Усадьба фон мекк в селе хрусловка. Усадьбы фон дервизов соха и старожилово в рязанской области. Потрепанный мавзолей на стенах

«Средневековое» имение не имеет древних корней. История его рождения сохранилась в легенде: будто бы барон Сергей Павлович фон Дервиз, из соседнего поместья , заблудился во время охоты и вышел из леса к старому стекольному заводу с бедной усадебкой фабриканта Смольянинова. Нетронутая природа в своей естественной дремучести поразила Дервиза, и он не раздумывая приобрел эту землю вместе с производством и имением, полагая устроить здесь родовое гнездо. Благо, средства позволяли —отец оставил ему в наследство виллу в Лугано, дом на Английской набережной в Санкт-Петербурге, акции и круглую сумму в банке. Фон Дервиз поначалу щедро тратил отцовские капиталы, но вскоре научился преумножать их, предпочитая многое из того, что имел, отдавать на благотворительность.Семейное поместье в , принадлежавшее матери и младшему брату, вскоре стало тяготить его. Артистичному и возвышенному Сергею (профессионально занимавшемуся музыкой и окончившему Московскую консерваторию по певческому классу) грезился свой дом, возможно, в духе старинных рыцарских замков, которые он видел, путешествуя по Европе. Оставалось только одно — найти не просто архитектора, а тонкого художника и рискованного экспериментатора, который построил бы так, как никто доселе не строил!

Судьба свела его с Федором Шехтелем, фигурой номер один в русской архитектуре рубежа XIX-XX веков. «Творчество Шехтеля столь же впечатляюще характеризует отечественную архитектурную школу конца XIX - нача¬ла XX века, как Гауди — испанскую, Орта и Онкар — бельгийскую, Берлаге — голландскую, Макинтош и Вайси — английскую и шотландскую...» В его раннем творчестве преобладают «бесполезные», по мнению маститых зодчих, красочная образность и духовный комфорт, созвучные едва уловимым настроениям человека, облагораживающие и доставляющие ему эстетическое наслаждение.

В 1889 году на плато, как на подиуме, поднимается замок. Молва о нем достигает столиц, но по-настоящему Федор Осипович становится знаменит несколько позже, после осуществления проекта московского особняка для С.Т.Морозова (1893). С этого момента к нему в очередь выстроились банкиры, промышленники, представители родовой знати.

Архитектура кирицкого дворца еще далека от модерна, к которому архитектор придет в процессе долгих исканий и опытов. По мнению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова, это скорее русский неоромантизм, воспринятый через призму европейского средневековья.

Владелец, по-видимому, очень гордился своей новой резиденцией, поместив на ступенчатом фронтоне дома фамильный герб фон Дервизов. Творец же,казалось, пытался превзойти самого себя в выдумке и гротеске: консоль в виде орла с распростертыми крыльями, поддерживающая угловой балкон, беседка на краю верхней террасы с чешуйчатым куполом, с пучеглазыми рыбами у основания граненого шпиля.

В замке по главному фасаду угадывается симметрия, но это только иллюзия. Тут же глаз улавливает несоответствие, и становится понятной игра, затеянная Шехтелем: он намеренно разбивает, гранит и усложняет архитектурные массы, насыщая их плавными линиями аркад и острыми вертикалями. Все здесь пронизано движением, сложно, витиевато, хотя и не перегружено, снабжено исключительно сочными деталями и мягкой экспрессией. Противоположный фасад, напротив, слабо разработан, скучен и прост, возможно, в этом повинны переделки советского времени.

Ландшафтному окружению отведено громадное значение. Шехтель решает его неординарно, по-театральному пафосно. Каскад из каменных лестниц и подпорных стенок усиливает эмоциональное впечатление от архитектуры дома, но еще более ошеломляющим кажется арочный мост, устроенный в глубоком овраге в непосредственной близости от дома. Его арки, непомерно высокие, устремлены кирпичными опорами в бездну. При входе на виадук - белокаменные обелиски, грациозные по форме.

Более от декоративных затей ничего не сохранилось, только на границе парка можно видеть готические (Красные) ворота, похожие на мини-замок с башенкой, с аркой, повисшей над дорожкой.

Шло время, однако фон Дервиз для местного крестьянства и рабочего люда так и остался чужеземцем и разорителем стекольного заводика, дававшего им хотя бы нищенский заработок. Имение однажды уже подвергалось разорению, народное недовольство зрело, и фон Дервиз с семьей принял решение покинуть Россию. Имущество, в том числе и Кирицы, срочно продается. В 1908 году Дервизы уезжают за рубеж, навсегда оборвав связь с родиной...

В прекрасном замке через три десятилетия обосновался костно-туберкулезный детский санаторий. Странное, необъяснимое совпадение! Как известно, именно этим заболеванием страдали дети в семье Дервизов. Болезнь, передававшаяся по наследству и унесшая несколько жизней, стала трагедией рода, и кажется глубоко символичным, что в усадьбе теперь спасают детей от недуга, разбившего семейное счастье ее прежних владельцев.

Размещение санатория сохранило усадебный ансамбль от полного разрушения, хотя за бытность свою медицинским учреждением он сильно обветшал. В конце 1990-х годов в Кирицы пришли реставраторы, в 2007 году работы по ремонту дворца Дервизов были завершены. Все еще ждут своей очереди терраса с лестницами, полуобрушившийся мост, Красные ворота и оставленные без зеркальной поверхности пруды.

Максимилиан фон Мекк (17.01.1869-1950) - потомок древнего дворянского рода фон Мекков, известный в своё время инженер-железнодорожник, действительный статский советник. Строительство усадьбы бало организовано его матерью- Надеждой Филаретовной фон Мекк, купившей в 1880х годах участок земли возле деревни Хрусловка Венёвскогоуезда современной Тульской области.

Здание дворца выстроено в романском стиле, венёвским подрядчиком Борисом Жулдыбином. Проект дома был разработан архитектором Сергеем Александровичем Экаревым. ... Отделка, обстановка и окраска ни одной из 24 комнат дворца не повторяла другую. Точно известно, что там были дубовый и ореховый зал, "китайский" зал, со стенами, обитыми китайскими тканями, зал, отделаный под ясень, комнаты, выкрашенные под золото и серебро, с мебелью из орехового дерева и карельской берёзы. Самой оригинальной была "зеркальная" комната-с зеркальными стенами, потолком и полом.

(Подло спёрто с сайта "Венёвский уезд" www.veneva.ru/xruslovka1.html)

В 1901-1902 гг. усадьба была продана местным помещикам Толмачёвым, в чьём владении и находилась до революции.

В 1918 году чудом уцелевшее имущество из усадьбы было передано в Музей дворянского быта в Москве. В здании расположилось "Государственное хозяйство". С 1923 г. в усадьбе обосновался Хрусловский детский дом им. Фомина, просуществовавший до 1984г. Позже здание было передано некой фирме, планировавшей устроить здесь пансионат, но этим планам не суждено было сбыться.

В наше время усадьба не охраняется (несмотря на множество выведенных баллончиком надписей "частная собственность") и стремительно разрушается, в основном из-за протекающей крыши.

Усадьба фон Мекк. Фото ориентировочно конца 19го-начала 20го веков.

За долгие годы нецелевого использования и забвения здание не утратило своего величия и красоты

Центральный фасад дворца. К сожалению, уже без высоких полукруглых крыльев парадной лестницы

Башенка со слуховым окном над парадным входом

Облицовочный камень фундамента, видимо, заинтересовал мародёров

Рядом обнаруживается дыра в земле, прикрытая ветками

Спустившись туда, обнаруживаем помещение примерно 2.5 Х 2.5 Х1.7 м, со стенами из крупных каменных блоков и кирпичным потолком.

В одной из стен имеется узкй тоннель. примерно 30Х30 см., далее плавно изгибающийся вправо и вверх, в сторону фундамента здания

Назначение этого помещения для меня так и осталось загадкой. Кстати, создаётся впечатление, что дара, через которую туда залезали, не являлась входом, а образовалась с результате обрушения части потолка, т.е, комната изначально была глухой.

Оригинальные башенки и арочные окна пристройки, по стилю достаточно сильно отличающейся от всего здания


Вид с тыльной части дома

Дворец железнодорожных королей, семьи фон Мекк, сейчас переживает сложные времена. Усадьба фон Мекк практически разрушена. Однако еще можно полюбоваться на архитектуру строения, посмотреть на колонны главного зала и остатки росписей, спуститься в обширные подвалы. Предпоследний из детей предпринимателя Карла фон Мекка, Максимиллиан, стал дипломатом и российским консулом в Ньюкасле.
> Мать Максимиллиана Карловича - меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк, которая больше всего известна своими отношениями с композитором П. И. Чайковским. Во многом благодаря поддержке этой женщины весь мир теперь может слушать произведения гениального композитора. Именно Надежда Филаретовна организовывает в конце 1880-х годов строительство дворца и парка. Для строительства усадьбы фон Мекк в Хрусловке был приглашен веневский подрядчик Б.Жулдыбин, архитектор и автор проекта - Экарев Сергей Александрович, окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сейчас достоверно неизвестно, как выглядели интерьеры дворца. Известно, что там было 24 комнаты и ни одна из них не была похожа друг на друга. То есть, например, семье фон Мекк построили и украсили ореховый зал, дубовый, ясеневый. Были даже комнаты, убранные в золото и серебро. Одной из самых красивых гостиных была китайская, обитая редкими тканями, привезенными из Китая. Так же необычной комнатой являлся зеркальный зал, в котором зеркала располагались не только по периметру стен, но и на потолке, что в те времена было редким и чрезвычайно смелым дизайнерским ходом.

> Наследник рода, дипломат женится в 1895 году на Ольге Михайловне Кирьяковой и уезжает из страны.Он становится секретарем русского посольства в Вашингтоне, а впоследствии, и в других городах и странах. Революция 1917 года навсегда отрезала Максимиллиана фон Мекк и весь его род от России. Дворяне остаются в эмиграции, имение оказывается никому не нужным. Чудом усадьба фон Мекк избежала разграбления. Имущество было передано в Музей дворянского быта, в Москву, откуда его продавали с аукциона. На территории парка открывают колхоз, где выращивают свеклу и разводят скот. Позже колхоз превратили в Хрусловский детский дом, а затем и вовсе забросили.

> Уже гораздо позже, усадьбу фон Мекк продали одному из предприятий Новомосковска для организации пансионата, однако что-то там не срослось. По одним слухам, не хватило финансирования, по другим - сама сделка оказалась юридически не чистой. Прекрасный дворец так и остался развалинами. Руины заброшенного дома, сада и хозяйственных построек до сих пор можно увидеть на берегу реки Осетр, село Хрусловка.

>

Фото: Усадьба фон Мекка в селе Хрусловка

Фото и описание

Неподалеку от селения Хрусловка до нашего времени сохранилась усадьба известного человека – Максимилиана Карловича фон Мекка. Фон Мекки были известными баронами и происходили от канцлера по имени Фридрих фон-Мекка, который родился в 1493 году. Потомки этого человека до начала 18 столетия проходили службу в Швеции. Сам Максимилиан Карлович является потомком внука Фридриха в двенадцатом колене. В свое время он являлся предпоследним сыном Оттона Карла фон Мекка, который на территории России носил имя Карла Федоровича – именно этот человек был одним из самых известных инженеров путей сообщения на территории России, а также действительным статским советником.

В начале 1860-х годов Карл Федорович был подрядчиком при строительстве Рязано-Козловской и Московско-Рязанской железных дорог, а после этого продолжал свою деятельность в должности концессионера Любаво-Роменской и Курско-Козловской железных дорог, ведь именно здесь он смог разбогатеть.

Здание особняка возведено в романском стиле Борисом Жулдыбиным. Домовой проект был разработан Экаревым Сергеем Александровичем – этот человек окончил училище живописи в Москве, где он также изучил направления зодчества и ваяния, а в 1882 году был удостоен звания неклассного архитектора-художника.

Дворец поражал своими масштабами, ведь в нем насчитывалось 24 комнаты, среди которых ни одна не похожа на другую. Есть сведения, что во дворце были ореховый и дубовый залы, а также так называемый «китайский» зал, в котором стеновые поверхности были декорированы китайскими тканями. Имел место быть и зал, сделанный под ясень, в пространстве которого все выкрашено под серебряный и золотой цвета, а мебель выполнена из дорогого орехового дерева, а также редкой карельской березы. Одной из самых запоминающихся и оригинальных комнат была так называемая «зеркальная» комната, которая полностью состояла из зеркал, расположенных на стенах, полу и потолке.

В годы правления советской власти дворец фон Мекка все же удалось спасти от разграбления, но в 1918 году находящееся при дворце имущество было национализировано и передано в музей дворянского быта, расположенный в Москве, при этом некоторая его часть была распродана с аукциона. В здании усадьбы было обустроено «Государственное хозяйство», на территории которого выращивалась сахарная свекла, разводился скот. В должности руководительницы хозяйства выступала Чепносвитова Прасковья Николаевна.

Начиная с 1923 года, в ранее существующей усадьбе состоялось открытие Хрусловского детского дома имени Фомина. В 1984 году его закрыли, а данное здание передали Новомосковскому предприятию для организации пансионата, в то время так и не открывшегося.

Важно отметить, что время становления детского дома совпало с закрытием народного музея, расположенного в одном из дворцов селения Урусово, что в Веневском уезде. В свое время в хрусловский дворец передали некоторые картины, к которым можно отнести художника Каневари Г. – «Портрет княгини Урусовой», малоизвестного художника Григорьева А.К. – «Портрет неизвестной», работа неизвестного художника 1840-х годов – «Портрет неизвестной», а также знаменитый «Портрет Урусовой с дочкой» и многие другие работы.

На протяжении 1930-х годов все эти картины были отправлены в Тулу, где вошли в знаменитое собрание общепризнанного Тульского музея, посвященного изобразительному искусству и торжественного открытого в конце 1939 года.

В современное время усадьба фон Мекка в Хрусловке постепенно разрушается, что с каждым годом становится все заметнее и заметнее. Еще можно увидеть остатки ранее существующих хозяйственных построек, в свое время расположенных на самом берегу Осетра.

Читайте также: