Что это за понятие «Черный лебедь»

Теория черных лебедей

Термин «черный лебедь» происходит от латинского выражения – «редкая птица на земле подобна черному лебедю». Автором данного выражения считается древнеримский поэт Ювенал. До конца $XVII$ века популяции черных лебедей не были известны, считалось, что лебеди могут иметь исключительно белую окраску.

Несмотря на существование древнеримской метафоры, автором теории черного лебедя принято считать Нассима Николаса Талеба. Именно этот специалист впервые ввел данный термин для обозначения непредсказуемых событий в своем труде «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Н.Н. Талеб понимает под «черными лебедями» любые непредсказуемые события со значительными последствиями, как негативными, так и позитивными.

В соответствии с теорией черного лебедя людям свойственна склонность заблуждаться на счет собственной способности прогнозировать будущие события. В своих трудах Н.Н. Талеб описывает несколько видов заблуждений, которые являются причиной подобной излишней уверенности:

  • Нарративные заблуждения – склонность людей больше верить в эмоциональные факты, чем в статистические данные;
  • Игровые заблуждения – использование принципов теории игр в реальных условиях;
  • Ретроспективные заблуждения – вера в предсказуемость будущего на основе прошлых данных.

Критерии «черных лебедей»

  1. Событие происходит неожиданно для анализующего;
  2. Событие имеет значительные последствия;
  3. Событие имеет ретроспективное рациональное объяснение.

Позиция автора теории черного лебедя заключается в том, что все значимые для мирового сообщества события представляют собой «черных лебедей». К черным лебедям, по его мнению, относятся научные открытия, значимые для человечества, исторические и политические события, а также успехи в области культуры и искусства.

Пример 1

В качестве примеров черных лебедей можно назвать появление и распространение сети Интернет, Первую мировую войну или террористический акт 11 сентября.

Н.Н. Талеб считает, что проблема человечества заключается в феномене «сверхуверенности» - уверенность в собственных знаниях опережает сами знания, а в реальности человек не способен достоверно прогнозировать будущее. При этом в мире преобладают именно события типа «черный лебедь», однако человечество уделяет очень большое внимание известным и повторяющимся ситуациям.

Черные лебеди в управлении риском

Профессия риск-менеджера в настоящее время является одной из наиболее активно развивающихся и высокооплачиваемых специальностей. Большинство компаний уделяют существенное внимание борьбе с возможными угрозами. Несмотря на относительную молодость отрасли риск-менеджмента, ее развитие происходит очень быстро. Компании тратят значительные средства на техническое оснащение департаментов по управлению риском, чтобы обезопасить себя от возможных угроз. Риск-менеджментом занимаются не только коммерческие организации, но и государственные предприятия, и отдельные люди по всему миру.

Однако события типа «черный лебедь» не подвластны контролю риск-менеджмента. Деятельность департаментов и специалистов по управлению рисков сфокусирована на часто повторяющихся событиях, вероятность возникновения которых можно подтвердить статистическими данными. В основе управления риском лежат математические и статистические инструменты, применение которых требует наличия выборок данных большого объема. Обеспечение стабильности организации требует от менеджмента рисков в первую очередь внимания к рутинным рискам и событиям. Кроме того, психологические особенности человека способствуют более оптимистичной оценке будущей ситуации, отказу от изучения чего-то, не поддающегося предсказанию и контролю.

Замечание 1

Таким образом, сложившаяся в области менеджмента риска ситуация способствует образованию «мертвых зон» в исследовании черных лебедей. Риск-менеджмент не нацелен на исследование событий типа «черный лебедь» и бесполезен в экстремальных, непредсказуемых ситуациях.

«Чёрный лебедь» — теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Автором теории является ливанский ученый Нассим Николас Талеб (род. 1960), который в своей книге "Чёрный лебедь: под знаком непредсказуемости" ввёл термин «события типа „чёрный лебедь“» (англ. TBS, The Black Swan). Автор выделяет три основных критерия события типа «Чёрный лебедь»: 1) событие является неожиданным для экспертов, 2) событие имеет значительные последствия, 3) после наступления событию находят рационалистическое объяснение, как если бы оно было ожидаемым. С точки зрения Нассима Талеба, практически все значимые политические события — это Чёрные лебеди. Примерами Чёрных лебедей являются Первая мировая война, развал Советского Союза, атака 11 сентября 2001 года и др.

Корреспондент издания Znak.com Екатерина Винокурова в статье от 12 марта "Над Кремлем полетели «черные лебеди»" , посвященной , заявляет, что "«Черный лебедь» - это популярное описание событий, происходящих в 2015 году в российской политике". По ее словам, российская элита переживает сейчас «жесточайший кризис за все время правления Путина». Термин "черный лебедь" российские политологи начали использовать 28 февраля, на следующий день после убийства оппозиционного политика Бориса Немцова. «Слухи последних дней - это очередной «черный лебедь» для системы. И эта стая выглядит все больше и мрачнее, пополняясь экспоненциально в течение всего «крымского года». Вячеслав Володин был прав: Россия и ее политический режим - это один человек. Сегодняшние сутки нам наглядно это демонстрируют и показывают, что данный способ осуществления власти чреват не только достоинствами исключительной стабильности и сплочения, но и ограничен чисто биологическими факторами», — отмечает политолог Глеб Кузнецов.

Понятно, что теория "Черного лебедя" приобретает для России особую актуальность в связи с культурно-политическим значением для истории страны балета "Лебединое озеро", но я бы сказал об этом несколько иначе. Во-первых, предсказание событий будущего невозможно, исходя исключительно из рационального взгляда на мир, для этого нужна интуиция и особый дар оракула, а также широкий кругозор, позволяющий своевременно считывать правильные отсылки к событиям, которые уже произошли, и смыслам, которые уже кем-то были описаны. Будущее многовариантно, но силовые линии при соответствующем даре вполне можно уловить (в оккультизме это называется "чтение эфира"). Разумеется, это не может быть поставлено на поток, поскольку интуиция либо включается, либо молчит, и ничто не может заставить ее искусственно заработать.

Во-вторых, сложные системы, как наш мир, в принципе не подразумевают неких изолированных резонансных событий, поэтому очевидно, что за трагическим событием вроде убийства Бориса Немцова (напомню, что он в свое время занимал очень высокие посты во власти - губернатора Нижегородской области, министра топлива и энергетики, первого вице-премьера, вице-спикера Госдумы, даже неофициально был одно время преемником Ельцина) обязательно должны были последовать другие, не менее значимые происшествия. Среди мистиков при переходе на новый уровень реальности зачастую принято говорить о цепи событий, связь между которыми невозможно установить при помощи позитивизма. Однако эзотерически такая связь существует, как существую серии сновидений, последовательно рассказывающие человеку о его жизни в ином измерении.

Иными словами, следует говорить о том, что событие типа "черный лебедь", которое переворачивает представление масс о мире, невозможно без осуществления прежде ряда событий совсем иного масштаба, связь главного события с которыми может быть установлена лишь посвященными. Астрологи описывают эти события на своем языке, но я бы назвал такие предваряющие события "симптомами", так как чаще всего, говоря о "черных лебедях", мы имеем в виду события трагические (войны, распад государств, теракты). В начале февраля (еще до всякого убийства Немцова) я в блоге запись об участившихся в России продигиях, которые предвещают нечто зловещее и являются симптомами болезни общества. В начале марта (уже после убийства Немцова) я запись "Новая русская Смута уже началась?", в которой сделал вывод о том, что путинская система приобрела черты неуправляемости и самораспада.

На макроуровне деградация путинской системы начала проявляться после его возвращения в Кремль в 2012 году. Именно с 2012 годом были связаны апокалиптические представления конце света (согласно календарю индейцев майя). Главными негативными симптомами 2013 года стали два события. Первое - это развод Путина с женой. По мнению ряда эзотериков, жена Людмила являлась Ангелом-хранителем Путина и нейтрализовывала его плохую карму. Символично, что о своем разводе они объявили во время антракта премьеры балета «Эсмеральда» в Кремле. Имя Эсмеральда переводится как "изумрудная", а изумруд является камнем вдохновения и бесконечного терпения, он известен как "камень успешной любви", приносящий семейное счастье. Он усиливает единство, благоприятен для дружбы и партнерства, снимает все негативное. Таким образом, летом 2013 года из путинской короны выпал украшающий ее изумруд, а сам тиран стал более замкнутым и конфликтным. Не менее символичен и сам спектакль "Эсмеральда", в антракте которого было объявлено о разводе, - известно, что его премьера в Лондоне состоялась в марте 1844 года, за четыре года до серии революций в Европе 1848 года. Если прибавить эти четыре года к 2013-му году, то мы получим 2017 год, когда будет столетие революции 1917 года. Если в столетнюю годовщину начала Первой мировой войны разразилась война на Украине, которую многие, включая папу Римского Франциска, уже , то почему бы не допустить, что и через сто лет после революции 1917 года события смогут в той или иной форме повториться? Тем более, что ряд астрологов о том, что именно 2017 год станет последним годом пребывания Путина у власти (расчеты основаны на полном цикле Лунных узлов, который составляет примерно 18,5 лет - это и есть примерное время пребывания Путина у власти, начиная с 1999 года). Этой же версии придерживается политолог Станислав Белковский, называющий ее "зороастрийской".

Вторым симптомом надвигающегося "Черного лебедя" в 2013 году стала путинская реформа Академии наук. Разрушение мощнейшего интеллектуального эгрегора в стране не могло не вызвать ментальный контрудар. Любое действие рождает противодействие. Уже тогда появились сравнения Путина с Хрущевым, который также готовил разгром Академии наук незадолго до своего свержения. Однако возобладал, по-видимому вариант Муссолини, так же жестко "реформировавшего" Итальянскую академию.

2014 год стал уже годом очевидного для всех разлада системы: Россия стала стороной военного конфликта на Украине, вступила в новую Холодную войну со странами Запада, постепенно вползая в экономический кризис и изоляционизм, появились финансируемые государством черные сотни в виде "Антимайдана", усилилась агрессивная риторика в отношении инакомыслящих, фактически был дан зеленый свет на физические расправы с оппозиционерами. О том, что 2014 год будет годом российской катастрофы я еще в сентябре 2012 года, хотя в начале 2000-х годов этот конфликтный коридор виделся мне как период с 2012 по 2014 годы. Политолог Глеб Павловский в январе 2014 года , что "самым ожидаемым событием 2014 года является война". Интерпретаторы Нострадамуса войну на Украине 2014 года еще в середине 1990-х годов. Но понятно, что предсказывают много кто и много чего, и лишь когда "черный лебедь" произошел, становятся видны те предсказания, которые сбылись.

Наконец, взглянем на 2015-й год. Как я писал в блоге ранее, Год Козы для России часто отличался переломными событиями. 12 лет назад, в 2003 году был арестован Михаил Ходорковский - после этого иллюзии относительно Путина исчезли у многих, а страна постепенно стала закрываться и двигаться в сторону тоталитаризма. Еще 12 лет назад, в 1991 году распался Советский Союз и произошел путч ГКЧП. Еще 12 лет назад, в 1979 году СССР вторгся в Афганистан, что значительно подорвало авторитет страны в мире. Что произойдет на этот раз? Вариантов развития событий несколько: вариант 2003 года (усиление репрессий внутри страны), вариант 1991 года (полная смена власти и попытка переворота), вариант 1979 года (полномасштабное вторжение в Украину?). Однозначно можно лишь сказать, что все варианты плохие, и все они связаны с закручиванием гаек внутри страны и ухудшением благосостояния и личных свобод основной массы населения.

В народе опять пошли разговоры об апокалиптических предсказаниях православных старцев. Одно из таких я 19 февраля в заметке "Апокалиптическое". Якобы некий современный старец (в одном из монастырей Северо-Запада) предсказал заблаговременно не только войну на Украине, но и то, что спустя два года после ее начала (в 2016 году?) война переместится на территорию России, Россия при этом потеряет ряд своих территорий, но потом возродится, и у нас появится "православный царь". На первый взгляд, это кажется совершенно фантастическим, но я допускаю, что спустя сто лет в России может быть восстановлена монархия, хотя и в конституционной форме. Однако может быть и другой вариант - с повторением в сниженном варианте советской истории. Согласно этой Путин отойдет от дел в 2024 году, и ему на смену придет Кадыров-Сталин, только вместо марксистско-ленинской идеологии будет насаждаться фундаменталистская религия "хрислам" (смесь православия и ислама).

Единственный позитивный сценарий возрождения России был 10 марта. и он связан с появлением в общественно-политической жизни человека особых морально-нравственных качеств и высокого духовного развития, иначе говоря морального авторитета и спасителя нации вроде Махатмы Ганди или Жанны Д"Арк. У этого позитивного события также должны быть свои "симптомы", по которым можно узнать о том, что это настоящий пророк, а не черный маг или фокусник-имитатор. Пока этих симптомов нет, но они, разумеется, могут проявиться в любой момент. Следите за эфиром! :)

"Люди часто ошибаются, делая прогноз на основе того, что знают о прошлом. Считая, что будущее является отражением прошлого, мы заблуждаемся, потому что много неизвестных факторов идёт вразрез с нашими предположениями.

Пример. Представьте, что вы индейка на ферме. На протяжении многих лет фермер кормил вас, холил и лелеял. Ориентируясь на прошлое, нет никаких оснований ожидать изменений. Увы, на День благодарения вас обезглавили, зажарили и съели ".
<...>

Иногда события удивляют не потому, что они случайны, а потому, что наше мировоззрение слишком узкое. Такие сюрпризы называются «чёрными лебедями» и могут заставить нас пересмотреть картину мира.

Спасибо dralexmd за наводку

Талант человека — превращать все сигналы окружающей среды в значимую информацию. Это позволило создать научный метод, философствовать о природе бытия и изобретать сложные математические модели.

Наша способность размышлять о мире и управлять им вовсе не означает, что у нас это хорошо получается. Мы склонны узко мыслить в своих представлениях о нём. Придя к какому-либо суждению, мы мёртвой хваткой цепляемся за него.

Человеческие знания постоянно увеличиваются, и столь догматичный подход не эффективен. Двести лет назад врачи и учёные были абсолютно уверены в своих знаниях медицины, но только представьте, что, обратившись к врачу с жалобами на насморк, вам выписывают рецепт на пиявок!

Уверенность в суждениях заставляет выводить концепции за рамки системы понятий, принятой нами за истинную. Как понять медицину, не зная о существовании микробов? Можно придумать разумное объяснение болезни, но оно будет ошибочным из-за отсутствия важной информации.

Такое мышление может привести к неожиданным сюрпризам. Иногда события удивляют не по тому, что они случайны, а по тому, что наше мировоззрение слишком узкое. Такие сюрпризы называются «чёрными лебедями» и могут заставить нас пересмотреть картину мира.

Прежде чем человек впервые увидел чёрного лебедя, все предполагали, что они бывают только белыми. Белый цвет считался их неотъемлемой частью. Увидев чёрного лебедя, люди в корне изменили представление об этой птице. Чёрные лебеди — столь же обыкновенное явление, как лебеди белого цвета, и столь же роковое, как банкротство из-за падения фондового рынка.

«Чёрные лебеди» могут иметь судьбоносные последствия для тех, кто слеп к ним

Эффект «чёрного лебедя» не одинаков для всех. Некоторые могут серьёзно пострадать от него, а другие его даже не заметят. Важен доступ к соответствующей информации: чем меньше вы знаете, тем больше риск стать жертвой «чёрного лебедя».
Пример. Представьте, что на скачках вы поставили на любимую лошадь по кличке Ракета. Из-за телосложения лошади, её списка наград, мастерства жокея и вялой конкуренции вы ставите все деньги на её победу. А теперь представьте своё удивление, когда Ракета не только не побежала после старта, но предпочла просто лечь. Это «чёрный лебедь». Учитывая имеющуюся информацию, Ракета должна была выиграть, но почему-то вы потеряли все деньги. Напротив, владелец Ракеты разбогател, поставив против неё. В отличие от вас, он знал, что Ракета объявит забастовку в знак протеста против жестокого обращения с животными. Это знание спасло его от «чёрного лебедя».

Влияние «чёрных лебедей» может затрагивать не только отдельных людей, но и целые общества . В таких случаях «чёрный лебедь» может изменить мир, воздействуя, например, на философию, теологию и физику.

Пример. Коперник предположил, что Земля не является центром Вселенной, и последствия оказалась колоссальными: открытие ставило под сомнение как авторитет правящих католиков, так и самой Библии.

Впоследствии этот «чёрный лебедь» положил начало нового европейского общества.

Нас очень легко запутать даже элементарными логическими ошибками

Люди часто ошибаются, делая прогноз на основе того, что знают о прошлом. Считая, что будущее является отражением прошлого, мы заблуждаемся, потому что много неизвестных факторов идёт вразрез с нашими предположениями.

Пример. Представьте, что вы индейка на ферме. На протяжении многих лет фермер кормил вас, холил и лелеял. Ориентируясь на прошлое, нет никаких оснований ожидать изменений. Увы, на День благодарения вас обезглавили, зажарили и съели.

Делая прогнозы на основе прошлого, мы ошибаемся, и это приводит к серьёзным последствиям. Подобным заблуждением является когнитивное искажение, когда мы ищем доказательства только уже существующих убеждений.

Мы не принимаем информацию, противоречащую тому, во что мы уже верим, и вряд ли будем проводить дальнейшее исследование. Но если решим разобраться, то будем искать источники, оспаривающие данную информацию.

Пример. Если вы твёрдо уверены, что «изменение климата» — это тайный сговор, а потом увидите документальный фильм под названием «Неоспоримые доказательства изменения климата», вполне вероятно, вы очень расстроитесь. И если вы станете искать информацию в Интернете, в условиях поиска вы укажите «изменение климата — обман», а не «доказательства за и против изменения климата».

То есть мы невольно делаем неправильные выводы: это заложено в нашей природе.

Наш мозг группирует информацию способом, мешающим делать точные прогнозы

В ходе эволюции человеческий мозг научился классифицировать информацию. Но когда нам необходимо обучаться и быстро адаптироваться к опасной обстановке, такой способ совершенно бесполезен.

Неправильная классификация информации называется ложным повествованием: человек создаёт линейные описания текущей ситуации. Из-за огромного количества информации, которую мы получаем ежедневно, наш мозг выбирает только ту, которую считает важной.

Пример. Вы, наверное, помните, что ели на завтрак, но вряд ли назовёте цвет ботинок каждого пассажира в метро.

Чтобы придать смысл информации, мы связываем её. Так, думая о своей жизни, вы отмечаете определённые события как значимые, и выстраиваете их в повествование, объясняющее, как вы стали тем, кто вы есть.

Пример. Вы любите музыку, потому что мама пела вам перед сном.

Так нельзя полноценно понять мир. Процесс работает только с оглядкой на прошлое и не учитывает почти безграничные толкования любого события. Даже крошечные события могут иметь непрогнозируемые, важные последствия.

Пример. Бабочка, взмахивая крылышками в Индии, вызывает ураган в Нью-Йорке месяц спустя.

Если мы расставим причины и следствия в порядке их возникновения, то увидим ясные, причинно-следственные отношения между событиями. Но поскольку мы видим только результат — ураган — можно лишь угадывать, какое из одновременно происходящих событий на самом деле повлияло на такой исход.

Нам сложно отличить масштабируемую и немасштабируемую информацию

Мы не очень хорошо различаем типы информации — «масштабируемую» и «немасштабируемую». Разница же между ними принципиальна.

Немасштабируемая информация, такая, как масса тела или рост, имеет статистический верхний и нижний предел. То есть, вес тела немасштабируем, так как существуют физические ограничения: невозможно весить 4500 кг. Ограничение параметров такой немасштабируемой информации позволяет делать прогнозы относительно средних значений.

Но нефизические или принципиально абстрактные вещи, такие, как распределение богатства или продажи альбомов, масштабируемы.

Пример. Если альбом продавать через iTunes, количеству продаж нет предела: оно не ограничивается объёмом физических копий. А поскольку операции проходят в режиме онлайн, нет недостатка физической валюты, и ничто не помешает продать триллионы альбомов.

Разница между масштабируемой и немасштабируемой информацией имеет решающее значение для видения точной картины мира. Если правила, эффективные для немасштабируемой информации, применить к масштабируемой, возникнут ошибки.

Пример. Вы хотите измерить богатство населения Англии. Самый простой способ — посчитать богатство на душу населения, сложив доходы и разделив их на количество граждан. Однако богатство масштабируемо: крошечный процент населения может владеть невероятно большим процентом богатства.

Данные о доходах на душу населения не отразят реального положения дел в вашем распределении доходов.

Мы слишком уверены в том, что считаем известным

Все хотят уберечь себя от опасности. Один из способов — оценивать риски и управлять ими. Поэтому мы покупаем страховку и стараемся «не класть все яйца в одну корзину».

Большинство прилагает все усилия для максимально точной оценки рисков, чтобы не упустить возможности и одновременно не сделать того, о чём можно пожалеть. Для этого нужно оценить все риски, а затем и вероятность того, что эти риски материализуются.

Пример. Допустим, вы собираетесь приобрести страховку, но без лишней траты денег. Тогда необходимо оценить угрозу заболевания или несчастного случая и принять взвешенное решение.

К сожалению, мы убеждены, что знаем все возможные риски, от которых должны защититься. Это игровая ошибка: мы склонны реагировать на риск, как на игру с набором правил и вероятностей, которые можно определить до её начала.

Рассматривать риск таким образом очень опасно.

Пример. Казино хотят зарабатывать как можно больше денег, поэтому разработали систему безопасности и дисквалифицируют игроков, выигрывающих слишком много и часто. Но их подход основан на игровой ошибке. Основная угроза казино — не везунчики и не воры, а похитители, берущие ребёнка владельца казино в заложники, или работник, не представивший декларацию по доходам в Налоговую службу. Серьёзные опасности для казино совершенно непредсказуемы.

Неважно, насколько сильно мы стараемся. Точно предвидеть какой-либо риск невозможно.

Почему необходимо осознавать своё незнание?

Понимая, что вы многого не знаете, вы сможете лучше оценивать риски

Все знают фразу: «Знание − сила». Но когда знания ограничены, выгоднее признавать это.

Сосредоточившись только на том, что знаете, вы ограничиваете своё восприятие всех возможных исходов данного события, создавая благодатную почву для возникновения «чёрного лебедя».

Пример. Вы хотите купить акции компании, но слишком мало знаете о фондовом рынке. В этом случае, вы проследите за несколькими падениями и подъёмами, но, в целом, обратите внимание только на то, что тенденции положительны. Полагая, что ситуация сохранится, вы тратите все деньги на акции. На следующий день рынок терпит крах, и вы теряете всё, что у вас было.

Изучив тему немного лучше, вы бы увидели многочисленные подъёмы и падения рынка на протяжении всей истории. Сосредотачивая внимание только на том, что мы знаем, мы подвергаем себя серьёзным рискам.

Если же признать, что вы чего-то не знаете, можно значительно уменьшить риск.

Пример. Хорошие игроки в покер знают, что этот принцип имеет решающее значение для успеха в игре. Они понимают, что карты их противников могут быть лучше, но также знают, что существует определённая информация, которой они не знают — например, стратегии соперника и степень его решимости идти до конца.

Осознавая наличие неизвестных факторов, игроки фокусируется исключительно на своих картах, лучше оценивая возможные риски.

Представление об ограниченности поможет нам сделать правильный выбор

Лучшая защита от когнитивных ловушек — хорошо понимать инструменты прогнозирования, а также их ограничения. Пусть это и не спасёт от промаха, но поможет уменьшить количество неудачных решений.

Если вы осознаете, что подвержены когнитивному искажению, гораздо легче понять, что вы ищете информацию, подтверждающую уже существующие утверждения. Или, зная, что люди любят сводить все к ясным, причинно-следственным повествованиям, вы будете склонны искать дополнительную информацию для лучшего представление о «картине в целом».

Необходимо знать о своих недостатках.

Пример. Если вы понимаете, что всегда существуют непредвиденные риски, несмотря на перспективность возможности вы будете осторожнее вкладывать в неё большие средства.

Невозможно преодолеть все случайности или наши ограничения в понимании сложности мира, но можно, по крайней мере, смягчить ущерб, нанесённый невежеством.

Самое главное

Хотя мы постоянно делаем прогнозы, у нас это плохо получается. Мы слишком уверены в своих знаниях и недооцениваем наше невежество. Неспособность понять и определить случайность и даже сама наша природа способствуют неудачному принятию решений и появлению «чёрных лебедей», то есть событий, кажущихся невозможными и заставляющих переосмыслить понимание мира.

Недоверчиво относитесь к «потому что». Вместо желания видеть события в чёткой причинно-следственной связи, рассматривайте ряд возможностей, не зацикливаясь на одной.

Осознайте, что вы чего-то не знаете. Для осмысленных прогнозов на будущее, будь это покупка страховки, инвестиции, смена места работы и так далее, недостаточно учитывать всё «известное» вам — это даёт лишь частичное понимание рисков. Вместо этого признайте, что вы чего-то не знаете, чтобы излишне не ограничивать информацию, с которой имеете дело.

Нассим Николас Талеб (родился в 1960 году в Ливане) - американский публицист, математик-экономист, трейдер, ученый, создатель теории «черного лебедя», появившейся за год до финансового кризиса, в 2008-м. В 2015 году Талеб стал заниматься разработкой новых методик риск-менеджмента.

Сложность изложения

4 из 5. Будет особенно полезна экономистам, бизнесменам и политикам.

Целевая аудитория

Все, кто ежедневно борется со стрессами, рискует, принимая важные решения в поисках себя, а также недооценивает судьбоносные события.

Лейтмотивом книги может быть фраза «Если вы никогда не видели черного лебедя, это не значит, что черных лебедей не бывает». Автором описывается роль неожиданных жизненных событий, которые объясняют все происходящее в мире, будь то религия, история, мода или даже личная жизнь. Размышления Талеба помогут по-новому увидеть известные факты и проанализировать их, переоценить рациональные объяснения прошлого в пользу случайностей, стать более открытыми к возникновению приятных случайностей. Любые непрогнозируемые события, которые оказывают влияние на мировую экономику, торговлю и т.д., автор назвал «черными лебедями». Они не всегда несут негативный оттенок, а могут быть даже очень счастливыми. Чтобы стать успешным, нужно быть к ним готовым.

Читаем вместе

Логика черного лебедя заключается в степени важности неизведанного перед уже известным. Любое неожиданное событие способно оказать грандиозное воздействие на ту или иную сферу жизни. Мы не всегда способны понять черного лебедя, поскольку наблюдения в прошлом берем за окончательную основу будущего.

Делая ставку на неизвестное, мы мало рискуем, поскольку при проигрыше теряем мало, а при выигрыше умножаем прибыли. Стоит меньше полагаться на планирование, если мы хотим поймать удачу. Все происходящее важно оценивать относительно: катаклизмы могут продолжаться несколько минут, а технологические перевороты занимают порой десятилетия.

Если мы невнимательно относимся к черным лебедям, мы ошибочно вырываем из контекста кусочки увиденного и, обобщая, спешим сделать выводы о невидимом. А еще в нас крепка вера в истории, попадающие под четкие схемы объяснения. Поэтому часто мы ведем себя неразумно, не веря в существование черного лебедя.

Наивный эмпиризм, согласно Талебу, заключается в подборе фактов-доказательств, согласующихся с определенными теориями. Иногда несколько лет не показывают нашу правоту, а один день способен изменить все в сторону неправоты. Единственный факт иногда является более ценным, чем масса данных. Мы часто не принимаем в расчет возможные потери, страхуясь от вероятных мелких убытков. Чаще всего экспертные рекомендации оказываются бессмысленными, а прогнозы относительно будущего выглядят псевдонаучными домыслами.

Успех какого-то изобретения может вполне зависеть от причуд судьбы, но не всегда от полезности этой технологии. Если быть готовым к таким сюрпризам, можно добиться процветания. Если вы уверены, что нечто новое изобретете в будущем, - считайте, что вы уже это почти сделали.

Автор придумал названия для явлений, которые можно описать через нормальное распределение вероятностей и через выход за его границы: самостоятельное множество первых - это страна обычного (Среднестан), а совокупность вторых - это страна исключительного (Крайнестан). Например, компания «Боинг» зарабатывает на концептуальных идеях и использовании определенных ноу-хау. А ее субподрядчики выполняют остальную работу в развивающихся странах. Несовершенство мировой экономики зиждется на возрастании неравенства между генерацией идей с параллельно усиливающейся ролью случайностей.

Любые профессии можно отнести к Среднестану и Крайнестану. В первом случае это рядовые профессии, где не происходит ничего экстраординарного. Во втором успех не гарантирован, но если выстреливает, то попадает в яблочко. Один становится победителем, остальные не получают ничего.

Среднестанцы не подвергаются угрозе черного лебедя, зато для крайнестанцев он наиболее вероятен. Среднестанские знания прибавляются очень быстро, все зависит от получения информации. Зато крайнестанские накапливаются медленно, и при появлении новых фактов не всегда становится известной их цена.

Лучшая цитата

«Чтобы поймать счастливого черного лебедя, нужно самим искать встречи с ним».

Чему учит книга

Чтобы выявить природу успеха, не следует пренебрегать неудачами.

Мы никогда не знаем, что может принести счастливая случайность, поэтому нужно как можно больше и чаще общаться с людьми. Предсказать случайность сложно, поэтому нужно думать скорее о последствиях, нежели о вероятности, которую мы не в силах предугадать.

Стоит быть готовым к любым возможным случайностям, кумулятивный эффект значимости которых неизбежен.

Все мы являемся черными лебедями, потому что нам повезло родиться на планете Земля, возникновение которой столь же невероятно.

Детали

Книга «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» мгновенно стала популярной, превысив тираж в 3 миллиона экземпляров, и держалась в списке бестселлеров New York Times 17 недель.

От редакции

Некоторые специалисты делят людей на игроков и зрителей. Игроки сами управляют своей жизнью, активно играют в нее. Зрители наблюдают за игроками, а их собственная жизнь течет «ни шатко ни валко». Аналогичная классификация есть в астрологии. Вам интересно выяснить, к какой категории людей относитесь лично вы? Астролог Надежда Трубачева предлагает вам пройти два теста - .

Жизненный поток ежедневно несет нам перемены. Любое неожиданное событие способно оказать грандиозное воздействие на ту или иную сферу жизни, и не всегда негативное, а порой очень даже положительное. Чтобы стать успешным, нужно быть к этому готовым, освоив ценный навык - спонтанность. В чем заключается польза спонтанности и как привнести ее в свою жизнь, рассказывает психотерапевт, гештальтфилософ Елена Солодкая : . .

ТАНЕЦ ДОБРА И ЗЛА: СЮЖЕТ

В своем первом психологическом триллере « » талантливый и дерзкий режиссер погружает зрителей в пугающий расколотый мир иллюзий, двойственности и паранойи. Он разворачивает перед нами захватывающую историю прима балерины, постоянно борющейся с темными силами, которые ее медленно поглощают.

Номинант на премию « », играет роль Нины, юной амбициозной танцовщицы, страстно желающей исполнить сложную двойную партию: утонченно невинной Одиллии и соблазнительно коварной Одетты во всемирно известном классическом балете «Лебединое озеро». Она получает эту роль, однако Нина не уверена, что она сможет убедительно раскрыть темную сторону Королевы лебедей. В то время как она достигает все больших высот в техническом мастерстве, скрытые в глубине ее души фантазии, ревность и кошмары заманивают ее разум в темную пропасть, что ведет к опасному сближению с главной соперницей – коварной Лили. Нина быстро попадает в сети чарующего и смертельно опасного Черного лебедя.

В отличие от стандартных триллеров, где события развиваются в мире криминала и домов с привидениями, Аронофски создает очень личный образ своей героини, пытающейся разобраться в своей душе, в очень неожиданную реальность – эмоциональный и жестокий мир профессионального балета. Режиссер решил, что это отличная обстановка для того, чтобы выразительно продемонстрировать страстное желание к совершенству. Как и в картине « », в этом фильме ему представилась возможность заглянуть в скрытый от посторонних глаз мир и обнажить то, что двигает людьми, готовыми пожертвовать всем во имя своей цели.

Аронофски поясняет: «Некоторые называют рестлинг самой низкой формой искусства, другие полагают, что балет – самая высокая форма искусства, но все же у них есть изначально что-то общее. Герой Микки Рурка как спортсмен проходит путь, похожий на путь балерины, которую играет Натали Портман. Они – артисты, использующие свое тело, чтобы выразить себя, и им обоим грозят физические травмы, поскольку тело является для них единственным инструментом самовыражения. Мне было особенно интересно показать эти две похожие истории, происшедшие в таких непохожих мирах».

Режиссер отмечает, что эти два фильма также объединены темой глубокого скрытого стремления к лидерству, если сравнивать преданность своему делу, которую демонстрируют персонажи Портман и Рурка. «Роль Нины абсолютно отличается от того, что Натали играла до сих пор, и она подняла ее на другой уровень. Играть роль Нины было и физической победой над собой, и актерской победой», - подчеркивает Аронофски.

Трудности при съемках фильма « » были похожи на те, с которыми пришлось столкнуться при напряженной работе над картиной « », возможно, даже еще больше. Столкнувшись с закрытостью мира профессиональной борьбы, Аронофски обнаружил, что мир профессионального балета еще более закрыт от посторонних.

А еще было обучение, которое пришлось пройти , чтобы наполнить удивительно лиричные балетные сцены в фильме нарастающим напряжением и мрачным предзнаменованием. Режиссер подчеркивает: «Балетом начинают заниматься в возрасте 4-5 лет, и балет меняет ваше тело, преображает его, пока вы взрослеете. Для актрисы, которая не прошла через это, убедительно сыграть профессиональную балерину – очень сложное дело. И все же, неимоверные усилия воли и дисциплина помогли Натали превратиться в танцовщицу. Это стоило десяти месяцев интенсивной работы, но её тело изменилось, и даже опытные артисты балета были поражены. Я убежден, что этот физический труд также помог ей понять эмоциональную нагрузку, которую испытывают актеры».

ПРЕВРАЩЕНИЕ В ЛЕБЕДЯ: НАТАЛИ ПОРТМАН В РОЛИ НИНЫ

Еще до завершения работы над сценарием «ЧЕРНОГО ЛЕБЕДЯ» Даррен Аронофски знал, кто будет играть роль Нины, подающей надежды балерины, которая во время работы над главной ролью своей жизни погружается в мир беспокойных фантазий и причудливых событий. Это могла быть только Натали Портман. Помимо того, что она в детстве занимались балетом, у неё было огромное желание и готовность соответствовать огромным психологическим и физическим требованиям этой роли, где совершая балетные прыжки и вращения, она одновременно теряла связь с реальностью.

Несколько лет тому назад Аронофски поговорил с ней о фильме, а затем все приостановилось. Режиссер вспоминает: «Вскоре после того, как я впервые задумал снимать фильм «ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ», я встретился с Натали за чашкой кофе на Таймс-сквер. Она серьезно занималась балетом до того, как стала актрисой, и позднее продолжала занятия балетом, чтобы поддерживать себя в форме. Натали сразу сказала мне, что всегда хотела сыграть роль балерины».

Хотя после их встречи прошло почти десять лет до окончания работы над сценарием «ЧЕРНОГО ЛЕБЕДЯ», после прочтения сценария Натали была потрясена тем, какие изменения происходят во внутреннем мире Нины.

Нина со всем азартом начинает свою профессиональную карьеру, в балетном мире таких не очень любят и дают обидные прозвища, что не очень приятно для балерины, всей душой преданной танцу. Ее мать, бывшая балерина, разделяет ее страсть и опекает дочь, которая так никогда и начала самостоятельную взрослую жизнь. Однако когда Нина получает роль Королевы лебедей, в ней пробуждается что-то новое, необходимость понять самые глубокие темные стороны своей души, и это ее хрупкую душу разрушает. Нина, как и Королева лебедей, образ которой она создает, внезапно попадает в мир магии, страсти и опасности.

Подошла к тому краю, которого она никогда раньше не достигала при создании своих образов: ей пришлось заглянуть в самую глубину человеческой души. Актриса поясняет: «Нина – очень трудолюбивая и преданная своей профессии танцовщица, но все остальное для нее просто не существует. Она еще не сложилась как балерина или молодая женщина, но она постоянно совершенствуется в поисках своего ощущения свободы и чувственности. Одновременно она становится более раскрепощенной, и в этом кроется главная опасность. Нина стремится к совершенству и, как все актеры, готова принести себя в жертву ради достижения своей цели, забывая о том, что ощущение совершенства может длиться лишь один миг. Пытаясь превратиться в настоящего Черного лебедя, Нина пробуждает в себе темные силы, и это приводит к кризису самоопределения, когда она уже неуверенна в том, кто она на самом деле, и теряет границу между своей личностью и другими людьми. Она буквально видит себя во всех».

В этом раздвоенном мире, полном таинственных встреч и постоянных душевных ран, Нина мечется, как в ловушке, и начинает терять контроль над своими чувствами. Натали Портман тоже пришлось все это испытать.

Актриса рассказывает: «Когда Нина пытается восстать против окружающего ее мира, это становится ее навязчивым желанием, и в этом состоянии она уже не понимает, что от нее хотят другие люди и не может полностью управлять собой».

Даже в условиях этого мрачного окружения Портман с восторгом воспользовалась возможностью погрузиться в мир балета, о котором она, как и Нина, мечтала с детства. «Мне очень понравилось, что в сценарии с такой подлинностью воспроизведен настоящий мир танца, а особенно интересной была параллельность истории Нины и сюжета балета «Лебединое озеро», - говорит актриса. «Я вижу, что Нина действительно хочет освободиться от заклятия – освободиться от всех, кто пытается влиять на нее, и разобраться самой, какой же она человек и какая актриса».

Но когда Нина начинает терять ощущение реальности, она не может позволить, чтобы кто-то заметил, что с ней происходит, не говоря уже о том, что ее роль Королевы лебедей могут отдать ее самой главной сопернице – чувственной наглой Лили, которая стала ее дублером в прямом и переносном смысле.

Портман была заинтригована запутанными и управляемыми ревностью отношениями Нины и Лили, разворачивающимися на нескольких уровнях. Натали рассказывает: «Мне нравится, как они встречаются первый раз – они оценивают друг друга, как это всегда делают девушки. Это механизм выживания: сразу определить, кто является твоим главным конкурентом. В нашем случае Нина сразу понимает, что Лили – прекрасная и талантливая балерина, которая может представлять реальную угрозу ее положению в труппе. Однако она, к сожалению, не знает какая Лили на самом деле».

Чтобы передать все это на экране, Натали пришлось серьезно физически и психологически подготовиться. Она даже не могла себе представить, какую физическую подготовку ей придется пройти, когда начала интенсивные целенаправленные занятия по пять часов в день за десять месяцев до начала съемок фильма. Занятия проходили под руководством опытных педагогов, в том числе Мэри Хелен Боуэз из «Нью-Йорк Сити Балет», которые за рекордное время провели полный курс подготовки артистов балета.

Натали Портман объясняет: «Я много танцевала, а также занималась плаванием, выполняла упражнения на поднятие тяжестей и другие спортивные упражнения, чтобы в дальнейшем избежать травм, поскольку танец – это очень серьезная нагрузка для тела. Это невероятно трудно заняться балетом в 28 лет. Даже если ты раньше брал уроки танца, у тебя все равно нет представления о том, сколько сил требуется на самом высоком уровне мастерства. Каждое, даже небольшое, па должно быть особенным и исполненным легкости и грации. Я понимала, что будет нелегко, но никогда не думала, насколько это будет тяжело физически».

Помимо того, что Натали в детстве занималась хореографией, она также окончила курс психологии в Гарварде, что способствовало более глубокому пониманию того, что происходит с ее героиней Ниной, и позволило актрисе представить внутренние сюрреалистические ощущения Нины. Натали Портман рассуждает: «Я понимаю, что Нина попала в замкнутый круг импульсивных устремлений и навязчивых состояний. Положительная сторона такого психологического состояния для актеров и артистов балета в том, что при такой степени сосредоточенности на своем деле можно стать виртуозом, однако есть и темная, нездоровая сторона такого состояния, когда вы можете полностью потерять себя как личность. Вот туда я и должна была попасть вместе с Ниной».

Актриса с бесстрашием исследовала темную сторону всех взаимоотношений Нины: с непреклонным художественным руководителем балетной труппы Томасом Лероем (Венсан Кассель), подталкивающим Нину к исследованию тайных темных уголков своей души; с матерью, бывшей балериной (Барбара Херши), которая вмешивается в жизнь дочери и постоянно наблюдает за ней, и с опытной балериной (Вайнона Райдер), за профессиональной карьерой которой Нина следила с восторгом, и ее внезапный крах выбил Нину из колеи.

ЗАЩИЩАЮЩИЕ ЛЕБЕДЯ: АКТЕРЫ ВТОРОГО ПЛАНА

Вместе с в фильме « » снимается сложившийся ансамбль актеров второго плана, чья игра привносит в картину чарующую смесь красоты, таинственности и ужаса.

На роль Лили, соперницы героини Натали Портман, Аронофски выбрал Милу Кунис, актрису украинского происхождения, сделавшую стремительную карьеру, снявшись в фильмах « » и « », которая добавила безрассудства и отрицательного очарования характеру своей героини – очень амбициозной начинающей балерины.

«Мила создает образ Лили, обладающий чертами характера, которые так нужны Нине. Она намного свободнее, живее и сексуальнее Нины», - говорит Аронофски. «Лили обладает свободой самовыражения, и это становится для Нины источником большой привлекательности и бесконечной напряженности».

Актрису очень привлекал необузданный взрывной характер ее героини и захватывающая возможность сыграть балерину, хотя жестокая реальность оказалась намного сложнее. Мила Кунис рассказывает: «Сначала у меня было такое представление об этой роли: великолепие театра, ощущение грациозности, балетная пачка, но вы не представляете насколько это физически изматывающий труд. Ваше тело расплачивается за ваш успех!»

Чтобы создать достоверный образ Томаса, Венсан Кассель погрузился в исследования и занялся изучением биографий великих хореографов от Баланчина до Барышникова. Еще больше его воодушевили наблюдения за работой хореографа фильма Бенджамина Мильпье, известного танцовщика из «Нью-Йорк Сити Балет». «Наблюдать, как Бенджамин работает с танцорами, как он держится, оказалось очень интересным», - отмечает Кассель.

Также в актерскую труппу два номинанта на премию «Оскар» и обладателя премии «Золотой глобус» - в роли Бет, легендарной балерины труппы, обнаружившей, что она внезапно впала в немилость, и Барбара Херши в роли Эрики, матери Нины, которая одновременно защищает и подавляет свою дочь.

Что касается героини Вайноны Райдер, Бет, как пророк, помогает понять, какое будущее ожидает Нину. Актриса поясняет: «Бет долгое время была примой, но сейчас она в том возрасте, когда в одно мгновение ее увольняет и бросает любовник, балетмейстер театра. Мы видим все трудности артистов балета: что им приходится терпеть, трагедии и несправедливость того, как коротка их профессиональная карьера».

ПУАНТЫ И НАКАЗАНИЕ: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ И ХОРЕОГРАФИЯ

Так же как Даррен Аронофски в свое время в фильме « » полностью погрузился в закрытый мир профессиональных борцов, в фильме « » наряду с психологическими ужасами режиссер открывает зрителю сложную, наполненную тяжелым трудом и волнением, закулисную реальность мира, которую видят лишь немногие. Несмотря на то, что балет уже давно показывают в фильмах, начиная с классической картины Майкла Пауэлла «КРАСНЫЕ БАШМАЧКИ » и хита 70-х «ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ » Герберта Росса, фильм Аронофски не похож ни на один из них.

Чтобы снять балет, словно глядя на него изнутри понадобилось объединение глубокого личного изучения этой темы, активной актерской подготовки и особой техники съемки. Соавтор сценария Марк Хейман говорит: «Аронофски фанатично следует всем деталям, поэтому помимо фантастических элементов сюжета – двойники в зеркале и трансформация Нины – для него очень важным было снять аутентичный фильм о балете».

Его задачей было взять ключевые моменты из балета «Лебединое озеро» и поставить их таким образом, чтобы они полностью сочетались с тем, как Аронофски визуально представляет себе идею Томаса Лероя о «свежем, обнажающем» спектакле, и одновременно эти сцены должны были исполняться двумя актрисами, которые, несмотря на все их старания, не были профессиональными балеринами.

Мильпье объясняет: «Даррен очень хотел, чтобы максимально сохранилась подлинная атмосфера «Лебединого озера». Но мы оба понимали, что нельзя подготовить ведущую балерину за шесть месяцев, поэтому мы тщательно подошли к выбору особых танцевальных движений для Натали и Милы с тем, чтобы они хорошо смотрелись на экране. Натали уже начала заниматься балетом до нашего знакомства, и она также занималась хореографией в детстве, но у Милы не было никакой танцевальной подготовки. Итак, моя роль состояла в том, чтобы отточить их движения и использовать хореографию для реализации замысла режиссера. К счастью, Аронофски отлично понимает, что такое хороший танец, и это очень облегчало мою работу».

Это время стало для Портман и Кунис периодом напряженных занятий. Чтобы помочь им в дальнейших занятиях, Мильпье пригласил группу преподавателей танца, включая легендарную Джорджину Паркинсон, ведущую балерину Королевского балета, отдавшую более 30 лет Америкнством театру балета,которая, к сожалению, скончалась за две недели до завершения съемок фильма. Также с актрисами работали Марина Ставицкая, директор классического репертуара в Манхэттенском молодежном театре балета, и Ольга Кострицкая, среди учеников которой были Михаил Барышников и Джок Сото.

Они заставляли Портман и Кунис творить такие вещи со своим телом, о чем они даже не могли подумать, и обе актрисы платили за это непростую цену. Портман вспоминает: «Я очень люблю танцевать, я думала, это будет такое счастье – танцевать на съемках. Я даже не имела представления, как это будет тяжело».

Тяжело – это не то слово. И Портман, и Кунис постоянно боролись с травмами и усталостью от слишком продолжительных занятий, понимая, что времени до съемок остается мало. Кунис смеется: «Две порванных связки и вывихнутое плечо, я себя спрашивала потом – что я делаю?».

Она продолжает: «Самое ужасное - пуанты. Я могла в них находится не дольше 20 минут. Даже не нужно становится на пуанты, и так больно. Все, что тебе приходится сделать, это ходить. Но ноги не идут вперед, потому что там, в носке, эта деревянная коробочка. Ты цепляешься за свои собственные ноги. Если в них приходится быть целый день, то ноги отекают и покрываются синяками».

Натали Портман, которая сама танцует в 90% своих сцен в фильме, также во время занятий получила серьезную травму. Она жалуется: «Это было довольно серьезно, потому что мне с ней пришлось возиться почти половину съемок. Но трудно жаловаться, когда ты понимаешь, через что постоянно проходят профессиональные танцоры. Они постоянно танцуют с очень болезненными травмами, например, вывихнутая лодыжка. Они привыкают танцевать через боль».

Несмотря на все трудности, при профессиональной поддержке обе актрисы превратились в довольно уверенных в себе танцовщиц. Кунис рассказывает: «Мне кажется, это самое сложное, что я делала в своей жизни. Я думаю, что многие не представляют, что балет – это самый тяжелый спорт в мире. Но самое приятное начинается, когда ты осознаешь, что в результате тяжелого труда и страданий вы демонстрируете это искусство, словно не прилагая усилий».

Именно этой легкости, характеризующей наиболее сильный танец, добивался Мильпье на экране, что является сильным контрастом полному кошмаров пути Нины. Мильпье добавляет: «Было удивительно наблюдать, как совершенствовалось мастерство Натали и Милы. Мы поставили планку очень высоко, и они ее достигли».

Вместе с Портман и Кунис хореограф Мильпье и исполнительный продюсер Ари Хандел вывели на сцену группу профессиональных танцоров из балетной труппы Пенсильвании, включая солиста Сержио Торрадо, который в фильме танцует партию фон Ротбарта в сценах из «Лебединого озера». «Из-за сжатых сроков было труднее найти походящую балетную труппу, чем актеров на главные роли. Мы обнаружили, что многие труппы, как, например, «Нью-Йорк Сити Балет» и Американский театр балета уже открыли сезоны и не могли предоставить нам своих танцоров», - рассказывает продюсер Франклин. «К счастью, в театре Пенсильвании был перерыв. Они согласилась работать с нами буквально за несколько недель до начала съемок».

Рой Кайзер, художественный руководитель балета Пенсильвании, рассказывает: «Мы были рады, что нам предложили в этом участвовать. Это фантастический проект и уникальный шанс для наших танцоров. Им представилась возможность показать балет в истинном свете, и они были рады работать вместе с такими прекрасными актерами».

ЗАЛ ЗЕРКАЛ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ

Съемки фильма « » начинались рядом с Линкольн-центром, где находится «Нью-Йорк Сити Балет», и продолжались несколько недель. Весь фильм снимался в Нью-Йорке, в основном на Манхэттене, а также в Центре сценических искусств в университете штата Нью-Йорк, на знаменитой сцене, где Боб Фосс снимал сцены для известного фильма «ВЕСЬ ЭТОТ ДЖАЗ». Аронофски вместе с талантливой командой художников работал над сплетением двух визуальных стилей: живой внутренний мир балета, где идут съемки ручной камерой, и более сюрреалистичная и пугающая, но такая же смелая серия образов, наполненная отражающими зеркалами и пугающими призрачными двойниками, размывающими границы реальности. Постоянно двигающаяся камера словно танцует и неумолимо движется вниз вместе с главной героиней.

Отбросив многолетний опыт создания психологических триллеров и фильмов, посвященных танцу, Аронофски и Либатик предложили свое собственное видение мира, который редко можно увидеть в такой обнаженности. Большинство сцен фильма снято одной ручной камерой, находящейся в постоянном волнообразном движении, без перенастройки для общих или крупных планов.

Многие декорации фильма ненавязчиво предвещают то, что потом можно увидеть на сцене в балете «Лебединое озеро»” в кульминационном эпизоде фильма, включая квартиру Томаса Лероя в черно-белых тонах, где он дает Нине необычное домашнее задание, а также розовую комнату Нины, напоминающую детскую, хотя эта комната все меньше и меньше спасает ее по мере развития событий. ДеПрез подчеркивает: «Это все сделано очень ненавязчиво, но есть визуальные ряды, которые сохраняются на протяжении всего сюжета. Дело в том, что Даррен не любит преувеличенную стилизацию, и многое в художественном оформлении было направлено на то, чтобы удержать героиню Натали Портман в реальности».

Это представляло для ДеПрез самую главную проблему: создание декораций для нового современного, острого и, самое главное, очень кинематографичного прочтения балета «Лебединое озеро».

Художник поясняет: «Мы с Дарреном очень хотели, чтобы во всех элементах сценических декораций присутствовало движение – ничего застывшего или неподвижного. И в каждом акте балета вы видите на сцене подвижные элементы: раздвигающиеся задники с изображением деревьев, подсвеченную луну, утес с движущейся рампой. На всем лежит отпечаток фотореализма, что создает неожиданное ощущение и делает декорации современными. Это все нужно было очень хитро собрать воедино».

Художественное решение Тереза применила даже к кулисам. Она говорит: «Кулисы почти также важны, как сцена. Мы разместили там балетные стойки, где разминаются балерины, и, конечно, зеркала. Все сделано так, чтобы камере было на чем остановиться».

Еще одним важным компонентом при создании настроения, напряженности и эмоциональной картины фильма «ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ» стала музыка, написанная Клинтом Мэнселлом, давним партнером Даррена Аронофски. Мэнселл сразу обратился к главному источнику одержимости, охватившей Нину, - балету «Лебединое озеро» - и вплел нотки известной музыки Петра Ильича Чайковского к классическому балету в музыкальное сопровождение фильма.

Когда Аронофски рассказал ему о фильме, Мэнселл уже посмотрел этот балет в Лондоне. Композитор вспоминает: «Я был потрясен, какое это живое органичное зрелище, и подумал, что это будет здорово».

При создании музыки Мэнселл столкнулся с интересной проблемой: как сохранить бессмертное наследие Чайковского при создании собственного музыкального сопровождения того мрачного пути, который проходит Нины в современной реальности. «Это огромная привилегия – работать с таким гениальным произведением Чайковского. Я испытываю к нему глубочайшее уважение, но я понимал, что мне придется забыть о границах и прикоснуться к нему», - говорит композитор. «Я искренне надеюсь, что в результате люди не будут говорить: « О, вот это был Чайковский, а это уже нет». Я верю, что две музыкальных темы сольются в одну, чтобы стать новым прочтением балета «Лебединое озеро»».

Мэнселл считал, что лирическое произведение Чайковского неотступно преследует Нину, все больше изменяя ее и превращая в странное и неистовое существо за время работы над партией Королевы лебедей.

«Моя музыка все время словно обращается к музыке Чайковского или эхом повторяет ее», – поясняет Мэнселл. «Чайковский постоянно был отправной точкой, но потом я начал экспериментировать».

По мере работы этот процесс становился все более личным. «Музыка Чайковского чарующе сложная, в ней так много происходит, каждая нота рассказывает целую историю», – замечает Мэнселл. «Но музыка к современным фильмам не такая яркая, если хотите, более минималистическая, поэтому мне пришлось практически переконструировать балет. Я разбил его на определенные ритмы, прогрессии и мелодии, а затем вновь собрал их в единую музыку к фильму. В процессе работы музыкальное сопровождение все больше отвечало тому, как я слышу музыку: с атональными и диссонирующими элементами, помогающими передать напряжение и смятение».

Мэнселл также использовал внутренние элементы музыки для отражения подсознания Нины и ее душевных блужданий в мире паранойи, всепоглощающей страсти и страха. «Внести ощущений ужаса было не очень сложным делом», - говорит композитор. «Музыка Чайковского по своему характеру очень мощная и выразительная. Балетные спектакли в то время играли такую роль, как фильмы сегодня: их создавали, чтобы разбудить воображение зрителей».

Еще до начала съемок Мэнселл написал часть музыки к фильму, чтобы балетные сцены для фильма можно было снимать на музыку, и продолжал работать над сопровождением уже к самому фильму в процессе съемок, получая свежие впечатления. Затем он отправился в Лондон для окончательной записи музыки, где он в первый раз услышал ее в исполнении оркестра из 77 музыкантов. «Когда музыка начинает свою самостоятельную жизнь в руках великих музыкантов, просто захватывает дух», – отмечает композитор.

Аронофски пришел в восторг от работы Мэнселла. Это одна из самых выдающихся работ Клинта», – говорит режиссер. «Ты постоянно чувствуешь присутствие Чайковского, но нон ощущается по-новому. Это необычно, завораживающе и очень красиво».

Аронофски отмечает: «В работе над фильмом все – музыка, костюмы, декорации, соединение хореографии и работы оператора, каждый аспект съемок сцен из «Лебединого озера» стало для нас бесценным опытом, нам приходилось все время учиться, но этот труд вернулся сторицей. Мы начинали, очень мало зная о балете, о том, как снимать балет и как заставить зрителей им восхищаться, но я думаю, что фильм действительно помогает людям понять этот вид искусства, сделать его более доступным».

Смотрите видеосюжет с московской премьеры фильма " " в трейлерах фильма или по этой ссылке .

Смотреть трейлер фильма «Чёрный лебедь (2010)» на русском онлайн

Читайте также: