Религии мира: сикхизм

Вторглись в северную Индию, еще в конце XII в. они заняли район Дели, Бехар и Бенгатию. В начале XIII в. на завоеванных землях возник Делийский султанат, а стал официальной религией северной Индии. Ислам быстро распространялся , особенно среди городского населения, в среде торговцев. Распространению ислама в Индии способствовала религиозная терпимость индуизма, его амофность . Принявшие ислам становились как бы членами одной касты, мусульманской. Однако несмотря на легкость, с которой ислам проник в Индию и был принят там, ему не удалось одолеть многовековую толщу традиций, он не завоевал исключительных позиций и должен был довольствоваться сосуществованием с индуизмом. Культура Индии осталась индуистской в своих основах, однако ислам оказал влияние на развитие литературы, искусства, архитектуры. Бессмертным памятником этого влияния является мавзолей Тадж-Махал в городе Агра.

Взаимное отчуждение исламской и индуистской традиций пытались преодолеть многие выдающиеся представители религиозных реформаторов Индии. К числу таких попыток относится деятельность Намдев из касты портных, а также известного поэта и просветителя Кабира.

Сикхи

На рубеже XV-XVI вв. с проповедью основ нового учения, призывавшего объединить мусульман и индуистов выступил легендарный Нанак, основатель учения сикхов. Он был выходцем из Пенджаба, где влияние ислама было весьма велико. Сикхи (ученики, последователи гуру Нанака) подчеркивали равенство всех перед Богом, полную свободу от кастовых различий и ограничений, выступали за широкое участие мужчин и женщин в активной жизни . В качестве символа освобождения от оков касты Нанак ввел принцип совместной трапезы и общей кухни. Нанак резко выступал против затворничества и неравноправия женщин, против многоженства и самосожжения вдов (саги). Проповедь Нанака вызвала широкий энтузиазм среди населения Пенджаба. Секта сикхов скоро превратилась в огромную общину людей, подчинявшихся особым правилам, даже внешне отличавшихся от мусульман и индусов. Сикхи давали обет не стричься и не курить. Священной кии- гой сикхов стала «Грантх Сахиб» (Гуру Грантх), где излагались заповеди и проповеди первых сикских гуру вместе с Нанаком. Всего сикхи признают десять учителей-гуру.

Усиление сикхов и превращение их в мощную и воинственную религиозно-политическую общность вызвали негативную реакцию со стороны властей. Общины сикхов стали жестоко преследоваться. В конце XVII в. по приказу Аурангзсба девятый гуру был публично распилен на части. При десятом гуру Говинд сикхи подняли вооруженное восстание . Говиид создал боевую дружину сикхов — военую организацию хальсу. В хальсу вступали все сикхи. способные носить оружие, они давали клятву, прибавляли к своему имени слово «сингх», что означает «лев»; обряд посвящения включал в себя правило пяти «к» :

  1. не стричься и носить бороду (кеш);
  2. носить короткие и удобные для сражения брюки (качх);
  3. носить в пучке волос гребень (кангха);
  4. иметь короткий меч-кинжал (кирпан);
  5. носить боевой стальной браслет (канкан).

Сикхи начали войну за создание собственного государства. В 1708 г. Говинд был убит, но его последователи добились успеха и создали независимое государство в Пенджабе. Однако в 1849 г. его независимость в результате вмешательства английских войск была ликвидирована.

В XIV в. торговцы из восточных районов Индии познакомили с исламом индонезийцев. В Малакке, а затем и на острове Ява возникли исламские княжества и султанаты. В Китае глубоких корней не пустил, хотя мусульмане как часть населения страны появились и существуют там до сих пор.

Согласно религии сикхов, есть некоторые положения касательно жизни человека, которые можно проследить не только у сикхов, но и во многих других религиях:

Жизнь каждого человека начинается еще до его рождения. Прошлое существование, его нынешнее положение, все его окружение дают определение его индивидуальности. Однако каждый человек наделен собственной волей и должен сам отвечать за свои поступки. В человеке заложено столько энергии, что он может полностью поменять свой характер и нейтрализовать все свои прошлые негативные деяния.

Бог еще до рождения дал нам силы и энергии, однако это не освобождает никого от ответственности. Внутри человека глубина, которой не предела, и только сам человек способен узреть собственные ошибки и свое неведение в том свете, который содержится в каждом из нас. Сознание своего я, самый низкий из всех уровней сознания, он присущ даже животным. Развиваясь, мы поднимаем постепенно свой уровень сознания до уровня «мы».

Сначала до уровня семьи, потом поднимаемся на уровень общества, уровень природы, когда мы чувствуем себя нераздельно от природы. Высший уровень, которого нужно достичь, это уровень бога в том смысле, что мы чувствуем себя нераздельно от всего. Каждый атом и каждое живое и не живое существо, все в этой вселенной и во всех других вселенных тождественно и связано между собой. Сикхи считают себя не аскетами и не материалистами, сикхи идут срединным путем.

Верования Сикхизма

Сикхи рассматривают Бога в двух аспектах: Абсолют, который называется «Ниргун», который включает в себя все, что есть в этой и во всех других вселенных, а так же «Саргун», божественная искра, внутри каждого из людей.

Сначала считают сикхи, был только Абсолют, он существовал сам по себе, бесформенный и не проявленный. Не было ни рая, ни ада, не было трех миров. Абсолют покоился сам в себе. Потом Абсолют захотел выразить себя, как Саргун, и проявил себя через имя. Когда появилось выражение через Имя, появилась и Природа, в каждом направлении которой, в каждой молекуле и каждом атоме растворен Абсолют. Он пронизывает все, и присутствует везде как Любовь.

Поклоняются Богу сикхи посредством «медитации», единения с Абсолютом. Никто кроме Абсолюта, никакие другие божества, духи, демоны, не достойны поклонения, считают сикхи.

После смерти, души людей, считают сикхи, не переходят никуда, они растворяются в природе и возвращаются к Творцу, но не исчезают, а остаются как часть Абсолютного целого. Представления о рае и аде сикхи считают неправильными, обеты и посты, благие дела, целомудрие, все это по их представлению, лишь способ одних людей манипулировать другими. Никаких новых перерождений, считают сикхи, нет. Однажды родившись, душа остается навсегда, частью единого целого, считают сикхи.

Ритуалы сикхов

Сикхи не придают большого значения ритуалам и церемониям в целом. Ритуалы и обряды есть в жизни сикхов как форма действия для сплочения людей, ритуалы помогают изучать писания и традиции, способствуют развитию любви среди ближних и братьев.

В ритуалах нет большой необходимости, но иногда они помогают приблизиться к идеалу, и почувствовать его. Главное считают сикхи, чтобы ритуалы и обряды не становились самоцелью, не привязывали к местным традициям, и не уменьшали духовность среди братьев. Каждая душа неповторима, и каждая индивидуальна, и в том случае, когда ритуалы приносят пользу, имеет смысл их применения.

Сикхизм могут исповедовать любые люди, это не зависит от пола или происхождения человека, так же от его национальной принадлежности. Каждый может прийти и стать сикхом, пройдя процедуру, аналогичную крещению у христиан, которая называется «Амрит».

Каждый сикх должен при себе всегда иметь пять предметов, так называемые пять «Кеш». Это нетронутые волосы, которые сикхи прячут под чалмой, «(Kesкi)». «Kangsha», это гребешок, с помощью которого поддерживаются волосы. Это «кarа», стальной браслет, «Kachla» -нижнее белье, и Kirpan это короткий меч, спрятанный под накидкой. Этому правилу придерживаются сикхи неукоснительно. Каждый сикх знает, что у другого сикха тоже есть меч, и как говорится сикх — сикха уважает. При этом меч не может быть применен для угроз или насилия.

Еще ода церемония сикхов, это кремация. Тело сжигают, а пепел развеивают над рекой. Душа умершего возвращается к богу и не положено строить никаких памятников и склепов.

Положения сикхизма

Религия сикхов учит братским отношениям между людьми на земле, какой расы и пола они бы не были.

Следует любить друг друга, относится друг к другу с уважением и вниманием, так как в принципе ничего другого нам, людям не остается. Отравляя себя злостью и ненавистью, завистью и тщеславием, мы сами погружаем себя в зыбкую трясину перерождений, полную страданий – считают сикхи.

Природа с ее законами создана богом, и человек может либо следовать, либо не следовать законам природы и законам Бога. Никто не принуждает нас насильно, к каким ни было действиям, человек, обладая собственной волей свободен в выборе своих поступков, хорошие и плохие дела, и мысли все во власти у самого человека. Однако, открывшись Богу, маленькая крупинка которого есть в каждом человеке, обнаружишь что только в любви и есть смысл этой жизни, все остальное приходит и уходит не оставляя в конечном счете ничего, считают сикхи. Человек как рыба в реке может плыть по течению, а может плыть и против него, однако против естественных законов выйти нельзя, как рыба не может покинуть реки, так и человек не сможет идти против законов Бога, говорят сикхи

Если ты сикх ищи, то, что дал тебе Бог – Любовь и Веру. Уважай свободу других, будь свободен сам. Проявляй любовь в каждом повседневном деле, в каждом мгновении, в каждом помысле, потому что в этом и выражается настоящая природа и человека и Бога.

Сикхи всегда стараются жить в радости, надежде и с улыбкой на лице.

В сикхской религии много похожего на религию евреев, но сами сикхи не признают родство своей религии с еврейской религией.

Бог сикхов не провозглашает неравенства рас и неравенства в кастах, никого не наказывает и не кого никуда не водит. Сикхский бог не проявляется в виде «голоса с неба или знамений пророкам. Бог не требует для себя войны «глаз за глаз», не накладывает на свой народ большое количество обязательств, как в традиции евреев. Сикхи не разделяют людей на своих и чужих, а относятся ко всем как к братьям.

Нанак соединил отдельные положения индуизма с идеями бхакти и ислама, но при этом он никогда не разделял до конца воззрения тех религий, откуда черпал свои идеи. Это позволило учению Нанака в скором времени выделиться в самостоятельную религиозную систему.

Сикхизм провозгласил равенство всех людей перед богом, независимо от их касты и социального положения, а также отверг культовую обрядность и внешние формы почитания божества. Демократические принципы, которые утверждал сикхизм, обеспечили ему популярность среди самых широких слоев населения.

Характерной особенностью сикхизма является то, что в нем практически отсутствует развернутая религиозно-философская система. В основе сикхизма лежит идея единого бога (или, скорее, божественного начала), выражающего себя во всей природе и в человеке. Сикхизму было одинаково чуждо как обожествление животных и поклонение статуям, как это принято в индуизме, так и образ Всевышнего, сотворившего мир, как учит ислам. В духовной поэзии сикхов безличный бог предстает в образе гигантского огня, искры которого разлетаются далеко вокруг. Эти искры и есть человеческие души. Души, заброшенные в мир, обрекаются на скитания из одной телесной оболочки в другую, подчиняясь закону кармы. И прекратить это мучительное странствие души не помогут ни жертвоприношения, ни отшельничество, ни далекие паломничества - то есть ничто из того, к чему прибегают в своей практике индусы и мусульмане. Единственное, что приводит к желанной цели обретения спасения - это добрые дела, которыми очищается душа, преданная богу. Средством освобождения от кармы становится следование законам общины, и дисциплина воина начинает приобретать черты религиозного культа.

Культовые обряды у сикхов существуют, но их совершают не жрецы, а сикхи-воины, равные друг другу перед лицом безличного божества. Отсутствие профессиональных священнослужителей до сих пор резко отличает сикхов от всех остальных индийских общин.

И все же, отвергнув касты, сикхи фактически сами образовали гигантскую касту воинов. Многие сикхи и в наши дни остаются верными своему традиционному занятию - воинской профессии. Поэтому процент сикхов в индийском офицерском корпусе очень высок.

При преемниках Нанака сикхизм получил организационное оформление. 3-й гуру Амар Дас (1552-1574 гг.) превратил власть гуру в наследственную и стал основателем династии сикхских духовных правителей. Его преемник, 4-й гуру Рам Дас, основал столицу сикхов - город Амритсар, в котором был построен знаменитый Золотой Храм. 5-й гуру Арджуна (1581-1606 гг.) составил священную книгу сикхов Адигрантх ("Изначальная Книга"), хранящуюся в Золотом храме. Во время праздников огромный фолиант этой книги выносят из храма и в торжественной процессии проносят по улицам города.

При 10-м (и последнем) гуру Говинд Сингхе (1675-1708 гг.) были проведены серьезные реформы внутри общины сикхов, в результате которых община окончательно превратилась в сплоченное военизированное объединение. В 1699 г. Говинд Сингх собрал общий съезд сикхов, на котором объявил их общиной равных (хальсой), а общее собрание - высшим органом сикхов. Наследственная власть гуру была отменена. В это же время были установлены и некоторые внешние знаки, которые отличали сикхов от остального населения Пенджаба. Был введен особый обряд посвящения в члены общины - пахул, обязательный для каждого сикха. Все сикхи были обязаны носить тюрбан, узкие штаны до колен, длинные волосы и бороду и постоянно иметь при себе три стальных предмета: меч, гребень и браслет. Каждому сигху присваивался благородный титул "сингх" (лев).

В начале ХVIII в. хальса сикхов возглавила борьбу народов Пенджаба против империи Великих Моголов, в результате которой в 1765 г. на территории Пенджаба было создано независимое государство сикхов. В 1849 г. англичане после двух ожесточенных войн захватили это государство.

В настоящее время число приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. Это девятая по величине религия в мире3.

Первая мантра (молитвенная формула или зaклинание), именуемая "Мул Мантра", с которой начинается священная книга сикхов "Ади Грантх", выглядит следующим образом (она написана на пенджаби): "Om sati namu karata puruku nirabau niravairu akal murati ajuni saiba gur prasadi".

В переводе это означает: "Бог един и вечен. Он содержится во всём, и в то же время Он - творец всего сущего. Он лишён страха и враждебности. Он существует вне времени. Он вне рождения и смерти. Он познаётся милостью Гуру" 4.

В этом кратком изречении изложена сама суть учения Нанака.

В сикхизме существует представление о бесконечной цепи рождений человека в соответствии с его заслугам или проступками, совершёнными в жизни. Есть подобные положения и в буддизме, и в индуизме. Но в сикхизме эта цепь не столь длинна и безнадёжна, и прервать её (то есть получить полное духовное и материальное освобождение, а значит, максимально приблизиться к божеству) вполне возможно для каждого верующего сикха. Постижение божества - вот основная цель и стремление каждого верующего. А полное постижение - это не что иное, как абсолютное погружение в Бога, растворение в Нём, означающее прерывание цепи рождений. Бог должен быть в сердце человека, и это главное. Так учил Нанак.

Как же постичь Бога в сикхизме? Во-первых, необходимо познать мистическое Слово ("шабд"). Медитируя, размышляя о божественной сущности, человек может услышать зачаровывающую "беззвучную" музыку ("анахад шабд"), которая и является откровением.

Во-вторых, необходимо постоянно повторять в молитвах Имя ("нам"). Для обозначения Бога у сикхов существуют разные имена, но все они несущественны. Имя - это божественная сущность, которая определяется с помощью понятий "сат" - "истинный", "сач" - "истина". "Сати нам" ("Его Имя - Истина") - одно из основных понятий в сикхизме.

Ещё одно важнейшее понятие Гуру (Божественный Наставник), являющийся проводником высшей Истины. В учении Нанака это понятие используется в различных смыслах: в одних случаях Гуру ассоциируется с Богом, в других - чётко прослеживается различие между Богом и Гуру (когда в роли Гуру выступает голос Бога, с помощью которого Бог сообщает истину человеку). Существует и такое толкование Гуру: это Слово, Божественная Истина. Но наиболее понятным и для индуистов, и для мусульман-суфиев было восприятие гуру как духовного наставника, открывающего своим ученикам путь к спасению. Всё сущее определяется понятием Хукам (Божественный Порядок, Указание, Воля), которое относится не только к физическому миру, но и к понятию кармы (то есть закона причин и следствий). Сикхи верят в предопределённость судьбы, жизненного пути человека, который обусловливается тем, что он делает в настоящей жизни, и тем, что он делал в своих предьщущих воплощениях. Каждый человек должен жить в соответствии с тем, что ему предначертано свыше, то есть выполнять свою дхарму (долг). Таким долгом Нанак считал активную жизнь, заполненную трудом, исполнение дхармы домохозяина.

Постижение Бога и соединение с Ним возможны для каждого человека, следующего путём любви, веры, преданности Богу и размышляющего о Его деяниях. Человек должен избавляться от своих пороков. Их пять - гнев, гордыня, алчность, страсть, привязанность к земным благам.

При этом служение Богу ни в коей мере не подразумевает отход от мирских дел, отшельничество или аскетизм. Жизнь Нанака - тому пример. Размышляя о Боге, познавая Его через медитацию и исполнение гимнов, Нанак приходит к осознанию необходимости физического труда. И в последние десятилетия своей жизни Нанак вместе с учениками обрабатывает земли, принадлежащие общине, следуя некогда провозглашённой им заповеди: "Человек должен трудиться и делиться плодами своего труда с другими людьми" 5. Неотступное следование этим принципам должно привести, в конце концов, к прерыванию цепи рождений и слиянию с божеством. Каждый последователь этого учения может общаться с Богом напрямую, без посредников, поэтому в сикхизме нет священнослужителей.

(духовным учителем) Нанаком ( -).

Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. К 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек , 14 млн из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна . Это девятая по численности последователей религия в мире .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак , родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб , округ Лахор , Пакистанский Пенджаб).

    Гуру Нанак много путешествовал, и хотя точное количество путешествий является спорным, общепризнанными являются

    После примерно четверти века путешествий, во время которых он проповедовал свою идеологию , гуру Нанак основал «обитель веры» в Картапуре в Пенджабе , где и сформировалась сикхская община . Чётко организованная религиозная община сикхов со временем превратилась в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

    Морально-этические нормы сикхизма

    Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

    Правоверным сикхам предписано быть хорошими людьми, искать и проявлять в себе данное Богом - веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами - можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и люди не могут выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними - это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность - это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи - и в этом выражается природа Бога. Сикх всегда должен жить в оптимизме, радости и надежде.

    Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех - манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие - это отвратительное проявление эгоизма .

    Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

    В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке - но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

    Сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке, по их мнению, есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

    Сикхи называют пять пороков: похоть, гнев, жадность, подчинение чужой воле, эгоизм, и пять достоинств: честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь.

    Сикхизм о душе и реинкарнациях

    Человек не начинает свою жизнь с пустого места - он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья, в которой он родился, и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается ещё собственная воля, и он сам несёт ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать всё своё прошлое. Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности.

    Сознавание своего «Я» - это самый низкий уровень сознания, присущий также животным. Расширяя своё сознание, люди воспринимают других как часть самого себя. Люди поднимаются от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом - до уровня Природы, и дальше - до уровня Бога. Сикхи - не аскеты и не гедонисты, они выбирают серединный путь.

    Учителя сикхов

    С точки воззрения сикхов, истинный гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать - это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живёт свой гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.

    Сикхское учение и священное писание сформулировал гуру Нанак (род. ) и последующие девять сикхских Учителей. Гуру Гобинд Сингх стал последним гуру в человеческой форме. Перед смертью, Гуру Гобинд Сингх объявил, что Гуру Грантх Сахиб будет окончательным и вечным гуру сикхов. Священное Писание было написано первыми пятью Учителями. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом и определяет пути и законы всего Учения. Сикхский катехизис Khalsa Panth дополняет Священное Писание.

    Ритуалы

    Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов , который обозначился к началу XVIII века . Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

    • Провинцию Пенджаб , современный Пакистан
    • Штат Пенджаб , современная Индия
    • Союзную территорию Чандигарха , Индия
    • Штат Харьяна , Индия
    • Штат Химачал-Прадеш , Индия
    • Бывшее «туземное государство» Джамму , Индия
    • Северо-западную пограничную провинцию, Пакистан
    • Зону племён, Пакистан
    • Исламабадскую столичную территорию, Пакистан
    • Части северо-восточного Афганистана

    После аннексии Великобританией Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично - «туземных государств», частично - территорий под прямым управлением Британской Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор .

    Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) - Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

    С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в , конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета , с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

    После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

    Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556-1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха , власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам , и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

    С разделом бывшей Британской Индии в на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов ; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди - в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан . Решение

    Сикхизм — религия, зародившееся на территории Индии (современный штат Пенджаб) в пятнадцатом веке. Основателем сикхизма считается Гуру Нанак (родился в 1469 году). Сикх — в переводе с пенджабского — последователь, ученик .

    На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 миллионов сикхов , таким образом, сикхизм по численности приверженцев занимает 9-тое место среди мировых религий. Больше всего сикхов проживает на территории Индии , но есть общины и в других странах — США, Канаде, Великобритании, Таиланде и др.

    Сикхизм зародился и существует в среде индуизма и ислама, но при этом является самостоятельной религией . Отдельные его положения (например, единобожие) сближают его с авраамическими религиями (иудаизм, христианство, ислам), но при этом сикхизм не является продолжателем данных традиций — сикхи не признают пророков, божественных посланий и т.д.

    Основными постулатами сикхизма являются:

    • Принятие единобожия . При этом Бог существует в двух ипостасях — с одной стороны как абсолют (Ниргун ), а с другой — как личностный Бог (Саргун );
    • Вся природа, все божества и духи сотворены Богом и подчиняются ему; именно поэтому сикхи отвергают любое поклонение, кроме как Богу; основная форма такого поклонения — медитация ;
    • Бог не существует вне материи, но превосходит её;
    • Бессмысленно пытаться угодить Богу, слепо исполняя ритуалы, поклоняясь без искренней веры;
    • Божья благодать достижима только посредством бескорыстной любви к Богу и преданности ему;
    • Человек обладает свободой воли, при этом добрые поступки приближают его к Богу;
    • Сикх не делает различий между людьми по половому, религиозному, кастовому признаку. Он всех уважает и относится к другим людям как к братьям ;
    • Сикхи очень высоко ценят свободу , одно из самых порицаемых ими деяний — манипулирование людьми.

    Выполняя медитацию, сикхи стремятся раздвинуть границы своего сознания. От осознания своего "Я", что присуще животным, до включения в понятие "Я" — семьи, общества, природы и в конечном итоге — Бога. В повседневной жизни сикхи стремятся к пребыванию в состоянии любви, оптимизма и надежды . Сикхи почитают своё священное писание (Хальса пант ), созданное Гуру Нанаком и последующими сикхскими учителями.

    Сикхи имеют оригинальное представление о загробной жизни . Они считают, что после смерти душа человека просто возвращается к Богу . При этом не существует ада, рая, воздаяния за грехи, кармы и т.д. Данные категории, по мнению сикхов, используются в других религиях для манипуляции людьми , но никто не может знать, что ожидает человека после смерти.

    Интересно, что несмотря на отсутствие сакрализации ритуалов (сикхи признают их роль просто как средства сплочения людей), последователи сикхизма тщательно соблюдают предписания Гуру Нанака, касающиеся внешнего вида сикха. Эти заветы известны как пять К . Сикх обязан всегда иметь при себе пять предметов:

    • Нетронутые волосы (кеш), которые он прячет под чалму;
    • Гребень для поддержки волос (кангша);
    • Стальной браслет (кара);
    • Нижнее белье (качла);
    • Кинжал (кипран).

    Первоначально власть в общине сикхов передавалась путём наследования гуру, но в семнадцатом веке утвердилось положение, согласно которому религиозная община (хальса ) получила в свое ведение решение всех управленческих вопросов. Самостоятельное государство сикхов просуществовало достаточно непродолжительное время, с 1767 года, когда сикхи вышли из-под власти Моголов, до 1849 года, когда они потерпели поражение в войне против англичан.

    В двадцатом веке община сикхов претерпела тяжёлые испытания , связанные с религиозными войнами после обретения независимости Индией и Пакистаном. Традиционно сикхи активно проявляли себя на военном поприще , и сейчас, 20% офицеров индийской армии являются сихками, при том что доля сикхов среди индийского населения — всего 2%.

    В целом сикхизм можно охарактеризовать как одну из самых толерантных религий , не делающих различия между людьми по их происхождению и другим признакам, ценящую свободу и поклоняющуюся единому Богу.

Читайте также: