От чего бывает тошнота без рвоты. Причины тошноты кроме беременности. Основные причины тошноты после еды

В этом возрасте еще ярче проявляются индивидуальные двигательные различия малышей.

Физическое развитие

Как вырастет ваш ребенок за этот период в количественных показателях роста и веса? Сейчас активно формируется так называемый молочный прикус, помогающий малышу познакомиться с новыми видами пищи.

Показатели ребенка от 11 до 12 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

73.60-74.90 см

9.805-10.470 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими

Малыш берет вытянутыми указательным и большим пальчиками мелкие крошечки (пинцетный захват). Умеет рвать бумагу: хватает листы, поворачивая руку в запястье, и разрывает их. Если вы покажете малышу, как это нужно делать, он попытается поставить кубик на кубик, но сразу же разрушит получившуюся конструкцию.

Для того, чтобы достать интересующий предмет, кроха может использовать разные движения. Придерживается за мебель или прутья манежа, подтягивается наверх, чтобы встать. Опускается на четвереньки и ползет для того, чтобы обогнуть препятствие. Карабкается на стул, чтобы протянуть руку и достать желаемое. Хороший мышечный тонус позволяет малышу сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, опираясь на опору.


Ребенок открывает для себя интереснейшую игру - придерживаясь одной рукой за прутья манежа, он может свободной рукой держать игрушку, стучать о край манежа и бросать игрушку на пол.

Бросание игрушки знакомит малыша с весом предметов. Кроме того, он учится рассматривать предметы в другом ракурсе.

Пока одни малыши продолжают учиться ползать, другие начинают ходить

Приблизительно 50% малышей обычно начинают ходить к году. Однако могут быть совершенно нормальные, не заслуживающие тревоги родителей, отступления от этого срока. Как правило, дети осваивают навык хождения в период с девяти до шестнадцати месяцев.

Успехи в приобретении этого навыка связаны с тремя факторами: мускульной силой, равновесием и темпераментом. Последний более всего влияет на то, в каком возрасте малыш начнет ходить.

Малыши со спокойным темпераментом часто не торопятся и действуют более осмотрительно. Так как на начальном этапе передвижение ползком оказывается более быстрым способом, чем ходьба, они совершенствуются в нем и носятся по полу, как метеоры.

Детей, начинающих ходить поздно, вероятно, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Такие малыши в своем темпе проходят этот этап развития, взвешивая каждый свой шаг. При этом, когда они начинают ходить, то сразу держатся довольно уверенно.

Дети со взрывным темпераментом начинают, наоборот, ходить рано. Обычно это очень импульсивные, подвижные дети, преодолевающие каждую веху развития настолько стремительно, что родители не успевают сфотографировать достижение. Хотя иногда непросто предположить, кто начнет ходить рано. Вероятнее всего, это будет малыш с повышенными запросами, который стремится поскорее сползти с колен родителей или вывернуться из детского креслица.

Кроме темперамента, серьезно влияет и тип телосложения маленького человечка. Худенькие дети, как правило, осваивают ходьбу раньше. Малыши, начавшие рано ходить, обычно отличаются резвым характером и больше подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники.

Мамы и папы, принимающие стиль сближения и часто носящие детей на руках, иногда спрашивают: «Не станет ли в этом случае ребенок позже ходить?» Нет. Исследования многих ученых доказывают, что малыши, при воспитании которых предполагается тесная привязанность родителей к чаду, зачастую осваивают двигательные навыки даже более быстрыми темпами.

Не следует переоценивать значение того, в какой месяц карапуз зашагает. Так как возраст, в котором малыш начинает ходить, не имеет ничего общего с развитием его умственных или физических способностей. То, когда и как ребенок начнет ходить, характеризует уникальность его собственной личности.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 11 до 12 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Психическое развитие

Активно развивается понимание речи. Малыш начинает реагировать на свое имя - поворачивается и смотрит, если его позвали. Он хорошо понимает, когда его хвалят или «бранят», повторяет действия, над которыми смеялись или за которые его хвалили. Он понимает и выполняет простые просьбы мамы: «Дай маме кусочек яблока», «Иди ко мне». Малыш узнает интонации и смысловые жесты, которыми взрослые сопровождают такие просьбы, и сам подражает жестам взрослых - «дай-дай-дай» , «пока-пока» .

Кроха начинает понимать значение простых предлогов - «из», «в», «за». Вы замечаете, что теперь он уже не пытается схватить игрушку через стенку прозрачной банки, а засовывает руку в отверстие и вытаскивает вожделенный предмет. Малыш может отвинтить и снять крышку пластиковой бутылочки, если вы покажете ему, как это сделать. Положите в бутылочку кусочки яблока и печенья, чтобы подкрепить исследовательский интерес малыша.

Малышам нравится играть в разные игры с родителями. Дети обожают шумные, подвижные игры, в которые с ними играют отцы. Папы раскачивают и подбрасывают малышей вверх, кружат и опускают головой вниз, а они смеются и требуют повторения.

В этом возрасте все дети сильно привязаны к родителям, и особенно к маме. Они тревожатся и капризничают, когда долго не видят их.


Родители ассоциируются у ребенка с чувством безопасности и комфорта . Некоторые малыши требуют присутствия обоих родителей во время купания, кормления и укладывания спать. Родители хотели бы меньше зависеть от настроения ребенка, поэтому начинают приучать малышей к самостоятельности - учат есть ложкой, пить из чашки, засыпать в одиночестве.

Но многие сталкиваются с тем, что ребенок противится нововведениям - откладывает ложку и ждет, чтобы его покормили, не хочет лежать в кроватке и кричит, когда родители выходят из комнаты. Приучайте малыша постепенно. Спойте колыбельную песенку и покачайте кроху на руках, чтобы он успокоился и уснул. Когда малыш начнет засыпать, выйдите из комнаты.

Лепет малыша усиливается, наедине с собой он произносит целые «монологи», состоящие из цепочек различных слогов. Ребенок начинает использовать лепет для общения, пытается активно копировать звуки, которые слышит, если его к этому побуждают. Он подражает движениям и жестам родителей, по просьбе взрослых может показать, где у него носик, глазки, ротик, ушки и т. п.

В этом возрасте малыши нуждаются в разнообразных впечатлениях . Обязательно находите возможность отправиться с ребенком на экскурсию или в гости. Усадив малыша в коляску или рюкзачок-кенгуру, можно съездить в зоопарк, магазин или просто в гости к бабушке с дедушкой или к друзьям. Замечательно, если там будут другие дети. Малыши в этом возрасте начинают наблюдать друг за другом.

В преддверии своего первого, официального дня рождения дети уже заметно выросли и многому научились. С каждым днём их жизнь становится всё насыщеннее, а время бодрствования увеличивается. Дети проводят много времени в активных исследованиях, и они уже почти спустились с маминых рук. Родителям, наверняка, будет интересно сравнить полученные навыки своих малышей со средними показателями, указывающими, что должен уметь ребенок в 11 месяцев.

В одиннадцать месяцев малыш прибавляет в весе 400 грамм и вытягивается в высоту на 1-1, 5 сантиметров. Если ребёнок и вовсе не набрал вес, или прибавка произошла лишь на 150-200 грамм, это не повод для паники при общем, хорошем самочувствии сына или дочки. Ведь двигательная деятельность их сильно возросла, и организм быстро тратит свои энергетические запасы и питательные вещества. Возможно, стоит предлагать ребёнку пищу, содержащую больше калорий.

В плане анатомии и физиологии в этот момент происходит интенсивное формирование мышечной системы, поэтому малыш уже может более или менее долго находиться в вертикальном положении и даже передвигаться, используя опору, а иногда, и самостоятельно.

Ещё одно важное изменение – появление молочных зубов, как правило, это четыре зуба – по два на нижней и верхней челюсти, у некоторых деток уже появились вторые резцы.

Уже до года малыш может сделать свои первые шаги и произнести первые слова, но не нужно отчаиваться, если этого не случилось – развитие ребенка в 11 месяцев проходит по своему графику, в соответствии с его индивидуальной генетической программой. Правда родители имеют хорошую возможность помочь ему в этом, следя за питанием и нормальным сном карапуза, а также, регулярно развивая его с помощью игр и обучающих занятий.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

Дети в этом возрасте крайне любознательны и активны. Если на минутку отвернуться, неизвестно где окажется малыш через мгновенье, поэтому за ними необходим ежеминутный контроль.

Что должен уметь 11 месячный малыш? К счастью, повышение силы и выносливости, связанное с укреплением мышц, позволяет ему освоить множество разнообразных навыков:

  • он без труда может подниматься на ножки без посторонней помощи и стоять;
  • садиться из вертикального положения, не используя опору, хотя пока это даётся ему с трудом;
  • быстро ползать, меняя направление;
  • самостоятельно сидеть длительное время;
  • малыш начинает ходить маленькими, неуверенными шажками, держась на руку папы или мамы;
  • он без труда узнаёт знакомые предметы и игрушки, показывая на них пальчиком;
  • повышается координация движений, а рука ребёнка, если нужно взять интересующий предмет, раскрывается в соответствии с габаритами вещи;
  • карапуз может держать двумя руками кружку;
  • ест с помощью ложки;
  • умывает личико и чистит зубки.

Происходят изменения и в психоэмоциональном плане ребёнка:

  • он становится более общительным;
  • повторяет слова за родителями;
  • понимает, о чём говорят взрослые;
  • адекватно реагирует на просьбы и требования: возьми, дай, кушай, брось, в ответ, кроме действия, может использовать мимику и жесты, качать головкой;
  • ребёнок становится не только более ловким, но и сообразительным – может использовать подручные предметы, чтобы доставать игрушки с недосягаемых мест.

У детей появляются увлечения, личные предпочтения в отношении игрушек, задатки к сюжетному игровому процессу – многие девочки и мальчики уже могут нянчиться с куклами, кормить и укладывать спать зайчиков и мишек.

Осознание себя как личности у ребёнка может проходить довольно заметно и сказываться в попытках манипулирования родителями. В этот момент взрослым следует спокойно реагировать на капризы детей, иначе в будущем малыш будет постоянно использовать истерику или плач, как способ для достижения желаемого.

Нельзя сказать, чтобы психические и физические способности детей противоположных полов сильно отличались, но есть отдельные характерные нюансы, о которых стоит знать:

  1. Выясняя, что надо уметь в 11 месяцев девочке, необходимо понимать, что малышки не похожи на мальчиков, обычно, более подвижных и непоседливых. Они на много спокойнее и могут длительное время проводить за игрой в кубики, увлечённо рисовать или лепить. Интересный для них процесс может увлечь их на полчаса, а это достаточно много для ребёнка, которому ещё нет и года.
  2. Беря в расчёт, насколько активен и самостоятелен мальчик, уметь в 11 месяцев он может всё, что связано с движением, в первую очередь, быстрее научится ходить без помощи взрослых, хотя успеет за короткое время набить себе много шишек.

Всё, что умеет одиннадцатимесячный малыш, конечно, прежде всего, заложено в его генетической программе, но роль родителей в этом процессе и его успешности, занимает важное место.

Как развивать малыша в 11 месяцев

Для всестороннего развития ребёнка взрослым нужно создавать благоприятные для этого условия.

Если малыш уже наклоняется, приседает и ходит, опираясь на мебель или руку родителя, стоит помочь ему в этом непростом деле:

  1. Надо продолжать стимулировать активное ползанье, которое помогает укреплять мускулатуру ручек и ножек.
  2. Хорошо если малыш самостоятельно, но под присмотром мамы, будет толкать каталку или коляску. В качестве толокара можно использовать и большой мяч.
  3. Ребёнок уже умеет подниматься на одну, две ступеньки, но опускаться по лестнице ему пока трудно. Такие занятия стоит проводить пару раз в день по несколько минут.
  4. Во время купания дети также могут обучаться и получать новые навыки – в этом помогут мелкие резиновые игрушки, которые кроха будет вылавливать с помощью небольшого пластикового ковшика.
  5. В этом возрасте ребёнку полезны все игры с сыпучими материалами и мелкими деталями – крупами, бусинами, камешками, пусть малыш пересыпает их из одной ёмкости в другую, складывает, сортирует. Так он быстрее научиться управлять своими пальчиками.

Разбираясь, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, не стоит забывать о творческих занятиях – ему уже можно давать тоненькие фломастеры, которые он сможет удержать в пальчиках. Подойдут и мелки, пастельные краски в виде небольших карандашиков. Для лепки лучше выбрать домашнее или специальное тесто, либо набор мягкого пластилина, который не пристаёт к рукам.

Для совершенствования разговорной речи нужны ежедневные занятия, заключающиеся в совместном чтении. Одновременно с этим, малыш может рассматривать картинки, а позже составлять по ним короткие рассказы. Кроме того, с детьми нужно много разговаривать, объясняя самые различные события, описывая обычные вещи и явления природы. Во время прогулок можно знакомиться с другими детьми – чем раньше дочь или сын научатся знакомиться и общаться со своими ровесниками, тем легче будет проходить их адаптация к условиям реального мира.

Под наблюдением взрослых дети могут играть самостоятельно и лучшими для них игрушками, по прежнему, являются резиновые игрушки, мячики, большие машинки, в которые малыш может залезть, пирамидки, кубики, игрушки в виде животных и куклы для сюжетных игр. Книжки для ребёнка лучше выбирать с большими плотными страницами из резины или картона, а также с музыкальным сопровождением. Игрушечные музыкальные инструменты, набор посуды или коляска для куклы больше подойдёт девочкам, мальчиков можно порадовать конструктором и ходунками, которые помогут быстрее освоить ходьбу.

Проверочный тест на успешность развития

Зная нормативы, определяющие, что должен уметь делать малыш на этом этапе жизни, родители должны понимать, что такая оценка относительна, и всё же, в некоторых случаях проверка необходима.

В первую очередь, следует обратить внимание на следующие моменты:

  • к одиннадцатимесячному возрасту малыш уже должен полностью освоить ползание, уверенно сидеть, стоять;
  • ребёнок обязательно должен делать попытки вставать и делать хотя бы пару шажков;
  • в идеале дети нормально воспринимают самостоятельное использование чашки, ложки, полотенца и расчёски;
  • из трёх кубиков карапуз уже должен уметь построить башенку;
  • нормально развитый кроха обязательно заметит, если спрятать его игрушку и постарается её отыскать.

Также можно обратить внимание, как ведёт себя бутуз в разных обстоятельствах. Если он сердиться, то не плачет, как раньше, а выражает своё недовольство – может бить маму и даже кусаться. Радуясь, дети, смеются, хлопают в ладоши.

Некоторые негативные действия малыша следует пресекать уже в этом возрасте – для этого ему нужно доступно объяснить, что хорошо и плохо, что делать можно и нельзя – это облегчит дальнейшее воспитание.

Занимаясь развитием детей 11 месяцев, уже стоит решить вопрос о расширении для них пространства в доме и позаботиться о том, чтобы они не нанесли себе травмы во время обучения ходьбе и активных играх. Следует убрать из помещения все опасные, острые и бьющиеся предметы, ограничить доступ к розеткам и проводам, углы обить мягкой тканью.

В этом возрасте ребёнок будет падать часто, и с этим придётся смириться, Маме не следует сразу бежать к малышу, так он научится подниматься самостоятельно, более того, будет лучше ориентировать в окружающей обстановке и правильно координировать свои действия.

Режим малыша в 11 месяцев

Прикормы, как таковые закончились, и ребёнок уже стал полноправным членом семьи, занимающим своё место за общим столом. Конечно, правила приготовления блюд для него сохраняются. Детям готовят еду, путём отваривания, тушения, постное мясо в виде тефтелей, фрикаделек и котлет готовят на пару. Пища всё ещё измельчается, а основное число кормлений остаётся прежним – 5 раз в день. Не считая жидкости – воды, соков, ребёнок съедает до 1, 2 килограмма, так что одна порция составляет около 200-250 граммов, в зависимости от комплекции и аппетита малыша. Такая система питания будет использоваться и дальше, примерно до двух лет.

По сути, карапуз познакомился со всеми продуктами, но в число запрещённых всё также входят цитрусовые плоды, грибы, орехи, кофе и чай, шоколад. Помидоры, апельсины, некоторые другие овощи и фрукты, в том числе, мёд, могут вызывать аллергию, поэтому не желательны.

Те матери, которые планируют отучение от груди, постепенно сокращают количество молока, а затем и число кормлений, ограничиваясь лишь одним разом перед сном. В мамином молоке уже недостаточно необходимых ребёнку веществ, и он получит питательные вещества из обычной пищи.

Даже при продолжении грудного вскармливания отмечается, что в возрасте 11 месяцев дети по ночам спят намного спокойнее и уже не доставляют столько хлопот, исключение составляют случаи зубной боли и болезни, от которых в этот момент их нужно оберегать особенно тщательно – низкий иммунитет является, наиболее, уязвимым местом в данный период.

Ночью дети спят от 10 до 11 часов, а днём ещё 3-4 часа. Для возраста характерен переход каждого детского организма на свои собственные природные биоритмы. Поэтому одни дети могут ложиться и вставать позже или раньше.

Уход за ребёнком включает:

  • утреннее умывание, расчёсывание, чистку зубов (некоторые процедуры детки уже могут осуществлять самостоятельно);
  • подмывание после туалета – паховую область ребёнка моют тёплой водой, изредка используя мыло или другие средства;
  • купания проводятся в удобное для детей и родителей время, но, в основном, вечером;
  • в качестве закаляющих процедур используются обтирания, воздушные ванны, массаж для улучшения кровообращения и пищеварения;
  • гимнастические упражнения для укрепления мышц и позвоночника должны проводиться регулярно, так как они помогают восстанавливать организм карапуза после активных занятий во время бодрствования.

Развитие ребенка в 11 месяцев: видео

Разбираясь в том, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, родители могут только помочь малышу освоиться, и научиться многим навыкам, но никак не торопить события. Не стоит подгонять его поведение под какие-то общие, и, весьма условные рамки, ведь маленький человек – это уже личность, мнение которой нужно уважать.

До долгожданного всеми праздника - первого дня рождения вашего малыша остался всего один месяц, и вы с удивлением наблюдаете разительные перемены в своем карапузе. У большинства родителей в голове возникает вопрос, как происходит развитие ребенка 11-12 месяцев?

Это уже не тот маленький комочек счастья, который не мог ничего делать самостоятельно и у которого была одна цель - развитие. Детей в 11 месяцев не нужно кормить по ночам, отказывая в отдыхе себе, не нужно часто стирать пеленки, ведь он уже сам ходит на горшок. Кроме этого, малыш уже свободно сидит, ползает и даже пытается самостоятельно ходить и кушать! У него появились свои предпочтения, любимая игрушка и подушка, он уже свободно узнает дедушку, дядю Ваню или соседского кота.

Ребенок в этом возрасте способен остро чувствовать настроение окружающих, он умеет обижаться и радоваться. К первому юбилею малыша многие мамы уже заканчивают кормление грудью, что, конечно же, является огромным стрессом для ребенка. Хоть он уже и не так беспомощен, как раньше, но все же очень нуждается в вашем тепле и ласке. Именно поэтому в этот период родителям обязательно нужно как можно чаще быть рядом, чтобы компенсировать отсутствие таких интимных моментов с малышом, как грудное вскармливание.

В это волшебное время малыши очень потешны, активно играют мимикой, произносят новые смешные словечки и совершают первые шаги.

Успехи в развитии

Каких успехов уже достиг ваш карапуз? Как происходило развитие ребенка 10-11 месяцев? В это период малыш умеет уже очень многое. Он понимает, что ему говорят взрослые, может ответить или показать на что-то. Конечно, его речь разобрать не так-то просто, ведь ребенок пользуется сокращенными словами, чаще слогами, которые он повторяет. Но малыш находит разные способы показать, что именно ему необходимо в данный момент.

Он может указать на предмет, произнося самое главное для этого возраста слово «Дай!», при этом варьируя интонацией. Если карапуз хочет кушать, он раскроет ротик и покажет пальчиком, затем активно пожует невидимую еду. Родителям очень важно следить за такими мелочами, поскольку они указывают на правильное развитие ребенка 11 месяцев.

Что умеет ребенок:

  • понимать и искренне радоваться похвале;
  • приносить разные вещи, класть их на место;
  • махать рукой в знак приветствия или прощания;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • крепко держать ложку и пытаться кушать ею;
  • указывать на части тела - ушко, глазик, ротик и т.д.

На самом деле, развитие детей в 11 месяцев в каждом отдельном случае может отличаться.

К этому времени вес малыша уже в два раза больше, чем при рождении. Кроме этого, у него также увеличился и рост - почти на 25 сантиметров! Развитие вашего чада идет своим чередом, а вы можете ему в этом помочь.

Режим питания малыша

На подходе к последнему месяцу первого года жизни малыша его пищевые предпочтения меняются. Такое вкусное и богатое витаминами мамино молочко отходит на второй план, ведь аппетит ребенка растет вместе с ним.

На протяжении всего года вы потихоньку увеличивали порции карапузу, а что же делать на подходе к юбилею? Вводить ли новые продукты питания? Как на них отреагирует ребенок 11 месяцев? Развитие, питание, режимы - как в этом не запутаться?

Рацион почти годовалого ребенка очень схож с диетическим питанием для взрослых. Малыш с удовольствием будет лакомиться творожком, кашками, печеньем, пряниками, фруктами, кефиром и другими кисломолочными продуктами. Для лучшего усвоения пищи маленьким желудком и, конечно же, в общих целях здорового питания лучше готовить всю еду на пару, либо отваривать.

Не рекомендуется давать малышу продукты питания, способные вызвать аллергию, например цитрусовые (апельсин, лимон, мандарин). Возможно, именно у вашего ребенка реакции на эти продукты не будет, но лучше не рисковать.

Не рекомендуется кормить ребенка тяжелой пищей вроде орехов или жирного молока. Также не давайте малышу жареную, острую или копченую еду - такое питание вредно даже для взрослых, что уж говорить о маленьком организме.

Уход за вашим сокровищем

Конечно, раньше ваш малыш требовал к себе куда больше внимания и, соответственно, ухода, но и сейчас нужно знать, как именно ухаживать за карапузом.

В этом возрасте самое главное достижение ребенка - начало самостоятельного передвижения. По мере того, как малыш учится ходить, меняются и потребности в обуви. Если раньше вы надевали ему мягкие пинетки, просто чтобы было тепло и комфортно, то теперь обувь необходимо сменить на более удобную для ходьбы.

Для лучшего и безопасного освоения навыков ходьбы ребенку понадобятся ботинки с нескользящей, хорошо гнущейся подошвой. У такой обуви обязательно должен быть твердый задник. А для того чтобы мышцы стопы укреплялись и хорошо развивались, поводите малыша босиком по песку, траве или другой, не такой ровной, как обычный пол, поверхности.

Развитие детей в 11 месяцев включает в себя и другие пункты. Помимо навыков самостоятельного передвижения, нужно также помогать ребенку приучаться к горшку. Каждая мама, даже по глазам и мимике видит, когда ее ребенку пора в туалет. Но все же нужно потихоньку прививать малышу привычку говорить о сей надобности, хотя в возрасте 11 месяцев ребенок уже намного дольше остается сухим. Хвалите его, даже если он просто сел на горшок и, тем более, если сам попросился.

Распорядок «рабочего» дня ребенка

У каждого малыша разный. В большей степени он зависит от активности вашего чада. Чтобы развитие ребенка в 11 месяцев происходило максимально эффективно, педиатры советуют рационально чередовать время активных игр и отдыха. Новые навыки приходят к малышу постепенно, и чтобы у него было достаточно сил для их освоения, необходим четкий и грамотно составленный режим.

В основном 11 месячный карапуз просыпается рано - примерно в 7 утра. Дневной сон сокращается до одного или двух раз, ведь ночью малыш спит около 10 часов.

Время может варьироваться в зависимости от желаний как малыша, так и мамы. Если вы планируете в будущем водить ребенка в садик, то можете заранее, не спеша, переводить режим дня под расписание детского сада, чтобы впоследствии малышу было легче адаптироваться.

Ближе к годовалому возрасту отпадает необходимость ежедневного купания, просто выберите определённые дни, когда вам будет удобно проводить водные процедуры. При этом подмывание остается обязательным.

«Мои игрушки», «Я сам», любимые игры

Игрушка для ребенка не просто объект, которым можно играть - это средство познания мира. Поэтому малыш может предпочитать «взрослые» предметы обычным игрушкам, хоть он и ребенок 11 месяцев. Развитие игры, а вернее развитие самого её процесса очень важно. Малыш может играть крышкой от кастрюли или пультом от телевизора, а может и своими игрушками. Пусть он познает мир и играет, помогайте ему в этом. Показывайте новые действия с интересными ему предметами (если, конечно, это безопасно), учите малыша играть с ними.

В супермаркете давайте ему покупку в ручку - пусть он сам положит ее в корзинку, дома дайте ему мисочку с теплой водичкой и ложку - пусть пробует ее помыть. Помните - вы пример для ребенка, он хочет делать все то же, что и вы. Принимайте его помощь и хвалите, даже если он просто отдал вам игрушку или протер салфеткой стол.

«Я сам». Даже в столь раннем возрасте у ребенка уже начинает возникать эта фраза. Он сам хочет пить из чашки и просовывать ручки в рукава куртки. Хочет играть сам и не давать никому свою игрушку. У малышей появляется интересная забава - бросать вещь на пол, чтобы кто-нибудь ее поднял. А когда поднимут, снова бросить.

Мама как учитель. Развитие малыша

Существует вопрос, возникающий, наверное, у всех мам, ответ на который они ищут у опытной соседки, в интернете или книге - как должно происходить развитие ребенка 11 месяцев. Занятия с ребенком 11 месяцев, так же, как близость и участие мамы, крайне важны. Переживая за развитие своего малыша, женщины ночи напролет просиживают в интернете в поисках советов. Многие из них читают книги доктора Комаровского и других авторов, покупают журналы, наподобие "Нормы развития детей в 21 веке", "Развитие ребенка 11 месяцев". Комаровский, Гиппенрейтер, Ханхасаева и другие авторы пишут хорошие книги о здоровье и воспитании детей. Но лучший совет - прислушивайтесь к себе и своему ребенку!

Читайте ему книжки, показывая на яркие картинки в них. Объясняйте, что именно нарисовано, имитируйте звуки, издаваемые животными, чтобы малышу было легче запомнить. Не затягивайте надолго такие занятия, ведь карапуз еще не умеет сосредотачиваться на одном действии. Отвлекитесь на более активную игру, например "Ку-ку" или "Ладушки". Покружите его на руках или покачайте на коленках. Если ребенок ходит в ходунках или передвигается самостоятельно, поиграйте в догонялки (конечно, поддаваясь), малыш будет в восторге!

На детской площадке приучайте ребенка делиться игрушками с другими, играть в компании. Показывайте, как обращаться с песком, хвалите, если он поделился игрушкой с соседом по песочнице.

Идти к врачу?

Не стоит паниковать, если малыш еще не пошел самостоятельно. Для этого возраста ходить за ручку или возле кровати, дивана вполне нормально. Старайтесь чаще водить ребенка на «самостоятельную» прогулку, развивайте привычку ходить, а не ползать.

В случае если малыш не становится на ноги, обязательно обратитесь к ортопеду. Доктор, возможно, назначит лечебный массаж или упражнения, помогающие мышцам ног развиваться. При этом не забывайте делать домашний массаж и гимнастику.

Во время утреннего или вечернего купания можно сделать водяной массаж - он достаточно результативен.

Я - личность

Ваш карапуз открывает для себя новую истину: он - отдельная личность. У него есть своя кружка, тарелочка, ложка, а может быть, и любимое одеяло или свое спальное место. Ребенок начинает понимать, что он - отдельный человечек. Вследствие этого понимания он может, например, начать играть не с кем-то вместе, а просто рядом, отдельно.

Дисциплина. Да или нет?

Нужно ли в строгости и запретах для создания и поддержания дисциплины? И да, и нет. Малыш понимает, что вы говорите, и может специально «забыть», что вы ему что-то запретили.

Происходит начальный этап его формирования как личности, поэтому очень важно делать запреты только в действительно серьезных или опасных моментах. Не говорите постоянно «нет». Вместо этого рассказывайте, что нужно делать. Если малыш рвет листья на деревьях, объясните ему, что так делать не хорошо, ведь дереву больно. Дайте ребенку понять, какую пользу приносит это деревце человеку и какую пользу принесли вы вместе, полив его. Конечно, многого малыш не поймет, но с помощью показательных действий вы сможете объяснить ему, что хорошо, а что плохо. Этим вы добьётесь куда большего эффекта, чем, если просто крикните: «Не трогай дерево! Нельзя!»

Развитие детей в 11 месяцев - норма для всех разная!

Каждая мамочка очень переживает, не отстает ли её малыш в развитии, все ли он умеет делать в соответствии с нормами. Но кто придумал эти нормы? Существуют среднестатистические показатели, но нельзя всех равнять по ним. Каждый ребенок индивидуален, и его развитие, соответственно, тоже. Поэтому не стоит сразу паниковать, если ваше чадо не умеет делать то, что запросто получается у соседского карапуза.

Что еще влияет на развитие ребенка в 11 месяцев? Новые навыки, а также скорость их освоения также зависят от того, какой по счету в семье ваш малыш - младший или старший. Как правило, дети, у которых есть старшие братья или сестры, развиваются намного быстрее, ведь у них перед глазами есть пример. Также прослеживается различие в скорости развития между мальчиками и девочками - в большинстве случаев девочки, в некоторых сферах жизни, развиваются быстрее.

Этот период - чудесное время! Наслаждайтесь каждой минутой этого сладкого детства вашего малыша, запоминайте его смешные слова, фотографируйте разные моменты, играйте и получайте удовольствие! Позитивом и любовью вы поможете своему ребенку хорошо и быстро развиваться.

Режим дня и питания ребенка в 11 месяцев практически ни чем не отличается от распорядка десятимесячного малыша за исключением того, что многие дети в этом возрасте переходят на одноразовый дневной сон. Если в предыдущие месяцы родители не придерживались специального режима, в начале двенадцатого месяца жизни необходимо постепенно приучать кроху к определенному распорядку. Некоторые дети поступают в дошкольные образовательные учреждения в 1,5 года (ясельные группы), и соблюдение режима поможет им не только легче адаптироваться к новым условиям, но и снизить нагрузку на нервную систему.

Что нового появляется в распорядке?

  1. Существенных изменений в распорядке ребенка в этом возрасте не происходит. До 10-11 месяцев многие малыши нуждаются в двухразовом дневном отдыхе продолжительностью 1-1,5 часа.
  2. Здоровых детей, развитие которых соответствует возрастным и физиологическим нормам, в 11 месяцев можно приучать к одноразовому дневному сну, длительность которого составляет около 3-4 часов. Организовать его лучше всего сразу после обеда, то есть примерно в 13.30-14.00.
  3. Послеобеденную прогулку в этом случае необходимо перенести на утренние часы (с 10.00 до 12.00) или на вечер (перед ужином).

Очень важно правильно определить готовность малыша к одноразовому дневному отдыху. Торопиться с отучением от прежнего режима не стоит в следующих случаях:

  • малыш просыпается раньше 17 часов (длительность дневного отдыха составляет менее 3 часов);
  • ребенок стал капризным и беспокойным;
  • появились проблемы с укладыванием на ночной сон;
  • ребенок стал просыпаться ночью.

Если по всем признакам малыш не готов к изменениям в режиме дневного сна, организовывать отдых в дневное время рекомендуется с 10.30 до 12.00 и с 16.30 до 18.00.

Примерный режим дня ребенка в 11 месяцев

Режим и рацион питания

Режим питания в 11 месяцев должен состоять из пяти основных кормлений, интервал между которыми составляет около 3,5-4 часов. Более частые кормления могут отрицательно повлиять на работу пищеварительной системы грудного ребенка, так как организм не успевает выработать достаточное количество ферментов для усвоения и расщепления новой порции продуктов, и будут препятствовать выработке здоровых пищевых привычек. Перекорм также может стать причиной ожирения, которое в этом возрасте опасно развитием патологий со стороны эндокринной и сердечно-сосудистой системы. Слишком частое и калорийное питание на первом году жизни также повышает риск развития детского сахарного диабета, поэтому распорядок кормлений – важный этап правильной организации питания детей в возрасте 11 месяцев.

Начиная с двенадцатого месяца жизни, необходимо вырабатывать у крохи правильные пищевые привычки (включаю саму организацию питания). Для этого нужно:

  • перед каждым кормлением мыть руки;
  • во время еды давать ребенку в руку ложку (одновременно мама должна показывать, как правильно пользоваться столовыми приборами);
  • напитки наливать в специальную чашку-непроливайку и приучать ребенка пить из чашки без использования поильников.

Если семья придерживается принципов диетического питания, можно позволить ребенку брать руками продукты с общего стола. Если малыш слишком увлечется и превратит кормление в игру, необходимо пересадить его в свой стульчик на 5-10 минут, после чего повторить попытку. Если ситуация повторится вновь, кормление нужно заканчивать – ребенок не голоден.

Грудное молоко: давать или нет

Ребенок в 11 месяцев по-прежнему нуждается в материнском молоке или . Большинству детей в день достаточно 220-250 мл грудного молока или молочной смеси, и эту потребность можно удовлетворить одноразовым кормлением сразу после пробуждения. Если ребенок продолжает просить грудь или бутылочку перед засыпанием, это также может считаться вариантом нормы: возможно, он не выпил достаточного количества молока в утреннее кормление, или не получил необходимого количества калорий за ужином.

Причиной такого поведения может быть и потребность в общении с мамой, поэтому важно как можно больше свободного времени проводить с малышом, обеспечивая тактильный и эмоциональный контакт.

Важно! Отучить ребенка от сосания груди перед сном можно, предложив ему в качестве замены молочный напиток, кефир ли жидкую молочную кашу.

Чем кормить ребенка в одиннадцать месяцев

Рацион ребенка в 11 месяцев уже максимально приближен к меню годовалых детей и состоит из большого количества продуктов, из которых можно составить недельный план здорового и сбалансированного питания.

Овощи и фрукты

Ребенок в 11 месяцев очень хорошо удерживает в ручке овощи и фрукты, нарезанные крупными кусками и очищенные от кожуры. Под присмотром взрослых ему можно давать груши, яблоки, морковь, бананы, персики, кусочки свеклы. Если у ребенка еще мало зубов, или он давится сырыми овощами, их можно отваривать в подсоленной воде и нарезать небольшими кубиками. Фрукты можно запекать в духовке, добавляя чуть-чуть меда (при отсутствии аллергии на продукты пчеловодства) и сахарной пудры.

Не рекомендуется давать детям, не достигшим годовалого возраста, киви, апельсины, ананасы, папайю, манго и другие тропические фрукты, так как они могут спровоцировать аллергию. Также не следует давать малышу темные и красные ягоды: малину, клубнику, черную смородину.

Мясо и рыба

В 11 месяцев ребенок может употреблять любую рыбу и мясо, но в меню следует ограничить количество жирных сортов и давать их не чаще 1 раза в неделю. Это относится к свинине, скумбрии, семге и другим разновидностям рыбы и мяса с повышенным содержанием жирных кислот. Они необходимы для здоровой работы мозга, но в повышенных количествах могут вызвать несварение желудка и кожную сыпь.

Давать ребенку мясо и рыбу можно в отварном виде (нарезав на маленькие кусочки), а также в виде паровых котлет и фрикаделек. От гомогенизированного пюре в баночках необходимо постепенно отказываться.

Яйца

Яйца – это незаменимый продукт для питания детей любого возраста, так как они содержат почти все необходимые ребенку витамины и минералы и обеспечивают надежную профилактику рахита. Давать яйца в 11 месяцев можно в виде парового омлета, в который можно добавить кусочки вареных овощей и немного мелко рубленной свежей зелени. Лучше использовать для детского питания перепелиные яйца – в них меньше холестерина и больше магния, калия, марганца и других минеральных солей.

Супы

Суп можно перетирать до состояния пюре или давать в жидком виде, добавляя в него крупы или хлеб. Отлично подходит для питания детей данной возрастной группы куриный суп, овощные супы с фрикадельками, некрепкие мясные бульоны (приготовленные из фермерского мяса). Не стоит давать ребенку в 11 месяцев супы с фасолью, горохом, борщ, свекольник, суп из квашеной капусты и грибов.

Крупы и макароны

При отсутствии у малыша признаков целиакии (непереносимости глютена) ему можно давать любые крупы. Если до этого мама использовала готовые продукты (сухие каши), в возрасте 11-12 месяцев от них следует постепенно отказываться. Каши можно готовить на молоке, добавлять в них кусочки фруктов или немного меда.

Макаронные изделия должны присутствовать в рационе 1-2 раза в неделю. Для питания одиннадцатимесячных детей подходят только макаронные изделия небольшого размера, приготовленные из твердых сортов пшеницы. Лучше приобретать продукты данной группы в специализированных детских магазинах или отделах детского питания.

Кисломолочные продукты

Ежедневно ребенок в 11 месяцев должен съедать 70-80 г творога. Творог полезен для здоровья костной и хрящевой ткани, а также необходим для правильного усвоения некоторых витаминов, в первую очередь, витамина D. В этом возрасте ребенку также можно давать ацидофиллин, бифидок, натуральный йогурт и детский кефир.

Напитки

Из напитков одиннадцатимесячному малышу можно предложить подслащенные компоты из свежих и сушеных фруктов, морсы из ягод, фруктовые и овощные соки. В вечернее время можно дать чай из цветков липы и ромашки – он обладает успокаивающим действием, особенно полезен для гиперактивных малышей и детей, склонных в нервной возбудимости.

Примерное меню на день

  • Первое кормление: адаптированный заменитель молока или молочная смесь.
  • Завтрак: молочная каша из гречневой крупы с медом и курагой, отвар шиповника, детское печенье.
  • Обед: суп-пюре из цветной капусты, фрикадельки из индейки, кусочек сыра (не более 10 г), небольшой кусок черного хлеба или сухарик. В качестве напитка можно предложить компот.
  • Полдник: творог с кусочками фруктов или фруктовым пюре, фруктовый сок.
  • Ужин: рыбная котлета с гарниром из картофельного пюре, ромашковый напиток.
  • Перед сном: кефир или ацидофиллин. Детям, нуждающимся в грудном кормлении, перед сном можно дать грудь.

Важно! Меню для детей, находящихся на грудном или искусственном вскармливании, в 11 месяцев ничем не отличается.

МИР РЕБЕНКА

В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкал к тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой ты большой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его понимание речи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научился различать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнести всего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперь ребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время заняться с ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказаться от детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Как правило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только после тщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании. Занимательные детские книжечки - переходная ступенька от игрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки, выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышам нравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка или связка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудь сказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, Микки Мауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители с удовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это может ему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесь читать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу.

Двигательные навыки

В одиннадцать месяцев некоторые дети продолжают ползать, а другим уже удается самостоятельно сделать несколько шагов. Однако большинство детей учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку. Вскоре малыш будет брать предметы в обе руки. По-видимому, он пытается узнать, сколько игрушек ему удастся нести одновременно.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие в супермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогать бананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откусить кусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую из дома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье.
В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новые осязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-то меньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам или веществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу, если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытывать отвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышенную тактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те или иные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво. Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, или капните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобретет подобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении к разным поверхностям.
Разнообразие - важный элемент при восприятии мира через прикосновения. Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравится шлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру или гладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательно надевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первые шаги.
В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения и представляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значит спрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда вы перепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать его там, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашей рукой и уверенно направляется к новому тайнику.
Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Если малышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастся поставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чем это у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзя засунуть большую банку в маленькую. Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большие коробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это может превратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускать маленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять класть обратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малыш будет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени.

Понимаем своего ребенка

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка с гордостью рассказывает о своем внуке или внучке.
"Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой в бассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, а через мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу, смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротник своего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о". Она говорила мне, что хочет опять в бассейн".
"Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинает говорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду, „дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня. А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту, где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит „ммм".
Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб или печенье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенок радостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что ему хорошо знакомо. В этом возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова, включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем в ней говорится.
Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится с новыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое хорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенка посадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громким криком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легко исполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом. Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместе песню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять" машиной.
Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрасте некоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малыш постоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей. Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себе силы преодолеть страх перед разлукой с родителями.
В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни у малыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдруг начинает снова что-то требовать, и их сон прерывается.
Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения - остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевая колыбельную песню.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
"Гимнастическое бревно"
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления
Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания
Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

Читайте также: