Создание совета народных комиссаров ссср. Смотреть что такое "снк рсфср" в других словарях

Большевики ввели в первый состав Совнаркома только одного еврея, Троцкого Л. Д., занявшего должность наркоминдела.

Национальный состав Совнаркома до сих пор является предметом спекуляций:

Андрей Дикий в своей работе «Евреи в России и СССР» утверждает, что состав СНК якобы был следующим:

Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) 1918 г.:

Ленин — председатель,
Чичерин — иностранные дела, русский;
Луначарский — просвещение, еврей;
Джугашвили (Сталин) — народности, грузин;
Протиан — земледелие, армянин;
Ларин (Лурье) — экономический совет, еврей;
Шлихтер — снабжение, еврей;
Троцкий (Бронштейн) — армия и флот, еврей;
Ландер — госконтроль, еврей;
Кауфман — государственные имущества, еврей;
В. Шмидт — труд, еврей;
Лилина (Книгиссен) — народное здравие, еврейка;
Шпицберг — культы, еврей;
Зиновьев (Апфельбаум) — внутренние дела, еврей;
Анвельт — гигиена, еврей;
Исидор Гуковский — финансы, еврей;
Володарский — печать, еврей; Урицкий— выборы, еврей;
И. Стейнберг — юстиция, еврей;
Фенгстейн — беженцы, еврей.

Итого, из 20-ти наркомов — один русский, один грузин, один армянин и 17 евреев.

Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность» приводит анализ этого списка:

«Еврейский» характер Совнаркома получен путём махинаций: упомянут не первый состав Совнаркома, опубликованный в декрете II Съезда Советов, а из много раз менявшихся составов СНК выдернуты только те наркоматы, во главе которых когда-либо находились евреи.

Так, в качестве наркома по военным и морским делам упомянут Троцкий Л. Д., назначенный на этот пост 8 апреля 1918 года, а в качестве наркома по продовольствию (здесь: «снабжение») указан Шлихтер А. Г., который действительно занимал этот пост, но только до 25 февраля 1918 года и евреем, кстати, не был. На момент, когда наркомвоенмором действительно стал Троцкий, наркомпродом уже стал вместо Шлихтера великоросс Цюрупа А. Д.

Другим методом махинаций является изобретение ряда никогда не существовавших наркоматов.
Так, Андреем Диким в списке наркоматов упомянуты никогда не существовавшие наркоматы по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене.
Володарский упомянут как нарком печати; на самом деле он действительно был комиссаром печати, пропаганды и агитации, но не народным комиссаром, членом СНК (то есть фактически правительства), а комиссаром Союза северных коммун(областного объединения Советов), активным проводником большевистского Декрета о печати.
И, наоборот, в списке отсутствуют, например, реально существовавшие наркомат путей сообщения и наркомат почт и телеграфов.
В итоге у Андрея Дикого не сходится даже количество наркоматов: он упоминает число 20, хотя в первом составе насчитывалось 14 человек, в 1918 году количество увеличено до 18.

Некоторые должности указаны с ошибками. Так, председатель Петросовета Зиновьев Г. Е. упомянут как наркомвнудел, хотя он никогда не занимал эту должность.
Наркому почт и телеграфов Прошьяну (здесь — «Протиан») приписано руководство «земледелием».

Ряду лиц произвольно приписано еврейство, например, русскому дворянину Луначарскому А. В., эстонцу Анвельту Я. Я., обрусевшим немцам Шмидту В. В. и Ландеру К. И. и т. д. Происхождение Шлихтера А. Г. не вполне ясно, скорее всего, он является обрусевшим (точнее, обукраинившимся) немцем.
Некоторые лица вообще вымышлены: Шпицберг (возможно, имеется в виду следователь VIII ликвидационного отдела Наркомюста Шпицберг И. А., прославившийся своей агрессивной атеистической позицией), Лилина-Книгиссен (возможно, имеется в виду актриса Лилина М. П., в правительство никогда не входившая, или Лилина (Бернштейн) З. И., в СНК также не входившая, но работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета), Кауфман (возможно, имеется в виду кадет Кауфман А. А., по некоторым источникам, привлекавшийся большевиками как эксперт при разработке земельной реформы, но в Совнарком никогда не входивший).

Также в списке упомянуты два левых эсера, чей небольшевизм никак не указывается: нарком юстиции Штейнберг И. З. (упомянутый, как «И. Стейнберг») и нарком почт и телеграфов Прошьян П. П., упомянутый, как «Протиан-земледелие». Оба политика относились к послеоктябрьской большевистской политике крайне негативно. Гуковский И. Э. до революции относился к меньшевикам-«ликвидаторам» и пост наркома финансов принял только под давлением Ленина.

А вот реальный состав первого Совета народных комиссаров (по тексту декрета):
Председатель Совета Народных Комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин)
Нарком по внутренним делам — А. И. Рыков
Нарком земледелия — В. П. Милютин
Нарком труда — А. Г. Шляпников
Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: В. А. Овсеенко (Антонов) (в тексте Декрета об образовании СНК — Авсеенко), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко
Нарком по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин
Нарком народного просвещения — А. В. Луначарский
Нарком финансов — И. И. Скворцов (Степанов)
Нарком по иностранным делам — Л. Д. Бронштейн (Троцкий)
Нарком юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов)
Нарком по делам продовольствия — И. А. Теодорович
Нарком почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов)
Нарком по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин)
Пост Народного Комиссара по делам железнодорожным остался временно не замещенным.
Вакантный пост Народного Комиссара по делам железнодорожным позже занял В. И. Невский (Кривобоков).

Но какое теперь это имеет значение? Начальник сказал 80 - 85% евреев! Значит так оно и было! Кстати, в новый учебник истории не забудьте это записать. Это уж точно соответствует геополитическим интересам России раз Путин там считает...

Или вы хотите Самого поправить? Ох, евреи, и не думайте! Иначе - пеняйте на себя. Короче, теперь косяк с большевистскими репрессиями - точно уже на вас!

Вот точная цитата из гаранта:

"Решение о национализации этой библиотеки (Шнеерсона - АК) было принято первым советским правительством, и членами его являлись примерно на 80-85% евреи. Но они же, руководствуясь ложными идеологическими соображениями, шли тогда на аресты и репрессии и иудеев, и православных, и представителей других конфессий - мусульман, - они всех гребли под одну гребенку. Вот это идеологические шоры и ложные идеологические установки - они, слава богу, рухнули. И мы действительно сегодня, по сути, передаем еврейской общине эти книги с улыбкой".

Как говорится, "Остапа понесло..."

Революционные события октября 1917 года, стремительно развиваясь, требовали четких действий со стороны руководителей нового правительства. Необходимо было не только взять под контроль все стороны жизни государства, но и эффективно управлять ими. Осложняли положение разразившийся гражданский конфликт, разруха в экономике и хозяйстве, вызванная Первой мировой войной.

В сложнейших условиях противостояния и борьбы между разными политическими силами Вторым Всероссийским съездом Советов было принято и утверждено декретом решение о создании распределительного органа, получившего название Совет Народных Комиссаров.

Постановление, регламентирующее порядок создания это органа, впрочем, как и определение «народный комиссар», было полностью подготовлено Владимиром Лениным. Тем не менее до проведения СНК считался временным комитетом.

Таким образом, было создано правительство нового государства. Это знаменовало начало формирования центральной системы власти и ее институтов. Принятое постановление определяло основные принципы, в соответствии с которыми проводилась организация правительственного органа и его дальнейшей деятельности.

Создание Комиссаров стало важнейшим этапом революции. Он продемонстрировал способность пришедших к власти людей самоорганизовываться для эффективного решения проблем управления страной. Кроме того, принятое Съездом 27 октября решение стало отправной точкой истории создания нового государства.

В Совет Народных Комиссаров вошли 15 представителей. Они распределили между собой руководящие должности в соответствии с основными отраслями управления. Так все сферы экономического и хозяйственного развития, включая иностранные представительства, военно-морской комплекс и дела национальностей, были сосредоточены в руках одной политической силы. Возглавил правительство В.И. Ленин. Членство получили В. А. Антонов-Овсеенко, Н. В. Крыленко, А. В. Луначарский, И. В. Сталин и др.

На момент создания СНК временно без легитимного комиссара оставалось железнодорожное управление. Причиной этого стала попытка Викжеля взять управление отраслью в свои руки. До решения возникшей проблемы новое назначение было отложено.

Стал первым народным правительством и показал способность рабоче-крестьянского класса создавать управленческие структуры. Появление такого органа свидетельствовало о выходе на принципиально новый уровень организации власти. В основу деятельности правительства были заложены принципы народного демократизма и коллегиальности в принятии важных решений, Руководящая роль при этом отдавалась партии. Устанавливалась тесная связь власти и народа. Стоит отметить, что Совет Народных Комиссаров, согласно постановлению Всероссийского съезда, был подотчетным органом. За его деятельностью неустанно следили другие властные структуры, в том числе и Всероссийский съезд Советов.

Создание нового правительства ознаменовало победу революционных сил в России.

После революции новой коммунистической власти пришлось строить систему власти заново. Это объективно, потому что поменялась сама суть власти и ее социальные источники. Как Ленину и его соратникам это удалось, мы рассмотрим в данной статье.

Формирование системы власти

Отметим, что на первых этапах развития нового государства, в условиях Гражданской войны у большевиков были определенные проблемы в процессе формирования органов власти. Причины этого явления - как объективные, так и субъективные. Во-первых, многие населенные пункты в процессе боевых действий часто попадали под контроль белогвардейцев. Во-вторых, доверие народа к новой власти было сначала слабым. И самое главное, никто из новых деятелей власти не имел опыта работы в

Что такое СНК?

Система верховной власти более-менее стабилизировалась ко времени основания СССР. Государством на тот момент официально управлял Совет народных комиссаров. СНК - это верховный орган исполнительной и распорядительной власти в СССР. Фактически речь идет о правительстве. Под таким названием орган официально существовал с 6.07.1923 года по 15.03.1946 года. Из-за невозможности проведения выборов и созыва парламента первое время СНК СССР имел и функции законодательной власти. Даже этот факт говорит нам о том, что никакой демократичности в советский период не было. Соединение исполнительной и в руках одного органа говорит о диктатуре партии.

В этом органе существовала четкая структура и иерархия по должностям. СНК - который принимал решения единогласно или большинством голосов во время своих заседаний. Как уже отмечалось, по своему типу орган исполнительной власти СССР межвоенного периода очень похож на современные правительства.

Возглавлял СНК СССР Председатель. В 1923 году официально руководил государством В.И. Ленин. В структуре органа предусматривались должности заместителей Председателя. Их было 5. В отличие от современной структуры правительства, где есть Первый вице-премьер и три-четыре обычных вице-премьера, подобного разделения там не было. Каждый из заместителей курировал отдельное направление работы СНК. Это полезно сказывалось на работе органа и ситуации в стране, потому что именно в те годы (с 1923 по 1926) политика НЭП проводилась наиболее эффективно.

В своей деятельности СНК старался охватить все сферы экономики, хозяйства, а также гуманитарное направление. Такие выводы можно сделать, проанализировав перечень наркоматов СССР в 1920-е годы:

Внутренних дел;

По вопросам земледелия;

Наркомат обороны назывался "по делам военным и морским";

Торгово-промышленное направление;

Народное просвещение;

Финансы;

Иностранных дел;

Наркомат юстиции;

Наркомат, курировавший сферу продовольствия (особо важный, обеспечивал население продуктами питания);

Наркомат железнодорожного сообщения;

По национальным вопросам;

В сфере печати.

Большинство из направлений деятельности СНК СССР, сформированных практически 100 лет назад, остается в сфере интересов современных правительств, а некоторые (например сфера печати) тогда были особенно актуальны, потому что только с помощью листовок и газет можно было вести пропаганду коммунистических идей.

Нормативные акты СНК

После революции взяла себе право издавать как обычные, так и чрезвычайные документы. Что такое декрет СНК? В понимании юристов это решение должностного лица или коллегиального органа, принятое в условиях В понимании руководства СССР декреты - это важные документы, которые закладывали основы отношений в определенных отраслях жизни страны. Полномочия издавать декреты СНК СССР получил по Конституции 1924 года. Ознакомившись с Конституцией СССР 1936 года, мы видим, что там документы с таким названием уже не упоминаются. В истории наиболее известны такие декреты СНК: о земле, о мире, об отделении государства от церкви.

В тексте последней довоенной Конституции уже речь идет не о декретах, а о праве СНК издавать постановления. СНК потерял законодательную функцию. Вся полнота власти в стране перешла к партийным вождям.

СНК - это орган, который просуществовал до 1946 года. В дальнейшем был переименован в Совет Министров. Система организации власти, изложенная на бумаге в документе 1936 года, была практически идеальной на тот момент. Но мы прекрасно понимаем, что это все было только официально.

Однако этот перечень сильно расходится с официальными данными по составу первого Совнаркома. Во-первых, пишет российский историк Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность», в него входят наркомы из различных составов СНК, многократно менявшихся. Во-вторых, по словам Емельянова, Дикий упоминает ряд наркоматов, вообще никогда не существовавших! Например, по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене… Зато реально существовавшие наркоматы путей сообщения, почт и телеграфов в списке Дикого отсутствуют вообще!
Далее: Дикий утверждает, что в первый Совнарком входило 20 человек, хотя известно, что их было всего 15.
Ряд должностей указан неточно. Так, председатель Петросовета Г.Е. Зиновьев на самом деле никогда не занимал пост наркома внутренних дел. Прошьян, которого Дикий почему-то называет «Протианом», был наркомом почт и телеграфов, а не земледелия.
Несколько упомянутых «членов СНК» в правительство никогда не входили. И.А. Шпицберг был следователем VIII ликвидационного отдела Наркомюста. Кто подразумевается под Лилиной-Книгиссен, вообще непонятно: то ли актриса М.П. Лилина, то ли З.И. Лилина (Бернштейн), работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета. Кадет А.А. Кауфман участвовал в качестве эксперта в разработке земельной реформы, но к Совнаркому тоже никакого отношения не имел. Фамилия наркома юстиции была вовсе не Стейнберг, а Штейнберг…

Читайте также: