Буддийские храмы и монастыри. Шри-Ланка. Канди: храм Зуба Будды и кандийские танцоры

Великолепный храмовый комплекс под названием "Далада Малигава" расположен в городе Канди на Шри-Ланке. На русский язык его название переводится как Храм Священного зуба Будды . История этого храма уходит примерно в 540 год до н.э., когда кремировали умершего Будду. Тогда из костра достали четыре его зуба, один из которых остался в . Примерно через восемь столетий эта святыня оказалась на острове Цейлон. В то время правителем государства был Калинги, его дочь принцесса Хемамала переправила реликвию на остров, спрятав в своей прическе. Зуб Будды стал принадлежать династии правителей , ведь он наделен волшебной силой: владеющий им обладает всей полнотой власти. Позже он стал почитаться как национальная святыня.

Храм зуба Будды — фото

Сам храмовый комплекс Зуба Будды был построен в специально для хранения святыни, по разным данным, в XVI или XVIII веках. Внешне его здания довольно скромны, и не впечатляют ни размерами, ни формой, ни декором. Комплекс окружен рвом, наполненным водой. У буддистов на Шри-Ланке водоемы часто используются как элемент оформления храмов. Есть версия, что это связано с водным растением лотосом, цветок которого ассоциируется с Буддой. Возможно, что рвы с водой имели и оборонительное значение, ведь буддистам приходилось не раз бороться за сохранность своих святынь. Священный зуб Будды тоже не раз подвергался опасности. Последнее покушение на него состоялось в 1998 году, когда террористы пытались взорвать храм, но тот был только поврежден. Однако святыня в очередной раз сохранилась.

Внутреннее убранство храма просто поражает своей роскошью. Здесь и драгоценная отделка, и инкрустация изумрудами, рубинами, серебром и слоновой костью. Из каждого уголка многочисленных комнат на посетителей смотрят тысячи статуэток Будды. Потолки помещений украшают затейливые старинные фрески. В былые времена Зуб Будды могли видеть только король и его приближенные, а также главные священнослужители. Сейчас во время службы открываются двери в комнату, где хранится святыня и её можно обозревать издалека, фотографировать запрещено.

На всеобщее обозрение Зуб Будды выносят один раз в году перед августовским полнолунием. Уже несколько сотен лет в честь священного зуба ежегодно проходит праздник Эсала Перахера — это один из крупнейших праздников на Цейлоне. Он продолжается четырнадцать дней, а кульминацией становится августовское полнолуние. Тогда Зуб Будды укладывают в особую золотую шкатулку и в составе торжественной процессии несут по улицам города. Шествие сопровождают десятки слонов, танцоры, музыканты, акробаты. Всё это происходит под звон колокольчиков, иллюминации, фейерверки. Участники праздника одеты в национальную сингальскую одежду согласно предписанному ритуалу.

Храм Священного зуба Будды в Канди — видео

Режим работы и как добраться до храма Священного зуба Будды

Храм Зуба Будды открыт с 5:30 утра до 8 часов вечера. Службы проходят трижды в день. Стоимость экскурсии 1500 рупий, это примерно 500 рублей.

Храм Священного зуба Будды находится в центре города Канди. Добраться сюда из столицы Шри-Ланки — , удобнее всего на поезде с железнодорожной станции Форт. На это понадобится 4 часа, стоимость билета 500 рупий или примерно 170 рублей.

Храм Священного зуба Будды на карте

административный центр района Канди, с населением 161 тыс. человек (2001). Известен также как Сенкадагалапура (Senkadagalapura). Город расположен в горном массиве на высоте 500 м над уровнем моря, очень живописен. Его называют «жемчужиной Цейлона». Естественной границей Канди является река Махавели Ганга с тенистыми берегами. Местное название Канди - Маха Нувара, или Великий Город.
Город был основан в XIV в. королем Викрамабаху III (1357-1375 гг.), с 1540 г. являлся резиденцией сингальских королей, и с 1590 г. (вар., 1592 г.). когда португальцы захватили юго-западное и северное побережья острова, стал столицей острова Цейлон (вар., государства со столицей в Канди). Известен, как один из священных буддистских городов, место нахождения Храма Зуба Будды
(Шри Далада Малигава или Далада Малигава). В 1988 г. Канди был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
После войны с голландцами 1761-1767 гг., захватившими побережье острова, город стал столицей королевства Канди, существовавшего в центральной части острова Цейлон с XV по XIX вв. (до его включения в 1815 г. в состав Британской империи). Территория государства Канди в первой половине XVI века примерно соответствовала Центральной провинции, Северо-Центральной провинции, Восточной провинции и провинции Ува Шри Ланки.
В центре города Канди находится искусственное озеро, созданное последним королем Канди Шри Викрема Раджасингхе в 1807 г. Жилой район расположен в горах к югу от озера, а историческая часть города с сохранившимися колониальными постройками XIX века в викторианском стиле занимает северный и западный районы. В центре озера Канди, на маленьком острове построен Королевский Летний Дворец, где Шри Викрема Раджасингхе содержал свой гарем. На берегу озера Канди находится Далада Малигава - Храм Священного Зуба Будды. С 371 г. (вар., 361 г., 311 г.), когда Зуб появился на острове Цейлон, реликвия стала символом суверенитета. Государственной столицей считался город, где находился Зуб Будды. Когда в 1590 г. Зуб прибыл в Канди, король Вимала Дхарма Сурия I построил двухэтажный храм на территории королевского дворца, где и была помещена реликвия. Резьба по дереву, расписные потолки, двери, отделанные серебром и слоновой костью, украшают храм.

Храм Зуба Будды в Канди

(Шри Далада Малигава, Sri Dalada Maligawa) - буддистский храм в городе Канди на Шри-Ланке.
Примерно в 540 г. до н.э. умершего Будду кремировали и из костра достали четыре зуба, которые развезли по всему миру. Один (вар., два) из них остался в Индии. После восьми столетий нахождения в Индии, святыня была отправлена на остров Цейлон IV правителем Калинги, терпевшим поражения в войнах и опасавшимся за судьбу своего государства. Зуб был привезен на Цейлон в 371 году. Реликвию на остров переправила дочь правителя принцесса Хемамала, спрятавшая её в своей причёске.
Зубу Будды издавна приписывалась волшебная сила: владеющий им, обладал и всей полнотой власти. Поэтому Зуб Будды стал владением королевской династии. Первоначальным местом его хранения был выбран город Анурадхапура, затем зуб перенесли в город Полоннарува, а уже в начале XVIII в. (по другим данным, в 1592 г.) он был переправлен в Канди. Тогда специально для хранения этой святыни и был возведён храм Зуба Будды (Далада Малигава).
Зуб скрыт в семи ларцах (
вар., сосудах, ступах), вложенных один в другой. Они, в свою очередь, находятся в небольшой ступе, украшенной золотом и драгоценными камнями (так наз. «золотой ступе»). Достаточно Зубу Будды исчезнуть, чтобы положить конец буддийским верованиям Шри-Ланки. Уничтожить Зуб пытались многократно. В 1998 году исламисты заложили бомбу в храме Далада Малигава (вар,. четверо боевиков Тамильских тигров врезались на грузовике, начинённом взрывчаткой, в Храм Зуба Будды). Бомба сработала, храм был поврежден, но реликвия осталась целой.
Было время, когда доступ к золотой ступе имели только король, его приближенные и главные священнослужители. Теперь в часы службы двери комнаты открыты, и можно издалека обозревать святыню.
С реликвией связана одна из самых красочных процессий на Востоке - фестиваль Эсала Перахера. Каждый год перед полнолунием августа Зуб Будды выносится на всеобщее обозрение. Зуб укладывают в золотую шкатулку, в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса, потому что священный Зуб был найден в Индии именно на цветке лотоса. В шествии, проходящем по улицам города, участвуют десятки слонов, покрытых яркими попонами с колокольчиками и иллюминацией, сотни танцоров, акробатов и музыкантов. Тысячи людей стекаются к храму, чтобы посмотреть это великолепное зрелище.
В Храме Зуба Будды много и других сокровищ: собрание древнейших рукописных книг, миниатюрный Будда из целого изумруда, Будды из горного хрусталя и нефрита, золотой Будда. Храм Зуба Будды являлся частью огромного комплекса зданий: севернее храма располагался Королевский Дворец, Дворец Королевы, зал для аудиенций. Сохранился лишь публичный сектор Королевского дворца. Теперь во дворце Национальный Музей.

Город Бангкок, прекрасную столицу Таиланда, во все времена восхваляли путешественники и писатели иностранных государств. Сами же тайцы с еще большим уважением относятся к нему, называя Городом богов и Великой столицей мира.

Одной из повсеместных достопримечательностей Таиланда являются его храмы, и конечно эти красивейшие сооружения наиболее сконцентрированы в столичном городе. Из любой точки Бангкока виднеются их черепичные крыши в ярких цветах. Всего их в Бангкоке около 400, но их количество постоянно изменяется в большую сторону. Тайцы очень религиозны, более 90 процентов населения исповедуют буддизм. Каждый из храмов («ват») по-своему уникален, но любой из них отличается высоким уровнем использования драгоценностей, золота и статуй.

Храм Изумрудного Будды

Главный храм Таиланда и сердце Бангкока - храм Изумрудного Будды, или по-местному Ват Пхра Кео. Его строительство велось в 1782-1785 годах, а для расположения была выбрана территория около королевского дворца. Сейчас в королевский дворец и храм Изумрудного Будды ежедневно водятся огромные толпы туристов.

По следам нефритовой статуэтки

Главная достопримечательность этого места и всей страны - статуэтка Изумрудного Будды. С этой старинной святыней связано множество преданий, и в точности определить ее происхождение в настоящее время затруднительно. Так по одной из легенд она была подарена индийским правителем Ашокой, первым принявшим буддизм в регионе Юго-Восточной Азии. По другой легенде статуя вырезалась на небесах 7 дней и ночей, а спустил его на землю король ангелов. Еще одна гипотеза приписывает ее создание неизвестному древнегреческому мастеру, который передал ее на Цейлон. Оттуда она перекочевала в Бирму, а уже позже обосновалась и в соседней стране.

Стоит отметить, что статуя Изумрудного Будды путешествовала не только в легендах. Во время военных конфликтов она являлась главным трофеем. После пребывания во многих соседних странах, она осела в тайском южном городе Накхонситхаммарат, откуда ее позже переправили в Чианграй, где она нашла свой приют вплоть до XV века.

Хранители знали, что невзрачная статуэтка хранит великую историю, и относились к ней как к великой святыне. Во время пребывания в Чианграе со статуэткой произошла очередная интересная история. Однажды ночью в ее обитель ударила молния, здание было повреждено, а на Изумрудном Будде появилась трещина. По легенде монахи увидели изумительную картину - щель сияла мягким изумрудным светом.

Изумрудный Будда и короны

Есть и другая история на это события. По этой версии золотую статуэтку Будды нашли в разрушенной молнией ступе, а позже, когда ее уже переместили в Бангкок, золото осыпалось, обнажив свое нутро. По составу Будда сделан все же не из изумруда, он выточен из цельного куска нефрита. Но это не делает 70 сантиметровую статую менее ценной.

Правитель Чиангмая, узнав о произошедшем, забирает статуэтку в свой город и помещает ее в отдельную пагоду. Чуть позже на трон этого города приходит правитель из Лаоса, который затем забирает ее к себе домой. Целых 215 лет статуэтка находилась там, украшая храмы Луанг-Прабанга и Вьентьяна. Возвращение реликвии в Сиам происходит в 1778 году, а уже в 1782 году она занимает свое текущее положение - в храме Изумрудного Будды.

Обитель восседающей реликвии

Сам храм представляет посетителям довольно сложный обширный комплекс, окруженный стеной. Здания, как и везде, покрыты яркой черепицей с выделяющимися оранжевыми, зелеными и желтыми цветами. Повсюду узоры и символы буддизма из стекла, дерева и смальты. Ярко блестит позолота, все сверкает и переливается. Везде в поле зрения находятся красивые статуи птиц-гаруд и демонов.

Возле портика около главного здания посетители оставляют обувь и движутся к входу. Всего здесь три входа. Для обычных посетителей открыты два боковых прохода. Центральный же вход предназначен для королевской семьи, которые приходят сюда по особым торжественным дням.

Вход в храм охраняют от злых духов две статуи демонов. Подобные им статуи можно обнаружить около многих помещений этого храмового комплекса.

Демон-сторож на входе в храм

Заходя внутрь обители Изумрудного Будды, натыкаешься на полумрак. Глаза после яркого солнца долго пытаются привыкнуть и найти среди всей яркой и переливающейся красоты внутреннего убранства ту самую главную реликвию Таиланда. Статуэтка восседает в позе лотоса на высоте примерно в два человеческих роста. И если в буддийской религии не принято находиться выше Будды, то здесь это правило соблюдать легко. Нефритовая статуэтка облачена в тогу из чистого золота, в зависимости от сезона года это одеяние меняется. Над головой Будды виднеются пять корон из золота.

Одежды Будды по сезонам

По обе стороны от Изумрудного Будды находятся две сферы из стекла, олицетворяющие Луну и Солнце. Ниже помещены богато украшенные разные вазы и чаши. Здесь же стоят статуи бодхисатв, символизирующие королей династии Чакри, правящей в настоящее время. Около алтаря установлены две статуи бодхисатв в человеческий рост. Каждую статую украшает корона. Если увести взгляд от пьедестала Будды, то можно заметить, что здание разрисовано картинами, рассказывающими нам о жизни Будды. И еще раз хочется сказать, что все это убранство блестит и сверкает, выдавая золото и драгоценные камни.

И, конечно же, здесь чувствуется буддистская атмосфера. Люди входят в здание, садятся в позу лотоса или просто на колени на пол, застывают. Периодически слышен шепот, виднеются мерцающие свечи, чувствуется плотный запах благовоний.

Видео про храм Изумрудного Будды

Храм Изумрудного Будды на карте

Храм Золотого Будды в Бангкоке

Следующий популярный храм Бангкока расположен в китайском районе - Сампенге. Это храм Золотого Будды или Ват Тримит, названный по находящейся здесь огромной статуе Будды, наполовину выполненной из золота. Эта статуя имеет не менее занимательную историю, которая достойна быть услышанной.

В ночь на 25 апреля 1953 года очередная молния попадает в каменную статую Будды. Статую весом более 5 тонн привезли еще в XVIII веке из бывшей столицы Сукхотаи. Попадание принесло серьезное разрушение статуе, но в этом разломе разочаровавшиеся монахи заметили блеск. Они сразу же взялись за расчистку статуи. Как выяснилось, толстый слой известки много веков скрывал золотую статую Будды.

Чьей это было работой уже не известно. Вероятно, во времена ведения войн для укрытия золотого изваяния от врага сообразительные монахи поменяли ему «одежду», и в таком виде статуя дожила до наших дней. А если бы не природная стихия, скорее всего, эта тайна хранилась бы и до сих пор.

Видео про храм Золотого Будды

Храм Золотого Будды на карте

Храм Лежащего Будды в Бангкоке

Очередной крупный храм Бангкока - храм Лежащего Будды или Ват Пхо. Помимо обильных украшений храм содержит множество статуй Будды, учебные пособия по тайскому массажу, четыре ступы-гробницы первых королей династии Чакри. Именно в этом храме Рама I провозгласил себя королем, основав новую династию. Но, конечно же, главной достопримечательностью этого храма является огромнейшая статуя Будды.

46-метровый Будда выполнен из цемента и кирпича и покрыт пластинами из золота. Гигант лежит на боку, его правая рука подпирает голову. Перламутровые ступни Будды изображают все его признаки, отличающие от обычного человека. Буддийские теологи в самой статуе находят целых 107 признаков, так, например, пальцы его ног имеют одинаковую длину.

Ступни Будды

Видео про храм Лежащего Будды

Храм Лежащего Будды на карте

Храм Утренней зари в Бангкоке

Храм Утренней зари или Ват Арун находится в районе Тонбури. Именно этот храм заметен во время водной прогулке туристов по главной артерии Бангкока - Чао Прае. Здание выделяется своей высотой - 80 метров. Башня имеет стиль, позаимствованный из соседнего государства Камбоджи, и покрыта мозаикой из керамических плиток.

Видео про храм Утренней зари

Храм Утренней зари на карте

Мраморный храм в Бангкоке

Следующий храм один из самых молодых в Бангкоке - Мраморный храм или Ват Банчомпит. Он был построен в XX веке, материалом для постройки почти полностью является итальянский мрамор. Восточный фронтон главного здания украшает изображение Вишну на птице-гарде. На южной стороне можно увидеть колесо Закона. На северной - трехголовый слон Эраван. На западной стороне мастера высекли текст из песни Ундом.

Главное здание окружает множество помещений. В комплексе хранится крупнейшая подборка бронзовых статуй Будды, собранной здесь по повелению короля Чулалонгкорна. Пол выложен из мраморных плит, образующих узоры, стены украшают золотые ленты. Есть здесь и позолоченная статуя Будды, отливка которой была произведена в 1901 году.

На территории храма поддерживается парк. Одной из известных традиций этого храма является бросание монетки в воду, чтобы по традиции вернуться сюда снова. Но роль монетки в Мраморном храме исполняют черепахи. Здесь можно купить черепаху, вычертить на ее панцире свое имя и отпустить в воду.

Мраморный храм на карте

Видео про Бангкок

Храмы Бангкока уникальны и красивы. Может быть, именно они складывают у посетителя города общее впечатление обо всей стране. Это действительно то, что нужно посмотреть, чтобы начать понимать душу Таиланда.

Является знаменитый храм Зуба Будды (также известный как Шри Далада Малигава или Sri Dalada Maligawa), расположенный на территории королевского дворцового комплекса.

Считается, что именно в этом шриланкийском храме хранится священный зуб Будды. Согласно легенде, после того как Будда Шакьямуни умер, и его кремировали, из погребального костра был извлечён его зуб, который передали индийскому королю для поклонения.

На Шри-Ланку зуб Будды привезли из Индии в 371 году нашей эры – в те времена там шли войны, и король, опасавшийся за судьбу своего государства, завещал своей дочери, в случае если его трон захватят - увезти реликвию в более безопасное место. Так и произошло – правитель погиб, а его дочь тайно вывезла зуб на Цейлон, спрятав его в причёске. Благополучно достигнув острова, зуб доставили на хранение во дворец тогдашней столицы Анурадхапуры.

Сначала зуб хранился в городе Анурадхапура, затем в Полоннаруве, и только в конце XV века его перевезли на постоянное хранение в Канди, где для него специально на территории королевского дворца построили богатый украшенный храм.

Вообще внешне здание храма Зуба Будды непримечательно и даже скромно. А вот его внутреннее убранство поражает роскошной отделкой с великолепной резьбой по дереву, драгоценными металлами и камнями, слоновой костью и тысячами статуэток, изображающих Будду.

Эта реликвия играет очень важную роль в местной политике ещё с древних времён, поскольку считается, что у кого Зуб Будды, тот и управляет страной. Также буддисты верят, что если зуб уничтожить, это станет концом буддийских верований на Шри-Ланке. Из-за этих поверий, за последний век зуб Будды дважды пытались уничтожить исламисты, последний – в 1998 году, террористы тогда взорвали храм, погибли 7 человек, 25 получили ранения, но реликвия осталась целой.

Сам храм Зуба Будды в настоящее время открыт с рассвета до заката, и все желающие, отстояв очередь, могут увидеть там золотое хранилище в виде ступы, в семи ларцах которого (по принципу русской матрешки) и хранится этот священный для буддистов зуб. Но непосредственно сам зуб увидеть простым смертным не реально, посетителям показывают только шкатулку. Но говорят, что местные монахи видят зуб каждый день во время поклонений на рассвете, в полдень и по вечерам.

С этой реликвией связан и один из самых красочных фестивалей острова – Эсала Перехера (Esala Perahera), проходящий в августе и длящийся 11 дней. Во время грандиозного шествия, проходящего по улицам города, в котором участвуют десятки живых слонов, сотни танцоров и музыкантов, святыня выносится на всеобщее обозрение.

Кстати, относительно зуба Будды ходит несколько легенд. По одной из них из погребального костра был извлечён не один зуб, а четыре, и все они разошлись по миру. Какая из легенд правдивая, и где другие зубы, очень сложно проверить, ведь этот зуб мало кто видел.

Известно лишь то, что его видели всего лишь несколько иностранцев, в том числе Валентина Терешкова, немецкий ученый Геккель и королева Англии Елизавета. Геккель, кстати, сразу же выразил сомнение, что кусок слоновой кости 5,5 на 2,5 см мог быть зубом человека, пусть даже и великого Будды. В общем, теперь священный зуб монахи не показывают никому из иностранцев, и фотографировать его строго запрещено.

Сразу напрашивается вопрос: а есть ли он на самом деле?

Канди — третья столица Шри-Ланки, город унаследовал этот статус после того, как две предыдущие столицы острова Анурадхапура и Полоннарува были покинуты, заброшены и поглощены джунглями. С Канди этого не случилось. Да, статус столицы перешел к Коломбо, но город и сейчас живее всех живых.

Сегодня численность населения Канди превышает 160 тысяч человек, то есть по ланкийским меркам это практически мегаполис. При этом ничего общего с мегаполисами Канди не имеет.

На фото: Канди, вид на город с холмов

Кажется, этот город — волшебная раковина, которую индуистские божества потеряли в горах. Дело в том, что центр Канди располагается вокруг водоема, имеющего форму идеального квадрата, а дома — на холмах и горах, возвышающихся над озером.

На фото: Канди — цветы, дома и горы

Дорога к Канди идет через горы, именно поэтому, когда подъезжаешь к городу на машине, трудно не залюбоваться открывающимся с вершины видом: озеро кажется драгоценным камнем, заточенным в малахитовую оправу гор и холмов.

На фото: Канди — вид на озеро с вершины холма

Главное сокровище Канди, из-за которого город и считается священным местом для всех буддистов, — храм Зуба Будды и сам зуб Будды, что хранится в этом храме.

На фото: празднование в храме Зуба Будды

По легенде тому, кто будет обладать зубом Будды, достанется безграничная власть, так что, думаю, многие современные политики не отказались бы от возможности получить в безвозмездное пользование этот магический талисман. Хотя Шри-Ланка никакой безграничной властью не обладает, священную реликвию здесь берегут как зеницу ока, и дело тут не только в религиозном рвении.

На фото: служба в храме Зуба Будды

Согласно той же легенде, если зуб уничтожить, то исчезнет и буддизм на Цейлоне. Уничтожить реликвию пытались многократно, в последний раз в 1998 году. Исламисты, по всей видимости, уверовавшие в древнее пророчество, попытались взорвать зуб и подложили в храм бомбу. Храм пострадал, но реликвия осталась целой и невредимой.

На фото: гравюра в храме Зуба Будды

Хотя в храм Зуба Будды ежедневно приходят паломники со всего света, древнюю реликвию почти никому увидеть не удается. Она, как в сказке, спрятана в ларце, который находится в другом ларце, который хранится в третьем ларке, — в общем, всего ларцов семь.

На фото: статуя Будды в храме Зуба Будды

На Цейлон зуб Будды привезла дочь правителя Калинги, она прятала сокровище в своих волосах. Вначале зуб хранился в , и только после того, как первая столица была заброшена, реликвию перевезли в Канди.

На фото: служба в Храме Зуба Будды

Храм знаменит еще и тем, что тут постоянно проходят торжественные церемонии, во время которых близ храма возжигают масляные лампады и свечи, статуи Будды украшают цветами, а монахи совершают ритуальные песнопения и играют на барабанах. Хотя на входе в святилище всегда толпа, внутри столпотворения, как правило, не бывает даже по большим праздникам (мы были там в канун Нового года и без труда передвигались по храму).

Гораздо больше народу на шоу кандийских танцоров, видимо, сюда заглядывают все туристы, решившие посетить Канди.

Кстати, представление заслуживает посещения, поскольку, несмотря на то, что шоу ориентировано в большей степени на гостей острова, традиционные ланкийские танцы не подвергались «суровой туристической редакции», то есть под вкусы западного обывателя они не адаптированы, а потому гораздо более аутентичные, чем представления с танцами в той же .

На фото: танцоры Шри-Ланки, танец «Пуджа»

Для начала об инвентаре, точнее о музыкальных инструментах и костюмах. Аутентичное все без исключения: на этих же барабанах и бубнах играют во время ритуальных церемоний в храме Зубы Будды, костюмы танцоров именно такие, какими они должны быть, даже последовательность танцев полностью соответствует культурным традициям острова.

На фото: барабаны — важный атрибут национальных ланкийских танцев

Начинается представление со своеобразного музыкального приветствия, во время которого артисты выбивают затейливые ритмы на барабанах. Затем следует танец «Пуджа»: девушки-танцоры с горящими свечами в руках совершают медленные движения, ведь «Пуджа» — танец, созданный для того, чтобы выразить признательность учителю танцев и ангелам.

Далее в программе танец «Пантеру Нетум», он построен на прыжках, которые танцоры-мужчины исполняют под бой барабанов. Если «Пуджа» — танец нежный и медленный, призывающий завороженно наблюдать за горящими лампадами в руках девушек, то «Пантеру Нетум» — этакая хореография с элементами гимнастики и акробатики, танцоры разве что по стенам не бегают, а уж прируэты в воздухе совершают не хуже легкоатлетов и паркурщиков.

На фото: прыжок во время танца «Пантеру Нетум»

Следующий номер «Кобра». Уже из названия понятно, что во время него танцоры изображают змей, а роль главной кобры достается не только самой пластичной, но и самой красивой девушке. Вообще после посещения шоу у нас сложилось стойкое впечатление, что все самые красивые девушки Шри-Ланки становятся профессиональными танцовщицами. Только посмотрите на красавицу с белым символом кобры на голове! Настоящая мисс Азия.

Для следующего танца внешние данные артистов не важны, потому как это танец в масках. Как и все азиатские танцы с масками он иллюстрирует определенный миф, в данном случае, миф о том, как крылатый Гаруда убил кобру.

Погружение в мир фауны Шри-Ланки продолжается. Следующий танец носит имя «Павлин», и исполняют его девушки, облаченные в соответствующие костюмы. Вообще павлин — священная птица и олицетворение солнца. В индуисткой традиции павлин — верховное животное Брахмы, а в буддизме павлин олицетворяет сострадание и бдительность.

Следующий танец — «Рабан» — настоящий цирковой номер. Исполнители держат палочки с крутящимися на них тарелками и умудряются танцевать, насаживая на подставку новые тарелки. Словом, акробатический этюд, как он есть! А вот танец «Весы» не такой эффектный, зато в его основе философский подтекст. С помощью языка тела танцоры изображают суровые испытания и невзгоды, которые выпадают на человеческую долю.

Кстати, на Шри-Ланке полагают, что именно танец «Весы» — терапевтическое, а заодно и магическое действо — если правильно выполнить все движения, то душевное равновесие танцора восстановится, а все беды сгинуть прочь.

На фото: укрощение огня в финале шоу

В финале танцоры хором исполняют гимн Шри-Ланки, а после начинается самая эффектная часть шоу — укрощение огня с обязательным хождением по углям и выступлениями глотателей факелов.


Читайте также: