1 микрограмм. Суточная норма при планировании беременности. ""Поддержка"" для двоих. Витаминные препараты для кормящих мам

Уже далеко не первый раз я сталкиваюсь с ситуацией, в которой молодые исследователи пептидов задаются вопросом о дозировке того или иного вещества. Существует масса мнений, большое количество всевозможных калькуляторов и уйма гипотез типа «мамой клянусь». Но, как выясняется на самом деле, это все (болото) не выдерживает никакой критики, как с точки зрения практического и экономного применения, так и с точки зрения элементарной математики. За «полезность» отдельных гипотез я вообще молчу. ​

Итак, давайте разбираться. ​

Самое главное правило заключается в том, что количество действующего вещества не зависит от количества жидкости в котором это вещество будет растворено. Проиллюстрировать это можно на простом примере. Представьте себе стакан муки и стакан воды. Если их смешать, то получится довольно густой и клейкий «раствор». Если продолжать добавлять воды, то раствор будет все менее и менее густой. И, наконец, если смешать 3 литра воды со стаканом муки мы получим практически туже самую воду, не обладающую плотностью, густотой и «клейкостью», какие мы наблюдали при смешивании один к одному. Изменилось ли при этом количество муки? Нет (кто ответил «да» должны перечитать предыдущие предложения еще 20 раз)! Делая «раствор» как на 1-м стакане воды, так и на 3-х литрах воды мы сыпали одно и тоже количество муки – один стакан. ​

Перенесем теперь наш натруженный мозг в реальность и представим себе обычный флакон с пятью миллиграммами вещества. Разбавляя эти 5 мг вещества, например 1 мл жидкости мы получим раствор в котором будет все те же 5 мг вещества. Разбавляя эти 5 мг вещества 2-мя мл жидкости также мы получим раствор в котором будет 5 мг вещества. Что поменялось (ведь натруженный мозг все-таки понимает, что что-то тут не то)? Концентрация. Изменилась концентрация действующего вещества. В 1 мл жидкости концентрация вещества будет выше, чем в 2-х мл. ​

Идем дальше. Сколько в 1 миллиграмме микрограмм? Кто подумал 1000 – тот молодец. Зачем нам это нужно? Для того чтобы посчитать дозировку. Мы знаем, что стандартом для расчета пептидов для исследований является «1 мкг вещества равно 1-му кг массы тела». Но мкг это единица измерения сухого (не жидкого) вещества, а проводить исследования возможно только с жидким раствором, который набирается инсулиновым шприцем на 100 единиц. Как же перевести эти сухие микрограммы в жидкие инсулинические единицы? Вот для решения этого ребуса и используют жидкость, в которой и растворяют эти сухие микрограммы. ​

Мы помним, что можно вливать сколько угодно жидкости во флакон, и при этом меняется концентрация. Так вот, если мы нальем 1 мл жидкости во флакон с 5 мг вещества мы получим 1 мл раствор в котором 5000 мкг вещества. Теперь посмотрите на инсулиновый шприц. Там 100 единиц разделено на 50 делений и все это хозяйство равно 1 мл жидкости. Вспоминаем стандарт 1кг=1мкг и понимаем, что, если мы наберем в инсулиновый шприц все 100 единиц (1 мл) жидкого раствора, мы получим соотношение 5000 мкг = 5000 кг. Это немножко больше, чем нам нужно. А нужно нам, например 100 мкг. Поэтому набрать шприцем нам необходимо в 50 раз меньше. Т.е. достаем калькуляторы и делим наши 100 единиц (50 делений) на 50. Получаем 2 единицы (1 деление). Итого, при растворе на 1 мл жидкости 100 мкг составляет 2 единицы (1 деление) инсулинового шприца на 100 единиц. ​

Если кому-нибудь удобно проводить исследования с такими пропорциями – дальше могут не читать. Но, а если у вас нет навыков подковывания блох и иметь дело со столь маленькими объемами не для вас, то придется дальше почитать. ​

Как можно догадаться, решение проблемы более-менее правильного расчета и при этом увеличение наглядности с целью удобности проведения исследований, заключается в увеличения объема раствора без увеличения количества действующего вещества. Вспоминаем: «чем больше количество жидкости, тем меньше концентрация действующего вещества». И таким образом добавляем к уже «влитому» 1-му мл жидкости еще 1 мл. Получаем 2-х миллилитровый раствор 5000 мкг вещества. При переводе это в единицы и деления инсулинового шприца на 100 ед, нам просто необходимо умножить все на 2. Таким образом, на 100 кг мы получим 4 единицы (2 деления) раствора. ​

Взяв за основу данные нешуточные математические выкладки мы можем подсчитать, что в растворе с 2-мя мл жидкости и 5 мг вещества (в каждой единице содержится 25 мкг пептида, в каждом делении – 50 мкг пептида) получится: ​

3 единицы соответствуют 1,5 (примерно 2-м) делениям соответствуют 80 кг ​

4 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 90 кг ​

4 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 100 кг ​

4 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 110 кг ​

5 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 120 кг ​

5 единицы соответствуют 3 делениям соответствуют 130 кг ​

6 единицы соответствуют 3 делениям соответствуют 140 кг ​

6 единицы соответствуют 3 делениям соответствуют 150 кг ​

Как мы видим, 2-м делениям соответствует вес в диапазоне от 80 до 120 кг. И это не ошибка. Дело в том, что даже при растворе на 2-х мл жидкости измерять точные дозировки инсулиновым шприцем на 100 единиц довольно сложно, поэтому в этих маленьких 2-х делениях и заключен диапазон в 40 кг. ​

Попробуем разобраться с флаконом в котором 2 мг вещества и соответственно раствором на 2-х мл жидкости (в каждой единице содержится 10 мкг пептида, в каждом делении – 20 мкг пептида). Получаем следующие данные: ​

4 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 40 кг ​

(но это вообще мало, поэтому перейдем сразу к эквиваленту 80 кг) ​

8 единиц соответствуют 4 делениям соответствуют 80 кг ​

9 единиц соответствуют 5 делениям соответствуют 90 кг ​

10 единиц соответствуют 5 делениям соответствуют 100 кг ​

11 единиц соответствуют 6 делениям соответствуют 110 кг ​

12 единиц соответствуют 6 делениям соответствуют 120 кг ​

13 единиц соответствуют 7 делениям соответствуют 130 кг ​

14 единиц соответствуют 7 делениям соответствуют 140 кг ​

15 единиц соответствуют 8 делениям соответствуют 150 кг ​

Продолжать расчеты с 10 мг вещества и 2 мл раствора смысла не имеет, поскольку вещества, содержащиеся в таком количестве в одном флаконе используются в исследованиях исходя из других соотношений мкг/кг. ​

Для исследователей, которые в своих «опытах» применяют не 2, а больше мл воды (например 2,5 или 3) пропорции будут выглядеть следующим образом: ​

Для 2,5 мл воды и 5 мг пептида (в каждой единице содержится 20 мкг пептида, в каждом делении – 40 мкг пептида): ​

3 единицы соответствуют 1 делению соответствуют 50 кг ​

3 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 60 кг ​

4 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 70 кг ​

4 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 80 кг ​

5 единиц соответствуют 2 (2,5) делениям соответствуют 90 кг ​

5 единиц соответствуют 3 делениям соответствуют 100 кг ​

6 единиц соответствуют 3 делениям соответствуют 110 кг ​

6 единиц соответствуют 3 делениям соответствуют 120 кг ​

7 единиц соответствуют 3 делениям соответствуют 130 кг ​

7 единиц соответствуют 4 делениям соответствуют 140 кг ​

8 единиц соответствуют 4 делениям соответствуют 150 кг ​

Для 2,5 мл воды и 2 мг пептида (в каждой единице содержится 8 мкг пептида, в каждом делении – 16 мкг пептида): ​

6 единицы соответствуют 3 делению соответствуют 50 кг ​

8 единицы соответствуют 4 делениям соответствуют 60 кг ​

9 единицы соответствуют 4 делениям соответствуют 70 кг ​

10 единицы соответствуют 5 делениям соответствуют 80 кг ​

11 единиц соответствуют 6 делениям соответствуют 90 кг ​

13 единиц соответствуют 6 делениям соответствуют 100 кг ​

14 единиц соответствуют 7 делениям соответствуют 110 кг ​

15 единиц соответствуют 8 делениям соответствуют 120 кг ​

16 единиц соответствуют 8 делениям соответствуют 130 кг ​

18 единиц соответствуют 9 делениям соответствуют 140 кг ​

19 единиц соответствуют 9 делениям соответствуют 150 кг ​

Для 3 мл воды и 5 мг пептида (в каждой единице содержится 17 мкг пептида, в каждом делении – 33 мкг пептида): ​

3 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 50 кг ​

4 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 60 кг ​

Меры объема жидкостей

1 чайная ложка = 5 мл.

1 десертная ложка = 2 чайных ложки = 10 мл.

1 столовая ложка = 3 чайных ложки = 15 мл.

Пример: 1

Состав - 15 мг / 5 мл. (указано на упаковке или в инструкции) Это значит, что 1 чайная ложка содержит 15 мг. лекарственного средства.

Если Вам назначена разовая доза 15 мг, значит, за 1 прием вы должны принять 1 чайную ложку сиропа.

Если Вам назначена разовая доза 30 мг, значит, за 1 прием вы должны принять 2 чайные ложки сиропа.

Пример: 2

Флакон содержится 80 мг / 160 мл, где 80 мг - действующее вещество. При этом препарат рекомендуется принимать по 1 чайной ложке 2 раза в день.

Рассчитываем дозу в 1 мл: для этого дозу вещества во всем объеме нужно разделить на весь объем жидкости:

80 мг делим на 160 мл = 0,5 мг в 1 мл.

Так как чайная ложка вмещает 5 мл, полученный результат умножаем на 5. То есть: 0,5 мг Х 5 = 2,5 мг.

Следовательно, 1 чайная ложка (разовая доза) содержит 2,5 мг. действующего вещества.

Пример: 3

В инструкции указано, что в 60 мл готового раствора содержится 3000 мг действующего вещества.

А 60 мл - это 12 чайных ложек по 5 мл.

А теперь занимаемся подсчетами: указанную дозу вещества 3000 мг. разделить на 12. То есть: 3000 мг / 12 = 250 мг.

Значит 1 чайная ложка готового раствора – это 250 мг.

Пример: 4

100 мг. действующего вещества содержится в 5 мл.

В 1 мл. содержится: 100 разделить на 5 = 20 мг. действующего вещества.

Вам нужно 150 мг.

Делим 150 мг на 20 мг - получается 7,5 мл.

КАПЛИ

1 мл. водного раствора – 20 капель

1 мл. спиртового раствора – 40 капель

1 мл. спиртово-эфирного раствора – 60 капель

СТАНДАРТНОЕ РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ ДЛЯ ВНУТРИМЫШЕЧНОГО ВВЕДЕНИЯ

1 мг = 1000 мкг;

1 мкг = 1/1000 мг;

1000 мг = 1 г;

500 мг = 0,5 г;

100 мг = 0,1 г;

1% соответствует 10 г/л и 10 мг/мл;

2% 20 г/л или 20 мг/мл;

1:1000 = 1 г/1 000 мл = 1 мг/мл;

1:10 000 = 1 г/10 000 мл = 0,1 мг/мл или 100 мкг/мл;

1:1 000 000 = 1 г/1 000 000 мл = 1 мкг/мл

Если растворитель в упаковке не предусмотрен, то при разведении антибиотика на 0,1 г. (100 000 ЕД) порошка берут 0,5 мл. раствора.

Таким образом, для разведения:

0,2 г. нужен 1 мл. растворителя;

0,5 г. нужно 2,5-3 мл. растворителя;

1 г. нужно 5 мл. растворителя;

Пример: 1

Во флаконе находится 0,5 г. сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества.

При разведении антибиотика на 0,1 г. сухого порошка берут 0,5 мл. растворителя, следовательно:

0,1 г. сухого вещества – 0,5 мл. растворителя

0,5 г. сухого вещества - Х мл. растворителя

Ответ: чтобы в 0,5 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества необходимо взять 2,5 мл. растворителя.

Пример: 2

Во флаконе находится 1 000 000 ЕД сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл. раствора было 100 000 ЕД сухого вещества.

100 000 ЕД сухого вещества – 0,5 мл. сухого вещества

1 000 000 ЕД – Х мл. растворителя

Ответ: чтобы в 0,5 мл раствора было 100 000 ЕД. сухого вещества необходимо взять 5 мл. растворителя.

Пример: 3

Во флаконе находится 0,25 г. сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 1 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества.

1 мл. раствора – 0,1 г.

Х мл. - 0,25 г.

Ответ: чтобы в 1 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества нужно взять 2,5 мл. растворителя.

Пример: 4

Больному необходимо ввести 400 000 ЕД. пенициллина. Флакон по 1 000 000 ЕД. Развести 1:1.

Сколько мл. раствора необходимо взять.

При разведении 1:1 в 1 мл. раствора содержится 100 000 ЕД. 1 флакон пенициллина по 1 000 000 ЕД. разводим 10 мл. раствора.

Если больному необходимо ввести 400 000 ЕД., то необходимо взять 4 мл. полученного раствора.

Внимание! Перед применением лекарственных препаратов необходимо проконсультироваться с врачом. Информация предоставлена исключительно для ознакомления.

Многое из того, что вы прочитаете ниже, может показаться странным и даже обидным. Ведь это «многое» изучается в первых трех классах обычной средней школы.

Но все-таки напоминания и примитивные разъяснения могут оказаться полезными, принимая во внимание тот факт, что подсчетами вы будете заниматься в особо нервном состоянии из-за болезни ребенка...

Итак, мы поговорим о том, как правильно рассчитать дозу лекарственного средства для ребенка.

Дозу назначенного вашему ребенку лекарства следует каким-либо образом измерить, и в качестве единиц измерения могут быть использованы :

  • единицы массы (грамм, миллиграмм и т. д.);
  • единицы объема (литр, миллилитр, капля и т. д.);
  • специальные единицы (условные, биологические и т. д.);
  • единицы конкретной лекарственной формы (таблетка, капсула, ампула и т. д.).

Основной единицей измерения массы является грамм и его производные - миллиграмм и микрограмм.

Общепринятые сокращения:

  • грамм - г;
  • миллиграмм - мг;
  • микрограмм - мкг.

В 1 г - 1 000 мг или 1 000 000 мкг.
В 1 мг - 1 000 мкг.

  • 1,0 - это грамм;
  • 0,001 - это миллиграмм;
  • 0,000001 - это микрограмм.

Основной единицей измерения объема является миллилитр . Привычный в быту литр в качестве дозы применяется редко, но все-таки иногда применяется. Например, «объем жидкости, необходимый для проведения очистительной клизмы - 1 литр» или «суточный объем инфузионной терапии - 1,5 литра».

Общепринятые сокращения:

  • литр - л;
  • миллилитр - мл.

В 1 л - 1 000 мл.

Единица объема в обязательном порядке указывается!

Если не указано, т. е. просто написано 15,0 - значит, это не объем, а масса - 15 грамм. Если же речь идет о миллилитрах, то рядом с числом 15 должно быть написано - мл: 15,0 мл.

Пожалуйста, будьте внимательны: самая частая родительская ошибка - это когда путаются МГ и МЛ .

Еще раз обращаем внимание, поскольку именно этот момент крайне актуален!

Не путать единицы массы и единицы объема - это очень-очень важно!

Всегда, когда некое лекарственное средство назначается парентерально в определенном количестве мл, речь идет о том, что этот объем будет измеряться шприцом для инъекций надлежащего размера или же будет использован флакон инфузионного раствора, имеющий соответствующие объемные метки.

Упаковки современных, дозируемых миллилитрами лекарственных средств для приема внутрь в обязательном порядке содержат специальные измерительные устройства: колпачки, пипетки, шприцы, стаканчики, мерные ложки.

Если ничего подобного нет, а лекарство все-таки назначено внутрь и в мл, значит для измерения необходимого объема следует использовать шприцы для инъекций или специальные градуированные измерительные стаканчики, продающиеся в аптеках.

Нестандартной и неточной единицей измерения объема является капля . Объем капли во многом определяется физическими свойствами дозируемой жидкости.

Так, например, объем одной капли спиртового раствора составляет в среднем 0,02 мл, а объем одной капли водного раствора может колебаться от 0,03 до 0,05 мл.

Фармацевты и врачи довольно давно договорились о том, что стандартной аптекарской, медицинской мерой капли является 0,05 мл .

Таким образом, 1 мл = 20 капель.

Когда раствор конкретного препарата назначен вашему ребенку именно в каплях и речь идет о современном лекарственном средстве, то упаковка обычно содержит специальную пипетку или крышка флакона представляет собой специальную капельницу.

Если пипетки или крышки капельницы нет, значит вы можете использовать стандартную, продающуюся в любой аптеке медицинскую пипетку. Если назначено много капель, вполне можно использовать одноразовый шприц для измерения необходимого объема жидкости.

Назначено по 10 капель - значит, это 0,5 мл; 40 капель - соответственно, 2 мл.

Вы даже можете использовать формулу:

количество мл = количество капель разделить на 20 .

Главное помнить о том, что всегда, когда некое лекарственное средство назначено в каплях, и вы не можете разобраться, чем эти капли добывать-измерять, так вот, в таких ситуациях однозначно подразумевается, что объем одной капли равен 0,05 мл. И это означает, что, имея в доме медицинский шприц объемом 1 мл, вы без труда и абсолютно точно сможете определить нужный объем лекарства: 2 капли - 0,1 мл, 3 капли - 0,15 мл, 5 капель - 0,25 мл и т. д.

Еще более нестандартными (по сравнению с каплями) единицами измерения объема являются разнообразные бытовые ложки , которые иногда (но все реже и реже) используются для дозирования малоактивных и относительно безопасных лекарств.

Стандартный объем ложек в мл:

  • чайная ложка - 5 мл;
  • десертная ложка - ориентировочно 10 мл (единого стандарта нет);
  • столовая ложка - в странах СНГ - 18 мл, в США, Канаде - 15 мл, в Австралии - 20 мл;

В некоторых странах используется такое понятие, как детская ложка.

  • детская ложка - 10 мл.

Чтобы совсем закрыть тему кухонных принадлежностей для измерения объема, вспомним о стакане . Дозирование стаканами больше принято в кулинарии, но иногда применяется и в медицине для измерения объема настоев, отваров, полосканий и т. п.

  • один стакан - 200 мл.

Действующее вещество находится в жидком лекарственном средстве в определенной концентрации. Цифровое значение этой концентрации отражается в таком, казалось бы, очевидном, но не всегда понятном выражении, как процент раствора .

Выражение «5% раствор аскорбиновой кислоты» вовсе не выглядит сложным и загадочным. Но все-таки следует дать некоторые разъяснения, дабы окончательно расставить точки над i.

Итак, концентрацию в фармакологии принято отображать как количество единиц массы в единице объема . Таким образом, выражение «1% раствор» означает, что в 100 мл жидкости находится 1 г действующего вещества.

В подавляющем большинстве случаев объем жидкости, назначенный ребенку, измеряется миллилитрами. Поэтому пересчитываем:
100 мл - 1 г;
10 мл - 0,1 г;
1 мл - 0,01 г.
0,01 г - это 10 мг. Вполне логичный вывод: в 1 мл 1% раствора содержится 10 мг действующего вещества .

Тренируемся:

  • в 1 мл 5% раствора аскорбиновой кислоты - 50 мг аскорбинки;
  • в 1 мл 50% раствора анальгина - 500 мг анальгина;
  • в 1 мл 0,1% раствора лоратадина - 1 мг лоратадина;
  • в 1 мл 66,7% раствора лактулозы - 667 мг лактулозы;
  • в 1 мл 0,05% раствора хлоргексидина - 0,5 мг хлоргексидина…

Производители детских лекарственных форм весьма скептически относятся к родительским математическим способностям. В инструкции вполне может быть написано «раствор лоратадина 0,1%», но на упаковке будет указано большими буквами: «лоратадин 1 мг/1 мл» или «лоратадин 5 мг/5 мл».

Огромное количество жидких лекарственных средств выпускается в разных концентрациях. В 1 мл суспензии парацетамола может быть 20, а может и 50 мг: на коробочке с суспензией напишут «120 мг/5 мл» или «250 мг/5 мл». Работник аптеки не сможет правильно отпустить, а мама не сможет правильно дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «5 мл суспензии» - надо знать, о какой концентрации суспензии идет речь. Таким образом, всегда, когда вашему ребенку назначается что-либо жидкое, важно убедиться в том, что вы знаете не только название раствора, но и его концентрацию!

Ситуация, когда врач назначает раствор, сироп, суспензию и т. п., но не указывает при этом концентрацию, тем не менее, возможна.

Так, например, сиропы лактулозы практически всеми производителями выпускаются в виде 66,7% раствора. И когда врач написал: «Сироп лактулозы 5 мл утром до завтрака », то в этом никакой ошибки нет.

Еще один вариант: речь идет о лекарственном средстве, назначенном под конкретным торговым названием.

Пример такого назначения: «нурофен для детей, суспензия, при температуре выше 39 °С 10 мл внутрь ». Суспензия под названием «нурофен для детей» выпускается только в одной концентрации - 100 мг/5 мл. Поэтому все написано правильно, ошибиться невозможно.

Другой вопрос в том, что в аптеке вам могут сказать примерно следующее: «У нас сейчас нет нурофена для детей в суспензии. У нас есть другое лекарство, но в составе ибупрофен, как и в нурофене, и это другое - только в таблетках по 0,4. Все остальное есть в областном центре, автобус завтра утром…»

И тогда вы подсчитаете:

10 мл с концентрацией 100 мг/5 мл - это значит, нам назначили 200 мг.

А в таблетке 0,4 - это 400 мг.

Значит, будем уговаривать Машеньку проглотить полтаблетки…

Еще один принципиально важный момент. Знание концентрации необходимо не только тогда, когда лекарства принимаются внутрь и дозируются в мл. Для местного применения и дозирования каплями - это не менее актуально.

И если назначено «ксилометазолин по 2 капли в каждую ноздрю 3 раза в день », то до того, как капать, следует пренепременно уточнить, о каком ксилометазолине речь - 0,1% или 0,05%?

Концентрация активного вещества в дерматологических средствах также обозначается процентами, но никакой специфики здесь нет. Поэтому если написано «гидрокортизоновая мазь 1% », то это значит, что в 1 мл этой мази содержится 10 мг гидрокортизона. Но точно так же, как и с суспензией парацетамола, нельзя написать просто «гидрокортизоновая мазь», поскольку мазь эта бывает 0,5%, 1%, 2,5%...

Теперь о дозировании с использованием специальных единиц . Всегда, когда речь идет о неких лекарственных единицах, количество этих единиц увязывается либо с единицей объема, либо с конкретной упаковкой или лекарственной формой. И эту взаимосвязь в обязательном порядке следует уточнить!

Т. е. надо непременно знать о том, что в 1 мл раствора инсулина содержится именно 40 единиц или именно 100 единиц препарата.

Надо обязательно знать, что именно в этой таблетке с панкреатином содержится доза, равная 10 000 единиц липазы. Именно 10 тысяч, а не 40 или 25.

Надо обязательно знать, что именно в этом стерильном флаконе находится 500 000 единиц натриевой соли бензилпенициллина .

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что всегда, когда нечто назначено в единицах, следует в обязательном порядке уточнить, в каком объеме, в каком флаконе, в какой капсуле содержится именно это количество единиц .

С огромными сложностями и множеством ошибок сопряжено использование в качестве единицы дозирования наименования конкретной лекарственной формы.

В одной таблетке одного и того же фармацевтического средства может быть разное количество действующего вещества. Так, например, в одной таблетке парацетамола может быть 80, 120, 125, 200, 285, 325, 500 или 564 мг. Очевидно, что никто не сможет правильно продать в аптеке или дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «1 таблетка».

Поэтому рядом с названием препарата и выбранной лекарственной формой должно быть обозначено количество действующего вещества именно в этой, назначенной конкретному больному лекарственной форме.

Примеры:

  • кальция глюконат , таблетки по 0,5;
  • цефалексин , капсулы по 0,25.

Указание на некую таблетку или капсулу, при отсутствии сведений о содержании действующего вещества, может в некоторых случаях быть оправдано тем, что никакого выбора таблеток именно этого медикаментозного средства нет.

Подобное возможно, если:

  • препарат выпускается в данной лекарственной форме лишь со строго определенным количеством действующего вещества. Например, орнидазол выпускается в таблетках по 0,5. Других таблеток нет. Не ошибешься;
  • препарат назначается под торговым названием, а конкретный производитель выпускает его лишь в такой лекарственной форме - выбора нет. Например, одна таблетка супрастина всегда содержит 0,025 хлоропирамина . Поэтому, если назначен супрастин по одной таблетке два раза в день, - не ошибешься;
  • препарат представляет собой строго определенную, защищенную торговым названием комбинацию неких ингредиентов. Например, декатилен , таблетки для рассасывания. Никакого другого декатилена нет. Не ошибешься.

Мы уже знаем, что оптимальный способ дозирования лекарственных средств детям основан на взаимосвязи дозы с весом ребенка.

Рассмотрим тонкости подобного дозирования на примере самого популярного детского жаропонижающего средства - парацетамола .

Из параграфа 2.1. нам известно, что разовая доза парацетамола составляет 10-15 мг/кг.

Имеем ребенка с массой тела 15 кг. Таким образом, разовая доза лекарства составляет от 150 (10 х 15) до 225 (15 х 15) мг.

Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 24 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза приблизительно равна 6,2-9,3 мл.

Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 50 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза - 3-4,5 мл.

Мы купили таблетки по 200 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза - 1 таблетка.

Мы купили таблетки по 325 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза - полтаблетки.

Теперь давайте разберемся с суточной дозой того же парацетамола. При наличии показаний это лекарство можно давать в течение суток повторно, но не более 4-5 раз, и очень важно, чтобы интервал между приемами был не менее 4-х часов.

Все тот же ребенок - масса тела 15 кг. Максимальная суточная доза лекарства ни в коем случае не должна превышать 60 мг/кг. Это значит, что нашему малышу можно за сутки не более чем 15 х 60 - 900 мг.

Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 24 мг. А нам надо не более 900. Значит, наша максимальная суточная доза - 37,5 мл (900/24).

Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 50 мг. А нам надо за сутки максимум 900. Значит, наша суточная доза не должна превышать 18 мл (900/50).

Мы купили таблетки по 200 мг. Значит, за сутки нельзя больше четырех таблеток.

Мы купили таблетки по 325 мг. Значит, наша максимальная суточная доза 2 таблетки и еще три четверти таблетки.

Уже это наше перечисление показывает, что, зная вес и необходимую разовую/суточную дозы, довольно-таки легко осуществить рациональный выбор лекарственной формы. Очевидно, что дать ребенку 3 мл суспензии в большинстве случаев намного проще, чем 10 мл или половинку таблетки. Поэтому для дитя с массой 15 кг оптимальной лекарственной формой парацетамола будет, пожалуй, суспензия 250/5 мл.

Еще более показателен в рассматриваемом аспекте выбор оптимальной дозы парацетамола для ректального введения.

Известно, что при использовании суппозиториев разовая доза парацетамола выше, чем при приеме внутрь, и составляет 20-25 мг/кг. Таким образом, ребенок с весом 10 кг должен получить свечу, содержащую от 200 до 250 мг. Мы отправляемся в аптеку, и там выясняется, что в продаже имеются свечи с парацетамолом, содержащие активное вещество в количестве 50, 80, 100, 125, 150, 250, 300, 500, 600 и даже 1 000 мг. В нашей ситуации логичнее всего купить свечи по 250 мг и применять их с минимальной нагрузкой для детской психики. Но можно всего этого не знать и издеваться над ребенком, засовывая в него две свечи по 100 мг, или издеваться над собой, пытаясь отрезать половину от свечи 500 мг.

Обращаем также внимание на то, что внимательное изучение листа с врачебными назначениями во многих случаях позволит вам сэкономить значительные средства.

Пример назначений: «азитромицин суспензия. 200 мг 1 раз в день за полчаса до еды, 3 дня подряд ». Отправляемся в аптеку, и там выясняется, что антибиотик азитромицин в суспензии продается в следующих упаковках:

  • порошок для приготовления суспензии 100 мг/5 мл, флакон 20 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 15 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 30 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 20 мл.

Понятно, что оптимальный в нашей ситуации выбор - 200 мг/5 мл, флакон 15 мл - этого как раз хватит для назначенного курса лечения. Любая другая упаковка экономически не выгодна: либо придется докупать, либо останется.

К сожалению, нередко встречается ситуация, когда врач просто не успевает следить за стремительно меняющимся ассортиментом аптек. И в таком случае вполне возможны такие назначения: «лоратадин 5 мг 1 раз в день в течение 2-х недель ». Это, разумеется, неправильно, но весьма незначительное родительское интеллектуальное усилие позволяет решить проблему.

Итак, приходим в аптеку. - Нужен лоратадин, 5 мг.

Выясняется, что лоратадин бывает в таблетках по 10 мг, а также в сиропах или суспензиях - 1 мг/1мл.

5 мг - это полтаблетки или 5 мл сиропа. Делить таблетки нам не хочется, да и с глотанием таблеток у нашей крохи проблемы, так что приобретаем жидкое-вкусное и даем то, что доктор прописал…

Кстати, перед покупкой проводим несложные подсчеты: 5 мл в день, да на 2 недели, это 5 х 14 - получается на курс лечения надо 70 мл. А сколько ж там во флаконе? Интересуемся: оказывается, в одном флаконе сиропа или суспензии лоратадина может быть 30, 50, 60, 100, 120 и 150 мл. Наверное, наиболее рационально купить флакон 100 мл - дайте, пожалуйста…

И последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание. Всегда, когда врачом предписывается делить таблетки, это либо обозначается словами (половинка, треть, четверть), либо дробью: 1/2, 1/3, 1/4.

А если написано «кальция глюконат 0,5» - это не полтаблетки (!), это полграмма - 0,5 г.

0,25 - это не четвертушка таблетки, это 0,25 г.

Здесь и далее, произнося выражение «основная единица», мы имеем в виду единицу, основную с позиции именно дозирования лекарственных средств. Т. е. мы знаем, что с точки зрения международной системы единиц (Система Интернациональная, СИ) основной единицей массы является килограмм (кг), а стандартной единицей объема - кубический метр (м 3).

Фолиевая кислота производится в таблетиванных формах. Таблетки могут содержать 1 и 5 мг кислоты. Таблетки для беременных с ФК производятся с дозировкой 1 мг или 400 мкг. Дозировку 400 мкг имеет препарат Фолиевая кислота 9 месяцев. Он специально разработан для беременных. В одной таблетке фолиевой кислоты (1 мг) имеется 1 мг вещества . 1/2 таблетки в дозе 1 мг содержит 500 мкг.

Фолиевая кислота участвует в процессах образования клеток крови. На фоне нормальной концентрации ФК поддерживается нормальное количество эритроцитов, гемоглобина. При недостаточном количестве микроэлемента формируется мегалобластная анемия. Это заболевание сопровождается формированием недоразвитых эритроцитов. Клетки крови не могут полноценно переносить кислород. На фоне нехватки ФК и дефицита витамина В12 появляется В12-дефицитная анемия. Возможно также появление железодефицитной анемии.

Фолиевая кислота улучшает состояние слизистой кишечной стенки, улучшает пищеварительную функцию. Особенно это важно для детей в периоде новорожденности. У новорожденных только начинает работать кишечник, поэтому достаточное количество фолиевой кислоты очень важно.

Фолиевая кислота участвует в образовании клеточных структур, молекул ДНК, РНК. Такое свойство препарата позволяет ускорить или поддерживать нормальное развитие плацентарной ткани во время вынашивания, а также рост плода внутриутробно. Для ребенка с рождения фолиевая кислота также обеспечивает постоянное деление клеток, необходимое для роста.

Нормальное количество микроэлемента помогает препятствовать образованию онкологических патологий. Дефицит ФК повышает риск онкологических заболеваний. Согласно инструкции, чрезмерный прием аптечного препарата ФК может спровоцировать рост опухолевой ткани.

Показания и ограничения к назначению:

Принимать витамин нужно по назначенной дозе 1 раз за день. Курсовая терапия составляет 30 суток и более. Прием микроэлемента осуществляется после еды.

Нормы фолиевой кислоты

Во время беременности женщине требуется в таблетках 400 мкг ФК за сутки. Вместе с пищей доза будет составлять 800 мкг фолиевой кислоты. Здоровому взрослому человеку достаточно принимать фолиевую кислоту в дозировке 200 мкг. Мужчинам во время планирования ребенка нужно 400-800 мкг в зависимости от здоровья.

Дозировки у детей:

Сколько содержится мкг в 1 мг ФК

Чаще применяют таблетки с дозировкой 1мг (миллиграмм). 1 мг - это 1000 мкг фолиевой кислоты . Для получения дозировки 500 мкг нужно таблетку разделить пополам.

Беременным часто назначают 400 мкг. Дозировка 400 мкг фолиевой кислоты - это немного меньше половины таблетки. Допустимо принимать женщине во время вынашивания плода половину таблетированной формы. При угрозах прерывания беременности или преждевременных родов гинекологи выписывают даже 2-3 таблетки ФК. Передозировки препаратом не возникает.

Мужчинам также при планировании ребенка показана дозировка 400 мкг - это 0, 4 мг ФК . Дозировка не очень удобная для приема, поэтому допустимо пить по 500 мкг (половина таблетки).

Для детей таблетку делить неудобно, так как дозировки очень маленькие. Для этого таблетированную форму 1 мг делят на 4 части. Одну часть разбавляют в 25 мл воды. Если доза составляет 25 мкг, то нужно взять 1 мл раствора. При необходимости дать ребенку 50 мкг набирают 5 мл раствора. Если ребенку нужна доза 75 мкг - берут 7,5 мл. Раствор нужно делать новый при каждом приеме лекарства. Использованный - выливают.

Детям можно давать комплекс витаминов. Дозировки там подобраны соответственно возрасту. Детям часто назначают Алфавит, Супрадин, Компливит. Комплексы значительно удобнее. Они имеют не только ФК, но и другие витамины.

Заключение

Фолиевая кислота применяется в гинекологии, урологии, акушерстве, педиатрии, неврологии. Ее показано использовать при недостатке ФК, беременности, планировании ребенка (полтаблетки- 500 мкг). У детей препарат показан при аутизме, задержке общего и речевого развития, анемии. Перед использованием ФК нужно обратиться к врачу для уточнения дозировки и противопоказаний.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также: