Рабочая тетрадь на печатной основе — кто же платит? Тетрадь на печатной основе по русскому языку начальные классы

Тема «Килограмм».

Цели:

знакомить с новой величиной – массой и единицей ее измерения – килограммом; развивать умение решать задачи и примеры изученных видов, прививать интерес к математике.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе; упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Оборудование:

учебник, тетрадь на печатной основе, мультимедиапроектор, интерактивная доска, 2 одинаковые коробки, весы, предметы для взвешивания (коробка сахара 1 кг, пачка соли 1 кг, гири, таблицы с новыми словами (масса, весы, килограмм), изображение Незнайки.

Этапы урока.

Организационный момент.

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Коммуникативные

Устный счет.

Ребята, сегодня к нам в класс пришел новый ученик. Догадайтесь, как его зовут.

Он, конечно, самый главный

Озорник – шалун забавный.

Он в огромной синей шляпе

Неумеха и растяпа.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его …(Незнайка). (Появляется изображение Незнайки).

Из какой книги к нам пришел Незнайка? Кто ее автор? Читали ли вы книги про Незнайку и его друзей?

С Незнайкой произошла одна удивительная история. Он ее записал и просит помочь в ней разобраться. (индивидуальная работа; 2 ученика решают самостоятельно задачу).

Незнайка спешил к нам на урок, но случилась беда. Он упал, из его портфеля выпали все карточки с цифрами. С помощью карточек с цифрами покажите, какие числа отсутствуют (1, 2, 3, 5, 6, 9, 10)

Незнайка просит помощи. Он просит проверить, правильно ли решил примеры.

6 +2 = 8 7 – 5 = 3 4 + 5 = 9 2 + 7 = 10



10 – 5 = 4 8 – 6 = 2 9 – 3 = 6 3 + 5 = 8

Расскажите, как вы помогли Незнайке с его проблемой. Что вы узнали из задачи? Что нужно найти? Как вы это сделаете?

Вы согласны с решением?(вопрос всему классу)

Самоопределение к деятельности.

Знакомство с массой.

Незнайке его друзья прислали две посылки.

Каких друзей Незнайки вы знаете? Прочитайте книги и познакомьтесь с его товарищами.

Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать?

?! – Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия? (Затруднение??? или предположение???)

Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки.

Что теперь можете сказать?

Легче –тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство , как же его назвать? Масса! (На доске закрепляется слово «масса» )

Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? Давайте прочитаем его по слогам. Прочитаем с ускорением.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

Назовите всем тему нашего урока.

Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Выскажите свои предположения.

Ответы детей:

Цвет, форма, размер: одинаковые

Одна – легче, другая – тяжелее

Определяют тему урока: КИЛОГРАММ

Физкультминутка.

Работа по теме урока.

Практическая работа.

Знакомство с весами.

1) - Ребята, возьмите в одну руку учебник , а в другую тетрадь . Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)

2) - Теперь возьмите в одну руку учебник , а в другую – ручку . Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).

- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).

- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов.

И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника)

Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки).

3) - А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников?

- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).

Правильно, массу предметов измеряют весами.

(На доску вывешивается слово «весы» )

Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением.

Весы бывают разные: ….. (рассматривание слайдов).

Где в жизни вы встречали весы?

Люди каких профессий используют в своей деятельности весы?

У кого родители используют весы? Для чего?

Знакомство с единицей массы – килограммом.

Ребята, Незнайку угостили яблоком и он решил узнать его массу.

На одну чашу весов Незнайка положил яблоко, а на другую – 5 клубничек. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые)

Запишем: 1 яб. = 5 кл.

Теперь Незнайка на одну чашу весов положил яблоко, а на другую – 2 шоколадки. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые)

Запишем: 1 яб. = 2 ш.

Так как взвешивали одно и тоже яблоко, можно записать: 5 кл.=2 ш.

Но мы знаем, что 5 > 2.

Нет ли здесь ошибки?(Нет, мы измеряли разными мерками)

Какой вывод можно сделать? (Нужна одинаковая мерка!)

Задание: Уравновесь весы.

Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И более 200 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали ее – килограмм.

(На доске вывешивается слово «килограмм»)

Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением. Какие особенности в написании этого слова вы заметили?

Сокращенно это слово записывают « кг».(На доске вывешивается КГ ).

- В коробке сахара 1 кг, в пачке соли 1 кг (дети оценивают массу предметов весом в один килограмм).

- Есть гири массой 1 кг, 2 кг (рассматривание гирей)

Существуют и другие единицы измерения массы: граммы, тонны, центнеры. Но основной является килограмм . Существует эталон (образец) килограмма, он находится в музее.

Задание:

Какие предметы можно взвесить с помощью новой величины

Дети заканчивают предложение.

Масса одного учебника равна массе другого учебника.

Физкультминутка.

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

№ 1 стр.36 (устно)

  1. – Узнайте, что легче: арбуз или гиря?
  2. – Узнай массу пакета с мукой.
  3. Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг?

№3 стр. 37(устно)

10 больше 7

Ответ: на 3 см длина красного отрезка больше длины синего.

Откройте тетради, запишите число и слова «Классная работа».

Записываем № 4 на стр 37 выполняем самостоятельно, порядок действий указываем над знаком (либо над +, либо над -).

№ 5 письменно. Вспомним как называются компоненты сложения, составим примеры и запишем в тетради.

Перечерчиваем с помощью простого карандаша и линейки таблицу и заполняем.

Работа в тетради на печатной основе.

Определите массу тыквы. Прошепчите ваш ответ соседу на ухо. Скажите вслух. У всех такой ответ? Запишите.

Как узнать массу дыни? Запишите.

Запишите ответ.

Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте правильность выполненного задания. Укажите на ошибки

Причиной написания данной публикации послужило огромное количество вопросов, которое поступает от родителей (законных представителей) обучающихся в рубрику «Консультации» на центральном портале нашему специалисту-омбудсмену, а также (хотя и реже) в раздел «Нормативно-правое обеспечение». Автор постарался подготовить публикацию, содержание которой позволило бы однозначно поставить точку в данном вопросе.

На практике мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда родители в поисках «своей правды», которая рождается от неверного толкования некоторых статей Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», задают во всевозможные инстанции вопросы (жалуются), связанные с обязанностью покупать за счёт личных средств тетради на печатной основе, хотя в ст. 35 вышеупомянутого закона сказано, что «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания». Давайте разберёмся во всём по порядку.

Начнём с того, что в ч.1 ст. 34 (пункт 20) «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» закреплено право обучающихся «на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации». Важность и значимость данного вопроса подчеркивается и тем, что он рассмотрен в отдельной статье 35 «Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания»:

1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания .

2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

К огромному сожалению, но Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не даёт определения таким понятиям как «учебник», «учебное пособие», «учебно-методические материалы», но при этом в статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» есть определение понятий «средства обучения и воспитания», которые определены как «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности». В связи с тем, что федеральным законодательством в области образования не дано определений таким понятиям как «учебник», «учебное пособие», «учебно-методические материалы», это и порождает ситуацию, когда родители отказываются приобретать тетради на печатной основе на личные средства, указывая на то рабочая тетрадь является учебным пособием, без применения которой невозможно усвоить материал по учебнику или относят рабочую тетрадь к учебно-методическим материалам, что весьма затруднительно.

Если законодательство в сфере образования не вводит понятий «учебник» и «учебное пособие», то наверняка есть толкование данных определений в других нормативно-правовых актах РФ? Да, существуют документы, в которых зафиксированы такие понятия. Рассмотрим самый важный из них — Государственный стандарт «ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», (введён Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст). В данном документе даются следующие определения:

pen

«Учебный комплект — набор учебных изданий, предназначенный для определённой ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание».

«Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, её раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утверждённое в качестве данного вида издания».

«Учебное пособие — это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утверждённое в качестве данного вида издания».

«Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета».

Рассмотрев данные определения, становится очевидным, что рабочая тетрадь на печатной основе (мы даже не рассматриваем вопрос «обычной» школьной рабочей тетради обучающегося) рассматривается как отдельная категория учебных пособий и выделяется как самостоятельный компонент учебного комплекта.

Теперь вернёмся к формулировке части 1 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и внимательно прочитаем — «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия». Итак, на законодательном уровне никто не гарантировал предоставление учебных комплектов, отдельным компонентом которого является рабочая тетрадь. На что ещё стоит обратить внимание — «в пользование на время »! С трудом представляется пользование рабочей тетрадью «на время».

До декабря 2014 года на основании СанПиН 2.4.7.1166-02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделялись на: учебник; учебное пособие; практикум. Учебные издания нового поколения — учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п. — следует относить к практикумам. На сегодняшний день пункт 2.2 СанПиН 2.4.7.1166-02 утратил свою силу на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2014 № 78. Но и в этом документе, рабочая тетрадь не относилась к учебному пособию, а рассматривалась как отдельная категория.

Теперь вернёмся к определению «учебник» и «учебное пособие». И то, и другое определение заканчивается фразой «официально утверждённое в качестве данного вида издания» . На федеральном уровне установлен порядок формирования перечня учебников и иных учебных пособий (приказ Министерства образования и науки РФ от 18.07.2016 г. № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Таким образом, не каждую изданную учебную книгу можно считать учебником, и тем более, использовать в учебном процессе. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда учитель-предметник предлагает родителям (законным представителям) учащихся купить пособие, которое, по его мнению, позволит лучше подготовить ребят к государственной итоговой аттестации, глубже раскрыть содержание предмета на углублённом уровне изучения предмета (профильное обучение, углублённое изучение отдельных предметов). Именно такие ситуации и начинают порождать всевозможные жалобы в органы исполнительной власти различных уровней. Давайте разберёмся и с этой ситуацией. За счёт средств бюджета гарантировано только то, что разрешено (рекомендовано!) Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. от 21.04.2016 г.) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» утверждён такой список учебников и учебных пособий, которые закупаются за счёт средств бюджета и выдаются обучающимся бесплатно в пользование на время. В данном перечне мы никогда не найдём пособий, которые могут быть рекомендованы учителем для использования в учебной деятельности (например, «ЕГЭ на 100 баллов» и пр.), тем более рабочих тетрадей.

Это абсолютно не означает, что такие пособия использовать нельзя или то, что они не соответствуют каким-то требованиям, просто они не входят в федеральный перечень учебников и учебных пособий, а, следовательно, не могут закупаться за бюджетные средства. Требовать от образовательной организации выдавать такие пособия бесплатно во временное пользование — абсурд!

Отдельного внимания заслуживает гарантия бесплатности пользования учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания. Данная гарантия установлена исключительно для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы, реализуемые в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

В части 3 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Из этого следует, федеральный закон даёт право образовательной организации самостоятельно установить такой Порядок и что самое главное — не регламентирует вопросы платы за пользование учебниками и учебными пособиями. Анализ подобного регулирования позволяет сделать вывод о том, что оно может осуществляться как платно, так и бесплатно по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность. В связи с этим, рекомендуем образовательной организации разработать и утвердить локальный акт, который регулировал бы Порядок пользования библиотечным фондом. Напомним, что такой локальный акт должен быть согласован со всеми сторонами участников образовательных отношений, чьи интересы он затрагивает.

Как же избежать ситуации, когда учитель рекомендует (порой настаивает) на необходимости купить то или иное пособие, а родители отказываются и жалуются на учителя, образовательную организацию во всевозможные органы исполнительной власти. Во-первых, такие жалобы — показатель низкого уровня разъяснительной работы образовательной организации с родителями (начиная от рядового учителя, заканчивая директором школы), во-вторых, это показатель низкого уровня юридической грамотности самих педагогических работников, которые, выступая с такими инициативами и просьбами на родительских собраниях, не разъясняют родителям, что никто не обязан закупать за счёт средств бюджета такие рабочие тетради, пособия, а также и то, что это только может быть организовано на добровольной основе (не будем в этой публикации рассматривать вопросы незаконного сбора денежных средств). Чаще всего учителем фактически диктуется необходимость покупки тех или иных тетрадей, пособий, а родители только успевают подсчитывать объём необходимых «вложений». Вот такой стиль работы только способствует тому, что школа «тонет» в разборках по письмам недовольных родителей.

Понятно, что самое важное в решении таких конфликтных ситуаций — их профилактика, т. е. разъяснительная работа, которую необходимо грамотно организовать в образовательной организации: администрации с учителями, а последним в свою очередь с родительской общественностью. Администрация школы имеет в арсенале своих средств общедоступный информационный ресурс — официальный сайт образовательной организации, на котором необходимо разместить требуемые в соответствии с законодательством документы, в том числе и образовательную программу ОО, рабочие программы по предметам. Надеюсь, всем становится понятным, что в данных документах должны быть чётко обозначены все пособия, которые используются при реализации образовательной программы, рабочей программы по предмету. И если возникает конфликтная ситуация, которую порождает сам учитель, то его за такие действия можно привлечь к ответственности. Другое дело, когда в документах образовательной организации указаны все учебные пособиях (сейчас даже не рассматриваем вопрос «почему» учитель их указал в рабочей программе), а директор школы всё утвердил…. Если образовательная организация для реализации стандарта указала в перечне обязательных иные учебные пособия (именно для учащихся), то здесь уже родители вправе задавать другие вопросы! Последняя рекомендация — разработать локальный акт образовательной организации, который регулировал вопрос пользования библиотечным фондом, тем более, что частью 1 статьи 30 указано на необходимость иметь в наличии такой документ, так как он регулирует образовательные отношения.

?

Итак, в «сухом остатке» — рабочая тетрадь на печатной основе не относится к перечню учебных пособий, которые предоставляются обучающемуся бесплатно. Использование таких пособий в учебном процессе может быть только на добровольной основе, при этом не может создавать ситуаций ограничения права обучающихся на получение бесплатного образования. Рабочая тетрадь на печатной основе оплачивается родителями (законными представителями).

Не первый год в наших школах ломаются копья по поводу использования рабочих тетрадей на печатной основе.

Правомерно ли их приобретение за счет родителей? — самый актуальный вопрос, задаваемый на школьных родительских собраниях в мае, то есть в конце учебного года. Одни папы и мамы готовы потратиться. Они доверяют советам учителей, их профессионализму. Если педагоги говорят приобрести учебные комплекты — значит, купим. Пусть тетради разнообразят и дополняют учебный процесс, делают его более эффективным. Для части родителей тысяча рублей — не та сумма, из-за которой надо спорить, если речь идет о качестве знаний их детей, лишь бы обожаемые чада достойно учились и развивались. Оно и понятно: образованный ребенок — надежда на хорошие дивиденды в будущем.

У других родителей каждая копейка на счету. Они готовы пойти на конфликт: раз среднее образование в нашей стране бесплатное, то не только учебники, но и прилагающиеся к ним рабочие тетради на печатной основе тоже должны быть бесплатными! Никакие доводы школьных педагогов на таких родителей не действовали, они обращались с жалобами в департамент образования мэрии, в прокуратуру, дело доходило до судебных разбирательств. Поскольку бесплатных тетрадей их детям дать никто не поторопился, нервов и здоровья на восстановление справедливости у борцов ушло много.

Как нам пояснили в департаменте образования, рабочие тетради на печатной основе относятся к вспомогательной учебной литературе индивидуального (одноразового) использования и не обязательны для применения в образовательном процессе. Они предназначены для организации самостоятельной деятельности учеников с целью закрепления полученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Для организации самостоятельной работы детей учителя могут также предусмотреть и другие дидактические материалы.

Так как рабочие тетради на печатной основе не входят в федеральный перечень учебников, их нельзя заказать на средства, выделяемые из областного бюджета. Рабочие тетради на печатной основе могут покупаться родителями на добровольной основе по решению классного родительского собрания. Администрация и учителя школы не вправе требовать от родителей обязательного приобретения рабочих тетрадей.

Как рассказала мне одна знакомая мама, в конце каждого учебного года в ее квартире накапливается увесистая стопка под названием «Рабочие тетради», которая все лето стыдливо перекладывается из угла в угол, но в итоге все равно перекочевывает к мусорным бакам. Перешел сын-школьник в очередной класс — покупаем новые рабочие тетради.

По ее мнению, рабочие тетради — изумительное изобретение, призванное облегчить труд учителя и сделать учебу для ребенка более интересной. В начальных классах действительно дети работают в этих ярких пособиях с кроссвордами, ребусами, логическими задачками и раскрасками довольно активно. В пятом и шестом классах рабочие тетради заполнены от силы процентов на 40, а по некоторым предметам — и того меньше. Каждое лето мама пытается заставить сына дорешать задания в рабочих тетрадях, чтобы выбросить их со спокойной совестью. Удается не очень.
— Итак, что такое рабочие тетради? — задала вопрос родительница и сама же на него ответила: это тонны бумаги и трудозатрат. Это приличные суммы (от 1500 до 2500 рублей), которые ежегодно тратят на них родители. Это утяжеление и без того неподъемного школьного портфеля. И самое печальное — это неуважение к чужому труду, вложенному в издание.

— А вот издателей жалеть не надо, — высказала мнение моя подруга, у которой дочь-десятиклассница. По ее мнению, выпуск различных книг для чтения, хрестоматий, задачников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературы, облегчающей работу и учителю, и ученику, — это отличный бизнес, приносящий издателям неплохие доходы. Иначе их просто-напросто не печатали бы и не продавали, спрос рождает предложение. Логика этой мамы проста: считаете, что рабочие тетради стоят дорого? Можете не сдавать деньги в общий котел после родительского собрания в классе. Покупайте все сами или распечатывайте из Интернета, а еще можно ксерокопировать тетради у одноклассников.

А что думают по поводу поднятой проблемы сами учителя? По мнению заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы № 61 Татьяны Купаевой, рабочие тетради на печатной основе помогают разнообразить учебный процесс, менять вид деятельности. Там напечатаны задания разных уровней — для слабых и сильных учеников, есть база, которая требуется по действующим федеральным государственным общеобразовательным стандартам (ФГОС), хорошие подборки проверочных работ по вариантам. Учитель не пишет задания контрольной работы на доске, они перед каждым учеником лежат на парте. Есть формы работы над ошибками. Это удобно и полезно. Но без этого можно обойтись.

Еще один заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 61 Татьяна Юдина считает, что от каждого учителя зависит, насколько грамотно он повернет работу с рабочей тетрадью. Например, в 1-2-м классах материал учебника маленький, в помощь ему и существуют рабочие тетради на печатной основе. В 4-м классе объем учебника, наоборот, большой, поэтому времени на рабочие тетради не хватает. Тетради правильно разработаны, грамотно составлены. Учителям английского языка трудно отказаться от рабочих тетрадей из-за ограниченности материала в учебниках.

Принуждать к покупке рабочих тетрадей, однако, никто никого не собирается. На следующий учебный год в школе № 61 заказали много учебной литературы, в частности — бесплатных учебников, фонд библиотеки постоянно пополняется. Если родители пожелают добровольно приобрести рабочие тетради — это их дело. Они должны обсудить вопрос на классном собрании и принять общее решение.

Интересно:
С 1 сентября 2015 года первые тысячи российских школьников начнут получать знания через компьютер. Издательство «Просвещение» для будущей апробации подготовило 415 электронных учебников по всем предметам и для всех классов. Электронные учебники можно будет поставить на любое устройство — от настольного компьютера до смартфона. Они будут работать в трех наиболее распространенных операционных системах: Windows, iOS и Android.

При тестировании электронного учебника на разных устройствах был установлен такой стандарт: любая страница или раздел приложения должна открываться максимум за 15 секунд.

Специально для 14 миллионов российских школьников одна из компаний разработала планшетный компьютер стоимостью 8 тысяч рублей. Кто будет снабжать ребят техникой, пока неизвестно.

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»

Текст просто для быстрого ознакомления с темой в общих чертах (формулы и чертежи могут отображаться не точно). Качественнее отображаются в PDF файле выше):

Чрезвычайно полезны, хотя, к сожалению, и не получили
еще должного распространения в преподавании математики, материалы
с печатной основой, предназначенные для заполнения
учеником пробелов в текстах и чертежах. Тетради с печатной основой
(ТПО)-наиболее ценный из таких материалов.
1. В настоящее время, как и 5-6 лет назад, материалы с
печатной основой все еще являются новым видом учебного оборудования.
Существует необходимость перейти к массовому их
изготовлению. Разумеется, при этом следует критически осмыслить
тот опыт, который уже накоплен.
а) Например, в Латвийской ССР были недавно изданы тетради
по математике. В левой половине каждой страницы ‘этих
тетрадей напечатаны примеры. Правая половина каждой страницы
пустая. Например! (4а+36)3=….
Примеры расположены по одному на строке. Ученик, получив
на уроке такую тетрадь, накладывает на пустую половину
страницы чистый лист бумаги и против заданий пишет свои ответы.
Тем самым становится ненужным бессмысленное переписывание
условий. Ответы оказываются записанными в форме,
удобной для проверки. Одна и та же тетрадь может использоваться
многократно.
Однако это пособие имеет. ограниченное применение: оно
может содержать лишь такие задания, в которых нас интересует
только ответ. Между тем в тетради с печатной основой можно
включать и гораздо более разнообразные задачи.
б) Интересной модификацией материалов с печатной основой
являются перфорированные карточки, разработанные сотрудниками
НИИ педагогических наук Узбекской ССР. При работе
ученик скрепляет карточку с подложенным под нее листом
бумаги и вписывает недостающий текст в «окна». И здесь материалы
могут использоваться многократно, но характер заданий
становится более разнообразным.
Оба эти вида пособий роднит одно важное свойство: ответы
и тексты заданий находятся на разных листах, отозваны другот
друга, и для прочтения требуется их совмещать. Например, это
может оказаться неудобным при анализе в классе результатов
работы. И уж, конечно, работа, выполненная по этим заданиям,
не может быть использована в дальнейшем (скажем, для повторения
материала).

82 . Материалы заданий.

Дополнительным недостатком перфорируемых карточек является
сложность их изготовления: каждая карточка перфорируется
по-своему, с. изменением формы и расположения
«окон».
2. Тетради с печатной основой отличаются от описанных
перфорированных карточек тем, что ученик, работая с ними, вписывает
свои ответы прямо в тетрадь, заполняет оставленные для
этой цели пробелы. Уже одно это делает использование ТПО
предпочтительным перед описанными видами пособий: ТПО
удобна для проверки и может быть использована учеником для
анализа и повторения материала, так как и задания, и ответы
ученика расположены слитно. Кроме того, ТПО может содержать
и принципиально иные задания, требующие изменения отпечатанного
в ней материала. Это задания такого же типа, как
при работе с контурными картами по географии, - задания на
достраивание чертежей, подчеркивание и зачеркивание, надписей,
раскраску и т. д. В описанных выше материалах такие задания
невозможны. Правда, это делает использование ТПО одноразовым,
что удорожает их. Однако эти затраты оправданны,
так как ТПО несравненно богаче по своим дидактическим возможностям
и изданных в Латвии тетрадей, и разработанных в
Узбекистане карточек. Вместе с тем необходимо отметить, что
ТПО просты в производстве и не отличаются в этом смысле от
обычной брошюры.
3. Среди включаемых в тетради с печатной основой задач
существенное место занимают такие, которые «избавляют учащихся
от неоправданного с педагогической точки зрения копирования
условий, чертежей и т. п.,
Именно такими задачами укомплектована тетрадь с печатной
основой, составленная К. С. Муравиным {82}: Вот характерное
задание этой тетради. На координатной сетке изображен
квадрат» Предлагается заштриховать ту область квадрата, в
которой находятся все точки, сумма координат каждой из которых
больше 9.
Здесь все вспомогательные,’ не существенные с точки зрения
данного задания построения сделаны заранее; ученик может, не
отвлекаясь, приступать к его выполнению. Работа с чертежом -
органическая часть решения, причем его копирование в тетрадь
из учебника было бы малоценной для данного случая операцией.
4. С помощью тетрадей с печатной основой могут быть даны
образцы деятельности.
а) В каждом из разработанных нашей лабораторией ком
плексов учебного оборудования тетрадям с печатной основой
принадлежит особо важная роль. В частности, задания, помещенные
в них, помогают учащимся усваивать новые понятия.
Приведем в качестве примера первые два задания тетради
с печатной основой по теме «Прямоугольный параллелепипед и
и его объем».

83 . Материалы заданий.

Задание 1. Заполни пропуски в следующих
предложениях.
Чтобы узнать, является ли тело прямоугольным
параллелепипедом:
1) нужно сосчитать, сколько у него граней.
У прямоугольного парраллелепипеда;_________
граней;
2) нужно посмотреть, являются ли все

Рис. 15 грани тела прямоугольниками. У прямоугольного
параллелепипеда все грани
Задание 2. Определи, является ли это тело прямоугольным
параллелепипедом (рис. 15).
Решение. Сосчитаем, сколько граней у этого тела. У этого
тела граней. У прямоугольного параллелепипеда
__________ граней.
Ответ. Это тело не является _________________ .
Хотелось бы обратить внимание читателя на следующие особенности
приведенных заданий.
В них пропущено сравнительно немного слов: мы стремились
максимально освободить учащегося от непроизводительного
для урока математики труда. Конечно, пропущены не случайные
слова, а такие, которые заставят ученика лишний раз
обратиться к определениям, задуматься над последовательностью
операцйй и т. д.
Задачи представляют образцы и оформления, и рассуждений
и одновременно требуют выполнения строго определенной
деятельности. При этом учащиеся вынуждены работать с определением,
которое в рассматриваемой тетради приводилось здесь
же, перед заданиями. В ходе выполнения этих (и других) заданий
определение запоминалось. Как показал эксперимент, никакого
предварительного заучивания не потребовалось.
Итак, в тетрадь с печатной оснбвой полезно включать разъяснение
того, каким образом и в какой последовательности
должны выполняться операции, в ходе которых усваиваются
знания. Это разъяснение часто содержится в целых циклах заданий.
Например, при изучении темы «Прямоугольный параллелепипед
и его объем» учащиеся должны получить представление
об объеме как о числе, показывающем, сколько единиц объема
содержится в данном теле.
Деятельность, необходимая для усвоения понятия «объем
прямоугольного параллелепипеда», заключается в подсчете единичных
кубов, на которые может быть «разрезано» данное тело.
В ходе этой деятельности должен быть открыт удобный способ
подсчета: формула для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.

84 . Материалы заданий.

В комплексе учебного оборудования по этой теме деятель-
лость по пересчету единичных кубов осуществляется при помощи
разных предметов учебного оборудования, в том числе и при помощи
заданий 32-34 тетради с печатной основой, которые мы
приводим.
Задание 32. Определи объем тела (рис. 16).
Решение. Чтобы узнать объем тела, нужно сосчитать, сколько
в этом теле содержится В этом теле содержится 4
единиц объема. Значит, объем его равен_______________ ______ .
Ответ. Объем тела равен.
Задание 33. У этого куба одно из ребер увеличили в три
раза, а остальные измерения не меняли. Нарисуй получившийся
прямоугольный параллелепипед (рис. 17).

параллелепипеда.
Решение. Чтобы узнать объем прямоугольного параллелепипеда,
нужно подсчитать__________5 Ответ. Объем тела равен ________ ,
Задание 34. У этого куба два измерения увеличили в два
раза, а третье измерение не меняли. Нарисуй получившийся прямоугольный
параллелепипед (рис. 18).
Считая куб единичным, определи объем прямоугольного
параллелепипеда.
Ответ. Объем прямоугольного параллелепипеда равен.
Однако пересчет по одному единичных кубов, из которых
сложено тело, - нерациональный способ определения объема.
Нужны средства’обучения, которые позволили бы разъяснить
идею опосредованного подсчета числа единичных кубов, составляющих
прямоугольный параллелепипед. Эта задача также решается
при помощи различных предметов учебного оборудования,
и в частности заданий 35-37 тетради с печатной основой.
Задание 35. Найти объем этого прямоугольного параллелепипеда
(в кубических сантиметрах) (рис. 19).
Решение. Объем одного слоя равен куб. см. Всего ело-*
ев ____ . Объем прямоугольного параллелепипеда равен_________
куб. см.
Ответ _________ .

85 . Материалы заданий.

Задание 36. Длина прямоугольника 5 см, ширина 2 см.
Сколько кубиков с ребром в 1 см можно разместить на этом прямоугольнике
в один слой? в четыре слоя? Нарисуй получившиеся
при этом прямоугольные параллелепипеды и определи их
объемы (рис. 20).
Решение. В один слой на прямоугольнике можно разместить
кубиков. В четыре слоя на прямоугольнике можно разместить
_____ кубиков-.
Ответ. Объем прямоугольного параллелепипеда, составленного
из кубиков в четыре слоя, равен_________ куб. см,
Задание 37. Каждое измерение куба уменьшили в три раза
(рис. 21).
1) Нарисуй получившийся куб.
. 2) Разбей нижнее основание на такие квадраты, чтобы на
каждой квадрат можно было положить малый куб.
3) Сколько малых кубов можно уместить на нижнем основании
большого куба?
На нижием основании большого куба можно уместить _____
малых кубов.
4) Сколько малых кубов можно уместить на передней грани
большого куба? —
На передней грани большого куба можно уместить
малых кубов. ■
5) Считая малый куб единичным, определи объем большого
куба.
Ответ. Объем большого куба равен „
Учащимся легко подсчитать число единичных кубов, составляющих
данный прямоугольный параллелепипед, в том случае,
когда он разделен на кубы. Учителю нетрудно объяснить и то, что
объем прямоугольного параллелепипеда получается перемножением
его измерений или умножением площади основания
на высоту. Однако если этим ограничиться и сразу перейти к вы—
числению объемов с помощью формул, причем тренировать учащихся
лишь в перемножении чисел, то они очень скоро забудут
все наши рассуждения: в их сознании подсчет кубов не будет связан
с вычислением объемов по формулам. Но комплекс предусматривает
постепенное «снятие материализации». Например,
некоторое время учащиеся должны определять объем прямо-

86 . Материалы заданий.

угольного параллелепипеда, у которого указаны измерения, рассказывая
и показывая, каким образом подсчитывать единичные
кубы. Даже после того, как учащиеся успешно вычислили несколько
раз объем по формулам, полезно возвратиться (и не один
раз) к подсчету единичных кубов. Для этой цели могут быть использованы,
в частности, задания, аналогичные заданию 40 тетради
с печатной основой.
Задание 40, Измерения прямоугольного параллелепипеда
равны 6, 3 и 2 единицам длины (рис. 22).
1) Определи объем этого прямоугольного параллелепипеда.
Объем прямоугольного ^параллелепипеда ‘равен»
Получившееся число показывает _______________________ _.
2) Начерти единицу объема, с помощью которой измерен
объем данного прямоугольного параллелепипеда.
б) Тетрадь с печатной основой дает возможность отрабатывать
понятия и прививать учащимся навыки решения типовых
задач. Она же может подсказать пути решения нестандартных
задач.-Вот, например, два задания из той же тетради.
Задание 14. Сколько сантиметров проволоки пошло на изготовление
каркаса этого прямоугольного параллелепипеда
(рис. 23)? Реши задачу двумя способами.
Первый способ:
1) На ребра нижнего основания пошло см.
2) На ребра верхнего основания пошло ___ см.
3) На вертикальные ребра пошло см.
,4) Всего на каркас пошло _____ см.
Второй способ: —
1) На три неравных ребра пошло. ____ см.
‘ 2) Всего на каркас пошло см.
Задание 44. Объемпервого куба равен сумме объемов трех
остальных (рис. 24). Чему равно ребро первого куба?
Решение. По таблице кубов (смотри обложку1) находим,
что:
Объем куба с ребром 3 равен
1 На обложке напечатана таблица кубов чисел первой сотни.

87 . Материалы заданий.

Объем куба с реб,ром 4 равен _____ г
Объем куба с ребром 5 равен _____ *
Значит, сумма объемов всех трех кубов {равна 27+’________ +
4- - а это и есть объем первого куба.
По таблице кубов находим, что его ребро ‘равно
Ответ. Ребро первого куба равно
5. Использование материалов с печатной основой приводит
к большой экономии времени ученика и учителя, позволяет учителю
осуществить индивидуальный подход на каждом уроке, вовремя
помочь отстающим ученикам, «догрузить» сильных дополнительными
заданиями.
Приведем задание, которое может быть использовано с указанными
выше целями, из той же ТПО по теме «Объем прямоугольного
параллелепипеда».
Задание 28. По данным таблицы вычисли площадь пола
каждой комнаты, а затем объем каждой комнаты. Подсчитай
общий объем всех трех комнат

Тетрадь с печатной основой успешно используется и тогда,
когда формулировка задачи, связанная, например, с чертежом,
отнимает непропорционально много труда и времени по сравнению
с процессом решения. Вот пример.
Задание 7. Дорисуй изображение куба (рис. 25),

88 . Материалы заданий.

Задание 8. Обведи ребра изображенного
здесь прямоугольного параллелепипеда,
чтобы они оказались окрашенными в!
один цвет (рис. 26).
6. Важной особенностью тетради с печатной
основой является ее ярко выраженная
дидактическая направленность. С хорошо
составленной тетрадью ученик может
работать дома. Нам известны случаи, когда
ученики IV класса совершенно самостоятельно выполнили все
задания тетради «Объем прямоугольного параллелепипеда».
Подбирая правильную последовательность заданий и освобождая
ученика от выписывания части текста решения (предлагая
этот текст в готовом виде), мы тем самым даем ему направление
в решении задачи. Такое руководство необходимо при первоначальном
обучении новым понятиям и операциям.

89 . Материалы заданий.

,

Е.В. Макулина, студентка ФФ БГПУ

Важнейшими из задач, которые должен решать учитель, являются задачи обеспечения прочного усвоения учащимися основ наук, развития их творческих и познавательных способностей, обеспечения связи обучения с жизнью, трудового, нравственного и эстетического воспитания. Для успешного решения этих задач педагог применяет различные средства обучения. В помощь учителю мы решили разработать средство обучения, которое позволяет решать целый комплекс педагогических задач.

Таким средством обучения является тетрадь на печатной основе. Созданием тетрадей на печатной основе занимались многие авторы, в том числе А.Н. Мансуров, С.А. Чандаева, А.А. Шаповалов, группы авторов Московского государственного педагогического института и Благовещенского государственного педагогического института, И.Н. Верещагина и В.И. Сиротин и др.

Тетради разработаны по физике, географии, английскому языку, экологии, математике и другим учебным предметам. На нашем факультете разработкой подобных тетрадей по некоторым темам курса физики занимались студенты А.Э. Баун, Е.А. Волкова, П.Г. Стародубов, И.Н. Гончарова, А.С. Гладких, И.А. Зайцева.

Характерной чертой многих тетрадей является то, что учащиеся, заполняя специально предусмотренные для этого места, должны отвечать на вопросы, записывать отдельные слова или фразы, выполнять рисунки, чертежи, решать задачи. Эта особенность была учтена при составлении нашей тетради, которая получила название "Тетрадь физических открытий".

Данное средство обучения разработано нами на материале темы "Давление твердых тел, жидкостей и газов." В соответствии с действующим учебником физики седьмого класса А.В. Перышкина и Н.А. Родиной в него вошли следующие задания:

Фронтальные опыты с письменными инструкциями, что обеспечивает индивидуальный темп их выполнения;

Вопросы, ответы на которые учащиеся фиксируют в тетради на свободных строках;

Выводы после проведения опыта, для которых отведено специальное место;

Домашние задания, включающие в себя:

1) домашние опыты в сопровождении письменной инструкции;

2) задание по соответствующему параграфу учебника;

3) "общий вывод" который ученик должен записать, сопоставив знания, полученные им на уроке при проведении фронтальных опытов, при выполнении домашнего опыта, и информацию из текста учебника;

4) задание, устанавливающее связь между значениями, полученными на уроке, и жизнью.

Одно из заданий, например, звучит так: "Вспомните, где вы наблюдали похожие явления. Нарисуйте и напишите об этом." Для записи ответов и рисунков предусмотрено свободное место.

Все перечисленные выше задания ученик выполняет в тетради и фиксирует в ней результаты. Работа по этим заданиям предусмотрена практически на каждом уроке. К заданиям, указанным в тетради, составлен примерный вариант их выполнения, что упрощает контроль.

Фронтальные опыты подобраны таким образом, что при работе учащиеся используют простое оборудование, имеющееся в каждой школе. Некоторые элементы легко изготовить самим.

Для проведения домашних опытов не нужно специального оборудования. Как правило, необходимые предметы и материалы имеются в доме у каждого школьника.

Особенностью тетради физических открытий является то, что все задания подобраны таким образом, чтобы максимально активизировать процесс обучения. По мере заполнения тетради учащиеся не только овладевают умениями и навыками, приобретают новые знания, но и развивают логическое мышление, преодолевают формализм знаний. Немаловажной является и роль данного средства обучения в воспитании у учащихся настойчивости, целеустремленности, эстетических вкусов и отношения к труду.

Сложно в рамках студенческой работы, исследовать степень влияния тетради физических открытий на все вышеперечисленные аспекты процесса обучения и воспитания. Выпускница нашего факультета И. Зайцева уже занималась исследованиями тетради как средства, направленного на преодоление формализма знаний у учащихся, А. Баун рассматривал вопрос формирования умений и навыков, а мы решили исследовать, как использование данного средства обучения скажется на развитии умения делать выводы и заключения, выделять главное.

Разработанное нами средство обучения создано в помощь учителю физики. Акцентируя свое внимание на тех или иных аспектах процесса обучения, учитель может корректировать или изменять задания, обращать особое внимание на формулировку выводов или эстетичность рисунков, направляя процесс овладения знаниями, умениями и навыками в нужное русло.

Читайте также: