Аварийные посадки на воду. «Приготовьтесь к удару!» Подлинная история «Чуда на Гудзоне

22 ноября 1968 года пассажирский самолёт DC-8 Японских авиалиний (Japan Airlines), регистрационный номер JA8032, позывной Shiga, КВС – Кохэй Асо, вылетевший из Токио в Сан-Франциско, в условиях низкой облачности совершил аварийную посадку, приводнившись в полукилометре от американского побережья. Никто из 96 пассажиров и 11 членов экипажа во время аварии не пострадал.

17 июля 1972 года самолёт Ту-134, борт СССР-65607 Министерства авиапромышленности, выполнял испытательный полёт. КВС – Вячеслав Кузьменко. Во время полёта в зоне ожидания выключились топливные насосы обоих двигателей. Двигатели остановились. Сравнительно малая высота и израсходованный заряд аккумуляторов не позволили запустить их в полёте. Самолёт совершил приводнение на акваторию Икшинского водохранилища, в районе деревни Большая Чёрная. В результате приводнения самолёт не разрушился и никто из 5 членов экипажа серьёзно не пострадал.

2 июня 1976 года , днём, в простых метеоусловиях, при заходе на посадку в аэропорту Жуляны произвёл вынужденную посадку вне аэродрома самолёт Як-40, бортовой номер СССР-87541 Литовского управления гражданской авиации, выполнявший рейс Каунас – Киев. КВС – Штилюс В.С. На высоте 700 метров, получив указание диспетчера занять высоту 400 метров, командир корабля дал команду бортмеханику Синкявичусу установить режим двигателям «малый газ» и приступил к снижению. В это время произошла одновременная остановка трёх двигателей. Попытка экипажа запустить двигатели в полёте результатов не дала. Экипаж принял решение садиться на воду Днепра. Но до реки самолёт не дотянул. Командир воздушного судна произвёл вынужденную посадку с убранным шасси на болотистом мелководье в местности Осокорки, которая сейчас является спальным районом Киева, а тогда была пустырём. Самолёт получил незначительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.

8 августа 1988 года военно-транспортный самолёт Ан-12 (535-й ОСАП, Ростов-на-Дону) выполнял задачу по перевозке личного состава с аэродрома Батайск на аэродром Ейск после проведения партсобрания в Батайске. В полёте бортмеханик переключил подачу топлива от напольных баков, которые были заправлены давно и не использовались. Керосин в них отстоялся и содержал воду. На предпосадочной прямой в 3–4 километрах от взлётно-посадочной полосы все четыре мотора поочерёдно заглохли. Экипаж попытался совершить вынужденную посадку в лимане Азовского моря на мелководье. Самолёт стойками выпущенных шасси задел воду и клюнул носом. При ударе о воду и дно фюзеляж раскололся и частично погрузился в воду. Грузовой отсек, где находилось большинство пассажиров, заполнило водой, перемешанной с керосином. Это был самолёт-лаборатория, не приспособленный для перевозки людей. Внутри салона стояло оборудование, которое сорвало при ударе, что стало главной причиной гибели людей. В этой авиакатастрофе погибли 24 человека.

23 ноября 1996 года самолёт «Боинг-767», принадлежавший эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines и выполнявший рейс № 961, вылетел из Аддис-Абебы в Абиджан, с остановками в Найроби, Браззавиле и Лагосе. Вскоре после входа в воздушное пространство Кении трое террористов захватили самолёт и потребовали взять курс на Австралию. На подходе к Коморским островам у самолёта закончилось топливо, и экипаж попытался произвести посадку на воду в неглубоком тихом прибрежье в 500 метрах от пляжа Ле Галава. Самолёт зацепил воду левым крылом, перевернулся и разрушился прямо в воде. Из 175 человек на борту погибли 125, включая террористов.

15 января 2009 года самолёт «Аэробус-A320» авиакомпании US Airways, выполнявший рейс № 1549 из Нью-Йорка в Сиэтл с промежуточной остановкой в Шарлотт (Северная Каролина), КВС – Чесли Салленбергер, со 150 пассажирами на борту, совершил аварийную посадку на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. При взлёте отказали оба двигателя. Все находившиеся на борту выжили. Пятеро человек получили серьёзные травмы (больше всех пострадала бортпроводница) и семьдесят восемь – незначительные.

Существуют специальные марки самолетов, предназначенных для приземления на воду. Но история знает немало примеров, когда пилотам обычных самолетов приходилось совершать посадку не в аэродроме, а на водную поверхность. В роли посадочной полосы выступали реки Нева, Волга, Гудзон и даже Тихий океан.

К сожалению, в авиации случаются аварийные ситуации, когда техника по тем или иным причинам выходит из строя. Сегодня мы расскажем об уникальных случаях, когда обычные пассажирские самолеты, а не гидросамолеты, удалось благополучно посадить на воду. Большинство из них было обречено на гибель из-за отказа двигателей или по иным причинам. Но благодаря мужеству и профессионализму пилотов удалось совершить посадку на воду и во многих случаях обойтись без жертв.

Посадка Ил-12 на Волге

Эта история приводнения самолета с 23 пассажирами на борту произошла 30 апреля 1953 года. Пассажирский самолет выполнял рейс «Москва-Новосибирск» с посадкой в аэропорту Казани. Как раз перед заходом на промежуточную посадку у самолета отказали оба двигателя. Как выяснилось позже, эта аварийная ситуация возникла из-за встречи со стаей уток, которые попали в двигатель. Самолет стал быстро терять высоту, и в сложившихся непростых условиях экипаж принял решение посадить самолет на воду. Аварийная посадка была совершена в районе Казанского речного порта. Так как это произошло довольно далеко от берега (глубина места посадки составляла около 18 метров), то самолет стал заполняться водой и медленно погружаться. Спасательную операцию осложнял тот факт, что посадка произошла в 21.37 по местному времени и было уже темно. Всем пассажирам и членам экипажа удалось выбраться из тонущего самолета. Местные жители на лодках доставили до берега всех пострадавших, кроме одного пассажира, который, к сожалению, утонул, став единственной жертвой этой авиакатастрофы.

Посадка Боинг-377 в Тихом океане


Второй успешный случай посадки воздушного судна на воду произошел 15 октября 1956 года. На борту судна, следовавшего из Гонолулу в Сан-Франциско, находились 24 пассажира и 7 членов экипажа. После отказа 2-ух двигателей из четырех командир принял решение посадить лайнер на воду. В результате успешной посадки никто из пассажиров не пострадал, и их подобрали спасатели службы береговой охраны.

Посадка Ту-124 на Неву


Этот случай произошел 21 августа 1963 года в небе над Ленинградом. Воздушное судно совершало перелет по маршруту «Таллин – Москва». На борту находились 52 человека: 45 пассажиров и 7 членов экипажа. Спустя некоторое время после вылета из аэропорта Таллина экипаж обнаружил, что заклинило опору шасси. После переговоров с диспетчерами было принято решение посадить самолет в ближайшем аэропорту, которым оказался «Пулково» в Ленинграде. Из-за проблем с шасси стало сразу ясно, что посадка будет аварийной и для того, чтобы избежать возгорания и взрыва, необходимо было выработать топливо. После часа кружения над Ленинградом, когда топлива оставалось уже немного, возникли проблемы с двигателем. Один за другим отказали оба двигателя, и единственным шансом спасти экипаж и самолет оказалась посадка на водную гладь Невы. Если бы в составе экипажа не было второго пилота Василия Григорьевича Чеченева, который имел опыт посадки воздушных судов на воду, то неизвестно, чем бы все закончилось. В считанные секунды капитан передал управление самолетом Чеченеву, который, благодаря своему опыту работы в морской авиации, сумел сбалансировать положение самолета для посадки на воду. Самолет благополучно приводнился на Неве напротив Александро-Невской Лавры, где его уже ждали спасатели и службы эвакуации. Все пассажиры и члены экипажа остались живы.

Посадка японского лайнера в Тихом океане


Эта аварийная посадка произошла 22 ноября 1968 года недалеко от Сан-Франциско. Воздушное судно DC-8 авиакомпании Japan Airlines, на борту которого находились 96 пассажиров и 11 членов экипажа, совершало рейс Токио – Сан-Франциско. На этот раз причиной аварийной посадки стал плотный туман, окутавший район посадки. Из-за плохой видимости и ошибки приборов, на которые ориентировался капитан судна, экипаж совершил посадку на воду вместо взлетно-посадочной полосы. Причем пилоты до последнего думали, что они садятся в аэропорту. Возможно, отсутствие паники и обеспечило успех всей операции. Никто из пассажиров не пострадал.

Посадка Ту-134 на канале имени Москвы


Этот случай произошел 17 июля 1972 года, когда самолет находился на испытании и совершал экспериментальный полет. В результате аварийной ситуации у лайнера произошла остановка двигателей. На борту в тот момент находились 5 членов экипажа. Благодаря профессионализму пилотов удалось посадить воздушное судно на Икшинское водохранилище, одно из водохранилищ системы канала имени Москвы. В результате происшествия никто не пострадал.

Посадка А 320-214 на Гудзон

Последний случай посадки крупного пассажирского авиалайнера произошел не так давно - 15 января 2009 года. Воздушно судно со 150 пассажирами и 5 членами экипажа на борту совершало полет по маршруту «Нью-Йорк – Сиэтл». Спустя всего 1,5 минуты после взлета лайнер столкнулся со стаей птиц, в результате чего произошла остановка обоих двигателей. К этому моменту самолет уже успел набрать высоту 975 метров, поэтому у пилотов было время на планирование. Экипаж сумел развернуть самолет и совершить успешную посадку на водную поверхность реки Гудзон напротив 48-ой улицы Манхэттена. Все пассажиры благополучно выбрались на поверхность и были спасены. И хотя некоторые их них получили травмы, приземление на реке Гудзон можно назвать просто чудом, так как все 155 пассажиров остались живы.


Во всех описанных случаях удалось избежать многочисленных жертв именно благодаря мастерству экипажа. К сожалению, все самолеты после таких приземлений больше не вернулись в небо. Как отмечают специалисты, благоприятный исход аварийной посадки на воду зависит от нескольких факторов. Наибольшее значение имеет состояние водной поверхности (наличие волн или преград), тип самого воздушного судна (крупные авиалайнеры посадить на воду легче) и мастерство экипажа. Именно последний фактор является решающим.

Современная гражданская авиация является одним из самых безопасных видов транспорта. Многократное дублирование различных систем позволяет свести опасность катастрофы до минимума.

И всё-таки избежать чрезвычайных ситуаций совсем невозможно. Одной из самых опасных из них считается вынужденная посадка на воду.

Авиаэксперты убеждены — если есть хоть один шанс этого избежать, им надо воспользоваться. Потому что даже посадка лайнера «на брюхо» в аэропорту оставляет куда больше шансов на выживание пассажиров и членов экипажа, чем приводнение.

Мировая авиация знает всего чуть более десятка управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду. Большинство из них не обходились без жертв на борту.

21 августа 1963 года экипаж советского авиалайнера Ту-124, летевшего из Таллина в Москву, совершил вынужденную посадку в Ленинграде, прямо на поверхность Невы. Командир лайнера Виктор Мостовой сумел сделать невероятное — уйдя от столкновения с многочисленными мостами, он приводнил самолёт так, что уцелели все пассажиры и члены экипажа.

Без малого 46 лет спустя на месте Мостового оказался американский пилот Чесли Салленбергер .

«Лётчик высшего класса»

В год, когда Виктор Мостовой совершил «чудо на Неве», 12-летний сын стоматолога из Техаса Чесли Салленбергер стал членом общества людей с высоким IQ Менса.

Увлечение авиацией пришло позже, в 16 лет. Чесли поступил в частный аэроклуб, где понял, что профессия лётчика — это то, чем он хочет заниматься всю жизнь.

В 1969 году Военно-воздушная академия США пополнилась 18-летним курсантом Салленбергером, который собрал все возможные награды и поощрения, закончив учёбу с квалификацией «top flyer» («лётчик высшего класса»).

После семи лет военной службы он перешёл в гражданскую авиацию. Специалиста с военным опытом и высоким IQ привлекли к расследованию авиакатастроф.

Гораздо позже лётчик основал компанию Safety Reliability Methods, которая даёт консультации по технике безопасности на авиатранспорте.

Но основным делом для Чесли Салленбергера оставались полёты. Три десятка лет он пилотировал гражданские суда авиакомпании US Airways, благополучно доставляя пассажиров к месту назначения.

Чесли Салленбергер. Фото: www.globallookpress.com

Особо опасные гуси

Ему предстояло выполнить рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк - Шарлотт - Сиэтл. Вылет из Нью-Йорка был назначен на 15:20 по местному времени.

Полёт выполнялся на Airbus A320. Самолёт не вызывал опасений — он был выпущен в 1999 году, регулярно проходил плановое обслуживание и не вызывал нареканий.

Вторым пилотом у Салленбергера в этот день был 49-летний Джеффри Скайлз . За его плечами было 23 года работы в US Airways, но на А320 лётчику предстояло лететь во второй раз в жизни.

Всего на борт самолёта поднялись 150 пассажиров. Кроме двух пилотов, в экипаж входили три стюардессы.

В 15:24 лайнер вылетел из аэропорта Нью-Йорка. И почти сразу случилось ЧП.

Как правило, во всех аэропортах существуют системы отпугивания птиц. Это необходимо для предотвращения столкновения пернатых с самолётами, что представляет серьёзную опасность для полётов.

Но в этот день на пути Airbus A320 оказалась не одна шальная птичка, а целая стая гусей. Встреча произошла всего через 90 секунд после взлёта. Уклониться от них самолёт не мог, и через мгновение раздались глухие удары, которые слышали и пассажиры в салоне.

Для современных лайнеров выход из строя одного двигателя не является фатальным — самолёт может долететь до пункта назначения и на одном.

Но в этот день гуси попали в оба двигателя, которые вышли из строя. Пассажиры услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма, некоторым через стёкла иллюминаторов был виден огонь.

Река Гудзон. Фото: www.globallookpress.com

«Мы садимся на воду»

Салленбергер доложил на землю: на борту аварийная ситуация, выведены из строя оба двигателя, нужна экстренная посадка.

Ситуация была почти безнадёжной: тяга двигателей стремительно уменьшалась, запаса высоты не было, поскольку А320 успел подняться только на 975 метров, а внизу простирался мегаполис.

Наземные диспетчеры отмечали, что командир лайнера сохранял абсолютное спокойствие. Первоначально он объявил, что вернётся в аэропорт Нью-Йорка, затем сказал, что совершит посадку в ближайшем аэропорту Тетерборо. После этого связь прервалась.

Пилоты поняли, что до аэропорта не доберутся — в воздухе им оставалось находиться считанные секунды. Развернув лайнер на юг, они повели А320 над рекой Гудзон. Перед ними вырос мост Джорджа Вашингтона, но, как когда-то пилотам Ту-124 удалось избежать столкновения с ленинградскими мостами, так и американцам удалось миновать одну из нью-йоркских достопримечательностей.

Выбора не было — Чесли Салленбергер принял решение сажать самолёт на воду. Растерянные и толком не понимающие, что происходит, пассажиры услышали по громкой связи голос командира: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду».

Обломки самолёта. Фото: www.globallookpress.com

Командир уходит последним

Те, кто находился на ближайших улицах, испытали не меньший шок — снижающийся самолёт заставил вспомнить о терактах 11 сентября.

Airbus A320 коснулся поверхности воды, подняв тучу брызг, которые скрыли его на несколько секунд. Со стороны показалось, что самолёт разрушился или ушёл на дно, но затем все увидели, что лайнер остаётся на поверхности.

Экипаж сумел предотвратить катастрофу, но это ещё не было спасением — самолёт не мог долго держаться на воде. На борту были спасательные жилеты, но прыгать в воду было нельзя — на дворе стоял январь, и купание в Гудзоне грозило людям повторением судьбы пассажиров «Титаника», многие из которых не утонули, а умерли от переохлаждения в ледяной воде.

А320 постепенно погружался, и его пассажиры выбирались на плоскости крыльев и крышу. В это время полицейские, береговая охрана, спасатели и просто неравнодушные люди, располагавшие плавсредствами, устремились к самолёту, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.

Эвакуацию удалось провести оперативно. Чесли Салленбергер, как и положено командиру судна, покидал его последним, обойдя салон и убедившись, что на борту никого не осталось.

В результате ЧП пострадали 83 человека, большинство из которых получили лёгкие обморожения, и лишь пятеро были тяжело ранены при посадке.

Такой исход данной ситуации с полным основанием позволил назвать её «чудом на Гудзоне».

Чесли Салленбергер обходит салон того самого самолёта. Фото: www.globallookpress.com

Хэнкс в роли героя, герой в роли Хэнкса

Самолёт отбуксировали к причалу около Всемирного финансового центра, где и извлекли из воды.

А320 больше не поднялся в небо. Он был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (в этот город лайнер должен был прилететь во время своего рокового рейса). Теперь самолёт является одним из самых популярных экспонатов.

А Чесли Салленбергер превратился в настоящего «героя нации», участника многочисленных ток-шоу. Правда, находились и те, кто считал, что самолёт можно было посадить и иным способом, а лётчик подверг людей неоправданному риску.

Однако расследование пришло к выводу: действия пилота были единственно верными.

Семь лет спустя на мировые экраны вышел филь «Чудо на Гудзоне», в котором главную роль сыграл Том Хэнкс .

65-летний Чесли Салленбергер ответил на это весьма неожиданно — в телевизионном шоу Джимми Киммела пилот сыграл… Тома Хэнкса. Вернее, он сделал пародии на все знаменитые роли актёра от Форреста Гампа до астронавта Джеймса Ловелла из «Аполлона-13».

Том Хэнкс, также участвовавший в шоу, просмотрев пародии, заметил: «Чесли Салленбергер, я так тебя уважал. Теперь у нас обоих есть тёмные пятна в карьере».

Вчера мы "садились на воду"! Дитчинг - обычно одна из самых интересных и ожидаемых частей стюардесского тренинга. Хотя я не совсем понимаю, что волнительного находят мои коллеги в спешном перевоплощении из бизнес-леди с красной помадой в растрепаек в джинсах и футболках, последующем неуклюжем плескании в бассейне в странных спасательных жилетах, которые плотно обнимают шею и голову, и обратном превращении в пахнущих хлоркой прежних деловых женщин. Скидки на купание не делается - изволь после него выглядеть все так же свежо и не забыть про помаду и безупречную укладку. Мой первый дитчинг был три года назад в Дубаи - так как в Катаре пока нет своего оборудования, мы специально летали практиковаться в симулятор компании Эмирейтс. Я запомнила, что было интересно и весело, но довольно суетливо - время было расписано по минутам, и вещи нужно было паковать с собой заранее - в часе лету от дома забытых предметов туалета уже вовремя не достать. Еще запомнила, что в бассейне была очень холодная вода - конечно, не два градуса, но ее нарочно делают ниже комнатной температуры, чтобы более приблизить условия к реальной посадке на воду. Я же в этой жизни очень не люблю любые явления с эпитетом "холодный", поэтому дитчинг после этого еще пару раз поминала добрым словом - в частности, когда после него схватила легкую простуду. В этот раз ждала его с неохотой и очень радовалась тому, что его постоянно откладывали из-за каких-то проблем с бассейном. Одно хорошо - у нас свой симулятор прямо в академии, и никуда ехать было не нужно. Но вот судный день все-таки настал - и вопреки ожиданиям, состоялся на ура и я искренне, really, really had fun!

Сначала мы коллективно загрузились на надувной плот, которым в случае дитчинга служит слайд для обычной эвакуации. Нас научили, как отделять его от самолета, продемонстрировали, где находится специальный ножик для обрезки троса, как пользоваться якорем и где отыскать survival kit, с помощью которого можно минимально выжить пару дней в океане и дать себя обнаружить поисковым операциям. Потом нас заставили самостоятельно возвести над плотом резиновый тент (canopy) и заново его свернуть. Ну и наконец, началась главная веселуха. Нас разделили на группы - нужно было надуть на себе спасательный жилет, прыгнуть в воду (более-менее комфортной температуры, слава богу) и, отыскав свою группу, сформировать из нее кружок, держа друг друга за задние лямки. Потом надо было подплыть к плоту сбоку и самостоятельно на него взобраться - занятие далеко не такое легкое, как кажется со стороны, да еще этот жилет, сидящий буквально на голове! Один паренек из параллельной группы, я думала, перевернет этот плот нам всем на головы, но залезть на него так и не смог. Я была очень удивлена, когда у меня получилось с первого раза. Было весело и интересно (конечно, в отличие от реальной экстренной ситуации), и мы все по-доброму угорали от вида друг друга в жилетах и Викусика, которая по случаю надела костюм серфингиста!

Ну и на заправочку несколько интересных, обывательских фактов о посадке на воду как таковой. Дитчинг пилоты делают только в самом вынужденном случае, когда самолет дальше никак не полетит, а на земле сесть некуда (или, скорее, земли поблизости просто нет - например, прямо над открытым океаном отказали все турбины). Самолет "приводняют", экипаж в течение нескольких минут эвакуирует пассажиров на плоты, надувающиеся из-под дверей, отсоединяет плоты от самолета и общими усилиями старается отплыть на них как можно дальше. На самолете оставаться ни в коем случае нельзя - в течение нескольких минут он неминуемо затонет и временно образует воронку, засасывая под воду все, что окажется поблизости ("Титаник" все смотрели, все знают). На случай, если дело происходит в открытом океане и потребуется время, чтобы дождаться спасения, к плоту прикреплен пресловутый survival kit. Там можно найти базовые лекарства, металлические заплаты для возможных разрывов в лодке, специальный очистительный насос для превращения морской воду в питьевую. Еще там есть специальные пищевые батончики (один квадратик дает запас калорий и энергии на целый день) и всяческие сигнальные средства, чтобы привлечь к себе внимание поисковой экспедиции: специальный маркер красит обширную массу воды в ярко-зеленый цвет, дымовые ракеты можно запустить в дневное время, а ночью специальные фейрверки, небольшим зеркалом можно посылать наверх сигнальные зайчики и блики и тд. И еще во время эвакуации из самолета по возможности выносится трансмиттер, который в течение двух суток отправляет SOS на специальные частоты. Казалось бы, предусмотрено все.

К сожалению, реальность этой ситуации печальна. Современные коммерческие самолеты не приспособлены к возможной посадке на воду (я как человек далекий от инженерии, ничего в этом не понимаю и искренне недоумеваю: неужели в век прогресса до сих пор невозможно придумать что-то, облегчающее эту задачу?). Да, в аэробусах типа есть специальная кнопка для дитчинга, отвечающая за какие-то клапаны, но это все бла-бла-бла по сути. В действительности, за всю историю авиации можно по пальцам пересчитать случаи успешной посадки коммерческого самолета на воду, и то это счастливое стечение многих обстоятельств в одном месте. Идеальная обстановка для дитчинга, когда еще теоретически остаются шансы - это полный штиль и желательно, чтобы самолет приводнялся по движению воды, а не против него. Вода - мало того что твердейшая, так еще и весьма неоднородная поверхность, и даже минимальные волны и колебания при соприкосновении с ними судна способны развалить самолет на части. Что, в принципе, и происходит в большинстве случаев. Один международно признанный авиационный корифей создал максимально понятную обывателям аллегорию и сопоставил эффект посадки самолета на воду с падением сырого яйца на мостовую. Думаю, она говорит сама за себя. Большинство таких посадок завершается массовой гибелью еще в момент удара о воду. Тем не менее, шансы выжить остаются всегда, и тут ВНИМАНИЕ: многое зависит от вас. Показательный пример - рейс 961 Эфиопских авиалиний. Не пугайтесь, но это пока единственный случай приводнения широкофюзеляжного самолета, где кто-то выжил. Самолет захватили угонщики и заставили пилотов изменить курс. Не учли одного - на полпути к стране мечты закончилось топливо и самолет пришлось срочно сажать в каких-то прибрежных водах. Так вот, пилоты умудрились посадить его на воду почти без жертв, но по итогу из 175 человек на борту в живых остались лишь 50. КАК ТАК??? А так, что пассажиры поддались панике и понадували свои жилеты еще в самолете. А помните демонстрацию стюардов перед каждым полетом и как они вам говорят, что этого делать категорически нельзя? Вот и грустный урок. При открытии дверей вода начинает стремительно заполнять салон самолета и надутый жилет под ее напором поднимает человека под самый потолок, откуда уже будет не выбраться - непотопляемый жилетик сделает свое дело чисто. Вот так, пережив угон самолета и посадку на воду, большинство пассажиров подписали себе приговор своей собственной ошибкой. ЖИЛЕТ НАДУВАТЬ ТОЛЬКО НА ВЫХОДЕ ИЗ САМОЛЕТА!!! Запишите себе в блокнот!

Вообще-то, случаев выживания при водных посадках в истории коммерческой авиации было настолько ничтожно мало, что в 2000х годах уже начали проводиться серьезные дискуссии по поводу упразднения средств водной безопасности на пассажирских самолетах. Ну правда, мол, какой толк тратить миллионы на установку и профилактику плотов, спец тренинг экипажа и занимать место оборудованием, которое все равно никому не понадобится в случае аварии? Один чувак даже докторскую по этому вопросу защитил. Там очень убедительно доказал, насколько зряшны и нелепы эти бесполезные меры безопасности. В международных кругах началась смута и многие стали всерьез обсуждать этот вопрос…

Но ТУТ!!! - случилось настоящее ЧУДО! В 2009 году из-за птичьей атаки у коммерческого лайнера US Airways над густонаселенным городом мгновенно отказали обе турбины, и пилотам не оставалось ничего другого, кроме как срочно посадить самолет прямо на городской реке Гудзон. На борту находилось 155 человек. Благодаря действиям экипажа и разумному поведению пассажиров, после эвакуации на плоты выжило… там-парам…. 155 человек!!! Видали?? Пилотам и стюардам - медали и пожизненное признание, скептикам и упадочным настроям решительный отпор, а нам с вами - урок и надежда! Все возможно и никогда не надо отчаиваться. Именно поэтому мы вчера дружно прыгали в воду, мастерили резиновую крышу и учились забираться на плоты и затаскивать туда остальных. Пилоты сделают свою работу, а мы свою. Так что будете с нами лететь - если чо - не волнуйтесь, спасем! (улыбка и обниманцы)

Невероятно, но ФАКТ! Аварийные посадки самолетов

Средства массовой информации часто трубят о вынужденных и аварийных посадках самолетов, вызванных внештатными ситуациями на борту. Такие случаи встречаются во всем мире, от Северного до Южного полюса, от них не застрахован никто и ничто. Так какие же причины вынуждают экипаж самолета принять решение об аварийной посадке? Какие экстренные ситуации могут возникнуть в воздухе, и не последует ли продолжения чрезвычайного происшествия уже на земле? Бесценный опыт и мастерство пилота, контроль над ситуацией и спокойствие, как членов экипажа, так и пассажиров – вот те «человеческие факторы», которые являются важнейшими в случае возникновения внештатной ситуации на борту самолета.

Итак, представляем вашему вниманию самые неимоверные случаи аварийных посадок самолётов в условиях чрезвычайно сложных обстоятельств, которые, тем не менее, заканчивались благополучно!

Статистика – вещь упрямая

На самом деле, не так уж и редки случаи, когда на борту самолетов возникают различные внештатные ситуации, и как утверждает статистика, особенно часто это происходит при приземлении и посадке. Тем не менее, устройство современных авиалайнеров предусматривает все возможные проблемы, и оснащаются целым рядом систем защиты благодаря которым, при возникновении внештатной или аварийной ситуации, всегда есть возможность благополучно (без жертв!) посадить самолет.

Всего эксперты называют несколько видов посадок. Первая из них – штатная посадка, когда условия для посадки и работа оборудования соответствует нормам. Следующий вид посадки – внештатная или вынужденная посадка, происходящая с отклонением от норм, к примеру, при недостаточно квалифицированном экипаже, когда система обеспечения полета не работает в полном объеме, или при неблагоприятных погодных условиях. И, наконец, последний вид посадки – аварийная посадка. Аварийной считается посадка самолета терпящего бедствие, или когда имеет место реальная угроза экипажу и пассажирам. Также аварийной является посадка, происходящая при недостатке топлива или при плохих погодных условиях.

Приводнение на Гудзоне

В Нью-Йорке, в январе 2009 года пассажирский авиалайнер US Airwais – Airbus A320, следовавший рейсом 1549 из Нью-Йорка в Шарлотту со 150 пассажирами на борту, из-за проблем с двигателем был вынужден совершить аварийную посадку в реку Гудзон.

Как выяснилось, всего через несколько секунд после вылета из аэропорта, авиалайнер столкнулся со стаей птиц, затем последовала серия хлопков в левом двигателе, после чего в нём вспыхнуло пламя, и самолет стал терять высоту. 57-летний командир корабля Чесли Салленбергер моментально принял решение об аварийной посадке. Но, так как самолет был не в состоянии дотянуть ни до одного из ближайших аэропортов, экипаж направил его на реку Гудзон, и предупредил пассажиров о скором приводнении.

Благодаря тому, что лайнер не успел развить большую скорость и подняться высоко в воздух, удалось предотвратить разрушения фюзеляжа в момент касания с поверхностью воды. Таким образом, при приводнении самолет лишился лишь одного двигателя. После приземления самолета на воду, пассажиры выбрались на крылья самолета, откуда их сразу сняли спасатели срочно прибывших к месту катеров и находившихся рядом речных трамваев, которые и доставили их на берег.

Благодаря опыту и мастерству командира экипажа, из 150 пассажиров и 5 членов экипажа никто не погиб, лишь несколько человек получили травмы и переохладились, так как в Нью-Йорке в этот день температура воздуха составляла -6°С, а температура воды, в которой пассажирам пришлось стоять по колено, в ожидании спасателей, не превышала +2°С. Спустя несколько минут после завершения операции по спасению пострадавших, самолет ушёл под воду.

После этого невероятного происшествия долго не утихали разговоры о пилоте, который безопасно приводнил огромный лайнер

А информация о том, что Чесли Салленбергер являющийся пилотом US Airways с 1980 года, ранее семь лет служил в ВВС, где был пилотом истребителя, получила широкую огласку. Он также принимал участие в расследованиях причин авиакатастроф и работал летным инструктором. Кроме того, Салленбергер является владельцем консалтинговой фирмы Safety Reliability Methods, которая помогает клиентам в обеспечении безопасности в полёте.

Хотя посадка огромных лайнеров на воду редко заканчивается благополучно, случаев, подобных этому немало. Среди них можно выделить приводнение на Неву пассажирского Ту-124 в 1963 году, когда остались живы все без исключения члены экипажа и пассажиры.

В бывшем СССР произошло еще два случая аварийных приводнений

Один из них произошел в акватории Московского моря летом 1972 года. Во время испытания аварийного электропитания Ту-134 экипаж сознательно отключил генераторы, не приняв во внимание того факта, что при переходе на аварийное электропитание топливо не подаётся автоматически, и его необходимо закачивать вручную при помощи помпы. В самолёте заглохли оба оставшиеся без топлива двигателя, и пилотам пришлось садиться на воду. Приводнение прошло успешно, а самолет, благодаря своей герметичной конструкции, остался на плаву. Никто не пострадал.

Следующая история аварийной посадки на воду произошла в 1976 году под Киевом, когда лайнер Як-40 пришлось посадить прямо на болото. По всей видимости, причиной экстренной ситуации послужило случайное переведение ручек управление двигателями самолета в положение «СТОП». Эта аварийная посадка также обошлась без жертв. Именно после этого случая в самолетах начали устанавливать специальную блокирующую планку, которая не позволяет останавливать двигатели во время полета.

Благополучное приземление на Варшавском аэродроме

После неимоверной посадки польского авиалайнера на варшавском аэродроме 2 ноября 2011 года, эта тема долго не сходила с экранов телевидения и первых страниц печатных изданий.

Пассажирский самолет авиакомпании LOT – Боинг 767, выполнявший рейс из США в столицу Польши, совершил аварийную посадку в международном аэропорту имени Шопена. Ситуация была вызвана сбоем электропитания, в результате чего не выдвинулось шасси.

Самолет продолжительное время кружил над аэропортом, процедура аварийной посадки была запланирована в воздухе и основательно подготовлена. Благодаря слаженным и эффективным действиям пилотов, Боинг успешно посадили «на брюхо», и никто из 231 пассажира, находящегося на борту лайнера, не пострадал. Несмотря на то, что специалисты не исключали трагической концовки аварийного приземления, к счастью, катастрофы удалось избежать. Пассажиры самолета даже до конца не осознали насколько опасной и чрезвычайной была ситуация, и практически не почувствовали, что шасси отсутствует. Они лишь почувствовали нестандартный треск, и отметили, что приземление было мягким. Севший «на брюхо» лайнер пожарные, для перестраховки, залили пеной, тем самым исключив возможность возгорания.

После совершения аварийной посадки были отменены ближайшие рейсы, и аэропорт был закрыт для приема неисправного авиалайнера.

Приземление, сохранившее жизни 10 членов экипажа и 221 пассажира завершилось благополучно благодаря профессионализму и собранности в 53-летнего пилота Тадеуша Врона, который более 30 лет проработал в гражданской авиации.

Аварийная посадка на заброшенной полосе

Осенью 2010 года самолет авиапредприятия АК «Алроса» ТУ-154М, следовавший из Якутии в Москву, совершил аварийную посадку в Коми. Из-за отказа навигационного и электрооборудования, экипаж самолета был вынужден посадить самолет практически вслепую – пилоты даже не могли определить точного местонахождения самолета, а топлива оставалось всего на тридцать минут полета. После того как самолет вышел из зоны низкой облачности, экипаж заметил болото, садиться в которое было нельзя, экипаж продолжал поиски площадки. После очередного разворота судна, командир заметил заброшенную полосу, куда и направил штурвал.

Посадка была совершена на старую взлетно-посадочную полосу аэропорта, которая в последнее время предназначалась только для вертолетов. Посадку немного смягчили молодые деревья, выросшие на заброшенной полосе, но из-за отказа электрооборудования самолет не смог затормозить на полосе в1 200 метров, и на 150-200 метровбыл вынесен в лес. На борту самолета находилось 72 пассажира, ни один из них серьезно не пострадал. (Быть может, именно этот случай был взят за основу в фильме «Ёлки-2», уж больно они похожи).

Когда решалась судьба упавшего в лес самолёта, местные жители в шутку предлагали переоборудовать заброшенное судно в бар-ресторан.

Другие случаи и причины аварийных посадок

В Дубае в ноябре 2011 года произошла аварийная посадка пассажирского лайнера Airbus A380, принадлежащего австралийской авиакомпании Qantas. Экипаж был вынужден совершить вынужденную посадку из-за проблем с двигателем. Согласно инструкции, пилоты лайнера приняли решение об отключении проблемного двигателя и совершении экстренной посадки. Из находившихся на борту 283 человек не пострадал ни один.

Месяцем ранее летящий из Стамбула лайнер компании Turkish Airlines, при приземлении в аэропорту Индии соскользнул с посадочной полосы из-за сильного ливня. На судне Airbus 340 находились 104 человека, всех срочно эвакуировали, пострадавших не было.

Проведя небольшой анализ, отметим, что наиболее частой причиной аварийной посадки является попадание птиц в двигатель самолетов

Не редки случаи возникновения проблем с шасси. А главными опасностями являются разгерметизация и возгорание кабине самолёта в воздухе. Тем не менее, со всеми этими неприятностями удается справляться. И что главное – зачастую без жертв.

История помнит случаи, когда задымление в кабине пилотов приводило к аварийной посадке со счастливым концом. А неполадки с системами вентиляции и кондиционирования или частичная разгерметизация кабины самолета устранялись еще в воздухе.

Помимо причин аварийных посадок по техническим причинам, таких, как сбой электроснабжения или снижение уровня масла в двигателе, бывали и не совсем стандартные случаи. Один из таких – аварийная посадка по причине доносившегося специфического запаха из кухонного отделения в хвостовой части самолета.

Посадка вынужденная или аварийная

Вынужденная посадка, в отличие от аварийной, является довольно частым явлением. Вынужденная посадка – это посадка самолета без каких-либо летных происшествий, вне пункта назначения, по причине неисправности бортовых систем или других факторов. Например таких, как закрытие аэродрома назначения из-за неблагоприятных погодных условий. Часто случаи контролируемых вынужденных посадок преподносят как аварийные, что может приводить к развитию аэрофобии у впечатлительных натур. Но, несмотря на страхи, вряд ли кто-то откажется от транспорта, который всего за несколько часов может преодолевать огромные расстояния между континентами.

Сегодня почти невозможно представить себе жизнь без авиаперевозок. В воздухе, как и на земле, случается всякое. Главное помнить, что на борту авиалайнера, равно как и в жизни, могут складываться разные ситуации, и если мы не в силах на них повлиять, то, по крайней мере, не должны позволять им повлиять на нас. Следует довериться профессионализму пилотов, следовать указаниям экипажа, ни в коем случае не поддаваться панике. И всегда отдавать себе отчет в том, что сложные, экстренные ситуации в воздухе далеко не всегда заканчиваются чрезвычайными происшествиями на земле.

Читайте также: