Зрение двумя глазами (бинокулярное зрение). Зрение одним и двумя глазами

Когда возникает вопрос о том, как называется разное зрение на глазах, ответ будет один: анизометропия. Данное патологическое состояние имеет место в тех случаях, когда оптическая система утрачивает способность к преломлению лучей. То есть зрительные органы при таком заболевании обладают разной оптической силой. Анизометропия может сопровождаться развитием астигматизма. Конечно, заболевание провоцируется определенными факторами, а без должного лечения вызывает осложнения.

Когда у человека нарушаются зрительные функции, подбираются эффективные способы коррекции. Имеется в виду использование очков и линз.

Но если на глазах обнаруживается разное зрение, корригирующая оптика не всегда способна помочь. Все дело в причинах, из-за которых возникает анизометропия – заболевание, для которого как раз и характерно наличие разного зрения в глазах.

Чтобы формировалось правильное и неразмытое изображение, необходимо пересечение в фокусе сетчатки исходящих от предмета параллельных лучей. При нарушении этого процесса наблюдается понижение остроты зрения.

Когда разница в силе преломления в глазах составляет одну-две диоптрии, бинокулярное зрение особо не пострадает. Но если показатели разнятся значительно больше, тогда следует ожидать развитие рефракционной анизометропии. Мало того, рефракция в одном глазу может наблюдаться нормальная, а в другом она будет аномальной. Но, в основном, патология поражает оба глаза.

Желательно вовремя устранить анизометропию, иначе больной может столкнуться с опасными последствиями:

  • косоглазием;
  • амблиопией (когда по причине бездействия глаза утрачиваются его зрительные функции).

Причины и разновидности недуга

Нельзя игнорировать состояние, когда зрительный аппарат подвергается различным поражениям.

Следует знать, что разное зрение на глазах может иметь разные причины:

  • врожденные;
  • приобретенные.

Обычно врачи диагностируют патологию врожденного характера.

Приобретенной анизометропия становится, когда:

  1. Наблюдается прогрессирование катаракты.
  2. Возникают последствия негативного характера после проведенного хирургического вмешательства на органах зрения.

Если говорить о наследственной предрасположенности, то у малышей до года болезнь протекает бессимптомно. С возрастом симптоматика становится более яркой. Проявления будут зависеть от степени заболевания.

Она бывает:

  • слабой (разница между глазами максимум 3 диоптрии);
  • средней (различие может достигать шесть диоптрий);
  • сильной (свыше 6 диоптрий).

Кроме того, анизометропия встречается:

  • рефракционная (характеризуется наличием одинаковой длины оси глаз и отличием в рефракции);
  • осевая (соответственно, наблюдается разница в длине оси, но рефракция не нарушена);
  • смешанная (и первый, и второй параметры имеют различия).

Если степень слабая, расстройства почти не ощущаются. При формировании патологии самой высокой степени происходит нарушение бинокулярного зрения. Четкое изображение отсутствует. Больному при этом трудно ориентироваться в пространстве. Часто зрительные нагрузки провоцируют чрезмерную утомляемость глаз.

В каком глазу отмечается сильное поражение, тот, соответственно, больше страдает. Другими словами, его активность будет подавляться мозгом. Как результат – развитие амблиопии.

Еще одно последствие – косоглазие, которое провоцируется ослаблением прямой мышцы пораженного глаза и его отклонением в сторону.

Диагностические методы и терапия

Постановка диагноза требует проведения:

  1. Визометрии (используются таблицы для определения уровня остроты).
  2. Периметрии (благодаря определённому устройству выявляются границы зрительных полей).
  3. Рефрактометрии.
  4. Скиаскопии (при помощи светового луча и зеркала определяется преломляющая сила).
  5. Офтальмоскопии (врач, используя офтальмоскоп, осматривает дно глаза).
  6. Офтальмометрии (офтальмометром определяется радиус кривизны роговицы).
  7. Изучение бинокулярного зрения (используется синоптофор, четырехточечный цветотест).

То, каким способом будет устраняться патология, определяется уровнем и видом рефракционных нарушений. Обычно зрительная дисфункция корректируется при помощи очков или контактных линз. Но не каждому пациенту подобный метод подойдет. Необходимо, чтобы разница преломляющей силы не была больше 3 диоптрий.

Подбор линз осуществляется для каждого конкретного случая отдельно. Необходимо правильно их носить и периодически проходить осмотр офтальмолога, получая у него необходимые консультации.

Пациент, который использует линзы, может пострадать от:

  • эпителиального отека;
  • кератита;
  • повреждения роговичного слоя.

Если консервативные методы оказались бесполезными, врач принимает решение о проведении лазерной операции. Она также назначается больным, у которых степень недуга высокая. После хирургического вмешательства должно пройти неделя-две, чтобы улучшение состояния стало явным.

Не стоит паниковать, когда диагностируется анизометропия. При своевременном обнаружении проблему можно полностью устранить, особенно если присутствует слабая степень заболевания.

Бинокулярное зрение является нормой для каждого здорового человека. Это возможность видеть окружающий мир двумя глазами с формированием единого зрительного образа. Оно дает объем и глубину восприятия, возможность ориентироваться в пространстве, различать объекты, понимать, как они расположены. Бинокулярная зрительная функция обязательна для профессии водителя, летчика, хирурга.

Чтобы понимать разницу между стереоскопическим и бинокулярным зрением, нужно знать о том, что стереоскопия — одно из качеств бинокулярного зрения, отвечающее за объемность восприятия предметов.

У новорожденного нет бинокулярного зрения, поскольку у него плавающие глазные яблоки. Нет такого зрения и у пациентов, страдающих болезнями сетчатки или хрусталика глаза. В любом случае, чтобы ответить на вопрос, есть ли у человека возможность видеть двумя глазами, проводят специальное тестирование.

Итак, бинокулярным называют зрение обоими глазами, а монокулярным - одним. Только способность видеть двумя глазами дает человеку возможность адекватно воспринимать предметы вокруг себя, используя стереоскопическую функцию. Глаза являются парным органом и их совместная работа позволяет оценивать все, что находится вокруг с точки зрения объема, расстояния, формы, ширины и высоты, различать цвета и оттенки.

Монокулярное зрение позволяет воспринимать окружающую среду только косвенно, без объема, на основании размера и формы предметов. Человек, видящий одним глазом, не сможет налить воду в стакан, вдеть нитку в ушко.

Только оба вида зрения создают полную картину обозримого пространства и помогают в ней ориентироваться.

Механизм действия

Стереоскопическое зрение создается с помощью фузионного рефлекса. Он способствует соединению двух картин с обеих сетчаток в одно изображения путем их слияния. Сетчатка левого и правого глаза имеют идентичные (корреспондирующие) и несимметричные (диспаратные) точки. Для объемного зрения важно, чтобы изображение падало на идентичные токи сетчаток. Если изображение попадает на диспаратные точки сетчатки, возникнет двоение.

Чтобы получить единый образ должны быть выполнено несколько условий:

  1. изображения на сетчатке должны быть идентичны по форме и размеру;
  2. должны падать на корреспондирующие участках сетчатки.

При выполнении данных условий у человека формируется четкое изображение.

Формирование зрительной способности

С первого дня рождения движения глазных яблок у младенца не согласованы, поэтому бинокулярное зрение отсутствует. Спустя шесть-восемь недель со дня рождения ребенок уже может фокусироваться на предмете обоими глазами. В три-четыре месяца у малыша появляется фузионный рефлекс.

Видеть обоими глазами в полном объеме ребенок начинает к двенадцати годам. Именно из-за этого косоглазие () характерно для детей, которые ходят в ясли или детский сад.

Инфографика о формировании бинокулярного зрения у детей (с рождения до 10 лет)

Признаки нормального бинокулярного зрения

У здоровых людей оно характеризуется рядом признаков:

  • Полностью сформированным фузионным рефлексом, который дает возможность производить бифовеальное слияние (фузию).
  • Согласованным функционированием глазодвигательных мышечных тканей, которое обеспечивает параллельное расположение глаз при направлении взгляда на отдаленные объекты и конвергенцию зрительных осей при рассмотрении близко находящихся объектов. Кроме того обеспечивает одновременное движение глаз при наблюдении за передвигающимся предметом.
  • Нахождением зрительного аппарата в одной фронтальной и горизонтальной плоскостях. Если один глаз смещается в результате травмы или воспаления, происходит деформация симметричности слияния зрительных обзоров.
  • Острота зрения минимум 0,3 – 0,4. Так как таких показателей вполне хватит, чтобы сформировать изображение с четкими очертаниями на сетчатой оболочке.
  • На обеих сетчатках должны быть одинаковые величины изображений (изейкония). При разной рефракции глаз (анизометропии) появляются неодинаковые изображения. Чтобы сохранить способность видеть обоими глазами степень анизометропии должна быть не больше трех диоптрий. Важно учитывать этот параметр при подборе очков или контактных линз. С разницей между двумя линзами больше 3,0-х диоптрий, даже с высокой остротой зрения, человек не будет иметь бинокулярного зрения.
  • Роговица, хрусталик и стекловидное тело должны быть полностью прозрачными.

Стереоскопическое зрение при катаракте отсутствует

Проверка бинокулярного и монокулярного зрения

Для проверки наличия у человека бинокулярной способности разработано несколько методик:

Опыт Соколова

Опыт Соколова или «дыра в ладони»

Данная методика носит другое название – «дыра в ладони».

Что нужно сделать:

Суть методики состоит в том, что к правому глазу пациента приставляется свернутый лист бумаги, через который он должен рассматривать отдаленные предметы. В это время левую руку вытягиваю так, чтобы ладонь находилась на расстоянии 15 см от левого глаза. То есть человек видит «ладонь» и «тоннель». Если бинокулярное зрение есть, то изображения накладываются друг на друга и кажется, будто в ладони есть дыраа, через которую мы видим картинку.

Иное название методики – проба с промахиванием.

Для того, чтобы определить наличие бинокулярного зрения с помощью этого метода вам понадобится два длинных предмета (например 2 ручки или 2 карандаша). Но в принципе можно воспользоваться и своими же пальцами, правда точность немного снизится.

Проба с промахиванием (способ Кальфа)

Что делать:

  • Возьмите карандаш в одну руку и держите его горизонтально.
  • В другую руку возьмите второй карандаш и держите его вертикально.
  • Разведите их на разное расстояние, поводите руками в разные стороны, чтобы запутать себя, а после этого попытайтесь свести кончики карандашей.

Если у вас есть стереоскопическое зрение, то такая задача выполняется достаточно просто. При отсутствии данной способности вы будете промахиваться. Чтобы убедиться в этом можно повторить тот же опыт с закрытым глазом. Так как при работе только одного глаза нарушается 3D восприятие.

«Чтение с карандашом»

Понадобится: книга и карандаш.

Инструкция:

  • В одну руку нужно взять книгу, а другую карандаш, разместив его на фоне страниц книги.
  • Карандаш должен закрывать некоторые буквы.
  • При наличии бинокулярной способности, пациент может прочитать текст даже несмотря на препятствие. Происходит это за счет слияния картинок в обзоре.

Наиболее точное исследование бинокулярного зрения производят с помощью четырехточечного цветотеста. Он основан на том, что зрительные обзоры можно разделить, используя цветные фильтры. Для этого нужно два предмета, которые окрашены в зеленый цвет и по одному красной и белой окраской. На исследуемого нужно надеть очки, с одним красным, а другим зеленым стеклом.

  • Если у обследуемого есть бинокулярное зрение, то он будет видеть только красные и зеленые цвета предметов. Объект же белого цвета будет казаться красно-зеленым, потому что восприятие происходит обоими глазами.
  • Если один глаз ведущий, то белый предмет примет цвет линзы напротив этого глаза.
  • Если у пациента одновременное зрение (т.е. зрительные центры получают импульсы то от одного, то от второго глаза), он увидит 5 объектов.
  • Если же у обследуемого монокулярное зрение, то воспринимать он будет только те объекты, которые окрашены в тот же цвет, что и линза в видящем глазу, не читая бесцветный предмет, который будет того же цвета.

Косоглазие

Косоглазие (страбизм, гетеротропия) – недуг, характеризующийся несформированным бинокулярным зрением двух глаз. Происходит это потому, что один глаз отклоняется в ту или иную сторону из-за слабости мышечного аппарата.

Виды (классификация) косоглазия

Косоглазие может спровоцировать ослабление одной или нескольких глазодвигательных мышц, подразделяясь на:

  • Сходящееся (эзотропия) – при нем будет наблюдаться отклонение глазного яблока к переносице;
  • Расходящееся (экзотропия) – отклонение органа зрительного аппарата происходит в сторону височной области головы;
  • Одностороннее – отклоняется только один глаз;
  • Попеременное – происходит поочередное отклонение обоих глаз.

Классификация косоглазия по форме отклонения глаза

Если у пациента есть бинокулярное зрение, но один или оба глаза отклонены от нормального положения это может говорить о наличии у него ложного (мнимого или скрытого) косоглазия (псевдострабизма).

Мнимое косоглазие

Оно характеризуется большой величиной расхождения между зрительной и оптической осями. Также центры роговицы могут смещаться в одну из сторон. Но лечение в этом случае не требуется.

Скрытое косоглазие

Страбизм такого вида может проявляться периодически, когда взгляд не фиксируется на каком-нибудь предмете.

Проверяется данный вид патологии следующим образом:

Пациент фиксирует взгляд на одном движущемся предмете и прикрывает глаз рукой. Если глаз, который прикрыт, следует за траекторией движения предмета, то это указывает на скрытое косоглазие у пациента. Данный недуг не требует лечения.

Бинокулярное зрение является нормой для здорового человека и основой его жизнедеятельности, как в бытовом, так и в профессиональном плане.

Фотография успела сделаться в нашем быту столь привычной, что мы и не представляем себе, как обходились без нее наши предки, даже и не очень отдаленные. В "Записках Пиквикского клуба” Диккенс забавно рассказывает, каким образом запечатлевали внешность человека в государственных учреждениях Англии лет сто назад. Действие происходит в долговой тюрьме, куда привели Пиквика.
Пиквику сказали, что он должен посидеть, пока с него снимут портрет.
" – Снимут с меня портрет! – воскликнул м-р Пиквик.
– Образ ваш и подобие, сэр, – отвечал дюжий тюремщик. – Мы ведь мастера портреты снимать, было бы вам это известно. Не успеете повернуться, и рисунок будет готов. Сядьте, сэр, и будьте как дома.
Повинуясь приглашению, м-р Пиквик сел, и тогда Самуэль (слуга Пиквика) шепнул ему на ухо, что выражение "снимать портрет” должно понимать здесь в фигуральном смысле:
– Это значит, сэр, что тюремщики станут присматриваться к вашему лицу, чтобы отличать вас от посетителей.
Сеанс начался. Толстый тюремщик беспечно посматривал на м-ра Пиквика, тогда как его товарищ стал напротив нового арестанта и устремил на него пристальный взгляд. Третий джентльмен остановился перед самым носом м-ра Пиквика и принялся изучать его черты с напряженным вннманием.
Наконец, портрет был снят, и м-ру Пиквику сказали, что он может идти в тюрьму”.
Еще ранее роль таких "портретов”, запечатлеваемых памятью, играл перечень "примет”. Помните, в "Борисе Годунове” Пушкина описание Григория Отрепьева в царском указе: "А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая”? В наши дни просто прилагается фотокарточка,

Чего многие не умеют?

Фотография проникла к нам в сороковых годах прошлого века сначала в виде так называемой "дагерротипии” [По имени изобретателя этого способа – Дагерра.] – снимков на металлических пластинках. Неудобство этого способа светописи состояло в том, что приходилось позировать перед аппаратом довольно долго – десятки минут…
"Мой дед, – рассказывал ленинградский физик, проф. Б. П. Вейнберг, – просидел перед фотографической камерой, чтобы получился с него один и притом неразмножаемый дагерротип, – сорок минут!”.
Но все же возможность получать портреты без участия художника представлялась настолько новой, почти чудесной, что публика не скоро привыкла к этой мысли. В старинном русском журнале (1845 г.) рассказан по этому поводу забавный случай:
"Многие еще до сих пор не хотят верить, что дагерротип мог действовать сам. Один весьма почтенный человек пришел заказать свой портрет. Хозяин (т.е. фотограф. – Я. П. ) усадил его, приладил стекла, вставил дощечку, посмотрел на часы и вышел. Пока хозяин был в комнате, почтенный человек сидел как вкопанный; но лишь только хозяин вышел за дверь, господин, желавший иметь свой портрет, не счел нужным сидеть смирно, встал, понюхал табаку, осмотрел со всех сторон дагерротип (аппарат), приставил глаз к стеклу, покачал головой, проговорил "хитрая штука” и начал прохаживаться по комнате.
Хозяин возвратился и, с изумлением остановившись у двери, воскликнул:
– Что вы делаете? Ведь я вам сказал, чтобы вы сидели смирно!
– Ну, я сидел. Я только встал, когда вы ушли.
– Тогда и надо было сидеть.
– Зачем же я буду сидеть напрасно?”
Вам кажется, читатель, что теперь мы далеки от всяких наивных представлений о фотографии. Однако и в наше время большинство людей не освоилось еще вполне с фотографией, н, между прочим, мало кто умеет смотреть на готовые снимки. Вы думаете, нечего тут и уметь: взять снимок в руки н смотреть на него. Но это вовсе не так просто: фотографические снимки принадлежат к тем предметам обихода, с которыми, при всей их распространенности, мы не умеем правильно обращаться. Большинство фотографов, любителей и профессионалов, – не говоря уже об остальной публике, – рассматривают снимки не совсем так, как надо. Почти столетие известно искусство фотографии, и тем не менее многие не знают, как, собственно, следует рассматривать фотографические снимки.

Искусство рассматривать фотографии

Рис. 120. Каким кажется палец левому и правому глазу, если держать руку недалеко от лица.
По устройству своему фотографическая камера – большой глаз: то, что рисуется на ее матовом стекле, зависит от расстояния между объективом и снимаемыми предметами. Фотографический аппарат закрепляет на пластинке перспективный вид, который представился бы нашему глазу (заметьте – одному глазу!), помещенному на месте объектива. Отсюда следует, что раз мы желаем получить от снимка такое же зрительное впечатление, как и от самой натуры, мы должны:
1) рассматривать снимок только одним глазом и
2) держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза.
Нетрудно понять, что, рассматривая снимок двумя глазами, мы неизбежно должны увидеть перед собой плоскую картину, а не изображение, имеющее глубину. Это с необходимостью вытекает из особенностей нашего зрения. Когда мы рассматриваем телесный предмет, па сетчатках наших глаз получаются изображения неодинаковые: правый глаз видит не совсем то же, что рисуется левому (рис. 120). Эта неодинаковость изображений и есть, в сущности, главная причина того, что предметы представляются нам телесными: сознание наше сливает оба неодинаковых впечатления в один рельефный образ (на этом, как известно, основано устройство стереоскопа). Иное дело, если перед нами предмет плоский, например поверхность стеньг, оба глаза получают тогда вполне тождественные впечатления; одинаковость эта является для сознания признаком плоскостного протяжения предмета.
Теперь ясно, в какую ошибку впадаем мы, когда рассматриваем фотографию двумя глазами; этим мы навязываем своему сознанию убеждение, что перед нами именно плоская картина! Когда мы предлагаем обоим глазам снимок, предназначенный только для одного , мы мешаем себе видеть то, что должна дать нам фотография; вся иллюзия, в таком совершенстве создаваемая фотографической камерой, разрушается этим промахом.

На каком расстоянии надо держать фотографию?

Столь же важно и второе правило – держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза; в противном случае нарушается правильная перспектива. Каково же должно быть это расстояние? Для получения полного впечатления надо рассматривать снимок под тем же углом зрения, под каким объектив аппарата "видел” изображение на матовом стекле камеры, или, что то же самое, под каким он"видел” снимаемые предметы (рис. 121). Отсюда следует, что снимок надо приблизить к глазу на расстояние, которое во столько же раз меньше расстояния предмета от объектива, во сколько раз изображение предмета меньше натуральной величины. Другими словами, надо держать снимок от глаза на расстоянии, которое приблизительно равно фокусной длине объектива.
Если мы примем во внимание, что в большинстве любительских аппаратов фокусное расстояние равно 12 – 15 см, [В последующем тексте автор имеет в виду фотоаппараты таких типов, которые были распространены в период создания "Занимательной физики”. Прим. ред. ] то поймем, что мы никогда не рассматриваем таких снимков на правильном расстоянии от глаза: расстояние лучшего зрения для нормального глаза (25 см) почти вдвое более указанного. Плоскими кажутся и фотографии, висящие на стене, – их рассматривают с еще большего расстояния.
Только близорукие люди, с коротким расстоянием лучшего зрения (а также дети, способные видеть на близком расстоянии), могут доставить себе удовольствие любоваться тем эффектом, который дает обыкновенный снимок при правильном рассматривании (одним глазом). Держа фотографию на расстоянии 12 – 15 см от глаза, они видят перед собой не плоскую картину, а рельефный образ, в котором передний план отделяется от заднего почти как в стереоскопе.

Рис. 121. В фотографическом аппарате угол 1 равен углу 2.
Читатель, надеюсь, согласится теперь, что в большинстве случаев мы только по собственному неведению не получаем от фотографических снимков в полной мере того удовольствия, какое они могут доставить, и часто напрасно жалуемся на их безжизненность. Все дело в том, что мы не помещаем своего глаза в надлежащей точке относительно снимка и смотрим двумя глазами на изображение, предназначенное только для одного.

Странное действие увеличительного стекла

Близорукие люди, как мы сейчас объяснили, легко могут обыкновенные фотографии видеть рельефными. Но как быть людям с нормальными глазами? Они не могут придвигать изображений очень близко к глазу, но им поможет здесь увеличительное стекло. Смотря на снимок через чечевицу с увеличением в два раза, такие люди легко могут приобрести указанные выгоды близорукого, т. е., не напрягая глаз, могут видеть, как фотография приобретает рельефность и глубину. Разница между получаемым при этом впечатлением и тем, что мы видим, глядя на фотографию двумя глазами с большого расстояния, – огромна. Такой способ рассматривать обыкновенные фотографии почти заменяет эффекты стереоскопа.
Теперь становится понятным, почему фотоснимки часто приобретают рельефность, если смотреть на них одним глазом в увеличительное стекло. Факт этот общеизвестен. Но правильное объяснение явления приходится слышать редко.
Один из рецензентов "Занимательной физики” писал мне по этому поводу:
"В следующем издании рассмотрите вопрос: отчего в обыкновенную лупу фотография кажется рельефной? Мое мнение, что все сложное объяснение стереоскопа не выдерживает критики. Попробуйте смотреть в стереоскоп одним глазом: рельефность сохраняется вопреки теории”.
Читателям, конечно, ясно теперь, что теория стереоскопа нисколько этим фактом не колеблется.
На том же основан любопытный эффект так называемых "панорам”, продающихся в игрушечных магазинах. В этих маленьких приборах обыкновенный снимок ландшафта или группы рассматривается через увеличительное стекло одним глазом. Этого уже достаточно для получения рельефа; иллюзию обыкновенно усиливают еще тем, что некоторые предметы переднего плана вырезаются отдельно и помещаются впереди фотографии; глаз наш очень чувствителен к рельефности ближайших предметов и не столь восприимчив к более далеким рельефам.

Увеличение фотографий

Нельзя ли изготовлять фотографии так, чтобы нормальный глаз мог правильно рассматривать их, не прибегая к стеклам? Вполне возможно, – для этого достаточно только пользоваться камерами с длиннофокусными объективами. После сказанного раньше понятно, что снимок, полученный при помощи объектива с 25 – 30-сантиметровым фокусным расстоянием, можно рассматривать (одним глазом) на обычном расстоянии – он покажется достаточно рельефным.
Можно получать и такие снимки, которые не будут казаться плоскими при рассматривании даже двумя глазами с большого расстояния. Мы уже говорили, что когда оба глаза получают от какого-либо предмета два тождественных изображения, сознание сливает их в одну плоскую картину. Но эта склонность быстро ослабевает с увеличением расстояния. Практика показывает, что снимки, полученные с помощью объектива с 70-сантиметровым фокусным расстоянием, могут быть непосредственно рассматриваемы обоими глазами, не утрачивая перспективности.
Необходимость располагать длиннофокусным объективом опять-таки представляет неудобство. Поэтому укажем и другой способ: он состоит в том, что увеличивают снимок, полученный обыкновенным аппаратом. При таком увеличении соответственно удлиняется и правильное расстояние, с какого нужно снимок рассматривать. Если фотографию, снятую 15-сантиметровым объективом, увеличить в 4 или 5 раз, то этого уже достаточно для получения желаемого эффекта: увеличенную фотографию можно рассматривать обоими глазами с расстояния 60 – 75 см. Некоторая неясность снимка не мешает впечатлению, так как с большого расстояния она малозаметна. В смысле же рельефности и перспективности снимок несомненно выигрывает.

Лучшее место в кинотеатре

Частые посетители кинотеатров заметили, вероятно, что некоторые картины отличаются необыкновенной рельефностью: фигуры отделяются от заднего плана и настолько выпуклы, что забываешь даже о существовании полотна и видишь словно подлинный ландшафт или живых артистов на сцене.
Такая рельефность изображений зависит не от свойства самой ленты, как часто думают, а от места, где помещается зритель. Кинематографические снимки хотя и производятся с помощью весьма короткофокусных камер, но проектируются на экран в сильно увеличенном виде, – раз в сто, – так что их можно рассматривать двумя глазами с большого расстояния (10 см * 100 = 10 м). Наибольшая рельефность наблюдается тогда, когда мы смотрим на картины под тем же самым углом, под каким аппарат "смотрел” на свою натуру при съемке. Тогда перед нами будет естественная перспектива.
Как же найти расстояние, отвечающее такому наивыгоднейшему углу зрения? Для этого нужно выбрать место, во-первых, против середины картины, а во-вторых, на таком расстоянии от экрана, которое во столько же раз больше ширины картины, во сколько раз фокусное расстояние объектива больше ширины кинематографической ленты.
Для кинематографических снимков обыкновенно пользуются камерами с фокусным расстоянием 35 мм, 50 мм, 75 мм, 100 мм, в зависимости от характера съемки. Стандартная ширина ленты 24 мм. Для фокуса, например, в 75 мм имеем отношение:
(искомое расстояние/ширина картины) = (фокусное расстояние/ширина ленты) = 75/24
Итак, чтобы найти, на каком расстоянии надо в этом случае сесть от экрана, достаточно ширину картины увеличить примерно в 3 раза. Если ширина кинематографического изображения 6 шагов, то лучшие места для рассматривания этих кадров расположены в 18 шагах от экрана.
Этого обстоятельства не следует упускать из виду при испытании различных предложений, имеющих целью придать кинокартинам стереоскопичность: легко приписать испытываемому изобретению то, что обусловлено указанными причинами.

Воспроизведения фотографий в книгах и журналах имеют, конечно, те же свойства, что и оригинальные снимки: они тоже становятся рельефнее, если рассматривать их одним глазом и с надлежащего расстояния. Так как разные фотографии сняты аппаратами с различным фокусным расстоянием, то отыскивать надлежащие расстояния для рассматривания приходится испытанием. Закрыв один глаз, держите иллюстрацию на вытянутой руке так, чтобы плоскость ее была перпендикулярна к лучу зрения, а ваш открытый глаз приходился против середины снимка. Теперь приближайте постепенно снимок, не переставая всматриваться в него; вы легко уловите момент, когда он приобретет наибольшую рельефность.
Многие снимки, неотчетливые и плоские при обычном рассматривании, получают глубину и ясность, если смотреть на них описанным способом. Нередко при таком рассматривании становятся заметны блеск воды и другие чисто стереоскопические эффекты.
Надо удивляться, что столь простые факты мало известны, хотя почти все здесь сообщаемое излагалось в популярных книгах более полувека назад. В "Основаниях физиологии ума” В. Карпентера – книге, изданной в русском переводе еще в 1877 г., – читаем о рассматривании фотографий следующее:
"Замечательно, что эффект этого способа рассматривания фотографических картин (одним глазом) не ограничивается выделением телесности предмета; другие особенности являются тоже с несравненно большей живостью и реальностью, дополняя иллюзию. Это относится главным образом к изображению стоячей воды – самой слабой стороны фотографических картин при обычных условиях. Именно, если смотреть на такое изображение воды обоими глазами, поверхность кажется восковой, но если смотреть одним глазом, в ней часто замечается поразительная прозрачность и глубина. То же можно сказать и относительно различных свойств поверхностей, отражающих свет, например бронзы и слоновой кости. Материал, из которого сделан предмет, изображенный на фотографии, узнается гораздо легче, если смотреть одним глазом, а не двумя”.
Обратим внимание еще на одно обстоятельство. Если снимки при увеличении выигрывают в жизненности, то при уменьшении они, напротив, проигрывают в этом отношении. Уменьшенные фотографии выходят, правда, резче и отчетливее, но они плоски, не дают впечатления глубины и рельефности. Причина после всего сказанного должна быть понятна: с уменьшением фотографий уменьшается и соответствующее "перспективное расстояние”, которое обыкновенно и без того чересчур мало.

Рассматривание картин

То, что мы сказали о фотографии, до известной степени применимо и к картинам, созданным рукой художника: их всего лучше рассматривать тоже с надлежащего расстояния. Только при этом условии ощутите вы перспективу и картина покажется не плоской, а глубокой и рельефной. Полезно смотреть также одним, а не двумя глазами, особенно на картины небольших размеров.
"Давно известно, – писал по этому поводу английский психолог В. Карпентер в упомянутом сочинении, – что при внимательном рассматривании картины, где перспективные условия, свет, тени и общее расположение деталей строго соответствуют изображаемой действительности, производимое впечатление гораздо живее, если смотреть одним глазом, а не обоими, и что эффект усиливается, когда мы смотрим через трубку, исключающую всю постороннюю обстановку картины. Факт этот объясняли раньше совершенно ложно. „Мы видим одним глазом лучше, чем двумя, – говорит Бекон, – потому что жизненные духи сосредоточиваются при этом в одном месте и действуют с большей силой".
В действительности же тут дело в том, что когда мы смотрим обоими глазами на картину в умеренном расстоянии, то принуждены признать ее плоской поверхностью; когда же мы смотрим только одним глазом, ум наш легче может поддаться впечатлению перспективы, света, теней и т. д. Отсюда, когда мы всматриваемся пристально, картина приобретает в скором времени рельефность и может даже достичь телесности реального ландшафта. Полнота иллюзии будет главным образом зависеть от верности, с которой воспроизведена на картине действительная проекция предметов на плоскости… Преимущество видения одним глазом зависит в этих случаях от того, что ум свободен истолковывать картину по своему произволу, когда ничто не заставляет его видеть в ней плоскую картину”.
Уменьшенные снимки с больших картин дают нередко более полную иллюзию рельефности, нежели оригиналы. Вы поймете, отчего это происходит, если вспомните, что при уменьшении картины сокращается то обычно большое расстояние, с которого следует рассматривать изображение, поэтому снимок приобретает рельефность уже на близком расстоянии.

Что такое стереоскоп?

Переходя от картин к телесным предметам, зададим себе вопрос: почему, собственно, предметы кажутся нам телесными, а не плоскими? На сетчатке нашего глаза изображение получается ведь плоское. Каким же образом происходит то, что предметы представляются нам не в виде плоской картины, а телами трех измерений?
Здесь действуют несколько причин. Во-первых, различная степень освещения частей предметов позволяет нам судить об их форме. Во-вторых, играет роль напряжение, которое мы ощущаем, когда приспособляем глаза к ясному восприятию различно удаленных частей телесного предмета: все части плоской картины удалены от глаза одинаково, между тем как части пространственного объекта находятся на различном расстоянии, и чтобы ясно видеть их, глаз должен не одинаково "настраиваться”. Но самую большую услугу оказывает нам то, что здесь изображения, получаемые в каждом глазу от одного и того же предмета, не одинаковы. В этом легко убедиться, если смотреть на какой-нибудь близкий предмет, попеременно закрывая то правый, то левый глаз. Правый и левый глаз видят предметы не одинаково; в каждом рисуется иная картина, и это-то различие, истолковываемое нашим сознанием, дает нам впечатление рельефа (рис. 120 и 122).
Теперь представьте себе два рисунка одного и того же предмета: первый изображает предмет, каким он кажется левому глазу, второй – правому. Если смотреть на эти изображения так, чтобы каждый глаз видел только "свои” рисунок, то вместо двух плоских картин мы увидим один выпуклый, рельефный предмет, даже более рельефный, чем телесные предметы, видимые одним глазом. Рассматривают такие парные рисунки при помощи особого прибора – стереоскопа. Слияние обоих изображений достигалось в прежних стереоскопах при помощи зеркал, а в новейших – с помощью стеклянных выпуклых призм: они преломляют лучи так, что при мысленном их продолжении оба изображения (слегка увеличенные благодаря выпуклости призм) покрывают одно другое. Идея стереоскопа, как видим, необычайно проста, но тем поразительное действие, достигаемое столь простыми средствами,

Рис. 122. Стеклянный куб с пятнами, рассматриваемый левым и правым глазом.
Большинству читателей, без сомнения, случалось видеть стереоскопические фотографии различных сцен и ландшафтов. Иные, быть может, рассматривали в стереоскоп и чертежи фигур, изготовленные с целью облегчить изучение стереометрии. В дальнейшем мы не будем говорить об этих более или менее общеизвестных применениях стереоскопа, а остановимся лишь на тех, с которыми многие читатели, вероятно, незнакомы.

Наш естественный стереоскоп

При рассматривании стереоскопических изображений можно обойтись и без какого-либо прибора: надо лишь приучить себя соответствующим образом направлять глаза. Результат получается такой же, как и при помощи стереоскопа, с той лишь разницей, что изображение при этом не увеличивается. Изобретатель стереоскопа Уитстон первоначально пользовался именно этим естественным приемом.
Я прилагаю здесь целую серию стереоскопических рисунков постепенно возрастающей сложности, которые советую попытаться рассматривать непосредственно, без стереоскопа. Успех достигается лишь после ряда упражнений [Надо заметить, что умение видеть стереоскопически – даже и в стереоскоп – дается не всем людям, некоторые (например, косоглазые или привыкшие работать только одним глазом) совершенно неспособны к нему; другим оно дается после продолжительного упражнения; наконец, третьи, преимущественно молодые люди, научаются этому очень быстро – в четверть часа.].

Рис. 123. Несколько секунд не сводите глаз с промежутка между пятнышками – оба черных пятна сольются в одно.

Рис. 124. Повторите то же с этой парой рисунков. Добившись слияния, перейдите к следующему упражнению.

Рис. 125. Когда эти изображения сольются, вы увидите перед собой словно внутренность трубы, уходящей вдаль.
Начните с рис. 123 – пары черных точек. Держите их перед глазами и в течение нескольких секунд не сводите взгляда с промежутка между пятнышками; при этом сделайте такое усилие, словно бы желали рассмотреть предмет, расположенный далее, позади рисунка. Вы увидите скоро уже не два, а четыре пятна, – кружки раздвоятся. Но затем крайние точки отплывут далеко, а внутренние сблизятся и сольются. Если вы повторите то же с рис. 124 и 125, то в последнем случае в момент слияния увидите перед собой словно внутренность длинной трубы, уходящей вдаль.
Добившись этого, можете перейти к рис. 126; здесь вы. должны увидеть висящие в воздухе геометрические тела. Рис. 127 представит вам длинный коридор каменного здания или туннель, а на рис. 128 вы можете восхищаться иллюзией прозрачного стекла в аквариуме. Наконец, на рис. 129 перед нами уже целая картина – морской пейзаж.
Научиться такому непосредственному рассматриванию парных изображений сравнительно нетрудно.

Рис. 126. Эти четыре геометрических тела при слиянии изображении кажутся словно парящими в пространстве.

Рис. 127. Длинный, уходящий вдаль коридор.

Рис. 128. Рыбка в аквариуме.
Многие из моих знакомых овладевали этим искусством в короткий срок, после небольшого числа проб. Близорукие и дальнозоркие, носящие очки, могут не снимать их, а смотреть на изображение так, как рассматривают всякую картину. Пробуйте придвигать или отодвигать от глаз рисунки, пока не уловите надлежащего расстояния. Во всяком случае нужно проделывать опыты при хорошем освещении – это сильно способствует успеху.

Рис. 129. Стереоскопический ландшафт моря.
Научившись рассматривать без стереоскопа воспроизведенные здесь рисунки, можете воспользоваться приобретенным навыком для рассматривания вообще стереоскопических фотографий, обходясь без специального прибора. Те стереоскопические снимки, которые напечатаны далее, тоже можно попытаться рассматривать простым глазом. Не надо только чрезмерно увлекаться этим упражнением, чтобы не утомить глаза.
Если вам не удастся приобрести способность управлять своими глазами, вы можете, за неимением стереоскопа, пользоваться стеклами очков для дальнозорких – надо подклеить их под отверстия в картоне так чтобы смотреть только через внутренние края стекол; между рисунками следует поместить какую-нибудь перегородку. Этот упрощенный стереоскоп вполне достигает цели.

Одним и двумя глазами

На рис 130 вверху слева воспроизведены фотографии, изображающие три аптечные склянки как будто одинаковых размеров. Как бы внимательно вы ни рассматривали эти изображения, вы не обнаружите между склянками никакой разницы в величине. А между тем разница существует, и весьма значительная. Склянки кажутся равными только потому, что находятся не на одинаковом расстоянии от глаза или от фотографического аппарата: крупная банка удалена больше, чем мелкие. Но какие именно из трех изображенных банок ближе, какие дальше? Это невозможно определить простым рассматриванием изображений.

Рис. 130
Задача, однако, легко решается, если обратиться к услугам стереоскопа или к помощи того стереоскопического зрения без аппарата, о котором сейчас говорилось. Тогда вы отчетливо увидите, что из трех склянок крайняя левая значительно дальше средней, которая в свою очередь дальше правой. Истинное соотношение размеров склянок показано на рисунке справа.
Еще более поразительный случай имеем на рис. 130 внизу. Вы видите воспроизведение фотографий ваз, свечей и часов, причем обе вазы и обе свечи кажутся совершенно одинаковых размеров. В действительности же между ними огромная разница в размерах: левая ваза чуть не вдвое выше правой, а левая свеча гораздо ниже часов и правой свечи. При стереоскопическом рассматривании тех же снимков сразу обнаруживается причина метаморфозы: предметы не выстроены в одну шеренгу, а размещены на различных расстояниях: крупные – дальше, мелкие – ближе.
Преимущество стереоскопического "двуглазого” зрения перед "одноглазым” выступает здесь с большой убедительностью.

Простой способ разоблачать подделки

Имеются два совершенно одинаковых рисунка, например два равных черных квадрата. Рассматривая их в стереоскоп, мы увидим один квадрат, ничем не отличающийся от каждого из двух в отдельности. Если в центре каждого квадрата имеется белая точка, то и она, конечно, окажется в квадрате, видимом в стереоскопе. Но стоит эту точку на одном квадрате немного сдвинуть в сторону от центра, чтобы получился довольно неожиданный эффект: в стереоскоп по-прежнему будет видна одна точка, но не на самом поле квадрата, а впереди или позади него! Достаточно ничтожной разницы в обеих картинах, чтобы вызвать с помощью стереоскопа впечатление глубины.
Это дает простой способ обнаруживать подделки банковских билетов и документов. Стоит поместить в стереоскоп подозреваемый банкнот рядом с подлинным, чтобы обнаружить подделку, как бы искусна она ни была: ничтожное различие водной букве, в одном штрихе сразу бросится в глаза, так как буква эта или штрих будет казаться впереди или позади остального фона [Мысль эта, впервые высказанная в середине XIX века Дове, применима не ко всем денежным знакам нашего времени. Технические условия их печатания таковы, что получающиеся оттиски не дают в стереоскопе впечатления плоского изображения, даже если оба денежных знака подлинные. Зато прием Дове вполне пригоден для различения двух оттисков одного и того же книжного набора от оттиска, сделанного с заново набранного шрифта.].

Зрение великанов

Когда предмет находится очень далеко от нас, далее 450 м, то расстояние между нашими глазами не может уже влиять на различие зрительных впечатлений. Далекие здания, отдаленные горы, ландшафты кажутся нам поэтому плоскими. По той же причине и светила неба кажутся все на одном расстоянии, хотя Луна гораздо ближе, чем планеты, а последние неизмерим.

Зрение двумя глазами. Опыты по наблюдению одним и двумя глазами - страница №1/1

План занятия 7.


  1. Зрение двумя глазами. Опыты по наблюдению одним и двумя глазами.

  2. Стереоскопическое зрение. Стереоскоп.

  3. Инерция зрения как свойство глаза, на котором основано кино.

  4. Цветовое зрение.

  5. Зрительные иллюзии.

  6. Послеобразы.
Рассматривая предмет обоими глазами, мы видим его только тогда одиночным, когда оси зрения глаз образуют такой угол сходимости (конвергенцию), при котором симметричные отчётливые изображения на сетчатках получаются в определённых соответственных местах чувствительного жёлтого пятна (лат. fovea centralis ). Благодаря такому бинокулярному зрению, мы не только судим об относительном положении и расстоянии предметов, но и воспринимаем впечатления рельефа и объёма.

Бинокулярность. Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (то есть формировать трехмерное изображение). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв "правую часть" изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения - правую и левую - головной мозг соединяет воедино.

Объемное восприятие окружающего позволяет измерять расстояние на глаз – чем больше угол между лучами, идущими в правый и левый зрачки, тем предмет ближе. Бинокулярность может нарушаться при косоглазии и некоторых других заболеваниях глаз.

При сильной усталости может наблюдаться временное косоглазие, вызванное отключением ведомого глаза.

схема стереоскопа

Инерция зрения - это запаздывание нашей зрительной реакции относительно реально движущегося предмета, а также эффект сглаживания его рывков при условии, что их частота не менее, чем 16 актов в секунду. Визуальная непрерывность - это главный эффект, вызывающий интерес к проблеме инерции зрения. Кинематограф нам это убедительно доказал, а современные визуальные технологии - тем более. Если, например, на одном и том же экране монитора изображение исчезнет и в тот же момент появится в другом его месте, то у вас возникнет иллюзия, что изображение «перелетело». То есть вы как бы увидите его быстрый полёт. Этот эффект основан на том, что опираясь на предыдущий опыт, наше сознание синтезирует последовательную динамику даже несуществующего перемещения, поскольку мгновенный перескок противоречит естественному положению дел (телепортации в природе не бывает, а мониторы или прочие экраны по эволюционным меркам появились сравнительно недавно). Данное явление наиболее широко используется в кинематографе, поскольку достаточно быструю подачу отрывочных кадров наше сознание превращает в мягкую непрерывную динамику. Оптимальная частота кадров просто совпадает с частотой нашей внутренней реставрации при зрительном восприятии, и тогда мы видим, как будто и впрямь изображение не прерывается, не скачет, а идёт плавно, согласно нашему обыденному жизненному опыту. Опыт для нашего восприятия играет существенную роль, так как сознание производит свой синтез целых динамичных картин по отдельным поступающим впечатлениям. И это также используется в искусстве фокусника, который сначала показывает нам нормальное и последовательное поведение предмета, а затем совершает с ним действие, противоречащее нашему обыденному опыту. В результате этого мы видим лишь нами же созданную, то есть иллюзорную ситуацию, при которой предмет якобы продолжал всё также двигаться в поле нашего зрения (хотя объективно его там уже не было), а затем его почему-то не стало и для нас. И, так называемая, инерция зрения, и иллюзии от фокусника - всё это явления, создаваемые эффектом поведенческого динамического синтеза нашего сознания при восприятии нашего образного сознания, дополняющего отрывочные впечатления до целой и непрерывной картины на основе нашего же предыдущего опыта.

Цветов о е зр е ние, цветное зрение, цветовосприятие, способность глаза человека и многих видов животных с дневной активностью различать цвета, т. е. ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов. Видимая часть спектра включает излучения с разной длиной волны, воспринимаемые глазом в виде различных цветов.

Зрительные иллюзии (обманы зрения), систематические ошибки зрительного восприятия, а также различные искусственно создаваемые зрительные эффекты и виртуальные образы, основанные на использовании особенностей зрительных механизмов.Зрительные иллюзии связаны с некоторыми ограничениями и погрешностями процесса переработки информации в зрительной системе. Действительно, при рассматривании определенных объектов в специфическом окружении или в особых условиях наблюдения человек зачастую не вполне правильно оценивает размер, форму или цвет объектов, характер их движения, условия освещения и т. д. Часто «ошибочные» видимые образы очень убедительны, и человек, как правило, не может их «откорректировать» по своему желанию, даже если прекрасно осведомлен о том, что он должен был бы видеть, если бы зрение его не обманывало. Кроме того, к разряду зрительных иллюзий относят не только систематические ошибки восприятия, но и множество изобретенных людьми впечатляющих зрительных эффектов, в основе которых лежат фундаментальные свойства зрительных механизмов, а не их недостатки. Таким образом, большинство классических иллюзий, демонстрирующих значительные отличия параметров видимого образа от физических параметров объекта, имеет смысл рассматривать как проявление таких «недостатков» зрительной системы, которые фактически являются продолжением ее достоинств. Параллельны ли линии и буквы?

Послеобраз - остаточное явление, возникающее после рассмотрения какого - либо объекта при строго фиксированном взгляде. Обычно послеобразы не наблюдаются из - за их стирания саккадическими движениями - глаз и маскировки, но очень яркие объекты (Солнце, пламя огня и т.п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы. Послеобраз хорошо заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной точки. После каждого скачка глаз послеобраз пропадает, а во время зрительной фиксации вновь появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза является дополнительным к цвету объекта.

Лабораторная работа: Определение размеров слепого пятна глаза.

Слепо́е пятно́ (оптический диск) - имеющаяся в каждом глазу здорового человека область на сетчатке, которая не чувствительна к свету. Нервные волокна от рецепторов к слепому пятну идут поверх сетчатки и собираются в зрительный нерв, который проходит сквозь сетчатку на другую её сторону и потому в этом месте отсутствуют световые рецепторы. Слепые пятна в двух глазах находятся в разных местах (симметрично), поэтому при нормальном использовании обоих глаз они незаметны; кроме того, мозг корректирует воспринимаемое изображение; потому для обнаружения слепого пятна необходимы специальные приёмы. Со стороны носа, а следовательно вне оптической оси глаза, к area centralis примыкает зрительный диск, где собираются зрительные нервные волокна, покидающие глаз в составе зрительного нерва. Эта область лишена фоторецепторов, нечувствительна к свету и именуется слепым пятном.

Обнаружение слепого пятна


Чтобы наблюдать у себя слепое пятно, закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор вертикально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент он исчезнет.

Этим способом можно также оценить приблизительный угловой размер слепого пятна.

Закройте левый глаз и правым глазом посмотрите на левый крестик

Для определения границ "слепого" пятна правого глаза необходимо взять в левую руку школьную линейку длиной 25-30 см, установить ее на уровне глаз, на расстоянии 60 см от правого глаза, прикрыть левый глаз и смотреть правым глазом на начальную, нулевую, отметку линейки. Указательный палец правой руки нужно двигать по линейке в сторону ее нулевой отметки. Боковым зрением правого глаза, не отводя взгляда от нулевой отметки, пытаются заметить момент исчезновения и появления кончика пальца. Если эти границы равны 18 и 12 см, то "слепое" пятно не расширено (в норме 12-18°). По этому же принципу с достаточной точностью можно проверить и другие границы поля зрения в градусах без градусной шкалы. Для этого достаточно воспользоваться линейкой длиной 60 см.

Кроме того можно провести опыт с "исчезновением" пальца. Опыт поможет наглядно определить положение "слепого" пятна в поле зрения вашего правого глаза. Для этого нужно прикрыть рукой левый глаз, пальцы правой руки сложить "пистолетом" и расположить руку так, чтобы концы указательного и большого пальцев были на одной горизонтальной линии. Правым глазом нужно смотреть на кончик указательного пальца и, сохраняя положение пальцев, медленно отодвинуть руку. При этом можно заметить, что изображение большого пальца исчезает из поля зрения. Исчезновение изображения большого пальца объясняется попаданием его в область "слепого" пятна поля зрения.

В зависимости от характера зрение подразделяется на монокулярное, монокулярное альтернирующее, одновременное и бинокулярное.

Монокулярное – зрение одним глазом при двух открытых глазах (при монолатеральном косоглазии, очковой коррекции односторонней афакии).

Монокулярное-альтернирующее – попеременное зрение то одним, то другим глазом (при альтернирующем косоглазии).

Одновременное – зрение двумя глазами, при котором не происходит слияния двух изображений в коре головного мозга. Это связано с тем, что каждая точка рассматриваемого предмета раздражает диспарантные, или неидентичные точки обеих сетчаток. Поэтому изображения от них передаются в различные участки головного мозга, и фузия не происходит. Одновременное зрение наблюдается при паралитическом косоглазии, полностью коррегированной анизометропии высокой степени.

Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами, при котором происходит слияние двух изображений в коре головного мозга в один зрительный образ (фузия). Его преимущество заключается в том, что:

Повышается острота зрения примерно на 30%;

Расширяется поле зрения до 180 0 в стороны;

Появляется возможность оценивать глубину пространства, т.е. оно является стереоскопическим.

Для формирования бинокулярного зрения необходимы следующие условия:

Острота зрения не ниже 0,3 на каждый глаз;

Анизометропия не более 2,0 дптр.;

Параллельное положение зрительных линий при взгляде вдаль и соответствующая конвергенция при взгляде вблизи;

Согласованная работа всех глазодвигательных мышц и нервной системы.

При этих условиях изображения предметов попадают на корреспондирующие, или идентичные точки обеих сетчаток. К ним относятся желтое пятно, а также точки, расположенные в обоих глазах на одном расстоянии и в одинаковых меридианах от центральных ямок. Изображение от них передается в один и тот же участок коры головного мозга, поэтому происходит слияние в единый зрительный образ.

Методы исследования характера зрения. Исследование применяется в клинической практике при экспертизе и профосмотрах лиц, нуждающихся в хорошем бинокулярном зрении (авиация, работы на высоте).

Опыт «дыра в ладони» Соколова заключается в том, что пациент смотрит правым глазом в трубочку длиной 15-20 см, к концу которой со стороны левого открытого глаза приставляет ладонь. При наличии бинокулярного зрения создается впечатление «дыры в ладони». При одновременном зрении «дыра» не совпадает с центром ладони, а при монокулярном – феномена «дыры в ладони» не появляется (рис. 32).

Рис. 32. Опыт Соколова «дыра в ладони»

Проба на «промахивание» Кальфа. Исследователь держит вертикально спицу или тонкую палочку перед пациентом, в задачу которого входит совместить свою спицу по оси с первой. При наличии бинокулярного зрения это трудностей не вызовет. При его отсутствии отмечается промахивание (рис. 33).


Рис. 33. Проба на «промахивание» Кальфа

Методика определения характера зрения на цветотесте основана на разделении полей зрения двух глаз с помощью светофильтров: красного и зеленого. Цветотест тоже имеет цветные отверстия: два – зеленых, одно – красное и одно – белое.

Исследование проводят на расстоянии 5 м, пациенту одевают цветные очки таким образом, чтобы красное стекло оказалось перед правым глазом, а зеленое – перед левым. Перед началом исследования проверяют качество фильтров, прикрывают щитком левый и правый глаз. При этом пациент видит правым глазом два красных кружка, а левым – три зеленых (так как белый кружок каждый раз приобретает окраску светофильтра).

Основное исследование проводят при двух открытых глазах. В случае бинокулярного зрения он увидит четыре кружочка: два зеленых и два красных, или три зеленых и один красный, в зависимости от ведущего глаза (так как белый кружок приобретает окраску светофильтра перед ведущим глазом).

При монокулярном зрении пациент увидит два красных или три зеленых кружочка.

Для одновременного зрения характерно различение пяти кружочков: трех зеленых и двух красных (так как слияния изображений не произойдет).

Читайте также: