Транзиторный дисбактериоз. Транзиторный дисбактериоз у новорождённых. Каким бывает дисбактериоз

2 6 335 0

Стеснительность ребенка – это проблема более глубокая, чем думают многие родители. Зажатость, напряженность и подавленность – частые ее спутники. Такому ребенку тяжело общаться с детьми, а в будущем избегание общения может вылиться в неумение выстраивать взаимоотношения с людьми. Поэтому бороться с застенчивостью малыша нужно начинать сразу же, а для этого родителям потребуется особый тактичный подход.

Существует предостаточно причин, почему ребенок стеснительный.

Стеснительность может быть связана с особой восприимчивостью ребенка к критике, с его ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям.

Также отправным пунктом может стать единичная стрессовая ситуация или страх перед ней (например, боязнь выступить перед публикой), непризнание ребенка в коллективе.

Часто стеснительность вызывается неблагоприятным эмоциональным климатом в семье, который подавляет ребенка: чрезмерным контролем, постоянной критикой, запретом выражать свои эмоции. Родители также могут подливать масло в огонь, подчеркивая, что их чадо постоянно стесняется. Ища способы, как побороть стеснительность у ребенка, необходимо искоренить ее причины и помочь подрастающей личности раскрепоститься. Давайте рассмотрим пути, как это сделать.

Вам понадобятся:

Поговорите по душам

Любой ребенок мечтает откровенно разговаривать с родителями.

Когда папа или мама рассказывают случаи из своей жизни, как они прошли через те или иные трудности, вера ребенка в себя укрепляется.

Расскажите своему чаду, как вы смогли справиться с неловкостью и зажатостью (наверняка хоть раз в жизни у любого человека бывают подобные ситуации).

Ребенок должен чувствовать вашу поддержку – скажите, что вы понимаете его страх и неуверенность, нежелание куда-то идти и с кем-то общаться, что вы сами иногда ощущаете нечто подобное.

Своими разговорами вы также должны мотивировать малыша к общению. Покажите все преимущества общения. Например, скажите, что если ребенок переступит через свою робость и заговорит с детьми на площадке, то он сможет найти новых друзей.

Второе направление откровенного разговора – постараться разговорить самого ребенка.

Чаще поощряйте его рассказывать о его делах, делиться эмоциями.

Если ребенок будет раскрывать свой внутренний мир, рассказывать о своих чувствах дома, то это поможет ему раскрепоститься и за его пределами.

Не вешайте ярлыки

Забудьте о том, что ваш ребенок очень стеснительный и не напоминайте ему об этом – без этого побороть застенчивость, скорее всего, не удастся, какой бы комфортной ни была бы домашняя обстановка.

Не называйте свое чадо тихоней, застенчивым ребенком и попросите своих родственников и друзей не отзываться о нем подобным образом.

И вообще избегайте разговоров на эту «скользкую» тему – вы не обязаны отчитываться перед окружающими, почему ваш ребенок «боится людей» или не хочет с кем-то разговаривать. Этим вы закрепляете определенные установки в его поведении.

Используйте ролевые игры

Ролевые игры – отличное средство для тренировки недостающих качеств и умений. В работе с застенчивым ребенком они также уместны. Предложите малышу использовать его игрушки, которым якобы нужно помочь справиться с застенчивостью. Пусть ваше чадо почувствует себя уверенно и продемонстрирует эталон желаемого поведения зайке или мишке.

Больше фантазируйте и проигрывайте ситуации, которые могут напугать или смутить ребенка в реальной жизни.

С детьми постарше можно репетировать ответы у доски или выразительное чтение стиха.

Также ненавязчиво подсказывайте ребенку, какими фразами легче начинать и заканчивать беседу. Репетируйте диалоги до тех пор, пока ребенок не научится свободно ими пользоваться в разных ситуациях общения. Если ребенок испытывает чрезмерную стеснительность и неловкость, можно начать подобные упражнения с телефонных разговоров.

Поощряйте ребенка

Указывать на стеснительность, упрекать ребенка за нее – шаг в никуда. Это только усугубит проблему. Зато поощрение – просто волшебное средство в этой ситуации. Если ребенку удалось переступить через свою застенчивость – обязательно похвалите его, ведь даже малейший шаг стоит для него огромных усилий.

Чтобы усилить мотивацию, оговорите систему поощрений и наград, которые будет получать ребенок за каждую свою победу. Это может быть поход в кино, приготовление любимого блюда малыша и т.д.

Ставьте перед своим чадом доступные цели и мотивируйте его на их достижение, заранее назначая определенную награду к каждой из них.

Не торопите в общении

Особенности застенчивого ребенка таковы, что ему нужно время для привыкания к новым знакомым, к ситуации на детской площадке. Такие дети подолгу наблюдают со стороны, прежде чем включатся в общение. Если такого ребенка торопить и пытаться насильно сблизить с другими детьми, то это надолго оттолкнет его от коллективных игр и взаимодействия с окружающими.

Пусть малыш «прощупает» обстановку, присмотрится к каждому ребенку. Вполне возможно, что через несколько дней он легко пойдет на контакт.

Вы сразу заметите, что он к этому готов: он будет стараться находиться ближе к детям, пытаться играть в те же игры, что и они.

Общение с младшими

Он чувствует свое психологическое превосходство и может прекрасно раскрыться в совместных играх, взяв на себя главенствующую роль.

Если среди ваших знакомых есть маленькие дети, можете предложить своему ребенку-подростку понянчиться с ними, обучить их какой-либо интересной игре, тем самым дав почувствовать себя наставником. Как правило, стеснительные парни и девушки с удовольствием соглашаются на такие предложения, ведь они позволяют им раскрыться полностью, чего не происходит в компании сверстников.

Меньше требовательности и опеки

Чрезмерный контроль и опека – явно не лучшая тактика в воспитании детей.

Если вы задумались о том, как помочь стеснительному ребенку, предоставьте ему свободу действий, эмоций и мысли.

Зажатость, которая взращивается в ребенке дома, легко переходит на его жизнь вне родных стен. Еще с раннего детства давайте малышу возможность делать свой выбор, решать проблемные ситуации, отстаивать собственную точку зрения, чтобы его самооценка в любых обстоятельствах была стабильно высокой (но не завышенной!). Отсюда будут исходить и смелость, и готовность к преодолению преград, и уверенность в себе, и комфортность в любых жизненных условиях.

Другая педагогическая беда – обвал критики на ребенка и высокая требовательность. Это – верный путь к закомплексованности и самоуничижению.

Подчеркивайте успехи ребенка и закрывайте глаза на его неудачи.

К сожалению, многие родители делают все наоборот, считая, что их чадо будет стремиться к большему. Это – глубочайшее заблуждение. Маленький ребенок очень скоро выбьется из сил и не будет больше никуда стремиться, обреченно вздохнув и сделав выводы о своей ничтожности.

Контролируйте потенциальных друзей ребенка

Следите за тем, с кем ваш сын или дочь завязывает дружбу. Часто к стеснительным и робким детям «приклеиваются» абсолютно противоположные личности, подавляя их в психологическом смысле. Эта неравная дружба скорее напоминает рабство: застенчивый ребенок попадает в зависимость от таких ребят. Чтобы избежать таких ситуаций, родители должны контролировать друзей своих детей.

Чрезмерная застенчивость говорит о том, что у ребенка занижена самооценка. И хотя он этого не осознает, зато прекрасно чувствует. Помощь такому малышу состоит в том, чтобы повысить уверенность в собственных действиях и поступках. И здесь главным принципом будет - не навреди! Неправильно подобранные слова и методы лишь усугубят ситуацию.

Стоит ли обращать внимание?

С одной стороны, скромность придает девочке очарования. Застенчивого парнишку не назовешь надоедливым, настырным или наглым. Это отзывчивые и доброжелательные люди, всегда выслушают, придут на помощь. Из скромных девчушек и парней выходят верные друзья.

С другой стороны, это может быть бедой, когда ребенок не способен нормально общаться с детьми, играть с ними, заводить друзей. Его пугают новые люди и обстановка. Малыш переживает, но ничего поделать с собой не может.

Эти небольшие проблемы в будущем перерастают в огромные. Застенчивые люди часто остаются одинокими, им трудно найти вторую половину и создать семью. Из-за своей робости и скованности они незаметны и неуспешны.

Человек социальное существо. Он не может жить вне общества. И обязанность взрослых - помочь такому ребенку. То есть научить взаимодействовать с людьми. И лучше начать это делать в раннем детстве.

Психология: Застенчивые дети

Застенчивость, нерешительность в современной жизни, если не недостаток, то уж точно свойство характера, которое мешает во многом. Откуда в детях берётся излишняя застенчивость, и чем мы можем ребёнку помочь?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Признаки застенчивости

Застенчивого ребенка легко выделить из толпы. В гостях он не отходит от мамы, прячется за ее спину, молчалив. Там где все дети играют, этот малыш тихонько сидит в сторонке и грустно наблюдает.

  • Общие признаки. Учащенный пульс, напряжение в мышцах, обильное потоотделение, яркий румянец - первые симптомы. Они сковывают малыша, не дают ему расслабиться. В результате ребенок чувствует сильный дискомфорт. К этому присоединяется тихий голос, чрезмерное волнение, если на него обратили внимание. Малыш осторожничает в действиях. Ему проще вообще не делать, чтобы оставаться незаметным.
  • Самокритичность. Такие дети излишне требовательны к собственной персоне. Считают себя хуже других, неполноценными. Это касается как внешности, так и поведения. В результате комплексов еще больше отдаляются от людей.
  • Замкнутость. Закрытые дети в любом коллективе. Вытянуть на разговор или вовлечь в общественную деятельность их тяжело. На вопросы они стараются отмалчиваться, веселым играм предпочитают одиночество.
  • Стеснительность. Любой ребенок будет рад, когда его хвалят, но только не этот малыш. Ему легче оставаться в тени, чем получить порцию небольшого внимания. Публичная похвала для него - это стресс.
  • Пугливость. Страх новизны и публики. Новые люди, места, любая незнакомая ситуация. Малыш старается уйти от нее, спрятаться. Он чувствует себя спокойно только в привычной обстановке.
  • Нерешительность. Такому ребенку тяжело принимать решения. Он чувствует неуверенность в собственных поступках и мыслях. Его терзают сомнения: правильно он делает или нет. Даже небольшие задачи вызывают огромные затруднения.
  • Нарушение речи. Эти дети в обычной жизни малообщительны, с незнакомыми людьми не разговаривают - стесняются. Выступление на публике им противопоказаны. Страх и тревога могут привести к заиканию, запинанию в речи.


Откуда появляется застенчивость?

Чтобы помочь ребенку побороть излишнюю скромность и неуверенность, нужно знать причину ее происхождения. Порой, устранив источник, исчезает и сама проблема.

  • Наследственность. Если в роду близкие родственники, включая и родителей, страдали застенчивостью, кроха мог унаследовать это качество.
  • В силу темперамента. Флегматики и меланхолики от природы склонны к застенчивости. Этим типам темперамента также свойственно интровертность. То есть они ориентированы не на внешнее общение с окружающими людьми, а на свой внутренний мир.
  • Пример родителей. Дети учатся взаимодействовать с социумом, повторяя поведение взрослых. Если в семье кто-либо из родных обладает данным качеством, ребенок мог скопировать его.
  • Воспитание. Порой родители сами того не подозревая, воспитывают в малыше застенчивость. Критика, частые наказания, запреты без объяснения формируют определенное поведение ребенка. Он старается соответствовать ожиданиям взрослых.
  • Жестокость. Когда в семье неблагополучная ситуация, присутствует психологическое давление, тирания или рукоприкладство, малыш закрывается, растет пугливым и зажатым.
  • Длительная изоляция. Другими словами, отсутствие опыта. Такое встречается, когда ребенок часто болеет и сидит на домашнем режиме. Причиной может быть закрытая внутрисемейная политика семьи. Родители мало уделяли времени на общение малыша с другими детками.
  • Гиперопека. Как вид особой (намеренной) изоляции. Это чрезмерная опека родными и близкими над ребенком. Встречается у излишне тревожных и мнительных родителей. Опасаясь за здоровье малыша, или, что его могут обидеть, взрослые намеренно не допускают контакта с посторонними. Для родителей страдающих гиперопекой характерно держать детей в «домашнем заточении».

Застенчивый ребенок: будущий лузер?

Как помочь ребенку?

Самостоятельно малыш с этой задачей не справится. И в будущем маленькая проблема может перерасти в большую трагедию. Что делать родителям?

  1. Хвалите. Подбадривайте и поощряйте ребенка словесно: «У тебя все получится!», «Ты у меня такой умница!», «Я горжусь тобой!». Делайте это как можно чаще. Когда малыш чувствует поддержку любящих родителей, это придает уверенности.
  2. Демонстрируйте, насколько он важен. Спрашивайте мнение ребенка по тому или иному вопросу. При выборе одежды, каких-либо покупок для дома, сюрприза для папы, бабушки. Пусть малыш чувствует, что с ним считаются, что его мнение важно. Таким образом растет детская самооценка.
  3. Покажите, что взрослые тоже ошибаются. И в этом нет ничего страшного. Родительский авторитет имеет большое значение для малыша. Видя, что даже взрослые совершают промахи, ребенок будет иначе относиться к собственным неудачам. Учите его не зацикливаться на ошибках, а стараться их исправлять.
  4. Тренируйтесь играючи. Дети примеряют социальные роли через игру. Оттачивайте навыки взаимодействия с социумом в сюжетных играх: «В гости», «В поликлинике», «Автобус», «Игрушки идут в детский сад». Ребенок без страха и тревоги может попробовать себя в любом образе. Здесь можно порепетировать употребление вежливых слов, как правильно знакомиться, правилам поведения в общественных местах и другое.
  5. Давайте поручения. Несложные задания, которые малыш может выполнить самостоятельно. Начните с самых простых: дать денежку продавцу на кассе, передать вещь взрослому, помочь собрать необходимые продукты в магазине. И обязательно похвалите.
  6. Посещайте людные места. Находясь в местах скопления детей, ребенок привыкает находиться в обществе. К тому же он видит образцы поведения других малышей: как общаются, знакомятся, взаимодействуют. Не нужно настаивать играть с детьми, пусть наблюдает. Со временем ему самому станет интересно попробовать. Но бывать в таких местах нужно часто.
  7. Приглашайте детей в гости. Ребенок увереннее себя чувствует на своей территории. Тут он хозяин, здесь ему все знакомо. Малышу легче решиться на контакт с людьми в окружении знакомой обстановки и игрушек.

«Совет детского психолога» Как преодолеть застенчивость у детей?

Ошибки родителей

Робкого, скромного ребенка легко ранить. Он закрывается от окружающих, но все слышит и понимает. Иногда близкие и родные сами того не осознавая провоцируют застенчивое его поведение.

  1. Стремление переделать ребенка. Взрослые специально создают ситуации, которой малыш боится больше всего. Акцентируют внимание на проблеме, обсуждают вслух, просят рассказать стишок на публику. Для застенчивого крохи это стресс. Эффект будет противоположный ожидаемому. Ребенок еще больше закроется и перестанет доверять родителям.
  2. Не обращают внимание. «Он у нас такой!» или «Подрастет, сам изменится!». Игнорировать - тоже ошибка. Ситуация сама не поменяется. Это перерастет в комплекс, с которым он самостоятельно справиться не сможет. Малыш может на всю жизнь остаться застенчивым, одиноким и несчастным.
  3. Ожидание быстрого эффекта. Даже соблюдая все правила и предосторожности, не ждите быстрого результата. Ребенку нужно время. В каждом конкретном случае индивидуально. Не стоит форсировать события. Создавайте условия, поощряйте малейшие достижения и его первые самостоятельные попытки. Будьте ребенку другом!

Чего делать нельзя категорически

  • Критиковать.
  • Сравнивать с другими детьми.
  • Стыдить прилюдно.
  • Зацикливать внимание на проблеме.

Многие комплексы людей уходят корнями в детство. Поэтому на плечи родителей ложится ответственность за своевременную помощь маленькому близкому человеку. Чем раньше взрослый обратит внимание и поможет малышу, тем легче и быстрее ребенок перешагнет «застенчивый» этап развития.

Lori.Ru

Застенчивость часто путают с интроверсией, но это далеко не одно и то же, и родителям нужно четко различать эти два понятия. Интроверсия - врожденная черта характера, которая останется с человеком на всю жизнь, а застенчивость можно перерасти. Если ваш ребенок вполне доволен, играя в одиночестве и наблюдая за другими детьми со стороны, без всякого желания влиться в компанию, то он, скорее всего, интроверт, и вмешательство родителей в этом случае принесет лишь вред, а не пользу. А вот если ребенок хочет быть в компании и играть вместе, но смущается, боится, не знает, как сделать первый шаг, и расстраивается из-за этого, то тут, с большой долей вероятности, речь идет о застенчивости. И родители вполне могут помочь малышу справиться с этой «бедой».

1. Заранее готовьте ребенка к новой ситуации.

Застенчивость чаще всего проявляется в новой ситуации, с незнакомыми людьми. Застенчивые дети обычно не любят сюрпризов, им не комфортно, когда новая реальность буквально «наваливается» на них ни с того, ни с сего. Лучше заранее поговорить с ребенком о том, что будет происходить, чего он может ожидать и так далее.

2. Старайтесь, если это возможно, чтобы привыкание к новому проходило постепенно.

Если вы чувствуете, что новизны в жизни ребенка должно появиться слишком много – новые люди, новое место, новый распорядок дня – попробуйте сделать так, чтобы акклиматизация происходила медленно, поэтапно. Так он сможет адаптироваться, привыкнуть и чувствовать себя более уверенно. Например, если он идет в новую школу, пусть сначала познакомится с учителями, потом походит по школе, посидит в помещении своего класса. Может быть, вам удастся заранее познакомить его с одним или парой его будущих одноклассников до того, как начнутся уроки. Так у него сразу появятся приятели, и будет не так страшно в первый день учебы.

3. Учите ребенка говорить о своих чувствах.

Как и многие взрослые, дети зачастую не хотят (или не знают, как) говорить о своих чувствах, в первую очередь о тех, что связаны с психологическим дискомфортом. Если ребенок не может объяснить, что именно он ощущает, помогите ему, например, предложив изобразить какого-нибудь персонажа в аналогичной ситуации. Или попросите нарисовать картинку, изображающую его страхи, сочинить историю о маленьком мальчике или девочке, в первый раз идущей в детский сад или в школу. Можно поиграть в ролевую игру с любимыми плюшевыми игрушками малыша, представив, что к их дружной компании хочет присоединиться новый медвежонок или зайчонок.

4. Никогда не называйте ребенка застенчивым в его присутствии.

Если ребенок ведет себя смущенно и нерешительно, не стоит говорить учителю или другим детям: «Он просто застенчивый». Такая характеристика может только ухудшить ситуацию. Ребенок будет думать: «Что это значит? Со мной что-то не так? Это расстраивает маму и папу?». Кроме того, это может стать своего рода «отмазкой» для ребенка: «Я застенчивый, поэтому не буду пробовать ничего нового, не буду вести себя вежливо» и так далее.

5. Учите ребенка следовать правилам вежливости, даже если он нервничает и чувствует себя неуверенно.

Всегда можно сказать «привет» в ответ на приветствие другого человека, поблагодарить, или сказать, как тебя зовут, если кто-то спрашивает. Все это помогает устанавливать связи с другими людьми, преодолевать страхи и вливаться в коллектив. Если вы, хоть и из-за сильной застенчивости, грубы и невежливы, новых друзей вам будет завести сложно.

6. Никогда не позволяйте ребенку увидеть, что вы нервничаете из-за того, что он стесняется.

Ваша тревожность, помноженная на тревожность ребенка, только усложнит ситуацию. Застенчивые дети очень чувствительны, они легко настраиваются на волну окружающих, в особенности если это их родители. Если вы в стрессе , они тоже будут в стрессе, имейте это в виду. Это означает, что вы должны изо всех сил излучать полное расслабление, всем своим видом говоря, что новая ситуация – это полная ерунда. Даже если ребенок замкнулся и молчит, вы должны стараться быть общительным и спокойным.

7. Никогда не хвалите или не ругайте ребенка на людях.

Застенчивые дети не любят быть в центре внимания, причем вне зависимости от того, позитивно или негативно оно окрашено. Если вы заметили, что ребенок смущается, даже когда вы делаете ему комплимент в присутствии других, постарайтесь не изливать свои чувства на публике. Лучше похвалите его, когда вы останетесь наедине. То же самое относится и к плохому поведению ребенка (что с застенчивыми детьми случается редко, опять-таки из-за нежелания привлекать к себе внимание). Придержите свое мнение до тех пор, пока вокруг не будет зрителей.

8. Старайтесь никогда не опаздывать.

Если вы только начали водить ребенка в детский сад или в школу, акклиматизация пройдет лучше, если вы будете забирать его в числе первых, а не последних. Кроме того, ребенок может очень переживать, если родители задерживаются, нервничать, что, оставшись последним, окажется в центре внимания, и учителю или воспитателю придется ждать вместе с ним.

9. Если это разрешается, то пусть ребенок возьмет с собой в новую группу детского сада или в новый класс какую-нибудь игрушку.

Игрушка может выступить в качестве буфера – ее можно показать другим детям, с ней легче начать общение, она поможет сместить фокус внимания окружающих. Кроме того, ребенку будет спокойнее, если у него в руках будет что-то знакомое, домашнее.

10. Помогите ребенку построить план.

Когда у ребенка слишком много опций, он не может ни на чем сосредоточиться и «зависает». Необходим конкретный план действий. Например, если к вашему ребенку в гости пришли дети, стоит сразу же предложить им какую-то игру, приглашая всех вновь пришедших к ней присоединиться, тогда они не будут смущенно смотреть на играющих, стоя в углу. По дороге в детский сад помогите ребенку решить, во что он будет играть в свободное время: в кубики, конструктор, а может он будет рисовать или лепить из пластилина… Такая конкретика придаст ему уверенности в себе.

11. Учитель – ваш лучший помощник.

Учеба, занятия искусством и спортом отлично помогают детям исподволь социализироваться, потому что их основной целью социализация отнюдь не является. Дети концентрируются на игре в футбол, рисовании или математике, а взаимодействие с другими детьми – это лишь вторичная функция. Хорошие учителя и тренеры обычно отлично справляются с задачей помощи застенчивым детям влиться в коллектив, и присутствие родителей может только затруднить решение этой проблемы. Так что, положитесь на специалистов, и просто уйдите.

12. Отдайте своего застенчивого ребенка в театральный, танцевальный или музыкальный кружок.

Хотя это может прозвучать странно, но есть множество примеров тому, как невероятно застенчивые люди стали настоящими «звездами», блистая на сцене и совершенно не стесняясь присутствия публики. Это происходит потому, что на сцене они изображают не себя, а других людей, персонажей, и это снимает с них всякую ответственность. Занятия танцем, театром или музыкой прекрасно помогают детям избавиться от застенчивости, придают уверенности и учат относиться к себе с юмором.

13. Дайте ребенку возможность заниматься тем, что ему нравится.

Помогите ему найти «свое», и тем самым вы поможете ему обрести правильных, близких по духу людей в жизни. Неважно, что это будет – пение, карате, клуб любителей Lego, театр, и так далее, и тому подобное – существует так много занятий, которые могут оказаться именно тем самым, что нужно именно вашему ребенку. Проявляйте инициативу, пробуйте, ищите.

Мы можем дать нашим детям множество инструментов, помогающих им преодолеть застенчивость и стать смелыми, уверенными в себе и гордыми собой людьми. Осталось только понять, как нам побороть наши собственные страхи.

Одной из самых важных проблем, волнующих родителей грудничков, было, есть и будет состояние органов пищеварения малыша. Ничего удивительного — ведь от того, как питается ребенок, от того, как функционирует его кишечник, зависит и развитие, и становление иммунитета, и даже настроение крохи. Малыш сам при малейшем неблагополучии со стороны пищеварения громко сигнализирует об этом, вселяя в своих родителей еще большую тревогу. Так что же стоит за большинством случаев кишечных колик, младенческих запоров, гиповитаминозов и беспокойного поведения?

Кишечник и его "обитатели"

Появившись на свет, ребенок попадает из абсолютно стерильной среды материнского организма в мир, заселенный огромным количеством разнообразных микробов. Он не может оставаться стерильным долгое время. Практически сразу после рождения его организм начинает заселяться представителями микробного мира. Кишечник ребенка частично заселяется микробами еще в процессе родов, когда малыш продвигается по родовым путям матери. После того как в желудок попадает первая порция пищи, кишечник становится средой обитания многих микроорганизмов. Их число постепенно растет и в конце концов становится настолько значительно, что на каждые 3 грамма кала ребенка приходится 1 грамм микробов! Обитание в кишечнике такого количества микробов весьма полезно не только микробам, но и человеку. Такое взаимовыгодное сосуществование человеческого организма и микробов, существующих в его кишечнике, называется симбиозом .

Все микроорганизмы кишечника делятся на две группы. Первая группа называется облигатной флорой . Эти микробы должны присутствовать в кишечнике обязательно. Ее составляют микробы, без которых не может быть ни нормального пищеварения, ни стойкого иммунитета, ни хорошего самочувствия. Это — бифидобактерии, лактобактерии и кишечная палочка. Также в эту группу входят бактерии-сапрофиты, не оказывающие никакого влияния на здоровье человека — ни положительного, ни отрицательного. Это бактероиды и энтерококки. Группа облигатных микроорганизмов самая обширная, она составляет около 97% от общего числа микробов кишечника.

Вторая группа называется факультативной флорой . Ее присутствие в кишечнике не обязательно. Более того, при неблагоприятных условиях, к которым относится снижение иммунитета, инфекции, стресс, травма, погрешности в питании, микробы из этой группы могут стать патогенными (болезнетворными) и, размножившись в большом количестве, вызвать клинические проявления кишечной инфекции. Среди них есть микроорганизмы, именуемые условно патогенными (клостридии, клебсиелы) и микроорганизмы, присутствия которых в кишечнике ребенка в норме быть не должно. Это стафилококки, протей, дрожжевые грибы рода Кандида. Являясь условно патогенными для взрослого человека, для младенца они становятся болезнетворными непременно, то есть, если у взрослого эти микроорганизмы вызовут заболевание I только в определенных случаях, то у ребенка всегда.

Говоря о микробах, обитающих в кишечнике, нельзя не остановиться особо на группе полезных микробов. Это лактобактерии и бифидобактерии , являющиеся защитным фактором номер один. Существуя в кишечнике, они, во-первых, создают там условия, совершенно не подходящие для жизни болезнетворных микробов. Таким образом, они своей жизнедеятельностью обеспечивают защиту кишечника от избыточного роста условно-патогенных и патогенных микроорганизмов. Во-вторых, эти микробы стимулируют выработку иммунной системой ребенка собственных иммуноглобулинов — надежного щита на пути инфекции извне. В-третьих, бифидобактерии и лактобактерии способствуют выработке в кишечнике естественных витаминов, таких, как В6 В12 и фолиевая кислота. В-четвертых, эти микроорганизмы способствуют всасыванию в кишечнике таких важных компонентов пищи, как железо, кальций и витамин D. И, наконец, они стимулируют перистальтику (двигательную функцию) кишечника.

Правильное соотношение числа бактерий в кишечнике очень важно, при его нарушении происходит снижение иммунитета, а значит, повышается риск кишечных инфекций, возникает гиповитаминоз, может развиться анемия из-за недостаточного поступления железа и — из-за дефицита кальция и витамина D. Вот в чем состоит смысл этого симбиоза, вот какую цену платят нам микроорганизмы за честь существовать вместе с нами!

Как формируется микрофлора кишечника?

Итак, ребенок рождается со стерильным кишечником. Соприкосновение с окружающими его в родильном зале предметами становится первым столкновением с микробным миром, отличным от материнского. В родовых путях матери в норме преобладают лактобактерии, бифидобактерии, кишечная палочка. Проходя по родовым путям матери, ребенок инфицируется этими микроорганизмами, и они частично заселяют его кишечник.

Однако этих микробов недостаточно, да и иммунная система новорожденного еще слишком несовершенна, чтобы полноценно противостоять натиску чужеродных микробов. Поэтому в первые минуты жизни младенцев укладывают маме на живот — ее кожа отдает часть своей микрофлоры, защищая ребенка от первичного заселения чужими микробами.

Но еще более важно первое прикладывание к груди. Когда новорожденный младенец берет в ротик материнский сосок, когда в его желудок попадают первые капли молозива, происходит закладка фундамента здоровья ребенка. Молозиво матери является поистине кладезем самых различных защитных факторов, обусловливающих становление как иммунитета, так и кишечной микрофлоры. В молозиве содержатся так называемые бифидогенные факторы, способствующие росту незаменимых бифидобактерии. Попадая в кишечник ребенка в первые два часа его жизни, бифидоргенные факторы создают там условия, благодаря которым бифидобактерии, полученные новорожденным при рождении, не погибают, а, напротив, растут и размножаются, формируя нормальную микрофлору кишечника. Кроме того, в молозиве содержатся иммуноглобулины, вырабатываемые материнским организмом в ответ на те инфекции, которыми она переболела за свою жизнь. Таким образом, малыш получает своеобразную прививку, и этот иммунитет будет защищать его на протяжении всего первого года жизни. Не вызывает никаких сомнений факт, что те младенцы, которые были приложены к груди в первый час жизни, быстрее и благополучнее преодолевают процесс формирования кишечной микрофлоры, у них реже развивается нарушение микробного пейзажа кишечника, они значительно лучше прибавляют в весе.

На протяжении следующих 3-5 дней жизни ребенка происходит нарастающее инфицирование кишечника различными микроорганизмами, среди которых наряду с кишечной палочкой, бифидобактериями, лактобактериями присутствуют и условно патогенные микроорганизмы в достаточно большом количестве. В результате этого на протяжении первой недели после рождения развивается транзиторный (временный, преходящий) дисбактериоз кишечника. Проявляется он в виде неустойчивого водянистого стула, наличия в нем большого количества слизи, зелени, а также спастическими болями в животе, срыгиваниями. Но уже к концу первой недели наступает следующая фаза микробного заселения кишечника, когда бифидобактерии и лактобактерии начинают вытеснять других представителей микробного мира.

Транзиторный дисбактериоз кишечника не является заболеванием и при отсутствии отягощающих факторов (недоношенности, длительного приема антибиотиков, инфекционных заболеваний) благополучно завершается на второй неделе жизни ребенка. Однако для формирования нормальной микрофлоры необходим ряд важнейших условий — раннее (в течение первого часа жизни ребенка) прикладывание к груди, исключительно грудное вскармливание на протяжении первого месяца жизни малыша и, в идеале, совместное пребывание матери с ребенком. При несоблюдении этих условий риск развития истинного , а вместе с ним и , нарушений пищеварения, снижения иммунитета, многократно возрастает.

Дисбактериоз: что беспокоит малыша?

Младенец, в кишечнике которого нарушен количественный и качественный состав микрофлоры, зачастую ведет себя беспокойно, у него нарушается сон из-за болезненных спазмов кишечника, которые носят приступообразный характер и проявляются через 1,5-2 ч. после кормления. Практически всегда это сопровождается вздутием живота вследствие усиленного газообразования, урчанием по ходу кишечника. Вследствие вздутия живота и нарушения продвижения пищи по кишечнику отмечаются и рвота. В особенно тяжелых случаях дисбактериоз кишечника сопровождается синдромом мальабсорбции (нарушением всасывания питательных веществ в тонком кишечнике), что проявляется поносом (пенистый кал с кислым или гнилостным запахом) и снижением темпов прибавки массы тела. А поскольку дисбактериоз кишечника — процесс всегда вторичный, развивающийся на фоне какого-то основного неблагополучия в организме ребенка (кишечных инфекций, приема антибиотиков, недоношенности, неправильного вскармливания), то присоединение синдрома мальабсорбции в еще большей степени усугубляет тяжесть течения этого заболевания.

У многих малышей на фоне дисбактериоза развиваются упорные запоры, поскольку при отсутствии нормального числа бифидобактерий не вырабатывается в должном количестве вещество, стимулирующее сократительную активность кишечника.

По своему течению дисбактериоз бывает компенсированный и некомпенсированный.

При компенсированном дисбактериозе кишечника клинических проявлений нет. Ребенок чувствует себя вполне удовлетворительно, и нарушение микробного пейзажа становится случайной находкой, когда анализ кала (кстати, это исследование служить основным лабораторным критерием дисбактериоза) сдают совсем по другому поводу.

Некомпенсированный дисбактериоз сопровождается всеми теми клиническими признаками, о которых говорилось выше. В таких случаях жалоб очень много и вопрос о том, нуждается ребенок в лечении или нет, не поднимается. Родители малыша стремятся как можно скорее провести наиболее эффективный курс лечения, чтобы избавить ребенка от страданий.

Что же касается первого случая, когда жалоб практически нет, малыш хорошо набирает вес, прекрасно или вполне удовлетворительно спит, нет явных проявления аллергии, то родители задают традиционный вопрос: "Зачем лечить ребенка, если его ничего не беспокоит?" У детей более старшего возраста дело так и обстоит — если обнаруживается компенсированный дисбактериоз кишечника, то в лечении он, как правило, не нуждается. Совсем по-другому решается этот вопрос у грудничков — у них дисбактериоз в лечении нуждается в любом случае, потому что у таких маленьких детей компенсация нарушенной микрофлоры кишечника — состояние временное и очень неустойчивое вследствие несовершенства иммунитета. При малейшем нарушении этого равновесия (а его может вызвать и , и прививка, и переохлаждение и перевод на искусственное вскармливание, и простая простуда, и даже стресс) дисбактериоз становится некомпенсированным. Именно поэтому любой дисбактериоз у младенцев нуждается в лечении, которое должно быть строго индивидуальным, взвешенным, основанным на лабораторных данных, комплексным.


Лечение и профилактика дисбактериоза

Одним из самых главных моментов в лечении дисбактериоза является грудное вскармливание. Любой ребенок нуждается в материнском молоке как можно дольше на протяжении первого года жизни. Дети же с проявлениями дисбактериоза кишечника — особенно. Как уже говорилось, материнское молозиво содержит множество веществ, способствующих формированию нормальной микрофлоры и защите от условно-патогенных микроорганизмов. Но и зрелое материнское молока не менее ценно с точки зрения профилактики нарушений микрофлоры кишечника. Оно не только обеспечивает оптимальные условия для роста здоровой микрофлоры, но и поддерживает существующее равновесие между бифидобактериями, лактобактериями и кишечной палочкой, помогая осуществлению полноценного пищеварения и предотвращая развитие аллергических реакций.

Однако при невозможности грудного вскармливания нужно отдавать предпочтение адаптированным смесям, обогащенным защитными факторами. Это и кисломолочные смеси; и смеси, содержащие живые бактерии; и смеси, в состав которых входят пребиотики — вещества, помогающие усвоению и размножению здоровой микрофлоры. Все эти смеси можно применять только по назначению врача.

После бактериологического исследования кала и постановки диагноза лечение (коррекция микрофлоры) должно состоять из двух этапов.

Первый этап включает подавление роста условно патогенных микроорганизмов. Достигается это или при помощи специальных иммунопрепаратов (бактериофагов), обладающих способностью поглощать и растворять внутри себя микробные клетки, или при помощи кишечных антисептиков или антибиотиков. Практически всегда при проведении бактериологического исследования кала проводится и определение чувствительности условно патогенных микробов к тому или иному бактериофагу или антибиотику. Безусловно, использование бактериофагов предпочтительнее. Если же по какой-то причине их применение невозможно, то из ряда антибактериальных препаратов необходимо выбирать те, которые, действуя только в просвете кишечника, не попадают в кровь и не оказывают общего воздействия на организм.

Второй этап коррекции микробного пейзажа кишечника преследует цель заселения его здоровой флорой и создания условий, подходящих для ее роста. Наряду с уже упоминавшимися пребиотиками для этого используются — препараты, которые содержат живые микроорганизмы, такие, как известные нам бифидобактерии, лактобактерии и кишечная палочка, а также продукты их жизнедеятельности, помогающие им успешно поселиться в кишечнике. Курс лечения назначает в каждом конкретном случае врач. Пребиотики содержат неперевариваемые вещества, которые оказывают благоприятное воздействие на рост здоровой микрофлоры, и активизирует ее. К ним относится лактулоза, олигосахариды, клетчатка. Эти компоненты к тому же стимулируют двигательную функцию кишечника, помогая справиться с запорами.

Так как же предупредить развитие дисбактериоза у малыша? Прежде всего, планируя беременность, будущей маме необходимо провести обследование у гинеколога, чтобы вовремя выявить и вылечить возможные нарушения флоры половых органов. Если беременность уже наступила, то не поздно позаботиться об этом сейчас — в настоящее время достаточно средств, позволяющих проводить такое лечение во время беременности. Необходимо тщательно следить за диетой, избегать приема антибиотиков, вести здоровый во всех отношениях образ жизни. Кроме того, нелишне заранее поинтересоваться в роддоме, практикуют ли в нем совместное пребывание матери и ребенка и как скоро после родов новорожденных прикладывают к груди.

Мамочки будьте спокойней, не впадайте в панику - дисбактериоз достаточно надуманная болезнь, он не так страшен, как звучит.
И если вы кормите грудью, то флора в кишечнике нормальзуется сама.
Единственное что, своё питание должно быть правильным. А так понятно дело, что если вы едите куриные окорочка, а они почти все наколоты антибиотиком, то и малышу может передастся. Отсюда и дисбак.
У моего ребёнка в 3 месяца была сильная сыпь по всему лицу. этто или аллергия или как раз нехватает бифидобактерий. Мы пропили курс бифидумбактерина и сыпь прошла.
Сейчас ребёнку 9 месяцев, с какашками всё в порядке и уже ходит в горшок.))) На ГВ стул был жидкий 6 раз в день, с введением прикорма стал более плотным 1-2 раза в день.Обычно по утрам сажаю на горшок.

Моему ребенку гастроэнтеролог поставил дагноз дисбактериоз(были проблемы с кишечником, то запоры, то поносы и колики из-за которых мы не могли нормально спать), назначил кучу дорогущих лекарств и сказал применять ужасную газоотводную трубку, ничего не помогло! Мы пришли к нашему педиатру, она нам прописала попить бифиформ беби, и что вы думаете? Помогло! Теперь все в порядке

Ууу, тронутая нами тема уже не раз. И опробованная множеством препаратов. Увы многие действовали не так как им надо было действовать. Благодаря некоторым приходилось клизмы делать во второй и даже(!!!) в третий раз. К тому же у нас ребеночек немного недоношеный, ну и существовал некоторый риск несварения и дополнительных побочных эффектов
Перерыты всевозможные страницы в интернете, попался мне бифиформ из предыдущего сообщения "Лайки". Он отлично гармонировал с нашим малышом и спустя пару суток, прошли и колики и запоры. Теперь он всегда с нами в нашей общей аптечке.

Я не совсем согласна с автором. Лечить нужно. Ни в коем случае не запускать и не пускать на самотек, мол не стоит вмешиваться в природу. Какие муки терпит малыш! Сначала тоже пробовали и клизмочки, и компрессы... вся эта "народная" медицина не дает таких результатов. Как то нам совсем плохо стало, скорее в аптеку. Вот там нам и помогли. Женщина советовала пробиотики. Дала нам бифиформ бэби. Результат налицо. Жалею, что с первых дней не стали принимать. не было бы никаких проблем вкорне. И безопасен самое главное, даже для грудничков.

И диагноз есть, и болезнь тоже. Хотите убедиться - антибиотиков сильных попейте, а потом когда кишечник начнет с ума сходить- мы Вам сообщим, что это Вам чудиться. Ибо болезни то нет:)))
Неоднократно сталкивалась с этим заболеванием. Проверенный метод лечения - хилак форте. помогает отлично. Правда курс нужно обязательно полностью пропить. У меня дисбактериоз обычно проявляется на югах, поэтому лекарство вожу с собой.

Нет такой болезни и нет такого диагноза! Хватит пудрить мозги людям.

17.04.2012 01:15:55, gucka

Если долго мучатся, то что нибудь получится! Так вот, как то раз мы приехали с дачи (были на даче 4 дня) и у нас закрепило животик(Клизму делать нам не нравится, но делали. Подруги мне посоветовали бифиформ. Мне стало интересно, что это такое, прочитала пару статей и решила попробовать. Бифиформ бейби, там идет суспензия и пипетка, очень удобная штука. В общем он нам помог, хороший препарат.

Дисбактериоз у новорожденного – это частая проблема у деток, хотя не часто она диагностируется и вовремя принимаются меры. Это часто может быть заангажировано под маской других патологий, который вызывают проблемы у ребенка. Причины и факторы риска этой патологии разнообразны, но для лечения этиологический принцип не настолько важен. Поэтому если у Вашего малыша колики, нарушения стула, он кричит и беспокоиться – это может быть одним из признаков дисбактериоза.

Код по МКБ-10

K63.8 Другие уточненные болезни кишечника

Эпидемиология

Статистика говорит о том, что абсолютно каждый ребенок на определенном этапе своей жизни встречается с проблемой дисбактериоза. В периоде новорожденности это бывает у менее, чем 10% деток. Говоря о структуре причин, то главной считается применение антибиотиков у деток первого месяца жизни, учитывая лабильность кишечной флоры. В дальнейшем около 78% деток имеют функциональные заболевания органов пищеварения в младшем возрасте. Это доказывает роль рационального использования антибиотика и распространенность проблемы на сегодняшний день.

Причины дисбактериоза у грудничка

Говоря о причинах развития дисбактериоза нужно для начала разобраться в особенностях функционирования желудочно-кишечного тракта у ребенка после рождения, а также с особенностями микрофлоры в нормальных условиях. Ребенок рождается со стерильным кишечником, и только спустя некоторое время начинается заселение разными микроорганизмами. Это объясняется тем, что внутриутробно ребенок питался через плаценту и все необходимые питательные вещества проходили сквозь сосуды. Кишечник не имел контакта с пищей, поэтому там абсолютно инертная среда в плане микрофлоры. Сразу после рождения ребенка кладут маме на живот, а затем и на грудь – и с этого момента начинается контакт с кожей и бактериями, которые там находятся. Эти бактерии являются нормальной средой для мамы, а значит и для ее ребенка также. И спустя первые сутки после рождения заканчивается первая стерильная фаза. Уже на вторые сутки у ребенка начинается активное заселение кишечника нормальной микрофлорой. Именно в этот период ребенок уязвим в плане развития дисбактериоза, когда флора имеет не такой состав, какой должен быть.

Бактериальное заселение тонкой и толстой кишки новорожденного происходит за счет микроорганизмов, которые есть у мамы на коже и слизистых, а также за счет внешней среды. Поэтому в первое время у ребенка преобладает кокковая флора стрептококки, стафилококки, энтерококки. Через несколько дней после начала кормления молоком или искусственной смесью синтезируются лактобатерии и бифидобактерии, которые принимают участие в расщеплении молочного сахара. Далее увеличивается количество палочек – эшерихий, протея, клебсиеллы, а также появляются грибки. Но не смотря на это, количество кокков, лакто- и бифидобактерий увеличивается таким образом, что они преобладают над условно-патогенными. В некоторых условиях происходят обратные явления, и количество « вредных» бактерий преобладает, что и лежит в основе патогенеза развития дисбактериоза. Нормальное заселение кишечника бывает у здоровой мамы, которая родила природным путем и кормит ребенка грудью, еще и правильно при этом питаясь. Если нарушены какие-либо условия, то это может стать причиной развития дисбактериоза.

На сегодняшний день, учитывая сложную экологическую ситуацию, много родов происходит не природным, а искусственным путем. Это может приводить к тому, что ребенок не проходя через родовые пути имеет больше контакт не с флорой мамы, а с флорой внешней среды, что является одним из факторов риска ненормального заселения микрофлорой. Среди прочих факторов риска нужно отметить искусственное вскармливание ребенка. Ведь нормальная флора с преобладанием бифидобактерий и лактобактерий формируется при грудном вскармливании. Если ребенок кормится смесью, то у него состав микроорганизмов немного другой. И здесь также важно, какой именно смесью кормят ребенка, ведь если смесь адаптированная, то она имеет необходимые пробиотики и пребиотики, что профилактирует дисбактериоз. Поэтому одним из факторов риска развития дисбактериоза является искусственное питание с использованием неадаптированных смесей. И далее, говоря о лечении дисбактериоза, важная роль будет принадлежать коррекции питания малыша или мамы, если он кормится грудью.

Но наиболее распространенной причиной дисбактериоза считается прием антибиотиков. Конечно, не все новорожденные подвергаются такому влиянию, но если есть определенные проблемы в виде врожденных пневмоний, воспалений другой локализации, то назначение антибиотика обязательно и в достаточно высоких концентрациях. Это приводит к тому, что неустойчивая еще микрофлора подвергается действию антибактериальных средств и повышается концентрация условно-патогенной флоры.

Одной из причин дисбактериоза можно считать генетические особенности родителей в плане функционирования желудочно-кишечного тракта. Если у кого-то из родителей есть хронические заболевания кишечника или же функциональные расстройства, то у ребенка могут проблемы начаться уже с периода новорожденности именно с формирования неправильного кишечного микробиоценоза. Уже давно известно, что хронические заболевания пищеварительной системы воспалительного характера у родителей, которые этиологически связанны с Helicobacter pylori, прямым образом влияют на состав микрофлоры стенки кишечника у их детей. Это также показывает, что есть семейная связь между этим заболеванием бактериальной этиологии и развитием дисбактериоза у детей. Нарушения соотношения патогенных, условно-патогенных и нормальных микроорганизмов часто имеет вторичный характер при поражении органов пищеварения. К таким первичным патологиям относится дисахаридазная недостаточность, муковисцидоз, нарушения пищеварения после перенесенных оперативных мероприятий на кишечнике или желудке (коррекция пилоростеноза у новорожденных), дивертикул Меккеля, заболевания печени врожденного характера или вирусные гепатиты, а также патологии желудка, кишечника вследствие приема медикаментозных средств.

Следует отметить и другие внешние причины возможного влияния на формирование нарушений микрофлоры кишечника. К ним относятся факторы внешней среды в виде загрязнений воздуха, почвы, нарушение экологических биоценозов и соотношений между ними, радиация и ионные излучения, а также состояние продуктов питания и правильный образ жизни. Характер питания имеет прямое влияние на рост той или иной флоры, ведь еда, которая содержит много клетчатки и витаминов стимулирует активный синтез пребиотиков, а это в свою очередь рост бифидобактерий. А вот более жирная пища угнетает все эти процессы и стимулирует рост патогенной флоры. Кисломолочные продукты поддерживают нормальное количество лактобактерий, что приводит к необходимости ежедневного их потребления. Эти и другие факторы подтверждают роль питания мамы при кормлении ребенка.

Внутренние факторы, которые могут влиять на изменение содержания и соотношения флоры следующие:

  • патология желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы с нарушениями их нормальной выделительной функции и функции секреции;
  • воспаления стенки кишечника во время острой кишечной инфекции или при хронических подобных процессах;
  • медикаментозное влияние препаратов на кишечную стенку непосредственно или опосредовано путем ингибирования роста нормальной флоры, например неконтролированный прием антибактериальных препаратов;
  • хронические заболевания в состоянии декомпенсации, когда кишечник страдает путем ишемии или под действием токсинов;
  • заболевание с повышенным содержанием иммуноглобулинов аллергической этиологии новорожденных деток и деток первого года жизни нарушение состава нормальной микрофлоры связано еще с недостаточно слаженной работой разных органов и их ответом на такие вредные факторы внешней среды.

Поэтому при действии неблагоприятных факторов дети особенно чувствительны к таким влияниям и необходимо выделять факторы риска, чтобы обращать на это внимание заранее.

Факторы риска

Факторы риска развития дисбактериоза напрямую зависят от возраста ребенка.

Дисбактериоз у новорожденного особо часто развивается вследствие:

  1. патологическое течение беременности и оперативные вмешательства в родах;
  2. заболевания мочеполовой системы у мамы в виде цистита, хронических инфекций яичников;
  3. плохое состояние ребенка после рождения, что не позволяет ему сразу находится на животе у мамы и контактировать с кожей;
  4. технические манипуляции или реанимационные мероприятия с нарушением слизистых и кожи;
  5. пребывание в реанимации после родов и риск заражения «больничной» флорой вместо домашней, а также откладывание раннего прикладывания к груди;
  6. физиологические особенности новорожденного ребенка и его неготовность к пище;
  7. воспалительные и инфекционные заболевания малыша, требующие ранней длительной антибактериальной терапии;

У деток первого года жизни факторы риска следующие:

  1. неправильные социальные условия и нарушения элементарных правил питания и правильности введенного прикорма;
  2. перевод на смеси в раннем детском возрасте с неадаптированным их составом;
  3. аллергические заболевания кожи;
  4. нарушения пищеварения вследствие патологии поджелудочной, печени;
  5. эпизоды острых респираторных заболеваний с антибактериальной терапией без защиты пробиотиком;
  6. сопутствующие заболевания в виде рахита, органических поражений нервной системы, анемии, лейкозы, иммунодефициты;
  7. дети из неблагополучных семей.

Факторы риска у детей школьного возраста:

  1. неправильное питание с преобладанием вредных продуктов и формированием пищевых правил, которые в дальнейшем закладываются у их деток;
  2. влияние пропаганды нездорового питания и образа жизни;
  3. нарушения симпатической и парасимпатической нервной системы с формированием функциональных расстройств;
  4. нарушения и сдвиги в гормональной сфере соответственно возрасту малыша.

Очень важно помнить, что дисбактериоз у ребенка это зачастую вторичный процесс, который возникает при действии определенных факторов, влияющих на нормальное состояние микрофлоры.

Симптомы дисбактериоза у грудничка

Есть понятие «транзиторного дисбактериоза» у новорожденного. Оно предусматривает те случаи, когда в первые несколько дней ребенок еще не имеет достаточное количество микроорганизмов и их нормальный состав. Ведь некоторые бактерии заселяются только спустя две недели или более, что отображается на стуле ребенка. В первые 2-3 дня после рождения стул зеленый, с неприятным запахом и густой. Это меконий, который содержит частицы эпидермиса, околоплодные воды, которые проглотил ребенок. Далее по мере заселения кишечника кал становится переходным, а затем уже нормальным - кашицеобразным. И проявления таких изменений характера стула и являются транзиторным дисбактериозом, то есть нормальным явлением в первые недели после рождения. Далее речь будет идти уже о патологическом процессе, когда это приносит дискомфорт ребенку.

Симптомы дисбактериоза непрерывно связаны с основными функциями микроорганизмов кишечника. И безусловно, что главная функция – это регуляция моторики кишечника. Под влиянием микрофлоры синтезируется большое количество простагландинов, брадикининов, которые влияют на сокращение кишечной стенки. Поэтому при нарушении этой функции наблюдается, в первую очередь, проблемы с животиком у младенцев в виде спазмов. Это приводит к тому, что ребенок становится беспокойным, кричит и колики могут развиваться уже на этом фоне либо как следствие такого нарушения.

Первым симптомом, который может насторожить в плане развития дисбактериоза, может быть нарушение характера стула. Это может быть запор у новорожденного либо же наоборот диарея. Это происходит из-за того, что нарушается процесс пищеварения и переваривания основных пищевых продуктов. Когда кал становится в виде грудочки – это также считается ненормальным, поскольку для новорожденного он должен быть кашицеобразный. Но чаще все таки при дисбактериозе развивается жидкий стул у малыша, что должно насторожить маму. При этом общее состояние ребенка не меняется, температура тела остается нормальной.

Кишечная флора также принимает участие в синтезе витаминов и реализации работы желчных кислот по перевариванию основных пищевых частиц. При нарушении нормальной функции страдает и печень уже вторично, что сопровождается аллергическими проявлениями. Поэтому очень часто бывает, что у новорожденного исключили все аллергены, рацион мамы также идеален, а аллергия все равно остается. В таком случае нужно подумать, что такие проявления являются симптомами дисбактериоза. Как правило, это проявляется появлением высыпаний красного цвета на щечках ребенка или распространением на туловище. Такие высыпания классически являются аллергическими.

К другим клиническим проявлениям дисбактериоза можно отнести недостаточный прирост массы тела ребенка . Поскольку нарушение биоценоза нарушает всасывание основных пищевых веществ, то ребенок может не получать достаточное количество килокалорий из еды и не набирать вес в достаточном объеме.

Осложнения и последствия

Последствия дисбактериоза у новорожденных деток могут проявиться в дальнейшем в виде склонности к проблемам желудочно-кишечного тракта функционального характера. Ведь если в начале нарушится процесс нормального заселения микроценоза кишечника, то в дальнейшем с этим будут постоянные проблемы в виде кишечных колик , функционального запора или диареи, склонности к пищевым аллергиям. Если дисбактериоз у девочки, то это часто нарушает состав флоры в половых органах и, как следствие, могут быть проблемы с повторяющимися инфекциями грибковой и бактериальной этиологии.

Осложнения дисбактериоза в плане серьезных патологий случается очень редко. Но если есть проблемы с всасыванием в кишечнике, то ребенок может не набирать в весе с развитием белково-энергетической недостаточности .

Диагностика дисбактериоза у грудничка

Чаще всего в периоде новорожденности дисбактериоз является диагнозом исключения, поскольку у деток многие функциональные заболевания в этом возрасте могут развиваться под маской дисбактериоза. Поэтому есть состояния, которые могут насторожить маму, да и доктора, в плане возможного дисбактериоза у ребенка. Если у малыша колики, которые не проходят после всех элиминационных мероприятий, и не реагируют на использование лечебных средств, то возможно, следует задуматься о проблеме с биоценозом кишки. Также затяжные аллергические проявления, которые не поддаются коррекции, могут быть вызваны той же проблемой.

Исходя из этого, диагностика дисбактериоза немного затруднена на этапе только жалоб, поскольку они могут быть очень разнообразны. Но чаще всего есть проблемы со стулом – это диарея или запор с изменением характера стула, появлением твердых неперетравленных частиц или изменение цвета. При этом может быть у ребенка вздутие животика или урчание, что сопровождается его беспокойством.

При осмотре никаких особенных диагностических признаков именно дисбактериоза увидеть нельзя, и только дополнительные методы обследования могут точно установить такую проблему. Дети с дисбактериозом, как первичным диагнозом, внешне имеют здоровый вид, хороший вес, они активные и соответствуют развитию по своему возрасту. Если при осмотре видно какие-либо проблемы, то тогда речь может идти о первичных органических патологиях, на фоне которых уже развивается дисбиоз.

Для точного диагноза всегда необходимы лабораторные исследования кала. Анализ кала проводится также с целью и дифференциальной диагностики, поэтому проводят исследование на дисбактериоз, а также копрограмму. Копрограмма – это анализ, который позволяет оценить секреторную функцию кишечника. Но наличие небольшого количества непереваренных волокон или других веществ может быть нормальным явлением для новорожденного из-за незрелости у него ферментативной функции.

Анализы на дисбактериоз у новорожденных имеют информативность только при правильной технике сдачи. Как же сдать кал на дисбактериоз новорожденного? В первую очередь, кал должен быть свежим, в некоторых случаях говорят теплым. Это действительно так, ведь даже «хорошие» бактерии живут вне своей среды только определенное время. Емкость для забора кала обязательно должна быть стерильной, ведь содержание других микробов там может повлиять на результат. Ну и сама техника забора должна предусматривать все правила гигиены. Это основные требования к сбору такого анализа. Результаты анализа предусматривают указание всех микробов, которые есть в кале. В нормальных условиях у здорового ребенка определяют общее количество кишечной флоры, а также количество кишечных палочек, стрептококков, гемолитические и негемолитические штаммы стафилококков, грибки. Повышение количества этих бактерий свидетельствует не только о дисбактериозе, но и о активной инфекции с преобладанием определенных бактерий. Также в анализе определяют количество лактобактерий и бифидобактерий, и если их меньше нормы, то это свидетельствует на пользу первичного дисбактериоза.

Инструментальная диагностика не проводится, поскольку органической патологии при этом нет.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика дисбактериоза должна проводиться в первую очередь с патологиями, которые возникают вследствие нарушения всасывания и сопровождаются изменениями стула ребенка. Дисахаридазная, первичная лактазная недостаточность, глютеновая энтеропатия, муковисцидоз – это диагнозы, которые нужно исключить в первую очередь именно у младенца.

Лактазная недостаточность может иметь симптомы, которые в начале могут напоминать течение дисбактериоза. Это проявляется срыгиванием, вздутием живота, коликами, диареей, недобором веса, плохим самочувствием ребенка.

Поэтому обязательно нужно при дифференциальной диагностике уточнять есть ли особенности стула по отношению к определенной пище.

Лечение дисбактериоза у грудничка

Очень важным этапом в лечении дисбактериоза является правильное питание. И если речь идет о том, что основное питание для ребенка – это грудное молоко, то очень важно, что именно ест мама.

У младенцев, питающихся исключительно материнским молоком, развивается определенная флора в течение первой недели после рождения, которая становится доминантной к концу первого месяца жизни. Первичная флора ребенка -это флора родовых путей и толстой кишки матери.

Сочетание кислотной среды (молочная кислота), пробиотиков и пребиотических факторов (бифидофактор, лактоферрин, казеин и нуклеотиды) приводит к концу первого месяца к образованию флоры, в которой преобладают лактобациллы и бифидобактерии. Поэтому рацион матери не только влияет на качество молока, но и на функциональную активность и моторику кишечника ребенка. Есть определенные продукты, которые кормящая мама должна исключить из своего рациона, что может быть единственным лечебным средством лечения дисбактериоза у ее ребенка даже без использования медикаментозных средств. Мама обязательно должна исключить все специи из рациона с ограничением соли, а также жареные продукты. Нельзя пить цельное молоко, по крайней мере в первый месяц жизни ребенка. Потребности в кальцие и фосфоре можно обеспечить за счет творога и кефира, что должно составлять не более 250 граммов на сутки. Кофе также нужно исключить, чай можно только зеленый без всяких добавок. Ясно, что шоколад и сладкие хлебобулочные изделия также нужно исключить. В рационе должно быть достаточное количество овощей, фруктов. Это общие рекомендации по питанию мамы, которые может корегировать доктор уже учитывая те или иные проблемы.

У новорожденных, питающихся молочными смесями, в флоре присутствует большое количество энтеробактерий и грамотрицательных организмов. Это является следствием щелочной среды и отсутствия пребиотических факторов. Именно поэтому если ребенок на искусственном вскармливании, то он нуждается в дополнительном добавлении в свое питание пробиотиков и пребиотиков, чтобы избежать развития дисбактериоза или для коррекции, если он уже развился.

Смеси для новорожденных при дисбактериозе должны обязательно содержать такие вещества, которые нормализуют кишечную микрофлору. В первую очередь, если ребенок на искусственном вскармливании и получает какую-то смесь, то она обязательно должна быть адаптированная. Это слово говорит о том, что в ней содержатся пробиотики в достаточном количестве, чтобы предупредить развитие дисбактериоза. К адаптированным смесям можно отнести: Малютка Премиум, Беллакт, Фрисолак, НАН, Нестожен, Хипп. Есть и другой аспект – если у ребенка уже развился дисбактериоз, то лучше выбрать смесь с максимальным количеством пребиотиков и пробиотиков. В качестве пребиотиков, которые чаще всего используют в смесях относят фруктоолигосахариды и галактоолигосахариды. Эти вещества поступая в кишечник ребенка являются той питательной средой, на которой и растет бактерия, так необходимая ребенку при дисбактериозе.

Выбирая смесь, нужно учитывать те проявления дисбактериоза, которые могут быть у малыша. Например, если ребенок срыгивает, то нужно брать антирефлюксную смесь (ХУМАНА антирефлюкс) и давать ее ребенку в небольшом объеме, например 20 граммов, в начале кормления. Затем нужно давать основную часть обычной смеси.

Если у малыша дисбактериоз проявляется поносом или запором, либо есть колики на фоне дисбактериоза, то тогда подойдет смесь НАН тройной комфорт.

Подобные нюансы при выборе смеси может знать только доктор, поэтому важно обратиться с такой проблемой для правильного ее решения.

Медикаментозная коррекция дисбактериоза у новорожденного, как правило, используется всегда, поскольку очень важно восстановить правильный состав микрофлоры кишечника ребенка. Существует очень много пробиотических препаратов, и чтобы разобраться в них, нужно знать основные группы таких препаратов.

  • Пробиотики - это микроорганизмы, которые при попадании в организм могут иметь положительный эффект и содействовать в профилактике и лечении конкретного патологического состояния, в данном случае, дисбактериоза. Как правило они имеют человеческое происхождение. Эти микроорганизмы не патогенны и не токсикогенны, сохраняют жизнеспособность при хранении. Они выживают в определённой степени при прохождении через желудок и тонкую кишку. Пробиотики могут создавать колонии на поверхности слизистой оболочки за пределами желудочно-кишечного тракта, и при приеме внутрь помогают поддерживать здоровье полости рта и мочеполовой системы также.
  • Пребиотики - это неперевариваемые вещества, которые при попадании в организм избирательно стимулируют рост и образование колоний полезных пробиотических бактерий, обычно присутствующих в кишечнике. К ним относятся фруктоолигосахариды (ФОС) - например, цикорий или инулин, а также лактулоза, лактитол, инулин.
  • Существуют также синбиотики – это сочетание пребиотиков и пробиотиков в одном препарате. Это наиболее оптимальное сочетание для комплексного лечения.

Также выделяют группы пробиотиков по поколению и составу:

Монокомпонентные (Лактобактерин, Бифидумбактерин) на сегодняшний день они практически не используются из-за узкого спектра действия.

  • 2 поколение - это сочетание бактерий с дрожжевыми грибками и спорами бацилл (Ентерол, Біоспорин) – они используются в ограниченных случаях при кишечных инфекциях.
  • 3 поколение – комбинированные (Линекс, Бифиформ, Лактиале) – наиболее часто используются при антибактериальной терапии и в ряде других случаев.

Которые сочетают пробиотик и активированные уголь или другое вещество. В педиатрической практике в ежедневном применении их нет.

Основные лекарства, которые наиболее часто используют следующие:

  1. Аципол – это препарат, которые пренадлежит к группе синбиотиков. В его состав входят ацидофилльные бактерии и грибки. Грибки являются пребиотиками, так как они необходимы для нормального роста бактерий. Механизм действия препарата при дисбактериозе заключается в активизации ацидобактерий, которые подавляют рост патогенных микроорганизмов. Также стимулируется синтез жирных кислот в кишечнике, что меняет рН в кишечнике и дополнительно угнетает рост патогенной флоры. Также стимулируется моторика и перистальтика за счет активной работы кефироподобных грибков. Это приводит к нормальным опорожнениям ребенка и к улучшению всего процесса пищеварения. Способ применения препарата для лечения дисбактериоза – это одна капсула три раза на сутки в течении минимум семи дней. Для профилактики используют одну капсулу на сутки в течении двух недель. Побочные эффекты наблюдаются в виде изменения характера стула, появления диареи – что требует смены дозировки. Меры предосторожности – детям в септическом состоянии применение любых пробиотиков не рекомендуется.
  2. Биоспорин - это один из пробиотиков, который на сегодняшний день наиболее часто используется. В состав препарата входит два основных штамма живых бактерий Bacillus subtilis, Bacillus licheniformis. Они при дисбактериозе у новорожденного создают условия для восстановления собственной кишечной флоры, способствуют нормализации качественного состава бактерий в кишечнике малыша. У новорожденного препарат восстанавливает достаточное количество бифидо- и лактобактерий, а также кишечной палочки при дисбактериозе. Способ применения препарата для новорожденных может быть в виде саше или в флаконах. Дозировка препарата для лечения – это одна доза (в виде саше или в флаконе) на сутки. Препарат нужно растворить в чайной ложке молока или смеси и дать ребенку. Длительность терапии около 10-15 дней. Побочные эффекты при применении препарата не были обнаружены.
  3. Энтерол – это препарат, который используют для лечения дисбактериоза, который развивается на фоне длительной антибактериальной терапии и сопровождается диареей. В состав препарата входят дрожжеподобные грибки Сахаромицеттис булларди, которые проявляют свое антагонистическое действие в отношении многих патогенных микробов, участвующих в развитии дисбактериоза у малыша. Также грибки нейтрализируют токсины, которые выделяются в кишечнике и нарушают нормальную его работу. Препарат уменьшает выраженность диареи за счет прямого действия. Способ применения препарата для новорожденных – это лучше всего использовать саше. На сутки одно саше один раз на протяжении семи дней. Побочные эффекты могут быть как проявления запора.
  4. Линекс-беби – это пробиотический препарат, в состав которого входит бифидобактерии, которые при дисбактериозе действуют на патогенные микробы и снижают их активность. Бифидобактерии являются представителями нормальной флоры новорожденного уже с первых часов его жизни, поэтому достаточное их количество помогает восстановить ту флору, которой не хватает при дисбиозе. Способ применения препарата наиболее удобный в виде саше. Для лечения дисбактериоза необходимо применять по одному саше на сутки, растворив его в молоке или смеси для кормления. Побочные явления могут быть у детей с иммунными реакциями в виде высыпаний, зуда.
  5. Био-гайя – это пробиотик, который активно используется для коррекции проблем связанных с дисбактериозом у новорожденных. В состав препарата входят активные штаммы бактерии Lactobacillus reuteri, которые способствуют улучшению состояния кишечника за счет синтеза молочной и уксусной кислот. Эти кислоты подавляют рост многих патогенных микробов и таким образом восстанавливают нормальную флору. Способ применения препарата – по 5 капель на сутки, добавляя их в смесь или грудной молоко. Лечение дисбактериоза проводится на протяжении десяти дней. Меры предосторожности – препарат может иметь в составе витамин Д, что нужно учитывать уже во время профилактики рахита для предотвращения передозировки витамина Д.
  6. Прэма – это препарат из группы синбиотиков, который содержит пребиотики в виде фруктоолигосахаридов и пробиотик Lactobacillus rhamnosus GG. Данный препарат, попадая в кишечник малыша, сразу начинает работать за счет содержания пребиотика. Он угнетает размножение патогенных бактерий и препятствует их дальнейшему росту. Способ применения у новорожденных в виде капель – по десять капель на сутки, растворяя их в молоке. Лечение может проводиться на протяжении от двух до четырех недель. Побочные эффекты не встречались.

Витамины в лечении дисбактериоза могут использоваться только в рационе мамы, если она кормит грудью. Ведь некоторые витамины нужны для нормальной жизнедеятельности кишечной флоры. С этой целью кормящие мамы могут использовать только витамины для беременных, которые соответственно проверяются.

Физиотерапевтическое лечение дисбактериоза у новорожденного используется только в единичных случаях. Чаще всего, когда дисбактериоз развивается после оперативных вмешательств на желудке или кишечнике ребенка, тогда может быть необходимость в такой терапии только в периоде реабилитации. В остром периоде и при первичном дисбактериозе физиотерапия у младенцев не применяется.

Очень часто мамы задаются вопросом, можно ли вылечить дисбактериоз младенцу без применения множества медицинских препаратов. Ведь есть детские йогурты, кефиры, которые содержат натуральные полезные бактерии. Ответ здесь однозначный – профилактировать дисбактериоз можно, а вот вылечить нельзя. Все это потому, что во-первых, новорожденным нельзя давать ничего, кроме смеси и молока, даже детские йогурты разрешены как продукты прикорма с восьми месяцев. Во-вторых, они содержат очень маленькое количество бактерий, которое не способно конкурировать с огромным количеством патогенных. Для лечения должна быть концентрация бактерий определенного вида в определенном объеме. Поэтому использование пробиотиков в лечении дисбактериоза приоритетно. Вот почему народные методы лечения, лечения травами и гомеопатическими препаратами не используется в данном случае. Наоборот, эти все методы могут только дополнительно нагрузить и аллергизировать организм ребенка.

Приблизительно 10 % новорожденных в той или иной степени нуждаются в реанимации при родах. Причины этого многочисленны, но большинство из них включают асфиксию или угнетение дыхания. Частота возрастает значительно при массе при рождении меньше 1500 г.


Читайте также: