Предложения п цели высказывания бывают. Какие бывают предложения по цели высказывания? Цель и интонация высказывания. Примеры предложений по цели высказывания

В русском языке существует множество различных синтаксических единиц, самой часто используемой из которых является предложение. Но знали ли вы о том, что они могут очень сильно отличаться друг от друга? В этой статье подробно расскажем о том, какие существуют виды предложений по цели высказывания, чем они отличаются.

Вконтакте

Предложением называется основная синтаксическая единица, в которой имеется некая информация о чем-либо, вопрос или побуждение к действию. Предложение отличается от наличием грамматической основы, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Главной функцией этой конструкции является осуществление коммуникации.

Важно! Фраза всегда должна быть закончена как по смыслу, так и интонационно!

Для того чтобы речь была грамотной, необходимо разобраться для начала в типах и . Так будет проще понять смысл сказанного или написанного, расставить нужные знаки препинания.

Для начала нужно определить, что такое цель высказывания? Может быть, вы хотите узнать о чем-то у собеседника или, наоборот, передать ему некоторую информацию? Или же вам нужно, чтобы человек что-то сделал? Тот результат, которого вы хотите добиться от собеседника, использовав фразы определенного вида, и будет считаться целью.

Предложения различаются по типам высказывания и по интонации. Очень разнообразный предлагает их различные классификации, одной из которых является разделение этих синтаксических единиц по цели высказывания. Итак, какие же виды фраз существуют?

Конструкции по цели высказывания бывают:

  • повествовательные;
  • побудительные;
  • вопросительные.

Кроме того, они различаются по интонации и могут быть:

  • восклицательными;
  • невосклицательными

Восклицательные нужны для того, чтобы придать выражению особую эмоциональную окраску . На письме их выделяют с помощью восклицательного знака, а в устной речи произносят со специальной интонацией. Очень часто восклицание добавляется к побудительным конструкциям. Если необходимо добавить больше эмоциональности, то в конце можно поставить три восклицательных знака: «Смотри, лось бежит!!!». Такая фраза отлично украсит текст.

Невосклицательные используются для сообщения обыденной информации, фактов. Они не подразумевают наличия эмоциональной окраски и на письме выделяются просто точкой. Однако если вам хочется добавить в высказывание немного загадочности или эффекта незаконченности, то уместнее в таком случае будет использование многоточия: «Знаешь, я очень давно хотела тебе сказать…».

Виды предложений

Повествовательные конструкции

Этот вид высказываний является весьма распространенным. Они необходимы для сообщения каких-либо фактов, при этом доносимая информация может быть как утверждаемой, так и отрицаемой.

Важно! Повествовательное предложение – это всегда законченная мысль.

При произношении повествовательного высказывания главное слово необходимо выделить голосом, а к концу фразы понизить тон, сделать его более спокойным. Примеров повествовательных конструкций достаточно много: «Я сегодня ел курицу на ужин», «Весной часто можно увидеть косяки перелетных птиц».

Повествовательное можно произнести как с восклицательной интонацией, к примеру: «Сергей – отличник!», так и без восклицания, например: «Мне нравится есть мороженое». На письме восклицательные повествовательные предложения оформляются восклицательным знаком, а в конце невосклицательных высказываний ставится точка.

Побудительные конструкции

Итак, что такое побудительное предложение? Эти высказывания нужны для того, чтобы сподвигнуть человека к каким-либо действиям. При этом используются различные фразы:

  • мольба: «Умоляю тебя, не надо!»;
  • просьба: «Прошу тебя, перестань жевать!»;
  • пожелание: «Пожалуйста, побыстрее поправься».

Очень часто в высказываниях побудительного вида фигурируют такие частицы, как «пусть», «давай», «умоляю», «прошу» и так далее. В устной речи они выделяются при помощи интонации , очень часто их произносят с восклицанием, а на письме выделяют восклицательным знаком.

Существуют и невосклицательные побудительные предложения. Они, как и обычные предложения, на письме заканчиваются точкой.

Важно! Именно в конструкциях побудительного вида можно встретить (неопределенную форму глагола), глагол в повелительном или обращение к лицу, которому адресовано выражение. Такое предложение не имеет подлежащего и может состоять лишь из одного сказуемого!

Побудительные предложения

Вопросительные конструкции

Они необходимы для передачи вопросов разного вида. Каждое вопросительное предложение может иметь свое назначение, поэтому существует несколько разных групп таких выражений.

Группы вопросительных предложений

  • Общие вопросы. На них можно ответить лишь «Да» или «Нет». Примеры: «Разводите ли вы аквариумных рыбок?», «Есть ли у вас собака?».
  • Частные вопросы. Используются, если необходимо узнать побольше о каком-либо человеке, обстоятельстве или объекте. Пример: «Кто сегодня пойдет в театр?», «Когда будет открытие нового торгового центра?».

Отличаются вопросительные конструкции еще и по характеру. Учитывать характер вопроса очень важно, так как именно от него будет зависеть ответ, который вы получите от своего собеседника .

Вопросительные предложения

Классификация по характеру вопроса

  • Собственно-вопросительные. Нужны для получения неизвестной информации, от собеседника обязательно нужен ответ. Например: «Как пройти в библиотеку?»
  • Вопросительно-утвердительное высказывание необходимо использовать в том случае, если у вас уже имеется какая-то информация, и вам нужно ее подтвердить. К примеру: «Неужели он этого не знал?»
  • С помощью вопросительно-отрицательных можно выразить отрицание утверждения, которое было изначально вложено в вопрос. К примеру: «Ну и зачем я это делал?!»
  • В вопросительно-побудительных содержится требование или просьба выполнить некоторое действие: «Может быть, поедем кататься на пароме?»
  • На вопросительно-риторические высказывания не нужно давать ответ, так как уже сама фраза содержит в себе ответ на вопрос. Обычно эти предложения служат настоящим украшением речи, например: «Кому же не нравится слушать пение соловьев теплыми летними вечерами?».

Вопросительные конструкции в устной речи необходимо выделять особой интонацией. Можно также использовать специальные слова-сигналы (кто, куда, откуда и прочие), а также в вопросах можно изменить порядок слов. Например: «Он ест рыбу?», «Кто ест рыбу?», «Что он ест?». В письменной речи в конце любого вопросительного выражения ставится знак вопроса, но если вы хотите добавить фразе более эмоциональную окраску, уместнее будет использовать вместе вопросительный и восклицательный знаки, как в примере: «Неужели тебе так сложно смириться с этим?!». В этом случае восклицательный знак ставится после вопросительного.

Предложение - это наименьшая единица речи, которая заключает в себе законченную мысль, состоит из двух главных членов или из одного. Они имеют коммуникативную функцию. Эмоциональная окраска делает речь более выразительной. Чтобы правильно прочесть и произнести текст и на письме грамотно расставить знаки препинания, нужно определить вид его по цели высказывания и по интонации, то есть по смысловой окраске.

Классификация по цели высказывания

Предложения бывают:

  • повествовательные;
  • вопросительные;
  • побудительные.

Это самая большая группа в русском языке. Они сообщают законченную мысль, произносятся спокойным тоном. Главное по логике слово говорится повышенным тоном, к концу тон снижается, и ставится точка.

Примеры:

  1. До праздника осталось совсем мало времени.
  2. Хорошая работа достойна уважения.
  3. Зима. Снег. Солнечно и морозно.
  4. Набегались, нагулялись, устали.

Повествовательные предложения содержат:

Вопросительные предложения

  • Пример. Когда мы завтра идём в гости?
  • Если делаем упор на слово когда , то ответ будет: Сразу после завтрака.
  • Если выделяем слово в гости , то ответ будет: В гости идём, когда будем свободны.

Также используются вопросительные слова, частицы или наречия: что, где, когда, почему, зачем, разве, неужели, ли, как, какое.

Задача: узнать информацию, расспросить о событии, выяснить обстоятельства действия, допросить и выпытать.

Риторические вопросы не требуют ответа. Их используют для эмоциональной окраски речи. Например, «Могу ли я забыть тебя, мой край любимый?»

Побудительные предложения

Целью является желание говорившего заставить, призвать, побудить к действию человека или людей. Это желание выражается побудительной интонацией, применением частиц, междометий, глагольных форм.

Примеры:

  • Запишите домашнее задание.
  • Сбегай-ка за водой.
  • Давай побежим наперегонки.
  • Не смей мне перечить.

Побудительные содержат просьбу, приказ, мольбу.

По эмоциональной окраске бывают невосклицательные и восклицательные.

Большинство относятся к невосклицательным. Они произносятся нейтральным тоном, спокойно, без эмоций. Примеры:

  • Заканчивается учебный год.
  • Перед дождём низко летают ласточки.
  • Люблю Отчизну я.

В конце ставится точка. Грамотный человек должен уметь правильно выяснить вид предложения, прочитать его с нужной интонацией и поставить необходимый знак пунктуации.

Восклицательные предложения передают необычные волнения, высокие чувства и эмоциональное состояние говорящего. Их произносят громко и с повышением тона в конце или выделяют повышением голоса те слова, которые передают эмоции говорящего.

Примеры:

  • Скоро праздник! Будет ёлка! Придёт Дед Мороз!
  • Подожди! Не уходи!

В конце ставят восклицательный знак. Иногда, если хотят подчеркнуть силу своих эмоций, ставят сразу 2 или даже три восклицательных знака. Например, «Не смей меня забывать!!! Никогда!!!»

Сильные эмоции передаются:

  • интонацией, выражающей все человеческие чувства: гнев, ненависть, любовь, восторг, восхищение, возмущение, отвращение;
  • междометиями: ух, ах, ой, эх;
  • частицами: да, пускай, о, ну.

Примеры:

  • Какая красота вокруг!
  • Как здорово! Ура! Я поступила в университет!
  • Ух ты! Ах ты! Все мы космонавты!
  • Да здравствует наш союз!

В младших классах школы ученики получают знания о предложении, на какие виды они делятся. В 3 классе проводят уроки на эту тему. Младшие школьники получают знания о том, что предложение состоит из главных членов и различаются по цели высказывания и по интонации:

Для закрепления полученных сведений ученики выполняют специальные задания. Затем повторяют знания по таблице о типах предложения и о знаках препинания при них.

В конце вопросительных ставится вопросительный знак, в конце восклицательных - восклицательный знак, в конце повествовательных и побудительных ставится точка (восклицательный знак).

Умение определять типы предложений по цели высказывания и по интонации даёт возможность быть грамотным человеком, правильно пользоваться знаками препинания и выразительно читать написанное. Эмоциональная окраска речи важна при написании публичных выступлений, в диспутах, в художественных текстах.

intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить» «инто­на­ция»

Восклицательные предложения


повест­во­ва­тель­ным

Вчера выпал снег.

Вопросительные предложения

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

логи­че­ским уда­ре­ни­ем .




И птиц щебе­та­нье,
И шелест берёз?


Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из ули­ток, раку­шек,

Побудительное предложение

Сядьте рядом на ска­мей­ке!

Примеры предложений


- Упражненье нача­лось!
Ноги вме­сте! Руки врозь!
Раз, два, три, четы­ре!


Не мешай­те мне тру­дить­ся!
Я води­цы при­та­щу
И коло­дез­ной води­цей


russkiiyazyk.ru

Какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русской речи?

Предложение представляет собой речевую единицу, которая сочетает в себе несколько слов, связанных между собой. Каждая такая конструкция обладает конкретным смыслом и интонацией. По интонации предложения бывают несколько видов. Заканчиваться они также могут соответственно с помощью разных знаков препинания. Какие бывают предложения по цели высказывания и интонации?

Разновидности конструкций по цели

Предложения по цели высказывания разделяются на повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждые из них имеют свои особенности, которые следует разобрать подробнее.

Повествование

Повествовательные конструкции – это самые часто используемые предложения по цели высказывания и по интонации. Их целью является передача информации, которая утверждается или же, наоборот, отрицается.

Такая конструкция имеет законченную мысль, которая передается с применением определенного тона. Характеристика данного вида состоит в том, что человек выделяет основное слово более громким голосом, а заканчивает высказывание низким и спокойным тоном.

Данный вид встречается постоянно в речи людей. К примеру, когда ребенок сообщает своим ровесникам: «Сегодня мама подарила мне игрушку», «Я вчера смотрел интересный мультфильм» и так далее.

Конструкции могут быть также вопросительными. Они необходимы для того, чтобы спросить, узнать что-то у собеседника. Какими бывают предложения по типу вопроса? Такие конструкции разделяются на следующие разновидности:

  • Общевопросительные, целью которых считается получение подтверждения либо отрицания определенных сведений. Ответ на них может быть односложным, просто «да» или «нет». Пример: «Игорь вчера был на работе?», «У вас есть хлеб?».
  • Частновопросительные, задачей которых является получить новую информацию о каком-либо человеке, событии, действии и так далее. К примеру, «Во сколько подъедет машина?», «Кто сегодня будет дежурить?», «Какую погоду обещают завтра?».

Достигать цели, поставленные перед вопросительными фразами, помогает специальная интонация, которая применяется в устной речи, а также вопросительный знак, используемый человеком на письме. Также важную роль играют вопросительные слова: Кто? Почему? Когда?, частицы: разве, неужели.

Еще такие конструкции строятся по определенному порядку, сначала ставится вопросительное слово, потом все остальные слова, например, «Во сколько ты пойдешь в кино?».

Побуждение

Предложения по цели высказывания и по интонации могут быть еще и побудительными. Такие конструкции включают в себя некоторое волеизъявление человека. Целью подобной фразы является побуждение другого человека совершить какое-либо действие.

Такое предложение по цели используется, когда человек что-то просит, приказывает, говорит о своих пожеланиях другому человеку.

Задачи побудительного предложения могут достигаться благодаря применению определенной интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц, например, таких как «пускай», «давай».

Типы фраз по интонации

Какие бывают предложения по цели высказывания, теперь понятно, а какие бывают предложения по интонации?

По интонации предложения делятся на некоторые виды в зависимости от эмоциональности высказывания. Говорящий может произносить фразы спокойно, а может и эмоционально, соответственно меняя громкость и темп своей речи, а также расставляя в словарной конструкции по разному ударения. Поэтому по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Невосклицательные

Такие типы предложений по интонационной окраске встречаются ежедневно и используются чаще всего. Для их произношения не требуется проявлять эмоциональность и чувства, можно говорить умеренно и спокойно. Обычно такая конструкция является повествованием, вопросом, в редких случаях – побуждением. («Я вчера ходил в кино со своей девушкой.»).

Восклицательные

Данные типы предложений по эмоциональной окраске наоборот выражают чувства, передают эмоции. Они произносятся особенным тоном, нередко громким голосом. В большинстве случаев подобные виды предложений по интонации применяются во фразах, побуждающих к чему-либо. («Езжай медленно, на дороге гололедица!»).

Какими знаками заканчиваются разные типы фраз в письменной речи?

Виды предложений по интонации и цели выделяются на письме разными способами. Именно пунктуация позволяет человеку понять, какие речевые конструкции по цели и интонации находятся на бумаге или экране электронного устройства перед ним.


Необходимо знать следующие правила расстановки знаков препинания:

  • Повествовательная невосклицательная фраза завершается точкой. («Вот и наступило долгожданное лето»).
  • Вопросительная невосклицательная конструкция заканчивается вопросительным знаком. («Когда твой папа придет с работы?»).
  • Побудительная невосклицательная фраза требует на конце постановку точки. («Перестань капризничать и кушай.»).
  • Повествовательное восклицательное высказывание завершается восклицательным знаком. («Я сегодня себя так хорошо чувствую!»).
  • Вопросительная восклицательная конструкция заканчивается двумя знаками - вопросительным и восклицательным. («Я могу тоже пойти за грибами?!»).
  • Побудительное восклицательное высказывание должно быть законченно восклицательным знаком. («Слабонервным, просьба удалиться из аудитории!»).

Когда типы высказывания предложения бывают особенно эмоциональными, то можно ставить сразу несколько восклицательных знаков. («Осторожно, впереди обрыв. »).

В случае если конструкция обладает эффектом незавершенности, то требуется ставить в конце высказывания многоточие. («Мне очень жаль…»).

Теперь ясно, какие бывают предложения по интонации и цели. Важно знать их особенности, чтобы ваши высказывания были правильно восприняты окружающими людьми как в устной так и в письменной речи.

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить» . В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида пред­ло­же­ний:

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу - иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?
Ох, при­зна­юсь - хоть это мне и больно- не прав и я! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния - сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние - про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным . В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак - точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния , кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем .

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит:
- Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха:
- Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес,
И птиц щебе­та­нье,
И шелест берёз?
О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из ули­ток, раку­шек,
И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Сядьте рядом на ска­мей­ке!

Давайте полю­бу­ем­ся этой кра­со­той!

Примеры предложений

Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай ско­ман­до­вал:
- Упражненье нача­лось!
Ноги вме­сте! Руки врозь!
Раз, два, три, четы­ре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка:
- Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я - лететь не могу! (В. Сутеев).

Не мешай­те мне тру­дить­ся!
Я води­цы при­та­щу
И коло­дез­ной води­цей
Всех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»


russkiiyazyk.ru

Виды предложений по интонации и цели высказывания

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить» . В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида пред­ло­же­ний:

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу - иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?
Ох, при­зна­юсь - хоть это мне и больно- не прав и я! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния - сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние - про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным . В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак - точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния , кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем .

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит:
- Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха:
- Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес,
И птиц щебе­та­нье,
И шелест берёз?
О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из ули­ток, раку­шек,
И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Сядьте рядом на ска­мей­ке!

Давайте полю­бу­ем­ся этой кра­со­той!

Примеры предложений

Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай ско­ман­до­вал:
- Упражненье нача­лось!
Ноги вме­сте! Руки врозь!
Раз, два, три, четы­ре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка:
- Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я - лететь не могу! (В. Сутеев).

Не мешай­те мне тру­дить­ся!
Я води­цы при­та­щу
И коло­дез­ной води­цей
Всех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»


russkiiyazyk.ru

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Сегодня на занятии мы узнаем, что такое предложение. Разберем, какими предложения бывают по цели высказывания и эмоциональной окраске. На примере отрывка из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» научимся разбираться в видах предложений.

Определение предложения

Предложение – это единица синтаксиса, которая выражает относительно законченную мысль и характеризуется интонационной завершённостью.

Функция предложения коммуникативная . Оно является единицей общения.

Прослушивание отрывка сказки

Прослушав отрывок из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», обратите внимание на то, что одни предложения сообщают что-то, другие спрашивают, в третьих слышна просьба (см. урок с 00:51 по 01:36) (рис. 1).

Рис. 1. Текст прослушанного отрывка из сказки

Выделим предложения, в которых содержится вопрос (рис.2).

Рис. 2. Вопросительное предложение

Выделим предложения, в которых содержится просьба (рис. 3).

Рис. 3. Предложения с просьбой

Оставшиеся предложения из отрывка передают информацию, о чем-то сообщают.

Предложения по цели высказывания

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на три группы: повествовательные, побудительные, вопросительные .

Основным назначением повествовательных предложений является сообщение об определенных явлениях действительности, т. е. передача информации собеседнику (рис. 4).

Рис. 4. Примеры повествовательного предложения

Вопросительные предложения нужны для выражения вопроса (рис. 5).

Рис. 5. Примеры вопросительного предложения

Назначением побудительных предложений является побуждение к действию того, к кому обращена речь (рис. 6).

Рис. 6. Пример побудительных предложений

Побудительные, повествовательные и вопросительные предложения могут эмоционально окрашиваться. Они выражают отношение или переживания человека, который говорит, и называются восклицательными (рис. 7).

Рис. 7. Примеры восклицательных предложений

Обратите внимание, как в зависимости от интонации меняются знаки препинания в конце предложения (рис. 8).

Рис. 8. Зависимость знаков препинания от интонации

Тренировочное упражнение

Из текста необходимо выписать по одному примеру побудительного, повествовательного и вопросительного предложения (рис. 9).

Рис. 9. Текст упражнения

Пример вопросительного предложения (рис. 10).

Рис. 10. Вопросительное предложение

Пример побудительного предложения (рис. 11).

Рис. 11. Побудительное предложение

Пример повествовательного предложения (рис. 12).

Рис. 12. Повествовательное предложение

Заключение

На занятии мы выяснили, что по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, а по интонации – восклицательные и невосклицательные.

Список литературы

  1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях. – 9-е изд., перераб. – М.: 2012 Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.
  2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
  3. Русский язык. 5 класс / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. – М.: 2012 – 318 с.
  4. Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.
  1. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”» (Источник)
  2. Интернет портал «Школьный помощник» (Источник)
  3. Интернет портал «ЯКласс» (Источник)

Домашнее задание

  1. Что такое предложение, какова его функция в общении?
  2. Какие существуют виды предложений по цели высказывания?
  3. Как называют эмоционально окрашенные предложения?

Закон україни про держслужбу О. Кривецький, голов. ред. НЮБ НБУВ Новий Закон України «Про державну службу» Сучасна демократична держава не може існувати без ефективного функціонування органів виконавчої влади. Від безперервної та […]

  • Ст. 284 НК РФ (2017): вопросы и ответы Отправить на почту Ст. 284 НК РФ: официальный текст Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы Ст. 284 НК РФ определяет ставки налога на прибыль. В статье мы ответим на основные вопросы по «прибыльным» […]
  • Госкомстат России Административное право. Словарь-справочник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. Б.В. Россинский. 2000 . Смотреть что такое "Госкомстат России" в других словарях: Госкомстат России - Государственный комитет […]
  • Требования к структуре учебных пособий Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной […]
  • Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».

    Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью . Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.

    Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»

    А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».

    Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

    Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.

    -Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я.

    -«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.

    -Что ты кричишь? Что случилось?

    -Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. -Там в лесу кто-то дразнится.

    -Кто дразнится?

    -Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!

    -«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.

    -Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)

    Мама задаёт сыну вопросы:

    -Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?

    Это вопросительные предложения.

    Мальчик сообщает ей:

    - Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу - и он тоже. Да ведь это эхо!

    Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то - это повествовательные предложения.

    Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.

    - Вот послушай

    Это побудительное предложение.

    Объясню термин «побудительное предложение». Будить - помогать проснуться (отсюда слово будильник ), а значит, начать действовать; побуждение - подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

    Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.

    Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.

    Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)

    Не барабань пальцами по столу! (Требование)

    Будьте добрыми! (Пожелание)

    Давайте играть в прятки. (Предложение)

    Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)

    Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу. Слово пожалуйста выделяется запятыми.

    Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?

    Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией .

    Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.

    Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные .

    В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

    Хотите - запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.

    Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.

    1. Хороший снеговик получился.

    Хороший снеговик получился!

    2. Что тут у вас происходит?

    Что тут у вас происходит?!

    3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.

    Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

    1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, в нём выражена радость.

    Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)

    Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)

    2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, произносится с особым чувством.

    Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)

    Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)

    3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное.

    Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)

    Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)

    В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.

    Кто живёт в капле речной воды?

    Почему летом жарко, а зимой холодно?

    Что будет, если исчезнут насекомые?

    Какой зверь самый хищный на свете?

    Где и как рождается снег?

    Откуда берётся роса на траве?

    Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.

    Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?

    Что каждый из знаков говорит об интонации?

    По интонации первое предложение - невосклицательное, а второе и третье - восклицательные.

    Что каждый из знаков говорит о цели?

    Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение - вопросительное.

    Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.

    Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.

    - Какой шум!

    - Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

    - Что ты такой шум поднял?!

    - Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)

    - Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)

    - Не бойся меня, заяц . (1 схема: побудительное, невосклицательное)

    Я ёжик . (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

    - Что ты такой шум поднял?!

    - Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

    Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

    Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.

    Вы знаете, кто я? Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.

    Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)

    Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?

    Повествовательные : Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.

    Побудительные : Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.

    Теперь вы знаете, что предложение бывает

    1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;

    2) по интонации : восклицательное или невосклицательное.

    Повествовательное - это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.

    Вопросительное предложение задаёт вопрос.

    Побудительное предложение побуждает к действию.

    1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
    2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
    3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
    4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
    5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
    6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
    1. School-collection.edu.ru ().
    2. School-collection.edu.ru ().
    3. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
    • Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: "Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в".
    • Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

    Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок

    (По В.Волиной)

    • Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните задания, которые даны в побудительных предложениях.

    Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка ? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша . Составь предложение со словом позёмка.

    (По Н. Надеждиной)

    По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

    Основное назначение повествовательных предложений - сообщение об определённых явлениях действительности (иногда - вымышленных), т.е. передача информации адресату речи.

    Средством выражения повествовательного характера предложения служит его интонационное оформление - с понижением голоса в конце предложения: На холмах Грузии лежит ночная мгла... (А. Пушкин).

    Основное назначение вопросительных предложений - получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных или не вполне известных говорящему ситуаций.

    Средствами выражения вопросительного характера высказывания являются: 1) вопросительная интонация, которая отличается от повествовательной повышенным тоном произношения всего предложения и особенно резким повышением тона на том слове, с которым непосредственно связан смысл вопроса; 2) вопросительные местоименные слова (когда, где, куда, кто, какой и т. п.); 3) вопросительные частицы (разве, неужели, ли и др.): 1) Видите на том берегу дом и сад? (А. Чехов); 2) Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин); 3) Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин).

    Кроме своей основной функции, вопросительные предложения нередко употребляются и в ином значении, в частности - в роли эмоционально окрашенных повествовательных предложений (утвердительных или отрицательных): На кого не действует новизна? (А. Чехов) (= На всех действует); Кто в силах удержать любовь? (А. Пушкин) (Никто не в силах). Такие вопросы, не требующие ответа, а передающие эмоционально окрашенную информацию, называются риторическими.

    Назначение побудительных предложений - побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т. д.

    Побудительный характер высказывания оформляется прежде всего интонацией, которая имеет множество разновидностей (в зависимости от того, что выражается в предложении: приказ или просьба, совет или призыв и т. п.).

    Кроме интонации побудительный характер высказывания выражается употреблением глагола-сказуемого в повелительном наклонении: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. Пушкин); Давайте восклицать, друг другом восхищаться (Б. Окуджава). Но глагольное сказуемое, называющее действие, к которому побуждают, может стоять в побудительных предложениях и в других формах: 1) в инфинитиве: Просить, позвать, сказать, что дома! (А. Грибоедов); 2) в условном наклонении: Вы бы хоть книги читали, что ли... (А. Чехов) - и некоторых других.

    В большинстве случаев повествовательные, вопросительные и побудительные предложения отчётливо противопоставлены друг другу и по смысловым, и по грамматическим признакам. Вместе с тем часто можно отметить и взаимодействие этих видов высказываний - совмещение у одного предложения разных функций, определённые «сдвиги» в целевом назначении предложения. Например, повествовательное предложение Но пораженья от победы ты сам не должен отличать (Б. Пастернак) имеет побудительное значение (повествовательно-побудительное). Вопросительное предложение Так вы мне дадите Гоголя? - [спрашивает Иван Матвеич] (А. Чехов) также имеет оттенок побуждения к действию {вопросительно-побудительное предложение).

    Читайте также: