Усадьба Марфино: история перевоплощений. Марфино. Усадьба, покой которой хранят каменные грифоны На рисунке изображен план подмосковной усадьбы марфино

На севере Подмосковья есть удивительное место, словно сошедшее с волшебной картинки. Шумит старинный парк с вековыми липами, в глади прудов отражается небо, романтические беседки на высоком берегу притягивают взгляд, едва слышно звучит звон церковных колоколов…

Постройки – сочетание классицизма и псевдоготики, — открываются не постепенно, а сразу: нежно-розовый двухэтажный дворец с белоснежными элементами, зубчатыми гребнями, остроконечными башенками, стрельчатыми окнами. Вместо привычного парадного двора – пруд, к которому ведет широкая белокаменная лестница, пересекающая три террасы. На берегу она заканчивается пристанью с двумя грифонами на постаментах. Слева от усадебного дома – трехчастный мост с бойницами в средневековом стиле.

Неторопливо прогуливаются отдыхающие, рыбаки ловят рыбу, мелькнет за деревьями силуэт лошади. Это – усадьба Марфино , слава которой гремела когда-то на всю Россию, усадьба, пережившая взлеты и падения, периоды расцвета и упадка. Представители знатнейших фамилий России строили, украшали, изменяли ее. Казалось, что создавали на века, но приходили новые хозяева, и все начиналось сначала…

История усадьбы Марфино

Первые упоминания об усадьбе относятся к далекому XV в., когда холмистая местность на высоком берегу небольшой речки Уча была пожалована за службу одному из представителей рода Шибриных по прозвищу Щибра. По его имени и стало прежде безымянное селение именоваться Шибрино, или Щибрино. Никаких документальных свидетельств о строениях той поры не сохранилось. Известно только, что в те времена в Московском княжестве преобладали поселения в один-три двора, реже до десяти. Вероятно, таким было и Щибрино. Однако в том же XV веке мы встречаем и другое название – Марфино . По всей видимости, по имени евангельской Марфы, сестры Марии. Известно, что Шибрины были близки к церковным кругам. Есть также сведения, что еще до Щибриных в XIV веке эти места принадлежали тысяцкому Протасию Федоровичу Вельяминову.

В следующем, XVI столетии, Марфино перешло во владения Фомы Бутурлина, а от него – к боярину Василию Петровичу Головину, воеводе при Иване Грозном. При нем была построена первая деревянная церковь Николая Чудотворца с пределом Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1585 году селение снова сменило хозяина и принадлежало дьяку, дипломату и государственному деятелю Василию Яковлевичу Щелкалову – одному из тех, кто «кричал» на царство Бориса Годунова. Но в 1601 году он попал в опалу, отошел от государственной деятельности и в 1610 году скончался. К тому времени Марфино насчитывало уже двенадцать крестьянских домов и сорок одного жителя. Однако «церковь стояла без пения».

Пруд в Марфино

Через 14 лет после смерти Щелкалина Марфино вновь оказывается во владениях Головиных – вдова Василия Яковлевича продала усадьбу московскому боярину Семену Васильевичу Головину. После его смерти усадьбу в качестве приданного унаследовала его дочь, Пелагея Семеновна, вышедшая замуж за А.Т.Измайлова.

В 1650 году Марфино вновь продается – на сей раз думному дьяку, начальнику Разрядного приказа Семену Ивановичу Заборовскому, ставшему в 1681 году боярином. Заборовский был один из тех, кто способствовал воссоединению России и Украины; через его руки проходили документы о финансовой и военной помощи Богдану Хмельницкому. Кроме того, он был поставщиком продовольствия для царского двора. Владелец большого числа имений, он рассматривал Марфино исключительно как хозяйственную усадьбу. Было начато широкое строительство. Так, была возведена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, создана плотина, запрудившая Учу, в результате чего появились три пруда. Построили боярский двор, двор приказчика, скотный двор. В самой деревне насчитывалось девять домов с 53 жителями.

Однако в том же 1681 году Заборовский умер, и до 1698 года о владельцах усадьбы сохранились противоречивые сведения. Ряд историков полагают, что Марфино было отписано во дворцовое ведомство и в 1698 году было пожаловано Петром Первым его воспитателю, сподвижнику Борису Алексеевичу Голицыну (1654-1714) за помощь в борьбе с царевной Софьей и подавление стрелецкого бунта. По другим же сведениям, после смерти Заборовского усадьба перешла по наследству к его двоюродному брату Сергею Матвеевичу и племянникам Еремею и Ивану Васильевым, которые, в свою очередь, продали имение Голицыну.

Голицын начал широкое строительство в усадьбе – были возведены новые хоромы, разбит парк в французском стиле. В 1701 году начинается сооружение летней каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы , сохранившейся до наших дней. По церкви, село и усадьба переименовываются в Богородское.

Освящена церковь была 5 (19) сентября 1707 года. Выполненная в стиле барокко, с элементами московского барокко, она стоит на высоком холме и видна издалека. Тульские мастера выковали ажурный позолоченный крест, московские кремлевские камнерезы из белого камня вручную вырезали замысловатые пилястры, капители, карнизы, наличники, гирлянды с уникальными орнаментами. Строилась она по проекту крепостного архитектора Владимира Ивановича Белозерова, которого Голицын отправил во Францию учиться архитектурному делу.

С именем Белозерова связана страшная история, которая, впрочем, не имеет документального подтверждения. Когда церковь была уже почти готова, архитектору приснился страшный сон, будто бы храм рухнул. Проснувшись, мастер тут же отправился к княгине Марии Федоровне Голицыной (сам князь был в то время в отъезде), рассказал ей сон и просил позволения в уже реализованный проект внести изменения – достроить внутри четыре поддерживающих столба – пилона. Мария Федоровна дала свое согласие. Однако когда вернулся князь, он остался недоволен нововведениями и приказал сечь Белозерова «за непослушание» — пилоны значительно уменьшили внутреннее пространство. Мастера поволокли на конюшню, но под первыми ударами хлыста тот скончался – его сердце не выдержало позора. Шел ему 59-й год.

Белозерова похоронили на Марфинском кладбище, недалеко от его творения. Последующие владельцы усадьбы, Салтыковы, установили могильный камень в виде саркофага, на котором славянской вязью выбили надпись, где указан год смерти мастера – 1708. Так что, может легенда – это только легенда? Хотелось бы в это верить.

Что касается самой церкви, то она оставалась действующей вплоть до 1937 года. Последним священником в ней был о. Павел Васильевич Восторгов, который скончался в 1937 году от инфаркта. Прихожане тайно захоронили его на Марфинском кладбище, его могила неизвестна.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Марфино

С именем Голицыных иногда связывают и название усадьбы. По одной версии, так оно названо в честь княгини, по другой – в честь любимой дочери князя, утонувшей с двумя дочерьми в Волге близ Астрахани. В 1714 году князь Борис Алексеевич Голицын умер, и Марфино по наследству перешло к Сергею Борисовичу Голицыну, единственному из четырех сыновей, пережившему отца. Однако в 1728 году он был вынужден продать имение «для своих нужд и расплаты долгов» — за 3350 рублей.

Так начинается новая, почти вековая страница в истории усадьбы, когда она оказалась во владении Салтыковых. Сначала ее приобрел Владимир Семенович Салтыков, но в следующем, 1729 году, он ее продал своему брату, Петру Семеновичу Салтыкову (1698-1772), будущему фельдмаршалу, уже за 7000 рублей. После смерти последнего Марфино унаследовал Иван Петрович Салтыков (1730-1805).

При Салтыковых, в конце XVIII века начинается «золотой век» в истории усадьбы, когда Марфино фактически превратился в парадную резиденцию. В 1770-1780 года был создан великолепный дворцово-парковый ансамбль. Обветшавшие голицынские постройки были разобраны, началось строительство нового двухэтажного дворца с флигелями, соединенных с домом колоннадой. И хотя имя архитектора неизвестно, некоторые считают автором М.Ф.Казакова (1738-1812).

Умело обыграв ландшафт, он возвел дворец на высоком береге пруда, словно на величественном постаменте. В парадных комнатах была размещена коллекция живописи – полотна П.Ротари (1707-1762), А.Рослина (1718-1793), Ж.Греза (1725-1805). На втором этаже в «оружейной» была собрана коллекция старинного оружия и доспехов, костюмов и одежды. В 1777 году было завершено строительство выполненной в классическом стиле зимней церкви Петра и Павла , которая также сохранилась до наших дней.

На небольшой площади в 13 гектаров был разбит парк в регулярном стиле , за ним ухаживал садовник, специально выписанный из Дании. Были построены различные увеселительные места, павильоны, террасы, беседки. Целый штат профессиональных садовников создавал «зеленую архитектуру». Растения подстригались в форме шаров, пирамид, шпалер. От парка создавалось впечатление как от парадного зала, а казавшиеся бесконечными прямые парковые аллеи были своего рода зелеными анфиладами. У границ парка были высажены ивы, образующие зеленую стену.

Был перестроен зверинец, в котором обитали олени, зайцы, павлины, лебеди. Также была выстроена и оранжерея, в которой выращивали абрикосы, персики, апельсины, лимоны, виноград, финики, лавр и даже ананасы. Причем, подмосковные оранжерейные ананасы ценились дороже, чем привозные цейлонские: московские шли за 19 рублей за пуд, а цейлонские – за 17.

Через запруженную Учу в 1770 году был возведен мост. Марфинские крепостные вручную расширили и расчистили старые пруды. У деревни Лысково лежит Верхний пруд, напротив усадьбы – Нижний, а на рукаве – Боковой. Деревянная плотина была призвана поддерживать необходимый уровень воды. Лишняя вода сбрасывалась через затворы в русло ниже по реке. Плотину неоднократно смывало, и только в 1950-х годах была, наконец, построена железобетонная. Сохранились также четыре насыпных острова, которые носили такие романтические названия, как «Остров ожидания», «Остров встречи», «Остров любви» и «Остров расставания».

В 1780 году в парке, на высоком берегу над прудом был построен двухъярусный павильон «Миловида» , откуда открываются красивые виды на усадьбу. Гармоничные формы, сочетание массивного основания и легкого верха позволяют считать его автором знаменитого архитектора, «русского Леонардо», как его называли современники, Николая Александровича Львова.

Вероятно, конный двор и каретный сарай также были выстроены по его проекту. Тогда же в парке был выстроен и Музыкальный павильон — полуротонда.

Также на территории усадьбы были построены два дома для псарей – Псарни , больше похожие на античные храмы: граф боготворил охоту. О марфинских псовых охотах ходили легенды; 60 псарей обслуживали до тысячи собак. Некогда между корпусами псарен возвышалась башня, служившая своеобразным музеем охотничьих трофеев и арсеналом военного и охотничьего снаряжения.

Усадьба постепенно становилась сосредоточием духовной и культурной жизни российского дворянского общества. Проводились различные органные концерты, литературные вечера, выступали приезжавшие на гастроли в Москву известные европейские артисты и музыканты. Устраивались любительские театральные представления. Известно, что в них принимали участие поэт Василий Львович Пушкин (1766-1830, дядя А.С.Пушкина), историк, писатель Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), написавший водевиль «Только для Марфино», поэт и баснописец И.И.Дмитриев (1760-1837).

Театров было два. Первый, деревянный, располагался в парке. Второй, «воздушный» — в двух верстах от барского дома, на лесной поляне. Она получила название Дарьина роща, в честь супруги И.П.Салтыкова – Дарьи Петровны. Историк Н.М.Карамзин, часто посещавший Марфино, посвятил ей такие стихи:

Как приятны те места,
Где натуры красота
В простоте своей сияет,
Где любовь изображает
Имя милое твое!
Прежде именем богинь
Украшался мрак пустынь.
Имя матери святее,
Имя Дарьино милее,
Всех гомеровских имен.

Кроме того, Карамзин оставил подробное описание усадьбы. В театрах играли отрывки из балетов, короткие водевили. Близ Дарьиной рощи находилась местность под названием «Завилоны» (в сторону Лысково), где устраивались прогулки. Были построены мостики через овраги, беседки, выложены дорожки.

На марфинские празднества нередко собиралось до 300 и более гостей. Оркестр из 120 крепостных музыкантов, хор из 80 человек услаждали слух. Присутствующие с удовольствием гуляли по тенистым аллеям, катались на лодках, каруселях. Часто в дни празднеств приглашались крестьяне из окрестных сел, которые радовали гостей песнями, плясками, играми. Из двенадцати пушек давался салют.

После смерти И.П.Салтыкова, случившейся в 1805 году, за ним остался огромный долг – 2 миллиона 800 тысяч рублей. Усадьба стала постепенно увядать.

Отечественная война 1812 года нанесла Марфино огромный ущерб. Здесь расположились наполеоновские солдаты, которые вывезли с собой культурные ценности, а остальное сожгли. На старом марфинском кладбище сохранились могилы французов. Уцелели только церкви, псарни и две беседки. В войну с Наполеоном отличился П.И.Салтыков, который на собственные средства сформировал отдельный Московский гусарский полк и, возглавив его, храбро сражался с французами. Он был тяжело ранен и в 1813 году скончался.

Марфино, опустошенное и разоренное войной, перешло к его сестре – Анне Ивановне Орловой, которая с мужем жила в основном за границей. Денег на восстановление усадьбы не было, поэтому она была вынуждена в 1822 году продать имение своему свекру, Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831), младшему из пяти знаменитых братьев Орловых. Владимир Григорьевич вошел в историю как директор Академии наук, литератор, автор книг по истории, музыке, политике, коллекционер произведений искусства и редкостей.

Орлов начал восстановительные работы. Для их проведения были выстроены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод, кузница. В работах принимали участие крепостные мастера: архитектор Федор Тугаров, выстроивший фактически заново дворец, каменщик князей Вяземских – Кирилл Никитин, парк возрождал садовник Ф.И.Матков. Однако оброк с крестьян вырос в 4 раза: с 12 рублей 50 копеек до 50 рублей. Все постройки были выдержаны в стиле ампир. Был возведен дворец с двумя – «кухарным» и «гостевым» флигелями, отремонтирован каменный мост через пруд, вокруг зимней Петропавловской церкви соорудили ограду, были заново разбиты газоны и др.

Однако в 1831 году, когда строительство дворца было близко к завершению, граф Орлов умер. Марфино перешло по наследству к его дочери, Софье Владимировне Паниной. Муж Софьи Владимировны – Виктор Никитич Панин (1801-1874), был видным государственным деятелем, занимал ряд высоких должностей, пост министра юстиции, обер-прокурора, глава Комиссии по крестьянскому вопросу.

В 1834 году С.В.Панина въехала в недостроенный дом. К тому времени в селе насчитывалось 57 крестьянских дворов и 120 человек. Сами Панины были одними из богатейших людей России того времени, имели более 20 тысяч крепостных и могли привлечь значительные средства на восстановление усадьбы. Началась капитальная перестройка усадьбы, основные работы были выполнены в 1837-1839 годах.

Большинство построек были реконструированы в модном тогда стиле «тюдор» — неоготики николаевского времени. Работы возглавил ученик Д.Жилярди, академик Михаил Доримедонтович Быковский (1801-1885). Он оформил дворцово-парковый ансамбль в виде средневекового замка. Ранее построенные сооружения – церкви, беседки, псарни, конюшни – органично влились в новый облик усадьбы. Въезд в усадьбу был оформлен массивными въездными арочными воротами с круглыми башнями-караульнями по сторонам.

На нижней площадке был установлен чугунный фонтан в виде широкой чаши-раковины, которую поддерживали пухленькие дети и дельфины. Его автором, предположительно, является русский скульптор итальянского происхождения Иван Петрович Витали (1794-1855).

В созданном Быковским дворце насчитывалось 24 комнаты. Там находилось большое собрание живописи, в том числе портреты всех представителей рода Паниных. Портреты висели в залах нижнего этажа, двух гостиных, двух библиотеках, в столовой и жилых комнатах. Также в доме была собрана богатейшая библиотека, содержащая тысячи томов. По замыслу Быковского, посетитель входил в усадьбу с южной стороны, огибал озеро и созерцал все значимые сооружения в различных ракурсах, живописные пейзажи по очереди сменяли друг друга.

Впоследствии сын Быковского вспоминал:

Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадой, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. Все террасы были обрамлены гирляндами цветов. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь … и не изгладилось по сие время.

В январе 1844 года Софья Владимировна скончалась, и Марфино перешло к ее сыну, Виктору Никитичу, однако работы продолжались еще два года. Находясь по долгу службы в Петербурге, он редко появлялся в имении, однако заботился о том, чтобы там все сохранялось так, как было «при маменьке». После смерти Виктора Никитича в 1873 году усадьбой владела его вдова, Наталья Павловна. Несмотря на ее усилия, усадьба начала приходить в упадок.

В 1900 году Марфино перешло к ее внучке, Софье Владимировне Паниной (1871-1957), которая по мере сил пыталась восстановить усадьбу. Софья Владимировна была необыкновенной женщиной. Она прославилась своей широкой благотворительностью, на собственные средства основала в столице школу для рабочих, за что получила прозвище «красная графиня». Однако после революции она была вынуждена покинуть Россию.

Декретом Советского правительства от 15 апреля 1918 года усадьбы была национализирована. После национализации некоторое время Марфино использовалось как место практики для студентов Московской Петровской академии (ныне – Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева), а в 1919-1923 годах здесь располагалась детская колония для беспризорников, руководила которой Луначарская. Все вещи, представляющие художественную ценность, были вывезены в Исторический музей, Музейный фонд и другие учреждения. Библиотека, насчитывающая к тому времени 15 тысяч томов, была перемещена в Московский государственный книжный фонд и затем распределена между рядом музеев и библиотек.

В 1933 году в усадьбе расположился Марфинский Центральный Военный Клинический Санаторий. Во время Великой отечественной войны территорию санатория занимал штаб 64-й отдельной морской стрелковой бригады тихоокеанского флота. Только после войны, в 1950-х годах под руководством М.В.Дьяконова была произведена реставрация усадьбы.

Романтический облик усадьбы неоднократно привлекал к себе внимание кинематографистов. Здесь проходили съемки эпизодов таких фильмов, как «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер и Маргарита», «Крестоносец», «Яды, или всемирная история отравлений» и др. В массовке часто играли местные жители.

Территория усадьбы закрыта для свободного посещения, требуется разрешение в комендатуре санатория. Часть усадебных построек оказалась за территорией санатория и, к сожалению, в настоящее время они находятся в аварийном состоянии.

Как добраться до усадьбы Марфино

Основные моменты

История дворцово-усадебного комплекса насчитывает более трех столетий. Во внешнем облике усадьбы отразились возможности и вкусы ее именитых владельцев и талантливых архитекторов. В прежние времена Марфино было известно блистательными приемами и зрелищными театральными постановками. Здесь побывало немало знаменитостей и видных государственных деятелей. Усадьба прошла через несколько периодов расцвета и навсегда вошла в историю отечественного зодчества. Псевдоготический облик здания получили в XIX веке, когда делами поместья управляла графиня Софья Владимировна Панина.

Дворец и парк Марфино можно увидеть в кадрах многих отечественных фильмов. Живописные здания снимали в художественном фильме по роману Тургенева «Дворянское гнездо», популярном сериале «Мастер и Маргарита», боевике «Крестоносец», а также в кинолентах «Женщина, которая поет», «Стакан воды» и других.

В наши дни популярность усадьбы Марфино растет. Она располагается рядом со столицей, поэтому москвичам и гостям города не составляет большого труда приехать сюда. Путешествие в усадьбу позволяет познакомиться с яркими страницами российской истории и отдохнуть в чудесном парке на берегу большого водоема. Чтобы попасть в Марфино, необходимо иметь паспорт или удостоверение личности и оформить пропуск при въезде в Центральный военный клинический санаторий, который в наши дни занимает территорию старинной усадьбы.

Как строилась и развивалась усадьба

В середине XVI века земли, где потом построили Марфино, принадлежали боярину и сподвижнику царя Ивана IV Грозного – Василию Петровичу Головину. После него имение меняло владельцев, и в конце XVII века его выкупил государственный деятель Борис Алексеевич Голицын.

Старые постройки не отвечали вкусам князя, поэтому он распорядился, чтобы в усадьбе разбили парк на французский манер, а также построили новый дом и хозяйственные здания. В 1701 году здесь появился храм, который освятили в честь Рождества Богородицы, и имение стали назвать Богородским.

После кончины князя его сын Сергей, чтобы вернуть долги, продал владения генералу-фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову. Строения Голицына разобрали и вместо них возвели величественное двухэтажное строение с двумя просторными флигелями. В усадьбе Салтыковых нашлось место беседкам и псарням. Были построены Петропавловская церковь для богослужений в холодное время года, каретный сарай, конный двор и зверинец. В оранжерее Марфино росли экзотические для Средней полосы России лавровые деревья. Здесь также собирали урожаи персиков, апельсинов и других диковинных фруктов.

Постепенно имение стало одним из центров культурной жизни московского дворянства. В нем выступали отечественные и зарубежные артисты, звучали концерты органной музыки, а о знаменитом марфинском театре знали далеко за пределами столицы.

В период Отечественной войны 1812 года имение получило большие разрушения. Квартировавшие здесь французские солдаты сожгли некоторые постройки и вывезли из Марфино много предметов искусства.


В 20-е годы XIX века хозяином усадьбы стал генерал-поручик Владимир Григорьевич Орлов. Граф приложил немало усилий для возрождения былого величия Марфино. Однако, в 1831 году он умер, и имение перешло по наследству его дочери Софье, в замужестве носившей фамилию Панина.

Старые строения полностью преобразились, благодаря талантливому зодчему Михаилу Дормедонтовичу Быковскому, который был учеником знаменитого Доменико Жилярди и многое перенял у мастера. Архитектор провел реконструкцию зданий в традициях модной «николаевской» готики. Быковскому удалось превратить усадьбу Марфино в прекрасный ансамбль, который вызывал восторг у всех, кто его видел.

В 1844 году, после кончины хозяйки, имение перешло младшему сыну графини Виктору Никитичу. Он вел управление своими владениями из Санкт-Петербурга и не особенно заботился об их развитии.

С приходом советской власти старую усадьбу национализировали. До Великой Отечественной войны здесь была колония для малолетних правонарушителей и дом отдыха для военных «Красный летчик». Потом в зданиях разместили госпиталь, а с 1944 года на территории Марфино находится санаторий, где оздоравливаются или проходят реабилитацию военнослужащие и члены их семей.

Усадьба Марфино в наши дни

Парадным въездом в старое имение считается необычный мост, оформленный краснокирпичной стеной с башенками и бойницами. Он выводит к дворцу, прекрасному зеленому парку и двум храмам.

Главное здание или дворец стоит на холме и доминирует над другими строениями. В прежние времена перед дворцами устраивали просторные площади, но хозяева усадьбы Марфино не стали следовать этой традиции. Прямо перед главным зданием раскинулся большой пруд, вокруг которого находятся все остальные здания усадьбы. От центра дворца к украшенной каменными грифонами пристани можно спуститься по широкой лестнице. Водная гладь визуально увеличивает масштаб имения, оно кажется больше, чем есть на самом деле, и открывается не частями, а целиком.


Дворцовое здание недавно отреставрировали, и сейчас в нем размещается один из корпусов военного санатория. На территории Марфино стоят две красивые церкви. Рождественский храм был возведен крепостным зодчим Голицыных – Владимиром Ивановичем Белозеровым. Здание построено из крупного кирпича и облицовано блоками из известняка. Завершает его высокий барабан с небольшой главкой. Второй храм, освященный в честь Петра и Павла, действующий. В нем проходят регулярные богослужения. Он увенчан восьмигранным барабаном и выглядит довольно аскетично.

От Салтыковых в усадьбе Марфино сохранились изящные беседки. Одна из них носит название «Музыкального павильона». Открытое полукруглое строение имеет строгую тосканскую колоннаду, которую завершает полукупольный свод. Другая беседка «Миловида» расположена на склоне холма, спускающегося к пруду. Она построена в виде двухъярусной ротонды. Первый ярус живописного здания сделан как восьмигранник с арками, а второй выполнен в форме восьмиколонного павильона с куполом.



Парк

В усадьбе Марфино сохранился регулярный парк с аллеями и групповыми посадками. Здесь можно увидеть несколько старых сибирских лиственниц, диаметр ствола которых доходит до 1 м, а также великолепные аллеи из елей и туй. В парке растут белые тополи, клены, чубушник, боярышник, черемуха, рябины и жимолость. Особенно красиво в марфинском парке осенью, когда деревья и кустарники окрашиваются желтизной, и насаждения становятся почти прозрачными.

Как добраться

Старое имение расположено в поселке Марфино, неподалеку от 39 км Дмитровского шоссе. На автомобиле из Москвы необходимо проехать 20 км по Дмитровскому шоссе (трасса А-104), затем свернуть направо и ехать до усадьбы Марфино еще 3 км.

Те, кто добирается своим ходом, с Савеловского вокзала доезжают до станции «Катуар» (50 минут), а оттуда до Марфино едут на рейсовом автобусе № 37. Автобусы ходят с интервалом полчаса. Второй вариант: отправиться в усадьбу от метро «Алтуфьевская» на маршрутке № 419 или № 420.


Всего 57 фото

Усадьба Марфино одна из самых интересных и захватывающих воображение подмосковных дворянских усадеб. Ее образ романтичен, загадочен, с ним связано множество всяческих мистических историй уже давно ставших легендами. Именно здесь Юрий Кара снимал булгаковскую сцену "Бала у сатаны" в фильме "Мастер и Маргарита". Кое-кто до сих пор видит здесь призраков и рьяно едет сюда найти в усадьбе чертовщину на свою голову)

Усадьба расположена в 25 км от МКАД, в одноимённом селе Мытищинского района сельского поселения Федоскинское, на высоком берегу речки Уча. В XVIII-XIX веках она принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным. Свой характерный псевдоготический облик усадьба приобрела в середине XIX века благодаря усилиям графини Софьи Паниной и архитектора Михаила Быковского. В настоящее время территорию усадьбы Марфино занимает санаторий «Марфинский» Министерства обороны РФ.

Этот материал будет довольно объемным по следующим соображениям. Дело в том что меня усадьба Марфино чрезвычайно впечатлила и оставила одновременно множество вопросов. Именно поэтому захотелось как можно подробнее и детальней узнать и рассказать о ней, её истории, человеческих судьбах, мистических историях и личные глубокие впечатления через фотографию. После поездки в эту удивительное место я несколько дней осмысливал увиденное и наконец сделал для себя вывод что рассказать все о чем бы хотелось, показать Марфино в одном, двух постах реально не удасться поскольку ее история настолько сконцентрирована в камне и земле вокруг что даже то что осталось в руинах и то что поддерживает в тлеющем состоянии Министерство обороны не может быть передано простой исторической справкой и десятком знакомым всем отснятых ракурсов. Этим материалом я делаю безнадежную попытку приблизиться к исторической правде в том числе, об истории нашей родины и возбудить родовую память нашего народа, поскольку именно в камне можно Это прочувствовать и попытаться увидеть то что скрыто на первый взгляд. Будет много фотографий, старых фото, портретов владельцев этих земель и самой усадьбы. Мы постараемся как можно внимательней всмотреться в "глаза истории" и возможно читатель увидит то что не разглядел автор этих фотографий - буду только рад этому. Всего выложу четыре части моего рассказа о Марфино: первая - история, судьбы, северный фасад усадебного дворца Марфино, вторая - южный фасад этого дворца, третья - "Готический мост" усадьбы Марфино, её мистика, романтика и четвертая - Конный двор (и Каретный сарай) больше похожие на приличную крепость нежели просто конюшню. Итак, приступим!

"С чего начну, чем кончу я картину Марфина селенья?

С дворца ль волшебнаго ея, или с террасы-загляденья,

Иль с серебристаго каскада, иль с гротов дивнаго фасада,

Иль с павильонов дорогих, иль с георгинов золотых?"

Так вдохновенно воспевал Марфино юный московский поэт Александр Львов в 1840 году.

Сейчас в Марфино все не так богато и не совсем волшебно Однако мы попытаемся увидеть это самое волшебство усадьбы Марфино. Тем более Министерство обороны недавно навело внешний военный лоск на усадебный дворец, флигеля и строения дворцовых псарен. Так что нам будет не так все это сложно сделать.

Мы на территории ведомственого санаториия МО "Марфинский".
02.

Санаторий "Марфинский" Министерства обороны РФ

Первое упоминание о Марфине относится к 1585 году. В древности это было село Шабрино и в допетровское время, во времена Ивана Грозного и Бориса Годунова им последовательно владели Фома Бутурлин, боярин Василий Петрович Головин, видный, политический деятель думный дьяк, дипломат Василий Яковлевич Щелкалов (думный дъяк был важным государственным постом примерно соотетствующим сегодняшней должности государственного серетаря). Он кстати во многом способствовал возведению на престол Бориса Годунова в 1598 году.
03.

Думный дьяк Василий Яковлевич Щелкалов (? - 1611)

Вскоре село купил думный дворянин, окольничий Семён Иванович Заборовский (? - 1681).
04.

Доступ на территорию санатория и усадьбу сейчас возможен только через контрольно-пропускной пункт с фиксацией паспортных данных посетителя при обязательном наличии паспорта. При этом от вас потребуют устное подтверждение о некоммерческом характере посещения усадьбы Марфино и отсутствии в личном арсенале фотоаппаратуры штатива для фотосъемки).
05.

Чтобы попасть к самой усадьбе мы двигаемся в сторону санаторного комплекса. Здесь довольно прилично и по-городскому красиво.
06.

В 1698 году Шабрино приобрел "дядька" (воспитатель) Петра Первого, князь Борис Алексеевич Голицын . По легенде именно ему Марфино обязано своим названием, считается, что Голицын поименовал деревню в честь своей супруги Марфы. Есть вторая версия что название Марфино появилось после того как дочь Голицына по имени Марфа утонула на Волге близ Астрахани.

При Голицыне здесь было возведено несколько усадебных построек, в том числе храм Рождества Богородицы, сохранившийся до наших дней.
07.

Борис Алексеевич Голицын (20 июля 1654 (по другим данным - 1651) - 18 октября 1714).

Сын Б.А. Голицына Сергей в 1728 году продал село В.С. Салтыкову, от которого Марфино перешло к его брату, знаменитому фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову при котором усадьба пережила свой расцвет. При Петре Семеновиче Салтыкове в Марфине был создан обширный архитектурный ансамбль в стиле классицизма: возведен усадебный дом, при участии датского садовника разбит регулярный парк с двумя беседками, сооружена Петропавловская церковь, построен мост через пруд. Хозяин устраивал пиры, на которых могло собираться до трехсот гостей, забавлялся псовой охотой.
08.

Петр Семенович Салтыков (1700 - 1772)

По сообщениям известного мемуариста тех времен Ф.Ф. Вигеля, "...в марфинской усадьбе в летние месяцы устраивались пиры и забавы, на которые из Москвы съезжались до 300 человек родственников и знакомых. В честь гостей устраивался салют из 12 пушек, а во время гуляний играл оркестр, в который входило до 120 крепостных музыкантов и хор из 80 человек. Подкрепившись за обильным обедом, отправлялись на охоту. Гостям подавали лошадей, а 60 псарей выводили из псарен до 1000 гончих собак, и вся огромная кавалькада отправлялась в поле. После охоты вновь садились за пиршество, а крепостных (музыкантов, певчих и псарей) накрывали столы возле дома и выкатывали бочки вина...".


Сын Петра Семеновича, Иван Петрович Салтыков, московский генерал-губернатор , прославил Марфино домашним театром, на постановки которого съезжались гости со всей столицы. Устраивались любительские театральные представления. Известно, что в них принимали участие поэт Василий Львович Пушкин (1766-1830, дядя А.С. Пушкина), историк, писатель Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), написавший водевиль "Только для Марфино", поэт и баснописец И.И. Дмитриев (1760-1837). На территории усадьбы в его время было построено два здания театра - зимний и летний. Первый, деревянный, располагался в парке. Второй, "воздушный" - в двух верстах от барского дома, на лесной поляне. Она получила название Дарьина роща, в честь супруги И.П.Салтыкова - Дарьи Петровны.
09.

Иван Петрович Салтыков (28 июня 1730 - 14 ноября 1805)

Однако от тех славных времен остались теперь только два здания псарен и также две беседки-павильона в парке.
Эти самые псарни первыми встречаются нам по пути к марфинскому дворцу. Это было целое псарное предприятие, здесь содержалось как уже упоминалось выше около 1000 охотничьих собак.
10.

Надо отдать должное МО - здания "псарен" в классическом стиле очень качественно отрестарированы, ну, по крайней мере внешне.
11.

12.

От псарен спускаемся к усадебному пруду со стороны северного фасада дворца.
13.

Вот и сам усадебный дворцовый комплекс Марфино на берегу безымянного пруда.
14.

Пруд этот проточный и чистый.
15.

В 1805 году Марфино унаследовала внучка фельдмаршала П.С. Салтыкова, которая была замужем за графом Г.В. Орловым. Однако граф проигрался в карты, что и послужило причиной продажи усадьбы и села.

В 1812 году французы сожгли и разграбили усадьбу; в полуразрушенном виде она простояла почти четверть века. Но в середине XIX столетия в Марфино вдохнула новую жизнь ее новая хозяйка, графиня Софья Владимировна Панина (Орлова), супруга известного дипломата Н.П. Панина. В 1820-е годы она поручила восстановление усадьбы крепостному архитектору Ф. Тугарову.
16.

Софья Владимировна Панина (Орлова) (1774-1844)

При Софье Владимировне Паниной усадебный ансамбль был фактически создан заново. Для работ был приглашен ученик Доминико Жилярди (автор Ивановского монастыря, церкви Алексия, человека Божия на Красносельской). Мастер увлекался псевдоготикой и заново возвел главный дом в "готическом вкусе".
17.


Архитектор Михаил Дормидонтович Быковский (1801 - 1885).

18.

От дома к пристани (южный фасад дворца) теперь спускалась белокаменная лестница, пристань украшали фигуры каменных грифонов (мы их еще увидим во второй части). Множество башенок, зубцов, готических арок - все это придавало дому вид романтического средневекового замка. Все это великолепие создавалось под неусыпным присмотром хозяйки усадьбы. В дворцовый комплекс вошли: дом-дворец, въездные ворота, парадная лестница, пристань, украшенная фигурами грифонов работы XVIII века и скульптурным фонтаном середины XIX века (автор - И.П. Витали). Всё это мы опять же увидим во второй части моего рассказа.
19.


Усадьба Марфино. Северный фасад.

Софья Владимировна была незаурядной личностью - известной в столице благотворительницей, интересовалась искусствами, внимательно следила за появлением новых литературных и музыкальных произведений, способствовала возделыванию садов в Москве.

Ядро архитектурного ансамбля - двухэтажный главный дом в псевдоготическом стиле (1760-80-е гг., реконструкция 1830-х годов). С севера к усадебному дому примыкают два флигеля (построены в 1820-х годах по проекту крепостного архитектора Тугарова, в 1830-х перестроены по прооекту М.Д. Быковского; в 1940 году разобраны и перестроены заново с сохранением неоготических элементов оформления).

20.

Флигели дворцового комплекса в Марфине
21.


Восточный флигель дворцового комплекса Марфино

22.


Западный флигель дворцового комплекса Марфино

23.

После смерти С.В. Паниной усадьбу унаследовал ее сын Виктор Никитич Панин. С 1839 по 1862 год он занимал пост министра юстиции и имел довольно большое состояние, владея 8 тысячами крестьян. За участие в реформе по отмене крепостного права (в феврале 1860 г. он был назначен вместо умершего Я.И. Ростовцева председателем редакционной комиссии) Панин даже удостоился высшей награды Российской империи - ордена Андрея Первозванного.
24.

Виктор Никитич Панин (1801-1874)


Последней хозяйкой Марфина была правнучка внучка министра юстиции В.Н. Панина и полная тезка Софьи Владимировны Паниной. Судьба ее сложилась очень интересно. Софье Владимировне Паниной выдалось жить в самое "горячее время": она родилась в 1871 году и прожила 84 года; умерла в Нью-Йорке.
25.

Панина Софья Владимировна (23 августа1871 - 13 июня1956). Портрет работы Ильи Репина.

Уже в ранней молодости Софья Владимировна прославилась своей благотворительностью. Она активно помогала бедным, строила больницы и школы, а в 1903 году открыла в Петербурге Лиговский народный дом с воскресными классами для неграмотных, с мастерскими, бесплатной столовой и амбулаторией. Ее метко прозвали «красной графиней».

В 1917 году она стала единственной женщиной, которая работала во Временном правительстве - была сначала товарищем министра государственного призрения, а позднее - товарищем министра народного просвещения. В ноябре 1917 года Панину арестовали как одного из руководителей партии кадетов. Софья Владимировна отказалась тогда передать большевикам денежные средства министерства, поместив их в иностранный банк с условием, что выданы они могли быть только "законному режиму". Учитывая ее заслуги перед страной, власти отпустили Панину, но вскоре после этого она была вынуждена уехать сначала на юг страны, а потом эмигрировать в Европу и Америку. В Нью-Йорке Софья Владимировна участвовала в основании Толстовского фонда, работала с видными русскими эмигрантами, среди которых были Сергей Рахманинов и Борис Бахметьев. Она помогала адаптироваться новым эмигрантам, помогала им найти работу, учила английскому языку.
26.

Рассмотрим подробней северный фасад "неоготического" дворца Михаила Быковского.
27.

28.

После революции имение Паниных было национализировано указом от 15 апреля 1918 года. Через два года начался вывоз ценностей и 15 тысяч книг в Исторический музей и здание бывшего Английского клуба.

С 1944 года в усадьбе размещён военный санаторий (с 1953 года - санаторий Московского военного округа, с 1986 года - Марфинский центральный военный клинический санаторий) на 356 номеров на 550 мест, численность персонала - около 300 человек.

29.

К февралю 1990 года на территории усадьбы-санатория построены комплекс современных жилых корпусов для отдыхающих. В 1990-2009 годы под руководством начальника санатория Эдуарда Маева проведена комплексная реставрация усадьбы, был построен физкультурно-оздоровительный комплекс (мы его видели в начале), в нём - крытый бассейн. К 2016 году завершено строительство внутреннего перехода между жилыми корпусами и бассейном. В ходе реконструкции было изменено первоначальное колористическое оформление зданий усадьбы: вместо подлинного нежно-розового цвета, упоминаемого в исторических описаниях, сооружения получили не свойственный им терракотовый оттенок.
30.

31.

В 2009 году завершены реконструкция и капитальный ремонт исторических объектов усадьбы. С этого времени дворец приобрёл жилой вид, в нём стали размещаться помещения санатория, включая люксовые апартаменты.

32.

В 2012 году санаторий «Марфинский» вошёл в состав холдинга ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс „Подмосковье“» Министерства обороны РФ.
33.

34.

Восточный флигель со стороны главного здания усадебного дворца.
35.

36.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Усадьба Марфино (округ Мытищи в Московской области) - дворцово-парковый ансамбль и памятник русской архитектуры 18-19 вв. Но у этого места гораздо более длинная история.

В 16 в. на территории нынешней усадьбы были владения боярина Василия Петровича Головина, занимавшего важные посты при Иване Грозном и во время Смуты. К концу 16 в. Марфино (другое название - Щибрино) досталось Василию Яковлевичу Щелкалову - весьма влиятельному члену Боярской Думы во времена царствования Ивана Грозного, Бориса Годунова и Лжедмитрия I. Через пару десятков лет поместье снова переходит к Головиным. В 1698 г. Марфино приобретает Борис Алексеевич Голицын - именно на этот период приходится строительство хором, обустройство французского парка и позже строительство церкви Рождества Богородицы (1701-1707 гг.) - единственной сохранившейся до наших дней постройки того времени.

С 1728 г. усадьба Марфино перешла к Салтыковым, затеявшим здесь масштабное строительство: возводится новый каменный дворец, строятся парковые павильоны и беседки, два корпуса псарен и зимняя церковь (1770-е гг.). Они владели Марфиным около ста лет, в 1831 г. усадьбу продали Владимиру Григорьевичу Орлову, директору Академии наук при Екатерине II. Но в том же году он умер, и владения перешли к его дочери, взявшейся за реконструкцию всех усадебных построек. Для этого она пригласила знаменитого московского архитектора М. Д. Быковского, который придал главному дому готический вид. Последней хозяйкой Марфино была знаменитая графиня Софья Владимировна Панина, известная тем, что построила Народный дом в Петербурге, где могли учиться люди любого сословия; именно она предоставила свой дворец в Крыму семье Льва Толстого, когда писатель тяжело болел и нуждался в смене климата.

Вскоре после революции усадьба была национализирована, отсюда вывезли огромное количество ценностей и библиотеку. С 1944 г. и по сей день в здании располагается военный санаторий. Только в 2016 г. заходить на территорию усадьбы смогли все желающие.

Усадьба Марфино

В усадьбе Марфино снимали фильмы «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер и Маргарита» и «Крестоносец».

Достопримечательности Марфино

Центральную часть Марфинского ансамбля составляет двухэтажный кирпичный дворец на холме. Перед дворцом вырыт огромный пруд, к которому спускается парадная белокаменная лестница, которая завершается чугунным фонтаном с пристанью, украшенной каменными скульптурами грифонов. Вокруг пруда сосредоточены главные постройки усадьбы: мост, выполняющий функцию парадного въезда, две церкви, парк с беседками. Церковь Рождества Богородицы была построена по проекту архитектора Владимира Ивановича Белозерова, могила которого расположена неподалеку. Рядом с церковью Рождества Богородицы находится Петропавловская (зимняя) церковь, построенная при Салтыковых.

Парковые беседки представлены полуротондой (бывший Музыкальный павильон), выстроенной из белого камня, и двухъярусной ротондой «Миловида». Кирпичный мост, перекинутый через пруд, своими башенками, зубчатыми гребнями и бойницами напоминает крепостное строение. Первоначально возведенный в 1770-х гг. при Салтыковых, мост был значительно перестроен в 1837-1839 гг. архитектором Быковским.

На территории усадьбы располагается Марфинский центральный военный клинический санаторий, в бывших псарнях обустроены казино и дом быта, функционирует Петропавловская церковь.

Практическая информация

Как добраться: на электричке от Савеловского вокзала до станции Катуар (время в пути 50 минут), далее на автобусе № 37. На автомобиле по Дмитровскому шоссе - на 39 километре будет поворот с указателем «Марфино», после поворота нужно проехать еще около 3 км.

Вход: совсем недавно, чтобы попасть в усадьбу, нужно было заранее заказывать пропуск; теперь достаточно показать паспорт на входе.

Марфино — величественная усадьба, находящаяся примерно в 25 км от окраины Москвы. Усадебный дом, выстроенный в неоготическом стиле, возвышается над прудом, в зеркале которого он причудливо отражается. Большой парк и сохранившиеся постройки привлекают сюда любителей мест с историей и красивой природой.

Как попасть в усадьбу Марфино

Территория усадьбы сейчас принадлежит Министерству обороны, здесь находится санаторий. Однако пройтись по парку и полюбоваться природой и архитектурой места может каждый. Нужно только подойти на КПП санатория и сообщить о желании погулять в парке, показать паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Сотрудники выпишут пропуск, который позволит находиться на территории.

Для желающих более глубоко погрузиться в историю Марфино туристические агентства организуют автобусные экскурсии. В этом случае заботы об оформлении пропусков они берут на себя, но документы все равно нужно взять с собой.

У самой усадьбы Марфино нет официального сайта, но есть сайт санатория , на котором можно ознакомиться с краткой историей места и посмотреть, как туда добраться.

Усадьба Марфино в 2019 году

К сожалению, в сам усадебный дворец попасть нельзя, зато можно прогуляться по живописной территории. Виды здесь и правда впечатляющие, недаром локацию использовали для съемок эпизодов некоторых фильмов. Место довольно популярно и среди любителей фотосессий — романтичный усадебный дом, похожий на замок, создает особенную атмосферу. По выходным в теплые дни здесь много молодоженов, которые выбирают эту усадьбу для праздничной съемки.

Свежий воздух, обилие зелени, тенистые аллеи — все это располагает к длительным прогулкам. Возле одного из прудов есть песчаный пляж, на котором можно расположиться, любуясь красотой места.

На территории усадьбы сохранились также некоторые хозяйственные постройки, фонтан, беседка, павильоны. Есть, правда, и те, что находятся в плачевном состоянии — в частности, речь о величественном некогда готическом мосте. Дело в том, что он не принадлежит Министерству обороны, поэтому недавняя реставрация его не коснулась. Этот мост и сейчас привлекает внимание многих благодаря деталям и мастерству, с которым он был выполнен.

За пределами территории санатория находятся также две церкви, имеющие богатую историю и когда-то входившие в усадебный комплекс. Это церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в начале XVIII века, и храм Петра и Павла, возведенный немного позднее — в 1770-е годы.

История

Исторические источники говорят о существовании усадьбы еще в XV веке, с тех пор она сменила множество владельцев. Одним из ее хозяев был князь Борис Алексеевич Голицын — известный государственный деятель. Он построил в усадьбе новый дом, обустроил парк, именно при нем была построена сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Некоторые считают, что своим названием имение обязано именно семье Голицыных — по одной из версий, оно было названо так в честь супруги князя (Марии Федоровны), по другой — в память о погибшей горячо любимой дочери.

Большой вклад в развитие усадьбы сделали Салтыковы, вместо старого дома был построен двухэтажный дворец с флигелями. Также был возведен храм Петра и Павла, который и сейчас принимает верующих. Тщательно занимались и обустройством парка, который стал нарядным и гостеприимным, в нем появились беседки и павильоны. В усадебной оранжерее выращивались экзотические фруктовые деревья.

При Салтыковых были созданы и ныне существующие павильоны. «Миловида» находится над прудом, павильон служит своеобразной смотровой площадкой, отсюда можно любоваться красотой усадьбы. Также заслуживает внимания Музыкальный павильон в форме полуротонды. В этот период появились псарни, в них жили охотничьи породы собак и слуги, которые занимались уходом за животными. Внешний вид этих зданий с колоннами более поэтичный, чем их предназначение. Даже сложно догадаться, что здесь держали собак. Псарни были отреставрированы и сейчас посетители Марфино могут их увидеть.

Салтыковы сделали резиденцию местом активной светской жизни — здесь проходили театральные представления, музыкальные вечера, торжественные приемы. Среди гостей Марфино были дядя Александра Сергеевича Пушкина — поэт Василий Львович и историк Николай Михайлович Карамзин.

Усадьба сильно пострадала во время Отечественной войны 1812 года — французы разграбили, а затем подожгли ее. На восстановление у Салтыковых просто не было средств, поэтому Марфино было продано Владимиру Григорьевичу Орлову, младшему из братьев, возвысившихся в период правления Екатерины II. Граф энергично взялся за возрождение усадебно-паркового комплекса, однако не дожил до окончания работ, новой хозяйкой стала его дочь — Софья Владимировна Панина, которая наняла для восстановительных работ известного в то время архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского. Благодаря ему дворец приобрел черты средневекового замка, которые сохранились до наших дней.

После революции усадьба была национализирована, богатейшие культурные ценности передали в фонды музеев, а книги огромной библиотеки разошлись по музеям и библиотекам. Разные учреждения занимали эту некогда роскошную резиденцию, потом в ней начал работать военный санаторий. В советское время на территории была построена санаторная гостиница и оздоровительный комплекс.

Читайте также: