Что делать, если ребенок отстает в развитии от сверстников. Что делать, если ребенок отстает в развитии и как обнаружить отклонения

Каждый ребёнок индивидуален. Соответственно и скорость развития у каждого своя. Кто-то в 9 месяцев уже ходит самостоятельно, а кто-то только в год. Нет шаблонов, по которым можно судить о развитии ребёнка. Но что делать, если ребёнок отстаёт в развитии. Почему это происходит и какие признаки бывают.

Что делать, если ребенок отстает в развитии

Ребенок отстает в развитии

Перед тем, как начинать паниковать, бегать по врачам, выясните, что стало причиной, вызвавшей задержку развития ребенка.

Отставание в развитии ребенка происходит по следующим причинам:

  • Некорректный подход в воспитании. В данном случае речь идёт о неусвоенном материале. Или при недостатке информации, с отсутствием поощрения к её восполнению со стороны взрослых. Ребёнок перестаёт развиваться умственно, снижается способность мозга к запоминанию и усвоению материала.
  • Задержка психического развития ребёнка проявляется в наличии у детей определённого поведения - оно становится более детским, работоспособность снижена, повышена утомляемость. Начатые дела такие детки обычно не завершают.

Причиной задержки психического развития у малыша могут стать патологические роды. Наличие у беременной:

  • нарушений в беременность;
  • частых заболеваний;
  • патологических родов;
  • употребление алкоголя сверх меры, курение, злоупотребление препаратами.

Причины задержки развития могут быть также и социальными. К ним относят:

  • слишком сильный контроль со стороны родителей;
  • в семье к малышу относятся агрессивно;
  • наличие психических травм, полученных в раннем детстве.

Для постановки диагноза мало знать, почему ребенок отстает в развитии. Необходимо пройти комплексное обследование у педиатра, невропатолога, детского психолога.

Признаки отставания в развитии ребенка

Выявить те или иные отклонения от нормы в развитии ребёнка можно уже с самого рождения. И как только крохе исполняется 3-4 года, диагноз ставится безошибочно на основании клинических признаков, сбора анамнеза, осмотра. Чаще всего у таких детей слабо развиты или отсутствуют безусловные рефлексы.

Выделяют следующие признаки отставания в развитии ребенка:

  • грудной ребёнок не может сконцентрироваться на предмете;
  • наличие острой реакции или её отсутствие на резкие звуки;
  • новорожденный не фокусирует взгляд, и не следит за предметом;
  • к 3 месяцам кроха не умеет улыбаться;
  • нечленораздельная речь (словно «каша во рту»);
  • ребёнок не запоминает буквы, процесс чтения затруднён.

Это всего лишь небольшой список признаков почему ребенок отстает в развитии. При постановке такого диагноза лечение начинается сразу же.

Что делать если ребенок отстает в развитии

На вопрос что делать, если ребенок отстает в развитии точный ответ дать затруднительно. Это связано с индивидуальными особенностями ребёнка, стадии задержки и выбранном лечении врачами. Чаще всего это:

  • Занятия с педагогами, логопедами, врачами (невропатолог, психолог, психиатр).
  • Соблюдение режима дня
Так как кроха с задержкой развития отличается быстрой утомляемость, в его распорядок дня стоит включить продолжительный сон.
  • Проведение и посещение коррекционных занятий.

Если родители вовремя заметят проблему и приложат максимум усилий для её устранения, то положительный результат не заставит себя долго ждать.

Перед тем как что-то делать, нужно найти причину отставания в развитии. Родителям не стоит стараться решить проблемы самостоятельно, необходимо обратиться к специалистам. Сильное отставание может быть связано с неправильным воспитанием (родители мало уделяют ребенку внимания или, наоборот, чрезмерно его опекают), особенным развитием психики (возникает, если во время беременности и родов были осложнения), биологическими причинами (перенесенными инфекциями, наследственными заболеваниями).

Чтобы ребенок догнал в развитии сверстников, выяснить причину недостаточно. Специалисты (психиатр и невролог) должны назначить обследование и поставить диагноз. Только после этого можно начинать комплексное лечение.

К каким специалистам обращаться, если ребенок отстает в развитии?

Психологи выделяют несколько разновидностей психического отставания: психологический инфантилизм, задержка соматического происхождения, неврогенные проблемы, оказывающие влияние на развитие, причины соматического происхождения и органические отклонения.

Психологический инфантилизм может определить только детский психолог или психиатр, но даже опытные специалисты его часто путают с неправильным воспитанием и баловством. Лечение назначает психолог, как правило, поведение ребенка корректируется с помощью регулярных занятий с психиатром и дефектологом.

Дети с задержкой развития соматического происхождения находятся под гиперопекой родителей. Ребенок несамостоятелен, он не знает, как реагировать на окружающую среду, боится новой обстановки, не может принимать решения. Чтобы компенсировать отставание в развитии, семье нужно обратиться к психологу и педагогу, причем первый должен работать и с родителями.

Органические нарушения – это патологии в работе мозговой функции и нервной системы. Их компенсировать сложно, требуется комплексное лечение.

Неврогенные причины сильного отставания в развитии возникают из-за неблагоприятного климата в семье или перенесенной ребенком психологической травмы. Нет проблем с мозговой функцией, но нарушены поведенческие реакции. В этом случае необходима помощь психолога, педагога и дефектолога.

При первых признаках отставания в развитии у ребенка родителям нужно сразу обратиться за помощью к специалистам. Чем дольше откладывать визит к неврологу или психологу, тем сложнее будет лечение.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.

Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой . При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.

Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

Видео: Задержка психического развития у детей

Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития

Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

  • ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
  • ЗПР сомато­генного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
  • ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
  • ЗПР церебрально-органического генеза . Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.

Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?

Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относится проблемная беременность:

  • Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.

И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
  • Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.

К факторам риска появления ЗПР относят:

  1. Осложненные первые роды.
  2. «Старо-родящая» мама.
  3. Лишний вес будущей мамы.
  4. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  5. Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
  6. Стрессы и депрессии будущей мамы.
  7. Нежелательная беременность.


Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Мамы и папы, запомните главное : врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и , психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Что нужно знать родителям?

  1. ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов.
  2. В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
  3. Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.
  4. Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч. Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.
  5. Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
  6. Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.
  7. Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
  8. При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

Видео: Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР

К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с ЗПР…

  1. Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
  2. Не способен усвоить весь объем работ/материала.
  3. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
  4. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
  5. Испытывает сложности в общении с другими детьми.
  6. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
  7. С трудом организовывает свою деятельность.
  8. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.

Важно:

  • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
  • Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
  • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.

ЗПР у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней ЗПР являются:

  1. Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
  2. Проблемы с построением целостного образа.
  3. Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
  4. Проблемы с развитием речи.

Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.

Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.

Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей

Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.

Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.

Что нужно знать родителям?

  • ЗПР – не окончательный диагноз, а временное состояние, но требующее грамотной и своевременной коррекции, чтобы ребенок смог догнать сверстников до нормального состояния интеллекта и психики.
  • Для большинства детей с ЗПР коррекционная школа или класс станет отличной возможностью ускорить процесс решения проблемы. Коррекция должна проводиться вовремя, иначе время будет упущено. Поэтому позиция «я в домике» здесь не является правильной: проблему игнорировать нельзя, ее нужно решать.
  • При обучении в коррекционной школе ребенок уже к началу средней школы, как правило, готов вернуться в обычный класс, и сам по себе диагноз ЗПР не скажется на дальнейшей жизни ребенка.
  • Крайне важна точная диагностика. Диагноз не могут ставить врачи общей практики – только специалисты по психическим/интеллектуальным нарушениям.
  • Не сидите на месте — обращайтесь к специалистам. Вам будут нужны консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога и психоневролога.
  • Подбирайте специальные дидактические игры, соответственно способностям ребенка, развивайте память и логическое мышление.
  • Посещайте с ребенком занятия по ФЭМП — и приучайте к самостоятельности.

Детская речь, особенно речь детишек первых трех лет жизни из-за несовершенства артикуляционных способностей, имеет много особенностей: малыши искажают и пропускают некоторые звуки, какие-то звуки не произносят вообще. Нередко только мама может понять детское бормотание, когда малыш, захлебываясь, очень быстро, проглатывая слоги, делится с ней своими впечатлениями о чем-то для него очень важном или же, наоборот, растягивает слова так, что утрачивается смысл произносимого. Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам.

Важно разделить два понятия: недоразвитие речи и нарушение речи.

Под недоразвитием (отставанием) речи специалисты понимают качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Под нарушением речи подразумевается отклонение от нормы (расстройство), вызванное изменениями в строении или работе речевой или слуховой системы или задержкой общего психического развития ребенка.

Недоразвитие или отставание речи, прежде всего, связано с воспитанием и условиями жизни ребенка, в то время как нарушение речи является серьезным, но исправимым дефектом, вызванным патологическими изменениями, происходящими в организме малыша.

В данной работе разговор пойдет о недоразвитии (отставании) речевого развития.

Почему может возникнуть отставание в речевом развитии?

Приведем такой пример: Ирочка (1 год 6 месяцев) играет с куклой. Мама, включаясь в игру, спрашивает: "Как зовут твою куклу, Ирочка?" Ирочка в ответ: "А-А-А!" "А где у куклы глазки, покажи мне глазки", - продолжает мама. Ирочка, показывая на глазки, радостно выкрикивает: "А!А!А!" На мамину просьбу дать куклу, Ирочка протягивает игрушку, сопровождая свое действие звуками "аа-аа-аа!" С чем мы имеем дело в этом случае, когда здоровый ребенок в полтора года, вместо того чтобы произносить слова, использует только простой и хорошо освоенный им звук "а"?

У ребенка, развивающегося нормально (по заключению наблюдающих за ним врачей), к году появляется от 2 до 10 слов. Количество слов к концу второго года жизни малыша возрастает до 100-300 и является индивидуальной характеристикой для каждого ребенка. Однако некоторые дети до 2 лет практически не произносят слов, а пользуются жестами и отдельными звуками, количество которых тоже невелико. Большинство родителей не придают большого значения этому факту, считая главным, что ребенок их понимает и подтверждает это жестами. Это представление ошибочно, и родители поступают неправильно, если пытаются по жестам угадать желания своего ребенка. Так как малыша понимают, у него не появляется необходимости в голосовых реакциях. Понимание же речи происходит у ребенка путем установления связи между словом, произнесенным взрослым, и предметами, окружающими малыша.

Таким образом, одним из объяснений приведенного примера отставания в речевом развитии может быть недостаточное общение ребенка со взрослым, при котором взрослый уделял бы важное значение развитию голоса у ребенка и выражению своих желаний и действий не только посредством жестов, но и при помощи слов. Для малыша очень важно общение со взрослым. Чем меньше ребенок, тем больше его зависимость от мамы. Только при взаимодействии с мамой ребенок полноценно познает окружающий его мир. Чем эмоциональнее общение с малышом в первые месяцы его жизни, тем комфортнее он себя чувствует, успешнее развивается и растет. Малыш произносит больше звуков и звукосочетаний при взаимодействии с мамой, чем находясь в одиночестве. Дети, которые растут в условиях отсутствия мамы, например в Домах малютки, отстают в вокально-речевом развитии. Стадии гуления и лепета у них наступают гораздо позже, чем у малышей, живущих в семьях. Депривированные младенцы позже начинают улыбаться и смеяться, а нередко отстают от своих домашних сверстников по показателям веса и роста.

Вторая причина задержки в раннем речевом развитии ребенка может быть вызвана недостаточностью развития и функционирования двигательной (моторной) сферы.

В своих исследованиях ученые показали, что точное выполнение ребенком упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает движения артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти. Выявлена тесная связь между становлением речи и развитием движений пальцев рук (тонкая моторика).

В соответствии с возрастом ребенка и его возможностями необходимо развивать общую и тонкую моторику.

Как развивать общую моторику

На примере простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища можно научить малыша выслушивать и запоминать задания, а затем и выполнять их. На этом этапе общения ребенку очень важна помощь взрослого. Взрослый должен сначала:

Показать малышу определенные движения;
- затем объяснить, как их лучше выполнить;
- сделать их вместе с малышом;
- и только после этого предложить ребенку сделать их самому.

Важно, чтобы вы набрались терпения и не сердились на малыша, если у него что-нибудь не получается. Если вам предлагают прочитать что-нибудь на иностранном языке, а у вас это плохо получается, или съехать с горы на горных лыжах, на которых вы не умеете стоять, вы всегда сможете объяснить, что после тренировки у вас все получится лучше. Так и вашему ребенку обязательно нужно время, чтобы он научился правильно двигаться и правильно говорить.

Ежедневно повторяйте названия действий и движений, которые совершает ребенок. Начинайте с простых инструкций (вы можете начать заниматься уже с двухлетним малышом):

Иди в ванну.
- Зажги свет.
- Подойди к раковине.
- Открой кран.
- Возьми мыло.
- Намыль руки.
- Вымой руки под краном. Закрой кран. Возьми полотенце. Вытри руки. Загаси свет и выйди из ванны. А теперь подойди ко мне, и я дам тебе яблоко.

При развитии общей моторики очень полезны для ребенка упражнения, в которые вовлечены руки. Эти упражнения можно начинать делать с полуторалетнего возраста ребенка.

Руки в стороны;
- вперед;
- вверх;
- руки в стороны, затем уронить их как "веревочки".

Можно предложить малышу поиграть вместе с вами:

1. "Дерево на ветру" - раскачивается с поднятыми руками.

2. "Балерина" - упражнение выполняется стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носочки и взмахнуть кистями рук. Обязательно сначала сами покажите, как правильно выполнить это упражнение.

Дети в возрасте 2,5-3 лет могут изображать то, что видят дома. Например "бытовые сценки": "стираем", "подметаем пол", "варим кашу". Но эти движения должны осуществляться без употребления предметов, только с помощью жестов. Можно предложить малышу понаблюдать за домашними животными и повторить их движения. Как ходит ежик, как потягивается кошечка. Такое подражание позволит развить точность и выразительность движений, пластичность и грацию.

Игры в мяч - одни из самых древних. В мяч любят играть даже самые маленькие дети. Малыш, еще не умея как следует ходить, ползет и катит мяч перед собой. После года он учится подбрасывать и удерживать мяч. Перекидывая мяч друг другу, начните сначала с близкого расстояния и постепенно его увеличивайте.

Можно предложить ребенку игры с кубиками: собрать и разобрать какие-либо предметы из кубиков - домик, паровозик.

Если сопровождать движения стихотворением, то игра станет более эмоциональной.

Выше ножки!
Топ, топ.
Веселее!
Гоп, гоп!

На своих коротких ножках
Ходит утка по дорожке.
Вперевалочку похаживает,
Куцым хвостиком помахивает.

Утка плавать мастерица,
Доберется до водицы,
Ловко лапками гребет,
По воде легко плывет!

Упражнения для развития тонкой моторики

У ребенка необходимо развивать общую моторику рук и моторику пальцев. Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями рук - начальный этап, предшествующий развитию тонкой моторики.

Гимнастика для пальчиков (после 1 года):

2. Ладони на столе. Ребенок сидит за столом. Руки лежат на столе ладошками вверх. На счет "раз" - пальцы врозь, "два" - вместе.

3. "Пальчики здороваются". Малыш сидит, руки перед собой. На счет "раз" - соединяются большие пальцы обеих рук, "два" - указательные пальцы, "три" - средние, "четыре" - безымянные, "пять" - мизинцы.

4. "Человечек". Сидя за столом - изображать человечка. Сначала бегают указательный и средний пальцы правой руки по столу, затем - левой руки.

5. "Наперегонки". Обе руки выполняют предыдущее движение одновременно.

6. "Коза". Вытянув указательный палец и мизинец одной, затем второй руки, изображаем козу.

7. "Козлята". Эти движения выполняются одновременно двумя руками.

8. "Очки". Изобразить очки, образовав 2 кружка из большого и указательного пальцев обеих рук. Соединить их.

9. "Зайчик". Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, безымянный и мизинец, соединить.

10. "Деревья". Поднять обе руки ладонями к себе - "деревья стоят", широко развести пальцы - "ветки раскинулись".

11. "Флажок". Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

12. "Гнездо". Соединить обе руки в виде гнезда, пальцы плотно сжать.

13. "Корни растения". Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

14. "Солнечные лучи". Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.

15. "Паук". Согнуть пальцы и медленно передвигаться по столу.

16. "Стол". Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить левую руку.

17. "Ворота". Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

18. "Мост". Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединив кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук. (Упражнение сложное для ребенка, поэтому покажите ему несколько раз, как правильно его выполнить!)

19. "Ромашка". Соединить обе руки и прямые пальцы развести в стороны.

20. "Ежик". Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх (колючки у ежика).

21. "Бочонок с водой". Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.

Выполнение этих упражнений требует от вашего ребенка усидчивости, что не каждому ребенку доступно в младшем возрасте. Поэтому попробуйте обратить занятия в игру.

На основе длительных наблюдений за детьми специалисты рекомендуют давать малышам, начиная с 10-месячного возраста, возможность катать шарики из пластилина, давать рвать бумагу, давать перебирать деревянные бусы и пуговицы. С полутора лет - застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы.

Бусинки-горошки

Покатаю я в руках
Бусинки, горошки
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
(В.И.Мирясова)

Игра с горошком

Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать-
- Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.
(В.И.Мирясова)

Хорошую тренировку для пальчиков обеспечивают игры с пальчиками.

Игры с пальчиками:

"Сорока-белобока"

Сорока - белобока кашу варила, детей кормила
(взрослый щекочет ладошку ребенка)
Этому дала,
(загибает мизинец ребенка)
Этому дала,
(загибает безымянный палец)
Этому дала,
(загибает средний палец)
Этому дала,
(загибает указательный палец)
Этому не дала -
(вертит большой палец)
Ты сын мал,
Круп не брал,
По воду не ходил
Тебе каши не дадим!
(щекочет ребенка)

"По грибы" - малыш поочередно сгибает пальцы, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять.
(маленькому ребенку помогает взрослый, держа перед собой левую руку малыша ладонью к себе)
Мы идем грибы искать:
Этот пальчик в лес пошел,
(загибает мизинец)
Этот пальчик гриб нашел,
(загибает безымянный палец)
Этот пальчик чистить стал,
(загибает указательный пальчик)
Этот пальчик все съел,
От того и потолстел.
(загибаем большой пальчик и щекочим ладошку)

"Пальчики" - это более сложная игра, так как дети должны проделывать движения самостоятельно.

Этот пальчик хочет спать,
(дети поднимают левую руку ладонью к себе, правой рукой берут мизинец левой руки и загибают его после слов "хочет спать")
Этот пальчик лег в кровать,
(то же с безымянным пальчиком)
Этот пальчик чуть вздремнул,
(со средним пальцем)
Этот пальчик уж заснул.
(с указательным пальцем)
Этот крепко, крепко спит.
(большой палец)
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
(поднимают левую руку и распрямляют пальцы на слове "вставать")
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!

"Прятки" - направлена на сжимание и разжимание пальцев рук.

В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так.
И головки убирали.

"Сороконожки"

Две сороконожки
Бежали по дорожке,
(пальчики бегут по столу, перебирая "ножками")
Как друг друга повстречали,
(руки встречаются и пальчиками трогают друг друга)
Так друг друга обнимали,
Так друг друга целовали,
(пальчики соединяются в замок и покачиваются)
Еле-еле их разняли.
(разъединяем руки и показываем ладони)

"Апельсин" - малыш поочередно разжимает пальцы, сжатые в кулачок, начиная с мизинца.

Мы делим апельсин.
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для бобра,
Эта долька для чижа,
Ну а волку - кожура.

"Ну-ка, братцы, за работу!" - Ребенок разжимает пальцы на одной руке, поочередно постукивая по ним указательным пальцем другой руки.

Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить,
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь,
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.

Кто так медленно ползет,
Дом свой на себе несет.
(одна ладошка накрывает другую - улитка ползет)
Проползет еще немножко,
Высунет и спрячет рожки.
(указательный и средний пальцы высовываются из-под ладошки)
По листу, по ветке гибкой
Медленно ползет улитка.
(улитка ползет с высунутыми рожками)

Эта ручка - правая, эта ручка - левая,
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Раз, два, три, раз, два, три,
Я играю, посмотри!

Раз - кружок, два - кружок.
Раз - шажок, два - шажок.
Наши пальчики шагают,
На кружочки наступают.
(поочередно нажимают каждым пальцем на соответствующий кружок)
Раз, два, три, четыре, пять,
Ходят пальчики опять.
От мизинца - до большого,
А потом к мизинцу - снова,
Раз, два, три, четыре, пять,
Пальцы будут отдыхать!

Птичка крылышки сложила,
Птичка перышки помыла,
Птичка клювом повела,
(выпрямленными и соединенными мизинцами изобразить клюв)
Птичка зернышко нашла,
(соединенные мизинцы стучат по столу)
Птичка песенку запела,
Птичка крылышки раскрыла -
(кисти рук скрещены, шевелятся - "машет крыльями")
Полетела, полетела!

Совмещая занятия с игрой, вы сможете заинтересовать своего ребенка, и тогда он сам с удовольствием будет ожидать занятий.

Дополнительные игры и упражнения для развития общей и тонкой моторики у детей можно найти в следующих разделах:

Помощь в развитии речевого аппарата ребенка

Другим важным занятием, которое необходимо проводить с детьми, отстающими в речевом развитии, является гимнастика для развития речевого аппарата.

Гимнастика для развития речевого аппарата:

Эту гимнастику можно проводить с малышами от 1 года.

Выберите удобное время для занятий, например после прогулки и кормления малыша. Постарайтесь проводить занятия в одно и то же время. Чтобы ребенок мог настроиться на занятия, постарайтесь выделить для этого специальное место или помещение.

1. Сложить губы трубочкой и подуть слабо (как тихий ветерок), затем - сильно (сильный ветер).

2. Улыбнуться, показав зубы.

3. Высунуть язык и повернуть его вправо и влево.

4. Провести кончиком языка по твердому нёбу от мягкого нёба до зубов и обратно.

5. Поцокать языком, как лошадка (лошадка едет медленно по грязной дороге, ее копыта застревают, потом дорога стала лучше, лошадка поскакала быстрее).

6. Надуть воздушный шарик (надуваем щеки) и, сделав губы трубочкой, резко выпускаем воздух (шарик сдулся).

7. Провести языком (по возможности широким и расслабленным) по верхней губе, стараясь достать как можно выше. Попытайтесь дотянуться языком до носа.

Стихи для произношения сложных звуков:

На сосне сидит сова,
Под сосной сидит лиса.
На сосне сова осталась.
Под сосной лисы не стало.
Вот со звуком "с" считалка:
Сани, сок, сова, скакалка,
Выходи на слово стук,
Назови в нем первый звук!

Назову слова я быстро,
Вы произносите чисто:
Сахар, сад, салат, сапог.
Назовите первый слог!
Быстро, чисто называй:
Сало, сам, салют, сарай,
Сайка, санки, сажа, снова
Повтори все слово в слово.
Поезд катится по рельсам,
Поезд быстро мчится к лесу,

Остановка, сосны, лес,
Выходи на букву "С"!
Слушай и запоминай,
И красиво называй
Все слова со слогом "са":
Полоса, коса, оса,
Все слова со слогом "со":
Соня, сода, колесо,
Все слова со слогом "сы":
Косы, бусы и весы!
(Ребенок взмахом или ударом руки должен отмечать ударный слог.)

Как проверить уровень речевого развития ребенка

При оценке звукового развития ребенка необходимо знать, в чем конкретно заключается отставание в речевом развитии в каждый возрастной период жизни ребенка.

Ниже приведена диагностическая шкала, с помощью которой можно определить, развивается ребенок нормально или отстает в речевом развитии.

Таблица 1. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития.

Возраст
(месяцы)

Основные показатели довербального и вербального развития

Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком.

Улыбка при общении.

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление.

Дифференцированность комплекса оживления, смех.

Дифференциация направления звука, певучее гуление.

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик - вызванная реакция.

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов (ба-ба и т. д.).

Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения "я", "ты", "мне"; предложения строит из двух слов.

Адекватно использует местоимения "я", "ты", "мне"; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один".

Словарный запас 250 слов, использует предложение из трех слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку".

К группе риска относят детей, отстающих на один возрастной период!

Ребенок понимает название обозначения действий в различных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), двухступенчатую инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), значения предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь").Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев).

5 уровень

Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев - 3 года).

6 уровень

Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).

При выявленном отставании ребенка необходимо дополнительно проверить, как он воспринимает жесты и мимику. Если вы обнаружили отставание в развитии своего малыша, вам необходимо обратиться в специальные коррекционные детские учреждения, где подберут специальные упражнения для вашего ребенка.

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Не все детки одинаково хорошо осваивают те или иные умения, но у некоторых это происходит из-за их лени, а у других является диагнозом. В последнее время проблема развития детей особенно обострилась, причем трудно назвать реальные причины. В статье будет рассказано о том, что делать, если ребенок отстает в развитии, каковы признаки и причины этого отставания. Ведь ничего не приходит просто так.

Причины отставания

Причин, по которым дети начинают отставать в развитии, не так много, но каждая из них имеет подводные камни, на которые следует обращать внимание. Итак, поговорим о каждой из них в отдельности:

  1. Неправильный педагогический подход. Эту причину, пожалуй, стоит назвать первой и одной из самых главных. Ее смысл заключается в том, что мать и отец не находят времени для того, чтобы обучить своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок. Такая педагогическая запущенность имеет множество последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это преследует его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаются что-то навязать своему ребенку, заставить его общаться с детьми, когда он больше любит находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если дочь не похожа на свою мать, то это не значит, что нужно насильно переделывать ее, это значит, что нужно принять ребенка таким, какой он есть.
  2. Психическое отставание. Это детки с нормально работающим мозгом, которые ведут полноценную жизнь, но инфантильность сопровождает их на протяжении всей жизни. И если в детстве это просто малоактивные дети, которые не любят шумных игр и больших компаний, то в старшем возрасте такие люди быстро устают, да и вообще имеют низкий уровень работоспособности. На протяжении жизни их сопровождают неврозы, они часто впадают в депрессии, зафиксированы даже случаи психозов. Решить эту проблему можно, но только при помощи психиатра.
  3. Биологические факторы нередко оставляют след именно на уровне развития ребенка. К ним относятся тяжелые роды или же различные заболевания, которыми могла переболеть женщина, будучи беременной. Детки с синдромом Дауна тоже относятся сюда. Но здесь уже большую роль играет генетический фактор. Отличие этих детей от других будет заметно от рождения и на протяжении всей жизни. Но не стоит путать понятия, когда ребенок отстает в развитии на 2 недели, еще находясь в утробе матери, поскольку это совершенно другой диагноз, который требует отдельной статьи. Тем более судить о возможностях еще не родившегося малыша не стоит. Часто УЗИ ошибается и лишь зря волнует будущую мамочку.
  4. Социальные факторы. Здесь большую роль играет окружение ребенка. На появление задержек в развитии могут повлиять взаимоотношения в семье, особенности воспитания детей, отношения со сверстниками и многое другое.

Признаки отставания детей до года

Наблюдать за особенностями развития своего ребенка следует с первых дней его жизни. Поскольку именно до года ребенок должен овладеть самыми важными навыками, которые пригодятся ему на протяжении жизни. И в этом возрасте родители видят, что уже умеет их малыш, какие изменения происходят в его поведении. Итак, как понять, что ребенок в год отстает в развитии:

  • Начать, пожалуй, стоит с двухмесячного возраста. В это время малыш уже освоился в окружающем мире, понял, кто находится вокруг него. Здоровый ребенок в два месяца уже концентрирует свое внимание на определенном предмете, который его интересует. Это может быть мама, папа, бутылочка с молоком или яркая погремушка. Если родители такого навыка не замечают, то стоит чаще присматриваться к поведению малыша.
  • Настораживать должно полное отсутствие у ребенка реакции на какие-либо звуки, или же если эта реакция есть, но проявляется в слишком резкой форме.
  • Во время игр и прогулок с ребенком нужно следить за тем, фокусирует ли он взгляд на каких-то предметах. Если родители этого не замечают, то причина может крыться не только в отставании в развитии, но и плохом зрении.
  • В три месяца детки уже начинают улыбаться, а также можно услышать от малышей их первое «гуление».
  • Около года ребенок уже может повторять некоторые звуки, запоминает их и произносит даже в те моменты, когда не слышит. Отсутствие и такого навыка должно сильно настораживать маму и папу.

Конечно, никто не говорит о том, что если хоть один из этих признаков был замечен у ребенка, то это явное отставание. Все дети разные и могут осваивать навыки в разной последовательности. Однако контролировать этот процесс нужно, чтобы вовремя обнаружить нарушения и начать работу над ними.

Ребенок в два года

Если родители не заметили никаких нарушений у годовалого малыша, то это еще не повод прекращать наблюдения за его развитием. А особенно это касается тем мам и пап, чьи малыши осваивают новые умения медленнее, чем остальные детки. В два года ребенок уже умеет довольно много, и контролировать процесс развития становится проще. Итак, чтобы точно знать, в норме ли развитие ребенка, стоит знать, что в два года малыш умеет:

  • Свободно может спускаться и подниматься по ступенькам, танцевать в такт музыке.
  • Умеет не только кидать, но и ловить легкий мячик, без всяких затруднений листает книги.
  • Родители уже слышат от ребенка его первые «почему» и «как», а также простые предложения из одного или двух слов.
  • Он может копировать поведение взрослых и уже освоил игру в прятки.
  • Ребенок уже знает, как его зовут, и может сообщить свое имя взрослому, также называет предметы, которые его окружают, вступает в диалог с ровесниками на детской площадке.
  • Становится более самостоятельным и может сам надеть носки или штанишки.
  • Сидя за столом, сам пьет из чашки, может держать ложку и даже самостоятельно кушать.

Если большинство из перечисленных пунктов малыш еще не освоил, а ему уже исполнилось два года, то стоит позаниматься с ним, возможно, понадобится помощь специалиста.

Ребенок в три года

Как понять, что ребенок в 3 года отстает в развитии? Достаточно как можно больше времени проводить со своим малышом и следить за тем, что он делает, и слушать, как он разговаривает. А чтобы мамам было легче отличить отставание от нормального развития, далее будет описано все то, что трехлетний малыш уже успел освоить за такой короткий период своей жизни.

В три года ребенка уже можно смело называть личностью. Ведь у него уже сформировался характер, он имеет свои вкусы и предпочтения, даже чувство юмора у этих деток уже развито. С таким малышом можно поговорить, задать ему вопросы о том, как прошел день и что ему особенно запомнилось. Ребенок с нормальным развитием свободно ответит на них, построив предложения, состоящие из пяти-семи слов.

С таким ребенком уже можно отправляться на пешие прогулки. Он с удовольствием будет рассматривать новые места и предметы, задавать много вопросов. Мамам в этот период бывает особенно трудно ответить на все «зачем» и «почему», но следует запастись терпением, поскольку малыш не должен думать, что его вопросы вас раздражают.

В этом возрасте все детки, независимо от пола, очень любят раскрашивать и рисовать. Достаточно всего один раз показать крохе, как нужно пользоваться мелками и фломастерами, и он часами будет рисовать новые шедевры. Можно даже дать ребенку краски, но заранее предупредить, что кушать их нельзя, какими бы яркими и красивыми они ни были.

Если мама замечает, что чего-то ее трехлетний малыш еще не умеет, то стоит уделить ему немного больше времени, обучить новым знаниям. Ведь в большинстве случаев именно из-за недостатка родительского внимания у детей отсутствуют те или иные навыки.

Ребенок в 4 года - чего стоит бояться

Каждый ребенок развивается с такой скоростью, какая необходима его организму, поэтому не стоит пытаться сделать из малыша вундеркинда, если соседский мальчик говорит на три слова больше. Однако прогресс по мере взросления наступать должен, и если вы видите, что есть некоторые нарушения в развитии чада, то лучше сразу обратиться к врачу, а не дожидаться, пока «само пройдет».

По каким же признакам можно определить, что в 4 года ребенок отстает в развитии?

  1. Плохо реагирует на общество других детей: часто проявляет агрессию или, наоборот, боится общаться с другими.
  2. Категорически отказывается оставаться без родителей.
  3. Не может сосредоточиться на одном занятии дольше пяти минут, его отвлекает буквально все.
  4. Отказывается проводить с детьми время, не вступает в контакт.
  5. Мало чем интересуется, любимые занятия ограничены.
  6. Отказывается контактировать не только с детьми, но и со взрослыми, даже с теми, которых хорошо знает.
  7. До сих пор не может выучить, как его зовут и какая у него фамилия.
  8. Не понимает, что является вымышленным фактом, а что может происходить на самом деле.
  9. Если понаблюдать за его настроением, то чаще пребывает в состоянии грусти и печали, улыбается редко, да и вообще не проявляет практически никаких эмоций.
  10. Испытывает затруднения при строительстве башни из кубиков или если его просят сложить пирамидку.
  11. Если занимается рисованием, то не может провести линию карандашом без помощи взрослого.
  12. Ребенок не умеет держать ложку, а значит и самостоятельно кушать, засыпает с трудом, не в состоянии самостоятельно почистить зубы или умыться. Маме приходится каждый раз одевать и раздевать ребенка.

У некоторых деток задержка в развитии проявляется еще и таким образом, что они отказываются выполнять какие-то действия, которые были для них простым в три года. О таких изменениях нужно обязательно сообщать врачу, чтобы он смог вовремя оказать помощь ребенку, и кроха начал развиваться нормально, на одном уровне со своими сверстниками.

Дети в пять лет

К пяти годам дети становятся уже совсем взрослыми и обладают многими навыками. У них появляются некоторые познания в математике, начинают понемногу читать и даже пишут свои первые буквы. Но как понять, что в 5 лет ребенок отстает в развитии. Здесь уже все довольно просто. Тем более, скорее всего, отставание было заметно и в более раннем возрасте, но родители могли просто не придать этому значения или решили дождаться, что все-таки «само пройдет». Итак, в пять лет уже можно обратить внимание на обучаемость ребенка, поскольку в этом возрасте он уже свободно начинает считать до десяти, причем не только вперед, но и в обратном порядке. К небольшим числам уже свободно прибавляет единицу. Многие дети уже знают названия всех месяцев и дней недели.

К пяти годам у деток уже хорошо развита память, и они легко запоминают различные четверостишия, знают различные считалочки и даже скороговорки. Если мама читает ребенку книгу, то он может свободно пересказать ее, запоминает все самые важные события. Рассказывает также о том, как прошел день и чем он занимался в садике.

Многие мамы в этом возрасте уже начинают активно готовить детей к школе, поэтому большинство малышей уже знает алфавит и даже читает по слогам. Также дети уже хорошо рисуют, во время раскрашивания картинок могут долго подбирать нужный цвет, за контуры практически не выходят. В этом возрасте уже можно задуматься о том, чтобы отдать ребенка в какой-то кружок, поскольку его интерес к тому или иному виду творчества уже хорошо просматривается.

А вот дети, которые совсем не имеют тяги к обучению и не обзавелись интересами, нуждаются в дополнительном внимании. Не исключена инфантильность, которая требует лечения только под наблюдением психиатра.

Скоро в школу

В возрасте шести лет некоторые дети уже идут в школу, но готовы ли они к этому? Многим родителям кажется, что лучше отдавать ребенка в школу пораньше, чтобы быстрее взрослел и т. п. Но мало кто задумывается о том, что некоторые детки в 6 лет отстают в развитии и нуждаются в помощи специалистов. Это не вымышленный факт, а данные психолого-педагогических исследований, которые показывают, что 20% детей, которые приходят в первый класс, имеют диагноз "задержка психического развития". Это значит, что ребенок отстает в психическом развитии от своих сверстников и не может на одном уровне с ними усваивать материал.

ЗПР не является приговором, и если родители вовремя обратились за помощью к специалистам, то их малыш может спокойно учиться в общеобразовательной школе. Конечно, отличных результатов от него требовать не стоит, но если он будет получать помощь от специалиста, то усваивать учебную программу будет на достаточном уровне.

Виды ЗПР

Существует четыре основных вида происхождения ЗПР, которые имеют свои причины и, соответственно, проявляются по-разному.

  1. Конституциональное происхождение. Этот вид передается исключительно по наследству. Здесь наблюдается незрелость не только психики, но и тела.
  2. Соматогенное происхождение. Ребенок мог перенести заболевание, которое оказало такое воздействие на его головной мозг. У этих деток нормально развит интеллект, но что касается эмоционально-волевой сферы, то здесь возникают серьезные проблемы.
  3. Психогенное происхождение. Чаще всего возникает у тех деток, которые растут в неблагополучных семьях, и родители ими совсем не занимаются. Здесь заметны серьезные проблемы с развитием интеллекта, дети совершенно не способны делать что-то самостоятельно.
  4. Церебрально-органическое происхождение. Их четырех видов ЗПР этот является наиболее тяжелой формой. Наступает в результате тяжелых родов или беременности. Здесь одновременно наблюдается задержка в развитии в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. Такие детки находятся преимущественно на домашнем обучении.

Родители - это те люди, которые должны оказывать помощь ребенку с ЗПР в первую очередь. Поскольку диагноз этот нельзя отнести к медицинским, лечить его в больнице не имеет смысла. Вот несколько рекомендаций для родителей относительно того, что делать, если ребенок отстал в развитии:

  • Следует подробно изучить данное заболевание. Есть множество полезных и интересных статей на эту тему, которые хоть немного приоткроют завесу тайны над таким страшным диагнозом.
  • Не стоит откладывать посещение к специалисту. После консультации с неврологом и психоневрологом, ребенку понадобится помощь таких специалистов, как логопед, психолог, дефектолог.
  • Для занятий с ребенком стоит подобрать несколько интересных дидактических игр, которые помогут ему развивать свои умственные способности. Но игры следует подбирать исходя из способностей ребенка, чтобы ему не было трудно. Поскольку любые затруднения отбивают желание чем-либо заниматься вообще.
  • Если ребенок ходит в обыкновенную школу, то выполнять домашнее задание он должен ежедневно в одно и то же время. Первое время мама всегда должна быть рядом и оказывать помощь малышу, но постепенно он должен привыкать делать все сам.
  • Можно посидеть на форумах, где родители с такими же проблемами будут делиться опытом. «Сообща» справляться с подобными диагнозами намного проще.

Заключение

Как видим, задача родителей заключается не только в том, чтобы контролировать развитие ребенка, но и активно принимать участие в этом процессе. Поскольку именно родительская халатность часто приводит к тому, что вполне способные детки, которые могли бы учиться на "отлично", получают такой диагноз как задержка психического развития. Тем более что ребенку до шести лет нужно не так много времени на занятия, поскольку в этом возрасте он быстро устает от выполнения различных заданий. Информация, представленная в обзоре, поможет ответить на вопрос о том, как понять, что ребенок отстает в развитии. Если родители подробно изучат данный материал, то найдут для себя много полезного.

Читайте также: