Оформление жилья в военных городках. Какой статус закрытых военных городков? Кто знает перечень военных городков

«Золотой век» для бесквартирных военнослужащих и уволенных в запас похоже закончился. Широкие жесты и раздача жилья по всей видимости подрезали бюджет государства, качели щедрости накренило в сторону «обобрать и отобрать».

Речь собственно говоря о тех гражданах, которые волею судьбы закончили военную службы в отдаленных от центральных городов страны закрытых военных городках. Обеспеченные служебным жильем, они увольнялись с военной службы в надежде получить квадратные метры за забором в порядке очереди. Наивные люди, они даже не задумывались о «великом обмане»! Привыкшие к ожиданию, по истечению 7-10 лет (очень средние сроки) они так ничего и не дождались. Обещания, обещания и обещания. При этом, навязанный государством способ получения жилого помещения посредством Государственного жилищного сертификата (ГЖС) – мягко сказать очень экономный и не соразмерный с рыночными ценами на жилье. Сведующие люди подтвердят мои слова. Однако и тут государство не раскошелилось. Почему такая не логичность. При том, что ГЖС – это минимум половины стоимости средств, вкладываемых в строительство жилья. Предполагаю, - по причине невозможности получения «откатов» с социальных выплат предусмотренных жилищным сертификатом.

И что в итоге: мудрое руководство страны, видимо не без участия печально известного Сердюкова, внесло ряд изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 года № 752-р, - и исключило большинство закрытых военных городков из числа таковых. К примеру, 11.10.2011 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1779-р п/о Порошино Камышловского района Свердловской области (учебный центр Елань) исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. Таких по стране очень много.

А дальше все очень просто: всем бывшим военнослужащим, их семьям, в том числе тем, кто потерял кормильца, региональные управления жилищного обеспечения военнослужащих (правопреемники жилищных комиссий воинских частей и районных КЭЧ) разослали уведомления простого содержания, что городок утратил статус закрытого, правовые основания на обеспечение жильем тех, кто многие-многие годы ждал отселения, отсутствуют, решайте жилищные проблемы в общем порядке.

Правда, говоря про общий порядок, не было упомянуто, что служебные жилые помещения, в которых проживают очередники, в силу закона не подлежат приватизации (п. 6 ст. 15 указанного Закона и ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07. 1991 года N 1541-1 исключают передачу в собственность служебных жилых помещений без согласия собственника, т.е. Российской Федерации).

Народ пошел в суды – народ получил отказы в удовлетворении требований в приватизации, предоставлении государственного жилищного сертификата, восстановлении в очереди на жилье, и т.д. и т.п.

Наверное наши чиновники, принимающие участие в решении жилищного вопроса бывшего госслужащего посредством подготовки нормативного акта или в качестве представителя госорганов в судах, рассудили так, варианты:

- «я свою жилищную проблему решил (решаю) сам, пусть и они сами решают как хотят»;

- «государственные интересы превыше всего»;

- «и в служебной квартире можно жить, никто же их не выгоняет»;

- «хотят уехать к себе на родину – пусть едут, никто им не мешает»;

- «будут приняты необходимые меры по снятия с квартир бывших закрытых военных городков статуса служебных и жильцы получат право приватизации (но не дождетесь бесплатной (хи-хи про себя) – через год-то она закончится, а бумаги лет пять будут ходить и согласовываться)»;

- «на природе в экологически чистом районе жить хорошо, чего еще жаловаться».

Конечно это все не так. Все во благо несмышленых подданных.

Покончив с лирикой, немножко порассуждаем над проблемой с точки зрения юридической.

Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 1. ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Общий порядок признания нуждающимся в жилье, предусмотренный статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, - никто не отменял.

Из вышеизложенного очевидно: отслужил положенное – освобождай жилье, которое для исполнения обязанностей и предоставлено было. Если выслуга лет военной службы и основания увольнения военнослужащего в запас дают право на жилое помещение по договору социального найма или в собственность – получи его, а служебную сдай. Ну куда проще! Видимо не случайно в древние времена жаждущие принятия новых законов зачитывали их с петлей на шее: сочтут слушающие предложения достойными - закон будет принят, не понравится – увы, не повезло. Наверное поэтому закон и справедливость шли рука об руку.

Далее. Право на получение государственных жилищных сертификатов имеют как сами военнослужащие, увольняемые в запас военной службы (п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих»), так и утратившие статус военнослужащих, но проживающие в закрытых военных городках - в порядке отселения (п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153).

Вот тут то и начинаются проблемы.

Пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, следующие категории граждан Российской Федерации:

а)…граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

б)…граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков, учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Естественно, военнослужащих сначала увольняли в запас. После увольнения принимали в число отселенцев с военного городка по пп «а» п. 5 Правил.

Почему так? Все просто – это выгодно государству: если военнослужащего оставлять в списках воинской части до обеспечения жильем – ему надо платить долго до самого момента предоставления жилья. Кстати, много военнослужащих (в первую очередь не имеющих никакой квартиры) так именно и сделали – требовали сначала дать жилье. А потом соглашались с увольнением. И сидели за штатом, ничего не делая и получая денежное довольствие по многу лет! (и ведь никто из Правительства и Министерства обороны, публично во всяком случае, не пострадал за перерасход государственных средств, как говорят в Америке – денег налогоплательщиков).

А вот кто завершал службу не по месту нахождения служебной квартиры, то еще интереснее. Инструкцией о порядке обеспечения жилым помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. № 80, предусматривалось исключение военнослужащего из числа нуждающихся по старому месту военной службу в связи с перемещением к новому. По этой причине тем, кто заканчивал службу не по месту нахождения служебного жилья, выбирать приходилось не долго – либо жить на съемной квартире без семьи и бесконечно ждать положенное жилье за штатом (платили до 2012 г, кто помнит, далеко не богато), либо увольняться и дожидаться квадратных метров жилой площади в служебке закрытого военного городка.

И получается, распоряжением Правительства о снятии статуса закрытого военного городка вышеуказанный пп «б» п. 5 Правил перестает быть основанием для предоставления государственного жилищного сертификата, а относительно пп «а» принимается как данное, что граждане, уволенные в запас, стояли после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) НЕ в федеральном органе исполнительной власти, а в жилищных комиссиях воинских частей, гарнизонов, КЭЧ районов, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (как вариант), которые ну никаким образом к Министерству обороны отношения не имеют и в состав данного федерального органа исполнительной власти не входили и не входят. Можно подумать, что Управление жилищного обеспечения военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации – это типо коммерческая или общественная организация, которые по своей инициативе занялись вопросами управления и распределения государственного жилья, а атрибутика ФГКУ и МО РФ – это как номера на машину, покупаются и выбираются (без сарказма ну никак).

То есть получается: кто право дает, тот имеет и право его забрать. На мой взгляд детские считалочки более справедливы: первое слово дороже второго, - это для примера. Впрочем, действующим законодательством, в т.ч. Гражданским кодексом РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства тоже не предусматривается (основания для отказа прописаны в Жилищном кодексе РСФСР и РФ).

Да и с Конституционными правами сложившаяся ситуация как-то не очень вяжется:

1. Статья 19 Конституции Российской Федерации провозглашает равенство всех перед законом и судом.

Однако, при гарантии государства на обеспечение всех нуждающихся в жилье военнослужащих и увольняемых в запас граждан, те, кто отказался от увольнения с военной службы без предоставления жилого помещения - получают жилые помещения, а избравшие альтернативный способ решения жилищного вопроса через жилищный сертификат и сэкономил немалые государственные деньги, которые выплачиваются заштатникам, - в праве на жилье отказано.

Неравенство проявляется и в недоступности для данных граждан права собственности на жилое помещение в отличии от многих тысяч других, уволенных с военной службы.

2. В соответствии с п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Тем не менее, распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, исключающие городки из числа закрытых, лишают возможности военнослужащих запаса приобрести жилище в предложенном государством и закрепленном законодательно порядке. Новых порядка и правил взамен, равнозначных, им никто не предлагает. При этом выбор жилищного сертификата для приобретения жилого помещения по избранному месту жительства – это один из возможных путей решения жилищного вопроса. И если НАШ ЗАКОН подобен «Русской рулетке», - то надо хотя бы предупреждать об этом всех, кто возлагает надежды на государство и вверяет ему заботу о себе взамен на служение.

3. Пунктами 2-3 ст. 55 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В данном случае, снятие статуса закрытого военного городка фактически не изменило правового статуса служебного жилого фонда, расположенного в нем, но существенно ограничило право жильцов на гарантированное получение жилого помещения.

4. Конституционное право военнослужащего на выбор места жительства по увольнению в запас с военной службы, предусмотренное ст. 27 Конституции Российской Федерации и соответствующими статьями ФЗ «О статусе военнослужащих», в следствие привязанности к служебному жилью уволенных граждан, также оказывается существенно ограниченным.

Вышесказанное – только лишь мое мнение. Такой ситуации можно было бы избежать:

если бы все граждане нашей страны были грамотными юристами и умели предвосхищать развитие событий (замечательный фильм по этому поводу «Трасса 66»);

если бы всех увольняемых военнослужащих предупреждали и объясняли (под роспись) о правовых последствиях выбора того или иного пути.

Второе исполнимо, но …. Всем нравится сказка про Буратино и поле чудес в стране Дураков.

И все же свои права следует отстаивать, а не опускать раньше времени руки. И если представленные мной размышления по поводу будут способствовать изменению сложившейся отрицательной практике, - значит не зря потрачено время.

Наверное, суть Гражданского общества состоит в диалоге: одни говорят, другие слушают, а вместе находят решение вопроса, удовлетворяющее все стороны.

Десятки тысяч жителей закрытых военных городков наконец-то получат возможность приватизировать свои квартиры.

Эту возможность им предоставило распоряжение правительства РФ N1470 от 19 августа нынешнего года.

Новый документ вывел из состава охраняемых жилищных зон Вооруженных сил и Федеральной службы безопасности более 130 населенных пунктов в 39 российских регионах. Они разбросаны по всей стране - от Хабаровского края до Калининградской области.

Своеобразным лидером в этом списке стало Приморье с 17 еще недавно закрытыми населенными пунктами. В Забайкалье из особого правительственного списка вычеркнут 10 городов и поселков, в Калининградской области - 16, в Волгоградской и Ростовской областях, а также Краснодарском крае - по 7. Ровно столько же военно-территориальных образований откроют в Московской области. Среди них немало известных городов. Например, Звенигород и Кубинка. Причастность кое-каких населенных пунктов Подмосковья к оборонным объектам легко определяется по цифровой добавке к их названиям. Скажем, в распоряжении кабинета министров упоминаются Коломна-1, Солнечногорск-2, Чехов-4, Кубинка-1.

Статус некогда закрытых военных гарнизонов правительство поменяло по представлению минобороны. Для чего это было сделано? В военном ведомстве корреспонденту "РГ" объяснили, что такая открытость связана с двумя причинами. Первая обусловлена новым обликом Вооруженных сил. Еще лет десять назад на балансе минобороны находились 7640 военных городков со 175 639 зданиями так называемого казарменно-жилого фонда. Он вмещал 710 тысяч квартир, где проживало около 2 миллионов человек. Только на содержание армейского жилья ежегодно тратилось около 30 миллиардов рублей.

Сейчас взят курс на укрупнение военных городков. Многие гарнизоны решено ликвидировать или перевести в места массовой дислокации войск. Когда речь идет о доступных любому россиянину объектах, проблема решается относительно просто. Военные семьи переводят из расформированного военного городка к новому месту службы, а землю и здания со всеми коммуникациями передают на баланс муниципальных властей. Люди, которые давно расстались с армией, но проживали на территории воинской части, автоматически переходят из разряда "военного" населения в гражданское. Если поблизости от гарнизона нет муниципального образования, народ переселяют в другие места с помощью государственных жилищных сертификатов и иных социальных программ.

С закрытыми военными городками ситуация сложней. И именно с ней связана вторая причина выхода соответствующих распоряжений правительства. Дело в том, что пока населенный пункт фигурирует в особом списке кабинета министров, все жилье и здания соцкультбыта на его территории относятся к служебному ведению. Такие квартиры по Жилищному кодексу РФ нельзя приватизировать, а следовательно - продавать и завещать. Затруднен даже их обмен. Ему обязательно должно предшествовать заключение договора социального найма на жилье.

От таких ограничений особенно страдают семьи военных пенсионеров. По закону они подлежат отселению из закрытых армейских и флотских городков. Квартиры по избранному месту жительства ветеранам со стажем обязаны предоставлять муниципальные власти. Но на практике такое случается редко - у мэров и глав администрации хватает своих очередников на квадратные метры. Поэтому отставники не спешат расставаться с военными "служебками". Временная крыша над головой на десятилетия становится для них постоянной.

Чтобы как-то помочь бывшим капитанам-майорам и их семьям, правительство время от времени пересматривает список закрытых военных городков, вычеркивает оттуда населенные пункты. Это дает возможность людям переводить свое ведомственное жилье в обычное и затем приватизировать служебную жилплощадь. В минобороны к такой практике относятся с пониманием.

Однако это не значит, что все закрытые военные городки со временем поменяют свой статус. В Вооруженных силах были и всегда останутся гарнизоны, круглосуточная охрана и жесткий пропускной режим в которых вызваны служебной необходимостью. Судя по всему, для них будет разработан особый механизм отселения отставников.

Выселение из военных городков особое направление юридической практики, требующее судебного вмешательства при спорных ситуациях.

Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» вступил в силу 14.07.1992 г. К образованию этого вида согласно данному документу относится закрытый военный городок. Поэтому в нём необходимо обеспечить режим безопасного функционирования и охрану государственной тайны. Значит, граждане, проживающие в городке, находятся в особых условиях.

ВНИМАНИЕ!!!

Для жителей МОСКВЫ доступны БЕСПЛАТНЫЕ консультации в офисе , оказываемые профессиональными юристами на основании Федерального закона № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» .

Не ждите - запишитесь на прием или задайте вопрос-онлайн.

Данный закон разъясняет невозможность дальнейшего проживания там лиц, с которыми военной организацией прекращены трудовые отношения. Следовательно, выселение из служебной квартиры в закрытом военном городке пользователя и его семьи обязательно при уходе в отставку или запас.

Важно! Причина, являющаяся основанием для этой процедуры, не имеет никакого значения. Будь то болезнь военного, нарушенная им воинская дисциплина, штатное сокращение, уход на пенсию и другое – в любом случае лицо должно покинуть закрытый военный городок.

Единственным правовым основанием, по которому гражданин может остаться жить в служебном жилье, является продолжение отношений по службе с военной организацией кем-то из совместно с ним живущих членов семьи.

94 статья – это не основание, чтоб выселять из жилого помещения лицо, принадлежащее той или иной военной организации, но не находящейся на территории закрытого военного городка.

Порядок выселения из закрытых военных городков

Порядок выселения из служебного жилья таков:

Военная организация посылает квартиросъёмщику уведомление в письменном виде. В нём она требует освободить данное помещение.
После получения этого документа гражданину и его семье отводится определённое время на выселение из служебной квартиры. Оно указано в уведомлении.
Если жилец (или жильцы) отказывается освобождать помещение, то военная организация подаёт соответствующие документы в суд.
Необходимо время, чтобы решение суда вступило в законную силу. Если гражданин со своей семьёй по-прежнему не собираются покидать городок, пристав организует принудительное выселение.

Основанием для данной процедуры является постановление Пленума . Если гражданин относится к льготной категории, то ему будет предоставлено жильё вне закрытого военного городка. В случае не выделения альтернативного жилья, суд правомочен дать время, чтоб можно было подыскать новый дом либо квартиру. Выселение детей происходит на общих основаниях.

Основания для выселения из служебного жилья военнослужащего

Служебное жильё относится к особой категории. Поэтому проживать в нём имеет право строго ограниченный круг лиц, в том числе военные. Но данный вид недвижимости не является их собственностью. В связи с этим определённые обстоятельства могут привести к выселению военнослужащего из ведомственного жилья.

Основными причинами утраты данной служебной квартиры являются следующие:

  1. Непригодность жилья к дальнейшему проживанию.
  2. Необходимость его капитального ремонта.
  3. Утрата статуса военнослужащего.
  4. Смена собственника жилого помещения ().
  5. Невыполнение правил проживания или нарушение договора найма.

В первых двух случаях гражданину предоставляется другое служебное жилье. Причём обычно, после проведения капитального ремонта, военнослужащий возвращается в свою прежнюю ведомственную квартиру.

В третьем случае вместо служебного жилья большинству гражданин положена субсидия на приобретение собственной квартиры. Но она даётся только лицам, имеющим ветеранский военный статус.


Получить его могут 2 группы лиц:
  1. Военные, ставшие инвалидами во время службы.
  2. Граждане, имеющие не меньше 20 лет военного стажа, медаль (орден или ведомственный знак) либо почётное звание СССР (РФ).

Утрата статуса военнослужащего может произойти, например, при грубом нарушении дисциплины. В этом случае после выселения из ведомственного служебного помещения никакой другой квартиры и денежной компенсации на её приобретение это лицо не получает.

При смене собственника помещения договор найма автоматически теряет свою юридическую силу (Статья 102 ЖК).

Причиной выселения может послужить, например, нарушение покоя жильцов дома, переоборудование её в мастерскую и т. д.

Если военнослужащий не желает добровольно расторгать договор найма, то эта процедура осуществляется в суде.

Как выселить бывшую жену из служебной квартиры военнослужащего

Договор найма ведомственного жилого помещения содержит информацию о нанимателе и его семье. Но в случае развода жена перестаёт быть её членом. Поэтому она утрачивает право пользования этой жилплощадью. Именно на основании этого происходит выселение из служебного военного жилья бывшей жены.

Часто случается так, что до развода супруга длительное время переселялась с мужем из одного гарнизона в другой. Поэтому не имела возможности приобрести собственное жильё. В связи с этим после расторжения брака ей в буквальном смысле некуда идти.

В этом случае бывшей жене на основании на основании решения суда, возможно, будет разрешено проживание в ведомственном жилье бывшего мужа на протяжении определённого отрезка времени.

Для этого должен быть доказан ряд обстоятельств:

  1. У бывшей супруги нет какого-либо жилья ни в собственности, ни по договору найма. Она не имеет долевого участия в строительстве квартиры или дома и другое.
  2. Бывшая жена не в состоянии купить или снять жилое помещение из-за низкого уровня своей заработной платы, по состоянию здоровья или в связи с какими-либо иными значимыми причинами.

Обычно суд разрешает пользоваться жильём бывшего супруга около года. Но каждый случай индивидуален. Суд правомочен обязать мужа, после развода, обеспечить бывшую семью иным помещением для их проживания. Например, арендовать или купить им квартиру. По согласию бывшей жены жильё может быть приобретено и в другом регионе.

Выселение военнослужащего из служебного жилого помещения, например, по причине увольнения, приводит к утрате его прав пользования ведомственным жильём. При этом бывшая жена к данной квартире тоже автоматически перестаёт иметь какое-либо отношение.

Выселение несовершеннолетних детей военнослужащего

Если семья военнослужащего из ведомственного жилья выселяется, то дети не могут стать причиной отмены этой процедуры. Они должны покинуть помещение на общих основаниях.

Данное жильё, как уже говорилось выше, в случае развода должна освободить бывшая жена. Чаще всего она уходит из семьи вместе с ребёнком. Выселение несовершеннолетних детей из служебного жилья обычно осуществляется через суд, которые может наделить сына или дочь правом пользоваться квартирой отца до совершеннолетия.

Запрещено выселять из ведомственного жилья семью военного, который умер или считается без вести пропавшим при выполнении служебных обязанностей. Нельзя лишать квартиры детей – сирот. Выселение этих категорий граждан возможно только в случае наличия у них пригодного для проживания жилья.

Программа переселения из закрытых военных городков

В основе данной программы лежит Постановление Правительства № 23 от 11.01.2001 г. В связи с ним, переселение происходит по решению соответствующей организации. Выселение из служебного жилья для военнослужащих должно быть обязательно согласовано с гражданами.

Одним из главных условий получения жилья является сдача ими служебного помещения в закрытом военном городке. Переселение происходит на основании акта решения комиссии, утверждённой руководителем органа самоуправления на местах.

В первую очередь обеспечиваются новым жильём следующие категории лиц:

  • отработавшие в данной организации не меньше 10 лет, в настоящее время не имеющие служебной связи с ней;
  • уволенные в связи с наступлением предельного возраста;
  • прекратившие службу из-за состояния здоровья;
  • отслужившие не меньше 10 календарных лет и уволенные ввиду организационно-штатных мероприятий;
  • безработные, которые испытывают проблемы с трудоустройством и особенно нуждаются в соц. защите (5 статья ФЗ от 19.04.1991 г.).

Администрацией закрытого образования может быть предоставлена компенсация за сданное жильё, например, если оно находилось в собственности гражданина. Величина этой выплаты рассчитывается исходя из среднерыночной цены 1 м² общей площади в данном регионе.

Переезжающим гражданам оплачивается:

  • проезд до нового места жительства;
  • перевоз нажитого имущества, весом не более 5 тонн на одну семью.

Помимо этого, они имеют право воспользоваться единовременным пособием. 500 руб. на 1 человека – таков его размер.

Перечень закрытых военных городков

Закрытые военные городки находятся в следующих Республиках:

  • В Дагестане расположены 3 таких административно-территориальных образования. Все они находятся в г. Буйнакске.
  • В Ингушетии в Сунженском районе имеется 1 городок.
  • В Карачаево-Черкесской Республике находятся три таких объекта. Все они расположены в Зеленчукском районе.
  • 9 городков есть в Карелии.2 из них – в Прионежском районе.
  • Есть такое закрытое образование в якутском посёлке Пеледуй.
  • В г. Владикавказ, расположенном в Северной Осетии, тоже имеется военный городок.
  • Объект данного типа есть в Балезинском районе Удмуртии.
  • 3 городка — в Чеченской Республике.

Также они расположены в перечисленных ниже областях:

  • На территории Краснодарского края находится 11 таких закрытых объектов. Например, в Геленджикском и Апшеронском районах.
  • 23 городка — в Приморском крае. В том числе, в Уссурийске и Владивостоке.
  • В г. Георгиевске Ставропольского края тоже есть закрытое образование.
  • 20 военных городков имеются в Хабаровском крае. Например, в Комсомольске на Амуре, Амурском и Бикинском районах.
  • 5 таких закрытых объектов расположены в Амурской области. 2 из них в Белогорском районе.
  • В Архангельской области тоже есть 3 городка.
  • В Белгородской – 1.
  • 3 таких закрытых образования имеет Брянская область.
  • 2 – Владимирская.
  • В Волгоградской области расположены 2 военных городка.
  • В Вологодской – 1.
  • 2 закрытых объекта есть в Воронежской области.
  • Военный городок находится в г. Тейково Ивановской области.
  • Такой объект имеется в Иркутской области.
  • В Козельском районе Калужской области тоже расположено такое закрытое административно-территориальное образование.
  • Есть оно и на Камчатке.
  • В Кировской области находится 1 закрытый военный городок.
  • В Ленинградской – их 6.
  • 8 объектов данного вида расположено в Московской области. В том числе, в Можайском и Раменском районе.
  • 12 образований есть в Мурманской области. Например, в Оленегорске и Североморске.
  • 2 – в Нижегородской.
  • Столько же в Новгородской.
  • 1 городок находится в г. Мценске Орловской области.
  • 2 – в Пензенской.
  • Псковская область тоже имеет 2 таких объекта.
  • 5 образований есть в Ростовской области. 2 из них находятся в Азовском районе.
  • В Саратовской области расположены 2 военных городка.
  • На Сахалине – 3.
  • Столько же в Свердловской области.
  • 1 – в Починковском районе Смоленской области.
  • Столько же в Тамбовской.
  • Тверская область имеет 3 закрытых объекта такого вида. 1 из них в Ржевске.
  • В Челябинской области в Златоусте-30 тоже есть 1 такой городок.
  • В Забайкальском крае их 9. 4 – в Читинском районе.
  • 4 таких образования есть в Еврейской автономной области. 2 из них находятся в г. Биробиджан.

Заключение

Итак, для того чтобы создать благоприятные условия для выполнения своих служебных обязанностей, военнослужащим выделяется ведомственное жильё. В нём они вместе со своей семьёй могут проживать во время служебных отношений с военной организацией. После их прекращения во многих случаях бывшие военные имеют возможность приобрести собственное жильё.

Если возникают вопросы по теме данной статьи и требуется бесплатная консультация специалиста, пишите нам комментарий, обращайтесь к дежурному юристу либо звоните по телефонам, указанным на сайте. Мы обязательно ответим и поможем.

Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание 🙂


Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе - это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

Крепкий эспрессо за 110 руб.

Восхитительное Латте за 175 руб.

X Хотите оставить пожелание для автора?

Оставить пожелание Пропустить

Читатели неоднократно задают вопросы о служебном жилье. Как сохранить за собой после увольнения из армии жилье, если это служебная квартира? Остаются ли права на квартиру, если супруги развелись и ответственный квартиросъемщик уехал?

О спойлерах. В серых полосах скрыт различный текст, например правовых норм или комментарии автора. Для того чтобы их прочитать, нажмите на полоску - чтобы скрыть, нажмите еще раз.

Spoiler

О способах получения квартиры военнослужащими говорить не будем. Это и сертификаты и сами квартиры – в этом вопросе секретов нет. Есть много документов по этому поводу, например . Тем более если военнослужащий проходит службу, то всю необходимую информацию ему должны предоставить в военной части. Конечно, если читатели расскажут о каких-то проблемах. то мы вернемся к этому вопросы и расскажем подробнее, с приложением необходимых шаблонов документов.

Правильным развитием событий, в вопросе обеспечения военнослужащих жилым помещением, является следующее: отслужил положенный срок, получил сертификат, купил квартиру, или оформил бесплатно ту, что уже занимаешь, живешь и радуешься. Однако, в условиях российской действительности, подобная схема зачастую дает сбои. Рассмотрим несколько проблемных ситуаций и предложим образцы документов для их решения.

Напомним, что согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации» служебные жилые помещения, и помещения в закрытых военных городах – приватизации не подлежат.

Spoiler

ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Для выработки последующей стратегии судебного разбирательства необходимо в первую очередь определить статус военного городка – открытый городок или закрытый, а также определить статус жилого помещения – служебное помещение или нет.

Определение статуса военного городка

Первым делом необходимо удостовериться, относится ли Ваш военный городок к открытым. Это сделать не сложно. Если Вы знаете номер военного городка, то сразу пропускайте следующие два абзаца:-), если же эта информация Вам не известна, то вот используемый нами способ, на примере одного обращения – г. Уссурийск ул. Карбышева д. 25.

Весь военный жилой фонд до недавнего времени обслуживала ОАО «Славянка», которая получила этот фонд от коммунально-эксплуатационных частей (КЭЧ) по всей России. При принятии домов на обслуживание оформлялись акты приема-передачи, которые входят в состав технической документации по домам. Вот пример – Если Ваш дом обслуживала ОАО «Славянка», то копию подобного акта можете запросить в своей управляющей организации АО «ГУЖФ».

Spoiler

Вообще очень полезный акт, т.к. в нем указаны и данные по техническому состоянию дома, и площади и разная иная техническая информация. Точно, что иметь копию такого акта лишним ни кому не будет..

В нынешнем примере нам интересна информация о номере военного городка – это номер 12. Теперь нам необходимо обратиться к законодательству. Для военного жилого фонда, фонда ФСБ России и Пограничной службы Российской Федерации принято , для жилого фонда внутренних войск Министерства внутренних дел РФ . Соответственно находим субъект и читаем номера военных городков. В нашем случае цифры 12 нет. Это значит, что военный городок №12 в г. Уссурийск не входит в перечень закрытых военных городков (входил ранее, но был исключен).

Определение статуса жилого помещения

Следующим этапом будет поиск ответа на вопрос – имеет ли занимаемое Вами жилое помещение статус «служебная квартира». Вообще в Российской Федерации принято , но в отношении служебного фонда Министерства Обороны РФ оно не особо действует. Допускаем, что связано это с государственной тайной, но точное объяснение нам никто не давал. Поэтому вопросы отнесения жилого фонда к служебному жилому фонду осуществляется приказами Министра Обороны РФ. Также данная информация должна содержаться в ЕГРП и для проверки этой информации необходимо делать соответствующий запрос через МФЦ. Однако проверка некоторых уже известных адресов показала, что ни в ГКН ни в ЕГРП информации может не быть вовсе, ни на дом ни на квартиру

Наличие статуса «служебная квартира очень важно, т.к. квартира по договору служебного найма предоставляется исключительно на время прохождения службы и впоследствии должна быть сдана.

Spoiler

ЖК РФ, Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений

В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Очень часто в практике встречается является ситуация, когда квартира была получена военнослужащим как служебная на себя и членов своей семьи. Впоследствии семейные отношения не сложились, супруги разошлись и военнослужащий уехал. В данной ситуации статус жилого помещения очень важен, т.к. если квартира была служебной, то после искового заявления, например военного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, оставшиеся проживать в служебной квартире члены семьи будут выселены без предоставления иного жилого помещения. В качестве примера можно привести . Дальше по тексту мы рассмотрим вариант обхода подобной ситуации, но шансы выиграть будут не очень большими.

Следует отметить, что если жилое помещение будет отнесено к служебному жилому фонду после того, как гражданин обратится с заявлением о заключении договора социального найма или приватизации, то суд примет сторону гражданина. Но подобные варианты встречаются крайне редко, обычной является ситуация, когда сначала Министр Обороны РФ относит жилые помещения к служебным, граждане заключают договор служебного найма, а затем пытаются в суде изменить статус. И естественно, что суд принимает сторону государства, вот подобное решение — .

Если в ордере нет отметки «служебное» и договор заключен с Вами не «служебного найма», то скорее всего квартира не имеет статус «служебная квартира. Однако, напоминаем, что лучше всего сделать соответствующий запрос в Министерство обороны РФ.

Итак, если мы выяснили, что квартира не является служебной и не находится в закрытом военном городке, можно приступать к рассмотрению проблемных вариантов.

Квартира ранее была служебной, но потом данные об этом потерялись

Достаточно редкий случай, но имеет место быть. Иногда можно встретить ситуацию, когда квартира ранее была предоставлена по договору служебного найма, но впоследствии данные о том, что квартира является служебной, были утеряны (мы все-таки в России живем:-)). Также подобная ситуация встречается, когда предоставляли квартиру как служебную, т.к. считали, что все квартиры в военном городке являются служебными. Если на запрос о предоставлении сведений, вдруг придет сообщение, что Ваша квартира не включена в перечень служебных квартир, то можно смело обращаться в суд с иском о признании заключенного договора служебного найма недействительным и заключении договора социального найма.

Квартира была оформлена служебной с нарушениями, после 2006 года

Также редкий и сложный случай, когда заключен договор найма служебной квартиры после 2006 года, но при этом должностные лица неправильно отнесли квартиру к служебным. Редкий он потому, что «служебят» после 2006 года дома списками, с включением всех квартир скопом. Образец искового заявления мы не будем прикладывать, т.к. данный случай является сложным и необходима помощь квалифицированного юриста, а вот путь подскажем 🙂 можете сами править предоставленное выше исковое заявление;-), и с ним к юристу

Spoiler

согласно Указания № 155/4/694, утвердившего «Порядок включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда», отнесение жилых помещений Министерства обороны РФ к специализированному жилищному фонду осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.01.2006 Г № 42 «Об утверждения Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», в том числе с соблюдением п. п. 13, 14 указанного нормативного документа; использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после его отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В нарушение ст. 101 ЖК РСФСР, п.2 ст. 92 ЖКРФ, п.п.. 13-14 постановления Правительства РФ № 42 от 26.01.2006 и Указания Министра Обороны РФ № 155/4/694 от 24.04.2007 года, с даты ввода дома в эксплуатацию, квартира решение муниципального органа либо органа, осуществляющего управлением государственным жилищным фондом надлежащим образом в специализированный жилищный фонд не включалась.

Согласно ст.ст. 60, 92, 100 ЖК РФ проживание в домах государственного жилищного фонда осуществляется на основании договоров социального найма жилого помещения либо социального найма специализированного жилого помещения, в случае отнесения такового к специализированному жилищного фонда с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Приватизация бывшим военным квартиры не в закрытом военном городке

Одной из распространенных проблем, относящихся к разряду не сложных, это отказ в приватизации предоставленного ранее жилого помещения. С января 2016 года действует .Но некоторые военнослужащие могут не подпадать под действие данного приказа и тем самым как бы теряют право на получение квартиры в собственность.

Ситуация примерно следующая: гражданин получил от военной части жилое помещение в военном городке, после выхода на пенсию прошло много лет и он решил квартиру приватизировать, но ему отказывают. Причиной отказа является то, что в Министерстве обороны РФ до сих пор не разработано положение о порядке приватизации жилых помещений государственного фонда, а под действие Приказа Министра обороны РФ от 25.01.2016 № 20 гражданин не подпадает. На основании этого формального основания представители Министерства Обороны РФ, а также представители специализированных организаций отказывают в приватизации. Что надо сделать? Надо собрать небольшой пакет документов и обратиться в суд.

Для начала обратиться с заявление о разрешении приватизировать жилое помещение. Вдруг к тому моменту, как Вы будете читать этот материал уже примут необходимые документы и Вам разрешат приватизацию.

Spoiler

ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

По прошествии двух-месячного срока Вы либо получите отказ, либо разрешение, либо распечатку с сайта pochta.ru, что Ваши письма было доставлено адресатам, т.е. отсутствие ответа. Теперь можно формировать исковое заявление с пакетом документов к нему.

Spoiler

ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Проживание в военном городке по ордеру – военнослужащий и его семья

Немного усложним ситуацию и рассмотрим следующий вариант. Квартира предоставлена военнослужащему и членам его семьи для постоянного проживания по ордеру, в котором нет отметки о том, что квартира имеет статус служебной.

Также обращаемся к Министерству Обороны РФ с письменным запросом об отнесении жилого помещения к служебным. Если ответ не получен или получены данные, что квартира не является служебной, можно обращаться с заявлением о заключении договора социального найма.

Проживание в военном городке – только семья военнослужащего

В жизни бывает разное и от развода никто не застрахован. Ранее в материале мы рассматривали пример, когда после развода военнослужащий покидает место жительства, а его семью выселяют. Казалось бы, что все в соответствии с законом, но в подобной ситуации есть вариант ее разрешения в пользу оставшейся семьи.

Рассмотрим два варианта развития ситуации, которые будут различаться статусом жилого помещения – служебная квартира или нет.

Заключение договора социального найма в квартире без статуса «служебная квартира»

Одной из правильных стратегией в подобной ситуации является разделение лицевого счета. Подобная схема будет работать, если действия планировать заранее и постепенно ситуацию вести по этой схеме.

Напомним, что члены семьи нанимателя имеют равные обязанности по оплате за пользование жилым помещением и потребляемые коммунальные услуги.

Spoiler

ЖК РФ, Статья 69. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма

  1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
  2. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Именно, исходя из этого правила, и происходит разделение лицевого счета. Рассмотрим ситуацию – военнослужащий и его жена. Супруга обращается с заявление в управляющую компанию, в котором просит разделить лицевой счет.

Если управляющая компания отказывается, что в последние годы уже редкость, то супруга направляет простейшее исковое заявление в суд.

Результатом судебного процесса будет решение суда о признании отказа незаконным, возложении обязанности разделить лицевой счет и направлять платежные документы каждому отдельно.

Спустя некоторое время следует второй основной этап – это регистрация ребенка, развод супругов и снятие супруга с регистрации. Впоследствии, если супругу откажут в предоставлении другого жилого помещения по новому месту службы из-за несданного этого жилого помещения, то супруг обращается в суд с иском о выселении, проигрывает и может спокойно оспаривать отказ о непредоставлении ему квартиры (проигрыш необходим, для доказательства «я сделал все что мог»). С одной стороны – муторно, а с другой стороны – ребенок обеспечен квартирой на будущее, так-что…

Spoiler

ЖК РФ, Статья 82. Изменение договора социального найма жилого помещения

Дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя.

В результате проведенной операции в квартире будут проживать только бывшая супруга и ее сын. Военнослужащий при смене места жительства в связи с переводом в другую часть получит право требовать квартиру для проживания по новому месту службы. Оставшейся супруге остается требовать заключения договора социального найма на основании фактически сложившихся отношений. Пример искового заявления в разделе « «. Но подчеркиваем, второй этап сложный, лучше нанять профессионального юриста.

Подобная схема используется сознательно для получения не одной квартиры от государства, а двух. Военнослужащий после развода создает новую фиктивную семью, а жена и дети оформляют на себя старую квартиру. После завершения всех операций семья воссоединяется. Однако, подобные схемы могут быть уголовно наказуемы, если будет доказан умысел.

Заключение договора социального найма в квартире имеющей статус «служебная квартира»

Самый сложный из рассматриваемых вариантов. Единственным известным нам способом является признание сложившихся отношений фактически на условиях договора социального найма. Необходимым условием является указание в платежной квитанции как плательщика, т.к. необходимо доказать, что пользование квартирой и оплата за содержание и коммунальные услуги осуществлялись открыто на протяжении длительного времени. Однако шанс не велик, т.к. будет зависеть от сторонних факторов: настроение судьи, профессионализм судьи, апатия представителей минобороны и т.д.

Предлагать исковое заявление и стратегию в данной ситуации мы не будем, т.к. ситуация очень сложная. Рекомендуем помощь профессионального юриста.

Нет на карте такого места (к вопросу о закрытых военных городках)

майор юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации

Понятие «закрытого военного городка» не име­ет законодательного закрепления. Толкование это­го понятия нередко приводит проживающих в та­ких городках граждан в неопределенное положение: какими же правами пользоваться?

В судебной практике встречаются случаи, когда делается вывод о соответствии статуса закрытого военного городка статусу закрытого администра­тивно-территориального образования и фактичес­ки их тождестве.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 29.09.1995г. при вынесении определения по делу Беднарского о приватизации жилья на территории военного городка в отношении статуса закрытого военного городка делает ссылку на то обстоятель­ство, что согласно действующему законодательству, в частности Закону Российской Федерации от 01.01.2001 г. «О закрытом административно-терри­ториальном образовании» и постановлению Вер­ховного Совета Российской Федерации о порядке введения этого Закона в действие, все существую­щие в Российской Федерации на момент вступле­ния в силу указанного Закона административно-территориальные образования (города и поселки), созданные в соответствии с Указами Президиума Верховного Совета РСФСР как закрытые, приоб­ретают статус закрытых административно-территориальных образований.

Аналогичный вывод делает в статье «Статус военных городков (см. «Домашний адвокат», 1997 г. № 2) уважаемая Лариса Иванова. Автор, сравнивая «закрытый военный городок» с «закрытым адми­нистративно-территориальным образованием» утверждает, что как следует из Постановления Вер­ховного Совета Российской Федерации от 01.01.2001г. № 000-1, принадлежность военного городка к закрытым определяется его соответстви­ем статусу закрытого административно-территори­ального образования по Закону РФ «О закрытом административно-территориальном образовании».

Вместе с тем, позволю не согласиться с таким мнением и считаю, что это два различных понятия. И вот почему.

1) Положением о порядке решения вопросов ад­министративно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Вер­ховного Совета РСФСР от 01.01.2001 г. (Ведомос­ти Верховного Совета РСФСР, 1982г., №34, ст. 1271) было установлено, что образование горо­дов производится Президиумом Верховного Сове­та РСФСР по представлению исполкомов краевых, областных, городских Советов народных депута­тов, а образование и объединение сельсоветов и установление их административных центров - Пре­зидиумами Верховных Советов автономных респуб­лик, исполкомами краевых, областных, городских Советов народных депутатов.

Населенные пункты, находившиеся на террито­рии РСФСР, делились на городские и сельские.

К городским населенным пунктам относятся го­рода республиканского, краевого, областного, ок­ружного и районного подчинения, рабочие, курор­тные и дачные поселки, к сельским все остальные населенные пункты.

В условиях послевоенного восстановления на­родного хозяйства, укрепления обороноспособно­сти страны размещение военных городков по всей стране происходило в условиях строжайшей секрет­ности. Основанием для привязки к местности и кон­кретной дислокации воинской части, а также созда­ния при этой воинской части военного городка были постановления Совета Министров СССР. Как правило, органам исполнительной власти краев, областей ставилась задача об изъятии у отдельных землепользователей земельных участков для нужд обороны страны.

Основанием для принятия воинских частей на квартирное довольствие и соответственно возведе­ния на месте дислокации казарменно-жилищного фонда воинской части и образования военного го­родка являлись приказы или директивы о форми­ровании воинских частей или их передислокации.

2) Обязательным атрибутом населенного пунк­та является его наименование. Наименование насе­ленных пунктов производится с учетом общегосу­дарственных интересов, а также географических, исторических, национальных, бытовых и других местных условий, мнения местного населения.

Имеет ли военный городок наименование? Орга­нами военного управления военному городку при­сваивается номер, а именуется он по ближайшему населенному пункту, либо почтовому адресу, либо с учетом сложившегося делового оборота.

3) Населенные пункты подлежат учету и регист­рации. Учет и регистрация административно-территориальных единиц и населенных пунктов, а также регистрация вновь возникших населенных пунктов производилась Президиумами Верховных Советов республик, исполкомами краевых, облас­тных, городских Советов народных депутатов.

Учету и регистрации подлежат все администра­тивно-территориальные единицы, а также населен­ные пункты, имеющие закрепленную за ними тер­риторию и постоянно проживающее в них населе­ние.

Вместе с тем, в п. 35 Положения о порядке реше­ния вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного Указом Прези­диума Верховного Совета РСФСР от 01.01.2001 г. подчеркивается, что небольшие населенные пунк­ты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения, а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми населенными пунктами, с которы­ми они связаны в административном или террито­риальном отношениях.

4) В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-терри­ториальном образовании» закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления терри­ториальное образование, в пределах которого рас­положены промышленные предприятия по перера­ботке, изготовлению, хранению и утилизации ору­жия массового поражения, переработке радиоак­тивных и других материалов, военные и иные объек­ты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государ­ственной тайны, включающий специальные усло­вия проживания граждан.

В то же время под «военным городком» пони­мается комплекс зданий и сооружений, расположен­ных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для раз­мещения военнослужащих, рабочих и служащих (см. п. 34 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Ар­мии и Военно-Морского Флота, введенного прика­зом Министра обороны СССР 1977 г. № 75).

Обязательными признаками военного городка являются:

По его расположению - обособленность терри­тории, т. е. наличие у него определенных границ (причем, военный городок может находится как в черте населенного пункта, так и за его пределами);

По назначению - военный городок предназна­чен для размещения и проживания в нем военнос­лужащих и других лиц, состоящих в связи с Воору­женными Силами и другими государственными во­инскими формированиями;

По органам власти - отсутствие органов мест­ного самоуправления, и наличие органов военной администрации (начальник гарнизона, командир воинской части).

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переселении из закрытых военных город­ков лиц, утративших связь с Вооруженными Сила­ми СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жи­лой площадью прапорщиков, мичманов и военнос­лужащих сверхсрочной службы» от 8.12.1980г. № 000 в пункте 1 выделяет следующие признаки закрытого военного городка:

Нахождение обособленных военных городков при войсковых частях, расположенных вне черты населенных пунктов;

Система пропусков в военных городках, рас­положенных в населенных пунктах.

Пункт 35 Положения о квартирно-эксплуатаци­онной службе и квартирном довольствии Советс­кой Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие приказом Министра обороны СССР

1977 г. № 75 также к закрытым военным городкам относит:

Военные городки воинских частей, располо­женные в населенных пунктах и имеющие систему пропусков;

Обособленные военные городки воинских час­тей, расположенные вне черты населенных пунктов.

5) Согласно п. 1 ст. 2 Закона Российской Феде­рации «О закрытом административно-территори­альном образовании» решение о создании закры­того административно-территориального образо­вания принимается Президентом Российской Феде­рации.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8.12.1980г. № 000 порядок утверждения перечней закрытых военных городков устанавливался соответственно Мини­стерством обороны, Министерством внутренних дел СССР и Комитетом государственной безопас­ности СССР.

В Министерстве обороны такой порядок уста­новлен пунктом 2 приказа Министра обороны «О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Советской Армией и Военно-Морским Флотом, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужа­щих сверхсрочной службы» от 01.01.2001 г. № 000. Утверждать перечни закрытых и обособленных во­енных городков, находящихся на территории окру­га, флота независимо от подчиненности воинских частей, размещенных в таких городках предостав­лено командующим войсками округов и флотами.

Специальной оговорки в отношении компетен­ции других лиц по утверждению перечней закры­тых военных городков нет, а следовательно это оз­начает, что, например, командующий войсками Московского округа ПВО правом на утверждение перечней закрытых и обособленных военных город­ков не обладает.

6) Законом Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» (ст. 8) разрешена приватизация жилых помещений на территории закрытого административно-терри­ториального образования.

В противовес этому, в домах закрытых военных городков жилые помещения не подлежат привати­зации (см. ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Фе­дерации» от 4.07.1991 г. № 000-1).

Пунктом 1 распоряжения Правительства Россий­ской Федерации от 4.09.1992 г. исполни-

тельным органам государственной власти респуб­лик в составе Российской Федерации, краев, облас­тей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано исключить случаи изменения статуса обособленных и закрытых воен­ных городков и приватизации жилья в них.

7) Право граждан Российской Федерации на сво­боду передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации мо­жет быть ограничено в соответствии с законами Российской Федерации как на территории закры­тых военных городков, так и на территории закры­тых административно-территориальных образова­ний (см. ст. 8 Закона Российской Федерации «О пра­ве граждан Российской Федерации на свободу пе­редвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 01.01.2001 г. № 000-1).

8) На основании статьи 94 Жилищного кодекса РСФСР лица, уволенные с военной службы в запас или отставку, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предостав­лением другого благоустроенного жилого помеще­ния.

В отношении закрытых административно-терри­ториальных образований постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации «О мерах по социальной защите населения, прожи­вающего и работающего в закрытых администра­тивно-территориальных образованиях» от 01.01.2001г. № 000 установило, что гражданам, выезжающим из закрытых административно-терри­ториальных образований на другое место житель­ства в связи с ограничением дальнейшего их про­живания по условиям особого режима, утратой ими производственной или служебной связи с предпри­ятием и (или) объектом, учреждением и организа­цией, расположенными на территории закрытых административно-территориальных образований, выплачивается компенсация за сданное в муници­пальную или ведомственную собственность принад­лежащее им жилье либо они обеспечиваются жиль­ем по установленным нормам на новом месте жи­тельства в соответствии со статьей 7 Закона Рос­сийской Федерации «О закрытом административ­но-территориальном образовании».

Таким образом, мы видим, что закрытый воен­ный городок имеет особый статус, не соответству­ющий статусу закрытого административно-терри­ториального образования.

Читайте также: