Что такое тилт-шифт. Что такое тилт шифт объектив и какова его сфера применения

Ефим Грабой (Efim Graboy) и Дарья Турецки (Daria Turetski) сняли ролик про один день из жизни Киева. Всего было отснято 25000 фото, из которых в ролик вошли только 4500 снимков. Иллюзия игрушечного мира создавалась при помощи эффекта Тилт-шифт (Tilt-shift).









Tilt-Shift - это очень интересный эффект, который из обычной фотографии делает иллюзию игрушечного мира. Точнее, это эффект, достигаемый специальной методикой съемки. Снимки, запечатлевшие большие пространства, показывают их нам словно игрушечными миниатюрами. Такого эффекта не так уж сложно и, одновременно - не так и просто добиться. В этой публикации мы рассмотрим образцы качественной фотосъемки с эффектом tilt-shift и вкратце расскажем о том, как достигаются эти эффекты.


Строго говоря подобная съемка в первую очередь носит термин "Шифт". Она достигается специальными объективами - Шифт-объективами, от англ. Shift lens - объектив со сдвигом (или официально - объектив с коррекцией перспективы, PC-объектив, объектив с контролем перспективы).

Это фотообъективы, специально предназначенные для намеренной коррекции перспективы, путём сдвига линз перпендикулярно оптической оси (то есть - параллельно плоскости фотоплёнки пленочного аппарата, или сенсора цифровой камеры. Чаще всего они используются для архитектурной и иной технической съемки.

Шифт-объективы обычно используются на 35-мм (обычных) зеркалках или же - на профессиональных среднеформатных камерах. Сама методика съемки и, собственно, такие объективы изобрела компания Nikon в 1961 году, запатентовав и выпустив первой такой объектив (модель 1961 f/3.5 PC-Nikkor).


При съемке высоких объектов обычной оптикой фотограф должен расположить камеру под углом чтобы охватить весь объект. В результате происходит искажение перспективы, выражающееся в уменьшении верхней части объекта по сравнению с нижней. Для предотвращения искажений необходимо расположить плоскость фотоплёнки или сенсора параллельно снимаемому объекту.


При этом обычный объектив не способен охватить весь объект целиком. Шифт-объектив позволяет сдвинуть линзу вверх, что позволяет охватить весь объект, сохраняя камеру параллельной объекту. Также шифт-объективы позволяют производить съемку зеркальных поверхностей. Это позволяет избежать появления в кадре отражений фотографа и фотоаппарата.


Некоторые объективы помимо сдвига, имеют еще и возможность наклона (англ. tilt and shift). Вот собственно именно такими объективами и достигаются в основной массе, эффекты которые мы видем на фотографиях в этой публикации. Возможность наклонов (тот самый tilt) ограничивает зону резкости очень узкой областью, что даёт неожиданные эффекты в фотографии (например, для Canon линейка моделей таких объективов это: TS-E 17 мм f/4 L; TS-E 24 мм f/3,5 L; TS-E 45 мм f/2,8; TS-E 90 мм f/2,8).


При съемке объективами tilt&shift - угол использования не так важен, но кадр должен в основной массе, строиться параллельно плоскости снимаемой поверхности. Иначе зона резкости будет настолько искажена, что в фокусе окажутся лишь незначительные фрагменты из желаемых. Теперь давайте посмотрим на образцы отличной тилт-шифт фотографии. А затем, в конце публикации - научимся делать этот эффект сами, с помощью несложных манипуляций в фото, так сказать, шопе.

Объектив, о котором с осени 2012 года говорили фотографы и представители фотомагазинов, наконец в продаже. Нередки мнения, что такой объектив не нужен, что можно взять широкоугольник, например, 14 или 16 мм, а затем легко исправить перспективу в фотошопе. Тилт-шифт объективы имеют ручную фокусировку, работать ими неудобно. На самом деле результат, полученный широкоугольным объективом, а затем исправленный в фотошопе, сильно отличается как по передаче пространства, так и по форме объектов в кадре. Какая получается картинка со сдвигом (shift), или наклоном (tilt), или без перемещений, зачем нужны сдвиг и наклон — читайте дальше. А те, кто думает, что такой объектив им не нужен, могут дальше не читать.

Области применения тилт-шифт объектива:

  • съемка архитектуры без перспективных искажений или с минимально возможными перспективными искажениями;
  • съемка интерьеров без перспективных искажений или с минимально возможными перспективными искажениями;
  • съемка с большой глубиной резкости при малых значениях диафрагмы (открытая диафрагма);
  • съемка не только с большой глубиной резкости, но и, наоборот, имитация малой глубины резкости;
  • макросъемка с большой глубиной резкости;
  • панорамная съемка без поворота камеры;
  • съемка для конечного увеличения размера фотографии без интерполяции и поворота камеры при съемке.


Сдвиг вниз



Сдвиг вверх



Наклон вниз

Характеристики

Сначала несколько слов о том, как устроен объектив Samyang T-S 24 mm f/3,5 ED AS UMC.
Samyang TS 24 mm представляет собой полнокадровый широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием и ручной фокусировкой. Главной особенностью объектива являются наклон плоскости фокусировки относительно плоскости матрицы или пленки и сдвиг оптической оси относительно центра кадра. Эти функции и называются tilt (наклон) и shift (сдвиг).

Оба механизма (shift) и (tilt) имеют плавную и независимую регулировку. Наклон оптической оси ± 8,5° и сдвиг ± 12 мм. Функции shift и tilt можно повернуть независимо друг от друга вокруг оптической оси на 90° (с шагом в 30°). Это самая важная конструкция этого объектива. В большинстве тилт-шифт объективов других фирм поворот и сдвиг происходят в направлениях под углом 90° друг к другу. А значит, невозможно пользоваться обеими функциями, когда необходимо исправить перспективу и получить резкий передний план, например, при горизонтальном кадре. Обратите внимание, что многие модели объективов Canon и Nikon имеют только одну ось поворота.

Объектив выпускается с креплением Canon EF, EF-S, Sony A/Minolta A, Nikon F (FX, DX) и Pentax K. Резьба под светофильтр составляет 82 мм. И два слова об оптической конструкции: все компоненты объектива имеют многослойное просветление UMC. Оптическая схема состоит из 16 элементов в 11 группах с двумя асферическими элементами и двумя компонентами из мелкодисперсионного ED-стекла. Объектив оснащен шкалой глубины резкости, которая расположена рядом со шкалой расстояний. Минимальная дистанция съемки составляет около 20 см.



Наклон и сдвиг вверх одновременно





Искажения

Дисторсия, к сожалению, присуща всем широкоугольным объективам в той или иной степени. Как показало сравнение, у Samyang T-S 24 mm дисторсия несколько меньше, чем у аналогичного объектива Canon, но немного больше, чем у Nikkor. Сдвиг объектива практически не оказывает влияния на уровень дисторсии.

Хроматические аберрации очень малы, что является отличным показателем для объектива короткого фокусного расстояния с большой кроющей способностью. При этом данный вид аберраций автоматически исправляется в Capture One 7.х, или модуле Adobe Camera RAW 7.х (Photoshop CS6), или в Lightroom"е версий 4 или 5 (Lens Correction — Remove Chromatic Aberration).


Исправление хроматических аберраций в Adobe Camera RAW 7.х (8.х) и Lightroom 4 (5)

Несмотря на то, что сдвиг или наклон немного усиливают хроматические аберрации, они также исправляются автоматически в вышеназванных программах. В отношении хроматической аберрации Samyang T-S 24 mm не одинок. Этот вид аберраций присутствует и у аналогичных объективов Canon или Nikon, а у отдельных моделей тилт-шифт объективов даже в большей степени.

Виньетирование становится заметным в крайних положениях сдвига. Опять же, этот вид искажения присущ всем широкоугольным тилт-шифт объективам (законы физики, никуда не деться). У аналогов Canon или Nikon виньетирование практически совпадает с объективом Samyang T-S 24 mm.

Для себя я всегда проверяю объективы, фотографируя часть стеллажа своей библиотеки. Мелкие буквы на корешках и хороший контраст заменяют мне миру. Я давно понял, что для практического использования и печати фотографий размером А2 и даже немного больше с полного кадра Canon 5D Mark II или Canon 5D Mark III такого теста мне вполне достаточно. Я не занимаюсь научной фотографией.


4









При диафрагме 5,6 размытие практически незаметно; при f/8—f/22 резкость одинаковая по всему полю.

Shift

Используя при съемке функцию сдвига (shift), можно без труда исправить перспективные искажения или минимизировать их, если объект съемки высок, а фотограф стоит на близком расстоянии. Если же снимать стандартным объективом, то можно попытаться исправить эти искажения командой Lens Correction в программе Photoshop, или использовать команду Lens Correction в модуле Adobe Camera RAW, или в Lightroom"е, или в другой удобной программе. Однако при таком подходе снижается разрешение либо в конечном итоге для сохранения качества приходится уменьшать размер фотографии. Кроме того, изменяется передача пропорций объектов. Посмотрите внимательно на картинки ниже.





Использование команды Lens Correction в Photoshop"е, перспективные сходы исправлены, иная передача пространства. Значение Vertical Perspective составило —94, при максимально возможных —100












Горизонтальная панорама из двух кадров (смещение влево и вправо)






Использование функции сдвига дает примерно такое же поле зрения по горизонтали, как у 16-миллиметрового объектива, но с заметно более высоким разрешением.



Tilt

Для достижения большой глубины резкости даже при съемке широкоугольным объективом следует использовать функцию наклона (tilt). Это особенно важно, когда необходимо получить резкость всех планов снимка. Для достижения большой глубины резкости мы не можем полностью закрыть диафрагму, потому что из-за дифракции начинает снижаться резкость, и чем меньше пиксель матрицы, тем больше придется открывать диафрагму. Бороться с этим противоречим и помогает тилт-оптика. Следующие снимки стеллажа демонстрируют использование функции наклона.









Подробно о том, как работать с тилт-функцией, читайте в статье «Глубина резкости и наклон объектива » (статья в работе).

Работа с тилт-шифт объективом

При работе с тилт-шифт оптикой следует помнить, что при наклоне и сдвиге экспонометрия будет ошибочной. Это связано с тем, что встроенный экспонометр рассчитан на лучи, падающие под строго определенным углом, поэтому работать на наклонах и сдвижках следует только в ручном режим, отключив любую автоматику экспозамера. А при работе с титл-шифт оптикой лучше всего использовать отдельный экспонометр. Если такого экспонометра нет, следует провести замер без наклонов и сдвижек, а затем снимать данный сюжет именно с этими показаниями.
Поскольку ни одна модель тилт-шифт объектива не записывает в EXIF данные о наклоне или сдвиге, эту информацию полезно записывать. А этот объектив не записывает и данные по диафрагме. Я обычно после каждого кадра включаю запись видео и просто говорю в микрофон камеры параметры шифт, тилт и рабочую диафрагму.

При последующей обработке нельзя использовать профиль объектива Samyang 14 mm f/2,8 IF ED UMC Aspherical , который может автоматически подключаться, в зависимости от настроек Adobe Camera RAW или Lightroom.

Русская версия сайта компании Samyang .

Вердикт

Плюсы:

— очень хорошее качество изображения в центре кадра;
— хорошее качество изображения по краям кадра;
— очень низкие хроматические аберрации, которые легко исправимы программными методами;
— умеренная дисторсия;
— очень небольшая кома;
— низкое виньетирование при нормальном положении объектива (без любых сдвигов);
— самый дешевый полноценный тилт-шифт на рынке объективов.

Минусы:

— слегка размывает углы при диафрагме 4; при f/5,6 эффект практически незаметен; при f/8—f/22 резкость одинаковая по всему полю. (Хочу заметить, что у объектива Canon EF 17-40 mm f/4 L USM размытие углов при фокусе 17-19 мм гораздо больше, чем у Samyang T-S 24 mm f/3,5 ED AS UMC, причем на всех диафрагмах);
— блики при съемке в контровом и скользящем свете, что в некоторой степени исправимо при использовании бленды;
— узкое кольцо управления диафрагмой, что приводит к частому касанию кольца резкости и, как следствие, его смещению, а значит, к получению в итоге нерезкого кадра;
— винты фиксации тилт- и шифт-сдвижек небольшого размера, что немного неудобно в работе, так как приходится применять большие усилия.

Данное мнение является относительным, так как я не проводил тщательного замера по различным мирам и шкалам. Однако я считаю разрешение объектива Samyang T-S 24 mm f/3,5 ED AS UMC высоким для подавляющего числа фотографических сюжетов.
С помощью этого объектива можно получить фотографии такого же качества, что и снимки, сделанные его конкурентами, стоящими более чем в два раза дороже. Возможно, процесс съемки займет немного больше времени, но думаю, что игра стоит свеч, ведь разница в цене между Samyang и Canon или Nikkor отличается более чем в два раза. Конечно, каждый выбирает для себя.

Блог Александра Ефремова: http://efremovphoto.com

Среди современных объективов, кроме широко используемых «фиксов» и «зумов», существуют также объективы специального назначения - так называемые «тилт-шифт объективы». Чаще всего такие объективы используют на 35-мм зеркалках либо на среднеформатных профессиональных камерах.

Управление перспективой с помощью Tilt/Shift объективов

Шифт - это функция, позволяющая сдвигать оптическую ось объектива, управляя при помощи этого процесса перспективными изображениями. Обычно данная функция TS объектива используется для архитектурной либо другой технической съемки.
Использование тилт-шифт объективов помогает перемещать сюжет в различные части плоскости изображения, исправлять «падающие здания», изменять форму объекта, управлять перспективой и пр.

Tilt/Shift (TS) объективы относятся к высококачественной, дорогостоящей оптике, облегчающей работу фотографа при фотосъемке сложных сюжетов (архитектуры, натюрмортов, фотосъемке помещений и пр.). Также Tilt/Shift объективы широко используются в таком жанре, как рекламная фотография. Такие объективы не являются автофокусными, они настраиваются вручную и, как правило, относятся к широкоугольным объективам .

Принцип работы

Оптическая схема Tilt/Shift объективов такова, что поле качественного изображения намного превышает площадь кадра, благодаря чему фотограф может сдвигать кадр в границах данного поля, перемещая либо наклоняя объектив относительно плоскости пленки. Стоимость Tilt/Shift объективов сопоставима со стоимостью современной зеркальной фотокамеры и составляет от тысячи долларов и выше.
Говорить, что Tilt/Shift объективы что-то исправляют в кадре, не совсем верно. Они скорее позволяют перестроить сюжет соответственно привычному для нас восприятию. Как известно, наше зрительное восприятие не отражает в точности геометрическое построение мира, как это делает зеркало, а производит в мозгу психологическую обработку увиденной картинки.
Для наглядности вышеизложенного рассмотрим простой пример. Рассматривая вблизи высокое здание, мы задираем голову вверх, осматривая его по частям. В нашем сознании вертикальные стены здания так и остаются вертикальными. Если же мы сфотографируем из такого положения здание, наклоняя вверх камеру, то на фотоснимке оно будет выглядеть «падающим». Используя TS объектив, мы сможем сохранить горизонтальное положение камеры, не наклоняя ее. Чтобы здание вошло в кадр целиком, мы просто подвинем TS объектив вверх.

Объектив Tilt/Shift также удобно использовать при съемке зеркальных поверхностей, поскольку подобные объективы позволяют избежать присутствия в кадре отражения фотокамеры и самого фотографа.

Осуществление контроля глубины резкости при помощи TS объектива

Тильт - это функция фотообъектива, позволяющая управлять резкостью в кадре при помощи изменения наклона оптической оси объектива. Основным применением данной функции является предметная фотосъемка. Также функция Tilt используется для получения художественных портретов, несколько реже данная функция применяется в пейзажной съемке.
Используя Tilt/Shift объективы, помогающие выходить за пределы привычной глубины резкости и перспективы и относящиеся к категории художественных объективов, фотографы могут добиться интересного эффекта: изображенные на снимке реальные объекты принимают вид миниатюрных игрушечных моделей.

Подобные снимки делаются обычно с высотных точек - гор, столбов, крыш зданий и пр. Объектив Tilt/Shift фокусируется на определенной части видимого поля, размывая, причем достаточно сильно, все остальное. Люди, не желающие тратиться на дорогостоящие Tilt/Shift объективы, могут добиться подобного эффекта при обработке фотографии в Фотошопе, размывая сильно края фото. Но снимок, сделанный с помощью объектива Tilt/Shift, будет намного красивее и интереснее искусственного.
Tilt/Shift технология используется по-настоящему творческими фотографами. Она позволяет им делать необычные фотоснимки, недоступные традиционным объективам, превращая в иллюзорную миниатюру окружающий нас мир.

Объективы Canon Tilt/Shift неизменно вызывают интерес у фотолюбителей. Что обычный неискушенный фотолюбитель знает про объективы Canon Tilt/Shift? Знает, что Tilt/Shift – это технически сложно и очень круто… Сегодня профессиональный фотограф и эксперт по объективам Дмитрий Евтифеев рассказывает нам про объективы Canon Tilt/Shift. Предыдущая . (От редактора)

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в отдельном окне)

Canon TS-E 24/3,5L - обзор тилт/шифт объектива

Сегодня у нас обзор объектива Canon TS-E 24/3,5L, как продолжающего линейку Tilt/Shift объективов Canon, и кратко про вторую версию, Canon TS-E 24/3,5L II, которым я пользовался.

– Canon TS-E 24/3.5L - первая версия

– Canon TS-E 24/3.5L II - вторая версия объектива

Итак, что хочется сказать в первую очередь про объективы. Первая версия Canon TS-E 24/3,5L обладает теми же возможностями, что и Canon TS-E 24/3,5L II , но имеет гораздо более низкое оптическое качество. Причем центр кадра у Canon TS-E 24/3,5L (первая версия) вполне резкий, а вот края очень сильно страдают от ХА (хроматические аберрации). С краями всё плохо и без использования функций тилт/шифт, а с использованием - они еще хуже.

– Canon TS-E 24/3.5L@F11 без использования тилт/шифт

– кроп 100%

– Canon TS-E 24/3.5L @F11, тилт

Как видите, все «заваливающиеся» здания «расправились» и вертикальные линии стали прямыми. На такой снимок, с исправленной геометрией, смотреть гораздо приятнее.
Кто-то скажет, что тоже самое легко сделать в Adobe Camera Raw или Adobe Photoshop, и будет прав. Но какой ценой!

При исправлении геометрии в этих программах вы потеряете примерно 50% разрешения снимка! Если вы снимаете архитектуру, что немаловажным будет сохранить мелкие детали снимка, будь то лепнина или детали художественных решеток.
Плюс обратите внимание, что обычные широкоугольные объективы сильно загибают вертикали по краям кадра. Т.е. не только наклоняют вертикали, но и гнут их в дугу. Вот с этим сделать что-то уже сложно.
Тилт-шифт объективы, которые я использовал, не «изгибают» вертикали по краям кадра. Линии остаются прямыми и лишь наклоняются к центру кадра. С помощью функции наклона объектива такие наклонившиеся вертикали можно выпрямить вновь.

– кроп 100% снимка с использованием функции тилт

Относительно стандартных сюжетов у функции тилт есть некоторый запас, т.е. вертикали можно наклонить и в обратную сторону, нарушив перспективу.

С эффектом исправления перспективы очень легко войти в соблазн и начать исправлять её на всех снимках. Но в данном случае важно понимать, какие снимки требуют исправления, а какие - нет. И также важно правильно составить композицию кадра, так как под некоторыми углами к зданию исправить перспективу, не затронув другие важные геометрические элементы в кадре - невозможно.

– обычный кадр, без тилт-шифт, снятый на Canon TS-E 24/3.5L

Здесь геометрия может быть исправлена с помощью Shift-эффекта. Подробнее о нём читаем в предыдущих частях этого цикла об объективах Canon Tilt/Shift.

Но заводские установки на объективе Canon TS-E 24/3.5L предполагают установку Tilt перпендикулярно Shift, а отвертки у меня с собой не было на улице. Shift-эффект - это совсем простая функция, так что побаловаться хотелось именно Tilt на широкоугольнике (обычно я использую Canon TS-E 90/2.8).

Так что ниже представлен мой художественный тилт-подход к этому зданию, а не просто исправление перспективы, которое достигается Shift’ом.

– кадр с исправленной перспективой, снятый на Canon TS-E 24/3.5L

Интересно еще пользоваться Shift совместно с tilt, тогда и перспективу можно исправить и ГРИП выбрать по желанию.

– ГРИП идёт от одной зеленой линии до другой, определяется наклоном объектива

Как это выглядит умозрительно, легко понять по рисунку.

Туда, куда указывает стрелочка, ниже камеры - начало ГРИП. Сама ГРИП представляет из себя клин, который начинается из нодальной точки и расходится вперед. Увеличивать этот клин вы можете стандартными средствами: фокусировкой на дальнюю дистанцию, прикрытием диафрагмы и выбирая объектив с разным фокусным расстоянием. Но в том-то и прелесть этого способа, что при нормальных обстоятельствах вы можете располагать ГРИП от своих ног и до небоскреба на горизонте при F2.8, например.

Поскольку объектив поворачивается, то вы можете повернуть клин ГРИП и влево-вправо, выхватывая только нужные детали.

– клин ГРИП повернут влево, захватывает только женщину с сумкой

Иллюстрации получились не очень красочные, т.к. в Петербурге уже 2 месяца нет солнца. Как здесь говорят: «В этом году было лето, но в тот день я болел».

Еще варианты применения бокового тилта…

– обычный снимок Canon TS-E 24/3.5L с фокусировкой на решетку при F11

Как видите, на ближнем и дальнем плане - «подзамыливание». А хочется, чтобы всё было резкое и далее диафрагму уже не закрывать, дабы снимок не страдал от дифракции.

– тилт влево, плоскость ГРИП параллельно решетке

– кусок здания между пунктирными линиями в зоне ГРИП

Итого:

Об оптическом качестве объективов

Я не могу рекомендовать Canon TS-E 24/3.5L первой версии, если вы хотите высокого качества изображения. Этот объектив имеет много проблем по краям кадра - они «замыленные» и страдают от поперечных ХА. У него есть свои плюсы: 1) он тилт-шифт 2) он не закругляет вертикали по краям кадра (важно!)

Canon TS-E 24/3.5L второй версии - очень рекомендуется к приобретению, если вы не планируете покупать карданную камеру.
Качество оптики - высочайшее. Это заметно даже на открытой диафрагме. Углы снимка тоже мало страдают от аберраций. Честь и хвала Canon’у, изготовившему этот объектив.

По конструктиву

Оба объектива по бОльшей части металлические, с резиновой накладкой кольца фокусировки. Но я не разделяю восторгов от конструктива со стороны других обозревателей. Достаточно того, то контроль тилт/шифт на всех объективах Canon сделан с точностью до 1 градуса. Для широкоугольных объективов это много! По такому грубому контролю наклона и сдвига и маленькому экранчику камеры очень сложно точно настроить плоскость ГРИП даже в режиме LiveView 10x. Это при том, что у меня более-менее хорошее зрение. А что делать на пляже, где экран камеры почти не виден? Остаются только таблицы и грубая настройка неудобным маленьким колесиком. Я считаю, что сам механизм фокусировки должен быть кардинально изменен. Или требуется нечто, наподобие фоллоу-фокус, как у кинематографистов.

По функциям тилт-шифт

Здесь хочется отметить, что само присутствие на рынке подобных объективов вселяет оптимизм. Но функции тилт-шифт на зеркальных камерах сильно ограничены. Тилт на 8 градусов явно недостаточен во многих ситуациях и если вам действительно понравилось работать с тилт-шифт объективами, то, возможно, стоит подумать о карданной камере (view camera). Там и фокусировка намного удобнее и функции тилт-шифт не так ограничены.

Электронное СМИ «Интересный мир». 05.03.2014

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Суть конструкции тил - шифт объективов заключена в их названии - наклон и сдвиг. Собственно, наклоняется и сгибается оптическая ось объектива по отношению к пленке или матрице фотоаппарата благодаря конструкции корпуса фотообъектива. С виду это порой выглядит так, словно объектив сломан и торчит в сторону. На самом деле тилт-шифт объективы это всего лишь попытка повторить в современных системных камерах возможности древних карданных фотоаппаратов с гармошкой. Там эти возможности имелись по умолчанию ввиду особенностей корпуса. И все же, что нам дает использование такой специфической, и зачастую дорогостоящей оптики? Как всегда в фотографии, любая функция имеет сразу два воздействия на изображение – это контроль глубины резкости и перспективные изменения объекта съемки. Представим себе ситуацию, словно камера неподвижно закреплена на штативе и направлена на фасад здания. При этом, плоскость ее матрицы примерно параллельна плоскости стены здания. Но вес ь дом, ввиду его высоты, не помещается в кадр. Нам достаточно сдвинуть объектив вверх по специальным салазкам. При этом и здание поместиться в кадр, и оно не будет уходить вверх в перспективу, как было бы при фотографировании с наклоном самой камеры вверх. Геометрия дома будет верной. Помимо перспективы, как я уже сказал, тил - шифт объективы способны влиять на глубину резкости. Простой пример: вы желаете сфотографировать поле и лес вдали, камера стоит на штативе. Если вы наклоните объектив вниз, то глубина резкости вырастет, если отклоните вверх – уменьшится. И все это при одной и той же рабочей диафрагме! Это происходит за счет того, что вы меняете соотношение оптической оси объектива к плоскости объекта съемки. Вот так просто, меняя наклон объектива можно сделать резкими в кадре два объекта, находящиеся на удалении друг от друга. И при этом сохранить особенности рисунка объектива и экспозиционные параметры. Так же, хочу отметить некоторые особенности популярных и относительно недорогих тилт-адаптеров. Они, как правило, лишены возможности сдвига, что не позволяет исправлять перспективы объектов. Эта возможность особенно востребована в интерьерной и архитектурной съемке. А вот менять глубину резкости и создавать причудливые изображения – для этого тилт-адаптера вполне хватит. И еще один момент для энтузиастов. Что бы попробовать прелести тилт объектива, его можно сделать и своими руками – для этого потребуется пыльник от автомобиля и объектив с рабочим отрезком бОльшим, чем на вашей камере. Инструкции вы легко найдете в сети. В качестве иллюстрации приведу две фотографии, сделанные в ГУМе. Оба кадра сняты с одной точки, с диафрагмой 1:3,5. В одном случае объектив наклонен по вертикально оси (в данном случае, вверх), на втором – по горизонтальной (в сторону).

Должен сказать, что баловство с глубиной резкости в идеале должно быть осмысленным. Мы можем либо придать снимку эффект миниатюры, игрушечного масштаба посредством сдвига и наклона, как здесь:
Возможности сдвига и наклона для придания эффекта миниатюры Либо сознательно направить резкость именно туда, куда нам нужно. От одного объекта к другому, при этом, сохранив малую глубину резкости.
Управление глубиной резкости с помощью тилт объектива Вот это и есть осознанное использование технических приемов. Вдумчиво экспериментируйте и получите отличный результат!

Читайте также: