Крайг г бокум д психология развития. Крайг Г., Бокум Д. «Психология развития»

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития . — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). - ISBN 5-94723-187-5

Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника — целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.

По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.

Скачать

Краткое оглавление
Часть I. Начало

Глава 1. Перспективы и методы исследования..........................16

Глава 2. Подходы к пониманию развития человека......................60

Глава 3. Наследственность и среда..................................103

Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка...................157

Часть II. Детство

развитие.......................................................214

Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие.... 274

Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.....318

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...................363

Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве..........413

Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.................457

Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте. . . 492 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте. 522

Часть IV. Взрослость

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие........560

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...............601

Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости......646

Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости..............682

Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие.........719

1лава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие.....759

Глава 19. Смерть и умирание.......................................793

Глоссарий....................................................... 819
Список литературы................................................846
Алфавитный указатель.............................................928

Предисловие к русскому изданию....................................10

Предисловие...................................................... 12

Часть I . Начало

Глава 1. Перспективы и методы исследования .....................16

Предварительный обзор..........................................16

Ключевые проблемы изучения развития человека....................18
Историческое и современное видение развития человека..............24
Изучение развития человека: описательные подходы..................34
Изучение развития человека: экспериментальные подходы.............45
Этика научного исследования.....................................51
Краткое содержание главы........................................57
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека..................60
Предварительный обзор..........................................60
Дополнительные вопросы о развитии...............................62
Психодинамические подходы......................................63
Бихевиоризм и теории научения...................................74
Когнитивные подходы............................................82
Биологические подходы..........................................88
Системные подходы..............................................94
Теории в ретроспективе..........................................99
Краткое содержание главы........................................99
Глава 3. Наследственность и среда.............................103
Предварительный обзор.........................................103
Молекулярная генетика.........................................104
Гены, хромосомы и деление клеток................................112
Генетические и хромосомные нарушения...........................118
Новые направления генетических исследований и методов лечения.... 127
Генетика поведения.............................................130
Влияния среды и различных контекстов...........................134
Процессы, происходящие в рамках микросистемы...................135
Процессы, выходящие за рамки микросистемы......................143
Краткое содержание главы.......................................153
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка...............157
Предварительный обзор.........................................157
Пренатальный рост и развитие...................................159
Влияние среды на пренатальное развитие..........................169
Роды.........................................................186
Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска.... 199
Развивающаяся семья...........................................203
Краткое содержание главы.......................................209
Часть II. Детство
Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое
развитие.............................................. 214
Предварительный обзор.........................................214
Новорожденные................................................215
Физическое и моторное развитие.................................222
Сенсорное и перцептивное развитие...............................236
Когнитивное развитие...........................................246
Развитие речи..................................................257
Краткое содержание главы.......................................270
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие. . 274
Предварительный обзор.........................................274
Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве...............276
Паттерны ранних отношений.....................................284
Отцы, братья, сестры и семейная система..........................296
Развитие личности на втором году жизни..........................300
Занятость родителей............................................308
Краткое содержание главы.......................................315
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие. . 318
Предварительный обзор.........................................318
Физическое развитие............................................320
Развитие двигательных навыков..................................326
Когнитивное развитие...........................................331
Память и когнитивное развитие..................................341
Развитие речи и культура........................................345
Игра и научение................................................354
Краткое содержание главы.......................................360
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...............363
Предварительный обзор.........................................363
Проблемы развития и техники совладания.........................365
Агрессия и просоциальное поведение..............................376
Сверстники, игра и развитие социальных навыков...................384
Понимание себя и других........................................388
Семейная динамика.............................................396
Краткое содержание главы.......................................410
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве.......413
Предварительный обзор.........................................413
Физическое и моторное развитие.................................414
Когнитивное развитие...........................................422
Оценка интеллекта и достижений.................................431
Научение и мышление в процессе школьного обучения...............441
Нарушения и расстройства развития..............................448
Краткое содержание главы.......................................453
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.............457
Предварительный обзор.........................................457
Развитие личности в расширяющемся социальном мире..............458
Социальное знание и моральное сознание..........................461
Продолжающееся влияние семьи..................................468
Отношения со сверстниками и социальная компетентность...........478
Краткое содержание главы.......................................488
Часть III. Подростковый возраст
Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом
возрасте.............................................. 492
Предварительный обзор.........................................492
Подростковый период в наше время...............................493
Физическое развитие и адаптация.................................495
Сексуальные установки и поведение...............................504
Когнитивные изменения в подростковом возрасте...................513
Краткое содержание главы.......................................519
Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом
возрасте.............................................. 522
Предварительный обзор.........................................522
Задачи развития подросткового возраста...........................523
Семейная динамика.............................................530
Взаимоотношения в подростковый период..........................533
Трудности подросткового возраста................................540
Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте.......550
Краткое содержание главы.......................................556
Часть IV. Взрослость
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие.....560
Предварительный обзор.........................................560
Перспективы развития в периоде взрослости.......................562
Общее физическое развитие......................................566
Секс и сексуальность............................................571
Когнитивная непрерывность и изменчивость........................580
Периодизация и задачи развития у взрослых.......................586
Краткое содержание главы.......................................598
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...........601
Предварительный обзор.........................................601
Длительность и изменчивость....................................602
Личность, семья и работа........................................603
Установление близких отношений................................609
Родительство и развитие взрослых................................617
Профессиональный цикл........................................625
Работа и пол...................................................636
Краткое содержание главы.......................................642
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости.... 646
Предварительный обзор.........................................646
Развитие в среднем возрасте.....................................647
Физическая стабильность и изменчивость..........................652
Здоровье и болезни............................................. 661
Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем
возрасте.................................................... 670
Краткое содержание главы.......................................680
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости...........682
Предварительный обзор.........................................682
Стабильность и изменчивость личностного развития.................683
Семья и друзья: межличностные контексты.........................691
Изменение семьи...............................................702
Стабильность и изменчивость профессиональной жизни..............710
Краткое содержание главы.......................................716
Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие......719
Предварительный обзор главы....................................719
Старение сегодня...............................................720
Физические аспекты старения....................................730
Причины старения..............................................741
Когнитивные изменения в пожилом возрасте.......................744
Краткое содержание главы.......................................756
Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие. . . 759
Предварительный обзор главы....................................759
Личность и старение............................................761
Выход на пенсию: значимое изменение статуса......................770
Семейные и личные связи.......................................775
Социальная политика Соединенных Штатов и пожилое население.....782

- Крайг Г. , Бокум Д. - 2005.

Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника - целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.
По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.

ЧАСТЬ I. НАЧАЛО
Глава 1. Перспективы и методы исследования
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека
Глава 3. Наследственность и среда
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка

ЧАСТЬ II. ДЕТСТВО
Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве

ЧАСТЬ III. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте
Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте

ЧАСТЬ IV. ВЗРОСЛОСТЬ
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости
Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие
Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие
Глава 19. Смерть и умирание
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология развития - Крайг Г., Бокум Д. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Grace J. Craig, Don Baucum
HUMAN DEVELOPMENT
Ninth Edition
Prentice Ha
Грэйс Крайг, Дон Бокум
ПСИХОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ
9-е издание

Научный редактор перевода на русский язык
кандидат психологических наук,
доцент Т. В. Прохоренко
Москва? Санкт-Петербург Нижний Новгород? Воронеж
Ростов-на Дону? Екатеринбург? Самара - Новосибирск
Киев? Харьков? Минск
2005
ББК 88.3я7
УДК 159.9.922(075)
К78
Крайг Г., Бокум Д.
К78 Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
ISBN 5-94723-187-5

Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника - целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.
По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.
Права на издание получены по соглашению с Prentice Ha, Inc. Upper Sadie River, New Jersey 07458. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ББК 88.3я7 УДК 159.9.922(075)
© Prentice Ha 2002, 1999, 1996, 1992, 1989, 1986,1983, 1980, 1976 by Pearson Education, Inc. ISBN 0-13-033441-3 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2004
ISBN 5-94723-187-5 © Издание на русском языке, оформление
ЗАО Издательский дом «Питер», 2005

Краткое оглавление


Часть I. Начало
Глава 1. Перспективы и методы исследования..........................16
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека......................60
Глава 3. Наследственность и среда..................................103
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка...................157
Часть II. Детство

развитие..... .................................................214
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие.... 274
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.....318
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...................363
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве..........413
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.................457

Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте. . . 492 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте. 522
Часть IV. Взрослость
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие........560
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...............601
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости......646
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости..............682
Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие.........719
1лава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие.....759
Глава 19. Смерть и умирание.......................................793

Список литературы................................................846

Оглавление
Предисловие к русскому изданию....................................10
Предисловие...................................................... 12
Часть I. Начало
Глава 1. Перспективы и методы исследования.....................16
Предварительный обзор..........................................16
Ключевые проблемы изучения развития человека....................18
Историческое и современное видение развития человека..............24
Изучение развития человека: описательные подходы..................34
Изучение развития человека: экспериментальные подходы.............45
Этика научного исследования.....................................51
Краткое содержание главы........................................57
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека..................60
Предварительный обзор..........................................60
Дополнительные вопросы о развитии...............................62
Психодинамические подходы......................................63
Бихевиоризм и теории научения...................................74
Когнитивные подходы............................................82
Биологические подходы..........................................88
Системные подходы..............................................94
Теории в ретроспективе..........................................99
Краткое содержание главы........................................99
Глава 3. Наследственность и среда.............................103
Предварительный обзор.........................................103
Молекулярная генетика.........................................104
Гены, хромосомы и деление клеток................................112
Генетические и хромосомные нарушения...........................118
Новые направления генетических исследований и методов лечения.... 127
Генетика поведения.............................................130
Влияния среды и различных контекстов...........................134
Процессы, происходящие в рамках микросистемы...................135
Процессы, выходящие за рамки микросистемы......................143
Краткое содержание главы.......................................153
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка...............157
Предварительный обзор.........................................157
Пренатальный рост и развитие...................................159
Влияние среды на пренатальное развитие..........................169
Роды.........................................................186
Оглавление 7
Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска.... 199
Развивающаяся семья...........................................203
Краткое содержание главы.......................................209
Часть II. Детство
Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое
развитие.............................................. 214
Предварительный обзор.........................................214
Новорожденные................................................215
Физическое и моторное развитие.................................222
Сенсорное и перцептивное развитие...............................236
Когнитивное развитие...........................................246
Развитие речи..................................................257
Краткое содержание главы.......................................270
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие. . 274
Предварительный обзор.........................................274
Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве...............276
Паттерны ранних отношений.....................................284
Отцы, братья, сестры и семейная система..........................296
Развитие личности на втором году жизни..........................300
Занятость родителей............................................308
Краткое содержание главы.......................................315
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие. . 318
Предварительный обзор.........................................318
Физическое развитие............................................320
Развитие двигательных навыков..................................326
Когнитивное развитие...........................................331
Память и когнитивное развитие..................................341
Развитие речи и культура........................................345
Игра и научение................................................354
Краткое содержание главы.......................................360
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...............363
Предварительный обзор.........................................363
Проблемы развития и техники совладания.........................365
Агрессия и просоциальное поведение..............................376
Сверстники, игра и развитие социальных навыков...................384
Понимание себя и других........................................388
Семейная динамика.............................................396
Краткое содержание главы.......................................410
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве.......413
Предварительный обзор.........................................413
Физическое и моторное развитие.................................414
Когнитивное развитие...........................................422
Оценка интеллекта и достижений.................................431
Научение и мышление в процессе школьного обучения...............441
3 Оглавление
Нарушения и расстройства развития..............................448
Краткое содержание главы.......................................453
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.............457
Предварительный обзор.........................................457
Развитие личности в расширяющемся социальном мире..............458
Социальное знание и моральное сознание..........................461
Продолжающееся влияние семьи..................................468
Отношения со сверстниками и социальная компетентность...........478
Краткое содержание главы.......................................488
Часть III. Подростковый возраст
Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом
возрасте.............................................. 492
Предварительный обзор.........................................492
Подростковый период в наше время...............................493
Физическое развитие и адаптация.................................495
Сексуальные установки и поведение...............................504
Когнитивные изменения в подростковом возрасте...................513
Краткое содержание главы.......................................519
Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом
возрасте.............................................. 522
Предварительный обзор.........................................522
Задачи развития подросткового возраста...........................523
Семейная динамика.............................................530
Взаимоотношения в подростковый период..........................533
Трудности подросткового возраста................................540
Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте.......550
Краткое содержание главы.......................................556
Часть IV. Взрослость
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие.....560
Предварительный обзор.........................................560
Перспективы развития в периоде взрослости.......................562
Общее физическое развитие......................................566
Секс и сексуальность............................................571
Когнитивная непрерывность и изменчивость........................580
Периодизация и задачи развития у взрослых.......................586
Краткое содержание главы.......................................598
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...........601
Предварительный обзор.........................................601
Длительность и изменчивость....................................602
Личность, семья и работа........................................603
Установление близких отношений................................609
Родительство и развитие взрослых................................617
Профессиональный цикл........................................625
Оглавление 9
Работа и пол...................................................636
Краткое содержание главы.......................................642
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости.... 646
Предварительный обзор.........................................646
Развитие в среднем возрасте.....................................647
Физическая стабильность и изменчивость..........................652
Здоровье и болезни............................................. 661
Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем
возрасте.................................................... 670
Краткое содержание главы.......................................680
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости...........682
Предварительный обзор.........................................682
Стабильность и изменчивость личностного развития.................683
Семья и друзья: межличностные контексты.........................691
Изменение семьи...............................................702
Стабильность и изменчивость профессиональной жизни..............710
Краткое содержание главы.......................................716
Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие......719
Предварительный обзор главы....................................719
Старение сегодня...............................................720
Физические аспекты старения....................................730
Причины старения..............................................741
Когнитивные изменения в пожилом возрасте.......................744
Краткое содержание главы.......................................756
Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие. . . 759
Предварительный обзор главы....................................759
Личность и старение............................................761
Выход на пенсию: значимое изменение статуса......................770
Семейные и личные связи.......................................775
Социальная политика Соединенных Штатов и пожилое население.....782
Краткое содержание главы.......................................790
Глава 19. Смерть и умирание.................................793
Предварительный обзор главы....................................793
Страх смерти..................................................794
Встреча с собственной смертью...................................798
В поисках гуманной смерти......................................802
Горе утраты и скорбь............................................809
Завершая жизненный цикл.......................................816
Краткое содержание главы.......................................817
Глоссарий....................................................... 819
Список литературы...............................................846
Алфавитный указатель.............................................928
Предисловие к русскому изданию
Девятое издание учебника Грэйс Крайг и Дона Бокума представляет собой одно 13 наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его 1есомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех эта-юв человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, юбственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важ-1ейшая особенность, которая привлекает в данном учебнике, - целостный под-сод к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультур-гых, собственно психологических. Это позволяет в действительности реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждый из его стадий и зыявить основные закономерности развития человека как индивида, личности и;убъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физиче-;кого, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью. Это закладывает у будущих психологов понимание своеобразия и индивидуальной неповторимости, а также ценности каждой человеческой личности, даже если она отклоняется по своему развитию от стандартных нормативов.
В учебнике очень удачно сочетается рассмотрение методологических, методических проблем и конкретных практических показателей развития.
Девятое издание дополнено новыми научными данными о развитии в современных условиях жизни. В соответствии с этими реалиями показано влияние современной напряженной международной ситуации и последствий военных конфликтов на развитие детей разного возраста, рассмотрены проблемы беженцев, подростков-репатриантов и др. Особое внимание уделено развитию детей, растущих в ситуации постоянной опасности.
В данном издании существенное внимание уделено этическим проблемам психологии развития, как с точки зрения этики научного исследования, так и с позиций философских аспектов добра и зла, их социальных и биологических истоков.
В учебном пособии обсуждаются современные проблемы генетики, роль мутаций в воспроизводстве, введен раздел о клонировании. Обсуждается вопрос о возможностях применения на практике клонирования человека.
В контексте обсуждения влияния среды на психическое развитие рассмотрены модели экологических систем У. Бронфенбреннера с акцентом на углубленный анализ уровня микросистем, в частности, оперантного обусловливания и социального научения.
Необходимо отметить, что данный учебник характеризует глубокое научное и вместе с тем доступное для понимания студентов изложение сложных методологических проблем современной психологии развития. Большой интерес вызыПредисловие к русскому изданию 1 1
вает анализ соотношения плавности и стадиальности, сенситивных и критических периодов, их роли в развитии. Авторы привлекают внимание студентов к понятию контекстности развития, рассматривают парадигму цивилизационного развития, дополняя ее введением понятий коллективистской и индивидуалистической культуры. Авторы стремятся к тому, чтобы полученные знания об особенностях психического развития студенты могли применять на практике. Поэтому каждый раздел содержит анализ трудностей и направлений психологической помощи, характерных для данного периода развития. Содержатся, например, разделы «Помощь матерям подросткового возраста в условиях бедности», «Трудности родителей-одиночек» (заметим, что в этом разделе рассматриваются трудности не только матерей, но и отцов-одиночек), «Влияние реформы социального обеспечения на одиноких американских родителей» и др. Несмотря на то что социальные условия Америки и современной России различаются, этот практический опыт, безусловно, может быть полезен российским психологам.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что по широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации данное учебное пособие является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам и научным сотрудникам.
Кандидат психологических наук, доцент |Т. В. Прохоренко
Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной
психологии СПбГУ Л. А. Головей
Предисловие
История человеческой жизни независимо от культурных особенностей, в которых она протекает, представляет собой богатое событиями и захватывающее драматическое произведение. Комплексное изучение развития человека в контексте (см. глоссарий) является одинаково сложной задачей как для студентов, так и для ученых. Девятое издание «Психологии развития» (Human deveopment, ninth edition) объединяет в себе данные, взятые из различных отраслей научного знания (психология, биология, социология, антропология, история, уход за ребенком и воспитание, медицина и здравоохранение - лишь немногие из них). Такой подход поможет предоставить наиболее полный современный обзор ключевых тем, проблем и противоречий, связанных с развитием человека на протяжении всего его жизненного пути.
Работу над этим изданием «Психологии развития» я снова вела вместе с Доном Баукумом, экспериментальным психологом и опытным клиницистом, чьи личные наблюдения, эклектичный опыт преподавания и увлекательный писательский стиль помогли вдохнуть жизнь в это повествование и придать ему неповторимое своеобразие. При подготовке предыдущего издания мы обнаружили, что личный опыт каждого из нас в практической психологической деятельности изучения проблемы развития, подкрепленный обширным преподавательским стажем, соединяясь с опытом другого, значительно усиливают друг друга. Теперь Дон является моим полноправным соавтором. Вместе мы стремимся предложить вам подробный, зачастую подталкивающий к размышлениям, обзор современной теории и исследований развития, а также их применений в повседневной жизни. В силу огромной широты, открытости, противоречивости и проблематичности этой области студенты обнаружат здесь большое разнообразие точек зрения, подходов и экспериментальных данных. Читатели смогут проанализировать приведенные здесь сведения, соотнести их со своим личным опытом и выработать основанное на обладании полной информацией критическое видение того процесса, посредством которого мы становимся теми, кем мы, люди, являемся, и тех событий, наступления которых в своей жизни каждый из нас вправе ожидать в будущем.
Какими мы видим студентов сегодня
Современные студенты колледжей гораздо сильнее отличаются друг от друга, чем раньше. Если мы воспользуемся результатами исследования, производимого при помощи метода поперечных срезов, то в одной аудитории сможем обнаружить представителей выборки, значительно варьирующих по возрасту, этнической принадлежности, личному опыту и мировоззрению. Кроме того, студенты сильно различаются по своей академической успеваемости, в частности по степени знакомства с социальными науками, и по своим карьерным устремлениям. Каждый из этих (и многих других!) факторов создает «фильтры», через которые каждый индивид воспринимает человеческое развитие и жизнь в целом. Многие из тех,
Предисловие

кто сегодня изучает развитие человека, завтра будут работать в сферах, связанных с оказанием помощи людям, таких как социальная работа, образование, медицина, консультирование, различные направления психологии, управленческие программы. Некоторые из них уже являются родителями, многим еще предстоит стать родителями в будущем; по этой причине в книгу включено большое количество практических советов для молодых родителей, связанных с воспитанием и уходом за детьми.
Мы верим в то, что большинство студентов, безусловно, отличаются ярко выраженным, глубоким интересом к проблемам детства, подросткового возраста и взрослости. Описанием разнообразия вопросов, проблем мы поддерживаем данный интерес к развитию человека. «Психология развития» представляет людей такими, какие они есть в контексте культуры и субкультуры, как в Соединенных Штатах, так и за их пределами. Вместо того чтобы отталкиваться от какой-либо определенной группы, делая на этой основе обобщения, в книге специально предприняты усилия для того, чтобы объяснить, как феномен развития прикладывается или относится к широкому ряду людей. Это разнообразие отражается в современных исследованиях и анализах индивидуальных случаев, описанных в предлагаемом материале. Хотелось бы надеяться, что на страницах этой книги студенты найдут описание себя, независимо от биографии и иных факторов, и в то же время сумеют избежать ограничений, накладываемых этноцентризмом.
Хронологическая организация материала
При составлении и написании работ о развитии человека всегда существует вопрос об организации материала. Можно располагать исследования и теории развития в тематических главах, посвященных биологическому, когнитивному, речевому, социальному и личностному развитию, или же представлять развитие детей и взрослых в хронологическом порядке, так, как оно происходит в природе, подчеркивая при этом холистические взаимосвязи. «Психология развития» придерживается последнего подхода и описывает в отдельных главах каждый из возрастных периодов, на которые традиционно подразделяется человеческая жизнь: пре-натальный период, младенчество, раннее детство, среднее детство, подростковый и юношеский возраст и далее - ранняя, средняя и поздняя взрослость. Книга открывается двумя главами о подходах к развитию человека и методах его изучения, далее следует глава, где описывается взаимодействие наследственности и среды, и глава о пренатальном развитии, а завершается книга главой, посвященной смерти и умиранию. В середине книги, между уже упомянутыми разделами, находятся данные об основных возрастных периодах, каждый из которых описывается в двух следующих друг за другом главах: первая - о физическом и когнитивном развитии и вторая - о социальном, культурном развитии и развитии личности. Несмотря на эти необходимые разделения, мы не перестаем помнить об определяющей важности комплексного взаимодействия множества разнообразных граней развития, соприкасаясь с которыми возникает целостный человек.
Описание особенностей подачи материала книги, способствующих его изучению
На всем протяжении книги культурные и индивидуальные аспекты развития рассматриваются во взаимосвязи. Информация, приводимая в специальных вставПредисловие
ках по ходу текста, также способствует восприятию текста как единого целого. В разделе, озаглавленном «Проблемы исследования развития человека», представлен широкий спектр данных, мнений, что способствует дальнейшим самостоятельным размышлениям и дискуссии. «Мнения и факты» рассматривают распространенные популярные представления о развитии, иногда подтверждающиеся, а иногда опровергающиеся научными данными. Наконец, «Развитие в условиях современной жизни» посвящено важным современным проблемам теории и практики развития.
Каждая глава этой книги открывается «Предварительным обзором», в котором предлагаются вопросы, предназначенные для стимулирования интереса к главным рассматриваемым здесь темам. После каждой содержательной части главы следует раздел «Контрольные вопросы», включающий список вопросов, сформулированных по принципу «истинно-ложно», и один содержательный «Вопрос для размышления», для ответа на который необходимо проявить умение критического осмысления материала. Ответы, а также список дополнительных вопросов приводятся на нашем сайте поддержки в сети Интернет, о котором будет подробнее сказано далее. На всем протяжении книги для облегчения понимания информации текст сопровождается многочисленными таблицами, в которых изложены краткие обзоры различных точек зрения, дополнительные термины и текущие статистические данные. Рисунки иллюстрируют обсуждения сложных тем, материалов исследований и т. п., а также представляют нам текущие статистические данные в графической форме. Главы завершаются «Резюме», в котором обобщаются основные обсуждаемые в них темы и проблемы. Определения ключевых терминов собраны в объемном «Глоссарии», расположенном в конце книги.
Медиа-поддержка 9-го издания «Психологии развития»
Сайт Поддержки 9-го издания «Психологии развития» находится по адресу "prenha.com/craig" prenha.com/craig. Написанное Доном Бокумом, это онлайновое учебное руководство предоставляет студентам обзоры материала каждой главы, позволяет им выполнить проверочные задания и немедленно ознакомиться с полученными результатами. Кроме этого, к каждой главе предлагается список ссылок к дополнительным Интернет-ресурсам для изучения тем курсовых работ. Каждая глава содержит описание цели, вопросы в форме выбора из нескольких вариантов ответов, вопросы, требующие ответа «правда-ложь», задания заполнить бланки, эссе, веб-каталоги и ответы к разделу «Проверь себя. Контрольные вопросы», расположенные в каждой главе.
Учебные курсы он-лайн. Для профессоров, заинтересованных в использовании в читаемых ими курсах Интернета и учебных курсов он-лайн, Prentice Ha предлагает полностью адаптированные онлайновые программы в WebCT, Back-Board и Course Compass Пирсона, поддерживаемые Backboard. Дополнительную информацию вы можете получить, посетив "prenha.com/demo" prenha.com/demo.
Часть I
Начало
ГЛАВА 1
Перспективы и методы исследования
Предварительный обзор
Знаете ли вы?
Различие между обществом и культурой?
Различие между социализацией и освоением культуры?
Что значит «быть научным»?
Что развитие всегда является результатом взаимодействия наследственности и среды?
Какова связь между взрослением и обучением?
Как бытие ребенком, подростком или взрослым различается в исторической перспективе и в разнообразных современных культурах?
Что состав семей различается в исторической перспективе и в отличающихся друг от друга современных культурах?
Каковы преимущества и ограничения анализа индивидуальных случаев, наблюдений, опросов, психологических тестов и математических корреляционных методов?
Каковы основные исследования, применяющиеся для изучения изменений развития?
Что нужно для проведения валидного и репрезентативного эксперимента?
Что существует строгий этический кодекс, который необходимо соблюдать при осуществлении исследования, в котором испытуемыми являются люди?
Это главные темы главы.
Сложная и богатая, полная поисков и препятствий, человеческая жизнь является продуктом совокупного действия многих сил, смешением биологического и социального начал, переплетением мыслей и чувств. Попробуйте взглянуть на наше общество со стороны. Что мы из себя представляем? Что формирует и определяет их жизнь? О чем мы думаем и что чувствуем в течение каждого дня своей повседневной жизни? Какие общие черты взросления и приобретенного опыта в младенчестве, детстве или взрослости связывают наши жизни с жизнями людей, населяющих другие регионы Земли?
Термин «развитие» относится к тем изменениям тела и поведения человека, которые происходят с течением времени благодаря как биологическим задаткам организма, так и его взаимодействию со средой. Какая же часть нашего современного состояния «построена» из генетических кирпичиков и какая является результатом происходящих с нами событий? Как и каким образом осуществляется
Глава 1. Перспективы и методы исследования "| у
взаимодействие многих влияний, помогающих нашему становлению? И наоборот, каким образом мы, как индивидуумы, можем определять ход нашего развития? И как наши отношения со значимыми другими - с важными для нас людьми - повлияли на то, кем и чем мы стали? На эти и множество других вопросов отвечает наука о развитии человека.
Таблица 1.1 Жизненный путь человека
Заметьте, что некоторые периоды значительно варьируют в различных культурах, тогда как другие в большей степени зависят от индивидуальных особенностей биологического развития человека (например, подростковый возраст определяется вступлением в пубертатный период).
Пренатальный период - от зачатия до рождения ребенка
Младенчество - от рождения до 18-24 месяцев
Первые два года жизни (период тоддлеров) - от 12-15 месяцев до 2-3 лет
Раннее детство - от 2-3 лет до 5-6 лет
Среднее детство - от 6 приблизительно до 12 лет
Подростковый и юношеский возраст - приблизительно с 12 лет до 18-21 года
Ранняя взрослость - от 18-21 года до 40 лет
Средняя взрослость - от 40 до 60-65 лет
Поздняя взрослость - от 60-65 лет до смерти
Развитие начинается с зачатия и продолжается на протяжении всей нашей жизни, хотя связанные с ним изменения обычно являются более очевидными и более быстрыми в очень юном возрасте. Это основная причина, в силу которой «периоды» развития и соответствующие им возрастные рамки, которые представлены в табл. 1.1, сравнительно непродолжительны в ранние годы и удлиняются по мере продолжения развития. Заметьте также, что градации жизненного пути человека, приведенные в таблице, наиболее применимы к людям индустриальных культур. Например, данные таблицы свидетельствуют, что «подростковый и юношеский возраст» является достаточно протяженным периодом, который на самом деле может продолжаться вплоть до достижения человеком 18-20 лет, и «поздняя взрослость» не начинается до возраста 60-65 лет. Однако в некоторых обществах, где нет необходимости в длительном сроке образования и очень сложное экономическое положение, подростковый период может быть более коротким, начиная с вступления в пубертат и завершаясь, возможно, всего лишь через 2-4 года. Подобным образом, в некоторых точках нашей планеты, где для обеспечения выживания необходим тяжелый физический труд, а хорошее питание и медицинская помощь не всегда легко доступны, поздняя взрослость может наступать уже в 45 лет. Таким образом, приводимые здесь периоды и возрастные границы не являются универсальными. Таблица 1.1 просто описывает общие схемы, используемые специалистами по развитию для изучения жизненного пути человека.
Часть I. Начало
К тому же таблица иллюстрирует логику построения и общую организацию материала в этой книге.
Цель нашей работы - рассмотреть тенденции, закономерности и процессы развития человека на протяжении всей жизни, используя для этого опыт нескольких отраслей знания. Мы намерены исследовать человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие. Особое внимание будет уделено человеческим отношениям, так как именно они помогают понять, кто мы такие и как относимся к миру. Страстные и холодные, доброжелательные и скептичные, дружеские и формальные, отношения между людьми оказывают влияние на их развитие, и ими нельзя пренебречь. Суть нашей точки зрения заключается в том, что люди прежде всего существа социальные.
Мы рассматриваем процессы реагирования и интерпретации людьми различных воздействий, в том числе и социальных, с той позиции, что каждый человек активно участвует в ходе своего собственного развития. Как существа по меньшей мере потенциально способные к сложному, абстрактному мышлению, мы являемся не просто фишками в игре; мы действующие игроки, влияющие на формирование нашей «игры». Представьте себе, как живут люди в какой-нибудь уединенной общине. Частично они являются продуктом среды, в которой выросли, и большую часть времени они проводят в гармоничном совместном труде, направленном на благо всей их общины. В то же время они являются индивидуумами со своими личными желаниями и чувствами, и каждый день они проявляют какие-то из них. Однако жизнь не всегда гармонична - практически в любой группе людей бывает время разногласий и споров, причиной которых становятся личные чувства и желания.
Ключевые проблемы изучения развития человека
Развитие в контексте
Развитие глубоко «встроено» в контекст; этим термином обозначают непосредственный широкий спектр условий, в которых оно происходит. На следующих страницах мы постоянно встречаемся со значением социального контекста с таких позиций, как семья, общество и культура. Под «обществом» обычно понимается организованная группа взаимодействующих людей, которая может быть относительно крупной или немногочисленной - деревня, община или город, государство и нация. Культура имеет много различных определений, но существует разделяемое всеми мнение, что этим словом обозначаются убеждения, нормы, обычаи и групповая идентичность, разделяемые этими взаимодействующими людьми. Таким образом, мы можем сказать, что индивид «принадлежит» к обществу и «погружен» в культуру. Тем не менее такие утверждения являются несколько произвольными; в целом общество и культура неразделимо переплетены друг с другом.
Области развития
Из практических соображений рост и изменения, происходящие в течение каждого периода, разделяются на четыре главных направления: 1) физический рост
Глава 1. Перспективы и методы исследования 1 9
Первый этап жизненного пути человека -пренатальное развитие

и развитие; 2) когнитивное и речевое развитие; 3) развитие личности; 4) социокультурное развитие. К физическому развитию относятся изменения формы и размеров тела, а также изменения мозговых структур, сенсорных способностей и моторных навыков. Развитие в когнитивной области включает приобретение навыков восприятия, мышления, решения задач и т. п., а также развитие сложных процессов и употребление языка. Развитие личностных характеристик заключается в приобретении относительно стабильных и устойчивых черт и чувства уникальности собственной личности. Наконец, социокультурная область состоит из социализации, которая происходит по мере того, как ребенка преднамеренно обучают и тренируют соответствовать требованиям общества и функционировать в нем (совместно с формальным школьным образованием или без него). Второй ее составляющей является освоение культурных знаний по мере того, как мы посредством своих собственных усилий, через наблюдение и усвоение, приобретаем ту или иную информацию о нашей культуре (Sega, Dasen, Berry & Poortinga, 1999). Как отмечалось Сигаллом и его коллегами, большую часть того, что мы узнаем, мы получаем из взаимодействия социализации и овладения культурой. Например, через них мы познаем язык, так как дети частично овладевают языковыми навыками в ходе непосредственного научения, а частично в процессе приложения своих спонтанных усилий. Именно такое частое их взаимодействие привело нас к решению употребить в данной книге термин «социокультурный».
Процесс развития подразделяется на периоды условно, для более пристального их изучения специалистами в этой сфере. Реальные люди являются «целостными» созданиями, а не разделены на четыре части. Изменения и их последовательность в каждой области взаимодействуют с другими аспектами развития в Других областях. Маленький мальчик, только что научившийся стоять (моторный навык), начинает воспринимать мир иначе (перцептивный навык). Он может гордиться своим новым умением (эмоциональное событие, или личностное достижение) и может отлично взаимодействовать с людьми новыми способами (социальные навыки). Подобным образом когнитивное развитие школьницы во многих
20 Часть I. Начало
отношениях связано с ее социальным развитием, и это приводит к усложнению ее мыслительных процессов и сознания, необходимых для понимания физического и социокультурного мира. Развитие не соткано из кусочков; оно характеризуется целостностью.
Исследования развития человека
По всей вероятности, наши ранние предки задавались вопросами о развитии, пытаясь понять себя и своих детей, точно так же, как мы сегодня. В прошлом тысячелетии люди находили ответы в обычаях, традициях, мифах и фольклоре. Но, насколько мы знаем, никто из этих людей на самом деле не изучал развитие с помощью научных методов, поставив под сомнение истинность своих убеждений. Научное исследование проводится с максимально возможной объективностью и систематичностью. Исследователи XX века проложили этот путь, разработав специфические процедуры получения объективных, подвергающихся проверке данных.
Непросто сохранять объективность и систематичность при изучении самих себя. В отличие от биологического, поведенческого или экологического изучения земляных червей или лягушек, когда мы изучаем себя, мы являемся и объектами и субъектами, и исследователями и испытуемыми в одном лице. Мы подвержены влиянию наших личных ценностей, убеждений и установок. Мы можем совершать ошибки: например, в более выгодном свете воспринимать людей, похожих на нас, и неверно интерпретировать поведение тех, кто не похож на нас, называя их любопытными, странными, примитивными или невежественными. Один из наиболее важных аспектов исследования человека - открытость сознания и использование систематических, объективных процедур, преодолевающих любые этноцентрические склонности.
Процессы развития
Некоторые процессы развития, такие как рост в течение пренатального или в начале пубертатного периода или поседение волос, являются главным образом биологическими. Данные подтверждают, что раннее речевое развитие также в первую очередь детерминировано биологически, что отмечается в этой главе далее (см. также главу 5). Многие другие аспекты развития, такие как научение устному счету, пользование Интернетом или выработка пристрастия к вкусу суши, могут зависеть главным образом от личного опыта. Присвоение особенностей речевых паттернов, словаря, «акцента» и интонаций людей, вместе с которыми вы выросли или изучали второй язык, является дополнительным примером развития, происходящего большей частью под влиянием опыта.
Однако большая часть развития, происходящего в течение жизненного пути человека, является результатом успешных взаимодействий между биологией и опытом. Развитие в целом нельзя определить как детерминированное чисто биологическими факторами или только влиянием опыта; скорее оно представляет собой продолжительную динамическую игру этих двух основных причин. Предположим, что вы родились с некоторым интеллектуальным потенциалом, основанным на специфике природы вашей центральной нервной системы. Таким образом, биологически задается некоторый континуум, в рамках которого ваш интеллект может время от времени снижаться. Но то, насколько вы интеллектуГлава 1. Перспективы и методы исследования 21
альны сегодня, также определяется вашим питанием в детстве, вашим опытом жизни дома и пребывания в школе и многими другими еще более, на первый взгляд, второстепенными факторами. В качестве другого примера давайте предположим, что вы родились с некоторой определенной личностной направленностью, такой как застенчивость или коммуникабельность. Тем не менее ваша личность в своем формировании претерпела влияние взаимодействий, в которые вы вступали с другими людьми в течение жизни, осознания чувства собственного я, приобретенного вами в младенчестве, социокультурного окружения, в котором вы росли, и еще множества других факторов.
Остались в прошлом те времена, когда теоретики концентрировались на отдельных компонентах развития, вплоть до полного исключения всех остальных, как отмечалось ранее. Подобным образом специалисты в области развития больше не спорят о том, являются ли некие аспекты когнитивной или личностной сферы функцией исключительно биологических задатков или исключительно функцией жизненного опыта. Речевая функция появляется и совершенствуется, очевидно, посредством развития врожденных способностей под влиянием получаемого субъектом опыта. Все дети, родившиеся здоровыми, заранее «снабжены» способностью к освоению языка. Они самопроизвольно проходят через некую последовательность действий, включающую прислушивание к звукам речи, произношение простых речевых звуков и постепенное декодирование слов и предложений, которые они слышат из уст окружающих их людей (Pinker, 1997). Тем не менее очевидно, что для того, чтобы они могли произносить настоящие слова и предложения, понятные для окружающих, они должны слышать вокруг себя речь на определенном языке. Кроме того, младенцы спонтанно проявляют такие эмоции, как гнев или дистресс, но со временем им предстоит усвоить, как им следует справляться со своими эмоциями в условиях их конкретной культуры. Это наблюдение Дональда Хебба (Hebb, 1966) стоит оценить особо, так как оно было сделано более чем треть века назад.
То, из-за чего теоретики до сих пор спорят (иногда очень горячо), - это насколько и каким образом данная характеристика или модель поведения является биологически либо социально детерминированной. Так, например, некоторые теоретики определяют влияние биологических факторов на интеллектуальные способности вплоть до 75 или 80% (см. главу 9). Представители другой крайней позиции считают, что биологически задано лишь 25% от общего процесса развития интеллектуальных способностей. Поэтому дебаты прошлого актуальны и сегодня; они остаются, хотя и сместили свои акценты.
Наследственность и среда. Сегодня проблема сочетания в человеке биологического начала и его опыта развития наиболее часто сводится к проблеме взаимодействия наследственности и среды. В главе 3 мы более подробно рассмотрим генетические факторы, которые могут лежать в основе развития человека, предопределяя его течение, и их взаимодействие со специфическими эффектами окружающей человека физической и социальной среды. Теоретики, отдающие приоритет диктату наследственности, говорят о сильном влиянии лежащих в основе человека биологических структур. В поддержку своей позиции они приводят данные, полученные в ходе экспериментов на животных и в процессе статистических процедур, проводимых с людьми. К тому же ими подчеркивается тот факт, что Уже определены специфические гены, определяющие развитие и поведение, и осо22 Часть I. Начало
Третий этап жизненного пути человека -период тоддлеров (первые два года жизни)
бое внимание привлекается к тем из них, которые обусловливают такие проявления, как умственная отсталость. С другой стороны, объяснения развития человека, сделанные с позиции энвайронменталистов (сторонников доминирующей роли окружающей среды в поведении и развитии человека), концентрируются на опыте индивидов, относящемуся к мышлению и сознанию, и, кроме того, на таких факторах среды, как питание и здоровье, каждый из которых тоже может способствовать возникновению умственной отсталости. Как уже отмечалось ранее, сейчас представители обоих подходов признают точки зрения друг друга. Наследственность и среда взаимодействуют, но теоретики все еще спорят насчет их относительного вклада в развитие и насчет того, каким образом он осуществляется. Позиция, занимаемая ими по данному вопросу, определяет направление и характер их исследований.
Взросление и научение. Эти понятия обычно относятся к процессам изменения, происходящим вместе либо независимо друг от друга. Такие термины, как «рост», «взросление» и «старение», относятся к чисто биологическим процессам. Научение - это изменение, происходящее со временем и связанное с практикой или с приобретаемым опытом. Когда развитие рассматривается в терминах взросления и научения, акцент часто смещается на его временную периодизацию. Например, как взаимодействует биологически определенное развитие мышц и костей скелета человека с его практической деятельностью, относящейся к его личному опыту? Точнее, какие именно виды деятельности, когда и как часто имеют своим результатом нормальное развитие мускулатуры и двигательных функций? Подобные вопросы возникают при рассмотрении когнитивного и личностного развития, где во взаимодействие с опытом индивида вступает процесс взросления его нервной и гормональной систем. Как полученный в детстве опыт может повлиять на вступление в пубертатный период, процесс биологический? Или как на биологически обусловленное явление менопаузы (полное прекращение менструальных циклов из-за изменений гормональной системы) может воздействовать жизненный стиль женщины, если он вообще может на него влиять? Каковы сравнительные вклады взросления и научения? А также, существуют ли «критиГлава 1. Перспективы и методы исследования 23
ческие периоды», в течение которых для обеспечения оптимального развития необходимо взаимодействие взросления и научения? Подобные вопросы еще много раз будут задаваться в следующих главах.
Критические и сензитивные периоды. Проблема взаимодействия взросления и научения приводит к связанному с ней вопросу: существуют ли критические периоды, в ходе которых должны происходить или же никогда не происходят определенные типы развития? Рассмотрим влияние, оказываемое некоторыми болезнями на течение беременности (см. главу 4). Если беременная женщина, не обладающая иммунитетом к краснухе (German meases), подвергается воздействию вируса этой болезни в течение 2 месяцев после зачатия, сильно повышается вероятность серьезных аномалий плода, например - последующей глухоты младенца или даже выкидыша. Однако если эта же женщина подвергается воздействию вируса краснухи через 6 месяцев после зачатия, он не повлияет на ее развивающегося малыша.
Другой пример взят из животного мира. Существует критический промежуток времени, длящийся в течение нескольких часов после рождения, когда гусята вырабатывают привязанность к матери-гусыне, просто находясь рядом с ней. Это явление известно как импринтинг (см. главу 6). Импринтинг у гусят не происходит до либо после этого периода. Может быть, у людей тоже есть подобный критический период, в течение которого младенцы вырабатывают эмоциональную привязанность к тем, кто заботится о них? Или, ставя вопрос шире, есть ли у нас критические периоды приобретения определенных навыков или типов поведения?
Теоретики спорят. Несмотря на последние данные, свидетельствующие в пользу того, что ранние переживания прямо и опосред&heip;

^
ип!уег5Ну о{ Ма88асЬи5еН8
нимдм
ОВ^-ОРМЕМТ
ЗЕУЕЫТН Е01Т10Ы
ПСИХОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ
7-е международное
издание

РКБКТХСЕ НАЬЬ Иррег 8а ^ПпТЕР"
Санкт-Петербург
Москва Харьков " Минск
2000
Г. Крайг
Психология развития
7-е международное издание
Серия
Перевод с английского Н. Мальгиной, Н. Миронова,
С. Рысева, Е. Турутиной
под общей научной редакцией проф. А. А. Алексеем
Главный редактор
Заведующий гуманитарной редакцией
Заведующий психологической редакцией
Ведущий редактор
Литературные редакторы
Обработка иллюстраций
Обложка
Корректоры
Оригинал-макет подготовила
УДК 159.9=053
М. Рошаль.
В. Усманов
М. Чуреков
А. Зайцев
А. Рапопорт
А. Евстратова
К. Витком
Н. Резников
В. Королева
И. Старостина,
Н. Солнцева
А. Рапопорт
ББК 88.837я7+88.3я7
Крэйг Г.
К78 Психология развития. - СПб.: Издательство, 2000. - 992 с.: ил. - (Серия
15В^ 5-314-00128-4
Предлагаемая книга выдержала в Америке 7 изданий. На сегодня это один из лучших и извест-
нейших учебников по психологии развития. Издание ее на русском языке призвано восполнить те
пробелы, которые существуют в отечественной психологической литературе по этой проблематике.
Книга разбита на 10 частей, в которых подробно освещаются следующие темы: общие проблемы
психологии развития; методы исследования, использующиеся в психологии развития; психология
ребенока до и после рождения, в первые два года жизни, когда ему от 2 до 6 лет; психологические
закономерности в развитии человека в детстве, отрочестве, юношестве, взрослом состоянии и
старости: рассматриваются вопросы психологии смерти и умирания. Тщательная продуманность
композиционной структуры, энциклопедический охват и четкость изложения материала, богатство
и выразительность иллюстраций делают эту книгу чрезвычайно полезным и удобным иструментом
освоения современной психологии развития во всем богатстве ее экспериментальных данных и
разнообразии теоретических подходов. Книга рассчитана на психологов, педагогов, социологов,
социальных работников.
c 1996, 1992, 1989, 1983, 1980, 1976 Ьу РтепНсе-НаН, 1пс.
С) Серия, оформление, Издательство, 2000
Права на издание получены по соглашению с РгепЧсе-НаН, 1пс. Все права защищены. Никакая часть данной книги
не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного
разрешения владельцев авторских прав.
15В^ 0-13-206525-8 (англ).
15ВМ 5-314-00128-4
Издательство. 196105, С.-Петербург; ул. Благодатная, 67. Лицензия ЛР № 066333 от 23.02.99.
Подписаяо в печать 30.09.99. формат 70х 100"/". Усл. п. л. 62. Тираж 10 000 экз. Заказ № 1385.
Отпечатано с диапозитивов в ГПП Министерства РФ по делам печати, телерадиовещання
и средств массовых коммуникаций.
197110, Санкт-Пстербурт; Чкаловский пр., 15.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие научного редактора
к русскому изданию..................
1. КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА......... 13
Глава 1. Развитие человека: перспекти-
вы, процессы и методы исследования.. 14
Процессы развития...................................... 15
Области развития............................................ 17
Биологические процессы развития................. 18
Влияние среды на развитие человека............. 18
Взаимодействие процессов развития..............20
Экологическая модель.....................................23
Историческая и культурная перспективы... 26
Жизненный путь человека: возрастные
изменения в сравнении с историческими
переменами.................................................... 27
Отношение к детям
в исторической перспективе........................31
Развитие в контексте меняющейся семьи.......34
Объективное систематическое
исследование человеческого развития.... 35
Принцип объективности..................................36
Искусство задавать вопросы............................ 37
Использование научного метода.....................38
Выбор условий проведения исследования.....40
Выбор экспериментального плана для
изучения изменений, происходящих
с течением времени.......................................42
Методы сбора данных......................................47
Интерпретация данных....................................50
Определение границ выводов..........................51
Этика научного исследования..................... 53
Этические нормы проведения
психологических исследований..........

Глава 2. Теории развития человека:
введение....
Значение теорий..........
Три спорных вопроса...
Природа или воспитание.................
Непрерывность или скачкообразность.
Организм или механизм........................
Теории научения...................................
Бихевиоризм.........................................
......54
..... 56
60
. 61
. 62
.62
.63
.63
.......63
.......64
Теория социального научения...............
Оценка теорий научения.......................
Когнитивные теории.........:.....,..........,.
Пиаже.....................................................
Информационный подход к развитию...
Когнитивное развитие в социальном
контексте.............................................
Оценка когнитивных теорий.................
Психоаналитическая традиция............
Фрейд.....................................................
Эриксон..................................................
Оценка психоаналитической традиции.
Теории...........................................
Гуманистическая психология................
Другие теории.................................
Этология...............................................
Краткое содержание и выводы............
2. НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ЖИЗНИ.
Глава 3. Наследственность и среда...... 110
Как работают гены................................
Источники человеческого разнообразия.
Гены и хромосомы"............................,.......
Клеточное деление и репродукция...........
Комбинации генов....................................
...III
...112
...112
...114
...116
Хромосомные и генные аномалии...............117
118
121
125
128
130
131
133
Аномалии, сцепленные с полом
Аномалии, не сцепленные с полом...
Генетическое консультирование......
Успехи генетических исследований.
Генетика поведения.........................
Исследования приемных детей.........
Исследования личности близнецов..
Уровни окружающей среды:
семья и социализация.............................. 135
Отношения в семье........................................ 135
Семья как проводник в культуру................... 136
Развитие Я-концепции................................... 138
Взаимодействие
наследствености и среды........................ 141
Развитие полоролевой идентичности............ 142
Различия между мужчинами и женщинами... 143
Пол и социализация....................................... 145
Андрогинная личность...................................147
Глава 4. Пренатальное развитие
и роды.
Пренатальное развитие
Оплодотворение.........................................
Периоды пренатального развития.............
Тенденции развития...................................
Влияние среды на пренатальное развитие.
Анализ степени риска................................
Тератогены.................................................
Защитные факторы....................................
Роды.....
Процесс родов............
Новорожденный......
Опыт деторождения
Развивающаяся семья.....................
Супруги становятся родителями.....
Бондинг...........................................
Краткое содержание и выводы.......
162
.153
.153
.154
.165
.167
.167
.170
"177
.182
..182
..184
..187
,.192
..192
..195
..198
3. ПЕРВЫЕ ДВА ГОДА ЖИЗНИ........... 205
Глава 5. Физическое развитие
в младенчестве..................................... 206
..207
..207
..213
..216
..216
...217
..226
Новорожденный.......................................
Возможности новорожденного..................
Научение и привыкание.............................
Физическое и моторное развитие............
Созревание или динамическая система?...
Обзор первых двух лет жизни ребенка.....
Полноценное и неполноценное питание..
Неполноценное питание детей
как глобальная проблема........................
Естественное или искуственное
вскармливание: рго е(сопОтнятие от груди и приучение
к твердой пище........................................
Сенсорное и перцептивное развитие......
Стратегии исследования............................
Зрение "..,.....,".....,......""",.,..........,.",.,.
Слух..........
"226
"228
Вкус, обоняние и осязание,.,.........
Процессы интеграции..
Развитие мозга и опыт.
Дети, требующие специального ухода....,
Незрелость новорожденных......................
Дети, относящиеся к группе риска............
Краткое содержание и выводы................
Глава 6. Когнитивное и языковое
развитие в младенчестве....................
Когнитивное развитие........,.....,....,..,.,
Сенсомоторный период..............................
Игра с предметами.....................................
Постоянство объектов...............................
Память........................................................
Символическая репрезентация..................
Критика теории Пиаже....,....................
Перцептивная организация
и перцептивные категории......................
Языковое развитие,...........,.....,....,..,.,.,
Аспекты языка..........................................
Процесс овладения языком........................
начало языкового развития.
228
230
232
233
238
239
240
242
.243
,243
.247
248
263
"254
..255
..257
..258
...261
...261
...263
.263
.267
.268
.269
274
Дословесный период................................... 275
Первые слова................................................. 279
Двухсловные предложения........................... 282
Условия раннего когнитвного
и языкового развития.,.......,..,.........,.....285
Среда, благоприятная
для интеллектуального роста..................... 285
Роль родителей и воспитателей.................... 286
Депривация и неблагополучные семьи.,..."...287
Раннее вмешательство................................290
Краткое содержание и выводы...................292
Глава 7. Психосоциальное развитие
в младенчестве..................................... 299
Социальное и эмоциональное развитие
в младенчестве..,........,.,.,.,..,........,........,300
Психосоциальное развитие в рамках
первых отношений с окружающими...........301
Развитие привязанности................................ 302
Четыре типичные реакции............................ 306
Паттерны ранних отношений.....................312
Качество отношений....................................312
Нарушения эмоциональных связей.............. 319
Младенцы, требующие особого ухода.......... 320
Отцы, братья и сестры и семейная система....323
Отцы......................................................... 323
Братья и сестры ".,....".....,....",.....""".."..",... 326
Бабушки и дедушки "......"...",.,..........."....".. 327
Развитие личности на втором году жизни,."327
Доверие и чувство безопасности....".
1

Область исследований психологических, где представлены знания и изучаются процессы и закономерности психологического и поведенческого развития людей в онтогенезе. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Психология… … Большая психологическая энциклопедия

Один из разделов психологии, который исследует не психические состояния, а развитие психики, генезис форм, в которых протекает духовная жизнь у детей (см. Детская психология), юношества (см. Юношеская психология), народов (см. Народная… … Философская энциклопедия

Ганс Бальдунг. Три возраста и смерть. 1540 1543. Музей Прадо. Мадрид Психология развития (Возрастная психология) отрасль психологии, изучающая психологические … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ - Строго говоря, область психологии, изучающая процессы изменения в течение жизни. Под изменениями здесь подразумевается любое качественное и/или количественное преобразование в структуре функции: переход от ползания к ходьбе, от лепета к разговору … Толковый словарь по психологии

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ - один из разделов психологии, который исследует развитие психики, генезис форм, в которых протекает духовная жизнь у детей (см. Детская психология), юношества (см. Юношеская психология), народов (см. Народная психология) и т. д … Профессиональное образование. Словарь

Психология развития - изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так… … Психология человека: словарь терминов

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ - часть психологической науки, касающаяся законов психологического, в частности возрастного, развития человека … Словарь терминов по психологическому консультированию

Психология развития - область психологии, изучающей возрастные преобразования психологических функций и личности человека «от колыбели до могилы» (по выражению Холла, который в 20 веке впервые заявил о праве на существование такой дисциплины) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Область психологии, направленная на изучение родительства как психологического явления. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери. Изучаются особенности его развития в течение жизни (как ценности … Википедия

- (англ. peace psychology) область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия

Читайте также: