Языка лингвистические и экстралингвистические факторы. Экстралингвистические факторы (Социальные факторы). Что относится к социальным факторам речевого общения

В основе классификации стилей лежат экстралингвистические факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематика и цели общения.

В лингвистике - науке о языке - текст понимается как соединение законченных предложений, связанных между собой по смыслу, а также с помощью лексико-грамматических средств языка. Но текст является, скорее, не единицей языка, а единицей речи, так как мы общаемся не словами, и даже не предложениями, а текстами. Каждый текст - это высказывание. А любое высказывание не может состояться без того, кто говорит, о чем говорит, где говорит, кому говорит. Все эти компоненты - говорящий, предмет общения, обстановка общения, адресат общения - составляют речевую ситуацию, или ситуацию общения.

КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ (говорящий, предмет общения, обстановка общения, адресат общения) представляют собой ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТЕКСТА.

Латинское слово EXTRA- означает СВЕРХ-, то, что лежит за пределами, в данном случае за пределами лингвистики, то, что не изучается лингвистикой.

ГОВОРЯЩИЙ - главный компонент речевой ситуации, поскольку экстралингвистические и лингвистические (языковые) средства становятся речью только тогда, когда происходит их соединение с говорящим лицом.

Им определяется отбор средств языка, которыми оформляется содержание высказывания.

С говорящим связана ЦЕЛЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, или РЕЧЕВОЕ НАМЕРЕНИЕ. Выделяют три типа речевого намерения:

ИНФОРМИРОВАТЬ (сообщить информацию),

АКТИВИЗИРОВАТЬ (побудить к какому-либо действию),

АРГУМЕНТИРОВАТЬ (убедить собеседника).

Речевое намерение определяет отношение говорящего к сообщению, которое выражается в оценке содержания высказывания, выделении того, чему в сообщении придается наибольшее значение.

ПРЕДМЕТ ОБЩЕНИЯ - это то, о чем говорится. Он определяет содержание высказывания, придает ему смысл.

ОБСТАНОВКА ОБЩЕНИЯ - это те условия, в которых общение происходит, например, в классе, на улице, в гостях. Обстановка общения влияет на выбор формы речи: монологическая или диалогическая, а также на эстетическую сторону речи: формы обращения, стиль общения.

Различают официальную и неофициальную обстановку общения.

АДРЕСАТ ОБЩЕНИЯ - тот, к кому обращено сообщение. Известный русский ученый М.М. Бахтин считал, что любое высказывание имеет адресата, даже если оно обращено к самому себе. Не бывает текста в никуда.

Если вы хотите, чтобы ваши слова были услышаны, нужно оценить способности понимания адресата: общий фонд знаний, информированность по данному вопросу, психологическое состояние в данный момент, особенности характера. Учет личности адресата - важный фактор эффективного общения.



ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Речевая ситуация - это совокупность экстралингвистических условий, необходимых для осуществления высказывания. Знание содержания каждого компонента речевой ситуации и его роли в создании высказывания сделает сообщение результативным, т.е. воздействующим на сознание или поведение адресата. Для этого нужно уметь: 1) определять цель высказывания в соотнесенности с предметом и обстановкой общения и подчинять высказывание данному речевому намерению; 2) определять соотношение между участниками общения, т.е. между говорящим и адресатом.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Текст не может существовать без единиц языка, т.е. без самих слов, объединенных по законам смысла и грамматики. Лингвистические законы строения текста отражены в двух типичных для всех текстов образованиях: функционально-смысловых типах речи и сложных синтаксических целых.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ выступают в качестве средств программирования высказывания. Они формируют мысль, упорядочивают ее, придают ей целостность и завершенность. Они могут функционировать в речи самостоятельно, но чаще различные типы речи участвуют в построении сложного текста, определяя его композицию. Поэтому их еще называют композиционно-речевыми формами.

Существуют три типа речи: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАС-

СУЖДЕНИЕ. Они передают разные отношения. В основе описания и повествования лежат реальные факты действительности, т.е. то, что можно наблюдать в жизни, в рассуждении этот факт действительности осмысливается, проходит переработку в сознании.

29 .Ораторская речь: роды и виды, особенности речи.

Ораторская речь издревле считалась эффективным методом воздействия на людей. Ее основы зародились в Древней Греции, когда люди демонстрировали свои произведения, выступая на агоре или в античных театрах. С тех пор это искусство претерпело некоторые изменения, которые касаются исполнения речи, однако его цель и основная структура ценятся и в настоящее время. Основы ораторского искусства Существует несколько риторических канонов, по которым происходит построение речи. Они уместны не только в публичных выступлениях, но и в повседневной жизни, во время обычного разговора. Следуя им, человек сможет грамотно выражать свои мысли, которые будут доступны окружающим.



Первый этап – инвенция. Здесь оратор отбирает материал, который потом подвергнется обработке (осмыслению) и будет продемонстрирован. Именно на этой, первой, ступени построения речи выделяется предмет освещения, т.е. то, о чем будет говорить автор. Второй этап – диспозиция. Здесь предмет становится понятием, происходит включение его в систему других знаний. В этот период формируется композиционная схема выступления, выделяются логические связи между предметами анализа. Таким образом, диспозиция выступает гарантом правильного понятийного аппарата речи. Третий этап – элокуция. Здесь автор оформляет отобранные понятия в словесную форму. Вербализация может происходить посредством нелогичных способов, которые зачастую и становятся главным инструментом воздействия: тропов и фигур. Четвертый этап – акция. Здесь автор отрабатывает будущее выступление, учитывая интонации голоса, паузы и само произношение слов. Также на данном этапе определяются жесты и мимика, которые позволят гармонично донести информацию и правильно воздействовать на аудиторию. Пятый этап – мемория. Теперь оратору необходимо запомнить свою речь, чтобы быстро ориентироваться в том, что он намерен говорить. Роды и виды ораторской речи Современная риторика обладает несколькими родами и видами красноречия. Они зависят от области, для которой предназначена речь, ситуации, в которой ее реализуют, а также темы и формы. Род – наиболее широкое понятие, он определяется в зависимости от объекта речи, цели, формы и ситуации. Ораторская речь может классифицироваться на несколько родов. А именно: академическая; социально-политическая; духовная; социально-бытовая; судебная. Ораторская речь в зависимости от рода классифицируется на виды. Они конкретизируют область, ситуацию и аудиторию выступления. Академическая речь представлена лекциями (школьными или вузовскими), научными докладами, обзорами, сообщениями, а также выступлениями на научно-популярную тематику. Для этих видов характерна информационная насыщенность, минимум использования экспрессивных выражений, а также оперирование фактами. Изложение строится на доступном языке для широкой аудитории с отсутствием излишне специфичных понятий, значение которых может быть неизвестно слушателям. Судебная ораторская речь представлена двумя видами: прокурорской и адвокатской. Для них характерна эмоциональная насыщенность, которая обязательно подкрепляется аргументами. Социально-политическое выступление имеет множество видов, самые распространенные из них – агитаторская и митинговая речь, которые в демократических государствах можно часто слышать накануне выборов. Также к этому роду публичных выступлений относятся дипломатическая, парламентская, военно-патриотическая речь и доклад. Для них характерны экспрессивная лексика, неожиданные сравнения в сочетании со статистическими данными и другими объективными фактами. Социально-бытовой род выступления представлен 5 видами: юбилейная речь, приветственная, застольная, надгробная и приемная. Для них характерны эмоциональные восклицания и личностные оценки. Духовная речь имеет два вида: проповедь и церковная (официальная). Они насыщены старославянизмами, носят поучительный характер и необязательно основываются на конкретных фактах. Таким образом, существует достаточно много видов и родов публичной речи. Они, в свою очередь, подразделяются на жанры, которые определяют объем и стилистику текста. Однако к какому бы виду и жанру не относилось выступление, оно должно содержать полезную и доступную информацию, а автор должен хорошо владеть мимикой, жестами и голосом, чтобы правильно и эффективно донести то, что он намеревается сказать.

В русской лингвистике стиль обычно рассматривается как явление речевое, но существует иная точка зрения, согласно которой функциональный стиль явление языковое. Правомерно объединить обе позиции. Функциональный стиль – это реализация в живом речевом общении возможностей языка.

В языковом сознании говорящего существует представление о правилах созданий функционального стиля.

Каждый функциональный стиль не является монолитным. Можно говорить о ядре стиля и его периферии.

(из лекции)Единой классификации ФС не существует.

1. Л.Г. Багрин-разграничение сфер общения

Будагов делит на разговорную и письменную,

2. На основании фукций языка

Функции общения-обиходно-бытовой стиль

Ф. смс-обиходно-деловой, официально-документальный, научный

Ф. воздействия –публицистический и худож.-беллетрический стиль.

Общепринятая теория:

1. стиль-разговорный(обиходно-бытовой, разговорно-бытовой, разговорно-обиходный, разговорная речь)

2. стиль книжный-сфера официального общения (научный стиль, ОДС, художественный стиль, религиозный, публицистический)

Экстралингвистические факторы:

Функциональный стиль образуется под влиянием базовых экстралингвистических факторов , т.е. тех явлений внеязыковой действительности, под влиянием которых и происходит отбор и организация языковых средств; речь приобретает свои стилевые черты.

· Сфера общения

Административно-управленческая

Социально-политическая

Эстетическая (сфера искусства)

· Цель общения

Сообщение информации

Воздействие на читателя/слушателя

· Типовая ситуация общения (официальная/неофициальная)

Вторичные факторы:

· Форма существования речи

Устная – характеризуется спонтанностью, необратимостью, непосредственно связана со временем произнесения, более психологична, выражает непосредственный ход мыслей, оперативна, обладает возможностью прямого воздействия на адресата, автоматизм речи, уменьшается возможность сознательного отбора языковых единиц, дает возможность передать информацию не только вербальными средствами. Главным образом представлена в бытовой сфере, но также реализуется в других сферах в виде публичной речи, в некоторых жанрах научной речи, в общественно-политической сфере – митинги, в некоторых сферах правового общения (судебная речь).



Письменная – характеризуется предварительной обдуманностью, подготовленностью, дает возможность постоянного обращения к тексту, совершенствования его, логичность, связность, композиционная оформленность.

· Характер субъекта и адресата речи

Индивидуальный – действует от самого себя, непосредственно связан с адресатом речи

Собирательный – представитель группы людей, взгляды которых он отражает и разделяет, характерен для общественно-политической сферы

Абстрагированный – субъект и адресат речи обезличиваются, характерен для официальной сферы общения

· Вид речи

Диалог – характеризуется сменой высказываний, реплик двух говорящих, характеризуется непосредственной связью высказывания с ситуацией, это находит отражение в синтаксическом строе: использование простых синтаксических конструкций

Монолог – речь, обращенная к самому себе или другим и не рассчитанная на реакцию другого лица, отличается достаточно большой протяженностью, композиционной организованностью и смысловой завершенностью, может осуществляться как в письменной, так и в устной форме

Четкую границу между монологом и диалогом трудно провести, так как диалогичность, т.е. выражение установки на адресата (одно из основных свойств речи, обусловленное социальной природой языка) существует не только в диалоге, но и в монологе в скрытом виде.

· Подготовленность или неподготовленность речи

Экстралингвистические параметры официально-делового стиля. Лингвистические особенности официально-делового стиля. Стилистические изменения официально-деловой речи. Система жанров официально-деловой речи

Современный официально-деловой стиль - это функциональная разновидность русского литературного языка, применяемая в сфере общественных отношений. Деловая речь служит средством общения государств, государства с отдельным лицом и обществом в целом; средством общения предприятий, учреждений, организаций; средством официального общения людей на производстве и в сфере обслуживания.

Официально-деловой стиль относится к книжно-письменным стилям литературного языка. Он реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, справок, удостоверений, доверенностей, в деловой переписке учреждений. Устная форма официально-деловой речи представлена выступлением и докладом на собраниях и конференциях, судебной речью, служебными телефонным разговором, устным распоряжением.

К общим экстралингвистическим и собственно языковым чертам этого стиля следует отнести следующие:

1) точность, детальность изложения;

2) стандартизированность изложения;

3) долженствующе-предписующий характер изложения (волюнтативность), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность, (строгая композиция текста, отбор фактов, способов подачи…), отсутствие эмоциональности, характер предписаний.

Специфическим свойством деловой речи является выражение воли. Волюнтативность в текстах выражается семантически (подбором слов) и грамматически. Так, в управленческой документации мы постоянно встречаемся с формами первого лица глагола (прошу, предлагаю, приказываю, поздравляю), с формами модальными, долженствования (надлежит, необходимо, следует, предлагается). Сфера-административно-праовая. Цель-предписания и указания. основная функция-информационная.

По тематике и разнообразию жанров в рассматриваемом стиле выделяют две разновидности:

1 – официально-документальный стиль и

2 – обиходно-деловой стиль .

В свою очередь в официально-документальном стиле можно выделить

язык законодательных документов , связанных с деятельностью государственных органов (Конституция РФ, законы, уставы), и

язык дипломатических актов , связанных с международными отношениями (меморандум, коммюнике, конвенция, заявление).

В обиходно-деловом стиле различают:

Язык служебной переписки между учреждениями и организациями, с одной стороны, и

Язык частных деловых бумаг – с другой.

еще жанры ОДС: доверенности, должностная инструкция, приказ, постановление, заявление, деловое письмо, характеристика …

В процессе общения вербальные и невербальные факторы речевого воздействия самым тесным образом взаимосвязаны, однако есть заметные различия в их роли на разных этапах общения.

Вербальное общение является полностью коммуникативным, т.к. люди пользуются языком, как средством кодирования информации. При вербальном общении, мы используем как фонологические средства кодирования информации (сегментные и суперсегментные фонетические единицы) так и грамматические средства (морфология и синтаксис). Экстралингвистические аспекты речи не закодированы, но содержат информацию о личности говорящего. Так, экстралингвистические аспекты речи являются информативными, но не коммуникативными.

Лингвистические факторы, влияющие на успешность речи прежде всего включают в себя интонацию. При помощи интонации мы передаем информацию, содержащуюся в нашем высказывании. Она состоит из основных свойствах звука: высота основного тона, громкость и темп. Некоторые ученые так же включают тембр (качество голоса) в свойства звука. Наиболее важные просодические средства предаются через высоту основного тона голоса и интонационную модель. Различные уровни интонационных шкал используются в определенной последовательности для выражения различных оттенков значений. Как правило, при помощи интонации мы можем привлечь внимание собеседника и сделать акцент на наиболее важных сторонах нашего высказывания, а так же регулировать речевое поведение. При помощи варьирования силы голоса, можно передавать различные оттенки значения высказыванию. Правильное ударение в словах является необходимым условием успешного овладения языком. Ударение служит показателем уровня культуры речи, и иностранцы, которые непроизвольно меняют ударение в слове, могут испытывать трудности с пониманием речи на слух. Изменение темпа речи так же важно для успешной коммуникации. Когда мы понижаем или ускоряем частоту произнесения слогов, слов и предложений, мы можем передавать несколько оттенков значений, например, когда мы говорим ускоренно, это свидетельствует о нашем возбуждении или нетерпении, а когда снижаем темп речи, это значит, что мы чем-то озадачены или хотим акцентировать внимание собеседника.

Экстралингвистические факторы, влияющие на успешность речи, включают в себя невербальные средства общения. Невербальные факторы коммуникации имеют наиболее важное значение при знакомстве людей друг с другом, при первом впечатлении и в процессе отнесения собеседника к какой-либо категории -- профессиональной, возрастной, интеллектуальной, социальной, к полу и др.

Когда мы общаемся друг с другом, мы постоянно передаем и получаем невербальные сигналы. Наш язык тела -- те жесты, которые мы передаем, то, как мы сидим, как быстро и громко говорим, как близко мы стоим, как мы устанавливаем зрительные контакты -- передает разные сигналы собеседнику. Эти сигналы мы можем передавать и во время общения. Даже когда мы молчим, мы все равно продолжаем общаться при помощи невербальных жестов. Часто, того чем мы говорим, и то, какие сигналы мы посылаем при помощи языка тела, -- это две совершенно разные вещи. Столкнувшись с этими разными сигналами, которые посылает нам наш собеседник, слушатель должен выбрать, верить ли ему в устное или невербальное послание, и в большинстве случаев, он выберет то сообщение, которое ему было послано при помощи языка тела, потому что это естественный, несознательный язык, который передает наши истинные чувства и намерения. То, как мы слушаем, смотрим, двигаемся и реагируем, говорит другому человеку, заинтересованы ли мы или нет, насколько внимательно мы слушаем и как мы относимся к говорящему. Когда наши невербальные сигналы совпадают со словами, которые мы говорим, увеличивается доверие и взаимосвязь между участниками коммуникации. Если язык тела противоречит нашим словам, то создается атмосфера напряженности, недоверия и смущения. Если мы хотим стать хорошим оратором, важно более внимательно относится не только к языку тела и невербальному поведению других людей, но и быть более внимательным к себе. Невербальное общение -- это быстро протекающий процесс, требующий полной концентрации и внимания. Когда мы думаем о том, что сказать в следующем предложении, мечтаем или думаем о чем-то другом, мы почти всегда пропускаем невербальные подсказки, которые посылают нам участники общения. Чтобы полностью понять, что происходит, нам нужно всегда оставаться в центре внимания.

Так же в процессе общения немалую роль играет наше эмоциональное реагирование. Эмоции и чувства, проявляемые партнерами посредством так называемых "невербальных", т.е. несловесных средств, являются своего рода индикаторами отношения партнеров друг к другу, к ситуации и содержанию общения и т.п. Поскольку понимание своих эмоций и эмоций других людей является основой успешного влияния на собственное поведение и поведение других людей, важно понимать сигналы невербального общения и уметь их правильно трактовать.

В заключении, мы должны заметить, что и лингвистические и экстралингвистические факторы, одинаково влияют на эффективность нашей речи. Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, т.е. понять язык невербального общения.

Введение 2
1. Общая характеристика культуры речи
1.1. История вопроса 4
1.2. Современные задачи культуры речи 5
2. Особенности публичной речи
2.1. Лингвистические факторы формирования публичной речи 8
2.2. Экстралингвистические факторы и их влияние на форму и
содержание публичного выступления 14
Заключение 18
Список литературы

Описание.

Без трех важнейших понятий – отечество, язык и культура – трудно представить себе единство народа, живущего в цивилизованной стране. Само слово «культура», как известно, обозначает определенный уровень достижений в общественной, духовной и производственной жизни человеческого общества. Слово, речь можно считать именно показателем культуры, и даже в некоторой степени самой культурой в ее специфическом выражении.
Поэтому мы не станем многословно обосновывать актуальность темы настоящей работы. Понятие «культура речи» на современном этапе развития нашего общества все чаще ассоциируется с понятием «экология языка», а все, что связано с экологией вызывает сегодня в массовом и индивидуальном сознании довольно тревожные представления. Можно даже сказать, что с культурой речи на современном этапе дела обстоят примерно также как и с состоянием окружающей среды. Эти проблемы даже определенным образом взаимосвязаны, но этот вопрос выходит за рамки темы нашего исследования, поэтому мы не будем его обсуждать.
Но говоря о культуре именно публичной речи, то есть речи, выходящей за рамки сугубо межличностной коммуникации, нельзя отказать данному предмету в актуальности еще и в силу распространенности такой речи в современной жизни, а также в силу особой роли, которую играет в наши дни публичная речь, особенно в деловых и профессиональных отношениях, на чем мы остановимся ниже.
Объектом нашего исследования является проблема выявления лингвистических и экстралингвистических факторов публичной речи. Цель исследования: охарактеризовать указанные факторы и проанализировать соотношение их ролей в публичной речи. Задачи исследования определены в соответствии с поставленной целью:
-- кратко охарактеризовать историю исследуемой проблемы и современные концепции культуры речи
-- выявить и показать роль лингвистических и экстралингвистических факторов публичной речи.
В качестве теоретических источников нами использовались учебные пособия по русскому языку и культуре речи таких авторов как Л.К. Граудина, Л.А. Введенская и др., а также труды Д.Э. Розенталя, Д.Н. Шмелева, П.В. Веселова и специалистов по имиджелогии, логике, психологии и педагогики

Выдержка из работы.

Ораторство представляет собою сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи. Успешность этой речи обеспечивается учетом всех факторов, как лингвистического, так и внеязыкового плана, т.е. всесторонней подготовкой личности к публичным выступлениям с речами.
Эта подготовка включает в себя знания, умения и навыки не только речевые, но и психологические, логические и этические.
Эффективность речи возрастает, если речь предназначена для определенной аудитории, характеристики которой (возрастные, образовательные и пр.) известны оратору и учтены им при подготовке к выступлению. При неоднородности аудитории оратор должен представлять себе ее состав, как в процентном соотношении, так и в других параметрах, чтобы в ходе речи суметь расположить в свою пользу максимально возможное количество слушателей.
Данная работа посвящена общим принципам влияния и учета лингвистических и экстралингвистических факторов публичных речей, однако не следует забывать, что ораторское искусство, как любое искусство, по сути своей – индивидуальное проявление. И чем крупнее, ярче личностные параметры оратора, чем он образованнее, умнее и интереснее как человек, тем больше у него шансов на успех при прочих равных условиях подготовки и произнесения речи.
Еще древние мыслители считали, что красноречие истинного оратора должно служить высоким и благородным целям борьбы за всеобщее преуспевание, за настоящую справедливость, за созидательную деятельность. И здесь можно вспомнить слова известного римского теоретика и практика ораторского искусства Марка Фабия Квинтилиана: «Оратор, которого мы воспитываем, оратор совершенный, который не может быть никем иным, кроме как добрым человеком, и потому мы требуем от него не одного только отменного дара речи, но и всех нравственных качеств души. Ибо тот муж – истинный гражданин, способный управлять общественными и личными делами, который может направлять сограждан советами, укреплять законами, улучшать здравыми суждениями, будет, конечно, не кто иной, как оратор».

Список литературы.

1. П.Вайль, А.Генис, Родная речь, М., изд-во «Независимая газета», 1991 г.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю., Русский язык и культура речи, Ростов-на-Дону, Феникс, 2003 г.
3. Веселов П.В., Культура общения и деловой переписки, М., Республика, 1993 г.
4. Виноградов В.В., История русского литературного языка, М., Просвещение, 1978 г.
5. Гетманова А.Д., Учебник по логике, М., Республика, 1994 г.
6. Граудина Л.К., Ширяев Е.И., Культура русской речи, М., НОРМА, 2001г.
7. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить, М., Наука, 1986 г.
8. Киселева Л.А., Вопросы теории речевого воздействия, Лениздат, 1978 г.
9. Кони А.Ф., Сочинения в 5 т., т.4, Политиздат, 1963 г.
10. Лихачев Д.С., Я живу с ощущением расставания, Комсомольская правда, 05.03.96 г.
11. Михальская А.К., Педагогическая риторика. История и теория, М., НОРМА, 1998 г.
12. Михневич А.Е., Ораторское искусство лектора, М., Высшая школа, 1984 г.
13. Платонов Г.В., Методика подготовки массовой лекции, М., высшая школа, 1977 г.
14. Почепцов Г.Г., Имиджелогия, М., «Рефл-бук», 2002 г.
15. Реан А.А. и др., Психология и педагогика, Спб, изд-во «Питер», 2004 г.
16. Рождественский Ю.В., Теория риторики, М., Проспект, 1997 г.
17. Розенталь Д.Э. и др., Современный русский язык, М., Айрис-Пресс, 2003 г.
18. Рощин С.К., Психология и журналистика, М., Просвещение, 1989 г.
19. Хрестоматия по культуре речи, сост. Ширяев Е.И., М., ИНФРА-М, 2000 г.
20. Шмелев Д.Н., Русский язык в его функциональных разновидностях, М., Просвещение, 1977 г.
21. Якобсон Р.О., Лингвистика и поэтика, М., Наука, 1975 г.

- 82.50 Кб

y">1.2.Логическая структура выступления

Приведем несколько практических советов, которые следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления:

Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение.

Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п.

В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы.

2. Лингвистические факторы публичного выступления

2.1. Словесное оформление выступления

Существуют специальные речевые действия, назначение которых - установление и поддержание контакта. «К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание». Варианты этих речевых действий хорошо разработаны и приводятся в пособиях по речевому этикету. Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят достаточно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.

Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего - свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.

1. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5-7 слов.

2. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространенные и малораспространенные, односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные), неполные, неосложненные. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений. Приведем пример такого текста:

«Причина четвертая: сила семейной традиции. Человек родился и вырос в шахтерском краю, где кормилец на всех один - уголек. В шахте 30 лет откалывал уголь его отец, умерший от силикоза. В забое работает старший брат. А теперь опускается он. И это привычное дело дает молодому шахтеру ощущение безопасности» (АиФ. 1998. № 16).

Для того чтобы получить текст такого типа, при его написание (или произношении) следует ориентироваться на разговорную интонацию. Интонационный рисунок текста задается его синтаксическим строем. Поэтому при ориентации на разговорную интонацию формируется соответствующий (такой, как в разговорной речи) синтаксический строй текста.

Длинные предложения, т.е. значительно распространенные и осложненные причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями, сложные предложения с большим количеством придаточных частей затрудняют восприятие и неприемлемы для ораторского воздействующего выступления.

3. Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования - официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.

Восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на =ние, а также других подобных им. Любое отглагольное существительное - это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных.

При подготовке ораторского выступления нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не перегружайте текст терминологией и не используйте узкоспециальные термины.

Контакт с аудиторией будет более успешным если выступающий будет использовать личностный тип общения. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь таким же образом, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте («живая» беседа). Личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления четко обозначает свое авторское

Я: свое отношение к предмету речи, к собеседнику.

«В качестве средства выражения авторского Я опытные ораторы используют практически все средства языка». Однако для таких языковых средств, как местоимения, частицы, вводные слова, сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным выражение авторского Я является основным функциональным назначением. Частицы (лишь, даже, вот, жен др.), несмотря на малую величину звукового материала, совершенно однозначно указывают на присутствие в тексте голоса автора, выражая довольно часто и авторское отношение. Некоторые частицы очень экспрессивны, выразительны (знай себе, взял да и др.). С той же целью используются вводные слова: выражение отношения отражено в них более четкое, определенное.«Но, так или иначе, даже на неудачных его стихах, на всем, что слетало с его уст, был налет какого-то божественного, экстатического вдохновения, как это бывало у пророчествовавших юродивых на Руси» (Общая газета. 1998. № 15).

Данный текст буквально насыщен местоимениями: его, всем, что, его, какого-то, это. Все эти местоимения, а также вводное слово так и иначе и частица даже придают тексту ощущение звучания авторского голоса.

Таким образом, готовясь к выступлению, мы должны позаботиться об убедительной содержательной разработке темы, ее хорошем информационном обеспечении. Речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания.

  1. Типичные ошибки при выступлении

Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).

1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете. Нельзя следовать утверждению: « Непоследовательный человек не может быть прав». Надо разбирать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, а не его жизнь.

2. «Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать манипулирование аудиторией». Предположим, выступление направлено против кого-либо из администрации города и носит критический характер. Не следует говорить о разгуле преступности в город и т.п., что вызывает негативные чувства у слушающих, и связывать их с именем оппонента, если он по своим должностным обязанностям не может влиять па соответствующие стороны городской жизни. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, связывая их с социальным положением или национальностью оппонента, играя на низменных чувствах части аудитории.

3. Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами то группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т.д., совсем не обязательно, что его взгляды полностью cовпадают со взглядами лидера партии или партии в целом.

4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.

5. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.

6. Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам, говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.

7. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.

8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т.п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.

9. Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным.

Заключение

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п.

Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму. В этих условиях естествен рост интереса к проблемам старой риторической науки, к теории убеждающей речи вообще.

Выступление - это разновидность ораторской прозы. Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации. Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к ее принятию, убеждать в своей правоте и т.п. Выступления различаются по тематике, объему, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают. Однако существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов мы изложили в виде набора рекомендаций.

Библиографический список:

  1. Александров, Д.Н. Риторика / Д.Н. Александров.– М.: Флинта, Наука, 2002. - 624 с.
  2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская. – Ростов – на/ Д.: Феникс, 2004.- 539 с.
  3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособ. / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2003.- 432 с.
  4. Зарецкая, Е.П. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации / Е.П. Зарецкая. – М.: Дело, 1998.- 473 с.
  5. Ивин, А.А. Основы теории аргументации / А.А. Ивин. - М.: Высшая школа, 1997.- 276 с.
  6. Кохтев, Н.Н. Основы ораторской речи / Н.Н. Кохтев. – М.: Издательство МГУ, 1992.- 240 с.
  7. Культура русской речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Флинта, 1998.- 560 с.
  8. Лаптева О.А. Теория современного русского литературного языка. – М.: Высшая школа, 2003.- 357с.
  9. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2003.- 272 с.
  10. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. -М.: Высшая школа, 2002. -510 с.
  11. Стернин, И.А. Практическая риторика / И.А. Стернин. - М.: Академия, 2003.- 272 с.
  12. Хазагеров, М.Р. Общая риторика / М.Р. Хазагеров – Ростов-на /Д.: Феникс, 1999.- 365 с.

Описание работы

Умение убеждать всегда ценилось обществом. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п. В любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя.

Заключение 15

Библиографический список 16

Читайте также: