Аффективно-респираторный синдром. Профилактика и причины (АРП) аффективно-респираторного приступа у ребенка, советы родителям Задержка дыхания во время плача у ребенка

Что такое аффективно-респираторные приступы ? Давайте разберемся ниже в этой статье, особенно полезно это будет прочитать родителям, у которых есть маленькие дети...

Нужно ли спрашивать любую мать, что самое важное и ценное в жизни, и она тут же ответит, что это здоровье ребенка. Ведь иногда родители могут сталкиваться с такими детскими болезнями, о которых они раньше ничего и не слышали! И в такие минуты особенно беспомощной чувствует себя мама, когда ей в таком своеобразном паническом состоянии кажется, что она ничем не может помочь своему малышу.

Наши дети - это цветы жизни. И несомненно каждый родитель готов дать своему ребенку максимум из того, что имеет сам, чтобы эта самая жизнь не была омрачена болезнями и другими негативными эмоциями. Но ведь бывает случается так, что дети все-таки болеют. И особенно это страшно, когда болезнь добирается до новорожденного или грудного ребенка, который не может сам сказать, что же у него болит. И это чувство бессилия, которое настигает в этот момент родителя, не пожелаешь испытать никому!

Но предупрежден, значит вооружен! Аффективно-респираторные приступы (АРП) – это неожиданные остановки дыхания, которые возникают на высоте вдоха в то время, когда ребенок ударился, испугался или плачет. Малыш может при этом побледнеть или даже посинеть, чем конечно же очень пугает своих родителей, не знающих, что с ним происходит, и как можно помочь ему.

Аффективно-респираторные приступы, закатывания в плаче, приступы задержки дыхания, приступы апноэ - это спровоцированные сильными эмоциями эпизодические появления апноэ у детей. Иногда сопровождающееся потерей сознания и судорогами. В ответ на болевое воздействие, чаще при падении, гнев, страх, испуг, возникает плач ребенка с последующей остановкой дыхания на вдохе. Такие сильные отрицательные эмоции называют «аффект».

Далее идет апноэ, когда ребенок не может выдохнуть, не дышит; при этом мышцы его гортани спазмированы. Иногда в ответ на аффект ребенок даже не успевает заплакать, и спазм гортани возникает сразу. Цвет кожных покровов часто становятся ярко-красными или цианотичными (синюшными). Апноэ может быть коротким от нескольких секунд до 5-7 минут, но в среднем продолжается 30-60 секунд. Хотя родителям или другим окружающим кажется, что не дышит ребенок все 10-20 минут.

Если период апноэ удлинен, то может последовать утрата сознания, «обмякание» - это атонический неэпилептический приступ. Приступ внешне похож на атонический приступ при эпилепсии, но возникает АРП вследствие острой кислородной недостаточности головного мозга. В ответ на возникает торможение, как защитная реакция мозга. Известно, что в период утраты сознания мозг потребляет меньшее количество кислорода, нежели находясь в сознании. Далее этот аноксический приступ переходит в тонический неэпилептический приступ.

У ребенка возникает напряжение всего тела, вытягивание или выгибание. Если процесс гипоксии не прервался, то далее следует фаза клонических судорог (подергивание конечностей и всего туловища ребенка). В ответ на возникшую задержку дыхания в организме накапливается углекислый газ. Такое биохимическое состояние называют гиперкапнией.

Вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани, и ребенок делает вдох, а далее начинает дышать. Затем пациент приходит в сознание. После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами часто наступает глубокий сон на 1-2 часа. Чаще всего закатывания в плаче прерывается после апноэ или после следующего затем короткого «обмякания» на 5-10 секунд. Далее спазм гортани рефлекторно снимается, следует резкий вдох или выдох, чаще с плачем. После дыхание самостоятельно восстанавливается.

До приступов с тоническими или клоническими судорогами доходит редко. Врачи уверяют, что подобные приступы являются возрастным состоянием и для общего здоровья малыша никакой опасности не представляют. Набирать номер скорой помощи нужно лишь в том случае, если дыхание у ребенка оборвалось более чем на 1 минуту. На прием к неврологу стоит записаться, если приступы случаются чаще 1 раза в 5–7 дней. А также если в начале, развитии или окончании АРП появляются необычные симптомы, несвойственные этому припадку.

Во время аффективно-респираторного припадка родители могут помочь ребенку преодолеть удушье. То есть: слегка похлопать малыша по щечкам, подуть в лицо, сбрызнуть прохладной водой, «щекочущими» движениями рук пройтись по телу. После того как малыш начнет дышать и придет в себя, его нужно обнять и тихим голосом произнести какие-нибудь успокаивающие слова. Ни за что нельзя показывать ребенку свой страх!

Иногда аффективно-респираторный приступ сопровождается судорогами. Почему так происходит?

Если дыхание малыша во время приступа сбилось больше, чем на 60 сек., он теряет сознание. В медицинской практике такое состояние известно, как атонический неэпилептический приступ. Возникает он в результате кислородного голодания мозга из-за остановки дыхания и выполняет защитную функцию. Когда человек находится в обмороке, мозг потребляет намного меньше кислорода, чем обычно. Атоническое состояние далее трансформируется в тоническое. Все мышцы тела сильно напрягаются: ребенок вытягивается или выгибается дугой. Если мозг испытывает достаточно сильную гипоксию, начинаются судороги.

Внешне это проявляется подергиванием конечностей и всего тела в целом. В это же время на почве отсутствия дыхания в организме накапливается углекислый газ, за счет которого рефлекторно расслабляются спазмированные гортанные мышцы – у ребенка, получается, сделать вдох и очнуться. После судорожного АРП малыш крепко засыпает и спит не менее 1,5–2 ч.

И хотя врачи утверждают, что подобные приступы не несут опасности для жизни человека, родителям, которые видели, как судорога сводит тело их ребенка, от этого не легче. Чтобы убедиться в том, что с малышом все в порядке, нужна консультация компетентного специалиста – невролога. Дело в том, что иногда в основе подобных судорожных приступов лежат заболевания нервной системы. В единичных случаях у детей, которым пришлось испытать такие приступы, в будущем могут появиться приступы эпилептической этиологии.

у новорожденных может быть следствием:

  • родовой травмы;
  • нарушения анатомии носа (смещением носовой перегородки, врожденные изменения);
  • ожирения;
  • гипертрофии миндалин;
  • отека носоглотки (при воспалении или аллергии).

Данное заболевание отмечается у детей в любом возрасте, но чаще всего проявляется оно с двух до восьми месяцев. Если Ваш ребенок постоянно утомлен или наоборот ведет себя беспокойно, прерывисто и часто дышит, некрепко спит, храпит или его грудь вдруг перестает вздыматься при дыхании, срочно обратитесь к врачу! Возможно это проявление случая апноэ во сне. И если апноэ, это симптом заболевания, и довольно редкого, то аффективно-респираторные приступы не редкость и, зачастую, диагностируются у 25% детей при проявлении очень сильных эмоций.

При аффективно-респираторном приступе младенец, заходящийся в сильном плаче, может резко посинеть и перестать дышать. Длится такой приступ недолго, однако, это и есть основной симптом аффективно-респираторного приступа.

Возникают аффективно-респираторные приступы рефлекторно, но если они учащаются, необходимо обратиться к неврологу и психологу, ведь АРП у новорожденных проявляются в связи с сильными отрицательными эмоциями, которые вызывают спазм мышц гортани. А найти причины и справиться с такими последствиями этих эмоций помогут только врачи.

Так же у детей может возникать предрасположенность к возникновению АРП из-за дефицита кальция, который может вызывать спазмы в гортани, или если ребенок страдает повышенной нервной возбудимостью. Врачами же доказана прямая связь между такими приступами и наследственностью. Так что, если Ваши мамы и папы когда-то говорили Вам, что Вы задыхались во сне или у Вас диагностировали АРП, помните, Ваш ребенок в группе риска и потому будьте внимательнее к любым проявлениям задержки, особенно ночного дыхания.

Аффективно-респираторные приступы (АРП) или синдром задержки дыхания может возникать от 1 раза в год, до нескольких раз в день. Чаще всего отмечены приступы, которые случаются ежемесячно или еженедельно на втором году жизни ребенка. Этот синдром происходит во время сильного надрывного плача. В какой-то момент ребенок просто перестает дышать, замерев с открытым ртом и посиневшими губами. Дальше он просто сползает на пол, обмякнув. Обычно такой приступ не занимает больше 30-60 секунд, но когда родитель наблюдает такое у своего ребенка, эти секунды превращаются в вечность!

Как вести себя родителям при АРП?

В ходе проводимых научных исследований ученые выяснили, что у родителей 25–27% ребятишек, страдающих АРП, в прошлом были такие же приступы. Но ведь это отнюдь не свидетельствует о том, что приступы передаются по наследству. Скорее всего уместнее в этом случае говорить о традициях воспитания в семье, где два поколения – родители и дети — страдали в свое время одинаковой проблемой. Как правило, врачи сходятся во мнении, что основным фактором, вызывающим зачатки детской истерии в виде АРП, можно считать конфликты родителей, стрессовые ситуации для ребенка в семье, его чрезмерная опека родителями.

Аффективно-респираторный приступ является в основном невротическим расстройством, поэтому первостепенное внимание родители должны уделить ненавязчивой коррекции психологического мировосприятия малыша.

Когда Вы так или иначе стали свидетелем АРП у своего ребенка, сразу желательно подумать о том, как Вы строите отношения со своим чадом. Возможно Вы чрезмерно опекаете его, пытаясь оградить порой от незначительных жизненных невзгод, или же слишком балуете, когда родители ни в чем не отказывают своему чадо? Тут может быть нужно обратиться к психологу, если в Вашей семье отсутствует взаимопонимание между супругами.

Весьма огромное значение для развития крепкой детской психики имеет правильный режим дня, который основан на сбалансированном, правильном нагружение в физическом и умственном плане. Будет не лишним, если Вы будете внимательно следить за малышом в течение дня – так Вы сможете предугадать и не допустить развития АРП. К примеру, голодный и уставший ребенок будет капризничать больше, чем тот, которого вовремя покормили и уложили спать. Это касательно и во всем остальном: сборы в детский сад, поход в гости или в магазин – все должно доставлять малышу наименьший дискомфорт.

Обязательно нужно говорить с маленьким человечком о его чувствах. Ведь в некоторых случаях истерики проявляются и продолжаются происходить с завидной регулярностью только потому, что ребенок не может совладать со своими чувствами и вовремя остановиться. А вот Вы просто помогите капризуле понять, что все его эмоции – гнев, расстройство, обида, вполне естественны, и с ними так или иначе можно справиться. Обязательно научите ребенка искусству компромисса, ведь это в последующем может не раз выручить его в будущем.

При особо тяжелых приступах задержки дыхания врач может назначать малышу курс лечения с применением нейропротекторов и успокоительных препаратов (Пантогама, Глицина, Пантокальцина) продолжительностью в 1,5–2 месяца.

В том случае, если мама сможет не подпускать ребенка к той опасной грани, за которой начинаются капризы и истерики, без медикаментозного лечения вполне можно обойтись.

Лечение АРП.

При лечении аффективно-респираторных приступов необходимо учитывать, что они представляют собой первое проявление детской истерии и обычно возникают на невропатической почве. Поэтому такое лечение должно проводиться в двух направлениях.

Во-первых , необходима семейная психотерапия, которая будет направленная на коррекцию воспитания, устранение потворствующей гиперопеки, и последующею нормализацию семейных отношений. Целесообразно также определение ребенка в дошкольные учреждения, где как правило данные приступы не повторяются. В случае, если проявление аффективно-респираторных приступов стало реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот желательно временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки.

Во-вторых , непосредственно нужно проводить лечение невропатии с применением ряда средств, укрепляющих нервную систему, и седативных препаратов. Тут наиболее благоприятно применение кальция (кальция глюконат, кальция лактат по 0,25-0,5 г на прием), валерианы в виде настойки по стольку капель на прием, сколько ребенку лет, либо настоя валерианы 3-5 г, поливитаминов. В случае более тяжелых случаях применяют липоцеребрин, фосфрен, глутаминовую кислоту, аминалон по 2-3 раза в день. Когда наблюдаются частые (ежедневные, несколько раз в день) припадки (что может указывать на повышенную возбудимость мозга) необходимо применение небольших доз противоэпилептических средств (фенобарбитал, гексамидин на ночь).

Применение таких препаратов рекомендуется и при обнаружении на ЭЭГ-исследований пароксизмальной активности. Характерно замечено что, у некоторых детей с аффективно-респираторными приступами в дальнейшем наблюдаются эпилептические пароксизмы. Во время такого припадка аффективно-респираторных судорог оказания помощи ребенку, как правило обычно не требуется. И если только наблюдается затянувшийся пароксизм, то следует воздействовать (обрызгивание водой, похлопывание по щекам). Чтобы способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Чем старше становится ребенок, тем большее значение в лечении различных пароксизмов невротического происхождения имеет психотерапия. К семейной психотерапии присоединяются и другие ее виды — групповая и коллективная, а также индивидуальная, направленная на коррекцию астероидных черт личности.

В случае, если наблюдается наличие у больного ребенка соматической астенизации, то тут необходимо проведение общеукрепляющей терапии, с последующей санацией очагов хронической инфекции. Рекомендовано проведение седативной терапии, причем кроме препаратов кальция, валерианы, бромидов, зачастую приходится применять транквилизаторы — триоксазин, элениум, седуксен (в возрастных дозировках). Полезны также водные процедуры, такие как хвойные ванны, обтирания. В случаях самого истерического приступа — помощи больному ребенку не требуется.

В начале приступа иногда можно его прекратить, если Вы будете пробовать переключить больного на самые различные виды деятельности, это может быть чтение книг, игры, или прогулка. В случае, если этого сделать не удается, то тогда лучше на фиксировать внимание окружающих на припадке, можно также оставить ребенка одного, и очень часто и вероятно, что тогда приступ быстрее пройдет.

Не нужно бояться, но и не нужно бесцельно экспериментировать. Но все-таки пробовать все изложенное выше так или иначе — предстоит Вам, будущие или уже настоящие родители!

Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog.
Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия  или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

АЗБУКА ЭПИЛЕПСИИ (ЧАСТЬ 4)

Аффективно-респираторные приступы Medicamente non medicamentis


Одна из самых «обожаемых» тем для беседы в кабинете детского невролога. Бывают случаи, когда замечательный и послушный малыш в связи с неисполнением своего желания, гневом или недовольством, вдруг начинает горько плакать, кричать, рыдая и закатываясь. Во время сильного плача, на высоте сильнейших отрицательных эмоций (аффекта), дыхание его неожиданно замирает в момент вдоха, ребенок «выключает звук», хотя рот открыт, становится как «тряпочка», обмякает, бледнеет, или даже синеет. Естественно, любящая мама «обмякает» и почти теряет сознание вслед за ним. А если еще при этом ребенок выгибается дугой и появляется «каменное» напряжение мышц тела, рук, ног или подергивания (тонические или клонические судороги), нарушение сознания, непроизвольное мочеиспускание – даже суровые мужчины, папы и дедушки, впадают в легкую панику !
Повторюсь, зрелище нередко пугающее, не для слабонервных. Обычно, это состояние длится недолго, чаще уже через несколько секунд восстанавливается дыхание, ребенок приходит в себя. Но поверьте - эти секунды маме кажутся вечностью! Иногда может казаться, что такие «закатывания» с остановкой дыхания ребенок совершает сознательно, но это, скорей всего, не так. Главную роль здесь играет рефлекторный механизм, остановка дыхания возникает в момент практически полного выдыхания воздуха из легких в начале предполагаемого вдоха.
Аффективно-респираторные приступы по разным данным регистрируются примерно в 10-15% всех судорог у детей от 6-12 месяцев до 3-4 лет, преимущественно у малышей умных и хитрых, гипервозбудимых и капризных . Большинство специалистов считает, что аффективно-респираторные приступы относятся к выражению истерических симптомов или "невротических" обмороков раннего детского возраста. В переводе на нормальный человеческий язык аффективно-респираторные приступы звучат как внезапные остановки дыхания, иногда с нарушением сознания, на фоне мощной, неконтролируемой эмоции.
Например, если желание любимого годовасика остается без
моментального исполнения, перед «основным представлением» возмущенный малыш может падать на пол, яростно лупить руками-ногами о пол, вопить, рыдать, пытаясь достичь нужного результата – такой ураган протестов довольно похож на типичную истерику деток более старшего возраста.
По старинке, приступы с изменением цвета лица голубовато-сине фиолетовых оттенков иногда относят - "синим" обморокам. Это как раз самый частый вариант механизма истерических проявлений.
"Бледные" обмороки бывают гораздо реже, в основном связаны с эмоционально-вегетативной реакцией на боль, при этом могут наблюдаться нарушения сердечного ритма, даже кратковременная остановка, и выраженные сосудистые расстройства. Данный вид приступов по механизму действия похож на самые известные тривиальные обмороки у взрослых.
Чаще всего, прогноз аффективно-респираторных судорог совершенно благоприятный. Однако, в дальнейшем, именно неправильные действия «любящих» родителей играют главную роль в развитии у ребенка невротических расстройств. «Только не плачь и не закатывайся! Будет все, как ты захочешь!»: эти действия - лучшее питание для будущей детской невропатии.
Как и в других областях детской неврологии, в нашей стране, до сих пор, существуют огромный спектр прямо противоположных мнений и методов коррекции данных состояний. Одни специалисты авторитетно заявляют: «Это полная ерунда, само пройдет, необходимо оставить ребенка в покое, и не нужно никому морочить голову». Другие усиленно пугают родителей злокозненными последствиями таких припадков и назначают серьезное медикаментозное лечение. Истина, как обычно, посередине... где-то рядом. Вне всякого сомнения, не обойтись без психолога. Иногда нужен невролог, реже – психиатр.

Что делать родителям до и после приступа?

Приступ легче предотвратить! Планируйте свои действия, прогнозируйте реакции малыша , уклоняйтесь от ситуаций с возможной провокацией взрыва эмоций - практически всегда можно понять: ребенок голоден, устал, его что-то беспокоит или болит…
Чем раньше Вы среагируете на развитие ситуации, те больше эффект действий. Активно используйте простейшие «бабушкины» приемы переключения внимания, отвлечение или удивления малыша, включите свои актерские таланты! Гораздо быстрее ребенок среагирует на вашу яркую игровую просьбу что-то сделать или куда-то посмотреть, чем на строгий приказ «прекратить рыдания и успокоиться».
Посоветуйтесь с детским психологом, почитайте соответствующую литературу, включите поиск. Иногда даже интернет приносит пользу.
Как правило, нет никакой необходимости идти у дитя на поводу только из-за вашего необоснованного страха перед повторным приступом.
При необходимости, проконсультируйте ребенка у детского невролога. К сожалению, не так уж редки случаи, когда под маской аффективно-респираторных приступов прячутся гораздо более серьезные неприятности. Тогда врач назначает дополнительные исследования.

Что делать родителям во время приступа?

Не паниковать! Не впадать в ступор! Не суетиться! Не заниматься самодеятельной неумелой "реанимацией"! Данный вид приступа не опасен для жизни и быстро заканчивается

(синонимы: аффективно-респираторные приступы, закатывания в плаче, приступы задержки дыхания, приступы апноэ) — это спровоцированные сильными эмоциями эпизодические появления апноэ у детей, иногда сопровождающееся потерей сознания и судорогами.

Выглядит аффективно-респираторный приступ так.

В ответ на болевое воздействие , чаще при падении, гнев, страх, испуг возникает плач ребенка, с последующей остановкой дыхания на вдохе . Такие сильные отрицательные эмоции называют «аффект». Далее идет апноэ , когда ребенок не может выдохнуть, не дышит; при этом мышцы его гортани спазмированы. Иногда в ответ на аффект ребенок даже не успевает заплакать, и спазм гортани возникает сразу.

Цвет кожных покровов часто становятся ярко-красными или цианотичными (синюшными). Апноэ может быть коротким от нескольких секунд до 5-7 минут , но в среднем продолжается 30-60 секунд . Хотя родителям или другим окружающим кажется, что не дышит ребенок все 10-20 минут. Если период апноэ удлинен, то может последовать утрата сознания, «обмякание» — это атонический неэпилептический приступ. Приступ внешне похож на атонический приступ при эпилепсии, но возникает АРП вследствие острой кислородной недостаточности головного мозга. В ответ на гипоксию возникает торможение, как защитная реакция мозга. Известно, что в период утраты сознания мозг потребляет меньшее количество кислорода, нежели находясь в сознании. Далее этот аноксический приступ переходит в тонический неэпилептический приступ . У ребенка возникает напряжение всего тела, вытягивание или выгибание. Если процесс гипоксии не прервался, то далее следует фаза клонических судорог (подергивание конечностей и всего туловища ребенка). В ответ на возникшую задержку дыхания в организме накапливается углекислый газ. Такое биохимическое состояние называют гиперкапнией. Гиперкапния вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани, и ребенок делает вдох, а далее начинает дышать . Затем пациент приходит в сознание. После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами часто наступает глубокий сон на 1-2 часа.

Чаще всего закатывания в плаче прерывается после апноэ , или после следующего затем короткого «обмякания» на 5-10 секунд. Далее спазм гортани рефлекторно снимается, следует резкий вдох или выдох, чаще с плачем. После дыхание самостоятельно восстанавливается. До приступов с тоническими или клоническими судорогами доходит редко.

По статистике аффективно-респираторный синдром

встречается у 5% детей , одинаково у мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 18 месяцев , но может быть и до 5 лет . В 25% у таких пациентов отягощен анамнез, то есть у одного из родителей в детстве тоже были закатывания в плаче .

Считают, что аффективно-респираторные приступы — это вариант детской истерии и, как правило, возникают на невротической почве, может быть вследствие гиперопеки, хронических стрессовых ситуаций в семье.

У части пациентов с аффективно-респираторными приступами имеется сопутствующая кардиоваскулярная патология.

Отличительные особенности аффективно-респираторных приступов на фоне кардиоваскулярной патологии:

1. Протекают с меньшим возбуждением.

2. Но более выраженным цианозом («синюшностью» или выраженной бледностью).

3. Более выражен гипергидроз (повышенная потливость).

4. Медленнее восстанавливается цвет кожных покровов после цианоза.

5. Вне закатывания в плаче, при физических нагрузках также бывают эпизоды бледности и гипергидроза.

6. Такие дети плохо переносят транспорт и душные помещения.

7. Родители отмечают повышенную утомляемость у таких детей.

Если есть основания заподозрить наличие у ребенка кардиоваскулярной патологии, тогда обследование проводит и детский кардиолог , при необходимости — с использованием холтеровского мониторирования .

Аффективные приступы при эпилепсии отличаются от закатывания в плаче :

1. При эпилепсии аффективные приступы непровоцируемые (спонтанные), а при аффективно-респираторном синдроме пароксизмы возникают в ответ на эмоциональное возбуждение.

2. АРП учащаются при утомлении; при эпилепсии — могут быть в любом состоянии.

3. При эпилепсии приступы стереотипные (одинаковые), а при АРП — более вариабельны и зависят от тяжести провокации, от силы болевого воздействия.

4. При эпилепсии возраст может быть любой, при АРП — от 6 до 18 месяцев, и не старше 5 лет.

5. При эпилепсии не помогает лечение седативными средствами, а эффект возникает только от использования противоэпилептических средств, при АРП — хороший эффект от успокоительных и ноотропов.

6. При эпилепсии чаще есть эпилептиформная активность на ЭЭГ, особенно при проведении видео ЭЭГ — мониторинга в период приступа, при АРП — как правило, нет эпиактивности на ЭЭГ.

Детей с наличием относят к группе риска по развитию эпилепсии. Это не значит, что все дети с закатыванием в плаче заболеют эпилепсией. Но у больных с эпилепсией в анамнезе аффективно-респираторный синдром встречается в 5 раз чаще, чем у пациентов без эпилепсии. Объясняется это понятием «пароксизмальный мозг» — врожденная особенность головного мозга в виде повышенного реагирования на внешние и внутренние действующие факторы.

Что делать родителям для предотвращения аффективно-респираторного приступа?
Аффективно-респираторного приступа можно избежать. Если предполагаете, что ребенок негативно воспримет определенные условия, то планируйте ситуацию, не провоцируйте аффект , особенно в период утомления, голода, течения соматического заболевания, проведения манипуляций.

Самое разумное – отвлечь внимание , используя мягкие интонации голоса.

Будьте спокойны и уверены в своих действиях.

Что нужно делать окружающим ребенка во время эпизода закатывания в плаче?

1. Не паниковать , постараться держаться спокойнее, взять ребенка на руки. Знайте, что это лишь короткий эпизод апноэ, через несколько секунд дыхание восстановится, выраженного вреда здоровью ребенка не случится.

2. Требуется восстановить дыхание ребенка - в ответ на несильный внешний раздражитель ребенок сделает вздох. Резко подуйте на область носа, брызните немного холодной воды на лицо, похлопайте или пощипайте его по щекам, потрите ушные раковины, погладьте по спине.

3. Иногда поможет детей бывает лучше оставить в покое , это поможет успокоиться.

5. После приступа попытайтесь отвлечь ребенка.

Очень важно выбрать правильную тактику в воспитании ребенка с аффективно-респираторным синдромом.

Не старайтесь оберегать ребенка от любых негативных эмоций, опекать и изолировать его. Если потакать всем его прихотям, то ребенок становится капризнее и ярче реагирует на любые воздействия. Надо научить ребенка правильно реагировать на огорчения, быть устойчивее, контролировать эмоции.

Если у ребенка есть аффективно-респираторный синдром требуется обратиться к неврологу.

После опроса, обследования, выявления сопутствующих отклонений, необходимо назначить специальное медикаментозное лечение. Лечение и рекомендации родителям врач назначает всегда индивидуально. Необходима также консультация кардиолога и детского психолога.

Лечение аффективно-респираторного синдрома .

Учитывая, невротический характер эпизодов закатывания в плаче, в рекомендациях уделяем большое внимание необходимости психотерапии. На занятиях психолога проводится коррекция семейных отношений, прививание ребенку самостоятельности и устойчивости к негативным факторам.

Большое значение в лечении аффективно-респираторного синдрома имеет здоровый образ жизни:

  1. Соблюдение режима дня : рационально распределение сна и отдыха в течение дня и недели.
  2. Достаточные физические нагрузки .
  3. Элементы закаливания, в том числе плавание в бассейне, прогулки на свежем воздухе;
  4. Рациональное питание .
  5. Ограничение просмотра телепередач и игр на компьютере. Вас удивит, что компьютерные игры используют даже у детей до 1 года, причём, не соблюдая никаких норм?

В лечении аффективно-респираторного синдрома используются препараты , укрепляющие нервную систему (нейропротекторы), седативные и витамины группы В . Среди ноотропов предпочтение отдают пантотеновой кислоте (пантогаму, пантокальцину и другим), глютаминовой кислоте, глицину, фенибуту. Назначаем курс лечения на 1-2 месяца в средневозрастных терапевтических дозах. Так, ребенку 3 лет рекомендуем, например, пантогам 0,25 по ½ части или по 1 таблетке в два приема (утром и вечером) в течение 1-2 месяцев. Из седативных могут быть рекомендованы фитотерапия (настои успокоительных трав, готовые экстракты пустырника, корня пиона и другие). Расчет дозы седативных экстрактов: капля на год жизни. Например, ребенку 4 лет по 4 капли 3 раза в день (в обед, вечером и на ночь) в течение 2 недель -1 месяца. При труднокупирующемся рецидивирующем аффективно-респираторном синдроме могут быть использованы транквилизаторы , такие препараты, как атаракс, грандаксин, тералиджен.

Для комплексного подхода в терапии могут быть рекомендованы методы бальнеолечения , когда используют природные вещества. Такими методами может быть хвойно-морские ванны в домашних условиях.

Во время самого закатывания в плаче медикаментозное лечение не показано . Попытка влить лекарство в период апноэ в рот ребенка опасно аспирацией (попаданием в дыхательные пути).

В очень редких (исключительных) случаях, в случае, если наложились несколько отягощающих провоцирующих факторов, приступ апноэ может затянуться. В этой ситуации требуется оказание неотложных мер в виде проведения сердечно-легочной реанимации (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца).

В случае наличия аффективных приступов при эпилепсии назначают только противоэпилептические препараты , следуя основным принципам лечения эпилепсии.

Любая терапия при аффективно-респираторном синдроме назначается только врачом неврологом, часто с подбором доз препаратов. Самолечение может быть опасно.

Итак, из этой статьи стало известно, что аффективно-респираторные приступы встречаются часто у 5% детей в возрасте до 5 лет (чаще 6-18 месяцев). Закатывания в плаче пугают родителей, но эти состояния не так опасны; дети из них выходят самостоятельно. Паниковать не надо, возьмите себя в руки. Помочь быстрее выйти из приступа апноэ помогут простые меры: подуть, брызнуть водой. Приступов апноэ можно избежать, не провоцируя гнев, страх и другие негативные эмоции у ребенка; а главное — воспитывая в нём устойчивость. Индивидуальное лечение назначит Вашему ребенку врач невролог, после того, как разберется, исключит более тяжелую патологию, как эпилепсия и кардиоваскулярная патология. Проконсультируйтесь с врачом.

Аффективно-респираторные приступы у детей (АРП, закатывания или англ. breath-holding spells) – проблема, вызывающая многочисленные вопросы у родителей. Редкие родители поведают о том, что им незнакомы детские истерики. Топанье ногами, падения на пол, плач и крик в людном месте, особенно при отказе купить игрушку, конфету, жевательную резинку. Впрочем, список можно продолжать бесконечно. Впервые столкнувшись с подобными пароксизмами (так по-другому называют приступы), особенно с посинением или судорогами, мамы и папы впадают в нешуточную панику.

Аффективные приступы у детей – кратковременная, длящаяся несколько секунд, остановка дыхания на высоте сильного плача, сопровождаемая посинением или побледнением кожных покровов. На фоне эмоциональной ситуации, вспышки гнева, ребенок начинает плакать. Внезапно ревущий малыш замолкает, синеет, обмякает из-за падения мышечного тонуса. Длится это состояние обычно не более минуты. Затем ребенок ведет себя как обычно. В некоторых случаях могут быть судорожные подергивания, а после отмечаться слабость. Это так называемый синий приступ.

Бывают белые пароксизмы. Развиваются они в ответ на какую-либо травму: упал, ударился головой, тотчас побледнел и потерял сознание. В этот момент также возникает остановка дыхания. Длительность такого АРП тоже не превышает 30 – 60 секунд. После появляется сонливость.

Откуда берутся?

Долгое время АРП рассматривались как проявление истерии. Только возраст пациентов, а также годы наблюдений не подтвердили эту теорию. Учеными-неврологами было установлено, что на фоне плача происходит спазм мускулатуры гортани, приводящий к остановке дыхания. В более старшем возрасте у ребенка приступы истерики могут наблюдаться в классическом варианте.

Нужно уметь отличить АРП от синдрома апноэ , который встречается у недоношенных или маловесных детей, а также у малышей с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой системы. Это состояние – фактор риска синдрома внезапной смерти. Сами по себе АРП опасности не представляют, однако в будущем – это предпосылка для развития эпилепсии. Нельзя отрицать тот факт, что моменты отсутствия дыхания приводят к кислородному голоданию мозга, что не может не сказаться на его функционировании. Кроме того, АРП истощают нервную систему, что вызовет впоследствии расстройства памяти, мыслительной деятельности.

Отсутствие своевременной психокоррекции, может привести к нарушению социальной адаптации в детских коллективах.

Как не спутать с другими проблемами?

Чтобы отличить приступы истерики у ребенка 2 лет от АРП, следует учесть, что последние – явный протест на отказ родителей выполнить какое-либо желание или запрет заниматься любимым делом. Истерики не сопровождаются потерей сознания, падением мышечного тонуса. Они более продолжительные по времени, имеют целью привлечь максимальное внимание окружающих — ребенок плачет, топает ногами и т.д.

По данным зарубежных исследователей, АРП сопровождаются снижением гемоглобина и уменьшением содержания в крови железа. Это не является специфическим проявлением приступов, но может усугубить гипоксическое влияние на головной мозг.

Диагностический поиск

Для диагностики, а вернее для того, чтобы отличить АРП от других приступообразных состояний, в частности, от эпилепсии, применяется электроэнцефалография (ЭЭГ). Это методика регистрации биоэлектрических потенциалов головного мозга.

ЭЭГ – высокоточный способ отличить истинные эпилептические припадки от приступов другого рода, в том числе АРП. В современных клиниках есть возможность круглосуточной записи показателей физиологической мозговой деятельности одновременно с видеонаблюдением. Наряду с ЭЭГ, требуется электрокардиография для исключения болезней сердца, приводящих к остановке дыхания, а также спирография – метод, позволяющий уточнить причину остановки дыхания. Необходимо такое обследование в случаях сомнений относительно происхождения припадков или недостаточно четкого описания, представленного родителями.

Остановка дыхания вследствие спазма мускулатуры дыхательных путей бывает при бронхиальной астме и попадании инородного тела. При этих состояниях наблюдается кашель с приступами удушья у ребенка, при этом на фоне затянувшегося пароксизма может быть выраженная экспираторная одышка (на выдохе). Здесь не обойтись без прицельной консультации пульмонолога и аллерголога.

Лечение и коррекция поведения

Лечение аффективно-респираторных приступов, как и лечение любого другого заболевания должно быть комплексным и включать как медикаментозные, так и немедикаментозные методы . Коррекция этой патологии лежит в компетенции детского психоневролога, а своевременное перенаправление к узкому специалисту напрямую зависит от педиатра. Назначаются успокаивающие средства и препараты, нормализующие процессы возбуждения и торможения. Ребенок не нуждается в особых мероприятиях по оказанию неотложной помощи (искусственное дыхание или сбрызгивание водой). Приступ проходит самостоятельно. Мало того, ваши действия могут не на шутку испугать малыша.

Если у ребенка приступ возник впервые, сопровождается судорогами, которые трудно отличить от эпилептического даже специалисту, ребенка надо уложить на бок, так как в положении на спине существует опасность западения языка и удушения.

Примите меры для того, чтобы ребенок во время падения не поранился окружающими предметами.

С учетом психологического фактора, сложностей во взаимоотношениях между детьми и родителями, нестабильности детской психики, показаны консультация психолога. Эти методы имеют своей целью не лечение приступов, а стабилизацию внутрисемейного климата для предотвращения ситуаций, провоцирующих АРП.

Нормализация психологического климата

Учитывая незрелость физиологических процессов, регулирующих возбуждение и торможение в нервной системе, надо принимать меры, направленные на формирование у ребенка навыков контроля над эмоциями . Малыш не способен по-другому выразить эмоции и недостаточно хорошо разговаривает. Не стоит потакать чаду во всем и оберегать от переживаний из-за боязни спровоцировать приступ. В дальнейшем любой отказ вызовет реакцию. Если малыш находится постоянно дома, то лучше задуматься о посещении дошкольного заведения любого формата. Если же респираторные приступы у детей – реакция на детский сад, то стоит сделать перерыв в посещениях или сменить группу.

Малыш не должен переутомляться, испытывать чувство жажды или голода. Колебания уровня глюкозы крови тоже провокаторы АРП. Отрицательным моментом нередко служит излишняя любовь современных родителей к развивающим занятиям, когда малышу приходится посещать несколько школ раннего развития одновременно.

Нередко у малышей на фоне крика, или длительного плача, вызванного положительными или отрицательными эмоциями, случаются «закатывания», приступы внезапного прекращения дыхания, посинения, когда ребенок буквально «плюшевым мишкой» обмякает в руках встревоженных родителей. Это может до сердечного приступа напугать молодых мать или отца.

В медицине такие закатывания называют более точным термином – аффктивно-респираторный приступ (сокращенно их именуют АРП), а в англоязычных источниках – диагнозом «breath-holding spells». Под АРП понимается внезапная и относительно короткая по времени остановка дыхания, происходящая в период вдоха. Ребенок как бы не может выдохнуть воздух, поступивший в легкие, когда он кричит, истерит или плачет.

Такое типично для детей раннего возраста, обычно до 4-5 лет. На фоне подобных дыхательных расстройств кожа на теле и лице ребенка может резко бледнеть или приобретает синюшный оттенок.

Самым частым вопросом при подобном приступе становится – в чем причина и что делать родителям? Наблюдением за детьми с АРП и их лечением, если это будет нужно, занимаются педиатры или неврологи.

Определение понятия АРП

Истерические задержки дыхания, детские закатывания или же АРП представляют собой наиболее ранние эквиваленты или истерических припадков. Если расшифровать дословно термин АРП – само понятие «аффекта, аффективного приступа», обозначает что это сильные, не контролируемые и не сдерживаемые реакции детей. При этом термин «респираторный» дает понять, что в процесс преимущественно вовлекается дыхательная система.

Впервые подобные приступы вероятны у карапузов к концу первого года, и в среднем, они длятся до трехлетия, у некоторых особо возбудимых детей сохраняясь до 4-5 лет. Хотя задержки дыхания у малышей могут казаться со стороны преднамеренными, то есть сознательными, дети не контролируют то, что с ними происходит, они не специально закатываются, чтобы напугать родителей. Срабатывает своего рода защитный рефлекс, если кричащий или рыдающий ребенок форсировано выдыхает практически весь воздух, заполняющий легочный объем. На крайней точке выдоха он резко замолкает, из раскрытого рта перестают доноситься какие-либо звуки.

Обратите внимание

Эпизод с задержкой дыхания продолжается до минуты, и проходит по мере того, как кроха может перевести дыхание и снова начинает кричать. Но этого времени, пока кроха не дышит, вполне достаточно для того, чтобы родители подняли панику. А в такой ситуации она не самый лучший помощник ребенку.

Типы АРП: белый и синий вариант

Многие специалисты подразделяют по типу окраски кожных покровов в момент приступа АРП на две группы – белые (бледные) и синие (цианотичные):

  • Для группы бледных АРП пусковыми факторами для развития приступа могут становиться реакции на боль при падениях и ушибах, уколах, порезах. Если осуществить попытки подсчитать пульс на протяжении приступа апноэ (отсутствия дыхания), он будет на несколько секунд полностью пропадать. По своему механизму развития белые (бледные) АРП могут во многом походить на обморочные состояния. По мере взросления у таких детей подобные истерические приступы переходят в .
  • Чаще приступы АРП возникают по типу синюшных , они могут проявляться при ярко выраженном недовольстве и истерике, при выражении собственного характера, гнева или нереализованных желаний. Дети могут впадать в АРП такого типа при отказе родителей от выполнения их требований, если они не добиваются своего, привлекают к себе внимание криками, истериками и плачем.

Обычно начинается все с прерывистого и глубокого дыхания, типичного для длительного плача, а затем на вдохе дыхание совсем останавливается на несколько секунд, но затем состояние детей вновь приходит в норму.

Внешне подобные приступы синюшных АРП могут имитировать ларингоспазм (судорога мышц гортани).

  • В некоторых случаях приступ может затягиваться, при этом может страдать мышечный тонус, который ослабевает в силу гипоксии. Тогда малыш на руках взрослых может обмякнуть по типу «тряпичной куклы».
  • Возможен и второй вариант затяжного приступа – тоническое, близкое к судорожному сокращение мышц, из-за чего кроха может прогибаться дугой.

Механизм АРП и его особенности

Приступы АРП обычно возникают в силу возбуждения блуждающего нерва. На фоне них при бледном типе приступов может временно наблюдаться явление асистолии – задержка сокращений сердца, как бы его временная остановка. Также на фоне обоих вариантов АРП можно обнаружить специфические изменения на напоминающие эпилептическую активность мозга. Возрастной разброс встречаемости подобных приступов по разным данным колеблется от первого года до 5-6 лет, пик приступов выпадает на второй и третий годы жизни.

Частота приступов может быть от единичной, раз на протяжении нескольких месяцев, до ежедневной, а то и по несколько раз в течение суток. Продолжительность задержек дыхания может быть от 5-10 секунд до минуты. По данным некоторых неврологов, частые АРП могут постепенно трансформироваться затем в судорожные припадки и .

Какие дети склонны к закатываниям до потери сознания?

Наиболее часто такие приступы стоит ожидать у детей, которые легко возбудимы и раздражительны, они капризные и чрезмерно ранимые. Подобные симптомы можно отнести к разновидности ранних истерических припадков. Но для обычной истерики в раннем возрасте типичны специфические примитивные протестные двигательные реакции. Дети, если их желания не хотят выполнять взрослые, чтобы добиться своих целей, падают на пол и беспорядочно молотят по нему руками и ногами, кричат и истошно рыдают, всячески проявляя бурю негодования и ярости. Картинка знакома многим родителям трехлеток. В такой эмоциональной буре протестного поведения могут затем просматриваться и черты более поздних истерических приступов ребенка.

Конечно, если малыш просто падет на пол и бьется в истерике, родителей этим не удивить и не разжалобить, а вот если внезапно останавливается дыхание (хотя они это делают не осознанно), тогда эффект более впечатляющий. После четырехлетия подобные истерики менее типичны, они могут продолжаться или трансформируются в уже иные проблемы характера. Это часто могут именовать кризисными периодами – трехлеток, семилеток, а потом уже и подростков. Все корнями из детства.

Воспитание детей с АРП

И АРП зачастую идут рука об руку, и важно, чтобы родители быстро научились предупреждать приступы. Раздражение и протестное поведение вполне типично для подрастающих малышей, оно периодами проявляется в любом возрасте, если ребенок раздражен или в ярости. Но по мере возраста, дети учатся контролировать и сдерживать свои эмоции, недовольство, а в возрасте 2-4 лет все это открыто выливается на родителей. Роль последних при истериках и АРП заключается в том, чтоб привить ребенку навыки самоконтроля, помочь в сдерживании эмоции и контроле за дыханием.

В развитии и дальнейшем повторении пароксизмов определенное значение будет иметь само неверное отношение со стороны родителей к детям и их выходкам. Если детей оберегать от малейших переживаний и расстройств, позволять им любые капризы и потакать всем просьбам, только бы кроха не плакал и не закатывался в приступе, последствия такого воспитания будут фатальными на всю его оставшуюся, затем и взрослую жизнь.

Помимо того, неправильное воспитание малыша с АРП грозит вылиться в формирование дальнейших истерических припадков. Под «правильным» понимают такое воспитание, когда со стороны всех членов семьи тактика в отношении ребенка едина, чтобы он не мог использовать внутрисемейные разногласия в вопросах воспитания в свою пользу. Не нужна ребенку с АРП и чрезмерная опека, он не смертельно болен, его приступы – это особенность развития, но не смертельная болезнь.

Показано хождение в детские учреждения – группы развития или садик, там приступы зачастую не возникают . Если же приступы АРП проявились как реакция на начало посещения яслей, тогда стоит временно изъять малыша из коллектива, выяснив истинные причины приступов, зачастую они имеют место.

Отказ родителей идти на поводу у ребенка и применение более гибкой системы воспитания зачастую отлично «лечит» подобные приступы.

  • избегать вспышек, предчувствовать их . Малыш скорее зайдется в истерике и будет раздражен при сильном его утомлении, если он голодный или его торопят, он переживает. Стоит заранее обходить такие моменты, чтобы не провоцировать лишних истерик. Не стоит ходить в магазины с голодными или уставшими детьми, утром стоит вставать пораньше, чтобы не слишком спешить в садик. Нужно определить «острые углы» отношений и поведения ребенка, сглаживая их.
  • переключать команды со стопора на движение . Малыши склонны активнее реагировать на команды что-либо сделать, так называемые побудительные, команды «вперед», нежели на просьбы что-либо не делать или «стопорные». Дети плохо слушают запреты и слово нельзя. Так, когда ребенок кричит, стоит попросить его пойти к вам, а не требовать немедленного прекращения рыданий. Побудительную просьбу дети выполнят охотнее.
  • называть все своими именами . Зачастую ребенку раннего возраста сложно осознать свои эмоции и описать их, прочувствовать свою злость и раздраженность. Чтоб он мог лучше контролировать эмоции, их нужно описывать ему словами, дать им конкретные названия. Объективно нужно отражать его чувства, не давая своей оценки при этом. «Ты сердит в силу того, что не купила машинку». Но важно также указать ему и на границы его поведения. Можно сказать, «хотя ты и сердит, но тебе не стоит кричать на весь магазин». Это помогает ребенку понимать, возникают отдельные ситуации, где такое поведение недопустимо.
  • говорить правду о последствиях . При разговоре с малышами часто полезно описывать последствия поведения ребенка. Стоит объяснить ваши действия конкретно: «Ты не можешь себя сдерживать, кричишь, и нам нужно сделать это самим за тебя, поэтому придется увести тебя из магазина».

Такие приемы зачастую помогают снизить число истерик и АРП до минимума, но иногда они все равно возможны.

Опасные осложнения АРП: судорожные приступы

При наиболее тяжелых АРП, если задержки дыхания очень долгие и гипоксия выраженная, может нарушаться сознание, что грозит переходом приступа задержки дыхания уже в судорожный припадок. Вариантов судорог два:

  • Тонические сокращения, при них все мышцы резко напрягаются, они как бы каменеют, тело крохи может прогибаться дугой.
  • Клонические, которые на фоне АРП бывают реже – это мелкие подергивания всех групп мышц, при которых тело сотрясается.

Зачастую бывает сочетание судорог обоих типов, тогда приступ будет тонико-клоническим, из выгнутого дугой тела по мере обмякания ребенок начинает подергиваться. В целом, приступ длится до 1-2 минут. В конце приступа, когда судороги завершаются, ребенок может обмочиться, дыхание в период клонических судорог постепенно возвращается.

Если на фоне АРП возникли судороги – немедленно к врачу. Речь будет идти уже о различии респираторных приступов и эпилепсии. Переход АРП в возможен у части детей, поэтому им нужно динамическое наблюдение у невролога.

Часть неврологических патологий, зачастую функционального плана, могут также сопровождаться АРП, поэтому важно, чтобы малыша наблюдал хороший педиатр и опытный невролог.

Первая помощь, тактика родителей при АРП

Если приступ АРП возник у вашего ребенка, когда он в очередной раз закатил истерику, важно сделать пару глубоких вдохов и выдохов, успокоившись самим.

Обратите внимание

Стоит помнить, вы сами можете ненадолго задержать дыхание без ущерба для здоровья, поэтому не стоит самим впадать в панику.

В момент АРП можно применять различные физические воздействия в отношении малыша – дуть в лицо, щекотать по ребрам, слегка похлопать по щекам. Это способствует рефлекторному восстановлению дыхательного акта.

Если приступы уже бывали ранее, стоит вмешиваться в ситуацию ранее, чем малыш зайдется в крике и закатится. Проще пресечь приступ ярости и крика, пока он не достиг своего пика. Малышей легко можно отвлечь, заинтересовав их чем-то ярким и новым, игрушкой или развлечением. Даже попытки пощекотать, посмотреть в телефон нередко быстро отвлекают и прекращают истерику на корню.

Если же АРП начался, и он затягивается, ребенок обмякает, ощущается начало судорог, нужно положить малыша на ровную поверхность, повернув голову набок. Это нужно на случай рвоты, чтобы он не аспирировал рвотные массы в респираторные пути. После завершения приступа нужно успокоить ребенка и приласкать, особенно если он не понял, что произошло. Во многом спокойствие родителей в такой ситуации хорошо выручает.

Посещение врача и обследование при АРП

Важно подробно и тщательно описать врачу при посещении эпизод АРП, особенно уделяя внимание всем обстоятельствам, его провоцирующим, и последовательности тех событий, которые типичны для приступа. Такая информация может стать ключевой в диагностике, так как у части АРП может в начальном этапе возникать расстройство двигательных актов (это именуют ажитацией) и приступ плача. Это существенно отличает подобные приступы от эпилептических, с респираторными синдромами и ортостатических коллапсов, типичных для детей. При них никаких эмоциональных провокаторов перед началом приступа зачастую нет.

У малышей постарше, страдающих от АРП, дополнительно в диагностике могут помочь эпизоды с что типично для эпилепсии. Кроме того, важно указание на связь АРП с полным спокойствием или даже сном.

Неврологу важно выяснение приступа с приемом пищи, питьем, физической активностью или болезненностью в области груди, иными симптомами. Они натолкнут на мысли об иной, нежели истерики, причине приступов. Нередко это могут быть поражения легких или сердца.

Нередко важную информацию может дать анамнез, и семейный в том числе. У примерно 30% детей с АРП другие члены семьи страдали в детстве от подобных закатываний или страдали респираторными расстройствами. Дополняются данные результатами осмотра ребенка, а также фиксацией ЭЭГ, снятием , проведением видеомониторинга приступов, консультация у невролога и психолога.

Как это лечить, помогут ли медикаменты?

Важно учитывать, планируя терапию ребенка, что подобные приступы – это зачатки будущей истерии, и обычно они возникают как вариант неврозов или невропатий. Поэтому важны как минимум два основных направления:

  • семейная психотерапия , которая помогает в коррекции методов воспитания ребенка, устранения возможной гиперопеки и конфликтов между членами семьи. Также нужна нормализация отношений в семье. Может быть полезным пребывание ребенка в яслях или садике, где приступы проходят бесследно.
  • терапевтическая коррекция , применение препаратов, устраняющих явления невропатии, укрепляющих нервную систему и седативных. Показаны препараты кальция и магния, . При более тяжелых ситуациях могут понадобиться корректоры вегетатики – фенибут, ноотропил. Если приступы ежедневные и тяжелые могут назначаться минимальными дозами препараты против эпилепсии (на ночь).

У детей после 3 лет на первый план в лечении выходит психотерапия – сказкотерапия, рисование и другие возрастные методики. Если у ребенка есть сопутствующие патологии, нужно их лечение, санация очагов хронической инфекции, седативные препараты курсами, а у сильно возбудимых детей – прием транквилизаторов. Полезны ванны, закаливание, режим и правильное питание.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

Читайте также: