Виды слуховых галлюцинаций. Как бороться со слуховыми галлюцинациями. Проявление галлюцинаций у пожилых людей

Настойку уклоняющегося пиона не принимают без назначения врача, так как редкое растение, из которого изготовлено лечебное средство, оказывает действие на разные системы организма человека.

Прежде чем начать лечение, необходимо внимательно изучить инструкцию к препарату, где сказано, как именно нужно принимать настойку взрослым из пиона и детям, а еще прочесть показания и противопоказания к ней и посоветоваться с врачом.

Настойка пиона – состав, фармакологические свойства

В составе медпрепарата содержится сырьё – экстракт надземной и подземной части растения, произрастающего в Сибири, пиона уклоняющегося, и спирт. В составе растительного сырья найдены такие компоненты, оказывающие на организм благотворное влияние:

1. Эфирные масла.
2. Сапонины.
3. Смолистые вещества.
4. Дубильные вещества.
5. Сапонины.
6. Флавоноиды.
7. Гликозиды.
8. Органические кислоты.

Настойка обладает седативным действием. Данное средство назначают при проблемах со сном, а также при повышенной нервозности, раздражительности. Несмотря на то, что настойка пиона уклоняющегося – это успокоительное средство, она также обладает и другими свойствами. Рассмотрим их:

Снимает спазмы.
Применяется при судорогах.
Укрепляет иммунитет.
Обезболивает.
Тонизирует.
Снимает воспаление.
Улучшает аппетит.
Уничтожает бактерии и микробы.

Обратить внимание на пион уклоняющийся и принимать его настойку рекомендуют не только для улучшения работы центральной нервной системы, но и при других проблемах со здоровьем. Рассмотрим, в каких случаях она может применяться.
Показания к применению
Данное средство показано при следующих патологиях здоровья:

1. При нарушениях работы центральной нервной системы, а именно, если есть проблемы со сном, одолевает чувство тревоги, раздражительность. Врачи назначают лекарство при разных видах невроза, а также при хронической усталости и судорожном синдроме, эпилепсии.
2. Настойка пиона применяется и при климаксе, её приём облегчает неприятные симптомы в этот период у женщин.
3. При проблемах с пищеварением. Средство помогает избавиться от спазмов в кишечнике, устранить симптомы интоксикации организма, а также повысить кислотность желудочного секрета.
4. Настойка пиона уклоняющегося помогает в лечении сухого кашля. Её нередко принимают при бронхите, пневмонии, трахеите и даже туберкулёзе.
5. Лекарство способно влиять и на сердечно-сосудистую систему – при её применении улучшается кровоснабжение органов и мозга, а кровь обогащается кислородом.
6. Данное средство показано при заболеваниях суставов и подагре. Оно оказывает противовоспалительное действие и выводит из организма излишки солей, а также унимает болевые ощущения.
7. Показана настойка и для наружного применения, поскольку она способствует дезинфекции ран и регенерации повреждённых тканей.

Вот какой обширный список показаний имеет спиртовая настойка пиона уклоняющегося. А теперь рассмотрим правила её приёма.

Как принимать настойку из пиона уклоняющегося правильно ?

Согласно инструкции по применению, взрослым принимать лекарство нужно по следующей схеме. Пьют его исключительно перед едой, примерно за 20 минут до начала трапезы, дважды или трижды в сутки (как порекомендует доктор).

Дозировка настойки для однократного приёма для взрослых составляет 30-40 капель. Курс лечения обычно продолжают не менее полутора-двух месяцев, после чего приём средства прекращают. При необходимости его повторения делают перерыв на месяц или два, после чего лечение возобновляют.

Внимание ! Лекарство начинает действовать примерно через час-полтора после приёма.

Детям пить настойку разрешается, начиная с 12 лет и только по назначению врача. Дозировка в данном случае отличается от взрослой – ребёнку дают за один приём столько капель лекарства, сколько ему лет, разбавляя небольшим количеством воды.

Можно ли принимать спиртовой настой пиона вместе с другими успокоительными средствами ?

Данное лекарство нередко применяют наряду с другими успокоительными средствами, например, настойкой валерианы, пустырника, боярышника. Однако в таком случае необходима консультация врача, который правильно подберёт дозировку препаратов. В противном случае человек может навредить своему здоровью.

Внимание ! Во время лечения несколькими препаратами, обладающими седативным действием, нередко возникают побочные эффекты – сильная сонливость, апатия, головокружение, иногда случается расстройство пищеварения.

Противопоказания

Рассмотрим противопоказания к данному лекарству:

1. Беременность, лактация.
2. Детский возраст - до 12 лет.
3. Повышенная кислотность желудочного сока, гастрит, язва.
4. Пониженное давление.
5. Аллергия на сырьё.
6. Заболевания почек.
7. Болезни печени.

Настойка пиона – прекрасное средство, способное устранить многие проблемы со здоровьем – убрать нервозность, наладить сон, избавить от депрессивного состояния, укрепить иммунитет, вылечить кашель. Этот список можно ещё продолжить, ведь свойства растения, из которого приготовлено лекарство, довольно многогранны. Однако важно употреблять настойку правильно и только по рекомендации своего врача. Если не следовать этому правилу, можно навредить самому себе.

Такое явление, как слуховые галлюцинации заставляет понервничать не только человека, который с ними столкнулся, но и его близких. Некоторые случаи могут нести серьезную угрозу, так как указывают на психические расстройства. Незначительные шумы, не несущие смысловой нагрузки, могут быть связаны с , но это не значит, что их можно оставить без внимания, лечение требуется в каждом случае.

Симптомы и виды

Слуховые галлюцинации нередко проявляются спонтанно. В зависимости от их типа можно судить о возможном диагнозе и степени риска для здоровья пациента. Это могут быть монотонные или короткие звуки, например, звон или шипение, музыка или даже четко сформулированная речь.

Если галлюцинация несет конкретную смысловую нагрузку, скорее всего, речь идет о проблемах с психикой.

Слуховые галлюцинации относятся к группе субъективных звуков, так как их слышит только пациент. Это осложняет их выявление и диагностику конкретных причин.

Различают следующие типы звуков, возникающие в сознании пациента:

  • Тиннитус. Это обычный шум, возникающий в ушах: жужжание, свист, звон, шипение, щелчки и т. д. В основном его причины связаны с проблемами нарушения здоровья органов слуха, но также может указывать на сбои в системе кровотока.
  • Акоазмы. Это аномальное явление, выражающееся в возникновении конкретных звуков: капли воды, музыка, царапанье, скрип и т. д.
  • Фонемы. Самые опасные проявления, так как они имеют смысловую нагрузку и влияние на действия пациента: голоса и осмысленные фразы.

Также классификация подразумевает выделение истинных и ложных звуков. Первый тип вписывается в окружающую обстановку, поэтому часто человек даже не догадывается о нереальности этих явлений. Во втором случае звуки исходят от тела пациента, то есть ощущается присутствие их источника в голове, животе и т. д.

По принципу влияния и особенностям проявления отдельно классифицируются фонемные аномалии:

  • Императивные. Самый опасный тип фонем, так как голос имеет повелевающий характер, приказывает человеку совершать те или иные действия, иногда даже против его воли. Это явный признак шизофрении, в религиозных кругах его называют одержимостью.
  • Комментирующие. Это так называемый «воображаемый друг». Человек может вести диалог с голосом в своей голове, слышать комментарии на свой счет, обсуждать окружающую обстановку и т. д.
  • Контрастирующие. Это звуки-антагонисты. Два или больше голосов могут спорить между собой либо возникают сигналы, противоречащие друг другу.
  • Гипнагогические. Слуховые галлюцинации возникают в период отключения сознания человека при засыпании или, наоборот, во время пробуждения. Здесь работает подсознание, поэтому даже у здорового человека могут возникать аномалии, связанные с работой мозга, то есть «сны наяву».

Причины возникновения

Чтобы выяснить тип аномалии и принцип её дальнейшего лечения, необходимо выяснить причины слуховых галлюцинаций. Спровоцировать подобные явления могут следующие факторы:

  • Переутомление, нервное перенапряжение. Возникают сбои в работе мозга из-за перенапряжения, сознание отключается, например, при длительном недосыпе.
  • Высокая температура. Лихорадка и повышение температуры вызывает нарушение функционирования различных систем организма. Человек может испытывать не только слуховые, но и визуальные галлюцинации или принимать сны за действительность.
  • Болезни уха. Тиннитус возникает при воспалении уха, нарушении работы цепочки звукопроведения и раздражения её отдельных элементов. Серная пробка, экссудат в среднем ухе и подобные явления могут вызывать шумы на кондуктивном уровне, а воздействие на волосковые рецепторы и слуховой нерв – на перцептивном.
  • Опухоли. Осуществляется давление на участки слуховой системы, головной мозг и нервные корешки.
  • Нейродегенеративные патологии. Нарушения работы головного мозга и нервной системы из-за отказа отдельных элементов, отмирания нейронов и т. д. Самыми известными проблемами такого рода являются старческая деменция и болезнь Альцгеймера.
  • Психические расстройства. Вызывают фонемы и акоазмы. Это депрессия, шизофрения, психопатия, различные синдромы.
  • Сбои работы слуховых аппаратов. В редких случаях причины кроются в сбоях имплантов и съемных слуховых аппаратов.
  • Прием лекарственных психотропных препаратов. Наркотические вещества и лечение особыми группами лекарств способны влиять на работу мозга подобным образом.
  • Алкогольный делирий. Приступы белой горячки вызывают не только акустические, но и другие типы галлюцинаций.

Для выяснения причин проводят диагностику с учетом жалоб самого пациента, истории болезни, сведений близких и друзей. Труднее всего выявить психические нарушения. Помимо стандартных лабораторных анализов и осмотра органов слуха, могут понадобиться более подробные аппаратные обследования и тесты.

Методы лечения

Лечение возникших слуховых галлюцинаций во многом зависит от их типа и причин возникновения. Проще всего справиться с последствиями интоксикации и воспалительными заболеваниями. А вот сбои в работе мозга и скрытые психические патологии могут стать непосильной задачей. Некоторые пациенты годами находятся в стационаре на интенсивной терапии, но улучшения состояния не наблюдается.

Опасность любых слуховых галлюцинаций заключается в том, что последствия могут быть непредсказуемыми. Монотонные звуки вызывают раздражительность и депрессию, смысловые сигналы сводят людей с ума, доводят до отчаяния, а иногда толкают на преступления и самоубийство.

Лечение самих галлюцинаций невозможно, необходимо направить усилия на их причины.

Лечение производится следующими способами:

  • Медикаментозная терапия. Зависит от конкретных причин проблемы. Это могут быть противовоспалительные, жаропонижающие, нейростимулирующие, успокоительные препараты, а также особые лекарства для лечения проблем ЦНС и расстройств психики.
  • Вспомогательная терапия. Методы физиотерапии, лечение электростимуляцией, направленное воздействие на отдельные участки мозга.
  • Операция. Удаление опухоли, расщепление слухового нерва или его отсечение, установка качественного слухового аппарата или , протезирование и пластика элементов уха, операции головного мозга.

В некоторых случаях достаточно устранить интоксикацию организма, восстановить его нормальную деятельность, прекратить употребление веществ, оказывающих подобное влияние. Это касается наркотиков, алкоголя, некоторых лекарственных препаратов. Необходимо наладить режим отдыха и в целом следить за своим здоровьем и психоэмоциональным состоянием. Тогда риск возникновения подобных проблем существенно снизится.

В 1973 году в журнале «Сайенс» была опубликована статья, которая произвела настоящий фурор. Называлась статья: «Как чувствует себя здоровый человек в психиатрической лечебнице». В ней описывалось, как здоровые во всех отношениях люди, не имевшие в анамнезе никаких психических расстройств, ради эксперимента обратились к врачам с жалобами на то, что им слышатся голоса. Они рассказывали врачам, что по большей части не могут разобрать, что говорят эти голоса, но иногда различают такие слова как «пустота», «пустотелый» или «стук». Если не считать этой жалобы, люди вели себя абсолютно адекватно, могли вспомнить свою фактическую биографию и перечислить произошедшие в их жизни реальные события. Тем не менее всем им был поставлен диагноз «шизофрения» (за исключением одного «пациента», который «отделался» «маниакально-депрессивным психозом»). Все эти «больные» были госпитализированы на срок до двух месяцев. Всем была назначена антипсихотическая лекарственная терапия. (Правда, эти люди не глотали предписанные им таблетки.) После поступления в госпиталь эти «больные» продолжали вести себя совершенно нормально, говорили персоналу, что их «голоса» исчезли и что они прекрасно себя чувствуют. Они даже вели дневник своего опыта, не скрывая этого от персонала (в отношении одного из этих псевдобольных в записях дежурных медсестер было сказано, что «пациент ведет дневник своего поведения»). Тем не менее ни один из самозванцев не был разоблачен психиатрами. Результат этого эксперимента, спланированного стэнфордским психологом Дэвидом Розенханом (который и сам был одним из псевдобольных), показывает, среди прочего, что единственный симптом – «голоса» – может оказаться достаточным для безапелляционного установления диагноза «шизофрения» даже при отсутствии других симптомов и отклонений в поведении. Психиатры, как и все общество, оказались подвержены всеобщему заблуждению относительно того, что «голоса» – это всегда признак безумия, что они появляются только в контексте тяжелых психических расстройств.

Кстати, это мнение утвердилось сравнительно недавно, что становится ясно после прочтения ранних работ по исследованию шизофрении. В 70-е годы появились мощные антипсихотические лекарства и транквилизаторы, вытеснившие все прочие методы лечения. А тщательный опрос больного уступил место сличению его жалоб с критериями справочника по умственным расстройствам, что ускоряет и облегчает установление диагноза.

Эйген Блейлер, руководивший огромной психиатрической больницей «Бургхёльцли» в Цюрихе с 1898 по 1927 год, сочувственно и заботливо относился к сотням шизофреников, находившихся на его попечении. Он хорошо понимал, что их «голоса», какими бы странными и нелепыми ни казались, были тесно связаны с ментальным статусом и бредовыми идеями пациентов. Голоса, писал Блейлер, «воплощают все их устремления и страхи… все их извращенные отношения с окружающим миром… и прежде всего… с его патологическими или враждебными силами», коими эти пациенты одержимы. Он очень живо описал все это в вышедшей в 1911 году великой монографии «Раннее слабоумие, или Шизофрения»:

«Голоса не только что-то говорят пациенту, они словно пропускают через него электрический ток; бьют больного, парализуют, лишают способности мыслить. Очень часто эти голоса воплощаются в конкретных людей или какими-то иными, подчас весьма причудливыми, способами. Например, один больной считал, что его голоса «сидят» над каждым из его ушей. Один голос немного больше второго, но оба они не больше грецкого ореха, а выглядят как большой безобразный рот.

Иногда голоса говорят противоречащие друг другу вещи. Часто они могут быть враждебны пациенту, а потом меняют свое отношение на противоположное. При этом два разных мнения могут высказываться голосами, принадлежащими разным людям. Например, голос дочери может сказать: «Его сожгут живьем», – а голос матери возразить: «Нет, его не сожгут». Больной часто слышит не только голоса обвинителей, но и голоса защитников и покровителей.

Часто голоса звучат в определенной части тела. Например, полип в носу может стать местом, откуда больному слышится голос. Если у пациента есть какая-нибудь болезнь кишечника, то голос может звучать из живота. Если больной страдает половыми расстройствами, то голос может звучать из полового члена или мочевого пузыря. Подчас из носа могут раздаваться непристойности… Больная с реальной или воображаемой беременностью может слышать голоса разговаривающих в ее чреве детей…

Иногда начинают говорить неодушевленные предметы. Может заговорить лимонад; пациент может услышать, как стакан молока явственно произносит его имя. Подчас начинает говорить и мебель».

Далее Блейлер пишет: «Почти все госпитализированные в лечебницу шизофреники слышат голоса», но тут же оговаривается, что обратное неверно, что, несмотря на то что почти все шизофреники слышат голоса, одни только слуховые галлюцинации не являются непременным диагностическим признаком шизофрении. Но в общественном сознании галлюцинаторные голоса почти всегда являются синонимом шизофрении, и это большая ошибка, ибо большинство людей, слышащих «голоса», не страдают шизофренией.

Многие люди сообщают о своих голосах. При этом они особо подчеркивают, что эти голоса обращаются не к ним. Например, Нэнси К. писала мне:
«У меня регулярно бывают галлюцинации, во время которых я слышу чьи-то разговоры. Чаще всего это случается, когда я засыпаю. Мне кажется, что эти разговоры абсолютно реальны, их ведут реальные люди в тот самый момент, когда я их слышу. Но я никогда не могу понять, где именно происходит разговор. Я слышу, как ссорятся супруги, или что-то другое. Голоса мне незнакомы, я не могу по голосам узнать каких-то конкретных, известных мне людей. Иногда мне кажется, что я радиоприемник, настроенный на волну какого-то другого мира. (Правда, этот мир населен людьми, говорящими на американском английском.) Эти слуховые феномены я могу расценивать только как галлюцинации. Я никогда не участвую в этих беседах, ко мне никто не обращается. Я только слушатель».

Психиатры XIX века знали о существовании галлюцинаций у психически здоровых людей, и по мере развития неврологии специалисты стремились разобраться в их причинах. В 80-е годы XIX века в Англии было учреждено Общество психических исследований. Целью общества был сбор и исследование сообщений о призраках или галлюцинациях, особенно среди покинутых, одиноких и обездоленных людей. С обществом сотрудничали многие выдающиеся ученые – физики, физиологи и психологи (Уильям Джемс был активным членом американского отделения общества). Предметом их систематического исследования стали телепатия, ясновидение, общение с мертвыми и природа духовного мира.

По ходу этих исследований выяснилось, что галлюцинации нередко встречаются и среди психически здоровых людей. В «Международной статистике галлюцинаций, возникающих в бодрствующем состоянии сознания», вышедшей в 1894 году, были представлены сообщения о частоте и природе галлюцинаций, переживаемых здоровыми людьми в нормальной обстановке (исследователи со всей тщательностью исключали из рассмотрения сообщения людей, страдающих явными психическими или соматическими расстройствами). Семнадцати тысячам испытуемых был по почте задан один и тот же вопрос:

«Испытывали ли вы, находясь в состоянии абсолютного бодрствования, ясное ощущение того, что вы отчетливо видите какое-либо живое существо или неодушевленный предмет, что это существо или предмет касается вашего тела, или не слышали ли вы голоса, при том что вы ясно отдавали себе отчет в том, что это ощущение не вызвано какими-то реальными внешними причинами?»

Около 10 процентов корреспондентов ответили на этот вопрос утвердительно, а из них около трети писали о том, что слышат голоса. Как заметил в своей книге «Слышать голоса» Джон Уоткинс, галлюцинаторные голоса, «содержание которых было религиозным или сверхъестественным, представляли значимое, но все же меньшинство всех слуховых галлюцинаций, которые в подавляющем большинстве случаев имели вполне обыденное содержание».

Вероятно, самой распространенной слуховой галлюцинацией является ощущение, что человека зовут по имени – имя произносит либо знакомый, либо незнакомый голос. В книге «Психопатология повседневной жизни» З. Фрейд по этому поводу заметил:

«В то время, когда я жил один в чужом городе – я был тогда совсем молодым человеком, – я часто слышал, как близкие и любимые голоса вдруг отчетливо произносили мое имя. Потом я стал записывать моменты появления этих галлюцинаций и выяснять, что происходило в это время в моем родном доме. Там в эти моменты не происходило ничего примечательного».

Голоса, которые иногда слышат больные шизофренией, бывают, как правило, обвиняющими, угрожающими, язвительными или надоедливыми. Напротив, голоса, которые слышат «здоровые» люди, бывают, как правило, ничем не примечательными, как об этом пишет Дэниел Смит в книге «Музы, безумцы и пророки: слуховые галлюцинации и границы психического здоровья». Отец и дед Смита слышали голоса, но реагировали на них совершенно по-разному. Отец начал слышать голоса в возрасте тринадцати лет:
«В этих голосах не было ничего примечательного, в них не было никакого тревожного содержания. Чаще всего это были простые команды. Например, голос мог приказать передвинуть стакан с одного края стола на другой или воспользоваться определенным турникетом в метро. Но подчинение голосам внутренней жизни сделало жизнь отца совершенно невыносимой».

Напротив, дед Смита не обращал на галлюцинации особого внимания и даже играл с ними. Он, например, описывал, как пытался использовать голоса, делая ставки на скачках. («Эта тактика не работала. Голоса говорили самые разные вещи: один утверждал, что выиграет эта лошадь, а второй утверждал, что выиграть может и другая».) Голоса были полезнее, когда дед играл с друзьями в карты. Ни дед, ни отец Смита не отличались особой верой в сверхъестественные вещи; не страдали они и какими-то явными психическими заболеваниями. Они просто слышали ничем не примечательные голоса, связанные только с их повседневной жизнью – как, впрочем, миллионы других людей.

Отец и дед Смита редко рассказывали о своих голосах. Они слушали их втайне, в тишине, вероятно чувствуя, что если начнут о них рассказывать, то могут прослыть сумасшедшими или по меньшей мере не вполне «нормальными». Тем не менее проведенные за последние годы исследования подтверждают, что слышать голоса – это не такая уж редкость и что большинство таких «слышащих» вовсе не шизофреники, каковыми не были и отец и дед Смита.

Одним из важных моментов является отношение людей к своим голосам. Некоторых эти голоса мучают, как, например, отца Смита, некоторые же воспринимают их спокойно и относятся к ним с юмором, как, например, дед того же Смита. За этим личным отношением к слышимым голосам стоит отношение общественное, которое может быть диаметрально противоположным в разное время в разных культурах.

Слуховые галлюцинации характерны для всех культур. Во все времена и во всех странах люди слышали голоса и часто придавали им огромное значение – боги в древнегреческих мифах часто говорят со смертными, как и единый Бог в религиях монотеистических. В этом отношении голоса считались более важными, ибо голосом можно дать объяснение или отдать недвусмысленный приказ, что невозможно сделать с помощью одних лишь зрительных образов.

Вплоть до XVIII века голоса – так же как и видения – приписывали сверхъестественным силам: богам или демонам, ангелам или джиннам. Нет сомнения в том, что иногда эти голоса и видения появлялись у людей, страдавших психозами или истерией, но в большинстве случаев люди не видели в голосах ничего патологического. Если голоса были безвредными и глубоко личными, они считались просто неким свойством, присущим данному человеку.

Приблизительно с середины XVIII века философы и ученые эпохи Просвещения стали придерживаться светской философии; слуховые и зрительные галлюцинации начали рассматривать как физиологические проявления избыточной активности определенных участков головного мозга.

Но удержалась и романтическая идея о «вдохновенности» голосов и зрительных образов. Особую популярность эта идея нашла среди деятелей искусства. Художников и писателей, которые смотрели на себя как на толкователей, секретарей, пишущих под диктовку Голоса, и иногда им, как Рильке, приходилось годами ждать, когда зазвучит Голос.

Все человеческое бытие пронизано разговорами человека с самим собой; великий русский психолог Лев Выготский полагал, что «внутренняя речь» является непременной предпосылкой любой осознанной деятельности. «Например, я большую часть дня разговариваю сам с собой: ругаю («Идиот, куда ты на этот раз дел свои очки?»), поощряю («Ты можешь это сделать!»), жалуюсь («Почему чужая машина стоит на моем месте?») и, реже, поздравляю себя с успехом («Ты сумел это сделать!»). Эти голоса звучат не извне. Я никогда не спутаю их с голосом, например, Бога.

Но когда я однажды оказался в большой опасности, пытаясь спуститься с горы с сильно травмированной ногой, я услышал внутренний голос, не похожий на мое обычное внутреннее бормотание. Тогда мне стоило неимоверных усилий переправиться через широкий ручей с туго перевязанным вывихнутым коленом. Я нерешительно остановился перед препятствием, просто оцепенел, поняв, что не смогу преодолеть эту водную преграду. Я испытал страшную слабость, мне явилась соблазнительная мысль: а что если отдохнуть? Поспать немного, набраться сил. Но тут у меня в ушах прозвучал властный, командный, не допускавший возражений голос: «Ты не имеешь права останавливаться – ни здесь, ни в другом месте! Ты должен идти. Встань, подбери подходящий темп и иди». Этот добрый голос, голос Жизни, укрепил мою решимость, придал мне сил. Я перестал дрожать и, не колеблясь, продолжил путь».

Джо Симпсон, совершавший восхождение в Андах, сорвался с обледеневшего выступа и упал в расщелину, сломав при этом ногу. Он начал бороться за жизнь, о чем написал в книге «Касаясь пустоты». Именно услышанный голос помог ему тогда преодолеть все трудности и выбраться из бедственного положения:

«Вокруг был только снег и тишина. Над головой бездна безжизненного синего неба. Остался наедине с этим снегом и небом, перед единственным выбором – выкарабкаться отсюда во что бы то ни стало. Против меня не действовали никакие темные силы. Голос, звучавший в моей голове, сказал, что я сделаю это. Голос пробился сквозь овладевшее мною смятение. Он звучал отчетливо, холодно и решительно.

Сознание мое расщепилось на две половины, которые играли между собой в орла и решку. Но голос был ясным, четким и руководящим. Голос был всегда прав, я прислушивался к нему и следовал его приказам, подчинялся решениям. Вторая половина сознания пребывала в настоящей панике – мне мерещились страшные картины; безумная надежда сменялась полным отчаянием. Я грезил наяву, но слушал только голос. Мне надо было выбраться на ледник… Голос твердо и отчетливо говорил мне, что и как делать, и я подчинялся ему, в то время как в другой половине расколотого сознания мелькали, сменяя друг друга, безумные абстрактные идеи. Голос и предельное внимание гнали меня вперед, когда нестерпимый блеск ледника погружал в состояние дремы. До захода солнца оставалось три с половиной часа. Я упрямо продвигался вперед, но вскоре до меня дошло, что я делаю это медленно и страшно неуклюже. Меня нисколько не смутило, что я ползу как улитка. Голос вел меня, и я знал, что могу на него положиться».

«За всю мою жизнь я дважды оказывался в положениях, угрожавших моей жизни, причем оба раза осознание опасности наступало внезапно, словно какое-то озарение. Оба раза я чувствовал, что это конец. Внутренний голос лепетал что-то бессвязное, а я шевелил губами, издавая нечленораздельные звуки. Но ввиду крайней опасности я оба раза слышал голос извне, который громко выкрикивал мне в ухо отчетливые команды. Я не только слышал эти слова, я видел их написанными на листке бумаги, который висел передо мной в воздухе».

Для объяснения того, почему люди слышат голоса, было предложено много гипотез, причем в разных обстоятельствах могут быть разные причины. Вероятнее всего, что обвиняющие и угрожающие голоса, которые слышат страдающие психозами больные, по природе своей отличаются от голосов, которые иногда – в пустом доме – окликают человека по имени; и эти голоса в свою очередь отличаются от голосов, помогающих нам в минуты крайней опасности.

Слуховые галлюцинации могут быть обусловлены аномальной активацией первичной слуховой коры; это нарушение требует исследования не только у больных с психозами, но и среди психически здоровых людей. До сих пор большинство исследований в этой области проводилось именно на больных шизофренией.

Некоторые ученые предполагают, что слуховые галлюцинации возникают в результате утраты способности распознавать внутреннюю речевую продукцию как свою собственную. (Другой вариант: на фоне генерирования внутренней речи одновременно происходит активация областей слуховой коры, и то, что мы в норме воспринимаем как внутренний монолог, обретает «реальный» голос.)

Возможно, что в мозге существует физиологический барьер или механизм торможения, который в нормальном состоянии не дает нам воспринимать внутренний голос как голос извне. Может быть, у тех, кто постоянно слышит «голоса», этот барьер либо поврежден, либо недостаточно хорошо развит. Вероятно, этот вопрос можно переформулировать и спросить так: почему большинство из нас не слышат никаких голосов? В своей нашумевшей книге «Происхождение сознания связано с разрушением двухкамерного мышления», вышедшей в 1976 году, Джулиан Джейнс утверждал, что сравнительно недавно (по историческим меркам) все люди слышали голоса. Эти голоса рождались в правом полушарии, но левое полушарие распознавало их как голоса внешние. Люди, слышавшие эти голоса, принимали их за «глас Божий». Приблизительно за тысячу лет до нашей эры, по мере развития современного сознания, голоса были интериоризированы, и теперь мы распознаем их как наш «внутренний голос».

Есть ученые, которые считают, что слуховые галлюцинации могут возникать вследствие повышенного внимания к мыслительному потоку, который сопровождает поток вербального мышления. Ясно, что «слышать голоса» и «слуховые галлюцинации» – это термины, за которыми скрываются разные по своему происхождению феномены.

Слуховые галлюцинации во многих случаях бывают содержательными – человек слышит голос, который говорит что-то осмысленное, пусть даже подчас тривиальное и напыщенное, однако в подавляющем большинстве случаев содержанием слуховых галлюцинаций оказываются странные нечленораздельные звуки. Вероятно, самой частой слуховой галлюцинацией является феномен, который практически всегда диагностируют как «шум в ушах». Этот практически непрекращающийся звук – жужжание или звон – возникает при потере слуха и подчас становится просто невыносимым для больного.

Восприятие шумов – жужжания, бормотания, щебетания, стука, скрежета, звона, приглушенных неразборчивых голосов – часто связывают с расстройствами слуха; эти звуки усиливаются на фоне таких состояний как бред, деменция, отравление или психологический стресс. У врачей, например, во время напряженных дежурств, когда не удается выкроить ни одной минуты на сон, могут возникать разнообразные галлюцинации любой модальности. Один молодой невролог писал мне, что однажды, после тяжелого тридцатичасового дежурства, ему стали слышаться звуки кардиомониторов и тревожные сигналы аппаратов искусственной вентиляции легких. По возвращении домой он в течение нескольких часов постоянно «слышал» телефонные звонки.

Одновременно с голосами и другими воображаемыми шумами люди часто слышат музыкальные фразы или даже целые песни, но многие в своих галлюцинациях «слышат» только музыку или отдельные музыкальные фразы. Музыкальные галлюцинации могут возникать после инсультов, при опухолях мозга, аневризмах мозговых артерий, а также при тяжелых инфекционных заболеваниях, дегенеративных заболеваниях центральной нервной системы и при токсических или метаболических расстройствах. Такие галлюцинации обычно проходят после улучшения общего состояния больного.

Выявить причину музыкальной галлюцинации трудно, но у пожилых и старых больных, с которыми мне по большей части приходится иметь дело, музыкальные галлюцинации возникают практически всегда при ослаблении слуха или при полной глухоте. При этом галлюцинации сохраняются после подбора слухового аппарата или после установки кохлеарного импланта. Слух возвращается, но галлюцинации не исчезают. Вот что написала мне по этому поводу Диана Г.:
«Сколько я себя помню, меня всегда преследовал шум в ушах. Это был звук высокой тональности, донимавший меня семь дней в неделю по двадцать четыре часа в сутки. Звук точь-в-точь напоминал стрекот цикад у нас на Лонг-Айленде. В последний год у меня появились, кроме того, музыкальные галлюцинации. Я все время слышу Бинга Кросби, поющего в сопровождении оркестра «Белое Рождество». Песня повторяется снова и снова. Сначала я думала, что слышу пение по радио. Потом я исключила все внешние источники – музыка звучала у меня в голове, и я не могла по собственному желанию ни выключить ее, ни убавить громкость. Но потом, приобретя некоторый навык, я научилась менять слова и темп и даже переключаться на другую музыку. С тех пор я слышу музыку практически ежедневно, чаще по вечерам и подчас так громко, что она мешает мне общаться с реальными людьми. Я всегда слышу только знакомые мелодии – гимны, музыку, которую я исполняла, когда училась игре на фортепиано, и песни моей молодости. Песни я всегда слышу со словами…

Мало того, к этой какофонии недавно прибавился еще один звук – кажется, я слышу, как в соседней комнате работает радио или телевизор. Я слышу голоса, интонацию, паузы, но не могу разобрать слов.

Диана с детства страдает нарушением слуха, которое с возрастом неуклонно прогрессировало. Необычность ее случая состоит в том, что в ее галлюцинациях одновременно присутствуют музыка и речь.

Несмотря на то что индивидуальные музыкальные галлюцинации варьируются в очень широких пределах – от тихой ненавязчивой музыки до оглушительного звучания гигантского оркестра, – во всех этих галлюцинациях можно выделить один неизменный ключевой элемент. Во-первых – и это самое главное, – галлюцинаторная музыка всегда воспринимается как звучащая откуда-то извне, и этим она отличается от внутреннего представления или навязчивых мелодий, которые время от времени надоедливо звучат в ушах каждого из нас. Люди, страдающие музыкальными галлюцинациями, часто ищут внешний источник музыки – радио, соседский телевизор или уличный оркестр, – и только после того как им это не удается, начинают понимать, что музыка звучит у них в голове. Многие говорят, что это похоже на звучащий в мозге магнитофон или айпод. Музыка не поддается сознательному контролю, звучит автономно и представляется неотъемлемой частью «я» больного.

Этот навязчивый неуправляемый звук, раздающийся в голове, вызывает изумление, а иногда и страх – страх перед безумием или страх того, что фантомная музыка может быть симптомом опухоли мозга, инсульта или деменции. Этот страх часто мешает больному признаться в том, что у него появились галлюцинации, и, видимо, по этой причине раньше музыкальные галлюцинации считались исключительной редкостью. Только теперь выясняется, что это далеко не так.

Музыкальные галлюцинации могут мешать восприятию реальных звуков, и в этом они похожи на шум в ушах. Галлюцинации могут быть такими громкими, что больной перестает слышать обращенную к нему речь. Никакое внутреннее воображение не может породить звуки, мешающие реальному восприятию.

Музыкальные галлюцинации часто появляются внезапно, вне связи с какими-то явными пусковыми механизмами. Однако они могут сопровождать шум в ушах или возникать на фоне какого-то внешнего шума – например рева двигателя взлетающего самолета или жужжания газонокосилки, звука реально звучащей музыки или какого-то иного стимула, пробуждающего ассоциации с определенными мелодиями или музыкальными стилями. Одна больная рассказывала мне, что как-то раз, войдя во французскую булочную, она отчетливо услышала «Alouette, gentille alouette».

У некоторых больных галлюцинаторная музыка звучит в ушах непрерывно, у других эти галлюцинации возникают периодически. Эта музыка почти всегда бывает знакомой, но не всегда приятной. Один мой больной в своих галлюцинациях постоянно слышал нацистские марши, что страшно его пугало. Музыкальные галлюцинации могут быть вокальными и инструментальными, классическими и эстрадными, но, как правило, это музыка, которую больной слышал в детстве или юности. Иногда, правда, бывает так, как написал мне один пациент – одаренный музыкант: «Я слышу совершенно бессмысленные музыкальные фразы и мелодии».

Галлюцинаторная музыка может быть потрясающе реальной – обычно больной различает каждую ноту, ловит звучание каждого инструмента в оркестре. Такие точность и детальность галлюцинаций особенно удивительны тем, что могут встречаться у людей, которые в обычном состоянии не способны удержать в памяти даже простую мелодию, а не то чтобы запомнить сложный хорал или инструментальную пьесу. (По всей видимости, здесь можно провести аналогию с невероятной яркостью зрительных галлюцинаций.) Иногда больной застревает на какой-то одной фразе, буквально на нескольких нотах – как будто заело треснувшую пластинку. Одна моя больная слышала часть гимна «Придите, верные» девятнадцать с половиной раз в течение десяти минут (время засекал ее муж), и ее страшно мучило, что она так и не смогла дослушать гимн до конца. Галлюцинаторная музыка может нарастать постепенно и также постепенно стихать, но может зазвучать внезапно с середины такта, а затем также внезапно прекратиться (больные говорят: как будто включили, а потом выключили радио). Некоторые больные подпевают своим галлюцинациям, другие их игнорируют, но это ничего не меняет – музыкальные галлюцинации живут своей жизнью независимо от того, как относятся к ним сами больные. Галлюцинаторная музыка может звучать, несмотря на то что больной в этот момент может слушать и даже играть какую-то другую музыку. Так, например, у скрипача Гордона Б. музыкальные галлюцинации могли возникать во время концерта, когда он играл совершенно другую пьесу.

Музыкальные галлюцинации имеют тенденцию к расширению и разнообразию. Все может начаться со знакомой старой песни. Через несколько дней или недель к ней может присоединиться другая песня, потом третья и так далее, до создания целого репертуара музыкальных галлюцинаций. При этом часто меняется и сам репертуар – какие-то песни выпадают, а вместо них появляются новые. Остановить или запустить галлюцинацию усилием воли невозможно, хотя иногда некоторым больным удается заменить одно галлюцинаторное музыкальное произведение другим. Так, один больной, говоривший, что у него в голове целый «музыкальный ящик», обнаружил, что может произвольно менять в нем пластинки, при условии, что произведения совпадают по ритму и стилю. Правда, этот человек не мог вообще выключить свой «музыкальный ящик».

Длительное пребывание в абсолютной тишине или в условиях монотонного шума тоже может вызвать слуховые галлюцинации. Один из моих больных жаловался, что такие галлюцинации возникают у него, когда он уединяется, чтобы медитировать, или во время длительных морских путешествий. Джессика К., молодая женщина, не страдавшая нарушениями слуха, писала мне, что ее галлюцинации возникают на фоне монотонного шума:

«Когда я долго слышу шум – например звук бегущей воды или жужжание кондиционера, – я, кроме всего прочего, начинаю слышать музыку или голоса. Я слышу их очень отчетливо, настолько отчетливо, что на первых порах ходила по дому, чтобы найти невыключенный приемник. Правда, если я слышу песню или разговор (а он всегда звучит так, как будто это работает радио, а не говорят живые люди), то я никогда не могу разобрать слов. Их я не слышу никогда, если только они органично не встроены в шум и если нет никаких других посторонних звуков».

Музыкальные галлюцинации редко встречаются у детей, но однажды я наблюдал мальчика по имени Майкл. У него музыкальные галлюцинации начались в возрасте пяти или шести лет. Музыка звучит у него в ушах непрерывно, захлестывает его и часто мешает сосредоточиться на чем-то другом. Намного чаще музыкальные галлюцинации возникают в зрелом возрасте – в отличие от «голосов», которые, как правило, возникают в раннем детстве и сопровождают больного всю оставшуюся жизнь.

Некоторые люди, страдающие музыкальными галлюцинациями, находят их мучительными, большинство же смиряются и привыкают с ними жить. Отдельным больным такие галлюцинации даже доставляют удовольствие. Эти больные считают, что музыкальные галлюцинации оживляют и обогащают их жизнь. Айви Л., очень живая и красноречивая пожилая леди восьмидесяти пяти лет, какое-то время страдала зрительными галлюцинациями, после того как ослепла от дегенерации желтого пятна, а потом, по мере снижения слуха, начала переживать музыкальные и простые слуховые галлюцинации. Миссис Л. писала мне:

«В 2008 году моя врач выписала мне пароксетин – для лечения состояния, которое она назвала депрессией, а я считала просто тоской. Как раз тогда, после смерти мужа, я переехала из Сент-Луиса в Массачусетс. Через неделю после начала приема пароксетина – я в это время смотрела по телевизору Олимпиаду – я вдруг услышала тихую медленную музыку, сопровождавшую соревнования пловцов. Я выключила телевизор, но музыка осталась, и с тех пор не прекращается ни на минуту. Я не слышу ее только во сне.

Когда я пожаловалась на эти галлюцинации врачу, она назначила мне зипрексу, сказав, что, вероятно, это поможет. В результате я стала по ночам «видеть» над собой темно-коричневый пузырь на месте потолка. Доктор сменила лекарство, и я начала видеть в ванной какие-то прозрачные тропические растения. Я перестала принимать лекарства, и зрительные галлюцинации исчезли. Но музыка осталась.

Нельзя сказать, что я «припоминаю» эти песни. Музыка играет в доме так же громко и отчетливо, как если бы ее проигрывали на компакт-диске или исполняли в концертном зале. В больших помещениях, например, в супермаркете, музыка становится громче. Я не могу разобрать слов и не могу понять, кто эти песни исполняет. Голосов я никогда не слышала, но один раз я отчетливо услышала, как кто-то окликнул меня по имени. Это случилось, когда я дремала.

Были моменты, когда я слышала звуки дверных и телефонных звонков, зуммер будильника – хотя в эти моменты ничто не нарушало тишины. Сейчас все эти галлюцинации прошли. Кроме музыки я в настоящее время иногда слышу стрекотание кузнечиков, чириканье воробьев, а иногда мне кажется, что под окнами на холостых оборотах ревет большой грузовик.

Во время всех этих переживаний я полностью отдаю себе отчет в их нереальности. Я разбираюсь с финансовыми счетами, езжу на машине, занимаюсь домашними делами. Эти слуховые и зрительные расстройства не мешают мне поддерживать связный разговор с другими людьми. С памятью в это время тоже все в порядке, хотя иногда я могу забыть, куда сунула какую-нибудь бумажку.

Я могу «войти» в мелодию, о которой думаю. Музыка может включиться в ответ на случайно услышанную музыкальную фразу, но остановить начавшуюся галлюцинацию я не в силах. Я не могу остановить звучание «пианино» в платяном шкафу, или «кларнета» на потолке, или бесконечно звучащий гимн «Боже, благослови Америку». Когда я просыпаюсь, у меня в ушах неизменно звучит «Доброй ночи, Ирен». Но я живу с этими галлюцинациями и приспособилась к ним».

Исследования, проведенные с помощью позитронной-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии, показали, что, как и при восприятии реальной музыки, музыкальные галлюцинации обусловлены активацией обширных нейронных сетей, охватывающих множество областей головного мозга – слуховые области, двигательную кору, зрительную кору, базальные ганглии, мозжечок, гиппокамп и миндалину. (Прослушивание музыки или игра на музыкальных инструментах требует участия большего числа областей мозга, чем любой другой вид деятельности, и именно поэтому музыкальная терапия помогает при самых разнообразных нарушениях.) Эта музыкальная нейронная сеть может активироваться непосредственно, как в случаях джексоновской эпилепсии, при высокой температуре и делирии, но в подавляющем большинстве случаев музыкальные галлюцинации возникают при ослаблении существующих в норме тормозных механизмов. Самый частый случай – это слуховая депривация на фоне глухоты. Таким образом, музыкальные галлюцинации пожилых, страдающих глухотой больных по своей природе аналогичны галлюцинациям при синдроме Шарля Бонне.

Но, несмотря на то что физиологически музыкальные галлюцинации глухих и зрительные галлюцинации при синдроме Шарля Бонне очень похожи, они все же сильно отличаются друг от друга феноменологически, и этим еще раз подчеркивается значительное отличие нашего зрительного мира от мира музыкального. Разница эта проявляется в способах, какими мы воспринимаем, припоминаем и воображаем зрительные и музыкальные образы. В нашем распоряжении нет заранее созданного по определенному образцу, собранного в единую конструкцию визуального мира: нам приходится – по мере наших сил – каждый раз воссоздавать его заново. Построение визуального мира включает в себя анализ и синтез на многих функциональных уровнях головного мозга, начиная с восприятия линий и углов и заканчивая приданием им определенной ориентации в затылочной коре. На самом высоком уровне – в области нижневисочной коры – происходит анализ и распознавание реальных сцен, предметов, животных, растений, букв и лиц. Сложная зрительная галлюцинация требует согласованного взаимодействия всех этих элементов для их сборки, коррекции и повторной сборки.

Музыкальные галлюцинации не таковы. Конечно, в восприятии музыки играют роль отдельные функциональные системы, отвечающие за восприятие высоты тона, тембра, ритма и т. д., но музыкальные нейронные сети головного мозга работают все вместе и одновременно, а элементы – мелодический контур, ритм или темп – не могут значительно меняться без потери узнаваемости музыки. Мы всегда оцениваем музыкальное произведение как единое целое. Каковы бы ни были процессы первоначального восприятия и запоминания музыки, если музыкальное произведение отложилось в памяти, то оно остается в ней не как конгломерат различных элементов, но как процедура его исполнения. Музыка проигрывается, исполняется сознанием и мозгом всякий раз, когда мы ее вспоминаем. То же самое происходит, когда музыка в голове возникает спонтанно – будь то в виде навязчивой мелодии или галлюцинации.

Галлюцинации — это восприятие человеком отсутствующего в реальности объекта, возникающее на фоне различных психических расстройств или проблем с органами чувств. При этом человек может видеть, слышать или даже ощущать и осязать предмет, которого не только в данный момент нет рядом с ним, но и может вообще не существовать в природе.

Немного предыстории

Не секрет, что изучен только на 20%, а оставшаяся область так и остаётся загадкой для современных учёных. Поэтому и неудивительно, что все таинственное и не поддающееся объяснению относят именно в эту область. Под этот критерий подпадают и галлюцинации, которые были частым явлением ещё в древнюю эпоху, когда шаманами или жрецами употреблялись разнообразные грибы или растения как с целью вызвать у себя «вещие» видения, так и для общения с давно умершими предками. Стоит отметить, что у некоторых народов считалось, что галлюцинации — это своего рода панацея от некоторых болезней. Также были зафиксированы случаи использования их в искусстве, науке или культуре. Как пример можно привести работы таких известных мастеров, как Эдгар По, Гоголь, Шопен, Винсент Ван Гог. Печалит лишь то, что расплатой за такие шедевры была постепенная деградация и, как результат, абсолютное опустошение.

На сегодняшний же день виды галлюцинаций достаточно многообразны и включают в себя слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные. Но первое, что стоит рассмотреть детальней, - это, конечно же, причина возникновения такого явления.

Галлюцинации: причины, симптомы

Некоторыми из причин появления галлюцинаций могут быть как применение разнообразных наркотических веществ (гашиша, опиума), так и препаратов, стимулирующих психологическое состояние человека (антидепрессанты, фенотиазины). Не стоит забывать, что предпосылками таких состояний могут служить и отравления, вызванные как чрезмерным употреблением спиртного, так и некоторыми грибами или специями. Как пример можно привести мускатный орех, галлюцинации которым вызываются при употреблении его в больших количествах.

Поражения височной части головного мозга могут быть причиной обонятельной галлюцинации, достаточно распространённой у больных шизофренией. А если добавить к ней еще и то вдобавок появляется еще и вкусовая.

Проявления зрительной галлюцинации связаны в первую очередь с обострениями заболеваний органов зрения. Для таких состояний, как правило, характерны разнообразные видения и образы, в которых человек может принимать участие.

Виды

Кроме разделения по первоначальному источнику появления, галлюцинации также делятся на ложные и истинные. К примеру, при втором типе состояния человек является не непосредственным участником действия, а, скорее, как бы сторонним наблюдателем. Явление ложное же, наоборот, полностью захватывает проецируясь только в нём.

Как уже упоминалось выше, на сегодняшний момент видов галлюцинаций достаточно много, поэтому рассмотрим только основные и наиболее часто встречающиеся из них.

Зрительные галлюцинации

Такие галлюцинации могут проявляться как пятнами или дымом (простые), так и разнообразными видениями (сложные), возникающими на фоне помрачнения сознания. Они могут быть:

  1. Двигающимися.
  2. Неподвижными.
  3. Меняющимися.
  4. Однотонными.
  5. Разноцветными.

Размер их может варьироваться от незначительных до очень больших. Как правило, зрительные галлюцинации чаще всего возникают не в поле зрения человека, а как бы немного сзади или сбоку. Появляются они преимущественно в вечернее и ночное время суток.

Слуховые галлюцинации

На сегодня к галлюцинациям слуха относят акоазмы, фонемы и вербальные.

  1. Акоазмом называют галлюцинации, проявляющиеся в виде разнообразных ударов колоколов, звонов, тресков и скрежетов.
  2. К фонемам относят галлюцинации, проявляющиеся в отдельных словах или словосочетаниях, что слышатся больному.
  3. Вербальной же галлюцинации характерны различные знакомые человеку голоса, что обращаются к нему. Они могут проявляться как в виде шёпота, так и в виде крика. Стоит отметить, что по своему характеру голоса могут быть доброжелательными и успокаивающими, возникающими на фоне эйфории, или же, наоборот, угрожающими и осуждающими (депрессия).

Как правило, слуховые галлюцинации воспринимаются двумя ушами, но бывают исключения, когда звуки слышны только с одной стороны. Наиболее часто они возникают в ночное время суток или в полной тишине.

Галлюцинации обонятельного, тактильного и вкусового характера

К галлюцинациям обоняния относят не очень чёткие и слабо различимые запахи, которые вызывают неприятные ощущения.

Вкусовыми галлюцинациями называют ощущения вкуса еды и влаги во рту. Стоит отметить, что при приеме пищи большинство больных отмечали неприятный и необычный ее вкус.

Важно ! Лечение галлюцинаций, имеющих такое происхождение, - дело достаточно хлопотное, если не начато на ранних стадиях.

К тактильным относят ощущения щекотания, ползание мурашек. Зафиксированы случаи таких галлюцинаций как на теле, так и внутри него.

Диагностика

Первым делом необходимо понять, что у человека именно галлюцинация, а не проявление иллюзии, когда ему может показаться, что стоящий перед ним предмет изменит свои очертания и превратится в какое-то животное. Галлюцинации — это когда человек может показывать, к примеру, в угол комнаты и вполне серьёзно утверждать, что там кто-то находится. Отличие такого состояния в том, что больного достаточно нелегко переубедить в том, что он ошибался.

Также очень важно наблюдать за поведением человека, так как именно по нему достаточно часто становится возможным определить, какой именно вид галлюцинации имеет место. Распространены случаи возникновения такого явления эпизодического характера, в этом случае очень важно не пропустить этот период. Не нужно паниковать и думать: «О Боже, это галлюцинации, что делать?» Первым делом стоит обратить особое внимание на мимику человека, так как в большинстве случаев отражаются нехарактерные для данной ситуации выражения лица (страх, ужас, гнев, радость, удивление и т. д.). Более выраженные галлюцинации проявляются в выплевывании пищи, резком зажмуривании глаз, зажимании носа и затыкании ушей. Зафиксированы случаи, когда в таких состояниях люди бросались под машины или выпрыгивали из окон, спасаясь от мнимых чудовищ. Как правило, такое явление чаще всего сочетается с различными состояниями бреда, и очень редки его проявления в изолированном состоянии.

Заболевания, что вызывают галлюцинации

Причиной появлений такого состояния могут служить разнообразные заболевания, основные среди которых — шизофрения и алкоголизм.

Так, люди, страдающие алкоголизмом, в первую очередь подвержены проявлениям слуховых галлюцинаций. Как правило, проявляется это в различных голосах, спорящих друг с другом, из-за чего у больного появляется паника, приводящая к самым неприятным последствиям.

Сифилис мозга также может служить причиной галлюцинаций, выражающихся в негативных видениях, криках.

Не стоит забывать и о том, что приём наркотических веществ не только приводит к появлению злокачественных опухолей, но и выражается в сильных галлюцинациях императивного характера.

Особенно стоит отметить заболевание аменция, характеризующееся тяжелейшей формой нарушения сознания. Симптоматика его проявляется в нарушении синтеза восприятия, мышления, речи и неспособности ориентироваться в окружающем пространстве. Опасность заключается в том, что вызванные болезнью виды галлюцинаций могут привести к летальному исходу.

Галлюциногены

Несмотря на все негативные последствия, достаточное количество людей все же стараются осознано вызвать у себя галлюцинации. Для этого применяются как галлюциногены (марихуана, бета-карболины, ЛСД), так и разнообразные растения или грибы, к примеру мускатный орех, галлюцинации который вызывает в виде кратковременной эйфории и различных видений.

К причинам приёма галлюциногенов относят:

  1. Длительную депрессию и разочарованность в жизни.
  2. Ожидание острых и необычных ощущений и эмоций.
  3. Желание вызвать яркие видения.

Но стоит помнить, что галлюцинации — это не только кратковременные минуты, наполненные новыми яркими красками, но и моменты, за которые, возможно, придётся заплатить своим здоровьем или даже жизнью.

Проявление галлюцинаций у пожилых людей

По последним статистическим данным, наибольшее количество проявлений галлюцинаций зафиксировано у людей преклонного возраста, что и неудивительно, учитывая возможные возрастные изменения в состоянии их здоровья. Как правило, люди преклонного возраста чаще всего подвержены приступам депрессии, осложнённой разнообразными тревожными ощущениями и страхом неизвестности. Такое состояние, в свою очередь, является благодатной почвой для появления галлюцинации у пожилых людей, проявляющейся в виде различных голосов, цветовых пятен или неприятных тактильных ощущений.

Галлюцинации у детей

Не обходит стороной это явление и молодое поколение. Так, по последним данным, более 15% детей подвержены этому явлению.

Проявляется оно независимо от половой принадлежности или месторасположения ребёнка. К причинам, вызывающим у ребёнка галлюцинации, относят сильный жар. Происходит это из-за того, что высокая температура тела приводит не только к слабости и ломоте по всему телу, но и является причиной помутнения сознания, которое, в свою очередь, означает, что мозг не в состоянии осуществлять контроль за ним на должном уровне. Особо стоит отметить, что категорически запрещено оставлять ребёнка в таком состоянии, так как это явление носит временный характер и может перерасти в панику.

К наиболее опасным галлюцинациям у детей относят те, что проявляются в ночное время суток. И в этом случае родителям, у которых малыши не только панически боятся оставаться ночью одни, но и во время сна могут кричать и мочиться в постель, очень важно выяснить причину такого их состояния. Важно ни в коем случае не осуждать и не укорять за проявленный страх. Помните, что выслушать малыша необходимо со всем вниманием и, главное, пониманием, так как оставленное без внимания такое состояние в будущем может перерасти в фобию и привести к серьёзным изменениям в психологическом состоянии ребёнка.

По словам некоторых специалистов, лечение галлюцинаций у детей не вызывает такой острой необходимости, как у взрослых, так как им свойственно её перерастать. Но существует мнение, что полностью избавиться от них маловероятно, и при определённых обстоятельствах они могут возникнуть вновь.

Первая помощь при галлюцинациях

Первым делом при появлении симптомов этого явления необходимо учитывать, что для больного все происходящее — реальность. Поэтому нужно следовать следующим рекомендациям, способным минимизировать возможный состояния:

  • Ни в коем случае не стоит даже совершать попытку как-то разубедить больного в том, что все, что с ним происходит, нереально.
  • Необходимо найти способ помочь человеку справиться с охватившими его чувствами или ощущениями. К примеру, если у него сложилось стойкое впечатление, что ночью к нему могут прийти вампиры и выпить его кровь, то нужно общими с ним усилиями придумать средства его «спасения» от них.
  • Нужно создать такие условия, при которых галлюцинация не была бы страшна ни человеку, попавшему под её влияние, ни окружающим его людям.
  1. Шутить над его переживаниями.
  2. Проявлять раздражение в ответ на безосновательные опасения.
  3. Убеждать больного в том, что все, что с ним происходит, — это плод его воображения.
  4. Акцентировать внимание на происходящем с ним. К примеру, выяснять источник «подозрительных» звуков.
  5. Особенно важно в этот период не повышать без надобности голос на больного. В этом случае рекомендовано создать у него ощущение того, что вами будет сделано все возможное для его «спасения».
  6. В особых случаях, когда больной чрезмерно возбуждён, можно попытаться успокоить его при помощи различных успокоительных препаратов, пройтись по гостям или включить ему успокаивающую музыку. В отдельных случаях может понадобиться вызов врача.

Методы лечения

На сегодня существует несколько методов лечения галлюцинаций. Но следует учитывать, что если их причиной является психическое расстройство, то терапию необходимо начинать только после консультации психиатра. В основном лечение направлено на купирование приступа и устранение бредового состояния. С этой целью больному делают укол препарата "Аминазин" или "Тизерцин", сочетая его со средством "Триседил" или "Галоперидол". Также схема лечения может включать применение антипсихотических и атипичных антипсихотических препаратов.

Но, как показывает практика, здоровый образ жизни, уменьшение количества стрессов и отказ от использования галлюциногенов в несколько раз уменьшат проявление галлюцинации у человека, а то и вообще позволят забыть про ее существование.

Читайте также: