Беседа на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (). Слово на день первомученика Стефана, или толкование на текст: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия

Часто говорим так о досадных мелочах. Например, не желая попасть в автомобильную пробку или стараясь избежать общения с каким-нибудь докучливым знакомым. И совершенно не задумываемся о том, как эти слова прозвучали впервые.

А ведь их произнес Христос незадолго до своих крестных страданий. Вот, что об этом говорится в Евангелии. В день ареста Иисус вместе с тремя учениками отправился в Гефсиманский сад в предместьях Иерусалима. Он уже знал, что Его ожидает.Надеясь на поддержку Своих близких друзей, Христос попросил их бодрствовать вместе с Ним, а сам отошел в сторону, чтобы помолиться. «Отче мой! Если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Человеческая сторона природы Христа воспротивилась предстоящим мучениям и смерти. Однако Иисус подчинил Свою человеческую волю Божественной воле и добровольно пошел на страдание и смерть ради людей.

Богословы видят в этой молитве Христа подтверждение той истины, что Христос сочетал в Себе две природы и две воли: божественную и человеческую.

Так что задумаемся, произнося в нашей обыденной жизни эту фразу: «Да минует меня чаша сия », а способны ли мы, естественным образом желая избежать неприятностей, тем не менее принять их, если на то будет воля Божья?

Мы продолжаем публиковать проповеди святителя Амфилохия Иконийского и предлагаем читателю Слово на день памяти святого первомученика и архидиакона Стефана . Впервые это сочинение было опубликовано в 1904 году немецким исследователем Холлем. Авторство святителя Амфилохия подтверждают характерные особенности языка и стиля. Слово носит ярко выраженный полемический характер и направлено против ариан и аполлинариан, которые неверно объясняли слова Христа: . Святитель Амфилохий, опровергая еретиков, раскрывает смысл Гефсиманской молитвы с помощью теории обольщения, согласно которой Христос добровольно испытал страх и боязнь смерти, чтобы перехитрить диавола и уничтожить смерть. Святой Отец не рассматривает смерть Христа как выкуп за людей, а говорит только об обольщении диавола слабостью человеческой природы Христа, причем “представляет это обольщение делом справедливости, воздающей равным, и делом мудрости, изыскивающей подходящие средства для достижения этой цели” .

Святитель Амфилохий, следуя своему излюбленному методу, строит проповедь в форме диалога со Спасителем. Основная часть начинается прошением к Христу раскрыть смысл Гефсиманского моления. Автор желает объяснить, почему Христос, добровольно придя на страдания и будучи всесильным Богом, устрашается смерти и боится страданий. Святитель Амфилохий считал, что Христос обманул диавола видом Своей уничиженной плоти, а диавол обольстился слабостью человеческой природы Христа. Святой Отец сравнивает Христа с рыбаком, а боязливую речь в Гефсиманском саду - с приманкой, на которую попался диавол. “Христос на крючок Божества насадил тело, как червя , чтобы диавол, подойдя к плоти, как рыба , незаметно попался и, попавшись, был извлечен”. Автор сравнивает тело Христа с закваской , проглотив которую, диавол обжегся углем Божества , а также с горчичным зерном , которое содержит в себе остроту Божества , сильно уязвившую диавола. Смерть поглотила Христа, но затем вынуждена была извергнуть поглощенных мертвецов. Идея выкупа отсутствует. Христос вступил в ад, поверг тирана и рассеял тьму. Он “никого не освобождал и всех выпустил, ничего не говорил и проповедовал свободу, никого не призывал, и все притекли”.

Святитель Амфилохий доказывает, что мнение ариан о несовершенстве Единородного Сына противоречиво в самом себе. Если бы Христос действительно хотел избежать смерти на кресте и молился об этом Отцу, то тогда получаются две несообразности . Во-первых, Отец был бы представлен или бессильным, потому что не смог спасти Единородного Сына, или жестоким, поскольку не внял молитвам Христа. Во-вторых, Сам Христос оказался бы сильней Отца, потому что во время Своей земной жизни воскрешал умерших, а Отец не смог избавить от опасности Своего Единственного Сына. Однако Христос испытывал страх совсем с другой целью: Он желал перехитрить диавола и освободить человека.

В Слове святителя Амфилохия также присутствует параллель - ветхий и новый Адам. Человеческий род подпал приговору смерти из-за сотворенного от девственной земли Адама , поэтому Христос по подобию Адама воспринял от девственной утробы человеческую природу и претерпел смерть, чтобы человеческий род возвеличился благодаря родству с Исправившим . Христос в лице Адама принимает приговор смерти, чтобы Адам через Христа получил благодать воскресения. Святитель Амфилохий также отмечает сверхъестественный характер совершенного Христом спасения человеческого рода. Воплощение Бога и воскресение из мертвых - явления, которые превыше естества . Подвергнуться смерти и оживотворить умершее тело - это великое и невероятное дело. Христос воспринял человеческое тело, считавшееся орудием греха, и пострадал на кресте за людей, чтобы соделать человека свободным от греха и через крещение даровать всем верующим истинную жизнь .

Слово святителя Амфилохия является прекрасным памятником святоотеческой письменности, которое опровергает арианское мнение о тварности Сына Божиего и излагает православное учение о спасении человеческого рода. Особенность этой проповеди составляет теория обольщения, которая часто подвергается критике как несостоятельная и недостойная величия Бога. Однако у святителя Амфилохия обольщения диавола Христом чуждо тех крайностей, которые могли бы представить дело спасения низким обманом. Идея обольщения используется исключительно в полемическом контексте с целью опровержения арианского учения о тварной природе Единородного Сына.

Толкование на слова:
Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф 26:39)

1 . Вновь как законный воин вступаю в бой с еретиками под началом Стефана - поборника благочестия. Ибо как Иисус обратил в бегство неприятелей по молитве Моисея, так и я одолею врагов истины с помощью мученика. Говорю это смело не от преизбытка слов, но по вере в молитву мученика, поэтому и берусь смело за слово. Не устрашаюсь тяжести их словесного бремени, не боюсь коварства хитрого обмана, потому что я познал, что не нужно бояться страха, где нет страха. Пусть они говорят, что Христос боялся и устрашался смерти, но мы предпочитаем умереть за Христа столько раз, сколько дней живем во плоти, чтобы дерзновенно прославить истину. Поэтому, как бы имея теперь преимущество, устремляюсь против них. Ибо Христос ободряет меня через пророка, говоря: Сын человеческий, не бойся <…> речей их, если они волчцами <…> будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов (Иез 2:6). Я действительно не боюсь жалящих скорпионов, потому что ступаю не босой ногой, потому что у меня обувь для благовестия мира, чтобы если они и будут жалить, не потерпеть вреда, как говорит Апостол: обуй ноги в готовность благовествовать мир (см. Еф 6:15).

2 . Да сокрушим обувью мира главу разнообразных еретиков, чтобы с помощью этой обуви безбоязненно устремиться против них. Да научим их, что они глубоко ошибаются, приписывая природе Единородного страх и боязнь. Ведь думая и говоря обо всем нерассудительно и неразумно и не понимая сказанного: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия , они обвиняют Христа в боязни и называют Его несовершенным и слабым, потому что Он молился Отцу и испрашивал избавление от предлежащей необходимости. Поскольку они по дерзости к Богу клевещут на слово Божие и по отчужденности от Духа восхваляют букву, высмеивая и разоряя дело Христа, а также искусным слогом и изящными словами скрывают свои ядовитые укусы, похищая у неискушенных спасение, то мы, как неопытные в словах, призовем Само Слово Божие, чтобы Сам Толкователь собственных слов, явившись, обличил их безумие и утвердил нашу мысль.

3 . Объясни нам, Владыка, смысл сказанного, раскрой букву, словно ветви листвы, и покажи плод духа, чтобы, углубившись в букву, мы не погибли, но чтобы, приобщившись Духа, вкусили жизни, ибо буква убивает, а дух животворит (2 Кор 3:6). Нас научи, как младенцев, а еретиков наставь, как неразумных, ибо Ты - наставник невежд и учитель младенцев (см. Рим 2:20). Нам, как младенцам, обнажи сосцы благодати и подай от сосцов Духа млеко, источаемое Евангельским учением. А неразумие еретиков сделай явным. Если они в самом деле не были бы неразумными, то не замышляли бы богохульного учения отрицанием Твоего Божества, ибо пророк говорит: Сказал безумный в сердце своем: нет Бога (см. Пс 13:1). Обнажи личину их нечестия, дабы стало явным их лицемерие. Покажи, что они потому повсюду произносят Твое имя, дабы скрыть свою преднамеренную хулу.

4 . Скажи, Владыка, из-за чего Ты, придя на страдания, уклоняешься от страданий, и почему боишься угроз иудеев, хотя Сам увещал не бояться убивающих тело? Если Ты так боишься смерти, почему не уклонился от смерти? Ведь если Тобою определено страдать или не страдать, то излишне говорить: Если возможно, да минует . Потому что в Твоей власти или принять или уклониться от страданий. Но если не Тобой определено, то, естественно, Ты устрашаешься, как Ведомый на страдания против воли и против желания. Если против воли принимаешь ради нас смерть, как же Ты говоришь: Имею власть отдать душу и власть имею опять принять ее (Ин 10:18)? И опять в другом месте, наводя страх на иудеев, как же Ты говорил: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин 2:19)? Так почему же Ты, Который многообразно и часто прежде смерти прообразовывал смерть и прежде креста предначертывал победное знамение креста, Ты, Который сказал, что необходимо Сыну Человеческому быть преданным, и распятым, и погребенным, и в третий день воскреснуть, теперь, придя на крест, уклоняешься от смерти? Ведь если Сыну Человеческому необходимо быть преданным, как же Ты говоришь: Отче, если возможно, да минует чаша сия ? Если Ты совсем не желал пострадать, почему облекся страстным телом? Если Ты идешь на смерть, имея страстное тело, почему печалишься и тяготишься? И когда предначертывал смерть, когда говорил о страдании, когда предызображал крест, как же Ты возмущался Петром, сказавшим: Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого . И Ты так возмущался, что сказал: Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф 16:22–23)? Так если уклоняться от смерти - это человеческое рассуждение, ради чего теперь добиваешься того, что прежде запрещал? Как же теперь Ты молишь отклонить смерть, хотя прежде упрекал ученика за страх подвергнуться смерти? Разве не Ты провозглашен законом и пророками? Разве не о Тебе пророк Осия говорил: Это говорит Господь: От власти ада Я искуплю их , чтобы они сказали: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа (Ос 13:14)? Если Ты действительно Тот, Кто освобождает от ада, как же Ты устрашаешься смерти? Если устрашаешься смерти Ты, благодаря Которому мы надеемся победить смерть, то тщетна наша надежда, бесполезно чаяние. Если так боишься смерти Ты, в Котором мы имеем к тому же надежду жизни, как же говоришь: Я есмь жизнь и воскресение (см. Ин 11:25)? Ведь жизнь не боится смерти, воскресение не страшится страданий.

5 . Но Ты - жизнь и воскресение. Почему же Ты устрашаешь мою душу, почему ослабляешь силы моего ума, произнося боязливую речь? Разве то, что было с Лазарем, призрак? Разве то, что было с дочерью Иаира, сон? Разве то, что было с сыном вдовы, пустое? Но все происшедшее - истина. Как же Ты, разорив смерть, боишься смерти, как же Ты, самовластно воскресив смердящих мертвецов, молишься и боишься, чтобы не подвергнуться смерти? Почему же Ты так боишься подвергнуться смерти? Если бы Ты действительно подвергся, то освободил бы Себя, потому что Воскрешающий других тем более воскресит собственное тело. Владыка, или объясни мне смысл, или останови речь, или не смущай мою душу и не вынуждай спотыкаться мысль. Ведь если Ты ведаешь все прежде его появления, почему теперь не знаешь, возможно или невозможно миновать чаше? Если Ты действительно не знаешь, то обманывает Павел, говоря, что: Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр 4:13). Но если знаешь, почему говоришь: Если возможно ? Спрашивать есть дело незнающего и отрицаться свойственно несведущему. Итак, объясни нам, Владыка, смысл сказанного. Потому что ныне Евномий радуется, ныне Арий ликует, ухватившись за слово как за основание хулы.

6 . Но напрасно радуются. Нечестивым нет мира, говорит Господь (см. Ис 48:22). Потому что Я не боюсь смерти, как они говорят, не уклоняюсь от страданий, как они считают. Если бы Я в самом деле не желал через смерть даровать жизнь роду человеческому, то, будучи бесстрастным Словом, не воспринял бы страстную плоть. Но поскольку знаю, что человеческий род покорен обманом, а не принуждением, демонским наваждением, а не силой, то Я воспринял вашу плоть, чтобы, устроив из противоположного противоположное, освободить человека совершенным обманом. Поскольку тиран возгордился, что, выдумав грех и через грех введя смерть, соделал Адама - жителя рая, учиненного владыку вселенной - рабом, и разорителем, и работающим в земле, то по этой причине Я как Царь пришел на землю, имея плоть, как пурпурную одежду, чтобы, уничтожив дерзость тирана, освободить обманом от обмана, выступить против греха ради справедливости и прикоснуться к смерти ради жизни. Итак, испытывая страх, Я не боюсь смерти, потому что это не вопреки желанию, но добровольный поступок. Я есмь пастырь добрый (Ин 10:11), Который Свою душу добровольно полагает за овец. Как Я, будучи образом Божиим, без принуждения уничижил Самого Себя, приняв образ раба, так и по Своей воле принимаю смерть, не принуждаемый силой, но добровольно шествуя на страдания.

7 . Ради чего страдаешь, Владыка? “Ради спасения людей”, - говорит Господь. И скажу, каким образом. Поскольку род человеческий подпал приговору смерти из-за сотворенного от девственной земли Адама, а Я - Тот, Кто отвергает приговор смерти, и невозможно человеку избежать наказания, если не Я Сам отменю его приговор, то по этой причине, приняв образ человека от девственной утробы по подобию Адама, Я претерпеваю смерть, чтобы и как Богу отменить приговор, и как человеку принять смерть ради людей. Совершаю это, чтобы освободить человека не единовластно, но в соработничестве с ним. Ведь если человек грешит, а Бог исправляет, то не велико исправление. По этой причине ныне Я стал человеком и за преступившего закон исполнил закон, чтобы человеческий род возвеличился благодаря родству с Исправившим. И поэтому ныне в лице Адама Я принимаю приговор смерти, чтобы тот через Меня получил благодать воскресения. Адам через грехопадение внес смерть, Я через исправление ввожу воскресение. И поскольку смерть царствовала от Адама до Моисея, и царствовала потому, что имела в своей власти тело как сообщника греха, поэтому Я воспринял то же самое тело, считавшееся орудием греха, чтобы, уничтожив грех, соделать человека свободным от греха. Кроме того, поскольку люди, пораженные грехом, жили плохой жизнью, так что жизнь их была хуже смерти, то по этой причине Я, предпочитая хорошую смерть плохой жизни, претерпеваю смерть, чтобы приобщившиеся прекрасной смерти вкусили истинной жизни, и вкусили через крещение: Все крестившиеся <…> в смерть Мою крестились, дабы, как Я воскрес из мертвых <…> так и им ходить в обновленной жизни (ср. Рим 6:3–4).

8 . “И пусть никто не говорит, сомневаясь, что, если тьма не производит свет и черное не создает белое, как же смерть породила жизнь? Ведь ясно, что это - превыше естества. Поэтому не ищи во Мне порядка природы, потому что Я - Владыка природы, иногда позволяющий природе направляться согласно естеству, а иногда направляющий ее превыше естества. Когда Я действительно желаю сделать что-либо необыкновенное, тогда и природа, отклоняя свой порядок, совершает то, что бы ни приказало Мое мановение. Сказанное Мной явно из видимого устроения мира. Солнце и луна - огонь по естеству, а кристалловидная твердь, называемая небом, - вода. Исследуешь ли ты ход природы, как вода сохраняет огонь, или как тепло огня не разрушает и не размягчает кристалловидную твердь? Но чтобы не занимать твою душу видимым устроением мира, убеждаю, подводя тебя к этому спасительному делу, что не должно исследовать ход природы в невероятных и чудесных явлениях. Согласись же, что Он, будучи Богом, воспринял человеческое тело, и это - первое вопреки природе. Затем скажи, как могло трижды разрозненное человеческое тело вместить Невместимого, Неизмеримого, Вездесущего, Объемлющего всю вселенную, Измеряющего небеса дланью, землю горстью и море чашей? Ведь очевидно, что оно вместило, поскольку вся полнота Божества обитала телесно в плоти (см. Кол 2:9)”. “Но как оно вместило, знаю Я”, - говорит Господь. “Потому что Я знаю, что совершаю, но ты не можешь слышать об этом, потому что знание сказанного превосходит человеческий слух настолько, что если бы Я когда-нибудь по множеству милости захотел что-либо истолковать, истолковал бы не так, как обстоит природа вещей, но как ты мог бы это понять. По этой причине, чтобы унять гордыню мнимых мудрецов, Я сказал: Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать (1 Кор 8:2). Хотя ты услышал, что Я, будучи Словом, стал плотью, но ты не знаешь, каким образом? Каким же образом Я был во плоти, как тело в теле или как душа в теле? Очевидно, что Я, страдая вместе со страстным телом, не страдал, потому что природа Бога не подвержена страданию. Итак, как Я стал плотью, не отпав от бытия Бога, так и претерпел страдания, не подвергнувшись страданиям. Родился по благому устроению, умер ради спасения людей. А лучше сказать: умер для того, для чего родился.

Не ищи во Мне ни порядка рождения, ни образа смерти. Чего не творит природа, то совершает могущество. Итак, будучи Богом, Я принял человеческое тело. Это - первое вопреки природе. Однако из-за природы это не стало невозможным, поскольку во Мне пребывает могущество, Я сотворил природу. Затем Я также позволил этому телу подвергнуться общечеловеческой смерти, чтобы жизнь, господствующая над смертью, и в этой смерти показала действие жизни. Неудивительно поддерживать жизнь в живом, но оживотворить умершее - велико и невероятно. Поэтому Я позволил ему умереть и после смерти воскреснуть, чтобы показать, что хотя тело подверглось смерти, однако Я остаюсь настолько бесстрастным, что не только воскресил собственное тело, но и совоскресил тела прежде усопших праведников”.

9 . Добровольно по человеколюбию принимаю смерть, и вновь добровольно на основании некоторого спасительного устроения устрашаюсь смерти. Устрашаюсь смерти для того, чтобы обмануть смерть. Как, например, в пустыне, если бы не взалкал, не приблизился бы диавол. Поэтому Я и взалкал, чтобы он взялся за охоту, не подумав, что Я иной Адам. По этой же причине Я произношу боязливую речь, как приманку, чтобы для Себя Самого поймать на крючок смерть. Действительно, после того как Я сотворил много знамений, укрепил расслабленного, исправил речи косноязычных, отверз уши глухих, даровал зрение слепым, изменил волнение моря в тишину, иссушил токи кровоточивой прикосновением к краю одежды, пробудил Лазаря словом, воскресил дочь Иаира, воззвал из мертвецов сына вдовы - конечно же, диавол, рассмотрев все это и убедившись из этих дел, что Я - Сын Божий, явившийся в образе человека согласно предсказанию пророков, побоится и устрашится пригвоздить Меня к кресту и предать смерти, чтобы Я, приняв образ мертвого, не освободил мертвецов. Так что же сделать, чтобы и страх диавола изменить в безумие, и заставить смерть приблизиться? Убегу, чтобы преследовала, испугаюсь, чтобы осмелела, употреблю уничиженные слова, чтобы, посчитав Меня одним из многих, приблизилась и поглотила. Ведь если не поглотит Меня, не сможет извергнуть поглощенных. Поэтому произношу боязливую речь, чтобы, обманув обманщика, уничтожить обман. Тот льстивыми речами обманул Адама, Я боязливыми речами обману льстеца. Тот произнес обманчивые слова, чтобы погубить человека, однако Я произношу боязливые речи, чтобы спасти вселенную. Я - рыбак, уловляющий хищных рыб. Ибо, как рыбак, насадив червяка на крючок, забрасывает удочку и притом то отпускает крючок, а то завлекает и медленно тащит, чтобы видом убегающего червяка приготовить рыбу к нападению, так и Я, насадив на крючок Моего Божества тело, как червя, - Аз же есмь червь, а не человек (Пс 21:7) - то завлекаю смерть, как боящийся, а то отпускаю крючок, как смелый, чтобы диавол, подойдя к плоти, как рыба, набрасывающаяся на червяка, незаметно попался на крючок Божества и, попавшись, был извлечен, чтобы исполнилось сказанное о нем Иовом: Извлечеши ли змия удицею (Иов 40:20)?

10 . Не боясь смерти, Я сказал: Душа Моя скорбит смертельно . Не страшась страданий, говорю: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия . Потому что совершаю все, чтобы смерть не отбежала от Меня. Устрашаюсь, как человек, чтобы, оказавшись поглощенным как человек, действовать как Бог. Употребляю уничижительные слова, чтобы он, проглотив закваску Моего тела, нашел угль Божества, ужасно его обжигающий. Устрашаюсь, дабы он съел Мое тело, которое есть горчичное зерно, и нашел остроту Божества, сильно его уязвляющую. Устрашаюсь, дабы он поглотил Меня как человека. Потому что, если он поглотит Меня, то найдет твердый камень Божества, сокрушающий его зубы, чтобы исполнилось написанное о нем: Бог сокрушает зубы его в устах его (ср. Пс 57:7). Именно по этой причине Я скрываю самовластность Божества и выдвигаю вперед боязнь плоти, чтобы он был уловлен не силой Божества, но был повержен слабостью тела. По этой самой причине, чтобы он не гордился как побежденный Богом, Я обманываю его посредством плоти, чтобы обхитрить его тем же, с помощью чего он злоумышлял. Поэтому побеждаю его слабостью тела, чтобы он не гордился, что посрамлен Божественной силой. Быть побежденным Божеством принесло бы ему больше славы, чем позора. Вследствие этого ныне побеждаю его боязливой и уничиженной и слабой плотью, не искушая, но искушаясь, не поражая, но претерпевая поражение, не убивая, но умирая, не распиная, но распинаясь, не ударяя, но терпя удары, чтобы не Мне была приписана победа, но чтобы через образ человека воздать славу человеческому роду.

11 . Поэтому Я делаю вид, что устрашаюсь, чтобы диавол, как рыба, попался на крючок, и смерть, как воробей, увязла в ловушке. Поэтому Я обманываю его благородно, после того как он дурно обманул. Поэтому он изгоняется от человеческого рода посредством телесной природы, после того как очаровал его телесным наслаждением. Терпит то, что сотворил. Что сделал многим, то переносит от Одного. Да, совершенное им гибельно для тех, кто пострадал, но совершенное Мной против него спасительно для вселенной, потому что Я обманываю обманщика телесной природой, чтобы он, посрамленный, уже не мог вводить в заблуждение тех, которых сам вводил в заблуждение через телесную природу. Он вводит смерть, посредством которой Я даю воскресение. Вопреки своей воле он оказал благодеяние человеческому роду, потому что через смерть ввел предсказание о воскресении. Злоумышляющий против всех неожиданно стал благодетелем вселенной. Хотя он и ввел вселенную в заблуждение, но оказал ей благодеяние, изобрел полезный миру обман и совершил победу над собственной тиранией. Как брошенный в скалу камень не разбивает скалу, но она разрушает камень, так и диавол, метнув в Мое тело смерть, как камень, не повредил Мое тело, ибо Ты не дашь преподобному Твоему видеть истление (см. Пс 15:10), но раздробил свое жало, поскольку не смог перенести силу ответного удара.

12 . Пусть никто не обвиняет Меня в боязливости и незнании и не приписывает уничижительные слова Божеству. Я согласно Божественному слову - пастырь: Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Иосифа (Пс 79:2), и согласно домостроительству воплощения - овца: Яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен (Ис 53:7). Так вот, поскольку диавол подстерегает Меня, желая похитить Мою плоть, как овцу, но, испугавшись Божества, как пастыря, отступает и убегает, то поэтому Я скрываю Свое Божество, как пастыря, и посылаю вперед плоть, как овцу, чтобы он, осмелев, приблизился и, приблизившись, схватил, но, схватив Мою плоть, как овцу, был сокрушен обоюдоострым мечом Духа.

13 . Перестань же, еретик, осуждать Меня в боязливости и незнании. Потому что Я устрашаюсь для того, чтобы показать действительность восприятия плоти. Я говорю: Душа Моя возмутилась , чтобы вы научились, что Я воспринял не бездушное тело, как желает того заблуждение Аполлинария. Поэтому не приписывай, еретик, бесстрастному Слову страдания плоти, ибо Я - Бог и человек. Бог, как подтверждают чудеса, человек, как свидетельствуют страдания. Поскольку Я действительно - Бог и человек, скажи, кто претерпел страдания? Если Бог пострадал, то ты сказал хулу. Если же плоть пострадала, что же ты не приписываешь боязливости той, которой усваиваешь страдания? Ведь когда один страдает, другой не устрашается, и когда человек распинается, Бог не смущается. И то, что плоть пострадала, а Слово не подверглось страданию, - свидетель Исаия, который, духовно созерцая Меня окровавленным, спросил: Отчего одеяние Твое красно (Ис 63:2)? Одеяния Твои, говорит, красны, а Ты - нет, потому что тело пронзается, а Божественное Слово остается невредимым. Свидетель также патриарх Иаков, говорящий обо Мне: Моет в вине одежду Свою и в крови гроздов одеяние Свое (Быт 49:11). Какое одеяние? - Тело. В какой крови? - В истекшей из ребра. И если вы не отвергнете свидетельства Моего, то Я Сам засвидетельствую о Себе. Хотя вы и не хотите, но свидетельство Мое, которое Я сказал иудеям, истинно: Что ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину (см. Ин 8:40)? Итак, еретик, человек сказал, а не Бог. Именно этот человек Иисус, убитый иудеями, устрашается. И не искажай слово своим невежеством. Потому Я устрашаюсь, чтобы смерть сразилась со Мной как с человеком и оказалась побежденной Богом.

14 . Впрочем, хотя Я и испытываю страх, но совсем не уклоняюсь от страданий. Ведь если бы уклонился, то не сказал бы: Отче, если возможно, да минует чаша . Потому что знаю, что для Отца нет ничего невозможного. Но если бы Я умолил отклонить смерть, а Он не отвел ее, то получаются две несообразности. Если бы Он не смог отклонить смерть или предал бы смерти, не пощадив, то ты, еретик, приписал бы Мне боязнь, а Отцу бессилие. Говоря, что Я устрашался, ты все-таки имеешь извинение в Моей плоти, но ты непростительно грешишь, приписывая Отцу бессилие, поскольку говоришь, что сила Божия слабее смерти. Кроме того, ты доказываешь, что Я сильнее Отца. И скажу, каким образом. Если Я, живя во плоти, воскресил Лазаря, дочь Иаира, чадо вдовы, и вновь, умирая во плоти, освободил от гробов свыше пятидесяти умерших, а Отец Мой, не испытав искушения ни в плоти, ни в смерти, не смог избавить от опасности Меня, единственное Чадо, как и Сам сказал: Это Сын Мой возлюбленный (Мф 3:7), то посмотри, еретик, до чего ты дошел. До того, что, хотя добровольно и не даешь Мне равное, но против воли предоставляешь большее, и показываешь сильнее Отца Того, Кого желаешь высмеять из-за Его слабости. Ты дошел до того, что Я освободил удерживаемые во аде души, хотя они и не просили, - Господи, Ты возвел еси от ада душу мою (см. Пс 29:4), - но Отец не освободил Мою смутившуюся душу от прилежащих зол, хотя Я и просил Его. Но да не будет! Потому что ни Отец по жестокости или бессилию не освободил Меня от страданий, ни Я, как бы уклоняясь от страданий, не просил пронести мимо чашу. Ибо, если страдания не добровольны, то Я устрашился бы их поистине, но если смерть добровольна, то Я представлял себя боязливым, чтобы, перехитрив диавола, освободить человека.

15 . По таковой причине диавол, не заметив этого, похитил Меня, как бы намереваясь поглотить, не зная, что будет вынужден извергнуть поглощенных. Действительно, лишь только вступил Я в ад, то опустошил его гробницы, обнажил могилы. Обнажил, не явно сражаясь, но невидимо подавая воскресение. Потому что никого не освобождал и всех выпустил, ничего не говорил и проповедовал свободу, никого не призывал и все притекли. Лишь только Я как царь вступил в ад, тиран был повержен, лишь только Я воссиял как свет, и рассеялась тьма. Действительно можно было увидеть, что всякий узник обратил взор к свободе и всякий пленник прославлял воскресение. Можно было увидеть, как эти мертвецы удивляются Мне по причине победы, смеются над смертью по причине ее поражения и говорят: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос 13:14). И все именно так. А за сказанное вознесем славу Христу, всех Всецарю, поскольку Ему подобает слава, честь и поклонение с Пречистым Отцом и Всесвятым Духом во веки веков. Аминь.

Перевод с греческого
игумена Вассиана (Змеева)

Перевод выполнен по изданию: Datema C . Amphilochii Iconiensis opera. Corpus Christianorum. Turnhout/Leuven, 1978.

Попов И. В., проф. Святой Амфилохий, епископ Иконийский // Богословские труды. Сб. 9. М., 1972. С. 62.

Да минует меня чаша сия
Из Библии. Эти слова произносит Иисус во время молитвы в Гефсиман-ском саду, уже зная, что впереди его ждет казнь. В Евангелии от Матфея (гл. 26, ст. 39) сказано: «И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».
О том же говорится и в других Евангелиях - от Марка (гл. 14, ст. 36) или от Луки (гл. 22, ст. 42): «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет».
Употребляется: как способ выражения негативного отношения к тому или иному варианту развития событий.

  • - да уйду, спасусь от беды Ср. Не ропщи! Сказано бо в Писании: ропот гневит Господа... А лучше молись: авось все обстроится, и да мимо идет чаша сия. Данилевский. Беглые в Новороссии. 2, 13...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Да мимо идетъ отъ меня чаша сія да уйду, спасусь отъ бѣды. Ср. Не ропщи! Сказано бо въ писаніи: ропотъ гнѣвитъ Господа... А лучше молись: авось все обстроится, и да мимо идетъ чаша сія. Данилевскій. Бѣглые въ Новороссіи...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Из Библии. Эти слова произносит Иисус во время молитвы в Гефсиман-ском саду, уже зная, что впереди его ждет казнь...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Бурят. О вражде, ссоре между кем-л. СРНГ 35, 244...
  • - МИНУЕТ См. Менует...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - Вили меня, повивали меня, бросили меня за перегороду - ни телу погребенья, ни душе поминовенья...
  • - Где рыба ни ходит, а св. Носа не минует...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Гни меня, ломи меня; у меня есть мохнатка, в мохнатке гладко, в гладком сладко...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ДВОР - ДОМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ГОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Нога ногу минует, а голова головы не минует...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ДОБРО - МИЛОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Прости меня, моя мила, что ты меня била...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Раздень меня, разуй меня, уложи меня, покрой меня, переверни меня, перекрести меня - а там, поди, усну я сам. См. ЗВАНИЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно, колесуют - пройду огонь и воду, и конец мои - нож и зубы...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Книжн. Пусть не коснется меня это горе, несчастье. ШЗФ 2001, 59; БТС, 544. /i> Выражение из Евангелия. БМС 1998, 617...

    Большой словарь русских поговорок

"Да минует меня чаша сия" в книгах

автора Шестаков Дмитрий Петрович

VI. «Минует всё, что было мило…»

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

VI. «Минует всё, что было мило…» Минует всё, что было мило, Что окрыляло, что влекло, Но ты, зари моей светило, Горишь по-прежнему светло, И над туманами ночными, Где очертанья лет слились, Зовешь лучами золотыми В недосягаемую высь. 20 марта

Пусть меня минует чаша сия

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Пусть меня минует чаша сия Сегодня наконец надо позвонить доктору, я до сих пор малодушно все откладывала. Боялась сделать это раньше, да и какой смысл? Снова ложиться в эти помойные ямы - от одной только мысли об этом можно снова заболеть.И вне госпиталя, просто в домашних

Римма Дышаленкова «Армагеддон, чаша Грааля, чаша Иосифа»

Из книги Городской романс автора Бавильский Дмитрий Владимирович

Римма Дышаленкова «Армагеддон, чаша Грааля, чаша Иосифа» «Как ни сердятся на обывателя идеологи, но живой человек отличается от человека-идеи тем, что он живет своими интересами. Мои интересы в Челябинске связаны с писательской организацией, это мой круг обитания, это

Да минует меня чаша сия

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Да минует меня чаша сия Из Библии. Эти слова произносит Иисус во время молитвы в Гефсиманском саду, уже зная, что впереди его ждет казнь. В Евангелии от Матфея (гл. 26, ст. 39) сказано: «И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче мой! если возможно, да минует Меня

20. «Да минует меня чаша сия»

Из книги автора

20. «Да минует меня чаша сия» Перед своим арестом, Христос ночью находился в Гефсиманском саду, где молился Богу-Отцу. «И отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты… Отче Мой! если не

10. Знаменитая Чаша Грааля - это, скорее всего, Золотая Колыбель Младенца Иисуса Чаша-Колыбель находилась в Крыму, где ее, оказывается, долго искали

Из книги автора

10. Знаменитая Чаша Грааля - это, скорее всего, Золотая Колыбель Младенца Иисуса Чаша-Колыбель находилась в Крыму, где ее, оказывается, долго искали 10.1. Поздняя средневековая версия о Чаше Святого Грааля Чаша Грааля - знаменитый предмет, который долгое время ищут

Тимур Зульфикаров -- Чаша золотистая... Чаша колосистая...

Из книги Газета Завтра 926 (33 2011) автора Завтра Газета

Тимур Зульфикаров -- Чаша золотистая... Чаша колосистая... Пять лет назад я писала: "Трудно поверить, что Тимуру Зульфикарову - 70 лет". Поверить сегодня, что вот уже три четверти века он - наш сотоварищ по кажущейся временами непосильно сложной, но обворожительно

Грозовая чаша Грозовая чаша Марина Струкова 02.05.2012

Из книги Газета Завтра 964 (18 2012) автора Завтра Газета

35. ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

автора Лопухин Александр

35. ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Картина внезапно изменяется, не становясь от этого менее величественною. Царь припоминает

42. ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больны

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

42. ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим,

39. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

39. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. (Мк. 14:35; Лк. 22:41). Лука поясняет: отошел от учеников на расстояние, на какое можно забросить камень, - приблизительное определение

42. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

42. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. (Мк. 14:39). Теперь у Матфея и Марка??????? вместо????????? как и в 44 стихе. Ученики проснулись, и опять были оставлены. "В другой раз" некоторым кажется

30. И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для (всех) жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой

автора Лопухин Александр

30. И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для (всех) жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой На эту сторону дела пока и обращает их внимание Иаков,

10. на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; 11. и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. 12. И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви - это три дня; 13. через три дня фараон вознесе

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

10. на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; 11. и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. 12. И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви - это три дня; 13. через три дня

Свт. Афанасий Великий

«Аще возможно есть, да мимоидет чаша» , обратите внимание на то, почему Сказавший это в ином случае сделал упрек Петру: «не мыслиши яже Божия, но человеческая» (Матф. 16, 23) . Об отменении чего просил, Сам того хотел, на то и пришел. Но как Ему было свойственно хотеть сего, потому что на сие и пришел, так плоти свойственно было и страшиться; почему как человек сказал Он эти слова. И опять, то и другое сказано было Им в доказательство, что Он – Бог, Сам хотел сего, но, сделавшись человеком, стал иметь страшливую плоть, и по причине ее Свою волю срастворил человеческою немощью, чтобы, и сие также уничтожив, снова сделать человека не боящимся смерти. Вот подлинно необычайное дело! Кого христоборцы почитают говорящим по боязни, Тот мнимою боязнью сделал людей отважными и небоязненными. И блаженные апостолы после Него вследствие этих слов столь начинают презирать смерть, что не обращают внимания на судей своих, но говорят: «повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком» (Деян. 5, 29) . Другие же святые мученики до того простирали небоязненность, что скорее можно было почитать их преходящими в жизнь, нежели претерпевающими смерть. Итак, не явная ли несообразность – удивляться мужеству служителей Слова и приписывать боязнь Самому Слову, силою Которого и они презирали смерть? Самою твердою решимостью и мужеством святых мучеников доказывается, что не Божество имело боязнь, но нашу боязнь отъял Спаситель. Ибо как смерть привел в бездействие смертью и все человеческое – Своим человечеством, так и мнимою боязнью отъял нашу боязнь и сделал, что люди не боятся уже смерти. Поэтому и говорил и вместе делал сие. Человечеству свойственно было говорить: «да мимоидет… чаша» , и: «вскую Мя еси оставил» ; а по Божеству сделал Он, что меркнет солнце и восстают мертвые. И опять, говоря по – человечески: «ныне душа Моя возмутися» , говорил божески: «область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю» . Возмущаться свойственно было плоти, а иметь власть положить и приять душу, когда хочет, не человекам уже свойственно, но возможно только силе Слова. Человек умирает не по собственной своей власти, но по необходимости природы и против воли; Господь же, Сам будучи бессмертен, но имея смертную плоть, был властен как Бог разлучиться с телом и снова восприять оное, когда Ему было угодно. Об этом и Давид воспевает: «не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» (Псал. 15, 10) . Плоти тленной прилично было не оставаться более смертною сообразно с естеством своим, но пребывать нетленною по причине облекшегося в нее Слова. Как Оно, быв в нашем теле, подражало свойственному нам, так мы, прияв Его, от Него приобщаемся бессмертия.

На ариан слово третье.

Свт. Василий Великий

И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты

Если Сын истинно говорил: ; то не только обнаружил Свою боязнь и немощь, но и думал, что есть нечто невозможное и для Отца. Ибо слова: «аще возможно» , показывали сомневающегося, а не уверенного, что Отец может спасти Его. Почему же бы Дарующий жизнь и мертвым не мог тем паче сохранить жизнь живым? Для чего Воскресивший Лазаря и многих мертвых не дает жизни Сам Себе, но просит жизни у Отца, со страхом говоря: «Отче, аще возможно, да мимоидет чаша сия» ? И если не по Своей воле умер; то не смирил Себя, и не был «послушлив Отцу даже до смерти» (Флп.2,8) ; то не Сам Себя предал, как говорит Апостол: «давшаго Себе избавленье по гресех наших» (Гал. 1,4 ; 1 Тим. 2, 6) . Если же умер по Своей воле; то для чего было нужно говорить: «Отче, аще возможно, да мимоидет чаша сия» ? Поэтому слова сии разуметь должно не о Нем, но о тех, которые имели согрешить против Него, чтобы они не согрешили. За них и распятый говорил Он: «Отче отпусти им: не ведят бо, что творят» (Лук. 23, 34) . Поэтому сказанного по домостроительству не должно принимать за сказанное просто.

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.

Свт. Иоанн Златоуст

И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты

Здесь, буквально, мы находим два противоположные одно другому же­лания, т. е. Отец желает, чтобы Он был распят, а сам Он не желает. Между тем везде мы видим, что Он желает одного и того же с Отцом, предызбирает одно и то же с Ним. Так, когда Он говорит: «дай им, как Я и Ты едино, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:11:21) – выражает не что иное, как то, что у Отца и Сына одна воля. И когда Он говорит: «не Я говорю но Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» эти (Ин. 14:10) , – выражает тоже. И когда Он говорит: «не Сам от Себя» (Ин. 7:28) , и: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Ин. 5:30) , – выражает не то, будто Он не имеет власти говорить или делать – нет – но хочет показать с точностью, что Его воля согласна с волею Отца и на словах и на деле, и во всех распоряжениях одна и та же у Него с Отцом, как уже неоднократно мы объясняли, потому что слова: «не Сам от Себя» , означают не лишение власти, а согласие. Как же здесь Он говорит: ?

Он, как алкал, как спал, как утомлялся, как ел, как пил, так просит избавить Его и от смерти, показывая свое человече­ство и немощь природы, которая не может без страдания ли­шиться настоящей жизни. Подлинно, если бы Он не говорил ничего такого, то еретик мог бы сказать: если Он был человеком, то Ему надлежало и испытать свойственное человеку. Что же именно? То, чтобы, приближаясь к распятию на кресте, страшиться и скорбеть и не без скорби лишаться настоящей жизни, потому что в природу вложена любовь к настоящей жизни. Поэтому Он, желая показать истинное облечение плотью и удостоверить в истине этого домостроительства, с великою ясностью обнаруживает свои страдания. Это одна причина. Но есть и другая, не меньше этой. Какая же именно? Христос, при­шедши, хотел научить людей всякой добродетели; а научающий учить не только словом, но и делом; это самое лучшее учение учителя. Так кормчий, посадив ученика, показывает ему, как держать руль, присоединяя и слово к делу; он и не говорит только и не делает только; подобным образом и домострои­тель, поставив желающего научиться от него, как строится стена, показывает ему это делом, показывает и словом; точно так же (поступает) и ткач, и вышиватель украшений, и золо­тых дел мастер, и медник, и всякое искусство имеет учи­телем слово и дело. Поэтому, и Христос, пришедши научить нас всякой добродетели, и словами внушает, что должно де­лать, и Сам делает. «Кто сотворит и научит» , говорит Он, «тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19) .

Так, заповедав мо­литься: «и не введи нас в искушение» , Он научает тому же и самим делом, когда говорит: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» , научая всех святых не подвергаться опасностям, не бросаться на них самим, но ожидать нападаю­щих и являть всякое мужество, а не самим стремиться к ним, и не самим первым идти на бедствия. Для чего? Для того, чтобы внушить смиренномудрие и избавить от обвинений в тщеславии. Потому и здесь, когда Он говорил эти слова, Он «пал на лице Свое, молился» , говорит (евангелист), и после молитвы сказал ученикам: «так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:40-41) . Видишь ли, как Он не только молится, но и убеж­дает: «дух бодр» , говорит, «плоть же немощна» (Мф. 26: 41) . Это говорил Он для того, чтобы предохранить души их от тщеславия, удалить от гордости, сделать их смиренными и приучить к кротости. Таким образом, как Он хотел на­учить их молиться, так и Сам молился по-человечески, не по Божеству – потому что Божество не причастно страданию – а по человечеству, Он молился, чтобы научить нас молиться и всегда просить об избавлении от бедствий; но если это будет невозможно, то с любовью принимать угодное Богу. Потому Он и сказал: «впрочем не как Я хочу, но как Ты» ; не потому, чтобы иная воля Его, и иная Отца; но чтобы научить людей, хотя бы они бедствовали, хотя бы трепетали, хотя бы угрожала им опас­ность, хотя бы не хотелось им расставаться с настоящею жиз­нью, не смотря на это предпочитать собственной воле волю Бо­жию.

Беседа на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия…»

Свт. Лев Великий

И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты

Господь, наставив учеников Своих в том, чтобы против постоянного искушения бодрствовали в молитве, и Сам молится: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты . Первое прошение происходит из слабости, второе - из крепости: Он первого хотел, основываясь на нашей природе, второго - на Своей собственной. Равный Отцу, Сын знал, что все возможно для Бога; Он сошел в этот мир принять крест против воли Его, чтобы теперь Он выстрадал эту борьбу чувств с разумом. И вот показана разница между воспринятой природой и принимающей: свойственное человеку требовало Божественной силы, а свойственное Богу взирало на человеческое. Воля более низкая соединялась с волей вышней, и это показывает, о чем может молиться страшащийся человек и чего не может гарантировать Божественный Целитель. Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно (Рим. 8:26) , и благо для нас, что по большей части то, чего мы просим, нам не дается. Бог, благой и праведный, являет милость Свою к нам, когда не дает нам то, что просим, потому что оно нам вредно.

Проповеди.

Прп. Антоний Великий

И прешед мало, паде на лицы Своем, моляся и глаголя: Отче мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты

Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты

Сию молитву приносил Он Богу не потому, чтобы боялся мучений или чтобы не надеялся перенести их, но потому, что Своим примером хотел научить нас преданности воле Божией, так как Он учил нас смирению Своими первыми искушениями, ибо Он сошел с неба, не оставляя оного, вселился между нами на земле и уподобился нам, чтобы искупить нас Своим смирением и жизнью Своею. Он умер за нас, был погребен, воскрес, освободил пленников ада и вознесся на высоту неба, где Он прежде был. Итак, вы видите, дети мои, сколь возлюбил нас Бог Слово. Он вывел нас из ада и возвел на высоту неба.

Письма к монахам.

Вопрос . Если Он самовластен и могуществен, как Отец, то как же Он боится Креста и молится Отцу, говоря: «Отче, если возможно, то пусть чаша эта пройдет мимо Меня» ? А это не принадлежит власти или знающей себя воле прибегать в беде к другому, требовать от него помощи.

Ответ . Мне думается, что и это наносит смертельную рану тем, кто суетно мыслит, ибо то, что здесь, именно являет Сына, равным по силе Родителю. Ведь Его обращение к Отцу было именно об этом. Не принято бы было Его Божественное пришествие, если бы не было утверждено сильным смирением и человеколюбием. А Промысл у Него – не силой Божества мстить гонителю, не владычески разбить его войско, но скорее кротостью и долготерпением совершить суд над противником. Если бы Он пришел и был, имея Свою природную выдержку, то думалось бы, что ничего нет поразительного в том, что Он совершает чудеса, что Бог борется с ангелом-отступником. Но это диавол безумно превознесся, как богоборец, и потому прекрасно, что Бог воспринял человеческую слабость, и разрушает гордыню диавола, даруя нам победу-одоление. Не человек прельщенный в древности, тем самым видимый, но Бог, умом постигаемый, был бы взят в плен, и думается, трудным было бы исправление рода нашего. Но святое Слово пришло в Божией природе, и Лик погиб, победил противоборца. И против него Он как Бог даст нам властительство, богословя: «Вот, дал Я вам власть наступать на змея и скорпиона, и всю силу врага» (Лк. 10:19) .

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 132.

Вопрос . Но почему Распинаемый скорее отрекается, раз говорит: «Отче, если возможно, пусть мимо пройдет чаша сия» ?

Ответ . Не может быть иначе. Просто человек не может спасти. А Бог как таковой не причастен страсти. Но Он – Бог и человек – един из двух, ибо природа та и другая соединились и стали единым: Он рожден богочеловечески от Приснодевы, сохранив Ее невредимой; Он же Бог – Он же человек. Когда Он восходит на Крест, то не становится причастен какой-то другой природе, поэтому иногда и говорит, как полагается Богу, а иногда – как человеку, как случается временно. Тогда враг (диавол) не может ничего поделать, по причине слов и знамений. И Бог Себя показывает способным быть покоренным, и когда при этом диавол приходит и смотрит, воистину ли Тот – Бог, тогда, возглашая и вызывая его на битву, Бог опять таит Свою человеческую природу – и противник, испугавшись, бежит. Так Господь совершает подвиг до распятия и смерти, в котором осуществилась вся Божественная победа.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 133.

Прп. Исидор Пелусиот

И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты

Слово Божие, соделавшись истинным Человеком, в действительности исполнило все человеческое. Так и во время страданий молит избавить от чаши, показывая, что надлежит не вдаваться самому в опасности, но, когда настали они, встречать их терпеливо. Ибо и Христос молит избавить от Креста еще уготовляемого, но осужденный на Крест, подняв его на рамена, взошел на него, как Победитель.

Письма. Книга I.

Прп. Нил Синайский

И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты

Христос, Владыка всяческих нимало не устрашился смерти. Он пришел пострадать для спасения человеков. Посему, когда слышишь, что говорить Он: «Отче, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша» смерти (Мф. 26:39) , – разумей, что не с боязнью и трепетом произносит сие, но смирением в речах уловляет мысленного змия, чтобы, признавая Его простым человеком, трепещущим и боящимся страдания, исполнил чрез служивших ему иудеев то, что Сам Он предположил и старался совершить за нас. Ибо враг, сам от себя измышляя крест, не знал, что исполнится сим сказанное в псалмах: «в делех руку своею увязе грешник» (Пс. 9:17) , и: «обратится» лукавство «его на главу его» (Пс. 7:17) , уловленного в погибель рабиим зраком и смиренными речами Владыки. Ибо уловляем был уловляющий нас, называемый китом и змием. И о Христе сказано в книге Иова, что «имать одолети великаго кита» (Иов. 3:8) , и извлечет змия удицею Своего домостроительства по плоти (Иов. 40:20) . И когда слышишь также, что Господь взывает на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой, векую Мя еси оставил!» (Мф. 27:46) - знай, что говорить сие от лица всех от Адама рожденных человеков. Как и Ходатай, не потерпев обиды и расхищения, от лица защищаемого им взывает Судии: мы обижены ограблены, расхищены. Ибо, если бы все мы, происшедшее от Адама человеки, не были оставлены Богом, то не подверглись бы поруганию тысячей грехов и не стали бы приносить жертв, поклоняясь камням, деревьям, водам, неодушевленным звездам, обезьянам, псам, волкам, крокодилам, злым демонам и самому диаволу.

Письма на разные темы. Постельничему Мефодию.

Блж. Иероним Стридонский

И прошедши немного вперед, Он пал на лице Свое, молясь и говоря: Отче Мой, если возможно, пусть пройдет мимо Меня чаша сия; однако не как Я хочу, но как Ты

Дав апостолам повеление, чтобы они остались и бодрствовали, Он прошел немного вперед, пал ниц и просил, чтобы, - если возможно, - отошла от Него чаша страданий, о которой мы сказали выше; в то же время Он положением тела Своего, показал смирение духа (mentis) и говорил [так сказать] с лаской: Отче Мой . Он настоятельно просит не вследствие боязни страданий, но из милосердия к народу, занимавшему первое место, т. е. чтобы не от него испить уготованную Ему чашу. Поэтому Он многозначительно говорит не: Пусть пройдет мимо Меня чаша , а именно: чаша эта , т. е. [чаша из рук] народа иудейского, который не может привести в оправдание себя незнание, если умертвит Меня, ибо он имеет закон и пророков, которые непрестанно (quotidie) провозвещают обо Мне. Однако, снова возвращаясь к Своему сознанию (reverteus in semetipsum), Он от лица Бога и Сына [Божия] утверждает то, что от лица человеческого с трепетом отвергал: Тем не менее не так, как Я хочу, но так, как Ты , т. е. не так пусть будет, - говорит Он, - как Я говорю по человеческому побуждению; но пусть будет соответственно тому, ради чего Я по воле Твоей сошел [с неба] на землю.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты

Ориген

И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты

Слова если возможно Господь относил не к одной силе Бога, но и к Его праведности. Ибо что касается силы Божией, то для нее все возможно, как праведное, так и неправедное, а что касается Его праведности - Который не только всемогущ, но и праведен, - не все возможно, но только то, что праведно.

Учители церкви похожи на чадолюбивую мать, переносящую всякую тягость и труд для воспитания своих милых детей. Как она предлагает свои сосцы, доставляющее неистощимую молочную пищу милому дитяти, так точно и учитель церкви, предлагая свой ум детям церкви, побуждает охотно извлекать словесное молоко. И как мать, после времени молочной пищи, служит для жизни своих детей тем, что дает твердый хлеб вместе с овощами, приготовленными на огне, таким же образом и учитель, после оглашения божественными словами, как бы после молочной пищи, дает питающимся от него детям труднообъяснимый хлеб слова, вместе с разными толкованиями и учениями Писания. Поэтому и мы, возлюбленные, после того, как напитали вас молоком легких слов в предыдущие дни, теперь поведем к рассмотрению учений: Дух Святой приготовляет для вас здравое слово наставления. На трапезе Писания нам предложен такой хлеб слова: почему Господь наш Иисус Христос, пришедший за жизнь всех принять на Себя страдание и смерть, перед славным крестом говорит: "" (Отче, аще возможно есть, чаша сия да мимоидет от мене) ? Многие, не поняв мудрой цели и не вникнув в сокрытое в этом изречении сокровище, говорят о Его робости. Но мы, возлюбленные, побеседуем с Ним, как дети, чтобы вам, как детям, усвоить мысли Его. Скажем Ему, не как совершенные, но как дети: "Почему, Господи, перед страданием за нас, перед распятием на кресте, Ты робеешь и молишься, говоря: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ? Если Ты сам Себя истощил, приняв образ раба, когда никто Тебя не принуждал, зачем теперь Ты о другом просишь и говоришь: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ? Ты ведь сдерживался и спешил пить эту чашу. Ты говорил: "Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! " (крещением имам креститися, и како удержуся дондеже буду пить его) (Лук. 12: 50); и между тем как сдерживаешься и спешишь пить его, (теперь) отказываешься и говоришь: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ". Ужели

не знаешь, что Ты намерен был претерпеть за нас смерть? И ведь Ты говорил: "" (подобает Сыну человеческому быть предану и пострадати и в третий день востати) (Мф. 16: 21); почему же перед самим крестом Ты отказываешься и говоришь: "если возможно, да минует Меня чаша сия "? И если Ты этого желал, зачем порицал своего ученика Петра, препятствовавшего Тебе? Ты говорил: "Должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть "; а Петр говорил: "Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! " (милосерд ты Господи: не иматъ быти тебе сие) (ст. 22); (тогда) вознегодовав на него, Ты говорил: "Оойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое 2 (иди за мною сатано, соблазн ми еси: яко не мыслиши, яже Божия, но человеческая) (ст. 23). Если Ты порицал его тогда, как по-человечески говорящего, зачем теперь ищешь того, чему он тогда препятствовал, и говоришь: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия "? Мы научаемся, что Ты творец видимого и невидимого; прикосновением руки исцелял от болезней, словом укреплял разрушившиеся тела мертвых, потоки крови иссушал краем одежды, пятью хлебами напитал до сытости пять тысяч мужей, повелевал ветрам и морю, и все Тебе с трепетом повиновалось; и, совершитель стольких чудес и разрушитель смерти, теперь Ты боишься смерти, и говоришь: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия "? И если Ты боишься смерти, на кого впредь будет у нас надежда жизни; и если боишься смерти, то почему говоришь: "Я… воскресение и жизнь " (аз есмъ жизнь и воскресение) (Иоан. 11: 25)? Жизнь и воскресение никогда не боятся смерти. Что же значит, что Ты говоришь: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия "? Разве Ты не знаешь, знающий все прежде бытия его, не знаешь - возможно, или нет миновать этой чаше? Почему Ты говорил: "никто не знает Отца, только Сын " (Мф. 11: 27)? Ты знаешь Отца, Которого ни в чем Ты не больше, а о чаше не знаешь, возможно ли ей миновать? Почему же Павел говорить: "И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его " (несть тварь неявлена пред ним, вся же нага и объявлена пред очима его) ; и еще: "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные " (живо бо слово Божие, и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и преходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судително помышлением и мыслем сердечным) (Евр. 4: 13, 12)? Если нет перед лицом Его твари неявной, все обнажено и объявлено в глазах Его, почему Ты теперь, будто не знающий, говоришь: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ", если только в этом слове нет какой-либо сокрытой тайны? Не подходяще, Господи, к Тебе это слово, так как Ты Бог, Сын Божий, Слово, Мудрость, Сила, Свет, Солнце правды, Источник бессмертия, Жизнь вечная, Воскресение для нас, умерших от греха. Отче, аще возможно есть, чаша сия да мимоидет. О, как трудно проникнуть в это слово, рассмотреть и обсудить его! Как тесно (оно) и мучительно для многих людей! Научи нас, Господи, этой

тайне Твоего слова; мы Твои, и в Тебя уверовали. Пусть не поднимается в своем злословии исполин Евномий, и не порицает воинства Израиля Господня; он нас порицает, и против Тебя, нашего Владыки, поднимается бесчестье. Возбуди в нашем сердце ум, как у кротчайшего Давида; дай нам один камень слова, чтобы, метнув им, разрушить сущность их нечестия, чтобы узнало сегодня все воинство, что Ты Господь всевышний, один только по всей земле, (Пс. 82: 19). Велик у нас сонм еретический, говорящий: "Видишь, как Он боится и робеет; видишь, как молится Отцу словами: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия "! Теперь Евномий радуется, теперь Арий веселится, как нашедшие хульные слова, шипящие против истины. Но не веселитесь вы, иноплеменники! Сокрушено ярмо нашего мучителя. С нами Бог (Числ. 14: 9)! Знайте, язычники, и покоряйтесь; если опять усилитесь, опять будете побеждены; и если совет совещаете, разорит Господь; уста Господни сказали это - "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ". О, чаша, исполненная жизни и бессмертия! Из нее, осквернив своим зловерием, Евномий и Арий напояют ближнего коварной гибелью, считая горечью ее сладкое смешение мыслей, и не боясь голоса Писания, говорящего: "Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей (горе напаяющему подруга своего развращением мутным) (Авв. 2: 15); горе говорящим горькое сладкое, и сладкое горькое; полагающим свет тьмой, и тьму светом; Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою " (горе иже мудри в себе самих, и пред собою разумни) (Ис. 5: 20, 21). Мы же, возлюбленные, взяв чашу Господа нашего, с любовью почерпнем преисполняющего ее учения. "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия "! Не по-твоему, Арий - будто робеет Господь наш, или боится смерти; почему Он боялся бы, когда имел власть умереть и не умереть: "" (область имам положити душу мою, и область имам паки прияти ю) (Иоан. 10: 18)? Если бы Он принуждался кем-нибудь, то ты верно бы сказал, что Он робеет; а теперь Он сам говорит: "Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее ", т. е., "Я никем не принуждаюсь. Но как Я сам Себя истощил, приняв образ раба, без принуждения кем-либо, и Себе самом устроил тело для жительства: "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его " (премудрость созда себе дом) (Прит. 9: 1), - таким же образом могу и разрушенное смертью Свое тело воскресить для жизни. Я есмь говорящий: "разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его " (разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю) (Иоан. 2: 19), так что ни из робости, ни из страха смерти Я говорю: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ", но предлагая слово сокрытой тайны. Это изречение есть приманка для диавола; Мне нужно было уловить его этим изречением. Диавол видел, что Я совершил много знамений, что исцелял прикосновением руки болезни, что изгонял словом легионы демонов, что струпья прокаженных снимал словом, как бы веялкой, что расслабленных укреплял голосом, что повеле-

вал ветрам и морю, и все Мне с трепетом повиновалось; увидев из этих дел, что Я Сын Божий, он подумал, что если Я буду распят на кресте, он погиб; если Я сойду в преисподнюю, то сокрушу его железные запоры и разрушу его медные врата. И, увидев это, из страха избегает поставить многоценный для Меня трофей креста. Что Мне делать? Как мудрый рыбак, Я делаю вид, что робею, - делаю вид, что боюсь смерти и говорю: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ", чтобы он, заключив из этих моих малодушных слов, что Я робкий человек, избегающий смерти, поспешил поставить посреди земли тайну крестного древа, будто бы против Меня. Мне нужно было, как мудрому рыбаку, воспользоваться искусством против него; Мне нужно было все претерпеть за жизнь всех. Если он от начала воспользовался хитростью для погибели Адама, тем более Мне нужно было воспользоваться для спасения всех. Коварными словами он обманул Адама; божественными словами: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия " обманывается он, коварный. Если бы рыбак, когда опускает уду в море, не надевал на нее червя, и не показывал его будто ускользающим, рыбы не бросались бы к нему. Я облек уду Моего божества червем тела; опустил уду, сокрытую в червь тела, в глубину этой жизни; если бы червь не двигался подобно червю, не пришел бы тот, кому нужно было уловиться удой. Мне нужно было принять вид червя и сказать: "Я же червь, а не человек " (аз есмь червь, а не человек) (Пс. 21: 7), чтобы он подбежал и ухватился за уду, и был бы вытащен Мной, и исполнилось бы написанное у Иова: "Можешь ли ты удою вытащить левиафана " (извлечешь же змия удицею) (Иов. 40: 20). Я становлюсь как бы робким человеком, становлюсь как бы убегающим смерти, говорю: "душа Моя скорбит смертельно " (прискорбна есть душа моя до смерти) (Мф. 26: 38), говорю: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ". Он с радостью и весело слушает эти слова; спешит делать враждебное для Меня. И что же говорит сам в себе? "И это человек. Я поглотил Авраама, Исаака, Иакова, патриархов и пророков; поглощу и Его. Вот Он робеет, как человек; Он человек; поглощу Его". Он поглотит Меня, как человека, и Я окажусь в утробе его Богом совершителем. "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ". Он поглотит закваску тела, и Я окажусь негасимым углем божества, страшно сжигающим его внутри: "Огонь пришел Я низвести на землю " (огня приидох воврещи на землю) (Лук. 12: 49). Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия , Я буду говорить, как агнец; не желаю, чтобы он видел сверкающий меч божества, чтобы не убег он, волк. Он поглотит Меня, как агнца, и изнутри уязвится изощренным мечом: не мир пришел Я принести, но меч (не приидох воврещи мир на него, но меч) (Мф. 10: 34). Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия . Я скрою пастыря Бога в агнце тела; не желаю обнаружить пастыря Бога, чтобы не убежал волк; волк уходит, если видит

Пастыря. Я буду говорить, как агнец. Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия . Буду говорить, как агнец, не имеющий пастыря; Я сделался как бы беспомощным человеком. Поглотит Меня, как агнца, и сокрушится изнутри крестным посохом пастыря. Он сгрызет зерно горчичное, и Я окажусь для него остротой страшно мучительного божества; он сгрызет Меня, как человека, и Я окажусь крепким камнем, сильно сокрушившим его зубы, чтобы он научился не сгрызать более людей; и исполнится написанное: "Боже! сокруши зубы их в устах их " (Бог же сокрушит зубы его во устех его) (Пс. 57: 7). Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия . Если бы он знал, какова эта чаша, от которой Я отмаливаюсь, он молился бы, чтобы она миновала; против него она жало, а для моих спасение. Когда он Меня поглотит, тогда почувствует, Кого поглотил; когда он увидит, что Мной скрывается солнце, омрачается день, тогда и сам огорчится; и исполнится написанное: "Ад преисподний пришел в движение ради тебя " (ад доле огорчися, срет тя) (Ис. 14: 9). Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия . Пусть не смущают вас эти слова, мудро произносимые; подождите, и увидите вывод из Моих слов, и тогда изумитесь мудрости их. Он думает, что глупо ухищрение Мое; а не знает, что немудрое Божие премудрее человеков (буее Божие премудрее человек есть) (1 Кор. 1: 25); он думает отсюда, что Я самый немощный, а не знает, чтонемощное Божие сильнее человеков (немощное Божие крепчав человек есть) (ст. 25); не знает, что Я буду пить чашу, он упьется и омрачится, а мои возбудятся и станут бодрыми. Теперь он с радостью слушает эти Мои слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ". Когда поглотит Меня, когда увидит, что камни раскалываются, гробницы и могилы открываются и сам он сокрушается, и мертвые встают и восходят на небо, тогда он раскается и будет печалиться над тем, чему теперь радуется. Он не знает, что самому себе ставит западню, которую ставит, и сам попадется, по писанному: "Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил " (ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела) (Пс. 7: 16). Он не знает, что крест, который он намерен поставить - для Меня постель, для него крест; для Меня почивальня - для него смерть. О, чаша, жало для диавола, пугало демонов, веялка грехов, устроительница жизни, умилостивление для грешников, чаша бессмертия! " (Обаче не якоже аз хощу, но якоже ты) . Он узнал, несчастный, что все стало, что Я сказал; он слышал Мои слова: "Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня " (благодарю Тебя, Отче, яко услышал еси мя. Аз же ведех, яко всегда мя послушаеши) (Иоан. 11: 41, 42). Так как Я молился, чтобы миновала чаша смерти, то, чтобы ты не думал, вследствие молитвы о миновании чаши, будто дело креста стало слабым, Я делаю сомнительный вывод из Своей молитвы, и говорю: "Впрочем, не как Я хочу, но как Ты ". Отцу Своему Я приписываю власть над смертью, хотя сам имею власть положить душу Свою, и власть имею опять взять ее. Я покрываю Свое божественное достоинство ду-

Ховными листьями, покрываю властность Своего божества человеческими словами, говорю: "не как Я хочу, но как Ты ". Он, слепец не звал, что Моя воля и Отца Моего одно: "Все, что имеет Отец, есть Мое " (вся, елика иматъ Отец, моя суть) (Иоан. 16: 15), и: "Я и Отец - одно " (аз и Отец едино есмы) (Иоан. 10: 30).Впрочем, не как Я хочу, но как Ты . Он повесит зерно хлебное, и когда поглотит Меня, увидит, что сам удавливается тройной петлей". Но может быть кто-нибудь из слушателей спросит: "Неужели Христос посмеялся над диаволом, или возможно ли было насмехаться над ним?" Ему мы скажем: прочитай Писание, и найдешь, что сам Отец говорит Моисею: "что Я сделал в Египте " (видишь, елико наругахся Египтяном) (Исх. 10: 2). Так и Господь посмеялся над диаволом и демонами. Нужно было, чтобы он был осмеян, как безумец, за свое великоречие и слова: "Силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул " (крепостью Моей сотворю и разумом рук моих отъиму пределы языков, и вселенную всю как гнездо возьму, и яко оставления яйца возму, и никого не будет, иже противу мне речет) (Ис. 10: 13, 14). Нужно было, чтобы он и демоны были осмеяны, чтобы обнаружилось, что в таких своих похвальбах они неразумнее даже детей. Поэтому и не знали, что делали: "ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы " (аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли) (1 Кор. 2: 8). Также и пророк предвозвестил об этом драконе, что он будет осмеян: "там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем " (змий сей, егоже создал еси ругатися ему ) (Пс. 103: 26). Но, чтобы не казалось, что излишним удлинением слова мы препятствуем желающим после нас еще яснее передать мысль Писания, здесь прекратим свое Слово. Мы были вызваны сказать по поводу той же самой главы, не потому, что можем говорить без пропусков, но чтобы объяснить по своим силам, и дать повод любознательным: "дай [наставление] мудрому, и он будет еще мудрее " (даждь премудрому вину, и премудрший будет) (Прит. 9: 9). И вы, возлюбленные, собрав из Писания, в подкрепление сказанному, старайтесь еще больше уяснить трудную мысль - Господь наш не по робости, как выше у нас сказано, уклоняется от чаши смерти, но по божественному устроению, чтобы по моим ничтожным словам и мыслям и вашим трудам воссылалась слава Христу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

_______


Страница сгенерирована за 0.19 секунд!

Читайте также: