От чего начинают заикаться взрослые. Этапы развития заболевания. Чем может быть вызвано

Заикание - нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания - логоневроз (навязчивый страх общения).

Статистика

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.

Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу. Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания - накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.

В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные - психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине - «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.

Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Знаменитости, страдавшие от заикания

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

Анатомия и физиология речи

Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отделы.

Центральный отдел

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) - центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих - слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.
На заметку!

У правшей более развито левое полушарие, а у левшей - правое.

Периферический отдел

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
  • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).
* Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков.

Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки - уздечка, ограничивающая движения языка.

* Твердое и мягкое небо , совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

Механизм формирования речи

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, поэтому они начинают колебаться. Таким образом, формируется голос. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок.

Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.

Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.

Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии - и так далее по кольцу.

И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

Механизм развития заикания

Сложный и не до конца установленный процесс.

Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.

Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и - дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха).

Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных - реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

Новая теория в развитии заикания

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина. То есть выпил таблетку - и можно отправляться на сцену ораторствовать.

Причины развития заикания

Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Заикание у детей

Встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим.

Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений.

Факторы риска развития заикания у детей

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

Эмоционально лабильная нервная система

Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит , они привязаны к маме.

Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.

Ранее начало речи

В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями.

В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.

Позднее начало речи

Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы - не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.

Заикание у одного из членов семьи

Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.

Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими

Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.

Излишне строгое отношение взрослых к ребенку

Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.

Особенности становления речи

В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

Физическое состояние ребенка

Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.

Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата».

Овладение двумя или более языками одновременно

Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.

Завышенные требования к ребенку

Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

Половой признак

Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.

Леворукость

Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.

Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи.

Причины развития заикания у детей

Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

Состояние центральной нервной системы

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами , простейшими, бактериями , грибами) и другие патологии.

После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В результате развивается недостаточность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь требует слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

Такие детки эмоционально лабильны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, волнуются и так далее.

Перенесенные психические травмы

Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.

Причем стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Заикание у взрослых

Встречается нечасто - и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Однако нередко логоневроз появляется у взрослых людей, вызывая развитие немалых проблем: они замыкаются в себе, становятся робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся публичных выступлений и так далее.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.

Наследственная предрасположенность

Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.

Причины развития заикания у взрослых

Стрессовые ситуации

Тяжелая потеря близкого человека, произошедшее на глазах дорожно-транспортное происшествие, военные действия, землетрясение, катастрофы и так далее.

Под воздействием стресса нарушается координация мышц, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В результате развиваются судороги мышц. То есть имеется взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты , менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.

У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.

Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором.

Виды заикания

Делятся по форме судорог, клиническим проявлениям и течению заболевания.

Виды заикания по форме судорог

  • Клоническое заикание - когда несколько кратковременных судорог , следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание - если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.
Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное - заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное - заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) - дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

Виды заикания по клиническим формам

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Невротическая форма

У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания

Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще - в сторону понижения.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь - к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

Симптомы

У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.

Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.

Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.

Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника.

У детей развивается логофобия - боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, - к усилению заикания.

У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

Неврозоподобная форма

У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности , была угроза выкидыша , асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.

Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания

В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке.

У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

Симптомы

У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.

В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте».

Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха.

Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух.

При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.

У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.

Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость.

Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

К какому врачу обращаться?

К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов.

Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.

Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.

Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.

Логопед - специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.

Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.

Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный - от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения.

Лечение заикания

Проводится как в стационаре, так и амбулаторно. Применяются в комплексе различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее.

Методики лечения заикания

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна - заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

Устранение заикания у дошкольников

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» - методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).

Основа методики - поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.

Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»

Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.

Цели

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации
Методика Силивестрова

Длительность - от 3 до 4 месяцев. Курс - 32-36 занятий.

Методика включает три этапа:

I. Подготовительный . Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный . Переходят от тихой речи - к громкой, а от спокойного вида деятельности - к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
III. Закрепительный . Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

Устранение заикания у подростков и взрослых

Методика В.М. Шкловского

В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения - 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.

Методика включает четыре этапа:

I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

Методика Л.3. Арутюнян

Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем - пять курсов по пять-семь дней в течение года.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении
Особенность методики - синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Новые методики для лечения заикания

Комплекс BreathMaker

При использовании методики «протезируется» речевой круг между центром Брока (речевым центром) и центром Вернике (центром распознавания речи).

Суть методики

Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока.

Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи.

Мотивация - основа лечения

Больные логоневрозом - талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное - помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.

Что делать родителям?

Маленькие непоседы - особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.

Организуйте режим дня .
Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

Организуйте правильное общение.
Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

Соблюдайте охранный речевой режим.
Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение - для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

Следите за питанием .
В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

Что делать взрослым пациентам?

Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент - выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее.

Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример - знаменитости, поборовшие свой недуг.

Заикание – довольно распространенная проблема, если она имеется, то не нужно поддаваться панике и опускать руки. Возможно лечение заикания у взрослых в домашних условиях, что приведет к значительному улучшению коммуникационных навыков.

Важно! Заикание проявляется как нарушение речи уже после первого произнесенного звука. В общении с человеком, страдающим от описываемой проблемы, часто ощущается мышечное напряжение. Он может потерять контроль над речью и вербальными функциями организма.

Причины заикания

У здорового человека центры речи, благодаря безусловным рефлексам, работают синхронно. У заики синхронность нарушается, происходят запинания в процессе речевого выражения мыслей. Выделяют несколько основных факторов, способствующих заиканию у взрослых:

  • наследственность (человек заикается с детства);
  • заболевания, оказывающие воздействие на нервные импульсы, органические патологии (опухоли, травмы головы, инсульт, контузия, менингит, энцефалит и другие нейроинфекции);
  • логоневроз (стресс, страх, переживания, тревога, эмоциональный шок);
  • половой признак (статистика утверждает, что мужчины чаще подвержены заболеванию);
  • не проводилось лечение на ранней стадии заикания.

Какие существуют типы:

  1. Нарушения речи при проблемах с нервной системой.
  2. Нарушения из-за того, что человека в детстве переучивали с левши на правшу.
  3. Проблемы из-за стрессов, сильных переутомлений, которые носят хронический характер. К заиканию может привести испуг, депрессия, травма.

Какие имеются способы лечения

Способы лечения заикания у взрослых в домашних условиях (см. видео) существуют давно. Сохранились самые эффективные методы, которые действительно помогут в домашних условиях значительно улучшить коммуникационные навыки.

Дыхательная гимнастика для расслабления органов речи:

  1. Стать прямо, расслабить руки. Спину сделать круглой и немного наклониться вперед, расслабив голову, вместе с ней шею и плечи. Делается быстрый вдох с использованием только носа. Вернуться в исходное положение и шумно выдохнуть, уже через рот. Повторять 12 подходов по восемь раз.
  2. Стать ровно, руки опустить на бедра. Спину держать прямо. Голову поворачивать в сторону, делая вдох, выдыхать плавно при переводе головы в другую сторону. Тело во время выполнения упражнения должно быть максимально расслабленно. В данном случае достаточно три подхода, но по три десятка раз.
  3. Следующее упражнение делается сидя на полу. Сесть нужно в позу лотоса, руки опустить на колени и максимально расслабиться. На глубоком медленном вдохе максимально наполнять легкие воздухом. На выдохе выталкивать воздух животом.

Важно! В процессе проведения описанных упражнений нагружается диафрагма, а голосовые связки расслабляются. Они не смыкаются во время беседы, речь становится плавной и спокойной. Гимнастику нужно проводить по вечерам, через 2–3 часа после еды.

Травяные чаи

Различные расслабляющие травы помогают при лечении заикания. Чаи действуют, как гимнастика, расслабляя и успокаивая человека. Хороший сбор для приема внутрь можно приготовить на основе цветочков календулы, листиков мелиссы. Добавить листья березы, солодку и донник. Заливать столовую ложку сбора кружкой кипятка и настаивать несколько часов. Пить по 2–3 ст. ложки перед приемом пищи.

Можно заваривать сбор на основе ромашки, душицы, аниса, пустырника, мелиссы и зверобоя. Одну столовую ложку залить кипятком и три часа настаивать в кружке. Пить по пол кружки до четырех раз в течение одних суток.

В термос на два литра положить горстку плодов шиповника, столько же ягод калины. Залить кипятком и оставить на пять часов. Чай пить с лимоном, добавляя мед для сладости.

Ароматические масла

Если вдыхать ароматы, которые успокаивают, придают уверенности, избавляют от напряжения и раздражительности, то это поможет при заикании. Сеанс ароматической терапии нужно проводить вечером.

Эфирные масла добавлять в ванну, некоторые добавляют отвары полыни, лаванды, чабреца, шалфея. Важно, чтобы вода не была сильно горячей, а время процедуры составляло не более 15 минут. Проводятся ванны курсом в течение 14 дней.

Простое, но эффективное и приятное лечение заикания у взрослых в домашних условиях можно проводить регулярно. Процедуры можно сделать образом жизни, тогда от проблемы останется лишь маленький след.

(лого) - вид дефекта речи, из-за которого пациент запинается в процессе разговора, один слог повторяет два и более раз. Это создает ощутимые трудности при общении. Отмечается, что проявления расстройства могут значительно усиливаться при эмоциональном возбуждении. Методов лечения заикания у взрослых несколько. Прежде всего назначаются занятия с логопедом. Специалист обучает пациента разговору с наименьшими проявлениями патологии. Также необходимы:

Симптомы

Заикание у взрослых имеет несколько форм. Они различаются особенностями проявления патологии. У пациентов диагностируют:

  • Тонический логоневроз. Происходит запинание с типичными паузами. Говорящему сложно произнести очередной слог. Также наблюдается растягивание некоторых звуков.
  • Клонический логоневроз. Пациент множественно повторяет отдельные слоги.
  • Смешанный. В разговоре отмечаются проявления тонической и клонической форм.

Заболевание имеет свои особенности развития. На основе этих факторов специалисты выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. В первом случае наблюдается стабильный явно выраженный дефект произношения. Неврозоподобная форма характеризуется элементами логопатии, возникающими при нервных срывах, стрессах. Как избавиться от заикания взрослым больным? Терапия длительная и осуществляется под наблюдением нескольких специалистов.

В ряде случаев выявить конкретную причину заикания у взрослых не всегда возможно. Наиболее распространенными факторами считаются:

Причиной заикания у взрослых, носящего временный характер, нередко является приступ ярости или сильный испуг.

Какой врач лечит заикание у взрослых?

Как лечить заикание у взрослых, обычно решают психолог, невролог и логопед. Терапия назначается после уточнения типа расстройства, провоцирующих факторов, сопутствующих патологий.

Если нарушения явные и мешают нормальному образу жизни, необходима помощь специалиста. На приеме доктору важно узнать:


  1. Какова психоэмоциональная обстановка на работе и в семье пациента?
  2. Заикание наблюается регулярно, или его провоцируют какие-то факторы?
  3. Как давно пациент жалуется на логоневроз?
  4. Предшествовала ли нарушению речи какая-либо ситуация?

Если не заниматься лечением дефекта, то он может сохраняться на протяжении длительного периода времени. Запинания и повторения нередко усиливаются, становятся более интенсивными. Также нарушается адаптация человека со сбивчивой речью в обществе. Иногда приходится менять работу, образ жизни. Известны случаи, когда у человека, находящегося в стрессе, шоке, после глотка теплого чая или алкогольного напитка восстанавливался естественный темп речи.

Заикание (логоневроз) – нарушение речевого акта, которое заключается в повторении звуков, слогов, слов. Искажается плавность, темп речи, человек вынужден делать паузы при разговоре. Параллельно наблюдается выраженное общее напряжение, скованность, страх перед выступлением. Все эти признаки в большинстве случаев приводят к психологическим проблемам (социофобия, самоизоляция). Как избавиться от заикания, рассмотрим более детально.

Причины заикания

Точная этиология не изучена. Для заикания характерна совокупность генетических и неврологических нарушений:

  1. Судорожная готовность речевых центров в головном мозге.
  2. Нарушение речи при аденоидах, которые мешают адекватному носовому дыханию, головной мозг испытывает кислородное голодание. Страдают речевые центры.
  3. Чрезмерно эмоциональный тип людей (смущение, робость, боязнь говорить публично), которые все пропускают через себя. Волнение запускает спазм речевого аппарата.
  4. Перенесенный сильный испуг или психологическая травма.
  5. Следствие хронического стресса.
  6. Ушибы, сотрясение, контузия головного мозга.
  7. Нарушение темпов развития речи (ускорение или замедление). Наблюдается у детей, когда речевой аппарат не успевает обеспечить бурный поток словесного становления («лексический взрыв»). Характерно для ребенка 3 лет, который длительное время молчал и впервые начал говорить.
  8. Неблагоприятная атмосфера в семье (скандалы, крики, драки).
  9. Заболевания нервной системы (энцефалиты, ДЦП, менингиты).
  10. Подражание заикающемуся члену семьи.

Типы заикания

Различают такие типы заболевания:

  1. Клоническое – повторение звуков, слогов, слов («с-с-с-с-с-с-с-с-обака», «ма-ма-ма-ма-шина»).
  2. Тоническое – звуки, слоги, слова растягиваются («л…….астик», «х……леб»).
  3. Смешанное.
  4. Неврозоподобное. Имеется органическое изменение центральной нервной системы. Дети отстают в физическом и психическом развитии.
  5. Невротическое. Возникает при здоровой нервной системе. Появляется во время стрессовой ситуации, испуга. В спокойной обстановке симптомов заикания не наблюдается. При таком типе люди испытывают сильный страх перед выступлением, чрезмерное напряжение.

Заикание часто сопровождается гримасами из-за спазма лицевой мускулатуры, нервным тиком – это защитные механизмы, с помощью которых человек пытается быстро преодолеть запинку.

Какой врач поможет

Заболевание лечится при участии нескольких специалистов:

  1. Невролог. Оценивает состояние нервной системы и назначает соответствующее средство (успокаивающие, ноотропы).
  2. Психотерапевт. Поможет отследить момент нарушения речевого акта, справиться с волнением. Данный специалист владеет гипнозом, который является действенным методом лечения заикания.
  3. Логопед. Научит говорить правильно, без запинок, сохраняя нужный темп и плавность произношения.
  4. Врач-рефлексотерапевт. Мануальная терапия с помощью иглоукалывания.

Как вылечить заикание в домашних условиях

Заикание – это невроз, поэтому методы лечения будут направлены на расслабление нервной системы, укрепление психики. Можно ли раз и навсегда отучиться заикаться? От сильного логоневроза помогут избавиться врачи – невролог, логопед, психолог, психиатр.

Терапия народными средствами

Эти рецепты используют в качестве дополнительного метода воздействия:

  1. Применяют фитотерапию. В состав травяных сборов обычно входят мелисса, мята перечная, ясенец белый, календула, ромашковый цвет. Готовят отвары или настои, которые применяют дважды в день. Курс составляет около месяца.
  2. Ароматерапия. Используют масла лаванды, апельсина, мелиссы, пачули, бергамота, валерианы. Применяют во время приема ванны, можно добавить в аромалампу, в массажный крем.

Народные средства оказывают успокаивающее действие на нервную систему. Бороться с заиканием дома можно и при помощи других методов.

В домашних условиях можно проводить такие манипуляции:

  1. Пение. Является очень эффективным способом усовершенствовать свою речь. Во время пения заикание исключено. Можно взять эту уловку на вооружение и попробовать говорить нараспев.
  2. Дыхательная гимнастика. Очень популярны методы Стрельниковой. Упражнения доступны ребенку и взрослому. Способствуют улучшению координации дыхания, расслаблению диафрагмы. Спокойное дыханиенеобходимое условие для плавной речи.
  3. Пауза в общении. Необходимо на время перестать общаться с другими людьми устной речью, заменив ее на письменную. В процессе написания запинок нет, мысленно человек проговаривает слова и предложения. Метод учит четко выражать свои мысли.
  4. Не опережать события. Современные родители хотят вырастить вундеркинда, нагружают его потоком информации. Им хочется, чтобы ребенок знал несколько языков, учил стихи, посещал несколько развивающих секций. Справиться с таким объемом растущий организм не всегда способен. Необходимо делать перерыв на отдых.
  5. Полный отдых. Если есть возможность, можно сменить обстановку и отправиться в путешествие. Очень полезны расслабляющие виды деятельности: йога, плавание, массаж, медитация, прогулки на свежем воздухе.
  6. Упражнения для языка. Он является главной речевой мышцей. Существует множество упражнений для всех групп мышц языка. Очень полезны скороговорки.

Медикаментозное лечение и методики

Лекарства может назначить только врач. Используют препараты двух групп – транквилизаторы и противосудорожные. Ярким представителем в лечении заикания является Фенибут. Таблетки способствуют снижению или исчезновению чувства тревоги, страха, напряжения, нормализуют сон.

Методики лечения заикания:

  1. Программа трехдневного избавления от болезни по методу Снежко, который основан на убеждении, что речь – это навык, его не лечат, а развивают. В программе лечения существует комплекс специальных тренировок речи.
  2. Что такое метод Мэлкома Фрейзера? Программа составлена так, чтобы человек самостоятельно мог корректировать свою речь. Представлен набор специальных упражнений, которые оправдали свою эффективность и помогли многим людям вылечиться от заикания.
  3. Мобильные приложения. Например «Голос закрепитель». Помогает замедлить темп речи заикающегося и стать более понятным для других. Постепенно человек привыкает к новому темпу и говорит лучше. Представляет собой психологический феномен.

Каждый человек, страдающий заиканием, в процессе жизни изобретает свои средства борьбы с патологией. Например, сжимание кулака в кармане. Мышечное сокращение отвлекает от волнения и спазма речевого аппарата. Кто-то перебирает четки или любой другой мелкий предмет. Отличный способ придумал Дейл Карнеги – сильно сжимать пальцы ног в ботинках. Некоторых успокаивает складывание бумажного листа.

Профилактические меры

Необходимо наблюдать за речевым развитием ребенка. При малейших искажениях в произношении слов, нарушении темпа речи, растягивании фраз, пауз во время разговора необходимо обратиться к логопеду. Нужно выяснить, не возникает ли патология лишь при волнении. Помощь специалиста на раннем этапе заболевания поможет ребенку предотвратить трудности в общении. Подростку сложнее справиться с заиканием, потому что дети в пубертатном возрасте чаще испытывают волнение и страдают неврозами.

Лучшая профилактика – это предотвращение логоневроза. Необходимо создать благоприятные условия для развития ребенка, облагородить климат семьи спокойствием и любовью. Очень важную роль играют родители и их взаимоотношения.

  1. Следует оградить ребенка от переизбытка информации в виде телевизора, гаджетов, компьютерных игр.
  2. Необходимо обеспечить правильный режим труда и отдыха. Спать ребенок должен 8-9 часов.
  3. Организовать полноценное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов.
  4. Очень полезно пение и прослушивание хороших песен.
  5. Рекомендованы спокойные игры, чтение книг с добрым сюжетом, прогулки на свежем воздухе.

Правильное развитие речи ребенка основывается на:

Главная проблема заикания – после выздоровления симптоматика болезни может опять появляться. Не нужно заострять на ней внимание. Люди, избавившиеся от заикания, справятся с ним вновь.

То и оно психологическими методами. Самое главное, чтобы человек, который страдает заиканием, сам стремился к выздоровлению, и мог бы полностью открыться специалисту.

Заикание не возникает на пустом месте. Обязательно что-то предшествовало этому: страх, боль, обида, тревога. Просто человек этого не помнит. Хорошие результаты в заикания дает метод гипноза, при котором всплывает прошлая ситуация, требующая взгляда .

Психологический метод включает в себя и практические действия по преодолению страха общения с окружающими. Очень хорошим упражнением в этом случае является выступление на публике. Для этого нужно записаться в театральную студию и участвовать в спектаклях. Начинать можно с небольших текстов, а затем уже играть большие роли.

В комплекс лечения заикания очень хорошо включить специальные дыхательные упражнения по методу Стрельниковой А.Н. Например, упражнение « »:Встаньте прямо, а руки согните в локтях. Ладони поверните от себя. Руки нужно держать таким образом, чтобы локти направлены были вниз. Теперь со сжиманием кулаков делайте шумные резкие вдохи носом (4 вдоха подряд без выдоха). Затем выдохните, опустите руки и отдохните 3-4 секунды. Затем упражнение в 4 вдоха повторяем еще 24 раза (с выдохом и отдыхом между циклами).

Уменьшить проявление заикания можно путем спокойного и размеренного произношения слов. Старайтесь встать или сесть в ровную позу, спокойным голосом, расходовать дыхание экономно. Также можно задерживать дыхание на момент упражнения. Следует говорить ниже тона, не нажимая на согласные, но при этом слегка растягивая .

Какой бы хороший специалист не был, 90% успеха лечения заикания зависит от самого пациента. Насколько ответственно человек будет выполнять предлагаемые рекомендации и заниматься своим самосовершенствованием, настолько выраженным будет результат лечения.

Обратите внимание

Особое место среди речевых расстройств занимает заикание. Оно чаще наблюдается у детей, а те заикающиеся взрослые, которых мы знаем, страдают этим изъяном, как правило, с раннего возраста. Следует также иметь в виду, что у некоторых ребят заикание появляется по подражанию: они говорят сбивчиво потому, что постоянно слышат речь взрослых с подобным изъяном.

Полезный совет

Если ребенку, у которого развилось заикание, не была оказана своевременная и комплексная помощь, то, как правило, речевое расстройство усиливается (особенно в первый год школьного обучения и в подростковом возрасте), принимает хронический характер и сильно влияет на личность заикающегося. Взрослый человек, страдающий заиканием, переносит часто возникающие речевые затруднения и неудачи, что приводит к эмоциональным переживаниям...

Источники:

  • как вылечить заикание

Читайте также: