Хочу разобраться в себе с чего начать. Методики решения проблемы. Осознание чувств и эмоций

Часто перед нами стоят вопросы, которые не имеют однозначных решений, а выбор бывает настолько сложным, что кажется, его вообще нет. На нашем сайте сайт мы часто задаем вопрос: как разобраться в себе и решить внутренний конфликт? Есть одна очень интересная методика, которая поможет вам посмотреть на проблему со стороны и наконец-таки ее решить.

Субличности

Рекомендуем прочитать . Субличности – это части целого внутри одной личности. Психически здоровый человек вряд ли отчетливо увидит, где и кто. Ведь мы привыкли, что внутри – это только Я и больше никого нет, но никто не будет отрицать, что ведет внутренние диалоги, пытаясь прийти к общему решению. Например, выпал случай съездить в отпуск заграницу, а тут кто-то из родных заболел. Решение нелегкое: с одной стороны такой шанс представляется не всегда, с другой стороны, оставить близкого человека без присмотра тоже нехорошо. Вот этот разговор как раз и ведут субличности человека. Как же субличности помогут разобраться в себе?

Из всех известных проклятий рода человеческого внутренние противоречия являются самыми болезненными и неистребимыми. Борис Кригер

Анализ

Для начала четко определите свою проблему: что это? В чем именно проблема? Какой вопрос вы не можете решить? Выявите самые главные «за» и «против». Например, переезд в другой город, увольнение с работы, попытки справиться с болезнью.

Это может быть что угодно, главное, чтобы вы отчетливо понимали, какие именно две крайние точки зрения внутри вас создают конфликт.

За каждую их этих двух точек зрения ведет борьбу своя субличность. Ни в коем случае не думайте, что кто-то из них является вашим врагом. Они просто каждая по-своему хотят вас защитить и сделать счастливым, но иногда их цели и желания вступают в конфликт с целями и желаниями других субличностей. Например, как мама запрещает своему ребенку поздно гулять, ведь она не является врагом, она только хочет лучшего, но ее цели идут в разрез с желаниями ребенка. Важно! Никто в конфликте не имеет право на победу, если другой проиграет и будет подавлен. А в случае с внутренними конфликтами так часто и происходит: одной субличности просто не дают никаких шансов и она как бы уходит вглубь подсознания, периодически давая о себе знать, как затравленный зверь, вырываясь во всякого рода зависимостях.


Решение

Решение внутреннего конфликта – это примирение двух конфликтующих субличностей. Они должны понять потребности, желания и цели друг друга. Но мы говорим не о двух друзьях, а о двух частях какого-то призрачного сознания, которое даже нельзя нигде посмотреть. В этом вся сложность, вам нужно осознать, что внутренний конфликт – это не игрушки, это настоящее невидимое сражение внутри человека, которая не даст вам покоя и счастья, если вы не разберетесь с этим.

Итак, как же примирить две конфликтующие субличности? Для начала, нам нужно их выделить. В качестве примера возьмем проблему с болезнью мужчины средних лет. Одна его субличность является больной, поврежденной и слабой (смысл каждой болезни можно почитать ). Другая его часть не хочет мириться с болезнью и мечтает вылечиться. Дайте условные имена вашим субличностям, например «Мой больной ребенок» и «Сильный парень». Можете использовать имена или прозвища, главное, чтобы они отражали сущность ваших субличностей.

Возьмите лист бумаги и разделите его на 2 колонки, где будете писать утверждения каждой вашей субличности. Задавайте вопросы своим субличностям, обращаясь к ним по имени и записывая их ответы.

  • Какова твоя цель?
  • Почему ты здесь?
  • Чего ты от меня хочешь?
  • Что ты мне предлагаешь?
  • От чего ты меня защищаешь?

Некоторое осознание придет уже в процессе написания ответов. Это очень тонкий еле ощутимый процесс. Как в игре маджонг: когда вы находите две одинаковые плитки и соединяете их, они исчезают, расчищая доску. По такому же принципу исчезает и внутренний конфликт двух субличностей, к ним просто нужно найти подход.

Теперь небольшая расшифровка:

Какова твоя цель? – субличность рассказывает, почему существует в вашей жизни, куда вас ведет и как влияет на вас.

Почему ты здесь? – субличность рассказывает о том, что делает и куда направлены ее действия.

Чего ты от меня хочешь? – искренние желания субличности, которые периодически побуждают вас к действию.

Что ты мне предлагаешь? – ответ отражает установки и убеждения вашей субличности.

От чего ты меня защищаешь? – ответ отроет вам мотивацию субличности, ее убеждения, основываясь на которых она делает все, чтобы ваша жизнь была лучше.

Остается помнить, что все ответы субличностей – это ваши внутренние ответы, которые помогут вам лучше разобраться в себе.

Обязательно отпишитесь в комментариях, была ли вам полезна статья и пробовали ли вы анализировать себя.

«Раз я тебя люблю, ты тоже участвуешь в этом, поскольку в тебе есть что-то, что вызывает во мне любовь к тебе. Это взаимное чувство, потому что есть движение в обе стороны: любовь, которую я к тебе испытываю, возникает в ответ на повод для любви, который есть в тебе.

Мое чувство к тебе – не только мое дело, но и твое тоже. Моя любовь говорит о тебе что-то, чего, быть может, ты сам не знаешь». Жак-Ален Миллер

Что же такое любовь?

Во все времена люди ищут ответ на этот вопрос, и самые обыкновенные и великие умы, но к общему мнению до сих пор не пришли. И не удивительно, ведь предмет исследования очень обширен и субъективен.

О любви складывают стихи, пишут книги, поют песни, о любви молчат, о любви кричат. То, что люди называют любовью, заставляет их танцевать от счастья или убиваться от горя.

Любовь касается всех, независимо от социального статуса, возраста и половой принадлежности. На мой взгляд нельзя однозначно ответить на вопрос «Что такое любовь?».

Кто-то считает, что любит или любил, а потом оказывается, что это была не любовь; кто-то утверждает что еще не встретил свою любовь; что любовь это болезнь; или что любовь длится три года. Одни уверены, что в основе любви лежит сексуальное желание, другие – что духовные ценности. Так или иначе люди, чувствуют то, называют словом «любовь».

Из-за любви мы ревнуем, испытываем яркую гамму чувств и эмоций. Спорим с партнерами о том, как полагается любить. Женщины пытаются объяснить мужчинам, как следует любить женщину, а мужчины пытаются отстоять свою точку зрения. У кого-то любовь получается, у кого-то нет.

Так или иначе любовь во всех своих проявлениях является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Именно поэтому любовь изучают так долго и отчаянно.

За все время изучения данного вопроса набралось столько мыслителей, мнений и теорий, что и не перечислить всех. Однако существуют теории, которые получили наибольший отклик в душах людей и потому снискавшие свою популярность. О них и пойдет речь в данной статье. Можно предположить, что эти теории заметнее остальных приблизились к пониманию обсуждаемого вопроса. Как часто говорил Фрейд: «Ваша реакция не была бы столь бурной, если бы я не попал в цель» .

Данная статья будет интересна тем, кто испытывает любовь и задается вопросом: почему в любви все так непросто и неоднозначно?

Несмотря на то, что любовь может быть материнская, отцовская, братская, в данном материале предлагаю поговорить о любви, которая зачастую будоражит более остальных – о любви между мужчиной и женщиной.

Любовь по Шопенгауэру

Не могу не обратить внимания на великого мыслителя, которого Лев Толстой называл «гениальнейшим из людей».

Немецкий философ Артур Шопенгауэр – это автор, чей взгляд на любовь заслуживает внимания хотя бы потому, что его рассуждения на данную тему оказали влияние на понимание любви Фрейдом. То что Шопенгауэр называл «воля к жизни» Фрейд впоследствии обозначил как «Эрос».

Шопенгауэр считал, что в основе всякой половой любви лежит инстинкт, направленный исключительно на продолжения рода. Выбор объекта любви происходит инстинктивно.


В свой работе «Метафизика половой любви» немецкий философ объясняет, как этот выбор происходит и почему людей при выборе объекта любви одно привлекает, а другое вызывает отвращение.

В рамках данной статьи нахожу замечательным отрывок из вышеупомянутой работы философа:

«...Надо заметить, что мужчина по своей природе обнаруживает склонность к непостоянству в любви, а женщина – к постоянству . Любовь мужчины заметно слабеет с того момента, когда она получит себе удовлетворение: почти всякая другая женщина для него более привлекательна, чем та, которою он уже обладает, и он жаждет перемены; любовь женщины, наоборот, именно с этого момента возрастает.

Это – результат целей, которые ставит себе природа: она заинтересована в сохранении, а потому и в возможно большем размножении всякого данного рода существ. В самом деле: мужчина легко может произвести на свет больше ста детей в год, если к его услугам будет столько же женщин; напротив того, женщина, сколько бы мужчин она ни знала, все-таки может произвести на свет только одно дитя в год (я не говорю здесь о двойнях).

Вот почему мужчина всегда засматривается на других женщин, в то время как женщина сильно привязывается к одному, ибо природа инстинктивно и без всякой рефлексии побуждает ее заботиться о кормильце и защитнике будущего потомства.

И оттого супружеская верность имеет у мужчины характер искусственный, а у женщины – естественный , и таким образом, прелюбодеяние женщины как в объективном отношении, по своим последствиям, так и в субъективном отношении, по своей противоестественности, гораздо непростительнее, чем прелюбодеяние мужчины.

<...>

Главное условие, определяющее наш выбор и нашу склонность, это – возраст. В общем он удовлетворяет нас в этом отношении от того периода, когда начинаются менструации, и до того, когда они прекращаются ; но особенное предпочтение отдаем мы поре от восемнадцати до двадцати восьми лет.

За этими пределами ни одна женщина не может быть для нас привлекательной: старая женщина, т.е. уже не имеющая менструаций, вызывает у нас отвращение. Молодость без красоты все еще привлекательна, красота без молодости – никогда.

Очевидно, соображение, которое здесь бессознательно руководит нами, это – возможность деторождения вообще; оттого всякий индивидуум теряет свою привлекательность для другого пола в той мере, в какой он удаляется от периода наибольшей пригодности для производительной функции или для зачатия.

Второе условие, это – здоровье : острые болезни являются в наших глазах только временной помехой;болезни же хронические или худосочие совершенно отталкивают нас, потому что они переходят на ребенка.

Третье условие, с которым мы сообразуемся при выборе женщины, – это ее сложение , потому что на нем зиждется тип рода. После старости и болезни ничто так не отталкивает нас, как искривленная фигура: даже самое красивое лицо не может нас вознаградить за нее; напротив, мы безусловно предпочитаем самое безобразное лицо, если с ним соединяется стройная фигура.

Далее, всякая непропорциональность в телосложении действует на нас заметнее и сильнее всего , например, кривобокая, скрюченная, коротконогая фигура и т.п., даже хромающая походка, если она не является результатом какой-нибудь внешней случайности.

Наоборот, поразительно красивый стан может возместить всякие изъяны: он очаровывает нас . Сюда же относится и то, что все высоко ценят маленькие ноги: последние – существенный признак рода, и ни у одного животного тарсус и метатарсус, взятые вместе, не так малы, как у человека, что находится в связи с его прямою походкой: человек – существо прямостоящее.

Вот почему и говорит Иисус Сирахов (26, 23, по исправленному переводу Крауза): «женщина, которая стройна и у которой красивые ноги, подобна золотой колонне на серебряной опоре».

Важны для нас и зубы, потому что они играют очень существенную роль в питании и особенно передаются по наследству.

Четвертое условие – это известная полнота тела, т.е. преобладание растительной функции, пластичности: оно обещает плоду обильное питание, и оттого сильная худоба сразу отталкивает нас.

Полная женская грудь имеет для мужчины необыкновенную привлекательность , потому что, находясь в прямой связи с детородными функциями женщины, она сулит новорожденному обильное питание.

С другой стороны, чрезмерно жирные женщины противны нам ; дело в том, что это свойство указывает на атрофию матки, т.е. на бесплодие; и знает об этом не голова, а инстинкт.

Только последнюю роль в нашем выборе играет красота лица. И здесь прежде всего принимаются в соображение костные части: вот почему главное внимание мы обращаем на красивый нос; короткий вздернутый нос портит все.

Счастье целой жизни для множества девушек решил маленький изгиб носа кверху или книзу ; и это справедливо, потому что дело здесь идет о родовом типе. Маленький рот, обусловленный маленькими челюстями, играет очень важную роль, потому что он составляет специфический признак человеческого лица в противоположность пасти животных.

Отставленный назад, как бы отрезанный подбородок в особенности противен , потому что выдающийся вперед подбородок составляет характерный признак исключительно нашего, человеческого вида.

Наконец, внимание наше привлекают красивые глаза и лоб: они связаны уже с психическими свойствами , в особенности интеллектуальными, которые наследуются от матери».

Считаю важным отметить, что несоответствие предложенным Шопенгауэром критериям выбора объекта любви не говорит о том, что любовь гарантированно пройдет мимо . Действительно человек, выбирая себе пару инстинктивно реагирует на те или иные внешние особенности, которые могут повлиять на выбор.

Однако критерии со временем меняются, человек обладает сложным психическим аппаратом и не ограничивается лишь тем, что называют «инстинктами» .

Жизнь богата примерами, когда человек, несоответствующий критериям «идеального» объекта находит себе пару и создает крепкую семью. Также как и наоборот: человек обладающий «правильными» параметрами проводит жизнь в одиночестве.

Любовь по Фрейду

Учитывая тот факт, что труды Шопенгауэра оказали значительное влияние на Фрейда, мне представляется логичным продолжить статью теорией «Отца психоанализа».

Говоря о взглядах Фрейда на любовь, может показаться, что все просто: в основе любви лежит сексуальное влечение, именуемое Фрейдом «либидо» . И действительно – ничего сложного на первый взгляд. Но если попытаться разобраться, изучая труды Зигмунда, то довольно быстро понимаешь, что все гораздо сложнее.

Именно поэтому до сих пор по всему миру не утихают споры между психоаналитиками, психологами, психотерапевтами и психиатрами, которые пытаются разобраться, что же имел в виду Фрейд.

Учитывая, что эти дебаты длятся уже более ста лет, а полного понимания так и появилось, я даже пытаться не стану анализировать труды классика в рамках данной статьи, но про особенности выбора объекта любви напишу.

Фрейд говорит об особенностях выбора у мужчин, но лично я разделять мужчин и женщин в данном контексте не стану, ибо сам Фрейд в своих «Очерках по теории сексуальности» пишет: «...либидо всегда – и закономерно по природе своей – мужское , независимо от того, встречается ли оно у мужчины или у женщины и независимо от своего объекта, будь то мужчина или женщина».

В работе «О нарциссизме» основатель психоанализа приводит краткий обзор путей выбора объекта. Любить можно по двум типам:

1) По нарциссическому типу: когда находишь и любишь в партнере «то, что сам из себя представляешь (самого себя), то чем [сам] прежде был, то чем хотел бы быть, лицо бывшее частью самого себя».

То есть поиск образа себя в другом человеке. Этакий партнер – зеркало, в котором можно наслаждаться своим отражением.

2) По опорному или примыкающему типу: партнер выступает в роли «вскармливающей женщины, защищающего мужчины и всего ряда приходящих им в дальнейшем на смену лиц».

То есть речь о том, что выбирается объект любви, который будет помогать тебе, дополнять тебя, поддерживать, восполнять – давать то, чего у тебя нет – то есть заботиться.

Фрейд, в свое время замечал, что первый тип выбора объекта любви более характерен для женщин, но не для всех:

«...Особенно в тех случаях, где развитие [период полового созревания] сопровождается расцветом красоты, вырабатывается самодовольство женщины . <...>

Строго говоря, такие женщины любят самих себя с той же интенсивностью, с какой любит их мужчина. У них и нет потребности любить и быть любимой, и они готовы удовлетвориться с мужчиной, отвечающему этому главному для них условию.

Такие женщины больше всего привлекают мужчин не только по эстетическим мотивам, так как они обычно отличаются большой красотой, но также и вследствие интересной психологической констелляции.

А именно, нетрудно заметить, что нарциссизм какого-нибудь лица, по-видимому, очень привлекает тех людей другого типа, которые отказались от переживания своего нарциссизма в полном его объеме и стремятся к любви к объекту. <...>

Но и нарциссические, оставшиеся холодными к мужчине женщины могут перейти к настоящей любви к объекту. <...>

Глубокая любовь к объекту по опорному типу, в сущности, характерна для мужчины. В ней проявляется такая поразительная переоценка объекта, которая, вероятно, происходит от первоначального нарциссизма ребенка и выражает перенесение этого нарциссизма на сексуальный объект.

Такая сексуальная переоценка делает возможным появление своеобразного состояния влюбленности, напоминающего невротическую навязчивость, которое объясняется отнятием либидо у «Я» в пользу объекта».

При этом Фрейд не считал, что все люди распадаются на две различные группы в зависимости от нарциссического или опорного типа выбора объекта. Он писал: «Я готов допустить, что имеется много женщин, любящих по мужскому типу, и у них развивается имеющаяся у такого типа сексуальная переоценка» .

От себя замечу, что в настоящее время считается, что характер объектных отношений по типу «объект – опора» свойственен не для невротической структуры, а для людей с пограничным расстройством личности. О данном расстройстве не было известно во времена Фрейда.

При этом я полностью согласен с автором и считаю, что строгое разделение на два типа и привязывание каждого из них к определенному полу – недопустимо . Как в своей работе, так и вне кабинета я часто встречаю людей, которым независимо от пола присущ тот или иной тип выбора объекта любви.

Чаще всего можно встретить людей чей тип выбора партнера – смешанный. «Мы говорим, что человек имеет первоначально два сексуальных объекта: самого себя и воспитывающую его женщину, и при этом допускаем у каждого человека первичный нарциссизм, который иногда может занять доминирующее положение при выборе объекта».

Фрейд указывает два основных фактора, под влиянием которых развивается или нормальное сексуальное поведение, или отклоняющиеся его формы.

Первый фактор - это пропущенные через сознание требования культуры: стыд, сострадание, отвращение, конструкции морали и авторитета и т.п.

Второй - выбор того или иного сексуального объекта. Нормальное развитие идет, если таким объектом становятся гениталии субъекта противоположного пола.

Любовь по Фромму

Далее не могу оставить без внимания теорию любви очень популярного во всем мире автора, которого считают одним из основателей нового фрейдизма.

Немецкий социолог, философ, социальный психолог и психоаналитик, Эрих Фромм, также как и древние философы считал, что существует несколько видов любви, а именно: братская любовь, материнская, эротическая, любовь к себе и любовь к Богу .

Говоря о теории Фромма, выделю лишь то, что на мой взгляд является наиболее интересным для размышления.

Фромм утверждал, что существует зрелая и незрелая любовь . Незрелую любовь он называл «псевдолюбовь» и за любовь как таковую не считал, а вот зрелую любовь он считал истинной любовью.

Незрелая любовь по мнению ученого это вовсе не любовь, а что-то вроде биологического симбиоза.

«Симбиотический союз» или «незрелая любовь» – это симбиоз созависимых садиста и мазохиста, потерявших свою психическую целостность и не имеющих собственного «Я».

Такие люди не чувствуют себя полноценными и компенсируют эту неполноценность посредством партнера. Они регулярно ссорятся, считая что их неправильно любят и не понимают.

Часто представители «незрелой любви» оценивают любовь количеством материальных вложений: даришь подарки – значит любишь, а не даришь – значит любви нет и т.п.

Те кто занимаются и наслаждаются «псевдолюбовью» часто «любят» мозг партнера по разным мелочам и словно вторгаются в личность партнера. Такие люди используют своих партнеров для удовлетворения своих садомазохистических потребностей.

Настоящая любовь между ними не получается, т.к. в глубине души – бессознательно они отдали свои сердца родителям, чаще всего матерям. Поэтому то они и не способны «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», чтобы построить любовь. Именно такую привязанность к матери, мешающую любви, мне часто приходится прорабатывать со своими пациентами.

Переходя к истинной любви, замечу, что одним из показателей зрелой любви является способность «уважать и охранять одиночество друг друга» .

«Зрелая любовь» по мнению Фромма – это искусство. Любовь предполагает взаимное уважение, заботу, ответственность и хорошее знание друг друга.

Это не мимолетный порыв чувств, не влюбленность, которую ученый также относил к «псевдолюбви», а союз, в котором партнеры содействуют друг другу, помогая расти и развиваться во всех направлениях. Для этого каждый из партнеров должен быть способен на бескорыстную любовь и в первую очередь любить себя.

«Только тот, кто действительно любит себя, может любить кого-то другого» .

Зрелая любовь – это добровольный союз двух полноценных, любящих себя личностей, в котором каждый из партнеров сохраняет собственную индивидуальность и независимость и при этом не претендует на независимость партнера и не занимается посягательством на его «Я».

«Зрелая любовь это единение при условии сохранения собственной целостности и собственной индивидуальности» <...>

Если незрелая любовь говорит: «Я люблю, потому что любим», то зрелая любовь исходит из принципа: «Я любим, потому что я люблю».

Незрелая любовь вопит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе!» Зрелая любовь рассуждает: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя» , – писал Фромм и был уверен, что настоящая любовь доступна не каждому, и чаще всего встречается незрелая любовь.

Зрелая же любовь возможна только тогда, когда оба партнера зрелые психически. От себя хочу заметить, что психическая зрелость – весьма редкое явление в наше время. Поэтому так много разводов и неполных семей.

Любовь по Хорни

Еще один взгляд на любовь, который я нахожу любопытным и заслуживающим внимания, принадлежит яркой представительнице неофрейдизма Карен Хорни.

На своей лекции в рамках собрания Немецкого Психоаналитического общества в 1936 году, Хорни представила аудитории доклад, посвященный любви, а именно невротической потребности в ней.

Под термином «невроз» Хорни понимала не ситуационный невроз, а невроз характера, начавшийся в раннем детстве и захвативший всю личность, поглотив ее в той или иной мере.

Также сразу замечу, что нормальным Хорни называла то, что обычно для культуры, в которой [вырос и] живет человек.

«Все мы хотим быть любимыми и наслаждаемся, если это удается. Это обогащает нашу жизнь и наполняет нас счастьем. В такой степени потребность в любви, или, точнее, потребность быть любимым, не является невротической».

«Разница между нормальной и невротической потребностью в любви может быть сформулирована так: для здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам, или от которых он зависит; невротическая потребность в любви навязчива и неразборчива. У невротика потребность в любви заметно преувеличена» , – замечает Хорни.

Если продавщица, официант или любой другой случайный человек не очень любезен, то невротику это может испортить настроение или даже ранить его в зависимости от степени невроза. Невротик воспринимает такую «нелюбезность» как нелюбовь, направленную именно на него.

Еще одной особенностью, характерной для невротической любви, по мнению психоаналитика, является переоценка любви .

«Я имею в виду, в частности, тип невротических женщин, которые чувствуют себя в опасности, несчастными и подавленными всегда, пока рядом нет никого бесконечно им преданного, кто любил бы их и заботился о них . Я имею в виду также женщин, у которых желание выйти замуж принимает форму навязчивости.

Они застревают на этой стороне жизни (выйти замуж) как загипнотизированные, даже если сами абсолютно неспособны любить и их отношение к мужчинам заведомо скверное . <...>

Существенная характеристика невротической потребности в любви – это ее ненасытность, выражающаяся в ужасной ревнивости: Ты обязан(а) любить только меня!» .

Такое явление можно наблюдать у множества супружеских пар и в любовных интригах. Даже в дружбе невротиков такое поведение часто имеет место, когда друзья или подруги ссорятся и ревнуют словно они супружеская пара. Под ревностью Хорни понимает «ненасытность и требование быть единственным предметом любви» .

Ненасытность невротической потребности в любви также выражается в желании быть безусловно любимым(мой).

«Ты обязан(а) любить меня независимо от того, как я себя веду» и/или «Любить того, кто тебе отвечает взаимностью, не так уж сложно, а поглядим-ка, сможешь ли ты полюбить меня, не получая взамен ничего».

Также от невротика часто можно услышать: «Он(а) любит меня только потому, что получает от меня половое удовлетворение». В невротических отношениях партнер обязан постоянно доказывать свою «настоящую» любовь, жертвуя своими нравственными идеалами, репутацией, деньгами, временем и т. п., а невыполнение вышеуказанного воспринимается невротиком как предательство.

Далее Карен Хорни задается вопросом: «Наблюдая ненасытность невротической потребности в любви, я спрашивала себя – добивается ли невротическая личность любви к себе, или на самом деле всеми силами стремится к материальным приобретениям? <...>

Есть люди, которые сознательно не признают любви, говоря: «Все эти разговоры о любви – просто ерунда. Вы дайте мне что-нибудь реальное!» <...>

Не выступает ли требование любви только прикрытием тайного желания что-то получить от другого человека, будь то расположение, подарки, время, деньги и т. п.? На этот вопрос трудно ответить однозначно».

И действительно, в то время Хорни было трудно, во всяком случае куда труднее чем было бы сегодня, ответить на этот вопрос однозначно, ибо как и во времена Фрейда о пограничном расстройстве личности все еще не было известно. Зная о ПРЛ хочу заметить, что многие из тех формулировок, которые Хорни считала невротическими я отношу именно к пограничному состоянию.

«Как правило, эти люди очень рано столкнулись с жестокостью жизни, и считают, что любви просто не бывает. Они полностью вычеркивают ее из своей жизни. Верность этого предположения подтверждается анализом таких личностей. Если они проходят анализ достаточно долго, они иногда все же соглашаются, что доброта, дружба и привязанность действительно существуют», – делится опытом Хорни.

«Другой признак невротической потребности в любви – чрезвычайная чувствительность к отвержению, которая так часто встречается у истерических личностей.

Любые нюансы и в любых отношениях, которые можно было бы истолковать как отвержение, они воспринимают только так, и отвечают на это проявлениями ненависти.

У одного моего пациента был кот, который иногда позволял себе не реагировать на его ласку. Однажды, придя из-за этого в ярость, пациент просто шмякнул кота об стенку. Это достаточно демонстративный пример ярости, которую может вызвать у невротика отвержение. Реакция на реальное или воображаемое отвержение не всегда настолько очевидна, нередко ее скрывают».

В рамках данной темы Хорни говорит, что также часто встречаются люди с непоколебимыми, хотя и бессознательными убеждениями, что любви не существует . Такое мировоззрение (защита) характерно для тех, кто страдал от жестких разочарований в детстве, которые «заставили их вычеркнуть из своей жизни любовь, привязанность и дружбу раз и навсегда».

В связи с ненасытностью потребности в любви невротику практически никогда не удается достичь того уровня любви, в котором он нуждается – всегда будет мало.

Если любовь требует от человека способности и желания спонтанно отдаваться другим людям, делу или идее, то невротик обычно к этой отдаче неспособен в связи с тревогой и явной или скрытой агрессией к окружающим.

Чаще всего фундамент такого поведения закладывается в детстве в силу дурного обращения с ребенком. Со временем тревога и враждебность усиливаются, а причины симптомов невротик часто не осознает.

По той же причине он никогда не способен/или не хочет встать на место другого. «Он не задумывается над тем, сколько любви, времени и помощи может или хочет дать ему другой человек – он хочет только всего времени и всей любви! Поэтому он принимает за оскорбление любое желание другого иногда побыть одному или интерес другого к чему-то или кому-то еще, кроме него».

В большинстве случаев «невротик не отдает себе отчета в своей неспособности любить». Однако некоторые из них способны признать: «Нет, я не умею любить». Еще один симптом, присущий невротикам – это непомерный страх отвержения .

«Этот страх может быть так велик, что часто не позволяет им подойти к другим людям даже с простым вопросом или участливым жестом. Они живут в постоянном страхе, что другой человек их оттолкнет. Они могут бояться даже преподносить подарки – из страха отказа».

Существует множество примеров того, как реальное или воображаемое отвержение порождает усиленную враждебность в невротических личностях. Со временем такой страх может стать причиной того, что невротик все больше и больше отдаляется от людей.

«Я совсем не боюсь секса, я ужасно боюсь любви». И в самом деле, она едва могла выговорить слово «любовь», и делала все, что было в ее силах, чтобы держать внутреннюю дистанцию от людей, проявляющих это чувство» .

Также как и Хорни, я считаю, что любовь не гарантирует сексуальный контакт, ровно как и секс не является гарантом любви. В мире проживает огромное количество невротиков, боящихся любви, при этом имеющих регулярную половую жизнь. Часто с разными партнерами.

Резюмируя свой доклад Хорни, говорит о причинах ранее упомянутых страхов, коренящихся в повышенной базальной тревоге, и перечисляет основные невротические защиты от нее:

1. Невротическая потребность в любви, девиз которой, как уже упоминалось:«Если ты любишь меня, ты меня не обидишь» .

2. Подчинение: «Если уступать, всегда делать то, что от тебя ждут, никогда ничего не просить, никогда не сопротивляться – никто тебя не обидит» .

3. Третий путь был описан Адлером и в особенности Кюнкелем. Это компульсивное стремление к власти, успеху и обладанию под девизом: «Если я всех сильнее и выше, меня не обидишь».

4. Эмоциональное дистанцирование от людей, как способ достижения безопасности и независимости . Одна из важнейших целей такой стратегии – стать неуязвимым.

5. Судорожное накопительство, которое в таком случае выражает не патологическое стремление к обладанию, а желание обеспечить свою независимость от других.

Очень часто мы видим, что невротик избирает не один путь, а пытается смягчить свою тревогу самыми различными путями, часто противоположными и даже взаимоисключающими».

Любовь по Лакану

Напоследок я оставил теорию очень проницательного автора: «Любить – значит давать то, чего не имеешь, тому кто этого не хочет» –, утверждает французский психоаналитик Жак Лакан. (L"amour c"est donner ce qu"on n"a pas à quelqu"un qui n"en veut pas)

Эта формулировка заинтриговала многих и меня в том числе. Данный взгляд на любовь и теперь способен незамедлительно реанимировать любую дискуссию на тему любви. Вариантов толкований этого определения любви – много.

Что касается меня, то я сторонник классической интерпретации, которую можно встретить и у Алена Бадью, и у Жана-Люка Нанси, и у Жака-Алена Миллера и у других знатоков Лакана.

Попробуем разобраться. «Любить – значит давать то, чего не имеешь» . Для того, чтобы это стало возможным необходимо признаться себе в том, что ты не полноценен.

«Иначе говоря «давать, то чего не имеешь» – значит признавать, что тебе чего-то не хватает, и это «что-то» отдавать другому, «размещать в другом».

Это не значит отдавать ему то, чем ты владеешь, – вещи или подарки; это значит отдавать то, чем ты не владеешь, что-то, что за пределами тебя самого. А для этого надо признать свою неполноту, «кастрацию», как говорил Фрейд» .

«. ..В этом смысле по-настоящему можно любить только с позиции женщины. Любовь феминизирует. Вот почему влюбленный мужчина всегда немного смешон. Но если он этого смущается, боится показаться нелепым, это значит, что на самом деле он не слишком уверен в своей мужской силе» .

Исходя из написанного, можно сделать вывод, что влюбленный мужчина временами может ощущать себя неполноценным, и чувствуя тревогу быть ситуативно – агрессивным по отношению к своей любимой, которая невольно заставляет его чувствовать себя кастрированным и зависимым.

Этим можно объяснить иногда возникающее у мужчины желание «сходить налево» к нелюбимой женщине: «таким образом он вновь оказывается в позиции силы, от которой в любовных отношениях он отчасти отходит» то есть, можно сказать, восполняет утраченную с любимой женщиной собственную полноту (борьба с кастрационной тревогой, о которой писал Фрейд).

Что касается женщин, то «им свойственно раздвоение в восприятии мужчины-партнера. С одной стороны, он – любовник, доставляющий наслаждение, они испытывают к нему влечение. Но он также и мужчина любящий, феминизированный этим чувством, по существу, кастрированный.

Все больше женщин предпочитают мужскую позицию: один мужчина, дома, – для любви, другие – для физического наслаждения» , – говорит ученик Лакана.

Жак-Ален Миллер и продолжает:

«Чем больше мужчина посвящает себя одной женщине, тем вероятнее, что она со временем приобретет для него материнский статус: чем больше он ее любит, тем больше обожествляет, воздвигает на пьедестал. А когда женщина привязывается к одному-единственному мужчине, она его «кастрирует».

Поэтому и получается, что путь идеальных отношений весьма узок. Аристотель, например, считал, что лучшее продолжение супружеской любви – это дружба».

Но есть то, что мешает реализовать модель Аристотеля: «...диалог между противоположными полами невозможен: каждый из любящих по сути обречен вечно постигать язык партнера, действуя на ощупь, подбирая ключи к замку, который постоянно меняется.

Любовь – это лабиринт недоразумений, выхода из которого не существует».

Заканчивая статью хочу выразить свое личное мнение: я думаю, что полного и однозначного понимания любви и ответа на вопрос «Что такое любовь?» – до сих пор не существует.

Считаю, что имеются лишь разные концепции, теории, представления и взгляды на данный вопрос, которые субъективно подходят или не подходят каждому отдельно взятому человеку.

Каждый человек находит среди множества теорий ту, которая субъективно наиболее близка и больше остальных соответствует жизненной позиции, требованию и степени невроза.

Чем бы ни был и как бы ни назывался этот сложный комплекс эмоций, однозначно можно сказать, что это то, ради чего живут и развиваются многие люди во всем Мире, даже если они не имеют ни малейшего энциклопедического знания о том, что принято называть словом «любовь».

У меня есть парень. Я с ним встречаюсь порядка четырех месяцев, но что то не так. Эти четыре месяца прошли как одно мгновение. Когда он рядом все хорошо, настроение хорошее, бывало, что я была из-за чего то расстроена или нервная и когда он приходил мне становилась лучше, я успокаивалась. Но когда его нет то я ищу любую вескую причину, чтобы с ним росстаться. Представляю как мы в чем то бываем несогласны, спорим и я говорю, что между нами все кончено. Потом я думаю, как ему будет больно (а я не люблю причинять людям боль или неудобство) и говорю себе, стоит подождать, время покажет и так постоянно. Я как то запуталась и не могу разобраться в своих чувствах.

Сейчас я понимаю, что мне просто хочется одиночества. Я всегда любила быть одной (гулять одной, дома сидеть, когда никого нет дома (я так себя спокойно чувствую в эти моменты)), быть свободной, чтобы мне не нужно было спрашивать чего-то разрешение, чтобы делать что-то или пойти туда куда хочу. Не хочу сказать, что он мне ничего не пускает, наоборот. Даже если не пускает я могу его уговорить. Но у меня такое ощущение, что я не свободна, что я чья-то и мне это ощущение не нравится.

Я знаю и чувствую, что он очень сильно любит меня. А я его… иногда люблю, а иногда ни-то что не люблю, а как-то боюсь чего-то. Часть меня хочет перестать с ним общаться, а другую часть что-то удерживает.

Как мы начали встречается, то я о других парнях перестала думать. Я только поступила на первый курс и у нас очень много парней на факультете, но я ими как-то не интересуюсь, потому-что у меня есть парень. И вот из нашего университета очень многие студенты, в том числе и я, входят в ассоциацию студентов и эту ассоциацию в нашем университете представляет один парень(который тоже учится в нашем университете). И вчера мы начали переписываться по контакту, просто болтали, а потом я почувствовала, что он мной интересуется. Я бы перестала с ним переписываться но не могла себя остановить. В конце концов я просто сказала, что у меня есть парень. Он сказал, что я ему интересна. Я уверенна если бы у мня не было всех этих мыслей и ощущении я бы точно перестала бы с ним переписываться, а возможно даже не начинала бы.

Плюс ко всему у меня, после окончания школы и поступление в университет, что то наподобие депрессии. Некоторые Студенты моего курса мне не нравятся. Сперва все было хорошо, а потом когда узнали друг друга по ближе, я поняла, что не могу с ними сдружится.

Не могу понять что со мной, пожалуйста помогите.

P.S. Мой парень лучший друг моего родного брата, и когда мы начали встречаться выяснилось, что многие давно заметили, что между нами что-то есть.

Эмоции и чувства – далеко не всегда одно и то же. Иногда мы ощущаем первичные порывы и принимаем их за истинные чувства. А иногда даже самые сильные глубинные чувства считаем обычной эмоцией.

Разобраться в себе иногда бывает непросто, порой это сложнее, чем помочь кому-либо, ведь со стороны, как известно, виднее. Для того, чтобы понять природу и силу истинных чувств необходим глубокий самоанализ, иногда приходится прибегнуть к посторонней помощи. Казалось бы, что может быть проще, чем разделить мир на «белое» и «черное», понять, ненавидим мы человека или любим его. Однако иногда складывается так, что изначальная ненависть перерождается в симпатию, а то, что казалось любовью, кажется абсурдным недоразумением.

Разобраться в своих чувствах к мужчине – задача не из простых. Можно прожить много лет с партнером и понять, что это абсолютно не Ваш человек. Что и говорить о ситуации, когда Вы знакомы со своим потенциальным избранником относительно недавно. Как же понять, что Вы чувствуете к этому мужчине?

Для начала стоит постараться абстрагироваться от Вашей конкретной ситуации. Взгляните на нее как будто со стороны: оцените, подходите ли Вы друг другу, может ли у Вас что-то сложиться. Подумайте, какой совет Вы бы дали в этой ситуации, если бы это были не Вы.

Затем поразмышляйте, что в Вашем избраннике Вам нравится, а что не очень – найдите достоинства и недостатки. Если же Вы не видите практически ни одного недостатка, значит, Вы определенно влюблены. Если же Вы понимаете, что многое бы исправили, — Вам не по пути.

Представьте себя с этим человеком в будущем – видите ли Вы вообще совместное будущее. Считается, что одной из распространенных женских ошибок считается построение планов о свадьбе, когда Вам только сделали комплимент. Однако стоит решить для себя, каких отношений хотите Вы сами: часто ли Вы влюбляетесь или просто испытываете симпатии, хотите ли Вы прочных отношений или приключений на непродолжительный срок.

Попробуйте не звонить избраннику и избегать общения в течение пары дней. Если Вам будет его не хватать, значит, у Вас действительно есть какие-то чувства. Если же Вы понимаете, что ничего не изменилось, значит, Вы спокойно сможете жить и без него.

Существуют противоположные типы людей: охотники и жертвы. Соответственно, в отношениях первые предпочитают завоевывать и догонять свою «жертву», вторые этой «жертвой» и являются. Если Вы относитесь к первому типу, то Вам не понравится, если Ваш избранник будет действовать настойчиво, т.к. Вы считаете это своей прерогативой. Поэтому посмотрите, как Вы реагируете на его проявления знаков внимания – если Вас раздражает инициативность, и Вы чувствуете после этого охлаждение, значит, Вы не влюблены, а это просто игра для Вас.

Итак, если Вы определились с тем, что все же что-то чувствуете к своему избраннику, то теперь следует понять, какого рода эти чувства. Это может быть влюбленность, симпатия, а может быть и любовь с первого взгляда. В данном случае стоит обращаться лишь непосредственно к себе, к своим ощущениям. Любовь это или нет, покажет время, однако влюбленность это или симпатия можно определить, встретившись с человеком и общаясь с ним. Приглядитесь к своему возлюбленному, все ли Вас устраивает в его манерах, привычках, поведении. Насколько он нравится Вам внешне, что бы вы хотели в его внешности изменить. Наконец, посмотрите на него и задайте себе вопрос: что же я к нему чувствую, любовь ли это.

Путем размышления и анализа можно понять, что Вы чувствуете к мужчине. Но настолько ли это важно, если Вам с ним просто хорошо? Подумайте, может быть, и не стоит разбираться. А нужно просто жить и радоваться своим приятных эмоциям и впечатлениям от общения с ним.

Ольга Мягкова

Желание разобраться в себе и в своих чувствах, в других людях обычно возникает в период некоторых жизненных сложностей. Необходимость принять важное решение, определиться с планами или оценить свои чувства, отношение к определенному человеку. Хотя желание узнать, как разобраться в своих чувствах и мыслях, может возникнуть не только в этих ситуациях, ведь каждый человек индивидуален. Вот почему этот вопрос достаточно сложен, чтобы иметь конкретный ответ. Но мы постараемся привести примеры способов, которые помогут понять, как разбираться в людях и, прежде всего, в себе.

Разбираемся в себе и в других

Мы поделим наш разговор на две части, но только теоретически. Это будет разговор о том, как разобраться в себе и в своих чувствах и как понять другого человека, его чувства. Помните, что это только разделение в тексте, так как научиться разбираться в людях невозможно без понимания себя. С этого и начнем.

Как разобраться в себе: методы

Приготовьтесь к тому, что это непросто, и работа над собой - это постоянный непрерывный процесс. Именно постоянство позволит Вам понимать себя, свои чувства и мысли, не прибегая более к этому мучительному вопросу.

«Помнить себя» - именно так будет называться наша первая методика. Что это значит? Вы когда-нибудь замечали, что в суете повседневности наше «Я» куда-то теряется... Остановитесь, выдохните, никуда не спешите... Вспомните себя, подумайте о себе. Идете на работу, учебу или домой, куда угодно, отключитесь от всех мыслей (надо приготовить ужин, постирать, выучить...). Думайте о себе, как Вам сейчас? Какие чувства Вы испытываете (физические и духовные)? Посмотрите на деревья, небо, окружающих людей, но, думая о себе. Представляйте себя, как Вы идете, как Вы выглядите со стороны, что Вы чувствуете, глядя на себя со стороны? Постоянно задавайте себе эти вопросы и отвечайте на них. Чем чаще Вы сможете вспоминать себя, тем лучше Вы начнете себя понимать.

Далее Вам понадобится время. Вам необходимо написать два сочинения. Можно даже для этого выделить два дня (по одному на каждое). Только не пугайтесь, это не проверка Вашей грамотности и орфографии, напротив, тут они абсолютно не нужны, мы же хотим понять, как разобраться в своих чувствах, а не в школьных знаниях.

  1. Первое сочинение - «что накипело». Сядьте и пишите абсолютно ВСЕ, что Вас беспокоит, бесит, раздражает, не нравится, не устраивает. Затроньте все сферы жизни: дом, семья, материальное положение, работа, спутник, дети и т.д. Все, что Вас не устраивает относительно той или иной стороны жизни. Не думайте, не затрагивайте мысли, мы пишем чувства, именно их надо понять.
  2. Второе сочинение - «чего хочу». Опять же, пишите все, что приходит в голову, все, чего Вы желаете, как Вам было бы хорошо. Порассуждайте, поразмышляйте, напишите.
  3. Далее надо ежедневно анализировать эти сочинения. Сядьте вечером и почитайте одно, потом другое.
  4. Попробуйте такую технику: «я через 10 лет (20, 30)». Каким человеком Вы себя представляете? Здесь важно не фантазировать, а представить, как Вы себя видите реально, исходя из данного времени. Чего Вы добились? Что имеете? Что Вас в этом устраивает, а что нет? Можно ли это исправить уже сегодня? И как?
  5. В каждой необычной ситуации наблюдайте за собой. Особенно полезно делать это в ситуации конфликта, дискомфорта, новой обстановки. Например, Вам нагрубил водитель маршрутки, наполненной людьми, за то, что Вы хлопнули дверью. Все смотрят на Вас. Как Вам сейчас? Что Вы ощущаете? Как думаете, почему? Или другой пример: Вы в первый раз за границей в отпуске. Какие чувства Вы испытываете (не мысли, чувства!)? В общем, анализируйте себя всегда.
  6. Понимание себя - это обязательный диалог с собой. Анализ себя, самонаблюдение. Именно это поможет Вам понимать других людей, ведь Вы будете развивать навык рассмотрения ситуации, себя, проблемы со стороны. Умение встать на позицию другого - вот путь к тому, чтобы научиться разбираться в людях.

Научиться понимать других

В целом, мы уже затронули этот вопрос. Чтобы разбираться в других людях, надо научиться понимать себя. Это нужно, чтобы уметь встать на сторону другого человека. Но не просто представить, а вжиться в другого человека, полностью погрузиться в него, попробовать понять, каково ему, что он чувствует, что думает, каково было бы Вам на его месте? Кстати, всегда помните, все люди индивидуальны. Вы можете попробовать понять чувства другого, но Вы никогда их не испытаете. Не копируйте свои чувства на другого, не думайте, что если Вам все равно в какой-то ситуации, то все равно и другому.

Как можно чаще старайтесь представить себя на месте другого человека. Можете даже делать это, проходя по улице. Видите, как другого облила машина. Попробуйте представить, что испытывает человек? Каково ему? Как бы Вы чувствовали себя? Что бы думали другие о Вас, будь Вы в такой ситуации?

Наблюдайте за другими людьми в разных ситуациях. Наблюдайте всегда. Смотрите на мимику, обращайте внимание на голос, движения. Особенно это важно, когда Вы сами участвуете в разговоре. Смотрите человеку в глаза, следите за ним. Только не надо превращать это в культ, сохраняйте негласные правила, не надо, сидя в автобусе, пялиться на человека. Делайте это ненавязчиво, незаметно.

Всегда думайте, прежде чем что-то кому-то сказать. Представьте, что Вам сказали тоже самое. Подумайте, какие мысли и чувства могут вызвать Ваши слова.

Хотите понять, как разобраться в других людях? Задавайте вопросы. Только уже не себе, а человеку. Кажется, что человек обижен? Спросите прямо. «Ты чем-то расстроен(а)?», «О чем ты размышляешь?», «Как ты отнесешься к тому, если я...», «Что тебя злит?», «Отчего ты молчишь?» и т.д., и т.п. Старайтесь избегать вопросов с «почему», они воспринимаются часто как провокационные, у людей срабатывает защитная реакция.

Читайте также: