наиболее "продвинутые" сектора бизнеса, те, которые ориентированы на экспорт, понимают необходимость адаптирования наших условий рынка к условиям Запада, но даже для них, по мнению Р Гайнутдинова, необходимы образовательные мероприятия." В конечном итоге, бизнес, как наиболее активная часть нашего общества, некий локомотив, должен вытащить экономику страны на соответствующий мировым европейским стандартам уровень. Поэтому, сейчас бизнесу нужна всесторонняя помощь, иначе, он просто не сможет конкурировать с аналогичными зарубежными структурами, которые придут наш рынок со вступлением России в ВТО",- сказал Р. Гайнутдилин.

А. Илларионов, советник президента РФ по экономическим вопросам, подчеркнул, что принятие РФ существующих условий Киотского протокола не только сделает невозможным выполнение задачи по удвоению ВВП, но и усложнит задачу по сохранению более-менее высоких темпов роста. "Высокие темпы экономического роста и снижение уровня бедности с одной стороны и Киотский протокол в том виде, в котором он существует сегодня, несовместимы", - убежден он.

Приведем очень показательное мнение директора высшей школы бизнеса МГУ Олега ВИХАНСКОГО:

«Единственное, с чем сложно спорить, так это с тем, что открытие рынков для иностранных производителей и поставщиков услуг создаст лучшие условия для конкуренции. Соответственно, снизятся цены, повысится качество услуг, и российский потребитель, по идее, должен почувствовать себя значительно лучше. Но это "по идее", а реально позиции многих российских компаний и предприятий просто обвалятся, потому что мы еще совершенно не готовы к вступлению ВТО. Наше присоединение к этой организации выгодно странам ЕС, потому что они получат доступ к нашим слаборазвитым рынкам и снизят собственные издержки. В итоге конкурентоспособность развитых стран вырастет, а наша будет падать. Играть по правилам ВТО и получать от этого выгоду мы не сможем до тех пор, пока у нас не появятся ясные приоритеты в области промышленного производства, пока мы не уйдем от сырьевой зависимости и не выведем перерабатывающую промышленность на внешние рынки».

Наверняка, это не все, что может случиться с Россией, когда мы наконец-то станем членами этой организации. Но хотя бы какую-то часть рисков нам удалось рассмотреть.

Во вступлении РФ в ВТО есть целый ряд положительных моментов для среднего и малого бизнеса. Например, это, безусловно, послужит расширению зоны международной торговли, то есть произойдет расширение зоны торговли отечественными товарами, что положительно скажется как на производственном секторе, так и на торговом секторе, где работает достаточно много россиян.

Во-вторых, это повышение конкурентоспособности российской продукции, приведение ее качества международным стандартам, причем в гибкой форме, что должно привести к повышению прибыли в бизнесе от торговли нашими товарами и от их производства за счет очевидного использования современных инновационных технологий.

В-третьих, усиление внимания и ответственности в отношении прав интеллектуальной собственности российских производителей и прав потребителей. Таким образом создаются условия для ведения бизнеса на высоком уровне, должны стать выгодными для внедрения новые технологии, что сделает бизнес более эффективным, производительным и повысит его место на мировой арене.

В-четвертых, упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда - ускорение оборачиваемости средств.

В-пятых, появление большей ясности и прозрачности в системе государственного регулирования деятельности бизнеса и производимых им товаров и услуг, что должно снизить количество и время, затрачиваемое предпринимателями на получение различных разрешительных документов.

Однако, существуют и безусловные минусы вступления РФ в ВТО для малых и средних предпринимателей.

Самый главный и тревожный минус связан с тем, что по мнению многих экспертов отечественные производители не выдержат конкуренцию с импортными товарами и услугами, которые заполонят российский рынок со вступлением нашей страны в ВТО.

Второй минус - это вероятное повышение себестоимости российских конкурентоспособных товаров. Дело в том, что в России сейчас экономят производители на экологии, энергии и заработной плате для снижения себестоимости товаров и увеличения прибыли от их производства. Это расценивается странами Европы как демпинг, в результате чего все эти экономии будут сняты. Например, установлением мировых цен на энергоносители.

Третий минус - это отказ от субсидирования сельского хозяйства, рассматривание юридических торговых споров в международных судах и неготовность малого и среднего бизнеса к конкуренции с импортными производителями. Последнее вызвано отсутствием государственных гарантий поддержки.

Решение и желание России вступить в ВТО вызывает уважение и понимание, поскольку для современного экономического роста и приближения к уровню развитых стран России необходимо вступление в ВТО. Однако, в силу ряда причин этот процесс обещает быть очень болезненным для отечественного малого и среднего бизнеса, который окажется незащищенным от конкуренции со стороны импортных производителей товаров и услуг. Поэтому России требуется обратить особое внимание на государственное регулирование сферы малого и среднего бизнеса при вступлении РФ в ВТО.

Плюсы: 1. "Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения. 2. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Вступление в ВТО подразумевает адаптацию нашего законодательства к международным нормам - положительный фактор для российского бизнеса - бизнес станет прозрачнее, иностранные инвесторы не будут бояться вкладывать деньги в российскую экономику 3. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для разрешения торговых споров.

Читайте также: