Как развить слуховую память

Слуховая память относится к разновидностям образной памяти. Она помогает запоминать, сохранять и воспроизводить слуховые образы. Все люди разные и их способности к запоминанию тоже отличаются, поэтому у каждого слуховые представления закрепляются и воспроизводятся с разной степенью сложности.

Входные данные для слуховой памяти – это единицы внутриречевой реакции, удерживающиеся в слуховой оперативной памяти всего несколько мгновений. Далее происходит ответная речевая реакция, которая помогает вернуть речевые звуки в память. Именно эта связь играет очень важную роль при кратковременном запоминании.

Учеников в школе, которые лучше обрабатывают устную информацию на слух, называют аудиалами, обычно они имеют очень хорошие оценки и способны отлично запоминать все, что было сказано на уроке, не подглядывая в записи или учебники. Однако абсолютных аудиалов в мире всего 5-7 %, другие люди воспринимают информацию через визуальные, кинестетические или дискретные источники.

Вспомните, как Шурик в фильме «Приключения Шурика» оказался настоящим аудиалом, он не помнил, что находился рядом с девушкой при подготовке к экзамену, но вспомнил, что был уже в этой комнате, как только услышал звук вентилятора и настенных часов.

Способность к слуховой памяти у человека имеет генетическое основание, однако ее можно развивать. Чтобы проверить, насколько хороша ваша слуховая память, попросите кого-то назвать вам 4 простых однозначных числа. Например: 1, 8, 4, 6. Ваша задача повторить их в обратном порядке. Если сложностей не возникло, тоже самое повторите с пятью числами, потом с шестью. Такое незатейливое упражнение можно проводить в дороге с детьми, с семьей, с коллегами на перерыве. Оно помогает держать слуховую память в тонусе и тренирует внимательность.

Если вы хотите развить слуховую память ребенка, следует вооружиться простыми стихотворениями и просить ребенка повторить определенные строки. Память лучше всего развивается в тех условиях, когда имеется постоянное ее стимулирование, то есть упражнения должны иметь регулярный характер.

Простой метод развития слуховой памяти и доступный многим – это упражнения с хлопанием в ладоши. Попросите ребенка повторить ритм, однако не стоит использовать слишком сложные мелодии, достаточно начать с простых ритмов, состоящих из 5-7 хлопков.

В учебных заведениях слуховую память развивают путем написания диктантов и изложений.

Эффективные способы улучшения слуховой памяти

Почаще слушайте тишину. В современном мире, особенно в городских условиях, редко получается выкроить время для того, чтобы остаться наедине со своими мыслями. Наш сервис BrainApps рекомендует вам на время сна обязательно переключать смартфон в режим полета, чтобы ни один звонок или сообщение не отвлекало вас от отдыха. Для тренировки слуховой памяти проводите простое, но эффективное упражнение. Сосредоточьтесь на звуках, которые вы слышите, старайтесь определить источник каждого мельчайшего звука – шум улицы, стук соседа, какой-то возглас на лестничной площадке, работа бытовых приборов. На самом деле, человека окружает множество звуков, однако мы на них почти не обращаем внимание.

Развитие слуховой памяти будет неполным без аудио упражнений. Используйте время, когда вы добираетесь на работу для того, чтобы прослушивать аудиокниги. Потом в течение дня вы можете прокручивать в голове то, что услышали, обдумывать это. Также развитию слуховой памяти способствует прослушивание радиоспектаклей.

Наш сервис BrainApps приготовил для вас интересные упражнения, с которыми ваша память будет развиваться стремительными темпами. Развивая свою личность, вы становитесь лучше и обретаете уверенность в себе!

Слуховая память является разновидностью образной памяти, которая состоит из таких процессов, как запечатление, сохранение и воспроизведение слуховых образов. Способность учиться с помощью устных объяснений и инструкций считается фундаментальным умением, которое пригодится в течение всей жизни.

Хорошая слуховая память необходима для овладения правилами орфоэпии, навыками интонирования и . Слабые слуховые навыки могут привести к появлению трудностей при овладении навыками чтения, при изучении языков и норм правописания.

Как проверить слуховую память ребенка?

Существует довольно простая методика проверки уровня слуховой памяти у ребенка. Необходимо назвать четыре разных числа и попросить произнести их в обратном порядке. Если ребенок без затруднений справится с этим заданием, количество чисел нужно увеличить до пяти, до шести и т.д. Хорошим показателем считается способность повторить таким образом ряд шести чисел и более.

Как развить слуховую память ребенка?

Развитие слуховой памяти происходит у детей естественным образом. Этому способствует слушание сказок (во время чтения сказок взрослыми или с использованием аудиокниг), проговаривание и повторение важной информации вслух. Дети быстро запоминают мелодии и звучание голоса у различных людей. Однако, перед началом обучения и в начальной школе этому процессу необходимо уделять более пристальное внимание, сделать его целенаправленным и педагогически грамотным.

Примеры упражнений для развития слуховой памяти

В основном упражнения для развития слуховой памяти детей 6-10 лет носят игровой характер.

Упражнение "10 слов"

Для проведения такого упражнения не требуется никакого дополнительного оборудования. Необходимо в медленном темпе произнести 10 слов и попросить ребенка повторить те, которые он запомнил. Лучше такое упражнение проводить с небольшой группой детей.

Можно провести проверку индивидуальных результатов каждого ребенка или сделать это коллективно. В таком случае один ученик называет все слова, которые он запомнил, а 2-3 его одноклассника должны добавить все недостающие.

У этого упражнения есть несколько различных интерпретаций. Можно провести ее в виде командного соревнования. . После прослушивания всех слов, команды по очереди должны называть по одному из услышанных слов. Выигрывает та команда, которая вспомнит и назовет большее количество слов.

Еще один вариант предполагает добавление в озвученный ранее список лишнее слово. Сначала учитель произносит 10 слов. После этого он произносит их еще раз, но уже в другой последовательности. Затем он снова произносит слова, меняя их последовательность и добавляя в перечень какое-либо ранее не звучавшее слово. Дети должны определить это лишнее слово.

Также можно в этом упражнении предложить детям не просто называть все слова, которые они после прослушивания запомнили, а еще и распределить их по родовым признакам. Например, после озвучивания ряда слов нужно попросить школьников повторить те из них, которые обозначают одежду, транспорт и т.д. Или можно предложить им назвать услышанные слова, объединив их в пары (тарелка — ложка, медведь — берлога и т.д.).

Для того чтобы заинтересовать ребят ходом упражнения, можно организовать его в виде игры в «Магазин». Учитель говорит фразу: «Сегодня в моем магазине продается …, …». После этого детям предлагается назвать, что они хотят купить. Все слова, которые вспомнит ребенок, будут считаться его покупкой.

Упражнение "Снежный ком"

Такое упражнение построено на многократном повторении и постепенном увеличении количества слов, которые нужно запомнить. Для его проведения рекомендуется расположить детей по кругу.

Смысл упражнения заключается в том, что первый ребенок называет любое слово, а его сосед должен повторить это слово и добавить к нему свое. Третий участник называет уже два предыдущих слова и произносит свое. Обычно предлагается называть слова на определенную тему.

Игра идет до тех пор, пока не выскажется последний участник (количество игроков должно быть не больше 15). Если кто-то из детей не сможет сразу повторить весь ряд, следует предложить каждому ребенку, кто уже называл свои слова, по очереди озвучить их еще раз. Затем игра продолжается далее. Данное упражнение можно проводить в паре.

По такому же принципу проводится упражнение с предложениями. Первый ребенок произносит предложение из двух слов, а остальные участники постепенно расширяют его, добавляя по очереди по одному слову.

Упражнение "Жук"

Для проведения этого упражнения на развитие слуховой памяти нужно подготовить игровое поле в виде шахматной доски и несколько фигурок жуков. Дети ставят своих жуков на стартовую позицию. После этого для каждого участника по очереди озвучивается команда для передвижения (на две клетки вверх, на три клетки вправо и т.д.). Постепенно количество произнесенных одновременно команд нужно увеличивать. Выиграет тот участник, который правильно запомнит и выполнит все указания.

Упражнение "Что какого цвета"

Учитель должен подготовить цветные карандаши, тематическую картинку и рассказ, составленный по ее сюжету. Детям предлагается внимательно прослушать историю, которую прочитает учитель и запомнить, какой цвет должны иметь предметы, изображенные на картинке. После этого они должны правильно разукрасить рисунок. Темы для такого упражнения могут быть разнообразные: «Украшаем елку», «Красим с друзьями забор», «Собираем букет цветов», «Одеваемся на праздничный бал», «Ищем лепестки цветика-семицветика» и т.д.

Упражнение "Нарисуй по описанию"

Можно немного усложнить предыдущий вид упражнения. Следует заранее подготовить чистые листы белой бумаги и простые карандаши. Ученики должны внимательно послушать описание какого-то предмета или героя, а затем попробовать его изобразить, нарисовав все озвученные детали.

Темой рассказа должен быть какой-то нестандартный объект: дворец с башенками, колоннами и окошечками, инопланетянин, карнавальный костюм, пейзаж и т.д.

Упражнение "Выбор"

Перед проведением упражнения детям дается задание, что именно им нужно запомнить на слух. Например, учитель сообщает, что будет читать рассказ, а они в ходе прослушивания должны запомнить все названия зверей, которые прозвучат. Рассказ может быть в стиле сказки «Теремок», только с другими героями.

Можно разнообразить сказку «Волк и семеро козлят», придумав каждому козленку имя, а школьники должны их все запомнить в ходе прослушивания сказки. Для такого упражнения подойдет и сказка «Белоснежка и семеро гномов» и др. Можно придумывать любые другие авторские рассказы (должны включать 4-8 слов для запоминания).

Также для развития слуховой памяти рекомендуется использовать музыкальные упражнения, во время которых детям предлагается запомнить и повторить ритмический рисунок или мелодию, определить в музыкальной гамме, звучание какой ноты слышали перед этим и т.д.

С детства родители стараются вдолбить в голову детей, что развитие памяти необходимо для будущей жизни и полезно для здоровья. В качестве обоснования своих слов чаще всего взрослыми приводится утверждение, что если не учить стихи, не читать и не пересказывать, то в старости невозможно будет запомнить самые простые вещи. И это правда! Человеческая память устроена таким образом, что основная информация запоминается на слух. Поэтому важно постоянно развивать память, чтобы она не подвела потом в важный момент. Существует несколько действенных методов развития слуховой памяти.

1. Научитесь слушать тишину

Данное упражнение можно выполнять перед сном. Для этого достаточно лечь в кровать и прислушаться к происходящему на улице, а также окружающим звукам в помещении. Сначала нужно оценить весь звуковой фон, а потом постараться вслушаться в каждый звук по отдельности. Начав данное упражнение, люди с интересом понимают, что их окружает огромное количество звуков. Даже просто лежа в постели, кто-то услышит только стук своего сердца, а кто-то разговор соседей через стенку, до кого-то дойдет звук капающей воды в ванной или на кухне и т.д. Мир полон разнообразных звуков и, чтобы натренировать свою слуховую память, достаточно выполнять несколько несложных упражнений, эффект от которых не заставит долго ждать.

2. Вспоминать звуки

Это упражнение необходимо выполнять в помещении, гарантирующем полную тишину, где ничего не помешает и нет людей. Для начала стоит удобно сесть, лечь или облокотиться, в общем, принять удобное положение тела и полностью расслабиться. На упражнении необходимо максимально сконцентрироваться и начать вспоминать услышанные ранее звуки. К примеру, то, что вы слышали в течение дня. Можно попробовать изменить их тональность, громкость или четкость. Сразу все может не получиться, но не стоит расстраиваться и бросать занятия. Для этого упражнения достаточно уделять по 5 минут ежедневно. В скором времени эти тренировки помогут при необходимости вспоминать звуки и изменять их по своему желанию.

3. Музыкальные упражнения

Перед началом упражнения необходимо подготовить несколько понравившихся музыкальных композиций вне зависимости от мелодии. Нужно после прослушивания небольшого отрывка песни, расслабиться, выбросить все лишнее из головы и попробовать воспроизвести услышанное. Если с первого раза не получиться, можно еще раз послушать этот же отрывок и также попробовать вспомнить мелодию. Можно начать с совсем коротеньких фрагментов музыкальной композиции, а потом увеличить их продолжительность. При этом важно не забывать сравнивать свое воспроизведение с оригиналом. Полезно будет также мысленно останавливать на "паузу" проигрывание мелодии в голове, а затем продолжать с остановленного места. Чтобы получить отличный результат, придется тренироваться очень часто. И лишь после того, как можно будет мысленно полностью воспроизвести любимую мелодию, результат достигнут.

Совершенство слуховой памяти по данным упражнениям поможет через время в деталях четко вспомнить происходящее событие. Такая способность головного мозга надолго закрепится у человека, благодаря выработанной привычке ассоциировать жизненные ситуации с окружающими звуками. Тренировать слуховую память можно как дома, так и в любом месте. К примеру, если описанные выше методы, требуют спокойного время проведения наедине с собой, то, например, слушать музыку и затем мысленно воспроизводить ее мелодию можно в любом месте. Если это окажется легко, то можно усложнить задачу запоминанием текста. Кроме этого, можно гуляя по парку или даже, банально спеша на работу, попробовать прислушаться к окружающим разговорам и, не вникая в суть, просто повторить. Стоит отметить, что данные упражнения можно превратить в игру в компании и устроить соревнования. Также они будут интересны и полезны детям для развития остроты слуха.

Для совершенствования слуховой памяти у ребенка, можно выполнять следующие упражнения:

  1. Попробовать прочитать несколько слов на одну букву и воспроизвести их в точной последовательности, а затем добавить к ним еще несколько слов на эту же букву.
  2. Разучивать небольшие стишки, скороговорки и песенки.
  3. Прочитать несколько слов на одну букву и одно на другую. Попросить указать лишнее слово.

Используя игровые методы обучения, можно быстро развить у ребенка память, не утомляя скучными занятиями. Стоит также понимать, что развитие одного вида памяти, должно происходить в совокупности с другими видами. Например, невозможно развивать слуховую память, не задействуя зрительную и моторную. Воспоминания в головном мозге воспроизводятся, распределяясь по функциональным особенностям. Развивать слуховую память у ребенка можно одновременно с тактильной, для чего необходимо завязать ему глаза и по очереди класть в руки предметы разной формы и текстуры, после чего он должен их узнавать. Упражнения по тренировке всех видов памяти можно проводить детям с 3-х летнего возраста.

Привет, друзья! Вы заметили, сколько нового мы узнали за последнее время о памяти? Если вы пропустили мои предыдущие статьи, обязательно прочтите их, поскольку сегодня у меня особенное предложение на тему памяти. Давайте разберемся, как развить слуховую память.

Иногда полезно использовать . Но аптечные не годятся. Они слишком вредны для организма. Лучше покупайте качественные БАДы для мозга .

Как мы знаем, есть три основных вида памяти: зрительная, слуховая и моторная. Как и все гениальное в нашем организме, виды памяти одинаково важны и едва ли могут заменяться между собой. Во всяком случае, для целостного восприятия окружающего нам необходимо прикладывать равные усилия, чтобы гармонично развивать слух, зрение и движения. А, поскольку, сегодня мы остановились на слуховой памяти, давайте изучим несколько универсальных техник для ее улучшения.

Уже обсуждались на блоге. Почитайте.

Упражнение для концентрации внимания и развития слуховой памяти

Вечером, приняв удобное лежачее положение и настроившись на сон, попробуйте сконцентрироваться на окружающих вас звуках. Как правило, на время отдыха мы стараемся исключить все шумы вокруг, но, если прислушаться, какие-нибудь звуки есть всегда. Обратите внимание, например, на завивание ветра за окном, собственное дыхание или бульканье в животе (что актуально, если вам совсем повезло, и с посторонними звуками дефицит). При регулярной практике этого упражнения вы заметите, как улучшилась ваша слуховая память и концентрация внимания, в целом.

Упражнение для активизации конкретно слуховой памяти

Такое же простое, как первое. Для него вам нужно уединиться, расслабиться и воспроизвести в уме любые звуки, голоса, тексты, услышанные накануне. Для усиления эффекта постарайтесь немного изменить их тональность или громкость. Так мы добиваемся четких воспоминаний звуков, а меняя в памяти их параметры, укрепляем хорошую слуховую память. Желательно уделять упражнению 5-7 минут ежедневно.

Эта методика немного сложнее в том плане, что требует больше умственных усилий, а также плеер или другое музыкальное устройство. Задача заключается в том, чтобы начав прослушивать какую-либо знакомую композицию, поставить ее на паузу и продолжить воспроизведение у себя в голове. Лучшим результатом будет развитая возможность полностью прокручивать и прерывать в уме любимую музыку. Здесь также нужна регулярность (в идеале, проводить упражнение каждый день).

Методика чемпиона России по запоминанию

Я уже вспоминал о Станиславе Матвееве и его методике в предыдущих постах. Она поможет легко и быстро развить свою идеальную память (слуховую, в том числе). Получите доступ к руководству бесплатно !

Развиваем слуховую память у ребенка

А вот несколько актуальных методик для развития детской слуховой памяти. Конечно, дети дошкольного возраста требуют специального подхода, особенно в таком скучном деле, как монотонные упражнения. Так что вносим элемент забавы и следуем этим несложным рекомендациям:

  1. Периодично знакомьте ребенка с новыми словами (достаточно называть 8-10 слов в день и, по мере необходимости, их повторять) и просите его повторить какие-то из слов. Так вы заодно сможете определить уровень слуховой памяти чада.
  2. Поиграйте в продолжение фраз. Например, начните: «Я вышел во двор» , а ребенок продолжит: «Я вышел во двор, чтобы встретить солнце» , и так далее. Затем попытайтесь вместе вспомнить сложившийся рассказ. Здорово, если в игре будет несколько участников. Уже увлекательно, правда? Упражнение хорошо развивает объем слуховой памяти.
  3. Не менее интересно упражнение с ассоциациями для комплексного развития памяти. Суть в том, чтобы разложить перед ребенком несколько картинок с изображениями разных предметов/явлений и поставить задачу показывать ту картинку, на которой изображено произносимое вами слово (обозначающее предмет/явление).

Тест на слуховую память

Ребята, а сейчас предлагаю остановиться вот на таком познавательном видео. Оно состоит из трех тестов. При этом каждый тест ориентирован на развитие различных подвидов слуховой памяти. Как по мне, довольно просто и продуманно. Интересно, понравится ли вам этот ролик. Пожалуйста, напишите об этом в комментариях к посту!

Читайте также: