Мышление и его формы. Основные особенности философского типа мышления

можно определить как мышление о мышлении. По содержанию оно может быть: а) творческим, диалектическим и б) догматическим. По форме Ф.м. может быть: а) диалоговым, проблемно-рефлексивным и б) монологовым, авторитарным. Характерными чертами Ф.м. могут быть названы: субъектно-объектный характер, антиномичность, проблемность, рефлексивность, субстанциональность, универсализм, многовариантность решения философских проблем. Сущностной категорией Ф.м. является мудрость, а также ее антиподы. Философское мышление возможно только при наличии подлинной свободы мыслящей личности. Другими словами, философское мышление это свободное мышление свободной личности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (ОСОБЕННОСТИ)

философия уникальный феномен духовной жизни человечества, главная цель которого ставить перед людьми вечные вопросы, на которые вечных ответов не существует. Каждое новое поколение ставит и отвечает на эти вопросы по-своему и с помощью особого – философского мышления. Его главные особенности следующие.

1. Субъективный, личностный (авторский) характер философского мышления. По этой причине философия не может быть наукой. Любой философский вопрос рассматривается через призму человеческих взглядов, ценностей конкретной личности. Философское мышление не может существовать как отчужденное от духовной жизни конкретного человека. Реальная форма его существования - в глубинном осмыслении жизненных проблем личности.

2. Субстанциональный и всеобщий характер анализа любой проблемы: какова сущность действительности и ее сторон, и как соотносятся единое и множество, духовное и материальное и т.п..

3. Мировоззренческий, экзистенциональный, моральный характер подхода к постановке и решению вопросов.

4. Проблемность, рефлексивность, биполярность, антиномичность философского анализа.

5. Философское мышление это свободное мышление свободной личности.

6. Ценностный характер философских подходов, их софийный характер (поиск мудрости). Анализ отношений «Человек-Человек» и «Человек - Мир» через призму мудрости.

7. Использование трансцендирующих методов мышления и духовного опыта, признание философской веры.

В Европе философский тип мышления ассоциируется с мудростью. Поэтому, важно понять его отличительные черты.

Основные особенности философского типа мышления:

    Принятие важных решений, совершение жизненно важных поступков на основе знаний в наиболее общих формах.

Т. е. прежде чем совершить поступок надо разобраться, соответствует ли это направлению движения окружающего меня мира в лице природы и развивающегося человеческого общества (надо встать над сегодняшним днём, смотреть на вечное, на то, что в мире относится к бытию и что к небытию).

Выходит, что человек, вооружённый философскими знаниями, пытается посмотреть на мир и увидеть столько, сколько видит Бог.

    Человек должен от мелких частных вопросов уметь переходить к широким обобщениям, к закономерностям предельно широких сфер жизни.

    Поиск первопричин тех событий, которые существенно влияют на судьбу человечества, на ход истории.

Философов интересуют причины преступности вообще, почему Россия попадает в смутную эпоху.

4. Постоянное вопрошание человеком самого себя, что будет, если все или большинство будут действовать как я.

«Золотое» правило нравственности (во всех религиях):

“И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”.

И. Кант сформулировал правило так:

“Делайте так, чтобы принципы вашей воли могли стать основой всеобщего законодательства”.

    Учёт долгосрочных последствий тех или иных деяний.

Ирония истории – история всегда издевается над деятелями, которые считают, что «оседлали» исторический процесс.

    Постоянный анализ работы механизма своего восприятия жизни. Постоянная проверка на точность работы источников информации о мире и о себе.

Не слишком ли мной манипулируют? Не слишком ли я доверяю своим чувствам и эмоциям?

Человек должен думать, что нужно знать, чтобы быть уверенным в своей правоте (аргументация).

4. Основные сложности философского познан

    Предмет теории познания

Знание всегда носило практи­ческий информационный харак­тер (см. схему). Если по­являлась потребность в каких-то идеях, то они получали на производстве, в практике более быструю реализацию, чем в университетских лабораториях и на кафедрах.

Гносеология (греч, gnosis- знание, познание) является од­ним из разделов современной философии. Она исследует при­роду человеческого познания, формы и методы перехода от поверхностных знаний к глубинным.

Процесс познания изучается с точки зрения форм, законо­мерностей развития, возможности достижения истины. Су­ществуют его различные подходы, модели. Материалистичес­кие модели имеют основной принцип отражения мира в саг знании человека: у Демокрита - образы (эйдосы), у филосо­фов Нового времени - сенсорные сигналы, у В. И. Ленина - ощущения субъекта, которые дают субъективный образ объек­тивного мира. Идеалисты полагают, что познание не имеет дела с реальным, объективным миром. Лейбниц считал, что познание есть воздействие обожествленной идеи на врожден­ные понятия человека. У Гегеля - самопознания абсолютной идеи. У Маха, Авенариуса и других субъективных идеалистов (конец XIX - начало XX вв.) процесс познания - это реали­зация простой и экономной связи ощущений. Познание неиз­бежно сталкивается с такими вопросами: Познаваем ли мир? Как это происходит? Существуют ли границы познания или нет? Позиции мыслителей в целом можно определить следую­щим образом:

когнитивный оптимизм;

скептицизм;

агностицизм

Оптимисты абсолютно уверены в возможности познания. На (Г. Гегель, В. И. Ленин и др.); скептики выражают сомнение (Д. Юм, XVIII в.); агностики отрицают возможность познания мира (И. Кант - «вещь в себе» непознаваема, отсюда - надо дать предпочтение вере, а не разуму). Агностицизм - гипертрофированная форма скептицизма.

Субъект, объект, предмет познания . Познание и практика находятся в тесной связи. Об этом всегда говорили материалисты. Интерес представляют взгляды на познание немецкого философа К). Хабермаса. В труде «Познание и интерес» он выделяет три фундаментальных типа интересов, которыми руководствуется в своей деятельности человек: 1) технический, 2) практический, 3) эмансипационный.

Первый вид интереса соответствует трудовой деятельности; второй - общению; третий - рефлексивной деятельности сознания.

Личность в целом, а не только ее познающая основа - мозг, занимается познанием. Познание вплетено в различные виды жизни и деятельности людей. Оно слито с потребностями, интересами, целями людей. Сущность процесса познания связана практикой. Категория практики дает возможность осмыслить общественно-исторический характер познавательной деятельности, ступени развития познания, субъект и объект познавательного процесса.

Объект познания - часть реального бытия, подвергающая- анализу, изучению. Так, сознание человека исследуется разными науками: историей, философией, психологией, биологией, медициной. Но у каждой есть свой «участок», свой срез, свой угол исследования. Предмет исследования - конкретный аспект научного поиска.

Человек есть участник и творец исторического процесса. Это усложняет процесс познания роли субъекта. А. Г. Спиркин выделяет следующие виды субъектов познавательной деятельности: 1) все человечество; 2) отдельные народы; 3) группы индивидов (скажем, сообщество ученых); 4) личность; 5) под субъектом познания часто имеют в виду некий безличностный сгусток интеллектуальной активности.

Практика - это материальная, научная, социально-преобразующая целенаправленная деятельность людей, которая носит конкретно-исторический характер по преобразованию общества, человека, природы. Роль практики в процессе познания следующая:

она является основой познания;

практика - цель познания;

практика выступает критерием истины.

Обыденное и теоретическое познание . Обыденное позна­ние базируется на социальном опыте различных сфер бытия человека. Знание на обыденном уровне характеризуется здравым смыслом, обыденным языком, наивными представления­ми; адекватное отражение действительности соседствует с ир­рациональным; велика роль опыта. Знание на обыденном уров­не формирует рецепты деятельности, правила использования, различные предписания. Обыденное знание дает верное, но неполное представление об объекте исследования. Типичным литературным примером обыденного сознания может служить рассказ А. Л. Чехова «Письмо к ученому соседу».

Теоретико-научное знание отличается от обыденного глуби­ной отражения объекта, проникновением в сущность вещей, выявлением законов развития, использованием логического по­нятийного аппарата. Научное знание носит концептуальный ха­рактер, его достижение связано с особой процедурой доказа­тельства, с использованием методов проверки знания. Знание носит практический характер, позволяя человеку правильно ориентироваться в окружающем мире. Скажем, идеи академи­ка С. Л. Королева вывели людей в Космос. Они реализовали тысячелетние мечты человечества в действительность.

    Истина в философии

Знание должно соответствовать законам объективного мира, т. е. быть истинным. Истина - цель по­знания, она же предмет исследования, важнейшая категория гносеологии.

Аристотель понимал под истиной соответствие мысли объ­екту.

Истина есть логическая форма, выраженная в виде мысли, где утверждается или отрицается наличие тех или иных связей. Истинно то, что определяется объектом, а не соглашением.

Австрийский физик Эрнст Мах понимал истину как дости­жение наиболее простых и экономных связей между ощуще­ниями. Внешний мир не брался в расчет. Знания соответство­вали не объективной реальности, а принципу простоты и эко­номии мышления. Развитие неевклидовой геометрии привело конвенционалиста Анри Пуанкаре к мысли о том, что лежащие в основе математических теорий системы аксиом есть результат соглашения, конвенции. Поэтому последователи данного течения в философии полагают, что внешний мир и знания не зависят друг от друга. Та или иная теория есть результат соглашения ученых по критерию удобства и простоты.

Прагматизм полагает, что истинно то, что полезно.

Марксистская гносеология дает свое понимание истины. Объективность истины В. И. Ленин связывает со следующими положениями:

    источник знания - объективная реальность;

    качества субъекта сами по себе не определяют истинность утверждаемого суждения;

    вопросы истинности не решаются арифметическим большинством; истина субъективна по форме своего выражения, носителем ее является человек;

    истина есть процесс;

    истина всегда носит конкретный характер.

В марксизме разработаны категории АБСОЛЮТНОЙ и ОТНОСИТЕЛЬ-НОЙ истины. Абсолютное выражает момент устойчивости, неизменное в явлениях. Относительное - изменчиво, переходящее в знаниях в связи с ростом новых фактов, теорий.

Несовпадение представлений субъекта с отражаемым объектом приводит к заблуждению, неистине. Знание должно соответствовать предмету исследования.

Истина и заблуждения не просто противоположности, они связаны друг с другом, переходят друг в друга и являются условиями развития ЗНАНИЯ.

Заблуждения - спутник научного работника и ученого во все эпохи. Попытка создать вечный двигатель предшествовала рытою закона сохранения и превращения энергии. Идеи эфира, теплорода были предпосылкой развития волновой оптики и электродинамики, а также физического учения о тепловых процессах. Но бывают и более жесткие ситуации, когда искажение истины не приводит к ней, а дает в результате заблуждение.

Стремление к истине должно быть связано с ее критерием. Часть мыслителей (скажем, агностики) отрицали такой критерий. Другие считали, что таковым может быть ОПЫТ человека, т.е. его ощущения; третьи полагали, что ясность и самоочевидность суждений суть их критерий.

Согласно К. Попперу, истинное подтверждение может проистекать только из неудач всех попыток опровергнуть данную теорию

Марксизм считает, что практика - основа, цель и критерий истины.

Практика, будучи критерием истины, не является абсолютным критерием истины. Практика осмысливает общее направление путей, ведущих к решению проблемы критерия истинности. Важное значение при определении истинности противоречащих друг другу теорий могут сыграть так называемые ВТОРИЧНЫЕ КРИТЕРИИ.

Таковыми принято считать принцип простоты и непротиворечивости теории, принцип красоты и изящества, принцип плодотворности и эффективности. Принцип простоты предпол­агает, что в основу теории должно быть положено наименьшее количество независимых понятий с тем, чтобы получить остальные как следствие исходных. Простота не есть нечто абсолютное. Теория может быть проста с точки зрения количества общих идей и принципов, в другом отношении она быть сложной, например, с точки зрения применяемого математического аппарата. Принцип простоты, как вторичный критерий, применяется в научном знании в ЕДИНСТВЕ с другими критериями. При выборе любой теории предпочтение отдается той, которая более проста, экономична, непротиворечива Вторичные критерии не заменяют основного - практику, а дополняют его.

Я долго думать, писать ли этот пост и вообще, затрагивать ли эту тему. Не могу сказать, что считаю себя недостойным, а тем более неспособным. Но и достойным не считаю. Как и во некоторых других случаях, берусь за это дело только потому, что его не сделали другие. Воспринимайте это не как лекцию, а как разговор с самим собой. Философии научить нельзя. Но можно помочь желающему выработать навыки философского мышления. Философ, вопреки общераспространенному взгляду, есть мастер мысли, а не мастер слов. Нельзя достичь успехов в теоретической области, если не владеть хорошо словами. Однако владение речью, искусство определять понятия и выстраивать из них конструкции - лишь вспомогательное средство, инструмент. Философ - не словоплет, а мыслитель. И достоинства философа определяются вовсе не его известностью. Можно быть философом для самого себя, если всерьёз озабочен осмыслением мировоззренческих вопросов. Поэтому я не могу назвать философское мастерство профессионализмом, и поставить его рядом с искусством. Философия всегда ближе к "любительству", потому что без внутренней склонности в этой области ничего не достичь. Это не дело выбора, а дело "призвания". Философ мыслит прежде всего для себя - чтобы понимать. Так что я никого не буду агитировать становиться философом. Но если найдутся такие люди, которые склонны к философии, им может быть интересно, что я считаю основами философского мышления. Это не рецепты или схемы, подобные заклинаниям магии или формулам логики, скорее наброски методов философского мышления, результат рефлексии и саморефлексии.
Первое, с чего стоит начать - осознать, что есть реальность, а есть картина реальности, создаваемая сознанием. Между ними огромная дистанция. Все знания, слова, мысли относятся к сознанию, не составляя часть реальности и не будучи с ней связаны. Без номинализма подлинная философия невозможна. Когда чувствуешь относительность слов, относительность языка - только тогда мысленные построения приобретают характер подлинного созидательного творчества. Слишком часто возникает искушение выдавать желаемое за действительное, несуществующее за существующее, свойство за феномен. Картина мира в сознании не возникает из ниоткуда, не заимствуется в готовом виде, она создается самим человеком. Начинающий философ ничем не отличается от любого другого человека. Он не обязательно умнее, может меньше знать или обладать небогатым жизненным опытом. Но он, в отличие от других, проверяет и перепроверяет то, что создает внутри своего сознания. Изначально у философа немало предрассудков, стереотипов, схем. Нельзя сказать "все мыслят предвзято, а я - непредвзято". Скепсис, равно направленный вовне и вовнутрь, помогает выявить эти стереотипы. Правильно или неправильно то, от чего мы отталкиваемся важно, но сначала важнее другое - четко понимать, от чего именно мы отталкиваемся. Я бы назвал это первичное стремление философа стремлением к ясности. Само вскрытие стереотипов помогает избавиться от многих из них.
Из того, что уже сказано, вытекает, что намного лучше отталкиваться от себя самого, от того что видишь и слышишь, чем от какого-то учения, каким бы разработанным и даже правильным оно ни было. В науке можно просто повторить правильную формулу - и всё сработает. В философии велосипед нужно изобретать каждый раз заново. Готовый велосипед, если и будет работать, подчиняет себе. Философ, следующий чужим схемам - не философ. Выводы его могут сопадать с чужими выводами, но не может совпадать мысль во всех нюансах. Начинающий философ добьется гораздо больших успехов, если не будет следовать за другими - назовем их "предшественниками". Даже вкратце изучить историю философии - огромный труд. Не лучше ли направить этот труд на осмысление проблем и выработку своих философских методов? Если и стоит читать труды известных мыслителей, то не в качестве образца для подражания и тем более учебника. Лучше начать с нуля. Посмотрите, как много людей начинает рассуждать о философии или философски - о какой-то проблеме, пользуясь механически воспроизводимыми словами "идеализм", "материализм", "объективный", "субъективный" и т.д., без всякого понимания смысла произносимого. Философия - не наука и в ней терминологии нет! Если вы чувствуете склонность к философии, но по жизни занимались и занимаетесь совсем другим, плохо знакомы с историей философии и не владеете "арсеналом" философии - пусть это не останавливает вас. Это скорее плюсы, чем минусы. Наличие философской "образованности" (включая самообразование) дает в основном иллюзию владения философией. На самом деле человек остается на том же месте, где был, не двигаясь вперед.
Забудьте про знания. Сосредоточьтесь на прояснении собственного мышления. Вспомните детские вопросы "почему?", "зачем?", "как?". Многое мы принимаем как само собой разумеющееся. Вот в этой области основ и нужно разбираться в первую очередь. Если некто делает утверждение, мы не должны его принимать без обоснования. "Есть мир вещественный, есть мир духовный". Зачем мне принимать или не принимать это утверждение? Вероятнее всего, что сделавший это утверждение сам не понимает, что именно он говорит/пишет. А значит, просто нет нужды принимать утверждение или полемизировать с ним. Другое дело - обоснованные утверждения. С чего же начать? С фундамента, на котором будет стоять всё здание. Если фундамент не будет прочным, уже неважно, что строится над ним. Некоторые люди, весьма талантливые, десятилетиями развивают ложные теории, строя их на непрочных фундаментах. Некоторые из них становятся знаменитыми, например Кант, Гегель, их читают и обильно цитируют. Но весь великолепный замок из хитро увязанных слов рушится, когда начинаешь его трясти и проверять основание. Совершенно обычный человек может по своему мировоззрению быть ближе к истине, чем такой философ. Мышление может увести далеко, и показателем является истинность ключевых утверждений, а не величина словесного замка. Философу нужна мудрость. Хотя философ и не изменяет мир непосредственно, он изменяет отношение к миру, создавая иную картину мира. Философ может изменить ход мыслей других людей (не говоря уж о себе самом). В этом состоит и задача, и опасность.
Философ мыслит, но и все остальные люди мыслят - в чем его особенность? Философ оперирует понятиями. Многие люди склонны путать понятия со словами языка, с терминами и т.д. Понятия - не особая речь. В основе мышления любого человека лежит обыденная речь, привычный язык, усвоенный в детстве. Понятия - переосмысленные слова, которым придано строго определенное значение в рамках системы данного философа. Ни в коем случае не заимствуйте понятия! Понятие можно использовать только после того, как дали ему определение. Соответствует ваше определение или не соответствует другим - совершенно неважно. Никогда не верьте тем, кто говорит об "общепринятом" значении понятия. У философских понятий нет и не должно быть общепринятого значения. Если таковое есть - перед нами что угодно, но только не философское понятие. Допустим, мы говорим о свободе. Нельзя воспроизводить чужое определение. Нельзя игнорировать необходимость давать определение, основываясь на том, что мы и так "интуитивно" понимаем, о чем речь. Ясность и четкость. Одно определение может быть ценнее целого трактата на тему свободы. Если у нас определены базовые понятия, дальше двигаться намного проще. Главная задача - создать первичный каркас. Заметьте, это не значит, что до определенного момента мышление будет бедным, так как оперирует скудным набором понятий. В нашем распоряжении весь язык. Но слова только постепенно становятся понятиями, или создаются новые понятия. Понятий не нужно много, их вводить лучше по мере необходимости.
Как вы поняли, философия есть оригинальное творчество с самого начала. Не приобретение мастерства - потом творчество, а приобретение мастерства в процессе творчества. И уверенность в своих силах и в правильности своих решений. Скепсис не препятствует, а способствует уверенности. Есть самоуверенность догматика, а есть уверенность скептика. Чем строже я проверяю сам себя, тем меньше вероятность, что я ошибусь. Философ - критик собственных построений. Однако многое зависит, от чего отталкиваться. Есть немало вариантов, и в истории философии вы сожете встретить несколько "поворотов" только за период 19-20 веков. К сожалению, тенденция ставить осмысление методов познания, анализ языка и т.д. вперед сильно ударила по философии. Вам говорят: только наивные люди сразу начинают рассуждать о мире. Мой вам совет: будьте такими "наивными" людьми! Любая философия начинается с онтологии, с учения о сущем. Правда во многих системах первичная онтология замаскирована. Философ не может анализировать язык, науку, методы познания, логику и психологию - и только потом обращаться к миру. Философ уже много лет сталкивается с миром и вполне достаточно знает его, чтобы начать его осмысление. Все указанные вещи (рефлексия над способами познания и мышления) нужны, но далеко не в первую очередь. Первое - ориентация на реальность, определение "существования" и "сущности" (существующего). Когда есть критерии существования, можно двигаться дальше. Современные философы всю жизнь якобы занимаются философией, а до главного так и не добираются. Зачем строить дома без фундамента?
В процессе философского рассуждения можно использовать чужие идеи и фразы. Но только не механически, а усвоив и переварив их, сделав своими. Когда вы смело можете расковычить фразу, так как думаете так же, тогда чужое можно считать усвоенным. Но это требует большого труда. Зачастую проще дойти до той же мысли самому. А потому не спешите заимствовать чужие идеи. Максимум своего и минимум чужого. Здесь есть ещё одна хитрость: чужое уже может быть в вашем сознании, усвоенное, но не переваренное. Даже не только в качестве стереотипов, а в качестве услышанного/прочитанного и отложившегося в памяти. Поэтому фильтр нужно ставить не только на входе, но и внутри. Лучше всего опираться поначалу на непосредственное восприятие, на то, что сообщают о мире органы чувств. Поверьте, это совсем не мало. К этому добавляются какие-то мировоззренческие положения, которые давно проверены нами лично, либо являются общеизвестным знанием (например, пар и лед - два состояния одного вещества). простота - залог успеха. Чем сложнее разбираемые примеры, тем больше вероятность ошибки.
Напоследок хочется предостеречь от дихотомии и вообще понятийного дуализма, как и от игры в "диалектику". Раскладывание явлений надвое (напр., свет-тьма) удобно для мышления, но не соответствует реальности. Дуальными понятиями нужно пользоваться очень осторожно. Вводя противоположные понятия, мы начинаем видеть в мире двойственность и "борьбу" начал, хотя её нет. Самый пагубный для философа дуализм - дуализм этический, выделение в мире добра и зла. Как только оценка перестает быть оценкой и привязана к явлениям, философия превращается в нагромождение заблуждений. Можно думать о горячем и холодном, а можно - о температуре. Как горячее превращается в холодное? А никак. Ничто не бывает горячим и холодным, это привнесенные характеристики. Меняются состояния и свойства. Рассуждение с использованием дуальных характеристик создает видимость объяснения, когда объяснения нет. Не случайно дуальные категории так часто используют теологи и проповедники. Философ должен - если он хочет достичь успеха - избегать дуализма. Начиная с отказа от деления мира надвое. О том, что философское мышление несовместимо с пралогическим типом мышления, с суевериями - я думаю, напоминать излишне.
Так как это "вступительная" беседа, многое в ней дано в обобщенном виде. Если вас заинтересует продолжение - возможно я напишу, как можно работать с понятиями и выстраивать цельную мировоззренческую систему. У меня есть некоторые собственные "находки" в области методов философского мышления, которыми я много лет пользуюсь. Вдруг они пригодятся и вам тоже?

Основные особенности философского типа мышления: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ - то есть последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных, однажды выбранных принципов - их нельзя менять по ходу дела. В эти принципы, конечно, могут вноситься уточнения, они могут быть кардинально пересмотрены, но это требует и пересмотра всех построений, где они были использованы. Обычно такая задача решается уже не самим патриархом от философии, а его продолжателями и оппонентами;

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ - философ может высказываться по самым разным поводам, но его конечной целью является построение теоретической системы, дающей взаимосогласованное решение всего, или, по крайней мере, основного комплекса мировоззренческих вопросов;

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - философия носит обобщенный и даже предельно обобщенный характер. Она редко дает ответы на конкретные вопросы, волнующие отдельного человека. Ее назначение - указывать общие направления поиска таких ответов, правила игры в своеобразный бисер смыслов;

КРИТИЧНОСТЬ - философское мировоззрение всегда открыто для разумной критики и критического пересмотра любых положений, включая исходные принципы. Но этот пересмотр тоже должен отвечать требованиям обоснованности. Поэтому философия сама является острейшим инструментом систематического сомнения и критики любых положений, претендующих на универсальность.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ТИПА МЫШЛЕНИЯ.

Источниками рождения философского мышления и взгляда на мир можно считать:

продуктивное сомнение в правильности обыденных «мнений»;

потребность подняться над преходящими явлениями,
попытка проникнуть к Единому, Целому, Изначальному; личностное уникальное видение мира.

Многие основные свои темы философия почерпнула из мифологии и религии. Философия рождается из диалога с мифологическим и религиозным мировоззрением.

Предметом философии является духовный опыт человека. «Разные формы опыта (не только чувственного — внешнего, психического, социального, но и нечувственного — морального, эстетического, религиозного) ставят перед нашей мыслью проблемы и требуют их разрешения на путях разума» . Путь к смыслу лежит не через абстракции, а через целостную личность философствующего. «Философия как целостное миросозерцание есть дело не человека, а человечества, которое никогда не живет отвлеченным или чисто логическим сознанием, но раскрывает свою духовную жизнь во всей полноте и целостности ее моментов» . «Основные мотивы философствования, темы философских систем не выдумываются, но осознаются интуитивно, имеют сверхфилософское происхождение... философствование есть рефлексия разума на его узрения... в основе действительно оригинальных, творческих философских систем всегда лежит философский миф...»

Процесс философствования основывается на рациональном доказательстве и выводе. Но философия не является формальным мышлением или методологией. Гегель неправомерно абсолютизировал рацио, разум, придал ему онтологический статус. Мифологическое мышление существует в мыслящем субъекте наравне с рациональным, логическим. Мифологическое мышление, связанное с человеком в его сознательном и бессознательном аспектах, во многом ответственно за выработку человеком ценностей. Оно дает тему, импульс; рациональное мышление развивает эту тему, приводит в систематическую форму. В области философских, гуманитарных понятий мышление тесно взаимодействует с фантазией.

Философское мировоззрение строится из понятий, в которых фиксируются самые общие и необходимые признаки явлений, их сущность. У философии есть свой понятийный аппарат (понятия «дух», «идея», «материя», закон», необходимость», «свобода», «объект», «субъект», «причина», «истина» и др.).

Специфика философских понятий, в отличие от понятий математических или естественнонаучных, состоит в том, что они ни в какой мере не однозначны, из них трудно строить формально-логические схемы. Если понятие «квадрат» подразумевает одно значение, то понятие «добро», понятие философское, нравственное, никак не может быть сведено к одному значению. Более того, философские понятия максимально многозначны и общи. Для их исследования и определения необходимо определение либо более простых понятий, которые входят в это большое понятие, либо выявление многоуровневой связи этого понятия с другими понятиями. При объяснении мира с помощью философских понятий, не отбрасывая их всеобщности, приходится прибегать к наглядности, к конкретным примерам. В философии невозможно ограничиться только «чистым» понятием. Естественнонаучные понятия во многом условны, являются устоявшимися в научном сообществе знаками неких связей, эти понятия относятся к явлениям узкого сегмента эмпирической сферы. Наоборот, в философии понятие в наименьшей степени есть знак, оно постоянно вызывает споры относительно его сущности и смысла и именно в силу своего дискуссионного, незавершенного характера требует использования конкретики и истолкования с помощью других понятий и образов.
В языке философа наряду с понятиями важное место занимают метафоры, образы («Язык — дом бытия» — Хайдеггер, «Мир есть вода» — Фалес, «Сущее есть разум» — Гегель). Для философа метафора благодаря ее выразительной силе и захватываемой глубине часто оказывается адекватным выразителем философского мышления, мышления подчас парадоксального, алогичного. Метафора является живым, конкретным, качественным, внутренним, а не формальным единством различного. В философской метафоре осуществляется единство бытия и человека, фиксируется образ, на который опирается философ. В исходной философской метафоре происходит встреча мифологического и рационального компонентов мышления. Так, Фалес живет в окружении мифологических представлений. Диалектики в его рассуждениях еще почти нет. Однако Фалес преследует цель объяснить всё с помощью определенного образа. Вода есть аналог всего, единое начало всего.

Какое место занимает логика в философии?
Логика изучает логические формы мышления (понятия, суждения и умозаключения). Логика оперирует с отвлеченными понятиями как с величинами и устанавливает между ними правильные соотношения. С помощью логики критически анализируется ход философствования. Логика — это некая отвлеченная рассудочная сетка, схема, набрасываемая на живую действительность, позволяющая наиболее быстро и экономно решать какие-то проблемы, осмысливать огромные объемы информации благодаря использованию знаков-заместителей чувственных представлений. Другое дело, что логика не может дать целостного ответа на проблему, она только может указать путь. Найти ответ на мировоззренческую проблему означает не только определить понятие, но и пережить его в целостном личностном опыте. Логический знак, чистое, абстрактное понятие представляют только часть целостного образа мира, сам образ полностью в нем не изживается.
Вообще, в философии можно говорить о нескольких логиках. Одна логика — это формальная логика однозначностей: «нет или да». Возможна и другая логика: «верно и то и другое».

Суть как философских вопросов, так и философских ответов состоит в том, что они всегда открыты для новых вопросов, всегда порождают новые смыслы. Как разговор не предполагает однозначных ответов (иначе бы он прекратился ибо ответ нужно давать так, чтобы можно было потом задать вопрос), так и философия предполагает многовариантность суждений, предполагает многозначность, одновременное сосуществование нескольких смыслов, нескольких истин. Только при такой логике сосуществования нескольких истин возникает потребность думать, осмыслять мир.

Каковы методы и средства философской деятельности?
Основным философским методом является диалектика (метод разрешения противоречий).
Основной формой философствования является диалог. Поэтому обучение философии — это обучение прежде всего философствованию как самостоятельному диалогическому мышлению, рассуждению.

Философский взгляд на мир — это такой особый взгляд на мировые проблемы, который предполагает альтернативные, многообразные подходы к их решению. Человек, обдумывающий и обсуждающий философскую проблему, неизбежно рассматривает более чем одну ее трактовку. Философствование — это прежде всего свободное, творческое, диалогическое мышление и неиссякаемая любознательность.
Рассмотрим, на каких уровнях в философии существует диалог.
Диалог в философии возникает уже на уровне собственно философских систем, философских учений, полемизирующих друг с другом вокруг традиционных и новых для философии тем. Это собственно диалог мировоззрений. Невозможно изучать философию на примере только одной философской системы. За время своего существования философия не пришла к какому-то единому для всех ее течений итогу, философии сменяли друг друга. За всю историю философии различных вариантов ответов на одни и те же философские проблемы, способов их постановки и решения было множество, и все они рано или поздно оказывались одностронними.
Но и само философское понятие также диалогично. Имманентно присущая философствованию диалектика понятий приводит к диалогу.

При работе с философскими понятиями и проблемами диалог возникает как следствие:
— Логических противоречий. Логические противоречия возникают из-за нарушения формальной, нормативной стороны мышления.
—
Диалектических противоречий . Диалектика, согласно П. А. Флоренскому, есть движение живой мысли по пути «ее вглядывания, вживания в реальность» . На этом пути мышление время от времени останавливается, фиксирует результат своего движения, а затем преодолевает, «снимает» ограничение, переходит к новой точке, новому тезису, новому определению, которые тоже, в свою очередь, преодолевает. Даже обычный разговор имеет диалектический характер. С формальной стороны, необходимость формализации своих представлений в слове и приводит к противоречию между формой (высказыванием) и содержанием. При фиксации одной какой-нибудь стороны мира в суждении упускается другая сторона. А это неизбежно ведет к диалогизму при обсуждении проблем, т. е. к стремлению преодолеть односторонность формализации. Согласно Платону, диалектика есть движение мысли от разделенного к неделимому. По Гегелю, диалектика — двигатель духа. Ее движение — от абстрактного, отвлеченного, одностороннего к конкретному,
наиболее полному. Диалектика ведет к целостному, всеобъемлющему, всестороннему истолкованию, пониманию действительности, к синтезу противоположностей.

Диалектика является также и определенным принципом мышления. В качестве предмета мысли можно выбрать любой, но диалектика устанавливает определенные правила, порядок рассуждения. Например, первым шагом диалектического рассмотрения предмета является отличение, отграничение его от других предметов, выделение существенных признаков. Философское осмысление проблем (любых, пусть даже взятых из сказки) отличается от обыденного тем, что оно диалектично, руководствуется некими правилами. Но при всей своей рациональности диалектика фиксирует и иррациональные переходы в развитии.
— Антиномий. Платон полагал, что бытие само по себе противоречиво: оно одновременно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. И. Кант писал, что разум рано или поздно неизбежно сталкивается с рационально неразрешимыми антиномиями. Согласно воззрениям П.А. Флоренского, мир и человеческий разум настолько противоречивы, что окончательно снять противоречия не удается. Даже истина может быть представлена только в
форме антиномии, т. е. одновременно утверждающей и отрицающей саму себя. Через внутреннюю антиномичность рассудок рождается к высшей истине. Сама истина, таким образом, ведет к диалогу, к столкновению различных суждений.

Развитое мышление — это диалог, диалектика, многовариантность. То есть выявление многообразия отношений предмета, противоречий и антиномий. Суть диалектики: противоречия и антиномии не пределы мысли, а стимул к поиску неделимого и непротиворечивого (истины, всеобщего, целого). Противоречия (к которым ведет диалектика понятий) снимаются в синтезе, а также в опыте единого.

Диалектика — неотъемлемое свойство Целого.
B.C. Библер отмечает такой аспект диалога, как диалог «голосов поэта (художника) и теоретика, выступающий основой реального развития творческого (гуманитарного) мышления» .
М.М. Бахтин полагал, что в основе всех человеческих способностей, в том числе и мышления, лежит межличностное начало. Быть — значит общаться, в общении преодолевая тенденцию к овеществлению человека. Истина, понимание другого открываются только в диалоге. Вне речевого, одухотворяющего словесного контекста человек немыслим. Во взаимодействии человека с миром, в напряженном диалоге и создаются условия возникновения мышления.

Вообще мышление возникает как потребность разрешить противоречие, как практическое, так и нравственное, из несоответствия понятия внутренней или внешней реальности. Мышление не просто набор мыслительных операций, но прежде всего деятельность по построению понятий и суждений. Мышление — это синтетическая деятельность, путем анализа и синтеза движущаяся от одних обобщений к другим.
В философии, как игре, происходит освобождение от закосте-невших социальных ролей, от давления стереотипов. В свободном общении происходит раскрепощение человека, он раскрывается навстречу глубоким духовным смыслам.

К средствам философского исследования относятся:

Диалектическая и формальная логика;

Индуктивный и гипотетико-дедуктив-ный метод;

Экстраполяция;

Идеализация;

Мыслительный эксперимент;

Интерпретация;

Наблюдение;

Созерцание;

сомнение (ведущее к построению нового убеждения);

Рефлексия;

Интеллектуальная интуиция.

  • Ведущая философская деятельность — исследование философских проблем.
  • Способ организации философского исследования — диалог, дискуссия различных позиций, диалектическое решение философских проблем.
  • Результат философского исследования — картина мира (мировоззрение), состоящая из философских истин (т, е. ответов на философские вопросы) и выражающихся в категориальной и систематической форме .

Философия – одна из многих разновидностей мыслительной деятельности человека. Естественно, она отличается своей специфичностью от остальных форм его духовной активности. Эти отличия касаются не только целей, которые стоят перед философией, не только направленности философского мышления. На этом стоит задержать наше внимание, с тем, чтобы понять, в чем заключается самобытность философии в сравнении её с наукой, художественным словом или религией, и чем эта самобытность объясняется. Только так мы сможем уяснить место, которое философия занимает в культуре в целом, с тем, чтобы не предъявлять ей нелепых претензий и не выдвигать пустых обвинений.


Относительно философии сформировалось немало иллюзий и предрассудков, и рассеять хотя бы часть из них было бы в высшей степени полезно уже в момент первого знакомства с предметом.

Самый распространённый предрассудок – называть философию наукой. Этот предрассудок присущ не только лицам для философии посторонним. Он находил себе место и среди философов. Достаточно привести, скажем, только название работы Эдмунда Гуссерля "Философия как чистая наука", чтобы понять, что такие претензии выражались и в самой философии. Гуссерль полагал необходимым подвергнуть современную ему философию некоторому очищению для того, чтобы она смогла действительно претендовать на звание подлинной науки.

Между прочим, столетием ранее Георг Гегель (да и не только он) утверждал, что философия – это "наука наук". Однако, объявляя её наукой наук, Гегель фактически ставил философию выше науки. Он создавал для философии особый метод мышления – диалектику. Эта диалектика, будучи применённой в дальнейшем в эпоху сталинизма к конкретным наукам наделала в них много бед, став средством критики генетики, кибернетики, и ещё много чего.

Разумеется, на ранних этапах развития научного мышления философия могла брать на себя некоторые научные функции. И эта деятельность содержала в себе определённый позитивный смысл. Однако как только наука достигла зрелости, стало очевидным, что у философии и науки несколько различные подходы к действительности. Так что, отношения у них довольно сложные, неоднозначные, а порой и очень напряжённые. Хотя философия и наука несомненные родственники. Впрочем, некоторые философы наотрез отказывались это признавать.

Среди таких можно было бы назвать Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера.
Тот же, упомянутый ранее Гегель, говоря об отношениях религии и философии, заявлял, что истинная философия не может не быть по своей сути религией, а истинная религия – философией. И в истории философии мы находим немало воплощений этой мысли, как в форме так называемой теологии (богословия), так и в виде просто религиозной философии. Русский философ Николай Бердяев утверждал в своей "Философии свободы": "Религия есть жизненная основа философии, религия питает философию реальным бытием"

Такую же близость можно обнаружить между философией и художественным словом. Некоторые философские произведения по праву считаются достойным воплощением литературного языка своей эпохи. Так можно было бы сказать о Платоне или Ницше.
Бросим взгляд на разнообразие жанров философских произведений. Оно чрезвычайно красноречиво иллюстрирует положение философии, занимаемое ею в культуре в целом.

Самым древним жанром философских произведений была поэма. Так мы находим большое количество фундаментальных философских текстов в древнеиндийском эпосе "Махабхарата". Первые греческие философы считали своим долгом сочинять пространные поэтические произведения под названием "Пэри фюзис", что означает "О природе". Один из таких текстов, но уже в латинском варианте, целиком сохранился до наших дней в виде сочинения римского философа Тита Лукреция Кара "О природе вещей". Почему именно поэма стала формой выражения раннего философского опыта человека? Да потому, что философия с самого начала толковала о вещах глубоких и значительных. В ней видели отблеск божественной мудрости, а поэтическая речь считалась разновидностью священной речи. С помощью такой речи люди общались с богами. Естественно, значительные вещи подобает излагать языком особым. Потому философия выражала себя при помощи такого языка, на каком сочинялись гимны и славословия в честь божества.
Крупнейший греческий философ Платон облекал свои произведения в форму диалогов. То есть он, по сути, создавал драматические произведения на философские темы. Диалог – это основа основ любой драматургии, т.е. сочинения пьес. Платоновы диалоги и были своеобразными пьесами, где действовали реальные исторические персонажи (в том числе и учитель Платона Сократ) и решались разнообразные философские вопросы. Использовали эту форму и в другие эпохи.

Знает философия и такой жанр как притча. Притча – простая жизненная история с глубоким философским смыслом. Притча – один из излюбленных видов фольклора, т.е. чисто народного творчества. Удивительной красоты и поэтичности этот жанр достигает в творчестве древнего китайского мыслителя Чжуан Цзы.
Почётное место в арсенале философской мысли занимает афоризм – яркое короткое высказывание, нередко носящее парадоксальный характер, т.е. потрясающее наше воображение сочетанием каких-либо противоречивых сторон действительности. Афоризм также неизбежный компонент фольклорного творчества, где он принимает вид пословицы. В философии же хорошо известны афористические высказывания многих греческих философов. Нашли себе здесь достойное место и афористические произведения философов более позднего времени. Например, "Афоризмы житейской мудрости" Артура Шопенгауэра.

Хорошо известен философии и такой почтенный жанр как роман или повесть. Этот вид художественной прозы очень любили французские философы ХУ111 столетия. Обращались к нему и в ХХ веке, к примеру сказать, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Справедливости ради надо заметить, что ему отдали должное и некоторые средневековые арабские мыслители.
И уж, конечно же, философия знает и широко применяет такой вид организации текста как трактат. То есть систематическое логически организованное рассуждение на какую- либо тему. А это уже научный жанр.
Самым же удивительным видом философского произведения является образ жизни, который практиковали те или иные философы прошлого, воплощая в нём свои идеи. Вспомним греческого философа Диогена, который жил в бочке. Являя собой тип древнегреческого бомжа, Диоген своим образом жизни пропагандировал естественность и возврат к природе, отвергая то, что, по его мнению, является не только обузой для человека, но и портит его нрав – имущество, удобства, изнеженность, власть и т.д. Диоген превратил свои жесты, поступки, высказывания – всю свою жизнь в реальное живое произведение философии, из которого люди самым натуральным образом усваивали его философские взгляды. До сих пор у нас в ходу некоторые из произнесённых им крылатых фраз. Например: "Всё своё ношу с собой". Или: "Днём с огнём". Последняя отражает ту историю, когда Диоген бродил днём по улицам Афин с зажжённым светильником в поисках "человека", давая тем самым понять, что настоящего человека в жизни отыскать совсем нелегко. Таких практически действовавших проповедников философской мысли в её истории было немало. В своей деятельности они чем-то напоминают нам религиозных подвижников.

Поэма.

Драматический диалог.

Притча.

Афоризм.

Философский роман.

Научный трактат.

Образ жизни.

Такое многообразие жанров философских произведений оформилось в философии не случайно. Оно основано отнюдь не на произволе и субъективных устремлениях авторов. Хотя влияние субъективных склонностей тут, безусловно, проявляется. Но это не делает, как говорят, в этом вопросе погоды. Данное положение вещей объясняется природой самой философии, её спецификой, характером вопросов её интересующих, сущностью, в конце концов.


Мир как единое целое невозможно изучать средствами науки. Невозможно постичь научно всю глубину и многообразие человеческой истории. Освальд Шпенглер, к примеру, заявлял: "Природу нужно толковать научно, история требует поэтического творчества". Характеризуя сложность такой ситуации в области познания действительности, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет констатировал: "Перед нами открытое противостояние двух типов истин: научной и философской. Первая точна, но недостаточна, вторая достаточна, но не точна. И получается, что эта неточная истина является более глубокой и, следовательно, истиной, несомненно, более высокого ранга, не только потому, что её предмет шире, но и как сам метод познания; короче, менее точная философская истина более верна"

Философия – синтетическая форма человеческого мышления. Прямо и откровенно обращаясь к вещам неисчерпаемым и необъятным, таким как мир в целом и человек в нём, философия не может строится на ограничениях, присущих науке. Не может она практиковать и безотчётную, догматическую религиозную веру. Не способна она оставаться и только в рамках откровенного воображения, на котором зиждется искусство и художественное слово, в частности. Мощь и действенность философского мышления проявляются в его многосторонности и синтетичности.
Философия соединяет в себе многие черты, присущие иным видам человеческого опыта. Делает она это по-своему гармонично, опираясь в равной мере на разнородные человеческие способности — рациональное мышление (интеллект, логику), художественную интуицию и воображение, способность формировать определённую веру, убеждённость.
Каждая из остальных форм отображения действительности (наука, литература, религия) выводят на первый план единственную, главную для них форму человеческого восприятия. Все другие в них глубоко второстепенны. Наука основана на рациональности и не выходит за её пределы. Литература – на переживаниях, художественном воображении. Религия исходит из веры как из своей основы. Задействованы в них и другие ресурсы человеческой психики. Однако не так, как в философии. Философия использует их более или менее равномерно. Именно поэтому философское мышление играет всеми красками человеческих способностей – от логики до поэзии.
Определяя место философии в общем ресурсе человеческого опыта, один из крупнейших философов ХХ столетия, англичанин Бертран Рассел писал: "Между теологией (т.е. богословием, религией) есть ничейная земля, и имя ей – философия... Философия родственна науке, ибо она не догматична, но отличается от неё тем, что имеет дело с умозрением (т.е. не может практиковать форму конкретно-научных наблюдений и экспериментов со своим предметом)"
. Не может она не потому, что философы к этому патологически не способны. Не может потому, что нельзя экспериментировать с миром в целом и человеком вообще – это нам не под силу. Так же как и наука, философия стремится исследовать действительность. Но по-своему. Анализируя её в умственных образах. Она ищет обоснований своим взглядам на реальность, мобилизует логику. Однако одной логики для освоения широты философской проблематики мало. И философы дополняют её художественным воображением. Потому в конечном итоге они оказываются способными выработать не знание о мире и человеке, а только сформировать некоторые убеждения, т.е. определённую разновидность веры. Но веры не религиозной, а веры критической, ограничивающей свои притязания на истину в последней инстанции.
Такое положение вещей приводит к непреодолимому многообразию и расхождению философских позиций и взглядов по одним и тем же вопросам. Они конкурируют между собой, но преодолеть друг друга теоретически не могут. При всей гибкости философского мышления всё равно не хватает аргументов в пользу окончательного утверждения той или иной позиции. Все философские обобщения с неизбежностью имеют статус гипотез. Это там, где речь идёт об объяснении реальности.

Ещё трудней найти общий язык в пропаганде и оправдании тех или иных жизненных смыслов, оценок целей, идеалов. К этому философия также всегда имеет прямое отношение. Данное внутреннее многообразие философии, его неуничтожимость именуется философским плюрализмом (от латинского pluralis - множественный). Это ещё одна из особенностей философии.

Разные философы идут в ней разными путями, используя порой совсем различные средства. Имея ввиду эту сторону философии, сербский писатель-сатирик и драматург Бранислав Нушич в своей пьесе "Доктор философии" шутил: "Философия – это когда ты не понимаешь, что говорю я, а я – что говоришь ты". А упоминавшийся уже нами американский философ У. Джемс констатировал: "История философии является в значительной мере историей своеобразного столкновения человеческих темпераментов... От темперамента зависит значение и убедительность, приписываемые философом тем или иным аргументам; темперамент влияет подобно фактам или принципам, побуждая выбирать более мягкую или суровую точку зрения на мир" .
Если философия, не в пример науке, не может дать единой для всех точки зрения на реальность, то в чём её польза? Не является ли она одним из дополнительных стимулов к межчеловеческой розни и противостоянию? Нет, не является! Наоборот, она учит мыслить широко, гибко, не догматично, избавляет нас от излишней самоуверенности, фанатизма в вопросах мировоззрения, жизненных позиций, жизненного выбора.
Философия делает нас чуткими к разнообразным аргументам и стимулирует культуру мышления в целом. Она приучает к уважению различных разумных и гуманных точек зрения, помогая понять и оценить всю сложность природы человеческого существа. Она даёт возможность увидеть в человеке своеобразное чудо природы и утвердить человеческое достоинство на должном уровне. Она учит нас брать на себя груз осмысленного отношения к реальности и не идти на поводу у расхожих мнений. Она избавляет нас от бездумного, стадного отношения к жизни, дает нам уроки демократии мышления, освобождая от влияния дутых авторитетов. В этом смысле она делает нас свободно, независимо мыслящими людьми, открытыми для любых позиций и мнений. Разумеется, если эти мнения выдерживают надлежащую философскую критику.
В философии нет ничего бесспорного. И совсем не всё, что мы в ней можем найти – истина. Но истина не преподносится на блюдечке, в готовом виде. Истина – это поиск, это вдохновение, это ответственность за всякое высказываемое мнение. Разумеется ответственность интеллектуальная, а не уголовная.
Так что собой представляет философия? К какой сфере культуры её следует относить – к науке, искусству или религии? Ответ очевиден. Философия – вполне самостоятельный, самобытный вид мыслительной деятельности. Обладая сходством с другими её видами, она, тем не менее, утверждает себя на своих собственных основах. Так, как это соответствует её предназначению. Иными словами, философия не наука, не художественное слово, не религия. Философия – это философия. И только! Таков вывод, итожащий рассмотрение основных особенностей философии.

Подведём же последнюю черту под всеми нашими рассуждениями относительно философии и выделим самое важное из того, к чему мы с вами пришли:

Возраст философии – примерно 2500 лет.

Философия как явление возникает и существует отнюдь не случайно, но вполне закономерно там, где для этого появляются надлежащие условия.

Философия – это особый род мыслительной деятельности, разрабатывающий наши представления о мире в целом и месте человека в нём.

Конечная цель философии (предназначение) сформировать наше самосознание на основе глубокого понимания природы мира и человеческого существа.

Функция самосознания – правильно ориентировать человека относительно самого себя, относительно своих способностей, возможностей и перспектив исторического существования.

Философия имеет ввиду не личные стороны самосознания конкретного индивида (например, некоего Иванова относительно его личных житейских обстоятельств), а более глубокие, общие людям вообще его основы.

Философия имеет ряд общих черт и отличий относительно науки, художественного слова (литературы), религии, но является совершенно самостоятельным видом мыслительной деятельности.

Особой самобытной чертой философии следует признать её плюрализм.

Философия развивает: а) культуру мышления человека; б) культуру отношения к другим мнениям; в) укрепляет позитивный критический дух; г) способствует интеллектуальной независимости личности; д) прививает представление о сложности и ценности человеческой личности при условии её гуманной ориентации относительно других людей и общих принципов человеческого общежития; е) повышает чувство человеческого достоинства у осознавших и усвоивших всё это.

Мышление - верх блаженства и радость жизни,

доблестнейшее занятие человека.

Аристотель

1. Общее понятие о мышлении.

2. Мыслительные процессы.

3. Суждение и умозаключение

4. Понятие. Усвоение понятий.

5. Понимание. Решение мыслительных задач.

6. Виды мышления.

7. Индивидуальные различия в мышлении.

8. Формирование мышления у детей.

9. Список литературы.

  1. Общее понятие о мышлении
  2. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве) , и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

    Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

    Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

    Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям) . Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.

    Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

    Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

    Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

    Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

    Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины.

    Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми и рече-двигательными.

    Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

    Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

  3. Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

  1. Суждение и умозаключение
  2. Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

    Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

    Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод.

    Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

    Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

  3. Понятие. Усвоение понятий
  4. Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём.

    Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

    Каждое новое поколение людей усваивает научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе исторического развития.

    Усвоить понятие - это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём) , его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

  5. Понимание. Решение мыслительных задач
  6. Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.

    Понимание - процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д.

    Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и выражаться в узнавании, осознании его, оно может осуществляться и вне восприятия.

    Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.

    Действуя, человек решает разнообразные задачи. Задача представляет собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего потребность путём изменения этой ситуации.

    Сущность задачи состоит в достижении цели. Сложные задачи человек решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он затем анализирует условия задачи, составляет план действий и действует.

    Одни задачи человек решает непосредственно, путём выполнения привычных практических и умственных действий, другие задачи решает опосредованно, путём приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи. Задачи последнего типа называются мыслительными.

    Решение мыслительных задач проходит несколько этапов. Первый этап - осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельности мышления.

    Второй этап решения мыслительных задач - это анализ условий задачи. Не зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной.

    Третий этап решения мыслительной задачи - само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций. Умственные действия образуют определённую систему, последовательно сменяя друг друга.

    Последним этапом решения мыслительных задач является проверка правильности решения. Проверка правильности решения дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти незамеченные ошибки и исправить их.

    Умение решать мыслительные задачи характеризует ум человека, особенно, если человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными способами.

  7. Виды мышления
  8. В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач - практических и теоретических.

    Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

    Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

    Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

    Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

    Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь их проще.

  9. Индивидуальные различия в мышлении
  10. Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое отношение сигнальных систем. Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над другой; если же человеку наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой. Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума.

    Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность) . Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления - основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие мышления.

    Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум - это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества.

    Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

    Другие качества ума - глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен "доходить до корня", вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.

    Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой работы над собой.

  11. Формирование мышления у детей
  12. Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

    Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

    Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.

    Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

    Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.

    Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.

    Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

    Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

    Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов - математики, физики, химии, истории, грамматики и др. - учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.

    В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.

    Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий - процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

    В усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся всё ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

    Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни. Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения.

    Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объёма знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают. Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

    Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

  13. Список литературы

1. Психология. под ред. А. А. Зарудной, Минск, "Вышэйшая школа", 1970 г.

2. Как заниматься самовоспитанием. А. И. Кочетов, Минск, "Вышэйшая школа", 1986 г.

599 руб


Логика для юристов. Учебник

Представлено систематическое изложение курса логики в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для учащихся высших учебных заведений юридических специальностей. Наряду с теоретическими положениями в пособии представлены методические рекомендации по всем темам курса. Дается анализ типичных трудностей, возникающих при изучении данных тем, приводится подборка практических заданий и упражнений. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения.

Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Судебная экспертиза».

1169 руб


Философия

Определяется роль философии в обществе. Дается обзор философской мысли. Излагаются теоретические основы философии, включающие онтологию, праксиологию, диалектику, гносеологию, аксиологию, социальную философию и др.
Привлечены новейшие теоретические и научно-методические публикации.

Для студентов высших учебных заведений.

206 руб


Философия религии. Концепции религии в зарубежной и русской философии

Учебное пособие подготовлено на основе лекционного курса "Философия религии", прочитанного для студентов миссионерского факультета ПСТГУ в 2005/2006 учебном году. Задача курса дать студентам более углубленное представление о разнообразных концепциях религии, существовавших в западной и русской философии, от древности до XX в. В 1-й части курса рассмотрены религиозно-философские идеи в зарубежной философии, дан анализ самых значительных и характерных подходов к пониманию религии. Во 2-й части представлены концепции религии в русской философии на примере самых выдающихся отечественных мыслителей.

236 руб


Эстетика

Учебник представляет собой курс современной эстетики, охватывающий ее основные понятия и идеи. Особое внимание уделяется своеобразию эстетического видения мира, ключевым эстетическим категориям, целям и ценностям художественного творчества, языку искусства, основным принципам искусства и его эволюции. Приводится идея внутреннего единства традиционной и современной эстетики. Современное искусство, включая модернизм и постмодернизм, рассматривается как закономерное продолжение предшествующей истории искусства.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям "Философия", "Искусствоведение", "Культурология", а также для преподавателей гуманитарных дисциплин.

1473 руб


The Husserl Dictionary is a comprehensive and accessible guide to the world of Edmund Husserl, the founder of phenomenology. Meticulously researched and extensively cross-referenced, this unique book covers all his major works, ideas and influences and provides a firm grounding in the central themes of Husserl"s thought. Students will discover a wealth of useful information, analysis and criticism. A-Z entries include clear definitions of all the key terms used in Husserl"s writings and detailed synopses of his key works. The Dictionary also includes entries on Husserl"s major philosophical influences, including Brentano, Hume, Dilthey, Frege, and Kant, and those he influenced, such as Gadamer, Heidegger, Levinas, Sartre and Merleau-Ponty. It covers everything that is essential to a sound understanding of Husserl"s phenomenology, offering clear and accessible explanations of often complex terminology. The Husserl Dictionary is the ideal resource for anyone reading or studying Husserl, Phenomenology or Modern European Philosophy more generally.

В очерках, представленных на страницах этой книги, рассматриваются основные этапы эволюции политико-философской мысли от идей Античности вплоть до XX века. Авторы выявляют и анализируют понятия и категории наиболее важных и крупных политических систем, такие как общество, государство, человек, политическое, как самостоятельные идейные комплексы и во взаимосвязи друг с другом. Основой книги послужил курс "История политической философии", который авторы книги много лет читают на факультете политологии Государственного академического университета гуманитарных наук.

709 руб


Русская религиозная аксиология

В книге обосновывается существование особого направления мысли в рамках отечественной философской традиции – русской религиозной аксиологии. Показывается, что разработка проблематики ценностей проводилась отечественными мыслителями в тесной связи со всем спектром связанных с ней общефилософских проблем: роль идеалов и ценностей в духовном мире личности, кризис современной цивилизации и его последствия для человека, утрата человеком духовно-ценностной опоры в жизни и пути ее обретения вновь и др. На основе оригинальной концепции эстетической ценности автор также анализирует трактовку красоты – и шире – эстетической ценности – русскими религиозными философами: В. С. Соловьевым, С. Н. Булгаковым, П. А. Флоренским, Н. А. Бердяевым, И. А. Ильиным, С. Л. Франком и др.

Для преподавателей и студентов университетов и колледжей, а также для всех, интересующихся историей отечественной культуры, философии, социологии и эстетики.

169 руб

Читайте также: