Функциональной основой синтоизма считается. §1 Происхождение синтоизма

Введение………………………………………………………………………….3
Философия синтоизма…………………………………………………………..4
История синтоизма………………………………………………………………8
Мифология синтоизма………………………………………………………….13
Культ синтоизма………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы………………………………………………………….….24
Введение

Синтоизм, или синто, - это традиционная религия Японии, основанная на анимистических верованиях, то есть на вере в существование духов, а также в одушевленность всей природы.
В настоящее время Япония является промышленно развитой страной с высокими технологиями, но в ней все также дорожат традициями и верованиями предков.
В Японии сосуществуют три основные религии: синтоизм, буддизм и конфуцианство. Две последние религии были принесены в Японию из Китая, синтоизм же является развитием верований древних жителей Японских островов.
Синтоизм в Японии исповедует большинство людей: синтоистские храмы насчитывают в этой стране около 109 млн. прихожан (население страны составляет 127 миллионов человек). Для сравнения: буддистские — 96 млн. адептов, христианские приходы — примерно 1,5 млн. человек. Около 1,1 млн. человек объединяют различные секты смешанного типа. Но подавляющее большинство японцев не ограничиваются приверженностью к какой-нибудь одной религии или верованию. При случае человек может зайти помолиться и в буддистскую пагоду, и в синтоистский храм, и в католическую церковь.
Цель данной работы - раскрыть сущность синтоизма.
Задачи:
1. раскрыть основные философские идеи, лежащие в основе синтоизма;
2. проследить историю формирования синтоизма как религии;
3. раскрыть основные концепции мифологии синтоизма;
4. описать основные ритуалы.

Философия синтоизма

Синто - это национальная религия, обращенная только к японцам, а не ко всему человечеству.
Слово «синто» состоит из двух иероглифов: «син» и «то». Первый переводится как «божество», второй означает «путь». Таким образом, дословный перевод «синто» - это «путь богов». В синтоизме боги, духи природы имеют большое значение. Считается, что в Японии восемь миллионов божеств - ками. К ним относят божественных предков японского народа, духов гор, рек, камней, огня, деревьев, ветра, божеств-покровителей отдельных местностей и ремесел, божеств, олицетворяющих различные человеческие добродетели, духов умерших. Ками незримо присутствуют везде и всюду, участвуют во всем происходящем. Они буквально пронизывают окружающий мир.
Синтоизм сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу, взаимоотношения. Этот взгляд базируется на пяти концепциях.
Первая концепция утверждает, что все сущее являет¬ся результатом саморазвития мира: мир появился сам по себе, он хорош и совершенен. Регулирующая сила бы¬тия, согласно доктрине синто, исходит из самого мира, а не от какого-то верховного существа, как у христиан или мусульман. На таком понимании мироздания покои¬лось религиозное сознание древнего японца, удивлявше¬гося вопросам представителей других конфессий: «Какая у вас вера?» или того более — «Верите ли вы в Бога?»
Вторая концепция подчеркивает силу жизни. Все, что естественно, согласно данному принципу, должно уважаться, не ува¬жается только «нечистое», но и всякое «нечистое» мо¬жет быть очищено. Именно на это направлены ритуалы синтоистских храмов, вырабатывающие у людей наклон¬ности к приспособлению, адаптации. Благодаря этому японцы оказывались способными принять почти любую новацию, модернизацию после того, как она очищена, скорректирована, согласована с японской традицией.
Третья концепция утверждает единство природы и истории. В синтоистском воззрении на мир нет разделения на живое и неживое, для приверженца синто все живое: и животные, и растения, и вещи; во всем при¬родном и в самом человеке живет божество ками. Неко¬торые считают, что люди и есть ками, или, вернее, ками располагаются в них, или в конечном счете они могут впоследствии стать ками и т. д. Согласно синто, мир ками — это не потустороннее обиталище, отличное от мира людей. Ками объединены с людьми, поэтому лю¬дям не нужно искать спасения где-то в другом мире. Согласно синто, спасение обеспечивается путем слия¬ния с ками в повседневной жизни.
Четвертая концепция связана с многобожием. Синто возник из местных культов природы, поклонения мест¬ным, родовым и племенным божествам. Первобытные шаманские и колдовские обряды синто начали прихо¬дить к известному единообразию только с V — VI вв., когда императорский двор стал брать под свой контроль деятельность синтоистских храмов. В начале VIII в. при императорском дворе был создан специальный департа¬мент по делам синто.
Пятая концепция синто связана с национально-пси¬хологической основой. Согласно этой концепции, боги синто, ками, породили не людей вообще, а только япон¬цев. В связи с этим в сознании японца с самых первых лет жизни укореняется представление о том, что он при¬надлежит синто. Отсюда вытекают два важнейших фактора регуляции поведения. Во-первых, утверждение, что ками самым интимным образом связаны только с японс¬кой нацией; во-вторых, синтоистская точка зрения, согласно которой смешно, если иностранец поклоняется ками и исповедует синто — такое поведение неяпонца воспринимается как нелепость. Вместе с тем синто не удерживает самих японцев от того, чтобы они исповедо¬вали любую другую религию. Не случайно почти все япон¬цы параллельно с синтоизмом считают себя привержен¬цами какой-нибудь другой религиозной доктрины. В настоящее время, если суммировать количество японцев по принадлежности к отдельным конфессиям, то полу¬чится число, превышающее общее население страны.

Как уже было сказано выше, один из вариантов перевода иероглифа «син» - это «ками». Суть синтоизма состоит в вере в существование ками. Но здесь, при попытке объяснить, кто же такие ками, религиоведы сталкиваются с проблемой, обусловленной особенностями религии синто. Ведь синто является по своему субъекту религией общинной, а по количеству почитаемых богов - политеизмом - «многобожием». На этой почве родилось знаменитое высказывание о том, что в Японии восемь миллионов божеств. В этом выражается особенность синто как религии политеистической - божеств ками множество.

Вторая сложность объяснения термина ками заключается в общинной субъектности синто. Особенностью общинных религий является то, что в них нет официально утвержденного и сведенного воедино подобия катехизиса («кредо»). Соответственно, нет и ясных определений отдельных понятий, что позволило бы выстроить их в четкую систему. Поэтому мы не находим в синто «канонического» определения тому, что есть ками. Вместе с тем, эта неопределенность - характерная черта для японской культуры. Это стремление избежать однозначности истолкования, оставляя тем самым возможность для бесконечного перелива смыслов и значений.

Вместе с тем, очевидно, что божественные сущности ками незримо присутствуют везде и всюду и участвуют во всём происходящем, они существуют повсюду, наполняя собой окружающий ландшафт и населяя человеческие дома. Ками буквально пронизывают окружающий мир. Но и здесь есть «подводные камни»: в синто нет чётких различий между людьми и ками. Люди, согласно синто, произошли непосредственно от ками, живут в одном мире с ками и могут переходить в разряд ками после смерти. Ками могут даже сливаться с людьми, примером чего выступает божественная личность императора. Ками в синтоизме характеризуются не только святостью, но и чистотой, поэтому люди, прежде чем приблизиться к ками, должны пройти обряд очищения, который можно провести и дома, и в святилище, и на улице.

Как правило, ками никак не обозначаются (статуя или изображение), они просто подразумеваются, а в особых случаях синтоистские священнослужители прибегают к специальным предписанным молитвам (норито), чтобы призвать ками к месту собрания верующих и передать им силу, исходящую от ками. Дом, в котором живет японская семья, сам по себе является священным местом, чему отчасти способствует и присутствие в нем ками. Две священные книги синто - «Кодзики» и «Нихонги» -являются важнейшими источниками сведений о верованиях древних японцев, но и они не могут дать в точности объяснение термину «ками».

«В целом словом «ками» именуются многочисленные божества неба и земли, о которых говорится в древних писаниях, а также их духи-тама, пребывающие в святилищах, в которых они почитаются. Именуют так также и людей. Птицы и звери, поля и травы и вся другая природа, все, что редко и необычно, то, что обладает исключительными качествами и внушает трепет, называется ками. Исключительное - это не только то, что почтенное, хорошее и благое. Дурное и странное тоже, если является исключительным и внушающим трепет, называется ками».

Эти литературные памятники не похожи на канонические книги других религий, прежде всего потому, что не являются религиозными книгами в буквальном смысле этого слова, а представляют собой летописно-мифологические своды. В них впервые были собраны и записаны сохранившиеся устные японские сказания, легенды и мифы о возникновении мира, о рождении первых божеств ками, о рождении Японского архипелага, о жизни и деяниях божеств, их подвигах, победах и поражениях в постоянном жизненном потоке.

«Отметим важный для правильного понимания дошедшей до нас редакции японских мифов факт - это собрание японских мифов появилось не в результате спонтанного народного творчества и не является творением гениального поэта. Это не было, говоря современным языком, частной инициативой. Японские мифы были собраны воедино и записаны по заказу государства».

Эти древнейшие рукописи к тому же являются в некотором роде сборниками ритуальных предписаний, ведь в религии синто ритуал - система символических действий, производимых во время отправления религиозной церемонии - это основа, сохранившаяся до наших дней почти без изменений.

Смысл синтоистских ритуалов заключается в восстановлении и укреплении связи между человеком и душой божества.

Самые важные ритуалы синто - это очищение (сайкой), жертвоприношение (синсэн), молитвы (норито) и возлияния (наорет). Наряду с ритуалами принято устраивать церемонии, среди которых мацури - наиболее яркие и пышные.

Догматика в синто занимает по сравнению с ритуалом весьма незначительное место, ведь первоначально в синто вообще не было никаких догм, и лишь со временем, под влиянием заимствованных с континента религиозных учений, отдельные священнослужители пытались создать догматы. Однако в результате возник лишь синтез буддийских, даосских и конфуцианских идей - они существовали независимо от собственно религии синто, основным содержанием которой до настоящего времени остаются обряды.

В отличие от других религий синто не содержит моральных установок. Место представлений о добре и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого. Если человек "запачкался", т. е. совершил нечто неподобающее, он должен пройти через ритуал очищения. Действительным грехом в синто считается нарушение мирового порядка - цуми, и за подобный грех человек после смерти ведёт тягостное существование в Стране Мрака в окружении злых духов. Но развитого учения о загробном мире, аде, рае или Страшном Суде в синто нет: смерть рассматривается как неизбежное затухание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь. Синтоистская религия учит, что души умерших находятся где-то неподалёку и ничем не отгорожены от мира людей.

От приверженца этой религии не требуется ежедневных молитв и частых посещений храма.

Вполне достаточно участия в храмовых праздниках и исполнения традиционных обрядов, связанных с важными событиями жизни, поэтому сами японцы нередко воспринимают синто как совокупность национальных обычаев и традиций.

В домах некоторых японцев до сих пор имеются домашние алтари - камидана. Вместе с тем, ничто не мешает синтоисту исповедовать любую другую религию или даже считать себя атеистом. На вопрос о религиозной принадлежности лишь очень немногие японцы отвечают, что они синтоисты. И всё-таки исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни японца с момента его рождения до самой смерти, просто в большинстве своём обряды не рассматриваются как проявление религиозности.

В настоящее время большинство синтоистских храмов Японии посвящено культу какого-либо одного ками, но вместе с тем существуют храмы, в которых почитаются несколько ками одновременно. Священники синтоистских храмов называются каннуси (дословно - «хозяин ками»). Вплоть до середины XIX в. все должности, связанные с отправлением синтоистского культа, были наследственными и передавались от отца к старшему сыну. Так возникли целые кланы священнослужителей - сякэ. Подготовкой священнослужителей синто занимаются два синтоистских университета: Кокугакуин в То-ио и Кагаккан в Исэ.

Япония на сегодняшний день является одной из самых высокоразвитых капиталистических стран. Япония – пример того, как можно эффективно использовать ресурсы, вывести страну на новый уровень, с высокоразвитой экономикой, политической системой, с современным образом жизни при соблюдении древних традиций и культур. Японская национальная религия многогранна.

Каждый гражданин Японии по закону имеет право исповедовать любую религию, не ограничивая себя рамками традиций.

Согласно опросу, более 70% от всего населения Японии считают себя атеистами. Несмотря на это, японская национальная религия, богатая на различные культы и ритуалы, к которым хотя бы раз в жизни прибегал практически каждый житель Японских островов.

При проведении обрядов бракосочетания, или отпевания, используются каноны и традиции христианской религии , или .

Отпевание покойников всегда проходит исключительно в храмах буддийской религии.

До 30 процентов от всего населения современной Японии чтят древние традиции и совершают паломничества к святым местам. При открытии новых магазинов, и мест массового скопления людей, наравне с современными традициями, используются древние обряды.

Основная религия Японии – синтоизм

Синтоизм – одна из самых древних религий, которая начала зарождаться задолго до появления и формирования феодализма в Японии. Японская религия — синтоизм базируется на веровании и поклонении различным божествам. В синтоизме большое значение отводится почитанию душ умерших людей. Если дословно перевести название веры «синтоизм», получается «пути богов».

Согласно японской религии, каждый предмет на земле, воодушевленный или невоодушевленный, каждая росинка имеет свою сущность, которая называется ками . Каждый камень, гора, река, имеют душу, которая невидима для человеческого глаза. Ками имеют и различные природные явления.

Духовная сущность, согласно японской религии, например, душа умершего человека, является покровителем и защитников отдельных семей, и даже целых родовых кланов. Ками – нетленная, вечная субстанция, которая принимает участие в бесконечном круговороте смерти и жизни на земле.

Религиозные каноны японского вероисповедания, регулируют жизнь людей в Японии. Главное – единение и взаимопонимание человека с природой. Синтоизм – религия, которая объединяет под своим крылом все живое и неживое в этом мире.

Понятия доброго и злого начал, присущих каждой мировой религии, довольно специфическое, трудное для восприятия и понимания представителями европейских религий. В отличие от многих других вероучений, синтоизм не отрицает наличие потусторонних миров и злых духов, от которых не только можно, но и нужно защищаться, проводя оккультные обряды и используя защитные символы.

Синтоизм это своеобразная пропаганда использования всевозможных защитных тотемов, амулетов, и использование магических обрядов.

Буддизм – японская религия, одна из самых распространённых религий в мире. начал зарождаться в шестом столетии, а распространением нового вероучения занимались пять священных монахов, которые были выходцами из Кореи и Индии.

За более чем полуторатысячную история своего формирования и развития, религия Японских островов стала очень неоднородной. Буддийская религия имеет значительное количество различных верований, школ и течений, которые раскрывают абсолютно разные аспекты основного буддийского верования.

Одни школы специализируются исключительно на буддийской философии, другие учат искусству медитировать, третье течение учит читать и понимать мантры, некоторые верования делают упор на культурных аспектах буддизма.

Несмотря на столь большое разнообразие различных школ и течений, каждая из них пользуется большим успехом среди населения Японии.

Христианство

Христианство, пришедшее на острова во второй половине XVI столетия, было принято весьма враждебно среди населения. Многих миссионеров казнили, некоторые отреклись от своей веры. Причиной этому послужило тотальное насаждение католической веры во все сферы жизнедеятельности. На сегодняшний день христианская религия исповедуется более чем 10 процентами населения Японии.

Видео: Синтоизская свадьба в Японии

Читайте также

13 Мар 2014

Как гласит древняя легенда Японии, Фудзима возникла примерно в 286 году еще до нашей эры. ...

01 Мар 2014

На протяжении всего своего существования, человек относился к горам с громадным уважением, и...

04Окт

Что такое Синтоизм (Синто)

Синтоизм – это древняя историческая религия Японии, которая основана на вере в существование множества богов и духов, проживающих локально в определенных святынях или во всем мире, например, богине Солнца Аматерасу. Синтоизм имеет аспекты, то есть убеждение, что духи пребывают в естественных неодушевленных предметах, фактически, во всех вещах. Для синтоизма первоочередная задача заключается в том, что человек живет в гармонии с природой. , синтоизм или «синто» можно перевести как – Путь Богов.

Синтоизм суть религии – кратко.

Простыми словами, синтоизм – это не совсем религия в классическом понимании этого термина, а скорее философия, идея и культура основанная на религиозных верованиях. В синтоизме не существует определенных канонических священных текстов, нет формальных молитв и обязательных ритуалов. Вместо этого, варианты поклонения очень сильно различаются в зависимости от святыни и божества. Очень часто в синтоизме принято поклонятся духам предков, которые согласно верованиям, постоянно окружают нас. Из вышесказанного можно сделать вывод, что синтоизм — это очень либеральная религия, нацеленная на создание всеобщего блага и гармонии с природой.

Происхождение религии. Где возник Синтоизм.

В отличие от многих других религий, Синтоизм не имеет основателя и определенной точки зарождения во времени. Народы древней Японии долго практиковали анимистические верования, поклонялись божественным предкам и общались с духовным миром через шаманов. Многие из этих практик перекочевали в так называемую первую признанную религию – Синто (Синтоизм). Это случилось в период культуры Яёй примерно с 300-го года до нашей эры по 300-й год нашей эры. Именно в этот период некоторым природным явлениям и географическим особенностям были дани имена различных божеств.

В синтоистских верованиях, сверхъестественные силы и сущности известны как – Ками. Они управляют природой во всех ее формах и обитают в местах особой природной красоты. Помимо условно благосклонных духов «Ками», в синтоизме присутствуют злые сущности – демоны или «Они» которые в основном невидимы и могут обитать в разных местах. Некоторые из них представлены как гиганты с рогами и тремя глазами. Власть «Они», обычно носит временный характер, и они не представляют собой неотъемлемую силу зла. Как правило, для того чтобы их успокоить, требуется выполнить определенный ритуал.

Основные понятия и принципы в синтоизме.

  • Чистота. Физическая чистота, духовная чистота и избегание разрушений;
  • Физическое благополучие;
  • Гармония должна присутствовать во всех вещах. Она должна поддерживаться для предотвращения дисбаланса;
  • Продовольствие и плодородие;
  • Семейная и родовая солидарность;
  • Подчинение личности группе;
  • Почтение природы;
  • Все в мире имеет потенциал как для хорошего, так и для плохого;
  • Душа (Тама) мертвых может влиять на жизнь, прежде чем она присоединяется к коллективному Ками своих предков.

Синтоизм боги.

Как и во многих других древних религиях, божества «синто» представляют важные астрологические, географические и метеорологические явления, которые когда-либо случались и считались влияющими на повседневную жизнь.

Богами создателями считаются: Богиня творения и смерти — Идзанами и ее муж Идзанаги . Именно их принято считать создателями островов Японии. Дальше по иерархии, верховными божествами принято считать богиню солнца – Аматерасу и ее брата Сусаноо –бога моря и бури.

К другим значимым божествам в синтоизме можно причислить бога-богиню Инари, которая считается покровительницей риса, плодородия, торговли и ремесленничества. Посланник Инари — лиса, популярная фигура в храмовом искусстве.

Также в синтоизме особым почтением пользуются так называемые – «Семь богов счастья»:

  • Эбису – бог удачи и трудолюбия, который считается покровителем рыбаков и торговцев;
  • Дайкоку – бог богатства и покровитель всех крестьян;
  • Бисямонтэн – бог воин-защитник, бог богатства и процветания. Очень почитаем среди военных, врачей и служителей закона;
  • Бэндзайтэн – богиня морской удачи, любви, знаний, мудрости и искусства;
  • Фукурокудзю – бог долголетия и мудрости в поступках;
  • Хотэй – бог доброты, сострадания и добродушия;
  • Дзюродзин – бог долголетия и здоровья.

Вообще пантеон синтоистских богов очень велик и в него входят различные божества, отвечающие практически за все аспекты человеческой жизни.

Святыни и алтари в Синтоизме.

В Синтоизме священное место может принадлежать сразу же нескольким «Ками» и несмотря на это, в Японии насчитывается более 80 тысяч разнообразных святилищ. Некоторые природные объекты и горы также могут считаться святынями. Ранние святыни были просто горными алтарями, на которые выкладывали подношения. Затем, вокруг таких алтарей возводились украшенные здания. Святыни легко идентифицируются наличием священных ворот. Самые простые — это всего лишь два вертикальных столба с двумя более длинными поперечинами, что символически отделяют священное пространство святыни от внешнего мира. Подобными святилищами обычно управляет и опекается главный жрец или старейшина, а местное сообщество финансирует эту работу. Помимо общественных святилищ, у многих японцев в домах существуют маленькие алтари, посвященные предкам.

Самая важная святыня Синтоизма — это Великая святыня Исе (Храм Исэ), посвященная Аматерасу со вторичной святыней богине урожая Тоёукэ.

Синтоизм и Буддизм.

Буддизм прибыл в Японию в VI веке до нашей эры в рамках процесса китайской колонизации. Эти системы убеждений практически небыли в оппозиции. Как Буддизм, так и Синтоизм нашли взаимное пространство, чтобы процветать бок о бок на протяжении многих веков в древней Японии. В период 794-1185 годов нашей эры некоторые синтоистские «ками» и буддистские бодхисаттвы были формально объединены, чтобы создать единственное божество, создав таким образом Рёбу Синто или «Двойной синто». В результате изображения буддийских фигур были включены в синтоистские святыни, а некоторые синтоистские святыни управлялись буддийскими монахами. Официальное разделение религий произошло аж в 19 веке.

Категории: , / / от

Япония - страна восходящего солнца. Многие туристы очень удивляются поведению, обычаям и менталитету японцев. Они кажутся чудными, не такими как остальные люди в других странах. Большую роль во всем этом играет религия.


Религия Японии

С давних времен, жители Японии верили в существование духов, богов, поклонение и тому подобное. Все это зародило религию синтоизм. В седьмом веке эта религия была официально принята в Японии.

У японцев нет жертвоприношений или же чего-то подобного. Абсолютно все основывается на взаимопонимании и дружеских отношениях. Говорят, что духа можно вызвать просто двумя хлопками в ладоши, стоя возле храма. Поклонение душам и подчинение низших высшим ни чуть не сказались на самопознании.

Синтоизм - это сугубо национальная религия Японии, поэтому в мире наверное и не найдешь страны, в которой она так хорошо процветает.

Учения синтоизма
  1. Японцы поклоняются духам, богам, разным сущностям.
  2. В Японии верят в то, что любой объект живой. Будь то дерево, камень или трава.

    Душа есть во всех предметах, японцы еще называют ее ками.

    Есть одно поверье среди коренных жителей, что после гибели, душа умершего начинает свое существование в камне. Из-за этого, камни в Японии играют большую роль и олицетворяют семью и вечность.

    У японцев, главным принципом является объединение с природой. Они пытаются слиться с ней воедино.

    Самое главное в синтоизме то, что там нет добра и зла. Это как нет полностью злых или добрых людей. Они не осуждают волка за то, что он убил свою добычу из-за голода.

    В Японии есть жрецы, которые «обладают» некими способностями и способны проводить ритуалы по изгнанию духа или его приручению.

    Большое количество талисманов и амулетов присутствуют в этой религии. Большую роль в их создании играет японская мифология.

    В Японии создаются различные маски, которые делаются основываясь на образах духов. Тотемы тоже присутствуют в этой религии, и все последователи верят в магию и сверхъестественные способности, их развитие в человеке.

    Человек «спасет» себя лишь тогда, когда примет правду неизбежного будущего и найдет умиротворение с собой и окружающими.

В связи с существованием ками в японской религии, у них есть и главная богиня - Аматэрасу. Именно она - богиня солнца, и создала древнюю Японию. Японцы даже «знают» как родилась богиня. Говорят, что богиня появилась на свет из правого глаза своего отца, из-за того что девочка светилась и от нее исходило тепло, отец ее отправил править. Еще есть поверье, что императорская семья имеет родственные связи с этой богиней, из-за сына посланного ею на Землю.

Читайте также: