Тема: Основы эпидемиологии. Эпидемический процесс. Варианты развития эпидемического процесса Механизм развития эпидемического процесса

1. Спорадия (спорадическая заболеваемость). Возникают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний, не принимающих заметного распространения среди населения. Свойство инфекционной болезни к распространению в окружении заболевшего выражено минимальным образом (например, болезнь Боткина).

2. Эндемия - групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях постоянного и тесного общения людей. Заболевание развивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек (вспышка эпидемического паротита в группе детского сада).

3. Эпидемическая вспышка. Массовое распространение инфекционного заболевания, которое происходит из ряда групповых вспышек и охватывает целиком одно или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).

4. Эпидемия . Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории, охватывающей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболевших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).

5. Пандемия. Глобальное распространение эпидемической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных государств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекция).

Основные направления противоэпидемических мероприятий

Как указывалось, эпидемический процесс возникает и поддерживается только при наличии трех звеньев: источника инфекции, механизма передачи возбудителя, восприимчивого населения. Следовательно, устранение одного из звеньев неизбежно приведет к прекращению эпидемического процесса.

Основные противоэпидемические мероприятия включают :

1. Меры, направленные на устранение источника инфекции: выявление больных, бактерионосителей, их изоляция и лечение; обнаружение лиц, общавшихся с заболевшими, для последующего наблюдения за состоянием их здоровья, чтобы своевременно установить новые случаи заболеваний и своевременно изолировать больных людей.

2. Мероприятия, направленные на пресечение путей распространения инфекции и на предотвращение расширения границ очага:

а )режимные ограничительные меры – обсервация и карантин. Обсервация – специально организованное медицинское наблюдение за населением в очаге инфекции, включающее ряд мероприятий, направленных на своевременное выявление и изоляцию заболевших в целях предупреждения распространения эпидемии. Одновременно с помощью антибиотиков проводят экстренную профилактику, делают необходимые прививки, ведут наблюдение за строгим выполнением правил личной и общественной гигиены. Срок обсервации определяется длительностью максимального инкубационного периода для данного заболевания и исчисляется с момента изоляции последнего больного и окончания дезинфекции в очаге. Карантин – это система наиболее строгих изоляционно-ограничительных противоэпидемических мероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний;

б) дезинфекционные мероприятия, включающие не только обеззараживание, но также дезинсекцию, дератизацию (уничтожение насекомых и грызунов);

3. Меры, направленные на повышение невосприимчивости населения к инфекции, среди которых наиболее важное значение имеют методы экстренной профилактики возникновения заболевания:

а) иммунизация населения по эпидемическим показаниям;

б) использование противомикробных средств в профилактических целях (бактериофаги, интерфероны, антибиотики).

Указанные противоэпидемические меры в условиях эпидемического очага обязательно дополняются проведением целого ряда организационных мероприятий, направленных на ограничение контактов среди населения. В организованных коллективах проводится санитарно-просветительная и воспитательная работа, привлекаются средства массовой информации. Важное значение приобретает воспитательная и санитарно-просветительная работа педагогов с учащимися школ.

Методы дезинфекции в эпидемическом очаге. Дезинфекция – это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей и устранение источников инфекции, а также предотвращение дальнейшего распространения. Дезинфекционные мероприятия включают:

1) дезинфекцию (методы уничтожения болезнетворных микроорганизмов),

2) дезинсекцию (методы уничтожения насекомых – переносчиков возбудителей заразных болезней),

3) дератизацию (методы уничтожения грызунов – источников и распространителей инфекции).

Виды дезинфекции . В практике различают два основных вида:

1. Очаговая (противоэпидемическая) дезинфекция проводится с целью ликвидации очага инфекции в семье, общежитии, детском учреждении, на железнодорожном и водном транспорте, в лечебном учреждении. В условиях эпидемического очага производится текущая и заключительная дезинфекция. Текущая дезинфекция производится в помещении, где находится больной человек, не менее 2-3 раз в течение суток весь период пребывания источника инфекции в семье или в инфекционном отделении больницы. Заключительная дезинфекция проводится после госпитализации больного, либо после его выздоровления. Дезинфекции подлежат все предметы, с которыми соприкасался больной человек (постельные принадлежности, белье, обувь, посуда, предметы ухода), а также мебель, стены, пол и т.д.

2. Профилактическая дезинфекция выполняется 1 раз в сутки или 2-3 раза в неделю на пищеблоках, в детских учреждениях, интернатах, общесоматических лечебных учреждениях, родильных домах. Это плановая дезинфекция.

Способы дезинфекции . Для дезинфекции применяются физические, химические и биологические методы обеззараживания.

К физическим методам относятся кипячение, автоклавирование, термическая обработка в сухожаровых шкафах, в дезинфекционных камерах, ультрафиолетовое облучение; стерилизация (кипячение инструментов в течение 45 минут предупреждает заражение эпидемическим гепатитом); пастеризация – нагрев жидкостей до 50-60 градусов с целью их обеззараживания (например, молока). В течение 15-30 минут погибают вегетативные формы кишечной палочки.

Химические методы дезинфекции осуществляются с применением химических препаратов, обладающих высокой бактерицидной активностью (хлорная известь, хлорамин, гипохлориты кальция и натрия, лизол, формалин, карболовая кислота). Дезинфицирующим действием обладают также мыло и синтетические моющие средства. Для проведения очаговой текущей и заключительной дезинфекции в очагах кишечных инфекций используют 0,5% раствор хлорсодержащих дезсредств, при воздушно-капельных инфекциях – 1,0%, в очагах активного туберкулеза – 5,0%. При работе с дезинфицирующими препаратами необходимо соблюдать осторожность (пользоваться защитной одеждой, очками, маской, перчатками).

Биологические методы дезинфекции – это уничтожение микроорганизмов средствами биологической природы (например, с помощью микробов-антагонистов). Применяется для обеззараживания сточных вод, мусора и отбросов.

Эпидемический процесс- это процесс передачи разного начала от источника инфекции к восприим­чивому организму (распространение инфекции от больного к здоровому). Он включает 3 звена.

1. Источник инфекции, выделяющий возбудителя во внешнюю среду (человек, животные),

2. Факторы передачи возбудителя,

3. Восприимчивый организм, то есть человек, кото­рый не имеет иммунитета против данной инфекции.

Источники инфекции:

1. Человек. Инфекционные болезни, которые пора­жают только людей, называются антропонозами (от греч. anthropos - человек, noses - болезнь). Напри­мер, брюшным тифом, корью, коклюшем, дизентери­ей, холерой болеют только люди.

2. Животные. Большую группу инфекционных и инвазионных болезней человека составляют зооно- 11,| (от греч. zoos - животные), при которых источни- |, ом инфекции служат различные виды домашних н диких животных и птиц. К зоонозам относятся бру­целлез, сибирская язва, сап, ящур и др.

Существует также группа зооатропонозных инфекций, при которых источником заражения могут служить и животные, и люди (чума, туберкулез, саль­монеллезы).

Факторы передачи возбудителя. Болезнетворные микроорганизмы передаются здоровым людям одним или несколькими из путей:

1. Воздух - грипп, корь передаются только через воздух, для других инфекций воздух является главным фактором (дифтерия, скарлатина), а для третьих - возможным фактором передачи возбудителя (чума ту­ляремия);

2. Вода - брюшной тиф, дизентерия, холера, туля­ремия, бруцеллез, сап, сибирская язва и др.;

3. Почва - анаэробы (столбняк, ботулизм, газовая гангрена), сибирская язва, кишечные инфекции глис­ты и др.;

4. Пищевые продукты - все кишечные инфекции. С пищей также могут передаваться возбудители диф­терии, скарлатины, туляремии, чумы и др.;

5. Предметы труда и обихода, зараженные боль­ным животным или человеком, могут служить факто­ром передачи заразного начала здоровым людям;

6. Членистоногие - часто бывают переносчиками возбудителей инфекционных болезней. Клещи пере­дают вирусы, бактерии и риккетсии; вши - сыпной и возвратный тифы; блохи - чуму и крысиный сып­ной тиф; мухи кишечные инфекции и глисты; кома­ры - малярию; клещи - энцефалиты; мошки - туля­ремию; москиты - лейшманиоз и т. д.;

7. Биологические жидкости (кровь, носоглоточные выделения, кал, моча, сперма, околоплодная жид­кость) СПИД, сифилис, гепатит, кишечные инфек­ции и др.

Основные эпидемиологические характеристики возникновения и распространения инфекционного заболевания определяются быстротой распростране­ния, обширностью территории эпидемии и массовос­тью охвата заболеванием населения.

Варианты развития эпидемического процесса:

1. Спорадия (спорадическая заболеваемость). Воз­никают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний, не принимающие замет­ного распространения среди населения. Свойство ин­фекционной болезни к распространению в окруже­нии заболевшего выражено минимальным образом (например, болезнь Боткина).

2. Эндемия - групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях по­стоянного и тесного общения людей. Заболевание раз­вивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек (вспышка эпидемического паротита в группе детского сада).

3. Эпидемическая вспышка. Массовое распрост­ранение инфекционного заболевания, которое происходит из ряда групповых вспышек и охватывает целиком одно или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).

4. Эпидемия. Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории,охватывающей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболев­ших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).

5. Пандемия. Глобальное распространение эпиде­мической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных госу­дарств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекции).

Природная очаговость инфекционных заболева­ний - распространение болезни в пределах определенных территориальных зон. Такое явление, когда какое- либо заболевание с большим постоянством регистрируется на определенной территории, называется эндемией . Как правило, - это зоонозные инфекции, которые распространяются в соответствующих террито­риальных очагах среди животных, с помощью насеко­мых, переносящих возбудителя инфекции. Учение о природной очаговости инфекционных заболевании было сформулировано в 1939 году академиком Е.Н. Павловским. Природные очаги инфекционных заболеваний называют нозоареалами, а характерные для территорий инфекционные болезни - природно-очаговыми инфекциями (геморрагические лихорадки, кле­щевой энцефалит, чума, туляремия и др.). Можно назвать их экологически обусловленными болезнями, так причиной эндемичности служат природные факто­ры, благоприятствующие распространению данных заболеваний: наличие животных - источников инфекции и кровососущих насекомых, выступающих в роли переносчиков соответствующей инфекции. Нозоареалом холеры являются Индия и Пакистан. Человек не является фактором, который может поддерживать существование очага природной инфекции, так как подоб­ные очаги сформировались еще задолго до появления людей на этих территориях. Такие очаги продолжают существовать после ухода людей (по завершении геоло­горазведочных, дорожных и других временных работ). Несомненный приоритет в открытии и изучении явления природной очаговости инфекционных болезней принадлежит отечественным ученым - академику Е.Н. Павловскому и академику А.А. Смородинцеву.



Эпидемический очаг. Объект или территория где развертывается эпидемический процесс, называется эпидемическим очагом. Эпидемический очаг может быть ограничен пределами квартиры, где проживает заболевший человек, может охватывать территорию детского дошкольного учреждения или школы, включать территорию населенного пункта, региона. Число заболевших в очаге может варьировать от одного-двух до многих сотен и тысяч случаев болезни.

Элементы эпидемического очага:

1. Больные люди и здоровые бактерионосители - источники заражения окружающих людей;

2. Контактировавшие с больными лица («контактные»), которые в случае возникновения у них заболева­ния ставятся источником распространения инфекции;

3. Здоровые люди, которые по характеру своей трудовой деятельности представляют группу повы­шенного риска распространения инфекции - «декретированная группа населения» (работники предприятий общественного питания, водоснабжения, меди­цинские работники, педагоги и пр.);

4. Помещение, в котором находится или находился заболевший человек, включая находящиеся в нем предметы обстановки и предметы повседневного обихода, способствующие передаче заразного начала вос­приимчивым людям;

5. Факторы окружающей среды, особенно в заго­родных условиях, которые могут способствовать распространению инфекции (источники водопользова­ния и продовольственного обеспечения, наличие гры­зунов и насекомых, места сбора отходов и нечистот);

6. Здоровое население на территории очага, не имевшее контакта с больными и бактерионосителя­ми, как восприимчивый к инфекции контингент, не застрахованный от возможного заражения в условиях эпидемического очага.

Все перечисленные элементы эпидемического оча­ги отражают три основных звена эпидемического про­месса: источник инфекции - пути передачи (механизм заражения) - восприимчивый контингент.

Не все элементы эпидемического очага должны быть направлены соответствующие противоэпидемические мероприятия, чтобы наиболее быстро и эффективно решить две взаимосвязанные задачи: 1) строго локализовать очаг в его границах, не допустить «рас­ползания» границ очага; 2) обеспечить скорейшую ликвидацию самого очага, чтобы не допустить массового заболевания населения.

Механизм передачи инфекции состоит из 3-х фаз.

1) выведение возбудителя из зараженного организма наружу,

2) пребывание возбудителя во внешней среде,

3) внедрение возбудителя в новый организм.

При воздушном механизме заражения инфекция может передаваться как воздушно-капельным путем, так и воздушно-пылевым. Возбудители инфекционных заболеваний выделяются в воздух из носоглотки боль­ного человека при дыхании, при разговоре, но особенно интенсивно при чихании и кашле, распространяясь, капельками слюны и носоглоточной слизи на несколько метров от больного человека. Таким образом, распространяются острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), коклюш, дифтерия, эпидемичес­кий паротит, скарлатина и др. Воздушно-пылевой пуль распространения инфекции, когда возбудители с потокамивоздуха способны распространяться на значительные расстояния от больного человека, характерен для «летучих» вирусных инфекции (ветряная оспа, корь, краснуха и др.). При воздушно-капельном пути заражения возбудитель попадает в организм, главным образом, через слизистые оболочки верхних дыхательных путей (через респираторный тракт) распространяясь затем по всему организму.

Фекально-оральный механизм заражения отличается ем, что при этом возбудители инфекции, выделя­ясь из организма больного человека или бактерионосителя с его кишечным содержимым, попадают в окру­жающую среду. Затем, через посредство зараженной воды, пищевых продуктов, почвы, грязных рук, предметов обихода возбудитель проникает в организм здорового человека через желудочно-кишечный тракт (дизентерия, холера, сальмонеллезы и др.).

Кровяной механизм заражения отличается тем, что основным фактором распространения инфекции в та­ких случаях служит инфицированная кровь, различ­ными путями проникающая в кровяное русло здорово­го человека. Заражение может произойти при перели­вании крови, в результате неквалифицированного применения медицинских инструментов многоразо­вого пользования, внутриутробным путем от беременной к ее плоду (ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит, си­филис). К этой же группе заболеваний отнесены трансмиссивные инфекции, распространяющиеся че­рез укусы кровососущих насекомых (малярия, клещевой энцефалит, клещевой борелиоз, чума, туляремия, геморрагические лихорадки и др.).

Контактный механизм заражения может осуще­ствляться как путем прямого, так и путем опосредованного (непрямого) контакта - через инфицированные предметы повседневного обихода (разнообразные заболевания и болезни, передающиеся поло­вым путем - БППП).

Некоторые инфекционные болезни отличаются выраженной сезонностью (кишечные инфекции в жаркое время года). Ряд инфекционных заболеваний имеют возрастную специфику, например детские инфекции (коклюш).

Эпидемический процесс - это процесс воз­никновения и распространения среди насе­ления специфических инфекционных состо­яний - от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных цир­кулирующим в коллективе возбудителем.

Условия и механизмы формирования эпи­демического процесса, методы его изучения, а также совокупность противоэпидемических мероприятий, направленных на предупрежде­ние и снижение инфекционных заболеваний, являются предметом изучения специальной наукой - эпидемиологией.

Эпидемический процесс обуславливает не­прерывность взаимодействия трех его эле­ментов:

1) источник инфекции;

2) механизмы, пути и факторы передачи;

3) восприимчивость коллектива.
Выключение любого из этих звеньев приво­
дит к прерыванию эпидемического процесса.

Первый элемент эпидемического процес­са представляет собой источник инфекции. Понятие «источник возбудителя инфекции» означает живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнеде­ятельности патогенных микробов, из кото­рого происходит заражение людей или жи­вотных. Источником инфекции могут быть организм человека (больного или носителя), организм животного и абиотические объекты окружающей среды.

Инфекции, при которых источником ин­фекции служит только человек, называются антропонозными, а инфекции, при кото­рых источником инфекции служат больные животные, но может болеть и человек, - зоонозными. Кроме того, выделяют группу сапронозов, при которых источником ин­фекции служат объекты окружающей среды. Сапронозы - это болезни, возбудители ко­торых имеют не только позвоночного хозяи­на, но и место развития, и резервуар неживо­го происхождения (органические вещества, в том числе пища, почва, растения).

Второй элемент эпидемического процесса составляют механизмы, пути и факторы пере­дачи инфекции. Русским ученым-эпидемио­логом Л. В. Громашевским был сформулиро­ван закон соответствия механизма передачи и локализации возбудителя в организме, со­гласно которому механизмы, пути и факторы передачи инфекции можно представить сле­дующим образом (табл. 8.1).

Третий элемент эпидемического процес­са составляет восприимчивость коллектива. Замечено, что если иммунная прослойка в по­пуляции составляет 95 % и выше, то в данном коллективе достигается состояние эпидеми­ческого благополучия и циркуляция возбуди-


теля прекращается. Поэтому задачей по пре­дупреждению эпидемий является создание в коллективах данной иммунной прослойки путем проведения вакцинации против соот­ветствующих возбудителей.

В соответствии с этим противоэпидемичес­кие мероприятия, проводимые в коллективе, могут быть направлены на различные звенья эпидемического процесса. Мероприятия 1-й группы направлены на источник инфекции, мероприятия 2-й группы - на разрыв меха­низмов и путей передачи, мероприятия 3-й группы - на восприимчивый коллектив.

К мероприятиям 1-й группы относится комплекс мер, направленных на ликвидацию источника инфекции: больных необходимо выявлять, изолировать и лечить; носителей - выявлять, ставить на учет и санировать; боль­ных животных, как правило, уничтожают.

Мероприятия 2-й группы, направленные на разрыв механизмов и путей передачи, включа­ют в себя комплекс санитарно-гигиенических мероприятий по благоустройству населенных пунктов (например, централизованное водо­снабжение и канализация), разукрупнение организованных коллективов, карантинные мероприятия, санитарный надзор за объек­тами пищевой промышленности и общепита, соблюдение правил асептики, антисептики, дезинфекции и стерилизации в больничных учреждениях и др. Это наиболее трудоем­кие и, к сожалению, наименее эффектив­ные мероприятия, особенно при инфекциях, характеризующихся множественностью ме­ханизмов, путей и факторов передачи, как, например, зоонозные или внутрибольничные инфекции (ВБИ).

Мероприятия 3-й группы, направленные на восприимчивый коллектив, включают в себя, если это возможно, мероприятия по созданию искусственного приобретенного иммуните­та- активного (путем проведения вакцина­ции) или пассивного (с помощью сывороток и иммуноглобулинов). При отсутствии в арсе­нале врача специфических профилактических иммунобиологических препаратов мероприя­тия 3-й группы сводятся к санитарно-просве-тительной работе среди населения.

В соответствии с вышеизложенным, ин­фекции можно подразделить на управляемые,

при которых имеются эффективные меры воздействия на одно или несколько звеньев эпидемического процесса (например, вакци­нация), и неуправляемые, при которых такие меры отсутствуют. Поэтому конечной целью эпидемиологии по борьбе с управляемыми инфекциями является их ликвидация в гло­бальном, мировом масштабе. К 1980 г. усили­ями мирового сообщества, координируемыми ВОЗ, удалось ликвидировать особо опасную инфекцию - натуральную оспу. В ближайших планах ВОЗ - ликвидация ряда других управ­ляемых инфекций, таких как полиомиелит, корь и др.

Интенсивность эпидемического процесса выражается в интенсивных показателях за­болеваемости (смертности): количество за­болевших (умерших) на 10 000 или 100 000 населения, с указанием названия болезни, территории и исторического отрезка времени. Эпидемиологи различают три степени интен­сивности эпидемического процесса:

Спорадическая заболеваемость - это обычный уровень заболеваемости данной но­зологической формой на данной территории в данный исторический отрезок времени;

Эпидемия - это уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени,


резко превышающий уровень спорадической заболеваемости;

Пандемия - это уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени, резко превышающий уровень обычных эпи­демий. Как правило, такой уровень заболевае­мости трудно удержать в рамках определенно­го географического региона и заболеваемость обычно быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например, панде­мии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции и др.). Не исключена возможность пандемии какого-либо заболевания в строгих географи­ческих рамках, например пандемия сыпного тифа в период Гражданской войны в России (1918-1922 гг.), которая не вышла за границы России.

Эндемия не характеризует интенсивность эпидемического процесса, она включает в себя относительную частоту заболеваемости данной нозологической формой на данной географической территории. Различают энде­мию природно-очаговую, связанную с природ­ными условиями и ареалом распространения в природе резервуаров инфекции и перенос­чиков (например, природные очаги чумы), и эндемию статическую, обусловленную комп­лексом климатогеографических и социально-


экономических факторов (например, холера в Индии и Бангладеш).

В соответствии с распространенностью ин­фекционные болезни можно разделить на:

1. Кризисные - заболеваемость свыше
100 случаев на 100 000 населения, например
СПИД.

2. Массовые - заболеваемость 100 случаев на 100 000 населения, например острые рес­пираторные заболевания (ОРЗ), острая ки­шечная инфекция (ОКИ), гнойно-воспали­тельные заболевания (ГВЗ).

3. Распространенные управляемые - забо­леваемость менее 20 случаев на 100 000 насе­ления, например газовая гангрена, псевдоту­беркулез.

5. Спорадические - единичные случаи на 100 000 населения, например сыпной тиф.

8.8.1. Эколого-эпидемиологическая классификация инфекционных болезней

С учетом изложенных выше особенностей эпидемического процесса разработана совре­менная эколого-эпидемиологическая класси­фикация инфекционных болезней человека (табл. 8.2).

Первичное эколого-эпидемиологическое разделение всех инфекционных болезней че­ловека должно учитывать в своей основе глав­ную среду обитания (резервуар) возбудителя в природе, с которой так или иначе связано заражение человека. Существуют три главные специфические среды обитания возбудителя: организм человека (антропонозы), организм животного (зоонозы), внешняя среда (сапро-нозы). Сочетание двух резервуаров возбуди­теля свойственно переходным формам. При антропонозах человек - единственный ре­зервуар возбудителя в природе и источник за­ражения. Во главу угла классификации здесь ставится характер взаимоотношений возбу­дителя с организмом человека (локализация) либо с человеческой популяцией (механизм передачи). При более детальной классифи­кации антропонозов придерживаются обще­принятого деления на кишечные, кровяные, респираторные, наружных покровов и «вер­тикальные» (от матери плоду).

Принципиально другая картина наблюда­ется у инфекций, возбудители которых имеют


внечеловеческие резервуары в природе. При этих инфекциях локализация возбудителя в организме человека или механизм его переда­чи от человека человеку есть вовсе не причи­на, а следствие процессов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность патогенного микроба.

При зоонозах основным резервуаром воз­будителя в природе служат животные, пре­имущественно млекопитающие, и членисто­ногие. Именно они обеспечивают существо­вание возбудителя как биологического вида и вызывают эпизодическое заражение чело­века, тогда как роль человека биологически недетерминирована и несущественна для па­разита. Зоонозы делятся на две эколого-эпи-демиологические группы: болезни домашних (сельскохозяйственных, пушных, домашних) и синантропных (в основном грызуны) жи­вотных; болезни диких животных.

При сапронозах основной резервуар возбу­дителя - субстраты внешней среды (почва, вода и др.), которые способны сами по себе обеспечить устойчивое его существование в природе. Для возбудителей типичных сап-ронозов внешняя среда служит практически единственной или основной средой обитания возбудителя. Другие сапронозы представляют длинный и плавный переход к зоонозным инфекциям, в ходе которых постепенно воз­растает роль животных как резервуара возбу­дителя. Их называют сапрозоонозами.

Классификация сапронозов по механизму передачи невозможна. Человек и теплокров­ные животные являются биологическим «ту­пиком» для возбудителя, поэтому закономер­ной цепной передачи его от особи к особи не существует. Эпидемический процесс носит качественно иной - веерообразный - ха­рактер, будучи представлен независимыми заражениями людей от общего резервуара - субстратов внешней среды. С эпидемиологи­ческих позиций сапронозы подразделяются по природным резервуарам на почвенные и водные.

«Чистые» сапронозы - природно-очаго-вые заболевания: их возбудители являются компонентами естественных наземных или водных экосистем. Доказано автономное су­ществование легионелл в природных водо-


Таблица 8.2. Эколого- эпидемиологаческая классификация инфек ционных болезней
Классы инфекционных б - Антропонозы _ Группы внутри классов Кишечные Респираторные Кровяные Наружных покровов « Вертикальные» Основной резерву- , г ар возбудителя Человек „ Репрезентативные оолезни Брюшной тиф. гепатит А, поли­омиелит, корь, краснуха, дифте-рия, паротит, ветряная оспа, сып­ной тиф, возвратный тиф вшивый, сифилис, гонорея и др.
Зоонозы Домашних и синантроп-ных животных Диких животных (при- родно-очаговые) м"™,., . животные Бруцеллез, ящур, Ку-лихорадка. орнитоз, трихофития и др. Туляремия, клещевой риккетсиоз, клещевые боррелиозы. арбовирус- ные инфекции, обезьянья оспа, бешенство, лихорадка Ласа и др.
Почвенные Почва Клостридиозы, актиномикоз, ас-пергиллез, гистоплазмоз, бласто-микоз, кокцидиоидомикоз и др.
Сапронозы Водные Зоофильные (сапрозоо-нозы) _ Вода „ Внешняя среда + животные Легионеллез, холера, мелиоидоз. Т1АГ, НАГ-инфекция и др. Сибирская язва, лептоспирозы. , иерсинеозы, листериоз, столбняк и др.

емах; клостридий и грибов - возбудителей глубоких микозов в почве.

S.8.2. Понятие о конвенционных I карантинных) и особо опасных инфекциях

Настоящее время характеризуется бурным ростом международных связей. Активации межгосударственной миграции населения в значительной степени способствует раз­витие современных транспортных средств. Попытки предотвращения распространения шфекционных болезней путем установления газного рода карантинов известны с XIV в. Накопленный опыт международных мер по


предупреждению распространения карантин­ных инфекций позволил прийти к принципи­альному выводу: без наличия быстрой и цен­трализованной системы обмена эпидемиоло­гической информацией между государствами невозможно своевременно принять соответс­твующие меры национальной и международ­ной безопасности.

Конвенционная (карантинная) болезнь - это болезнь, система информации и меры профилактики которой обусловлены между­народными соглашениями (конвенцией).

1 октября 1952 г. вступили в действие Международные медико-санитарные прави­ла, которые касались чумы, холеры, желтой лихорадки и натуральной оспы. Основная цель этих Правил заключалась в обеспечении противоэпидемической защиты государств от заноса инфекций. Правила обязывают нацио­нальные органы здравоохранения немедленно уведомлять ВОЗ о возникновении карантин­ных болезней и регулярно сообщать об эпи­демиологической ситуации в стране. В свою очередь, на ВОЗ возлагается ответственность за быстрое распространение получаемой ин­формации.


При возникновении в любой точке планеты случаев карантинных инфекций вступает в си­лу, согласно Правилам, следующая система:

1) страна направляет в ВОЗ информацию о возникших случаях;

2) ВОЗ обрабатывает данные и направляет их всем странам мира;

3) страны мира, получив информацию, при­нимают решение относительно проведения каких-либо особых противоэпидемических мероприятий и информируют об этом ВОЗ;

4) ВОЗ обрабатывает полученную информа­цию и направляет ее всем странам мира.

Аналогичным образом осуществляется об­мен информацией после ликвидации случаев заболевания в пораженном районе. Главным каналом передачи информации является еже­недельный эпидемиологический бюллетень «Weekly epidemiology review» (WER), а также автоматическая телексная связь накопления и передачи информации, по которой распро­страняется дневная сводка по карантинным болезням.

Наиболее эффективный контроль за между­народным распространением инфекционных болезней может быть основан на постоянно действующей системе глобального эпидеми­ологического надзора, направленного, с од­ной стороны, на выявление и уменьшение



ЧаСТЬ II.

ОБЩАЯ ИММУНОЛОГИЯ

В рамках данного раздела учения об эпидемическом процессе выделяют три теории: 1) саморегуляции эпидемического процесса; 2) механизма передачи возбудителей инфекционных болезней; 3) природной очаговости инфекционных болезней.

Теория саморегуляции эпидемического процесса была разработана академиком В.Д. Беляковым и зарегистрирована в СССР как открытие в 1976 г. Эта теория является новой теоретической концепцией эпидемиологии о внутренних механизмах развития эпидемического процесса и позволяет рационально объяснить временные и территориальные закономерности в распространении инфекционных болезней среди населения.

Теория механизма передачи была разработана Л.В. Громашевским в 40-е гг. ХХ в. и описывает закономерности перемещения возбудителей инфекционных заболеваний от человека к человеку.

Теория природной очаговости инфекционных болезней, сформулированная академиком Е.Н. Павловским в 1939 г., позволяет получить представление о закономерностях и особенностях распространения среди людей зоонозных инфекций.

Теория саморегуляции эпидемического процесса. Основными положениями теории саморегуляции эпидемического процесса являются:

  • 1) неоднородность (гетерогенность) взаимодействующих популяций возбудителя и человека, составляющая основу развития эпидемического процесса;
  • 2) динамическое (фазовое) изменение гетерогенности (неоднородности) биологических свойств взаимодействующих популяций возбудителя и человека;
  • 3) стабилизирующая (управляющая) роль обратных отрицательных связей в процессах саморегуляции;
  • 4) регулирующая роль социальных и природных условий в фазовых преобразованиях эпидемического процесса.

Среди признаков неоднородности, характеризующих популяцию возбудителя , для развития эпидемического процесса значение имеет прежде всего неоднородность по вирулентности (т. е. по степени болезнетворности возбудителя). Неоднородность по вирулентным свойствам является универсальной характеристикой всех патогенных возбудителей. В различные периоды распространения инфекционных болезней среди людей циркулируют возбудители, различающиеся по степени и характеру неоднородности по вирулентным свойствам.

Следующим по значимости признаком популяции возбудителя является неоднородность по контагиозности. Контагиозность как способность возбудителя к распространению среди людей и приживаемости в организме отдельных хозяев также является вариабельным признаком, меняющимся в ходе развития эпидемического процесса.

Неоднородность по иммуногенности характеризует способность возбудителя вызывать в организме хозяина те или иные формы иммунитета (антимикробный, антитоксический, антивирусный, гуморальный, клеточный, местный, общий). Как и контагиозность, признак иммуногенности является варьирующим.

Для развития эпидемического процесса отдельных инфекций значение имеет неоднородность популяции возбудителя по антигенным свойствам (грипп), по его чувствительности к антибиотикам (внутрибольничные инфекции), к бактериофагам (дизентерия) и т.д.

Следует еще раз подчеркнуть, что параметром популяции возбудителя, имеющим определяющее значение в развитии эпидемического процесса, является неоднородность по вирулентности. Неоднородность по другим признакам чаще бывает сопряжена с вирулентностью, хотя в отдельных случаях развитие эпидемического процесса связано именно с возбудителями, неоднородными по признакам, независимым от вирулентности.

Для развития эпидемического процесса значение имеет неоднородность популяции человека (хозяина) по восприимчивости к возбудителям инфекционных болезней. Восприимчивость - это видовой признак, под которым понимают способность организма человека реагировать на патогенные свойства возбудителя. В различные периоды распространения инфекционных болезней популяцию человека составляют лица, различающиеся по степени и характеру восприимчивости к возбудителям, вызывающим эти болезни.

Второе положение теории саморегуляции гласит о том, что в ходе эпидемического процесса происходит динамическое (фазовое) изменение гетерогенности (неоднородности) вирулентности в популяции возбудителя и восприимчивости в популяции человека . Фазовая перестройка взаимодействующих популяций предполагает последовательную смену четырех фаз: 1) резервации; 2) эпидемического преобразования; 3) эпидемического распространения; 4) резервационного преобразования.

Численность популяции возбудителя в фазе эпидемического распространения максимальная. Эта фаза обусловливает развитие эпидемии, во время которой заболевают как неиммунные лица, так и лица с частичным иммунитетом, который не защищает их от высоковирулентных (эпидемических) вариантов возбудителя. Продолжительность фазы эпидемического распространения (продолжительность эпидемии) всегда ограничена во времени. Данная фаза завершается, несмотря на наличие в популяции человека восприимчивых лиц. Фаза эпидемического распространения не может длиться неопределенно долгое время прежде всего в "интересах" возбудителя - в противном случае он истребит всех восприимчивых лиц и лишит себя среды обитания, а также энергетических ресурсов. Поэтому уже в фазе эпидемического распространения закладывается следующая фаза.

Фаза резервационного преобразования начинается с пассирования вирулентных вариантов возбудителя через организм иммунных лиц (переболевших и выработавших иммунитет во время данной эпидемии). В результате в циркуляции остаются лишь те варианты, которые снизили вирулентность и приспособились к новой (иммунной) среде обитания. В данной фазе значительная часть популяции возбудителя погибает, а заболеваемость людей идет на спад.

Четвертое положение теории саморегуляции раскрывает регулирующую роль социальных и природных условий в фазовых преобразованиях эпидемического процесса . Социальные и природные условия, определяющие фазность развития эпидемического процесса, можно подразделить на три группы: а) факторы, обусловливающие создание различных форм "перемешивания" людей - формирование коллективов, естественные и искусственные миграции; б) факторы, обусловливающие активизацию механизма передачи возбудителя; в) факторы, снижающие иммунитет и резистентность. Любые из перечисленных условий приводят, в конечном счете, к возрастанию прослойки высоковосприимчивых лиц в цепи циркуляции возбудителя, что служит сигналом к перестройке внутренней организации его популяции. С другой стороны, иммунизация коллектива и проведение мероприятий, снижающих активность механизма передачи возбудителя, уменьшают прослойку восприимчивых лиц и являются условием формирования резервационного варианта возбудителя.

Теория саморегуляции эпидемического процесса позволяет рационально объяснить временные и территориальные закономерности в распространении инфекционных болезней среди населения. Практическая значимость данной теории в том, что она ориентирует на необходимость проведения профилактических мероприятий в фазе резервации. При этом рациональными будут те мероприятия, которые предупреждают переход возбудителя из фазы резервации в фазу эпидемического преобразования и эпидемического распространения.

Теория механизма передачи возбудителей инфекционных болезней .

Механизм передачи - это эволюционно сложившийся процесс перемещения возбудителя в пределах одной популяции из организма одного хозяина в восприимчивый организм другого хозяина, который обеспечивает сохранение возбудителя как биологического вида в природе.

Механизм передачи можно разделить на три взаимообусловленные (взаимосвязанные) фазы (рис. 3).

Первая фаза - выведение возбудителя из источника инфекции - обусловливается локализацией возбудителя в макроорганизме и реализуется при определенной группе инфекционных болезней одним и тем же путем. Например, при локализации возбудителя в кишечнике возможен лишь один способ выведения его во внешнюю среду - путем дефекации, а при локализации в дыхательных путях - также только один способ выведения-с потоками выдыхаемого воздуха, т.е. при выдохе.

Инфицированный организм человека или животного, в котором патогенные возбудители могут жить, размножаться, накапливаться и выделяться во внешнюю среду, называется источником инфекции. То есть это естественная среда обитания возбудителя.

Среди людей источниками инфекции могут быть больные и носители. Важнейшими характеристиками больных как источников инфекции являются период заразительности и тяжесть клинических проявлений заболевания.

Учитывая цикличность течения инфекционных болезней, следует отметить, что в инкубационном периоде при большинстве инфекционных болезней возбудители во внешнюю среду не выделяются и, следовательно, заразительность таких лиц исключается. Однако, если в инкубационном периоде выделение возбудителей имеет место, то это резко повышает эпидемическую значимость таких лиц как источников инфекции и существенно затрудняет профилактическую работу. Это связано с отсутствием клинических проявлений в инкубационном периоде и возможности выявить подобные источники инфекции. Указанное положение характерно для вирусного гепатита А и является одной из основных причин широкого распространения данной инфекции. В период разгара заболевания количество возбудителей в организме больного достигает максимума. Вирулентность возбудителей, выделяющихся на фоне клинических проявлений, существенно выше, чем в другие периоды течения заболевания. Наряду с этим для инфекционных заболеваний характерны такие симптомы, которые способствуют освобождению организма от возбудителей (кашель, насморк - при аэрозольных инфекциях; диарея - при кишечных инфекциях и т.д.). В итоге период разгара характеризуется максимальным выделением возбудителя из организма больного и этим определяется наибольшая эпидемическая опасность инфекционных больных в разгар клинических проявлений.

В периоде реконвалесценции в большинстве случаев клиническое выздоровление по времени совпадает с освобождением организма больного от возбудителей. Иногда же у некоторых лиц на фоне клинического выздоровления продолжается выделение возбудителя и, естественно, они могут явиться источником инфекции для окружающих.

Таким образом, наибольшую эпидемическую опасность больные представляют в периоде разгара болезни. Затем следует период реконвалесценции. При некоторых же инфекционных болезнях источниками инфекции могут быть и лица, находящиеся в инкубационном периоде.

Эпидемическая значимость тяжести клинических проявлений заключается в следующем. Больной тяжелой формой инфекционного заболевания при прочих равных условиях является мощным источником инфекции, поскольку выделяет большое количество высоковирулентных возбудителей. Однако тяжелое течение болезни резко ограничивает активность подобных источников инфекции и в конечном итоге наибольшую эпидемическую опасность представляют больные с легкими клиническими формами. Основными причинами высокой эпидемической значимости больных легкими формами являются: а) в структуре заболеваемости, как правило, легкие формы встречаются чаще, чем тяжелые; б) больные легкими формами позже обращаются или совсем не обращаются за медицинской помощью; в) диагноз таким больным из-за неопределенности клинической картины устанавливается позже; г) изоляция больных легкими формами менее строгая и часто осуществляется в домашних условиях. Эпидемическая опасность больных легкими формами инфекционных заболеваний еще более возрастает, если при этом имеет место выделение возбудителей из источника инфекции в инкубационном периоде.

Носительство возбудителей инфекционных болезней - это выделение возбудителя из организма человека при отсутствии клинических проявлений заболевания. По продолжительности различают транзиторное, острое и хроническое носительство.

Транзиторное носительство предполагает кратковременное (чаще всего - однократное) выделение возбудителя при отсутствии клинических проявлений заболевания.

Острое носительство - выделение возбудителя в пределах от нескольких дней до двух-трех месяцев. Острое носительство преимущественно является следствием недавно перенесенного заболевания.

Хроническое носительство - выделение возбудителя в течение многих месяцев и даже лет. Этот вид носительства также чаще всего формируется в результате перенесенного заболевания у лиц с дефектами иммунной системы.

Степень эпидемической значимости указанных форм носительства при прочих равных условиях прямо пропорциональна его продолжительности. Однако при отдельных инфекциях в конкретных условиях роль острых носителей как источников инфекции может быть более существенной, чем лиц, находящихся в состоянии хронического носительства.

При анализе механизма развития эпидемического процесса при зоонозах используют понятия "основные" и "дополнительные" источники инфекции. Основной источник - это специфический хозяин возбудителя, обеспечивающий его сохранение как биологического вида (естественная среда обитания). Дополнительный источник - неспецифический хозяин возбудителя, способный передавать его людям. Человек при отдельных зоонозах (чума) может становиться дополнительным, в эпидемическом отношении наиболее опасным источником инфекции.

Резервуар инфекции - совокупность популяций возбудителя во взаимодействии с естественной средой обитания.

Вторая фаза механизма передачи - пребывание возбудителя во внешней среде - зависит от способа выведения возбудителя, предопределяющего среду, в которую он попадает после выведения из макроорганизма. Так, возбудитель, покинувший организм источника инфекции во время разговора, кашля или чихания, неизбежно прежде всего попадает в воздух. Возбудитель, выделившийся с испражнениями, попадает на различные объекты, которые и принимают участие в его дальнейшем пространственном перемещении. Таким образом, фаза пребывания возбудителя во внешней среде неразрывно связана с фазой выведения его из источника инфекции.

Для реализации фазы пребывания возбудителя во внешней среде необходимы факторы передачи, т.е. элементы внешней среды, обеспечивающие перемещение возбудителя из источника инфекции в восприимчивый организм. Все элементы внешней среды, выступающие в качестве факторов передачи возбудителей инфекционных болезней, подразделяются на 6 групп: 1) воздух; 2) вода; 3) пища; 4) почва; 5) предметы быта и производственной обстановки; 6) живые переносчики.

Элементы внешней среды, на которые возбудитель попадает, выделяясь из организма, называют первичными факторами передачи, а которые доставляют его в восприимчивый организм, - конечными факторами передачи. Иногда и первичным, и конечным фактором передачи является один и тот же элемент внешней среды (например, воздух). В ряде случаев перенос возбудителя с первичного фактора на конечный осуществляется с помощью промежуточных факторов передачи.

Отдельные виды возбудителей эволюционно приспособлены не только к конкретной локализации в организме хозяина, но и к конкретным факторам передачи. Это специфические факторы. Остальные факторы являются дополнительными, но они в тех или иных конкретных условиях могут приобретать важное эпидемиологическое значение.

Совокупность факторов передачи, участвующих в перемещении конкретного возбудителя от конкретного источника инфекции к конкретному восприимчивому организму, определяют как путь передачи возбудителя инфекции.

Различные пути передачи называются по конечному фактору передачи: воздушно-капельный, водный, пищевой, контактно-бытовой и другие пути передачи.

Третья фаза - внедрение возбудителя в восприимчивый организм - обусловливается предыдущей фазой (пребывание возбудителя во внешней среде). А характер и природа факторов, вносящих возбудителя в восприимчивый организм, определяют первичную локализацию возбудителя в организме человека. Внедрение возбудителя в восприимчивый организм осуществляется при физиологических (дыхание, прием пищи) и патологических (нарушения целостности кожных покровов и слизистых) процессах.

Аэрозольный механизм передачи - специфический для возбудителей инфекционных болезней, первично локализующихся в дыхательных путях (рис. 4.). При этом возбудители выделяются из источника инфекции в составе капелек (капельная фаза аэрозоля), которые концентрируются вокруг источника на расстоянии 1-2 м, и опасность заражения снижается пропорционально квадрату расстояния от источника инфекции. Крупные капли быстро оседают. Капельки, оставшиеся в воздухе, подсыхают в ближайшие 20 минут после выделения. Лишь при соответствующем сочетании температуры и влажности они могут сохраняться до двух часов и более. При подсыхании капельная фаза аэрозоля переходит в капельно-ядрышковую. Это сопровождается массовой гибелью микроорганизмов. Возбудители слабоустойчивые во внешней среде погибают полностью, более резистентные - лишь частично. "Ядрышки" с частицами размером менее 100 мкм могут часами находиться во взвешенном состоянии, перемещаться с конвекционными токами внутри помещения и проникать за его пределы через коридоры и вентиляционные ходы.

Следовательно, заражение возбудителями, находящимися в составе капельно-ядрышковой фазы аэрозоля, возможно как в помещении, где находится источник инфекции, так и за его пределами.

Крупные капельки, осевшие на предметы обихода, подсыхают, соединяются с пылью и в результате формируется вторичная пылевая фаза аэрозоля, содержащего возбудителей. Наиболее важным фактором образования пылевой фазы бактериального аэрозоля является мокрота. Пылинки размером менее 100 мкм могут долго находиться во взвешенном состоянии, перемещаться с потоками воздуха в соседние помещения и вызывать заражение восприимчивых лиц.


Аэрозольный механизм передачи является очень активным механизмом, поэтому в случае возникновения источника инфекции обеспечивает почти всеобщее заражение людей. В связи с простотой реализации данного механизма передачи (выдох - вдох), и коротким временем пребывания возбудителей вне живого организма подавляющее большинство из них, распространяющихся этим механизмом, обладают невысокой устойчивостью во внешней среде. Аэрозольным механизмом передаются возбудители дифтерии, кори, гриппа, менингококковой инфекции и др.

Фекально-оральный механизм передачи - является специфическим для возбудителей инфекционных болезней, местом первичной локализации которых является желудочно-кишечный тракт (рис. 5).

Возбудители выделяются во внешнюю среду с испражнениями и распространяются преимущественно посредством трех групп факторов передачи - пищевых продуктов, воды и предметов обихода. В отдельных случаях значение в передаче возбудителей кишечных инфекций могут иметь мухи (механические переносчики). Особенностью факторов передачи (пищевых продуктов) в рамках фекально-орального механизма передачи является то, что отдельные из них служат благоприятной средой для размножения возбудителей. Накопление возбудителей в таких факторах передачи обусловливает заражение людей большими дозами микроорганизмов и развитие тяжелых клинических форм заболеваний. Посредством предметов обихода и воды в организм человека вносится небольшое количество возбудителей, поэтому заболевания, связанные с этими факторами передачи, в большинстве случаев протекают в легких формах. Масштабы заражения инфекционными заболеваниями, возбудители которых распространяются фекально-оральным механизмом передачи, зависят от объемов употребления обсемененных их возбудителями пищевых продуктов и воды. В связи с тем, что для реализации фекально-орального механизма передачи требуется определенное время, а возбудителям приходится длительный период находиться на факторах передачи, они должны обладать высокой устойчивостью во внешней среде. Фекально-оральным механизмом передаются возбудители брюшного тифа, дизентерии, вирусного гепатита А и др.

Трансмиссивный механизм передачи - является специфическим для возбудителей инфекционных болезней, местом первичной локализации которых служит кровь (рис. 6). При локализации в крови возбудители не имеют выхода из организма, поэтому дальнейшее их распространение возможно только с участием кровососущих членистоногих. В организме живых переносчиков происходит или накопление возбудителя, или определенный цикл его развития.


Основными переносчиками являются комары, вши, блохи, клещи, москиты. В отличие от факторов неживой природы, живые переносчики активно нападают на людей и при значительной численности способны обеспечить очень высокую степень их заражаемости. Так как возбудители, передающиеся кровососущими переносчиками, с факторами внешней среды практически не контактируют, им не требуется высокая устойчивость, поэтому для большинства из них характерна слабая устойчивость во внешней среде. Трансмиссивным механизмом передаются возбудители малярии, сыпного и возвратного тифов и др.

Контактный механизм передачи - является специфическим для возбудителей инфекционных болезней, местом первичной локализации которых служат наружные покровы. Контактный механизм передачи реализуется при соприкосновении пораженных участков кожи источника инфекции со здоровыми участками кожи (слизистых) восприимчивых людей. В данном случае передача возбудителей осуществляется прямым контактом. К контактному механизму передачи относится и донесение возбудителя до кожных покровов (слизистых) восприимчивых лиц посредством предметов обихода, обсемененных возбудителями (непрямой контакт).


Контактный механизм передачи обычно обусловливает ограниченное распространение инфекционных болезней. В этих случаях в эпидемический процесс вовлекается узкий круг лиц, объединенных бытовыми помещениями и пользующихся общими предметами. Контактным механизмом передаются возбудители столбняка, венерических заболеваний и др.

Таким образом, локализация возбудителя в организме источника инфекции и механизм его представляют собой взаимно обусловливающие явления, которые, закономерно сменяя друг друга, образуют непрерывную цепь, обеспечивающую сохранение возбудителя как биологического вида в природе.

Указанные механизмы передачи обеспечивают распространение возбудителей инфекционных болезней среди особей одного поколения, т.е. являются горизонтальными. Передачу возбудителей от матери плоду обеспечивает вертикальный (трансплацентарный) механизм передачи . Вертикальный механизм - передача возбудителей в течение всего периода внутриутробного развития, т.е. от зачатия до появления новорожденного. Самые тяжелые дефекты, уродства плода отмечаются при инфицировании в стадии эмбриогенеза. В пределах вертикального механизма выделяют 4 пути передачи: герминативный (зародышевый), гематогенно- трансплацентарный (гематогенный переход возбудителей от беременной к плоду в течение внутриутробного периода с момента формирования собственного кровообращения эмбриона), восходящий через влагалище и матку (заглатывание или аспирация плодом контаминированных возбудителем околоплодных вод с 5-го месяца), интранатальный (инфицирование новорожденного во время прохождения им родовых путей).

Эпидемическая значимость вертикального механизма состоит в том, что дети, заразившиеся внутриутробно от своих матерей, представляют эпидемическую опасность для окружающих. Так могут передаваться возбудители краснухи, токсоплазмоза, герпетической, цитомегаловирусной инфекций и др.

В процессе разработки новых способов диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней в медицине сформировался новый механизм заражения человека возбудителями инфекционных болезней. Его назвали артифициальным (artificiale- искусственный), рис. 7. Создание крупных больниц, существенное увеличение числа "агрессивных" вмешательств, инвазивных диагностических и лечебных процедур, формирование госпитальных штаммов и другие факторы способствовали интенсификации артифициального механизма заражения. В пределах артифициального механизма заражения могут реализовываться ингаляционный (искусственная вентиляция легких, интубация); контактный (неинвазивные лечебные и диагностические манипуляции); энтеральный (фиброгастродуоденоскопия, энтеральное питание); парентеральный (инвазивные лечебные и диагностические манипуляции) пути передачи.


Рис. 7.

Артифициальный механизм заражения не является механизмом передачи, так как не соответствует определению этого понятия (эволюционно сложившийся процесс, необходимый для существования возбудителя как вида в природе). Возбудители инфекционных заболеваний человека, которые в настоящее время чаще распространяются с помощью искусственного механизма заражения (ВИЧ, вирусный гепатит В, вирусный гепатит С и другие), всегда имеют естественный главный механизм передачи, который обусловливает сохранение их как вида в природе.

Определить тип механизма передачи можно лишь при анализе характера распространения возбудителей в пределах популяции одного вида. Проникновение возбудителя из популяции хозяев одного вида (животных) в популяцию хозяев другого вида (человека) не является механизмом передачи, поскольку это перемещение никакого значения для сохранения в природе возбудителя как биологического вида не имеет. Применительно к зоонозам механизм передачи имеет место лишь при эпизоотическом процессе. В отношении людей говорят о механизме (процессе) заражения или путях передачи возбудителей зоонозных инфекций.

Эпидемический процесс - это процесс передачи заразного начала от источника инфекции к восприимчивому организму (распространение инфекции от больного к здоровому). Он включает 3 звена:

1. Источник инфекции, выделяющий возбудителя во внешнюю среду (человек, животные),

Факторы передачи возбудителя,

3. Восприимчивый организм, то есть человек, который не имеет иммунитета против данной инфекции.

Источники инфекции:

1. Человек. Инфекционные болезни, которые поражают только людей, называются антропонозами (от греч. anthropos - человек, noses - болезнь). Например, брюшным тифом, корью, коклюшем, дизентерией, холерой болеют только люди.

2. Животные. Большую группу инфекционных и инвазионных болезней человека составляют зоонозы (от греч. zoos - животные), при которых источником инфекции служат различные виды домашних и диких животных и птиц. К зоонозам относятся бруцеллез, сибирская язва, сап, ящур и др.

Существует также группа зооатропонозных инфекций, при которых источником заражения могут служить и животные, и люди (чума, туберкулез, сальмонеллезы).

Факторы передачи возбудителя. Болезнетворные микроорганизмы передаются здоровым людям одним или несколькими из путей:

1. Воздух - грипп, корь передаются только через воздух, для других инфекций воздух является главным фактором (дифтерия, скарлатина), а для третьих - возможным фактором передачи возбудителя (чума, туляремия);

2. Вода - брюшной тиф, дизентерия, холера, туляремия, бруцеллез, сап, сибирская язва и др.;

3. Почва - анаэробы (столбняк, ботулизм, газовая гангрена), сибирская язва, кишечные инфекции, глисты и др.;

4. Пищевые продукты - все кишечные инфекции. С пищей также могут передаваться возбудители дифтерии, скарлатины, туляремии, чумы и др.;

5. Предметы труда и обихода, зараженные больным животным или человеком, могут служить фактором передачи заразного начала здоровым людям;

6. Членистоногие - часто бывают переносчиками возбудителей инфекционных болезней. Клещи передают вирусы, бактерии и риккетсии; вши - сыпной и возвратный тифы; блохи - чуму и крысиный сыпной тиф; мухи - кишечные инфекции и глисты; комары - малярию; клещи - энцефалиты; мошки - туляремию; москиты - лейшманиоз и т. д.;

7. Биологические жидкости (кровь, носоглоточные выделения, кал, моча, сперма, околоплодная жидкость) - СПИД, сифилис, гепатит, кишечные инфекции и др.

Основные эпидемиологические характеристики возникновения и распространения инфекционного заболевания определяются быстротой распространения, обширностью территории эпидемии и массовостью охвата заболеванием населения.

Варианты развития эпидемического процесса:

1. Спорадия (спорадическая заболеваемость). Возникают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний, не принимающие заметного распространения среди населения. Свойство инфекционной болезни к распространению в окружении заболевшего выражено минимальным образом (например, болезнь Боткина).

2. Эндемия - групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях постоянного и тесного общения людей. Заболевание развивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек (вспышка эпидемического паротита в группе детского сада).

3. Эпидемическая вспышка. Массовое распространение инфекционного заболевания, которое происходит из ряда групповых вспышек и охватывает целиком одно или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).

4. Эпидемия. Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории, охватывающей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболевших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).

5. Пандемия. Г лобальное распространение эпидемической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных государств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекции).

Природная очаговость инфекционных заболеваний - распространение болезни в пределах определенных территориальных зон. Такое явление, когда какое-либо заболевание с большим постоянством регистрируется на определенной территории, называется эндемией. Как правило, - это зоонозные инфекции, вторые распространяются в соответствующих территориальных очагах среди животных, с помощью насекомых, переносящих возбудителя инфекции. Учение о природной очаговости инфекционных заболеваний было сформулировано в 1939 году академиком Е.Н. Павловским. Природные очаги инфекционных заболеваний называют нозоареалами, а характерные для территорий инфекционные болезни - природно-очаговыми инфекциями (геморрагические лихорадки, клещевой энцефалит, чума, туляремия и др.). Можно назвать их экологически обусловленными болезнями, так как причиной эндемичности служат природные факторы, благоприятствующие распространению данных заболеваний: наличие животных - источников инфекции и кровососущих насекомых, выступающих в роли переносчиков соответствующей инфекции. Нозоареалом холеры являются Индия и Пакистан. Человек не является фактором, который может поддерживать существование очага природной инфекции, так как подобные очаги сформировались еще задолго до появления людей на этих территориях. Такие очаги продолжают существовать после ухода людей (по завершении геологоразведочных, дорожных и других временных работ). Несомненный приоритет в открытии и изучении явления природной очаговости инфекционных болезней принадлежит отечественным ученым - академику Е.Н. Павловскому и академику А. А. Сморо- динцеву.

Эпидемический очаг. Объект или территория, где развертывается эпидемический процесс, называется эпидемическим очагом. Эпидемический очаг может быть ограничен пределами квартиры, где проживает заболевший человек, может охватывать территорию детского дошкольного учреждения или школы, включать территорию населенного пункта, региона. Число заболевших в очаге может варьировать от одного- двух до многих сотен и тысяч случаев болезни.

Элементы эпидемического очага:

1. Больные люди и здоровые бактерионосители - источники заражения окружающих людей;

2. Контактировавшие с больными лица («контактные»), которые в случае возникновения у них заболевания становятся источником распространения инфекции;

3. Здоровые люди, которые по характеру своей трудовой деятельности представляют группу повышенного риска распространения инфекции - «декретированная группа населения» (работники предприятий общественного питания, водоснабжения, медицинские работники, педагоги и пр.);

4. Помещение, в котором находится или находился заболевший человек, включая находящиеся в нем предметы обстановки и предметы повседневного обихода, способствующие передаче заразного начала восприимчивым людям;

5. Факторы окружающей среды, особенно в загородных условиях, которые могут способствовать распространению инфекции (источники водопользования и продовольственного обеспечения, наличие грызунов и насекомых, места сбора отходов и нечистот);

6. Здоровое население на территории очага, не имевшее контакта с больными и бактерионосителями, как восприимчивый к инфекции контингент, не застрахованный от возможного заражения в условиях эпидемического очага.

Все перечисленные элементы эпидемического очага отражают три основных звена эпидемического процесса: источник инфекции - пути передачи (механизм заражения) - восприимчивый контингент.

На все элементы эпидемического очага должны быть направлены соответствующие противоэпидемические мероприятия, чтобы наиболее быстро и эффективно решить две взаимосвязанные задачи: 1) строго локализовать очаг в его границах, не допустить «расползания» границ очага; 2) обеспечить скорейшую ликвидацию самого очага, чтобы не допустить массового заболевания населения.

Механизм передачи инфекции состоит из 3-х фаз:

1) выведение возбудителя из зараженного организма наружу,

2) пребывание возбудителя во внешней среде,

3) внедрение возбудителя в новый организм.

При воздушном механизме заражения инфекция может передаваться как воздушно-капельным путем, так и воздушнопылевым. Возбудители инфекционных заболеваний выделяются в воздух из носоглотки больного человека при дыхании, при разговоре, но особенно интенсивно при чихании и кашле, распространяясь с капельками слюны и носоглоточной слизи на несколько метров от больного человека. Таким образом, распространяются острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), коклюш, дифтерия, эпидемический паротит, скарлатина и др. Воздушно-пылевой путь распространения инфекции, когда возбудители с потоками воздуха способны распространяться на значительные расстояния от больного человека, характерен для «летучих» вирусных инфекций (ветряная оспа, корь, краснуха и др.). При воздушно-капельном пути заражения возбудитель попадает в организм, главным образом, через слизистые оболочки верхних дыхательных путей (через респираторный тракт) распространяясь затем по всему организму.

Фекально-оральный механизм заражения отличается тем, что при этом возбудители инфекции, выделяясь из организма больного человека или бактерионосителя с его кишечным содержимым, попадают в окружающую среду. Затем, через посредство зараженной воды, пищевых продуктов, почвы, грязных рук, предметов обихода возбудитель проникает в организм здорового человека через желудочно-кишечный тракт (дизентерия, холера, сальмонеллезы и др.).

Кровяной механизм заражения отличается тем, что основным фактором распространения инфекции в таких случаях служит инфицированная кровь, различными путями проникающая в кровяное русло здорового человека. Заражение может произойти при переливании крови, в результате неквалифицированного применения медицинских инструментов многоразового пользования, внутриутробным путем от беременной к ее плоду (ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит, сифилис). К этой же группе заболеваний отнесены трансмиссивные инфекции, распространяющиеся через укусы кровососущих насекомых (малярия, клещевой энцефалит, клещевой борелиоз, чума, туляремия, геморрагические лихорадки и др.).

Контактный механизм заражения может осуществляться как путем прямого, так и путем опосредованного (непрямого) контакта - через инфицированные предметы повседневного обихода (разнообразные кожные заболевания и болезни, передающиеся половым путем - БППП).

Некоторые инфекционные болезни отличаются выраженной сезонностью (кишечные инфекции в жаркое время года). Ряд инфекционных заболеваний имеют возрастную специфику, например, детские инфекции (коклюш).

Основные направления противоэпидемических мероприятий

Как указывалось, эпидемический процесс возникает и поддерживается только при наличии трех звеньев: источника инфекции, механизма передачи возбудителя, восприимчивого населения. Следовательно, устранение одного из звеньев неизбежно приведет к прекращению эпидемического процесса.

Основные противоэпидемические мероприятия включают:

1. Меры, направленные на устранение источника инфекции: выявление больных, бактерионосителей, их изоляция и лечение; обнаружение лиц, общавшихся с заболевшими, для последующего наблюдения за состоянием их здоровья, чтобы своевременно установить новые случаи заболеваний и своевременно изолировать больных людей.

2. Мероприятия, направленные на пресечение путей распространения инфекции и на предотвращение расширения границ очага:

а) режимные ограничительные меры - обсервация и карантин. Обсервация - специально организованное медицинское наблюдение за населением в очаге инфекции, включающее ряд мероприятий, направленных на своевременное выявление и изоляцию заболевших в целях предупреждения распространения эпидемии. Одновременно с помощью антибиотиков проводят экстренную профилактику, делают необходимые прививки, ведут наблюдение за строгим выполнением правил личной и общественной гигиены. Срок обсервации определяется длительностью максимального инкубационного периода для данного заболевания и исчисляется с момента изоляции последнего больного и окончания дезинфекции в очаге. Карантин - это система наиболее строгих изоляционно-ограничительныхпротивоэпидемическихмероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний;

б) дезинфекционные мероприятия, включающие не только обеззараживание, но также дезинсекцию, дератизацию (уничтожение насекомых и грызунов);

3. Меры, направленные на повышение невосприимчивости населения к инфекции, среди которых наиболее важное значение имеют методы экстренной профилактики возникновения заболевания:

а) иммунизация населения по эпидемическим показаниям;

б) использование противомикробных средств в профилактических целях (бактериофаги, интерфероны, антибиотики).

Указанные противоэпидемические меры в условиях эпидемического очага обязательно дополняются проведением целого ряда организационных мероприятий, направленных на ограничение контактов среди населения. В организованных коллективах проводится санитарно-просветительная и воспитательная работа, привлекаются средства массовой информации. Важное значение приобретает воспитательная и санитарно-просветительная работа педагогов с учащимися школ.

Методы дезинфекции в эпидемическом очаге. Дезинфекция - это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей и устранение источников инфекции, а также предотвращение дальнейшего распространения. Дезинфекционные мероприятия включают:

1) дезинфекцию (методы уничтожения болезнетворных микроорганизмов),

2) дезинсекцию (методы уничтожения насекомых - переносчиков возбудителей заразных болезней),

3) дератизацию (методы уничтожения грызунов - источников и распространителей инфекции).

Кроме дезинфекции имеются и другие способы уничтожения микроорганизмов: 1) стерилизация (кипячение инструментов в течение 45 минут предупреждает заражение эпидемическим гепатитом), 2) пастеризация - нагрев жидкостей до 50-60 градусов с целью их обеззараживания (например, молока). В течение 15-30 минут погибают вегетативные формы кишечной палочки.

Виды дезинфекции. В практике различают два основных

1. Очаговая (противоэпидемическая) дезинфекция проводится с целью ликвидации очага инфекции в семье, общежитии, детском учреждении, на железнодорожном и водном транспорте, в лечебном учреждении. В условиях эпидемического очага производится текущая и заключительная дезинфекция. Текущая дезинфекция производится в помещении, где находится больной человек, не менее 2-3 раз в течение суток весь период пребывания источника инфекции в семье или в инфекционном отделении больницы. Заключительная дезинфекция проводится после госпитализации больного, либо после его выздоровления. Дезинфекции подлежат все предметы, с которыми соприкасался больной человек (постельные принадлежности, белье, обувь, посуда, предметы ухода), а также мебель, стены, пол и т. д.

2. Профилактическая дезинфекция выполняется 1 раз в сутки или 2-3 раза в неделю на пищеблоках, в детских учреждениях, интернатах, общесоматических лечебных учреждениях, родильных домах. Это плановая дезинфекция.

Способы дезинфекции. Для дезинфекции применяются физические и химические методы обеззараживания. К физическим методам относятся кипячение, автоклавирование, термическая обработка в сухожаровых шкафах, в дезинфекционных камерах, ультрафиолетовое облучение. Химические методы дезинфекции осуществляются с применением химических препаратов, обладающих высокой бактерицидной активностью (хлорная известь, хлорамин, гипохлориты кальция и натрия, лизол, формалин, карболовая кислота). Дезинфицирующим действием обладают также мыло и синтетические моющие средства. Биологические методы дезинфекции - это уничтожение микроорганизмов средствами биологической природы (например, с помощью микробов-анта- гонистов). Применяется для обеззараживания сточных вод, мусора и отбросов.

Для проведения очаговой текущей и заключительной дезинфекции в очагах кишечных инфекций используют 0,5% раствор хлорсодержащих дезсредств, при воздушно-капельных инфекциях - 1,0%, в очагах активного туберкулеза - 5,0%. При работе с дезинфицирующими препаратами необходимо соблюдать осторожность (пользоваться защитной одеждой, очками, маской, перчатками).

Читайте также: