Сражение 28 панфиловцев. Панфиловцы. Подвиг героев-панфиловцев в годы Великой Отечественной войны

«Как определить то, что поддерживало нас в те неизмеримо тяжелые дни? Мы были обыкновенными советскими людьми. Мы любили Родину. Каждая пядь земли, отданная врагу, казалась отрезанным куском собственного тела».

Из воспоминаний З.С.Шехтмана, бывшего командира 1077-го полка 8-й гвардейской стрелковой имени И. В. Панфилова дивизии

316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Панфилова явилась той силой, что должна была не пропустить врага на волоколамском направлении. Последний эшелон бойцов из района Крестцов и Боровичей прибыл на станцию Волоколамск 11 октября 1941 года. Подготовленной обороны не было, как не было и других войск.

Дивизия заняла оборону на фронте 41-й километр от Рузы до Лотошино и сразу же начала создавать узлы сопротивления на вероятных направлениях удара врага. Иван Васильевич Панфилов был уверен, что враг станет делать ставки на танки как главную ударную силу. Но… «Смелому и умелому танк не страшен», - говорил Панфилов.

«Врагу Москвы не сдадим, - писал И.В.Панфилов жене Марии Ивановне, - уничтожаем гада тысячами, сотни его танков. Дивизия бьется хорошо...» Только с 20-го по 27-е октября 316-й стрелковой дивизией было подбито и сожжено 80 танков, уничтожено более девяти тысяч солдат и офицеров врага.

Изнуряющие бои не прекращались, к концу октября фронт дивизии составлял уже 20 километров - от разъезда Дубосеково до населенного пункта Теряево. Подтянув новые силы, заменив разбитые дивизии новыми и сосредоточив против дивизии Панфилова более 350 танков, к середине ноября противник был готов к генеральному наступлению. «Завтракать будем в Волоколамске, а поужинаем в Москве», - рассчитывали фашисты.

На правом фланге держал оборону 1077-й полк стрелковой дивизии, в центре находились два батальона 1073-го полка майора Елина, на левом фланге, на самом ответственном участке Дубосеково - Нелидово, в семи километрах к юго-востоку от Волоколамска, находился 1075-й полк полковника Ильи Васильевича Капрова. Именно против него были сосредоточены главные силы противника, пытавшегося прорваться к Волоколамскому шоссе и к железной дороге.

16 ноября 1941 года наступление врага началось. Бой, который дала ночью под Дубосеково группа истребителей танков 4-й роты 2-го батальона 1075-го полка во главе с политруком Василием Георгиевичем Клочковым, вошел во все учебники истории. В течение четырех часов панфиловцы сдерживали танки и пехоту врага. Они отразили несколько атак противника и уничтожили 18 танков. Большинство совершивших этот беспримерный подвиг легендарных воинов, в том числе и Василий Клочков, пали в ту ночь смертью храбрых. Остальные (Д.Ф.Тимофеев, Г.М.Шемякин, И.Д.Шадрин, Д.А.Кожубергенов и И.Р.Васильев) были тяжело ранены. Бой под Дубосеково вошёл в историю как подвиг 28 панфиловцев, всем его участникам в 1942-м году советским командованием присвоено звание героев Советского Союза…

Панфиловцы стали для фашистов страшным проклятием, о силе и мужестве героев ходили легенды. 17 ноября 1941 года 316-я стрелковая дивизия была переименована в 8-ю гвардейскую стрелковую дивизию и награждена орденом Красного Знамени. Сотни гвардейцев были награждены орденами и медалями.

19-го ноября дивизия потеряла своего командира… 36 суток сражалась под командованием генерала И.В. Панфилова 316-я стрелковая дивизия, защищая столицу на главном направлении. Еще при его жизни воины дивизии в ожесточенных боях уничтожили свыше 30 тысяч фашистских солдат и офицеров и более 150 танков.

Не добившись решающих успехов на волоколамском направлении, главные силы противника повернули на Солнечногорск, где они намеревались прорваться сначала на Ленинградское, потом на Дмитровское шоссе и с северо-запада войти в Москву.

В 1967 году в деревне Нелидово, расположенной в полутора километрах от разъезда Дубосеково, был открыт Музей героев-панфиловцев. В 1975 году на месте боя воздвигнут мемориальный ансамбль из гранита "Подвигу 28" (скульпторы Н.С.Любимов, А.Г.Постол, В.А.Фёдоров, архитекторы В.Е.Датюк, Ю.Г.Кривущенко, И.И.Степанов, инженер С.П.Хаджибаронов), состоящий из шести монументальных фигур, олицетворяющих воинов шести национальностей, сражавшихся в рядах 28 панфиловцев.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Монумент 28 панфиловцам нависает над разъездом в подмосковном Дубосеково

Государственный архив России рассекретил документы, разоблачающие каноническую советскую историю о 28 героях-панфиловцах. Несмотря на развенчание, многие продолжают верить в оригинальную версию мифа. Би-би-си пытается разобраться в мифологизации военного образа.

Бой у разъезда Дубосеково в Волоколамском районе Московской области в ноябре 1941 года действительно был частью крупномасштабной кампании по обороне Москвы от войск вермахта, а конкретно около Дубосекова была размещена 316-я стрелковая дивизия.

Впервые сообщение о подвиге 28 якобы погибших в бою с нацистами героев появилось в очерке корреспондента Василия Коротеева в газете "Красная звезда", который был отредактирован Александром Кривицким.

Тот же корреспондент, по архивным данным, придумал широко цитируемую фразу: "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва".

"Свыше 50 вражеских танков двинулись на рубежи, занимаемые 29 советскими гвардейцами из дивизии им. Панфилова... Смалодушничал только один из 29... только один поднял руки вверх... несколько гвардейцев одновременно, не сговариваясь, без команды, выстрелили в труса и предателя", - говорилось в заметке, рассказывавшей об уничтожении этой группой людей 18 танков противника.

Арест с книгой о себе самом

Несмотря на героизацию советских времен, вопросы как об авторстве фразы, так и об отсутствии в немецких военных хрониках сообщения о единовременной потере крупной группы танков, поднимались весьма регулярно.

Чтобы окончательно прояснить ситуацию, госархив в среду - "в связи с многочисленными обращениями граждан" - разместил справку-доклад главного военного прокурора времен ВОВ Николая Афанасьева, в которой рассказывается о четверых выживших панфиловцах, один из которых и вовсе работал на немцев после пленения.

"В ноябре 1947 года военной прокуратурой Харьковского гарнизона был арестован и привлечен к уголовной ответственности за измену Родине гр-н Добробабин Иван Евстафьевич. Материалами следствия установлено, что, будучи на фронте, Добробабин добровольно сдался в плен немцам и весной 1942 года поступил к ним на службу. [...] При аресте у Добробабина была найдена книга о "28 героях-панфиловцах", и оказалось, что он числится одним из главных участников этого боя, за что ему и присвоено звание героя Советского Союза", - говорится в справке от 10 мая 1948 года.

Следствие тогда же установило, что, кроме Добробабина, в бою под Дубосековым выжили еще четыре солдата - Илларион Васильев, Григорий Шемякин, Иван Шадрин и Даниил Кужебергенов.

Солдат Иван Натаров, который, согласно утверждениям журналистов "Красной звезды", на смертном одре поведал о совершённом подвиге, был убит 14 ноября - за два дня до предполагаемого боя.

Героизирующий краудфандинг

При этом к 19 июля в России доснимут фильм "28 панфиловцев", половина бюджета которого - 33 млн рублей из 60 млн (580 тысяч долларов из примерно 1 миллиона) - была собрана на основе краудфандинга.

Режиссер фильма Ким Дружинин сказал Русской службе Би-би-си, что осведомлен о казусе Добробабина, но считает освещение его случая небесспорным, поскольку часть историков сомневается в разоблачении версии "Красной звезды".

"Мы снимали фильм о подвиге, о героях. В нашем фильме есть разрешение этого не очень хорошего спора. 316-я дивизия реально там была, бои там были, - и зачем развенчивать подвиг в то время, когда стране особенно нужны герои", - сказал режиссер.

По словам Дружинина, оставшееся финансирование фильму дало министерство культуры и некий "постоянный партнер".

Премьера фильма намечена на 16 ноября, когда каноническая советская историография будет отмечать 74-ю годовщину "подвига панфиловцев".

Щедрые дарители

В комментарии изданию "Титр" продюсер фильма "28 панфиловцев" Андрей Шальопа заявил, что не сомневается в доблести бойцов, а опровержение фальсификаций деятель культуры назвал "ослаблением нравственных опор народа".

В начале июля министр культуры России Владимир Мединский назвал готовящуюся киноленту уникальной и отметил, что в ее финансировании поучаствовал и минкульт Казахстана, где 316-я стрелковая дивизия, наряду с Киргизией, изначально формировалась.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Панфиловцы фигурируют в десятках художественных произведений

Краудфандинг для нужд проекта был запущен еще в конце 2013 года.

Самым щедрым дарителем, сделавшим перевод средств открыто, стал житель Северодвинска Андрей Фокин, пожертвовавший авторам картины 1 млн рублей.

"Я бы не назвал это благотворительностью. Это надежда на то, что рассказов о подвигах и самопожертвованиях будет больше, чем "штрафбатов", "сволочей" и прочего шлака типа фильмов "Утомленные солнцем – 2". Я хочу, чтобы мои дети смотрели хорошее кино", - объяснил Фокин изданию "Правда Севера" причины своего поступка.

Шок от откровений

Месяц назад генеральный директор госархива России Сергей Мироненко на Всемирном конгрессе русской прессы в Москве лично поведал о том, как военная прокуратура СССР признала официальную версию подвига вымыслом.

Его комментарий вызвал бурную реакцию присутствовавших журналистов.

По свидетельствам очевидцев, некоторые из корреспондентов даже обвиняли Мироненко в русофобии.

"Для меня тоже было шоком, что панфиловцев не было. Мы учили в школе все 28 имен наизусть", - сказал тогда главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов.

Миф на службе государства?

Директор "Левада-центра" Лев Гудков в беседе с Би-би-си отметил, что уже в 1960-е годы на русском языке появились опровержения советских мифов о военных действиях.

"Начал опровергать эти мифы еще [публицист Эмиль] Кардин в 60-х годах в "Новом мире". Он там опроверг... этих панфиловцев и прочее. Во-первых, они воспроизводятся просто потому, что такова государственная политика исторической памяти, а с ней не может конкурировать никакая структура, никакие общественные организации, нет общественной дискуссии по этому поводу, соответственно это не переходит на другие каналы воспроизводства собственно исторического знания", - сетует социолог.

Кроме того, по словам Гудкова, отрицание фактов в случаях развенчания исторических неточностей поддерживает представления о национальной гордости.

"Существует некоторый спрос со стороны общества на поддержание такого героического образа самих себя - неагрессивных, защищающихся, всегда являющихся жертвой нападения, но в случае внешней агрессии – мобилизующиеся вокруг власти. Это общество, главная ценность которого – героическое самопожертвование ради сохранения всего целого", - рассказал социолог.

"Изоляция и державность"

По слова главы "Левада-центра", воспроизводство и поддержание мифов - характеристика изолированных обществ.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Клод Леви-Стросс посвятил жизнь изучению происхождения мифов

"Сейчас в России уже больше 10 лет как всё заасфальтировано, зачищено, и голоса историков точно не слышны в средствах массовой информации, в лучшем случае здесь воспроизводятся какие-то мифы советские или милитаристские мифы и делается акцент только на символах имперского величия, великой державы и так далее", - утверждает доктор философских наук.

В честь панфиловцев названы улицы в 12 городах России и Украины, а также несколько парков. Павшие военные упоминаются также в гимне Москвы и десятках произведений искусства.

О созидании мифов на основе реальных событий в замкнутых сообществах много писал один из крупнейших французских антропологов Клод Леви-Стросс.

Как утверждал ученый, мифам свойственна слоеная структура, при которой каждый следующий его носитель обогащает предыдущий миф.

"Общество не отвергает позитивных, пусть даже и ложных интерпретаций", - писал создатель структурной антропологии.

Написал, что найдены документы, подтверждающие реальность подвига 28 панфиловцев.

По словам министра, осенью 2018 года было рассекречено дело под грифом «Смерш» 1942-1944 годов, в котором обнаружены три новых свидетельства того, что бой 28 панфиловцев был; два новых описания боя; многочисленные подробности обстоятельств вокруг подвига (например, слова политрука Клочкова «Отступать некуда»).

Мединский отметил, что о бое и о 28 панфиловцах всегда говорили как о символе, но теперь найдены документы, свидетельствующие о достоверности случившегося.

«Со всей ответственностью заявляю, что действительно факт беспримерного проявления массового героизма со стороны 28 гвардейцев-панфиловцев во главе с политруком роты Клочковым Василием Георгиевичем на разъезде Дубосеково 16 ноября 1941 года имел место в 1075-м гвардейском стрелковом полку…» — говорится в публикации.

В статье министр также привел схему боя и выдержки из рассекреченных документов.

Источник: Российская газета.

Мединский заявляет, что точное количество павших героев того боя неизвестно.

«Сколько было точно? В какой момент боя? Сколько оставалось в живых из 130 бойцов роты — и на момент какой из танковых атак? Но вся эта «наградная арифметика» и не могла сойтись, тем более тогда, учитывая обстановку… Ясно, что под снегом на поле боя у Дубосекова оставались и те, чьи имена мы уже никогда не узнаем. И каждый из них, наверное, воевал геройски и достоин награды. Ясно, что кто-то из 28 награжденных «посмертно» остался в итоге, слава богу, жив. Кто-то из 28, возможно, оказался в этом списке волей случая, лично в этом конкретном бою в этот день, в этом месте танки не сжигавший. Такое, признаемся, не исключено. Но главное — факт: то, о чем мы всегда говорили, тот легендарный бой, оказался еще реалистичнее, чем мы думали, — пишет министр. — Недавно рассекреченные архивные материалы ФСБ, еще одна историческая сенсация. Теперь мы можем поставить точку поверх точки».

Классическая версия подвига

16 ноября 1941 года 28 человек из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка во главе с политруком 4-й роты Василием Клочковым держали оборону против наступающих гитлеровцев в районе разъезда Дубосеково в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска. В течение четырехчасового боя ими были уничтожены 18 танков противника, и продвижение немцев к Москве было приостановлено. В бою погибли все 28 бойцов.


Ноябрь 1941 года. Расчет противотанковой пушки держит оборону на подступах к Москве. Фото: NATIONAALARCHIEF.NL

В апреле 1942 года, когда о подвиге 28 панфиловцев стало широко известно в стране, благодаря публикации литературного секретаря газеты «Красная звезда» Александра Кривицкого, командование Западного фронта вышло с ходатайством о присвоении всем 28 бойцам звания Героев Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года всем 28 гвардейцам, перечисленным в очерке Кривицкого , было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.

Что не так?

В 1947 году прокуроры, проводившие проверку обстоятельств боя у разъезда Дубосеково, выяснили, что в живых остались несколько человек из погибших: Иван Добробабин, Даниил Кужебергенов, Григорий Шемякин, Илларион Васильев, Иван Шадрин. Позднее стало известно, что жив и Дмитрий Тимофеев.

Все они в бою у Дубосеково были ранены. Кужебергенов, Шадрин и Тимофеев прошли через немецкий плен.

Работники прокуратуры, изучив все материалы и заслушав показания свидетелей, пришли к выводу: «подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещенный в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора «Красной звезды» Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого».


Танк Т-34 на дальних подступах к столице, в районе Волоколамского шоссе, Западный фронт. Ноябрь 1941 года. Фото: Wikipedia.

Такой вывод основывается на допросах Кривицкого, Коротеева и командира 1075-го стрелкового полка Ильи Капрова . В полку Карпова служили все 28 героев-панфиловцев.

На допросе в прокуратуре в 1948 году Карпов показал: «Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года не было — это сплошной вымысел. В этот день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота, и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах. Никто из корреспондентов ко мне не обращался в этот период. Никому никогда не говорил о бое 28 панфиловцев, да и не мог говорить, так как такого боя не было. Никакого политдонесения по этому поводу я не писал. Я не знаю, на основании каких материалов писали в газетах, в частности в «Красной звезде», о бое 28 гвардейцев из дивизии им. Панфилова.

В конце декабря 1941 года, когда дивизия была отведена на формирование, ко мне в полк приехал корреспондент «Красной звезды» Кривицкий вместе с представителями политотдела дивизии Глушко и Егоровым . Тут я впервые услыхал о 28 гвардейцах-панфиловцах. В разговоре со мной Кривицкий заявил, что нужно, чтобы было 28 гвардейцев-панфиловцев, которые вели бой с немецкими танками. Я ему заявил, что с немецкими танками дрался весь полк, и в особенности 4-я рота 2-го батальона, но о бое 28 гвардейцев мне ничего не известно… Фамилии Кривицкому по памяти давал капитан Гундилович , который вёл с ним разговоры на эту тему, никаких документов о бое 28 панфиловцев в полку не было и не могло быть».

Бой все-таки был

Показания местных жителей свидетельствуют, что 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково действительно шел бой советских солдат с наступающими немцами. Шесть бойцов, включая политрука Клочкова, были похоронены жителями окрестных деревень.

По архивным данным Минобороны СССР, весь 1075-й стрелковый полк 16 ноября 1941 года уничтожил 15 или 16 танков и около 800 человек личного состава противника. То есть можно говорить о том, что 28 бойцов у разъезда Дубосеково не уничтожали 18 танков и не погибли все.

Возникновение официальной версии

История возникновения официальной версии событий изложена в материалах расследования Главной военной прокуратуры . О подвиге героев впервые сообщила газета «Красная звезда» 27 ноября 1941 года в очерке фронтового корреспондента В. И. Коротеева . В статье об участниках боя говорилось, что «погибли все до одного, но врага не пропустили».

Свыше пятидесяти вражеских танков двинулись на рубежи, занимаемые двадцатью девятью советскими гвардейцами из дивизии им. Панфилова… Смалодушничал только один из двадцати девяти… только один поднял руки вверх… несколько гвардейцев одновременно, не сговариваясь, без команды, выстрелили в труса и предателя…

Далее в передовице говорилось, что оставшиеся 28 гвардейцев уничтожили 18 танков противника и «сложили свои головы - все двадцать восемь. Погибли, но не пропустили врага…» Передовая статья была написана литературным секретарём «Красной звезды» А. Ю. Кривицким . Фамилий сражавшихся и погибших гвардейцев, как в первой, так и во второй статье указано не было.

Критика официальной версии

Критики официальной версии, как правило, приводят следующие аргументы и предположения:

Материалы расследования

В ноябре 1947 года Военной прокуратурой Харьковского гарнизона был арестован и привлечён к уголовной ответственности за измену Родине И. Е. Добробабин . Согласно материалам дела, будучи на фронте, Добробабин добровольно сдался в плен немцам и весной 1942 года поступил к ним на службу. Служил начальником полиции временно оккупированного немцами села Перекоп Валковского района Харьковской области . В марте 1943 года при освобождении этого района от немцев Добробабин как изменник был арестован советскими органами, но из-под стражи бежал, вновь перешёл к немцам и опять устроился на работу в немецкой полиции, продолжая активную предательскую деятельность, аресты советских граждан и непосредственное осуществление принудительной отправки рабочей силы в Германию .

При аресте у Добробабина была найдена книга о 28 героях-панфиловцах, и оказалось, что он числится одним из главных участников этого героического боя, за что ему и присвоено звание Героя Советского Союза. Допросом Добробабина было установлено, что в районе Дубосекова он действительно был легко ранен и пленён немцами, но никаких подвигов не совершал, и всё, что написано о нём в книге о героях-панфиловцах, не соответствует действительности . В связи с этим Главная военная прокуратура СССР провела обстоятельное расследование истории боя у разъезда Дубосеково. Результаты были доложены Главным военным прокурором Вооружённых Сил страны генерал-лейтенантом юстиции Н. П. Афанасьевым Генеральному прокурору СССР Г. Н. Сафонову 10 мая 1948 года. На основании этого доклада 11 июня была составлена справка за подписью Сафонова, адресованная А. А. Жданову .

Впервые публично в достоверности истории о панфиловцах усомнился В. Кардин, опубликовавший в журнале «Новый мир » (февраль 1966) статью «Легенды и факты». В конце 1980-х годов последовал ряд новых публикаций. Важным аргументом стала публикация рассекреченных материалов расследования военной прокуратуры 1948 года .

В частности, в этих материалах содержатся показания бывшего командира 1075-го стрелкового полка И. В. Капрова:

…Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года не было - это сплошной вымысел. В этот день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота, и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах. Никто из корреспондентов ко мне не обращался в этот период; никому никогда не говорил о бое 28 панфиловцев, да и не мог говорить, так как такого боя не было. Никакого политдонесения по этому поводу я не писал. Я не знаю, на основании каких материалов писали в газетах, в частности в «Красной звезде», о бое 28 гвардейцев из дивизии им. Панфилова. В конце декабря 1941 года, когда дивизия была отведена на формирование, ко мне в полк приехал корреспондент «Красной звезды» Кривицкий вместе с представителями политотдела дивизии Глушко и Егоровым. Тут я впервые услыхал о 28 гвардейцах-панфиловцах. В разговоре со мной Кривицкий заявил, что нужно, чтобы было 28 гвардейцев-панфиловцев, которые вели бой с немецкими танками. Я ему заявил, что с немецкими танками дрался весь полк и в особенности 4-я рота 2-го батальона, но о бое 28 гвардейцев мне ничего не известно… Фамилии Кривицкому по памяти давал капитан Гундилович, который вёл с ним разговоры на эту тему, никаких документов о бое 28 панфиловцев в полку не было и не могло быть. Меня о фамилиях никто не спрашивал. Впоследствии, после длительных уточнений фамилий, только в апреле 1942 года из штаба дивизии прислали уже готовые наградные листы и общий список 28 гвардейцев ко мне в полк для подписи. Я подписал эти листы на присвоение 28 гвардейцам звания Героя Советского Союза. Кто был инициатором составления списка и наградных листов на 28 гвардейцев - я не знаю.

Приведены также материалы допроса корреспондента Коротеева (проясняющие происхождение числа 28):

Примерно 23-24 ноября 1941 года я вместе с военным корреспондентом газеты «Комсомольская правда» Чернышевым был в штабе 16-й армии… При выходе из штаба армии мы встретили комиссара 8-й панфиловской дивизии Егорова, который рассказал о чрезвычайно тяжёлой обстановке на фронте и сообщил, что наши люди геройски дерутся на всех участках. В частности, Егоров привёл пример геройского боя одной роты с немецкими танками, на рубеж роты наступало 54 танка, и рота их задержала, часть уничтожив. Егоров сам не был участником боя, а рассказывал со слов комиссара полка, который также не участвовал в бою с немецкими танками… Егоров порекомендовал написать в газете о героическом бое роты с танками противника, предварительно познакомившись с политдонесением, поступившим из полка…

В политдонесении говорилось о бое пятой роты с танками противника и о том, что рота стояла «насмерть» - погибла, но не отошла, и только два человека оказались предателями, подняли руки, чтобы сдаться немцам, но они были уничтожены нашими бойцами. В донесении не говорилось о количестве бойцов роты, погибших в этом бою, и не упоминалось их фамилий. Этого мы не установили и из разговоров с командиром полка. Пробраться в полк было невозможно, и Егоров не советовал нам пытаться проникнуть в полк.

По приезде в Москву я доложил редактору газеты «Красная звезда» Ортенбергу обстановку, рассказал о бое роты с танками противника. Ортенберг меня спросил, сколько же людей было в роте. Я ему ответил, что состав роты, видимо, был неполный, примерно человек 30-40; я сказал также, что из этих людей двое оказались предателями… Я не знал, что готовилась передовая на эту тему, но Ортенберг меня ещё раз вызывал и спрашивал, сколько людей было в роте. Я ему ответил, что примерно 30 человек. Таким образом, и появилось количество сражавшихся 28 человек, так как из 30 двое оказались предателями. Ортенберг говорил, что о двух предателях писать нельзя, и, видимо, посоветовавшись с кем-то, решил в передовой написать только об одном предателе.

Допрошенный секретарь газеты Кривицкий показал:

При разговоре в ПУРе с т. Крапивиным он интересовался, откуда я взял слова политрука Клочкова, написанные в моём подвале: «Россия велика, а отступать некуда - позади Москва», - я ему ответил, что это выдумал я сам…

…В части же ощущений и действий 28 героев - это мой литературный домысел. Я ни с кем из раненых или оставшихся в живых гвардейцев не разговаривал. Из местного населения я говорил только с мальчиком лет 14-15, который показал могилу, где похоронен Клочков.

…В 1943 году мне из дивизии, где были и сражались 28 героев-панфиловцев, прислали грамоту о присвоении мне звания гвардейца. В дивизии я был всего три или четыре раза.

Вывод расследования прокуратуры:

Таким образом, материалами расследования установлено, что подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещённый в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора «Красной звезды» Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого.

Поддержка официальной версии

В защиту официальной версии выступил маршал Советского Союза Д. Т. Язов , опиравшийся, в частности, на исследование историка Г. А. Куманёва «Подвиг и подлог». В сентябре 2011 года газета «Советская Россия» опубликовала материал «Бесcтыдно осмеянный подвиг», включавший письмо маршала c критикой Мироненко . Это же письмо с небольшими сокращениями опубликовала и «Комсомольская правда» :

… Оказалось, что не все «двадцать восемь» оказались погибшими. Что из этого? То, что шестеро из двадцати восьми названных героев, будучи ранеными, контуженными, вопреки всему выжили в бою 16 ноября 1941 года, опровергает тот факт, что у разъезда Дубосеково была остановлена танковая колонна врага, рвавшаяся к Москве? Не опровергает. Да, действительно, впоследствии стало известно, что в том бою погибли не все 28 героев. Так, Г. М. Шемякин и И. Р. Васильев были тяжело ранены и оказались в госпитале. Д. Ф. Тимофеев и И. Д. Шадрин ранеными попали в плен и испытали на себе все ужасы фашистской неволи. Непростой была судьба Д. А. Кужебергенова и И. Е. Добробабина, также оставшихся в живых, но по разным причинам исключённых из списка Героев и до настоящего времени не восстановленных в этом качестве, хотя их участие в бою у разъезда Дубосеково в принципе не вызывает сомнений, что убедительно доказал в своём исследовании доктор исторических наук Г. А. Куманёв, лично встречавшийся с ними. … К слову сказать, судьба именно этих «воскресших из мёртвых» героев-панфиловцев послужила поводом для написания в мае 1948 года письма Главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции Н. П. Афанасьева секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Жданову…

Однако Андрей Александрович Жданов … сразу определил, что все материалы «расследования дела 28 панфиловцев», изложенные в письме Главного военного прокурора, подготовлены слишком топорно, выводы, что называется, «шиты белыми нитками». … В результате дальнейшего хода «делу» дано не было, и оно было отправлено в архив…

Д. Язов привёл слова корреспондента «Красной Звезды» А. Ю. Кривицкого, обвинённого в том, что подвиг 28 панфиловцев - плод его авторского воображения. Вспоминая о ходе расследования, А. Ю. Кривицкий сообщил:

Мне было сказано, что если я откажусь от показания, что описание боя у Дубосеково полностью выдумал я и что ни с кем из тяжелораненых или оставшихся в живых панфиловцев перед публикацией статьи не разговаривал, то в скором времени окажусь на Печоре или Колыме. В такой обстановке мне пришлось сказать, что бой у Дубосеково - мой литературный вымысел.

Документальные свидетельства о бое

Командир 1075-го полка И. Капров (показания, данные на следствии по делу панфиловцев):

…В роте к 16 ноября 1941 года было 120-140 человек. Мой командный пункт находился за разъездом Дубосеково, 1,5 км от позиции 4-й роты (2-го батальона). Я не помню сейчас, были ли противотанковые ружья в 4-й роте, но повторяю, что во всём 2-м батальоне было только 4 противотанковых ружья… Всего на участке 2-го батальона было 10-12 танков противника. Сколько танков шло (непосредственно) на участок 4-й роты, я не знаю, вернее, не могу определить…

Средствами полка и усилиями 2-го батальона эта танковая атака была отбита. В бою полк уничтожил 5-6 немецких танков, и немцы отошли. В 14-15 часов немцы открыли сильный артиллерийский огонь… и вновь пошли в атаку танками… На участках полка наступало свыше 50 танков, причём главный удар был направлен на позиции 2-го батальона, в том числе и участок 4-й роты, и один танк вышел даже в расположение командного пункта полка и зажёг сено и будку, так что я случайно смог выбраться из блиндажа: меня спасла насыпь железной дороги, около меня стали собираться люди, уцелевшие после атаки немецких танков. Больше всех пострадала 4-я рота: во главе с командиром роты Гундиловичем уцелели 20-25 человек. Остальные роты пострадали меньше.

По архивным данным МО СССР, весь 1075-й стрелковый полк 16 ноября 1941 года уничтожил 15 (по другим данным - 16) танков и около 800 человек личного состава противника. Потери полка, согласно донесению его командира, составили 400 человек убитыми, 600 человек пропавшими без вести, 100 человек ранеными .

Показания председателя Нелидовского сельского совета Смирновой на следствии по делу панфиловцев:

Бой панфиловской дивизии у нашего села Нелидово и разъезда Дубосеково был 16 ноября 1941 года. Во время этого боя все наши жители, и я тоже в том числе, прятались в убежищах… В район нашего села и разъезда Дубосеково немцы зашли 16 ноября 1941 года и отбиты были частями Советской Армии 20 декабря 1941 года. В это время были большие снежные заносы, которые продолжались до февраля 1942 года, в силу чего трупы убитых на поле боя мы не собирали и похорон не производили.

…В первых числах февраля 1942 года на поле боя мы нашли только три трупа, которые и похоронили в братской могиле на окраине нашего села. А затем уже в марте 1942 года, когда стало таять, воинские части к братской могиле снесли ещё три трупа, в том числе и труп политрука Клочкова, которого опознали бойцы. Так что в братской могиле героев-панфиловцев, которая находится на окраине нашего села Нелидово, похоронено 6 бойцов Советской Армии. Больше трупов на территории Нелидовского с/совета не обнаруживали.

Из записки генерал-полковника С. М. Штеменко министру Вооружённых сил СССР Н. А. Булганину 28 августа 1948 года :

Каких-либо оперативных документов и документов по линии политических органов, конкретно упоминающих о действительно имевшем место героическом подвиге и гибели 28 панфиловцев в районе разъезда Дубосеково, не найдено совершенно… Только один документ подтверждает гибель политрука 4-й роты Клочкова (упоминающегося в числе 28-ми). Следовательно, можно с полной очевидностью считать, что первые сообщения о бое 28-ми панфиловцев 16 ноября 1941 года были сделаны газетой „Красная Звезда“, в которой были опубликованы очерк Коротеева, передовая газеты и очерк Кривицкого „О 28 павших героях“. Эти сообщения, видимо, и послужили основанием на представление 28-ми человек к званию Героев Советского Союза.

Реконструкция боя

К концу октября 1941 года первый этап немецкой операции «Тайфун» (наступление на Москву) был завершён. Немецкие войска, разбив части трёх советских фронтов под Вязьмой , вышли на ближние подступы к Москве. В то же время немецкие войска понесли потери и нуждались в некоторой передышке для отдыха частей, приведения их в порядок и пополнения. Ко 2 ноября линия фронта на Волоколамском направлении стабилизировалась, немецкие части временно перешли к обороне. 16 ноября немецкие войска вновь перешли в наступление, планируя разгромить советские части, окружить Москву и победоносно закончить кампанию 1941 года.

Судьба некоторых панфиловцев

  • Момышулы, Бауыржан . После войны отважный офицер продолжал службу в Вооружённых Силах СССР. В 1948 году он окончил Военную академию Генерального штаба. С 1950 года - старший преподаватель Военной академии тыла и снабжения Советской Армии. С декабря 1955 года полковник Момыш-улы - в запасе. Член Союза писателей СССР. Вошёл в историю военной науки как автор тактических манёвров и стратегий, которые изучаются в военных ВУЗах до сих пор. Читал лекции по боевой подготовке во время визита на Кубу в 1963 году (опубликованы в испаноязычных газетах). Встречался с Министром обороны Кубы Раулем Кастро и был удостоен звания почётного командира 51-го полка Революционных Вооружённых Сил Кубы. В военных учебных заведениях США, Кубы, Израиля, Никарагуа отдельно изучается военный опыт Момышулы. "Волоколамское шоссе" стало книгой обязательного чтения для членов Пальмах, и позднее для офицеров Армии Обороны Израиля. Фернандо Эредиа писал, что "большинство кубинцев начинают изучение Марксизма-Ленинизма с "Волоколамского шоссе".Скончался 10 июня 1982 года.

Алма-Ата , парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев . Памятный камень, посвящённый Григорию Шемякину, родившемуся в 1906 (по старому стилю) или в 1907 (по новому стилю) году и фактически умершему в 1973 году, но на камне выгравирован год смерти как 1941, так как, по официальной версии, все 28 панфиловцев погибли.

  • Кожабергенов (Кужебергенов) Даниил Александрович . Связной политрука Клочкова. В бою непосредственно не участвовал, так как утром был отправлен с донесением в Дубосеково, где и попал в плен. Вечером 16 ноября бежал из плена в лес. Некоторое время находился на оккупированной территории, после чего был обнаружен конниками генерала Л. М. Доватора , находившимися в рейде по немецким тылам. После выхода соединения Доватора из рейда был допрошен особым отделом , признал, что не участвовал в бою, и был отправлен назад в дивизию Доватора. К этому времени уже было составлено представление на присвоение ему звания Героя, но после расследования его имя было заменено на Аскара Кожабергенова. Умер в 1976 году.
  • Кожабергенов (Кужебергенов) Аскар (Алиаскар) . Прибыл в дивизию Панфилова в январе 1942 года (таким образом, не мог участвовать в бою у Дубосекова). В том же месяце погиб во время рейда панфиловской дивизии по немецким тылам. Включён в представление на присвоение звания Героя вместо Кожабергенова Даниила Александровича, после того как выяснилось, что последний остался жив. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 вместе с другими панфиловцами удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
  • Васильев, Илларион Романович . В бою 16 ноября был тяжело ранен и попал в госпиталь (по разным версиям, был либо эвакуирован с поля боя, либо после боя подобран местными жителями и отправлен в госпиталь, либо полз трое суток и был подобран конниками Доватора). После выздоровления был направлен в действующую армию, в тыловое подразделение. В 1943 году был демобилизован из армии по состоянию здоровья. После публикации Указа о присвоении ему звания Героя (посмертно) заявил о своём участии в бою. После соответствующей проверки без особой огласки получил звезду Героя. Умер в 1969 году в Кемерове .
  • Натаров, Иван Моисеевич . Согласно статьям Кривицкого, он участвовал в бою у Дубосекова, был тяжело ранен, доставлен в госпиталь и, умирая, рассказал Кривицкому о подвиге панфиловцев. Согласно политдонесению военкома 1075-го стрелкового полка Мухамедьярова, хранящемуся в фондах ЦАМО , погиб за два дня до боя - 14 ноября. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 21 июля 1942 вместе с другими панфиловцами удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
  • Тимофеев, Дмитрий Фомич . В ходе боя был ранен и попал в плен. В плену ему удалось выжить, после окончания войны вернулся на родину. Претендовал на получение звезды Героя, после соответствующей проверки получил её без большой огласки незадолго до смерти в 1950 году.
  • Шемякин, Григорий Мелентьевич . В ходе боя был ранен и оказался в госпитале (есть информация, что его подобрали бойцы дивизии Доватора). После публикации Указа о присвоении ему звания Героя (посмертно) заявил о своём участии в бою. После соответствующей проверки без особой огласки получил звезду Героя. Умер в 1973 году в Алма-Ате .
  • Шадрин, Иван Демидович . После боя 16 ноября попал в плен в бессознательном, по собственному заявлению, состоянии. До 1945 года находился в концлагере , после освобождения ещё 2 года провёл в советском фильтрационном лагере для бывших военнопленных . В 1947 году вернулся домой в Алтайский край , где его никто не ждал - он считался погибшим, а жена жила в его доме с новым мужем. Два года перебивался случайными заработками, пока в 1949 году узнавший его историю секретарь райкома не написал о нём Председателю Президиума Верховного Совета СССР. После соответствующей проверки без особой огласки получил звезду Героя. Умер в 1985 году.

Память

См. также

Примечания

  1. М. М. Козлов. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. - М .: Советская энциклопедия, 1985. - С. 526.
  2. Справка-доклад «О 28 панфиловцах» . Государственный архив РФ. Ф.Р - 8131 сч. Оп. 37. Д. 4041. Лл. 310-320. Опубликовано в журнале «Новый Мир», 1997, № 6, с.148
  3. «С поправкой на миф» ПОИСК - газета российского научного сообщества
  4. Пономарев Антон . Героев-панфиловцев, которые в 1941 году остановили немцев на подступах к Москве, вспоминают в России , Первый канал (16 ноября 2011). Проверено 16 ноября 2012.
  5. Гороховский А. Знаменитый подвиг двадцати восьми панфиловцев у разъезда Дубосеково был придуман журналистами «Красной звезды» и партийным руководством Красной армии // Факты : газета. - 17.11.2000.
  6. В частности, потеря 10 танков 6 ноября 1941 года в боях под Мценском произвела сильное негативное впечатление на командование 4-й танковой дивизии и была особо отмечена в мемуарах Гудериана - Коломиец М . 1-я гвардейская танковая бригада в боях за Москву // Фронтовая иллюстрация. - № 4. - 2007.
  7. «Красноармеец Натаров, будучи ранен, продолжил бой и вёл бой и вёл огонь из своей винтовки до последнего дыхания и героически погиб в бою.» Политическое донесение А. Л. Мухамедьярова от 14 ноября 1941 года. Опубликовано: Жук Ю. А . Неизвестные страницы битвы за Москву. Московская битва. Факты и мифы. - М.: АСТ, 2008.
  8. Бесcтыдно осмеянный подвиг // Советская Россия. - 1.9.2011.
  9. Маршал Дмитрий Язов: «28 героев-панфиловцев - выдумка? А кто же тогда немцев остановил?» // Комсомольская правда. - 15.9.2011.
  10. Кардин В . Легенды и факты. Годы спустя // Вопросы литературы. - № 6, 2000.
  11. Стенограмма передачи «Цена победы» 16.10.2006 . Радио «Эхо Москвы». Автор - Мартынов Андрей Викторович, историк, к.ф.н. (Проверено 16 ноября 2012)
  12. Исаев А. Пять кругов ада. Красная армия в «котлах». - М .: Яуза, Эксмо, 2008. - С. 327.
  13. Федосеев С. Пехота против танков // Вокруг Света : журнал. - Апрель 2005. - № 4 (2775).
  14. Широкорад А. Б. . Бог войны Третьего рейха. - М.: 2003. - С. 38-39.
  15. Чужая слава // Военно-исторический журнал. - 1990. - № 8, 9.
  16. См. материал в программе «Искатели» от 19 марта 2008 [уточнить ]
  17. Добробабин во время следствия по вопросу о реабилитации заявлял: «Я действительно служил в полиции, понимаю, что совершил преступление перед Родиной»; подтверждал, что в страхе перед наказанием добровольно покинул село Перекоп с отступающими немцами. Он утверждал также, что у него «не имелось реальных возможностей перейти на сторону советских войск или уйти в партизанский отряд», что было сочтено не соответствующим обстоятельствам дела.
  18. Добробабин Иван Евстафьевич . Герои Страны . Патриотический интернет-проект «Герои Страны» (2000-2012).

Всероссийская государственная (!) телевизионная и радиовещательная компания с радостью, как будто нашла потерянный пенсионеркой кошелёк, сообщила об очередном разоблачении советских мифов. На этот раз выяснилось, что подвиг 28 героев-панфиловцев был выдуман советскими журналистами. Новость тут же подхватили, разнесли по всему интернету и принялись смачно обсуждать. В общем, у некоторых ребят сегодня очередной праздник.

А дело всё в том, что Государственный архив России опубликовал справку-доклад о подвиге 28 героев-панфиловцев. Доклад подготовлен Главным военным прокурором ВС СССР генералом-лейтенантом юстиции Н. Афанасьевым 10 мая 1948 г. Почему понадобилось публиковать этот доклад именно сейчас, ещё предстоит выяснить. А пока просто полюбопытствуем, что же содержится в докладе и зачем вообще понадобилась такая справка.

Оказывается, началось всё с того, что в 1947 г. за измену Родине был арестован некто И.Е. Добробабин. Выяснилось, что гр. Добробабин участвовал в боях в районе Дубосеково, за что был награждён звездой Героя Советского Союза и где сдался в плен немцам.

Далее выяснилось, что кроме Добробабина в живых из 28 погибших героев-панфиловцев остались ещё несколько человек, в связи с чем и решено было организовать проверку обстоятельств того знаменитого боя. В результате проверки оказалось, что впервые о бое гвардейцев дивизии им. Панфилова сообщалось в газете «Красная Звезда» от 27 ноября 1941 г. При этом в статье журналиста Коротеева говорилось, что все панфиловцы-участники боя погибли и что из пятидесяти четырёх немецких танков были уничтожены восемнадцать. На следующий день, то есть 28 ноября, в «Красной Звезде» появилась передовица литературного секретаря газеты Кривицкого под названием «Завещание 28 павших героев». Кривицкий писал, что бойцов было двадцать девять, но один из них сдался в плен, и был застрелен товарищами. Остальные двадцать восемь «погибли, но не пропустили врага». Позднее, уже в январе 1942 г., Кривицкий снова вернулся к этой теме, и «Красная Звезда» подробно рассказала о бое, о переживаниях бойцов, названных при этом поименно. И в июле 1942 г. всем перечисленным бойцам были присвоены звания Героев Советского Союза.

Далее в справке-докладе говорится, что все художественные произведения, посвящённые 28 героям-панфиловцам, основаны на статьях «Красной Звезды». Тайны, кстати, из этого никто и не делал. Так, Н. Тихонов, автор поэмы «Слово о 28 гвардейцах» сообщал, что основывался исключительно на статье Кривицкого и что других материалов у него не было.

А что же происходило на самом деле близ Дубосеково? Был ли подвиг? Или, может быть, немцы не рассматривали Москву в бинокли, а советский солдат не отстоял свою столицу, и как-то так, незаметно для всех Москву сдали Гитлеру?

Главное политическое управление РККА провело в 1942 г. свою проверку обстоятельств того боя, и вот, что было установлено. 4 рота 1075 стрелкового полка занимала оборону Нелидово - Дубосеково - Петелино. В результате боёв с наступающим противником полк понёс большие потери и отошёл на новый оборонительный рубеж. «Легенда о 28 героически сражавшихся и погибших героях началась статьёй О. Огнева ("Казахстанская Правда" от 2.4.42.), а затем статьями Кривицкого и других».

Как видим, ошибаются все, даже Главпуркка: статья Кривицкого появилась много раньше статьи Огнева.

Были опрошены и местные жители, показавшие, что бой панфиловской дивизии у села Нелидово и разъезда Дубосеково состоялся, немцы в результате этого боя были отбиты, а политрук Клочков действительно погиб в этом бою.

Коротеев, впервые написавший о 28 героях, поведал, что о героических боях под Москвой, в частности, о бое одной роты с немецкими танками, ему рассказал комиссар панфиловской дивизии Егоров. Комиссар порекомендовал ему ознакомиться с политдонесением и написать об этом бое. «В полидонесении говорилось о бое пятой роты с танками противника» , о том, что рота стояла насмерть, и что два человека сдались в плен. Но ни фамилии бойцов, ни их число не назывались. Когда же готовилась публикация в газете, журналисты решили исходить из того, что в роте на тот момент было человек тридцать-сорок, минус два предателя. Так и появились 28 героев-панфиловцев.

Что же касается самих военных и командования 1075 стрелкового полка, то командир полка И.В. Капров показал буквально следующее: «Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. не было - это сплошной вымысел». И далее: «...В этот день у разъезда Дубосеково, в составе 2-го батальона дралась 4-я рота и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах...»

Что же получается? Была панфиловская дивизия? Была. Приняла бой у разъезда Дубосеково? Приняла. Отбила немцев? Отбила. Подвиг это или... так себе? Пожалуй, что всё-таки подвиг. Так в чём же ложь? Оказывается, в цифре 28. Но, простите, государственный телеканал сообщил: «знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов, подтвердили в Госархиве России. Рассекречен документ, автор которого - главный военный прокурор СССР Николай Афанасьев. Еще в 48-м он доложил Андрею Жданову, что история о героизме 28 бойцов дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова выдумана». Целиком и полностью - это значит, что не было ни дивизии, ни подвига. Однако в опубликованных документах ничего похожего не значится. Из документов следует, что героев было не 28, а значительно больше. Всё остальное опровергнуть не получилось. Выходит, что число героев выросло, а подвиг оказался вымыслом? То есть подвиг засчитывается только при числе героев равном двадцати восьми?

Нет. Просто это не подвиг панфиловцев - вымысел советских журналистов, а разоблачение подвига панфиловцев - «целиком и полностью» вымысел журналистов России, а точнее - ВГТРК. Другими словами, в год семидесятилетия Победы Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания взяла на себя роль фальсификатора и очернителя. А если ещё более узко, то государство, которое так много говорит о недопустимости пересмотра истории и особенно истории Великой Отечественной войны, должно бить себя по затылку. Потому что само же это государство и способствует как пересмотру с фальсификацией, так и очернительству с лжеразоблачениями. Чем именно способствует, это уж другой вопрос - халатностью, политической близорукостью, набором недалёких сотрудников, злым ли умыслом, но так или иначе государство ныне само выступило в роли фальсификатора своей же собственной истории, взяв на себя при этом функции саморазрушения.

Конечно, любой народ и любое государство имеют свои мифы. Миф формирует отношение человека к окружающему миру, объясняет этот мир и придает ему смысл. При этом миф - это вовсе не обязательно выдумка. Исследователь мифа, философ А.М. Пятигорский определял миф как историю о «не-обыкновенной» личности с «не-обыкновенным поведением». Миф никогда не создается нарочно, он всегда рядом с человеком. Все, чем человек окружает себя и есть миф, поскольку все вещи всегда нагружены смыслом.

Подвиг панфиловцев - это тоже миф, потому что это и есть история о необыкновенных людях и необыкновенном поведении. Но это не значит, что подвига не было, что он - выдумка. Этот подвиг иллюстрирует народный героизм и отношение людей к войне и противнику. И неважно, говорил или нет Клочков свои знаменитые слова. Слова Клочкова-Кривицкого в любом случае объясняют действия тех, кто погибал под вражескими танками.

Суть происходившего семьдесят лет назад не в том, кто что сказал, дралась ли четвёртая или пятая рота и где сколько было человек - двадцать восемь или тридцать пять. И если у разъезда Дубосеково погибло не двадцать восемь советских солдат, а шесть или сто пятьдесят три, это ровным счётом ничего не изменит и ни на что не повлияет. «28» стали символом. Как Брестская крепость, как моряки-черноморцы. Эти символы обозначают стойкость и верность долгу; за ними стоят люди, которые умирают, но не сдаются. Оспаривать эти символы не просто кощунственно, но и так же нелепо, как пытаться выяснить: правда ли, что «нас оставалось только трое из восемнадцати ребят» и «в живых осталось только семеро молодых солдат»? Жил ли Серёжка на Малой Бронной, а Витька на Моховой?

Ну давайте отныне будем говорить не «28 героев-панфиловцев», а «128 героев-панфиловцев». Легче нам от этого станет? Перестанем мы себя чувствовать обманутыми тоталитарным режимом?

Во время военных действий, во время любого хаоса вполне естественны путаница и неразбериха. Иногда сложно получить точные данные и тогда приходится довольствоваться примерными. Журналист Коротеев и редактор «Красной Звезды» генерал-майор Ортенберг остановились на двадцати восьми бойцах. Ну и что?

В том, что подвиг был, нет никаких сомнений, и никто опровергнуть этого не смог. Пусть даже советские журналисты навязали на этот подвиг розовый бантик, пусть назвали неточное число сражавшихся и погибших, но суть происходившего никоим образом не пошатнулась. И утверждать на этом основании, что «знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов» значит попросту расписаться не то в профнепригодности, не то в ангажированности. А может, и в том, и в другом единовременно.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 22

Комментарии

22. Лебядкин : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-25 в 10:56

Иогу лично засвидетельствовать то, что случацно стало известно мне. Панфиловская дивизия - была, и часть её приняла бой, ибо приказ об отступлении на заранее подготовленные позиции дивизия то ли не получила своевременно, то ли не "захотела отступать". Это мне извастно ещё с 80-х годов прошого века от тогда ещё живого участника обороны Москвы.
То есть - повторю - дивизия такая была, и её часть сражалась под Дубосеково. Это - истина. Остальное - в деталях - мне неведомо.

21. Владимир Петрович : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-24 в 14:37

В чем истинная цель тех, кто под видом установления истины развенчивает былины о подвигах наших солдат. Я не случайно обозначил их как былины, потому что в каждом таком событии совершенно логично могут присутствовать неточности и это совершенно не подрывает доверие к первичной информации. Военный репортер был впечатлен событиями благодаря которым горстка людей остановила мощный моторизованный кулак направленный на Москву. Многое ли он мог выяснить тогда, в условиях продолжающегося боевого взаимодействия? О какой точности может идти речь? Зачем ловить кого-то на слове? Все мы знаем подвиг был, пусть не двадцать восемь (пусть больше или меньше) пусть умело или не очень, но эти люди остановили фашистскую машину под Москвой. Честь им и хвала. А копаться в телах и судьбах людей что бы уличить неточности- грязное и недостойное дело. Так вот все же о том, кому и для чего это надо. Это надо обслуживающим иностранные интересы либералам, нужно им это для того чтобы понизить возможную самооценку Россиян. Заставить их усомниться и разувериться в величии побед и свершений которые совершили наши деды. Делается это последовательно и неуклонно. Делается с высоких ученых трибун. И вот уже только кислой ухмылки удостаиваются те кто вспоминает ледовое побоище, Святой князь позиционируется как бандит и рэкетир. Это реально происходит в нашей науки, потому, что мы не смотрим- кому мы доверяем. Кому мы доверяем нашу память и нашу историю, нельзя быть в этом вопросе простодушным.

20. Олег Московский : Русскому сталинисту, на 17
2015-07-24 в 09:05

//А всё остальное-одно сплошное убожество и жалкие пародии на штатовские блокбастеры вроде опуса "Александр. Невская битва" (сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).//

Совершенно согласен. Например кантата Сергея Прокофьева "Александр Невский" вошла в современный репертуар самых известных мировых симфонических оркестров! Причем в исполнении итальянского симфонического оркестра сопровождается кадрами из этого великого фильма с субтитрами. А сколько таких шедевров нам подарила сталинская эпоха в искусстве? И не сосчитать. А что сейчас? Полная творческая импотенция современных "деятелей культуры". Причем именно Сталин повернул искусство лицом к народу, сделал его патриотическим по содержанию, безжалостно избавился от либерально-иудейского духа и антирусской направленности, характерной для ленинского этапа. И что мы видим на экранах сейчас? Тот же самый либерально-иудейский дух и русофобию. Какова эпоха, таково и искусство.

19. Алёша :
2015-07-24 в 04:22

Если же взять постсоветскую эпоху, то ни одного стоящего исторического фильма снято не было, кроме "Ермака", который был снят советскими режиссёрами Краснопольским и Усковым, и в котором главные роли играли советские же актёры. Один фильм за 25 лет - это сильно!


"28 панфиловцев" - станет вторым. И пока на этом видимо всё. Фильм о Евпатии Коловрате - очер. комикс а-ля Голливуд. С Пересветом видимо всё заглохло ибо ни слуху, ни духу.

18. Коротков А. В. : Ответ на 17., Русский Сталинист:
2015-07-23 в 23:02

сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).


Кстати, прошла новость, что его отреставрировали (наконец-то!), и покажут на Венецианском фестивале.

Надеюсь, выпустят полученный результат и на носителях. И хорошо бы не испорченный (с оригинальными титрами и фонограммой) вариант.

17. Русский Сталинист : Ответ на 16., Туляк:
2015-07-23 в 20:50

Абсолютно верно.
С начала 30-х годов Советская Власть (т.е. лично Сталин) взяла твёрдый курс на возрождение Русской Истории, о чём Вы справедливо написали, приведя массу конкретных примеров из всех сфер искусства и культуры. Отрицать такие факты невозможно, только лишь забалтывать.
Если же взять постсоветскую эпоху, то ни одного стоящего исторического фильма снято не было, кроме "Ермака", который был снят советскими режиссёрами Краснопольским и Усковым, и в котором главные роли играли советские же актёры. Один фильм за 25 лет- это сильно!
А всё остальное-одно сплошное убожество и жалкие пародии на штатовские блокбастеры вроде опуса "Александр. Невская битва" (сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).

16. Туляк : Ответ на 11., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 19:49

Беда в том, что о многих подвигах наших пращуров, мы узнаем только сейчас. Не учили этому в школе, хотя школа наша была гораздо лучше нынешней.

Тут я с Вами решительно не соглашусь! И в школе учили этому и фильмы есть и про А.Невского и про Суворова и про Ушакова и про Нахимова и про Минина и Пожарского и про Петра Первого и про Ивана Грозного и про Михайло Ломоносова и про Ярослава Мудрого и про Вс Руднева и крейсер "Варяг" и про Емельяна Пугачёва и про Андреева, создателя Русского Ансамбля Русской Балалайки и про Пятницкого с его знаменитым на весь мир Русским Народным Хором и многих прочих и прочих других исторических личностях ДО советской эпохи! А уж про ВОВ фильмов просто не счесть! А сколько фильмов, стихов, песен было сложено про простого Человека Труда! Вы не найдёте НИ ОДНОЙ профессии, про которую не было бы снято, хотя бы одного фильма, не сложено стихов, песен, не написано кртин и т.д. и т.п...... И тысячи книг писались про всё это! Если привести ВЕСЬ СПИСОК того, что было показано на кино и телеэкранах, написано в книгах, сложено в стихах и песнях, изображено в живописи, и даже отснято в мультиках для детей, то этот СПИСОК, не просто с лихвой перекроет ВСЁ что в этом плане сделано при нынешней власти, но и получиться (если это мереть в процентном выражении) что за 25 лет "демократии" в России ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СДЕЛАНО!!! А если ещё взять и посмотреть на то, что сделано, то окажется, что больше половины, это ВРАНЬЁ и ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ИСТОРИИ!!! Эти два документальных фильма, по нашим временам - РЕДКОСТЬ! В основном, это бред о "Сталинграде" Бондарчука, ложь о "Цитаделе" МиГалкова, "Сволочи", 4 дня в мае", "Штрафбат" и прочая мерзость, на которой НЕ ДАЙ БОГ учить истории России наших детей!

15. Сергей Владимирович : Ответ на 13., Алёша:
2015-07-23 в 18:45

Алексей, это вопрос, скорее, веры... Веры в свой народ, который всё более думал о небесном, чем о земном..."Битва за обоз", "Атака мёртвых"Спасибо. О Судьбищенской битве я узнал совсем недавно. А об Осовце, когда-то, стишок написал: http://www.stihi.ru/2015/01/26/7846


Спасибо и Вам, Алексей!

14. Сергей Владимирович : 28 панфиловцев
2015-07-23 в 18:33

Читал книгу, я об этом уже писал, назыаалась она "Красный дым". Сборник повестей о пограничниках. ... Отступающй полк и 28 пограничников, присоединившихся к полку, которых оставили прикрыть отход полка...Покинуть позицию они могли после того, когда увидели бы "ракету красного дыма". Скорее всего, они понимали, что ракеты не будет - полку надо оторваться. За день боя, имея стрелковое вооружение и гранаты, они перемолотили батальон пехоты, несколько танков и БТР. Об этом, в послесловии, как о доказанном факте, сообщал архив ВС СССР.

13. Алёша : Ответ на 7., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 18:24

Алексей, это вопрос, скорее, веры... Веры в свой народ, который всё более думал о небесном, чем о земном..."Битва за обоз", "Атака мёртвых"


Спасибо. О Судьбищенской битве я узнал совсем недавно. А об Осовце, когда-то, стишок написал: http://www.stihi.ru/2015/01/26/7846

12. Сергей Абачиев : Великолепно, Светлана!
2015-07-23 в 18:22

Беда только в несоизмеримости количества зрителей ВГТРК и количества посетителей портала . Ну да ничего! Господь правду видит и "малое стадо" у Него на виду и даже на особом почёте!

11. Сергей Владимирович : Ответ на 8., Туляк:
2015-07-23 в 17:56

"И один в поле воин, коль по-русски скроен." Про подвиг Н.Сиротина есть отличный документальный фильм:http://goo.gl/c54BBT Вот ещё один Подвиг Русских Солдат в начале войны, не менее показательный:http://goo.gl/SjQz19


Беда в том, что о многих подвигах наших пращуров, мы узнаем только сейчас. Не учили этому в школе, хотя школа наша была гораздо лучше нынешней. "Молодечная битва", в которой полегли, защищая Русь, опричники... После этого их, вроде, уже и не было - все полегли. Суворов, не проигравший ни одного из сражений; Ушаков, не потерявший ни одного корабля, да и погибших моряков не так уж много было. Надо бы начинать обучение школьников вот с таких примеров.

9. Леонид Болотин : Бои за оборону Москвы - как будто это было вчера
2015-07-23 в 17:13

Мой Отец в 1964 году работал собственным корреспондентом «Известий» по Узбекистану, и при его корпункте в Ташкенте была общественная приемная, которой руководил отставной полковник, родом из Казахстана. К сожалению, я не помню, как его звали, но думаю, в архиве Отца как-нибудь найду его имя и фамилию. В Июне 1964 года отец доставил меня в Москву, чтобы вместе со мной отдохнуть в «известинском» доме отдыха «Пахра» для моей психологической реабилитации после тяжелой операции, которые я перенес в Апреле. Но поехал отец не только в отпуск, а совместил его с делами. Мы прилетели в Москву вместе с руководителем общественной приемной – отставным полковником. Разместились в старой части гостиницы «Москва» - в бывшем «Гранд-отеле», окна наших номеров как раз выходили на музей Ленина, похожий на сказочный дворец. И вот утром следующего дня я проснулся один в номере, однако услышал голос Отца за стенкой и отправился в номер, где остановился полковник… Пришел туда и потихоньку уселся в большое кресло, чтобы не прервать разговор.
В начале войны полковник служил в дивизии генерала Панфилова, конечно, в ином - более младшем звании, и вот он рассказывал Отцу, а потом стал обращаться и ко мне. Рассказывал он очень буднично боях под Москвой в Октябре и снежном Ноябре 1941 года.
Сперва я ничего не понимал, поскольку не застал начала разговора: скупые слова рассказчика были так сильны и точны, хотя и без малейшей цветистости, от чего первым моим впечатлением от рассказа, что это происходило несколько месяцев назад - осенью 1963 года. И меня охватил ужас оттого, что Москве недавно угрожала такая напасть… И только потом из «будничного», без малейшего пафоса рассказа я понял, что речь идет об осени 1941 года, и успокоился, стал внимательнее вслушиваться. Полковник называл номера больших и малых частей и населенных пунктов, километраж до окраин Москвы, и потери, потери, потери - половина личного состава, две трети, три четверти. В основном большие потери были уже после смерти гвардии генерал-майора Панфилова, генерал умер беречь своих солдат. А потерибыли среди тех, кто оказался на передовой всего за несколько недель до боев. До этого дивизия прибыла из Казахстана сначала под Новгород, а потом была переброшена под Москву… Но перед тем бойцы Панфилова ещё на учениях в Казахстане прошли занятия против «танкобоязни» с помощью наездов на учебные окопы тракторов и бульдозеров… Этим и отличается их успешность в борьбе с немецкой техникой во время последней попытки нацистов атаковать и захватить Москву.
Полковник почти ничего не говорил о самом себе, только упоминал себя в связи с какими-то моментами, которым он был свидетелем, например, когда говорил что-то о генерале Панфилове…
И хотя мне было всего шесть с половиной лет, я уже тогда что-то слышал о подвиге «28 панфиловцев». В стране шла подготовка к празднованию ХХ-летия Победы, и в телепередачах, по радио, в газетах и журналах (Мама научила меня читать в начале шестого года моей жизни, и тогда я уже просматривал «Пионерскую правду», которую выписывали для сестры, любил листать «Неделю» - приложение к «Известиям», журнал «Пионер»), много рассказывали о войне. И в моих любимых книгах - Детской Энциклопедии в желтом переплете, в двухтомник Вершигоры о Ковпаке с множеством фотографий, тоже было много о войне. Но о самом генерале Панфилове я тогда слышал впервые, и о его дивизии, и о его смерти. Потому и слушал полковника, затаив дыхание с широко раскрытыми глазами.
И только многие годы спустя, когда мне самому перевалило за сорок, я понял, откуда было мое чувство от рассказа полковника, как о чем-то происходившем совсем недавно. Именно так чувствовал своё недавнее прошлое ветеран войны, для него это было будто вчера. И его чувство через рассказ передавалось мне.
Так и сейчас происходившее в 1992 году, я воспринимаю, как совсем недавнее прошлое, хотя за этот срок родилось и выросло целое поколение людей. Но мне памятны картины, которые возникали в моем сознание, в моем внутреннем взоре от простых слов полковника: я видел эти колонны немецких танков и другой вражеской бронетехники, видел форму немецких солдат и офицеров, слышал их гортанную речь, которые когда-то видел и слышал рассказчик-полковник, видел эшелоны и моих земляков из Средней Азии, и эшелоны сибиряков
Меня резанула по сердцу попытка принизить подвиг всех панфиловцев. Подобная информационная атака была и в 2011 году, когда отмечалось 70 битвы под Москвой. Мерзавцы от историографии никак не могут уняться. Им надо научно бить по сусалам, по сусалам, по сусалам!!!
http://www.sovross.r...s.php?name=News& ;file=article&sid=588848

8. Туляк : Ответ на 5., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 17:09

6. Алёша : Re: Подвиг был
2015-07-23 в 16:34

С рассветом, из-за горизонта,
Пришли они в моторном рёве
Прицелами дырявя мир.
Две роты чёрных мастодонтов,
Давно привычных к вкусу крови,
А в главном танке - командир.
Упрятав ястребиность взора
За толстой, башенной бронёю,
Гонимый в битву силой древней,
Он наблюдал зрачком прибора
Как его танки шли свиньёю
Давя чужую, для них, землю
Слоновьей, многотонной тяжестью,
Купая траки в белом снеге
И копотью поганя высь...

А в головах у экипажей,
Оглохших в гусеничном беге
Навязчивая билась мысль:
Прорваться с грохотом и блеском
К Москве, покуда длится осень,
Сломив заслоны и преграды.
Но ждали их за перелеском.
В два раза меньше - двадцать восемь.
Правда не танки, а солдаты.
И дождались. И крепко слились
Со сталью крупповской брони
В объятиях огня и смерти.
И танки намертво застыли,
Среди заснеженной земли...

Кто мёртв душою, что ж, не верьте.

5. Сергей Владимирович : И один в поле воин...
2015-07-23 в 15:22

"И один в поле воин, коль по-русски скроен."

Имя - Николай. Отчество - Владимирович. Фамилия - Сиротинин. Рост - Сто шестьдесят четыре сантиметра. Вес - пятьдесят четыре килограмма. Звание - старший сержант. Русский. Воинская профессия - артиллерист, командир орудия. Возраст - двадцать лет. Деревенский. 55-й стрелковый полк, 6-я стрелковая дивизия. Та самая дивизия, части которой стояли в Брестской крепости и возле неё.
Противотанковая пушка, калибр - 76 миллиметров, вес в боевом положении полторы тонны. Шестьдесят снарядов. Карабин, патроны. Вес снаряда - девять килограмм. Наиболее действительный огонь по бронированным целям - 600 метров, прямая наводка. Направление обороны простое - за Родину.

Противник: вторая танковая группа любимца фюрера Гудериана. Четвёртая танковая дивизия вермахта, авангард. Колонна из 59 немецких танков.

Основной немецкий боевой танк Т-III: вес - 20 тонн, двигатель Maybach мощностью 250 л.с., скорость 32 км/ч. Экипаж -5 человек. Габариты: 5,69х2,81х2,335м. Вооружение: 37-мм пушка и три пулемета MG34.

Двести танкистов, 150 пулемётов, 59 пушек, 1200 тонн немецкого железа.

Танковый батальон прикрывала рота пехоты в грузовиках, пешком и на лошадях с велосипедами. А именно: четыре офицера, 26 унтер-офицеров, 161 солдат. Вооружение: 47 пистолетов, 16 шмайссеров,132 карабина, 12 ручных пулемётов, 3 противотанковых ружья, три 50-мм миномёта. 22 лошади, 9 пароконных повозок, 1 полевая кухня, 9 велосипедов. Гусенично-колёсные бронемашины. Мотоциклисты.

Направление движения, важнее не придумаешь - Москва.

17 июля 1941 года. Маленькая белорусская деревня Сокольничи. Мост через неширокую речушку Добрысть. Заболоченные берега. За речкой, в зелени второго месяца лета затерялась в маскировке единственная пушка и солдат. Арьергард артиллерийской батареи стрелкового полка. Перед мостом, с другой стороны реки, забитая немецкими танками дорога - Варшавка. Сзади, лихорадочно спешащий на новый рубеж обороны, реку Сож, родной стрелковый полк.

Главное - время, чтоб они успели занять рубеж и окопаться.

Думаю, они тебе больше тридцати раз пальнуть не дадут, - сказал командир батареи, - заткнёшь мост и отходи. Замок от пушки - с собой в вещмешок. Лошадь за сарайчиком. Догонишь.
- Ничо, таварищ старший лейтенант, я всё сделаю. Я деревенский, вы мене токо оставьте ещё снарядов, и вам быстрее ехать будет и лошадям проще, не так тяжельше, - маленький сержант смотрел снизу вверх спокойно и уверенно, как будто перед тем, как сделать привычную и тяжёлую сельскую работу на своей земле в деревне на орловщине. От деревни Сокольничи до районного центра Кричева - пять километров. Несколько минут езды. Но 17 июля 1941 года, чтобы преодолеть это расстояние гитлеровцам понадобилось два с половиной часа.

Очевидцы говорят, что командир вначале боя был где-то рядом - корректировал, но как только Сиротинин первым выстрелом подбил перед въёздом на мост головной танк, а затем последний, который попал в сектор обстрела пушки на дороге, то он ушёл за батареей. Мост был закупорен. Задача выполнена. Но вторую половину командирского приказа на отход Сиротинини не выполнил. У него было шестьдесят снарядов. И десять немецких танков, застрявших в болоте при попытке съехать с дороги. И еще танки на подходе. И бронемашины. И пехота, гитлеровская спесь, захватчики, оккупанты в серых мундирах в секторе обстрела орудия.

И начался бой. А когда в руках у тебя оружие, полно боеприпасов, а впереди враг, а позади..., а они едут, как на параде, как у себя дома и отступать не в радость, то наплевать с какой стороны пушки механизмы вертикальной и горизонтальной наводки. Извернулся, наизнанку, но навёл. Было бы желание. Навёл, выстрелил, засёк попадание, принёс снаряд, навёл, выстрелил, снаряд...

Цивилизованная, упорядоченная, правильная Европа, павшая к ногам фашистов почти без боя, закончилась ещё в Бресте, но они пока этого не поняли. И старший сержант объяснял им эту истину прилежно, на понятном для них языке и не жалея себя. Преподаватель валил свою аудиторию железными доводами наповал, жалел только об одном, что мог не успеть довести эту истину до каждого солдата в немецкой колонне и тем, кто следует за ними. Ученики, старшему сержанту, попались неважные, тему так и не усвоили. Кроме тех самых рьяных, кто остался с ним изучать учебный материал навсегда. И даже немцы оценили совершенство и простоту изложения материала в исполнении сержанта и его учебно-боевого пособия.

Обер-лейтенант Фридрих Хёнфельд. Цитата из дневника: "Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он вёл бой в одиночку. Бил из пушки по нашим танкам и пехоте. Казалось, бою не будет конца. Храбрость его была поразительна.

Это был настоящий ад. Танки загорались один за другим. Пехота, прятавшаяся за бронёй, залегла. Командиры в растерянности. Не могут понять источник шквального огня. Кажется, бьёт целая батарея. Огонь прицельный. Откуда взялась эта батарея? В колонне 59 танков, рота пехоты, бронемашины. И вся наша мощь бессильна перед огнём русских. Разведка докладывала, что путь свободен. Больше всего нас изумило то, что против нас бился один единственный боец. А мы думали, что в нас стреляет целая артиллерийская батарея".

Поняв, что атакой в лоб они русских артиллеристов не сломят фашисты пошли в обход. Окружив позицию Сиротинина, они открыли ураганный огонь. И только после этого замолчала пушка, и перестал бить карабин. Больше всего немцев изумило то, что против них сражался один единственный боец.

"Всех поразило, что герой был юнцом, почти мальчишкой. В строю немецких солдат, он стоял бы последним на правом фланге. Он произвёл по нам пятьдесят семь выстрелов из орудия и потом, ещё бил и бил по нам из карабина. Рассеял лобовую атаку пехоты. Уничтожил десять танков и бронемашин. Рядом с его могилой осталось целое кладбище наших солдат".

Полковник оказался мудрее своего младшего офицера. И ещё известно: немцы настолько были поражены мужеством русского солдата, что похоронили его с воинскими почестями.

"Все удивлялись его храбрости. Полковник перед могилой говорил: "Если бы такими как он были бы все солдаты фюрера, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Всё-таки он русский. Надо ли такое преклонение?"

Обер-лейтенант Хёнфельд так и не понял, в какую войну и с кем ввязалась Германия. Обер- лейтенант Хёнфельд убит под Тулой летом 1942 года. Советские солдаты обнаружили его дневник и передали военному журналисту Фёдору Селиванову.

Имя - Николай. Отчество - Владимирович. Фамилия - Сиротинин. Рост - Сто шестьдесят четыре сантиметра. Вес - пятьдесят четыре килограмма. Звание - старший сержант. Русский. Воинская профессия - артиллерист, командир орудия. Возраст - двадцать лет. Деревенский. 55-й стрелковый полк, 6-я стрелковая дивизия. И, пятьсот фашистов, двести пулеметов, пятьдесят девять пушек. Тысяча двести тонн немецкого железа.

Старший сержант Сиротинин Николай Владимирович, командир орудия противотанковой батареи похоронен со всеми воинскими почестями солдатами и офицерами четвёртой танковой дивизии вермахта на берегу реки Добрысть, у села Сокольничи.

Неизвестный подвиг тысяча девятьсот сорок первого года. За который он награждён Орденом Отечественной Войны Первой Степени, посмертно, через девятнадцать лет, в 1960 году.
http://tvspas.ru/pub...pole_voin/16-1-0-597

4. Русский Сталинист : Ответ на 2., рудовский:
2015-07-23 в 14:53

Какая разница, сколько там танков подбили - 10, 15 или 18?Бой был? Был. Люди погибли? Погибли. Москву в конечном итоге отстояли? Отстояли. А что там журналисты приписали, что молва народная - это дело второе. Знать и изучать все это надо, но без издевательства над историей своей страны и глума.

Абсолютно верно.
Но дело в том, что некоторым субъектам очень чешется развенчать "советские мифы", обмакнуть нас в унитаз, вот они и цепляются к цифрам и второстепенным деталям.
Ага, там было не 28 панфиловцев, а 128- значит, коммуняки как всегда насвистели. Не было подвига!
Там подбили не 100, а 25 танков- не было подвига!
В тот день толщина снежного покрова была 5 см, а не 7 см- не было подвига!
В тот день солнце вышло из-за туч в 13.25, а не в 13.15- не было подвига!
Клочков не произнёс слова про Москву, а просто матерился- не было подвига!
И во на такой ублюдочно-ущербной логике они и "развенчивают" мифы.

3. Вятчанин : Легенда, а не миф
2015-07-23 в 12:48

Да, НЕВОЗМОЖНО БЫЛО в суровом 1941 году журналисту провести подробное расследование подвига героев-панфиловцев, остановивших колонну танков под Москвой. Статья в газету была написана по горячим следам, участники боя погибли, опрашивать было некого. Поэтому журналисту пришлось пользоваться в деталях художественным вымыслом. Тем более что главная задача фронтовой газеты была пропагандистская: вдохновлять на битву с фашистами.
Вправе ли журналист пользоваться художественным вымыслом? Все пособия по журналистике скажут: художественный вымысел при создании журналистского произведения допустим, если он не искажает сути события. Борис Полевой взял историю одноногого летчика Маресьева и на документальной основе написал замечательную повесть. Но один факт он все-таки "приукрасил", чтобы усилить образ героя. Во время операции литературный Мересьев просит хирурга ампутировать ему гангренозную ногу без наркоза, а настоящий Маресьев после выхода в свет повести признавался, что такой просьбы он не высказывал. Впрочем, фактов ампутации конечностей без наркоза за отсутствием такого на фронте можно найти немало. Но ведь эта деталь не отменяет подвиг реального Маресьева.
Что касается определения мифа, то лучше было бы назвать подвиг 28 героев-панфиловцем легендой, так как миф в обиходе все-таки понимается как сказка. Легенда - это устный жанр о подвигах героев, передающийся из уст в уста, которая имеет под собой документальную основу, но обрастает в ходе пересказывания додуманными подробностями. Так, рассказ С.С.Смирнова о подвиге бессменного часового, который 9 лет простоял на часах в городе Осиновец, имеет подзаголовок "Почти легенда". Писатель долго собирал из разных источников сведения о бессменном часовом, но так и не узнал его точную фамилию и имя, его возраст и дальнейшую судьбу.

2. рудовский : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-23 в 11:14

Бред какой-то.
Ездил я к этому мемориалу с июне (опосля И-В монастыря) с небольшой группой путешественников. И там несколько десятков человек было - очевидно, те, кто решил посетить это место из уважения к памяти погибших. Причем люди сплошь в 2, 3 и даже 4 семейных поколения.
Какая разница, сколько там танков подбили - 10, 15 или 18?
Бой был? Был. Люди погибли? Погибли. Москву в конечном итоге отстояли? Отстояли. А что там журналисты приписали, что молва народная - это дело второе. Знать и изучать все это надо, но без издевательства над историей своей страны и глума.

1. Алёша : Re:Так был ли подвиг?..
2015-07-23 в 04:53

"...государство, которое так много говорит о недопустимости пересмотра истории и особенно истории Великой Отечественной войны, должно бить себя по затылку. Потому что само же это государство и способствует как пересмотру с фальсификацией, так и очернительству с лжеразоблачениями. Чем именно способствует, это уж другой вопрос - халатностью, политической близорукостью, набором недалёких сотрудников, злым ли умыслом, но так или иначе государство ныне само выступило в роли фальсификатора своей же собственной истории, взяв на себя при этом функции саморазрушения."

Если два-три человека в государстве озвучивают какие-то правильные вещи, это совсем не означает, что все остальные принимают их как руководство к действию.
Как раз наоборот. Таковы правила игры. И волки сыты и овцы целы.

Читайте также: