Диктанты по русскому языку 6 обращение. Диктанты по русскому языку на тему зима (6 класс)

Помогите пожалуйста составте план этого текста заранее спасибо.Описание картины К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»Пейзажи родного Подмосковья–

излюбленная тема в творчестве К. Ф Юона. Художник любил изображать виды Лигачева – подмосковного села, где у него был дом. Один из самых известных пейзажей К. Ф. Юона – полотно «Русская зима. Лигачево» , созданное художником в 1947 году.

На переднем плане картины – укрытые белым покрывалом сосны и ели, будто скованные холодом, замершие в оцепенении. Сквозь их ветви, покрытые серебристым инеем, пробивается солнечный свет.

На заднем плане полотна – несколько маленьких елочек, одетых в нарядные белые шубки. От белого цвета слепит глаза. Тронешь ветку случайно – словно меховая шапка, свалится на голову пушистый снежный ком. А ветка, чуть качнувшись, опять замрёт, как во сне.

Мороз и снег ребятишкам в радость. Веселой гурьбой высыпали они во двор, чтобы поиграть в снежки, покататься на санках или просто вываляться в сугробе. Веселый пес тоже не желает отставать – заливисто лая и путаясь под ногами, он хватает детишек за штаны и шубы, пытается обогнать летящие с горы санки.

Красочная и декоративная, картина «Русская зима. Лигачево» покоряет зрителя своей задушевностью, искренностью, теплотой и отражает безграничную любовь живописца к родной природе.

Напишите пожалуйста сочинение по картинам Шишкина и Юона "Гимн русской зиме" по плану

1.И И Шишкин и К Ф Юон замечательные русские художники пейзажисты
2.Зимний пейзаж в изображении Шишкиша и Юона
Описание картины К Ф Юона "Русская зима.Лигачёво"
Сходство и различие в изображении русской зимы
3.Картины И И Шишкины и К Ф Юона -гимн русской зиме

Напишите сочинение по картинам И. И. Шишкина "Зима" и К. Ф. Юона "Русская зима. Лигачево"План:

1) И. И. Шишкин и К. Ф. Юон - замечательные русские художники
2) Зимний пейзаж в изображении И. И. Шишкина и К. Ф. Юона
а) Описание картины Шишкина
б) Описание картины Юона
в) Сходства и различия в изображение русской зимы.
3) Картины художников - гимн русской зиме

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных
автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).

(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был
командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого
подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за
овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.
(3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а
главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися
противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального
полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это
очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать.
(8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и
железнодорожной насыпью.
(9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул
свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки.
(11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно
голубыми, при общей его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня
недолго – погрелся у печки и под конец попросил немного толу – «а то, будь
оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал».
– (13)Ладно, – сказал я. – (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо.
– (15)Солдат? – он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. – (16)Не так-то
у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17)Давай мне, сам понесу.
(18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.
(19)На следующую ночь он опять пришёл, потом – его старшина, потом –
опять он.
(20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во
владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли
пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий,
сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до
самой передовой.
(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно
откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в
углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист.
(24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув
19
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2015- 12 / 21)
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался
из блиндажа.
(25)Мы с капитаном уселись у печки.
– (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.
– (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками
губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно…
– (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой
ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать.
(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.
– (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?
(35)Мы вышли.
(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло
прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого,
увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для
патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных
пулемёта на флангах – одним словом, всё то, чему и положено быть на
передовой. (38)Не было только одного – не было солдат. (39)На всём
протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только
старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке,
переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь
или одиночный выстрел по немцам…
(42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна – война разбросала
нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю его – большого, неуклюжего,
с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся
за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо
нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со
старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато
было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими
людьми, как Конаков, не страшен враг. (44)Никакой!
(45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна.

нашего города. (2)Я оставался с бабушкой – маминой мамой. (3)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю – мы с бабушкой получали письма каждый день. (4)Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо – от отца, другое – от мамы. (5)Порядок ни разу не нарушился. (6)В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (7)Значит, отец и мама писали после своей утренней пробежки и перед работой. – (8)Фантастика! – сказала однажды бабушка. – (9)Хоть бы раз перепутали очередь!.. (10)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чёмто их упрекает? (11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. (12)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны. (13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить. (14)Например, мама и отец старались закалить нас. (15)Но мы с бабушкой не желали обтираться ледяной водой, вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику. (17)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко выполняли режим дня. (18)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования РУССКИЙ ЯЗЫК, 9 класс Вариант № 6, Апрель 2014 (19)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне. – (22)Ну-с, сколько денег откладываем на кино? – спрашивала бабушка. – (23)Побольше! – говорил я. (24)И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а экономились деньги потом на обедах. (25)По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло. (По А. Алексину) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В.Г. Ветвицкого: «Имя существительное - это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты - зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Для 6класса предлагаем контрольные диктанты с грамматическими заданиями, составленные на весь учебный год для тех учителей, кто работает по учебникам С.И. Львовой, Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой и других авторов.

Тексты универсальные. Они подойдут ко всем изучаемым тематическим блокам. К ним можно составить другие грамматические задания.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Сокровища пирамид

На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)

Грамматическое задание

1. Произведите : Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 (1 вариант);

Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: царских, разграбили, переходы (1 вариант); загробной, хранились, ценности (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: строили (1вариант), возводились (2 вариант).

Лотос

Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (102 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 (1 вариант);

К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: чудесный, произрастает, зонтики (1 вариант); священных, загрязняется, чистоты (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: зацветает (1вариант), производит (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам II четверти

Синички и снежинки

Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 Что это она делает?

Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 Не зря ведь люди говорят: "Полетели белые мухи".

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.)

(102 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 (1 вариант); Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: пригляделся, головку, маленький (1 вариант); познакомился, клювик, деревенской (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: деревенской (1вариант), маленький (2 вариант).

Памятник

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.

В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат - русский император - вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы. (По В. Катаеву.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Найдите в тексте

Морфологический разбор слова

серебряной

чистенькой

Морфемный разбор слов

велосипедного, телефонной

прямоугольном, традиционном

Синтаксический разбор предложения

Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе.

Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.

Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-сереб-ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Найдите в тексте

Выпишите 2 качественных прилагательных

Выпишите 2 относительных прилагательных

Морфологический разбор слова

глубокому

Словообразовательный анализ слов

черно-изумрудную, зимнего

Холодный, юго-восточном

Синтаксический разбор предложения

Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Мягко-сереб-ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Контрольный диктант по итогам III четверти

Конец зимы

У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.

К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.

Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.

Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор слова: всё (1 вариант); к нам (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: раскидистых, прилетели, вестники (1 вариант); тяжёлыми, поднялось, направление (2 вариант).

Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 (1 вариант); Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 (2 вариант).

Стихийные бедствия

Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.

В тысяча четыреста пятьдесят пятом году в Неаполе при землетрясении погибло шестьдесят тысяч человек. Через сто лет в Китае число жертв достигло вось-мисот тридцати тысяч. В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подзем-ная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч. 4

В ты-сяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. 4 В тысяча девятьсот сорок восьмом году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины. По-гибло восемьдесят тысяч человек. В Армении в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году подземная буря поглотила сто девятнадцать тысяч человек.

Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор числительного: в тысяча четыреста пятьдесят пятом (году) (1 вариант); восемьдесят тысяч (человек)(2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 разных числительных (простое, сложное и составное): из 2 абзаца (1 вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подзем-ная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч. (1 вариант);

В ты-сяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. (2 вариант).

Подвиг Сталинграда

Последние выстрелы великого Сталинградского сражения отгремели 2 февраля 1943 года. Это сражение продолжалось 200 дней и ночей. На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. 4

Позднее было точно подсчитано количество огня и металла, который фашисты обрушили на город. На каждом квадратном метре Мамаева кургана, например, находили 1200 осколков. Немецко-фашистские захватчики сожгли и взорвали в городе 41 685 домов (85, 5 процентов жилого фонда)...

В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными... 4

Победа Красной Армии в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: второго (февраля) (1 вариант); до полутора миллионов (человек)(2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое): из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными... (1 вариант);

На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. (2 вариант).

Весна

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: некоторое (1 вариант); никакие(2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 3-4 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. (1 вариант); Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. (2 вариант).

Тигрёнок

Мы играли в саду за домом, когда вернулись охотники. С террасы закричали: «Бегите скорей, посмотрите, кого привезли!».

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные 3 телеги. На них были звериные шкуры, рога диких козлов и кабаньи туши. Отец шагал у последней телеги, а на ней сидел, сгорбившись и озираясь по сторонам, тигрёнок. Да-да, самый настоящий тигрёнок, покрытый пылью. Когда лошадь остановилась перед крыльцом, он испугался, попятился и оглянулся на отца.

Пока отец отпрягал уставших 3 лошадей, разбирал вещи и умывался после дальней дороги, мы взяли тигрёнка на руки, понесли его в гостиную, положили на самое почётное место и стали вокруг.

Мы старались заметить в нём что-нибудь особенное и внимательно к нему приглядывались.

Тигрёнка накормили из чашки теплым кипячёным молоком. Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (110 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: нагруженные 3 (1 вариант); уставших 3 (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: сгорбившись, закричали, покрытый (1 вариант); описывая, разбирал, уставших (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные телеги. (1 вариант);

Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (2 вариант).

Сердитые чайники

Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены 3 посредине. Тут затевалось грандиозное чаепитие!

Как хорошо, что в это раннее утро я не нежился в тёплой постели. В награду я увидел такое, что с тех пор всегда встаю на рассвете.

Чайники булькали и клокотали. Из чёрных носиков с шипением вырывался пар. Их так изнутри распирало, что они даже подскакивали! И дребезжали...

До чего же и в самом деле косачи на току похожи на шипящие чайники! На шипящие, булькающие, закопчённые до блеска охотничьи чайники. Шейки-носики задраны вверх, и косицы хвоста изогнуты ручкой. Вспыхивают раскалённые угли красных бровей. И из носика вырывается пар! И так друг на друга накидываются, что только брызги летят!

Вы, любящие 3 поспать, когда станете утром разливать чай, присмотритесь к своим чёрным чайникам. Они напомнят вам турнир косачей, который вы так беспечно проспали. (109 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: любящие (1 вариант); расставлены (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: нежился, раскалённые, раннее (1 вариант); подскакивали, пыхтевшие, травотканой (2 вариант).

Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. (1 вариант);

Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены посредине. (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам учебного года

Замысел художника

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро. (По В. Гаврилову.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: сдержанный (1 вариант); завешенного (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: старающийся, сердечными, раскрылась (1 вариант); светящееся, рассветном, захотелось(2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. (1 вариант);

У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. (2 вариант).

На вопрос Помогите найти текст диктанта русская зима для 6 класса. Плиззз! заданный автором Просесть лучший ответ это Русская зима - суровая, но красивая.
Зима наступает вместе с холодами и обильным снегом. Мороз сковывает землю, а снег укрывает ее белым покрывалом. В городе и в деревне, в лесу и в поле - все белым-бело. Даже черные ветки деревьев присыпаны снегом и кажутся белыми. Традиционная русская зима - это глубокий снег, крепкий мороз, покрытые белыми узорами окна. Такая зима требует теплой одежды, обуви, толстых варежек, мохнатых шарфов. А еще она требует движения.
Русская зима - настоящее раздолье для тех, кто любит играть в снегу или заниматься зимними видами спорта. Если тепло одеться и найти себе занятие по душе, - такое, чтобы двигаться побольше, - то можно долго пробыть на свежем морозном воздухе. Можно делать большую снежную бабу, можно строить снежный городок и бросаться снежками, можно залить каток и кататься на коньках, можно взять лыжи и проложить лыжню. Многие любят зиму именно за то, что она дает возможность заняться зимним спортом или просто поиграть в снегу, покататься с горок на санках.
А вот кому мороз не в радость, это зверям и птицам. Им нелегко найти себе укромный приют, нелегко добыть корм из-под снега. Некоторые звери впадают в спячку, спят под снегом в своих берлогах и норах всю зиму, некоторые птицы улетают на юг. А вот тем, кто остался зимовать, приходится побороться, чтобы выжить в суровую зиму.

Ответ от Алина Соколова [новичек]
И так текст этого диктанта ты найдешь в книге: "Уроки русского языка в 6 классе" автор: Галина Богданова. Эту книгу можно скачать в интернете. Я делала это в прошлом году. Просто набери в поисковике Гугл: " скачать книгу уроки русского языка Богданова " ! Там ты найдешь текст


Ответ от Особый [новичек]
II
Русская зима
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов)
(По И. Соколову-Микитову)


Ответ от Евровидение [новичек]
6 класс?
Мы это в 4 классе писали...


Ответ от Наталья негина [новичек]
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.


Ответ от Ёветлана Эгнатосян [активный]
исегвевенвеве


Ответ от роман [новичек]
Грустно и в то же время радостно становится с приходом зимы. С наступлением холодов птиц почти не слышно. Разве что воробьи, голуби да вороны ищут, где бы поживиться хлебными крошками.
Точно под белоснежным одеялом спит земля и ждет весеннего тепла. В ясный погожий день снег сверкает и переливается на ярком солнышке, которое почти не греет. Деревья, покрытые инеем, молчаливо стоят и поблескивают, как в волшебной сказке. Пышные елки раскинули зеленые ветви. Особенно хорошо в такие деньки находиться в лесу. Тихо вокруг. Только иногда застучит пестрый дятел, или закричит сойка.
Но человек рад зимним забавам и играм на свежем воздухе. Дети смеются, играют в снежки, катаются на санках и ледяных горках.
Даже в метели и морозы особенно хорошо становится на душе при приближении новогодних праздников. Все готовятся к празднованию, покупают подарки, украшают дом и елку игрушками. На улицах деревья и витрины магазинов увешаны разноцветными фонариками и огнями. Счастье наполняет теплом изнутри при виде этой красоты и ощущения грядущего праздника.
А после зимних каникул уже, кажется, и весна не за горами. Сойдет снег, прилетят с юга птицы, и появятся первые весенние цветы, а мы будем снова с нетерпением ждать холодных, но веселых зимних дней.

Входная диагностика

Осенью

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

(90 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1 вариант – На голых листьях …;

2 вариант - Вдруг среди листвы…

2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.

Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5 классе"

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

(96 слов)

(А.Волков.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Девочка спрыгнула с постели.

2 вариант - Солнце ярко светило в окно.

3) Выполните морфемный анализ слов:

1 вариант – спрыгнула;

2 вариант – расстилался.

4) Объясните постановку знаков препинания в 7 (1 вариант) и в 8 (2 вариант) предложениях.

Контрольный диктант по теме "Словообразование"

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А.Зуеву.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант - Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

1 вариант – побежали, съестное;

2 вариант – отужинали, рассвет.

4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

Контрольный диктант по теме "Лексика. Фразеология"

Лобное место

Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.

Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.

Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.

(107 слов)

(В.Бутромеев.)

Задания.

1) Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните фонетический анализ слов:

1 вариант – бояре;

2 вариант – ему.

Итоговый диктант за 1 четверть

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

(По И. Соколову-Микитову . )

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

2 вариант – В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – весенний;

2 вариант – лесных.

Контрольный диктант по теме "Словообразование. Орфография"

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

(100 слов)

(По И. Соколову-Микитову . )

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – росистый, прохладная;

2 вариант – алмазная, бесчисленный.

3) Выпишите слова с орфограммой "Безударная гласная, проверяемая ударением". Обозначьте орфограмму. Подберите проверочное слово.

Диктант по теме "Имя существительное"

Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(112 слов)

(По И. Соколову-Микитову .)

Задания.

1) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – непогоду, на сучок;

2 вариант – жизнью, на ветках.

2) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – речонка;

2 вариант – бельчонок.

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя существительное"

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(119 слов)

(На основе книги Д. Зуева «Времена года» )

Задания.

1) Озаглавьте текст.

1 вариант – на улей, подсолнух;

2 вариант – сборщики, (к) попрыгунье.

1 вариант – лучик;

2 вариант – пчелка.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.

Итоговый диктант за 2 четверть по теме "Имя прилагательное"

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.

Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. "Ежик! – догадался я. – Тащит сухие листья в нору на подстилку."

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

(110 слов)

(По Е.Носову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – (к) лесному (озеру);

2 вариант – мягкий (ковер).

3) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – озеру;

2 вариант – возок.

4) Произведите пунктуационный разбор 10 (1 вариант) и 13 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное"

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

(119 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – серебряные.

Контрольный диктант по теме "Имя числительное"

Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.

(113 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы» )

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок;

2 вариант – пятая часть.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Итоговый диктант за 3 четверть по теме "Местоимение"

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

(118 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы» )

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложения последнего абзаца.

Диктант по теме "Глагол"

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

(108 слов)

(По И. Соколову-Микитову .)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..

3) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – услышите;

2 вариант – доносились.

4) Составьте схему 1 предложения последнего абзаца.

Контрольный диктант по теме "Глагол"

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.

(110 слов)

(По Л. Толстому )

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – поймали бы, светлеет;

2 вариант – ходил бы, боится.

4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца.

Итоговый диктант за курс 6 класса

В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

(117 слов)

(По Д. Зуеву .)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – елей;

2 вариант – осинке.

3) Произведите морфологический анализ

1 вариант – любого существительного;

2 вариант – любого прилагательного.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант – любого сложносочиненного предложения;

2 вариант – любого осложненного предложения.

Входная диагностика

Осенью

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

(90 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1 вариант – На голых листьях …;

2 вариант - Вдруг среди листвы…

2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.

Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5 классе"

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

(96 слов)

(А.Волков.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Девочка спрыгнула с постели.

2 вариант - Солнце ярко светило в окно.

3) Выполните морфемный анализ слов:

1 вариант – спрыгнула;

2 вариант – расстилался.

4) Объясните постановку знаков препинания в 7 (1 вариант) и в 8 (2 вариант) предложениях.

Контрольный диктант по теме "Словообразование"

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А.Зуеву.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант - Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

1 вариант – побежали, съестное;

2 вариант – отужинали, рассвет.

4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

Контрольный диктант по теме "Лексика. Фразеология"

Лобное место

Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.

Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.

Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.

(107 слов)

(В.Бутромеев.)

Задания.

1) Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните фонетический анализ слов:

1 вариант – бояре;

2 вариант – ему.

Итоговый диктант за 1 четверть

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

(По И. Соколову-Микитову . )

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

2 вариант – В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – весенний;

2 вариант – лесных.

Контрольный диктант по теме "Словообразование. Орфография"

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

(100 слов)

(По И. Соколову-Микитову . )

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – росистый, прохладная;

2 вариант – алмазная, бесчисленный.

3) Выпишите слова с орфограммой "Безударная гласная, проверяемая ударением". Обозначьте орфограмму. Подберите проверочное слово.

Диктант по теме "Имя существительное"

Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(112 слов)

(По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – непогоду, на сучок;

2 вариант – жизнью, на ветках.

2) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – речонка;

2 вариант – бельчонок.

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя существительное"

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(119 слов)

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

1 вариант – на улей, подсолнух;

2 вариант – сборщики, (к) попрыгунье.

1 вариант – лучик;

2 вариант – пчелка.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.

Итоговый диктант за 2 четверть по теме "Имя прилагательное"

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.

Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. "Ежик! – догадался я. – Тащит сухие листья в нору на подстилку."

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

(110 слов)

(По Е.Носову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – (к) лесному (озеру);

2 вариант – мягкий (ковер).

3) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – озеру;

2 вариант – возок.

4) Произведите пунктуационный разбор 10 (1 вариант) и 13 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное"

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

(119 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – серебряные.

Контрольный диктант по теме "Имя числительное"

Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.

(113 слов)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок;

2 вариант – пятая часть.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Итоговый диктант за 3 четверть по теме "Местоимение"

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

(118 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложения последнего абзаца.

Диктант по теме "Глагол"

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

(108 слов)

(По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..

3) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – услышите;

2 вариант – доносились.

4) Составьте схему 1 предложения последнего абзаца.

Контрольный диктант по теме "Глагол"

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.

(110 слов)

(По Л. Толстому)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – поймали бы, светлеет;

2 вариант – ходил бы, боится.

4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца.

Итоговый диктант за курс 6 класса

В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

(117 слов)

(По Д. Зуеву.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – елей;

2 вариант – осинке.

3) Произведите морфологический анализ

1 вариант – любого существительного;

2 вариант – любого прилагательного.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант – любого сложносочиненного предложения;

2 вариант – любого осложненного предложения.

Читайте также: