Задания егэ по обществознанию с решениями фипи

В ЕГЭ 2015 по обществознанию наверняка сохранится блок заданий, использованных в кампании ЕГЭ 2014 года. При обсуждении в выпускниками 2014 года нам довелось столкнуться с рядом заданий, вызвавших неоднозначную проверку экспертами. Предлагаю рассмотреть некоторые результаты этой работы и сделать выводы.

Давайте посмотрим на одну из успешных работ ЕГЭ 2014 года, написанную во время так называемой «третьей волны» ЕГЭ для выпускников прошлых лет, которые ранее не сдавали этот необходимый им сейчас для поступления экзамен. работа была написана подписчиком группы Натальей Костиной из Киришей https://vk.com/id11571530. За все части работы она получила итоговый тестовый балл 79 , что является очень серьезным результатом, особенно . Отметим, что среднероссийский балл ЕГЭ 2014 по обществознанию превышен на 24 балла (он был равен в этом году 53,1).

Итак, Наталья получила свои сканированные бланки ответов 2, то есть те, в которых были записаны ответы на вопросы части С. Максимальный балл ею был получен по всем заданиям, кроме С6,С8 и С9. Именно за их разбором она обратилась, воспользовавшейся услугой на сайте , задумавшись о возможной апелляции. Посмотрим на ее бланки.

Отметим очень серьезный объем работы, выполненный абитуриентом, и это за ограниченный временной промежуток в 3,5 часа экзамена, когда нужно еще решить тестовые части А и В и записать часть С в черновик, затем переписав с него ответы в бланки! Мы видим, что всего было использовано три бланка с двух сторон. Результат был получен в итоге очень достойный — 22 балла из возможных 27 за часть С.

Разбор задания С6

Критерии проверки задания С9 ЕГЭ по обществознанию

Абитуриентом была выбрана достаточно ясная для понимания цитата из области науки экономика.

Здесь поводом для снижения балла мне видится привязка рекламы к предпринимательству. А в теоретическом блоке Вы эту взаимосвязь не обосновали. Она видна только в примере с дыней на рынке.

Скорее всего, эксперты за этот критерий Вам выставили подобный комментарий:

«Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения».

Но, вот здесь можно поспорить, так как были указаны два аспекта проблемы. Они были хорошо подтверждены разными по тематике примерами. А это, согласно рекомендациям для экспертов с сайта ФИПИ является основанием для повышения баллов и выставления максимального балла за эссе:

Что в результате? На апелляции было указано на то, что необходимо было раскрыть понятие такого фактора производства, как информации.

Из первых уст:

«Я возразила, что в общеизвестной классификации этого фактора нет, он недавно появился, сослалась на справочник Баранова. На это они спросили, рекомендован ли он ФИПИ, и объяснили, что в пособиях, рекомендованных ФИПИ, этот фактор есть. И что вообще он очень важен. Я настаивала на том, что можно раскрывать разные аспекты проблемы, но они сказали, что раз уж я говорю про факторы производства, то надо указать оба ключевых в эссе, ведь в высказывании указано: «решающий фактор — сам человек и его знания». К тому же многоаспектность уже не влияет на баллы и пример с дыней у меня детский, но, так и быть, они его засчитали. Потом заметили, что значит, и высказывание не полностью раскрыто, после чего я просто побоялась продолжать с этим заданием, пока мне вообще 0 за К1 не поставили».

«На самом деле, очень обидно про «общеизвестность информации, как фактора производства». Ни мой репетитор, ни сборник Баранова об этом не упоминали (по крайней мере, я не помню такого). Кажется, это встречалось, но тоже мимоходом».

Действительно, и здесь с экспертами можно было согласиться, это аспект проблемы абитуриентом не был освещен. А фактор производства информация для современной экономики и предпринимательства в том числе, очень важен, на что мы, конечно, обращали внимание выпускников

Классификация факторов производства. Курс подготовки к ЕГЭ по обществознанию от Коцарь Е.С.

Что в результате? Как мне и виделось в результате проверки данных заданий, на апелляции абитуриенту было оставлено столько же баллов, сколько и было поставлено изначально.

Ну а мы можем сделать выводы о том, что на ЕГЭ 2015 по обществознанию необходимо применять весь опыт предшествующего поколения сдававших ЕГЭ 2014 и не надеяться на апелляцию. Полные варианты и ответы ЕГЭ по обществознанию 2014 по сообщениям Рособрнадзора Приступайте к подготовке к ЕГЭ 2015 с нами уже сегодня!

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 2 / 29) Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2014 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2014 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2014 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2014 г. по обществознанию. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности Демонстрационный вариант составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об контрольных измерительных материалов единого их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения государственного экзамена 2014 года заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают по обществознанию представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ. подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 3 / 29) Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 4 / 29) Демонстрационный вариант Часть 1 контрольных измерительных материалов При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером для проведения в 2014 году единого государственного экзамена выполняемого вами задания (A1–A20) поставьте знак «» в клеточке, по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа. Инструкция по выполнению работы A1 Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называют На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 1) прогрессом 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 37 заданий. 2) революцией Часть 1 содержит 20 заданий (А1–А20). К каждому заданию даётся 3) контрреформой четыре варианта ответа, из которых только один правильный. 4) эволюцией Часть 2 состоит из 8 заданий (В1–В8), на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр. A2 Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием Часть 3 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом (С1–С9). Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или 1) техника обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя 2) общество последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том 3) экономика содержании, которое для Вас более привлекательно. 4) культура Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. A3 Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут естественно-математического цикла. После школы он собирается учитываться при оценивании работы. продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом(-ами) Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для учебной деятельности? экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, 1) поступление в институт и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. 2) предметы естественно-математического цикла Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. 3) технический вуз Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее 4) инженерные специальности количество баллов. A4 Верны ли следующие суждения о личности? Желаем успеха! А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения. Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 5 / 29) Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 6 / 29) A5 В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная A9 Верны ли следующие суждения о налогах? информация подтверждает наличие в стране Z командной экономики? А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства. 1) Основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков. Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер. 2) В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. 3) Города являются центрами экономической жизни. 1) верно только А 4) Собственником земли и предприятий является государство. 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны A6 Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы? A10 К критериям социальной стратификации относится(-ятся) 1) выручка от реализации 2) размер инвестиций в производство 1) размер дохода 3) рост числа работников 2) форма проведения досуга 4) чистая прибыль 3) черты характера 4) политические убеждения A7 Центральный банк, в отличие от коммерческих банков, A11 В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим 1) осуществляет финансовые операции в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: 2) производит эмиссию денег «Что важнее всего в молодости?». 3) участвует в торгах на валютной бирже Полученные результаты представлены в виде гистограммы. 4) работает с вкладами граждан и фирм % 60 A8 На графике изображено изменение предложения 50 Число жителей P роликовых коньков на потребительском рынке. Что 40 из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой 30 более 500 тыс. S1 S2 предложения из положения S1 в положение S2? (На 20 100–500 тыс. графике P – цена товара, Q – количество товара.) 10 0 10–100 тыс. Пожить в своё Получить Создать семью менее 10 тыс. удовольствие хорошую Q работу 1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки 2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков Какой вывод можно сделать на основании гистограммы? 3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего 4) рост тарифов на электроэнергию 1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек 2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек 3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек 4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 7 / 29) Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 8 / 29) A12 Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности? A16 Верны ли следующие суждения о государственной власти? А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и А. Государственная власть является разновидностью политической власти. групп. Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх с деятельностью государства. по социальной лестнице. 1) верно только А 1) верно только А 2) верно только Б 2) верно только Б 3) верны оба суждения 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 4) оба суждения неверны A17 Конституцию РФ от всех других федеральных законов отличает A13 Республика – это форма 1) высшая юридическая сила 2) обязательность для всех граждан 1) государственного устройства, при которой разделены полномочия 3) государственная обеспеченность между центром и регионами 4) нормативно-правовой характер 2) правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов 3) многопартийной политической системы A18 Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по 4) правления, при которой существует наследственный порядок передачи общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста верховной власти 1) 16 лет 2) 18 лет 3) 21 года 4) 14 лет A14 Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру A19 Предприятие Z, специализирующееся на оказании мелких бытовых услуг, выборов? объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом 1) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы. предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при 2) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах. решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия. 3) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать Какова организационно-правовая форма этого предприятия? в выборах. 1) унитарное предприятие 4) Выборы проводятся на безальтернативной основе. 2) производственный кооператив 3) хозяйственное товарищество A15 В стране Z главой государства является наследственный монарх. Какая 4) хозяйственное общество дополнительная информация позволит сделать вывод, что страна Z – A20 Верны ли следующие суждения о возникновении гражданских парламентарная монархия? правоотношений? 1) Монарх утверждает в качестве главы правительства лидера партии, А. Гражданские правоотношения – это исключительно имущественные победившей на выборах в представительный орган власти. правоотношения. 2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только Б. Закон допускает свободу выбора при определении собственного по мужской линии. поведения участниками гражданских правоотношений. 3) В государстве сложилась двухпартийная политическая система. 1) верно только А 4) Монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав. 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 9 / 29) Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 10 / 29) Часть 2 B4 Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны. (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк 1) совместное проживание нескольких поколений ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с 2) принятие решений всеми членами семьи первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных 3) экономическая самостоятельность женщины символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в 4) организация быта как основная экономическая функция соответствии с приведёнными в бланке образцами. 5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей 6) совместная производственная деятельность B1 Запишите слово, пропущенное в таблице. Судопроизводство Ответ: ___________________________. ПРОЦЕСС ПОДСУДНЫЕ ДЕЛА B5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого Изобличение преступников, предание их суду, обозначено определённой буквой. Уголовный назначение наказания Исковые дела по спорам, возникающим из (А) Несколько энергетических компаний заявили о своём слиянии. (Б) Курс … акций большинства из этих компаний вырос. (В) Однако вряд ли в условиях семейных правоотношений нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост Ответ: ___________________________. курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г) Акции нефтяных B2 Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют компаний становятся «локомотивами» фондового рынка. (Д) Акции как социальную динамику. ценные бумаги являются представителями реального капитала и в 1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, определённой мере отражают его величину. 6) стратификация. Определите, какие положения текста имеют Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу 1) фактический характер цифры, под которыми они указаны. 2) характер оценочных суждений Ответ: 3) характер теоретических утверждений B3 Установите соответствие между функциями и государственными Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их выражающую его характер. исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А Б В Г Д Ответ: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО А) назначает выборы Президента РФ 1) Президент РФ Б) издаёт указы и распоряжения 2) Совет Федерации В) решает вопрос о доверии Правительству 3) Государственная Дума РФ РФ Г) возглавляет государство Д) представляет государство в междуна- родных отношениях Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ: © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 11 / 29) Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 12 / 29) B6 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. B7 В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на осуществляет только одна компания. место пропусков. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и «Человек живёт в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, запишите цифры, под которыми они указаны. развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая 1) рынок средств производства в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной 2) чистая конкуренция России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной 3) местный рынок ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль 4) рыночный дефицит осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания 5) монополия творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, 6) рынок услуг наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает Ответ: ___________________________. социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии B8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно сейчас значительно возросла». указано. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. 1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности. каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Ответ: ___________________________. Cписок терминов: Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. 1) знание 2) общество 3) группа 4) позиция 5) отношение 6) норма 7) закономерность 8) поведение 9) экономика В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова. А Б В Г Д Е Ответ: © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 13 / 29) Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 14 / 29) C2 Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения Часть 3 в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность Для записи ответов на задания этой части (С1–С9) используйте бланк выполнения социальных норм? ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. C3 Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет Прочитайте текст и выполните задания C1–C4. автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами. Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут C4 Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и аргумента, обосновывающих это положение. зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм. C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. особенности демократического режима. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается. C6 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания Модель поведения, ориентированная на определённый статус, приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права кодексом РФ. означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бульшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. C7 По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе приличий и демонстративное выражение. анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно поведения, досуг. страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих (Р.Т. Мухаев) школу. C1 Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь? C8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 15 / 29) Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 16 / 29) Выполняя задание С9, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (C9.1– C9.5). C9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. С9.1 Философия «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян) С9.2 Экономика «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне) С9.3 Социология, «Начало личности наступает намного позже, чем социальная начало индивида». (Б.Г. Ананьев) психология С9.4 Политология «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте) С9.5 Правоведение «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони) В бланке ответов № 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ. © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 17 / 29) Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 18 / 29) Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 2 Часть 1 Правильно выполненные задания В1, В2, В8 оцениваются 1 баллом; За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. задания В3–B7 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный 1 балл – допущена одна ошибка или отсутствует один символ при верно ответ или ответ отсутствует – 0 баллов. указанных других символах; 0 баллов – допущены две и более ошибок. № задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ В1 гражданский А1 2 А11 4 В2 26 А2 4 А12 3 В3 21311 А3 2 А13 2 В4 156 А4 2 А14 3 В5 11223 А5 4 А15 1 В6 259371 А6 4 А16 1 В7 356 А7 2 А17 1 В8 5 А8 2 А18 1 А9 2 А19 2 А10 1 А20 2 © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 19 / 29) Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2014 - 20 / 29) C1 Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? Часть 3 В чём выражается эта связь? Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Любой человек, занимающий высокую социальную позицию Правильный ответ должен содержать следующие элементы: в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным 1) указано связующее звено между статусом и ролью: ожидания образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут людей; вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют 2) раскрыт характер связи статуса и роли, например: занятие их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную определённого положения (статуса) предполагает определённое роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и поведение (человек ведёт себя должным образом). зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу ритуалах, они носят характер социальных норм. формулировках Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не Указано связующее звено, раскрыт характер связи 2 перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного Указано только связующее звено. 1 статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль ИЛИ Раскрыт только характер связи в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Ответ неправильный 0 Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За Максимальный балл 2 правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается. C2 Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения Модель поведения, ориентированная на определённый статус, в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права выполнения социальных норм? означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бульшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который Правильный ответ должен содержать следующие элементы: выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение 1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения приличий и демонстративное выражение. в качестве социальной нормы: Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры  ожидания формально выражены; поведения, досуг.  они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, (Р.Т. Мухаев) ритуалах; 2) механизм поддержания ролевого поведения, например: за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках Указаны два условия, показан механизм 2 Указаны только два условия. 1 ИЛИ Показан только механизм. ИЛИ Указаны одно любое условие и механизм Указано только одно условие. 0 ИЛИ Ответ неправильный Максимальный балл 2 © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

ЕГЭ по обществознанию является самым массовым экзаменом по выбору. В 2013 году его сдавали почти 482 тысячи человек.

5,1% сдававших не смогли преодолеть минимального порога. А 500 человек получили 100 баллов за ЕГЭ по обществознанию.

Экзамен по обществознанию является обязательным при поступлении на многие специальности. Его нужно сдавать будущим социологам, психологам, педагогам, юристам.

Новшества 2014 года

Усовершенствованы формулировка, критерии оценивания и изменён максимальный балл за выполнение задания С5 (с 2 баллов до 3 баллов за полное правильное выполнение). Соответственно, максимальный балл за полное правильное выполнение всей работы составит 60 баллов (вместо 59).

Структура экзаменационной работы

Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных.

Пример: Центральный банк, в отличие от коммерческих банков,

1) осуществляет финансовые операции

2) производит эмиссию денег

3) участвует в торгах на валютной бирже

4) работает с вкладами граждан и фирм

Часть 2 (В) включает 8 заданий с кратким ответом в виде слова, словосочетания, набора цифр.

Пример: Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность

Часть 3 (С) состоит из 9 заданий с развёрнутым ответом.

Пример: Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

Уровень сложности

Задания имеют разный уровень сложности (базовый, повышенный или высокий).

Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный первичный балл
Базовый 21 25
Повышенный 9 12
Высокий 7 22

В части 1 (А1-А20) и части 2 (В1-В8) представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей:

  • человек и общество
  • экономика
  • социальные отношения
  • политика
  • право

В каждом варианте работы заданиями С1-С9 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение ).

Время выполнения заданий

На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут.

  1. для каждого задания части 1 - 1-4 минуты;
  2. для каждого задания части 2 - 3-10 минут;
  3. для каждого задания части 3 - 5-35 минут.

Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом?

За ЕГЭ по обществознанию выпускник максимально может получить 59 первичных баллов. При условии, что все задания будут правильно выполнены и корректно оформлены.

Каждое правильно выполненное задание части 1(А) оценивается 1 баллом.

Правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 1 (В1, В2, В8) до 2 (В3-В7) баллов. За полное правильное выполнение заданий В3-В7 присваивается 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) - 0 баллов.

Полное правильное выполнение заданий части 3 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий С1, С2 выставляется по 2 балла; заданий С3 - С8 - по 3 балла, задания С9 - 5 баллов.

Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2014?

Существует перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ специально для абитуриентов 2014 года.
Вот некоторые из них:

  1. ЕГЭ-2014. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов
  2. ЕГЭ-2014. Обществознание: тематические варианты. 20 вариантов / Под ред. Е.Л. Рутковской. - М.: Издательство «Национальное образование», 2014. - (ЕГЭ-2014. ФИПИ - школе)
  3. ЕГЭ-2014. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: Издательство «Национальное образование», 2014. - (ЕГЭ-2014. ФИПИ - школе)
  4. ЕГЭ-2014. Обществознание. Тренировочные задания / Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова, Г.Э. Королева. - М.: Эксмо, 2014

Кроме этого, специалисты ФИПИ разработали в помощь сдающим ЕГЭ справочник по общеситвознанию , куда вошли основные понятия из школьного курса обществознания.

Раздаточный материалы

В процессе подготовки к ЕГЭ выпускники могут воспользоваться официальными «помощниками». Это демонстрационные материалы ЕГЭ-2014 , тесты из открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий и онлайн тесты .

Минимальный балл

Минимальный балл за ЕГЭ по обществознанию на 2014 год составляет 39 баллов .

По данным опроса пользователей сайта сайт

ЕГЭ по обществознанию самый популярный предмет по выбору. Именно его чаще всего выбирают абитуриенты после обязательных экзаменов. По статистике предыдущих годов обществознание сдавало около половины учащихся. Это вызвано тем, что данный предмет требуется при поступлении на все гуманитарные специальности. Он объединяет в себе основные начальные аспекты таких предметов, как социология, экономика, политология, юриспруденция и т.д. Несмотря на кажущуюся многим легкость сдачи этого экзамена, высокие результаты (больше 70 баллов) получает не более 10% абитуриентов.

Как прошла сдача ЕГЭ по обществознанию в 2013 году

В 2013 году обществознание сдавали немногим более 470 тысяч человек. Неожиданностями результаты сдачи не удивили. Как и раньше показатели стабильные: неудовлетворительных результатов, как и высоких показателей немного. Основная масса участников показала средние результаты. По сравнению с 2012 годом увеличилось количество стобальников, однако около 25 тысяч учащихся (5,3%) не смогли набрать требуемый минимум.

Что ждать от ЕГЭ по обществознанию в 2014 году?

  • В следующем году в КИМы будут внесены некоторые изменения, но особого влияния на общую структуру они не окажут. Планируется усовершенствовать формулировку некоторых вопросов, а также увеличить максимальный балл задания С5 с двух до трех. Как следствие увеличится и общее количество баллов, которые можно получить за правильное выполнение всех заданий.
  • Продолжительность экзамена – 210 минут.
  • Ориентировочная дата сдачи – 10 июня 2014 года.
  • Минимальный проходной балл пока планируется оставить на уровне прошлого года – 39.

Структура экзамена

  • ЕГЭ по обществознанию будет состоять из 37 заданий, разбитых на три части.
  • Часть А содержит 20 вопросов, с выбором одного правильного ответа из четырех.
  • Задания части В, а их всего 8, разделены на две группы. Первая – это вопросы с кратким ответом, состоящим из одного-двух слов. Вторая – задачи на установление соответствия или выбор нескольких верных ответов.
  • На первые 8 заданий части С требуется развернутый ответ, а задание С9 – это написание эссе на заданную тему.
  • Тесты части А оцениваются в 1 балл, правильно решенные задачи части В могут принести 1 балл (для вопросов В1, В2 и В8) или 2 балла (для остальных заданий). Решив часть С можно получить от 2-х до 5-ти максимальных балов за каждое задание, в зависимости от его сложности.
  • Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60.
  • Обществознание один из самых любимых предметов. Однако надеяться на легкую сдачу не приходиться. Поэтому подготовку следует начать заблаговременно.
  • Прошлый опыт показал, что особые трудности у многих вызывают задания частей В и С. Поэтому на вопросы части А следует выделить минимум времени.
  • Не стоит долго думать над ответом, если не знаете – переходите к следующему вопросу. Лучше потом вернуться к пропущенному вопросу, иначе вы просто не успеете решить все задания.
  • На задания части А не рекомендуется тратить больше четырех минут, задания части В должны занимать от трех до десяти минут, а для части С – время, достаточное для того, чтобы справиться с решением, составляет от 5 до 35 минут.
  • При подготовке к ЕГЭ следует охватить весь курс школьной программы, ведь задания составлены таким образом, чтобы включить все темы.

Демоверсия ЕГЭ 2014 по обществознанию

Полноценная подготовка к экзамену будет возможна лишь в том случае, если вы хорошо изучите свои сильные и слабые места и будете знать, какой теме требуется уделить больше внимания. Для этого хорошо подходит демоверсия тестов, разработанная ФИПИ. Скачать ее можно здесь на нашем сайте по ссылкам снизу:

Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по обществознанию

В зависимости от того, насколько тяжел для вас этот предмет, вы можете заниматься сами, черпая информацию с книг и интернета или обратиться к помощи репетитора.

Полезные материалы

Тем, кто осваивает программу самостоятельно, будет необходима масса полезной информации, без которой подготовка не будет полноценной. В этом разделе мы будем публиковать новости и полезные для выпускников материалы.

Нужна помощь в учебе?

Читайте также: