Как перепрограммировать ваши эмоции. Как запрограммировать себя на успех

Вы хотите кардинально изменить свой тип мышления и модель поведения? Безусловно, этого можно добиться! Наш мозг непрерывно создает новые нейронные связи и реорганизует себя, и только вы сами задаете ему программу функционирования. Если вы будете развивать самоосмысление и уделите этому процессу должное внимание, то сможете избавиться от негативных мыслей и вредных привычек и начнете путь к обретению лучшего, более позитивного собственного "я".

Шаги

Часть 1

Изменение паттернов мышления

    Начните отслеживать свои мысли в течение дня. В процессе эволюции мозг человека развился таким образом, что в структуре личности можно выделить две субличности: примитивное "я", которое отвечает за действия, и высшее "я", которое способно осмыслять свои действия. У человека есть способность наблюдать за самим собой и своими мыслями круглосуточно. Если какая-то мысль заставила вас насторожиться, остановитесь на секунду и подумайте об этом. Это была негативная мысль? Деструктивная? Что вызвало ее появление? Кажется ли она логичной? Имеет отношение к психологической зависимости? Если вы будете регулярно заниматься самоанализом, то научитесь отслеживать собственные мыслительные шаблоны, иначе называемые паттернами.

    • Записывайте мысли по мере их появления. Так вам будет проще отследить свой мыслительный шаблон. Мысли могут быть самоуничижительными, тревожными, пессимистичными и какими-либо еще. Кроме того, если вы будете записывать свои мысли, это поможет вам отследить назойливый внутренний голос в вашей голове и избавиться от него.
  1. Определите свои паттерны мышления. Спустя неделю вам нужно будет перечитать свои записи и внимательно их проанализировать. Вы можете обнаружить, что ваши мысли большей частью негативны, вы излишне критичны к себе или другим людям или склонны к пространным размышлениям, которые совершенно неважны и бесполезны. Каждый человек обнаружит что-то свое. Когда вы идентифицируете свой мыслительный шаблон, вы можете начать избавляться от него.

    • Когда вы обретаете понимание себя, это даст вам возможность остановить себя в буквальном смысле. Вы сделаете это, и тогда изменение к лучшему сможет начаться. В конце концов, невозможно добраться до нужного места, если вы сами не знаете, куда идете.
  2. Вам нужно понять, что все в вашей жизни взаимосвязано. Беда многих из нас в том, что мы думаем, будто наши чувства заставляют нас действовать определенным образом. Люди считают, что они совершенно бессильны и не могут это изменить, а в результате просто обречены испытывать определенные чувства и совершать определенные действия. На самом деле, это не совсем соответствует действительности.

    Будьте внимательны в отношении выбора слов, которые вы используйте в своих мыслях и говорите окружающим людям. Ваши слова могут ранить людей - и вас самих тоже - и это может принести только вред как вашей личности, так и вашим мыслям и поведению. Когда вы поймали себя на такой мысли, велите себе немедленно остановиться. Просто остановиться. Переключите свое внимание на что-то позитивное, что поможет вам оставаться на выбранном пути.

    • Если вы излучаете оптимизм и любовь, именно их вы и будете получать в ответ. Это полезно для всех и создает правильную энергетику пространства. Если вы будете думать, что ваш план невыполним, то он точно не исполнится. Если вы посмотрите на ситуацию здраво и поверите, что способны совершить задуманное, то дадите себе шанс добиться желаемого.
    • Иногда мы обнаруживаем, что снова и снова прокручиваем в голове одно и то же. Это может звучать как: "Какой я урод!", или "Да от меня нет никакой пользы", или "У меня депрессия". Вариантов подобных бесполезных мыслей множество. Нажмите на паузу, остановите эту запись и создайте новую. Что теперь звучит в вашей голове? Разве она не подобна глотку свежего воздуха? Всегда обращайте внимание на такие мысли и оценивайте, не отбрасывают ли они вас назад на пути к самосовершенствования. И помните - вы всегда можете избавиться от них.
  3. Выберите для себя реактивное поведение. С детства нас учат, как правильно думать, как вести себя, и прививают определенную систему ценностей. Это зачастую определяет, какой тип личности формируется у человека. Определенные страхи и неуверенность в себе, сформированные в детстве, могут сохраниться у нас и во взрослом возрасте. Очень часто мы зацикливаемся на определенных паттернах, обуславливающих наши реакции на тот или иной раздражитель. Тем самым мы не осознаем, что могли бы обдумать ситуацию и, возможно, отреагировать на нее по-другому. Если вы отследили у себя негативную реакцию, воспользуйтесь возможностью оценить ее. Что и почему вызвало вашу ярость? Как бы повели себя в такой же ситуации ваши знакомые? Могли ли они отреагировать по-другому? Можно ли было отреагировать лучше?

    • Спросите себя, почему вы реагируете именно так. Что вы получаете в итоге? Можно ли было отреагировать по-другому? Вам стоит выбирать свои собственные мыслительные шаблоны, которые отвечают вашей истинной сущности, тому образу себя, которому вы хотите соответствовать, и упорно работать над их развитием.
  4. Развивайте новый способ мышления, чтобы создать эти новые, позитивные привычки. Вы идентифицируете свои негативные мысли, останавливаетесь, а затем заменяете их положительными мыслями. Теперь вам нужно настойчиво придерживаться этого нового способа мышления как можно чаще. Это войдет у вас в привычку, взамен прежней вашей привычки постоянно мыслить негативно. Если вы будете внимательно отслеживать свои мысли и верить, что у вас все получится, то рано или поздно вы добьетесь успеха. Именно так и работает мозг.

    • Может оказаться, что в деле выработки позитивного мышления вам помогает ведение дневника, медитация или разговоры об этом с любимым человеком. Тогда ваш процесс изменения приобретает более конкретные и оформленные черты и становится частью вашей жизни. Вы перестаете воспринимать его как безумную причуду, о которой вы вспоминаете периодически. Скорее всего, вы обнаружите, что на окружающих производит огромное впечатление ваша настойчивость, и они тоже хотят подражать вашему примеру и заняться самосовершенствованием.

    Часть 2

    Изменение привычек
    1. Вы чувствуете стремление следовать дурной привычке и противостоите этой тяге. Иногда нам необходимо изменить не только мысли, но и вредные привычки и пристрастия (что часто одно и то же). У вас есть вредная привычка, от которой вы хотите избавиться? Может быть, вы склонны к перееданию или употребляете наркотики? Начните избавление от этой зависимости, подвергая себя действию провоцирующего фактора и воздерживаясь при этом от нежелательного поведения. Сначала это будет очень трудно, но с каждым разом воздержание будет даваться вам все легче и легче. Таким образом, вы начинаете контролировать свою вредную привычку. Этот контроль позволит вам чувствовать себя намного лучше.

      • Давайте посмотрим, как противостоять привычке, на примере переедания. Например, вы находитесь дома, и наступает время, когда вы обычно чем-то перекусываете. Посмотрите на изображение вкусной еды или возьмите блюдо и ощутите его аромат, но не набрасывайтесь на еду в тот же миг. Постарайтесь удержаться на какое-то время - на 30 секунд или на 5 минут - столько, сколько вы сможете сдерживаться.
      • В данной ситуации очень важно, что действие происходит в привычной для вас обстановке. Множество зависимых людей пытаются избавиться о зависимости в реабилитационных центрах и им это удается. Но как только они оказываются дома, в условиях обычной жизни, они снова срываются и возвращаются к зависимому поведению. Чтобы эффективно бороться с вредной привычкой, необходимо создать условия, наиболее приближенные к своей обычной жизни.
    2. Учитесь противостоять провоцирующим факторам в различных условиях. Если вы страдаете алкогольной зависимостью, стоит попробовать воздерживаться от употребления в различных обстановках и ситуациях. Начните с первого шага. Когда вы возвращаетесь домой с работы, откажитесь от привычного бокала вина вечером. Со временем стремление выпить пойдет на убыль. Тогда вы можете отправиться в ближайший бар и воздерживаться от употребления спиртного в этой обстановке. Вскоре вы научитесь это делать. Следующий шаг - вечеринки. Вам нужно сталкиваться с провоцирующим фактором в разнообразных обстановках, везде, где он может подстерегать вас, и учиться преодолевать себя.

    3. Доведите свою новую привычку до автоматизма, не забывая при этом воздерживаться от зависимого поведения. Когда вы достигните до этой стадии, вы будете почти свободны от зависимости. Пришло время специально имитировать зависимое поведение, при этом на самом деле не делать этого. Человек с алкогольной зависимостью сможет пойти в бар, заказать себя бокал спиртного, но при этом не пить. Человек с пищевой зависимостью может готовить вкусную пищу для всей семьи и смотреть, как родные наслаждаются вкусным обедом. Если вы достигли этой стадии, значит, вы полностью контролируете свое сознание и свою зависимость. Поздравляем!

      • Когда вы начинаете воздерживаться от зависимого поведения автоматически, это приносит гораздо большую пользу, чем размышления об объекте зависимости или рассматривание его. В этом случае взаимодействие переходит на качественно новый уровень и требует недюжинной силы воли. Тем не менее, эта стадия вполне достижима.
    4. Вырабатывайте альтернативный позитивный ответ. Вы не можете просто убрать вредную привычку, ничем ее не заменив. Прежде всего, ваш мозг нуждается в том или ином поощрении. В конце концов, вы вполне заслужили награду, проделав такую интенсивную работу над собой. Итак, когда вы сидите в баре и не прикасаетесь к алкоголю, закажите себе свой любимый безалкогольный напиток. На диете? Вполне можно порадовать себя чашечкой ароматного чая. Застряли в пробке, но в бешенство не впадаете? Включите свою любимую музыку и подпевайте. Любое поощрение, которое дает вам чувство радости (но не объект зависимости), будет работать на вас.

      • Это подходит и для мыслей. Представим ситуацию, когда ваш начальник накричал на вас. Ваша естественная реакция на ситуацию - потерять самообладание и заплакать либо очень сильно разозлиться. Вместо этого займитесь чем-то, что доставляет вам радость. Прогуляйтесь, позвоните другу или начните читать свою любимую книгу. В конечно итоге, чувство гнева уже не будет вашим естественным ответом на неприятный раздражитель. Ваш мозг просто перестанет распознавать его, поскольку вы добились исчезновения этой реакции. Теперь у вас есть новая, позитивная реакция в качестве ответа. Победа!
    5. Медитируйте. Хотя вам может показаться, что этот совет вам не подходит, имейте в виду, что медитация может быть невероятно полезна. Медитационные практики позволяют повысить осознанность и самосознание. Более того, медитация помогает человеку сохранять спокойствие и концентрацию, делая более достижимым обретение позитивного мышления. Когда ваш мозг нацелен на правильный курс, вы без труда выбросите за борт старые привычки.

      • Не любите медитацию? Хорошо. Что помогает вам успокоиться и сосредоточиться? Чтение хорошей книги? Видеоигры? Кулинария? Тогда займитесь этим. Полезно любое занятие, которое помогает вам обрести чувство внутренней гармонии.

      Часть 3

      Извлеките пользу из перепрограммирования мозга
      1. Вам нужно осознать, что негативное мышление совершенно бесполезно. Когда вы думаете: "Пора сесть на диету" - это одно, а понимание, что ваши нынешние пищевые предпочтения не отвечают принципу здорового питания - это совсем другое. Человек, которые просто "хочет сидеть на диете", на самом деле не собирается ничего менять. Если же человек искренне считает, что его нынешние пищевые привычки не благоприятствуют здоровью, скорее всего, он добьется успеха в изменении этого обстоятельства. Чтобы эффективно перепрограммировать свой мозг, вы должны искренне поверить, что негативные мысли и вредные привычки не приносят вам никакой пользы. Когда вы сами поверите в это, вы сможете действовать гораздо эффективнее.

        • Скорее всего, вы знаете, что негативные мысли ведут к неправильным действиям и негативным шаблонам поведения. Они заслоняют все хорошее, что есть в вашей жизни, и человек постоянно чувствует себя несчастным. Совершенно очевидно, что они не приносят вам никакой пользы. Куда они приведут вас? Куда они приведут всех нас?
      2. Представьте свой мозг в виде компьютера. Ваш мозг обладает гибкостью и огромной пластичностью. Это правда. Такое качество мозга называется нейропластичностью, и определят способность мозга изменяться под действием новых мыслей и нового жизненного опыта. Кратко говоря, мозг человека подобен компьютеру. Он адаптируется. Он получает информацию и использует ее. Вы верите в возможности своего компьютера, и точно так же должны верить в возможности собственного мозга.

        • Есть еще одна причина думать о собственном мозге, как о компьютере. Это поможет вам осознать, что в любой момент времени есть возможность получить множество совершенно разных результатов. В ваш мозг поступает определенная информация (как и в компьютер), мозг обрабатывает ее (как и компьютер) и выдает решение (как и компьютер). Однако если вы меняете способ обработки информации, способ подачи информации, или даже содержание введенной информации, вы получаете совершенно разные результаты. Компьютер работает точно так же. Постарайтесь выйти за рамки традиционных представлений, и, может быть, вы поймете, что операционная система нуждается в замене. Новая операционная система будет работать намного эффективнее, чем та, которой вы пользовались раньше!
      3. Убедите себя, что вы даже е сомневаетесь в возможности изменения. Это идет рука об руку с убеждением, что негативные мысли бесполезны. Для того чтобы начать изменять и перепрограммировать свой мозг, вам необходим правильный настрой. Очевидно, что существует огромная разница между мыслью: "Я хочу похудеть" и убеждением: "Я верю, что смогу похудеть". В общем, вы должны верить в себя. Вы способны измениться. И у вас обязательно это получится!

        • Ваша вера в себя очень поможет, если вы хотите начать выстраивать позитивное мышление. Когда вы верите в возможность изменения, вы видите перед собой больше возможностей достичь желаемого. Вера в себя зажигает яркий свет, озаряющий вашу жизнь золотым сиянием. Вера мгновенно делает ярче все вокруг. Жизнь налаживается. Вы начинаете верить, что у вас все получится, и у вас все получается!
      4. Подвергайте сомнению каждую мысль, приходящую вам в голову. По мере того как вы будете продвигаться в деле перепрограммирования мозга, начинайте обдумывать собственные мысли и подвергать их сомнению. Чем является эта мысль - фактом или убеждением? Это ваша собственная мысль или заимствованная у кого-то? Если вы обнаружили, что данная мысль - это заимствование или просто убеждение, подверните ее сомнению. Это хорошая мысль? Можно ли сделать ее еще лучше? Еще позитивнее? Можно ли думать на эту тему как-то иначе, чтобы мысли в большей степени отвечали тому типу мышления, к которому вы стремитесь?

        • Наша культурная среда способствует определенному типу воспитания человека. Нас учат думать, учиться, действовать и, в целом, вести себя в определенных, социально-приемлемых рамках. Только от вас зависит, можете ли вы воспользоваться всеми возможностями своего высокоразвитого мозга и заставить его работать. Что на самом деле лучше для вас? Что именно отвечает вашей системе ценностей?
      5. Загрузите мобильное приложение для развития позитивного мышления. Сейчас можно найти мобильные приложения для любых целей, в том числе и для развития позитивного мышления и перепрограммирования мозга. Вы можете загрузить приложения на английском языке, такие как Stress-Free Life или I Can Do It , или найти любое другое приложение, которое поможет вашему мозгу оставаться в игре и добиться наилучшего результата. Если вас не привлекает идея ведения личного дневника, для вас может оказаться полезным именно такое мобильное приложение.

        • Нам всем необходимы маленькие ухищрения, чтобы пройти этот путь к своему лучшему "я". Это может быть мобильное приложение, книга с советами по обретению себя, ярлыки, наклеенные на холодильник или личный дневник. У каждого свой способ, помогающий не сбиться с правильного пути. Если вы на самом деле хотите добиться успеха в перепрограммировании мозга, неплохо будет завести себе какое-то материальное, осязаемое напоминание, позволяющее двигаться вперед по избранному пути.
      • Составьте список благодарностей. В минуты уныния вспоминайте об этом списке. Разве не замечательно, что все эти прекрасные вещи есть в вашей жизни?

      Предупреждения

      • Процесс изменения может занять недели, месяцы или даже годы. Но если вы решительно настроены добиться успеха, у вас все получится.

Теперь опишу собственно технологию управления собою.

Первый этап – это глубокое расслабление. Оно позволяет отрешиться от тревожащих мыслей. Сначала, пока только учишься расслабляться, мысленно надо следить за мышцами сначала лица, потом шеи, туловища, рук, ног. Не следует только обращать внимания на глаза, иначе вы будете испытывать напряжение – ведь глазные яблоки движутся в том направлении, о котором вы думаете. Позднее, уже научившись, достаточно просто захотеть расслабиться и представить себе образ, способствующий расслаблению (например: «Я лежу в мягком гамаке в потоке солнечного света и теней от листьев»). И если учиться расслабляться желательно лежа, то потом достичь расслабления можно в любой позе – тогда срабатывают только те мышцы, которые нужны для ее поддержания.

Второй этап – дыхание. Расслабившись, надо несколько раз глубоко вдохнуть. Это окончательно изгоняет посторонние мысли. Мозг настраивается слушать ваши команды и выполнять их.

Третий этап – упражнение в том, чего нет. Вы приказываете рукам и ногам почувствовать тепло, а на лице – ощутить легкий прохладный ветерок. Если вам это удалось – значит, вы подчинили себя себе, и можете задавать команды. Кстати, они должны быть короткими – ведь это программа, состоящая из коротких инструкций. Вы проводите программирование мозга как компьютера.

А что же можно себе приказать? Да всё, что надо, вплоть до «выздороветь до завтра». Как себя программировать, покажу на простейшем примере.

Вы боитесь проспать.

Не надо думать о том, что вы проспите, или что обязательно надо уснуть, или что времени для сна осталось мало.

Последовательность команд должна быть примерно такой.

Мне надо встать в семь часов утра. Сейчас три часа ночи. Времени вполне достаточно, чтобы выспаться. Я проснусь ровно в семь часов. Когда я проснусь, я медленно посчитаю от пяти до одного. За это время мой организм проснется. Я встану отлично отдохнувшей. А сейчас я медленно считаю от одного до пяти. Когда я досчитаю до пяти, я буду хотеть спать, я засыпаю.

  • Перевод

Простите, реформаторы образования – нам всё ещё нужны зубрёжка и повторение

Я была капризным ребёнком, росшим на лирической стороне жизни, и относилась к математике и науке так, будто они были симптомами чумы. И потому странно, что я превратилась в человека, ежедневно имеющего дела с тройными интегралами, преобразованиями Фурье и, жемчужиной математики – уравнением Эйлера. Сложно поверить, что из матофоба я превратилась в профессора прикладных наук.

Однажды один из моих учеников спросил, как мне это удалось – как я изменила свой мозг. Мне хотелось ответить – чёрт возьми, с трудом! Я всё-таки заваливала экзамены по математике и физике в начальной, средней и высшей школах. Я записалась в класс для отстающих по математике после того, как отслужила в армии, в 26 лет. На выставке примеров нейропластичности у взрослых я была бы первым экземпляром.

Изучение математики и точных наук во взрослом возрасте открыло мне дверь в технические науки. Но эти тяжёлые взрослые изменения в мозгу открыли мне взгляд изнутри на нейропластичность, связанную со взрослым обучением. К счастью, моя докторская по системному проектированию, во время которой я постигала точные науки, технологии, технические науки и математику (STEM – Science, Technology, Engineering, Math), и моё последующее исследование на тему человеческого мышления, помогло мне понять недавние прорывы в неврологии и когнитивной психологии, связанные с обучением.

В последовавшие за получением мною докторской степени годы через мой класс прошли тысячи студентов – выращенных в начальной и средней школе с верой в то, что понимание математики через активное обсуждение является талисманом обучения. Если вы можете объяснить, что вы выучили, другим – допустим, нарисовав картинку,- тогда вы, наверное, действительно это поняли.

Примером этой техники, «сфокусированной на понимании», и объектом подражания стала Япония. Но из обсуждения часто пропадает конец истории: в Японии также изобрели и метод обучения «Кумон», который основан на запоминании, повторении и зубрёжке для достижения школьником отличного владения материалом. Эту интенсивную программу послешкольного обучения предпочитают тысячи родителей в Японии и во всём мире, дополняя совместное обучение детей большим количеством практики, повторений, и с умом разработанной системой зубрёжки, с целью обеспечить им прекрасное владение материалом.

В США концентрация на понимании иногда заменяет, а не дополняет более старые методы обучения, которые, как подтверждают учёные, работают с естественными процессами мозга, изучающего такие сложные вещи, как математика и точные науки.

Последняя волна реформы обучения математике включает «Общее ядро» – попытку назначить жёсткие общие стандарты по всем США, хотя критики и говорят, что эти стандарты не соответствуют достижениям других, более продвинутых стран. Внешне у стандартов есть некая перспектива. Предполагается, что в математике ученики должны иметь равные возможности в концептуальном понимании, практических и процедурных навыках.

Дьявол, как обычно, в мелочах реализации. В сегодняшнем образовательном климате запоминание и повторение STEM-дисциплин, в отличие от изучения языка и музыки, часто расцениваются, как недостойные занятия, тратящие время учеников и учителей. Многие учителя давно считают, что понимание концепций в дисциплинах STEM имеет наивысший приоритет. Конечно, учителям легче вовлечь учеников в обсуждение математических тем (и этот процесс при правильном руководстве может сильно помочь в понимании задач), чем корпеть над выставлением отметок за домашние задания. В результате, хотя процедурные умения и свободное владение предметом должны преподаваться в тех же дозах, что и концептуальное понимание, часто этого не происходит.

Проблема с концентрацией только на понимании состоит в том, что ученики, постигающие математику и точные науки, часто могут нахвататься основных понятий о важной идее, но её понимание быстро ускользает без его закрепления через практику и повторение. Хуже того, ученикам часто кажется, что они понимают что-то, в то время, когда это не так. Такой подход часто может принести лишь иллюзию понимания. Как недавно сказал мне один из неуспевающих учеников, «Не пойму, почему я так плохо справился с заданием. Я ведь в классе всё понимал». Ему казалось, что он всё понял, и возможно, что так и было, но он не использовал понятое на практике, чтобы оно закрепилось в мозгу. Он не выработал процедурного владения или способности применять знания.

Между обучением спортивной дисциплине и обучением математике и точным наукам есть интересная связь. Когда вы учитесь наносить удар клюшкой для гольфа, вы доводите удар до совершенства при помощи практики в течение нескольких лет. Ваше тело знает, что нужно делать, просто когда вы подумаете об этом – вам не нужно вспоминать все компоненты сложного взмаха для удара по мячу.

Точно так же, когда вы понимаете, почему вы что-то делаете в математика, вам не нужно каждый раз объяснять себе одно и то же. Вам не нужно носить с собой 25 шариков, выкладывать их по 5 рядов в 5 столбцов на столе, чтобы убедиться, что 5 х 5 = 25. В какой-то момент вы просто это знаете. Вы запоминаете, что при умножении одинаковых чисел в разной степени вы можете просто складывать степени (10 4 x 10 5 = 10 9). Используя эту процедуру часто и в разных случаях, вы обнаружите, что вы понимаете, почему и как она работает. Лучшее понимание темы происходит из создания в мозгу осмысленного шаблона.

Я выучила всё это насчёт математики и насчёт самого процесса обучения не в классе, а по ходу течения моей жизни, как человек, в детстве читавший Мадлен Ленгль и Достоевского, изучавший языки в одном из ведущих мировых языковых институтов, а затем резко поменявший свой путь и ставший профессором технических наук.

Будучи молодой девушкой, страстно желавшей изучать языки, и не обладавшей нужными деньгами и навыками, я не могла позволить себе оплачивать колледж. Поэтому я после школы пошла в армию. Мне нравилось изучать языки в школе, и казалось, что армия – как раз то место, где человек может получать деньги за изучение языков, посещая высоко ценящийся языковой институт Минобороны – место, где изучение языков превратили в науку. Я выбрала русский, поскольку он сильно отличался от английского, но был не таким сложным, чтобы изучать его всю жизнь и дойти в итоге до уровня 4-летнего ребёнка. Кроме того, «Железный занавес» притягивал меня – не могла ли я использовать знание русского, чтобы заглянуть за него?

После армии я стала переводчиком на советских траулерах в Беринговом море. Работать на русских было интересно и увлекательно – но также это была внешне приукрашенная работа мигранта. Во время сезона добычи рыбы ты ходишь в море, зарабатываешь неплохо, периодически напиваешься, а затем возвращаешься в порт в конце сезона и надеешься, что тебя снова наймут в следующем году. Для русскоговорящего человека была практически только одна альтернатива этому – работа на АНБ. Мои армейские контакты подталкивали меня к этому, но у меня не лежала к этому душа.

Я начала понимать, что хотя знание другого языка – это хорошо, это был навык с ограниченными возможностями и потенциалом. Из-за моих возможностей склонять слова по-русски мой дом не осаждали. Если только я не была готова терпеть морскую болезнь и периодическое недоедание на вонючих траулерах посреди Берингова моря. Я не могла не вспоминать об инженерах из Вест-Поинта, с которыми я работала в армии. Их математический подход к решению проблем явно был полезен для реального мира – более полезен, чем мои неудачи с математикой.

Так что, в 26 лет я, уходя из армии и оценивая возможности, вдруг подумала: если я хочу заняться чем-то новым, почему бы мне не попробовать нечто, что открыло бы мне целый новый мир перспектив? Технические науки, например? А это значило, что мне предстоит изучить новый язык – язык счисления.

С моим плохим пониманием простейшей математики, после армии я занялась алгеброй и тригонометрией по курсу для отстающих. Пытаться перепрограммировать мозг иногда казалось глупой идеей – особенно, когда я смотрела на лица моих более молодых одноклассников. Но в моём случае, а я ведь изучила русский в зрелом возрасте, я надеялась, что некоторые аспекты изучения языка можно применить в изучении математики и точных наук.

Изучая русский, я старалась не только понимать что-либо, но и достигать беглости в этом. Беглость в таком обширном предмете, как язык, требует такой степени знакомства, которую можно выработать только повторяющейся и различающейся работой с различными областями. Мои одноклассники, изучавшие язык, концентрировались на простом понимании, а я старалась достичь внутренней беглости со словами и структурой языка. Мне недостаточно было того, что слово «понимать» означает «to understand». Я практиковалась с глаголом, постоянно использовала его в разных временах, в предложениях, а затем понимала не только то, где его можно использовать, но и где его использовать не нужно. Я практиковалась над быстрым извлечением из памяти этих аспектов и вариантов. Посредством практики можно понимать и переводить десятки и сотни слов с другого языка. Но если у вас нет беглости, то когда кто-то быстро выплёвывает вам кучку слов, как в обычном разговоре, у вас не возникает понятия о том, что этот человек говорит, хотя технически вы вроде бы понимаете все слова и структуру. И вы, конечно, не можете говорить достаточно быстро для носителей языка, чтобы им было приятно слушать вас.

Этот подход, сосредоточение на беглости, а не на простом понимании, вывел меня на первое место в классе. Тогда я этого не понимала, но этот подход дал мне интуитивное понимание основ обучения и выработки экспертных навыков – кускование .

Кускование впервые было предложено в революционной работе Герберта Саймона при анализе шахмат. Кусочками служили различные мысленные аналоги шахматных шаблонов. Нейробиологи постепенно пришли к пониманию того, что эксперты, допустим, в шахматах, являются таковыми, поскольку могут хранить тысячи кусочков знания в долгосрочной памяти. Мастера в шахматах могут вспомнить десятки тысяч различных шахматных шаблонов. В любой области эксперт может вспомнить один или несколько хорошо связанных вместе кусков нервных подпрограмм для анализа и реакции на новую ситуацию. Такой уровень настоящего понимания и возможность использовать это понимание в новых ситуациях приобретается только из знакомства с предметом, полученного от повторений, запоминаний и практики.

Изучение мастеров шахмат, врачей скорой помощи и пилотов истребителей показало, что в стрессовых ситуациях сознательный анализ ситуации уступает место быстрой подсознательной обработке данных, когда эксперты обращаются к глубоко интегрированному набору мысленных шаблонов – кусочков. В какой-то момент осознанное понимание того, почему вы делаете то, что делаете, начинает только замедлять вас и прерывает поток, что приводит к принятию худших решений. Я была права, интуитивно ощущая наличие связи между изучением нового языка и математики. Ежедневное и непрерывное изучение русского языка возбуждало и укрепляло нервные контуры в моём мозгу, и я постепенно начала связывать вместе славянские кусочки, которые легко можно было вызывать из памяти. Чередуя изучение, практикуясь так, что я знала не только когда можно использовать слово, но и когда его использовать не нужно, или нужно использовать другой его вариант, я использовала те же подходы, что используют для изучения математики.

Изучение математики и точных наук во взрослом возрасте я начала с той же стратегии. Я смотрела на уравнение – для простого примера возьмём второй закон Ньютона, F = ma. Я практиковалась в ощущении значения каждой буквы: «f», то есть сила,- это толчок, «m», масса,- тяжёлое сопротивление толканию, «a» было радостным ощущением ускорения. (В случае с русским языком я так же практиковала произношение букв кириллицы). Я запоминала уравнение, носила его в своей голове и игралась с ним. Если m и a – большие, то что будет с f в уравнении? Если f большое, а a – маленькое, какое будет m? Как с обеих сторон сходятся единицы измерения? Играться с уравнением – как связывать глагол с другими словами. Я начинала постигать, что смутные очертания уравнения напоминали метафорическую поэму, в которой существовали всякого рода красивые символические представления. И хотя тогда я бы так это не выразила, но для хорошего изучения математики и точных наук мне нужно было медленно и ежедневно строить прочные нервные кусковые подпрограммы.

Со временем профессора математики и точных наук сообщили мне, что построение хорошо зафиксированных в памяти кусочков опыта посредством практики и повторения было жизненно важно для достижения успеха. Понимание не приводит к беглости. Беглость приводит к пониманию. Вообще, я считаю, что реальное понимание сложной темы происходит исключительно от беглости.

Вторгаясь в новую для меня область, становясь инженером-электриком, и, в итоге, профессором инженерного дела, я оставила русский язык позади. Но через 25 лет после того, как я в последний раз подымала стакан на советских траулерах, мы с моей семьей решили совершить путешествие по Транссибу через всю Россию. И хотя я с удовольствием ожидала давно желанного путешествия, я ещё и волновалась. Всё это время я практически не говорила по-русски. Что, если я всё забыла? Что дали мне все те годы достижения беглости?

Конечно, впервые зайдя в поезд, я обнаружила, что говорю по-русски на уровне двухлетнего ребёнка. Я искала слова, мои склонения и спряжения путались, а почти идеальный ранее акцент звучал ужасно. Но основа никуда не делась, и постепенно мой русский улучшался. Даже рудиментарных знаний хватало для ежедневных нужд. Вскоре экскурсоводы начали подходить ко мне за помощью в переводе для других пассажиров. Прибыв в Москву, мы сели в такси. Водитель, как я потом поняла, попытался нас обмануть, поехав в другую сторону и застряв в пробке, считая, что не разбирающиеся иностранцы спокойно выдержат лишний час счётчика. Внезапно русские слова, которыми я не пользовалась десятки лет, вылетели из моего рта. Сознательно я даже не помнила, что знаю их.

Беглость, когда она понадобилась, оказалась под рукой – и выручила нас. Беглость позволяет пониманию встроиться в сознание, и всплывать по необходимости.

Смотря на недостаток людей, специализирующихся в точных науках и в математике в нашей стране, и наши текущие техники обучения, и вспоминая свой собственный путь, с сегодняшними моими знаниями о мозге, я понимаю, что мы можем достичь большего. Как родители и учителя, мы можем использовать простые методы углубления понимания и превращения его в полезный и гибкий инструмент.

Я открыла, что наличие основной и глубоко выученной беглости в математике и точных науках – а не простого «понимания», чрезвычайно важно. Оно открывает пути к самым интересным занятиям в жизни. Оглядываясь в прошлое, я понимаю, что мне не обязательно было слепо следовать моим изначальным склонностям и страстям. Та же самая «беглая» часть меня, обожавшая литературу и язык, в результате полюбила математику и точные науки – и в итоге, преобразила и обогатила мою жизнь.

По большому счету твоему мозгу все равно, какую задачу решать. Кто-то пытается заработать 500 долларов, чтобы заплатить за квартиру и купить себе что-то покушать. И этот человек просто сконцентрирован на этих деньгах, всеми силами пытается заработать именно их. Там 100 долларов, здесь 50, там 250. К концу месяца набегает долгожданная цифра.

Но с таким подходом ты никогда не заработаешь желанную цифру. Да что уже, ты даже никогда не начнешь зарабатывать более-менее хорошо – хотя бы пару тысяч долларов в месяц.

Для 95% людей эти цифры являются какими-то космическими. Они в жизни не могут поверить, что будут зарабатывать такие деньги. Они даже боятся подумать об этом. И всегда ставят своему мозгу задачу – заработать 200 долларов, заработать 500 долларов. Ну ладно, 700 долларов– верх мечтаний.

Ты зарабатываешь именно столько, сколько сам разрешил своей голове

Поставь себе задачу купить BMW, самую начальную, 3-ю серию, за несколько тысяч долларов.

Для кого-то это бешеные деньги. А у BMW (просто хорошая машина) это минимальная сумма. Как только ты ставишь задачу – например 20 тысяч долларов, твой мозг начинает думать, как решить именно эту задачу.

Сам того не замечая, ты начинаешь мыслить глобально. Ты начинаешь думать, как заработать 100, 200, 500 тысяч долларов. Ты начинаешь мыслить уже совсем другими категориями.

Здесь уже можно не говорить о том, что начальные 500 долларов находятся сами собой. О них ты уже не думаешь.

Твой мозг разгоняется до новых скоростей. Сам

Главное – поставить ему задачу. И он ее будет решать. Ведь ему действительно все равно, 500 или 20000 долларов.

Вопрос в том, сможешь ли ты поставить ему такую задачу. И, самое главное, поверишь ли ты сам в то, что сможешь ее решить?

  • Перевод

Простите, реформаторы образования – нам всё ещё нужны зубрёжка и повторение

Я была капризным ребёнком, росшим на лирической стороне жизни, и относилась к математике и науке так, будто они были симптомами чумы. И потому странно, что я превратилась в человека, ежедневно имеющего дела с тройными интегралами, преобразованиями Фурье и, жемчужиной математики – уравнением Эйлера. Сложно поверить, что из матофоба я превратилась в профессора прикладных наук.

Однажды один из моих учеников спросил, как мне это удалось – как я изменила свой мозг. Мне хотелось ответить – чёрт возьми, с трудом! Я всё-таки заваливала экзамены по математике и физике в начальной, средней и высшей школах. Я записалась в класс для отстающих по математике после того, как отслужила в армии, в 26 лет. На выставке примеров нейропластичности у взрослых я была бы первым экземпляром.

Изучение математики и точных наук во взрослом возрасте открыло мне дверь в технические науки. Но эти тяжёлые взрослые изменения в мозгу открыли мне взгляд изнутри на нейропластичность, связанную со взрослым обучением. К счастью, моя докторская по системному проектированию, во время которой я постигала точные науки, технологии, технические науки и математику (STEM – Science, Technology, Engineering, Math), и моё последующее исследование на тему человеческого мышления, помогло мне понять недавние прорывы в неврологии и когнитивной психологии, связанные с обучением.

В последовавшие за получением мною докторской степени годы через мой класс прошли тысячи студентов – выращенных в начальной и средней школе с верой в то, что понимание математики через активное обсуждение является талисманом обучения. Если вы можете объяснить, что вы выучили, другим – допустим, нарисовав картинку,- тогда вы, наверное, действительно это поняли.

Примером этой техники, «сфокусированной на понимании», и объектом подражания стала Япония. Но из обсуждения часто пропадает конец истории: в Японии также изобрели и метод обучения «Кумон», который основан на запоминании, повторении и зубрёжке для достижения школьником отличного владения материалом. Эту интенсивную программу послешкольного обучения предпочитают тысячи родителей в Японии и во всём мире, дополняя совместное обучение детей большим количеством практики, повторений, и с умом разработанной системой зубрёжки, с целью обеспечить им прекрасное владение материалом.

В США концентрация на понимании иногда заменяет, а не дополняет более старые методы обучения, которые, как подтверждают учёные, работают с естественными процессами мозга, изучающего такие сложные вещи, как математика и точные науки.

Последняя волна реформы обучения математике включает «Общее ядро» – попытку назначить жёсткие общие стандарты по всем США, хотя критики и говорят, что эти стандарты не соответствуют достижениям других, более продвинутых стран. Внешне у стандартов есть некая перспектива. Предполагается, что в математике ученики должны иметь равные возможности в концептуальном понимании, практических и процедурных навыках.

Дьявол, как обычно, в мелочах реализации. В сегодняшнем образовательном климате запоминание и повторение STEM-дисциплин, в отличие от изучения языка и музыки, часто расцениваются, как недостойные занятия, тратящие время учеников и учителей. Многие учителя давно считают, что понимание концепций в дисциплинах STEM имеет наивысший приоритет. Конечно, учителям легче вовлечь учеников в обсуждение математических тем (и этот процесс при правильном руководстве может сильно помочь в понимании задач), чем корпеть над выставлением отметок за домашние задания. В результате, хотя процедурные умения и свободное владение предметом должны преподаваться в тех же дозах, что и концептуальное понимание, часто этого не происходит.

Проблема с концентрацией только на понимании состоит в том, что ученики, постигающие математику и точные науки, часто могут нахвататься основных понятий о важной идее, но её понимание быстро ускользает без его закрепления через практику и повторение. Хуже того, ученикам часто кажется, что они понимают что-то, в то время, когда это не так. Такой подход часто может принести лишь иллюзию понимания. Как недавно сказал мне один из неуспевающих учеников, «Не пойму, почему я так плохо справился с заданием. Я ведь в классе всё понимал». Ему казалось, что он всё понял, и возможно, что так и было, но он не использовал понятое на практике, чтобы оно закрепилось в мозгу. Он не выработал процедурного владения или способности применять знания.

Между обучением спортивной дисциплине и обучением математике и точным наукам есть интересная связь. Когда вы учитесь наносить удар клюшкой для гольфа, вы доводите удар до совершенства при помощи практики в течение нескольких лет. Ваше тело знает, что нужно делать, просто когда вы подумаете об этом – вам не нужно вспоминать все компоненты сложного взмаха для удара по мячу.

Точно так же, когда вы понимаете, почему вы что-то делаете в математика, вам не нужно каждый раз объяснять себе одно и то же. Вам не нужно носить с собой 25 шариков, выкладывать их по 5 рядов в 5 столбцов на столе, чтобы убедиться, что 5 х 5 = 25. В какой-то момент вы просто это знаете. Вы запоминаете, что при умножении одинаковых чисел в разной степени вы можете просто складывать степени (10 4 x 10 5 = 10 9). Используя эту процедуру часто и в разных случаях, вы обнаружите, что вы понимаете, почему и как она работает. Лучшее понимание темы происходит из создания в мозгу осмысленного шаблона.

Я выучила всё это насчёт математики и насчёт самого процесса обучения не в классе, а по ходу течения моей жизни, как человек, в детстве читавший Мадлен Ленгль и Достоевского, изучавший языки в одном из ведущих мировых языковых институтов, а затем резко поменявший свой путь и ставший профессором технических наук.

Будучи молодой девушкой, страстно желавшей изучать языки, и не обладавшей нужными деньгами и навыками, я не могла позволить себе оплачивать колледж. Поэтому я после школы пошла в армию. Мне нравилось изучать языки в школе, и казалось, что армия – как раз то место, где человек может получать деньги за изучение языков, посещая высоко ценящийся языковой институт Минобороны – место, где изучение языков превратили в науку. Я выбрала русский, поскольку он сильно отличался от английского, но был не таким сложным, чтобы изучать его всю жизнь и дойти в итоге до уровня 4-летнего ребёнка. Кроме того, «Железный занавес» притягивал меня – не могла ли я использовать знание русского, чтобы заглянуть за него?

После армии я стала переводчиком на советских траулерах в Беринговом море. Работать на русских было интересно и увлекательно – но также это была внешне приукрашенная работа мигранта. Во время сезона добычи рыбы ты ходишь в море, зарабатываешь неплохо, периодически напиваешься, а затем возвращаешься в порт в конце сезона и надеешься, что тебя снова наймут в следующем году. Для русскоговорящего человека была практически только одна альтернатива этому – работа на АНБ. Мои армейские контакты подталкивали меня к этому, но у меня не лежала к этому душа.

Я начала понимать, что хотя знание другого языка – это хорошо, это был навык с ограниченными возможностями и потенциалом. Из-за моих возможностей склонять слова по-русски мой дом не осаждали. Если только я не была готова терпеть морскую болезнь и периодическое недоедание на вонючих траулерах посреди Берингова моря. Я не могла не вспоминать об инженерах из Вест-Поинта, с которыми я работала в армии. Их математический подход к решению проблем явно был полезен для реального мира – более полезен, чем мои неудачи с математикой.

Так что, в 26 лет я, уходя из армии и оценивая возможности, вдруг подумала: если я хочу заняться чем-то новым, почему бы мне не попробовать нечто, что открыло бы мне целый новый мир перспектив? Технические науки, например? А это значило, что мне предстоит изучить новый язык – язык счисления.

С моим плохим пониманием простейшей математики, после армии я занялась алгеброй и тригонометрией по курсу для отстающих. Пытаться перепрограммировать мозг иногда казалось глупой идеей – особенно, когда я смотрела на лица моих более молодых одноклассников. Но в моём случае, а я ведь изучила русский в зрелом возрасте, я надеялась, что некоторые аспекты изучения языка можно применить в изучении математики и точных наук.

Изучая русский, я старалась не только понимать что-либо, но и достигать беглости в этом. Беглость в таком обширном предмете, как язык, требует такой степени знакомства, которую можно выработать только повторяющейся и различающейся работой с различными областями. Мои одноклассники, изучавшие язык, концентрировались на простом понимании, а я старалась достичь внутренней беглости со словами и структурой языка. Мне недостаточно было того, что слово «понимать» означает «to understand». Я практиковалась с глаголом, постоянно использовала его в разных временах, в предложениях, а затем понимала не только то, где его можно использовать, но и где его использовать не нужно. Я практиковалась над быстрым извлечением из памяти этих аспектов и вариантов. Посредством практики можно понимать и переводить десятки и сотни слов с другого языка. Но если у вас нет беглости, то когда кто-то быстро выплёвывает вам кучку слов, как в обычном разговоре, у вас не возникает понятия о том, что этот человек говорит, хотя технически вы вроде бы понимаете все слова и структуру. И вы, конечно, не можете говорить достаточно быстро для носителей языка, чтобы им было приятно слушать вас.

Этот подход, сосредоточение на беглости, а не на простом понимании, вывел меня на первое место в классе. Тогда я этого не понимала, но этот подход дал мне интуитивное понимание основ обучения и выработки экспертных навыков – кускование .

Кускование впервые было предложено в революционной работе Герберта Саймона при анализе шахмат. Кусочками служили различные мысленные аналоги шахматных шаблонов. Нейробиологи постепенно пришли к пониманию того, что эксперты, допустим, в шахматах, являются таковыми, поскольку могут хранить тысячи кусочков знания в долгосрочной памяти. Мастера в шахматах могут вспомнить десятки тысяч различных шахматных шаблонов. В любой области эксперт может вспомнить один или несколько хорошо связанных вместе кусков нервных подпрограмм для анализа и реакции на новую ситуацию. Такой уровень настоящего понимания и возможность использовать это понимание в новых ситуациях приобретается только из знакомства с предметом, полученного от повторений, запоминаний и практики.

Изучение мастеров шахмат, врачей скорой помощи и пилотов истребителей показало, что в стрессовых ситуациях сознательный анализ ситуации уступает место быстрой подсознательной обработке данных, когда эксперты обращаются к глубоко интегрированному набору мысленных шаблонов – кусочков. В какой-то момент осознанное понимание того, почему вы делаете то, что делаете, начинает только замедлять вас и прерывает поток, что приводит к принятию худших решений. Я была права, интуитивно ощущая наличие связи между изучением нового языка и математики. Ежедневное и непрерывное изучение русского языка возбуждало и укрепляло нервные контуры в моём мозгу, и я постепенно начала связывать вместе славянские кусочки, которые легко можно было вызывать из памяти. Чередуя изучение, практикуясь так, что я знала не только когда можно использовать слово, но и когда его использовать не нужно, или нужно использовать другой его вариант, я использовала те же подходы, что используют для изучения математики.

Изучение математики и точных наук во взрослом возрасте я начала с той же стратегии. Я смотрела на уравнение – для простого примера возьмём второй закон Ньютона, F = ma. Я практиковалась в ощущении значения каждой буквы: «f», то есть сила,- это толчок, «m», масса,- тяжёлое сопротивление толканию, «a» было радостным ощущением ускорения. (В случае с русским языком я так же практиковала произношение букв кириллицы). Я запоминала уравнение, носила его в своей голове и игралась с ним. Если m и a – большие, то что будет с f в уравнении? Если f большое, а a – маленькое, какое будет m? Как с обеих сторон сходятся единицы измерения? Играться с уравнением – как связывать глагол с другими словами. Я начинала постигать, что смутные очертания уравнения напоминали метафорическую поэму, в которой существовали всякого рода красивые символические представления. И хотя тогда я бы так это не выразила, но для хорошего изучения математики и точных наук мне нужно было медленно и ежедневно строить прочные нервные кусковые подпрограммы.

Со временем профессора математики и точных наук сообщили мне, что построение хорошо зафиксированных в памяти кусочков опыта посредством практики и повторения было жизненно важно для достижения успеха. Понимание не приводит к беглости. Беглость приводит к пониманию. Вообще, я считаю, что реальное понимание сложной темы происходит исключительно от беглости.

Вторгаясь в новую для меня область, становясь инженером-электриком, и, в итоге, профессором инженерного дела, я оставила русский язык позади. Но через 25 лет после того, как я в последний раз подымала стакан на советских траулерах, мы с моей семьей решили совершить путешествие по Транссибу через всю Россию. И хотя я с удовольствием ожидала давно желанного путешествия, я ещё и волновалась. Всё это время я практически не говорила по-русски. Что, если я всё забыла? Что дали мне все те годы достижения беглости?

Конечно, впервые зайдя в поезд, я обнаружила, что говорю по-русски на уровне двухлетнего ребёнка. Я искала слова, мои склонения и спряжения путались, а почти идеальный ранее акцент звучал ужасно. Но основа никуда не делась, и постепенно мой русский улучшался. Даже рудиментарных знаний хватало для ежедневных нужд. Вскоре экскурсоводы начали подходить ко мне за помощью в переводе для других пассажиров. Прибыв в Москву, мы сели в такси. Водитель, как я потом поняла, попытался нас обмануть, поехав в другую сторону и застряв в пробке, считая, что не разбирающиеся иностранцы спокойно выдержат лишний час счётчика. Внезапно русские слова, которыми я не пользовалась десятки лет, вылетели из моего рта. Сознательно я даже не помнила, что знаю их.

Беглость, когда она понадобилась, оказалась под рукой – и выручила нас. Беглость позволяет пониманию встроиться в сознание, и всплывать по необходимости.

Смотря на недостаток людей, специализирующихся в точных науках и в математике в нашей стране, и наши текущие техники обучения, и вспоминая свой собственный путь, с сегодняшними моими знаниями о мозге, я понимаю, что мы можем достичь большего. Как родители и учителя, мы можем использовать простые методы углубления понимания и превращения его в полезный и гибкий инструмент.

Я открыла, что наличие основной и глубоко выученной беглости в математике и точных науках – а не простого «понимания», чрезвычайно важно. Оно открывает пути к самым интересным занятиям в жизни. Оглядываясь в прошлое, я понимаю, что мне не обязательно было слепо следовать моим изначальным склонностям и страстям. Та же самая «беглая» часть меня, обожавшая литературу и язык, в результате полюбила математику и точные науки – и в итоге, преобразила и обогатила мою жизнь.

Читайте также: