Жо годфруа что такое психология скачать pdf. Чингиз абдуллаев - ошибка олигарха

Годфруа Ж.

Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с., ил.

ISBN 5-03-001901-4

Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.

Для студентов-биологов, психологов, медиков, педагогов-и всех читателей итересующихся вопросами психологии

Редакции lumepamypbi no биологии

© 1988 Pierre Mardaga, editeur

© перевод на русский язык, Алипов Н Н. Пегелау А. В., Эстрина Т. Я, 1992

Предисловие редактора перевода

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.

Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологи­ческих воззрений общества. Очень часто развитие многих областей психологии определялось и поощрялось политическим строем государ­ства и господствующей идеологией.

В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мыс­ли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны. Яркими примерами служат полное отрицание психоанализа, однобокие представления о воспитании и формировании личности, потребностей и т.д. Желание создать советскую психологию обернулось кризисом психологии в нашей стране. Этот кризис углубляется и отмежеванием ряда психологов от мировых достижений, нежеланием знать и использо­вать результаты, полученные естественными дисциплинами, в частности нейронауками, в области познания человека и его природы. Следствием всего этого явилась фрагментарность знаний и отсутствие базового фундаментального образования при подготовке молодых специалистов. А это в свою очередь вызвано и тем, что при наличии отдельных высококвалифицированных психологов в СССР отсутствует полнокровный учебник по психологии, в котором были бы изложены самые современные данные по всем областям этой науки. В результате -несоответствие подготовки молодых специалистов-психологов в СССР ми­ровому уровню.

В связи с этим кажется важным, что издательство «Мир» дало прекрасную возможность советскому читателю познакомиться с очень интересной книгой франко-канадского психолога Годфруа – профессора с большим лекторским опытом. Книга, названная автором во француз­ском варианте «Пути психологии», характеризуется рядом важных особенностей, позволяющих использовать ее в качестве основного учеб­ного пособия для студентов колледжей, институтов и университетов а также и как руководство для преподавателей.

Предисловие редактора перевода

Моим детям Фредерике и Кристофу

Во-первых, она энциклопедична. В ней не только представлены все существующие научные направления психологии, но затрагиваются и последние достижения в самых различных областях психологических знаний. Автор рассматривает не только традиционные проблемы вос­приятия, памяти, мышления и т. д., но и вопросы естественно-научного познания внутреннего мира с помощью медитации, смело привлекает данные социобиологии при объяснении поведения людей в обществе.

Во-вторых, в книге привлекает научность изложения и интерпретации результатов. Материал учебника максимально деполитизирован. Это очень важное достоинство книги; при ее написании автор руководство­вался убеждением, что наука становится наукой только тогда, когда философская дискуссия перестает быть единственным методом познания, уступая место точному и систематическому эксперименту. Всю книгу пронизывает мысль об однозначной зависимости психологических за­кономерностей от деятельности мозговых механизмов.

В-третьих, материал книги очень хорошо организован дидактически. Книга легко, увлекательно читается. Но главное в том, что материал книги организован как бы на нескольких уровнях сложности. Основной учебный материал изложен в начале каждой главы. Затем каждый раздел главы расширяется за счет дополнительных данных в разделе «Докумен­ты». Отдельные главы (приложения А и Б) дают расширенное представ­ление о механизмах мозговой деятельности и методах статистического анализа в психологии. Существенно наличие вопросника после каждой главы для контроля или самоконтроля усвоения учебного материала студентом. Вопросы при желании легко ввести в ЭВМ, что позволит преподавателю проводить компьютеризованный контроль подготовки к экзамену и облегчит самоподготовку учащихся.

В целом книгу можно рекомендовать в качестве основного учебника по психологии на младших курсах психологических и педагогических факультетов, а также как учебное пособие для биологических, медицин­ских и технических вузов. Безусловно, книга представит интерес для всех, кто интересуется природой человека, кого волнуют тайны психики, ее закономерности и механизмы.

Профессор Г. Г. Аракелов

Работа по переводу книги была распределена следующим образом:

Т.Я. Эстрина-гл. 1-3; А.В. Пегелау-гл. 4-6; Н.Н. Алипов-гл. 7-9, приложение Б; В. В. Свечников-гл. 10-12, приложение А.

Чем больше я узнаю человека, тем больше я лю6лю свою собаку, говорил дурак.

Чём больше я узнаю человека, тем больше я его люблю, говорила собака.

Чем больше я узнаю, тем больше я люблю, говорил человек.

Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не мог уловить логику в этом утверждении, но тем не менее осмелился на сей раз им воспользоваться. К тому же это руководство –несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною отступление от правил.

Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою благодарность. Я тоже помню его, а также помню о чем, несомненно, помнит и он, - как я прогнал его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной (этнографической) антропологии. Пробе­лы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой дисциплины, которая в то время редко фигуриро­вала в обязательной программе начального курса психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро наверстал упущенное, но и вплотную занялся предметом, кото­рый был для меня главным (и вскоре стал единственным), -эксперимен­тальной психологией. Он в ней преуспел, доказав, что можно одно­временно быть человеком действия со страстным, пылким темпераментом и неукоснительно подчиняться жесткому режиму лаборатории. Он про­явил творческое воображение, впервые проведя исследование, в котором сочетались перспективы этологии и экспериментальной психологии жи­вотных, на десяток лет раньше, чем большинство специалистов в этих двух областях науки обнаружило их взаимодополняющий характер. Он проводил ночи напролет возле своих хомячков и заснял кинофильм, который мой коллега этолог Ж. Рюве и сейчас демонстрирует нашим студентам. Лет двенадцать спустя хомячков сменили канадские белки. На этих белках Годфруа сделал блестящую докторскую диссертацию, работая в одиночку в Квебеке, где он продолжал свою преподаватель­скую деятельность.

Название : Что такое психология. В двух томах. Том 1. 2-е изд.
Автор : Жо Годфруа
Издательство: М.: Мир
Год: 1996
Страниц: 496
Формат: DjVu
Размер: 13,3 Мб
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Язык: Русский

Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии, уровни сознания, эмоции и мотивация, научение, память, интеллект и творчество.
Для студентов-биологов, психологов, медиков, педагогов-и всех читателей, интересующихся вопросами психологии.

Предисловие редактора перевода 5
Предисловие 8
Предисловие автора 11
Представление книги 13
Благодарности 14
Предисловие автора к русскому изданию 17

ЧАСТЬ 1. ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ-ИСТОРИЯ И МЕТОДЫ

Введение 19
Глава 1. Что такое поведение? 24
Врожденное и приобретенное 24
Эволюционная теория 26
Эволюция поведения 30
Таксисы 30
Рефлексы 31
Инстинктивное поведение 32
Импринтинг 33
Научение 34
Способность к умозаключениям 36
Эволюция человека 37
От деревьев до первых поселений 37
Развитие речи 41
Социальная и культурная эволюция 42
Агрессивность человека 44
Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция 46
Документ 1.2. Миграция лососей-инстинктивное поведение
или результат научения? 47
Документ 1.3. Охрана территории у колюшки 47
Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение? ... 48
Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к
умозаключениям 49
Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и
гоминид,. 50
Резюме 52
Литература 53
Материал для самопроверки 53
Ответы на вопросы 56
Глава 2. Что такое психология? 57
Введение 57
Развитие психологии 57
Первые шаги 57
Донаучная психология 59
Рождение научной психологии 64
Психология в XX столетии 66
Документ 2.1. Культ черепа 82
Документ 2.2. Происхождение слова «психология» . 83
Документ 2.3. Душа и тело: 1 + 1=2 или 1 + 1 = 1?. . . 84
Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод 85
Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году. 85
Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания. 86
Документ 2.7. Структуры и функции 86
Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона 87
Документ 2.9. Социобиология и размножение 88
Документ 2.10. Младенцы и гештальт 88
Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие» ... 89
Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное» 90
Документ 2.13. Путь к самовыражению 91
Документ 2.14. Покорность и пытка 92
Резюме 93
Литература 95
Материал для самопроверки 96
Ответы на вопросы 100
Глава 3. Чем занимаются психологи? 101
Введение 101
Психология и ее разделы 102
Прикладные области 102
Область научных поисков 107
Методы психологии ПО
Описательные методы ПО
Экспериментальный метод 113
Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия 117
Документ 3.2. Психолог-консультант и взаимодействия
между родителями и детьми 119
Документ 3.3. Эксперименты на животных 120
Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения 121
Документ 3.5. Наследственность и научение 122
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними
артефакты 125
Документ 3.7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод 126
Резюме 127
Литература 129
Материал для самопроверки 129
Ответы на вопросы 132

ЧАСТЬ 2. СОЗНАНИЕ И АКТИВАЦИЯ

Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания 137
Сознание и активное бодрствование 137
Измененные состояния сознания 139
Сон 139
Медитация 142
Разнообразие измененных состояний 144
Употребление наркотических средств и патологические состояния 144
Возбуждающие средства 145
Нейродепрессанты 147
Наркотики _ 148
Галлюциногены и психоделитики 149
Использование психотропных препаратов и болезненное
пристрастие к ним 152
Наркотики и внутренний мир человека 153
Документ 4.1. Электрическая активность мозга 154
Документ 4.2. Картография внутреннего пространства. . 155
Документ 4.3. Биологические часы 158
Документ 4.4. Внешняя обратная связь 160
Документ 4.5. Общедоступная медитация 161
Документ 4.6. Гипноз: измененное состояние или черта
личности? : 162
Документ 4.7. Состояние сознания перед смертью. ... 164
Документ 4.8. Классификация психотропных веществ... 165
Документ 4.9. Память, связанная с определенным
состоянием сознания 167
Резюме 168
Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны? . 169
Литература 176
Материал для самопроверки 178
Ответы на вопросы 180
Глава 5. Наше восприятие мира 181
Введение 181
Ограничения, связанные с органами чувств 182
Роль предшествующего опыта 182
Организация наших восприятий 186
Наши восприятия остаются постоянными (константными) ... 188
Восприятие мира в трех измерениях 191
Адаптация и привыкание 192
Внимание и восприятие 194
Факторы, определяющие внимание 194
Избирательное внимание 195
Физиологический порог и порог восприятия 196
Перцептивная защита 198
Подпороговое восприятие 199
Экстрасенсорное восприятие 200
Сенсорная изоляция 202
Документ 5.1. Мир клеща 204
Документ 5.2. Связь между современной физикой, нейро-
наукой и психологией 205
Документ 5.3. От стимуляции к восприятию 208
Документ 5.4. Гипотезы и предшествующий опыт. 210
Документ 5.5. Сенсорные способности новорожденного. . 212
Документ 5.6. Движение и время 215
Документ 5.7. Зрительные иллюзии 216
Документ 5.8. Расширение зрачка при восприятии
обнаженного человека 218
Документ 5.9. Сенсорная изоляция, галлюцинации и
внутреннее пространство 219
Резюме 222
Досье 5.1. Наука и паранормальные явления 224
Литература 233
Материал для самопроверки 234
Ответы на вопросы 238
Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация 239
Введение 239
Мотивация и эмоции 240
Мотивация 240
Теория биологических побуждений 240
Теория оптимальной активации 242
Когнитивные теории мотивации 244
Иерархия потребностей 245
Эмоции 257
Аспекты эмоций 257
Факторы, определяющие эмоции 258
Стресс 261
Документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации. . 264
Документ 6.2. Гидромеханическая модель мотивации. . . 265
Документ 6.3. Секты и внутренняя мотивация 267
Документ 6.4. Когда электрошок порождает удовольствие 268
Документ 6.5. Оргазм: все в голове 270
Документ 6.6. Детеныши обезьян, влюбленные в манекен 275
Документ 6.7. Сексуальные роли и «образ» отца. 276
Документ 6.8. Можно ли обнаружить ложь? 280
Документ 6.9. Когда сама информация несет
эмоциональный заряд 281
Документ 6.10. Обезьяны, крысы и язва желудка. 282
Документ 6.11. Жизнь, стресс и вы 284
Резюме 287
Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная
мотивация? 289
Литература 293
Материал для самопроверки 296
Ответы на вопросы 299

ЧАСТЬ 3. ВЫСШИЕ ФУНКЦИИ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Введение 300
Глава 7. Научение 302
Адаптация и научение 302
Виды научения 302
Научение реактивным формам поведения 304
Привыкание и сенсибилизация 304
Импринтинг 304
Условные рефлексы. 305
Научение в результате оперантного обусловливания 306
Научение методом проб и ошибок 307
Формирование реакций 309
Научение путем наблюдения (подражания модели) . 316
Когнитивные формы научения 318
Латентное научение 319
Обучение сложным психомоторным навыкам 320
Научение путем инсайта 321
Научение путем рассуждений 322
Научение и созревание 324
Научение и его результаты 325
Документ 7.1. Павлов, Уотсон и классическое
обусловливание 326
Документ 7.2. Законы обусловливания 329
Документ 7.3. Управление обществом по Скиннеру. . . 329
Документ 7.4. Созревание, научение и критические периоды 331
Резюме 334
Досье 7.1. Роль врожденного и приобретенного в научении 336
Литература 342
Материал для самопроверки 343
Ответы на вопросы 347
Глава 8. Память, мышление и общение 348
Память 348
Структура памяти 348
Процессы, связанные с памятью 353
Забывание 356
Память и мышление 358
Мышление 361
Процессы мышления 361
Стратегии мышления 363
Теории развития когнитивных процессов 365
Мышление и речь 370
Речь 371
Общение и язык 371
Теории развития речи 372
Документ 8.1. Сенсорная память 377
Документ 8.2. Образы и память 378
Документ 8.3. Мнемотехнические приемы 381
Документ 8.4. Нарушения памяти на события, восприятия,
действия или слова 384
Документ 8.5. Лжесвидетельство или просто
«недоразумение» во взаимоотношениях между памятью и речью? ... 387
Документ 8.6. Гипотезы, дедукция и формальное мышление 389
Документ 8.7. Дети и психолингвистика 391
Документ 8.8. А что, если бы обезьяны могли говорить? 393
Резюме 397
Досье 8.1. Исследования памяти 398
Литература 405
Материал для самопроверки 407
Ответы на вопросы 413
Глава 9. Адаптация и творчество 414
Интеллект 414
Природа интеллекта 414
Структура интеллекта 416
Истоки интеллекта 419
Оценка интеллекта 427
Интеллект, решение проблем и творчество 435
Творческое мышление 436
Особенности творческого мышления 437
Творчество и адаптация 438
Особенности творческих личностей 440
Документ 9.1. IQ: два ребенка-это хорошо, а девять-это,
наверное, многовато! 442
Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого? 444
Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на
умственное развитие? 447
Документ 9.4. «Нормальный» и «аномальный» интеллект 451
Документ 9.5. Интеллект и творчество; ребенок,
особенности его личности и его семья 455
Резюме 458
Досье 9.1. Является ли интеллект врожденным или
приобретенным 460
Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека. . 470

Литература 478

Материал для самопроверки 480
Ответы на вопросы 485

– Я твой друг и приехал из-за тебя, – пояснил Дима. – Это как раз нормально, когда друзья появляются рядом в трудную минуту. Но обрати внимание, что я сижу рядом с тобой, а не бегаю с оружием по пустырю.

– Спасибо. Скоро подъедет этот Диланов, и мы наконец все узнаем.

– Ты даже не представляешь, как мне хочется узнать правду. Уже твердо решил, что плюну в глаза тому, кто это придумал.

– Сначала нужно узнать, кто это был, – напомнил Ринат.

Раздался телефонный звонок. Это был Талгат.

– Я сейчас подъеду. Что бы ни случилось, не выходите из автомобиля. У водителя есть четкие инструкции, если начнут стрелять или там будет засада, вам нужно уезжать. Сразу уезжать, не задерживаясь ни секунды.

– Мы так и сделаем, – согласился Ринат, – будь осторожен.

– Я включу микрофон, который взял у Стасиса. Вы сможете услышать весь наш разговор. Повторяю, в случае малейшей опасности сразу уезжайте и не нужно меня спасать. Я сам выберусь из этой ситуации.

– Деньги у тебя с собой?

– Двести тысяч. Я забрал "дипломат" и вытащил остальные деньги. Через несколько минут я увижу Диланова или того, кого он пришлет вместо себя.

Они ждали, всматриваясь в ночную тьму. Ринат достал прибор ночного видения. Отсюда можно было разглядеть подъехавшую "Ауди". Из машины вышел Талгат. В руках у него был "дипломат". Не оглядываясь по сторонам, он достал телефон, очевидно, в этот момент раздался звонок.

– Да, – ответил Талгат, – я уже приехал. Один. В машине никого нет. Я иду к зданию школы.

Талгат двигался спокойно и уверенно. Ринат даже ему немного позавидовал. В отличие от Стасиса он шел так, словно гулял по своей даче. Талгат подошел к зданию, остановился в двадцати шагах. Достал телефон и перезвонил:

– Что мне делать? Я стою позади школы. Прямо на пустыре. Где вы находитесь? Я вас не вижу. Где? В здании школы. Да, я понял. Нет, я подойду ближе. Я понимаю. На десять шагов.

Он нарочно повторял требования Диланова, чтобы его все слышали. Талгат подошел ближе к школе.

– Стой! – прозвучал сверху возглас.

– Вы используете школу как наблюдательный пункт? – спросил Талгат. – Или вы все там прячетесь?

– Стой на месте! – крикнул ему неизвестный. – Положи "дипломат" и подними руки, чтобы я их видел.

Талгат так и сделал – поднял обе руки.

– А где наша женщина? – спросил в свою очередь Талгат.

– Мы договаривались, что вы привезете женщину. – Отсюда невозможно было увидеть, кто именно разговаривает с Талгатом. Очевидно, на это и рассчитывал говоривший.

– Я привез деньги, – показал на "дипломат" Талгат.

– Деньги потом. Где женщина?

– Сначала скажите – где наша женщина? А потом я скажу, где ваша.

– Она недалеко. Как только мы договоримся, ее отпустят и она сможет вам перезвонить.

– Тогда отпускайте, и мы отпустим Евгению.

– Где она?

– Так мы будем долго препираться. Давайте поверим друг другу. У нас просто нет иного выхода.

Говоривший замолчал. Затем он предложил:

– Я брошу веревку, а вы привяжите свой "дипломат" к ней. Если все деньги на месте, я скажу вам, где Инна.

– Нет! – крикнул Талгат. – Так мы не договаривались. Женщина на женщину. Деньги за информацию.

– Хорошо. Привязывайте деньги, и я расскажу вам, кто заказал вашего шефа. Прямо сейчас.

– Сначала женщину, – потребовал Талгат.

– Молодец, – сказал Дима, – он ему не уступает.

Ринат с мрачным видом слушал диалог. Он переживал, что не может оказаться на месте Талгата.

– Где Инна? – крикнул Талгат. – Где она находится? У нас мало времени. Говорите, или я сейчас уйду.

– Она у себя дома. Мы решили ее не брать с собой, чтобы не волновать. Она очень переживает и не хочет выходить из своей квартиры.

– Я вам не верю.

– Подождите, я ей перезвоню.

Потянулись томительные минуты ожидания. Затем позвонил мобильник Талгата.

– Да, Анзор, я все понял. Можете выйти из квартиры, и пусть она перезвонит и сообщит, что вы ушли. Как только выйдете, сразу уезжайте. Если она позвонит в милицию, у вас будет не больше пяти-шести минут.

Он отключил телефон и стал всматриваться в оконный проем, откуда кричал неизвестный. Возможно, это был сам Диланов, а возможно, был посланный им связной. Теперь следовало ждать.

– Наши уходят! – крикнул Талгат в ночную тишину.

– Сейчас приведут женщину, – ответили ему из окна.

Талгат обернулся. Послышался шум подъезжающей машины. Это был внедорожник "Хонда". Автомобиль подъехал и остановился в нескольких метрах от Талгата. Он терпеливо ждал. Дверца открылась. Из автомобиля вышел водитель. Это был мужчина среднего роста, небритый, черноволосый, одетый в кожаную куртку и темные брюки. Подойдя к задней двери, он открыл багажник, наклонился и вытащил молодую женщину. У нее были связаны руки и ноги, на лице была широкая лента лейкопластыря. Мужчина довольно небрежно бросил молодую женщину на землю. Затем вернулся на свое место и уселся за руль, не сказав ни слова.

Талгат всматривался в жертву. Сомнений не было, перед ним лежала связанная Инна. Она слабо дернулась, и он сделал шаг по направлению к ней.

– Стой, – крикнули ему из окна, – теперь деньги!

– Пусть развяжут ей руки и ноги, – возразил Талгат, – сначала я должен убедиться, что это она.

– Ты разве не видишь?

– Зачем он тянет время? – удивился Дима. – Пусть отдает быстрее деньги, узнает имя предателя и забирает Инну. Если это она…

– Наверное, у него есть причины, – ответил Ринат.

– Подожди! – крикнули Талгату из окна. – Покажи, что у тебя в чемодане, водителю. Тогда сможешь подойти ближе.

Талгат наклонился, открыл "дипломат". Показал содержимое. Водитель вылез из машины, подошел ближе. Увидел пачки денег и кивнул. Затем вернулся в машину, достал телефон. Позвонил.

– Сколько можно! – не выдержал Дима. – Они теряют столько времени.

– Талгат знает, что делает, – возразил Ринат.

Водитель закончил разговаривать и снова вылез из машины. Он подошел к Инне. Она застонала, увидев водителя. Он достал нож и перерезал веревки на ногах Инны. Затем попытался поставить девушку на ноги. Но она не могла стоять. Инна была потрясена, ноги у нее затекли, она просто рухнула на землю. Талгат сделал несколько шагов по направлению к Инне.

– Не подходи, – крикнули из окна, – сейчас мы заберем деньги и уедем. А ты получишь свою информацию. Можешь потом ей помочь…

– Я помогу ей сейчас, – возразил Талгат и подошел к Инне совсем близко. Она подняла голову. Он увидел кровоподтеки на лице, на губах. Нахмурился. Повернул голову. И в этот момент он допустил непростительную ошибку. Его так возмутил сам факт того, что заложницу били, что он забыл о микрофоне. Забыл о том, что его слышит Ринат. Он крикнул в окно:

– Мы так не договаривались. Зачем вы ее били?

Ринат уже не мог сдерживаться. Он бросил прибор ночного видения и, не раздумывая, выскочил из машины. Дима бросился за ним. Водитель даже не успел среагировать. Только через несколько секунд он достал пистолет и бросился следом за ними.

– Давайте деньги! – крикнули из окна. Очевидно, там был сам Диланов. Его сообщник, стоявший у машины и не получавший инструкций, не знал, как себя вести. Талгат наклонился, чтобы сорвать веревки с рук Инны. И в этот момент увидел бегущих по пустырю Рината и Диму. Он поднял голову, не успев ничего сказать.

– Стреляй, – крикнул из окна Диланов сообщнику, – стреляй, быстрее…

Очевидно, сообщник не отличался особой сообразительностью. Пока он доставал оружие, прошло несколько секунд. За это время Талгат тоже успел достать свой пистолет. Бандит попытался прицелиться, но Талгат выстрелил первым. Затем еще раз. Сообщник Диланова зашатался и упал на землю, рядом с машиной.

– Не бегите, – крикнул Талгат, поднимаясь и обращаясь к Ринату, – не приближайтесь!

Из окна раздался выстрел. Талгат, неловко повернувшись, упал на землю. Ринат замер. Дима едва не налетел на него. Они оглянулись. За ними бежал их водитель.

– Дай твой пистолет, – потребовал Ринат, выхватывая у водителя оружие.

Но в этот момент раздались крики и выстрелы. Один из подчиненных Талгата обошел здание школы и сумел войти в здание, разбив стекло на втором этаже. Он незамеченным влез в здание, пока Диланов был отвлечен разговорами и начавшейся стрельбой. И теперь напал на негодяя сзади, сумев выхватить у него оружие.

Ринат подбежал к Инне. Увидев его, она улыбнулась. Он сорвал лейкопластырь с ее губ, развязал ей руки. Подбежавший Дима помог девушке подняться. На нее страшно было смотреть. Губа была разбита и распухла. Под глазом большой кровоподтек. На лбу ссадина. Но Инна улыбалась.

– Я знала, – сказала она дрожащими губами, – что мой рыцарь меня освободит…

Рядом лежал Талгат. Ринат обернулся к нему. Наклонился, чтобы помочь, и с ужасом увидел кровь на своих руках. Выходит, Талгат спас ему жизнь, когда повернулся спиной к Диланову. Со стороны автомобилей уже спешили остальные сотрудники Талгата. Подбежавший водитель вместе с Ринатом попытались перевернуть раненого на спину, но тот застонал. Очевидно, Талгат был еще жив.

– Вызывайте "Скорую помощь", – приказал Ринат, – его нужно срочно в больницу.

– Нельзя, – простонал сам Талгат, – меня нужно отсюда увезти. Нельзя сейчас в больницу.


Готфруа Жо -

ГОДФРУА Жо (Godefroid Jo ) – франко-канадский психолог, в частности, автор широко известного в России учебника «Что такое психология?» (в оригинале – «Пути психологии»). Глава 12 – «Иные» специально посвящена отклоняющемуся поведению, в том числе и его медицинским аспектам.

Предисловие Марка Ришеля (далее выделено научным руководителем сайта)

Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не мог уловить логику в этом утверждении, но, тем не менее, осмелился, на сей раз, им воспользоваться. К тому же это руководство - несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною отступление от правил.
Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою благодарность. Я тоже помню его, а также помню - о чем, несомненно, помнит и он, - как я прогнал его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной (этнографической) антропологии. Пробелы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой дисциплины, которая в то время редко фигурировала в обязательной программе начального курса психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро наверстал упущенное , но и вплотную занялся предметом, который был для меня главным (и вскоре стал единственным), - экспериментальной психологией. Он в ней преуспел, доказав, что можно одновременно быть человеком действия со страстным, пылким темпераментом и неукоснительно подчиняться жесткому режиму лаборатории. Он проявил творческое воображение, впервые проведя исследование, в котором сочетались перспективы этологии и экспериментальной психологии животных, на десяток лет раньше, чем большинство специалистов в этих двух областях науки обнаружило их взаимодополняющий характер. Он проводил ночи напролет возле своих хомячков и заснял кинофильм, который мой коллега этолог Ж. Рюве и сейчас демонстрирует нашим студентам. Лет двенадцать спустя хомячков сменили канадские белки. На этих белках Годфруа сделал блестящую докторскую диссертацию, работая в одиночку в Квебеке, где он продолжал свою преподавательскую деятельность.

Настоящее руководство – плод этой деятельности, которой автор отдается с упоением. Он не признает, однако, преподавания в той его бесплотной форме, когда учитель довольствуется простой передачей знаний, рискуя вселить в своего ученика, подавленного энциклопеди­ческим объемом материала, ощущение, что ему предстоит труд Сизифа.

Годфруа – приверженец динамичного и, как теперь принято говорить, «коммуникационного» стиля. Он обращается не к будущим специа­листам, уже решившим стать психологами. Его аудитория (особенно учащиеся колледжей, в том смысле, какой вкладывают в это слово в Северной Америке) ожидает получить от курса психологии не только некую целостную совокупность сведений, но и представление о вкладе психологических дисциплин в решение кардинальных проблем нашего времени. А поэтому для Жо Годфруа важно прежде всего возбудить в своих учениках любознательность, которая к тому же выходила бы за пределы его курса. С этой целью он без колебаний рассказывает о спорах, которые ведутся в наши дни и отражаются, как в зеркале, в развитии психологических дисциплин, а подчас и сами бывают резуль­татом этого развития. Автор не боится, что читатели догадаются о его собственных затруднениях, и не пытается создавать впечатление, что психология способна ответить на все их вопросы. Он предпочитает показать им, как психология, подобно всякой развивающейся науке, постоянно испытывает сомнения; как, для того чтобы продвигаться вперед, она пересматривает свои суждения и представляет стоящие перед ней проблемы в ином свете; он стремится также показать, что психоло­гия больше, чем любая другая наука (кроме , быть может, социологии), рискует оказаться в зависимости от господствующей идеологии общества, в которое она «вписана», и что изучать психологию – это означает, помимо всего прочего, учиться выявлять дефекты этого общества. Но, излагая читателю честно и реалистично все эти сомнения, он постоянно опирается на научные данные, причем объясняет, как эти данные были получены и как их следует интерпретировать. Будучи противником конформизма, автор не присоединяется ни к одной школе; а для такой позиции в современной психологии, как это ни парадоксально, надо обладать очень независимым мышлением и даже известной интеллекту­альной смелостью. С конструктивным эклектизмом он черпает из разных источников и подчеркивает двоякие корни поведения человека – биологические и культурные. Знакомясь с теоретическими рассуждениями и конкретными данными, читатель встретится с рядом крупных ученых, талант которых оставил след в этой странной науке о нас самих.

Это введение в психологию, в отношении дидактической ясности продолжающее традицию начальных американских руководств, заполня­ет пробел в публикациях по психологии на французском языке в Европе. Оно послужит путеводной нитью для многочисленных преподавателей, читающих лекции тем студентам, которые не обязательно решили посвятить себя психологии, но заслуживают тем не менее того, чтобы получить основательное и пробуждающее интерес введение в дисци­плину, с которой им еще придется столкнуться. Такие студенты найдут в этой книге не какую-то сумму твердо установленных научных фактов, а скорее путь, полный увлекательных приключений, который им захочет­ся продолжить. Я не сомневаюсь в том, что труд Жо Годфруа будет способствовать реабилитации психологии в общей системе образования из которой ее в последние годы нередко исключали – иногда под тем предлогом, что она слишком специфична и в некоторых своих аспектах доступна только профессионалам, а иногда потому, что она несет на себе слишком явные отпечатки предвзятости той или другой школы. Эта книга заинтересует и всякого «порядочного человека» в обычном смысле слова, даже если он никогда не был студентом или уже перестал им быть. Своим успехом, уже достигнутым в ее недавнем канадском издании, книга, несомненно, обязана той убежденности, которую вло­жил в нее автор; с такой же убежденностью он, прежде чем передавать своим квебекским студентам собственную увлеченность психологией, обучал сначала африканских ребятишек, а затем объединял под своей эгидой однокурсников или, играя в любительском театре, который, вероятно, мог бы стать профессиональным, заставлял своих зрителей разделять переживания героев.

Жо Годфруа Что такое психология
(Jo Godefroid "Les chemins de la psychologie ", 1988)

Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Рассмотрены подходы и методы психологии, уровни сознания, эмоции и мотивация, научение , память, интеллект и творчество, становление личности, социальное поведение, столкновение социального и биологического в человеке, нарушения психики. Учебник отличает увлекательный стиль изложения. Для студентов, психологов, медиков, педагогов, и всех интересующихся вопросами психологии.

Предисловие редактора перевода
Предисловие
Предисловие автора
Представление книги
Благодарности
Предисловие автора к русскому изданию

Часть I. Изучение поведения - история и методы

Введение
Глава 1. Что такое поведение?

Врожденное и приобретенное. Эволюционная теория. Эволюция поведения. Таксисы. Рефлексы.
Инстинктивное поведение. Импринтинг. Научение . Способность к умозаключениям. Эволюция человека
О т деревьев до первых поселений. Развитие речи. Социальная и культурная эволюция. Агрессивность человека.
Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция
Документ 1.2. Миграция лососей - инстинктивное поведение или результат научения ?
Документ 1.3. Охрана территории у колюшки
Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение ?
Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям
Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид
Резюме
Литература
Материал для самопроверки

Глава 2. Что такое психология?

Введение. Развитие психологии. Первые шаги. Донаучная психология. Рождение научной психологии.
Психология в XX столетии
Документ 2.1. Культ черепа
Документ 2.2. Происхождение слова «психология»
Документ 2.3. Душа и тело: 1 + 1 = 2 или 1 + 1 = 1?
Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод
Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году
Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания
Документ 2.7. Структуры и функции
Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона
Документ 2.9. Социобиология и размножение
Документ 2.10. Младенцы и гештальт
Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие»
Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное»
Документ 2.13. Путь к самовыражению
Документ 2.14. Покорность и пытка
Резюме
Литература
Материал для самопроверки

Глава 3. Чем занимаются психологи?

Введение. Психология и ее разделы. Прикладные области. Область научных поисков. Методы психологии.
Описательные методы. Экспериментальный метод
Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия
Документ 3.2. Психолог-консультант и взаимодействия между родителями и детьми
Документ 3.3. Эксперименты на животных
Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения
Документ 3.5. Наследственность и научение
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты
Документ 3.7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод
Резюме
Литература
Материал для самопроверки

Часть II. Сознание и активация
Введение
Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания

Сознание и активное бодрствование. Измененные состояния сознания. Сон. Медитация. Разнообразие измененных состояний. Употребление наркотических средств и патологические состояния. Возбуждающие средства. Нейродепрессанты . Наркотики. Галлюциногены и психоделитики . Использование психотропных препаратов и болезненное пристрастие к ним. Наркотики и внутренний мир человека
Документ 4.1. Электрическая активность мозга
Документ 4.2. Картография внутреннего пространства
Документ 4.3. Биологические часы
Документ 4.4. Внешняя обратная связь
Документ 4.5. Общедоступная медитация
Документ 4.6. Гипноз: измененное состояние или черта личности?
Документ 4.7. Состояние сознания перед смертью
Документ 4.8. Классификация психотропных веществ
Документ 4.9. Память, связанная с определенным состоянием сознания
Резюме
Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны?
Литература
Материал для самопроверки

Глава 5. Наше восприятие мира

Введение. Ограничения, связанные с органами чувств. Роль предшествующего опыта. Организация наших восприятий. Наши восприятия остаются постоянными (константными). Восприятие мира в трех измерениях.
Адаптация и привыкание. Внимание и восприятие. Факторы, определяющие внимание. Избирательное внимание. Физиологический порог и порог восприятия. Перцептивная защита. Подпороговое восприятие.
Экстрасенсорное восприятие. Сенсорная изоляция.
Документ 5.1. Мир клеща
Документ 5.2. Связь между современной физикой, нейронаукой и психологией
Документ 5.3. От стимуляции к восприятию
Документ 5.4. Гипотезы и предшествующий опыт
Документ 5.5. Сенсорные способности новорожденного
Документ 5.6. Движение и время
Документ 5.7. Зрительные иллюзии
Документ 5.8. Расширение зрачка при восприятии обнаженного человека
Документ 5.9. Сенсорная изоляция, галлюцинации и внутреннее пространство
Резюме
Досье 5.1. Наука и паранормальные явления
Литература
Материал для самопроверки

Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация

Введение. Мотивация и эмоции. Мотивация. Теория биологических побуждений. Теория оптимальной активации. Когнитивные теории мотивации. Иерархия потребностей. Эмоции. Аспекты эмоций. Факторы, определяющие эмоции. Стресс
Документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации
Документ 6.2. Гидромеханическая модель мотивации
Документ 6.3. Секты и внутренняя мотивация
Документ 6.4. Когда электрошок порождает удовольствие
Документ 6.5. Оргазм: все в голове
Документ 6.6. Детеныши обезьян, влюбленные в манекен
Документ 6.7. Сексуальные роли и «образ» отца
Документ 6.8. Можно ли обнаружить ложь?
Документ 6.9. Когда сама информация несет эмоциональный заряд
Документ 6.10. Обезьяны, крысы и язва желудка
Документ 6.11. Жизнь, стресс и вы
Резюме
Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация?
Литература
Материал для самопроверки

Часть III. Высшие функции и обработка информации
Введение

Глава 7. Научение

Адаптация и научение . Виды научения . Научение реактивным формам поведения. Привыкание и сенсибилизация. Импринтинг. Условные рефлексы. Научение в результате оперантного обусловливания .
Научение методом проб и ошибок. Формирование реакций. Научение путем наблюдения (подражания модели). Когнитивные формы научения . Латентное научение . Обучение сложным психомоторным навыкам.
Научение путем инсайта . Научение путем рассуждений. Научение и созревание. Научение и его результаты
Документ 7.1. Павлов, Уотсон и классическое обусловливание
Документ 7.2. Законы обусловливания
Документ 7.3. Управление обществом по Скиннеру
Документ 7.4. Созревание, научение и критические периоды
Резюме
Досье 7.1. Роль врожденного и приобретенного в научении
Литература
Материал для самопроверки

Глава 8. Память, мышление и общение

Память. Структура памяти. Процессы, связанные с памятью. Забывание. Память и мышление. Мышление.
Процессы мышления. Стратегии мышления. Теории развития когнитивных процессов. Мышление и речь.
Речь. Общение и язык. Теории развития речи.
Документ 8.1. Сенсорная память
Документ 8.2. Образы и память
Документ 8.3. Мнемотехнические приемы
Документ 8.4. Нарушения памяти на события, восприятия, действия или слова
Документ 8.5. Лжесвидетельство или просто «недоразумение» во взаимоотношениях между памятью и речью?
Документ 8.6. Гипотезы, дедукция и формальное мышление
Документ 8.7. Дети и психолингвистика
Документ 8.8. А что, если бы обезьяны могли говорить?
Резюме
Досье 8.1. Исследования памяти
Литература
Материал для самопроверки

Глава 9. Адаптация и творчество

Интеллект. Природа интеллекта. Структура интеллекта. Истоки интеллекта. Оценка интеллекта. Интеллект, решение проблем и творчество. Творческое мышление. Особенности творческого мышления. Творчество и адаптация. Особенности творческих личностей
Документ 9.1. IQ: два ребенка - это хорошо, а девять - это, наверное, многовато!
Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого?
Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на умственное развитие?
Документ 9.4. «Нормальный» и «аномальный» интеллект
Документ 9.5. Интеллект и творчество; ребенок, особенности его личности и его семья
Резюме
Досье 9.1. Является ли интеллект врожденным или приобретенным
Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека
Литература
Материал для самопроверки

Часть IV. Я, другие и «иные»
Введение


Глава 10. Развитие «Я»

Введение. Различные аспекты развития. Этапы жизни. Неравномерность роста. Развитие нервной системы.
Физическое развитие. Половое развитие. Половая функция и размножение. Половое поведение и развитие.
Когнитивное развитие. Этапы умственного развития ребенка и подростка. Умственные способности взрослого человека. Нравственное развитие. Моральное суждение в детском возрасте. Развитие нравственного сознания. Развитие личности. Описательные подходы. Бихевиористский подход. Когнитивный подход. Психодинамические подходы. Гуманистический подход. Социальное развитие.
Этапы социализации. Жизненные кризисы. Смерть. Приближение к смерти. Ступени смерти
Документ 10.1. Сексуальные фантазии: извращение или психологическое «афродизирующее средство»?
Документ 10.2. Детское мышление
Документ 10.3. Перед лицом нравственной дилеммы
Документ 10.4. Можно ли оценить личность?
Документ 10.5. Кто такие были Эдип и Электра?
Резюме
Материал для самопроверки
Литература

Глава 11. Человек и другие люди

Введение. Жизнь в обществе. Территория и индивидуальный участок. Факторы окружающей среды.
Социальное положение и роль в группе. Власть и подчинение. Конформизм. Влияние меньшинства.
Альтруизм и апатия. Взаимодействие и коммуникация. Межличностное влечение. Коммуникация
Социальное восприятие. Впечатления. Каузальная атрибуция. Стереотипы. Установки. Составляющие установок. Выработка установок. Изменение установок. Предубеждения
Документ 11.1. «Внутренняя галактика»
Документ 11.2. Чем многолюднее, тем безответственнее
Документ 11.3. Шум и успеваемость в школе
Документ 11.4. Доминирование, власть и лидерство
Документ 11.5. Приказы и жизнь других людей
Документ 11.6. Конформизм и преобразование действительности
Документ 11.7. Влияние меньшинств и социальные сдвиги
Документ 11.8. Безмолвные свидетели и снисходительные жертвы
Документ 11.9. Межличностное влечение зависит и от обоняния
Документ 11.10. Похвала и критика
Документ 11.11. Парадоксальная коммуникация, двойное принуждение и шизофрения
Документ 11.12. Любовь и истолкование улыбки
Резюме
Материал для самопроверки
Литература

Глава 12. «Иные»

Введение. Тревога и стресс. Что такое аномальное поведение? Некоторые подходы к пониманию аномального поведения. Демонология. Медицинский подход. Психоаналитический подход. Бихевиористский подход. Когнитивный подход. Гуманистический подход. Социо-культурный подход. Классификация психических расстройств. Расстройства, свойственные детскому и подростковому возрасту.
Расстройства органического происхождения. Функциональные расстройства. Расстройства личности.
«Приклеивание ярлыков» и его последствия. Лечение. Психиатрия и медицинский подход к лечению психических расстройств. Психотерапия. Поведенческая терапия (бихевиористский подход). Альтернативные ресурсы и групповая терапия
Документ 12.1. Уравновешенный человек и «норма»
Документ 12.2. Жизнь и механизмы психологической защиты
Документ 12.3. Психические расстройства в детстве и отрочестве
Документ 12.4. Путешествие через психическое страдание
Документ 12.5. Здравый рассудок среди безумия
Документ 12.6. Антипсихиатрия и психиатрия: право на безумие или право на лечение?
Документ 12.7. Не сводится ли весь секрет терапии к эффекту плацебо?
Документ 12.8. Пример фрейдистской интерпретации
Документ 12.9. От одной формы терапии к другой
Резюме
Материал для самопроверки
Литература

Приложение А. Биологические основы поведения. Наследственность и размножение. Генетические основы развития. Хромосомные аномалии. Близнецы. Резюме. Физиология поведения. Организация нервной системы. Рецепторы
Дополнение А.1. Звук и свет. Эффекторы. Периферическая нервная система
Дополнение А.2. Три «мозга» и эволюция нервной системы. Центральная нервная система. Кора большого мозга
Дополнение А.3. Расщепленный мозг. Структура и функции нейрона
Дополнение А.4. Нервная активность и сканер
Резюме
Литература
Приложение Б. Статистика и обработка данных
Введение
Дополнение Б.1. Некоторые основные понятия
Дополнение Б.2. Влияние потребления марихуаны на глазодвигательную координацию и время реакции (гипотетический эксперимент)
Описательная статистика. Группировка данных. Оценка центральной тенденции. Оценка разброса.
Индуктивная статистика. Проверка гипотез
Дополнение Б.3. Уровни достоверности (значимости)
Дополнение Б.4. Степени свободы. Параметрические методы. Непараметрические методы
Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции. Резюме
Результаты вычислений, которые предложено было сделать читателям
Дополнение Б.5. Таблицы
Литература
Словарь терминов
Предметный указатель
Именной указатель


Жо Годфруа

Что такое психология

(Jo Godefroid "Les chemins de la psychologie", 1988)

Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Рассмотрены подходы и методы психологии, уровни сознания, эмоции и мотивация, научение, память, интеллект и творчество, становление личности, социальное поведение, столкновение социального и биологического в человеке, нарушения психики. Учебник отличает увлекательный стиль изложения. Для студентов, психологов, медиков, педагогов, и всех интересующихся вопросами психологии.

Предисловие редактора перевода Предисловие Предисловие автора Представление книги Благодарности Предисловие автора к русскому изданию

Часть I. Изучение поведения - история и методы

Введение Глава 1. Что такое поведение? Врожденное и приобретенное Эволюционная теория Эволюция поведения Таксисы Рефлексы Инстинктивное поведение Импринтинг Научение Способность к умозаключениям Эволюция человека От деревьев до первых поселений Развитие речи Социальная и культурная эволюция Агрессивность человека Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция Документ 1.2. Миграция лососей - инстинктивное поведение или результат научения? Документ 1.3. Охрана территории у колюшки Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение? Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид Резюме Литература Материал для самопроверки Глава 2. Что такое психология? Введение Развитие психологии Первые шаги Донаучная психология Рождение научной психологии Психология в XX столетии Документ 2.1. Культ черепа Документ 2.2. Происхождение слова «психология» Документ 2.3. Душа и тело: 1 + 1 = 2 или 1 + 1 = 1? Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания Документ 2.7. Структуры и функции Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона Документ 2.9. Социобиология и размножение Документ 2.10. Младенцы и гештальт Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие» Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное» Документ 2.13. Путь к самовыражению Документ 2.14. Покорность и пытка Резюме Литература Материал для самопроверки Глава 3. Чем занимаются психологи? Введение Психология и ее разделы Прикладные области Область научных поисков Методы психологии Описательные методы Экспериментальный метод Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия Документ 3.2. Психолог-консультант и взаимодействия между родителями и детьми Документ 3.3. Эксперименты на животных Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения Документ 3.5. Наследственность и научение Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты Документ 3.7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод Резюме Литература Материал для самопроверки

Часть II. Сознание и активация

Введение Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания Сознание и активное бодрствование Измененные состояния сознания Сон Медитация Разнообразие измененных состояний Употребление наркотических средств и патологические состояния Возбуждающие средства Нейродепрессанты Наркотики Галлюциногены и психоделитики Использование психотропных препаратов и болезненное пристрастие к ним Наркотики и внутренний мир человека Документ 4.1. Электрическая активность мозга Документ 4.2. Картография внутреннего пространства Документ 4.3. Биологические часы Документ 4.4. Внешняя обратная связь Документ 4.5. Общедоступная медитация Документ 4.6. Гипноз: измененное состояние или черта личности? Документ 4.7. Состояние сознания перед смертью Документ 4.8. Классификация психотропных веществ Документ 4.9. Память, связанная с определенным состоянием сознания Резюме Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны? Литература Материал для самопроверки Глава 5. Наше восприятие мира Введение Ограничения, связанные с органами чувств Роль предшествующего опыта Организация наших восприятий Наши восприятия остаются постоянными (константными) Восприятие мира в трех измерениях Адаптация и привыкание Внимание и восприятие Факторы, определяющие внимание Избирательное внимание Физиологический порог и порог восприятия Перцептивная защита Подпороговое восприятие Экстрасенсорное восприятие Сенсорная изоляция Документ 5.1. Мир клеща Документ 5.2. Связь между современной физикой, нейронаукой и психологией Документ 5.3. От стимуляции к восприятию Документ 5.4. Гипотезы и предшествующий опыт Документ 5.5. Сенсорные способности новорожденного Документ 5.6. Движение и время Документ 5.7. Зрительные иллюзии Документ 5.8. Расширение зрачка при восприятии обнаженного человека Документ 5.9. Сенсорная изоляция, галлюцинации и внутреннее пространство Резюме Досье 5.1. Наука и паранормальные явления Литература Материал для самопроверки Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация Введение Мотивация и эмоции Мотивация Теория биологических побуждений Теория оптимальной активации Когнитивные теории мотивации Иерархия потребностей Эмоции Аспекты эмоций Факторы, определяющие эмоции Стресс Документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации Документ 6.2. Гидромеханическая модель мотивации Документ 6.3. Секты и внутренняя мотивация Документ 6.4. Когда электрошок порождает удовольствие Документ 6.5. Оргазм: все в голове Документ 6.6. Детеныши обезьян, влюбленные в манекен Документ 6.7. Сексуальные роли и «образ» отца Документ 6.8. Можно ли обнаружить ложь? Документ 6.9. Когда сама информация несет эмоциональный заряд Документ 6.10. Обезьяны, крысы и язва желудка Документ 6.11. Жизнь, стресс и вы Резюме Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация? Литература Материал для самопроверки

Читайте также: