Признаки и причины дцп у ребенка, виды, формы. Церебральный паралич: причины, симптомы, диагностика, лечение Что значит слово дцп

Детский церебральный паралич является не самостоятельным недугом, а комплексом нескольких синдромов, определенных несколькими первопричинами. Данные синдромы объединяются единой общей чертой – поражение головного мозга, что приводит к патологическому нарушению функции движения. Особенностью недуга считается возникновения первичной симптоматики уже в первые годы жизни ребенка. На данном этапе развития малыша функциональность, за которую отвечает мозг, только формируется, поэтому при повреждении не исключается развитие ДЦП. Если рассматривать на примере подростка, то при поражении головного мозга в этом возрасте, также могут возникнуть проблемы с опорно-двигательной функций. Однако в медицинской практике это не будет квалифицироваться, как ДЦП. Поэтому после постановки ребенку диагноза, родителей волнует один из главных вопросов, возможно ли вылечить патологию?

Детский церебральный паралич характеризуется отсутствием признаков прогрессирования недуга, то есть с течением времени после поражения мозга у ребенка не наблюдается усугубление заболевания. К тому же при тщательном уходе за ребенком и применении правильных лечебных методик, можно частично скорректировать патологию. Однако, если лечение отсутствует, то ребенка все-таки могут ожидать тяжкие осложнения, усугубляющие опорно-двигательную функцию.

Процесс формирования ДЦП

Чтобы однозначно ответить на вопрос, можно ли полностью откорректировать патологию, необходимо рассмотреть две основные причины, по которым возникают двигательные расстройства:

  1. В нервных клетках головного мозга возникли изменения.
  2. Присутствуют первичные патологии мозга.

Внимание! Дефекты могут диагностироваться самые разнообразные под влиянием повреждающих факторов. При интенсивном развитии определенной структуры мозга, отмечается ее повышенная уязвимость, поэтому в зависимости от нее будут наблюдаться больше проблемы с верхними либо же нижними конечностями. Также может в целом нарушаться координация движений.

Основную группу риска составляют дети, что были рождены преждевременно, то есть до тридцать третей недели. Возникновение патологии обусловливается еще до конца не развитыми структурами мозга, а также несовершенными артериями. Если кислородное голодание возникает у полностью доношенного малыша, то риски минимизированы, поскольку кровь распределяется правильно, и при этом мозг не страдает. Напротив, у маловесных малышей происходит отмирание некого участка мозга, следственно, формируется ДЦП.

Нарушения личностного развития детей с ДЦП

Основные причины развития патологии

Существует три группы факторов, способных повлиять на развитие церебрального паралича.

Дородовой фактор Фактор во время родов Постродовой фактор
Кислородное голодание, что спровоцировано плацентарной недостаточностью;
воздействие на нервную систему плода различной инфекции;
резус-конфликт;
последствия хромосомных мутаций;
наследственные патологии
Если плод подвергается временной асфиксии;
произошла травма ребенка во время родоразрешения (случается, если у матери узкий таз или расположение плода было неправильным)
Ребенок получил травму головы;
последствия инфекций, что могли проникнуть в организм плода во время внутриутробного развития или по факту родоразрешения;
воздействие на организм ребенка токсических веществ

О причинах родовых травм, что приводят к ДЦП, можно узнать здесь.

Видео — Почему возникают родовые травмы?

Можно ли вылечить патологию?

Благоприятность прогноза напрямую зависит от своевременного подтверждения диагноза, а также не менее быстро начатой терапии. Медицинская практика подтверждает, что при систематическом лечении и своевременной реакции на патологию уже к трем годам состояние ребенка значительно улучшается. Правильное применение терапии способно откорректировать дефекты таким образом, что ребенок сможет полноценно посещать детский сад и школу.

К сожалению, в первые дни жизни ребенка практически невозможно диагностировать патологию. Затем, когда симптоматика незначительно проявляется, родители не спешат обращаться к специалисту, делая огромную ошибку.

Стоит отправиться на диагностику, если:

  • ребенок начинает отставать в развитии моторики;
  • вялое состояние малыша, что наблюдается очень часто;
  • отсутствие желания играть, плаксивость;
  • подгибание ножек, когда ребенка поддерживают, чтоб он опорно стоял;
  • проблемы с рефлексами ползанья;
  • во время ползанья по полу малыш начинает волочить нижние конечности.

Внимание! Очень важно своевременно заметить вышеуказанную симптоматику, поскольку от этого будет зависеть дальнейший прогноз для ребенка. Однозначно нельзя подтвердить, что патология излечима полностью, однако частично она поддается коррекции с помощью терапии и ЛФК.

Если родители начали лечение малыша в три-четыре года, то шанс на благоприятный исход остается при условии кропотливой терапии (работа над речевым развитием, лечебные методики, стимуляция познавательной деятельности, укрепление двигательных рефлексов). При стараниях родителей результат будет заметен даже, если лечение начато с запозданием.

Тяжесть ДЦП

Проявление симптоматики будет напрямую зависеть от размера пораженного участка мозга. Крайне важно, чтобы родители своевременно начали заниматься коррекцией речи и использовать ЛФК – это гарантия того, что степень тяжести значительно снизится.

Степень Краткое описание
Легкая При легкой форме патологического поражения ребенка можно считаться вполне полноценным, то есть он с легкостью может выполнять любые домашние задания и посещать обычные школы и сады. В дальнейшем ему не сложно будет освоить какую-либо профессию
Средняя В данном случае социализация ребенка не исключается, но, несмотря на это, ему все же требуется помощь посторонних людей
Тяжелая Осложнение в виде тяжкой формы ДЦП заключается в отсутствии возможности самостоятельно обслуживать себя. Ребенок является полностью зависимым от родителей

Это важно! Нельзя допустить, чтобы у ребенка была тяжкая стадия недуга, именно поэтому при проявлении ранней симптоматики необходимо направить все усилия, чтобы блокировать проявление ДЦП и социализировать ребенка.

Как проходит диагностика

Эффективность лечения прямо пропорциональная от времени выявления диагноза. Следовательно, важно обследовать малыша еще во время пребывания в родильном отделении. Повышенное внимание к детям из групп риска:

  1. Рожденные недоношенными.
  2. Дети с маленькими весом.
  3. Дети с врожденными патологиями и пороками.
  4. Инфицированные от матери в период внутриутробного развития.
  5. Если во время родоразрешения применялся вакуум-экстрактор, щипцы.
  6. Дети, которые находятся на искусственной вентиляции органов дыхания.
  7. Дети с минимальными показателями по шкале Апгар.
  8. Дети, что перенесли желтуху.

2.7

Детский церебральный паралич — это один из самых тяжелых итогов перинатального поражения нервной системы.

Детский церебральный паралич — это результат повреждения головного мозга, полученного во время беременности, родов и в течение первых 28 дней жизни малыша. Болезнь проявляется двигательными нарушениями, расстройством речи, психики и восприятия окружающего мира, которые не прогрессируют, но поддаются коррекции и восстановлению лишь частично.

Для современной медицины детский церебральный паралич — это сложное, трудно поддающееся лечению заболевание, несмотря на ее научные и практические достижения.

Проявления детского церебрального паралича известны уже давно, еще с 1843 года, когда их впервые описал Литтл. В те времена он назывался болезнью Литтля. Современное название предложил Зигмунд Фрейд, и оно довольно точно характеризует проявления болезни.

Факторы, способствующие развитию ДЦП

Воздействие на организм плода в период беременности:

  • наличие у матери тяжелых заболеваний, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие будущего ребенка;
  • осложнения течения беременности;
  • гипоксия, инфекции, токсины и другие факторы, которые могут стать причиной неправильного развития ребенка.

Факторы, оказывающие воздействие на малыша в момент родов:

  • асфиксия, возникшая в родах;
  • родовая травма.

Воздействие на ребенка в периоде новорожденности:

  • различные травмы;
  • отравление организма;
  • инфекции;
  • недостаток кислорода в организме ребенка.

Виды ДЦП

Формы ДЦП по клиническим проявлениям:

  1. Двойная гемиплегия.
  2. Спастическая диплегия, которую еще называют синдромом Литтля.
  3. Гемипаретическая или спастическая гемиплегия.
  4. Гиперкинетическая.
  5. Атонически-астатическая.

По течению болезни:

  1. Ранняя стадия. Развивается в первые четыре месяца жизни. Характеризуется тяжелым общим состоянием малыша, нарушением работы внутренних органов, вызванных сбоем нервной регуляции (подачи сигналов к действию от нервной системы к органам), повышением , нистагмом (непроизвольным движением глаз), судорогами и двигательными нарушениями.
  2. Начальная стадия (хронически резидуальная). Начинается с 5 месяцев и длится до 4-летнего возраста. Она протекает на фоне остаточных явлений после перенесенной патологии с формированием стойких неврологических нарушений.
  3. Поздняя резидуальная стадия (конечная). Стадия, когда окончательно сформировались неправильные двигательные стереотипы с контрактурами и деформациями.

По степени тяжести процесса

  1. Легкая степень. При этой степени возможно самостоятельное передвижение и наличие навыков самообслуживание.
  2. Средняя степень. Детям требуется частичная помощь при передвижении и при самообслуживании.
  3. Тяжелая. Дети полностью зависят от окружающих их людей.

Существует еще одна классификация для оценки двигательных нарушений, возникающих при ДЦП. Это международная классификация моторных (двигательных) функций, мировой стандарт, которым пользуются во всем мире, чтобы оценить уровень двигательных нарушений у детей, учитывая их возможности и потребности в устройствах, помогающих передвигаться.

Эта классификация включает 5 уровней:

  1. Ребенок передвигается без помощи и не имеет никаких ограничений.
  2. Может передвигаться без помощи в пределах помещения.
  3. Ребенок передвигается, используя вспомогательные приспособления (ходунки, костыли).
  4. Передвигается на коляске. Самостоятельные движения ограничены.
  5. Передвижение сильно ограничено.

Детки и подростки второго уровня не могут бегать и прыгать, как дети первого уровня. Им нужны специальные приспособления, помогающие передвигаться, когда они проходят большой путь, выходя на улицу (коляска, перила для спуска или подъема по лестнице).

Детям третьего уровня необходимы специальные приспособления как для передвижения по дому, так и для передвижения по улице и в общественных местах.

Дети четвертого уровня могут сидеть, если их поддерживать, передвигаются они в коляске с электронным управлением.

Дети пятого уровня не могут сидеть и передвигаться без помощи или специальной технологии.

Кроме двигательных нарушений, у детей с ДЦП в 90% случаев имеются изменения в структуре мозга.

Различают две группы изменений.

  1. Гибель и разрушение клеток мозга.
  2. Нарушение, неправильное развитие мозга.

Для прогноза и составления реабилитационной программы особенно важно раннее выявление болезни. У большинства детей с ДЦП диагноз можно установить уже в первый год жизни.

Ранние проявления ДЦП

Первые признаки, позволяющие заподозрить развитие у ребенка ДЦП, можно заметить еще на первом году жизни.

  1. Замедленное развитие двигательной сферы, речи и психики малыша.
  2. Задержка или полное отсутствие угасания врожденных рефлексов.
  3. Задержка развития или полное отсутствие рефлексов, которые должны сформироваться совместно с двигательным развитием малыша первого года жизни.
  4. Нарушенный тонус мышц.
  5. Усиленные сухожильные рефлексы.
  6. Появление ненужных непроизвольных движений и мышечных сокращений (синкинезий).
  7. Формирование неправильных положений конечностей.

Для того, чтобы как можно раньше поставить диагноз, врач педиатр и врач невролог четко должны знать последовательность и уметь грамотно оценить нервно-психическое развитие малыша первого года жизни.

Эта форма составляет 15 — 18% из всех случаев ДЦП.

Частой причиной развития служит родовая травма. Гемипаретическая форма чаще развивается у доношенных и переношенных детей.

Основные проявления гемипаретической формы ДЦП приведены ниже.

  1. Неравномерно расширенные боковые желудочки, атрофия клеток полушарий головного мозга.
  2. Спастический гемипарез. Мышечный тонус и сухожильные рефлексы усилены только с одной стороны.
  3. Рука страдает больше, чем нога.
  4. Рука и нога на стороне поражения короче и худее (тоньше), чем здоровые.
  5. Нарушение походки, при которой нога на стороне поражения при передвижении на шаг будто описывает полукруг, в это время больная рука согнута в локте и прижата к телу. Такая походка называется гемипаретической или походкой Вернике-Манна.
  6. Искривление стоп и контрактуры на стороне поражения.
  7. У 35% больных из-за поражения головного мозга развивается эпилепсия (судорожные приступы).

Это форма чаще развивается в результате поражения головного мозга избыточным билирубином, который часто образуется при резус-конфликте крови матери и плода (у мамы отрицательный резус, а у плода положительный). У доношенных мозг поражается, когда в крови достигает 428 мкмоль/л и выше, у недоношенных — 171 мкмоль/л и выше.

Также причиной развития этой формы может стать гипоксия (длительная нехватка кислорода у плода) как результат ишемии (нарушение кровообращения мозга).

Основные проявления гиперкинетической формы ДЦП сводятся к следующему.

  1. Гиперкинезы или непроизвольные движения и положения тела. Нарушение тонуса мышц: повышенный или пониженный тонус во всех мышцах, или дистония (различный тонус в разных группах мышц).
  2. Поначалу гиперкинезы возникают в языке в возрасте 2 — 3 месяцев, потом появляются на лице в 6 — 8 месяцев, а после двух лет они уже хорошо выражены. У таких детей наблюдается хорея (создается впечатление, что ребенок гримасничает и строит рожицы) и атетоз или медленная судорога. Все эти проявления усиливаются, когда ребенок волнуется, и исчезают во время сна.
  3. Наличие патологических и высоких сухожильных рефлексов.
  4. Нарушение вегетативной системы, что проявляется вегетативными кризами (непонятные, необоснованные приступы паники и страха), повышением температуры.
  5. Речь нарушена у 90% пациентов. Она невнятная, неразборчивая, невыразительная.
  6. Проблемы со слухом в виде нейросенсорной тугоухости наблюдаются у 30 — 80% пациентов.

В раннем возрасте составляет 10 — 12%, в старшем встречается у 0,5 — 2%.

При этой форме поражаются лобные доли, мозжечок.

Основные проявления атонически-астатической формы ДЦП выражаются в обозначенных ниже симптомах.

  1. Снижение мышечного тонуса. Характерна распространенная с самого рождения.
  2. Нарушенная координация движений (атаксия), неспособность определить амплитуду движений (гиперметрия), дрожание конечностей или тремор.
  3. Нарушенное равновесие.
  4. Парезы.
  5. Объем движений в суставах увеличен, характерно переразгибание.
  6. Сухожильные рефлексы повышены.
  7. Нарушение речи наблюдается у 65 — 70% пациентов.

Двойная гемиплегия

Эта форма является самым тяжелым вариантом ДЦП с неблагоприятным прогнозом. При ней изменения мозга ярко выражены, как и основные проявления.

  1. Выраженный тетрапарез: поражены обе руки и ноги, причем руки поражены больше.
  2. Тяжелые, грубые двигательные нарушения. Ребенок не в состоянии держать голову, фиксировать взгляд, переворачиваться, сидеть, руки и ноги практически не двигаются.
  3. Резко усилены сухожильные и тонические рефлексы, защитного рефлекса нет. Нарушена связь головного мозга с мышцами глотки, языка, мягкого неба и голосовыми связками, что проявляется нарушением речи, глотания и голоса. Все это проявления так называемого бульбарного псевдосиндрома. Также больных беспокоит постоянное слюнотечение.
  4. Страдает психическое развитие и интеллект. У детей наблюдается умеренная или тяжелая умственная отсталость.
  5. Речь отсутствует или значительно недоразвита.

При ДЦП помимо двигательных нарушений довольно часто развиваются осложнения, связанные с нарушением работы других органов и систем.

Осложнения ДЦП

1) Ортопедо-хирургические осложнения. К ним можно отнести нарушения тазобедренных суставов, искривление стоп, предплечий и коленных суставов.

2) Эпилептический синдром, проявляющийся приступами различных , особенно часто наблюдается при гемипаретической форме.

Актуальная проблема для детей с ДЦП — это наличие (судорожных приступов), существенно осложняющих и без того их нелегкую жизнь. Судороги утяжеляют течение ДЦП, возникают определенные сложности с реабилитацией и, кроме этого, представляют опасность для жизни. Среди больных с ДЦП встречаются разные формы эпилепсии, как крайне тяжелые, так и доброкачественные с благоприятным прогнозом.

3) Нарушения когнитивной сферы. К ним относятся нарушение памяти, внимания, интеллекта и речи.

Основные нарушения речи при ДЦП — это нарушение произношения или дизартрия, заикание, отсутствие речи при сохраненном слухе и интеллекте (алалия), задержка развития речи. Двигательные и речевые нарушения взаимосвязаны, поэтому каждая форма заболевания характеризуется специфическими расстройствами речи.

4) Нарушение зрения и слуха.

Лечение и реабилитация последствий детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич тяжело поддается лечению и чем позже установлен диагноз, тем меньше шансов на восстановление и коррекцию нарушений. Наиболее благоприятным диапазоном для комплексного лечения и коррекции считается возрастной период с месяца до трех лет и очень важно поставить диагноз и начать лечение именно в этом промежутке.

Лечение ДЦП — процесс длительный. Методику лечения составляет группа совместно работающих врачей. В группу входят детский невролог, врач лечебной физкультуры, врач-ортопед, логопед-дефектолог, педагог-воспитатель и психолог. При составлении методики учитывается возраст ребенка, форма и степень тяжести заболевания. К каждому ребенку с ДЦП необходим индивидуальный подход.

Основной комплекс восстановительного лечения ДЦП состоит из трех составляющих.

  1. Медицинской реабилитации, которая включает назначение лекарственных препаратов, лечебной физкультуры и массажа, использование специальных лечебно-нагрузочных костюмов и пневмокостюмов, физиолечения, ортопедическое и хирургическое лечение, лечение с использованием ортезов — приспособлений, которые помогают совершать правильные движения в суставах.
  2. Адаптации в социальной среде. Обучает детей ориентироваться, приспосабливаться и адекватно вести себя в обществе.
  3. Психолого-педагогической и логопедической коррекции, которая состоит из занятий с психологом, педагогом, логопедом, трудотерапии, обучения простейшим навыкам и занятий с семьей.

Из методов медицинской реабилитации чаще всего применяют кинезиотерапию или лечение движением, лекарственные препараты и физиолечение.

Кинезиотерапия

Это метод коррекции двигательных нарушений и уменьшения или устранения последствий малоподвижного образа жизни.

Виды упражнений, применяемых в кинезиотерапии.

  1. Гимнастические. Это упражнения, которые помогают развить мышечную силу, восстановить подвижность суставов, а также развить координацию движений. Они подразделяются на активные и пассивные; статические и динамические.
  2. Спортивно-прикладные. Этот вид упражнений применяют, чтобы восстановить сложные двигательные навыки.
  3. Лечебная гимнастика. Учит произвольно и дозировано напрягать и расслаблять мышцы, сохранять равновесие, нормализует мышечный тонус и помогает избавиться от синкинезий, повышает мышечную силу и восстанавливает двигательные навыки.
  4. Механотерапия. Различные упражнения с помощью тренажеров и специально предназначенных устройств.

Массаж

Массаж нормализует функции организма, улучшает циркуляцию крови и лимфы, а также оптимизирует процессы окисления и восстановления в мышцах. У пациентов с ДЦП применяют различные методики массажа. Наиболее хороший эффект наблюдается после классического лечебного массажа, сегментарного массажа и массажа шейно-воротниковой зоны, кругового трофического и точечного массажа, седативного и тонизирующего массажа, а также массажа, проводимого по системе Монакова.

Динамическая проприоцептивная коррекция (ДПК)

В основе метода лежит использование видоизмененного космического костюма «пингвин» для лечения пациентов с ДЦП старше трехлетнего возраста. Для лечения применяют лечебно-нагрузочные костюмы Адели, Регент и Спираль. Длительность курса составляет 10 — 20 дней, продолжительность одного занятия 1,5 часа в день. В общем необходимо провести 3 — 4 курса за год.

Метод ДПК устраняет патологическое (неправильное) положение, улучшает поддержку вертикального положения и двигательные функции. ДПК противопоказана до трех лет при заболеваниях позвоночника, тазобедренных суставов и в период обострения болезней.

Это необходимый компонент восстановительного лечения ДЦП.

Для лечения применяют несколько групп лекарственных препаратов.

  1. Нейротрофические и ноотропные препараты (Кортексин, Пантогам, Фенибут, Пикамилон).
  2. Препараты, которые улучшают кровообращение и микроциркуляцию мозга (Актовегин, Трентал).
  3. Препараты, которые улучшают обмен веществ в нервной ткани, оказывают рассасывающее действие и восстанавливают поврежденные клетки (Лидаза).
  4. Препараты, которые снижают внутричерепное давление (Диакарб).
  5. Противосудорожные препараты (Депакин).
  6. Препараты, которые нормализуют тонус мышц (Мидокалм, Прозерин).
  7. Витамины группы В и Аевит.

С 2004 года в России для лечения спастических и дистанических форм ДЦП успешно применяется ботулотоксин А, который снимает спастичность и скованность мышц, увеличивает движение в суставах и улучшает подвижность ребенка, а также устраняет болевой синдром. В целом применение ботулотоксина улучшает качество жизни больного, облегчает уход за ним.

Эффект от лечения ботулотоксином более выражен при раннем начале. Самым оптимальным для ботулинотерапии считается возраст от 2 до 7 лет.

Физиолечение

Целью физиолечения является увеличение работоспособности не разрушенных повреждающими факторами клеток нервной и мышечной систем, уменьшение боли и отека.

Виды физиолечения, применяемые при ДЦП:

  • электротерапия;
  1. Электрофорез с различными лекарственными препаратами, понижающими или повышающими тонус мышц, в зависимости от ситуации.
  2. Электростимуляция мышечных групп. Применяется расслабляющая или стимулирующая методика.
  3. Магнитные поля.

Электропроцедуры не назначают больным, у которых есть судороги.

  • тепловые, согревающие процедуры (аппликации парафина и озокерита);
  • грязелечение (обертывания и грязевые ванны);
  • гидротерапия (бассейны, жемчужные ванны, водный массаж);
  • иглорефлексотерапия;
  • лечение природными факторами. Это санаторно-курортное лечение, назначаемое детям старше трех лет при соблюдении 2 условий: отсутствие судорог и повышенного внутричерепного давления.

Хирургическое лечение у пациентов с ДЦП часто применяется для устранения контрактур, искривления стоп и верхних конечностей.

Нейрохирургическое лечение обычно применяют для коррекции спастичности или высокого тонуса при ДЦП.

Ортезотерапия

Это лечение с применением специальных приспособлений — ортезов, предназначенных для придания правильного положения опорно-двигательной системе и коррекции нарушений и искривлений. Примером ортезов являются шины и корсеты.

Важным компонентом комплекса реабилитаций последствий ДЦП является психолого-педагогическая коррекция.

Основные принципы психолого-педагогической коррекции.

  1. Комплексный характер, одновременная коррекция нарушений речи, психики и движений.
  2. Раннее начало коррекции.
  3. Логически последовательный принцип коррекционной работы.
  4. Индивидуальный подход к личности ребенка.
  5. Наблюдение и контроль динамики психоречевого развития.
  6. Совместная работа и единство проводимой коррекции с ребенком и его ближайшим окружением, то есть с семьей.

Важное значение в коррекционной работе уделяется сенсорному воспитанию, которое развивает полноценное восприятие ребенком окружающей действительности. Оно развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное), формируя у ребенка полное представление о свойствах окружающих его вещей и предметов.

Основные задачи логопедов в работе с детьми с ДЦП

  1. Развитие речевого общения и улучшение разборчивости произносимых слов.
  2. Восстановление нормального тонуса и движений речевого аппарата.
  3. Развитие голоса и речевого дыхания.
  4. Синхронизация дыхания, голоса и речи.
  5. Коррекция неправильного произношения.

Ранняя постановка диагноза ДЦП, адекватная и своевременная медико-социальная реабилитация и психолого-педагогическая коррекция значительно повышает эффективность комплекса восстановительной терапии. Результатом этого является снижение инвалидизации, успешная социальная адаптация и улучшение жизни пациентов с детским церебральным параличом.

О таком заболевании, как детский церебральный паралич, каждый слышал хотя бы раз, хотя, возможно, и не сталкивался. Что такое ДЦП в общем плане? Понятие объединяет группу хронических двигательных расстройств, которые возникают вследствие повреждения мозговых структур, и происходит это до появления на свет, в предродовой период. Нарушения, наблюдаемые при параличе, могут быть разные.

Болезнь ДЦП – что это такое?

Церебральный паралич – заболевание нервной системы, возникающее в результате поражения головного мозга: ствола, коры, подкорковых областей, капсул. Патология нервной системы ДЦП у новорожденных не является наследственной, но некоторые генетические факторы в ее развитии участвуют (максимум в 15% случаев). Зная, что такое ДЦП у детей, врачи умеют вовремя его диагностировать и предотвращать развитие болезни в перинатальный период.


Патология включает различные расстройства: параличи и парезы, гиперкинезы, изменения мышечного тонуса, нарушения речи и координации движений, отставание в моторном и психическом развитии. Традиционно принято разделять болезнь ДЦП на формы. Основных пять (плюс неутонченная и смешанная):

  1. Спастическая диплегия – самый распространенный тип патологии (40% случаев), при котором нарушены функции мышц верхних или нижних конечностей, позвоночник и суставы деформированы.
  2. Спастическая тетраплегия , частичная или полная парализация конечностей – одна из самых тяжелых форм, выраженная в чрезмерном напряжении мышц. Человек не в состоянии управлять ногами и руками, страдает от болей.
  3. Гемиплегическая форма характеризуется ослаблением мышц лишь одной половины тела. Рука на пораженной стороне страдает больше, чем нога. Распространенность – 32%.
  4. Дискинетическая (гиперкинетическая) форма иногда встречается при других видах ДЦП. Выражается в появлении непроизвольных движений в руках и ногах, мышцах лица и шеи.
  5. Атаксическая – форма церебрального паралича, проявляющаяся в пониженном мышечном тонусе, атаксии (несогласованности действий). Движения заторможенные, равновесие сильно нарушено.

Детский церебральный паралич – причины возникновения

Если развивается одна из форм ДЦП, причины возникновения могут быть разными. Они оказывают влияние на развитие плода в период беременности и первый месяц жизни малыша. Серьезный фактор риска – . Но главную причину не всегда можно определить. Основные процессы, приводящие к тому, что такое заболевание, как ДЦП развивается:

  1. и ишемические поражения. От недостатка кислорода страдают те участки мозга, которые отвечают на обеспечение двигательных механизмов.
  2. Нарушение развития мозговых структур.
  3. с развитием гемолитической желтухи новорожденных.
  4. Патологии беременности ( , ). Иногда, если развивается ДЦП, причины кроются в перенесенных заболеваниях матери: сахарном диабете, пороках сердца, гипертензии и др.
  5. вирусные, например, герпес.
  6. Врачебная ошибка во время ведения родов.
  7. Инфекционные и токсические поражения мозга в младенчестве.

ДЦП – симптомы

Когда возникает вопрос: что такое ДЦП, сразу приходит на ум патология с нарушениями двигательной активности и речи. На самом деле почти у трети детей с данным диагнозом развиваются другие генетические заболевания, которые похожи на церебральный паралич лишь внешне. Первые признаки ДЦП можно выявить сразу после рождения. Основные симптомы, проявляющиеся в первые 30 дней:

  • отсутствие поясничного изгиба и складок под ягодицами;
  • видимая асимметрия туловища;
  • тонус мышц или их ослабление;
  • неестественные, замедленные движения малыша;
  • подергивания мышц с частичной парализацией;
  • потеря аппетита, тревожность.

Впоследствии, когда ребенок начинает активно развиваться, патология проявляет себя отсутствием необходимых рефлексов и реакций. Младенец не держит головку, остро реагирует на прикосновения и не реагирует на шум, совершает однотипные движения и принимает неестественные позы, с трудом сосет грудь, проявляет чрезмерную раздражительность или вялость. До трехмесячного возраста поставить диагноз реально, если внимательно следить за развитием малыша.

Стадии ДЦП

Чем раньше диагностируют патологию, тем больше шансов на полное излечение. Заболевание не прогрессирует, но все зависит от степени поражения мозга. Стадии ДЦП у детей делятся на:

  • раннюю, симптомы которой проявляются у грудничков до 3 месяцев;
  • начальную резидуальную (остаточную), соотносящуюся с возрастом от 4 месяцев до трех лет, когда складывается, но не зафиксированы патологически двигательный и речевой стереотипы;
  • позднюю резидуальную, для которой характерен набор проявлений, не выявляемых в более раннем возрасте.

Не всегда диагноз ДЦП гарантирует инвалидность и несостоятельность, но комплексную терапию важно начать вовремя. У мозга грудничка больше возможностей для восстановления его функций. Основная задача лечения в детском возрасте – развитие по максимуму всех умений и навыков. На раннем этапе сюда входит коррекция двигательных расстройств, гимнастика и массаж, стимуляция рефлексов. Усилия врачей направлены на купирование патологий, могут назначаться:

  • препараты для снижения ;
  • стимулирующие лекарства для развития ЦСН;
  • витаминотерапия;
  • физиотерапия.

Можно ли вылечить ДЦП?

Главный вопрос, волнующий родителей больного малыша: можно ли вылечить ДЦП у ребенка полностью? Нельзя однозначно это заявить, особенно когда изменения произошли в структурах мозга, но болезнь поддается коррекции. В возрасте до 3-х лет в 60-70% случаев удается восстановить нормальную работу мозга и особенно двигательных функций. Со стороны родителей важно не пропустить первые симптомы, не игнорировать проявление отклонений во время беременности и родов.

Основная задача врачей, занимающихся ребенком с ДЦП – не столько излечить, сколько адаптировать пациента. Малыш должен реализовать свои возможности в полной мере. Лечение подразумевает медикаментозную и другие виды терапии, а также обучение: развитие эмоциональной сферы, совершенствование слуха и речи, социальную адаптацию. При диагнозе детский церебральный паралич лечение не может быть однозначным. Все зависит от сложности и локализации поражения.

Массаж при детском церебральном параличе


Понимая, что такое ДЦП и как важно своевременно начать реабилитацию, родители малыша должны регулярно проходить с ним курсы лечебного массажа и ЛФК. Ежедневные процедуры не только при посещении врача, но и на дому – залог успеха. Больные ДЦП получают от массажа огромную пользу: лимфоток и кровоток улучшаются, активируется обмен веществ, поврежденные мышцы расслабляются или стимулируются (в зависимости проблемы). Массаж должен проводиться на определенных группах мышц и сочетается с дыхательными движениями. Классическая техника для расслабления:

  1. Поверхностные и легкие движения массажиста, поглаживание кожи.
  2. Катание плечевых мышц и тазобедренного сустава.
  3. Валяние больших мышечных групп.
  4. Растирание, в том числе сильное, всего тела, спины, ягодиц.

Особенности детей с ДЦП

Родителям бывает трудно принять диагноз, который поставлен их ребенку, однако здесь важно не опускать руки и направить все силы на реабилитацию и адаптацию малыша. При получении должного ухода и лечения люди с ДЦП чувствуют себя полноценными членами общества. Но важно понимать, что у каждого патология проявляется в индивидуальном порядке, это и определяет характер терапии, ее длительность и прогноз (положительный или не очень). Особенности развития детей с параличом обусловлены возникающими при координировании движений трудностями. Это проявляется в следующем:

  1. Замедленность движений, которая формирует дисбаланс развития мышления. Возникают проблемы с освоением математики, так как деткам трудно считать.
  2. Эмоциональные нарушения – повышенная ранимость, впечатлительность, привязанность к родителям.
  3. Измененная работоспособность ума. Даже в случаях, когда интеллект развивается нормально и страдают только мышцы, ребенок не может переварить всю поступающую информацию так же быстро, как сверстники.

Уход за ребенком с ДЦП

Что важно учитывать и как ухаживать за ребенком с ДЦП в психическом и физическом плане? Последнее подразумевает соблюдение всех рекомендаций врача, занятие физкультурой, обеспечение полноценного сна, регулярные прогулки, игры, купания, занятия. Важно, чтобы ежедневные рутинные действия ребенок воспринимал, как дополнительное упражнение для закрепления образцов движений. В эмоциональном плане от родителей зависит будущее ребенка. Если проявлять жалость и чрезмерную опеку, малыш может замкнуться в себе, стремясь к развитию.

Правила такие:

  1. Не делать акцентов на особенностях поведения, которые вызваны болезнью.
  2. Проявления активности, напротив, поощрять.
  3. Формировать правильную самооценку.
  4. Побуждать к новым шагам к развитию.

Если ДЦП у новорожденных может никак не проявлять себя, то в более позднем возрасте различия заметны. Малышу трудно сохранять устойчивую позу лежа, сидя, координация движений нарушена. Опору подвижную и нет он может получить с помощью специального приспособления. Реабилитация детей с ДЦП (в т. ч. младенцев) подразумевает использование таких устройств:

  1. Клин – треугольник из плотного материала, который располагают под грудью малыша для удобства лежания. Верхняя часть туловища приподнимается, ребенку проще контролировать положение головы, двигать руками и ногами.
  2. Угловая доска подразумевает фиксирование положения тела на боку. Предназначена для детей с тяжелыми нарушениями.
  3. Стендер наклонный необходим для освоения позы стоя. Ребенок находится под определенным углом наклона (он регулируется).
  4. Стояк – похож на стендер, но предназначен для детей, которые умеют удерживать положение туловища, но не способны стоять без поддержки.
  5. Подвесные гамаки , с помощью которых младенец способен удерживать таз и плечи на одном уровне, голову на средней линии. Пресекает попытки выгибания спинки.
  6. Приспособления для игры – мягкие валики, мячи надувные.

Развитие детей с ДЦП

Чтобы улучшить прогноз, необходимо помимо прохождения терапии практиковать развивающие занятия с детьми, ДЦП требует ежедневных упражнений: логопедических, подвижных, водных и т.д. С малышами полезно играть в игры, совершенствуя тактильные, слуховые, зрительные ощущения, развивая концентрацию. Фигурки животных и мячи – самые доступные и полезные игрушки. Но не меньше покупных изделий ребенка привлекают простые предметы:

  • пуговицы;
  • обрезки ткани;
  • бумага;
  • посуда;
  • песок;
  • вода и т.д.

ДЦП – прогноз


Если поставлен диагноз ДЦП, прогноз для жизни, как правило, благоприятный. Больные могут стать нормальными родителями и доживают до глубокой старости, хотя продолжительность жизни может быть снижена из-за психического недоразвития, развитием вторичного недуга – эпилепсии, и отсутствии социальной адаптации в обществе. Если вовремя начать лечение, можно добиться почти полного выздоровления.

Что такое ДЦП? Неприятная, но не смертельная патология, с которой есть шанс жить полноценной жизнью. По статистике, 2-6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом и вынуждены проходить пожизненную реабилитацию. Развитие осложнено, но большинство пациентов (до 85%) имеют легкую и среднюю форму недуга и ведут полноценный образ жизни. Гарантия успеха: поставленный в детском возрасте диагноз и прохождение полного комплекса мероприятий – медикаментозной и физиотерапии, регулярных занятий дома.

Детский церебральный паралич – не самостоятельное заболевание. Этим терминов обозначают группу заболеваний или симптомокомплексов, которые приводят к двигательным нарушениям. Дети с таким состоянием получают группу инвалидности, а их жизнь, к сожалению, снижается по качеству и продолжительности.

Патологии нервной системы, которые появлялись у новорожденных в результате родовых травм, наблюдали еще врачи 19 века. Однако тогда связь между симптоматикой и течением беременности только устанавливали. Дети рождались с нарушениями двигательной активности, которые проявлялись спонтанными подергиваниями конечностей, ограниченной подвижностью суставов и отставании в развитии.

Причиной двигательных нарушений является патология головного мозга, а конкретно подкорковых областей, коры, капсулы или ствола. ДЦП могут вызвать различные нарушения, причины которых также разнообразны и не до конца изучены. Дети с такой патологией рождаются редко, около 0.2% новорожденных.

Важно! ДЦП не обязательно передастся по наследству, однако генетическая предрасположенность может сыграть негативную роль.

Причины

На формирование паралича могут оказывать влияние:

  1. Период беременности.
  2. Первый месяц жизни ребенка.
  3. Роды.

Статистика показывает, что появлению ДЦП способствует несколько причин, а не одна. Наслоение неблагоприятных факторов в вышеупомянутых периодах приводит к различным патологиям и нарушению двигательной активности. Большинство нарушений возникает во время внутриутробного развития, значительную часть также составляют родовые травмы.

Важно! Недоношенность – главная причина, которая приводит к половине всех случаев заболеваний. Поэтому очень важно доносить ребенка и родить в срок, даже если возможности современной медицины позволяют выходить и 30-недельных деток.

Причины, способствующие появлению ДЦП:

  1. Гипоксия ребенка . К такому состоянию может привести тяжелая беременность (инфекции, токсикоз, патологии плаценты), в результате чего мозг ребенка развивается не полностью.
  2. Родовые травмы . Чаще они являются лишь продолжением или следствием патологии плода, появившейся внутриутробно. Неожиданные ситуации во время родов (узкий таз, слабость схваток, длительный безводный период, стремительные роды) редко служат причиной ДЦП. Однако осложнения во время родов (асфиксия, механическое сдавливание) могут привести к патологиям у ребенка.
  3. Гемолитическая болезнь новорожденных . Любые причины появления желтухи приводят к интоксикации головного мозга ребенка.
  4. Заболевания матери . Проблемы с сердцем, ожирение, диабет, краснуха, прием медикаментов, стресс, физические травмы, инфекции, токсические поражения – все это может отразиться на формировании мозга и проведения нервных импульсов.
  5. Тяжелая беременность . Резус-конфликт, инфекции, угрозы прерывания приводят к формированию патологий у плода.

Симптомы

Клиническая картина зависит от степени и характера повреждения мозга. С прогрессированием заболевания симптомы становятся более отчетливыми и выраженными. Среди основных симптомов можно выделить:

  1. Повышенный мышечный тонус.
  2. Судороги.
  3. Спонтанные движения.
  4. Проблемы со зрением и слухом.
  5. Задержка речи и развития.
  6. Неконтролируемые испражнения.
  7. Контрактуры суставов и деформации скелета.

По международной классификации различают несколько форм ДЦП, которые приведены в таблице ниже:

Форма Симптомы Причины
Спастическая тетраплегия - наиболее тяжелая форма, возможность самообслуживания исключена Поражены все четыре конечности, присутствуют нарушения зрения, слуха, речи, когнитивного восприятия. Приступы эпилепсии у таких больных регистрируются в 50% случаев. У ребенка есть деформации тела, конечностей, нарушена работа черепных нервов Аномальное развитие головного мозга;

Гипоксия и отмирание нейронов;

Внутриутробные инфекции

Спастическая диплегия – наиболее распространенная форма Работа мышц нарушается с двух сторон с преобладанием патологии нижних конечностей. Дети отстают в речевом и психическом развитии, наблюдается снижение интеллекта. Дисфункция черепных нервов приводит к нарушению слуха и речи, косоглазию. Особенностью является возможность такого ребенка к полноценной социальной адаптации Преимущественно у недоношенных детей
Гемиплегия – занимает второе место по распространенности. Односторонний паралич с преобладанием нарушений в руке. Развитие ребенка идет с задержкой, как психического, так и речевого направления. Степень адаптации в обществе зависит от этапа развития пациента. Возможны эпилептические приступы Геморрагический инфаркт;

Церебральная аномалия;

Внутримозговое кровоизлияние

Дискинетическая Непроизвольные движения конечностей, туловища, лица. У ребенка нарушен слух и наблюдаются глазодвигательные нарушения. Интеллект может сохраняться в норме, что обеспечивает многим больным нормальную социальную адаптацию Гемолитическая болезнь с тяжелой желтухой;

Патологии структуры экстрапирамидной системы

Атаксическая Тонус мышц значительно снижен, наблюдается расстройство моторики и несогласованность движений. Интеллект может развиваться нормально Повреждения мозжечка;

Наследственность;

Повреждения лобных долей (часто при родовых травмах);

Аномалия развития;

Гипоксия

Важно! Возможны также смешанные формы ДЦП, при которых может иметь место повреждение всех систем головного мозга, отвечающих за моторику.

Диагностика

ДЦП проявляется видимыми нарушениями двигательной активности, поэтому заметить патологию не составляет труда. Для постановки точного диагноза ребенку проводят МРТ, оценивают группу риска и наследственные факторы. Опытный врач должен отличить ДЦП от клинически схожих заболеваний.

Лечение

Препаратов для избавления от ДЦП пока нет. Лечение состоит в максимальном развитии умений ребенка, его адаптации к социуму и возможной коррекции симптоматики. Двигательные функции стараются нормализовать, а сопутствующие заболевания — вылечить. В комплексном лечении применяется:

  1. Массаж и лечебная гимнастика со специальными приспособлениями.
  2. Работа с логопедом.
  3. Разговоры с психологом.
  4. Миорелаксанты.
  5. Хирургические вмешательства, улучшающие функциональность мышц и сухожилий.

Важно! Если возможно устранение причины появления ДЦП, это нужно сделать обязательно. При своевременном устранении прогноз намного благоприятнее.

Вспомогательная техника

Детям с ДЦП трудно не только стоять, но и сидеть. Для облегчения состояния и более комфортной жизни существуют различные приспособления, широко используемые такой категорией пациентов:

  1. Для мобильного передвижения разработаны специальные сиденья, ходунки, инвалидные кресла.
  2. Для физического развития ребенка существуют велосипеды, вертикализаторы, специальная обувь.
  3. Для удобства гигиенических процедур можно приобрести кресла-туалеты или специальные сиденья в ванну.

Обилие современной техники способно значительно облегчить жизнь ребенка или уход за ним. Например, прогулочные варианты кресел специально сконструированы, оснащены капюшоном, столиком, специальными ремнями. Существуют коляски с электрическим приводом.

Важно! Больным требуется постоянный уход, чтобы облегчить им жизнь и предупредить дистрофию скелетной мускулатуры.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ.

Термин ДЦП объединяет целый ряд синдромов, которые возникают в связи с поражением мозга.

ДЦП возникает вследствие органического поражения, недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе (внутриутробный период развития, момент родов или ранний постнатальный период). При этом особенно страдают «молодые» в филогенетическом плане отделы мозга и кора больших полушарий. ДЦП может проявляться как целый комплекс двигательных, психических и речевых нарушений, сочетаться с расстройствами зрения, слуха, различных видов чувствительности. Основной клинический синдром детских церебральных параличей это двигательные нарушения.

Степень тяжести двигательных нарушений может варьироваться от минимальных до очень грубых, тяжелых.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано ЛИТТЛЕМ В. в 1853 году. В течении почти 100 лет ДЦП называли болезнью ЛИТТЛЯ. Термин «Детский церебральный паралич» предложил Зигмунд Фрейд в 1893 году. С 1958 года этот термин официально принят ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).

ВОЗ утвердила следующее определение: «Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга»

В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств.

Этиология и патогенез ДЦП.

Причины ДЦП разнообразны. Принято выделять:

пренатальные (до рождения ребенка, во время беременности матери)

натальные (во время родов)

постнатальные (после рождения ребенка).

Чаще всего причины пренатальные от 37% до 60% случаев.

Натальные от 27% до 40% случаев.

Постнатальные – от 3 до 25%.

Пренатальные факторы.

Состояние здоровья матери (соматические, эндокринные, инфекционные заболевания матери), например, болезни сердечно сосудистой системы у матери вызывают в 45% случаев кислородную недостаточность плода.

вредные привычки матери;

прием беременной женщиной различных лекарственных препаратов.

отклонения и осложнения течения беременности;

Фактором риска являются малый вес плода, досрочные роды, неправильное положение плода. Установлено, что высокий процент детей с ДЦП имели низкий вес при рождении. Важным является генетический фактор, т.е. наследование врожденной патологии развития.

Натальные факторы.

Асфиксия в родах, родовая травма. Асфиксия в родах приводит к расширению сосудов головного мозга плода, возникновению кровоизлияний. Родовая травма связана с механическим повреждением или сдавлением головы ребенка в родах.

Постнатальные факторы.

Возникают на ранних этапах жизни ребенка, еще до того как двигательная система сформирована.

Травмы черепа, нейроинфекции (менингиты, энцефалиты), интоксикации лекарственными веществами (некоторыми антибиотиками и др.). Травмы вследствие удушения или утопления. Опухоли мозга, гидроцефалия.

В некоторых случаях этиология остается невыясненной, неизвестной.

Патогенез ДЦП.

ДЦП является следствием изменений в клетках головного мозга или с нарушениями развития мозга. Патологические изменения мозга у детей с ДЦП могут быть установлены с помощью компьютерной томографии.

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЦП.

В настоящее время имеется более 20 различных классификаций ДЦП. В отечественной практике чаще всего используется классификация СЕМЕНОВОЙ К.А.

Согласно этой классификации выделяют пять основных форм ДЦП:

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ;

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ;

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА

На практике выделяют смешанные формы ДЦП.

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ.

Самая тяжелая форма ДЦП. Возникает в результате значительного поражения мозга на этапе внутриутробного развития. Имеется псевдобульбарный синдром.

Термин гемипарез или гемиплегия означает, что страдает одна половина тела (лицо, рука, нога на одной стороне).

Клинические проявления: Ригидность мышц (Ригидность – негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц).

Сохраняющиеся на протяжении многих лет тонические рефлексы. Произвольная моторика отсутствует или слабо развита. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Грубые нарушения речи, тяжелая дизартрия вплоть до анартрии. У большинства детей выраженная умственная отсталость, что тормозит развитие ребенка и усугубляет состояние.

Отсутствие тормозящего влияния высших отделов нервной системы на рефлекторные механизмы ствола мозга или спинного мозга способствуют высвобождению примитивных рефлексов, в результате изменяется мышечный тонус, и появляются патологические позы. Происходит задержка или невозможность поэтапного развития цепных установочных рефлексов, которые в норме способствую тому, что ребенок постепенно обучается поднимать и удерживать голову, сидеть, стоять, затем ходить.

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ.

Известна под названием болезни или синдрома ЛИТТЛЯ. Самая распространенная форма ДЦП. Спастическая диплегия характеризуется тетрапарезом, когда поражены руки и ноги обеих сторон тела. Ноги поражены сильнее, чем руки. Основной клинический симптом - повышение мышечного тонуса, спастичность. Наблюдается перекрещивание ног при опоре. Конечности могут застывать в неправильной позе. У 70 – 80% детей выраженные речевые нарушения в виде спастико – паретической (псевдобульбарной) дизартрии, иногда моторной алалии, задержки речевого развития. Ранняя логопедическая работа значительно улучшает состояние речи. Нарушения психики проявляются в виде задержки психического развития, которая может компенсироваться при коррекционном воздействии. Дети могут учиться в специальных школах – интернатах для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата или в общеобразовательных школах. Часть детей имеет умственную отсталость, в этом случае они обучаются по программе школы VIII вида. Данная форма ДЦП является прогностически более благоприятной формой по сравнению с двойной гемиплегией. 20 – 25% детей начинают сидеть, ходить, но со значительным запаздыванием (к 2 – 3 годам). Остальные обучаются передвигаться используя костыли или на коляске. Ребенок может научиться писать, выполнять некоторые функции самообслуживания.

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Эта форма характеризуется повреждением конечности (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Правосторонний гемипарез, связанный с поражением левого полушария, наблюдается чаще, чем левосторонний. Дети овладевают двигательными навыками позже, чем здоровые. Уже в первый год жизни выявляется ограничение движений в пораженных конечностях, сидеть ребенок начинает вовремя или с небольшим опозданием, но поза асимметрична, с перекосом в одну сторону. Ходить ребенок обучается подавая здоровую руку. Со временем формируется стойкая патологическая поза. Приведение плеча, сгибание руки и кисти, сколиоз позвоночника. Ребенок выносит вперед здоровую часть тела. Пораженные конечности замедлены в росте, происходит укорочение пораженных конечностей.

Отмечаются нарушения речи в виде моторной алалии, дисграфии, дислексии, нарушения счета. У детей наблюдается спастико – паретическая (псевдобульбарная) дизартрия.

Нарушения интеллекта варьируется от легкой задержки психического развития до умственной отсталости.

Прогноз двигательного развития благоприятный, дети ходят самостоятельно, овладевают навыками самообслуживания.

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной данной формы ДЦП может быть несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или кровоизлияния в область хвостатого тела в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Первые гиперкинезы появляются в 4 – 6 месяцев чаще в мышцах языка, затем к 10 – 18 месяцам в других частях тела. В период новорожденности отмечается сниженный мышечный тонус, гипотония и дистония. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, при попытке движения. В покое гиперкинезы уменьшаются и исчезают во время сна.

При гиперкинетической форме произвольная моторика развивается с большим трудом. Дети долго не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять, ходить. Самостоятельно передвигаться начинают только к 4 – 7 годам. Походка толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять тяжелее, чем идти. Затруднена автоматизация двигательных навыков, письма. Речевые нарушения в форме гиперкинетической дизартрии (экстрапирамидная, подкорковая). Психические и интеллектуальные нарушения проявляются в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Большинство детей обучается самостоятельно ходить, но произвольные движения, особенно мелкая моторика в значительной степени нарушены. Дети обучаются либо в специальной школе для детей с НОДА или в массовой школе. Могут в последствии обучаться в техникуме или вузе. Незначительная часть детей обучается по программе вспомогательной школы.

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме ДЦП имеется поражение мозжечка, иногда сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Наблюдается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (чрезмерность движений).

На первом году жизни выявляются гипотония, задержка психомоторного развития, т.е. не развиваются функции сидения, стояния, ходьбы. Ребенок затрудняется в хватании и игре с предметами, игрушками. Сидеть ребенок обучается к 1 – 2 годам стоять и ходить к 6 – 8 годам. Ребенок стоит и ходит широко расставляя ноги, походка неустойчивая, руки разведены в стороны, совершает много избыточных, качательных движений. Тремор рук и расстройство координации тонких движений затрудняют овладение навыками письма, рисования, самообслуживания. Речевые нарушения в виде задержки речевого развития, мозжечковая дизартрия, алалия. Могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести в 55% случаев. Обучение затруднено.

СМЕШАННАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме имеются сочетания различных клинических проявлений, свойственных выше перечисленным формам: СПАСТИКО – ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ, ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИ - МОЗЖЕЧКОВАЯ и т.д.

По степени тяжести двигательных нарушений выделят три степени тяжести ДЦП.

Легкая - физический дефект позволяет передвигаться, иметь навыки самообслуживания.

Средняя – дети нуждаются в помощи окружающих.

Тяжелая – дети целиком зависят от окружающих.

Читайте также: