Аникин Б.А. Логистика - файл n1.doc

  • Учебная программа курса Логистика (Стандарт)
  • Дрожжин А.И. Логистика (Документ)
  • Лукинский В.С. и др. Логистика (Документ)
  • Горинова С.В. Логистика (Документ)
  • n1.doc

    ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    серия основана в 1996 г.
    Государственный университет управления

    Институт мировой экономики и международных

    отношений РАН

    Московский государственный технический

    университет имени Н. Э. Баумана

    ЛОГИСТИКА
    УЧЕБНИК
    Под ред. профессора Б. А. Аникина

    Издание третье, переработанное и дополненное
    Рекомендовано

    Министерством образования

    Российской Федерации в качестве учебника

    для студентов высших учебных заведений

    Москва

    УДК (075.8)33

    ББК б5.050я73

    Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Л69 ИНФРА-М, 2002. - 368 с. - (Серия «Высшее образование»).
    ISBN 5-16-000912-4
    В учебнике системно излагаются знания о бурно развивающемся в мире новом научном и учебном направлении - логистике, науке об организации и управлении процессами и материальными потоками в экономике. Авторы анализируют понятийный аппарат, факторы развития, концепцию логистики. Подробно рассматриваются основные составляющие логистики в их взаимосвязи - информационная логистика, логистика товарно-материальных запасов, логистика складирования, транспорт, организация логистического управления, контроллинг в логистических схемах и др.

    Для студентов вузов, слушателей учреждений послевузовского образования, руководителей и специалистов.

    ББК 65.050я73
    ISBN 5-16-000912-4 ©Коллектив авторов, 1997, 2000, 2002

    в следующем составе:

    Аникин Б. А. , д-р экон. наук, профессор - архитектоника учебника, предисловия, глава 10, разделы 3.3 и 13.2-13.3;

    Раздел 13.1 (совместно с В. И. Сергеевым)

    Дыбская В. В. , д-р экон. наук, профессор - глава 8

    Колобов А. А., д-р техн. наук, профессор - глава 11 (совместно с И. Н. Омельченко)

    Омельченко И. Н. , д-р техн. наук, профессор - глава 11 (совместно с А. А. Колобовым)

    Сергеев В. И. , д-р экон. наук, профессор - раздел 6.3;

    Раздел 13.1 (совместно с Б. А. Аникиным)

    Тунаков А. П. , д-р техн. наук, профессор - глава 12

    Федоров Л. С. , д-р экон. наук, профессор - главы 1-2 и 9, разделы 3.1, 4.1, 6.1, 7.1-7.2

    Наймарк Ю. Ю. , канд. экон. наук, профессор - глава 5

    Стерлигова А. Н. , канд. экон. наук, профессор - разделы 4.4, 6.2 и 7.3-7.7

    Чудаков С. К. , канд. экон. наук, доцент - разделы 4.3 и 4.5

    Аникин О. Б. - разделы 3.2 и 4.2

    Рецензенты:

    Кафедра производственного менеджмента

    Московского государственного технологического

    университета «Станкин»

    д-р экон. наук, профессор С. В. Смирнов

    Предисловие ко второму изданию.............................................…………........ 8

    Предисловие к третьему изданию...........................................…………........... 9
    Глава 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ

    И ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ.............................................………....... 12

    1.1. Определение, понятие, задачи и функции логистики..……......... 12

    1.2. Факторы развития логистики...............................................……... 22

    1.3. Уровни развития логистики..................................................…….... 27
    Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИКИ..................................………….......... 34

    2.1. Эволюция концептуальных подходов к логистике........…........... 34

    2.3. Логистика как фактор повышения

    Конкурентоспособности фирм............................................……..... 48

    2.4. Основные требования логистики.........................................……... 53
    Глава 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА.........................…………..... 60

    3.1. Информационные логистические системы.........................…….... 60

    3.2. Информационная инфраструктура......................................……..... 69

    3.3. Цели и роль информационных потоков

    В логистических системах....................................................…….... 80
    Глава 4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА......................................………….... 84

    4.1. Задачи и функции закупочной логистики...........................……... 84

    4.2. Механизм функционирования закупочной логистики....……..… 94

    4.3. Планирование закупок.......................................................…….... 110

    4.4. Выбор поставщика...............................................................……... 118

    4.5. Правовые основы закупок..................................................…….... 122
    Глава 5. ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

    ПРОЦЕССОВ........................................................................……...... 130

    5.1. Цели и пути повышения организованности

    Материальных потоков в производстве................................…... 130

    5.2. Требования к организации и управлению

    Материальными потоками..............................................……....... 134

    5.3. Законы организации производственных процессов

    И возможности оптимизации организации

    Материальных потоков в пространстве и времени.............…..... 138

    5.4. Организация рациональных материальных

    Потоков в непоточном производстве................................…….... 152

    5.5. Оптимизация организации производственного

    Процесса во времени.........................................................……...... 155

    5.6. Правило 8020...................................................................……....... 164
    Глава 6. СБЫТОВАЯ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ)

    ЛОГИСТИКА......................................................................………........ 169

    6.1. Логистика и маркетинг........................................................……... 169

    6.2. Каналы распределения товаров.......................................……....... 176

    6.3. Правила распределительной логистики.............................…….. 186
    Глава 7. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ............................................…………..... 192

    7.2. Системы управления запасами на фирмах........................……... 198

    7.3. Место логистики запасов

    В логистической системе организации.............................…….... 205

    7.4. Виды запасов......................................................................……..... 208

    7.5. Основные системы управления запасами...........................…….. 213

    7.6. Прочие системы управления запасами...............................…….. 221

    7.7. Методические основы проектирования

    Эффективной логистической системы

    Управления запасами...........................................................…….... 227
    Глава 8. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ...........................…………..... 235

    8.1. Основные функции и задачи складов

    В логистической системе.....................................................…….... 235

    8.2. Проблемы эффективного функционирования склада........…….. 238

    8.3. Логистический процесс на складе.......................................……... 241

    8.4. Система складирования как основа рентабельности

    Работы склада.......................................................................………….. 246
    Глава 9. ТРАНСПОРТ В УСЛОВИЯХ ЛОГИСТИКИ...............………….. 258

    9.1. Влияние логистики на транспорт........................................……... 258

    9.2. Политика транспортных предприятий

    И изменения в характере их деятельности...........................……. 262

    9.3. Новые логистические системы сбора

    И распределения грузов........................................................……... 266
    Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО

    УПРАВЛЕНИЯ.......................................................................………… 272

    10.1. Основные формы управления

    Материально-техническим обеспечением.........................…..... 272

    10.2. Механизм межфункциональной координации

    Управления материальными потоками..............................…..... 285

    10.3. Развитие системы управления логистической

    Организацией: от функционального агрегирования

    До информационной интеграции......................................……... 295

    10.4. Контроллинг в логистических системах.............................….... 301
    Глава 11. ЛОГИСТИКА СЕРВИСНОГО

    ОБСЛУЖИВАНИЯ................................................................………..... 304

    11.1. Классификация видов сервисного обслуживания

    Продукции.............................................................................…….. 304

    11.2. Критерии сервиса удовлетворения

    Потребительского спроса....................................................…….. 306

    11.3. Критерии сервиса оказания услуг

    Производственного назначения..........................................……. 308

    11.4. Критерии сервиса послепродажного обслуживания........…..... 310

    11.5. Критерии сервиса информационного обслуживания.......…….. 312

    11.6. Критерии сервиса финансово-кредитного

    Обслуживания......................................................................…….. 313
    Глава 12. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ....................................…………... 315

    12.1. Логистические центры фирм..............................................…..... 315

    12.2. Региональные логистические центры.................................……. 316

    12.3. Состав типичного регионального центра..........................…..... 317

    12.4. Логистические центры в России.........................................….... 321
    Глава 13. ЛОГИСТИКА БУДУЩЕГО.........................................…………... 324

    13.1. Глобальная логистика.........................................................…….. 324

    13.2. Интеграция организаций России в мировую

    Логистическую сеть...........................................................…....... 329

    13.3. Логистика «стройного» производства................................…..... 331
    Рекомендуемая литература.........................................................………….... 334

    Предисловие к первому изданию
    Логистика - наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя .

    Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве. Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта, в аппарате НАТО, они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т. д.

    К конце XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную, или снабженческую, логистику, логистику производственных процессов, сбытовую, или распределительную, логистику, транспортную логистику, информационную, или компьютерную, логистику и ряд других. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе; новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других (неназванных) областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками. Таким образом, логистика прежде всего работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.

    Все это позволяет сделать вывод о том, что хотя о логистике известно давно, тем не менее она претендует на название научной и учебной дисциплины XXI века и, на наш взгляд, будет со временем введена в качестве базовой дисциплины в программу высшей школы и послевузовского образования, а специалисты по логистике окажутся востребованы практически всеми областями деятельности человека.
    Предисловие ко второму изданию

    При подготовке, второго издания учебника авторы устранили ряд ошибок и неточностей, а также сочли необходимым внести изменения в его структуру. Учтены пожелания читателей, расширен круг представителей научных школ в авторском коллективе.

    В книгу вошли две новых главы. В главе 11 «Логистика сервисного обслуживания», написанной учеными МГТУ им. Н. Э. Баумана, приводится классификация видов сервисного обслуживания продукции, изложены критерии уровня сервиса ни каждому виду сервисного обслуживания и др. Отдельная глава посвящена логистике будущего. В ней рассматриваются два направления, имеющие общемировое значение, связанные с глобальной логистикой и логистикой «стройного» производства, а также проблема интеграции организаций России в мировую логистическую сеть.

    Практически во все главы включен новый иллюстративный материал (схемы и графики), в том числе кривая «золотого» сечения в производственной логистике, графики влияния качества сервиса удовлетворения потребительского спроса на прибыль предприятия, обеспечения оптимального уровня обслуживания в зависимости от суммарных затрат, схемы информационного потока при импорте и транспортировке грузов по России, материального потока от складов поставщика до таможенного терминала в России, распределительных каналов в зависимости от объема производства и спроса, движущих сил глобализации и ряд других.

    За два прошедших года с момента выхода в свет первого издания книга нашла широкий читательский отклик во многих регионах России и странах ближнего зарубежья. В августе 1999 г. издан «Практикум по логистике» в качестве практического приложения к тексту настоящего учебника. Авторы учебника будут признательны читателям за критические замечания и пожелания, а также предложения об участии в авторском коллективе с целью дальнейшего совершенствования текста книги, особенно ее разделов, посвященных практическому применению концепции логистического подхода.
    Предисловие к третьему изданию

    С момента выхода первого издания учебника в России в области логистики произошел ряд положительных сдвигов. Во-первых, большинство вузов России включили логистику в число основных базовых дисциплин. Во-вторых, с 2000 г. Министерство образования РФ проводит эксперимент по открытию специальности «Логистика» в вузах. Эксперимент проводится в семи вузах - в четырех московских, двух петербургских и ростовском (Ростов-на-Дону). В-третьих, российские ученые и специалисты, работающие в области логистики, представляя разные школы и течения, постепенно с учетом европейского и американского опыта вырабатывают свою трактовку понятий и определений в логистике. Анализируя их определения основного термина «логистика», можно прийти к общему выводу о том, что большинство российских авторов определяют логистику как науку об управлении потоковыми процессами в экономике, что соответствует концепции учебника (табл. 0.1).

    При подготовке третьего издания учебника авторы внесли в текст ряд необходимых уточнений. Подверглась некоторым изменениям структура книги. Включен новый материал  глава 12 и раздел 10.3. В главе 12 «Логистические центры» даются сведения о двух основных типах логистических центров: организации и региона. В разделе 10.3 рассмотрены основные стадии развития организационных структур управления логистической организацией, включая концепцию организации XXI века. В качестве практического приложения к тексту настоящего учебника в 2001 г. издан «Практикум по логистике» (2-е изд.).

    Таблица 01

    Определение термина «логистика» российскими учеными и специалистами


    Научная школа____

    Автор__________

    Определение_________

    Институт мировой

    экономики и

    международных отношений РАН


    Федоров Л.С.,

    д-р экон. наук, проф.


    Логистика -

    совершенствование

    управления движением

    материальных потоков от

    первичного источника сырья

    до конечного потребителя

    готовой продукции и

    связанных с ними

    информационных

    и финансовых потоков на

    основе системного подхода и

    экономических компромиссов

    с целью достижения

    синергического эффекта

    Логистика - форма

    оптимизации рыночных

    связей, гармонизация

    интересов всех участников

    цепи товародвижения


    Санкт-Петербургский

    государственный

    университет экономики

    и финансов


    СемененкоА.И.,

    д-р экон. наук, проф.


    Логистика - новое

    направление научно-

    практической деятельности,

    целевой функцией которого является сквозная

    организационно-

    аналитическая оптимизация

    экономических потоковых процессов


    Московский

    государственный

    технический университет

    им. Н.Э. Баумана


    Колобов А.А.,

    д-р техн. наук, проф.;

    Омельченко И.Н.,

    д-р техн. наук, проф.


    Логистика - наука о

    планировании, управлении и

    контроле за движением

    материальных и

    информационных потоков в

    любых системах


    Казанский государственный технический

    университет (КАИ)


    Тунаков А. П.,

    д-р техн. наук, проф.


    Логистика - наука об

    управлении материальными, информационными и

    финансовыми потоками


    Московский

    государственный

    автомобильно-дорожный

    институт (технический

    Университет)


    Миротин Л.Б.,

    д-р техн. наук, проф.;

    Ташбаев Ы.Э.,

    канд.техн. наук, доц.


    Логистика - наука об

    организации совместной

    деятельности менеджеров

    различных подразделений

    предприятия, а также группы

    предприятий по эффективному

    продвижению продукции по

    цепи «закупки сырья 

    производство  сбыт 

    распределение» на основе

    интеграции и координации

    операций, процедур и

    функций, выполняемых в

    рамках данного процесса

    с целью минимизации общих

    затрат ресурсов


    Государственный

    университет - Высшая

    школа экономики

    Государственный

    университет управления


    Сергеев В. И.,

    д-р экон. наук, проф.;

    Стерлигова А.Н,

    канд.техн. наук, доц.

    Аникин Б.А.,

    д-р экон. наук, проф.


    Логистика - наука об

    управлении и оптимизации

    материальных и

    сопутствующих им потоков

    (информационных,

    финансовых, сервисных и др.)

    в микро-, мезо- или

    макроэкономических системах

    Логистика - управление

    материальными потоками,

    потоками услуг и связанными

    с ними информационными и

    финансовыми потоками в

    логистической системе для

    достижения ею поставленных

    перед ней целей

    Логистика - наука об

    управлении потоковыми

    процессами в экономике


    Глава 1
    ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ

    И ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

    Я часто думаю над тем: где мое место в

    этом потоке?

    Чингисхан
    1.1. Определение, понятие, задачи

    и функции логистики
    В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики .

    Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Профессор Гамбургского университета Г. Павеллек отмечает, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания 1 . В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена византийского царя Леона VI (865-912 гг. н. э.) считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевременная и в полной мере забота о ее потребностях и соответственно подготовка каждого акта военного похода 2 .

    По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века А. Жомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д. Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.

    Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий 3 . Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия с необходимых количествах.

    Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства. Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 1930-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики - логистику .

    Россия внесла значительную лепту в развитие логистики. Еще в начале XX столетия петербургские профессора путей сообщения издали труд под названием «Транспортная логистика». На его основе были построены модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения. Эти модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда кампаний русской армии в ходе первой мировой войны.

    В СССР в годы первых пятилеток на основе принципов транспортной логистики разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек, полярных и других экспедиций. В период Великой Отечественной войны службы военных сообщений организовывали движение фронтовых грузов всеми видами транспорта 4 . В послевоенный период логистика получила дальнейшее развитие. В частности, в 1950 г. издан труд Б.Г. Бахаева «Основы эксплуатации морского флота». В этом труде сформулировано основное кредо логистики, суть которого сводилась к требованию рациональной организации перевозок и перепалок грузов в требуемом количестве и необходимого качества в заданный пункт назначения с минимальными издержками в обусловленный срок.

    В конце 1970-х годов в Ленинграде была разработана логистическая технология, т. е. работа видов транспорта по методу транспортного узла, где осуществлялось их взаимодействие. Концепции отечественных ученых изучались западными специалистами. В настоящее время они положены в основу развития единой Европейской транспортной системы стран ЕС. В конце 1980-х годов в СССР была сделана попытка внедрить межотраслевую систему «Ритм», функционирующую на принципах логистики. Единая межотраслевая технология устойчивых перевозок железорудного сырья объединяла графики движения поездов, работу станций, предприятий - отправителей и получателей грузов по организации продвижения технологических маршрутов. Была разработана и внедрялась логистическая цепочка доставки каменного угля из Кузбасса на одну из ТЭЦ Москвы.

    В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики . Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом : помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

    В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок. Анализируя их, нетрудно заметить ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты. Так, профессор Г. Павеллек 5 и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением 6 , определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, - это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока 7 .

    Многие специалисты в исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как «...совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции» 8 . В справочнике, выпущенном компанией «Данзас» (одна из крупнейших германских транспортно-экспедиторских фирм), логистика определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых изделий потребителям, включая связывающую эти задачи информационную систему 9 .

    Некоторые определения логистики отражают как управленческий , так и экономический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем (ФРГ), который увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение 10 .

    В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю 11 .

    В других определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле. Логистика в этих случаях сводится к весьма узкому кругу операций: транспортировка, погрузка-выгрузка, складирование и т. д. Обобщая вышеизложенные определения логистики, ее можно охарактеризовать как науку управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации .

    Разумеется, в отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший, по нашему мнению, аспект логистики - возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ фирмы на рынке, т. е. на ее конечные цели. Этот аспект, по существу, находит отражение во втором подходе к определению логистики.

    Первыми практический потенциал логистики предугадали американские специалисты Пол Конверс и Питер Дракер. Они определили ее потенциальные возможности как «последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики» 12 . Впоследствии их точку зрения разделили многие теоретики логистики. Такие американские исследователи, как M. Портер, Д. Сток и некоторые другие, полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения и имеет большое значение в стратегическом управлении и планировании фирмы 13 .

    Приверженцами расширительного толкования логистики являются и французские специалисты Э. Мате и Д. Тиксье, которые подразумевают под ней «способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средство координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения... способ организации деятельности предприятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей» 14 . Э. Мате и Д. Тиксье считают, что «...логистика находится в самом сердце осуществляемого компанией в различных областях выбора, в центре предпринимаемых действий; несомненно, она представляет собой важный фактор разработки общей политики фирмы» 15 . К сторонникам расширительной трактовки логистики относятся также английские ученые Д. Бенсон и Дж. Уайтхэд. По их мнению, логистика охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов и оборудования, включает контроль за запасами и ряд последовательных товаро-движенческих операций, изучение обслуживания покупателей 16 .

    Из приведенных определений логистики иностранными специалистами следует, что она представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг , многие из основных функций которого перешли к логистике. Одним из подтверждений этого может служить создание на ряде фирм логистических структур, поглотивших ранее функционировавшие подразделения маркетинга. Более того, английские исследователи М. Кристофер и Г. Уилс считают, что логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на отраслевом уровне. Ей, полагают они, должны принадлежать решения по общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы размещения предприятий и складов.

    Разнобой в определении логистики обусловлен рядом причин 17 . Одна из них заключается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решать отдельные фирмы в сфере сбыта товара, его перевозки, складирования и т.д. Другой причиной являются существующие различия в национальных системах организации и управления товародвижением, а также в уровне исследований проблем логистики в разных странах. Третья причина заключается во множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы (рис. I.I).

    В своей основе логистика не является феноменом совершенно новым и не известным практике. Проблема наиболее рационального движения сырья, материалов и готовой продукции всегда была предметом пристального внимания. Новизна логистики заключается, во-первых, в смене приоритетов в хозяйственной практике фирм, отводящей центральное место в ней управлению потоковыми процессами, а не управлению производством. Во-вторых, новизна логистики состоит во всестороннем комплексном подходе к вопросам движения материальных ценностей в процессе воспроизводства.



    Рис. 1.1. Функциональное «окружение» логистической системы:

    1 - логистика и электронная обработка данных; 2 - закупка сырья и материалов; 3 - планирование материально-технического снабжения; 4 - планирование выпуска продукции; 5 - совершенствование качества продукции; 6 - планирование и управление производством; 7 - складские системы; 8 - планирование сбыта; 9 - рынок сбыта, маркетинг; 10 - структура сервиса; 11 - организация обслуживания клиента; 12 -планирование финансов; 13 - текущая финансовая деятельность; 14 - структура кадровой системы; 15 - планирование и управление кадрами

    Если при фрагментарном способе управления материальными потоками координация действий явно недостаточна, не соблюдается необходимой последовательности и увязки в действиях различных структур (подразделений фирм и их внешних партнеров), то логистика предполагает согласование процессов, связанных с материальными и информационными потоками, производством, менеджментом и маркетингом. В-третьих, новизна логистики заключается в использовании теории компромиссов в хозяйственной практике фирм. В результате при движении материальных и информационных потоков нередко достигаются прямо противоположные цели участников логистической цепочки (поставщиков, потребителей и посредников), что свидетельствует о выполнении логистикой функции сбалансирования, оптимизации и координации различного рода отношений (загрузки производственных мощностей и мощностей закупок и сбыта, финансовых и информационных отношений и т. п.). Это позволило отойти от обособленного управления различными функциями товародвижения и осуществить их интеграцию, что дало возможность получать общий результат деятельности, превосходящий сумму отдельных эффектов.

    Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее общее определение логистики. Логистика - это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения . Логистика представляет собой совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и применения экономических компромиссов с целью получения синергического эффекта.

    В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика ); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую, или распределительную, логистику ) 18 . Выделяют также и транспортную логистику , которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики. Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой . Если следовать логике западных специалистов, то число видов логистики можно было бы продолжить. Представляется, что оперирование такими понятиями имеет не только чисто терминологическое значение. Оно находит отражение в расширении сферы деятельности логистики, в создании соответствующих новых организационных структур управления фирмами, специальных подразделений для руководства перемещением грузов на складах предприятия, осуществления маркетинга и материального распределения при реализации готовой продукции. Поэтому, на наш взгляд, было бы корректнее вести речь не о видах логистики, а о ее функциональных областях .

    Между указанными областями логистики существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, когда для основного производства характерно пространственное сосредоточение оборудования, создание резервов производственных мощностей (так называемых систем «островов производства»), в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем чтобы выполнить индивидуальные заказы.

    В логистической цепи , т. е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции (рис. 1.2). Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и их обустройство, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.


    Информационный поток

    Материальный поток

    Рис. 1.2. Логистическая цепь
    Источник: The realities and challenges of European logistics into the 90s. Milan, 6th European Logistics Congress. November 1988, p. 10.
    Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистик а решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

    Микрологистик а решает локальные вопросы в рамках отдельных фирм и предприятий . Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий. Отличие между макро- и микрологистикой состоит еще и в том, что в масштабах первой взаимодействие между участниками процесса товародвижения происходит на основе купли-продажи товаров, а в рамках второй - на бестоварных отношениях.

    Усложнение производства и обострение конкуренции в 1980-90-х годах потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами . Ибо, как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.

    Одна из основных задач логистики заключается также в совершенствовании управления товародвижением, в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков , обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как: соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки и складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства. Выполнить эту задачу можно с помощью решения научных проблем развития самой логистики, начиная от структуризации технологии ее цепей и заканчивая различными локальными задачами.

    В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

    К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование развития потенциальных рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (рис. 1.3). Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения товара. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула - «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» - имеет под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковко й » двух сфер:


    Рис. 1.3. Функциональная схема логистики

    В учебном пособии системно излагаются знания о бурно развивающемся в мире новом научном и учебном направлении - логистике, науке об организации процессов и материальных потоков в производстве и управлении ими. Авторы анализируют понятийный аппарат, факторы развития, концепцию логистики. Подробно рассматриваются основные составляющие логистики в их взаимосвязи - информационная логистика, логистика товарно-материальных запасов, логистика складирования, транспорт, организация логистического управления и контроллинг в логистических схемах.
    Для учащихся вузов, слушателей учреждений послевузовского образования, руководителей и специалистов.

    Факторы развития логистики.
    Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах исторически был связан прежде всего с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

    В западных странах около 93% времени движения товара от первичного источника сырья до конечного потребителя приходится на его прохождение по различным каналам материально-технического обеспечения и, главным образом, на хранение. Собственно производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени, а транспортировка - 5%.

    В этих же странах доля продукции товародвижения составляет более 20% валового национального продукта. При этом в структуре таких расходов на издержки по содержанию запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции приходится порядка 44%, на складирование и экспедирование - 16%, магистральные и технологические перевозки грузов - соответственно 23 и 9%. Оставшиеся 8% падают на расходы по обеспечению сбыта готовой продукции.

    Оглавление
    Предисловие
    Глава 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ И ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
    1.1. Определение, понятие, задачи и функции логистики
    1.2. Факторы развития логистики
    1.3. Уровни развития логистики
    Контрольные вопросы к главе 1
    Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИКИ
    2.1. Эволюция концептуальных подходов к логистике
    2.2. Категория экономических компромиссов
    2.3. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм
    2.4. Основные требования логистики
    Контрольные вопросы к главе 2
    Глава 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА
    3.1. Информационные логистические системы
    3.2. Информационная инфраструктура
    3.3. Цели и роль информационных потоков в логистических системах««
    Контрольные вопросы к главе 3
    Глава 4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
    4.1. Задачи и функции закупочной логистики
    4.2. Механизм функционирования закупочной логистики
    4.3. Планирование закупок
    4.4. Выбор поставщика
    4.5. Правовые основы закупок
    Контрольные вопросы к главе 4
    Глава 5. ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
    5.1. Цели и пути повышения организованности материальных потоков в производстве
    5.2. Требования к организации и управлению материальными потоками
    5.3. Законы организации производственных процессов и возможности оптимизации организации материальных потоков в пространстве и во времени
    5.4. Организация рациональных материальных потоков в непоточном производстве
    5.5. Оптимизация организации производственного процесса во времени
    5.6. Правило 80-20
    Контрольные вопросы к главе 5
    Глава 6. СБЫТОВАЯ ЛОГИСТИКА
    6.1. Логистика и маркетинг
    6.2. Каналы распределения товаров
    Контрольные вопросы к главе 6
    Глава 7. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ
    7.1. Категория товарно-материальных запасов
    7.2. Системы управления запасами на фирмах
    7.3. Место логистики запасов в логистической системе организации
    7.4. Виды запасов
    7.5. Основные системы управления запасами
    7.6. Прочие системы управления запасами
    7.7. Методические основы проектирования эффективной логистической системы управления запасами
    Контрольные вопросы к главе 7
    Глава 8. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
    8.1. Роль складирования в логистической системе
    8.2. Основные проблемы функционирования складов
    8.3. Логистический процесс на складе
    8.4. Система складирования как основа рентабельности работы склада
    Контрольные вопросы к главе 8
    Глава 9. ТРАНСПОРТ В УСЛОВИЯХ ЛОГИСТИКИ
    9.1. Влияние логистики на транспорт
    9.2. Политика транспортных предприятий и изменения в характере их деятельности
    9.3. Новые логистические системы сбора и распределения грузов
    Контрольные вопросы к главе 9
    Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
    10.1. Основные функции управления
    10.2. Механизм межфункциональной координации управления материальными потоками
    10.3. Контроллинг в логистических системах
    Контрольные вопросы к главе 10
    Перечень рекомендуемой литературы.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Логистика, Аникина Б.А., 1999 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    ЛОГИСТИКА

    УЧЕБНИК

    Под ред. профессора Б. А. Аникина

    Издание третье, переработанное и дополненное

    Министерством образования

    Российской Федерации в качестве учебника

    для студентов высших учебных заведений

    УДК (075.8)33

    ББК б5.050я73

    Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Л69 ИНФРА-М, 2002. - 368 с. - (Серия «Высшее образование»).

    ISBN 5-16-000912-4

    В учебнике системно излагаются знания о бурно развивающемся в мире новом научном и учебном направлении - логистике, науке об организации и управлении процессами и материальными потоками в экономике. Авторы анализируют понятийный аппарат, факторы развития, концепцию логистики. Подробно рассматриваются основные составляющие логистики в их взаимосвязи - информационная логистика, логистика товарно-материальных запасов, логистика складирования, транспорт, организация логистического управления, контроллинг в логистических схемах и др.

    Для студентов вузов, слушателей учреждений послевузовского образования, руководителей и специалистов.

    ББК 65.050я73

    в следующем составе:

    Аникин Б. А., д-р экон. наук, профессор - архитектоника учебника, предисловия, глава 10, разделы 3.3 и 13.2-13.3;

    раздел 13.1 (совместно с В. И. Сергеевым)

    Дыбская В. В., д-р экон. наук, профессор - глава 8

    Колобов А. А., д-р техн. наук, профессор - глава 11 (совместно с И. Н. Омельченко)

    Омельченко И. Н., д-р техн. наук, профессор - глава 11 (совместно с А. А. Колобовым)

    Сергеев В. И., д-р экон. наук, профессор - раздел 6.3;

    раздел 13.1 (совместно с Б. А. Аникиным)

    Тунаков А. П., д-р техн. наук, профессор - глава 12

    Федоров Л. С., д-р экон. наук, профессор - главы 1-2 и 9, разделы 3.1, 4.1, 6.1, 7.1-7.2

    Наймарк Ю. Ю., канд. экон. наук, профессор - глава 5

    Стерлигова А. Н., канд. экон. наук, профессор - разделы 4.4, 6.2 и 7.3-7.7

    Чудаков С. К., канд. экон. наук, доцент - разделы 4.3 и 4.5

    Аникин О. Б. - разделы 3.2 и 4.2

    Рецензенты:

    Кафедра производственного менеджмента

    Московского государственного технологического

    университета «Станкин»

    д-р экон. наук, профессор С. В. Смирнов

    Предисловие к первому изданию........................................…………............... 7

    Предисловие ко второму изданию.............................................…………........ 8

    Предисловие к третьему изданию...........................................…………........... 9

    Глава 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ

    И ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ.............................................………....... 12

    1.1. Определение, понятие, задачи и функции логистики..……......... 12

    1.2. Факторы развития логистики...............................................……... 22

    1.3. Уровни развития логистики..................................................…….... 27

    Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИКИ..................................………….......... 34

    2.1. Эволюция концептуальных подходов к логистике........…........... 34

    2.3. Логистика как фактор повышения

    конкурентоспособности фирм............................................……..... 48

    2.4. Основные требования логистики.........................................……... 53

    Глава 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА.........................…………..... 60

    3.1. Информационные логистические системы.........................…….... 60

    3.2. Информационная инфраструктура......................................……..... 69

    3.3. Цели и роль информационных потоков

    в логистических системах....................................................…….... 80

    Глава 4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА......................................………….... 84

    4.1. Задачи и функции закупочной логистики...........................……... 84

    4.2. Механизм функционирования закупочной логистики....……..… 94

    4.3. Планирование закупок.......................................................…….... 110

    4.4. Выбор поставщика...............................................................……... 118

    4.5. Правовые основы закупок..................................................…….... 122

    Глава 5. ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

    ПРОЦЕССОВ........................................................................……...... 130

    5.1. Цели и пути повышения организованности

    материальных потоков в производстве................................…... 130

    5.2. Требования к организации и управлению

    материальными потоками..............................................……....... 134

    5.3. Законы организации производственных процессов

    и возможности оптимизации организации

    материальных потоков в пространстве и времени.............…..... 138

    5.4. Организация рациональных материальных

    потоков в непоточном производстве................................…….... 152

    5.5. Оптимизация организации производственного

    процесса во времени.........................................................……...... 155

    5.6. Правило 80-20...................................................................……....... 164

    Глава 6. СБЫТОВАЯ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ)

    ЛОГИСТИКА......................................................................………........ 169

    6.1. Логистика и маркетинг........................................................……... 169

    6.2. Каналы распределения товаров.......................................……....... 176

    6.3. Правила распределительной логистики.............................…….. 186

    Глава 7. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ............................................…………..... 192

    7.2. Системы управления запасами на фирмах........................……... 198

    7.3. Место логистики запасов

    в логистической системе организации.............................…….... 205

    7.4. Виды запасов......................................................................……..... 208

    7.5. Основные системы управления запасами...........................…….. 213

    7.6. Прочие системы управления запасами...............................…….. 221

    7.7. Методические основы проектирования

    эффективной логистической системы

    управления запасами...........................................................…….... 227

    Глава 8. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ...........................…………..... 235

    8.1. Основные функции и задачи складов

    в логистической системе.....................................................…….... 235

    8.2. Проблемы эффективного функционирования склада........…….. 238

    8.3. Логистический процесс на складе.......................................……... 241

    8.4. Система складирования как основа рентабельности

    работы склада.......................................................................………….. 246

    Глава 9. ТРАНСПОРТ В УСЛОВИЯХ ЛОГИСТИКИ...............………….. 258

    9.1. Влияние логистики на транспорт........................................……... 258

    9.2. Политика транспортных предприятий

    и изменения в характере их деятельности...........................……. 262

    9.3. Новые логистические системы сбора

    и распределения грузов........................................................……... 266

    Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО

    УПРАВЛЕНИЯ.......................................................................………… 272

    10.1. Основные формы управления

    материально-техническим обеспечением.........................…..... 272

    10.2. Механизм межфункциональной координации

    управления материальными потоками..............................…..... 285

    10.3. Развитие системы управления логистической

    организацией: от функционального агрегирования

    до информационной интеграции......................................……... 295

    10.4. Контроллинг в логистических системах.............................….... 301

    Глава 11. ЛОГИСТИКА СЕРВИСНОГО

    ОБСЛУЖИВАНИЯ................................................................………..... 304

    11.1. Классификация видов сервисного обслуживания

    продукции.............................................................................…….. 304

    11.2. Критерии сервиса удовлетворения

    потребительского спроса....................................................…….. 306

    11.3. Критерии сервиса оказания услуг

    производственного назначения..........................................……. 308

    11.4. Критерии сервиса послепродажного обслуживания........…..... 310

    11.5. Критерии сервиса информационного обслуживания.......…….. 312

    11.6. Критерии сервиса финансово-кредитного

    обслуживания......................................................................…….. 313

    Глава 12. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ....................................…………... 315

    12.1. Логистические центры фирм..............................................…..... 315

    12.2. Региональные логистические центры.................................……. 316

    12.3. Состав типичного регионального центра..........................…..... 317

    12.4. Логистические центры в России.........................................….... 321

    Глава 13. ЛОГИСТИКА БУДУЩЕГО.........................................…………... 324

    13.1. Глобальная логистика.........................................................…….. 324

    13.2. Интеграция организаций России в мировую

    логистическую сеть...........................................................…....... 329

    13.3. Логистика «стройного» производства................................…..... 331

    Предисловие к первому изданию

    Логистика - наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя .

    Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве. Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта, в аппарате НАТО, они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т. д.

    К конце XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную, или снабженческую, логистику, логистику производственных процессов, сбытовую, или распределительную, логистику, транспортную логистику, информационную, или компьютерную, логистику и ряд других. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе; новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других (неназванных) областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками. Таким образом, логистика прежде всего работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.

    Все это позволяет сделать вывод о том, что хотя о логистике известно давно, тем не менее она претендует на название научной и учебной дисциплины XXI века и, на наш взгляд, будет со временем введена в качестве базовой дисциплины в программу высшей школы и послевузовского образования, а специалисты по логистике окажутся востребованы практически всеми областями деятельности человека.

    Предисловие ко второму изданию

    При подготовке, второго издания учебника авторы устранили ряд ошибок и неточностей, а также сочли необходимым внести изменения в его структуру. Учтены пожелания читателей, расширен круг представителей научных школ в авторском коллективе.

    В книгу вошли две новых главы. В главе 11 «Логистика сервисного обслуживания», написанной учеными МГТУ им. Н. Э. Баумана, приводится классификация видов сервисного обслуживания продукции, изложены критерии уровня сервиса ни каждому виду сервисного обслуживания и др. Отдельная глава посвящена логистике будущего. В ней рассматриваются два направления, имеющие общемировое значение, связанные с глобальной логистикой и логистикой «стройного» производства, а также проблема интеграции организаций России в мировую логистическую сеть.

    Практически во все главы включен новый иллюстративный материал (схемы и графики), в том числе кривая «золотого» сечения в производственной логистике, графики влияния качества сервиса удовлетворения потребительского спроса на прибыль предприятия, обеспечения оптимального уровня обслуживания в зависимости от суммарных затрат, схемы информационного потока при импорте и транспортировке грузов по России, материального потока от складов поставщика до таможенного терминала в России, распределительных каналов в зависимости от объема производства и спроса, движущих сил глобализации и ряд других.

    За два прошедших года с момента выхода в свет первого издания книга нашла широкий читательский отклик во многих регионах России и странах ближнего зарубежья. В августе 1999 г. издан «Практикум по логистике» в качестве практического приложения к тексту настоящего учебника. Авторы учебника будут признательны читателям за критические замечания и пожелания, а также предложения об участии в авторском коллективе с целью дальнейшего совершенствования текста книги, особенно ее разделов, посвященных практическому применению концепции логистического подхода.

    Предисловие к третьему изданию

    С момента выхода первого издания учебника в России в области логистики произошел ряд положительных сдвигов. Во-первых, большинство вузов России включили логистику в число основных базовых дисциплин. Во-вторых, с 2000 г. Министерство образования РФ проводит эксперимент по открытию специальности «Логистика» в вузах. Эксперимент проводится в семи вузах - в четырех московских, двух петербургских и ростовском (Ростов-на-Дону). В-третьих, российские ученые и специалисты, работающие в области логистики, представляя разные школы и течения, постепенно с учетом европейского и американского опыта вырабатывают свою трактовку понятий и определений в логистике. Анализируя их определения основного термина «логистика», можно прийти к общему выводу о том, что большинство российских авторов определяют логистику как науку об управлении потоковыми процессами в экономике, что соответствует концепции учебника (табл. 0.1).

    При подготовке третьего издания учебника авторы внесли в текст ряд необходимых уточнений. Подверглась некоторым изменениям структура книги. Включен новый материал ¾ глава 12 и раздел 10.3. В главе 12 «Логистические центры» даются сведения о двух основных типах логистических центров: организации и региона. В разделе 10.3 рассмотрены основные стадии развития организационных структур управления логистической организацией, включая концепцию организации XXI века. В качестве практического приложения к тексту настоящего учебника в 2001 г. издан «Практикум по логистике» (2-е изд.).

    Таблица 01

    Определение термина «логистика» российскими учеными и специалистами

    Научная школа____ Автор__________ Определение_________
    Институт мировой экономики и международных отношений РАН Федоров Л.С., д-р экон. наук, проф. Логистика - совершенствование управления движением материальных потоков от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции и связанных с ними информационных и финансовых потоков на основе системного подхода и экономических компромиссов с целью достижения синергического эффекта Логистика - форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников цепи товародвижения
    Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов СемененкоА.И., д-р экон. наук, проф. Логистика - новое направление научно- практической деятельности, целевой функцией которого является сквозная организационно- аналитическая оптимизация экономических потоковых процессов
    Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Колобов А.А., д-р техн. наук, проф.; Омельченко И.Н., д-р техн. наук, проф. Логистика - наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных и информационных потоков в любых системах
    Казанский государственный технический университет (КАИ) Тунаков А. П., д-р техн. наук, проф. Логистика - наука об управлении материальными, информационными и финансовыми потоками
    Московский государственный автомобильно-дорожный институт (технический университет) Миротин Л.Б., д-р техн. наук, проф.; Ташбаев Ы.Э., канд.техн. наук, доц. Логистика - наука об организации совместной деятельности менеджеров различных подразделений предприятия, а также группы предприятий по эффективному продвижению продукции по цепи «закупки сырья - производство - сбыт - распределение» на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполняемых в рамках данного процесса с целью минимизации общих затрат ресурсов
    Государственный университет - Высшая школа экономики Государственный университет управления Сергеев В. И., д-р экон. наук, проф.; Стерлигова А.Н, канд.техн. наук, доц. Аникин Б.А., д-р экон. наук, проф. Логистика - наука об управлении и оптимизации материальных и сопутствующих им потоков (информационных, финансовых, сервисных и др.) в микро-, мезо- или макроэкономических системах Логистика - управление материальными потоками, потоками услуг и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в логистической системе для достижения ею поставленных перед ней целей Логистика - наука об управлении потоковыми процессами в экономике

    Глава 1


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-04-02

    Читайте также: