Здоровый образ жизни педагогов доу и его влияние на здоровье детей

Консультация для воспитателей ЗОЖ

«Я не боюсь еще раз повторить:
забота о здоровье ребенка – это
важнейший труд воспитателя»
В.А. Сухомлинский

Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и правильно развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы и методики, но формирование привычки к здоровому образу жизни остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью. Особая роль в решении этой задачи отводится системе образования, организации взаимодействия межведомственных учреждений города по организации оздоровительной работы.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей касается не только семьи, но и воспитателей. Действительно, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы сами будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут в большей степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. И я, как мама, воспитатель решила подробнее разобраться в этой проблеме.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их готовности к школьному образованию и успешной жизни, в то время как статистические данные фиксируют снижение показателей здоровья детей в России. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается самоценность периода детства и право ребенка на счастье, необходимость охраны и укрепления здоровья детей..

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека является одной из актуальных не только в России, но и во всем мире. Крупномасштабные изменения в ноосфере создают неблагоприятные условия для жизнедеятельности людей. К ним относятся глобальные нравственно-экологический и экономический кризисы, стремительно растущая технологизация жизни, увеличивающийся поток информации, требующий самоосмысления, убыстряющийся темп: развития, а также усиливающаяся отчужденность социальных отношений. От человека в современном обществе требуется способность к быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни и кризисным ситуациям, что требуют повышенных физических, психических и интеллектуальных усилий, ясной ценностной ориентации, а, следовательно, и высокого уровня здоровья. Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает гуманистический характер образования как один из ведущих принципов государственной политики в области образования, подчеркивая приоритет общечеловеческих ценностей, ценность жизни и здоровья человека.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма.

Одним из самых важных и мощных естественных стимуляторов роста и развития ребенка в детском саду является двигательная активность, которая оказывает влияние на формирование физиологических систем организма в соответствии с природными закономерностями, обеспечивая его жизнедеятельность и успешную адаптацию к меняющимся условиям современного мира. К сожалению, образ жизни и здоровье современных дошкольников отражают негативные влияния цивилизованного мира.

Особую значимость в формировании здоровья детей дошкольного возраста имеют периоды адаптации организма ребенка к различным социальным условиям, связанным с поступлением в детский сад и подготовкой к школе. Трудно протекающая адаптация истощает нервную систему ребенка, снижает его защитные силы, способствует формированию функциональных отклонений и заболеваний. Высокая цена адаптации резко сокращает функциональные резервы организма. Ребенок начинает часто болеть, происходит ослабление его организма и формирование хронических заболеваний. Нарушаются процессы естественного роста и развития.

Факторы, влияющие на здоровье человека

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, соотношение факторов, влияющих на здоровье, таково:

  • Условия и образ жизни, питание - 50 %
  • Генетика и наследственность - 20 %
  • Внешняя среда, природные условия - 20 %
  • Здравоохранение - 10 %.

Интересен «Восточный» подход к соотношению этих факторов:

  • Образ мыслей (70 %)
  • Образ жизни (20 %)
  • Образ питания (10 %)

Как видим, влияние генетики и наследственности, внешней среды, здравоохранения, как факторов, влияющего на состояние здоровья человека в восточной медицине вообще отсутствует, а вот образу мыслей отведено аж 70%. В принципе, всё начинается с головы.

Что мешает вести здоровый образ жизни?

Если рассматривать тенденции состояния общества в целом, то можно выделить такие факторы, влияющие на образ жизни людей:

Стрессы. Современный человек чаще встречается в повседневной жизни со стрессовыми ситуациями в жизни. Это: чрезмерно напряженные условия труда (и по времени, и по интенсивности, и необходимость получения 2-3 образований, постоянного улучшения своего профессионального уровня) , потеря или боязнь потери работы, жилья имущества или сбережений, опасения за свое здоровье и здоровье близких и другие похожие ситуации.

Питание. Всё больше на наш стол попадают продукты с большим содержанием консервантов, подсластителей, подкислителей, усилителей вкуса, генетически модифицированных продуктов, и всё меньше – натуральные продукты.

Комфорт: кондиционеры, транспорт и т.п. Если на работе постоянно работает кондиционер, то человек всё хуже переносит жару. Также падает физическая активность, которая иногда сводится к маршруту: дом – остановка транспорта или стоянка автомобиля, остановка транспорта или стоянка автомобиля – дом.

Телемания, чрезмерное увлечение компьютерными играми, интернет-зависимость. Иногда обязательным атрибутом такого развлечения является чипсы, печенье, конфеты. И чем больше человек переживает за своего героя на экране телевизора, тем больше съедает, не замечая этого. Иногда доходит до принятия успокаивающих средств. Мало времени уделяется подвижному проведению свободного времени.

Есть так называемые субъективные факторы конкретного человека:

  • Негативный образ мышления (желание винить кого-то в своих проблемах, кто-то нам чем-то обязан, пережевывание обид, начиная от самого рождения и т.д.)
  • Наша лень – самый грозный наш противник, и самый хитрый
  • Вредные привычки: прежде всего курение и употребление наркотиков. Сюда же близко стоит переедание, как средство «заесть» стресс.

Поэтому не будем говорить: «Зачем стараться, всё равно экология плохая» , а будем делать то, что в наших силах.

Вспомним, что по данным Всемирной организации здравоохранения здоровому образу жизни, как фактору, влияющему на здоровье, отведено 50%, а по восточной классификации – все 100%. Так что, здоровье человека – в его руках!

Здоровый образ жизни - это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья.

Изучение состояния здоровья населения позволило установить, что 41 процент случаев заболеваемости, около 33 процентов преждевременной смерти и 20 процентов случаев нарушения физического развития населения связаны с неправильным отношением к своему здоровью.

В Международном терминологическом словаре санитарного просвещения дается следующее определение понятия «здоровый образ жизни» .

Здоровый образ жизни - гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих является также необходимым условием воспитания здорового ребенка в детском саду. Оно осуществляется на всех этапах развития ребенка-дошкольника и учитывает особенности его моторного развития, познавательных функций и речи. Дети активно вовлекаются в творческий процесс созидания – дети рисуют, рассказывают истории и сочиняют рассказы о здоровье, а также придумывают свои физические упражнения, особенно с предметами, и охотно делятся своими «придумками» с ровесниками. Активное коллективное творчество детей – непременное условие успешности формирования культуры здоровья.

Результативность такого процесса во многом зависит от того, насколько активно участвуют в нем родители. Ведь творчество должно быть обязательно взаимным. Совместное участие родителей и детей в праздниках, досугах и викторинах, посвященных физической культуре и здоровью - неотъемлемая часть созидания здоровья.

Для реализации данного направления «здоровый образ жизни» , я подготовила план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Целью его является формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.

В процессе моей деятельности я поставила следующие задачи:

  • обеспечить условия для физического и психологического благополучия детей;
  • формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:

занятия; беседа, прогулки;

утренняя гимнастика;

гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

совместные досуги с родителями;

спортивные праздники и развлечения;

Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ходе работы проводится гимнастика для глаз, оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж, музыкальная терапия и т.д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно- профилактического действия.

Формирование здорового образа жизни сегодня является актуальной темой для любого человека, будь то взрослый или ребенок, школьник или студент. Иногда в семье культуру здорового образа жизни родители воспитывают у детей, начиная уже с дошкольного возраста. Детсады, школы, средства массовой информации сегодня активно занимаются пропагандой ЗОЖ и составляющих его элементов: физкультуры, гимнастики и разнообразных диет. У этой тенденции есть свои причины.

Все дело в том, что современная жизнь требует от человека больших вложений своего труда, времени и, главное, здоровья ради достижения собственных целей. Положение также усугубляется плохой экологией, сидячими условиями труда, некачественными продуктами и плохим режимом питания, вредным излучением от разнообразной техники и многими другими факторами, которые способны влиять на наше психическое и физическое самочувствие. Несмотря на то что современная медицина достигла существенных успехов в лечении самых разнообразных заболеваний, она часто оказывается бессильной в случаях, когда организм человека уже не способен бороться с недугом даже с помощью лекарств и медицинских мероприятий. Для того чтобы избежать таких случаев, нужно знать и выполнять специальные профилактические приемы и правила, которые представляют собой основу здорового образа жизни человека.

В данном тренинге мы предлагаем вам пройти серию бесплатных онлайн-уроков, посвященных тому, как вести здоровый образ жизни, формировать для себя привычки правильного питания, занятий физической культурой и спортом, как построить оптимальный режим дня, а также поддерживать свое психическое здоровье. Программа курса призвана помочь каждому сформировать собственную систему ЗОЖ.

Понятие здорового образа жизни, или что это такое?

Здоровый образ жизни (ЗОЖ ) - это навык человека, который заключается в способности выполнять специальные действия (или наоборот, отказаться от выполнения таковых), направленные на сохранение и улучшение его здоровья и профилактику заболеваний.

Профилактикой заболеваний называется система мер для предупреждения или устранения причин, вызывающих болезнь. Профилактика бывает разных уровней: первичная профилактика - система мероприятий по устранению причин и факторов возникновения болезней, вторичная - предупреждение прогрессирования имеющегося заболевания, и третичная профилактика - это предупреждение рецидивов заболеваний. В рамках ЗОЖ принято рассматривать именно первичную профилактику заболеваний.

Владеть способностью вести здоровый образ жизни - это значит иметь специальные знания о том, что является полезным, а что нет, как необходимо дисциплинировать себя, выстраивать правильный режим дня, а также выполнять специальные процедуры и принимать правильную пищу.

Зачем вести здоровую жизнь?

У каждого из нас есть свои физические и психические особенности, некоторые из которых передаются нам на генетическом уровне. Кто-то, не выполняя никаких физических упражнений и специальных рекомендаций по питанию, всегда остается в неплохой форме, кто-то не склонен к простудным заболеваниям, и зимой его невозможно заразить ОРЗ, кто-то способен спать по 4 часа в день и оставаться бодрым. Все эти способности - больше исключения из правил, свойственные лишь некоторым людям. И уж точно можно сказать, что в мире не существует идеально здорового человека, который обладает всеми перечисленными выше достоинствами. Вот почему нам важно знать свои слабые места и уметь принимать все необходимые меры в целях предупреждения болезней. В этом и состоит роль здорового образа жизни.

Применение знаний ЗОЖ может пригодиться любому человеку в самых разных ситуациях, например, позволит:

  1. Правильно воспитывать детей (родителям, педагогам, воспитателям и учителям).
  2. Жить дольше и чувствовать себя лучше - абсолютно всем.
  3. Не погубить здоровье в молодости всем, кто много учится за студенческой скамьей, и кто работает не покладая рук, чтобы взобраться по карьерной лестнице.
  4. Организовывать мероприятия и принимать верные решения, если вы имеете отношение к организации человеческого времяпрепровождения, например, вы работодатель, директор школы или ректор вуза.

Стоит отметить, что культура ЗОЖ влияет на качество жизнедеятельности любого человека, что связано с достижением долголетия, возможностью полноценно выполнять социальные функции и активно участвовать в семейной, трудовой, общественной жизни общества.

Как этому научиться

Многие из нас иногда задумываются о том, как вести здоровый образ жизни: заниматься спортом или питаться умеренно и сбалансированно. Но часто дальше обещаний себе того, что с понедельника необходимо изменить свою жизнь, дело так и не заходит. Эти обещания могут повторяться много раз до тех пор, пока не появится действительно серьезная проблема, справиться с которой будет достаточно сложно.

Для того чтобы не доводить свой организм до таких ситуаций, нужно соблюдать специальные правила , которые помогут сохранить ваше здоровье и о которых вы узнаете из уроков данного курса. Соблюдение этих правил должно быть целенаправленным и системным . Для этого, во-первых, нужно определиться с тем, чего вы хотите достичь, ведя здоровый образ жизни, и поставить перед собой . Во-вторых, нужно стараться и изо дня в день уверенно стремиться к поставленной цели. Очень важно при ведении здорового образа жизни, как и в любом другом деле, выработать режим, привычки и самодисциплину.

Одной из важных привычек должно стать правильное питание, состоящее из сбалансированного рациона и принимаемое в нужном режиме. Не менее важны для здоровья такие составляющие, как правильное соотношение работы и отдыха, сон, умеренные физические нагрузки, понимание биологических ритмов своего организма и многое другое. Однако даже ведущий здоровый образ жизни человек не застрахован от всех заболеваний, и поэтому важно знать, как правильно вести себя в случае болезней или травм. Чтобы успешно вести здоровый образ жизни необходимо уметь понимать свой организм, учиться на собственном опыте, постоянно пополняя багаж своих знаний.

Здоровая жизнь также требует полного отказа от вредных привычек, которые могут свести на нет все ваши старания. Вы должны понимать, что употребление спиртных напитков, курение, переедание и многие другие слабости лишь усугубляют воздействие факторов, связанных с плохой экологией, психическими и трудовыми нагрузками, на тело человека.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Курс уроков ЗОЖ

Ниже приведен план курса по здоровому образу жизни. В наших уроках мы попытались собрать всё самое необходимое для самостоятельного обучения: информацию о ключевых элементах и понятиях ЗОЖ, схемы и картинки, видеоролики, конспекты, программы, сценарии, а также проекты мероприятий, направленных на улучшение здоровья и профилактику заболеваний. Ключевую функцию данного тренинга мы видим в том, что в отличие от школьных рефератов, докладов или классных часов, из данных уроков вы получите не столько теоретические и пропагандистские знания, сколько практические навыки, применимые в жизни каждого человека.

Как проходить занятия

Проходить уроки по здоровому образу жизни можно в любой последовательности, обращая внимание на то, что интересно именно вам. Материал в уроках изложен, в некоторой степени, конспективно и направлен на общее ознакомление с главными принципами здорового образа жизни. Тем не менее, в уроках присутствует множество практических советов и примеров. Среди универсальных рекомендаций следует выделить следующие:

Тренируйте самодисциплину. Именно умение придерживаться правильного режима изо дня в день является главной составляющей практически всех элементов ЗОЖ. Чтобы не давать себе расслабляться, чаще вспоминайте, что на кону стоит самое главное - ваше здоровье. А если вам потребуются другие мотивационные приемы, вы сможете найти их в тренинге по тайм-менеджменту на нашем сайте (скоро!).

Учитесь понимать свой организм. У каждого человека есть свои физические и психические особенности, поэтому никакие готовые универсальные приемы не заменят вам собственного опыта.

Внимательно и с сомнением подходите к любой рекомендации. Каждый раз, когда у вас будут возникать сомнения относительно действенности и безвредности любого совета по здоровому образу жизни на нашем сайте или в любом другом источнике информации, не выполняйте рекомендацию, пока не будете полностью уверены в ней. Старайтесь время от времени консультироваться со специалистами, врачами, диетологами, тренерами, а также читайте отзывы в интернете - все это поможет избежать ошибок.

Чтобы максимально эффективно усвоить принципы ЗОЖ, а затем сформировать свои привычки и режим дня, рекомендуем сначала ознакомиться со всеми уроками данного тренинга, попробовать выполнить предлагаемые упражнения и рекомендации. После прочтения всех уроков вы будете обладать достаточными знаниями для того, чтобы начать формировать свою собственную программу здорового образа жизни. Вам могут потребоваться дополнительные знания. Некоторую полезную информацию вы сможете найти в материалах, речь о которых пойдет ниже, а также при помощи обычных поисковиков. Но помните, что ко всему следует относиться несколько критически, и помнить, что зачастую применяя некоторые особо радикальные меры по улучшению здоровья, вы рискуете получить обратный эффект и нанести серьезный ущерб своему организму.

Дополнительный материал

Помимо онлайн-уроков, в данном разделе мы будем собирать всю полезную информацию о здоровом образе жизни: статьи, видео, книги, учебники, конспекты, схемы, а также отзывы и рекомендации специалистов и обычных людей о практике применения принципов ЗОЖ.

Кроме того, обратите внимание на категорию «Здоровое тело » в нашем блоге, где вы сможете прочитать такие статьи, как.

Участие в конкурсе БЕСПЛАТНО

Прием заявок ведется НЕПРЕРЫВНО

Результаты в течение 1-3 дней, с момента подачи заявки!

Оплата наградных материалов после подведения итогов конкурса!

Введение

Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щадящая организация образовательного процесса.

Чем раньше у подростка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных медицинских знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми.

Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в школе, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение.

Цели и задачи

1. Создать модель экологически целесообразного взаимодействия человека и общества с природной и социоприродной средой;

2. Активизация познавательного интереса детей к окружающему миру;

3. Предоставить участникам возможность в конкурсной форме продемонстрировать свои творческие способности;

5. Формировать экологическую культуру личности.

Правила участия

1. Участие в конкурсе могут принимать педагоги и родители. (дошкольники (до 7 лет), школьники (1-11 класс), студенты, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, методисты, классные руководители и др.)

2. От каждого участника принимается одна творческая работа. Не допускаются коллективные работы.

3. Конкурс проводится заочно на основе представленных авторских творческих работэлектронном виде).

4. Тематика конкурсных работ свободная.

Критерии оценивания творческих работ

1. Оригинальность, новизна (Соответствие системно - деятельностному подходу в образовании (используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе, происходит неоднократная смена видов деятельности учащихся, представлены цели, содержание, приемы, методы и формы деятельности, взаимодействие обучающихся и преподавателя, средства обучения, организация рефлексии, итоги занятия и способы его оценки, показана взаимосвязь этих компонентов)

2. Целесообразность применения (Конкурсный материал должен быть ориентированным на требования новых образовательных стандартов)

3. Грамотное и эргономичное оформление (Материалы конкурса оформлены в соответствии с требованиями конкурса, в работе отсутствуют орфографические ошибки, соблюдается качество технического исполнения, т.е. содержатся корректно работающие ссылки, оптимизированная графика и т.п.)

Правила подачи заявки и оформления наград

1. Заполните заявку на странице (Участие БЕСПЛАТНО): «ЗАЯВКА»

2. В течение 1-3 дней Ваши данные будут занесены в бланк результатов. «РЕЗУЛЬТАТЫ»

3. После того, как Вы нашли свои результаты в бланке, заполните заявку на наградные материалы (Услуга платная).

4. Отправьте заявку на нашу электронную почту: info@сайт Прикрепив в письму заполненную заявку и квитанцию об оплате.

Стоимость наградных материалов:

  • Диплом автору (в электронном виде) - 100 рублей;
  • Диплом за руководство над автором (в электронном виде) - 100 рублей.

Доступны способы оплаты: «Способы оплаты»

5. В течение 1-2 рабочих дней именные наградные материалы будут высланы на Вашу электронную почту!

Разработала: Турнаева Ольга Геннадьевна , Заместитель директора по воспитательной и методической работе МАУДО «Детский сад №10» Тюменская область, город Ялуторовск

Программа

«Культура здорового образа жизни»

(для педагогов и родителей (законных представителей)

Педагоги, родители не имеют права беспечно относиться

к своему здоровью:

они - пример для подражания и несут ответственность

за последствия копирования своего опыта.

Актуальность проблемы и обоснование программы

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Главная цель использования здоровьесберегающих технологий – здоровье детей, но без заботы о здоровье воспитателя эта цель труднодостижима.

Нездоровый педагог не может обеспечить воспитаннику необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья ребенка, так как в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье детей.

Поэтому актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые работают в детских садах и об отношении педагогов к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения?

Пытаясь установить взаимосвязь между отношением педагога к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на своих воспитанников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами педагоги говорят, открыто о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа в жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на детей.

К сожалению, очень низок уровень валеологической культуры и грамотности в семье. Только просвещение родителей, пусть даже хорошо организованное, ещё не даёт желаемого результата. Знания по культуре здоровья нужно уметь применять.

Работ, посвященных этим проблемам, недостаточно. Поэтому мы взялись за создание собственной программы по обучению здорового образа жизни конкретно для педагогов своего образовательного учреждения, а так же родителей воспитанников.

Для начала было проведено тестирование педагогов и родителей: «Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?», «Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?» (приложение 1, приложение 2). Было выявлено, что среди педагогов осознанно относятся к своему здоровью- 69,7%, не в полной мере осознают необходимость в здоровом образе жизни – 30,3%.

Среди родителей, считающих, что у них есть достаточный минимум знаний, далеко не все извлекают из них практическую пользу: 26% пытаются, но не умеют применять знания на практике, 55 % не всегда применяют, а 19% не применяют вообще!

Результаты показали, что необходимо сформировать у родителей и педагогов:

§ осознанную мотивацию на сохранение собственного здоровья и здоровья других, изменить ценностные установки;

§ постараться добиться того, чтобы основные составляющие ЗОЖ (осознанное родительство, рациональное питание, двигательная активность, отсутствие вредных привычек, нравственный и духовный рост) стали действительно образом жизни человека.

В связи с чем, согласно предложениям, наметили план по работе с родителями, педагогами на учебный год,: консультации, беседы, стендовую информацию, собрания, круглый стол, семинар – практикум, дни здоровья и т.д.

В реализации программы будут принимать участие: заместитель директора, педагоги, родители (законные представители), медицинская служба, председатель профсоюзного комитета.

Необходимость программы очевидна и подтверждается потребностями современной жизни.

Целеполагание программы

Цель:

Ø Сформировать адекватное отношение к собственному здоровью, здоровью окружающих как к одной из составляющих ценностей человеческой жизни.

Ø Повысить уровень индивидуального психоматического здоровья педагогов и родителей.

Задачи:

Ø Овладение определёнными знаниями о здоровье и здоровом образе жизни;

Ø Освоение практических навыков, умений поддержания и приумножения собственного здоровья;

Ø Формирование индивидуального здорового стиля жизни в условиях реальной профессиональной деятельности

Система работы по реализации целевой программы приобщения к здоровому образу жизни


Ожидаемые результаты реализации программы:

§ Положительная динамика уровня соматического здоровья и психоэмоционального состояния - комплексное очищение организма;

Нормализация артериального давления;

Увеличение подвижности позвоночника и суставов;

Снижение избыточного веса;

Восстановление функций пищеварительного тракта;

Повышение сопротивляемости организма;

Повышение эмоциональной устойчивости;

Улучшение отношений с коллегами, в семье;

Стрессоустойчивость

§ Адекватное отношение к здоровью:

Активная жизненная здоровьетворческая позиция;

Активизация механизмов саморегуляции;

Развитие рефлексии педагогов и родителей

План мероприятий по приобщению к здоровому образу жизни педагогов и родителей (законных представителей)

Срок проведения

Мероприятие

Участники

Ответственные

сентябрь

Коллективный выезд на природу (за грибами)

педагоги

Директор

Анкетирование родителей и педагогов:

«Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?»;

Родители,

педагоги

Зам. директора

«У книжной полки»

Выставка литературы по вопросам здорового образа жизни.

Родители,

педагоги

Зам. директора

Участие в дне здоровья.

«Осенний кросс».

Педагоги

родители

Зам. директора, воспитатели

Лекция «Здоровый образ жизни как составная часть социокультурной деятельности»

Родители, педагоги

Зам. директора,

медсестра

Тестирование «Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?».

Родители,

педагоги

Зам. директора

Круглый стол «Профилактика – основа здорового образа жизни»

педагоги

Зам. директора, мед.сестра

Просмотр видеоматериалов «О здоровье всерьез»

родители

Зам. директора

Консультации по результатам.

педагоги

Мед. сестра

Распространение памяток «Что делать, если возникли незначительные проблемы со здоровьем»

Педагоги,

родители

Зам. директора, медсестра

Участие в дне здоровья

«Зимние забавы».

Смотр- конкурс плакатов «Мы выбираем здоровье».

Педагоги. родители

Зам. директора, воспитатели

Обмен опытом родителей, педагогов, ведущих З.О.ж.

Педагоги. родители

Зам. директора, воспитатели

Коллективный выезд на природу «Веселые горки» (на лыжах)

Педагоги

Председатель профкома

Консультация в уголке здоровья: «Основы правильного питания»

Педагоги,

родители

Мед.сестра

Семинар – практикум «Позаботьтесь о своем здоровье» (врач-эндокринолог)

Педагоги,

родители

Мед.сестры

Соревнования, посвященные Дню защитника Отечества:

«Рыцарский турнир» (с участием пап)

Родители

Воспитатели, муз.руководители

« Как предупредить весенний авитаминоз» (памятки)

Родители,

педагоги

медсестра

Участие в IV городской спартакиаде работников образования/

педагоги

Зам. директора, председатель профкома

Обзор новинок литературы по здоровому образу жизни

Родители,

педагоги

Зам. директора

Участие в Малой олимпиаде

«Веселые старты»

«Папа, мама, я – здоровая семья»

родители

Зам. директора, муз.руководители

Деловая игра «Помоги себе сам»

Педагоги,

родители

Зам. директора

Коллективная прогулка в весенний лес.

педагоги

Председатель профкома

Проведение профессиональных осмотров по возрастному календарю.

Консультации по результатам.

педагоги

Мед.сестра

Устный журнал «Отпуск – время дополнительных возможностей»

Педагоги, родители

Зам. директора

Медсестра

Тестирование «В хорошей ли Вы форме?»

Педагоги

родители

Зам. директора

Конференция: Современные педагогические технологии

Организация: МДОУ-д/с № 9 «Семицветик»

Населенный пункт: Московская область, г. Серпухов

Преобразования в педагогическом пространстве и обществе, обусловили появление ряда проблем в сфере дошкольного образования. Образовательные учреждения и педагоги работающие в них, должны обеспечивать доступность качественного образования в условиях гарантирующих психологическую и физическую безопасность воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей ДОУ в вопросах здоровьесбережения. Проблема здоровья населения страны стала в настоящее время одной из приоритетных. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье, как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Профессия воспитателя требует постоянного расходования огромных душевных сил. Один из главных показателей деятельности педагога, от которого зависят его профессиональные успехи и психологическое здоровье – это умение владеть собой, держать себя в руках. Профессиональная деятельность педагога ДОУ характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего времени протекает в напряженной обстановке: постоянная концентрация внимания, эмоционально насыщенная деятельность, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Такие факторы оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие. Это проявляется в нервозности, раздражительности, усталости, недомоганиях.

Здоровье педагога – многоаспектная и деликатная проблема. Профессиональное здоровье педагога является основой эффективной работы современных ДОУ. Оно определяется как способность организма сохранять и активизировать защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность и эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.

Современному педагогу необходимо самому быть здоровым, сохранять высокую работоспособность и творческое долголетие, для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Напряжённая работа педагога с детьми, хроническая усталость, стрессы, неумение активно отдыхать, радоваться жизни и бороться с огорчениями, постоянное нервное напряжение – всё это подрывает его собственное здоровье. Поэтому проблема здоровьесбережения педагогов стоит очень остро. Только сформированная, здоровая личность, способная адекватно воспринимать самого себя и окружающих, личность с развитой системой ценностей, которая умеет сознательно руководить своими действиями и поступками, имеет право обучать других. Только деятельность здорового педагога, который постоянно стремится к развитию, росту, профессиональной самореализации, будет эффективной.

Макланова А.Г. рассматривает профессиональное здоровье, как определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

В настоящее время очень широкое распространение получил термин «здоровьесбережение». Под здоровьесбережением принято понимать систему мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса (как воспитанников, так и педагогов).

Реализация важнейших положений концепций, связанных с укреплением и охраной здоровья детей, способствовала активизации поиска новых эффективных здоровьесберегающих технологий, которые используются в дошкольных учреждениях в настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые как, Л.Н. Волошина, Т.И. Алиева, В.Г. Алямовская, Л.А. Парамонова и многие другие.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребёнку, является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи формирования здорового образа жизни и безопасного поведения. Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов дошкольного учреждения и валеологическому просвещению родителей.

Такие понятия как, «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в работе участников образовательного процесса любого ДОУ. Но практически все здоровьесберегающие технологии направлены в основном на детей, а осуществляются они педагогами. А как же педагоги могут применять технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если они сами не используют эти технологии в своей жизнедеятельности, да ещё и имеют большие проблемы со здоровьем.

Существует множество примеров, когда дети, которых воспитывают бабушки, в своем словарном запасе имеют огромное множество названий болезней. А ведь если малыша с ранних лет окружает такая атмосфера, то он быстро привыкает к мысли что он не здоров.

Как раз в это время и приходят на помощь взрослые, если они, конечно же, сами здоровы, т.к. комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек в детстве, при правильном сочетании режима дня, условий здорового быта и учебы, надлежащего воспитания вырабатывается легко и прочно закрепляется, поэтому семье и ближайшему окружению ребёнка принадлежит серьезная роль в формировании навыков здорового образа жизни. А так как ребенок – дошкольник много времени проводит в детском саду, то и люди его окружающие должны демонстрировать здоровый образ жизни, чтобы прививать его детям. В ДОУ, с детьми, в различных видах деятельности педагоги формируют представления о здоровом образе жизни, но когда дети не видят пример взрослого человека, у них не закрепляется правильный образ мышления, не вырабатывается навык противостоять вредным привычкам. Для того чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью педагоги должны сами четко понимать, что же такое здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни, по мнению О.Н. Московченко – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

В соответствии с современными представлениями, понятие здорового образа жизни включает в себя:

  • Оптимальный двигательный режим. Жизнь современного человека характеризуется гиподинамией, недостаточной двигательной активностью. Особенно страдают от гиподинамии дошкольники и школьники.
  • Рациональное питание. Правильное рациональное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, и сохранение здоровья.
  • Закаливание. Разумное, рациональное использование естественных сил природы приводит к тому, что человек делается закаленным, может успешно противостоять неблагоприятным факторам внешней среды.
  • Личная гигиена.
  • Положительные эмоции. Они являются составной частью здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.

Таким образом, эффективность успешной реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ, очень во многом зависит от уровня компетентности педагогических кадров в вопросах здоровьесбережения, способности педагогов применять эти технологии, наличии желания самим соблюдать здоровый образ жизни и быть примером для детей. Именно педагоги, исходя из собственного опыта и желания демонстрировать здоровый образ жизни, могут привить его детям.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей – дошкольников. Это в большей степени связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально – экономическими условиями, экологическим неблагополучием, массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании и т.п. Проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни является очень актуальной в современном обществе, потому что от уровня физического и психического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку и т. п).

Дошкольный возраст является так называемым критическим периодом в жизни ребёнка. В этот период происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Часто эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, смена настроения, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. А ведь даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребёнка формируется на протяжении всей его жизни. Отношение ребенка к своему здоровью зависит от сформированности в его сознании этого понятия. А вот насколько это понятие сформировано, уже напрямую зависит от педагогов ДОУ, так как ребенок дошкольного возраста очень много времени проводит в стенах детского сада.

По результатам исследований можно сделать вывод, что у большинства педагогов удовлетворительное отношение к здоровому образу жизни, они не задумываются об этом и не применяют в повседневной жизни никаких методов оздоровления. Некоторые педагоги считают, что отсутствуют благоприятные условия для ведения здорового образа жизни: нехватка времени, средств и собственных сил организма. Таким образом, можно выявить причины нарушения здоровья. Это внешние факторы (неблагоприятная экологическая обстановка, нехватка времени и т.п.)и внутренние (отсутствие интереса к регулярным занятиям физической культурой, несоблюдение питания, режима дня и правил личной гигиены, курение и т.п.).

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что здоровье воспитателей, это важная проблема, но, к сожалению, на нее очень мало обращают внимание. А ведь от решения такой проблемы зависит здоровье наших детей. Эта проблема очень актуальна. Только здоровый и духовно развитый человек, компетентный в вопросах здоровьесбережения счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Именно такой человек может воспитать здорового ребёнка на своем личном примере. Педагоги только тогда смогут добиться более высоких результатов в физическом и психическом развитии детей и воспитать в них желание вести здоровый образ жизни, когда сами будут регулярно заниматься физической культурой и спортом, соблюдать режим, правила гигиены и закаливания, вести здоровый образ жизни.

Таким образом, полноценное физическое и психическое здоровье педагога – это залог успешного воспитания здорового ребенка, а это основа формирования личности. Нам этого так не хватает, а ведь здоровье нации передается из поколения в поколение.

В дошкольном образовательном учреждении, как и в любом другом, необходимо создание условий для здоровьесбережения педагогов в профессиональной деятельности.

Существует ряд причин создания условий здоровьесбережения педагогов в ДОУ:

  • Состояние здоровья большинства педагогов нуждается в улучшении;
  • Здоровых детей может воспитать только тот педагог, который владеет здоровьесберегающими технологиями, сам занимается сохранением и укреплением собственного здоровья;
  • Многие педагоги не готовы принять ответственность за собственное здоровье на себя, соблюдать правила здорового образа жизни.

В дошкольном учреждении необходимо создать достаточные условия не только для улучшения состояния здоровья педагогов, но и осознания ценности, значимости здоровья, осознания личной ответственности за свое здоровье.

Можно выделить два направления работы по укреплению здоровья педагогов:

  • профилактика эмоционального выгорания
  • укрепление физического здоровья

Движение и спорт закаляют тело, предохраняя его от заболеваний и замедляя процесс старения. С помощью чередования работы и отдыха можно победить свои слабости и изменить свою натуру.

Физиолог Н.Е. Введенский считал, что: «Устают не от того, что много работают, а оттого что работают неправильно». Поэтому причину повышенной утомляемости следует искать в нерациональной организации труда и отдыха, и недостаточно активном отдыхе.

Какие же существуют способы укрепления здоровья педагогов?

  1. Способ саморегуляции своего эмоционального состояния, под руководством педагога – психолога. Он может помочь снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать развитию эмоциональной гибкости и устойчивости. Одним из способов саморегуляции является самовнушение.
  2. Осуществление гигиенических и профилактических мер, направленных на избежание патологий позвоночника и венозных сосудов. Эти меры включают в себя: оптимизацию статической рабочей позы при сидении и в положении стоя; разгрузку мышц спины и шеи, в ходе ОД, и после окончания рабочего дня; освоение техники самомассажа спины и шеи; укрепление мышечного каркаса позвоночника.
  3. Использование дыхательной гимнастики и массажа активных точек по системе Уманской.
  4. Чайная терапия – как метод поддержания и сохранения здоровья, под руководством медицинской сестры. Принимая ежедневно витаминный чай, повышается устойчивость организма к болезням и неблагоприятному условию окружающей среды, укрепляется иммунитет.

Таким образом, в ДОУ необходимо создавать условия, способствующие улучшению состояния здоровья педагогов и помогать им в осознании ценности собственного здоровья. Целенаправленная работа по здоровьесбережению педагогов будет способствовать не только эффективности профессиональной деятельности воспитателя, но и позволит укрепить и сохранить здоровье детей – дошкольников, чем и обуславливается актуальность проблемы здорового образа жизни в дошкольных учреждениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ахаев, А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом.// А.В. Ахаев. - Издательство ВКГУ имени С. Амонжолова, 2010.
  2. Волошина, Л.А. Организация здоровьесберегающего пространства // Л.А. Волошина. - Дошкольное воспитание. – 2004.
  3. Апанасенко, Г.А. Здоровый образ жизни.// Г.А. Апанасенко. - Л, 2012.
  4. Митина, Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога.// Л.М. Митина. – Издательство Академия, 2010.
  5. Шингарев, С.М. Профессиональное здоровье педагогов.// С.М. Шингарев. – https://sites.google.com/site/zdoroviepedagoga.
  6. Павлова, М.А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. М.А. Павлова, Волгоград:Учитель.2009.
  7. Алямовская, В.Г. Профилактика психологического напряжения средствами физического воспитания. В.Г. Алямовская,– Н. Новгород. 2010.

Читайте также: