Неуклюжесть в движениях. Неуклюжесть причины. Что такое неуклюжесть и как ее вылечить

Однако есть мужчины и женщины, которые даже в дружественной компании или наедине с собой остаются «ходячей катастрофой»: вазы в их присутствии опрокидываются, телефоны падают в тарелку с супом, ножи режут не антрекот, а пальцы, а стулья и кресла норовят «поставить подножку».

Что лежит в основе подобной неловкости?

Нелепый, но такой милый

Хозяева и гости, друзья и малознакомые люди, собравшиеся за одним столом, могут по-разному реагировать на разрушительные действия человека-катастрофы: досадовать, что разбита ценная вещь, искренне считать, что ничего страшного не произошло - «разбилось к счастью», участвовать в уборке последствий. Но все без исключения фокусируют внимание на «виновнике». И действительно, часть неловких людей, сознательно или неосознанно, добивается именно внимания присутствующих, переключения общего интереса на свою персону.

Иногда такое поведение закрепляется в детстве, когда занятые родители реагируют на падение, испачканную маечку, звон, иные громкие звуки из комнаты маленького ребенка, но игнорируют его успехи (например, в умении пить из чашки, самостоятельно есть).

Отличительные признаки человека-катастрофы, добивающегося внимания окружающих: он первым смеется над своей неловкостью, оглядываясь на людей и словно приглашая их присоединиться; строит милые гримасы; иногда усиливает последствия содеянного (например, окунает палец в пролившийся соус и рисует на столе рожицу).

Громко и возмущенно

Порой за бытовой и «телесной» неуклюжестью скрывается злобное чувство, агрессия по отношению к людям, в чьей компании человек-катастрофа опрокидывает или разбивает те или иные вещи. Его может возмущать тема разговора, манера вести беседу, или то, что его не считают «своим» в данной группе, игнорируют его реплики. В этом случае неловкие действия, опять же, сознательно или неосознанно, направлены на то, чтобы прервать беседу - громко и возмущенно (звоном, хрустом, расплескиванием горячего чая или кофе).

Иногда внутренняя агрессия направлена не против всех, а против кого-то одного из членов компании. Соответственно, внешние проявления злобы, зависти или обиды также фокусируются на этом человеке: на пол летят именно его очки, неловко поставленный стул всей тяжестью опускается именно на его ногу и так далее.

Отличительные признаки агрессивного человека катастрофы: последствия собственной неуклюжести почти не смущают его, он не спешит извиниться, а как бы застывает на месте (дает время окружающим прочувствовать их неправоту), и выражение его лица говорит: «Разбил, и что?». Бывает и так, что агрессивный «слоник», напротив, преувеличенно долго извиняется, как бы наслаждаясь разговором о содеянном.

Против себя, нелюбимого

Агрессия может быть направлена не на других людей, а на себя. Недовольные собой люди, заново переживая ситуации, в которых они (по их мнению) были глупы, некрасивы, жалки, несправедливы, слишком критичны, стремятся подвергнуть себя наказанию. Из-за этого нож в их руках норовит порезать пальцы, кипяток льется на руку, а не в стакан, жирная еда летит на новые брюки, горшок с любимым цветком грохается на пол, а его осколки режут ладони. Бывают разрушения и помасштабнее, вроде разбитой машины или испорченной бытовой техники.

Как преодолеть неуклюжесть

Очевидно, что неловкие движения, «война» с предметами и жидкостями - это следствие внутренних проблем. Только избавившись от них, изжив комплексы «милого недотепы», «лишнего человека», «агрессивного неудачника», «самоеда», можно распрощаться со званием человека-катастрофы. Поработать над своими комплексами, неверными установками, иными проблемами можно самостоятельно или с помощью психолога.

Написать комментарий

Обязательные для заполнения поля помечены знаком * .

"Неуклюжий" ребенок. Временные трудности или диспраксия?

Мой ребенок такой неуклюжий! Некоторые дети кажутся совсем нескладными и неповоротливыми, настоящее ходячее бедствие! Связана ли моторная неловкость малыша с возрастными особенностями? Или необходимы специальные занятия, развивающие моторику и пространственные представления? Есть несколько признаков, по которым родители сами смогут определить, остается ли неловкость ребенка в пределах нормы.

Антон сбивает и опрокидывает все, что ему попадается на пути. Пазлы и конструктор для него- просто набор деталей. Что бы он ни рисовал – получаются каракули. Когда он ест, стол превращается в поле битвы. В общем, как говорит его мама – сплошное недоразумение. Часто попытки вашего ребенка сделать что-то самостоятельно и достичь в этом успеха, оборачиваются неудачей. И иногда достаточно терпеливо повторить раз за разом какое-либо действие, чтобы преодолеть возникшие трудности. Не стоит называть ребенка неумехой, уверьте его в том, что он обязательно научиться тому, что сейчас у него не получается. Ведь он уже умеет делать много вещей, раньше казавшихся недоступными! Ему нужно лишь немного времени и поддержка близких людей.

В старшей группе детского сада неловкость некоторых детей становится особенно заметной. Им труднее писать и рисовать – задания усложняются, для их выполнения требуются более точные движения кисти. Это отставание может быть вызвано небольшой разницей в возрасте: возможно, ваш ребенок на несколько месяцев младше своих одногруппников. Такие дети усваивают знания и навыки чуть позже остальных, их работы выполнены немного грубее, но все это нормализуется по мере развития. В течение года эти дети приобретут точность движений, которой им пока не хватает. Но если для одних детей это только вопрос времени, другим может быть необходима помощь специалиста по психомоторике.

Если вам кажется, что ваш ребенок очень неуклюжий, понаблюдайте за ним и ответьте на следующие вопросы

– Ваш ребенок – правша или левша? Понаблюдайте, какой рукой он чаще пользуется, когда чистит зубы, держит ложку, расческу или карандаш, катает машинку или строит башню из кубиков. Если он в равной мере действует то левой, то правой рукой значит, он пока не сделал свой выбор. Это означает, что взаимодействие между левым и правым полушариями пока недостаточно установлено, и они функционируют «автономно». Это влечет за собой неловкость в движениях и нескоординированность, в результате чего ребенок испытывает трудности в чтении, письме и рисовании. Специалист по психомоторному развитию может подобрать упражнения, которые будут способствовать установлению межполушарных связей.

Если вы обнаружили, что ваш ребенок левша, это означает, что его психическое развитие требует более пристального внимания. Как правило, у левшей возникают сложности со всеми видами пространственных представлений. Не стоит ждать, что малыш научится всему, просто глядя на вас. Пользоваться ложкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки – эти несложные, на наш взгляд, действия могут быть связаны для него с заметными трудностями. Помогите ему, возьмите его руки в свои и несколько раз вместе повторите нужные движения. Хотите научить ребенка-левшу плавать брассом (играть в мяч, танцевать)? Замечательно! Мама «руководит» его руками, папа – ногами. Тоже относится к письму и рисованию.

– Он умеет крепко держать карандаш, ложку, стакан и прочие предметы? Если все вываливается у него из рук, если его рука напряжена, когда он рисует, пишет или лепит, если его пальцы не очень подвижны – он будет испытывать определенные трудности. Это может быть связано с недостаточным развитием мелкой моторики. Специалист по психомоторному развитию может установить причину подобных затруднений и порекомендовать вам комплекс специальных упражнений.

– Может ли ребенок показать, где находятся его глаза, руки, уши? Попросите его нарисовать на бумаге человечка и назвать части тела. Пока еще он не может сказать, где правая сторона, а где левая (он усвоит эти понятия к 5-6 годам), но уже должен различать верх и низ. Поиграйте с ним в заводную куклу, которая одну за другой выполняет двигательные команды. Такая игра позволит ребенку сосредоточиться на каждом движении, что поможет ему почувствовать свое тело и усвоить пространственные представления. Также, можно поиграть в «Зеркало»: скажите ребенку, что он будет зеркалом, отражающим все ваши движения, называйте каждое свое действие. Объясните ему, что зеркало должно отражать все очень точно, как в действительности. Обязательно похвалите его, концентрация на каждом движении стоит для ребенка немалых усилий.

– Есть ли у него чувство равновесия? Умеет ли он прыгать через веревочку или резинку, может ли перепрыгнуть через небольшую лужу? Эти движения кажутся очень простыми, но чтобы их совершить, ребенку нужно заранее оценить свой вес, мышечную силу, длину необходимого разбега, масштаб и границы препятствия. А для этого нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, как различные телодвижения связаны между собой. Дети, которым трудно удержать равновесие, стоя на одной ноге, чувствуют себя неловко и на велосипеде, и на самокате. И хотя мальчики, как правило, подвижнее девочек, они чаще отстают в плане психомоторного развития: 80% детей, которые приходят на прием к специалисту по психомоторике – именно мальчики.

Сложности, которые испытывают некоторые дети в двигательной сфере, часто связаны с небольшими проблемами с мышечным тонусом и координацией движений – но в этом нет никакой патологии. Все, что им нужно – это специальные упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики. Обычно, достаточно нескольких встреч, чтобы научить ребенка сосредотачиваться на том, что он делает, и добиваться определенной точности в выполнении заданий. Воспитатели в детском саду, как правило, сразу обращают внимание на затруднения ребенка и сообщают о них родителям. В таком случае ваша задача обратиться к специалисту, так как ребенок может начать переживать из-за своих неудач. А это может привести к избегающему поведению, когда ребенок не хочет делать то, что у него не получается.

Когда речь действительно идет о диспраксии?

В старшей группе детского сада у некоторых детей обнаруживается постоянная патологическая неуклюжесть, которую называют диспраксией. Таким детям с трудом дается любое действие: одеться, надеть ботинки (о том, чтобы их зашнуровать, не может быть и речи), застегнуть рубашку на пуговицы, умыться, взять в руки ложку или вилку и так далее. Если неуклюжесть ребенка не проходит со временем и затрудняет его повседневную жизнь, совершенно необходимо проконсультироваться со специалистом и узнать его мнение о психомоторных навыках вашего ребенка. Чем раньше обратить внимание на эти трудности, тем лучше он научится с ними справляться, и тем легче ему будет выполнять задания в детском саду и школе.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Люди-катастрофы или откуда берется нелепость

Неуклюжесть и ее причины

Но стоит нам преодолеть волнение, как движения становятся плавными и, если можно так выразиться, адекватными: пролить кофе на рубашку или же «не вписаться в поворот», огибая стол начальника, нам больше не грозит.

Нелепый, но такой милый

Отличительные признаки человека-катастрофы, добивающегося внимания окружающих: он первым смеется над своею неловкостью, оглядываясь на людей и словно приглашая их присоединиться; строит милые гримасы; иногда усиливает последствия содеянного (например, окунает палец в пролившийся сок и рисует на столе рожицу).

Громкая и возмущенная неуклюжесть

Отличительные признаки агрессивного человека-катастрофы: последствия собственной неуклюжести почти не смущают его, он не спешит извиняться, а как бы застывает на месте (дает время окружающим прочувствовать их неправоту), и выражение его лица говорит: «Разбил, и что?» Бывает и так, что агрессивный «слоник», напротив, преувеличенно долго извиняется, как бы наслаждаясь разговором о содеянном.

Неуклюжий ребенок: а есть ли причина?

Особенностью минимальной мозговой дисфункции (ММД) является то, что ее симптомы часто не-воспринимаются родителями как патологические и не служат поводом для обращения к невропатологу.

Увы, родители очень долго не могут объективно оценить состояние своего ребенка, характеризуя особенности его поведения как «лень», «непоседливость», «нервозность».

А тем временем уже в первые два-три года обучения в школе бросаются в глаза внешние признаки ММД повышенная моторная активность, неумение сосредоточиться на чем-либо, быстрая смена настроений (от приподнятого до депрессивного с приступами злости, ярости, гнева), трудности в счете, чтении и письме, в завязывании шнурков, в застегивании пуговиц, при манипулировании ножницами, кистью.

Внутренний конфликт между требованиями окружающей среды и собственными возможностями не проходит бесследно для психики, а в некоторых случаях приводит ребенка и в «плохую компанию».

Причины неприемлемого поведения школьника в большинстве случаев заключены в событиях восьми-десятилетней давности: возможно, ребенок пережил внутриутробную гипоксию (кислородную недостаточность во внутриутробном периоде или в момент родов), асфиксию (удушение) в родах, родовую травму. В результате нарушились дифференциация нейронов и образование связей между ними, произошли локальные дефекты высших функций мозга, нарушились связи между различными отделами мозга.

На что стоило обратить внимание еще тогда? Малыш плохо спит, беспокоен, часто и подолгу плачет, нередко его плач переходит в крик с «закатыванием», дрожанием ручек. Все эти симптомы - повод для консультации невропатолога.

Что могут заметить родители ребенка постарше - от 3 до 7 лет? Малыш страдает от несбалансированности процессов возбуждения и торможения, длительно находится в состоянии расторможенного движения и беспокойства, вследствие чего часто и очень неловко падает. Он с трудом концентрируется, поверхностно играет, общается и запоминает, слишком быстро переключает внимание с одного предмета на другой. Возможны также невротические тики, заикание, энурез.

В утешение родителям можно сказать, что к моменту рождения и в первые годы жизни ребенка процесс формирования ЦНС еще продолжается. Поэтому раннее обращение к врачу-невропатологу и назначение соответствующей терапии нормализует процессы созревания головного мозга и обеспечивает более благоприятный прогноз развития у этих детей.

Не может быть ловкой и женственной девочка влет. Она сильно выросла, ее координация и сложившийся стереотип тела не привыкли к тем огромным «рычагам», которые представляют теперь ее руки и ноги.

Остается только ждать, когда из гадкого утенка вырастет лебедушка.

Когда мамы жалуются на некоординированные «странные» движения малышей, казалось бы, проще всего - прописать лекарства и назначить массаж Однако, как показывает практика, это помогает только отчасти.

Когда ребенок учится управлять своим телом, для него очень велика напряженность этих процессов. Ему тяжело передумать сразу несколько мыслей. Волнение, неумение планировать свою деятельность - как трудно малышу рассчитать длину шага, поднимаясь по ступенькам! - вызывают неуклюжие движения. Возможно, ребенку не столько нужны лекарства, сколько мамино постоянное внимание и одобрение, помощь там, где случаются неудачи.

Влияние обстановки в семье на состояние ребенка с минимальной мозговой дисфункцией подтверждают и специалисты психоневрологического отделения Научного центра здоровья детей РАМН.

Факторов, усугубляющих проявления ММД, множество. К ним относятся воспитание в неполной семье, повторный брак одного из родителей, частые семейные конфликты, различные подходы к воспитанию у матери и отца, низкий уровень образования у родителей, продолжительная разлука с ними, тяжелое заболевание или смерть одного из родителей, алкоголизм, неудовлетворительные бытовые условия, а также вынужденная защита ребенка от «неусыпной педагогической агрессии», активно направленной на него.

Наш чудесный сын Владик (2,5 года) растет веселым, жизнерадостным и общительным мальчиком. До сих пор у нас не было особых проблем с его воспитанием. Но в последнее время он стал часто ронять что-то на пол - то чашку разобьет, то суп прольет, то хлеб бросит, который не хочет кушать… Конечно же, я не исключаю, что все это происходит у него случайно, а не намеренно. Но ведь это может быть и баловство, а ребенок просто еще не понимает, что делает плохо.

Как правильно реагировать на подобные поступки ребенка? Нужно ли вообще наказывать малыша за то, что он, возможно, делает неосознанно?

Когда двое малышей вместе, мы думаем, что они будут непременно играть или обязательно чем-то займутся вместе. Но, невзирая на разницу в возрасте (погодки или разница существенна), детки часто ссорятся.

Спокойствие и только спокойствие! Ведь ссоры между детьми -этой искреннее проявление чувств, и самоутверждение (ни один ребенок не хочет быть в подчинении другого). Но если это приводит к раздражению, гневу, обиде, злости, ревности, долгой войне - время вмешаться родителям.

Начнем с того, чего не нужно делать:

2. Искать виновных.

3. Становиться на чью-то сторону.

4. Выходить из равновесия.

Но самое главное - правильно выбрать тактику примирения:

  • Определите и организуйте время для беседы (полностью освободитесь от домашних дел).
  • Позвольте высказаться каждому из детей - будьте очень внимательны, не перебивайте и записывайте. Это поможет выделить главное.
  • Задайте вопросы и вместе с детьми обсудите, как можно решить ситуацию. Компромисс - это всегда очень полезно, и ссор будет меньше.
  • Помогите своим детям посмотреть на себя со стороны (можно, например, сделать аудио-, видеозапись или фотографии) - это обязательно сработает во благо их отношений.
  • Посоветуйте детям занятия, в которых они смогут участвовать одновременно (конструирование, рисование, лепка, одно на двоих письмо родителям и т. д.).
  • Учитывайте пол ребенка. Независимо от возраста мальчикам требуется больше доверия, девочкам - заботы.
  • Не провоцируйте сами ревность и конфронтацию (похвала только брату, внимание только сестре, игрушка только брату, новая одежда только сестре и т. п.).
  • Создайте каждому неприкосновенную территорию - личное пространство, к которому все члены семьи будут относиться с уважением.
  • Найдите время для каждого ребенка и уделяйте внимание обоим - будете знать, чем живет каждый из них.
  • Продемонстрируйте собственное самообладание - лучше, чтобы дети один раз это увидели, чем сто раз услышали.

Братья и сестры часто соперничают - так заложено природой! Постарайтесь свести ссоры к минимуму, хвалите за мирные игры и поощряйте дружбу между детьми.

Кажется, я упустила время и не сформировала у сына навыки опрятности. Он заканчивает детский сад, но ест очень неаккуратно, часто помогает себе руками, забывает их потом вымыть. Рубашка постоянно не заправлена, носки спущены… Что я делаю не так и что делать сейчас?

Для начала я бы посоветовала вам прийти на прием к психологу для того, чтобы более объективно оценить уровень сформированности всех психофизических навыков, соответствующих возрасту вашего ребенка. Может быть, вы к нему слишком строги, а может быть, ваш малыш имеет некоторые особенности развития, требующие коррекции.

В том случае, если речь идет только о навыках опрятности, описанных вами, можно посоветовать следующее. Наберитесь терпения, забудьте о том, что вашему ребенку уже 6 лет, и начните с азов.

Тщательно сервируйте стол перед трапезой, привлекая ребенка к этому процессу, подберите ему удобные для использования тарелку, вилку, ложку, нож. Объясните ему, как важно уметь есть красиво, ведь он не один за столом, и людям, которые сидят рядом, должно быть приятно его общество. Не унижайте и не стыдите его. Наоборот, старайтесь повысить его самооценку, ведя с ним «светскую» беседу за столом. Пусть каждый прием пищи будет маленьким спектаклем, во время которого вы должны быть предельно деликатны и служить безукоризненным примером для вашего ребенка.

Для того чтобы мытье рук вошло в привычку, имеет смысл это делать чаще, чем только до и после еды. При этом важно (как с гигиенической, так и психологической точки зрения), чтобы малыш насухо вытирал руки после мытья. Не вредно рассказать «страшилку» о вездесущих микробах.

Что касается опрятности в одежде, нужно уделить особое внимание ее удобству для самостоятельного использования ребенком. Может быть, рубашку, которую нужно заправлять в штаны, лучше заменить легким свитером, который одевается поверх брюк. Современная детская мода позволяет подобрать красивую, удобную и практичную одежду. Обратите внимание, какие вещи предпочитает ваш сын, и старайтесь ориентироваться на его желания, взамен прося его относиться аккуратно к вещам, которые он сам выбрал.

Введите возраст отца и матери, если у отца или матери были кровопотери (операции, донорство крови, роды), то введи возраст, в котором это произошло.

Как избавиться от неуклюжести в движениях

Неуклюжий человек постоянно вызывает смешки у окружающих - то у него что-то падает из рук, то он спотыкается на ровном месте, то врезается в стену, то неумело поворачивается и сшибает все предметы на своем пути. Со стороны выглядит забавно, словно попал в комедийный фильм, зато самому человеку крайне неприятно попадать в такие ситуации. И порой даже опасно.

Сегодня мы узнаем, как избавиться от неуклюжести в движениях, стать аккуратнее и избавиться от постоянных насмешек и подколов со стороны друзей и близких.

Изучение этого явления

  1. Узнайте о неуклюжести больше информации. В первую очередь познакомьтесь с системой координирования движения. Человеческий организм крайне сложная конструкция, поэтому причин нарушения координации может быть множество. За передвижения организма в пространстве отвечает четыре системы органов. Нарушение одного из них может вызвать неуклюжесть.
  • Глаза. Благодаря им информация о текущем расположении тела поступает в мозг.
  • Мозг. Мозг вместе с нервной системой обрабатывает полученную информацию, отвечает за реакцию тела на передвижения.
  • Мышцы и кости. В них из мозга поступают сигналы о необходимости перемещения, именно благодаря им тело человека двигается.
  • Мозжечок. Этот участок мозга отвечает непосредственно за координацию движения, сохранения равновесия.
  1. Поразмышляйте над причинами возникновения неуклюжести. Существует множество факторов, способных влиять на координацию движений организма. Неуклюжесть может стать причиной серьезного заболевания и тогда требуется медицинская помощь, в других случаях постоянную или временную неуклюжесть можно устранить собственными силами.
  • Самые распространенные причины появления нарушенной координации движения - это:
  • травмы головы;
  • артрит;
  • проблемы с глазами и ухудшение зрения;
  • гиперактивность суставов;
  • употребление определенных медицинских препаратов;
  • чрезмерное количество алкоголя или употребление наркотиков;
  • слабые или атрофированные мышцы;
  • регулярные стрессы, нервозность;
  • частый недосып, усталость.
  1. Оцените уровень своей неуклюжести. Хроническая неуклюжесть практически не изучена на данный момент. Однако учеными выведена закономерность - люди, с которыми случаются неприятности из-за неуклюжести, чаще всего имеют пониженную внимательность или сталкиваются с « когнитивными отказами » . Чтобы оценить степень своей неуклюжести, воспользуйтесь специальным опросником, созданным психологом Дональдом Бродбентом, который длительное время проводил исследования на тему нарушения координации движения у человека.
  • Если на большинство вопросов вы ответили утвердительно, то вы склонны к « когнитивным отказам » .
  1. Замечаете ли вы дорожные указатели, разметки?
  2. Случалось ли вам сталкиваться с прохожими на улице?
  3. Путаете ли вы правую и левую сторону при определении направления?
  4. Часто ли вы страдаете провалами в памяти, когда не можете вспомнить, куда убрали определенный предмет?
  5. Можете ли вы забыть нужное направление, пропустить поворот на дороге, которой редко пользуетесь?
  6. Часто ли вы роняете вещи?
  7. Бывает ли с вами ситуация, когда вы не можете отыскать в магазине товар, хотя он там точно есть в наличии?
  8. Случается ли такое, когда вы выбрасываете нужную вещь вместо ненужной, например, оставляете пачку от печенья и выбрасываете саму сладость?

Физическая нагрузка

  1. Укрепите мышцы. При развитой мышечной массе движения становятся более плавные, сильные мышцы спины и таза делают тело устойчивее, обеспечивают улучшенную координацию движений. Чтобы уменьшить свою неуклюжесть, вам нужно укрепить эти мышцы.
  2. Мышцы торса хорошо тренировать с упражнениями, направленными на сгибание тела из положения лежа, подтягивания к груди ног, потягивания и наклоны из стороны в сторону. Также помогут тренировки со снарядами, например, гимнастическими мячами.
  3. Тренироваться можно как в зале, так и дома.
  4. Поработайте над гибкостью тела. Кроме укрепления мышечной массы, важно уделить время и гибкость. Исследования показывают, что спортсмены, забывающие о развитии гибкости тела и делающие упор лишь на набор мышечной массы, подвержены получению травм на 70%, а атлеты, тренирующие в равной степени эти качества, могут заработать травму с вероятностью 8%.
  5. Повысить гибкость могут различные упражнения, занятия йогой и пилатесом, занятия танцами, даже боевые искусства.
  6. Поработайте над чувством равновесия. Чувство равновесие также немаловажно для избавления от неуклюжести. Существуют простые упражнения, которые при регулярном повторении помогут вам обрести развитое чувство равновесия. Например, балансирование на одной ноге и принятие позы аиста, которую надо продержать не менее одной минуты.
  7. Найдите упражнения для вестибулоокулярного рефлекса. Поэт этим понятием подразумевают комплекс упражнений, направленный на улучшение зрительно-моторной координации. За счет регулярных тренировок достигается согласованная работа мозга, глаз, вестибулярного аппарата, частично отвечающего за сохранения равновесия тела и других органов.
  8. Вы можете воспользоваться этими советами или найти другие тренировки, подходящие конкретно вам.
  • В положении сидя слегка наклоните голову вниз, посмотрите на ноги, потом поднимите взгляд вверх, смотря на потолок. Вслед за взглядом поднимите голову. Повторять упражнение надо до 10 раз.
  • Зафиксируйте внимание на любом объекте, который расположен от вас на расстоянии до трех метров. Поверните голову в одну сторону, потом в другую, при этом продолжая смотреть на объект. Повторите это упражнение несколько раз, выбирая разные объекты.
  • Обратите внимание, что данные упражнения для неподготовленного человека могут обернуться головокружением и тошнотой, поэтому если вы почувствовали ухудшение состояния - прекратите тренировку.

Сокращение происшествий

  1. Будьте внимательнее. Чтобы сократить количество происшествий, когда вы заняты определенным делом, не теряйте бдительности. Во время прогулки смотрите не только себе под ноги, но и вокруг: на тротуар, людей, проезжающие машины.
  • приготовить успокаивающие травяные отвары и настои;
  • обратиться за помощью к специалисту;
  • сократить количество раздражающих факторов и бережнее относиться к собственному организму: не подвергать излишним нагрузкам, правильно питаться, больше времени выделять на сон.
  1. Забудьте о « самокопании » . Неуклюжесть вызывает чувство вины и неловкости, в результате этого вы начинаете чаще нервничать, ругать себя, зацикливаться на проблеме. Это приводит к рассеянности внимания и большей раскоординации движений.
  2. Если вы упали в людном месте, поскользнулись или что-то уронили, не переживайте. Сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов, извинитесь, если кого-то задели, и продолжайте заниматься своими делами. Такие ситуации неприятны, но они случаются со всеми, даже с очень осторожными и внимательными людьми.

Медицинская помощь

  1. Не игнорируйте тревожные сигналы вашего тела. Некоторые люди неуклюжи по своей природе, однако случаются ситуации, когда неуклюжесть является первым звоночком для обращения за медицинской помощью. Ряд заболеваний, такие как болезнь Паркинсона или диабет также могут вызывать неестественную координацию движений. Также неуклюжесть может быть признаком инсульта или сердечного приступа.
  2. Неуклюжесть, сопровожденная следующими признаками, может свидетельствовать о наличии заболевания:
  • приступы головокружения и тошноты, скорее всего связаны с содержанием сахара в крови;
  • внезапное онеменение конечностей, потеря чувствительности, резкое потемнение в глазах, потеря равновесия и контроля над координацией движения;
  • регулярный дискомфорт в суставах, частые мышечные боли, говорящие о повышенной активности суставов.
  1. Не забывайте о побочных действиях препаратов. Во время приема медицинских препаратов помните про побочные явления. Некоторые средства могут вызывать головокружение, потерю равновесия, проблемы со зрением, ухудшение координации движений. Если вы почувствовали сильные побочные действия, обратитесь к врачу, возможно, вам необходимо сменить лечение или использовать меньшую дозировку препарата.
  2. Обратитесь к специалисту. Даже при улучшении вестибулярного аппарата, повышении внимательности и развитой мышечной массе вы можете быть неуклюжим, что говорит о наличии проблем со здоровьем. Обратитесь к врачу для назначения обследования и дальнейшего лечения при необходимости.

    Надеемся, наша статья помогла вам и ответила на все вопросы, связанные с темой « как избавиться от неуклюжести » . Мы хотим дать вам еще несколько советов, которые могут стать полезными при избавлении от неуклюжести.

    1. Во время прогулок чаще осматривайте местность. Может имеются какие-то преграды или опасные области, где вы упадете, ударитесь? Такие зоны лучше обходить стороной.
    2. При проблемах с координацией избегайте резких и быстрых движений. Это не только может привести к неприятным последствиям, но и создать травмоопасные ситуации.
    3. Не забрасывайте тренировки, даже если спустя пару месяцев вы до сих пор остаетесь таким же неуклюжим человеком. Помните, что для всего нужны практика и терпение. Москва тоже не сразу строилась.
    4. Если вы боитесь совершать прогулки в одиночестве, найдите себе компанию. В случае чего друг сможет подстраховать вас и избавить от некоторых последствий вашей неуклюжести, например, помочь не упасть или вовремя сообщить о неровностях дороги.
    5. Не стесняйтесь своей особенности. Конечно, нарушенная координация движений не повод для гордости, но и стыдиться тоже не стоит. Поверьте, что ваша проблема не самая ужасная, а при регулярных тренировках вы и вовсе сможете избавиться от нее.
    6. Умейте воспринимать ситуацию с юмором. При правильном подходе вы можете обыгрывать эту особенность своего организма, переводя все в шутку. Тогда и комментарии со стороны не будут казаться такими обидными, а вы будете выглядеть как человек с хорошим чувством юмора, умеющий посмеяться над собой.

Кто-то бывает неловок лишь изредка, а с кем-то мелкие бытовые неприятности происходят постоянно. В зависимости от того, оступились ли мы сами или это произошло на наших глазах с кем-то другим, мы будем чувствовать неловкость или снисходительно улыбнемся, а неуклюжесть (собственную и чужую) скорее всего объясним общей усталостью. «Но в какой бы плохой физической форме мы ни находились, – говорит психолог Юлия Федотова, – подъем по лестнице или обращение со стеклянной посудой не должны представлять для нас существенных затруднений. Если же взрослый человек в обыденных ситуациях регулярно демонстрирует неуклюжесть, тому скорее всего имеется объяснение психологического характера».

Первым внимание на то, что повторяющиеся проявления неловкости могут говорить о скрытых внутренних проблемах, обратил Зигмунд Фрейд . В своей работе «Психопатология обыденной жизни» он предположил, что, спотыкаясь, роняя вещи, допуская опечатки, оговариваясь, мы бессознательно проявляем собственное нежелание совершать какие-то поступки и действия. Но это объяснение далеко не единственное.

Вопрос обучения

Неуклюжесть возникает только под взглядами окружающих – именно они указывают нам на эту особенность нашего поведения. В отсутствие замечаний людям, слывущим неловкими, едва ли представился бы шанс узнать о своем недостатке, и уж в любом случае он бы их не слишком обременял. «Родители всегда звали меня «медвежонком», – рассказывает 36-летняя Наталья. – Я вечно все роняла, на все натыкалась, все проливала… Прошлый Новый год мы праздновали с родителями мужа, и по дороге из кухни в гостиную я ухитрилась уронить блюдо с заливным, над которым моя свекровь трудилась чуть ли не сутки… Я концентрируюсь изо всех сил, стараюсь как могу. Но ничего не помогает!»

Те из нас, кто вопреки собственному желанию раз за разом воспроизводит в повседневной жизни номера из репертуара коверного в цирке, со временем начинают подозревать, что их неловкость сродни врожденному пороку. Но, как правило, причины, заставляющие нас падать на ровном месте или наступать на ноги окружающим, результат недостаточного психомоторного обучения на ранних этапах нашего развития.

О необходимости такого обучения впервые заявил русский физиолог Иван Сеченов. Он доказал, что, тренируя ловкость, координацию, силу и скорость движений, взрослые помогают ребенку развивать все сенсорные системы организма: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную и вестибулярный аппарат. «С первых недель и месяцев жизни, исследуя все, что попадется ему на глаза, под руку или «на зуб», ребенок развивает психомоторику. Ползая, он учится «обтекать» предметы; в этот период формируется умение переносить центр тяжести тела и действовать инстинктивно, – поясняет семейный психотерапевт Ольга Троицкая. – Некоторые родители слишком спешат, ставя ребенка на ножки, и, если в результате он начинает рано ходить, «рваная» походка, неловкость при ходьбе могут остаться на долгие годы».

«Позже, когда ребенок начинает уверенно ходить и бегать, многие родители ограничивают пространство его первых изысканий, опасаясь, что он может причинить себе вред – ведь он еще так неуклюж, – продолжает возрастной психолог Татьяна Бедник. – Дети, которые недостаточно активно исследовали окружающий мир, не пробовали его «на глаз и на зуб», став взрослыми, испытывают трудности взаимодействия с миром реальных вещей и предметов». Кроме того, родители редко развивают двигательное восприятие и память ребенка, осваивают с ним ритм и темп движений. И этим невольно помогают сохранить естественную в детстве неуклюжесть.

Особая опасность подстерегает современных детей, увлеченных компьютером. «Моторные навыки тех, кто часами сидит перед телевизором или монитором, ловко управляясь с пультом дистанционного управления или джойстиком, ограничены сферой действия пальцев и глаз и не затрагивают тело в целом», – говорит Ольга Троицкая. Одна из важных задач современных родителей – придумывать для ребенка разные формы активности, учить его общению со своим телом, соотнесенности своих действий с пространством и прививать настойчивость в овладении новыми двигательными навыками.

Что не так?

Зрение

«Я его не заметил!» Неуклюжий человек часто винит в своих промахах плохое зрение. Но, даже полностью сосредоточившись на увиденном, он едва ли перестанет натыкаться на людей и предметы. В действительности скорее всего он страдает от недостатка кинестетической чувствительности, позволяющей соотносить свои движения с положением тела в пространстве, – именно отсюда проистекают резкость или неуверенность в движениях, часто присущие неуклюжим людям.

Равновесие

Иногда мы склонны испытывать дискомфортот нарушенного чувства равновесия, а также от функционального превосходства правой или левой половины тела. У каждого из нас доминирует одна сторона: это касается глаз, рук, ног, ушей… Некоторые школьники делают помарки в тетради не из-за невнимательности, но лишь потому, что пишут правой рукой, в то время как ведущая роль у них принадлежит левому глазу.

Вес

У неуклюжих людей, которым трудно правильно определить положение своего тела в пространстве, часто нарушено и восприятие окружающего мира: они хуже оценивают расстояние между предметами. Те, кто резко прибавляет и сбрасывает вес, также склонны к проявлениям неловкости – дело в том, что им трудно верно оценить свои габариты.

Хорошая новость

Вне зависимости от возраста моторные навыки можно развивать. Идеальны в этом смысле командные игровые виды спорта: они позволяют одновременно улучшить навыки обращения с предметами (мяч, шайба и т. д.), совершенствовать умение правильно двигаться и выбирать правильную позицию, выстраивать траекторию относительно противника или партнера. Кроме того, динамичная игра, требующая порой мгновенной реакции, позволяет организму успешно адаптироваться к неожиданным ситуациям.

Детские болезни

«С самого детства все вещи на мне буквально «горели» – за то время, что моя сестра снашивала одну пару обуви, у меня уходило две. А надеть новую кофточку и ничем ее не заляпать для меня было нереально, – рассказывает 28-летняя Виктория. – Но в годы, когда я росла, покупать новую одежду было непросто, а потому родители постоянно ругали меня за неряшливость. Мама до сих пор бурно возмущается, если видит меня в светлой одежде: она уверена, что с моей «слоновьей грацией» я не могу этого себе позволить. В ее упреках есть доля истины: я веду активный образ жизни, занимаюсь горным туризмом, но в том, что касается пятен на одежде и царапин на туфлях, я неисправима».

Чрезмерная эмоциональная реакция взрослых на детскую неловкость может стать причиной ее продолжения во взрослом возрасте. Ребенок вырастет, но образ недовольного, рассерженного родителя будет сопровождать его по жизни и провоцировать на все новые ляпы.

В некоторых случаях причиной неуклюжести становятся серьезные травмы, перенесенные в детстве. При помощи оплошностей и промахов наше тело пытается рассказать о болезненных переживаниях, которые нам пришлось испытать в прошлом. «Мне было восемь лет, когда мои родители развелись, – рассказывает 40-летний Александр. – У обоих сразу началась бурная личная жизнь, и я на долгое время оказался предоставлен самому себе: родители перекидывали меня друг другу, как мячик, и я чувствовал, что никому из них не нужен. До сих пор, приезжая в гости к отцу или матери, я начинаю обо все стукаться, спотыкаться… И только недавно понял: я веду себя как ребенок, которому нужно, чтобы на него обратили внимание!»

«Потребность во внимании у многих из нас настолько велика, что нам становится неважно, как именно его добиться, – говорит Юлия Федотова. – Можно просто закричать «Спасите-помогите!», можно «случайно» глубоко порезать палец, заставив окружающих оказывать тебе первую помощь, а можно непроизвольно уронить полную пепельницу на светлый ковер: таким образом мы бессознательно сигнализируем окружающим, что нуждаемся в их помощи». Считывая и расшифровывая эти послания, мы можем многое узнать о себе.

В отрыве от реальности

«В больнице я узнала, что у мамы плохие анализы, и мне предстояло сообщить об этом брату и отцу, – рассказывает 32-летняя Алена. – Я шла по улице, обдумывая, как бы мне все это помягче сформулировать, и вдруг буквально на ровном месте оступилась, упала и подвернула лодыжку. Когда я рассказала об этом врачу, накладывавшему мне фиксирующую повязку, он улыбнулся и сказал: «Вы так задумались, что просто забыли, как ходить по тротуару».

Об этом

  • Иван Сеченов, «Элементы Мысли», Питер, 2001.
  • «Психосоматика», Харвест, 2005.
  • Александр Лоуэн, «Психология тела», ИОИ, 2006.
  • Марк Сандомирский, «Психосоматика и телесная психотерапия», Класс, 2005.

Быть ловким означает находиться здесь и сейчас, в контакте с собой, окружающими людьми и предметами. Порой это оказывается непросто для людей, полностью поглощенных какой-то конкретной жизненной или профессиональной задачей. Однако если для них утрата контакта с реальностью, как правило, явление временное, то для интеллектуалов и мечтателей, живущих скорее во внутреннем, чем во внешнем мире, она может стать фактором, влияющим на их жизнь.

Если вы неуклюжи от природы, постоянно что-то задеваете, упускаете из рук, роняете, ваша жизнь нередко напоминает кадры из какого-нибудь комедийного фильма. Однако с собственной неуклюжестью не следует мириться, ведь существуют способы побороть ее.

Шаги

Узнайте больше о неуклюжести

    Ознакомьтесь с тем, как ваше тело координирует движения. Человеческий организм представляет собой чрезвычайно сложную систему, и существует множество причин нарушения правильной координации движений. За координацию отвечают в основном четыре системы органов, и какие-либо нарушения в работе одной из них (или сразу нескольких) могут привести к неуклюжести .

    • Глаза. Через глаза поступает информация о текущем расположении тела в окружающем его пространстве.
    • Мозг и нервная система. Мозг и нервная система рассылают по всему телу инструкции о том, каким образом реагировать на полученную информацию об окружающей среде.
    • Мозжечок. Мозжечок – участок мозга, отвечающий за координацию движений и равновесие.
    • Мышцы и кости. В мышцы и кости поступают сигналы из мозга, с их помощью вы передвигаетесь.
  1. Подумайте над причинами неуклюжести. Существует огромное количество факторов, которые могут вызвать неуклюжесть, как временную, так и постоянную. Иногда неуклюжесть возникает в результате проблем со здоровьем и требует серьезного лечения, в других случаях с ней можно справиться своими силами . Среди распространенных причин неуклюжести можно назвать следующие:

    • Травмы головы
    • Чрезмерная подвижность суставов
    • Проблемы со зрением
    • Артрит
    • Некоторые медицинские препараты
    • Употребление алкоголя или наркотиков
    • Стресс и усталость
    • Слабость или атрофирование мышц
  2. Оцените степень своей невезучести. Причины хронической неуклюжести слабо изучены, но судя по некоторым исследованиям, люди, с которыми часто случаются происшествия из-за их неуклюжести, нередко испытывают “когнитивные отказы”, или моменты пониженной внимательности . Количественно оценить степень своей неуклюжести можно с помощью "опросника по когнитивным отказам", разработанного психологом-экспериментатором Дональдом Бродбентом . Ниже приведены некоторые вопросы из этой анкеты; чем чаще вы отвечаете "да", тем сильнее вы склонны к "когнитивным отказам".

    • “Часто ли вы не замечаете дорожные указатели?”
    • “Путаете ли вы правую и левую стороны при определении направления?”
    • “Сталкиваетесь ли вы с прохожими?”
    • “Бывает ли, что вы забываете нужный поворот на дороге, которую хорошо знаете, но редко ею пользуетесь?”
    • “Часто ли вы забываете, куда положили что-либо, например, газету или книгу?”
    • “Часто ли бывает, что вы никак не можете отыскать в супермаркете нужный вам товар, хотя он точно там есть?”
    • “Роняете ли вы вещи?”
    • “Часто ли случается так, что вы выбрасываете нужную вещь вместо ненужной: например, выбрасываете спичечный коробок вместо только что использованной потухшей спички?”
  3. Не волнуйтесь. Вы становитесь более рассеянным, когда испытываете тревогу или волнение, при этом возрастает вероятность всяческих происшествий. Предпримите меры, снижающие вероятность неожиданных происшествий в вашей повседневной жизни, и ваша неуклюжесть пройдет .

  4. Не занимайтесь самокопанием. Неуклюжесть может вызвать ощущение неловкости и вины, в результате вы станете волноваться, что приведет к еще более неуклюжему поведению. Помните, что никто не застрахован от ошибок, и даже постоянное неуклюжее поведение отнюдь не означает, что вы полный неудачник .

    • Если вы споткнулись или поскользнулись, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Это поможет вам успокоиться и вернуть самообладание, а также избежать зацикливания на неудачах и самобичевания.

Если вы внезапно заметили за собой, что сшибаете углы и врезаетесь в фонарные столбы, не отмахивайтесь от этого признака. Это тревожный сигнал! — Вы все время смотрите, куда ступаете, потому что вас преследует ощущение, что земля уходит из-под ног. Как объяснить: возможно, у вас лишний вес и появился сахарный диабет? Этот диагноз лишает ноги чувствительности, поэтому пациенты с диабетом ходят очень осторожно, ступая сначала носком, а потом ставя пятку. Если углубляться, то при сахарном диабете поражены периферические нервы, точнее, проводимость между нервами. Мозг дает сигнал переставить конечность, а обратной связи — что стопа стала на землю — не получает. Поэтому человек двигается, как по минному полю. Все свое внимание затрачивает на то, чтобы следить, куда ставит ноги. И не замечает ничего вокруг — может врезаться в прохожих, сшибать кружки со стола.

Что делать? Во-первых, нормализовать вес. Если сахар в крови не снижается с уходом лишних килограммов, эндокринолог будет добиваться этого с помощью лекарств. Если у вас есть лишний вес, обязательно контролируйте уровень сахара в крови! Причем делать это лучше, сдавая анализы на гликированный гемоглобин — он показывает, не было ли у вас скачков сахара в крови на протяжении трех последних месяцев. — Все валится из рук: невозможно застегнуть пуговицу, сделать простейший стежок, ловко схватить кружку — в общем, совершать мелкие действия пальцами. Как объяснить: невозможность мелких движений может свидетельствовать о начальной стадии болезни Паркинсона. Еще даже дрожания (тремора) нет, а этот признак уже появился.

Недостаток вещества дофамина при паркинсонизме ведет к нарушению передачи сигналов из мозга к конечностям. Мозг не может довести сигналы, какие действия выполнять, до пальцев. Что делать? Обследоваться у невролога. Если диагноз подтвердится, врач назначит препараты, восполняющие нехватку дофамина. Они помогут скомпенсировать это возрастное заболевание — болезнь Паркинсона. В самых тяжелых случаях необходима хирургическая операция. Но если вы обратитесь ко врачу на стадии, когда просто стали неуклюжим, до хирургии можно не доводить.
— При ходьбе человек как бы заваливается вперед, жалуется на частые головные боли.

Как объяснить: здесь можно заподозрить псевдопаркинсонизм, когда нарушается связь конечностей с мозгом, а тонус мышц повышен. Но возникает он совсем по другой причине, чем болезнь Паркинсона. Это гидроцефализм — увеличенное количество жидкости в головном мозге. Жидкость сдавливает мозг, и проводимость сигналов нарушается. Но выявить это можно только обследованием — МРТ. Что делать? После постановки диагноза необходимо убирать лишнюю воду. Врач назначает мочегонное. Если необходимо, делается хирургическая операция, вставляется специальный шунт, через который выводится жидкость из мозга.

О таких людях говорят, что у них руки-крюки. Их боязно приглашать домой: вдруг разобьют или уронят что-нибудь ценное? Отправляясь вместе с ними в кафе, вы стараетесь сесть подальше, чтобы на вас не пролили соус или чай. В чем причина такого поведения? Это плохая координация или психологические проблемы? Специалисты говорят, что дело в психологии.

Психологи уверены: за постоянными неловкостями стоят психологические причины. Можно один раз опрокинуть или разбить что-то без всякой задней мысли, говорят специалисты. Но когда сложные отношения с пространством и вещами становятся регулярными – это уже повод задуматься. И в самом деле, странно. Если вы не страдаете двигательными расстройствами или заболеваниями нервной системы, плохая координация может проявляться разве что во время занятий спортом, на танцах, при попытке выполнить какой-нибудь гимнастический трюк. Но вряд ли способна помешать простейшим бытовым действиям: донести ложку до рта или себя – до дивана.

Больше внимания

Одна из распространенных причин плохой координации – подсознательное желание привлечь к себе внимание. Человек, постоянно что-то опрокидывающий, проливающий и роняющий, не замеченным не останется. На него будут сердиться, или смеяться над ним, или испытывать за него неловкость – но уж точно запомнят. Такая форма поведения может закрепляться с детства: если родители чаще замечали ребенка, когда он что-то разбивал или ломал, чем в те моменты, когда он приносил из детского садика поделку или нарисовал картинку. В сознании подрастающего человека формулируется внутренний посыл: «Тебя замечают, когда ты неуклюж, а не когда ты успешен».

Что же делать в таком случае самим «слонам»? Прежде всего, говорят психологи, сделать небольшую паузу и попытаться понять, что вы испытывали перед тем, когда, например, уронили вазу? Вам не хватало внимания, хотелось поддержать разговор, а может, рассказать о недавно завершенном на работе проекте? Попытайтесь следовать этим желаниям – привлекать к себе внимание подобными способами гораздо приятнее. Окружающим же рекомендуют меньше обращать внимания на неловкости человека – руки-крюки, зато поощрять его рассказы о собственных достижениях и просто попытки поддержать общий разговор.

Стеснение

Чувствовать скованность под чьим-то пристальным взглядом – такое знакомо каждому. Собеседование, первое свидание, огромный танцпол или вечеринка, на которой мы никого не знаем – в такой обстановке редко кто способен чувствовать себя комфортно. Отсюда зажатость и неловкие движения, слишком суетливые или, напротив, замедленные. В этой ситуации неловкость говорит о том, что мы еще не разобрались, как вести себя во «враждебном окружении», а нервная система посылает телу противоречивые сигналы. Чтобы не ронять стулья во время собеседования и не наступать на ноги партнерам по танцам, стоит постараться обрести почву под ногами. Например, оценить, каков характер потенциального начальника, найти на вечеринке группу доброжелательно настроенных (или таких же напуганных, как вы) людей и присоединиться к ним. Телесная неловкость пройдет сразу же, как только наступит психологический комфорт.

Из подсознания…

Ошибки по Фрейду – термин, известный любому психологу. Речь идет о якобы непреднамеренных ошибочных действиях: оговорках, очитках, забывчивости или неловкости, – сквозь которые «прорывается» наше подсознание. Ошибки по Фрейду делает и наше тело. Случайно разбитая чашка может оказаться подарком подруги, с которой мы вчера поссорились, или приобретением свекрови, отношения с которой как-то не складываются…

Внимательным стоит быть и к мелким бытовым травмам: ушибам, порезам, ожогам. Некоторые психологи считают их посланиями, которые подсознание отчаялось донести до нас иным способом. Порезы и ушибы – своеобразный способ самонаказания. Мы думаем, что совершили нечто плохое, за что себя калечим. К примеру, уставшая после работы жена огрызается на мужа, а спустя минуту «неожиданно» ударяется о стул или дверной косяк. Или ребенок из соседней комнаты зовет маму, которая разбирает бумаги на рабочем столе. Та делает вид, что не слышит, но тут же царапается скрепкой или прищемляет палец степлером.

Ожоги часто выражают скрытый гнев, который, не находя выхода, направляется на нас самих же. Если вы обожглись, пока готовили ужин после тяжелого рабочего дня, стоит задуматься: а действительно ли вы хотели его готовить? Частая картина: после неприятного разговора – допустим, с мамой по телефону – мы отправляемся на кухню сделать себе бутерброд или порезать салат, и… режем руку. Поможет здесь только своевременное осознание своих чувств: «Я злюсь на маму, потому что она снова позволила себе бестактный комментарий», «Сержусь на мужа – мог бы хоть раз приготовить ужин, когда я задерживаюсь на работе», «Чувствую себя виноватой, что не могла подойти к ребенку в ту же секунду».

Общие рекомендации для «слонов в посудной лавке» – внимательнее относится к своим переживаниям и по возможности наладить контакт с собственным телом. Сделать это можно при помощи любой приятной физической активности. Хорошо подходит йога, тай-цзы, плавание – любой вид спорта, предполагающий неспешные вдумчивые движения.

Читайте также: